⏳ 2021.05.27 (чт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 4я по Пасхе (глас 3й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
27 мая (14 мая)
• мч. Иси́дора Хиосского (251)
• мч. Максима Азийского (ок. 250)
• прп. Серапио́на Синдонита (V)
• свт. Лео́нтия Иерусалимского (1175) ?
• свт. Никиты Печерского (XII)
• блж. Иси́дора Ростовского (1474)
• сщмч. Петра (Рождествина) (1939)
• икон Божией Матери: «Теребенская» (Теребинская) (1654), «Ярославская Печерская» (1823)


☦️
Свя­той му­че­ник Ис­и­дор жил в III ве­ке на ост­ро­ве Хио­се, ро­дом был из Алек­сан­дрии. В пер­вый год прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Де­кия (249–251) был из­дан указ пе­ре­пи­сать всех спо­соб­ных слу­жить в вой­сках Рим­ской им­пе­рии. Свя­то­го Ис­и­до­ра, рос­ло­го, с креп­ким те­ло­сло­же­ни­ем, при­ня­ли в полк во­е­на­чаль­ни­ка Ну­ме­рия. Свя­той Ис­и­дор был хри­сти­а­нин, вел трез­вую и воз­держ­ную жизнь, был це­ло­муд­рен, из­бе­гая всех язы­че­ских обы­ча­ев. Дру­гой им­пе­ра­тор­ский указ по­веле­вал, чтобы все во­и­ны по­кло­ня­лись рим­ским язы­че­ским бо­гам и при­но­си­ли им жерт­вы. Не под­чи­нив­ши­е­ся ука­зу долж­ны бы­ли пре­да­вать­ся на му­че­ния и смерть. Сот­ник до­нес во­е­на­чаль­ни­ку Ну­ме­рию, что Ис­и­дор хри­сти­а­нин. На до­про­се пе­ред Ну­ме­ри­ем свя­той Ис­и­дор бес­тре­пет­но ис­по­ве­дал свою ве­ру во Хри­ста Спа­си­те­ля и от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам. Ну­ме­рий убеж­дал свя­то­го не под­вер­гать се­бя му­че­ни­ям и по­ви­но­вать­ся во­ле им­пе­ра­то­ра, но свя­той Ис­и­дор от­ве­чал, что по­ви­ну­ет­ся лишь во­ле веч­но­го Бо­га, Хри­ста Спа­си­те­ля, и ни­ко­гда не от­ре­чет­ся от Него. Свя­той был пре­дан на му­ки. Во вре­мя ис­тя­за­ний он сла­вил Хри­ста Бо­га и ху­лил язы­че­ских идо­лов. Во­е­на­чаль­ник ве­лел от­ре­зать свя­то­му язык, но и по­сле это­го свя­той про­дол­жал внят­но про­слав­лять Хри­ста. Ну­ме­рий в ужа­се упал на зем­лю и сам по­те­рял дар ре­чи. Под­няв­шись с по­мо­щью во­и­нов, он зна­ка­ми по­тре­бо­вал се­бе до­щеч­ку и на ней на­пи­сал при­каз – от­сечь го­ло­ву свя­то­му Ис­и­до­ру. С ра­до­стью встре­тил свя­той Ис­и­дор свой смерт­ный при­го­вор и ска­зал: «Слав­лю Те­бя, Вла­ды­ко мой, что Ты по ми­ло­сти Сво­ей при­ни­ма­ешь ме­ня в Свои небес­ные се­ле­ния!» Кон­чи­на му­че­ни­ка про­изо­шла в 251 го­ду. По­сле каз­ни те­ло его бы­ло бро­ше­но без по­гре­бе­ния, но друг свя­то­го, тай­ный хри­сти­а­нин Ам­мо­ний, взял его те­ло и пре­дал зем­ле. Позд­нее и сам Ам­мо­ний при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в го­ро­де Ки­зи­ке (па­мять 4 сен­тяб­ря).
В на­ча­ле XII ве­ка рус­ский па­лом­ник игу­мен Да­ни­ил ви­дел мо­щи свя­то­го му­че­ни­ка Ис­и­до­ра на ост­ро­ве Хио­се. Позд­нее мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль и по­ло­же­ны в хра­ме свя­той Ири­ны.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/423

☦️
Свя­той му­че­ник Мак­сим по­стра­дал при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251). Мак­сим был ми­ря­ни­ном и за­ни­мал­ся тор­гов­лей. Он был бла­го­че­сти­вым хри­сти­а­ни­ном, мно­гих языч­ни­ков при­во­дил к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля и убеж­дал при­нять кре­ще­ние. Од­на­жды, ко­гда языч­ни­ки со­бра­лись для при­не­се­ния сво­им бо­гам че­ло­ве­че­ской жерт­вы, свя­той Мак­сим воз­му­тил­ся и, не вы­но­ся та­ко­го зре­ли­ща, бро­сил­ся к ним, гром­ко об­ли­чая их нече­стие и за­блуж­де­ние, на­зы­вая идо­лов без­душ­ны­ми со­зда­ни­я­ми лю­дей. Рас­сви­ре­пев­шие языч­ни­ки по­би­ли му­че­ни­ка кам­ня­ми.

