⏳ 2021.08.14 (сб)
🍎 день постный

🌙 подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 8я по Пятидесятнице (глас 6й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
14 августа (1 августа)
• (Успенский пост)
• мчч. Маккавеев: Ави́ма, Антони́на, Гу́рия, Елеаза́ра, Евсево́на, Али́ма, Марке́лла, мц. Соломо́нии (Саломи́и), мч. Елеаза́ра (166 до РХ)
• мчч. в Пергии Памфилийской: Лео́нтия, А́ттия, Алекса́ндра, Кинде́я, Минсифе́я, Кириа́ка, Минео́на, Кату́на и Евкле́я (III)
• Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня
• Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164)
• сщмч. Димитрия (Павского) (1937)
• обретение мощей прп. Софи́и Суздальской (1995)


☦️
Семь мучеников Маккавеев: Ави́м, Антони́н, Гу́рий, Елеаза́р, Евсево́н, Али́м, Марке́лл, матерь их Соломо́ния, и учитель их Елеаза́р.
В 166 г. до Р. X. жил в Иудее некто Еле­азар, свя­щен­ник и за­ко­но­учи­тель, уже до­стиг­ший ста­ро­сти, но весь­ма бла­го­об­раз­ный ви­дом, слав­ный сво­ею муд­ро­стью и бла­го­че­сти­ем. Его при­ве­ли к му­чи­те­лю и ста­ли за­став­лять есть сви­ное мя­со, что бы­ло стро­го за­пре­ще­но Бо­гом в Вет­хом За­ве­те. Но Еле­азар со­гла­сил­ся луч­ше уме­реть слав­ной му­че­ни­че­ской смер­тью за за­кон Бо­жий, неже­ли со­хра­нить через его на­ру­ше­ние бес­чест­ную и про­гнев­ля­ю­щую Бо­га жизнь. Во вре­мя ве­ли­ких му­че­ний, ко­гда от ран свя­щен­ник Бо­жий уже при­бли­жал­ся к смер­ти, он, за­сто­нав, ска­зал: «Гос­по­ду, име­ю­ще­му со­вер­шен­ное ве­де­ние, из­вест­но, что я, имея воз­мож­ность из­ба­вить­ся от смер­ти, при­ни­маю же­сто­кие стра­да­ния и охот­но терп­лю их по стра­ху пе­ред Бо­гом».
Бы­ли схва­че­ны и семь уче­ни­ков свя­то­го Еле­аза­ра, бра­тья Мак­ка­веи Авим, Ан­то­нин, Гу­рий, Еле­азар, Ев­се­вон, Алим и Мар­келл, и с ни­ми их мать Со­ло­мо­ния. Их при­ве­ли к без­за­кон­но­му ца­рю и так­же ста­ли при­нуж­дать есть недоз­во­лен­ную пи­щу. То­гда один из них, от­ве­чая за всех, ска­зал: «Мы го­то­вы луч­ше уме­реть, чем пре­сту­пить за­ко­ны». Царь при­ка­зал от­ре­зать ему язык, со­драть с те­ла ко­жу и от­сечь ру­ки и но­ги на ви­ду у про­чих бра­тьев и ма­те­ри. Ли­шен­но­го всех чле­нов, но еще ды­ша­ще­го юно­шу бро­си­ли на огром­ную рас­ка­лен­ную ско­во­ро­ду. Ко­гда умер пер­вый, вы­ве­ли на по­ру­га­ние вто­ро­го, и он при­нял му­че­ние та­ким же об­ра­зом. Уже при по­след­нем из­ды­ха­нии он ска­зал: «Ты, му­чи­тель, ли­ша­ешь нас на­сто­я­щей жиз­ни, но Царь ми­ра вос­кре­сит нас, умер­ших за Его за­ко­ны, для жиз­ни веч­ной». Ко­гда му­чи­ли тре­тье­го и хо­те­ли ему от­ре­зать язык, он тот­час вы­ста­вил его, неустра­ши­мо про­тя­нув и ру­ки, и му­же­ствен­но ска­зал: «От Бо­га я по­лу­чил их, и за за­ко­ны Его не жа­лею их, и от Него на­де­юсь опять по­лу­чить их». Да­же му­чи­те­ли бы­ли изум­ле­ны та­ким му­же­ством юно­ши. По­том слав­ную му­че­ни­че­скую кон­чи­ну при­ня­ли еще трое бра­тьев Мак­ка­ве­ев. Седь­мо­му же, са­мо­му млад­ше­му, мать их, свя­тая Со­ло­мо­ния, ска­за­ла: «Умо­ляю те­бя, ди­тя мое, по­смот­ри на небо и зем­лю и по­знай, что все со­тво­рил Бог из ни­че­го и что так про­изо­шел и род че­ло­ве­че­ский. Не стра­шись это­го убий­цы, но будь до­стой­ным бра­тьев тво­их и при­ми смерть, чтобы я по ми­ло­сти Бо­жи­ей опять при­об­ре­ла те­бя с бра­тья­ми тво­и­ми». По­сле сы­но­вей скон­ча­лась и мать, ра­дост­но бла­го­да­ря Бо­га за то, что она са­ма и де­ти по­ло­жи­ли ду­ши за за­кон Гос­по­да Все­дер­жи­те­ля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/640

