⏳ 2021.08.27 (пт)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 10я по Пятидесятнице (глас 8й)
• пятница

☀️ неподвижный годовой круг:
27 августа (14 августа)
• (Успенский пост)
• (Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы)
• прор. Михе́я (из 12-ти) (VIII до РХ)
• сщмч. Марке́лла Апамейского (ок. 389)
• перенесение мощей прп. Феодосия Киево-Печерского (1091)
• прп. Аркадия Вяземского и Новоторжского (XI)
• сщмч. Василия (Богоявленского) Черниговского, прмч. Матфея (Померанцева), мч. Алексия (Зверева) (1918)
• сщмч. Владимира (Цедринского) (1918)
• сщмчч. Владимира (Смирнова), Николая (Толгского), прмч. Елевферия (Печенникова), прмцц. Евы (Павловой), Евдокии (Перевозниковой), мч. Феодора (Захарова) (1937)
• исп. Алекса́ндра (Уродова) (1961)
• икон Божией Матери: «Беседная» (1383), Нарвская (1558)


☦️
Пророк Михе́й Морасфитянин.
Про­рок Ми­хей, ше­стой из 12-ти ма­лых про­ро­ков, про­ис­хо­дил из пле­ме­ни Иудо­ва и был ро­дом из го­ро­да Мо­рас­фи, к югу от Иеру­са­ли­ма, по­че­му и на­зы­ва­ет­ся Мо­рас­фи­тя­ни­ном. Свое про­ро­че­ское слу­же­ние на­чал око­ло 778 г. до Рож­де­ства Хри­сто­ва и про­хо­дил его по­чти 50 лет при ца­рях иудей­ских Иоафа­ме, Аха­зе и бла­го­че­сти­вом пра­вед­ном Езе­кии (721–691 гг. до Рож­де­ства Хри­сто­ва, па­мять 28 ав­гу­ста). Он был совре­мен­ни­ком про­ро­ка Ис­а­ии. Об­ли­че­ния и пред­ска­за­ния про­ро­ка Ми­хея от­но­си­лись как к Иудей­ско­му, так и к Из­ра­иль­ско­му цар­ствам. Он пред­ви­дел бед­ствия, гро­зив­шие Из­ра­иль­ско­му цар­ству при его раз­ру­ше­нии и Иудее при на­ше­ствии ца­ря Сен­нахе­ри­ма Ас­си­рий­ско­го. Ему же при­над­ле­жит про­ро­че­ство о рож­де­нии Спа­си­те­ля ми­ра: «И ты, Виф­ле­е­ме, до­ме Ев­фра­фов, еда мал еси, еже бы­ти в ты­ся­щах Иуди­ных; из те­бе бо Мне изы­дет Ста­рей­ши­на, еже бы­ти в Кня­зя во Из­ра­и­ли, ис­хо­ди же Его из на­ча­ла от дний ве­ка» (Мих.5,2). Из слов про­ро­ка Иере­мии (Иер.26,18-19) вид­но, что иудеи по­бо­я­лись убить про­ро­ка Ми­хея. Мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны в IV в. по Рож­де­стве Хри­сто­вом в Ва­раф­са­тии по от­кро­ве­нию епи­ско­пу Елев­фе­ро­поль­ско­му Зе­ви­ну.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/671

☦️
Священномученик Марке́лл Апамейский, епископ.
Свя­щен­но­му­че­ник Мар­келл, епи­скоп Апа­мей­ский, ро­дил­ся от знат­ных ро­ди­те­лей на ост­ро­ве Ки­п­ре. По­лу­чив хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, он за­ни­мал вы­со­кие граж­дан­ские долж­но­сти, удив­ляя всех чи­сто­тою жиз­ни, кро­то­стью, ми­ло­сер­ди­ем и крас­но­ре­чи­ем. Око­ло 375 г., оста­вив же­ну с детьми, свя­той пре­дал­ся пу­стын­ной мо­на­ше­ской жиз­ни в Си­рии. Жи­те­ли Апа­меи, при­ве­дя его в го­род как бы по ка­ко­му-то по­лез­но­му де­лу, из­бра­ли его епи­ско­пом. Свя­ти­тель от­ли­чал­ся рев­но­стью в борь­бе с язы­че­ством. Из ска­за­ния Фе­о­до­ри­та Кир­ско­го из­вест­но про него, что, по­лу­чив от свя­то­го бла­го­вер­но­го ца­ря Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го (379–395) доз­во­ле­ние раз­ру­шить креп­ко сло­жен­ный храм Юпи­те­ра в Апа­мее, свя­ти­тель недо­уме­вал, как это сде­лать. Один ра­бот­ник обе­щал по­мочь ему. Он под­рыл три огром­ные ко­лон­ны, под­пи­рая их до вре­ме­ни олив­ко­вы­ми де­ре­вья­ми, а за­тем на­чал под­жи­гать их, но де­ре­вья не за­го­ра­лись. Ко­гда об этом узнал свя­ти­тель Мар­келл, он в церк­ви у свя­то­го жерт­вен­ни­ка со­тво­рил чин ма­ло­го освя­ще­ния во­ды и ве­лел с ве­рою окро­пить этой во­дой де­ре­вья. По­сле это­го де­ре­вья быст­ро сго­ре­ли, ко­лон­ны упа­ли и увлек­ли за со­бой весь язы­че­ский храм. Ко­гда близ Ав­ло­на в Апа­мей­ской об­ла­сти во­и­ны раз­ру­ша­ли еще один язы­че­ский храм, свя­ти­те­ля, на­блю­дав­ше­го по­одаль, схва­ти­ли языч­ни­ки и бро­си­ли в огонь († ок. 389). Убий­цы бы­ли най­де­ны, и сы­но­вья хо­те­ли им ото­мстить, но По­мест­ный Со­бор за­пре­тил им это, ука­зав неспра­вед­ли­вым мстить за ту кон­чи­ну, за ко­то­рую на­до бла­го­да­рить Бо­га.

☦️
Перенесение мощей прп. Феодо́сия, игумена Киево-Печерского (1091).
В восемнадцатый год с того времени, как преподобный отец наш, Феодосий перенесен был душою от земли на небо, Господь благоволил, чтобы и тело его перенесено было из пещеры во святую и подобную небу печерскую церковь.