☦️
Пре­по­доб­ный Се­ра­пи­он жил в V ве­ке в Егип­те, на­зван Син­до­ни­том (иной день памяти 20 апреля), по­то­му что но­сил лишь гру­бую льня­ную одеж­ду, на­зы­ва­е­мую син­до­ном. С са­мой юно­сти пре­по­доб­ный жил как пти­ца небес­ная, не имея при­ста­ни­ща, и по несколь­ко дней не ел, не имея на что ку­пить хле­ба. Ни­ще­му, дро­жав­ше­му от хо­ло­да, он от­дал свой син­дон, остав­шись по­лу­на­гим. Один гре­че­ский фило­соф, же­лая про­ве­рить нес­тя­жа­тель­ность пре­по­доб­но­го, од­на­жды дал пре­по­доб­но­му зо­ло­тую мо­не­ту и стал на­блю­дать за ним. Свя­той по­шел к хлеб­но­му тор­гов­цу, взял у него один хлеб, от­дал тор­гов­цу зо­ло­тую мо­не­ту и уда­лил­ся, не при­да­вая зна­че­ния сто­и­мо­сти мо­не­ты. Свя­той Се­ра­пи­он осо­бым пу­тем мно­гих при­во­дил на путь спа­се­ния. Од­на­жды он про­дал се­бя в раб­ство гре­че­ско­му ак­те­ру, ко­то­ро­го хо­тел об­ра­тить ко Хри­сту. Ак­тер, по­ра­жен­ный при­ме­ром свя­той жиз­ни пра­вед­ни­ка, уве­ро­вал и кре­стил­ся вме­сте со сво­ей се­мьей. Он умо­лял свя­то­го Се­ра­пи­о­на оста­вать­ся с ним уже не ра­бом, а на­став­ни­ком и дру­гом, но пре­по­доб­ный уда­лил­ся, не взяв пред­ло­жен­ных ему де­нег. От­прав­ля­ясь в Рим, свя­той Се­ра­пи­он сел на ко­рабль, но ни­че­го не за­пла­тил ко­ра­бель­щи­кам. Вна­ча­ле они ста­ли уко­рять его за это, но, за­ме­тив, что ста­рец уже пя­тый день ни­че­го не ест, ста­ли пи­тать его ра­ди Бо­га и тем са­мым ис­пол­ни­ли за­по­ведь Гос­под­ню. В Ри­ме пре­по­доб­ный про­дол­жал стран­ство­вать, пе­ре­хо­дя из до­ма в дом, не имея ни­че­го, со­би­рая лишь бо­гат­ство ду­хов­ное для се­бя и для ближ­не­го сво­е­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/424

☦️
Свя­ти­тель Леон­тий II (1-я чет­верть XII в. – 1186/1187), пат­ри­арх Иеру­са­лим­ский, ро­дил­ся в пер­вой чет­вер­ти XII ве­ка, меж­ду 1110 и 1115 го­да­ми (или по­сле 1120 го­да) в се­вер­ной Ма­ке­до­нии в го­ро­де в Ти­ве­рио­по­ле (ны­не Стру­ми­ца). В кре­ще­нии был на­речён Львом.
По­сле смер­ти сво­е­го от­ца по­ки­нул свой род­ной го­род и отра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль. Ре­шив ис­пытать се­бя, на три дня уеди­нил­ся в го­рах, и там бо­рол­ся с го­ло­дом ле­жа без одеж­ды на тер­нов­ни­ке. При­дя в сто­ли­цу, при­нял ино­че­ский по­стриг с име­нем Леон­тий в при­го­род­ном Пте­ли­дийском мо­на­сты­ре Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
В Кон­стан­ти­но­по­ле при­тво­рил­ся юро­ди­вым и доб­ро­воль­но под­верг­ся оскорб­ле­ни­ям и из­де­ва­тельствам про­хо­жих. Бла­го­да­ря это­му по­дви­гу вско­ре снис­кал ве­ли­кую ми­лость у Гос­по­да, так что мог го­лы­ми ру­ка­ми но­сить рас­ка­лен­ный уголь, что­бы ка­дить пе­ред ико­на­ми, ко­то­рые на­хо­ди­лись на ули­цах ви­зан­тийских го­ро­дов. Тем не ме­нее, стра­шась впасть в грех гор­ды­ни, он с боль­ши­ми уси­ли­я­ми стал ис­кать для се­бя оскорб­ле­ний от окру­жа­ю­щих.
Вско­ре, Леон­тий встре­тил из­гнан­но­го из сво­ей епар­хии еписко­па Ти­ве­рии Га­ли­лейской, ко­то­рый вел без­молв­ную жизнь на го­ре Ав­хе­но­лакк и во­шёл к не­му в по­слу­ша­ние. По про­ше­ствии вре­ме­ни (при­мер­но по­сле го­да пре­бы­ва­ния свя­то­го Леон­тия в Кон­стан­ти­но­по­ле) пре­ста­ре­лый вла­дыка вме­сте со сво­им уче­ни­ком от­пра­ви­лись в па­лом­ни­че­ство в Свя­тую Зем­лю, где епископ на­де­ял­ся вер­нуть­ся на свою ка­фед­ру. Пу­те­ше­ствуя по мо­рю, они дня на два оста­но­ви­лись на ост­ро­ве Пат­мос в мо­на­сты­ре во имя свя­то­го Ио­ан­на Бо­го­сло­ва, а за­тем при­бы­ли на Кипр, где зим­ние штор­мы заста­ви­ли их остать­ся на дол­гий срок. Во вре­мя пре­бы­ва­ния на Ки­п­ре Леон­тий ре­шил по­свя­тить се­бя ино­че­ской жиз­ни, к ко­то­рой он при­кос­нул­ся на Пат­мо­се. Ко­г­да ко­раб­ли вновь вы­шли в мо­ре позд­ней вес­ной вла­дыка про­дол­жил свой путь один, а Леон­тий от­пра­вил­ся об­рат­но в Пат­мос­ский мо­на­стырь, где при­нял мо­на­ше­ство.
В те­че­ние сле­ду­ю­щих 25 лет воз­рас­тал ду­хов­но. При­мер­но в 1145 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и на­зна­чен эко­но­мом, а око­ло 1158 го­да был из­бран на­сто­я­те­лем Пат­мос­ско­го мо­на­стыря.
В но­яб­ре 1171 го­да был по­ра­жён бо­лез­нью. На че­тыр­на­дца­тый день бо­лез­ни в ви­де­нии Гос­подь от­крыл Леон­тию, что то­му суж­де­но стать пат­ри­ар­хом, и ему да­ро­ва­но столько лет, сколько дней про­дол­жал­ся не­дуг, то есть три­на­дцать с по­ло­ви­ной лет зем­ной жиз­ни. От­кро­ве­ние ис­пол­ни­лось с точ­но­стью.
