⏳ 2021.05.05 (ср)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• Светлая седмица (сплошная)
• среда Светлой седмицы (глас 4й)
• Собор преподобных отец, на Богошественной Горе Синай подвизавшихся
• иконы Божией Матери «Касперовская»

☀️ неподвижный годовой круг:
5 мая (22 апреля)
• апп. Варфоломея (Нафана́ила), Луки, Кли́мента (I)
• мч. Епипо́дия Лионского (ок. 177)
• прп. Феодора Сикеота, Анастасиупольского (613)
• прп. Виталия Александрийского (609–620)
• перенесение мощей блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Новгородского (1834)
• сщмч. Евста́фия (Малаховского) (1918)
• сщмч. Платона Банялукского (1941)
• мч. Димитрия (Власенкова) (1942)


☦️
В сре­ду Свет­лой сед­ми­цы Пра­во­слав­ная Цер­ковь празд­ну­ет Со­бор пре­по­доб­ных от­цов, на Бо­го­ше­ствен­ной Го­ре Си­най под­ви­зав­ших­ся.

Примечания:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-prepodobnyh-otcov-na-bogoshestvennoj-gore-sinaj-podvizavshihsja

☦️
Кас­пе­ров­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся ве­ли­кой свя­ты­ней го­ро­дов Хер­со­на и Одес­сы, где она пре­бы­ва­ет око­ло ше­сти ме­ся­цев в го­ду. Дни при­не­се­ния ее в Одес­су (1 ок­тяб­ря), и от­ше­ствия ее – в чет­вер­тый день Пас­хи – ста­ли ве­ли­ки­ми цер­ков­ны­ми тор­же­ства­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/ikona-kasperovskaja

☦️
Свя­той апо­стол Вар­фо­ло­мей (из чис­ла 12-ти апо­сто­лов Хри­сто­вых) был ро­дом из Ка­ны Га­ли­лей­ской. По­сле Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха в день Пя­ти­де­сят­ни­цы ему и апо­сто­лу Филип­пу (па­мять 14 но­яб­ря) вы­пал жре­бий про­по­ве­ди Еван­ге­лия в Си­рии и Ма­лой Азии. Бла­го­вест­вуя, они то рас­хо­ди­лись по раз­ным го­ро­дам, то схо­ди­лись вновь. Свя­то­му апо­сто­лу Филип­пу со­пут­ство­ва­ла сест­ра, де­ва Ма­ри­ам­на. Про­хо­дя го­ро­да Си­рии и Ми­зии, они пе­ре­нес­ли мно­го скор­бей и на­па­стей, их по­би­ва­ли кам­ня­ми, за­клю­ча­ли в тем­ни­цы. В од­ном из се­ле­ний они встре­ти­лись с апо­сто­лом Иоан­ном Бо­го­сло­вом и вме­сте от­пра­ви­лись во Фри­гию.В го­ро­де Иера­по­ле си­лой сво­их мо­литв они уни­что­жи­ли гро­мад­ную ехид­ну, ко­то­рой языч­ни­ки по­кло­ня­лись как бо­же­ству. Свя­тые апо­сто­лы Вар­фо­ло­мей и Филипп с сест­рой свою про­по­ведь под­твер­жда­ли мно­ги­ми зна­ме­ни­я­ми.
В Иера­по­ле жил че­ло­век, по име­ни Ста­хий, быв­ший 40 лет сле­пым. Ко­гда он по­лу­чил ис­це­ле­ние, то уве­ро­вал во Хри­ста и кре­стил­ся. Мол­ва об этом раз­нес­лась по го­ро­ду, и к до­му, где жи­ли апо­сто­лы, стек­лось мно­же­ство на­ро­да. Боль­ные и бес­но­ва­тые осво­бож­да­лись от сво­их неду­гов, мно­гие кре­сти­лись. На­чаль­ник го­ро­да при­ка­зал схва­тить про­по­вед­ни­ков и бро­сить в тем­ни­цу, а дом Ста­хия сжечь. На су­де язы­че­ские жре­цы вы­сту­пи­ли с жа­ло­бой, что чу­же­стран­цы от­вра­ща­ют на­род от по­кло­не­ния оте­че­ствен­ным бо­гам. Счи­тая, что вол­шеб­ная си­ла за­клю­ча­ет­ся в одеж­де апо­сто­лов, пра­ви­тель при­ка­зал со­рвать её. Де­ва Ма­ри­ам­на пред­ста­ла в их гла­зах, как ог­нен­ный фа­кел, и ни­кто не смел кос­нуть­ся ее. Свя­тых при­го­во­ри­ли к рас­пя­тию. Апо­стол Филипп был воз­не­сен на крест вниз го­ло­вой. На­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, раз­верз­ша­я­ся зем­ля по­гло­ти­ла пра­ви­те­ля го­ро­да, жре­цов и мно­же­ство на­ро­да. Про­чие ис­пу­га­лись и бро­си­лись сни­мать апо­сто­лов с кре­ста. Так как апо­стол Вар­фо­ло­мей был под­ве­шен невы­со­ко, то его сня­ли ско­ро. Апо­стол же Филипп умер. По­ста­вив Ста­хия епи­ско­пом Иера­по­ля, апо­стол Вар­фо­ло­мей и бла­жен­ная Ма­ри­ам­на оста­ви­ли этот го­род.