Далее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/670

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Pecherskij/
• Завещание Киевскому князю Изяславу о Православной христианской вере
• Послание великому князю Изяславу о вере варяжской или латинской
• Поучение о казнях Божиих
• Поучение о тропарях и о пьянстве
• Поучения и молитва

☦️
Преподобный Арка́дий Новоторжский, Вяземский.
Пре­по­доб­ный Ар­ка­дий Вя­зем­ский и Но­во­торж­ский про­ис­хо­дил из го­ро­да Вязь­мы от про­стых бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей, с дет­ства на­учив­ших его мо­лит­ве и по­слу­ша­нию. Крот­кий, про­ни­ца­тель­ный, доб­рый и це­ло­муд­рен­ный юно­ша из­брал сво­им по­дви­гом юрод­ство Хри­ста ра­ди. Он пи­тал­ся по­да­я­ни­ем, спал где при­дет­ся – в ле­су, на цер­ков­ной па­пер­ти. Бла­жен­ная без­за­бот­ность и бли­зость к при­ро­де при­да­ва­ли об­ли­ку юно­го Ар­ка­дия осо­бую оду­хо­тво­рен­ность и от­ре­шен­ность от жи­тей­ской су­е­ты. В церк­ви, углу­бив­шись в мо­лит­ву, свя­той Ар­ка­дий ча­сто пла­кал сле­за­ми уми­ле­ния и ду­хов­ной ра­до­сти. Его со­ве­ты бы­ли точ­ны, пред­ска­за­ния сбы­ва­лись, об­ли­че­ния вра­зум­ля­ли. Опыт­ный на­став­ник, пре­по­доб­ный Еф­рем, Но­во­торж­ский чу­до­тво­рец (па­мять 28 ян­ва­ря), по­мо­гал юно­му по­движ­ни­ку из­бе­гать ду­хов­ных опас­но­стей в про­хож­де­нии труд­но­го и ред­ко­го в то вре­мя по­дви­га юрод­ства. По­сле то­го, как вязь­ми­чи ста­ли сви­де­те­ля­ми несколь­ких чу­дес, со­вер­шен­ных по мо­лит­вам бла­жен­но­го Ар­ка­дия, он, из­бе­гая че­ло­ве­че­ской сла­вы, уда­лил­ся в вер­хо­вья ре­ки Твер­цы. Здесь пре­по­доб­ный Ар­ка­дий раз­де­лил тру­ды сво­е­го ду­хов­но­го на­став­ни­ка пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма Но­во­торж­ско­го, участ­вуя вме­сте с ним в ос­но­ва­нии хра­ма и оби­те­ли в честь свя­тых бла­го­вер­ных кня­зей-стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба († 1015; пер­вое пе­ре­не­се­ние свя­тых мо­щей – 1072; об­щая па­мять 2 мая).
По­сту­пив в но­во­устро­ен­ный мо­на­стырь, пре­по­доб­ный Ар­ка­дий при­нял мо­на­ше­ство и взял на се­бя по­двиг пол­но­го по­слу­ша­ния ду­хов­но­му от­цу – пре­по­доб­но­му Еф­ре­му. Пре­по­доб­ный Ар­ка­дий ни­ко­гда не про­пус­кал ли­тур­гии и яв­лял­ся к за­ут­рене пер­вым, вме­сте со сво­им на­став­ни­ком. По­сле пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Еф­ре­ма (28 ян­ва­ря 1053) пре­по­доб­ный Ар­ка­дий про­дол­жал под­ви­зать­ся по за­ве­там сво­е­го стар­ца, пре­бы­вая в мо­лит­ве, по­сте и мол­ча­нии. По про­ше­ствии несколь­ких лет (по неко­то­рым дан­ным, 13 де­каб­ря 1077) он так­же мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. В 1594 го­ду в од­ной из церк­вей го­ро­да Вязь­мы был устро­ен при­дел во имя пре­по­доб­но­го Ар­ка­дия. Сов­мест­ное празд­но­ва­ние пре­по­доб­ным Ар­ка­дию и Еф­ре­му Но­во­торж­ским бы­ло уста­нов­ле­но при мит­ро­по­ли­те Ди­о­ни­сии в 1584–1587 го­дах. Мо­щи пре­по­доб­но­го Ар­ка­дия, про­слав­лен­ные чу­дес­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми, бы­ли об­ре­те­ны 11 июля (ра­нее в этот день со­вер­ша­лась па­мять) 1677 го­да в ка­мен­ном скле­пе Бо­ри­со­глеб­ско­го со­бо­ра го­ро­да Торж­ка. 14 ав­гу­ста 1798 го­да их по­ло­жи­ли под спу­дом, в ка­мен­ном гро­бу, слу­жив­шем ра­нее ме­стом упо­ко­е­ния пре­по­доб­но­му Еф­ре­му. В 1841 го­ду на ле­вой сто­роне Бо­ри­со­глеб­ско­го со­бор­но­го хра­ма был устро­ен при­дел в честь пре­по­доб­но­го Ар­ка­дия. Тор­же­ствен­ное празд­но­ва­ние 300-ле­тия со вре­ме­ни об­ре­те­ния свя­тых мо­щей пре­по­доб­но­го Ар­ка­дия со­сто­я­лось в го­ро­де Торж­ке в 1977 го­ду.

☦️
Священномученик Васи́лий (Богоявленский), архиепископ Черниговский.
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий, ар­хи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский и Нежин­ский (в ми­ру Бо­го­яв­лен­ский Ва­си­лий Дмит­ри­е­вич) ро­дил­ся в фев­ра­ля 1867 го­да в се­ле Ста­рое Се­сла­ви­но Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка.
В 1888 го­ду он окон­чил Там­бов­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию. По­сле ру­ко­по­ло­же­ния в сан иерея в 1890 го­ду отец Ва­си­лий слу­жил в церк­ви се­ла Ов­сян­ки Там­бов­ской епар­хии. В 1896 го­ду он по­сту­пил в Ка­зан­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию, ко­то­рую за­кон­чил в 1900 го­ду. В 1907 го­ду отец Ва­си­лий был удо­сто­ен сте­пе­ни ма­ги­стра бо­го­сло­вия за дис­сер­та­цию на те­му: «Вто­рая кни­га Мак­ка­вей­ская. Опыт ис­а­го­ги­че­ско­го из­сле­до­ва­ния».
В 1908 го­ду, по­сле кон­чи­ны су­пру­ги, он при­ни­ма­ет мо­на­ше­ский по­стриг и вско­ре на­зна­ча­ет­ся рек­то­ром Чер­ни­гов­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та. В 1909 го­ду со­сто­я­лась его хи­ро­то­ния в епи­ско­па Сум­ско­го, ви­ка­рия Харь­ков­ской епар­хии. На Чер­ни­гов­ской ка­фед­ре Вла­ды­ка со­сто­ял с 12 мая 1911 го­да до 6 мая 1917 го­да.
В 1917 го­ду, по рас­по­ря­же­нию Вре­мен­но­го Пра­ви­тель­ства бы­ли уво­ле­ны все чле­ны Свя­тей­ше­го Си­но­да, кро­ме ар­хи­епи­ско­па Фин­лянд­ско­го Сер­гия (Стра­го­род­ско­го). В их чис­ле был и Вла­ды­ка Ва­си­лий, ко­то­рый, бу­дучи об­ви­нён «в при­вер­жен­но­сти ста­ро­му строю», был от­прав­лен на по­кой как «не со­от­вет­ству­ю­щий ре­во­лю­ци­он­но­му ду­ху вре­ме­ни». Он был пе­ре­ве­дён в Ни­ко­ла­ев­скую Те­ре­бен­скую пу­стынь Твер­ской епар­хии; за­тем неко­то­рое вре­мя управ­лял Мос­ков­ским За­и­ко­но­спас­ским мо­на­сты­рём.
Свя­ти­тель участ­во­вал в де­я­тель­но­сти По­мест­но­го Со­бо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, от­ку­да в 1918 го­ду был ко­ман­ди­ро­ван в Пермь рас­сле­до­вать арест и убий­ство свя­щен­но­му­че­ни­ка ар­хи­епи­ско­па Ан­д­ро­ни­ка (па­мять 7 июня).
По­сле про­из­ве­де­ния след­ствия Вла­ды­ка с дру­ги­ми чле­на­ми ко­мис­сии вы­ехал из Пер­ми, од­на­ко их по­езд был оста­нов­лен меж­ду Пер­мью и Вят­кой. В ва­гон во­рва­лись крас­но­ар­мей­цы, уби­ли чле­нов ко­мис­сии, а те­ла их вы­бро­си­ли из по­ез­да. Са­мо­го Вла­ды­ку сбро­си­ли с Кам­ско­го мо­ста в ре­ку. Про­изо­шло это 14 (27 н. ст.) ав­гу­ста 1918 го­да. Те­ло Вла­ды­ки по­хо­ро­ни­ли мест­ные кре­стьяне, но ко­гда к его мо­ги­ле на­ча­лись па­лом­ни­че­ства, боль­ше­ви­ки вы­ко­па­ли те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка и со­жгли его.