В сен­тяб­ре сле­ду­ю­ще­го 1172 го­да от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль за­щи­тить пе­ред им­пе­ра­то­ром де­ло мо­на­стыря про­тив крит­ско­го гу­бер­на­то­ра, ко­то­рый от­ка­зал­ся по­став­лять еже­год­ный за­пас хле­ба. По при­бытии в сто­ли­цу был пред­став­лен од­ним ца­ре­двор­цем им­пе­ра­то­ру Ма­ну­и­лу как до­стой­ный кан­ди­дат для выс­ше­го слу­же­ния.
В пе­ри­од меж­ду осе­нью 1172 и ап­ре­лем 1176 Леон­тию бы­ли по­о­черёд­но пред­ло­же­ны вдов­ству­ю­щие ка­фед­ры мит­ро­по­ли­та Ки­ев­ско­го, за­тем ар­хи­е­писко­па Кипр­ско­го, и на­ко­нец, спу­стя не­ко­то­рое вре­мя, пат­ри­ар­ха Иеру­са­лим­ско­го. От­ка­зав­шись от пер­вых двух, он при­нял тре­тье пред­ло­же­ние.
В эти го­ды зем­ли Иеру­са­лим­ской Церк­ви на­хо­ди­лись под кон­тро­лем го­су­дарств кре­сто­нос­цев. Здесь на­саж­дал­ся Ри­мо-ка­то­ли­цизм, в то вре­мя как пра­во­слав­ные иерар­хи из­го­ня­лись со сво­их ка­федр. Од­на­ко, хо­тя в эпо­ху кре­сто­вых по­хо­дов про­жи­ва­ние пра­во­слав­ных пат­ри­ар­хов Иеру­са­лим­ских и Ан­тио­хийских в Кон­стан­ти­но­по­ле ста­ло обыч­ным яв­ле­ни­ем, свя­той Леон­тий по­чти сра­зу по­сле на­зна­че­ния на Иеру­са­лим­ский пре­стол от­пра­вил­ся на свою ка­фед­ру в Па­ле­сти­ну. По пу­ти он оста­но­вил­ся на Пат­мо­се для устро­е­ния мо­на­стыр­ско­го управ­ле­ния в своё от­сут­ствие. За­тем зим­ние штор­мы пре­р­ва­ли его пу­те­ше­ствие, удер­жав на Ро­до­се с ок­тяб­ря по ап­рель сле­ду­ю­ще­го го­да, по­сле че­го он по­се­тил Кипр, осмот­реть мест­ные вла­де­ния Иеру­са­лим­ско­го Пат­ри­ар­ха­та, и на­ко­нец до­стиг Ак­ры.
Уже на Ки­п­ре свя­той по­ка­зал се­бя чу­до­твор­цем, и по при­бытии в Па­ле­сти­ну сла­ва о нём быст­ро рас­про­стра­ни­лась сре­ди вер­ных, и мно­гие ста­ли сте­кать­ся к не­му. Жи­тие свя­то­го Леон­тия по­вест­ву­ет о двух слу­ча­ях вос­ста­нов­ле­ния су­пру­же­ско­го со­жи­тельства по мо­лит­вам свя­ти­те­ля и о до­жде, по­слан­ном по­сле дол­гой за­су­хи, ко­то­рый при­пи­сы­вал­ся на­ро­дом при­хо­ду пат­ри­ар­ха. Фран­ки про­ти­во­действо­ва­ли свя­ти­те­лю, за­пре­тив ему вход в Иеру­са­лим. За­тем, ко­г­да он смог про­ник­нуть в го­род под ви­дом обыч­но­го бо­го­моль­ца, они по­до­сла­ли к не­му убийц. Бо­же­ствен­ный про­мы­сел уберёг свя­ти­те­ля, а о по­ку­ше­нии на его жизнь ста­ло ши­ро­ко из­вест­но, так что им­пе­ра­тор Ма­ну­ил призвал пат­ри­ар­ха вер­нуть­ся об­рат­но в Царь­град. Но пе­ред сво­им от­быти­ем свя­той до­бил­ся от фран­ков раз­ре­ше­ния по­мо­лить­ся в хра­ме Гро­ба Гос­под­ня, хо­тя ему не поз­во­ли­ли со­вер­шить там Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию. На об­рат­ном пу­ти он так­же за­ру­чил­ся охран­ной гра­мо­той Са­ла­ди­на, эми­ра Да­мас­ско­го.
К 1180 го­ду свя­ти­тель воз­вра­тил­ся в Кон­стан­ти­но­поль и с тех пор пре­бы­вал при цар­ском дво­ре, по­да­вая ду­хов­ные со­ве­ты в управ­ле­нии стра­ной.
Скон­чал­ся 14 мая, ори­ен­ти­ро­воч­но в 1186 или, что ме­нее ве­ро­ят­но, в 1187 го­ду.

