⏳ 2021.05.19 (ср)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 3я по Пасхе (глас 2й)
• среда (однодневный пост, воспоминание предательства)

☀️ неподвижный годовой круг:
19 мая (6 мая)
• прав. И́ова Многострадального (~2000–1500 до РХ)
• мчч. Ва́рвара, Ва́кха, Каллима́ха, Диони́сия (ок. 362)
• мч. Ва́рвара Луканского (?)
• прп. Михе́я Радонежского (1385)
• прп. И́ова Почаевского (XVII) ?


☦️
Свя­той пра­вед­ный Иов жил за 2000–1500 лет до Рож­де­ства Хри­сто­ва, в Се­вер­ной Ара­вии, в стране Ав­си­ти­дий­ской, в зем­ле Уц. Жизнь и стра­да­ния его опи­са­ны в Биб­лии (Кни­га Иова). Есть мне­ние, что Иов при­хо­дил­ся пле­мян­ни­ком Ав­ра­аму: был сы­ном бра­та Ав­ра­ама – На­хо­ра. Иов был че­ло­ве­ком бо­го­бо­яз­нен­ным и бла­го­че­сти­вым. Всей ду­шой он был пре­дан Гос­по­ду Бо­гу и во всем по­сту­пал со­глас­но Его во­ле, уда­ля­ясь от все­го зло­го не толь­ко в де­лах, но и в мыс­лях. Гос­подь бла­го­сло­вил его зем­ное су­ще­ство­ва­ние и на­де­лил пра­вед­но­го Иова боль­шим бо­гат­ством: у него бы­ло мно­же­ство ско­та и вся­ко­го име­ния. Семь сы­но­вей пра­вед­но­го Иова и три до­че­ри бы­ли друж­ны меж­ду со­бой и со­би­ра­лись на об­щую тра­пе­зу все вме­сте по­оче­ред­но у каж­до­го из них. Через каж­дые семь дней пра­вед­ный Иов при­но­сил за сво­их де­тей жерт­вы Бо­гу, го­во­ря: «Мо­жет быть, кто из них со­гре­шил или по­ху­лил Бо­га в серд­це сво­ем». За свою спра­вед­ли­вость и чест­ность свя­той Иов был в ве­ли­ком по­че­те у со­граж­дан и имел боль­шое вли­я­ние на об­ще­ствен­ные де­ла.
Од­на­жды, ко­гда пе­ред Пре­сто­лом Бо­жи­им пред­ста­ли Свя­тые Ан­ге­лы, явил­ся меж­ду ни­ми и са­та­на. Гос­подь Бог спро­сил са­та­ну, не ви­дел ли он ра­ба Его Иова, му­жа пра­вед­но­го и чуж­до­го вся­ко­го по­ро­ка. Са­та­на дерз­ко от­ве­чал, что неда­ром бо­го­бо­яз­нен Иов – Бог бе­ре­жет его и умно­жа­ет его бо­гат­ства, но ес­ли на­слать на него несча­стья, то он пе­ре­станет бла­го­слов­лять Бо­га. То­гда Гос­подь, же­лая по­ка­зать тер­пе­ние Иова и ве­ру, ска­зал са­тане: «Все, что есть у Иова, Я пре­даю в твои ру­ки, толь­ко са­мо­го его не ка­сай­ся». По­сле это­го Иов вне­зап­но ли­шил­ся всех сво­их бо­гатств, а по­том и всех сво­их де­тей. Пра­вед­ный Иов об­ра­тил­ся к Бо­гу и ска­зал: «На­гим вы­шел я из чре­ва ма­те­ри мо­ей, на­гим воз­вра­щусь к ма­те­ри сво­ей зем­ле. Гос­подь дал, Гос­подь и взял. Да бу­дет Имя Гос­подне бла­го­сло­вен­но!» И не со­гре­шил Иов пе­ред Гос­по­дом Бо­гом, и не про­из­нес ни од­но­го нера­зум­но­го сло­ва.