Бла­го­вест­вуя Сло­во Бо­жие, Ма­ри­ам­на по­шла в Ли­ка­о­нию, где мир­но скон­ча­лась (па­мять ее 17 фев­ра­ля). Апо­стол Вар­фо­ло­мей от­пра­вил­ся в Ин­дию, там пе­ре­вел с ев­рей­ско­го на мест­ный язык Еван­ге­лие от Мат­фея и об­ра­тил ко Хри­сту мно­го языч­ни­ков. Он по­се­тил так­же Ве­ли­кую Ар­ме­нию (стра­на меж­ду ре­кой Ку­рой и вер­хо­вья­ми рек Тиг­ра и Ев­фра­та), где со­тво­рил мно­гие чу­де­са и ис­це­лил одер­жи­мую бе­сом дочь ца­ря По­ли­мия. В бла­го­дар­ность царь по­слал апо­сто­лу да­ры, но тот от­ка­зал­ся при­нять их, ска­зав, что ищет толь­ко спа­се­ния душ че­ло­ве­че­ских. То­гда По­ли­мий с ца­ри­цей, ис­це­лен­ной ца­рев­ной и мно­ги­ми при­бли­жен­ны­ми при­ня­ли Кре­ще­ние. Их при­ме­ру по­сле­до­ва­ли жи­те­ли де­ся­ти го­ро­дов Ве­ли­кой Ар­ме­нии. По про­ис­кам язы­че­ских жре­цов брат ца­ря Асти­аг схва­тил апо­сто­ла в го­ро­де Аль­бане (ныне го­род Ба­ку) и рас­пял вниз го­ло­вой. Но он и с кре­ста не пе­ре­ста­вал воз­ве­щать лю­дям бла­гую весть о Хри­сте Спа­си­те­ле. То­гда по при­ка­зу Астиа­га со­дра­ли с апо­сто­ла ко­жу и от­сек­ли гла­ву. Ве­ру­ю­щие по­ло­жи­ли его остан­ки в оло­вян­ную ра­ку и по­греб­ли. Око­ло 508 го­да свя­тые мо­щи апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея пе­ре­нес­ли в Ме­со­по­та­мию, в го­род Да­ры. Ко­гда в 574 го­ду го­ро­дом за­вла­де­ли пер­сы, хри­сти­ане взя­ли мо­щи апо­сто­ла и уда­ли­лись к бе­ре­гам Чер­но­го мо­ря. Но так как их на­стиг­ли вра­ги, они бы­ли вы­нуж­де­ны опу­стить ра­ку в мо­ре. Си­лою Бо­жи­ей ра­ка чу­дес­но при­плы­ла к ост­ро­ву Ли­па­ру. В IX ве­ке, по­сле взя­тия ост­ро­ва ара­ба­ми, свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в неа­по­ли­тан­ский го­род Бе­не­вент, а в Х ве­ке часть их пе­ре­не­се­на в Рим.
О свя­том апо­сто­ле Вар­фо­ло­мее упо­ми­на­ет­ся в жи­тии Иоси­фа пес­но­пис­ца († 883, па­мять 4 ап­ре­ля). По­лу­чив от од­но­го че­ло­ве­ка часть мо­щей апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея, пре­по­доб­ный Иосиф при­нес их в свою оби­тель близ Кон­стан­ти­но­по­ля и по­стро­ил во имя апо­сто­ла цер­ковь, в ко­то­рой по­ло­жил часть его мо­щей. Пре­по­доб­ный Иосиф го­рел же­ла­ни­ем со­ста­вить в честь свя­то­го хва­леб­ные пес­но­пе­ния и усерд­но мо­лил Бо­га да­ро­вать ему спо­соб­ность к со­став­ле­нию их. В день па­мя­ти апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея пре­по­доб­ный Иосиф уви­дел его в ал­та­ре. Тот по­до­звал Иоси­фа, взял с пре­сто­ла Свя­тое Еван­ге­лие и воз­ло­жил ему на грудь со сло­ва­ми: «Да бла­го­сло­вит те­бя Гос­подь, пес­но­пе­ния твои да усла­дят все­лен­ную». С то­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный Иосиф на­чал пи­сать гим­ны и ка­но­ны и укра­сил ими не толь­ко празд­ник апо­сто­ла, но и дни па­мя­ти мно­гих дру­гих свя­тых, со­ста­вив око­ло 300 ка­но­нов. Свя­ти­те­ли Иоанн Зла­то­уст, Ки­рилл Алек­сан­дрий­ский, Епи­фа­ний Кипр­ский и неко­то­рые дру­гие учи­те­ли Церк­ви счи­та­ют апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея за од­но ли­цо с На­фа­наи­лом (Ин.1:45-51, 21:2).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/504

☦️
Свя­той апо­стол и еван­ге­лист Лу­ка, уро­же­нец Ан­тио­хии Си­рий­ской, апо­стол из 70-ти, спо­движ­ник свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла (Фил.1,24; 2Тим.4,10), врач из про­све­щен­ной гре­че­ской сре­ды. Услы­шав о Хри­сте, Лу­ка при­был в Па­ле­сти­ну и здесь го­ря­чо вос­при­нял спа­си­тель­ное уче­ние от Са­мо­го Гос­по­да. В чис­ле 70-ти уче­ни­ков свя­той Лу­ка был по­слан Гос­по­дом на первую про­по­ведь о Цар­ствии Небес­ном еще при жиз­ни Спа­си­те­ля на зем­ле (Лк.10,1-3). По­сле Вос­кре­се­ния Гос­подь Иисус Хри­стос явил­ся свя­тым Лу­ке и Кле­о­пе, шед­шим в Ем­маус.
Апо­стол Лу­ка при­нял уча­стие во вто­ром мис­си­о­нер­ском пу­те­ше­ствии апо­сто­ла Пав­ла, и с тех пор они бы­ли нераз­луч­ны. Ко­гда свя­то­го Пав­ла оста­ви­ли все со­труд­ни­ки, апо­стол Лу­ка про­дол­жал де­лить с ним все труд­но­сти бла­го­вест­ни­че­ско­го по­дви­га (2Тим.4,10). По­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов свя­той Лу­ка по­ки­нул Рим и с про­по­ве­дью про­шел Аха­ию, Ли­вию, Еги­пет и Фива­и­ду. В го­ро­де Фивы он му­че­ни­че­ски окон­чил зем­ной путь.
