24 июля 2021
⏳ 2021.07.24 (сб)
? поста нет
? подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 5я по Пятидесятнице (глас 3й)
• суббота
☀️ неподвижный годовой круг:
• 24 июля (11 июля)
• сщмч. Кинде́я Сидского (Памфилийского) (III–IV)
• воспоминание чуда вмц. Евфи́мии Всехвальной (имже Православие утвердися) (451)
• равноап. вел. кн. Ольги (Елены) (969)
• обре́тение мощей сщмч. Иларио́на (Троицкого) Верейского (1998)
• икон Божией Матери: Оковецкая (Ржевская) (1539), Борколабовская (Барколабовская)
☦️
Святой мученик Киндей был пресвитером в селении Сиды в Памфилии. Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284–305) святой Киндей был схвачен и как христианин осужден на сожжение. Воины, ведшие его на казнь, по пути встретили дровосека с большой вязанкой дров и насильно отняли дрова для разжигания костра; но святой Киндей вынул 30 медных монет и заплатил дровосеку, а потом взял ношу на плечи и сам понес ее к месту казни. С помощью Божией святой Киндей оставался и на костре непреклонным воином Христовым и, даже охваченный пламенем, находил в себе силы и призывал стоявший вокруг народ познать истинную веру и благодать Господню. В это время разразилась сильная гроза, хлынул ливень и потушил костер. Когда буря утихла, святой мученик мирно предал Христу свою душу. Присутствовавший при его мученичестве языческий жрец слышал проповедь святого мученика Киндея и уверовал вместе со своей женой во Христа; они и предали погребению тело святого мученика Киндея.
☦️
Святая великомученица Евфимия (день памяти 29 сентября) совершила мученический подвиг в городе Халкидоне в 304 году, во время гонения, воздвигнутого на христиан императором Диоклитианом (284–305). Полтора столетия спустя, когда христианская церковь стала господствующей в Римской империи, Бог сподобил Всехвальную Евфимию вновь явиться особенной свидетельницей и исповедницей чистоты православного учения.
В 451 году в городе Халкидоне, в церкви, где почивали прославленные чудесами мощи святой великомученицы Евфимии, происходили заседания IV Вселенского Собора (сведения о нем 29 июля). Собор был созван для определения точной формулировки догмата православной церкви о природе Богочеловека Иисуса Христа, что было необходимо ввиду широко распространившейся ереси монофизитов, которые, вопреки православному учению о двух природах Иисуса Христа – Божественной и человеческой, ложно утверждали в Нем одну природу – Божественную, внося в Церковь смуту и раздоры. На Соборе присутствовали 630 представителей от всех Поместных Христианских Церквей. Со стороны православных в соборных деяниях принимали участие святитель Анатолий, патриарх Константинопольский (память 16 июля), святитель Ювеналий, патриарх Иерусалимский (память 2 июля), и представители святителя Льва, папы Римского (память 18 февраля). Монофизиты присутствовали в большом количестве во главе с Диоскором, патриархом Александрийским, и Константинопольским архимандритом Евтихием.
После долгих прений стороны так и не смогли придти к согласному решению.
Тогда святой патриарх Константинопольский Анатолий предложил Собору предоставить решение церковного спора Духу Святому чрез Его несомненную носительницу – святую Евфимию Всехвальную, у чудотворных мощей которой происходили соборные прения. Православные святители и их противники написали свое исповедание веры на отдельных свитках и запечатали своими печатями. Открыли гробницу святой великомученицы Евфимии и оба свитка положили на ее груди. Потом в присутствии императора Маркиана (450–457) участники Собора закрыли гробницу, приложили к ней императорскую печать и поставили стражу на три дня. В эти дни обе стороны наложили на себя строгий пост и совершали усиленные молитвы. Через три дня патриарх и император в присутствии всего Собора открыли ковчег с мощами: свиток с православным исповеданием святая Евфимия держала в правой руке, а свиток еретический лежал у ее ног. Святая Евфимия как живая подняла руку и подала свиток патриарху. После этого чуда многие из уклонившихся приняли православное исповедание, а упорствовавшие в ереси были преданы соборному осуждению и отлучению.
