⏳ 2021.05.23 (вс)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) 4я по Пасхе, о расслабленном (глас 3й)
• воскресенье
• прав. Тави́фы Иоппийской (I) (переходящ. в Неделю 4-ю по Пасхе)
• перенесение мощей мч. Авраа́мия Болгарского (1230) (переходящ. в Неделю 4-ю по Пасхе)

☀️ неподвижный годовой круг:
23 мая (10 мая)
• ап. Си́мона Зилота (I)
• мчч. А́лфия, Филаде́льфа, Киприа́на (Кири́на), Они́сима, Ера́зма и иных (251)
• мч. Иси́хия Антиохийского (IV)
• прп. Исидо́ры Тавенской (IV)
• блж. Таи́сии Египетской (V)
• свт. Симона Печерского, Владимирского и Суздальского (1226)
• блж. Симона Юрьевецкого (XVI)
• иконы Божией Матери «Киево-Братская» (1654)


☦️
Свя­тая пра­вед­ная Та­вифа (I), жен­щи­на доб­ро­де­тель­ная и ми­ло­серд­ная, при­над­ле­жа­ла к хри­сти­ан­ской об­щине в Иоп­пии. Слу­чи­лось так, что она, тя­же­ло за­болев, умер­ла. В то вре­мя неда­ле­ко от Иоп­пии, в Лид­де, про­по­ве­до­вал свя­той апо­стол Петр. К нему бы­ли по­сла­ны гон­цы с убе­ди­тель­ной прось­бой о по­мо­щи. Ко­гда апо­стол при­шел в Иоп­пию, пра­вед­ная Та­вифа бы­ла уже мерт­ва. Пре­кло­нив ко­ле­на, пер­во­вер­хов­ный апо­стол со­тво­рил го­ря­чую мо­лит­ву ко Гос­по­ду. За­тем по­до­шел к од­ру и воз­звал: «Та­вифа, встань!» Она под­ня­лась со­вер­шен­но здо­ро­вой (Деян.9:36).

☦️
Му­че­ник Ав­раа­мий (день памяти 14 апреля) ро­дил­ся в Кам­ской Бол­га­рии (бол­га­ры жи­ли меж­ду ре­ка­ми Вол­гою и Ка­мою, впо­след­ствии по­сте­пен­но утра­ти­ли свою на­род­ность и сме­ша­лись с по­бе­див­ши­ми их та­та­ра­ми) и вос­пи­тан был в ма­го­ме­тан­ской ве­ре, ко­то­рую ис­по­ве­до­ва­ли его со­оте­че­ствен­ни­ки. Он был че­ло­век с боль­ши­ми сред­ства­ми и за­ни­мал­ся тор­гов­лею, был при­стра­стен к су­ет­ным бла­гам ми­ра се­го и чув­ствен­ным удо­воль­стви­ям, ока­зы­вал го­сте­при­им­ство стран­ни­кам и ни­щим. По бла­го­да­ти Бо­жи­ей Ав­ра­амий убе­дил­ся в лжи­во­сти ма­го­ме­тан­ской и в ис­тин­но­сти хри­сти­ан­ской ве­ры и сде­лал­ся ис­тин­ным хри­сти­а­ни­ном. Ис­по­ве­дуя ве­ру Хри­сто­ву, он пре­был непо­ко­ле­бим в пра­ви­лах уче­ния Спа­си­те­ля и за то по­стра­дал от сво­их еди­но­зем­цев. Ко­гда он при­е­хал для тор­гов­ли в их так на­зы­ва­е­мый ве­ли­кий град Бол­га­ры, его скло­ня­ли и по­том при­нуж­да­ли от­речь­ся от Хри­ста. На эти угро­зы бла­жен­ный Ав­раа­мий от­ве­чал от­ка­зом. То­гда