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Ierusalimskij/
• Полемические сочинения (Против монофизитов)

☦️
Свя­ти­тель Ни­ки­та (иной день памяти 13 февраля), епи­скоп Нов­го­род­ский, в мо­ло­дые го­ды по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­ский мо­на­стырь и вско­ре по­же­лал уй­ти в за­твор. Игу­мен пре­ду­пре­ждал его о преж­девре­мен­но­сти та­ко­го по­дви­га для мо­ло­до­го ино­ка, но он, по­на­де­яв­шись на свои си­лы, не по­слу­шал­ся. В за­тво­ре свя­той Ни­ки­та впал в ис­ку­ше­ние. Диа­вол явил­ся ему в ви­де Ан­ге­ла, и неопыт­ный по­движ­ник по­кло­нил­ся ему. Бес дал ему со­вет, как уже до­стиг­ше­му со­вер­шен­ства: «Ты не мо­лись, а толь­ко чи­тай и учи дру­гих, а я бу­ду мо­лить­ся вме­сто те­бя», – и стал око­ло за­твор­ни­ка, де­лая вид, что мо­лит­ся за него. Пре­льщен­ный инок Ни­ки­та пре­взо­шел всех в зна­нии книг Вет­хо­го За­ве­та, а о Еван­ге­лии ни го­во­рить, ни слу­шать не хо­тел. Ки­е­во-Пе­чер­ские стар­цы при­шли к пре­льщен­но­му и, по­мо­лив­шись, ото­гна­ли от него бе­са. По­сле это­го пре­по­доб­ный Ни­ки­та, оста­вив по бла­го­сло­ве­нию стар­цев за­твор, жил в стро­гом по­сте и мо­лит­ве, бо­лее все­го упраж­ня­ясь в по­слу­ша­нии и сми­ре­нии. Ми­ло­серд­ный Гос­подь по мо­лит­вам свя­тых стар­цев воз­вел его из глу­би­ны па­де­ния на вы­со­кую сте­пень ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. Впо­след­ствии он был по­став­лен епи­ско­пом в Нов­го­род и за свою свя­тую жизнь был на­граж­ден от Бо­га да­ром чу­до­тво­ре­ний. Од­на­жды во вре­мя за­су­хи он мо­лит­вой низ­вел дождь с неба, в дру­гой раз по его мо­лит­ве пре­кра­тил­ся в го­ро­де по­жар. 13 лет управ­лял свя­ти­тель Ни­ки­та нов­го­род­ской паст­вой и мир­но скон­чал­ся в 1109 го­ду. В 1558 го­ду, при ца­ре Иоанне Ва­си­лье­ви­че, со­сто­я­лось про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля. Мо­щи его по­ко­ят­ся ныне в церк­ви свя­то­го апо­сто­ла Филип­па в Нов­го­ро­де.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikita-pecherskij-novgorodskij-zatvornik
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/108

☦️
Св. бла­жен­ный Ис­и­дор был ро­дом из Прус­сии. Он в юно­сти при­нял пра­во­сла­вие и от­рек­ся от ми­ра, стал юрод­ство­вать и по­ки­нул бо­га­тый дом ро­ди­те­лей с по­со­хом в ру­ках.
При­дя в Рос­сию, он оста­но­вил­ся в Ро­сто­ве Ве­ли­ком и, по­лю­бив его за кра­со­ту, остал­ся в нем жить. Он по­стро­ил се­бе хи­жи­ну из ве­ток в го­ро­де, на воз­вы­шен­ном су­хом ме­сте по­сре­ди огром­ной лу­жи, и про­жил в ней до са­мой сво­ей кон­чи­ны. Впро­чем, он уда­лял­ся в нее толь­ко для мо­лит­вы. Дни же он про­во­дил на ули­цах го­ро­да, тер­пя вся­кие по­но­ше­ния.
Раз один ро­стов­ский ку­пец плыл по мо­рю. На­ча­лась бу­ря, и ко­рабль по­ги­бал. Бро­си­ли жре­бий, чтобы узнать, за чьи гре­хи все по­ги­ба­ют и ко­го на­до бро­сить в во­ду. Жре­бий пал на са­мо­го хо­зя­и­на. Его по­са­ди­ли на дос­ку и спу­сти­ли в мо­ре. Дол­го но­си­ло его по вол­нам, и на­ко­нец он стал то­нуть. То­гда явил­ся ему бла­жен­ный Ис­и­дор. «Узна­ешь ли ты ме­ня?» – спро­сил он. «Раб Бо­жий Ис­и­дор, по­мо­ги мне!» – с тру­дом про­го­во­рил несчаст­ный. Бла­жен­ный по­са­дил его опять на дос­ку, на­пра­вил ее вслед за ко­раб­лем и, до­гнав его, по­са­дил на него куп­ца. Спут­ни­ки его, уви­дев его в сво­ей сре­де, бы­ли объ­яты стра­хом и ра­до­стью, по­то­му что по­ня­ли, что про­изо­шло чу­до. Ку­пец же мол­чал, по­то­му что бла­жен­ный за­пре­тил ему рас­ска­зы­вать о слу­чив­шем­ся с ним. Вер­нув­шись в Ро­стов, ку­пец каж­дый раз, ко­гда встре­чал бла­жен­но­го Ис­и­до­ра, еще из­да­ли по­чти­тель­но ему кла­нял­ся, но ес­ли юро­ди­вый сам про­хо­дил ми­мо него, то каж­дый раз под­твер­ждал свое за­пре­ще­ние. И ку­пец все­гда го­во­рил, что был спа­сен от смер­ти Бо­же­ствен­ной си­лой.
Же­нил­ся в Ро­сто­ве мо­ло­дой князь Сав­ва Обо­лен­ский. Во вре­мя сва­деб­но­го пи­ра бла­жен­ный Ис­и­дор во­шел в па­ла­ту и, на­дев на но­во­брач­но­го шап­ку, спле­тен­ную из тра­вы и поле­вых цве­тов, ска­зал: «Вот те­бе и ар­хи­ерей­ская шап­ка!» Все сму­ти­лись, а бла­жен­ный уже убе­жал и шу­мел с детьми на ули­це. Но по­сле рож­де­ния сво­е­го сы­на-пер­вен­ца мо­ло­дая кня­ги­ня Да­рья Ва­си­льев­на Обо­лен­ская скон­ча­лась, а неутеш­ный вдо­вец по­стриг­ся в Фе­ра­пон­то­вом Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре с име­нем Иоасаф и был с 1481 по 1489 г. ар­хи­епи­ско­пом Ро­стов­ским. Он был ду­хов­ным сы­ном прп. Мар­ти­ни­а­на и скон­чал­ся на по­кое в Фе­ра­пон­то­вом мо­на­сты­ре (см. жи­тие прп. Мар­ти­ни­а­на Бе­ло­зер­ско­го и прп. Га­лак­ти­о­на Бе­ло­зер­ско­го – 12 янв.).
За несколь­ко дней до кон­чи­ны бла­жен­ный Ис­и­дор за­тво­рил­ся в сво­ей хи­жине, мо­лясь со сле­за­ми. В ми­ну­ту его ти­хой и оди­но­кой кон­чи­ны чуд­ное бла­го­уха­ние раз­ли­лось по все­му го­ро­ду; за­гля­нув в хи­жи­ну, один про­хо­жий уви­дел его ле­жа­щим на зем­ле на спине, со сло­жен­ны­ми на гру­ди ру­ка­ми.