Пре­да­ние усва­и­ва­ет ему на­пи­са­ние пер­вых икон Бо­жи­ей Ма­те­ри. «Бла­го­дать Рожд­ше­го­ся от Ме­ня и Моя ми­лость с си­ми ико­на­ми да бу­дет», – ска­за­ла Пре­чи­стая Де­ва, уви­дев ико­ны. Свя­той Лу­ка на­пи­сал так­же ико­ны свя­тых пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. Еван­ге­лие на­пи­са­но им в 62–63 го­дах в Ри­ме, под ру­ко­вод­ством апо­сто­ла Пав­ла. Свя­той Лу­ка в пер­вых сти­хах (Лк.1,3) чет­ко вы­ра­зил цель сво­е­го тру­да: наи­бо­лее пол­но и в хро­но­ло­ги­че­ской по­сле­до­ва­тель­но­сти опи­сал по по­ряд­ку всё, что из­вест­но хри­сти­а­нам об Иису­се Хри­сте и Его уче­нии, и тем са­мым дал твер­дое ис­то­ри­че­ское обос­но­ва­ние хри­сти­ан­ско­го упо­ва­ния (Лк.1,4). Он тща­тель­но ис­сле­до­вал фак­ты, ши­ро­ко ис­поль­зо­вал уст­ное пре­да­ние Церк­ви и рас­ска­зы Са­мой Пре­чи­стой Де­вы Ма­рии (Лк.2,19, 51).
В бо­го­слов­ском со­дер­жа­нии Еван­ге­лие от Лу­ки от­ли­ча­ет­ся преж­де все­го уче­ни­ем о все­общ­но­сти спа­се­ния, со­вер­шен­но­го Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, о все­лен­ском зна­че­нии еван­гель­ской про­по­ве­ди. Свя­той апо­стол на­пи­сал так­же кни­гу Де­я­ний свя­тых апо­сто­лов в 62–63 го­дах в Ри­ме. Кни­га Де­я­ний, яв­ля­ясь про­дол­же­ни­ем Чет­ве­ро­е­ван­ге­лия, по­вест­ву­ет о тру­дах и по­дви­гах свя­тых апо­сто­лов по­сле Воз­не­се­ния Спа­си­те­ля. В цен­тре по­вест­во­ва­ния – Апо­столь­ский Со­бор (51 год по Рож­де­стве Хри­сто­вом) как ос­но­во­по­ла­га­ю­щее цер­ков­ное со­бы­тие, по­слу­жив­шее дог­ма­ти­че­ским ос­но­ва­ни­ем для от­ме­же­ва­ния хри­сти­ан­ства от иудей­ства и са­мо­сто­я­тель­но­го рас­про­стра­не­ния его в ми­ре (Деян.15,6-29). Бо­го­слов­ским пред­ме­том кни­ги Де­я­ний яв­ля­ет­ся пре­иму­ще­ствен­но До­мо­стро­и­тель­ство Свя­то­го Ду­ха, осу­ществ­ля­е­мое в ос­но­ван­ной Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом Церк­ви от Воз­не­се­ния и Пя­ти­де­сят­ни­цы до Вто­ро­го при­ше­ствия Хри­сто­ва.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/914

☦️
Свя­той апо­стол Кли­мент был епи­ско­пом в Сар­ди­ке (в древ­но­сти бо­га­тый го­род Ли­дии в Ма­лой Азии). Его имя упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Филип­пий­цам (Флп.4:3). Об­ра­ща­ясь к неко­е­му «ис­крен­не­му сво­е­му со­труд­ни­ку», он про­сит его: «По­мо­гай им, под­ви­зав­шим­ся в бла­го­вест­во­ва­нии вме­сте со мною и с Кли­мен­том и с про­чи­ми со­труд­ни­ка­ми мо­и­ми, ко­то­рых име­на в Кни­ге Жиз­ни».

☦️
Мученики Епиподий и Александр были знат­ными юно­шами. По­стра­дали в го­ро­де Лу­г­дуне (ныне Ли­он, Фран­ция) около † 177–178 гг. во вре­мя го­не­ний Мар­ка Авре­лия.
По­сле то­го как языч­ни­ки го­ро­да Ли­о­на пре­да­ли му­че­ни­че­ской смер­ти свя­то­го епи­ско­па По­фи­на и его то­ва­ри­щей (па­мять 2/15 июня), Епи­по­дий и Алек­сандр, ис­пу­гав­шись му­че­ний, по­ки­ну­ли го­род и укры­лись в хи­жине од­ной вдо­вы-хри­сти­ан­ки. Алек­сандр был гре­ком, Епи­по­дий – уро­жен­цем Лу­г­ду­на. Они вме­сте вы­рос­ли, с са­мо­го дет­ства бы­ли свя­зан­ны уза­ми ду­хов­ной друж­бы, по­лу­чи­ли об­ра­зо­ва­ние и при­ня­ли кре­ще­ние. Вско­ре юно­шей об­на­ру­жил сы­щик, схва­тил их и от­вел в тем­ни­цу. При аре­сте Епи­по­дий по­те­рял сан­да­лию, впо­след­ствии вдо­ва хра­ни­ла ее как свя­ты­ню. Через три дня юно­шей до­ста­ви­ли к су­дье на до­прос. Епи­по­дий и Алек­сандр ис­по­ве­да­ли се­бя хри­сти­а­на­ми, что при­ве­ло в ярость су­дью и со­брав­шу­ю­ся тол­пу.
Под рев тол­пы, тре­бо­вав­шей по­бить Епи­по­дия кам­ня­ми или рас­сечь его по ча­стям, му­че­ни­ка уве­ли и от­сек­ли ему го­ло­ву. Спу­стя два дня су­дья при­звал Алек­сандра. По­сле крат­ко­го спо­ра с су­дьей му­че­ник был вы­се­чен или из­бит пал­ка­ми, од­на­ко не от­рек­ся от Хри­ста. Су­дья при­ка­зал при­вя­зать Алек­сандра ко кре­сту и на­не­сти ему глу­бо­кие ра­ны, по­сле че­го му­че­ник скон­чал­ся.
Бла­го­че­сти­вые хри­сти­ане по­хи­ти­ли те­ла обо­их му­че­ни­ков и спря­та­ли в пе­ще­ре в окрест­но­стях Ли­о­на, ко­то­рая сде­ла­лась зна­ме­ни­той бла­го­да­ря чу­де­сам, в ней про­ис­хо­дя­щим.