Ко­гда Ан­ге­лы Бо­жии вновь пред­ста­ли пе­ред Гос­по­дом, и сре­ди них са­та­на, то диа­вол ска­зал, что Иов пра­ве­ден, по­ка сам невре­дим. То­гда Гос­подь воз­ве­стил: «Я по­пус­каю те­бе сде­лать с ним, что хо­чешь, толь­ко ду­шу его сбе­ре­ги». По­сле это­го са­та­на по­ра­зил пра­вед­но­го Иова лю­той бо­лез­нью – про­ка­зой, ко­то­рая по­кры­ла его с ног до го­ло­вы. Стра­да­лец при­нуж­ден был вы­се­лить­ся из об­ще­ства лю­дей, сел вне го­ро­да на ку­че пеп­ла и гли­ня­ным че­ре­пом скоб­лил свои гной­ные ра­ны. Все дру­зья и зна­ко­мые оста­ви­ли его. Же­на его при­нуж­де­на бы­ла до­бы­вать се­бе про­пи­та­ние, тру­дясь и ски­та­ясь из до­ма в дом. Она не толь­ко не под­дер­жи­ва­ла сво­е­го му­жа в тер­пе­нии, но ду­ма­ла, что Бог на­ка­зы­ва­ет Иова за ка­кие-ли­бо тай­ные гре­хи, пла­ка­ла, роп­та­ла на Бо­га, уко­ря­ла и му­жа и на­ко­нец по­со­ве­то­ва­ла пра­вед­но­му Иову по­ху­лить Бо­га и уме­реть. Пра­вед­ный Иов тяж­ко скор­бел, но и в этих стра­да­ни­ях остал­ся ве­рен Бо­гу. Он от­ве­чал жене: «Ты го­во­ришь как од­на из безум­ных. Неуже­ли доб­рое мы бу­дем при­ни­мать от Бо­га, зло­го не бу­дем при­ни­мать?» И не со­гре­шил пра­вед­ный ни в чем пе­ред Бо­гом.
Услы­шав о несча­сти­ях Иова, три его дру­га при­шли из­да­ле­ка к нему раз­де­лить его скорбь. Они счи­та­ли, что Иов на­ка­зан Бо­гом за гре­хи, и убеж­да­ли непо­вин­но­го ни в чем пра­вед­ни­ка по­ка­ять­ся. Пра­вед­ник от­ве­чал, что он стра­да­ет не за гре­хи, но что эти ис­пы­та­ния по­сла­ны ему от Гос­по­да по непо­сти­жи­мой для че­ло­ве­ка Бо­же­ствен­ной во­ле. Дру­зья, од­на­ко, не ве­ри­ли и про­дол­жа­ли счи­тать, что Гос­подь по­сту­па­ет с Иовом по за­ко­ну че­ло­ве­че­ско­го воз­мез­дия, на­ка­зы­вая его за со­вер­шен­ные гре­хи. В тяж­кой ду­шев­ной скор­би пра­вед­ный Иов об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, про­ся Его Са­мо­го за­сви­де­тель­ство­вать пе­ред ни­ми его неви­нов­ность. То­гда Бог явил Се­бя в бур­ном вих­ре и уко­рил Иова за то, что он пы­тал­ся про­ник­нуть сво­им ра­зу­мом в тай­ны ми­ро­зда­ния и су­деб Бо­жи­их. Пра­вед­ник всем серд­цем рас­ка­ял­ся в этих мыс­лях и ска­зал: «Я ни­что­жен, от­ре­ка­юсь и рас­ка­и­ва­юсь в пра­хе и пеп­ле». То­гда Гос­подь по­ве­лел дру­зьям Иова об­ра­тить­ся к нему и про­сить его при­не­сти за них жерт­ву, «ибо, – ска­зал Гос­подь, – толь­ко ли­цо Иова я при­му, чтобы не от­верг­нуть вас за то, что вы го­во­ри­ли обо Мне не так вер­но, как раб Мой Иов». Иов при­нес жерт­ву Бо­гу и по­мо­лил­ся за дру­зей, и Гос­подь при­нял его хо­да­тай­ство, а так­же воз­вра­тил пра­вед­но­му Иову здо­ро­вье и дал ему вдвое боль­ше то­го, что он имел преж­де. Вме­сто умер­ших де­тей у Иова ро­ди­лось семь сы­но­вей и три до­че­ри, пре­крас­нее ко­то­рых не бы­ло на зем­ле. По­сле пе­ре­не­сен­ных стра­да­ний Иов про­жил еще 140 лет (все­го же он про­жил 248 лет) и ви­дел потом­ство свое до чет­вер­то­го ро­да.