По­греб­ли его в са­мой хи­жине, и по­чи­та­те­ли его со­ору­ди­ли на мо­ги­ле его цер­ковь во имя Воз­не­се­ния Гос­под­ня. В XVI в. она бы­ла за­ме­не­на ка­мен­ной, а в XIX в. бы­ла устро­е­на ра­ка. Бес­чис­лен­ны бы­ли чу­де­са, со­вер­шав­ши­е­ся на мо­ги­ле его. Один свя­щен­ник, же­лав­ший рас­ко­пать мо­ги­лу бла­жен­но­го, был от­бро­шен неви­ди­мой си­лой и ли­шил­ся чувств. При­дя в се­бя, он по­ка­ял­ся и по­лу­чил ис­це­ле­ние.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 25 июня 1879 го­да в се­ле Дмит­ри­ев­ский По­гост Ко­ро­бов­ской во­ло­сти Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча и Алек­сан­дры Алек­се­ев­ны Рож­де­стви­ных. В 1899 го­ду Петр окон­чил Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­прав­лен пре­по­да­вать в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле. На­ме­ре­ва­ясь по­слу­жить Свя­той Церк­ви свя­щен­ни­ком, он дол­жен был най­ти су­пру­гу, ко­то­рая го­то­ва бы­ла бы нести с ним крест слу­же­ния Церк­ви, так как мо­на­ше­ским пу­тем он ид­ти не же­лал. Петр же­нил­ся на де­ви­це Люд­ми­ле, до­че­ри про­то­и­е­рея Дмит­рия Се­ме­но­ви­ча Ле­бе­де­ва, слу­жив­ше­го в его род­ном се­ле. Окон­чив епар­хи­аль­ное учи­ли­ще, она пре­по­да­ва­ла в той же, что и Петр, шко­ле. Так что им не при­шлось зна­ко­мить­ся друг с дру­гом. Вся жизнь в се­ле бы­ла как на ла­до­ни – со все­ми сво­и­ми до­сто­ин­ства­ми и недо­стат­ка­ми ты у всех на ви­ду.
По ру­ко­по­ло­же­нии во свя­щен­ни­ка отец Петр был от­прав­лен слу­жить в храм в се­ле Выш­ко­ве Но­во­зыб­ков­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии, так как в род­ных ме­стах сво­бод­ных свя­щен­ни­че­ских ва­кан­сий не бы­ло. Но ко­гда осво­бо­ди­лось ме­сто свя­щен­ни­ка в Тро­иц­ком хра­ме в се­ле Ла­ни­но в Его­рьев­ском уез­де, рас­по­ло­жен­ном в вось­ми вер­стах от Дмит­ри­ев­ско­го По­го­ста, ро­ди­те­ли пред­ло­жи­ли ему слу­жить здесь. Храм был неболь­шой, де­ре­вян­ный, вы­стро­ен­ный усер­ди­ем при­хо­жан ше­сти де­ре­вень. Впо­след­ствии ими же бы­ло по­стро­е­но боль­шое двух­этаж­ное зда­ние шко­лы, квар­ти­ры для учи­те­лей и цер­ков­ная сто­рож­ка. К на­ча­лу Пер­вой ми­ро­вой вой­ны Ла­ни­но ста­ло про­цве­та­ю­щим бо­га­тым се­лом, и при­хо­жане на­ме­ре­ва­лись воз­ве­сти храм из кир­пи­ча, для это­го был пред­ва­ри­тель­но вы­стро­ен кир­пич­ный за­вод. Стро­и­тель­ство про­дви­га­лось быст­ро, из сво­е­го кир­пи­ча бы­ли уже воз­ве­де­ны сте­ны, но на­чав­ша­я­ся вой­на и по­сле­до­вав­шая за ней без­бож­ная ре­во­лю­ция оста­но­ви­ли стро­и­тель­ство. До трид­ца­тых го­дов сто­я­ла недо­стро­ен­ная цер­ковь в ле­сах.
Пред­ше­ствен­ник от­ца Пет­ра по­стро­ил для се­бя боль­шой дом, ко­то­рый он впо­след­ствии про­дал при­хо­ду, так что от­цу Пет­ру не при­шлось за­бо­тить­ся о жи­лье. Вос­пи­тан­ный в бед­ной се­мье пса­лом­щи­ка, за­ра­ба­ты­вав­ше­го на жизнь в ос­нов­ном кре­стьян­ским тру­дом, отец Петр был при­вы­чен ко вся­ко­го ро­да кре­стьян­ской ра­бо­те, он ни­ко­гда не на­ни­мал кре­стьян на ра­бо­ты, жи­вя с ни­ми по пра­ви­лам то­гдаш­ней кре­стьян­ской об­щи­ны, ко­гда наи­бо­лее тя­же­лые ра­бо­ты де­ла­лись со­об­ща и кре­стьяне по­оче­ред­но по­мо­га­ли друг дру­гу, и так пе­ре­де­лы­ва­лись ра­бо­ты, тре­бо­вав­шие наи­боль­ших уси­лий. Вме­сте раз­ра­ба­ты­ва­ли труд­ные де­лян­ки и вы­во­зи­ли дро­ва, ра­бо­та­ли на даль­них по­ко­сах, за­ни­ма­ясь этим неот­рыв­но ино­гда по це­лой неде­ле, так как ра­бо­ту нуж­но бы­ло за­вер­шить в срок, поль­зу­ясь бла­го­при­ят­ной по­го­дой, ко­то­рую им и да­вал для это­го Гос­подь.
Отец Петр вста­вал, как и все кре­стьяне, до рас­све­та, и, по­мо­лив­шись, вы­хо­дил на свое еже­днев­ное по­слу­ша­ние. Жи­вя тем же, что и кре­стьяне, тру­дом, он ни­ко­гда не за­бы­вал, что он преж­де все­го пас­тырь Бо­жий: в лю­бое вре­мя дня и но­чи, в лю­бую по­го­ду, зи­мой и ле­том, остав­ляя все до­маш­ние хло­по­ты, он шел ту­да, ку­да его зва­ли при­хо­жане для со­вер­ше­ния треб. При­том он все­гда до­воль­ство­вал­ся тем, что ему да­ва­ли в ка­че­стве пла­ты, а бы­ва­ло, и сам по­мо­гал нуж­да­ю­щим­ся.
