⏳ 2021.08.15 (вс)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 8я по Пятидесятнице (глас 7й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
15 августа (2 августа)
• (Успенский пост)
• сщмч. Стефа́на I и иже с ним (257)
• перенесение мощей первомученика Стефа́на (ок. 428), и обре́тение мощей правв. Никоди́ма, Гамалии́ла, Ави́ва
• прп. Василия Спасо-Кубенского (Каменского) (XV)
• блж. Василия Московского (1557)
• мч. Афанасия Жуланова (1918)
• прмч. Плато́на (Колегова) (1937)
• иконы Божией Матери Ачаирская (XXI)


☦️
Священномученик Стефа́н I Римский, папа Римский.
Свя­щен­но­му­че­ник Сте­фан, па­па Рим­ский, по­стра­дал в 257 го­ду при им­пе­ра­то­ре Ва­ле­ри­ане. Свя­ти­тель Сте­фан, за­ни­мая пре­стол пер­во­свя­ти­те­ля Рим­ско­го (253–257), рев­ност­но бо­рол­ся про­тив ере­си Но­ва­та, ко­то­рый учил, что не сле­ду­ет при­ни­мать об­ра­щав­ших­ся из ере­ти­ков. Скры­ва­ясь во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан, свя­ти­тель кре­стил мно­гих языч­ни­ков, в их чис­ле во­ен­но­го три­бу­на Неме­зия, об­ра­тив­ше­го­ся ко Хри­сту по­сле то­го, как свя­ти­тель ис­це­лил его дочь Лю­цил­лу. Неме­зий, по­свя­щен­ный в сан диа­ко­на, и его дочь бы­ли усе­че­ны ме­чом. Их управ­ля­ю­щий Сим­фро­ний, при­ве­ден­ный три­бу­ном Олим­пи­ем в храм Мар­са на ис­тя­за­ния, мо­лит­вой рас­то­пил зо­ло­то­го идо­ла, по­сле че­го три­бун с же­ной Екзу­пе­ри­ей и сы­ном Тео­до­лом уве­ро­ва­ли и кре­сти­лись. Все они бы­ли со­жже­ны. Остан­ки их бы­ли по­гре­бе­ны свя­тым па­пой Сте­фа­ном.
То­гда же бы­ли обез­глав­ле­ны его 12 кли­ри­ков: Бон, Фавст, Мавр, При­ми­тив, Ка­люм­ни­оз, Иоанн, Екзу­пе­ран­ций, Ки­рилл, Фе­о­дор, Ва­си­лий, Ка­стел, Го­но­рат и Тер­тул­лин, об­ра­щен­ный свя­тым Сте­фа­ном. На­ко­нец сам свя­ти­тель Сте­фан был при­ве­ден к им­пе­ра­то­ру Ва­ле­ри­а­ну, ко­то­рый осу­дил его на усе­че­ние ме­чом в хра­ме Мар­са. Но по мо­лит­вам свя­то­го боль­шая часть хра­ма раз­ру­ши­лась, а во­и­ны раз­бе­жа­лись. Свя­ти­тель скрыл­ся в ка­та­ком­бах (усы­паль­ни­це свя­той Лю­ци­ны), где за­тем был убит при­шед­ши­ми во­и­на­ми в то вре­мя, как он по­учал хри­сти­ан.

☦️
Перенесение мощей первомученика архидиакона Стефана.
Праведные Гамалии́л законоучитель и сын его Ави́в.