бол­га­ры, рас­сви­ре­пев, за­то­чи­ли его в тем­ни­цу на мно­го дней, а за­тем, ви­дя непре­клон­ность его в ве­ре, от­сек­ли ему спер­ва ру­ки, по­том но­ги и го­ло­ву. Му­че­ни­че­ски скон­чал­ся свя­той Ав­раа­мий 1 ап­ре­ля 1229 го­да. Быв­шие на яр­мар­ке хри­сти­ане, ве­ро­ят­но, му­ром­ские куп­цы, бла­го­го­вей­но по­греб­ли те­ло стра­сто­терп­ца на хри­сти­ан­ском клад­би­ще в Бол­га­рах. За­ме­тив со­вер­шав­ши­е­ся над гро­бом его чу­дес­ные ис­це­ле­ния боль­ных хри­сти­ан, они до­нес­ли обо всем бла­го­вер­но­му ве­ли­ко­му кня­зю Ге­ор­гию Все­во­ло­до­ви­чу и через год от­вез­ли те­ло му­че­ни­ка во Вла­ди­мир, где ве­ли­кий князь Ге­ор­гий Все­во­ло­до­вич, су­пру­га его, де­ти, Вла­ди­мир­ский епи­скоп Мит­ро­фан, ду­хо­вен­ство, на­род встре­ти­ли мо­щи Ав­раамия и пе­ре­нес­ли их в оби­тель, на­зы­вав­шу­ю­ся Кня­ги­нин мо­на­стырь, и там по­ло­жи­ли 6 мар­та 1230 г. в церк­ви Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
По­сле кон­чи­ны Ав­раа­мия го­род Бол­га­ры по­чти весь вы­го­рел. Рус­ские ле­то­пис­цы го­во­рят, что эти по­жа­ры Гос­подь по­сы­лал в на­ка­за­ние за непо­вин­ную кровь Ав­раа­мия.

☦️
Свя­той апо­стол Си­мон Зи­лот упо­мя­нут в спис­ках 12-ти апо­сто­лов в Еван­ге­лии по Мат­фею, Мар­ку, Лу­ке, а так­же в Де­я­ни­ях Апо­сто­лов (Мф.10:4; Мк.3:18; Лк.6:15; Де­ян.1:13), од­на­ко из­вест­но о нем не­мно­го.
Про­ис­хо­дил Си­мон из Ка­ны Га­ли­лейской. В Свя­щен­ном Пи­са­нии он на­зы­ва­ет­ся Ка­на­ни­том и Зи­ло­том, что­бы от­ли­чить его от Си­мо­на Пет­ра. Про­зви­ще Зи­лот (греч. ζηλωτής) в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го обо­зна­ча­ет «рев­ни­тель», то есть бла­го­че­сти­вый че­ло­век, рев­ност­но сле­ду­ю­щий иу­дейско­му за­ко­ну. Ино­г­да про­зви­ще Зи­лот не­ред­ко истол­ко­вы­ва­ет­ся в смыс­ле при­вер­жен­но­сти пар­тии зи­ло­тов (зе­ло­тов) – ак­тив­ных бор­цов про­тив рим­ско­го вла­ды­че­ства. Дру­гое его про­зви­ще, Ка­на­нит (арам. Qan’ana), по од­ной вер­сии, ука­зы­ва­ет на его про­ис­хож­де­ние, как уро­жен­ца го­ро­да Ка­на; по дру­гой вер­сии, это имя объяс­ня­ет­ся ис­хо­дя из пе­ре­во­да с ара­мейско­го: «рев­ни­тель».
Пре­да­ние ино­г­да отож­деств­ля­ло его с Си­мео­ном, апо­сто­лом из чис­ла 70, «бра­том Гос­под­ним» (сы­ном от пер­во­го бра­ка Ио­си­фа), ко­то­рый стал вто­рым еписко­пом Иеру­са­ли­ма по­сле каз­ни Иа­ко­ва Пра­вед­но­го.
