⏳ 2021.08.07 (сб)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 7я по Пятидесятнице (глас 5й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
7 августа (25 июля)
• Успение прав. Анны (матери Пресвятой Богородицы)
• св. Олимпиа́ды Константинопольской (409)
• прп. Евпра́ксии Тавеннской (413)
• память V Вселенского Собора (553)
• прп. Макария Желтоводского (1444)
• сщмч. Николая (Удинцева) (1918)
• сщмч. Александра (Сахарова) (1927)
• исп. Ираи́ды (Тихо́вой) (1967)


☦️
Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы.
Праведная Анна была дочерью Матфана и по отцу была из колена Левина, а по матери – из колена Иудина. Святой праведный Иоаким, ее муж, сын Варпафира, был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от семени его потомков родится Спаситель мира. Супруги жили в Назарете Галилейском. Они не имели детей до глубокой старости и всю жизнь скорбели об этом. Им приходилось переносить презрение и насмешки, так как в то время бесчадие считалось позором. Но они никогда не роптали и только горячо молились Богу, смиренно уповая на Его Волю.
Однажды, во время большого праздника, дары, которые праведный Иоаким взял в Иерусалим для принесения их Богу, не были приняты священником Рувимом, который считал, что бездетный муж недостоин приносить жертву Богу. Это очень опечалило старца, и он, считая себя самым грешным из людей, решил не возвращаться домой, а поселиться в одиночестве в пустынном месте. Его праведная супруга Анна, узнав, какому унижению подвергся ее муж, стала в посте и молитве скорбно просить Бога о даровании ей ребенка. В пустынном уединении и постничестве о том же просил Бога и праведный Иоаким. И молитва святых супругов была услышана: им обоим Ангел возвестил о том, что родится у них Дочь, Которую благословит весь род человеческий.
По повелению Небесного Вестника, праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них и родилась Дочь, нареченная Марией. Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм Благословенной своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 79-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью.
При святом благоверном царе Иустиниане (527–565) в Девтере был выстроен в ее честь храм, а император Иустиниан II (685–695; 705–711) обновил ее храм, потому что праведная Анна явилась его беременной супруге; в то же время тело ее и мафорий (покрывало) были перенесены в Константинополь.

☦️
Святая Олимпиа́да Константинопольская, дева, диакониса.
Свя­тая Олим­пи­а­да диа­ко­нис­са бы­ла до­че­рью се­на­то­ра Ани­сия Се­кун­да и внуч­кой по ма­те­ри зна­ме­ни­то­го епар­ха Евла­лия (упо­ми­на­ет­ся в ска­за­нии о чу­де­сах свя­ти­те­ля Ни­ко­лая). До бра­ка с Ани­си­ем Се­кун­дом мать Олим­пи­а­ды бы­ла за­му­жем за ар­мян­ским ца­рем Ар­са­ком и ов­до­ве­ла. Ко­гда свя­тая Олим­пи­а­да бы­ла еще со­всем юной, ро­ди­те­ли об­ру­чи­ли ее с бла­го­род­ным юно­шей. Брак дол­жен был со­сто­ять­ся по до­сти­же­нии свя­той Олим­пи­а­дой со­вер­шен­но­ле­тия. Од­на­ко же­них вско­ре умер, а свя­тая Олим­пи­а­да не по­же­ла­ла всту­пать в брак и пред­по­чла дев­ствен­ную жизнь. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей она оста­лась на­след­ни­цей боль­шо­го со­сто­я­ния, ко­то­рое ста­ла раз­да­вать щед­рой ру­кой всем нуж­дав­шим­ся: ни­щим, си­ро­там, вдо­вам; по­сы­ла­ла так­же боль­шие сред­ства в церк­ви, мо­на­сты­ри, боль­ни­цы, при­юты для убо­гих и стран­ни­ков.
Свя­той пат­ри­арх Нек­та­рий (381–397) на­зна­чил свя­тую Олим­пи­а­ду диа­ко­нис­сой. Свое слу­же­ние бла­жен­ная про­хо­ди­ла чест­но и непо­роч­но.
Мно­го по­мо­га­ла свя­тая Олим­пи­а­да при­ез­жав­шим в Ца­рь­град свя­ти­те­лям Ам­фи­ло­хию, епи­ско­пу Ико­ний­ско­му, Они­си­му Пон­тий­ско­му, Гри­го­рию Бо­го­сло­ву, Пет­ру Се­ва­стий­ско­му, бра­ту Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Епи­фа­нию Кипр­ско­му, слу­жа всем с ве­ли­кою лю­бо­вью. Име­ние свое она не счи­та­ла сво­им, а Бо­жи­им, и раз­да­ва­ла его не толь­ко доб­рым лю­дям, но и сво­им вра­гам.
Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст († 407; па­мять 13 но­яб­ря) вы­со­ко це­нил свя­тую Олим­пи­а­ду и ока­зы­вал ей свое рас­по­ло­же­ние и ду­хов­ную лю­бовь. Ко­гда ни в чем не по­вин­но­го свя­ти­те­ля неспра­вед­ли­во из­гна­ли, свя­тая Олим­пи­а­да вме­сте с дру­ги­ми диа­ко­нис­са­ми глу­бо­ко пе­ре­жи­ва­ла это. Вы­хо­дя в по­след­ний раз из церк­ви, свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст по­звал свя­тую Олим­пи­а­ду и диа­ко­нисс Пен­та­дию, Про­клию и Саль­ви­ну и ска­зал им, что воз­буж­ден­ное про­тив него де­ло, ви­ди­мо, при­хо­дит к кон­цу, и вряд ли они еще уви­дят его. Он про­сил их не остав­лять цер­ковь и по­ви­но­вать­ся епи­ско­пу, ко­то­рый бу­дет на­зна­чен вме­сто него, ибо Цер­ковь не мо­жет быть без епи­ско­па. Свя­тые же­ны, об­ли­ва­ясь сле­за­ми, па­ли пе­ред свя­ти­те­лем.