Епи­по­дий и Алек­сандр впер­вые упо­ми­на­ют­ся в про­по­ве­ди на день па­мя­ти му­че­ни­ков, ко­то­рая со­хра­ни­лась в со­ста­ве т. н. сбор­ни­ка Ев­се­вия Гал­ли­ка­на. Про­по­ведь бы­ла со­став­ле­на в Лу­г­дуне в се­ре­дине или во вто­рой по­ло­вине V ве­ка, воз­мож­но свт. Евхе­ри­ем или свт. Па­ти­ен­том. Она со­сто­ит из вос­хва­ле­ний му­че­ни­ков, кон­крет­ных све­де­ний о Епи­по­дии и об Алек­сан­дре в про­по­ве­ди по­чти нет. Му­че­ни­ки на­зва­ны «по­бед­ны­ми зна­ме­на­ми на­шей Церк­ви» (tropaea Ecclesiae nostrae) и срав­ни­ва­ют­ся с апо­сто­ла­ми Пет­ром и Пав­лом. Со­ста­ви­тель про­по­ве­ди под­черк­нул осо­бое по­чи­та­ние Епи­по­дия и Алек­сандра в Лу­г­дуне.
Свя­ти­тель Гри­го­рий Тур­ский в со­чи­не­нии «О сла­ве ис­по­вед­ни­ков» (кон. VI в.) упо­ми­на­ет об обу­ви Епи­по­дия, по­чи­тав­шей­ся в Лу­г­дуне как свя­ты­ня, и об ис­це­ле­ни­ях боль­ных у гроб­ни­цы му­че­ни­ка. В со­чи­не­нии «О сла­ве му­че­ни­ков» он упо­ми­на­ет о сщ­мч. Ири­нее, по­гре­бен­ном под ал­та­рем в крип­те ба­зи­ли­ки св. Иоан­на. По сто­ро­нам ал­та­ря на­хо­ди­лись гроб­ни­цы Епи­по­дия и Алек­сандра, от ко­то­рых со­вер­ша­лись ис­це­ле­ния.
Па­мять му­че­ни­ков со­дер­жит­ся в галль­ской ре­дак­ции Мар­ти­ро­ло­га блж. Иеро­ни­ма (кон. VI в.): под 22 ап­ре­ля – Епи­о­дия, под 24 ап­ре­ля – «стра­да­ния Алек­сандра с ины­ми, чис­лом 34, и освя­ще­ние крип­ты, где по­ко­ят­ся их те­ла». По мне­нию Де­леэ, эти 34 му­че­ни­ка, по ошиб­ке на­зван­ные вме­сте с Алек­сан­дром, в дей­стви­тель­но­сти бы­ли 37 при­бли­жен­ны­ми сщ­мч. Фе­о­ны, пре­св. Алек­сан­дрий­ско­го, па­мять ко­то­ро­го от­ме­че­на под тем же чис­лом.
В Мар­ти­ро­ло­ге Фло­ра Ли­он­ско­го (сер. IX в.) под 24 ап­ре­ля со­дер­жат­ся крат­кие све­де­ния о смер­ти Епи­о­дия и Алек­сандра, за­им­ство­ван­ные из Му­че­ни­че­ства. Свт. Адон Вьенн­ский в Мар­ти­ро­ло­ге (2-я пол. IX в.) при­во­дит 2 дня па­мя­ти му­че­ни­ков, 22 и 24 ап­ре­ля, а так­же со­об­ща­ет, что «они по­хо­ро­не­ны на хол­ме, воз­вы­ша­ю­щем­ся над го­ро­дом, по обе сто­ро­ны ал­та­ря в крип­те пре­крас­но­го древ­не­го зод­че­ства». В Мар­ти­ро­ло­ге Узу­ар­да (2-я пол. IX в.) по­вто­ре­но оши­боч­ное упо­ми­на­ние о 34 му­че­ни­ках, за­им­ство­ван­ное из Мар­ти­ро­ло­га блж. Иеро­ни­ма. В XVI в. кар­ди­нал Це­зарь Ба­ро­ний на ос­но­ва­нии Мар­ти­ро­ло­га Узу­ар­да вклю­чил па­мять му­че­ни­ков в Рим­ский Мар­ти­ро­лог, отож­де­ствив их то­ва­ри­щей с дру­ги­ми лу­г­дун­ски­ми му­че­ни­ка­ми, све­де­ния о ко­то­рых со­дер­жат­ся в «Цер­ков­ной ис­то­рии» Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го.
В на­сто­я­щее вре­мя в Ли­оне, на ме­сте по­гре­бе­ния му­че­ни­ков, на­хо­дит­ся цер­ковь св. Ири­нея (Сент-Ирене). Храм рас­по­ло­жен на тер­ри­то­рии об­шир­но­го некро­по­ля, су­ще­ство­вав­ше­го с I в. н.э. Ве­ро­ят­но, в кон. V ве­ка, при свт. Па­ти­ен­те, над мо­ги­лой сщ­мч. Ири­нея бы­ла по­стро­е­на ба­зи­ли­ка, ко­то­рую упо­ми­на­ет Гри­го­рий Тур­ский. Со­хра­нив­ша­я­ся крип­та да­ти­ру­ет­ся IX–X вв. Воз­мож­но, она бы­ла воз­ве­де­на в 868 го­ду по ини­ци­а­ти­ве ар­хи­еп. Ре­ми­гия I. В 1562 го­ду храм был ра­зо­рен гу­ге­но­та­ми, мо­щи свя­тых утра­че­ны. По све­де­ни­ям Амо­ре, со­хра­нив­ши­е­ся ча­сти мо­щей Епи­о­дия и Алек­сандра на­хо­ди­лись в церк­ви св. Иуста (Сен-Жю) в Ли­оне. В настоящее вре­мя они хра­нят­ся в ре­ликва­рии Лу­г­дун­ских му­че­ни­ков в крип­те церк­ви св. Ири­нея.