Пер­вое чу­до, ко­то­рое со­тво­рил Спа­си­тель – пре­тво­ре­ние во­ды в ви­но – про­изо­шло в до­ме Си­мо­на (Ин.2:1-11). Во вре­мя пи­ра для го­стей не­до­ста­ло ви­на. То­г­да Гос­подь по пред­ста­тельству Пре­свя­той Бо­го­ма­те­ри пре­тво­рил во­ду в ви­но. По­ра­жен­ный чу­дом, Си­мон всем серд­цем и ду­шой уве­ро­вал в Гос­по­да Ии­су­са как обе­то­ван­но­го Мес­сию и, все оста­вив, по­сле­до­вал за Ним.
В день Пя­ти­де­сят­ни­цы он при­нял вме­сте с дру­ги­ми апо­сто­ла­ми дар Свя­то­го Ду­ха. Свя­той апо­стол Си­мон про­по­ве­до­вал уче­ние Хри­сто­во в Иу­дее, Егип­те, Ли­вии, Ки­ри­нее и Бри­та­нии. Со­глас­но пре­да­нию, свя­той апо­стол Си­мон при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну на Чер­но­мор­ском по­бе­ре­жье Кав­ка­за, пред­по­ло­жи­тель­но, в Аб­ха­зии, во вто­рой по­ло­ви­не I ве­ка. По дру­гой вер­сии, он был убит в Пер­сии. Счи­та­ет­ся, что Си­мон был усе­чен ме­чем или за­жи­во рас­пи­лен пи­лой. Так­же су­ще­ству­ет пре­да­ние, что он был рас­пят на кре­сте.
По­гре­бен Си­мон Зи­лот в го­ро­де Ни­коп­сии, ме­сто­по­ло­же­ние ко­то­ро­го то­же вы­зы­ва­ет спо­ры. Со­глас­но не­ко­то­рым мне­ни­ям, этот го­род – ны­неш­ний Но­вый Афон в Аб­ха­зии; со­глас­но дру­гим, он на­хо­дил­ся на ме­сте ны­неш­не­го по­сел­ка Но­во­ми­хай­лов­ско­го в Крас­но­дар­ском крае. Впо­след­ствии, в XIX ве­ке, на пред­по­ла­га­е­мом ме­сте по­дви­гов апо­сто­ла, близ Ап­сар­ской го­ры, был со­ору­жен Но­во­а­фон­ский мо­на­стырь Си­мо­на Ка­на­ни­та. В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи апо­сто­ла на­хо­дят­ся под спу­дом Си­мо­но-Ка­на­нит­ско­го хра­ма в Но­вом Афо­не, часть мо­щей на­хо­дит­ся в Гер­ма­нии (в ба­зи­ли­ке апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го в Кель­не) и Ва­ти­ка­не (в со­бо­ре Свя­то­го Пет­ра).
Свя­той апо­стол Си­мон Зи­лот счи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем су­пру­гов-хри­сти­ан, так как во вре­мя со­вер­ше­ния Та­ин­ства Вен­ча­ния чи­та­ет­ся от­ры­вок о бра­ке в Ка­не Га­ли­лейской.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/11

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Ал­фий, Фила­дельф, Ки­при­ан, Они­сим, Еразм и 14 дру­гих, с ни­ми по­стра­дав­ших, жи­ли в III ве­ке и про­ис­хо­ди­ли из Ита­лии. Ал­фий, Фила­дельф и Ки­при­ан бы­ли сы­но­вья­ми пра­ви­те­ля Ита­лии Ви­те­лия. Они бы­ли про­све­ще­ны ве­рой во Хри­ста и кре­ще­ны свя­тым Они­си­мом. В то вре­мя им­пе­ра­тор Ли­ки­ний ве­лел разыс­ки­вать и пре­да­вать му­че­ни­ям хри­сти­ан. Бра­тьев от­пра­ви­ли в