☦️
Преподобномученик Матфе́й (Померанцев), архимандрит.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Мат­фей (По­ме­ран­цев) (ок. 1881–1918), в ми­ру По­ме­ран­цев Ми­ха­ил Вла­ди­ми­ро­вич, ро­дил­ся око­ло 1881 го­да в се­ле Тол­ма­че­ве Брян­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил во II Ор­лов­ском ду­хов­ном учи­ли­ще, окон­чив его в 1896 го­ду по I раз­ря­ду[1].
В 1902 го­ду окон­чил Ор­лов­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию по I раз­ря­ду[2], а в 1906 го­ду – Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия.
В мар­те 1906 го­да был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем Ор­лов­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии.
С 10 фев­ра­ля 1908 го­да – пре­по­да­ва­тель Ор­лов­ско­го жен­ско­го епар­хи­аль­но­го учи­ли­ща.
С 19 июня 1908 го­да – по­мощ­ник смот­ри­те­ля Ка­мы­шин­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща Са­ра­тов­ской гу­бер­нии.
С 3 сен­тяб­ря 1911 го­да – пре­по­да­ва­тель Оло­нец­кой ду­хов­ной се­ми­на­рии.
В 1911 го­ду ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха в Ки­е­ве.
С де­каб­ря то­го же го­да – за­ве­ду­ю­щий цер­ков­но-при­ход­ским шко­ла­ми при Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре.
С мар­та 1914 го­да – по­мощ­ник смот­ри­те­ля Осташ­ков­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща Твер­ской гу­бер­нии.
С 28 ок­тяб­ря 1916 го­да – смот­ри­тель то­го же учи­ли­ща.
8 фев­ра­ля 1917 го­да был на­зна­чен рек­то­ром Перм­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та.
Член По­мест­но­го со­бо­ра 1917–1918 по из­бра­нию от мо­на­ше­ству­ю­щих. По вос­по­ми­на­ни­ям участ­ни­кам Со­бо­ра его на­зы­ва­ли «лю­бим­чи­ком Со­бо­ра»
По по­ру­че­нию Со­бо­ра был од­ним из участ­ни­ков рас­сле­до­ва­ния об­сто­я­тельств убий­ства мит­ро­по­ли­та Вла­ди­ми­ра (Бо­го­яв­лен­ско­го), в рам­ках рас­сле­до­ва­ния ез­дил в Ки­ев, сде­лал на Со­бо­ре по это­му по­во­ду до­клад.
Ко­гда Свя­щен­ным Со­бо­ром бы­ла об­ра­зо­ва­на Ко­мис­сия для раз­ра­бот­ки во­про­сов, свя­зан­ных с го­не­ни­я­ми на Пра­во­слав­ную Цер­ковь то в ее со­став во­шел и ар­хи­манд­рит Мат­фей. Он был ини­ци­а­то­ром на Со­бо­ре мно­гих пред­ло­же­ний, в част­но­сти, по его за­яв­ле­нию был рас­смот­рен во­прос о «так на­зы­ва­е­мом боль­ше­виз­ме в Церк­ви», и он был до­клад­чи­ком и ав­то­ром про­ек­та.
Ко­гда в ав­гу­сте 1918 г. ар­хи­манд­рит Мат­фей об­ра­тил­ся в Со­бор­ный Со­вет с за­в­ле­ни­ем «о раз­ре­ше­нии ему от­пус­ка по слу­жеб­ным де­лам в Пермь», в за­яв­ле­нии он так­же ука­зал, что «ес­ли най­де­но бу­дет же­ла­тель­ным уча­стие его в След­ствен­ной Ко­мис­сии по де­лу аре­ста Ар­хи­епи­ско­па Ан­д­ро­ни­ка», то он при­со­еди­нит­ся к ней, Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон сде­лал за­яв­ле­ние, «что вы­быв­ший в Пермь по ука­зан­но­му де­лу ар­хи­епи­скоп Ва­си­лий при­зна­вал при­сут­ствие ар­хи­манд­ри­та Мат­фея по­лез­ным при ис­пол­не­нии озна­чен­но­го по­ру­че­ния». В Пер­ми ар­хи­манд­рит Мат­фей при­со­еди­нил­ся к Со­бор­ной Ко­мис­сии, на­чав­шей рас­сле­до­ва­ние об­сто­я­тельств убий­ства. Со­вет­ское пра­ви­тель­ство да­ло со­гла­сие на рас­сле­до­ва­ние и да­же предо­ста­ви­ло ко­мис­сии от­дель­ный ва­гон.
27 ав­гу­ста 1918 го­да на об­рат­ном пу­ти, меж­ду Пер­мью и Вят­кой, за мо­стом через ре­ку Ка­му, в ва­гон, где еха­ла де­ле­га­ция Со­бо­ра во гла­ве с ар­хи­еп. Ва­си­ли­ем (Бо­го­яв­лен­ским), во­рва­лись крас­но­ар­мей­цы, вы­ве­ли чле­нов де­ле­га­ции из по­ез­да и рас­стре­ля­ли. Ма­те­ри­а­лы рас­сле­до­ва­ния и сред­ства, со­бран­ные на нуж­ды Со­бо­ра, бы­ли по­хи­ще­ны. Мест­ные кре­стьяне на­шли те­ла му­че­ни­ков и по­хо­ро­ни­ли их. На мо­ги­лу на­ча­лось па­лом­ни­че­ство, вла­сти вы­ры­ли те­ла и со­жгли.