☦️
Мученики Лео́нтий, А́ттий, Алекса́ндр, Кинде́й, Минсифе́й, Кириа́к, Минео́н, Кату́н и Евкле́й Пергийские (Памфилийские).
Муче­ни­ки Леон­тий, Аттий, Алек­сандр, Кин­дей, Мин­си­фей, Кири­ак, Мине­он, Катун и Евклей жили в пам­фи­лий­ском го­ро­де Пер­гии в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305). Все они при­ня­ли Кре­ще­ние в мла­ден­че­стве. Свя­той Мине­он был плот­ник, осталь­ные – зем­ле­дель­цы. Во вре­мя лю­то­го го­не­ния на хри­сти­ан свя­тые еди­но­душ­но устре­ми­лись к при­ня­тию му­че­ни­че­ско­го по­дви­га за Хри­ста. Они раз­ру­ши­ли ка­пи­ще язы­че­ской бо­ги­ни Арте­ми­ды. За это их пре­да­ли же­сто­ким му­че­ни­ям и бро­си­ли на рас­тер­за­ние зве­рям в цир­ке. Но, укро­щен­ные мо­лит­ва­ми му­че­ни­ков, зве­ри не кос­ну­лись их. Зри­те­ли при­шли в ужас и гром­ко кри­ча­ли: «Велик Бог хри­сти­ан­ский». Раз­ра­зи­лась страш­ная гро­за. На зем­лю од­новре­мен­но па­да­ли и град, и огонь. С неба по­слы­шал­ся го­лос, при­зы­вав­ший му­че­ни­ков в Цар­ство Небес­ное. От это­го го­ло­са свя­тые при­шли в ве­ли­кую ра­дость и, пре­кло­нив го­ло­вы под меч, при­ня­ли му­че­ни­че­ские венцы.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/641

☦️
Изнесение Честны́х Древ Животворящего Креста Господня.
Праздник изнесения Честны́х Древ Животворящего Креста Господня празднуется 14 августа. В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии – Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».
В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».
Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1».
По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (Медовый Спас).

Подробнее:
https://azbyka.ru/kak-provesti-uspenskij-post

☦️
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице (1164).
Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157–1174) с волжскими булгарами в 1164 году.
Это первый из трех праздников Всемилостивому Спасу, совершаемых в августе. Второй – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа), а третий – перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 августа, в попразднство Успения Пресвятой Богородицы). Эти три праздника как бы связуют весь Успенский пост.

Комментарий:
Все церковное, к чему прикасается язычество, профанируется и опошляется, так что многие люди под Церковью понимают не Христа и христианскую жизнь, а Масленицу, Красную горку, яблочные и прочие «Спасы», «народные приметы» и тому подобные вещи. Вдумайтесь, дорогие читатели: может ли наше спасение быть «медовым»? Можно ли Господа нашего Иисуса Христа назвать «яблочным»? Вот это и есть самый настоящий лубок — когда вместо серьезного разговора о самых значимых и важных для всех людей вещах — о счастье, о смерти — мы говорим о куличах и пасхах… (с) игумен Петр (Мещеринов)