В VII столетии после нашествия персов мощи святой Евфимии были перенесены из Халкидона в Константинополь, во вновь построенную церковь, посвященную ее имени. Через много лет в период иконоборческой ереси ковчег с мощами святой по повелению императора-иконоборца Льва Исавра (716–741) был брошен в море. Из моря ковчег был взят братьями-корабельщиками Сергием и Сергоном, которые передали его местному епископу. Святитель повелел хранить святые мощи тайно, под спудом, так как иконоборческая ересь продолжала свирепствовать, но все же над мощами была сооружена небольшая церковь, а на ковчег была положена доска с надписью, поясняющей, чьи мощи покоятся в нем. Когда иконоборческая ересь была окончательно осуждена на святом Седьмом Вселенском Соборе (787 г.) при святителе Тарасии, патриархе Константинопольском (784–806) и при императоре Константине VI (780–797) и матери его святой Ирине (797–802) мощи святой великомученицы Евфимии Всехвальной были вновь торжественно перенесены в Константинополь.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/585
☦️
Св. княгиня Ольга была супругой русского князя Игоря (912–945 гг.). В 945 году, во время похода на древлян, живших на востоке от Киева, князь Игорь был убит. Рассказывают, будто древляне, разбив русское войско, варварски умертвили Игоря: они привязали его к верхушкам двух нагнутых друг к другу деревьев, и он был разорван.
После смерти Игоря, за малолетством его сына Святослава, Русской землей стала править Ольга. Утвердив внешний и внутренний порядок государства, Ольга достигла уже тех лет, когда человек, удовлетворив главным побуждениям земной деятельности, видит ее близкий конец, и обыкновенно чувствует суетность земного величия. Ольга была язычницей, но имя Вседержителя уже славилось в Киеве. Она могла видеть торжественность христианских обрядов; могла из любопытства беседовать с церковными пастырями и, будучи одарена необыкновенным умом, увериться в святости их учения. Озаренная лучом этого света, Ольга захотела быть христианкой и решила отправиться в столицу Византийской империи и веры греческой, чтобы почерпнуть ее в самом источнике. Еще задолго до своего отправления в Константинополь Ольга избрала себе в руководители Григория. Беседуя с ней об истинах и судьбах Церкви Христовой, добрый наставник, может быть, не раз переносил мысли княгини в знаменитый Царьград, где христианство существовало тогда во всем своем величии; не раз рассказывал ей, как великолепны храмы Божии, как торжественно в них богослужение, особенно в минуты священнодействий патриарха, какое обилие там святых мощей, чудотворных икон и вообще всяких христианских святынь. Подобные беседы естественно и незаметно могли возбудить в душе набожной Ольги благочестивое желание увидеть все это собственными глазами. И вот престарелая Ольга – еще язычница, но уже оглашенная христианством и глубоко убежденная в его божественности – решается отправиться в Царьград, дабы там получить крещение.
Крещение Ольги было необыкновенно торжественным. Сам патриарх Полиевкт совершал над княгиней Таинство, а воспринимал ее от купели сам император Багрянородный в присутствии своего блестящего двора и при стечении бесчисленного множества народа. Наш летописец повествует, что святейший патриарх обратился к новопросвещенной княгине, которой в крещении было дано имя Елена, со словом приветствия и сказал: «Благословенна ты в женах русских за то, что возлюбила свет и оставила тьму; сыны Руси не престанут благословлять тебя в роды родов, при самых поздних твоих потомках». Вслед за тем он заповедал ей о церковном уставе, молитве, посте, милостыне, чистоте телесной. Вместе с благоверной княгиней крестились и некоторые из ее спутников, особенно из числа родственниц ее и жен боярских, сопровождавших свою княгиню из Руси и тем увеличили радость христианского торжества.
После крещения благоверная княгиня оставалась еще некоторое время в Царьграде, проводя жизнь в подвигах благочестия. Перед возвращением в свое Отечество новопросвещенная сочла долгом испросить благословение у патриарха.