Рим вме­сте с Они­си­мом, Ераз­мом и 14-ю дру­ги­ми хри­сти­а­на­ми. В Ри­ме свя­то­му Они­си­му раз­да­ви­ли грудь тя­же­лым кам­нем, от­че­го он скон­чал­ся. Ераз­му и 14-ти му­че­ни­кам от­сек­ли го­ло­вы. Бра­тья Ал­фий, Фила­дельф и Ки­при­ан по­стра­да­ли в Си­ци­лии, в го­ро­де Ме­со­по­ле Леон­тий­ском, ку­да бы­ли от­прав­ле­ны из Ри­ма. Это про­изо­шло в 251 го­ду, при им­пе­ра­то­ре Де­кии. Свя­то­му Ал­фию от­ре­за­ли язык, и он ис­тек кро­вью, Фила­дель­фа со­жгли на же­лез­ной ре­шет­ке, Ки­при­а­на со­жгли на ско­во­ро­де. В 1517 го­ду в Леон­ти­нах бы­ли об­ре­те­ны их мо­щи.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/412

☦️
Свя­той му­че­ник Ис­и­хий Ан­тио­хий­ский жил в цар­ство­ва­ние Мак­си­ми­а­на Га­ле­рия (305–311) в го­ро­де Ан­тио­хии, где за­ни­мал вы­со­кую и по­чет­ную долж­ность при им­пе­ра­тор­ском дво­ре. Мак­си­ми­ан из­дал эдикт, по ко­то­ро­му ли­шал во­ин­ско­го зва­ния и из­го­нял с во­ен­ной служ­бы всех хри­сти­ан. Тем, кто не из­ме­нял хри­сти­ан­ской ве­ре, он при­ка­зы­вал сни­мать с се­бя во­ин­ские по­я­са и зна­ки во­ин­ско­го от­ли­чия и пе­ре­хо­дить на по­ло­же­ние на­ем­ных слуг. В чис­ле та­ких был и Ис­и­хий. Мак­си­ми­ан при­ка­зал Ис­и­хию снять с се­бя одеж­ды са­нов­ни­ка, на­деть гру­бую одеж­ду и на­хо­дить­ся сре­ди жен­ской при­слу­ги. Через несколь­ко дней он при­звал к се­бе Ис­и­хия и спро­сил: «Неуже­ли те­бе не стыд­но оста­вать­ся в та­ком бес­че­стии?» Свя­той Ис­и­хий от­ве­чал: «Честь, ко­то­рую я имел от те­бя, вре­мен­на». То­гда Мак­си­ми­ан при­ка­зал уто­пить свя­то­го Ис­и­хия в ре­ке, при­вя­зав ему на шею жер­нов. Год смер­ти му­че­ни­ка точ­но неиз­ве­стен.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/411

☦️
Пре­по­доб­ная Ис­и­до­ра, Хри­ста ра­ди юро­ди­вая, под­ви­за­лась в Та­вен­ском мо­на­сты­ре (Еги­пет) в IV ве­ке. Де­ви­ца Ис­и­до­ра при­ня­ла на се­бя по­двиг юрод­ства, ве­ла се­бя как безум­ная и не вку­ша­ла пи­щи вме­сте с сест­ра­ми оби­те­ли. Мно­гие из на­сель­ниц от­но­си­лись к ней с пре­зре­ни­ем, но Ис­и­до­ра пе­ре­но­си­ла это с ве­ли­ким тер­пе­ни­ем и кро­то­стью, бла­го­да­ря Бо­га за всё. Она тру­ди­лась в по­варне и ис­пол­ня­ла по мо­на­сты­рю са­мые гряз­ные и труд­ные ра­бо­ты, очи­щая оби­тель от вся­кой нечи­сто­ты. Пре­по­доб­ная Ис­и­до­ра по­кры­ва­ла го­ло­ву про­стой тряп­кой, а вме­сто ва­ре­ной пи­щи пи­та­лась во­дой, в ко­то­рой мы­ла кот­лы и по­су­ду. Ни­ко­гда не гне­ва­лась, ни­ко­го не оскорб­ля­ла сло­вом, не роп­та­ла на Бо­га и се­стер и бы­ла мол­ча­ли­ва.