Свя­той Иов про­об­ра­зу­ет Гос­по­да Иису­са Хри­ста, со­шед­ше­го на зем­лю, по­стра­дав­ше­го ра­ди спа­се­ния лю­дей, а по­том про­сла­вив­ше­го­ся слав­ным Сво­им Вос­кре­се­ни­ем.
«Я знаю, – го­во­рил пра­вед­ный Иов, по­ра­жен­ный про­ка­зой, – знаю, что Ис­ку­пи­тель мой жив, и Он вос­ста­вит из пра­ха в по­след­ний день рас­па­да­ю­щу­ю­ся ко­жу мою, и я во пло­ти мо­ей узрю Бо­га. Я узрю Его сам, мои гла­за, не гла­за дру­го­го уви­дят Его. Ча­я­ни­ем се­го ис­та­и­ва­ет серд­це мое в гру­ди мо­ей!» (Иов.19,25-27).
«Знай­те, что есть суд, на ко­то­ром оправ­да­ет­ся толь­ко име­ю­щий ис­тин­ную пре­муд­рость – страх Гос­по­день и ис­тин­ный ра­зум – уда­ле­ние от зла».
Свя­той Иоанн Зла­то­уст го­во­рит: «Нет несча­стья че­ло­ве­че­ско­го, ко­то­ро­го не пе­ре­нес бы этот муж, твер­дей­ший вся­ко­го ада­ман­та, ис­пы­тав­ший вдруг и го­лод, и бед­ность, и бо­лез­ни, и по­те­рю де­тей, и ли­ше­ние бо­гат­ства, и за­тем, ис­пы­тав ко­вар­ство от же­ны, оскорб­ле­ния от дру­зей, на­па­де­ния от ра­бов, во всем ока­зал­ся твер­же вся­ко­го кам­ня, и при­том до За­ко­на и Бла­го­да­ти».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/397

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Вар­вар во­ин и с ним Вакх, Кал­ли­мах и Ди­о­ни­сий жи­ли в IV ве­ке и слу­жи­ли в вой­ске им­пе­ра­то­ра Юли­а­на От­ступ­ни­ка. Свя­той Вар­вар был тай­ным хри­сти­а­ни­ном; в войне с фран­ка­ми он одер­жал по­бе­ду в еди­но­бор­стве с непри­я­тель­ским во­и­ном-ве­ли­ка­ном, за что при­об­рел боль­шую честь в вой­ске и одоб­ре­ние им­пе­ра­то­ра и по­лу­чил ти­тул ко­ми­та (цар­ско­го те­ло­хра­ни­те­ля). По­сле по­бе­ды над фран­ка­ми во­е­на­чаль­ник Вакх по­же­лал при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам и пред­ло­жил Вар­ва­ру честь пер­во­го жерт­во­при­но­ше­ния как по­бе­ди­те­лю. То­гда свя­той Вар­вар от­кры­то ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном и от­ка­зал­ся при­не­сти жерт­ву. За это по при­ка­зу Юли­а­на От­ступ­ни­ка он был под­верг­нут мно­гим ис­тя­за­ни­ям. Свя­то­го по­ве­си­ли и ре­за­ли те­ло его до тех пор, по­ка не вы­па­ли внут­рен­но­сти. Свя­той Вар­вар воз­звал ко Гос­по­ду о по­мо­щи; то­гда явил­ся Ан­гел Бо­жий и ис­це­лил его ра­ны, так что от них не оста­лось и сле­да. Уви­дев это чу­до, во­е­на­чаль­ник Вакх и два во­и­на – Кал­ли­мах и Ди­о­ни­сий уве­ро­ва­ли