Напутствуя свою духовную дочь благословением и мудрыми наставлениями, патриарх назначил ей способного священника и вручил св. крест со следующей надписью: «Обратись, Русская земля, к Богу святым крещением, его же прияла Ольга, благоверная княгиня».
Возвратившись в Отечество, благоверная княгиня, «аки луна в нощи», воссияла посреди язычников для их духовного просвещения. Как женщина, принявшая св. веру вследствие глубокого сердечного убеждения в ее святости и спасительности, блаж. Ольга до самой своей смерти пребыла верной божественному закону, посвящая все время подвигам христианского благочестия.
Любя своего сына и желая спасения его души, св. Ольга прежде всего старалась обратить его в христианство. Она употребляла все усилия, чтобы склонить Святослава к принятию св. крещения, но ее старания остались тщетными. Религия христианская, проповедующая мир и любовь, была не по нраву воинственному князю, он мечтал о битвах и завоеваниях. «Я познала истинного Бога, сын мой, и радуюсь. Познаешь ты, – и ты будешь радоваться: христианская вера – свет и радость душе. Она животворным действием своим на душу сама говорит о своем неземном происхождении, о своем достоинстве божественном. Прими эту веру и не только не будешь жалеть, но станешь считать себя самым счастливейшим, как я считаю себя счастливейшею». Так любящая мать убеждала своего сына, но, к сожалению, Святослав не внимал мудрому совету своей матери и говорил: «Как мне одному принять иной закон? Моя дружина будет смеяться надо мною».
Прискорбна была для св. княгини безуспешность ее стараний склонить к принятию христианства своего сына, но она возложила все упование на Господа. «Да будет воля Божия! – повторяла она. – Если Бог восхощет помиловать род мой в русской земле, то Он вложит ему в сердце обратиться к истине, как и мне явил Он Свою милость». Так св. Ольга молилась день и ночь за своего сына, и это утешало ее. К тому же Святослав, сам не хотевший и слушать о св. вере, не препятствовал другим принимать ее. И св. Ольга воспользовалась таким отношением своего сына: в то время, как Святослав занимался только войной в отдалении от Киева, св. княгиня воспитывала своих внуков – Владимира, Олега и Ярополка. Она посеяла первые семена в сердцах этих малолетних князей, хотя и не осмелилась их крестить, опасаясь своего непокорного сына.
Св. княгиня пламенно желала чтобы и ее соотечественники, остающиеся во мраке язычества, обратились к свету Христовой истины, и старалась наставить жителей Киева, а затем прочих обитателей Руси. С этой целью «обтекала она грады и веси по всей земле русской, проповедуя Евангелие, яко истинная ученица Христова и единоревнительница апостолам, и многие, дивяся о глаголах ее, ихже николиже прежде слышаша, любезно принимали от уст ее Слово Божие и крестились». Вышгород, принадлежавший княгине, был при ней, без сомнения, городом Христовым. Известно также еще, что св. княгиня посещала свою родину – Псков – и с успехом сеяла здесь семена св. веры.
Около 12 лет св. Ольга ревностно проповедовала Христову веру в русской земле, и таким образом подготовила и приблизила великую эпоху ее повсеместного распространения. Поэтому неудивительно, что Русская Церковь издревле именует св. княгиню равноапостольной. В службе на день св. Ольги она восхваляется, как Богомудрая, приснославная, досточудная, целомудренная голубица, гора Ливан, на которую обильно сошла роса небесная, река Фисон, изнесшая для нас камень честный, величие наше и похвала. Св. княгиня скончалась в 969 г.
Св. княгиня Ольга, как пишет летописец Нестор, предтекла христианству в земле нашей, как зарница перед солнцем, как заря перед светом полным; как луна в нощи, так светила она между людьми неверующими. Ее хвалят сыны русские, как начальницу, и по смерти она молит Бога за Русь.