☦️
Пре­по­доб­ный Фе­о­дор Си­кеот ро­дил­ся в се­ре­дине VI ве­ка в се­ле Си­кее, неда­ле­ко от го­ро­да Ана­ста­си­о­по­ля (Ма­лая Азия), в бла­го­че­сти­вой се­мье. Ко­гда его мать Ма­рия за­ча­ла свя­то­го, ей бы­ло во сне ви­де­ние, что свет­лая звез­да со­шла к ней в утро­бу. Про­зор­ли­вый ста­рец, к ко­то­ро­му она об­ра­ти­лась, разъ­яс­нил, что это бла­го­дать Бо­жия со­шла на за­ча­то­го ею мла­ден­ца.
Ко­гда маль­чик до­стиг ше­сти­лет­не­го воз­рас­та, мать по­да­ри­ла ему зо­ло­той по­яс, так как хо­те­ла, чтобы сын стал во­и­ном. Но­чью в сон­ном ви­де­нии ей явил­ся ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий (па­мять 23 ап­ре­ля) и при­ка­зал не по­мыш­лять о во­ен­ной служ­бе сы­на, по­то­му что мла­де­нец был пред­на­зна­чен слу­жить Бо­гу. Отец свя­то­го, Кос­ма, слу­жив­ший ско­ро­хо­дом у им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на Ве­ли­ко­го (527–565), скон­чал­ся ра­но. Маль­чик остал­ся на по­пе­че­нии ма­те­ри, вме­сте с ко­то­рой жи­ли его ба­буш­ка Ел­пи­дия, тет­ка Диспе­ния и ма­лень­кая сест­ра Влат­та.
В шко­ле свя­той Фе­о­дор об­на­ру­жил боль­шие спо­соб­но­сти к уче­нию, а глав­ное – недет­ский ра­зум и муд­рость: он был спо­ко­ен, кро­ток, умел все­гда успо­ко­ить то­ва­ри­щей, не до­пус­кал ссор и зло­бы сре­ди них. В до­ме его ма­те­ри жил бла­го­че­сти­вый ста­рец Сте­фан. Под­ра­жая ему, свя­той Фе­о­дор с 8 лет на­чал в Ве­ли­кий пост съе­дать лишь неболь­шой ку­сок хле­ба по ве­че­рам. Чтобы мать не при­нуж­да­ла его обе­дать вме­сте со все­ми, маль­чик воз­вра­щал­ся из шко­лы толь­ко к ве­че­ру, по­сле то­го как он в церк­ви при­ча­щал­ся Свя­тых Та­ин вме­сте со стар­цем Сте­фа­ном. По прось­бе ма­те­ри учи­тель стал от­пус­кать его на обед во вре­мя пе­ре­ры­ва в за­ня­ти­ях. Но свя­той Фе­о­дор ухо­дил в цер­ковь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия, где по­кро­ви­тель хра­ма яв­лял­ся ему в ви­де юно­ши и вво­дил в храм.
Ко­гда свя­то­му Фе­о­до­ру ис­пол­ни­лось 10 лет, он смер­тель­но за­бо­лел. Его при­нес­ли в цер­ковь свя­то­го Иоан­на Кре­сти­те­ля и по­ло­жи­ли пред ал­та­рем. Маль­чи­ка ис­це­ли­ли две кап­ли ро­сы, упав­шие с ли­ка Спа­си­те­ля, на­пи­сан­но­го на сво­де хра­ма. В это вре­мя маль­чи­ку по но­чам стал яв­лять­ся ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий, ко­то­рый во­дил его мо­лить­ся в свой храм до утра. Мать, бо­ясь опас­но­стей ноч­ной до­ро­ги в ле­су, уго­ва­ри­ва­ла сы­на не хо­дить по но­чам. Од­на­жды, ко­гда маль­чик все же ушел, она в гне­ве по­шла за ним в цер­ковь, за во­ло­сы вы­ве­ла от­ту­да и при­вя­за­ла к по­сте­ли. Но в ту же ночь ей в сон­ном ви­де­нии явил­ся ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий и гроз­но по­ве­лел не за­пре­щать от­ро­ку хо­дить в храм. Та­кое же ви­де­ние бы­ло Ел­пи­дии и Диспе­нии. Жен­щи­ны убе­ди­лись в осо­бом при­зва­нии свя­то­го Фе­о­до­ра и боль­ше не пре­пят­ство­ва­ли ему со­вер­шать свой по­двиг, а ма­лень­кая сест­ра Влат­та ста­ла под­ра­жать ему.
В две­на­дцать лет свя­той удо­сто­ил­ся в тон­ком сне уви­деть на Пре­сто­ле Ца­ря Сла­вы Хри­ста, Ко­то­рый ска­зал: «Под­ви­зай­ся, Фе­о­дор, чтобы при­нять в Цар­ствии Небес­ном со­вер­шен­ную на­гра­ду».
С то­го вре­ме­ни свя­той Фе­о­дор на­чал тру­дить­ся еще усерд­нее. Первую и Кре­сто­по­клон­ную сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста он про­во­дил в со­вер­шен­ном мол­ча­нии.
Диа­вол за­ду­мал по­гу­бить его. Он явил­ся свя­то­му маль­чи­ку в об­ра­зе од­но­класс­ни­ка Ге­рон­тия, стал уго­ва­ри­вать спрыг­нуть в про­пасть и да­же сам по­ка­зал в этом при­мер. Но маль­чи­ка спас его по­кро­ви­тель, ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий.
Од­на­жды маль­чик от­пра­вил­ся за бла­го­сло­ве­ни­ем к пу­стын­ни­ку стар­цу Гли­ке­рию. В это вре­мя в стране бы­ла страш­ная за­су­ха, и ста­рец ска­зал: «Ча­до, пре­кло­ним ко­ле­на и по­мо­лим­ся Гос­по­ду, чтобы Он по­слал дождь. Та­ким об­ра­зом мы узна­ем, угод­ны ли Гос­по­ду на­ши мо­лит­вы». Ста­рец и от­рок, пре­кло­нив ко­ле­на, ста­ли мо­лить­ся – и тот­час по­шел дождь. То­гда ста­рец ска­зал свя­то­му Фе­о­до­ру, что на нем по­ко­ит­ся бла­го­дать Бо­жия, и бла­го­сло­вил его стать ино­ком, ко­гда при­дет вре­мя.