☦️
Мученик Алекси́й Зверев.
Му­че­ник Алек­сей Да­ни­ло­вич Зве­рев (1867/68 – 1918) ро­дил­ся в 1867 или 1868 го­ду в кре­стьян­ской се­мье, окон­чил на­чаль­ное учи­ли­ще.
Слу­жил мис­си­о­не­ром в Мос­ков­ской епар­хии. В 1917 г. из­бран де­ле­га­том от ми­рян Мос­ков­ской епар­хии на По­мест­ный Со­бор 1917–1918 гг.
Был на­прав­лен в Пермь в со­ста­ве ко­мис­сии Со­бо­ра для рас­сле­до­ва­ния об­сто­я­тельств убий­ства свя­щен­но­му­че­ни­ка Ан­д­ро­ни­ка (Ни­коль­ско­го), ар­хи­епи­ско­па Перм­ско­го.
27 ав­гу­ста 1918 го­да на об­рат­ном пу­ти, меж­ду Пер­мью и Вят­кой, за мо­стом через ре­ку Ка­му, в ва­гон, где еха­ла де­ле­га­ция Со­бо­ра во гла­ве с ар­хи­епи­ско­пом Ва­си­ли­ем (Бо­го­яв­лен­ским), во­рва­лись крас­но­ар­мей­цы, вы­ве­ли чле­нов де­ле­га­ции из по­ез­да и рас­стре­ля­ли. Ма­те­ри­а­лы рас­сле­до­ва­ния и сред­ства, со­бран­ные на нуж­ды Со­бо­ра, бы­ли по­хи­ще­ны. Мест­ные кре­стьяне на­шли те­ла му­че­ни­ков и по­хо­ро­ни­ли их. На мо­ги­лу на­ча­лось па­лом­ни­че­ство, вла­сти вы­ры­ли те­ла и со­жгли.

☦️
Священномученик Влади́мир Цедринский, пресвитер
Вла­ди­мир Ионо­вич Цед­рин­ский ро­дил­ся в Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Слу­же­ние Церк­ви он на­чал в Ом­ской епар­хии, в 1909 г. в сане иерея был пе­ре­ве­ден в Тур­ке­стан­скую епар­хию, где был на­зна­чен уезд­ным на­блю­да­те­лем цер­ков­но­при­ход­ских школ 2-го окру­га с ис­пол­не­ни­ем обя­зан­но­стей мис­си­о­не­ра. В даль­ней­шем отец Вла­ди­мир слу­жил в со­бо­ре свт. Ни­ко­лая в го­ро­де Леп­син­ске Се­ми­ре­чен­ской об­ла­сти, а с 6 июля 1912 го­да яв­лял­ся его на­сто­я­те­лем. Поз­же про­то­и­е­рей Цед­рин­ский был так­же бла­го­чин­ным церк­вей все­го Леп­син­ско­го окру­га.
На ос­но­ва­нии ра­пор­та от­ца Вла­ди­ми­ра, в ко­то­ром он со­об­щал Тур­ке­стан­ско­му и Таш­кент­ско­му епи­ско­пу Ин­но­кен­тию (Пу­стын­ско­му) о ре­ше­нии кре­стьян­ско­го со­ю­за Леп­син­ско­го уез­да изъ­ять у цер­ков­ных при­чтов зем­лю и пре­кра­тить вы­пла­ты за тре­бы, ар­хи­ерей из­дал в «Тур­ке­стан­ских Епар­хи­аль­ных Ве­до­мо­стях» при­зыв ко «всем ис­тин­но пра­во­слав­ным хри­сти­а­нам и рус­ским граж­да­нам» за­бо­тить­ся о Церк­ви и ста­рать­ся об­лег­чать по­ло­же­ние свя­щен­ни­ков.
В один из вос­крес­ных дней Успен­ско­го по­ста 1918 го­да отец Вла­ди­мир Цед­рин­ский об­ра­тил­ся к сво­ей пастве с про­по­ве­дью, в ко­то­рой уве­ще­вал пре­кра­тить бра­то­убий­ствен­ную сму­ту, быть вер­ны­ми сы­на­ми пра­во­слав­ной Церк­ви и оте­че­ства. 27 ав­гу­ста, по­сле ли­тур­гии, отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван крас­но­ар­мей­ца­ми. Па­ла­чи, по­ста­вив свя­щен­ни­ка меж­ду 2 ло­шадь­ми, по­гна­ли их за го­род на клад­би­ще, где на гла­зах у при­хо­жан за­ру­би­ли свя­щен­ни­ка шаш­ка­ми. Ве­ру­ю­щие от­нес­ли те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка в цер­ковь, от­пе­ва­ние со­вер­ши­ли свя­щен­ни­ки из со­сед­них сел. Про­то­и­е­рей Вла­ди­мир был по­гре­бен на клад­би­ще Леп­син­ска, ря­дом с ме­стом сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны. До на­ча­ла 30-х го­дов, по­ка в крае еще бы­ли свя­щен­ни­ки, на его мо­ги­ле в день кон­чи­ны слу­жи­ли па­ни­хи­ды, впо­след­ствии ме­сто по­гре­бе­ния от­ца Вла­ди­ми­ра по­чи­та­лось мест­ны­ми жи­те­ля­ми. 2 июля 2001 го­да бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­щен­но­му­че­ни­ка, ныне по­чи­ва­ю­щие в Иоан­но-Бо­го­слов­ской церк­ви в го­ро­де Тал­ды-Кур­гане (Тал­ды­кор­ган).

☦️
Священномученик Влади́мир Смирнов, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир Кон­стан­ти­но­вич Смир­нов ро­дил­ся 18 фев­ра­ля 1885 го­да в Москве в се­мье поч­то­во­го слу­жа­ще­го. Окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и юри­ди­че­ский фа­куль­тет Мос­ков­ско­го уни­вер­си­те­та. В 1911 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иерея. В 1924 го­ду яв­лял­ся кон­суль­тан­том по юри­ди­че­ским во­про­сам при Пат­ри­ар­хе Мос­ков­ском и всея Рос­сии св. Ти­хоне. В том же го­ду Вла­ди­мир Кон­стан­ти­но­вич Смир­нов был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции» и око­ло 3 ме­ся­цев про­вел в Бу­тыр­ской тюрь­ме. Вско­ре по­сле осво­бож­де­ния воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Отец Вла­ди­мир под­вер­гал­ся аре­стам так­же в 1930 и 1931 го­дах.
В 1932 го­ду свя­щен­ник вновь был аре­сто­ван в Москве, при­го­во­рен к 5 го­дам ИТЛ и от­прав­лен в Сви­рь­лаг. Через 11 ме­ся­цев в свя­зи с его бо­лез­нью за­клю­че­ние за­ме­ни­ли на ссыл­ку в Чим­кент.
23 июня 1937 го­да отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван, за­клю­чен в тюрь­му Чим­кен­та, об­ви­нен в про­ве­де­нии «по­ра­жен­че­ской аги­та­ции, в ко­то­рой воз­ла­гал на­деж­ды на фа­шист­ские стра­ны, мо­гу­щие по­кон­чить с ком­му­низ­мом в СССР, вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив зай­мов, кле­ве­тал на со­вет­скую пе­чать… ак­тив­но про­во­дил ан­ти­обо­рон­ную де­я­тель­ность». Свя­щен­но­му­че­ник ви­нов­ным се­бя не при­знал. Рас­стре­лян 27 ав­гу­ста 1937 го­да по при­го­во­ру трой­ки УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти от 23 ав­гу­ста. По­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле в при­го­ро­де Чим­кен­та.