Пат­ри­арх Алек­сан­дрий­ский Фе­о­фил (385–412), преж­де неод­но­крат­но поль­зо­вав­ший­ся щед­ро­стью свя­той Олим­пи­а­ды, опол­чил­ся про­тив нее за пре­дан­ность свя­ти­те­лю Иоан­ну и за то, что она при­ня­ла и кор­ми­ла при­шед­ших в Ца­рь­град ино­ков, ко­то­рых пат­ри­арх Фе­о­фил из­гнал из еги­пет­ской пу­сты­ни. Он воз­во­дил на нее неспра­вед­ли­вые об­ви­не­ния и ста­рал­ся опо­ро­чить ее свя­тую жизнь.
По­сле из­гна­ния свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста за­го­ре­лась со­бор­ная цер­ковь Свя­той Со­фии и вслед за ней вы­го­ре­ла боль­шая часть го­ро­да.
Всех сто­рон­ни­ков свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста ста­ли по­до­зре­вать в под­жо­ге и вы­зы­ва­ли на до­прос. То­гда же по­стра­да­ла и свя­тая Олим­пи­а­да. Ее вы­зы­ва­ли в суд, су­ро­во до­пра­ши­ва­ли и, хо­тя не пред­ста­ви­ли улик, при­су­ди­ли ее к упла­те боль­шой сум­мы за под­жог, в ко­то­ром она не бы­ла ви­нов­на. По­сле это­го свя­тая по­ки­ну­ла Ца­рь­град и от­пра­ви­лась в Ки­зик (на Мра­мор­ном мо­ре). Од­на­ко вра­ги не пре­кра­ти­ли свои пре­сле­до­ва­ния: в 405 го­ду ее осу­ди­ли на за­то­че­ние в Ни­ко­ми­дии, где свя­тая пре­тер­пе­ла мно­го го­ря и ли­ше­ний. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст из сво­е­го из­гна­ния пи­сал ей, уте­шая в скор­би. В 409 го­ду свя­тая Олим­пи­а­да скон­ча­лась в за­то­че­нии.
Свя­тая Олим­пи­а­да яви­лась во сне Ни­ко­ми­дий­ско­му епи­ско­пу и по­ве­ле­ла по­ло­жить те­ло ее в де­ре­вян­ный ков­чег и бро­сить его в мо­ре: «Ку­да вы­не­сут вол­ны ков­чег, там да бу­дет по­гре­бе­но те­ло мое», – ска­за­ла свя­тая. Епи­скоп вы­пол­нил по­ве­ле­ние свя­той Олим­пи­а­ды. Ков­чег при­би­ло вол­на­ми к ме­сту, на­зы­ва­е­мо­му Врох­ти, близ Ца­рь­гра­да. Жи­те­ли, из­ве­щен­ные об этом от Бо­га, вы­шли на бе­рег, при­ня­ли свя­тые мо­щи бла­жен­ной Олим­пи­а­ды и по­ло­жи­ли их в церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Фо­мы. Впо­след­ствии во вре­мя на­бе­гов вар­ва­ров цер­ковь бы­ла со­жже­на, но мо­щи со­хра­ни­лись и при пат­ри­ар­хе Сер­гии (610–638) бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ца­рь­град и по­ло­же­ны в де­ви­чьем мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном свя­той Олим­пи­а­дой. От мо­щей ее со­вер­ша­лись чу­де­са и по­да­ва­лись ис­це­ле­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/621

☦️
Преподобная Евпра́ксия Константинопольская, Тавеннская, Младшая, дева.
Пре­по­доб­ная Ев­прак­сия бы­ла до­че­рью кон­стан­ти­но­поль­ско­го вель­мо­жи Ан­ти­го­на, род­ствен­ни­ка свя­то­го бла­го­вер­но­го ца­ря Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го (379–395).
Ан­ти­гон и его су­пру­га Ев­прак­сия бы­ли бла­го­че­сти­вы и раз­да­ва­ли неиму­щим ще­д­рую ми­ло­сты­ню. У них ро­ди­лась дочь, ко­то­рую на­зва­ли так­же Ев­прак­си­ей. Ан­ти­гон вско­ре умер. Мать уда­ли­лась от цар­ско­го дво­ра и вме­сте с до­че­рью от­пра­ви­лась в Еги­пет под пред­ло­гом осмот­ра сво­их вла­де­ний. Там близ Фива­и­ды был жен­ский мо­на­стырь со стро­гим уста­вом. Жизнь на­сель­ниц при­влек­ла бла­го­че­сти­вую вдо­ву. Она за­хо­те­ла по­мочь этой оби­те­ли, но игу­ме­ния Фе­о­ду­ла от­ка­за­лась и ска­за­ла, что ино­ки­ни вполне пре­да­ли се­бя Бо­гу и не же­ла­ют при­об­ре­те­ния ни­ка­ких зем­ных бо­гатств. Игу­ме­ния со­гла­си­лась при­нять толь­ко све­чи, фими­ам и мас­ло.
Ма­лень­кой Ев­прак­сии в это вре­мя ис­пол­ни­лось семь лет. Она по­лю­би­ла мо­на­ше­ский уклад и ре­ши­ла остать­ся в оби­те­ли. Бла­го­че­сти­вая мать не пре­пят­ство­ва­ла ее же­ла­нию. Остав­ляя дочь в оби­те­ли, Ев­прак­сия про­си­ла де­воч­ку быть сми­рен­ной, ни­ко­гда не ду­мать о сво­ем бла­го­род­ном про­ис­хож­де­нии, слу­жить Бо­гу и сест­рам с усер­ди­ем. В ско­ром вре­ме­ни мать скон­ча­лась. Узнав о ее кон­чине, царь Фе­о­до­сий по­слал свя­той Ев­прак­сии млад­шей пись­мо, в ко­то­ром на­по­ми­нал ей, что в пя­ти­лет­нем воз­расте ро­ди­те­ли об­ру­чи­ли ее сы­ну од­но­го се­на­то­ра и он же­ла­ет, чтобы она вы­пол­ни­ла дан­ное ро­ди­те­ля­ми обе­ща­ние. В от­вет­ном пись­ме свя­тая Ев­прак­сия пи­са­ла ца­рю, что уже всту­пи­ла в чис­ло невест Хри­сто­вых и про­сит ца­ря рас­по­ря­дить­ся ее име­ни­я­ми, раз­дав их в поль­зу Церк­ви и нуж­дав­ших­ся.