во Хри­ста и от­рек­лись от язы­че­ских бо­гов. За это они бы­ли немед­лен­но обез­глав­ле­ны. Свя­то­го же Вар­ва­ра про­дол­жа­ли му­чить. Его при­вя­за­ли к ко­ле­су, под ко­то­рым разо­жгли силь­ный огонь, а те­ло стра­даль­ца по­ли­ва­ли мас­лом. Но и тут си­ла Бо­жия со­хра­ни­ла свя­то­го му­че­ни­ка невре­ди­мым, огонь же на­пра­вил­ся на му­чи­те­лей, мно­гих опа­лил, а дво­их по­гу­бил. По­сле это­го свя­то­го му­че­ни­ка Вар­ва­ра ис­тя­за­ли еще в те­че­ние се­ми дней. Но див­ной по­мо­щью свы­ше он оста­вал­ся невре­ди­мым. То­гда мно­гие языч­ни­ки, ви­дя в этом чу­де яв­ное про­яв­ле­ние си­лы Бо­жи­ей, об­ра­ти­лись к ве­ре в Ис­тин­но­го Бо­га. На­ко­нец свя­той Вар­вар окон­чил свой слав­ный по­двиг и в 362 го­ду был усе­чен ме­чом. Те­ло му­че­ни­ка бы­ло пре­да­но по­гре­бе­нию в го­ро­де Ме­фоне Пе­ло­пон­нес­ском бла­го­че­сти­вым епи­ско­пом Фили­ки­ем.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/398

☦️
Свя­той му­че­ник Вар­вар, быв­ший раз­бой­ник, жил в Гре­ции и дол­гое вре­мя со­вер­шал раз­бои, гра­бе­жи и убий­ства. Но Гос­подь, не хо­тя­щий смер­ти греш­ни­ка, об­ра­тил и его к по­ка­я­нию. Од­на­жды, ко­гда Вар­вар си­дел в пе­ще­ре и смот­рел на мно­же­ство на­граб­лен­но­го иму­ще­ства, бла­го­дать Бо­жия кос­ну­лась серд­ца его. Он оду­мал о неми­ну­е­мой смер­ти, о страш­ном бу­ду­щем су­де. Раз­мыш­ляя о мно­же­стве со­де­ян­ных им зло­де­я­ний, он со­кру­шил­ся серд­цем и ре­шил по­ло­жить на­ча­ло сво­е­му по­ка­я­нию, го­во­ря: «Гос­подь не пре­зрел мо­лит­вы ви­сев­ше­го ря­дом с Ним раз­бой­ни­ка и ме­ня да по­ща­дит по неиз­ре­чен­ной ми­ло­сти Сво­ей». Вар­вар оста­вил в пе­ще­ре все свои со­кро­ви­ща и при­шел в бли­жай­шую цер­ковь. Он не скрыл от свя­щен­ни­ка свои злые де­ла и умо­лял при­нять от него по­ка­я­ние. Свя­щен­ник дал ему ме­сто в сво­ем до­ме, и свя­той Вар­вар по­сле­до­вал за ним, пе­ре­дви­га­ясь на ко­ле­нях и лок­тях, как чет­ве­ро­но­гое жи­вот­ное, ибо счи­тал се­бя недо­стой­ным зва­ния че­ло­ве­ка. В до­ме свя­щен­ни­ка он по­се­лил­ся вме­сте со ско­том, пи­тал­ся с жи­вот­ны­ми и по­чи­тал се­бя ху­же вся­кой тва­ри. По­лу­чив от свя­щен­ни­ка раз­ре­ше­ние сво­их гре­хов, Вар­вар ушел в лес и про­жил там 12 лет без одеж­ды, на­гой, тер­пя хо­лод и зной, от­че­го все те­ло его по­чер­не­ло. На­ко­нец свя­той Вар­вар по­лу­чил из­ве­ще­ние