Слу­жил отец Петр очень тор­же­ствен­но, на празд­ни­ки все­гда пе­ло два кли­ро­са, и тот и дру­гой со мно­же­ством пев­чих. К служ­бам пев­чие го­то­ви­лись за­ра­нее: цер­ков­ное пе­ние бы­ло пред­ме­том осо­бых за­бот и пас­ты­ря, и паст­вы. В се­ле пе­ли то­гда по­чти все и на кли­рос вы­би­ра­ли толь­ко са­мых да­ро­ви­тых. Празд­нич­ные бо­го­слу­же­ния еще оста­ва­лись в то вре­мя цен­тром хри­сти­ан­ской жиз­ни, удо­вле­тво­ряя не толь­ко ду­хов­ные, но и эс­те­ти­че­ские за­про­сы на­ро­да.
Кро­ме внеш­них за­бот и хло­пот, бы­ли и внут­рен­ние. Отец Петр был ха­рак­те­ра вспыль­чи­во­го, и, хо­ро­шо осо­зна­вая опас­ность этой стра­сти, при­ло­жил мно­го тру­да, чтобы ее ис­ко­ре­нить, и в кон­це кон­цов до­бил­ся успе­ха – пе­ре­стал гне­вать­ся и раз­дра­жать­ся и на дей­стви­тель­ные и на мни­мые про­ма­хи ближ­них.
На пер­вой ис­по­ве­ди сы­на во вре­мя Ве­ли­ко­го по­ста он ска­зал ему в на­пут­ствие: «Будь все­гда че­стен и прав­див, де­лай доб­ро лю­дям, ува­жай стар­ших, лю­би Ро­ди­ну и на­род, где ро­дил­ся, не за­бы­вай Бо­га!»
В 1921 го­ду в се­ле Ла­ни­но вспых­ну­ла эпи­де­мия ти­фа, но это не ис­пу­га­ло свя­щен­ни­ка – он сра­зу же по­шел в се­мьи, где бы­ли боль­ные, бе­се­до­вал, ис­по­ве­до­вал, со­бо­ро­вал и при­ча­щал.
В 1924 го­ду отец Петр был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом, в 1926-м – воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея, в 1936-м – на­граж­ден на­перс­ным кре­стом с укра­ше­ни­я­ми.
Про­то­и­е­рей Петр в пер­вый раз был аре­сто­ван в 1930 го­ду за неис­пол­не­ние тре­бо­ва­ний по сда­че сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции и при­го­во­рен к пя­ти го­дам ссыл­ки, но, по­сколь­ку та­ко­го сро­ка на­ка­за­ния по этой ста­тье в за­коне про­пи­са­но не бы­ло, он был су­дом оправ­дан и осво­бож­ден; во вто­рой раз он был аре­сто­ван в пе­ри­од мас­со­вых го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь – 30 но­яб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.
Про­тив него по­ка­за­ли мест­ный кол­хоз­ник, ска­зав­ший, что про­то­и­е­рей Петр при­ни­мал уча­стие в рас­про­стра­не­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ных ли­сто­вок, и свя­щен­ник со­сед­не­го се­ла, Петр Су­ха­нов, за­явив­ший, что ему «из­вест­но, что Рож­де­ствин враж­деб­но на­стро­ен к со­вет­ской вла­сти. Мне неод­но­крат­но при­хо­ди­лось слы­шать, – ска­зал сви­де­тель, – как он неодоб­ри­тель­но от­зы­вал­ся о по­ли­ти­ке со­вет­ской вла­сти, в част­но­сти, жа­ло­вал­ся на на­ло­ги, ко­то­рые на­ла­га­ет на него со­вет­ская власть как на слу­жи­те­ля куль­та; го­во­рил, что со­вет­ская власть ре­ли­гию при­тес­ня­ет, не да­ет ей раз­ви­вать­ся. Мне так­же из­вест­но, что Рож­де­ствин, тор­же­ствен­но об­став­ляя цер­ков­ную служ­бу, за­тя­ги­вал ее, что при­во­ди­ло к невы­хо­ду на ра­бо­ту кол­хоз­ни­ков, раз­ла­га­ло тру­до­вую дис­ци­пли­ну и за­тя­ги­ва­ло поле­вые ра­бо­ты в кол­хо­зе».
1 де­каб­ря 1937 го­да сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.
– След­ствию из­вест­но, что вы, бу­дучи враж­деб­но на­стро­е­ны про­тив со­вет­ской вла­сти, ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди на­се­ле­ния, дай­те ис­крен­ние по­ка­за­ния по дан­но­му во­про­су! – по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель.
– Я ни­ко­гда ни­ка­кой аги­та­ции не вел, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– След­ствию из­вест­но, что вы при­ни­ма­ли уча­стие в рас­про­стра­не­нии контр­ре­во­лю­ци­он­ных ли­сто­вок в рай­оне. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Я уча­стия в рас­про­стра­не­нии ли­сто­вок не при­ни­мал.
– Вы за­тя­ги­ва­ли цер­ков­ную служ­бу с це­лью сры­ва поле­вых ра­бот в кол­хо­зе? Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Я цер­ков­ных служб не за­тя­ги­вал…
5 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Пет­ра к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре, и он был от­прав­лен в Ма­ри­ин­ский ла­герь, од­но из от­де­ле­ний Си­б­ла­га, ку­да при­был 31 де­каб­ря 1937 го­да.