☦️
Священномученик Николай Толгский, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай – Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич Толг­ский – ро­дил­ся 20 фев­ра­ля 1886 го­да в се­ле Дор­ки Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Он яв­лял­ся млад­шим из трех бра­тьев-свя­щен­ни­ков, сы­но­вей про­то­и­рея Ва­си­лия Толг­ско­го, слу­жив­ше­го в се­ле Дор­ки. Стар­ший брат, про­то­и­е­рей Сер­гий, слу­жил в Москве в церк­ви Рож­де­ства Бо­жи­ей Ма­те­ри на Ку­лиш­ках, а за­тем церк­ви Пет­ра и Пав­ла на Яу­зе. В 1936 го­ду он доб­ро­воль­но по­сле­до­вал в ссыл­ку вме­сте с се­мьей до­че­ри (г. Ко­канд). Сред­ний брат отец Алек­сандр был из­вест­ным на­сто­я­те­лем хра­ма Илии Про­ро­ка в Обы­ден­ном пе­ре­ул­ке.
Об­ра­зо­ва­ние бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник по­лу­чил сна­ча­ла в Мос­ков­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1907 го­ду, за­тем стал кан­ди­да­том бо­го­сло­вия в Мос­ков­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии (год окон­ча­ния 1911). Свя­щен­ный сан он при­нял по­сле окон­ча­ния Ака­де­мии и был на­прав­лен для слу­же­ния в Кре­сто­воз­дви­жен­скую цер­ковь се­ла Ал­ту­фье­во Мос­ков­ской гу­бер­нии, за­тем был пе­ре­ве­ден в Моск­ву в цер­ковь пре­по­доб­но­го Сер­гия в Пуш­ка­рях (Ко­ло­коль­ни­ков пе­ре­улок).
Отец Ни­ко­лай был очень яр­кой фигу­рой в цер­ков­ной жиз­ни то­го вре­ме­ни. Невзи­рая на раз­вер­ты­ва­е­мые без­бож­ной вла­стью го­не­ния на Цер­ковь, он ак­тив­но за­ни­мал­ся про­све­ти­тель­ской де­я­тель­но­стью, со­зда­вал хо­ры. На ду­хов­но вы­со­ко­го пас­ты­ря об­ра­ти­ли вни­ма­ние, он стал лич­но из­ве­стен Св. Пат­ри­ар­ху Ти­хо­ну. Отец Ни­ко­лай был на­зна­чен бла­го­чин­ным Сре­тен­ско­го Со­ро­ка церк­вей окру­га, ру­ко­по­ло­жен во про­то­и­е­реи, на­граж­ден мит­рой.
В 1922 го­ду про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был аре­сто­ван за пре­по­да­ва­ние За­ко­на Бо­жия, но через две неде­ли от­пу­щен. Вто­рой арест со­сто­ял­ся 12 ап­ре­ля 1935 го­да: осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД СССР при­го­во­ри­ло аре­сто­ван­но­го свя­щен­ни­ка к 3 го­дам ссыл­ки в го­род Чим­кент Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти.
23 июня 1937 го­да отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван тре­тий и по­след­ний раз в ссыл­ке. На­ря­ду с об­ви­не­ни­я­ми, предъ­яв­лен­ны­ми всем участ­ни­кам де­ла (участ­ник «к/р цен­тра, ку­да во­шли зна­чи­тель­ные по ко­ли­че­ству кад­ры цер­ков­ни­ков, мо­на­хов, по­пов», для «уста­нов­ле­ния Пат­ри­ар­ше­ства и гла­вен­ства Церк­ви над го­судар­ствен­ной вла­стью») про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Толг­ский об­ви­нял­ся в том, что был «ру­ко­во­ди­те­лем ссыль­но­го ду­хо­вен­ства в Ка­ра­кат­ском рай­оне, по по­ру­че­нию [епи­ско­па] Ко­бра­но­ва груп­пи­ро­вал во­круг се­бя и осу­ществ­лял к/р ру­ко­вод­ство к/р эле­мен­том в се­ле Ле­нин­ском. Вел к/р аги­та­цию по­ра­жен­че­ско­го ха­рак­те­ра, пи­сал к/р ро­ман, изъ­ятый при обыс­ке».
На до­про­се на во­прос сле­до­ва­те­ля: «Дай­те по­ка­за­ния о Ва­шей к/р де­я­тель­но­сти», отец Ни­ко­лай от­ве­тил: «К/р де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся и по­ка­зать по это­му во­про­су ни­че­го не мо­гу».
Трой­ка при УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – он был рас­стре­лян 27 ав­гу­ста 1937 го­да в Ли­сьей бал­ке го­ро­да Чим­кен­та, в на­сто­я­щее вре­мя ме­сто его за­хо­ро­не­ния неиз­вест­но.