свы­ше, что гре­хи его про­ще­ны и что он скон­ча­ет­ся му­че­ни­че­ской смер­тью. Од­на­жды по ме­стам, где под­ви­зал­ся свя­той Вар­вар, про­хо­ди­ли куп­цы. В гу­стой тра­ве пе­ред ни­ми за­дви­га­лось что-то. Ду­мая, что это зверь, они пу­сти­ли ту­да несколь­ко стрел из лу­ков. По­дой­дя бли­же, они ужас­ну­лись, уви­дев, что смер­тель­но ра­ни­ли че­ло­ве­ка. Но свя­той Вар­вар про­сил их не скор­беть, рас­ска­зал им о се­бе и про­сил со­об­щить о слу­чив­шем­ся свя­щен­ни­ку, в до­ме ко­то­ро­го он ра­нее жил. По­сле это­го свя­той Вар­вар пре­дал дух свой Бо­гу. Пре­сви­тер, при­няв­ший по­ка­я­ние быв­ше­го раз­бой­ни­ка, на­шел те­ло его, оза­рен­ное небес­ным све­том. Пре­сви­тер пре­дал по­гре­бе­нию те­ло свя­то­го Вар­ва­ра на том ме­сте, где он был убит. Впо­след­ствии от гро­ба свя­то­го на­ча­ло ис­те­кать це­леб­ное ми­ро, ко­то­рое ис­це­ля­ло раз­лич­ные бо­лез­ни. Мо­щи его на­хо­дят­ся в мо­на­сты­ре Кел­лий в Фес­са­лии, близ го­ро­да Ла­риссы.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/399

☦️
Ми­хей был лю­би­мый ке­лей­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия, «воз­ли­вав­ший», по вы­ра­же­нию Епи­фа­ния, «во­ду на ру­це его». Под ру­ко­вод­ством ве­ли­ко­го стар­ца, под­ви­за­ясь в про­сто­те серд­ца, Ми­хей до­стиг та­кой вы­со­кой сте­пе­ни ду­хов­ной чи­сто­ты, что один из всех спо­движ­ни­ков Сер­ги­е­вых удо­сто­ил­ся ви­деть Ма­терь Бо­жию, по­се­тив­шую сво­его из­бран­ни­ка. Вот что по­ве­да­ет об этом дру­гой уче­ник Сер­ги­ев, Епи­фа­ний.
Од­на­жды в глу­бо­кую ночь пре­по­доб­ный Сер­гий со­вер­шал свое ке­лей­ное пра­ви­ло и пе­ред ико­ною Бо­го­ма­те­ри пел ака­фист, что он де­лал, по сво­е­му обы­чаю, еже­днев­но. Ча­сто взи­рал он на свя­тую ико­ну и усерд­но мо­лил Ма­терь Бо­жию о сво­ей оби­те­ли. «Пре­чи­стая Ма­ти Хри­ста мо­е­го, – взы­вал свя­той ста­рец, – Хо­да­та­и­ца и За­ступ­ни­ца и креп­кая По­мощ­ни­ца ро­ду че­ло­ве­че­ско­му! Бу­ди и нам недо­стой­ным Хо­да­та­и­цей, прис­но мо­ли Сы­на Тво­е­го и Бо­га на­ше­го, да при­з­рит Он ми­ло­сти­во на свя­тое ме­сто сие, по­свя­щен­ное в по­хва­лу и честь Его свя­то­го име­ни на ве­ки! Те­бя, Ма­терь Слад­чай­ше­го мо­е­го Иису­са Хри­ста, при­зы­ва­ем на по­мощь, ра­бы Твои, ибо Ты име­ешь ве­ли­кое дерз­но­ве­ние у Сы­на Тво­е­го и Бо­га! Будь же всем спа­си­тель­ное упо­ко­е­ние и при­ста­ни­ще!»