Открытие мощей св. княгини последовало при св. князе Владимире. Построив Десятинную церковь, равноапостольный князь пожелал перенести сюда тело своей святой бабки, так как она была «первою проповедницею непорочной веры на Руси, первой предтечей русским людям к Богу и основанием благочестию». Эту мысль св. князь сообщил тогдашнему митрополиту Киевскому Леонтию, и оба они по надлежащем сообщении и рассуждении, подвизаемые Богом, решились исполнить ее с подобающим благолепием. После общественного молебствия в храме великий князь, первосвятитель со всем освященным собором, в сопровождении бояр, старейшин и множества народа, с иконами, крестами и свечами, при каждении фимиамом и пении псалмов сотворили торжественное шествие к тому месту, где находилась могила блаженной Ольги. Пришедши, велели раскопать землю, открыли гроб и увидели тело святой совершенно целое, неповрежденное и нимало не изменившееся вместе с одеждой. Пораженные чудом, обливаясь слезами живейшей радости, князь и первосвятитель и многие другие спешили облобызать св. мощи, прославляли Бога, так дивно прославляющего угодников Своих. Мощи переложены были в новую раку и с величайшим торжеством, при пении священных песней перенесены в церковь Пресвятой Богородицы, где положены во гроб каменный и поставлены на уготованном месте. И была в тот день радость сугубая во всех людях, сотворили празднество преславное с учреждением светлым и веселились душевно вместе и телесно. Во время нашествия татар на Киев (1240 г.) мощи св. Ольги были сокрыты под спудом в самой церкви, а потом, как гласит предание, вновь открыты митрополитом Петром Могилой при восстановлении Десятинной церкви (XVII в.), где и почивали до начала XVIII в., когда вследствие несчастных обстоятельств были вновь сокрыты в неизвестном месте.
Память равноапостольной Ольги Церковь совершает 11 июля.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-olga-v-kreshchenii-elena
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/586
☦️
Священномученик Иларио́н (Троицкий), архиепископ Верейский.
Одним из видных деятелей Русской Церкви 20-х годов был архиепископ Верейский Иларион, выдающийся богослов и талантливейший человек. Вся его жизнь была горением величайшей любви к Церкви Христовой, вплоть до мученической кончины за нее.
Его труды отличаются строго церковным направлением, неустанной борьбой со схоластикой и специфическим латинством, влиявшим на наше богословие со времен митрополита Петра Могилы. Его идеал — это церковность духовной школы и богословской науки. Его постоянное напоминание: вне Церкви нет спасения, вне Церкви нет таинств.
Архиепископ Иларион (в миру Владимир Алексеевич Троицкий) родился 13 сентября 1886 года в семье священника с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии.
С самого раннего детства в нем пробудилось стремление к учению. Будучи пятилетним отроком, он взял своего трехлетнего брата за руку и пошел вместе с ним из родной деревни в Москву учиться. И когда братишка от усталости заплакал, то Владимир сказал ему: «Ну и оставайся неученым». Родители вовремя спохватились, заметив исчезновение детей, и быстро возвратили их под кров своего дома. Владимир вскоре был отдан в Духовное училище, а затем в Духовную семинарию. По окончании полного курса семинарии он поступает в Московскую Духовную академию и блестяще заканчивает ее в 1910 году со степенью кандидата богословия. Его оставляют при академии профессорским стипендиатом.
Следует отметить, что Владимир во всех школах, начиная с Духовного училища и кончая Духовной академией, учился превосходно. По всем предметам он всегда имел отличные оценки.
В 1913 году Владимир получает ученую степень магистра богословия за свой фундаментальный труд «Очерки из истории догмата о Церкви».
Сердце его горит горячим желанием служить Богу в иноческом чине. 28 марта в скиту Параклит Троице-Сергиевой лавры он принимает монашество с именем Илариона (в честь преподобномученика Илариона Нового, память 28 марта), а примерно через два месяца, 2 июня, рукополагается во иеромонаха. 5 июля того же года отец Иларион был возведен в сан архимандрита.
30 мая 1913 года иеромонах Иларион был назначен инспектором Московской Духовной академии. В декабре 1913 года архимандрита Илариона утверждают в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета.
Архимандрит Иларион приобретает большой авторитет и как воспитатель учащихся Духовной школы, и как профессор-богослов, и как знаменитый церковный проповедник.
Один за другим выходят его богословско-догматические труды, обогащающие церковную науку. Его проповеди звучат с амвонов церквей, словно колокол, призывая народ Божий к вере и нравственному обновлению.