☦️
Преподобномученик Елевфе́рий (Печенников), схиархимандрит.
Пре­по­доб­но­му­че­ник Елев­фе­рий (Пе­чен­ни­ков) ро­дил­ся в 1870 го­ду в де­ревне При­пе­чи­но Че­ри­ков­ско­го уез­да Мо­гилёв­ской гу­бер­нии и про­ис­хо­дил из кре­стьян­ской се­мьи. В 1892 го­ду он был при­зван в ар­мию и слу­жил ря­до­вым. Вре­мя при­ня­тия иерей­ско­го са­на точ­но неиз­вест­но. Был пол­ко­вым свя­щен­ни­ком. С 1896 го­да он стал мо­на­хом смо­лен­ско­го Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря.
5 де­каб­ря 1922 го­да отец Елев­фе­рий был аре­сто­ван Смо­лен­ским гу­б­от­де­лом ГПУ как про­тив­ник об­нов­лен­че­ско­го те­че­ния и как «убеж­ден­ный сто­рон­ник Ти­хо­на». 10 де­каб­ря 1922 го­да он был осво­бож­ден с под­пис­кой о невы­ез­де. 20 мар­та 1924 го­да мо­нах сно­ва был аре­сто­ван, на этот раз по об­ви­не­нию в «уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции», и по­ме­щен в дом пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния в Смо­лен­ске. 3 ап­ре­ля 1924 го­да об­ви­не­ние с него бы­ло сня­то и под­пис­ка о невы­ез­де от­ме­не­на.
26 фев­ра­ля 1930 го­да по­сле­до­вал тре­тий арест. Об­ви­не­ние за­клю­ча­лось в «уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции» по де­лу «Смо­лен­ско­го со­бор­но­го брат­ства», отец Елев­фе­рий со­дер­жал­ся во вре­мя след­ствия в тюрь­ме Смо­лен­ска. 28 мая 1930 го­да мо­нах Елев­фе­рий (Пе­чен­ни­ков) Кол­ле­ги­ей ОГПУ СССР был при­го­во­рен к 10 го­дам конц­ла­ге­рей. Срок он от­бы­вал в Со­ло­вец­ком ИТЛ, в 1932 го­ду его пе­ре­ве­ли на стан­цию Ман­кент Тур­ке­ста­но-Си­бир­ской же­лез­ной до­ро­ги в Сай­рам­ском рай­оне Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти.
23 июня 1937 го­да отец Елев­фе­рий был аре­сто­ван в ла­ге­ре вме­сте с про­то­и­е­ре­ем свя­щен­но­му­че­ни­ком Вла­ди­ми­ром Смир­но­вым, игу­ме­ни­ей пре­по­доб­но­му­че­ни­цей Евой (Пав­ло­вой), про­то­и­е­ре­ем свя­щен­но­му­че­ни­ком Ни­ко­ла­ем Толг­ским и дру­ги­ми по де­лу мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва), мит­ро­по­ли­та Иоси­фа (Пет­ро­вых) и ар­хи­епи­ско­па Алек­сия (Ор­ло­ва). Схи­ар­хи­манд­рит Елев­фе­рий был об­ви­нен в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти как «ру­ко­во­ди­тель тай­но­го мо­на­сты­ря в Ман­кен­те, про­во­див­ший по­стри­же­ние в тай­ное мо­на­ше­ство». Ви­нов­ным в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти он се­бя не при­знал. 26 июля 1937 го­да осо­бой трой­кой при УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти отец Елев­фе­рий (Пе­чен­ни­ков) был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 27 ав­гу­ста 1937 го­да его рас­стре­ля­ли в Ли­сьей бал­ке близ го­ро­да Чим­кент и он был по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Преподобномученица Е́ва (Павлова), игумения.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ева – в ми­ру Аки­ли­на Ва­си­льев­на Пав­ло­ва – ро­ди­лась 10 июля 1879 го­да в се­ле Ис­са Ин­зар­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Из­вест­но, что она бы­ла игу­ме­ни­ей од­но­го из Пен­зен­ских мо­на­сты­рей. В 1929 го­ду ма­туш­ка бы­ла аре­сто­ва­на в се­ле Бал­ки Са­ра­тов­ской об­ла­сти. В след­ствен­ном де­ле есть про­ти­во­ре­чия в за­пол­не­нии ан­кет: в од­ном ме­сте го­во­ри­лось, что она бы­ла осуж­де­на на 3 го­да ссыл­ки в Ка­зах­стан, а в дру­гом ме­сте, что на 8 лет. По­дроб­но­сти за­клю­че­ния неиз­вест­ны, но в од­ной ан­ке­те го­во­ри­лось, что срок ссыл­ки у нее за­кон­чил­ся в 1932 го­ду.
Вто­рой раз игу­ме­ния Ева бы­ла аре­сто­ва­на 23 июня 1937 го­да. 23 ав­гу­ста 1937 го­да по де­лу N723, по об­ви­не­нию мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва), мит­ро­по­ли­та Иоси­фа (Пет­ро­вых), ар­хи­епи­ско­па Алек­сия (Ор­ло­ва) и дру­гих бы­ло вы­не­се­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, в ко­то­ром, кро­ме все­го про­че­го, го­во­ри­лось: «Пав­ло­ва Ева – ру­ко­во­ди­тель тай­но­го мо­на­сты­ря в г.Чим­кен­те, на­хо­ди­лась под ру­ко­вод­ством Иоси­фа (Пет­ро­вых) и Ко­бра­но­ва, на­прав­ля­ла к Пет­ро­вых за­вер­бо­ван­ных ею жен­щин для по­стри­же­ния. Си­сте­ма­ти­че­ски про­во­ди­ла к/р аги­та­цию, вы­ска­зы­ва­ла по­ра­жен­че­ские на­стро­е­ния с ожи­да­ни­ем вос­ста­нов­ле­ния мо­нар­хи­че­ско-бур­жу­аз­но­го строя». На след­ствии ма­туш­ка за­яви­ла: «Контр­ре­во­лю­ци­ей я не за­ни­ма­лась и не про­во­ди­ла та­кую ра­бо­ту».
Трой­ка при УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла игу­ме­нию Еву (Пав­ло­ву) к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 27 ав­гу­ста 1937 она бы­ла рас­стре­ля­на в Ли­сьей бал­ке го­ро­да Чим­кен­та в Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти.

☦️
Преподобномученица Евдоки́я (Перевозникова), монахиня.
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца мо­на­хи­ня Ев­до­кия – в ми­ру Ев­до­кия Алек­сан­дров­на Пе­ре­воз­ни­ко­ва ро­ди­лась 7 фев­ра­ля 1880 го­да в се­ле Че­рев­ко­во Соль­вы­че­год­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии и про­ис­хо­ди­ла из кре­стьян­ской се­мьи. Вре­мя по­стри­га ее неиз­вест­но. До ре­во­лю­ции она под­ви­за­лась в мо­на­сты­ре, по­том ра­бо­та­ла в порт­няж­ной ма­стер­ской. Ма­туш­ка Ев­до­кия по­сле­до­ва­ла в ссыл­ку за Ка­зан­ским и Сви­яж­ским мит­ро­по­ли­том свя­щен­но­му­че­ни­ком Ки­рил­лом (Смир­но­вым) в по­се­лок Яны­кур­ган Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти, где бы­ла его ке­лей­ни­цей. 13 июля 1937 го­да мо­на­хи­ня бы­ла аре­сто­ва­на в Чим­кен­те по об­ви­не­нию в «при­над­леж­но­сти к контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции». Ви­нов­ной се­бя она не при­зна­ла. 23 ав­гу­ста 1937 го­да Осо­бой трой­кой при УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти ма­туш­ка Ев­до­кия (Пе­ре­воз­ни­ко­ва) бы­ла при­го­во­ре­на к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния и рас­стре­ля­на 27 ав­гу­ста в Чим­кен­те.