Свя­тая Ев­прак­сия, при­хо­дя в воз­раст, все бо­лее уси­ли­ва­ла свои по­дви­ги. Вна­ча­ле она вку­ша­ла пи­щу один раз в день, по­том через два-три дня и бо­лее и, на­ко­нец, раз в неде­лю. Пост она со­еди­ня­ла с вы­пол­не­ни­ем всех мо­на­стыр­ских по­слу­ша­ний: сми­рен­но тру­ди­лась в по­варне, мы­ла по­су­ду, под­ме­та­ла по­ме­ще­ния и слу­жи­ла сест­рам с усер­ди­ем и лю­бо­вью. Сест­ры лю­би­ли сми­рен­ную свя­тую Ев­прак­сию. Но од­на из них за­ви­до­ва­ла ей и все ее по­дви­ги объ­яс­ня­ла же­ла­ни­ем про­сла­вить­ся. Сест­ра ста­ла до­са­ждать ей и уко­рять, но свя­тая де­ва не про­ти­во­ре­чи­ла ей, а сми­рен­но про­си­ла про­ще­ния.
Мно­го бед при­чи­нял свя­той и враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го. Од­на­жды она, до­ста­вая во­ду, упа­ла в ко­ло­дец, от­ку­да ее вы­та­щи­ли сест­ры; в дру­гой раз свя­тая Ев­прак­сия ру­би­ла дро­ва для по­вар­ни и рас­сек­ла се­бе но­гу то­по­ром. Ко­гда она нес­ла охап­ку дров вверх по лест­ни­це, то на­сту­пи­ла на край сво­ей одеж­ды, упа­ла, и ост­рая лу­чи­на вон­зи­лась ей око­ло гла­за. Все эти на­па­сти свя­тая Ев­прак­сия пе­ре­но­си­ла с тер­пе­ни­ем, и ко­гда ее про­си­ли дать се­бе немно­го от­ды­ха, то не со­гла­ша­лась. За по­дви­ги Гос­подь удо­сто­ил свя­тую Ев­прак­сию да­ра чу­до­тво­ре­ния: по ее мо­лит­ве ис­це­лил­ся глу­хо­не­мой и рас­слаб­лен­ный ре­бе­нок, осво­бо­ди­лась от неду­га бес­но­вав­ша­я­ся жен­щи­на. В мо­на­стырь ста­ли при­но­сить боль­ных для ис­це­ле­ния. Свя­тая де­ва еще бо­лее сми­ря­лась, счи­тая се­бя по­след­ней из всех се­стер. Пе­ред кон­чи­ной свя­той Ев­прак­сии игу­ме­нии бы­ло ви­де­ние. Свя­тая де­ва бы­ла при­ве­де­на в свет­лый чер­тог и по­кло­ня­лась си­дя­ще­му на Пре­сто­ле Ца­рю, окру­жен­но­му свя­ты­ми Ан­ге­ла­ми, а Пре­чи­стая Де­ва по­ка­за­ла свя­той Ев­прак­сии свет­лую оби­тель и ска­за­ла ей, что она при­го­тов­ле­на для нее и что она через 10 дней вой­дет в эту оби­тель.
Игу­ме­ния и сест­ры горь­ко пла­ка­ли, не же­лая рас­ста­вать­ся со свя­той Ев­прак­си­ей. Са­ма же свя­тая, узнав о ви­де­нии, пла­ка­ла о том, что она не го­то­ва для пе­ре­хо­да в веч­ность, и про­си­ла игу­ме­нию умо­лить Гос­по­да оста­вить ей жизнь хо­тя бы на один год для по­ка­я­ния. Игу­ме­ния уте­ша­ла свя­тую Ев­прак­сию и го­во­ри­ла, что Гос­подь удо­сто­ит ее Сво­ей ве­ли­кой ми­ло­сти. Вне­зап­но свя­тая Ев­прак­сия по­чув­ство­ва­ла се­бя пло­хо и, раз­болев­шись, вско­ре мир­но скон­ча­лась в воз­расте трид­ца­ти лет († 413).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/620

☦️
Память V Вселенского Собора.
Пя­тый Все­лен­ский Со­бор (Кон­стан­ти­но­поль­ский II) был в Кон­стан­ти­но­по­ле, при свя­том бла­го­вер­ном ца­ре Юс­ти­ни­ане I (527–565), в 553 го­ду, для ре­ше­ния во­про­са о пра­во­ве­рии трех дав­но умер­ших епи­ско­пов: Фе­о­до­ра Моп­су­ет­ско­го, Фе­о­до­ри­та Кир­ско­го и Ивы Эдес­ско­го, ко­то­рые еще во вре­ме­на Тре­тье­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра (431; па­мять 9 сен­тяб­ря) в сво­их пи­са­ни­ях вы­ра­жа­ли несто­ри­ан­ские мне­ния. Так как Со­бор Хал­ки­дон­ский (451; па­мять 16 июля), осу­див­ший мо­но­фи­зи­тов и об­ви­ня­е­мый ими в несто­ри­ан­стве, не осу­дил трех ука­зан­ных епи­ско­пов (рав­но как и Тре­тий Все­лен­ский), то, чтобы от­нять у ев­ти­хи­ан по­вод к об­ви­не­нию пра­во­слав­ных в со­чув­ствии несто­ри­ан­ству и рас­по­ло­жить ере­ти­че­ству­ю­щую пар­тию к еди­не­нию с по­сле­до­ва­те­ля­ми Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра, свя­той Юс­ти­ни­ан из­дал указ, в ко­то­ром в трех от­дель­ных «Гла­вах» осуж­да­лись три упо­мя­ну­тых епи­ско­па. Но так как этот указ не был при­знан все­ми пред­ста­ви­те­ля­ми Церк­ви (осо­бен­но на За­па­де и, в част­но­сти, в Аф­ри­ке), то воз­ник спор о «Трех гла­вах». Для ре­ше­ния это­го спо­ра и был со­зван Пя­тый Все­лен­ский Со­бор.