Од­на­жды мо­нах-пу­стын­ник, пре­по­доб­ный Пи­ти­рим, имел ви­де­ние. Ему явил­ся Ан­гел Бо­жий и ска­зал: «Иди в Та­вен­ский мо­на­стырь. Там уви­дишь сест­ру, но­ся­щую на го­ло­ве тряп­ку. Она слу­жит всем с лю­бо­вью и пе­ре­но­сит без­ро­пот­но от них пре­зре­ние. Серд­це же ее и мыс­ли все­гда пре­бы­ва­ют с Бо­гом. А ты си­дишь в уеди­не­нии, но мыс­лью об­хо­дишь всю все­лен­ную».
Ста­рец от­пра­вил­ся в Та­вен­ский мо­на­стырь, но сре­ди со­брав­ших­ся се­стер не на­шел ука­зан­ной ему в ви­де­нии. То­гда при­ве­ли к нему Ис­и­до­ру, по­чи­та­е­мую за бес­но­ва­тую. Ис­и­до­ра упа­ла к но­гам стар­ца, про­ся его бла­го­сло­ве­ния. Но пре­по­доб­ный Пи­ти­рим сам по­кло­нил­ся ей до зем­ли и ска­зал: «Спер­ва ты бла­го­сло­ви ме­ня, чест­ная мать!» На удив­лен­ные во­про­сы се­стер ста­рец от­ве­чал: «Ис­и­до­ра вы­ше всех нас пе­ред Бо­гом!» То­гда сест­ры ста­ли ка­ять­ся, ис­по­ве­дуя все оскорб­ле­ния, на­не­сен­ные ими Ис­и­до­ре, и про­си­ли у нее про­ще­ния. Свя­тая же, тя­го­тясь неждан­ной для нее сла­вой, тай­но скры­лась из оби­те­ли, и даль­ней­шая судь­ба ее оста­лась неиз­вест­ной. Пред­по­ла­га­ют, что она скон­ча­лась не позд­нее 365 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/408

☦️
Свя­тая Та­и­сия жи­ла в Егип­те в V ве­ке. Остав­шись си­ро­той по­сле смер­ти бо­га­тых ро­ди­те­лей, она сна­ча­ла ве­ла бла­го­че­сти­вую жизнь, по­свя­щая се­бя бла­го­тво­ри­тель­но­сти и по­мо­щи боль­ным. Неред­ко в ее до­ме оста­нав­ли­ва­лись ино­ки, при­хо­див­шие из пу­сты­ни в го­род для про­да­жи сво­их кор­зин. Та­и­сия поль­зо­ва­лась все­об­щей лю­бо­вью и ува­же­ни­ем.
По­сле несколь­ких лет усерд­ной бла­го­тво­ри­тель­ной де­я­тель­но­сти име­ние Та­и­сии ис­то­щи­лось, и она ста­ла нуж­дать­ся. То­гда она по­зна­ко­ми­лась с неко­то­ры­ми небла­го­на­ме­рен­ны­ми людь­ми и под­па­ла под дур­ное вли­я­ние. Ее жизнь ста­но­ви­лась все бо­лее и бо­лее бес­по­ря­доч­ной.
Ино­ки пу­стын­но­го ски­та, по­се­щав­шие рань­ше Та­и­сию, узнав о та­кой пе­ре­мене, про­изо­шед­шей с нею, опе­ча­ли­лись. При­звав сво­е­го ав­ву, Иоан­на Ко­ло­ва, они ска­за­ли ему: «Мы слы­ша­ли о сест­ре Та­и­сии, что она ра­зо­ри­лась. Ко­гда она бы­ла со­сто­я­тель­ной, она ока­зы­ва­ла нам свою лю­бовь. И мы ныне долж­ны по­ка­зать на­шу лю­бовь и по­мочь ей. По­тру­дись по­се­тить ее».