И когда остро назрел вопрос о восстановлении патриаршества, он, как член Поместного Собора 1917—1918 годов, вдохновенно выступил на Соборе в защиту патриаршества. «Никогда,— говорил архимандрит Иларион,— Русская Церковь не была без первоиерарха. Наше патриаршество уничтожено было Петром I. Кому оно помешало? Соборности Церкви? Но не во время ли патриархов было особенно много у нас Соборов? Нет, не соборности и не Церкви помешало у нас патриаршество. Кому же? Вот передо мною два великих друга, две красы XVII века — патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. Чтобы поссорить друзей, злые бояре нашептывают царю: «…Из-за патриарха тебя, государь, не видно стало». И Никон, когда ушел с московского престола, между прочим, писал: «..Пусть ему, государю, без меня просторнее будет». Эту мысль Никона и воплотил Петр, уничтожив патриаршество. «Пусть мне, государю, без патриарха просторнее будет»…
Но церковное сознание, как в 34-м апостольском правиле, так и на Московском Соборе 1917 года, говорит неизменно одно: «…Епископам всякаго народа, в том числе и русскаго, подобает знати перваго из них и признавати его яко главу».
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ilarion-troickij-verejskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troitskij/
• От Академии до Афона. По Востоку и Западу. Путевые наброски
• Открытие мощей святителя Ермогена
• Письма о Западе
• Покровский академический храм
• Посещение академии патриархом Антиохийским
• Воплощение
• Воплощение и смирение
• Воплощение и Церковь
• Вопрос о церкви в догматической полемике с донатизмом
• Замечания, поправки и дополнения к «Православному Догматическому Богословию» прот.Н.П.Малиновского (тт.III и IV)
• О необходимости историко-догматической апологии девятого члена символа веры
• Очерки из истории догмата о Церкви
• Понятие о Церкви в противоиудейской полемике первых двух веков
• Священное Писание и Церковь
• Священное Писание, Церковь и наука
• Триединство Божества и единство человечества
• Учение о святости Церкви и борьба с монтанизмом
• Учение о Церкви святителя Киприана Карфагенского
• Христианства нет без Церкви
• Носитель торжествующего христианства
• Вифлеем и Голгофа (письмо к Другу)
• Письмо Д. А. Хомякову
• Ветхозаветные пророческие школы
• Основные начала ветхозаветного священства и пророчества
• Гностицизм и Церковь в отношении к Новому Завету
• Новый Завет в апостольское время
• Новый Завет во втором веке
• Да не будут тебе бози инии!
• Почему необходимо восстановить патриаршество?
• Речь в день празднования 1600-летия со времени издания Миланского эдикта
• Речь перед всенародным молебствием на площади в Сергиевом Посаде
• Слово при монашеском постриге
• Слово при отпевании профессора А.И. Введенского
• Краеугольный камень Церкви
• Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве
• Отзывы на сочинения студентов
• Богословие и свобода Церкви
• О церковности духовной школы и богословской науки
• У Троицы в академии
• Религия и политика
• Духовная школа должна быть церковной!
• Христианство и социализм. На современные темы
• Христианство или Церковь
• А.С. Хомяков и древнецерковные полемисты
• Об увеселительной благотворительности
• Правда ли, будто ученые люди в Бога не веруют
• История плащаницы
• Лев Толстой и воскресение Христово
• Церковь гонимая и Церковь господствующая
• Наука и жизнь
• О мудрости. Размышление над двумя тропарями Великого канона Андрея Критского
• Постное и пост. Страничка из истории церковной дисциплины
• Прогресс и преображение
• Прогресс и война
• Единство идеала Христова
• Новый учебник по церковной истории
• Пасха нетления
• О жизни в Церкви и о жизни церковной
• О церковном употреблении пасхальной еннеакэдекаетириды Анатолия Лаодикийского
• Грех против Церкви
• Единство Церкви и Всемирная Конференция Христианства
• Открытие всероссийского церковного собора
• Восстановление патриаршества и избрание Всероссийского патриарха
• Собрание сочинений
• Christianity or the Church?