Пе­ре­не­се­ние из Иеру­са­ли­ма в Кон­стан­ти­но­поль мо­щей свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на бы­ло око­ло 428 го­да. По­сле то­го, как свя­той пер­во­му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Сте­фан был по­бит иуде­я­ми кам­ня­ми, свя­тое те­ло его бро­си­ли без по­гре­бе­ния на съе­де­ние зве­рям и пти­цам. Од­на­ко на вто­рую ночь зна­ме­ни­тый иудей­ский за­ко­но­учи­тель Га­ма­ли­ил, на­чав­ший скло­нять­ся к ве­ре в Иису­са Хри­ста как в Мес­сию и за­щи­тив­ший апо­сто­лов в си­нед­ри­оне (Деян.5:34-40), по­слал пре­дан­ных ему лю­дей взять те­ло пер­во­му­че­ни­ка. Га­ма­ли­ил пре­дал его по­гре­бе­нию на сво­ей зем­ле, в пе­ще­ре, неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма. Ко­гда скон­чал­ся тай­ный уче­ник Гос­по­да, Ни­ко­дим, при­хо­див­ший к Нему но­чью (Ин.3:1-21, 7:50-52, 19:38-42), Га­ма­ли­ил так­же по­хо­ро­нил его близ гро­ба ар­хи­ди­а­ко­на Сте­фа­на. За­тем и сам Га­ма­ли­ил, при­няв­ший Свя­тое Кре­ще­ние вме­сте со сво­им сы­ном Ави­вом, был по­гре­бен при гро­бе пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на и свя­то­го Ни­ко­ди­ма. В 415 го­ду мо­щи свя­тых бы­ли чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­те­ны и тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в Иеру­са­лим ар­хи­епи­ско­пом Иоан­ном вме­сте с епи­ско­па­ми Елев­фе­ри­ем Се­ва­стий­ским и Елев­фе­ри­ем Иери­хон­ским. С то­го вре­ме­ни от мо­щей на­ча­ли со­вер­шать­ся ис­це­ле­ния.
Впо­след­ствии, при свя­том бла­го­вер­ном ца­ре Фе­о­до­сии Млад­шем (408–450), мо­щи свя­то­го пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на бы­ли пе­ре­ве­зе­ны из Иеру­са­ли­ма в Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­же­ны в церк­ви в честь свя­то­го диа­ко­на Лав­рен­тия, а по со­зда­нии хра­ма в честь пер­во­му­че­ни­ка Сте­фа­на пе­ре­не­се­ны ту­да 2 ав­гу­ста. Дес­ни­ца пер­во­му­че­ни­ка хра­нит­ся в Се­ра­пи­о­но­вой па­ла­те Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/642

☦️
Преподобный Васи́лий Спасо-Кубенский (Каменский), Христа ради юродивый.
Бла­жен­ный Ва­си­лий Ка­мен­ский, Христа ради юродивый (2-я пол. XVII – 1-я пол. XVIII в.?), был ино­ком Спа­со-Ка­мен­но­го мо­на­сты­ря, на­хо­див­ше­го­ся на ост­ро­ве Ку­бен­ско­го озе­ра (неда­ле­ко от Во­лог­ды). При ра­ке его мо­щей, устро­ен­ной впо­след­ствии в церк­ви в честь свя­то­го Ва­си­лия Бла­жен­но­го, Мос­ков­ско­го на­хо­ди­лись ико­на свя­то­го Ва­си­лия Ка­мен­ско­го во весь рост, тя­же­лые же­лез­ные вери­ги и шап­ка из же­лез­ных по­лос.
В 1774 го­ду, ко­гда во вре­мя по­жа­ра сго­ре­ло все, что мог­ло го­реть, быв­шая то­гда над мо­ща­ми угод­ни­ка еще де­ре­вян­ная ра­ка и об­раз на ней оста­лись непри­кос­но­вен­ны­ми, хо­тя вся гро­бо­вая па­лат­ка его на­пол­не­на бы­ла ды­мом и пла­ме­нем. Па­мять бла­жен­но­го Ва­си­лия со­вер­ша­ет­ся 2/15 ав­гу­ста, в день его те­зо­име­нит­ства.

☦️
Блаженный Васи́лий Московский, Христа ради юродивый.