На этом Со­бо­ре при­сут­ство­ва­ло 165 епи­ско­пов. Па­па Ви­ги­лий (537–555), быв­ший в Кон­стан­ти­но­по­ле, от­ка­зал­ся участ­во­вать в Со­бо­ре, хо­тя был три ра­за при­гла­ша­ем офи­ци­аль­ной де­пу­та­ци­ей от име­ни со­брав­ших­ся епи­ско­пов и са­мо­го им­пе­ра­то­ра. Со­бор от­крыл­ся под пред­се­да­тель­ством свя­то­го Ев­ти­хия, пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го (552–565; 577–582). Со­глас­но им­пе­ра­тор­ско­му эдик­ту, де­ло о «Трех гла­вах» бы­ло тща­тель­но рас­смот­ре­но в про­дол­же­нии вось­ми за­се­да­ний с 4 мая по 2 июня 553 го­да. Ана­фе­ма (про­кля­тие) бы­ла про­из­не­се­на на ли­цо и на уче­ние Фе­о­до­ра Моп­су­ет­ско­го без­услов­но; но от­но­си­тель­но Фе­о­до­ри­та и Ивы осуж­де­ние огра­ни­чи­лось толь­ко неко­то­ры­ми со­чи­не­ни­я­ми, ли­ца же их как очи­щен­ные Хал­ки­дон­ским Со­бо­ром без со­мне­ния, вслед­ствие рас­ка­я­ния, бы­ли по­ща­же­ны от ана­фе­мы. Необ­хо­ди­мость этой ме­ры бы­ла обу­слов­ле­на тем, что в осуж­ден­ных со­чи­не­ни­ях со­дер­жа­лись вы­ска­зы­ва­ния, поз­во­ляв­шие несто­ри­а­нам тол­ко­вать в свою поль­зу опре­де­ле­ния Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра. Но снис­хож­де­ние от­цов Со­бо­ра в ду­хе ико­но­мии в от­но­ше­нии лич­но епи­ско­пов Ивы и Фе­о­до­ри­та оже­сто­чи­ло мо­но­фи­зи­тов про­тив со­бор­но­го ре­ше­ния. Несмот­ря на это, им­пе­ра­тор по­ве­лел об­на­ро­до­вать со­бор­ное по­ста­нов­ле­ние, а па­пу Ви­ги­лия как еди­но­мыш­лен­ни­ка ере­ти­ков на­ка­зать от­лу­че­ни­ем от Церк­ви. Впо­след­ствии па­па со­гла­сил­ся с об­щим мне­ни­ем от­цов и под­пи­сал со­бор­ное опре­де­ле­ние. Но епи­ско­пы Ис­трии и вся об­ласть Ак­ви­лей­ско­го мит­ро­по­ли­та бо­лее ве­ка оста­ва­лись в рас­ко­ле.
На Со­бо­ре от­цы рас­смат­ри­ва­ли так­же за­блуж­де­ния пре­сви­те­ра Ори­ге­на, зна­ме­ни­то­го цер­ков­но­го учи­те­ля III ве­ка. Его уче­ние о пред­су­ще­ство­ва­нии че­ло­ве­че­ских душ бы­ло осуж­де­но. Осуж­де­ны бы­ли так­же ере­ти­ки, не при­зна­вав­шие об­щее вос­кре­се­ние мерт­вых.

☦️
Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский.
Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий ро­дил­ся в 1349 го­ду в Ниж­нем Нов­го­ро­де в се­мье бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. В две­на­дцать лет он тай­но ушел от ро­ди­те­лей и при­нял ино­че­ский по­стриг в Ни­же­го­род­ской Пе­чер­ской оби­те­ли от свя­то­го Ди­о­ни­сия (впо­след­ствии ар­хи­епи­ско­па Суз­даль­ско­го; † 1385; па­мять 26 июня). Со всем пы­лом юно­ше­ской ду­ши он от­дал­ся де­лу спа­се­ния: стро­жай­ший пост и точ­ное ис­пол­не­ние ино­че­ских пра­вил от­ли­ча­ли его пе­ред все­ми бра­ти­я­ми.
Толь­ко через три го­да ро­ди­те­ли пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия узна­ли, ку­да он скрыл­ся. Отец при­шел к нему и слез­но умо­лял сы­на лишь о том, чтобы он вы­шел по­ви­дать­ся с ним. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий раз­го­ва­ри­вал с от­цом через сте­ну и ска­зал, что уви­дит­ся с ним в бу­ду­щей жиз­ни. «Про­тя­ни мне, по край­ней ме­ре, свою ру­ку», – про­сил отец. Сын ис­пол­нил эту ма­лую прось­бу, а отец, по­це­ло­вав про­тя­ну­тую ру­ку сы­на, воз­вра­тил­ся до­мой. Тя­го­тясь сла­вой, сми­рен­ный Ма­ка­рий уда­лил­ся на бе­рег ре­ки Вол­ги и под­ви­зал­ся здесь в пе­ще­ре близ озе­ра Жел­тые во­ды. Здесь он твер­дым воз­дер­жа­ни­ем и тер­пе­ни­ем пре­одоле­вал брань вра­га спа­се­ния. К пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию со­бра­лись лю­би­те­ли без­мол­вия, и в 1435 го­ду он устро­ил для них оби­тель во Имя Пре­свя­той Тро­и­цы. Здесь он на­чал про­по­ве­до­вать хри­сти­ан­ство окрест­ным че­ре­ми­сам и чу­ва­шам и кре­стил ма­го­ме­тан и языч­ни­ков в озе­ре, по­лу­чив­шем на­зва­ние Свя­то­го. Ко­гда в 1439 го­ду ка­зан­ские та­та­ры ра­зо­ри­ли оби­тель, пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия взя­ли в плен. Из по­чте­ния к его бла­го­че­стию и бла­го­тво­ри­тель­ной люб­ви хан от­пу­стил свя­то­го из пле­на и вме­сте с ним осво­бо­дил до 400 хри­сти­ан. Но с пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия взя­ли сло­во не се­лить­ся при Жел­том озе­ре. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий с че­стью по­хо­ро­нил из­би­ен­ных в его оби­те­ли и от­пра­вил­ся за 240 верст в Га­лич­ские края. Во вре­мя это­го пе­ре­се­ле­ния все пут­ни­ки, по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го, пи­та­лись чу­дес­ным об­ра­зом. Дой­дя до го­ро­да Ун­жа, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий по­ста­вил в 15 вер­стах от го­ро­да на бе­ре­гу озе­ра Ун­жа крест и по­стро­ил кел­лию. Здесь он ос­но­вал но­вую оби­тель. На пя­том го­ду сво­ей жиз­ни в Ун­же пре­по­доб­ный Ма­ка­рий за­бо­лел и пре­ста­вил­ся в воз­расте 95 лет.