Ав­ва Иоанн при­шел к Та­и­сии, сел воз­ле нее, взгля­нув ей при­сталь­но в гла­за, при­к­ло­нил по­том го­ло­ву и на­чал горь­ко пла­кать. Та­и­сия сму­ти­лась и спро­си­ла стар­ца: «Ав­ва, что ты пла­чешь?» Он от­ве­тил: «Ви­жу, что са­та­на иг­ра­ет на ли­це тво­ем, и как мне не пла­кать? Чем не по­нра­вил­ся те­бе Иисус, что ты об­ра­ти­лась на про­тив­ные Ему де­ла?» Она, услы­шав это, за­тре­пе­та­ла и вос­клик­ну­ла: «Отец! Есть ли для ме­ня по­ка­я­ние?» Он от­ве­тил: «Есть!» – «То­гда ве­ди ме­ня ку­да зна­ешь», – ска­за­ла она ему и, встав, вся в сле­зах по­шла вслед за ним.
Ав­ва Иоанн уди­вил­ся толь­ко, что пе­ред ухо­дом Та­и­сия не рас­по­ря­ди­лась, что де­лать с ее иму­ще­ством и ве­ща­ми, и да­же ни с кем не по­про­ща­лась. Ко­гда они до­стиг­ли пу­сты­ни, уже смер­ка­лось. Ав­ва Иоанн сде­лал для Та­и­сии воз­гла­вие из пес­ка и в неко­то­ром рас­сто­я­нии та­кое же дру­гое для се­бя. Огра­див ее воз­гла­вие крест­ным зна­ме­ни­ем, ска­зал: «Здесь усни», – а сам, ис­пол­нив свои мо­лит­вы, то­же при­лег.
Утром ста­рец на­чал бу­дить Та­и­сию, но тут он об­на­ру­жил, что она уже мерт­ва. Ста­рец силь­но опе­ча­лил­ся, ду­мая, что ду­ша Та­и­сии по­гиб­ла, так как она не успе­ла по­ка­ять­ся, при­ча­стить­ся и стать ино­ки­ней. То­гда услы­шал го­лос: «Один час ее по­ка­я­ния при­нят бо­лее дол­говре­мен­но­го по­ка­я­ния дру­гих, не ока­зы­ва­ю­щих при по­ка­я­нии та­ко­го са­мо­от­вер­же­ния». Так Гос­подь от­крыл ав­ве Иоан­ну, что Он про­стил Та­и­сию за ис­крен­ность и ре­ши­тель­ность ее рас­ка­я­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/409

☦️
Свя­ти­тель Си­мон Пе­чер­ский, пер­вый епи­скоп Вла­ди­ми­ро-Суз­даль­ской зем­ли, ро­дил­ся во вто­рой по­ло­вине XII в. и под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, где и при­нял по­стриг.
В 1206 г. ста­но­вит­ся игу­ме­ном Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ско­го мо­на­сты­ря во Вла­ди­ми­ре. В 1215 г. при ве­ли­ком кня­зе Вла­ди­мир­ском Ге­ор­гии II Все­во­ло­до­ви­че ста­но­вит­ся епи­ско­пом Вла­ди­мир­ским и Суз­даль­ским. Свя­ти­тель, как доб­рый пас­тырь, усерд­но за­бо­тил­ся о вве­рен­ной ему пастве и не остав­лял тру­дов ино­че­ских.
Го­ря лю­бо­вью к по­движ­ни­кам Пе­чер­ским, свя­ти­тель на­пи­сал жи­тия несколь­ких Пе­чер­ских угод­ни­ков, во­шед­ших в Ки­е­во-Пе­чер­ский па­те­рик. Свя­ти­тель Си­мон яв­ля­ет­ся ав­то­ром по­учи­тель­ных по­сла­ний к мо­на­ху Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря По­ли­кар­пу. Его пе­ру при­над­ле­жит «Ска­за­ние о свя­той чу­до­твор­ной церк­ви Пе­чер­ской Ки­ев­ской, ка­ко со­зда­ся, укра­си­ся и освя­ти­ся».