Свя­той бла­жен­ный Ва­си­лий, Мос­ков­ский чу­до­тво­рец, ро­дил­ся в де­каб­ре 1468 го­да на па­пер­ти под­мос­ков­но­го Ело­хов­ско­го хра­ма в честь Вла­ди­мир­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ро­ди­те­ли его бы­ли из про­стых и от­да­ли сы­на в уче­ние са­пож­но­му ре­ме­с­лу. Во вре­мя уче­ния бла­жен­но­го его ма­сте­ру при­шлось быть сви­де­те­лем од­но­го уди­ви­тель­но­го слу­чая, ко­гда он по­нял, что уче­ник его – необык­но­вен­ный че­ло­век. Один ку­пец при­вез на баржах в Моск­ву хлеб и за­шел в ма­стер­скую за­ка­зать са­по­ги, про­ся сде­лать их та­ки­ми, чтобы не сно­сил их за год. Бла­жен­ный Ва­си­лий про­сле­зил­ся: «Со­шьем те­бе та­кие, что и не из­но­сишь их». На недо­умен­ный во­прос ма­сте­ра уче­ник объ­яс­нил, что за­каз­чик не обу­ет са­по­ги, вско­ре умрет. Через несколь­ко дней про­ро­че­ство сбы­лось.
В 16 лет свя­той при­шел в Моск­ву и на­чал тер­ни­стый по­двиг юрод­ства. В па­ля­щий лет­ний зной и трес­ку­чий лю­тый мо­роз хо­дил он на­гой и бо­сой по ули­цам Моск­вы. Стран­ны бы­ли его по­ступ­ки: то опро­кинет ло­ток с ка­ла­ча­ми, то про­льет кув­шин с ква­сом. Рас­сер­жен­ные тор­гов­цы би­ли бла­жен­но­го, но он с ра­до­стью при­ни­мал по­бои и бла­го­да­рил за них Бо­га. А по­том об­на­ру­жи­ва­лось, что ка­ла­чи бы­ли пло­хо ис­пе­че­ны, квас при­го­тов­лен негод­ным. По­чи­та­ние бла­жен­но­го Ва­си­лия быст­ро рос­ло: в нем при­зна­ли юро­ди­во­го, че­ло­ве­ка Бо­жия, об­ли­чи­те­ля неправ­ды.
Один ку­пец за­ду­мал по­стро­ить на По­кров­ке в Москве ка­мен­ную цер­ковь, но три­жды сво­ды ее об­ру­ши­ва­лись. Ку­пец об­ра­тил­ся за со­ве­том к бла­жен­но­му, а он на­пра­вил его в Ки­ев: «Най­ди там убо­го­го Иоан­на, он даст те­бе со­вет, как до­стро­ить цер­ковь». При­е­хав в Ки­ев, ку­пец разыс­кал Иоан­на, ко­то­рый си­дел в бед­ной ха­те и ка­чал пу­стую люль­ку. «Ко­го ты ка­ча­ешь?» – спро­сил ку­пец. «Ро­ди­мую ма­туш­ку, пла­чу неоплат­ный долг за рож­де­ние и вос­пи­та­ние». То­гда толь­ко вспом­нил ку­пец свою мать, ко­то­рую вы­гнал из до­ма, и ему ста­ло яс­но, по­че­му он ни­как не мо­жет до­стро­ить цер­ковь. Вер­нув­шись в Моск­ву, он воз­вра­тил мать до­мой, ис­про­сил у нее про­ще­ние и до­стро­ил цер­ковь.
Про­по­ве­дуя ми­ло­сер­дие, бла­жен­ный по­мо­гал преж­де все­го тем, кто сты­дил­ся про­сить ми­ло­сты­ню, а меж­ду тем нуж­дал­ся в по­мо­щи бо­лее дру­гих. Был слу­чай, что он от­дал бо­га­тые цар­ские по­дар­ки куп­цу-ино­стран­цу, ко­то­рый остал­ся безо все­го и, хо­тя три дня уже ни­че­го не ел, не мог об­ра­тить­ся за по­мо­щью, так как но­сил хо­ро­шую одеж­ду.