Так мо­лил­ся пре­по­доб­ный; его чи­стое серд­це го­ре­ло бла­го­дат­ным пла­ме­нем, его сми­рен­ный ум весь по­гру­жен был в мо­лит­ву, и он, как ди­тя, в про­сто­те ду­ши бе­се­до­вал с Пре­чи­стой Ма­те­рью всех воз­лю­бив­ших чи­стым серд­цем Ее Бо­же­ствен­но­го Сы­на.
Окон­чив мо­лит­ву, он сел для от­дох­но­ве­ния; но вдруг его свя­тая ду­ша ощу­ти­ла при­бли­же­ние небес­но­го яв­ле­ния, и он ска­зал сво­е­му ке­лей­но­му уче­ни­ку, пре­по­доб­но­му Ми­хею: «Бодр­ствуй, ча­до, мы бу­дем в сей час иметь чу­дес­ное по­се­ще­ние». Ед­ва ска­зал он это, как по­слы­шал­ся го­лос: «Се, Пре­чи­стая гря­дет!»
То­гда ста­рец встал и по­спеш­но вы­шел в се­ни; здесь оси­ял его свет па­че сол­неч­но­го, и он узрел Пре­бла­го­сло­вен­ную Де­ву, со­про­вож­да­е­мую апо­сто­ла­ми Пет­ром пер­во­вер­хов­ным и Иоан­ном дев­ствен­ни­ком – Бо­го­сло­вом. Не в си­лах бу­дучи вы­не­сти это­го чуд­но­го си­я­ния и неиз­ре­чен­ной сла­вы Ма­те­ри Све­та, Пре­по­доб­ный Сер­гий пал ниц, но Бла­гая Ма­терь при­кос­ну­лась к нему ру­кою и обод­ри­ла его сло­ва­ми бла­го­да­ти. «Не бой­ся, из­бран­ни­че Мой, – из­рек­ла Она. – Я при­шла по­се­тить те­бя: услы­ша­на мо­лит­ва твоя об уче­ни­ках тво­их, не скор­би боль­ше и об оби­те­ли тво­ей, от­ныне она бу­дет иметь изоби­лие во всем, и не толь­ко при жиз­ни тво­ей, но и по от­ше­ствии тво­ем к Бо­гу Я неот­ступ­на бу­ду от ме­ста се­го и все­гда бу­ду по­кры­вать его». Ска­за­ла так и ста­ла неви­ди­ма.
Востре­пе­тал ста­рец от стра­ха и ра­до­сти: несколь­ко ми­нут был как бы в вос­тор­жен­ном со­сто­я­нии, а ко­гда при­шел в се­бя, то уви­дел уче­ни­ка сво­е­го Ми­хея ле­жа­щим на по­лу, как бы умер­шим; ве­ли­кий на­став­ник мог ви­деть Ца­ри­цу Небес­ную и слы­шать го­лос Ее, а уче­ник, по­ра­жен­ный ужа­сом, не в со­сто­я­нии был ви­деть все, и ви­дел толь­ко свет небес­ный.
«Встань, ча­до мое», – крот­ко ска­зал ста­рец. Ми­хей при­шел в чув­ство, но тут же упал к но­гам пре­по­доб­но­го Сер­гия. «Ска­жи, от­че, Гос­по­да ра­ди, – го­во­рил он, – что это за чуд­ное ви­де­ние? Ду­ша моя ед­ва не раз­де­ли­лась от те­ла»…
Но Сер­гий и сам еще не мог го­во­рить от вол­не­ния ду­шев­но­го, толь­ко ли­цо его цве­ло небес­ной ра­до­стью. «По­до­жди, ча­до, – ска­зал он уче­ни­ку, – и моя ду­ша тре­пе­щет от это­го ви­де­ния».