Еще при жиз­ни пре­по­доб­ный Ма­ка­рий был на­де­лен бла­го­дат­ным да­ром: он ис­це­лил сле­пую и бес­но­ва­тую де­вуш­ку. По­сле кон­чи­ны пре­по­доб­но­го мно­гие по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние от его мо­щей. Ино­ки воз­двиг­ли над его гро­бом храм и уста­но­ви­ли в оби­те­ли об­ще­жи­тие. В 1522 го­ду та­та­ры на­па­ли на Ун­жу и хо­те­ли обо­драть се­реб­ря­ную ра­ку в Ма­ка­ри­е­вой пу­сты­ни, но ослеп­ли и, обе­зу­мев, бро­си­лись бе­жать. Мно­гие из них уто­ну­ли в Ун­же. В 1532 го­ду мо­лит­ва­ми пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия спас­ся от та­тар го­род Со­ли­га­лич, и бла­го­дар­ные жи­те­ли устро­и­ли в со­бор­ном хра­ме при­дел в честь свя­то­го. Бо­лее 50 че­ло­век по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние от тя­же­лых неду­гов, как это уста­но­ви­ла ко­мис­сия, по­слан­ная пат­ри­ар­хом Фила­ре­том 24 июня 1619 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-zheltovodskij

☦️
Священномученик Николай Удинцев, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Удин­цев ро­дил­ся 4 ап­ре­ля 1862 го­да в се­мье от­ца Алек­сандра Удин­це­ва, свя­щен­ни­ка се­ла Ско­ро­дум­ско­го Ир­бит­ско­го уез­да. Обу­чал­ся в Перм­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, но по соб­ствен­но­му про­ше­нию был уво­лен из нее при пе­ре­хо­де в пя­тый класс. По­сле это­го Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич по­сту­пил на долж­ность учи­те­ля на­род­ных школ в Ир­бит­ском уез­де и до 1890 го­да пре­по­да­вал сна­ча­ла в шко­лах сел Кру­ти­хин­ско­го, Го­луб­ков­ско­го, Верх-Ни­цин­ско­го и по­сел­ка Ир­бит­ский за­вод, а за­тем — в на­род­ном учи­ли­ще се­ла Го­луб­ков­ско­го. В это вре­мя он всту­пил в брак с до­че­рью диа­ко­на се­ла Ни­цин­ско­го Ир­бит­ско­го уез­да Ан­то­ни­ной Ми­хай­лов­ной Ла­си­ной, и в 1890 го­ду у них ро­дил­ся пер­ве­нец — сын Алек­сандр, а еще через два го­да — сын Дмит­рий.
На ос­но­ва­нии ука­за Прео­свя­щен­ней­ше­го Афа­на­сия, епи­ско­па Ека­те­рин­бург­ско­го и Ир­бит­ско­го, 15 но­яб­ря 1892 го­да Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на и опре­де­лен для слу­же­ния в цер­ковь в честь Трех Свя­ти­те­лей Нижне-Ту­рин­ско­го за­во­да Вер­хо­тур­ско­го уез­да. В его по­служ­ном спис­ке зна­чит­ся: «по­ве­де­ния очень хо­ро­ше­го».
В 1894 го­ду отец Ни­ко­лай удо­сто­ил­ся ру­ко­по­ло­же­ния в сан свя­щен­ни­ка и был на­зна­чен на слу­же­ние в Пет­ро-пав­лов­скую цер­ковь се­ла Пет­ро­пав­лов­ско­го Вер­хо­тур­ско­го уез­да. Вско­ре его пе­ре­ве­ли в Вос­кре­сен­скую цер­ковь се­ла Верх-Ни­цин­ско­го Ир­бит­ско­го уез­да. Во вре­мя слу­же­ния в этом се­ле он пре­по­да­вал в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле де­рев­ни Иг­на­тье­вой Верх-Ни­цин­ско­го при­хо­да. Пре­по­да­ва­ние шло столь успеш­но, что «за рев­ност­ное ис­пол­не­ние цер­ков­но-школь­ных обя­зан­но­стей» ба­тюш­ка был на­граж­ден к празд­ни­ку Пас­хи 1902 го­да на­бед­рен­ни­ком, а в 1903 и 1905 го­дах его имя неод­но­крат­но от­ме­ча­лось в от­че­тах епар­хи­аль­ных на­блю­да­те­лей о со­сто­я­нии цер­ков­ных школ епар­хии сре­ди имен тех, кто «осо­бен­но рев­ност­но от­но­си­лись к цер­ков­но-школь­но­му де­лу и ак­ку­рат­ным ис­пол­не­ни­ем обя­зан­но­стей за­яви­ли се­бя».