В че­тыр­на­дцать лет свя­той Фе­о­дор ушел из до­ма и жил при церк­ви ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. Мать при­но­си­ла ему еду, но свя­той Фе­о­дор все остав­лял на кам­нях при церк­ви, а сам съе­дал в день лишь од­ну просфо­ру. В та­ком юном воз­расте пре­по­доб­ный Фе­о­дор был удо­сто­ен да­ра ис­це­ле­ния: по его мо­лит­ве вы­здо­ро­вел бес­но­ва­тый юно­ша.
Пре­по­доб­ный Фе­о­дор из­бе­гал люд­ской сла­вы и уда­лил­ся в пол­ное уеди­не­ние. Под боль­шим кам­нем неда­ле­ко от церк­ви ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия он вы­ко­пал пе­ще­ру и уго­во­рил од­но­го диа­ко­на за­сы­пать вход зем­лей, оста­вив лишь неболь­шое от­вер­стие для воз­ду­ха. Диа­кон при­но­сил ему хлеб с во­дой и ни­ко­му не го­во­рил, где скрыл­ся пре­по­доб­ный.
Два го­да про­вел пре­по­доб­ный Фе­о­дор в за­тво­ре и пол­ном мол­ча­нии. Род­ные опла­ки­ва­ли свя­то­го и ду­ма­ли, что его съе­ли зве­ри.
Но диа­кон от­крыл тай­ну, так как бо­ял­ся, что пре­по­доб­ный Фе­о­дор умрет в тес­ной пе­ще­ре, и жа­лел ры­дав­шую мать. Пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра из­влек­ли из пе­ще­ры по­лу­жи­вым.
Мать хо­те­ла взять сы­на до­мой, чтобы вос­ста­но­вить его здо­ро­вье, но свя­той остал­ся при церк­ви ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия и через несколь­ко дней со­вер­шен­но ис­це­лел.
Весть о по­дви­гах юно­ши до­шла до мест­но­го епи­ско­па Фе­о­до­сия. В церк­ви ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия он по­свя­тил его в сан диа­ко­на, а за­тем – во свя­щен­ни­ка, хо­тя пре­по­доб­но­му бы­ло все­го 17 лет.
Через неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Фе­о­дор от­пра­вил­ся на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам в Иеру­са­лим и там, в Хо­зе­вит­ской Лав­ре близ Иор­да­на, при­нял мо­на­ше­ство.
Ко­гда он вер­нул­ся на ро­ди­ну, то про­дол­жал жить при церк­ви ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. Его баб­ка Ел­пи­дия, сест­ра Влат­та и мать по со­ве­там пре­по­доб­но­го уда­ли­лись в мо­на­стырь, а тет­ка скон­ча­лась в доб­ром ис­по­ве­да­нии.
По­движ­ни­че­ская жизнь мо­ло­до­го иеро­мо­на­ха при­вле­ка­ла к нему лю­дей, ищу­щих спа­се­ния. Пре­по­доб­ный по­стриг в ино­че­ство юно­шу Епи­фа­ния, за­тем бла­го­че­сти­вая жен­щи­на, ис­це­лен­ная свя­тым от бо­лез­ни, при­ве­ла к нему сво­е­го сы­на Филу­ме­на. При­шел и доб­ро­де­тель­ный юно­ша Иоанн. Так по­сте­пен­но око­ло пре­по­доб­но­го со­бра­лась бра­тия.
Пре­по­доб­ный Фе­о­дор про­дол­жал нести тя­же­лые по­дви­ги. По его прось­бе куз­нец сде­лал для него же­лез­ную клет­ку без кры­ши, та­кую уз­кую, что в ней мож­но бы­ло толь­ко сто­ять. В этой клет­ке в тя­же­лых ве­ри­гах пре­по­доб­ный сто­ял от Свя­той Пас­хи до Рож­де­ства Хри­сто­ва. От Кре­ще­ния Гос­под­ня до Свя­той Пас­хи он за­тво­рял­ся в пе­ще­ре, от­ку­да вы­хо­дил толь­ко для со­вер­ше­ния Бо­го­слу­же­ния в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье. Во всю свя­тую Че­ты­ре­де­сят­ни­цу свя­той вку­шал лишь ово­щи и яро­вой хлеб по суб­бо­там и вос­кре­се­ньям.
Под­ви­за­ясь та­ким об­ра­зом, он по­лу­чил от Гос­по­да власть над ди­ки­ми зве­ря­ми. Мед­ве­ди и вол­ки при­хо­ди­ли к нему и бра­ли пи­щу из рук. По мо­лит­ве пре­по­доб­но­го ис­це­ля­лись про­ка­жен­ные, из це­лых об­ла­стей из­го­ня­лись бе­сы. Ко­гда в со­сед­нем се­ле­нии Ма­га­тии по­яви­лась са­ран­ча, уни­что­жав­шая по­се­вы, жи­те­ли об­ра­ти­лись с прось­бой о по­мо­щи к пре­по­доб­но­му Фе­о­до­ру. Он от­пра­вил их в цер­ковь. По­сле Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии, ко­то­рую со­вер­шал пре­по­доб­ный Фе­о­дор, жи­те­ли воз­вра­ти­лись к се­бе и узна­ли, что за это вре­мя вся са­ран­ча вы­мер­ла.
Ко­гда во­е­во­да Мав­ри­кий воз­вра­щал­ся в Кон­стан­ти­но­поль по­сле пер­сид­ской вой­ны через Га­ла­тию, пре­по­доб­ный пред­ска­зал ему, что он станет им­пе­ра­то­ром. Пред­ска­за­ние ис­пол­ни­лось, и им­пе­ра­тор Мав­ри­кий (582–602) ис­пол­нил прось­бу свя­то­го – при­сы­лал каж­дый год в мо­на­стырь хлеб для мно­же­ства лю­дей, кор­мив­ших­ся там.