Ко­гда на­ко­нец ста­рец несколь­ко успо­ко­ил­ся, то по­слал Ми­хея при­гла­сить дво­их бла­го­го­вей­ных му­жей из бра­тии – Иса­а­кия мол­чаль­ни­ка и Си­мо­на эк­кле­си­ар­ха. Те по­спе­ши­ли на зов сво­е­го стар­ца-игу­ме­на, и он рас­ска­зал им все, что сей­час бы­ло у него в кел­лии. И все вме­сте со­вер­ши­ли они мо­леб­ное пе­ние Бо­го­ма­те­ри, а Пре­по­доб­ный Сер­гий про­вел всю ночь без сна, вни­мая умом Бо­же­ствен­но­му ви­де­нию, ко­то­рое бы­ло вен­цом его по­дви­гов еще здесь, на зем­ле. «Не га­да­ни­ем, не в сон­ном ви­де­нии, а на­яву ви­дел Он Ма­терь Бо­жию, как ви­дел Ее неко­гда пре­по­доб­ный Афа­на­сий Афон­ский», – за­ме­ча­ет при сем ле­то­пи­сец.
По древ­не­му пре­да­нию цер­ков­но­му и за­пи­сан­но­му в Ни­ко­но­вой ле­то­пи­си, это небес­ное по­се­ще­ние бы­ло в пост Рож­де­ства Хри­сто­ва, в ночь с пят­ни­цы на суб­бо­ту и, как ду­ма­ют, в 1384 го­ду; по дру­го­му пред­по­ло­же­нию, это со­бы­тие от­но­сят к Рож­де­ствен­ско­му по­сту 1379 го­да, ука­зы­вая на то, что в на­сту­пив­ших ле­том 1380 го­да труд­ных об­сто­я­тель­ствах (на­ше­ствие Ма­мая) сам ве­ли­кий за­ступ­ник зем­ли Рус­ской, прп. Сер­гий, имел ду­хов­ную нуж­ду в осо­бен­ном под­креп­ле­нии, и об­ра­ща­ют вни­ма­ние на то, что пре­по­доб­ный по­слал на по­ле Ку­ли­ко­во имен­но Бо­го­ро­дич­ную просфо­ру.
В бла­го­дар­ное вос­по­ми­на­ние се­го чуд­но­го по­се­ще­ния в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сер­гия уста­нов­ле­но каж­дую пят­ни­цу с ве­че­ра со­вер­шать все­нощ­ное бде­ние с ака­фи­стом Бо­го­ма­те­ри в юго-за­пад­ном при­тво­ре Тро­иц­ко­го со­бо­ра, на том ме­сте, где, по пре­да­нию, сто­я­ла кел­лия пре­по­доб­но­го Сер­гия и где кра­су­ет­ся те­перь ве­ли­че­ствен­ная ико­на, изо­бра­жа­ю­щая это чуд­ное при­ше­ствие Небес­ной Го­стьи.
Крот­кий уче­ник крот­ко­го стар­ца пре­ста­вил­ся еще при жиз­ни сво­е­го ав­вы, 6 мая 1385 го­да. Мо­щи его по­чи­ва­ют под спу­дом неболь­шой церк­ви, устро­ен­ной и освя­щен­ной 10 де­каб­ря 1734 го­да по ука­зу Свя­тей­ше­го Си­но­да, «в честь яв­ле­ния Бо­го­ма­те­ри пре­по­доб­но­му Сер­гию», сви­де­те­лем че­го удо­сто­ил­ся быть Ми­хей.