При­бли­зи­тель­но в это же вре­мя отец Ни­ко­лай стал чле­ном брат­ства свя­то­го пра­вед­но­го Си­мео­на, Вер­хо­тур­ско­го чу­до­твор­ца, и Пра­во­слав­но­го мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства по Ека­те­рин­бург­ско­му ко­ми­те­ту. Об­ра­зо­ван­ное в 1886 го­ду брат­ство свя­то­го Си­мео­на дей­ство­ва­ло в двух ос­нов­ных на­прав­ле­ни­ях: про­све­ти­тель­ском и мис­си­о­нер­ском, преж­де все­го — про­ти­во­рас­коль­ни­че­ском. В 1897 го­ду в ве­де­ние брат­ства бы­ли пе­ре­да­ны так­же все про­ти­во­рас­коль­ни­че­ские мис­си­о­нер­ские ко­ми­те­ты, ор­га­ни­зо­ван­ные в мест­но­стях, осо­бен­но за­ра­жен­ных рас­ко­лом. Де­ло в том, что еще в кон­це XVII ве­ка на Урал хлы­нул по­ток ста­ро­об­ряд­цев, спа­сав­ших­ся от пре­сле­до­ва­ний цер­ков­ных и свет­ских вла­стей. Сре­ди дре­му­чих ле­сов они ос­но­ва­ли се­ло Шар­таш­ское, во­круг ко­то­ро­го вско­ре воз­ник­ло несколь­ко ски­тов и ча­со­вен. В осо­бен­но­сти воз­рос при­ток рас­коль­ни­ков во вре­ме­на Пет­ра I, ко­гда на Ура­ле от­кры­лось несколь­ко част­ных чу­гу­но­ли­тей­ных и же­ле­зо­де­ла­тель­ных за­во­дов, на ра­бо­ту в ко­то­рые хо­зя­е­ва при­ни­ма­ли и бег­лых кре­пост­ных кре­стьян, и бег­лых ка­торж­ни­ков, и рас­коль­ни­ков. С те­че­ни­ем вре­ме­ни мно­гие ста­ро­об­ряд­цы ока­за­лись на ве­ду­щих долж­но­стях, и в ре­зуль­та­те ста­ли на Ура­ле очень вли­я­тель­ной груп­пой на­се­ле­ния, осо­бен­но в Ека­те­рин­бур­ге.
Кро­ме то­го, что отец Ни­ко­лай яв­лял­ся чле­ном брат­ства Свя­то­го Си­мео­на, он со­сто­ял чле­ном-со­труд­ни­ком Им­пе­ра­тор­ско­го Пра­во­слав­но­го Па­ле­стин­ско­го Об­ще­ства по Ека­те­рин­бург­ско­му от­де­лу. За столь ак­тив­ную пас­тыр­скую, пре­по­да­ва­тель­скую и об­ще­ствен­ную де­я­тель­ность свя­щен­ник был на­граж­ден к празд­ни­ку Пас­хи 1905 го­да ску­фьей.
По­сле три­на­дца­ти лет слу­же­ния в се­ле Верх-Ни­цин­ском отец Ни­ко­лай с се­мьей был пе­ре­ве­ден ле­том 1907 го­да сна­ча­ла в се­ло Пет­ро­пав­лов­ское Вер­хо­тур­ско­го уез­да, через ме­сяц — в Нижне-Си­ня­чи­хин­ский за­вод то­го же уез­да, а сра­зу вслед за этим он был на­зна­чен сверх­штат­ным свя­щен­ни­ком в се­ло Ко­стин­ское Ир­бит­ско­го уез­да для слу­же­ния в при­пис­ной Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ской церк­ви де­рев­ни Кле­ва­ки­ной. Через несколь­ко ме­ся­цев де­рев­ня Кле­ва­ки­на от­де­ли­лась в са­мо­сто­я­тель­ный при­ход и ста­ла с это­го вре­ме­ни се­лом Кле­ва­кин­ским. В ян­ва­ре 1908 го­да ба­тюш­ка был на­зна­чен в Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­скую цер­ковь штат­ным свя­щен­ни­ком. Здесь он про­слу­жил семь лет.
Се­ло Кле­ва­кин­ское на­хо­ди­лось в се­ве­ро-за­пад­ной ча­сти Ир­бит­ско­го уез­да , близ ре­ки Реж. Ка­мен­ный од­но­пре­столь­ный храм во имя свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Бо­жия Ми­ха­и­ла был по­стро­ен в се­ле в 1897 го­ду, в на­ча­ле ХХ ве­ка при­ход его со­став­лял око­ло 1800 че­ло­век. На рас­сто­я­нии вер­сты от се­ла на­хо­ди­лась неболь­шая де­ре­вень­ка Верх­няя Бу­та­ко­ва с дей­ство­вав­шей в ней шко­лой гра­мо­ты для маль­чи­ков и де­во­чек. Отец Ни­ко­лай стал пре­по­да­вать в ней За­кон Бо­жий.
В июле 1915 го­да ба­тюш­ка был пе­ре­ве­ден для слу­же­ния в Воз­не­сен­скую цер­ковь се­ла Ко­пте­лов­ско­го Вер­хо­тур­ско­го уез­да. Рас­по­ло­жен­ное в той же мест­но­сти, на ре­ке Реж, се­ло это по­лу­чи­ло свое на­зва­ние от фа­ми­лии пер­во­го по­се­лен­ца. Ка­мен­ный храм в честь Воз­не­се­ния Гос­под­ня с при­де­ла­ми во имя Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го и Пра­вед­но­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го был в кон­це XIX сто­ле­тия бла­го­леп­но укра­шен на­стен­ной жи­во­пи­сью. При­ме­ча­тель­но, что рос­пись на од­ной из стен изо­бра­жа­ла кру­ше­ние Цар­ско­го по­ез­да 17 ок­тяб­ря 1888 го­да. Это тра­ги­че­ское со­бы­тие, ви­ди­мо, глу­бо­ко тро­ну­ло жи­те­лей от­да­лен­но­го се­ле­ния, ес­ли они да­же ре­ши­ли за­пе­чат­леть его на стене хра­ма. В этом по­ступ­ке про­яви­лась пре­дан­ность сель­чан ца­рю, ис­крен­няя лю­бовь к Им­пе­ра­тор­ско­му до­му. При­хо­жане хра­ма, а их бы­ло вме­сте с жи­те­ля­ми окрест­ных де­ре­вень око­ло 4500 че­ло­век, осо­бен­но по­чи­та­ли на­хо­див­ший­ся в нем ис­кус­но вы­ре­зан­ный из де­ре­ва об­раз Спа­си­те­ля, на ко­то­ром Гос­подь был изо­бра­жен в рост, с око­вой на ле­вой но­ге.