Ма­лень­кий храм ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия не вме­щал всех, кто хо­тел мо­лить­ся в нем. То­гда ста­ра­ни­я­ми свя­то­го был по­стро­ен но­вый пре­крас­ный храм. В то вре­мя скон­чал­ся Ана­ста­си­о­поль­ский епи­скоп. Жи­те­ли го­ро­да упро­си­ли Ан­кир­ско­го мит­ро­по­ли­та Пав­ла по­ста­вить им епи­ско­пом пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра.
Как ни про­ти­вил­ся свя­той, по­слан­цы мит­ро­по­ли­та и жи­те­ли Ана­ста­си­о­по­ля си­лой вы­ве­ли его из ке­ллии и увез­ли в го­род.
Став епи­ско­пом, свя­ти­тель Фе­о­дор мно­го тру­дил­ся на бла­го Церк­ви. Ду­ша же его ис­ка­ла уеди­нен­но­го об­ще­ния с Бо­гом. Через несколь­ко лет он от­пра­вил­ся на по­кло­не­ние свя­тым ме­стам в Иеру­са­лим. Там, не от­кры­вая сво­е­го са­на, он по­се­лил­ся в Лав­ре пре­по­доб­но­го Сав­вы, где жил в без­мол­вии от Рож­де­ства Хри­сто­ва до Пас­хи. За­тем ве­ли­ко­му­че­ник Ге­ор­гий ве­лел ему вер­нуть­ся в Ана­ста­си­о­поль.
Тай­ные вра­ги пы­та­лись отра­вить свя­ти­те­ля, но Бо­жия Ма­терь да­ла ему три зер­ныш­ка. Свя­ти­тель съел их и остал­ся невре­дим. Свя­той Фе­о­дор тя­го­тил­ся бре­ме­нем епи­скоп­ства и ис­про­сил у Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха Ки­ри­а­ка (595–606) раз­ре­ше­ния уй­ти об­рат­но в свой мо­на­стырь и со­вер­шать там Бо­го­слу­же­ние.
Свя­тость пре­по­доб­но­го бы­ла столь яв­на, что во вре­мя со­вер­ше­ния им Ев­ха­ри­стии бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха в ви­де свет­лой пор­фи­ры по­кры­ва­ла Свя­тые Да­ры. Од­на­жды, ко­гда пре­по­доб­ный при­под­нял дис­кос с Бо­же­ствен­ным Агн­цем и про­воз­гла­сил «Свя­тая свя­тым», – Бо­же­ствен­ный Аг­нец под­нял­ся на воз­дух, а за­тем сно­ва опу­стил­ся на дис­кос.
Вся Пра­во­слав­ная Цер­ковь по­чи­та­ла пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра свя­тым еще при его жиз­ни.
Ко­гда в од­ном из го­ро­дов Га­ла­тии слу­чи­лось страш­ное про­ис­ше­ствие – во вре­мя крест­но­го хо­да де­ре­вян­ные кре­сты ста­ли са­ми со­бой ко­ле­бать­ся и раз­би­вать­ся, то Кон­стан­ти­но­поль­ский пат­ри­арх свя­той Фо­ма (607–610; па­мять 21 мар­та) при­звал к се­бе пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра, чтобы от него узнать тай­ну это­го страш­но­го чу­да. На­де­лен­ный да­ром про­зре­ния, пре­по­доб­ный Фе­о­дор объ­яс­нил, что это яв­ля­ет­ся пред­ве­сти­ем гря­ду­щих бед для Церк­ви Бо­жи­ей (так он про­ро­че­ски ука­зал на бу­ду­щую ересь ико­но­бор­че­ства). Опе­ча­лен­ный свя­той пат­ри­арх Фо­ма про­сил пре­по­доб­но­го мо­лить­ся о сво­ей ско­рей­шей кон­чине, чтобы не ви­деть ему бед­ствия.
В 610 го­ду свя­той пат­ри­арх Фо­ма пре­ста­вил­ся, ис­про­сив бла­го­сло­ве­ния у пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра. В 613 го­ду ото­шел ко Гос­по­ду и пре­по­доб­ный Фе­о­дор Си­кеот.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/362

☦️
Пре­по­доб­ный Ви­та­лий, инок мо­на­сты­ря пре­по­доб­но­го Се­ри­да, при­шел в Алек­сан­дрию при свя­ти­те­ле Иоанне Ми­ло­сти­вом (па­мять 12 но­яб­ря), пат­ри­ар­хе Алек­сан­дрий­ском (609–620).
Свя­той, до­стиг­нув ста­ро­сти (ему бы­ло 60 лет), дерз­нул взять на се­бя необы­чай­ный по­двиг: он за­пи­сал к се­бе в по­мян­ник всех блуд­ниц Алек­сан­дрии и на­чал усерд­но мо­лить­ся о них. Пре­по­доб­ный тру­дил­ся с утра до ве­че­ра и за­ра­ба­ты­вал каж­дый день 12 мед­ных монет. Ве­че­ром свя­той по­ку­пал се­бе один боб, ко­то­рый съе­дал не ра­нее за­ка­та солн­ца. Осталь­ные день­ги он от­да­вал од­ной из блуд­ниц, к ко­то­рой при­хо­дил на ночь и го­во­рил: «Умо­ляю те­бя, за эти день­ги со­блю­ди се­бя в чи­сто­те эту ночь, не гре­ши ни с кем». За­тем пре­по­доб­ный за­пи­рал­ся с блуд­ни­цей в ее ком­на­те, и по­ка блуд­ни­ца спа­ла, ста­рец всю ночь мо­лил­ся, чи­тая псал­мы, а утром ти­хо ухо­дил от нее. И так он де­лал каж­дый день, по­се­щая по оче­ре­ди всех блуд­ниц, при­чем брал с них клят­ву, что они со­хра­нят в тайне цель его по­се­ще­ний. Жи­те­ли Алек­сан­дрии, не зная прав­ды, воз­му­ща­лись по­ве­де­ни­ем ино­ка, вся­че­ски оскорб­ля­ли его, а он по­кор­но тер­пел все на­смеш­ки и толь­ко про­сил не осуж­дать дру­гих.