☦️
Священномученик Дими́трий Павский, пресвитер.
Пав­ский Ди­мит­рий Алек­сан­дро­вич, про­то­и­е­рей, свя­щен­но­му­че­ник, ро­дил­ся в 1874 г. в потом­ствен­ной свя­щен­ни­че­ской се­мье, про­жи­вав­шей в Твер­ской гу­бер­нии. Рос весь­ма лю­бо­зна­тель­ным и спо­соб­ным ре­бен­ком, очень ин­те­ре­со­вав­шим­ся цер­ков­ной ис­то­ри­ей. Со вре­ме­нем окон­чил Ду­хов­ное учи­ли­ще, за­тем — се­ми­на­рию. В 1899 г. со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия за­вер­шил свое об­ра­зо­ва­ние в Ка­зан­ской Ду­хов­ной Ака­де­мии. В 1903 г. его ру­ко­по­ло­жи­ли во иереи и на­зна­чи­ли в Мин­скую епар­хию.
В про­дол­же­ние несколь­ких лет о. Ди­мит­рий яв­лял­ся на­блю­да­те­лем цер­ков­но­при­ход­ских школ Мин­ской епар­хии. На этом по­при­ще он про­явил се­бя с са­мой луч­шей сто­ро­ны. За ра­чи­тель­ное ис­пол­не­ние воз­ло­жен­ных на него обя­зан­но­стей в 1911 г. его воз­ве­ли в сан про­то­и­е­рея, в том же го­ду на­зна­чив на­сто­я­те­лем Мин­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра свв. апп. Пет­ра и Пав­ла. Слу­жа в со­бо­ре, о. Ди­мит­рий од­новре­мен­но пре­по­да­вал в Мин­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, чи­тая в ней кур­сы: об­ли­чи­тель­но­го бо­го­сло­вия и ис­то­рии рас­ко­ла.
При неяс­ных об­сто­я­тель­ствах по­сле ре­во­лю­ции о. Ди­мит­рий по­ки­да­ет ка­фед­раль­ный со­бор и ста­но­вит­ся на­сто­я­те­лем церк­ви Св. Ду­ха в Остро­шиц­ком Го­род­ке б. Мин­ско­го уез­да.
Впер­вые его аре­сто­ва­ли в 1931 г. за то, что он не по­же­лал от­речь­ся от са­на свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Фор­маль­но же о. Ди­мит­рию предъ­яви­ли об­ви­не­ние в аги­та­ции про­тив об­ра­зо­ва­ния кол­хо­зов. Осуж­ден­ный Остро­шиц­ко-Го­ро­дец­ким на­род­ным су­дом, он был при­го­во­рен к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре.
До­сроч­но осво­бож­ден­ный из ла­ге­ря, о. Ди­мит­рий пе­ре­ехал на жи­тель­ство в Твер­скую гу­бер­нию, от­ку­да был ро­дом, и за­нял там ме­сто на­сто­я­те­ля при­ход­ской церк­ви с. Улья­но­ве По­го­рель­ско­го рай­о­на. Здесь в июле 1937 г. его аре­сто­ва­ли вто­рой раз, предъ­явив со­вер­шен­но на­ду­ман­ное об­ви­не­ние в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной шпи­он­ской де­я­тель­но­сти».