☦️
Пре­по­доб­ный Иов, игу­мен По­ча­ев­ский, чу­до­тво­рец (в ми­ру Иван Же­ле­зо), ро­дил­ся в се­ре­дине ХVI ве­ка в По­ку­тье в Га­ли­ции. В воз­расте 10 лет он при­шел в Пре­об­ра­жен­ский Угор­ниц­кий мо­на­стырь, а на 12-м го­ду жиз­ни при­нял мо­на­ше­ство. С юно­сти пре­по­доб­ный Иов был из­ве­стен ве­ли­чай­шим бла­го­че­сти­ем, стро­гой по­движ­ни­че­ской жиз­нью и ра­но был удо­сто­ен свя­щен­ни­че­ско­го са­на. Око­ло 1580 го­да, по прось­бе из­вест­но­го по­бор­ни­ка пра­во­сла­вия кня­зя Кон­стан­ти­на Острож­ско­го, он воз­гла­вил Кре­сто­воз­дви­жен­ский мо­на­стырь близ го­ро­да Дуб­но и управ­лял мо­на­сты­рем бо­лее 20 лет в об­ста­нов­ке на­рас­тав­ших го­не­ний на пра­во­сла­вие со сто­ро­ны ка­то­ли­ков и уни­а­тов. В на­ча­ле ХVII ве­ка пре­по­доб­ный уда­лил­ся на По­ча­ев­скую го­ру и по­се­лил­ся в пе­ще­ре непо­да­ле­ку от древ­ней Успен­ской оби­те­ли, слав­ной сво­ей чу­до­твор­ной По­ча­ев­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри. Бра­тия оби­те­ли, по­лю­бив свя­то­го от­шель­ни­ка, из­бра­ли его сво­им игу­ме­ном. Пре­по­доб­ный Иов, рев­ност­но ис­пол­няя долж­ность на­сто­я­те­ля, был кро­ток и лас­ков с бра­тья­ми, сам мно­го ра­бо­тал, са­жал в са­ду де­ре­вья, укреп­лял пло­ти­ны близ мо­на­сты­ря. При­ни­мая де­я­тель­ное уча­стие в за­щи­те пра­во­сла­вия и рус­ской на­род­но­сти, пре­по­доб­ный Иов при­сут­ство­вал на Ки­ев­ском Со­бо­ре 1628 го­да, со­зван­ном про­тив унии. По­сле 1642 го­да пре­по­доб­ный Иов при­нял ве­ли­кую схи­му с име­нем Иоанн. Ино­гда он пол­но­стью за­тво­рял­ся в пе­ще­ре на три дня или на це­лую неде­лю. Иису­со­ва мо­лит­ва бы­ла непре­стан­ным де­ла­ни­ем его крот­ко­го серд­ца. По сви­де­тель­ству уче­ни­ка и со­ста­ви­те­ля жи­тия пре­по­доб­но­го Иова До­си­фея, од­на­жды во вре­мя мо­лит­вы пре­по­доб­но­го пе­ще­ру оси­ял небес­ный свет. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Иов в 1651 го­ду, про­жив бо­лее 100 лет, по­сле пя­ти­де­ся­ти­лет­не­го управ­ле­ния По­ча­ев­ской оби­те­лью. 28 ав­гу­ста 1659 го­да со­вер­ши­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Иова.
Пре­по­доб­ный Иов По­ча­ев­ский скон­чал­ся 28 ок­тяб­ря 1651 го­да. 28 ав­гу­ста 1833 го­да мо­щи пре­по­доб­но­го Иова бы­ли тор­же­ствен­но от­кры­ты для все­об­ще­го по­кло­не­ния. В 1902 го­ду Свя­тей­ший Си­нод опре­де­лил в этот день об­но­сить свя­тые мо­щи пре­по­доб­но­го Иова во­круг Успен­ско­го со­бо­ра По­ча­ев­ской Лав­ры по­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-iov-pochaevskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevskij/
• Пчела Почаевская. Беседы и поучения
• Поучения

Жития
Писание