☦️
Мученик Фео́дор Захаров.
Му­че­ник Фе­о­дор – Фе­дор Дмит­ри­е­вич За­ха­ров – ро­дил­ся 13 ап­ре­ля 1874 го­да в по­сел­ке Уг­лиц­кий Че­ля­бин­ско­го уез­да Орен­бург­ской гу­бер­нии в потом­ствен­ной ка­за­чьей се­мье. В 1919 го­ду он был аре­сто­ван бе­лы­ми офи­це­ра­ми, но через день вы­пу­щен. До 1920 го­да Фе­дор Дмит­ри­е­вич про­жи­вал во Вла­ди­во­сто­ке. В 1920 го­ду в го­ро­де Верх­не­удин­ске он был аре­сто­ван за пе­ре­ход из Вла­ди­во­сто­ка через по­ло­су бе­лых, но через 32 дня осво­бож­ден.
В 1937 го­ду Фе­до­ра За­ха­ро­ва аре­сто­ва­ли в по­след­ний раз по груп­по­во­му де­лу «ар­хи­епи­ско­па Алек­сия (Ор­ло­ва) и др. г. Чим­кент, 1937 г.». В ар­хив­ном след­ствен­ном де­ле име­ет­ся справ­ка: «За­ха­ров Ф.Д., ве­дя бро­дя­чий об­раз жиз­ни, бы­ва­ет в раз­ных мест­но­стях Ка­зах­ста­на и про­во­дит сре­ди на­се­ле­ния а/с аги­та­цию кле­вет­ни­че­ско­го ха­рак­те­ра по адре­су во­ждей пар­тии и сов­пра­ви­тель­ства. Кро­ме то­го, яв­ля­ет­ся непо­сред­ствен­ным ис­пол­ни­те­лем к/р де­я­тель­но­сти Таш­кент­ско­го мит­ро­по­ли­та и мест­ных а/с ар­хи­ере­ев, т.е. вы­пол­ня­ет роль свя­зи­ста меж­ду от­дель­ны­ми к/р груп­пи­ро­ва­ни­я­ми цер­ков­ни­ков и их ру­ко­во­ди­те­лей».
23 ав­гу­ста 1937 г. по де­лу N723, по об­ви­не­нию мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла (Смир­но­ва), мит­ро­по­ли­та Иоси­фа (Пет­ро­вых), ар­хи­епи­ско­па Алек­сия (Ор­ло­ва) и дру­гих бы­ло вы­не­се­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, в ко­то­ром сре­ди про­че­го го­во­ри­лось: «За­ха­ров Фе­дор – свя­зист меж­ду цен­тром и к/р ячей­ка­ми его на тер­ри­то­рии Ка­зах­ста­на, Уз­бе­ки­ста­на и Кир­ги­зии. Сре­ди на­се­ле­ния вел к/р аги­та­цию. За­ни­мал­ся пре­по­да­ва­ни­ем за­ко­на Бо­жия».
На до­про­се Фе­дор Дмит­ри­е­вич за­явил, что «ни к ка­кой к/р ор­га­ни­за­ции <…> не при­над­ле­жал и ни­ка­кой к/р ра­бо­ты <…> не вел». В ав­гу­сте 1937 го­да трой­ка при УНКВД по Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла Фе­до­ра За­ха­ро­ва к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 27 ав­гу­ста 1937 го­да он был рас­стре­лян в Ли­сьей бал­ке го­ро­да Чим­кен­та в Юж­но-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти.

☦️
Исповедник Алекса́ндр (Уродов), архимандрит.
Ар­хи­манд­рит Алек­сандр (Ге­ор­гий Ан­дре­евич Уро­дов) ро­дил­ся в 1882 го­ду в се­мье кре­стья­ни­на се­ла Невеж­ки­но Чем­бар­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии. Окон­чив зем­скую шко­лу, он был на­зна­чен пев­чим в свою при­ход­скую цер­ковь. В 1901 г., от­пра­вив­шись в пу­те­ше­ствие в г. Са­ров, он оста­но­вил­ся в Са­нак­сар­ском мо­на­сты­ре. Здесь Ге­ор­гий ре­шил по­свя­тить свою жизнь ино­че­ским тру­дам. 30 ав­гу­ста 1911 го­да по­слуш­ник Ге­ор­гий был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Алек­сандр. Вско­ре в Там­бо­ве его ру­ко­по­ло­жи­ли в сан иеро­ди­а­ко­на, а 22 июля 1913 го­да – в иеро­мо­на­ха. 20 июля 1915 го­да иеро­мо­нах Алек­сандр был из­бран бра­ти­ей в на­сто­я­те­ли Са­нак­сар­ско­го мо­на­сты­ря и ар­хи­епи­ско­пом Ки­рил­лом (Смир­но­вым) воз­ве­ден в сан игу­ме­на.
В 1917 го­ду Рос­сию за­хлест­ну­ла вол­на ре­во­лю­ции и крас­но­го тер­ро­ра. В кон­це фев­ра­ля 1918 го­да часть бра­тии во гла­ве иеро­мо­на­хом Вла­ди­ми­ром, под­дер­жи­ва­е­мая боль­ше­ви­ка­ми, учи­ни­ли бунт в мо­на­сты­ре и сме­сти­ли игу­ме­на Алек­сандра с долж­но­сти на­сто­я­те­ля оби­те­ли. По по­ста­нов­ле­нию Во­ен­но-ре­во­лю­ци­он­но­го три­бу­на­ла 27 мар­та 1918 го­да отец Алек­сандр был аре­сто­ван. На до­про­се он ви­нов­ным се­бя не при­знал, и три­бу­нал по­ста­но­вил вы­слать его из мо­на­сты­ря. 3 ап­ре­ля 1922 г. о. Алек­сандр по опре­де­ле­нию Свя­щен­но­го Си­но­да был на­зна­чен на­мест­ни­ком Се­ми­е­зер­ной пу­сты­ни Ка­зан­ской епар­хии с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та. Вла­сти и здесь об­ра­ти­ли на него свой гнев – в 1922 го­ду о. Алек­сандр при­вле­кал­ся к от­вет­ствен­но­сти по де­лу изъ­я­тия цер­ков­ных цен­но­стей. Но, не взи­рая на все го­не­ния, в том же го­ду он ста­но­вит­ся ак­тив­ным участ­ни­ком борь­бы с об­нов­лен­че­ством в Ка­зан­ском крае, а Се­ми­е­зер­ная пу­стынь его тру­да­ми пре­вра­ща­ет­ся в центр этой борь­бы. 31 ок­тяб­ря 1928 г. ар­хи­манд­рит Алек­сандр был аре­сто­ван и при­го­во­рен к трем го­дам конц­ла­ге­ря и трем го­дам ссыл­ки на Урал.
По­сле ссыл­ки отец Алек­сандр ока­зал­ся в Вят­ской епар­хии. 5 ав­гу­ста 1935 г. епи­скоп Яран­ский Ди­мит­рий (По­спе­лов) на­зна­чил ар­хи­манд­ри­та Алек­сандра в с. Со­боле­во, ныне Сан­чур­ско­го рай­о­на Ки­ров­ской об­ла­сти. Здесь в те­че­нии 26 лет отец Алек­сандр под­ви­зал­ся о Гос­по­де и скон­чал свои дни. Дол­гое вре­мя он от­но­сил­ся к чис­лу так на­зы­ва­е­мых «не по­ми­на­ю­щих». В 1955 го­ду ар­хи­манд­рит Алек­сандр при­знал из­бра­ние Пат­ри­ар­ха Алек­сия (Си­ман­ско­го) и вос­со­еди­нил­ся с Пат­ри­ар­шей Цер­ко­вью, на­пи­сав пись­мо пра­вя­ще­му ар­хи­ерею Ки­ров­ской епар­хии ар­хи­епи­ско­пу Ве­ни­а­ми­ну (Ти­хо­ниц­ко­му) с прось­бой о мо­на­ше­ском по­гре­бе­нии по­сле его смер­ти. 14 ав­гу­ста 1961 го­да, до­стиг­нув глу­бо­кой ста­ро­сти, ар­хи­манд­рит Алек­сандр ото­шел ко Гос­по­ду. Его свя­тые мо­щи ныне пре­бы­ва­ют в Санак­сар­ском мо­на­сты­ре.