Вез­де, где бы ни слу­жил о. Ди­мит­рий Пав­ский, он поль­зо­вал­ся боль­шим ав­то­ри­те­том, лю­бо­вью и ува­же­ни­ем сре­ди ве­ру­ю­щих. В су­ро­вое вре­мя го­не­ний на Цер­ковь о. Ди­мит­рий неред­ко от­кры­то вы­ска­зы­вал свои взгля­ды на про­ис­хо­дя­щее. До нас до­шли неко­то­рые из его вы­ска­зы­ва­ний, в от­дель­ных чер­тах пе­ре­да­ю­щие жи­вой об­лик это­го пас­ты­ря. Од­на­жды во вре­мя про­по­ве­ди о. Ди­мит­рий об­ра­тил вни­ма­ние ве­ру­ю­щих на то, сколь ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние в об­ще­стве по­лу­чил грех ко­щун­ства, по­яс­нив, что этот грех вы­ра­жа­ет­ся в неува­жи­тель­ном от­но­ше­нии к свя­тыне и свя­щен­но­слу­жи­те­лям. Неза­дол­го до про­по­ве­ди мест­ные маль­чиш­ки, одер­жи­мые но­вой идео­ло­ги­ей, за­бро­са­ли его кам­ня­ми на пу­ти в цер­ковь. Отец Ди­мит­рий ска­зал то­гда, что де­тям этот грех про­стит­ся по их нера­зу­мию, а вот взрос­лые, вос­пи­тав­шие по­доб­ным об­ра­зом де­тей, от­ве­тят пе­ред Бо­гом. Вско­ре вла­сти ре­ши­ли за­брать у мест­ной церк­ви сто­рож­ку, пе­ре­обо­ру­до­вав ее под по­ме­ще­ние для ап­те­ки. По это­му во­про­су о. Ди­мит­рий, сов­мест­но с при­хо­жа­на­ми, был вы­зван в сель­со­вет. Там он на­от­рез от­ка­зал­ся пе­ре­дать сто­рож­ку вла­стям, под­дер­жав ве­ру­ю­щих, про­ти­вя­щих­ся рас­хи­ще­нию цер­ков­но­го иму­ще­ства под мни­мо бла­го­вид­ным пред­ло­гом. За­слу­жи­ва­ет вни­ма­ние то, как о. Ди­мит­рий от­но­сил­ся к та­ин­ствам Церк­ви. Сре­ди при­хо­жан, жив­ших в бра­ке, к ис­по­ве­ди он при­ни­мал толь­ко тех, ко­то­рые бы­ли по­вен­ча­ны.
Ча­шу тер­пе­ния вла­стей пе­ре­пол­нил мо­ле­бен, от­слу­жен­ный о. Ди­мит­ри­ем в июне 1937 г. по слу­чаю силь­ной за­су­хи. Вско­ре по­сле мо­леб­на по­шел силь­ный дождь… Ве­ру­ю­щие со сле­за­ми на гла­зах го­во­ри­ли друг дру­гу: «По­мо­ли­лись, и Гос­подь дал до­ждя!» 23 июля 1937 г. о. Ди­мит­рия аре­сто­ва­ли.
На до­про­се он вел се­бя с уди­ви­тель­ным спо­кой­стви­ем, с яс­ным со­зна­ни­ем то­го глу­бо­ко­го, незем­но­го смыс­ла, ко­то­рым бы­ло ис­пол­не­но его стра­да­ние. Его до­пра­ши­ва­ли все­го один раз. По­сле это­го в ви­ду пред­взя­то­сти за­да­ва­е­мых во­про­сов он от­ка­зал­ся о чем-ли­бо раз­го­ва­ри­вать со «сле­до­ва­те­лем». Ви­нов­ным се­бя ни в чем не при­знал и на до­про­се ни­ко­го не ого­во­рил.
Про­то­и­е­рея Ди­мит­рия Пав­ско­го рас­стре­ля­ли 14 ав­гу­ста 1937 г.