В тре­вож­ное вре­мя на­чал отец Ни­ко­лай свое слу­же­ние в Ко­пте­лов­ском: при­бли­жа­лась ре­во­лю­ция и граж­дан­ская вой­на. Ле­том 1918 го­да на Ура­ле про­ис­хо­ди­ли тра­ги­че­ские со­бы­тия: бои бе­ло­гвар­дей­цев с крас­ны­ми, аре­сты и убий­ства мир­ных жи­те­лей…
По­ло­же­ние боль­ше­ви­ков в стране в то вре­мя ста­ло кри­ти­че­ским. В этих усло­ви­ях на V Все­рос­сий­ском съез­де Со­ве­тов в июле 1918 го­да бы­ла при­ня­та пер­вая Кон­сти­ту­ция РСФСР, про­воз­гла­шав­шая за­щи­ту но­вой вла­сти обя­зан­но­стью всех граж­дан. Спе­ци­аль­ным по­ста­нов­ле­ни­ем «О стро­и­тель­стве Крас­ной ар­мии» съезд за­кре­пил со­зда­ние во­ору­жен­ных сил ре­гу­ляр­но­го ти­па на прин­ци­пах при­ну­ди­тель­ной мо­би­ли­за­ции, вве­дя За­кон о все­об­щей во­ин­ской по­вин­но­сти.
Од­на­ко на­силь­ствен­ная мо­би­ли­за­ция в ча­сти Крас­ной ар­мии, а так­же гра­беж кре­стьян, осу­ществ­ляв­ший­ся прод­от­ря­да­ми, вы­зва­ли на всей тер­ри­то­рии Ура­ла мно­го­чис­лен­ные кре­стьян­ские вос­ста­ния. Толь­ко что вер­нув­ши­е­ся до­мой по­сле Пер­вой ми­ро­вой вой­ны муж­чи­ны в боль­шин­стве сво­ем от­ка­зы­ва­лись всту­пать в ря­ды крас­ных. Все эти вол­не­ния ха­рак­те­ри­зо­ва­лись вла­стью как «мя­те­жи ку­ла­ков-контр­ре­во­лю­ци­о­не­ров» и по­дав­ля­лись бес­по­щад­но, с осо­бен­ной же­сто­ко­стью.
По­доб­ная си­ту­а­ция сло­жи­лась и в Вер­хо­тур­ском уез­де. В от­вет на при­каз о мо­би­ли­за­ции здесь по ини­ци­а­ти­ве жи­те­лей се­ла Аро­ма­шев­ско­го, рас­по­ло­жен­но­го ря­дом с се­лом Ко­пте­лов­ским, бы­ли устро­е­ны ми­тин­ги с уча­сти­ем пред­ста­ви­те­лей от 15 окрест­ных во­ло­стей. На них вы­нес­ли сле­ду­ю­щую ре­зо­лю­цию: «В Крас­ную ар­мию не всту­пать, боль­ше­ви­ков не под­дер­жи­вать». Аро­ма­шев­цы от­ка­зы­ва­лись ид­ти во­е­вать в Крас­ную ар­мию, а ко­гда ка­ра­тель­ный от­ряд все же вы­ну­дил сель­чан по­ви­но­вать­ся и всту­пить в ря­ды крас­ных, то вско­ре по при­бы­тии на фронт близ се­ла Го­луб­ков­ско­го Ир­бит­ско­го уез­да мо­би­ли­зо­ван­ные це­лой ро­той в 180 че­ло­век с ру­жья­ми и пу­ле­ме­та­ми пе­ре­шли на сто­ро­ну бе­лых, всту­пив в На­род­ную ар­мию.
Не ме­нее ре­ши­тель­но бы­ли на­стро­е­ны и кре­стьяне со­сед­ней де­рев­ни Де­е­вой. Обез­ору­жив от­ряд крас­но­ар­мей­цев в 28 че­ло­век с пу­ле­ме­та­ми и вин­тов­ка­ми, кре­стьяне, во­ору­жен­ные лишь на­воз­ны­ми ви­ла­ми, же­лез­ны­ми ло­па­та­ми и са­мо­дель­ны­ми ко­пья­ми, вы­рыв око­пы, по­чти це­лую неде­лю с ча­са на час ожи­да­ли при­хо­да крас­ных. К сча­стью, крас­ные боль­ше не при­хо­ди­ли в де­рев­ню.
Жи­те­ли се­ла Ко­пте­лов­ско­го так­же на­от­рез от­ка­за­лись от вступ­ле­ния в ря­ды Крас­ной ар­мии. Остав­лять се­мьи и ид­ти в са­мую стра­ду во­е­вать «за свет­лое бу­ду­щее» ни­ко­му не хо­те­лось. Тем не ме­нее в аги­та­ции про­тив мо­би­ли­за­ции был за­по­до­зрен свя­щен­ник се­ла отец Ни­ко­лай Удин­цев.
По­сле то­го как ря­дом с Ко­пте­лов­ским по­яви­лась пер­вая раз­вед­ка войск На­род­ной ар­мии, по­ло­же­ние крас­ных ста­ло осо­бен­но на­пря­жен­ным. Чув­ствуя, что вско­ре им при­дет­ся оста­вить се­ло, они ре­ши­ли рас­пра­вить­ся с от­цом Ни­ко­ла­ем, к ко­то­ро­му и рань­ше от­но­си­лись враж­деб­но. Он при­нял му­че­ни­че­скую смерть у пре­сто­ла Гос­под­ня: озве­рев­шие крас­но­ар­мей­цы под­ня­ли его на шты­ки пря­мо в ал­та­ре Воз­не­сен­ско­го хра­ма. Слу­чи­лось это 25 июля/7 ав­гу­ста 1918 го­да.

☦️
Священномученик Алекса́ндр Сахаров, пресвитер.
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр Са­ха­ров ро­дил­ся в 1873 го­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге в се­мье пол­ко­во­го свя­щен­ни­ка про­то­и­е­рея Ни­ко­лая Са­ха­ро­ва. По­сле окон­ча­ния Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной ака­де­мии Алек­сандр Ни­ко­ла­е­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В на­ча­ле два­дца­тых го­дов он слу­жил в хра­ме Ми­ха­и­ла Ар­хан­ге­ла в Санкт-Пе­тер­бур­ге.