☦️
Икона Богородицы «Беседная».
Бе­сед­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­зы­ва­ет­ся так по­то­му, что на ней изо­бра­жа­ют­ся Бо­жия Ма­терь и свя­ти­тель Ни­ко­лай Мир­ли­кий­ский, бе­се­ду­ю­щие с по­но­ма­рем Ге­ор­ги­ем (по про­зва­нию Юрыш). Это со­бы­тие про­изо­шло вско­ре по­сле яв­ле­ния Тих­вин­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в 1383 г., ко­гда Са­ма Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца по­ве­ле­ла по­но­ма­рю Ге­ор­гию ска­зать, чтобы над но­во­устро­ен­ным в Ее честь хра­ме в Тих­вине по­ста­ви­ли де­ре­вян­ный крест, а не же­лез­ный. На ме­сте это­го яв­ле­ния бы­ла по­стро­е­на ча­сов­ня во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Ча­сов­ня го­ре­ла несколь­ко раз (при­чем пер­вый раз в 1390 г. од­новре­мен­но с хра­мом, в ко­то­ром на­хо­ди­лась Тих­вин­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы). В 1515 г. вновь бы­ла по­стро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь и ос­но­ван муж­ской мо­на­стырь в честь этой свя­той ико­ны. На­хо­дил­ся Бе­сед­ный мо­на­стырь в Нов­го­род­ской гу­бер­нии Тих­вин­ско­го уез­да.
Ико­но­гра­фия сю­же­та Бе­сед­ной ико­ны точ­но от­ра­жа­ет «Ска­за­ние». Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на си­дя­щей на сруб­лен­ном (ино­гда рас­ту­щем) де­ре­ве, по­кры­том ли­стья­ми или цве­та­ми, с «черв­ле­ным жез­лом» в пра­вой ру­ке. Пе­ред Бо­го­ро­ди­цей – свя­ти­тель Ни­ко­лай Чу­до­тво­рец и ко­ле­но­пре­кло­нен­ный по­но­марь Ге­ор­гий.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-besednaja

☦️
Икона Богородицы Нарвская.
Нарв­ская ико­на Бо­го­ма­те­ри про­сла­ви­лась в 1558 го­ду, ко­гда рус­ские вой­ска оса­жда­ли го­род Нарву. Во вре­мя этой оса­ды пья­ные нарв­ские нем­цы на­шли в од­ном до­ме, в ко­то­ром ко­гда-то жи­ли рус­ские куп­цы, ико­ну Бо­го­ма­те­ри с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ру­ках. Хо­зя­ин это­го до­ма, а вме­сте с ним и его нетрез­вые го­сти ста­ли глу­мить­ся над св. об­ра­зом. Это­го сло­вес­но­го глум­ле­ния и од­но­го ру­га­тель­ства им по­ка­за­лось ма­ло, и ско­ро они пе­ре­шли к дей­ствию. Хо­зя­ин до­ма сде­лал дерз­кое пред­ло­же­ние, ко­то­рое бы­ло при­ня­то все­ми пья­ны­ми и обе­зу­мев­ши­ми от зло­бы на рус­ских го­стя­ми. — Эта без­об­раз­ная дос­ка, — го­во­рил он, — по­став­ле­на бы­ла для рус­ских куп­цов; нам же она не нуж­на, по­это­му бро­сим ее в огонь.
Тот­час же ико­на бы­ла сня­та со сте­ны и со зло­бой бро­ше­на в огонь под кот­лы, в ко­то­рых ва­ри­лось пи­во. Но пла­мя вме­сто то­го, чтобы сжечь об­раз Бо­го­ма­те­ри, устре­ми­лось квер­ху и за­жгло кры­шу до­ма. Это бы­ло в вос­крес­ный день. Воз­дух был чист и тих. Од­на­ко, как толь­ко по­ка­за­лось пла­мя на кры­ше до­ма, вне­зап­но под­ня­лась силь­ная бу­ря; ве­тер раз­ду­вал пла­мя, быст­ро пе­ре­бра­сы­вал его с од­но­го до­ма на дру­гой, и вско­ре по­чти весь го­род был охва­чен ужас­ным ог­нен­ным по­то­ком.
Ви­дя это по­жа­ри­ще, нем­цы рас­те­ря­лись. Поль­зу­ясь их смя­те­ни­ем, рус­ские вой­ска сде­ла­ли при­ступ к го­ро­ду и взя­ли его. Близ Нар­вы на­хо­ди­лось немец­кое вой­ско, но оно по ка­ко­му-то стран­но­му ослеп­ле­нию не хо­те­ло ока­зать по­мо­щи сво­им оса­жден­ным еди­но­пле­мен­ни­кам.
Ко­гда по­жар утих и го­род был очи­щен от нем­цев, то­гда в пеп­ле рус­ские на­шли две ико­ны — ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри и ико­ну Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца. Оба св. об­ра­за со­хра­ни­лись со­вер­шен­но невре­ди­мы­ми, ни­сколь­ко не по­стра­дав от ог­ня.
По взя­тии го­ро­да царь Иоанн Ва­си­лье­вич по­слал в Нарву Юрьев­ско­го ар­хи­манд­ри­та и Со­фий­ско­го про­то­и­е­рея, чтобы они по­стро­и­ли од­ну цер­ковь в зам­ке, а дру­гую в го­ро­де в честь чу­до­твор­ной ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-narvskaja

Жития
Писание