8 июня 1938 го­да он пи­сал су­пру­ге из ла­ге­ря: «Про­шло пол­го­да, как мы рас­ста­лись, но я по­лу­чил лишь од­но от те­бя пись­мо 15 фев­ра­ля; по­лу­чил и две твои по­сыл­ки: од­на по­лу­че­на мною 11 ап­ре­ля, а дру­гая по­лу­че­на 2 мая. В пер­вой по­сыл­ке съе­доб­ное все со­хра­ни­лось, а во вто­рой, кро­ме тво­их пре­крас­ных и вкус­ных ле­пе­шек, все ис­пор­ти­лось и по­зе­ле­не­ло, и я вы­нуж­ден был вы­бро­сить с ве­ли­ким со­жа­ле­ни­ем, что это слу­чи­лось, со­зна­вая, что ты по­сы­ла­ешь мне по­сыл­ку, уры­вая от се­бя по­след­ний ку­сок. При­ми от ме­ня сер­деч­ную бла­го­дар­ность за по­сыл­ки – как при­ят­но бы­ло по­лу­чить осо­бен­но вто­рую, празд­нич­ную по­сыл­ку. Со сле­за­ми на гла­зах вспо­ми­нал я про­шлые го­ды, ко­гда мы се­мей­но встре­ча­ли и про­во­жа­ли эти дни, – те­перь толь­ко оце­нишь се­мей­ную об­ста­нов­ку с ее тра­ди­ци­я­ми, но жаль, что про­шлое-про­жи­тое от­хо­дит в веч­ность.
По­лу­ча­ешь ли ты мои пись­ма? За по­след­ний ме­сяц я по­слал те­бе два пись­ма. В этих пись­мах я пи­сал те­бе, что с мар­та ме­ся­ца до 25 ап­ре­ля хво­рал сып­ным ти­фом, жар до­хо­дил до 41 гра­ду­са, жил на уко­лах, серд­це при­зна­но сла­бым, был на во­лос­ке от смер­ти. Бла­го­да­ре­ние Бо­гу и вра­чеб­но­му пер­со­на­лу, ко­то­рый не жа­лел сво­их сил при ухо­де, я остал­ся по­ка жив. По­лу­чил ослож­не­ния… Пло­хо стал слы­шать… опу­холь ног и… бо­лезнь серд­ца. Из­ле­чи­вая по­след­ствия ти­фа, я до се­го вре­ме­ни ле­жу в боль­ни­це, пе­ре­хо­дя еже­не­дель­но из од­но­го от­де­ле­ния в дру­гое. В на­сто­я­щее вре­мя ле­жу в 7-м от­де­ле­нии, где на­хо­дят­ся вы­здо­рав­ли­ва­ю­щие; на днях, ду­маю, пе­ре­ве­дут в от­дел сла­бо­силь­ных, это уже не боль­ни­ца, а ба­рак, где хо­дят уже в сво­ей соб­ствен­ной одеж­де и пи­та­ние здесь про­стое. Сколь­ко вре­ме­ни про­бу­ду в сла­бо­силь­ном от­де­ле, не знаю; с внеш­ней сто­ро­ны я стал луч­ше вы­гля­деть: в по­след­них от­де­ле­ни­ях боль­ни­цы № 3 и № 7 кор­ми­ли боль­ных хо­ро­шо… Жаль од­но, что чер­но­го хле­ба ма­ло очень да­ют, а он есть ос­но­ва на­ше­го пи­та­ния. Несмот­ря на хо­ро­шее пи­та­ние в боль­ни­це, си­лы все-та­ки пло­хо со­би­ра­ют­ся по­сле бо­лез­ни…
С но­га­ми во­об­ще у ме­ня нехо­ро­шее де­ло об­сто­ит, ведь я их два­жды об­мо­ра­жи­вал, о чем я пи­сал те­бе… На мои но­ги страш­но смот­реть: все опух­ли и по­кры­ты ка­ки­ми-то кро­во­под­те­ка­ми; бо­лел ду­шой из бо­яз­ни, что от­ни­мут у ме­ня но­ги и бу­ду со­всем ка­ле­кой. Вра­чи не да­ют ни­ка­ких ле­карств от бо­лез­ни ног, го­во­рят, что со вре­ме­нем все са­мо со­бой прой­дет. Боль и ло­мо­та в но­гах до сих пор ужас­ная; ес­ли до­жи­ву до зи­мы, то не знаю, как бу­ду без теп­лых са­пог и теп­лых чу­лок… Вче­ра врач ска­зал мне неуте­ши­тель­ное от­но­си­тель­но бо­лез­ни мо­е­го серд­ца, при­знал у ме­ня бо­лезнь мио­кар­да серд­ца – по его сло­вам, бо­лезнь ху­же по­ро­ка серд­ца; из­ве­стие ме­ня по­ра­зи­ло – зна­чит, жить мне оста­лось со­всем немно­го…
Смерть есть об­щая участь че­ло­ве­че­ства, ко­гда же вспо­ми­на­ешь, что оче­редь моя, то ста­но­вит­ся страш­но, зная, что ма­ло под­го­тов­лен к за­гроб­ной жиз­ни.
Есть по­сло­ви­ца: “на бед­но­го Ма­ка­ра все шиш­ки ва­лят­ся”. Эта по­сло­ви­ца при­ло­жи­ма ко мне: моя одеж­да при при­во­зе ме­ня в боль­ни­цу вся бы­ла сда­на по опи­си в склад. Ока­зы­ва­ет­ся, у ме­ня ко­жа­ных са­пог и шап­ки не зна­чит­ся в при­ем­ной фак­ту­ре. За­явил на­чаль­ству о про­па­же этих цен­ных ве­щей, но вот по­чти ме­сяц про­шел, а от­ве­та нет. По­доб­ных про­паж бы­ло несколь­ко. Те­перь, при вы­хо­де из боль­ни­цы, при­дет­ся хо­дить в лап­тях – хо­ро­шо, ес­ли да­дут ка­зен­ные лап­ти; го­ло­ву при­дет­ся на­кры­вать ка­зен­ным по­ло­тен­цем – жаль, что ты не до­га­да­лась при­слать мой чер­ный кар­туз. Ви­но­ват, ко­неч­но, я, так как за­был это про­пи­сать… В ка­ком со­сто­я­нии мои бо­тин­ки? Ес­ли ка­кие из них год­ны для нос­ки, то при­шли мне.