Су­ро­во осуж­дал бла­жен­ный тех, кто по­да­вал ми­ло­сты­ню с ко­рыст­ны­ми це­ля­ми, не из со­стра­да­ния к бед­но­сти и несча­стью, а на­де­ясь лег­ким пу­тем при­влечь бла­го­сло­ве­ние Бо­жие на свои де­ла. Од­на­жды бла­жен­ный уви­дел бе­са, ко­то­рый при­нял об­лик ни­ще­го. Он си­дел у Пре­чи­стен­ских во­рот и всем, кто по­да­вал ми­ло­сты­ню, ока­зы­вал немед­лен­ную по­мощь в де­лах. Бла­жен­ный раз­га­дал лу­ка­вую вы­дум­ку и про­гнал бе­са. Ра­ди спа­се­ния ближ­них бла­жен­ный Ва­си­лий по­се­щал и корч­мы, где ста­рал­ся да­же в са­мых опу­стив­ших­ся лю­дях уви­деть зер­но добра, под­кре­пить их лас­кой, обод­рить. Мно­гие за­ме­ча­ли, что, ко­гда бла­жен­ный про­хо­дил ми­мо до­ма, в ко­то­ром безум­но ве­се­ли­лись и пьян­ство­ва­ли, он со сле­за­ми об­ни­мал уг­лы то­го до­ма. Юро­ди­во­го спра­ши­ва­ли, что это зна­чит, и он от­ве­чал: «Ан­ге­лы скорб­ные сто­ят у до­ма и со­кру­ша­ют­ся о гре­хах люд­ских, а я со сле­за­ми упра­ши­вал их мо­лить Гос­по­да об об­ра­ще­нии греш­ни­ков».
Очи­стив ве­ли­ки­ми по­дви­га­ми и мо­лит­вой свою ду­шу, Бла­жен­ный спо­до­бил­ся и да­ра пред­ви­де­ния бу­ду­ще­го. В 1547 го­ду он пред­ска­зал ве­ли­кий по­жар Моск­вы; мо­лит­вой уга­сил по­жар в Нов­го­ро­де; од­на­жды упрек­нул ца­ря Иоан­на Гроз­но­го, что он во вре­мя бо­го­слу­же­ния был за­нят мыс­ля­ми о по­строй­ке двор­ца на Во­ро­бье­вых го­рах.
Скон­чал­ся бла­жен­ный Ва­си­лий 2 ав­гу­ста 1557 го­да. Свя­ти­тель Мос­ков­ский мит­ро­по­лит Ма­ка­рий с со­бо­ром ду­хо­вен­ства со­вер­шил по­гре­бе­ние свя­то­го. Его те­ло бы­ло по­гре­бе­но у Тро­иц­кой церк­ви, что на рву, где в 1554 го­ду был при­стро­ен По­кров­ский со­бор в па­мять по­ко­ре­ния Ка­за­ни. Про­слав­лен бла­жен­ный Ва­си­лий Со­бо­ром 2 ав­гу­ста 1588 го­да, ко­то­рый воз­гла­вил свя­тей­ший пат­ри­арх Иов.
В опи­са­нии об­ли­ка свя­то­го со­хра­ни­лись ха­рак­тер­ные по­дроб­но­сти: «наг весь, в ру­ке по­со­шок». По­чи­та­ние бла­жен­но­го Ва­си­лия все­гда бы­ло на­столь­ко силь­ным, что Тро­иц­кий храм и при­стро­ен­ная По­кров­ская цер­ковь и до­ныне име­ну­ют­ся хра­мом Ва­си­лия Бла­жен­но­го.
Вери­ги свя­то­го хра­нят­ся в Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/643

☦️
Мученик Афана́сий Жуланов.
Му­че­ник Афа­на­сий ро­дил­ся в 1890 го­ду в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Жу­ла­но­ва. Окон­чив шко­лу гра­мо­ты, он с 1911-го по 1913 год слу­жил цер­ков­ни­ком при Пы­скор­ской Спа­со-Пре­об­ра­жен­ской церк­ви Со­ли­кам­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. 11 ян­ва­ря 1914 го­да он был на­зна­чен пса­лом­щи­ком к этой церк­ви и 14 ян­ва­ря то­го же го­да по­свя­щен в сти­харь. Пе­ред сво­и­ми крест­ны­ми стра­да­ни­я­ми он слу­жил в Афа­на­сие-Ки­рил­лов­ской церк­ви в се­ле Би­серт­ское Крас­но­у­фим­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. Пса­лом­щик Афа­на­сий Жу­ла­нов был рас­стре­лян боль­ше­ви­ка­ми в 1918 го­ду.

☦️
Преподобномученик Плато́н (Колегов), иеромонах.