☦️
Икона Богородицы Оковецкая (Ржевская).
26 мая 1539 года, в день Сошествия Святого Духа, в Тверской епархии, на Вырышенском городище, находившемся среди дремучего леса на берегу речки Вырышни в Оковецкой волости, недалеко от города Ржева, иноком Стефаном при стечении народа из четырех окрестных деревень были обретены: прибитый к сосне большой железный крест и на другом дереве – небольшая, старого письма, икона, изображавшая Божию Матерь с Младенцем и с предстоящим святителем Николаем Мирликийским, Чудотворцем. При явлении святого креста и иконы воссиял необычный свет и совершались исцеления. В продолжение недели от Духова дня до заговенья пред Петровым постом совершилось 27 исцелений.
Инок Стефан, а вслед за ним священник из Ржева Григорий Онисифоров, поехали в Москву с описаниями явления святых иконы и креста и совершившихся исцелений. Возглавлявший тогда Русскую Церковь митрополит Московский Иоасаф (1539–1541) прославил Господа и, после освидетельствования чудотворений на месте, благословил воздвигнуть там два храма во славу Происхождения Честных Древ Креста Господня и в честь Богоматери Одигитрии, с приделом во имя святителя Николая Чудотворца. На освящение церквей были присланы священник и диакон из Москвы с церковной утварью, образами, ризами, книгами и колоколами.
В январе 1541 года Ржевская икона была торжественно принесена в Москву для освящения воздвигнутого здесь храма в честь Ржевской иконы Божией Матери. После освящения церкви икона и крест были перенесены в Успенский собор, где находились до 11 июля. В этот день ржевские святыни были возвращены к месту их чудесного обретения. Митрополит со всем собором столичного духовенства, молодой царь Иоанн Васильевич и весь народ провожали икону от Успенского собора до церкви Богоматери Ржевской, где был оставлен список со чтимого образа. В память этого торжества было установлено празднование Ржевской иконе Божией Матери 11 июля.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-okoveckaja-rzhevskaja
☦️
Икона Богородицы Борколабовская (Барколабовская).
Чудотворный образ, получивший свое название по месту своего нахождения в главной церкви Борколабовского женского монастыря в честь Вознесения Господня в селе Борколабове Быховского района Могилевской области (Республика Беларусь). Основание его относится к 1648 году.
В монастырском архиве хранится следующая запись об истории этой иконы. «Тайну цареву подобает хранити, – говорится в летописи, – а дела Божии открывати. Попущением Божиим бывшей брани в Польше и Литве, в лето от сотворения мира 7167, а от Рождества Христова 1659 г., грядуще обратно из Польши князь воев (воинов) русских, прозванием Пожарский, имеяй с собою потай (тайно) сию икону Пресвятыя Богородицы, егда прииде на место сие, идеже ныне у врат великих, тогда ста (стала) икона неподвижна. Трудясь же князь и хотя конскою силою и младыми отроки своими двигнути, ничто же успе, и бысть икона неподвижна. Сие видя, князь пойде ко игумении тогда бывшей Фотинии Кирнаровне и рече: «Возьмите икону Пресвятыя Богородицы: видно бо хощет Мати Божия зде пребывати»». Это было 11 июля 1659 года. С тех пор чудотворная икона пребывает в Борколабовском монастыре. Во многих церквях с нее имеются старинные списки. В надписях, которые можно увидеть на этих копиях, упоминается, что Борколабовская икона прославлена многими чудесами, совершавшимися в обители. Этот образ Пресвятой Богородицы является одним из самых почитаемых в восточных областях Белоруссии образов Божией Матери.
Борколабовская Одигитрия написана темперой на хвойной основе с вызолоченным резным фоном и является одним из шедевров белорусской школы иконописи, сохранив между тем выразительные черты его древне-византийского прообраза. Исследователи относят время создания образа к границе XVI–XVII вв., либо к первой половине XVII века.
Празднование в честь этой иконы 11 июля установлено в память принесения ее в монастырь князем Пожарским.
…
Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-borkolabovskaja-barkolabovskaja