До­ро­гая Ми­ла, не оби­жай­ся ра­ди Бо­га, что я сво­и­ми прось­ба­ми вы­нуж­даю те­бя тра­тить по­след­ние ко­пей­ки, ли­шая те­бя необ­хо­ди­мо­го, но верь – нуж­да моя вы­зы­ва­ет на это. По­про­си от мо­е­го име­ни пле­мян­ни­ков по­мочь ма­те­ри­аль­но нам; знаю, ве­ли­ка твоя нуж­да, знаю, что ты обо­рва­на и без одеж­ды; ес­ли от­ка­жут в по­мо­щи нам, то Бог с ни­ми…
Что но­во­го в на­шей до­ро­гой сто­роне? Пи­шет ли кто те­бе из род­ных… Как ты про­ве­ла пост и мо­ле­ние празд­нич­ное, где? Очень хо­чет­ся знать, как жи­вут Ша­тур­ские… Боль­но и при­скорб­но, что ме­ня ско­ро за­бы­ли. За­бы­ли близ­кие по кро­ви, род­ные, а что го­во­рить о даль­них род­ных? За­ви­ду­ешь, ко­гда еже­днев­но ви­дишь, как то­ва­ри­щи по аре­сту по­лу­ча­ют пись­ма от де­тей и зна­ко­мых.
Си­дят со мной ли­ца очень ин­тел­ли­гент­ные: ин­же­не­ры, вра­чи, за­щит­ни­ки-юри­сты. Есть про­фес­сор из Моск­вы, есть учи­тель мос­ков­ской шко­лы. Пи­шут им очень ча­сто, де­ти, же­ны и дру­гие род­ные – друг по­зна­ет­ся лишь в несча­стии…
Пи­ши мне ча­ще. Ес­ли бы ты зна­ла, ка­ким сча­стьем для ме­ня яв­ля­ют­ся твои пись­ма, – я чи­таю каж­дую строч­ку тво­е­го пись­ма несколь­ко раз и пись­мо знаю на­изусть…»
Про­то­и­е­рей Петр Рож­де­ствин скон­чал­ся 27 мая 1939 го­да в Ба­им­ском от­де­ле­нии Си­б­ла­га и был по­гре­бен в без­вест­ной ла­гер­ной мо­ги­ле.

☦️
Икона Богородицы Теребенская (Теребинская). Вре­мя про­слав­ле­ния сей чу­до­твор­ной ико­ны от­но­сит­ся к 1654 го­ду. Под­лин­ный Те­ре­бин­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри не со­хра­нил­ся до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни, а из­вест­ная с та­ким име­нем ико­на Бо­го­ро­ди­цы, на­хо­дя­ща­я­ся в Те­ре­бин­ском мо­на­сты­ре Твер­ской епар­хии, яв­ля­ет­ся толь­ко спис­ком с под­лин­ной ико­ны. От­но­си­тель­но по­след­ней пре­да­ние го­во­рит, что она бы­ла взя­та в нов­го­род­ский со­бор св. Со­фии. На этой иконе Бо­го­ма­терь изо­бра­жа­ет­ся с под­ня­ты­ми ру­ка­ми, в по­яс, а ру­ки Пред­веч­но­го Мла­ден­ца пред­став­ле­ны рас­про­стер­ты­ми. Бо­лее по­дроб­ных све­де­ний о чу­до­твор­ной иконе Те­ре­бин­ской не име­ет­ся.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-terebenskaja-terebinskaja

☦️
Икона Богородицы Ярославская Печерская. Про­сла­ви­лась ико­на в кон­це XIX ве­ка в Яро­слав­ле. Жи­тель­ни­ца го­ро­да ме­щан­ка Алек­сандра Дмит­ри­ев­на До­быч­ки­на ста­ла стра­дать ло­мо­той в ру­ках и во всех су­ста­вах. К то­му же её на­ча­ла пре­сле­до­вать силь­ная ду­шев­ная тос­ка. Сем­на­дцать лет она му­чи­лась эти­ми бо­лез­ня­ми и за это вре­мя не раз усерд­но мо­ли­лась Бо­жи­ей Ма­те­ри, про­ся у Неё ис­це­ле­ния. И вот од­на­жды она услы­ша­ла го­лос во сне, по­веле­ва­ю­щий ей отыс­кать ико­ну Бо­го­ро­ди­цы в хра­ме, чтобы по­лу­чить там ис­це­ле­ние. При этом ей пред­ста­вил­ся в ви­де­нии и храм с изо­бра­же­ни­ем в нём ико­ны.
Сле­дуя ука­за­ни­ям та­ин­ствен­но­го го­ло­са, Алек­сандра от­пра­ви­лась на по­ис­ки. Храм она на­шла в ар­хи­ерей­ском до­ме го­ро­да Яро­слав­ля. Храм был по­свя­щён Про­ис­хож­де­нию Чест­ных древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня. Ко­гда Алек­сандра во­шла в эту цер­ковь и уви­де­ла на стене ико­ну под на­зва­ни­ем Пе­чер­ская, явив­шую­ся ей во сне, то неожи­дан­но упа­ла на пол и ста­ла бить­ся в страш­ных су­до­ро­гах и кор­чах. Это бы­ло 1 мая 1823 го­да.
2 мая Алек­сандра опять от­пра­ви­лась в ар­хи­ерей­скую цер­ковь. Усерд­но и го­ря­чо мо­ли­лась она пе­ред ико­ной Бо­го­ро­ди­цы. Ко­гда же она по­до­шла при­ло­жить­ся к свя­той иконе, то сра­зу же по­чув­ство­ва­ла об­лег­че­ние от сво­ей му­чи­тель­ной бо­лез­ни. Через неко­то­рое вре­мя она со­вер­шен­но вы­здо­ро­ве­ла. С тех пор от Пе­чер­ской Яро­слав­ской ико­ны ста­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния.
В на­сто­я­щее вре­мя ико­на утра­че­на. Не со­хра­ни­лась и цер­ковь в честь Про­ис­хож­де­ния Чест­ных древ Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня.

Жития
Писание