Про­быв 12 лет на ар­хи­пас­тыр­ском пре­сто­ле и при­няв схи­му, свя­ти­тель Си­мон мир­но скон­чал­ся 22 мая 1226 г. Чест­ное те­ло свя­то­го, со­глас­но его же­ла­нию, бы­ло по­ло­же­но в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/410

☦️
Бла­жен­ный Си­мон Юрье­вец­кий ро­дил­ся в се­ле Брат­ском Ко­стром­ской об­ла­сти в бла­го­че­сти­вой се­мье кре­стьян Ро­ди­о­на и Ма­рии Ши­то­вых. Во Свя­том Кре­ще­нии он был на­зван Си­мо­ном в честь свя­то­го апо­сто­ла Си­мо­на Зи­ло­та (па­мять 10/23 мая). С юно­ше­ских лет Си­мон при­нял на се­бя осо­бый по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди и ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма в дре­му­чие ле­са, око­ло се­ла Ел­на­ти.
Од­на­жды ел­нат­ские по­се­ляне уви­де­ли в ле­су че­ло­ве­ка, из­мож­ден­но­го, в од­ной ру­ба­хе, бо­со­го, ко­то­рый на­звал им толь­ко свое имя – Си­мон, о нем со­об­щи­ли мест­но­му свя­щен­ни­ку Иоси­фу, и тот взял бла­жен­но­го в свой дом.
Свя­той Си­мон на­чал хо­дить по до­мам ел­нат­ских жи­те­лей и по­мо­гал им в ис­полне­нии са­мых труд­ных ра­бот, но пла­ту не брал. Несмот­ря на по­сто­ян­ные тру­ды, он часть дня и но­чи усерд­но мо­лил­ся, из­ну­рял свое те­ло по­стом и лю­бил по­се­щать храм Бо­жий. Зи­мой и ле­том он хо­дил толь­ко в льня­ной ру­баш­ке и бо­сым, так что ко­жа его по­чер­не­ла, и спал на го­лом по­лу. Нера­зум­ные лю­ди неред­ко же­сто­ко би­ли его. Бла­жен­ный крот­ко пе­ре­но­сил все оскорб­ле­ния и на­смеш­ки и не пла­тил злом за зло, но мо­лил­ся за обид­чи­ков, а се­бя по­сто­ян­но уко­рял и на­зы­вал «глуп­цом» и «несы­той гор­та­нью». 15 лет жил в Ел­на­ти бла­жен­ный Си­мон, а по­том пе­ре­шел в го­род Юрье­вец-По­волж­ский. Лю­би­мым ме­стом пре­бы­ва­ния его там бы­ли цер­ков­ные па­пер­ти, где он воз­но­сил го­ря­чие мо­лит­вы Бо­гу. Осо­бен­но ча­сто свя­той при­хо­дил в Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь, где на па­пер­ти усерд­но мо­лил­ся пе­ред ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
По­двиг пол­но­го са­мо­от­ре­че­ния, ко­то­рый очи­стил ду­шу его, был уго­ден Бо­гу, и он еще при жиз­ни по­лу­чил дар про­зре­ния: мно­гое пред­ви­дел и пред­ска­зы­вал бу­ду­щее во сла­ву Бо­жию для вра­че­ва­ния неду­гов и нрав­ствен­но­го ис­прав­ле­ния ближ­них.
Неза­дол­го до сво­ей кон­чи­ны бла­жен­ный за­шел в дом во­е­во­ды Фе­о­до­ра Пе­те­ли­на. Тот, не зная по­дви­гов свя­то­го, раз­дра­жен­ный по­ве­де­ни­ем Си­мо­на, в по­ры­ве гне­ва при­ка­зал слу­гам из­бить свя­то­го и бро­сить в под­вал. Бла­жен­ный тя­же­ло за­бо­лел. Чув­ствуя ско­рый от­ход из жиз­ни зем­ной в жизнь веч­ную, бла­жен­ный Си­мон при­звал свя­щен­ни­ка, ис­по­ве­дал­ся, при­об­щил­ся Свя­тых Та­ин и пре­дал Гос­по­ду ду­шу свою 4 но­яб­ря 1584 го­да (по дру­гим ис­точ­ни­кам – в 1586 го­ду).