☦️
Преподобная Софи́я (в миру Соломо́ния) Суздальская.
Пре­по­доб­ная Со­фия, в ми­ру ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния Са­бу­ро­ва, бы­ла пер­вой же­ной ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го Ва­си­лия Иоан­но­ви­ча (1505–1533). Он вы­брал ее в су­пру­ги из пя­ти­сот са­мых кра­си­вых де­виц. Но брак ока­зал­ся без­дет­ным, о чем ве­ли­ко­кня­же­ская че­та силь­но скор­бе­ла. По­сле 20 лет су­пру­же­ства, несмот­ря на уве­ща­ния ду­хо­вен­ства, ве­ли­кий князь ре­шил всту­пить во вто­рой брак с ли­тов­ской княж­ной Еле­ной Глин­ской. Мит­ро­по­лит Вар­ла­ам, об­ли­чив­ший неза­кон­ность рас­тор­же­ния бра­ка, был све­ден с мит­ро­по­ли­чье­го пре­сто­ла – впер­вые в рус­ской ис­то­рии – и за­то­чен в мо­на­стырь, а пре­по­доб­ный Мак­сим Грек, за­сту­пив­ший­ся за кня­ги­ню Со­ло­мо­нию, за­пре­щен и так­же за­клю­чен в тем­ни­цу. Все Все­лен­ские пат­ри­ар­хи осу­ди­ли по­сту­пок ве­ли­ко­го кня­зя, а пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский Марк пред­ска­зал рож­де­ние от вто­ро­го бра­ка мла­ден­ца, ко­то­рый по­ра­зит мир сво­ей же­сто­ко­стью (Иоан­на Гроз­но­го).
25 но­яб­ря 1525 го­да ве­ли­кая кня­ги­ня Со­ло­мо­ния на­силь­но бы­ла по­стри­же­на в мо­на­ше­ство с име­нем Со­фия в Мос­ков­ском Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре. По­сле по­стри­га ее от­пра­ви­ли под стра­жей в Суз­даль­ский По­кров­ский мо­на­стырь, ко­то­рый впо­след­ствии стал мес­том за­то­че­ния неволь­ных цар­ствен­ных по­стри­же­ниц. Не сра­зу при­ми­ри­лась ве­ли­кая кня­ги­ня со сво­им но­вым по­ло­же­ни­ем, дол­го скор­бе­ла. Но, по­ко­рясь во­ле Бо­жи­ей, Со­фия на­шла уте­ше­ние и уми­ро­тво­ре­ние в усерд­ной мо­лит­ве.
Ино­ки­ня Со­фия, по­знав тще­ту ско­ро­пре­хо­дя­щих зем­ных благ, всей ду­шой воз­же­ла­ла Цар­ствия Бо­жия и прав­ды его (Мф.6:33). В то вре­мя, как в ми­ру умно­жа­лись без­за­ко­ния, она в сво­ем уеди­не­нии укра­ша­лась доб­ро­де­те­ля­ми и по­сте­пен­но вос­хо­ди­ла к ду­хов­но­му со­вер­шен­ству. Князь Курб­ский в по­сла­нии к Иоан­ну Гроз­но­му (1533–1584) на­звал кня­ги­ню-ино­ки­ню «пре­по­доб­но­му­че­ни­цей».
Пре­по­доб­ная Со­фия скон­ча­лась в 1542 го­ду и бы­ла по­хо­ро­не­на в Суз­даль­ском По­кров­ском мо­на­сты­ре. Сте­пен­ная кни­га гла­сит об этом: «По­жив бла­го­дар­но и бо­го­угод­но к Бо­гу отъ­и­де». Уже бли­жай­шие по­том­ки мо­лит­вен­но по­чи­та­ли пре­по­доб­ную Со­фию. В ру­ко­пис­ных свят­цах она име­ну­ет­ся как «свя­тая пра­вед­ная кня­ги­ня Со­фия ино­ки­ня, яже бысть в По­кров­ском мо­на­сты­ре де­ви­че, чу­до­тво­ри­ца». При ца­ре Фе­о­до­ре Иоан­но­ви­че (1584–1598), сыне Гроз­но­го, ее уже чти­ли как свя­тую. Ца­ри­ца Ири­на Фе­о­до­ров­на от­пра­ви­ла в дар на ее гроб­ни­цу «бар­хат­ный по­кров с изо­бра­же­ни­ем Спа­си­те­ля и свя­тых».
Пат­ри­арх Иосиф (1642–1652) пи­сал Суз­даль­ско­му ар­хи­епи­ско­пу Се­ра­пи­о­ну о со­вер­ше­нии мо­леб­нов и па­ни­хид над гро­бом пре­по­доб­ной Со­фии. Поз­же, в XIX ве­ке, ар­хи­епи­ско­пом Суз­даль­ским и Та­рус­ским Се­ра­пи­о­ном бы­ла со­став­ле­на служ­ба пре­по­доб­ной Со­фии.
В опи­са­нии го­ро­да Суз­да­ля клю­чарь Ана­ния со­об­щил о чу­дес­ных ис­це­ле­ни­ях при гроб­ни­це пре­по­доб­ной Со­фии. Так, в 1598 го­ду у ее гроб­ни­цы про­зре­ла княж­на Ан­на Нечте­ва, шесть лет стра­дав­шая сле­по­тою. В 1609 го­ду, во вре­мя на­ше­ствия по­ля­ков на Рос­сию, пре­по­доб­ная Со­фия спас­ла Суз­даль от ра­зо­ре­ния. Она яви­лась в гроз­ном ви­де пред­во­ди­те­лю во­ен­но­го от­ря­да по­ля­ков Ли­сов­ско­му. От стра­ха у него па­ра­ли­зо­ва­ло ру­ку, и он дал клят­ву оста­вить в по­кое го­род и мо­на­стырь. Мно­го и дру­гих чу­дес со­вер­ши­лось по мо­лит­вам пре­по­доб­ной Со­фии.

Могила Софии в усыпальнице Покровского монастыря была очень почитаема. 14 августа 1995 состоялось торжественное обретение её мощей. В этот день над гробницей святой Софии был совершен молебен, и церковно-археологическая комиссия по благословению митрополита Евлогия произвела раскопки — святые мощи были открыты и перенесены в Покровский собор.

Жития
Писание