В 1924 го­ду без­бож­ные вла­сти в Пе­тер­бур­ге раз­вер­ну­ли уси­лен­ную борь­бу с пра­во­слав­ны­ми, за­клю­чая их в тюрь­мы и в конц­ла­ге­ря. Для то­го чтобы быть аре­сто­ван­ным, до­ста­точ­но бы­ло до­но­са, ко­то­рый по­чти все­гда сле­до­вал в то вре­мя от об­нов­лен­цев, вни­ма­тель­но на­блю­дав­ших за все­ми сколь­ко-ни­будь рев­ност­ны­ми свя­щен­ни­ка­ми.
В ян­ва­ре 1924 го­да в ОГПУ по­сту­пил до­нос, в ко­то­ром го­во­ри­лось, что про­то­и­е­рей Алек­сандр буд­то бы про­по­ве­до­вал с ам­во­на, чтобы ве­ру­ю­щие не шли за этим пра­ви­тель­ством, так как со­вет­ская власть вре­мен­на, и что со смер­тью Ле­ни­на на­род из­ба­вил­ся от од­но­го из ан­ти­хри­стов.
В на­ча­ле фев­ра­ля 1924 го­да про­то­и­е­рей Алек­сандр был аре­сто­ван. На до­про­сах он не при­знал се­бя ви­нов­ным, ска­зав: «Про­по­ве­ди я го­во­рил по­чти на каж­дой служ­бе, но толь­ко на еван­гель­ские те­мы, не за­тра­ги­вая по­ли­ти­че­ских во­про­сов и об­ще­ствен­ных де­я­те­лей. Мо­жет быть, ко­му-ли­бо из слу­ша­те­лей в мо­их про­по­ве­дях дей­стви­тель­но по­ка­за­лось что-ли­бо ан­ти­со­вет­ским, но я вас уве­ряю, что это­го не бы­ло ни­ко­гда».
26 сен­тяб­ря 1924 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Алек­сандра к трем го­дам за­клю­че­ния в Со­ло­вец­ком конц­ла­ге­ре. 22 ок­тяб­ря он был от­прав­лен в конц­ла­герь, от­ку­да ему уже не суж­де­но бы­ло вер­нуть­ся. Про­то­и­е­рей Алек­сандр Са­ха­ров скон­чал­ся в Со­ло­вец­ком конц­ла­ге­ре 7 ав­гу­ста 1927 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Исповедница Ираи́да Тихо́ва.
Ис­по­вед­ни­ца Ира­и­да Оси­пов­на Ти­хо­ва про­ис­хо­ди­ла из бла­го­че­сти­вой кре­стьян­ской се­мьи, до­воль­но бед­ной, так что ро­ди­те­ли не мог­ли дать ей об­ра­зо­ва­ния. Де­воч­ка с дет­ства меч­та­ла быть учи­тель­ни­цей, и по­это­му в 1918 го­ду в воз­расте 22 лет она по­сту­пи­ла на го­дич­ные кур­сы при Учи­тель­ской се­ми­на­рии в Уг­ли­че и так усерд­но за­ни­ма­лась, что вско­ре сда­ла за­че­ты по всем пред­ме­там, ко­то­рых ра­нее не зна­ла. По­сле это­го она сра­зу же по­сту­пи­ла на Уг­лич­ские бо­го­слов­ские кур­сы, ор­га­ни­зо­ван­ные ар­хи­епи­ско­пом Уг­лич­ским Се­ра­фи­мом (Са­мой­ло­ви­чем). С 1919 го­да по 1931 год Ира­и­да Оси­пов­на ра­бо­та­ла учи­тель­ни­цей сель­ской шко­лы. В те­че­ние всей сво­ей жиз­ни она ока­зы­ва­ла по­мощь за­клю­чен­но­му ду­хо­вен­ству. По­сле аре­ста ар­хи­епи­ско­па Се­ра­фи­ма (Са­мой­ло­ви­ча) мно­го раз ез­ди­ла к нему в ссыл­ку, пе­ре­да­ва­ла со­бран­ные при­хо­жа­на­ми про­дук­ты и день­ги. По­сле вы­хо­да Де­кла­ра­ции мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) Ира­и­да Оси­пов­на при­мкну­ла к от­де­лив­шей­ся от него ча­сти Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, ко­то­рая не по­ми­на­ла мит­ро­по­ли­та Сер­гия за бо­го­слу­же­ни­ем как сво­е­го пред­сто­я­те­ля, а счи­та­ла за­кон­ным ме­сто­блю­сти­те­лем Пат­ри­ар­ха мит­ро­по­ли­та Пет­ра (Кру­тиц­ко­го).
В 1931 го­ду Ира­и­ду Оси­пов­ну аре­сто­ва­ли за ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность и при­го­во­ри­ли к 3 го­дам ла­ге­рей. Она от­бы­ла этот срок пол­но­стью. По­сле осво­бож­де­ния ей бы­ло за­пре­ще­но пре­по­да­вать в шко­ле. До 1943 го­да Ира­и­да Оси­пов­на жи­ла в се­ле Ко­то­во Уг­лич­ско­го рай­о­на, бы­ла ре­ген­том цер­ков­но­го хо­ра в Успен­ской церк­ви. В ее до­ме жил епи­скоп Ва­си­лий (Пре­об­ра­жен­ский), в сво­ей бане она устро­и­ла тай­ную цер­ковь, в ко­то­рой слу­жил вла­ды­ка. В 1943 го­ду их всех аре­сто­ва­ли: епи­ско­па Ва­си­лия, Ира­и­ду Ти­хо­ву, ее бра­та Ива­на Оси­по­ви­ча, се­стер Ан­ну и Се­ра­фи­му, их тет­ку Вас­су Ива­нов­ну Ти­хо­ву. За­ве­ли груп­по­вое де­ло. Ира­и­ду Ти­хо­ву при­го­во­ри­ли к 5 го­дам ссыл­ки, по­сле ко­то­рой, с 1948 го­да и до сво­ей смер­ти в 1967 го­ду Ира­и­да Оси­пов­на жи­ла в род­ном се­ле Ко­то­во. По­хо­ро­не­на она бы­ла там же, на клад­би­ще воз­ле церк­ви.

Жития
Писание