Во­е­во­да рас­ка­ял­ся в сво­ем со­гре­ше­нии. Весь го­род со­брал­ся на по­гре­бе­ние свя­то­го. Те­ло его бы­ло по­гре­бе­но на тер­ри­то­рии Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря. В 1619 го­ду над мо­ги­лой бла­жен­но­го бы­ла по­стро­е­на цер­ковь во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Оди­гит­рии. В 1635 го­ду игу­мен Бо­го­яв­лен­ско­го мо­на­сты­ря Ди­о­ни­сий до­но­сил пат­ри­ар­ху Иоаса­фу об ис­це­ле­ни­ях у мо­щей бла­жен­но­го Си­мо­на. Пат­ри­арх бла­го­сло­вил на­пи­сать ико­ну бла­жен­но­го и со­вер­шать ему служ­бу по об­щей Ми­нее. В 1666 го­ду бла­жен­но­му Си­мо­ну, Юрье­вец­ко­му чу­до­твор­цу, со­став­ле­на осо­бая служ­ба. Дни его па­мя­ти – 4/17 но­яб­ря и 10/23 мая.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/964

☦️
Чу­до­твор­ная Ки­е­во-Брат­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла яв­ле­на в 1654 го­ду и пер­во­на­чаль­но бы­ла мест­ной в Бо­ри­со­глеб­ской церк­ви го­ро­да Вы­ш­го­ро­да (Ки­ев­ско­го).
В 1662 го­ду, во вре­мя вой­ны с Поль­шей (1659–1667 гг.), го­ро­ду был на­не­сен боль­шой ущерб со сто­ро­ны во­е­вав­ших про­тив Рос­сии в со­ю­зе с по­ля­ка­ми крым­ских та­тар. Храм свя­тых стра­сто­терп­цев Бо­ри­са и Гле­ба был ра­зо­рен и по­ру­ган непри­я­те­лем. Но Про­мыс­лом Бо­жи­им чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла со­хра­не­на, ее своевре­мен­но вы­нес­ли из хра­ма и пу­сти­ли по Дне­пру, а мо­щи свя­тых со­кры­ли под спу­дом. Ре­ка вы­нес­ла свя­тую ико­ну к бе­ре­гу По­до­ла в Ки­е­ве, где она бы­ла с ве­ли­кой ра­до­стью при­ня­та пра­во­слав­ны­ми и с по­до­ба­ю­щи­ми по­че­стя­ми пе­ре­не­се­на в Брат­ский мо­на­стырь, от на­зва­ния ко­то­ро­го и по­лу­чи­ла свое на­име­но­ва­ние. Там свя­той об­раз пре­бы­вал в те­че­ние дол­го­го вре­ме­ни. В опи­си цер­ков­но­го иму­ще­ства Ки­е­во-Брат­ско­го мо­на­сты­ря, про­из­ве­ден­ной в 1807 го­ду, при­во­дит­ся опи­са­ние чу­до­твор­ной ико­ны.
В 1919 году Братский монастырь был закрыт, а образ Киево-Братской Богородицы считался утерянным. Отсутствие до 90-х годов XX века информации о святынях обители в течение долгого времени воспринималось как подтверждение гибели образа. Однако исследования последних лет показали, что икона вошла в число пяти наиболее ценных икон монастыря, переданных в учрежденный в 1926 г. на территории Киево-Печерской лавры Всеукраинский музейный городок. В 1948 г. эта группа икон впервые была зафиксирована в книге учета Национального художественного музея Украины (НХМУ) с пометкой о неизвестности их судьбы до поступления в музей. Повторное обретение Киево-Братской иконы произошло в начале 2000-х годов, когда сотрудниками НХМУ была установлена связь этих памятников с Братским монастырем. В настоящее время Киево-Братская икона находится в собрании НХМУ1. Повторное обретение иконы воспринимается как подтверждение чудотворности образа.
Празд­но­ва­ния Ки­е­во-Брат­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри со­вер­ша­ют­ся три­жды в го­ду: 6 сен­тяб­ря, 10 мая и 2 июня. Все они по­свя­ще­ны чу­дес­но­му яв­ле­нию свя­той ико­ны в 1654 го­ду.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-kievo-bratskaja

Жития
Писание