Пре­по­доб­но­му­че­ник иеро­мо­нах Пла­тон – в ми­ру Петр Ти­хо­но­вич Ко­ле­гов – ро­дил­ся 20 ав­гу­ста 1865 го­да в бед­ной кре­стьян­ской се­мье, про­жи­вав­шей в се­ле Гай­ны Чер­дын­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. Из­вест­но, что он стал иеро­мо­на­хом Улья­нов­ско­го Тро­и­це-Сте­фа­нов­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря, что рас­по­ло­жен был в се­ле Улья­но­во Усть-Сы­соль­ско­го уез­да Усть-Ку­лом­ской во­ло­сти Во­ло­год­ской гу­бер­нии. По­сле аре­ста на­сто­я­те­ля это­го мо­на­сты­ря от­ца Ар­се­ния отец Пла­тон был из­бран ис­пол­ня­ю­щим его на­сто­я­тель­ские обя­зан­но­сти.
С но­яб­ря 1918 го­да се­ло Улья­но­во, где на­хо­дил­ся мо­на­стырь, пе­ре­шло от бе­лых к крас­ным, и это при­ве­ло к аре­сту от­ца Пла­то­на и об­ви­не­нию его в по­соб­ни­че­стве бе­лым, вме­сте с ним бы­ли аре­сто­ва­ны еще 20 на­сель­ни­ков мо­на­сты­ря. Это слу­чи­лось в мар­те 1919 го­да. Отец Пла­тон был при­го­во­рен к 5 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. В 1925 го­ду он вы­шел на сво­бо­ду, по­сле че­го еще 12 лет слу­жил в Спас­ской церк­ви се­ла Ча­со­во в Усть-Сы­соль­ском уез­де Ко­ми АО.
Сле­ду­ю­щий арест со­сто­ял­ся 12 июня 1937 го­да. В об­ви­не­нии го­во­ри­лось: «бу­дучи слу­жи­те­лем куль­та, ак­тив­но вел к/р де­я­тель­ность, устра­и­вал сбо­ри­ща, го­во­рил о ско­рой ги­бе­ли ком­му­низ­ма, Со­вет­ской вла­сти и кол­хо­зов, при­зы­вал в кол­хо­зы не всту­пать, ис­поль­зуя ре­ли­ги­оз­ные пред­рас­суд­ки». 13 ав­гу­ста 1937 го­да трой­ка при УНКВД Ко­ми АССР при­го­во­ри­ла иеро­мо­на­ха Пла­то­на (Ко­ле­го­ва) к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – рас­стре­лу. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние15 ав­гу­ста. Отец Пла­тон был рас­стре­лян и по­хо­ро­нен неда­ле­ко от го­ро­да Сык­тыв­ка­ра. От­пре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 6 ок­тяб­ря 2001 го­да пре­по­доб­но­му­че­ник Пла­тон был при­чис­лен к ли­ку свя­тых но­во­му­че­ни­ков Рос­сий­ских.

☦️
Икона Богородицы Ачаирская.
По бла­го­сло­ве­нию Вы­со­ко­прео­свя­щен­ней­ше­го Фе­о­до­сия, мит­ро­по­ли­та Ом­ско­го и Тар­ско­го, в 2002 г. ом­ским ико­но­пис­цем Ген­на­ди­ем Ада­е­вым был на­пи­сан этот об­раз. За ос­но­ву ико­но­гра­фии взя­та ико­на Бо­жьей Ма­те­ри «Ах­тыр­ская», ко­то­рой бла­го­сло­вил Ача­ир­ский Кре­сто­вый мо­на­стырь Свя­тей­ший Пат­ри­арх Алек­сий II, и Ах­тыр­ская-Ача­ир­ская ико­на – спи­сок с ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, на ко­то­рой ря­дом с Бо­го­ро­ди­цей по­ме­ща­ет­ся изо­бра­же­ние Спа­си­те­ля, рас­пя­то­го на Гол­гоф­ском кре­сте, с пред­сто­я­щи­ми ом­ски­ми но­во­му­че­ни­ка­ми.
По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и Всея Ру­си Ки­рил­ла, 2/15 ав­гу­ста уста­нов­лен день празд­но­ва­ния в честь Ача­ир­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-achai-skaja

Жития
Писание