Свя­тые мо­лит­вы пре­по­доб­но­го Ви­та­лия спас­ли мно­гих пад­ших жен­щин. Од­ни из них ушли в мо­на­сты­ри, дру­гие вы­шли за­муж, тре­тьи на­ча­ли чест­но тру­дить­ся. Но рас­ска­зать о при­чине сво­е­го ис­прав­ле­ния и тем снять об­ви­не­ния с пре­по­доб­но­го Ви­та­лия они бо­я­лись – их свя­зы­ва­ла клят­ва, взя­тая свя­тым. Ко­гда од­на из жен­щин на­ру­ши­ла ее и ста­ла оправ­ды­вать мо­на­ха, она впа­ла в бес­но­ва­ние. Алек­сан­дрий­цы по­сле это­го не со­мне­ва­лись в гре­хов­но­сти пре­по­доб­но­го.
Неко­то­рые кли­ри­ки, со­блаз­нив­ши­е­ся по­ве­де­ни­ем мо­на­ха, до­нес­ли на него свя­то­му пат­ри­ар­ху Иоан­ну Ми­ло­сти­во­му. Но он не по­ве­рил до­нос­чи­кам и ска­зал: «Пе­ре­стань­те осуж­дать, осо­бен­но ино­ков. Раз­ве не зна­е­те, что про­изо­шло на Пер­вом Ни­кей­ском Со­бо­ре? Неко­то­рые из епи­ско­пов и кли­ри­ков при­нес­ли друг на дру­га пись­мен­ные до­но­сы бла­жен­ной па­мя­ти ца­рю Кон­стан­ти­ну Ве­ли­ко­му. Он по­ве­лел при­не­сти за­жжен­ную све­чу и, да­же не про­чи­тав пи­са­ний, сжег их и ска­зал: «Ес­ли бы я соб­ствен­ны­ми гла­за­ми уви­дел со­гре­ша­ю­ще­го епи­ско­па, или свя­щен­ни­ка, или ино­ка, то по­крыл бы та­ко­го сво­ей одеж­дой, чтобы ни­кто не ви­дел его гре­ха»». Так муд­рый свя­ти­тель при­сты­дил кле­вет­ни­ков.
Пре­по­доб­ный Ви­та­лий про­дол­жал свой труд­ный по­двиг: яв­ля­ясь пе­ред людь­ми греш­ни­ком и блуд­ни­ком, он при­во­дил за­блуд­ших к по­ка­я­нию.
Од­на­жды, вы­хо­дя из блу­ди­ли­ща, пре­по­доб­ный встре­тил шед­ше­го ту­да юно­шу – блуд­ни­ка, ко­то­рый с бра­нью уда­рил его по ще­ке и за­кри­чал, что мо­нах по­зо­рит имя Хри­ста. Пре­по­доб­ный от­ве­тил ему: «По­верь мне, что за ме­ня, сми­рен­но­го, и ты по­лу­чишь та­кой удар по ще­ке, что вся Алек­сан­дрия сбе­жит­ся на твой крик».
Спу­стя неко­то­рое вре­мя пре­по­доб­ный Ви­та­лий по­се­лил­ся в неболь­шой кел­лии и в ней но­чью скон­чал­ся. В тот же час пе­ред юно­шей, уда­рив­шим стар­ца, по­явил­ся страш­ный бес, уда­рил его по ще­ке и за­кри­чал: «Вот те­бе удар от мо­на­ха Ви­та­лия». Юно­ша на­чал бес­но­вать­ся. Он в ис­ступ­ле­нии ка­тал­ся по зем­ле, рвал на се­бе одеж­ду и кри­чал так гром­ко, что со­брал мно­же­ство на­ро­да.
Ко­гда через несколь­ко ча­сов юно­ша при­шел в се­бя, то по­бе­жал к кел­лии пре­по­доб­но­го, взы­вая: «По­ми­луй ме­ня, раб Бо­жий, что я со­гре­шил про­тив те­бя». У две­рей кел­лии он окон­ча­тель­но при­шел в се­бя и рас­ска­зал со­брав­шим­ся о сво­ей встре­че с пре­по­доб­ным Ви­та­ли­ем. За­тем юно­ша по­сту­чал в дверь кел­лии, но не по­лу­чил от­ве­та. Ко­гда дверь взло­ма­ли, то уви­де­ли, что пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся к Бо­гу, стоя на ко­ле­нях пе­ред ико­ной. В ру­ках у него был сви­ток со сло­ва­ми: «Му­жи алек­сан­дрий­ские, не осуж­дай­те преж­де вре­ме­ни, по­ка не при­дет Гос­подь, Пра­вед­ный Су­дия».
В это вре­мя при­шла бес­но­ва­тая жен­щи­на, на­ка­зан­ная пре­по­доб­ным за на­ру­ше­ние тай­ны его по­дви­га. При­кос­нув­шись к те­лу свя­то­го, она ис­це­ли­лась и рас­ска­за­ла на­ро­ду обо всем, слу­чив­шем­ся с нею.
Ко­гда о смер­ти пре­по­доб­но­го Ви­та­лия узна­ли спа­сен­ные им жен­щи­ны, они со­бра­лись и рас­ска­за­ли о доб­ро­де­те­лях и ми­ло­сти свя­то­го.
Свя­ти­тель Иоанн Ми­ло­сти­вый ра­до­вал­ся, что не по­ве­рил кле­вет­ни­кам и не осу­дил пра­вед­ни­ка. За­тем при сте­че­нии по­ка­яв­ших­ся жен­щин, об­ра­щен­ных пре­по­доб­ным Ви­та­ли­ем, свя­той пат­ри­арх тор­же­ствен­но про­нес его остан­ки через весь го­род и пре­дал их чест­но­му по­гре­бе­нию. С тех пор мно­гие алек­сан­дрий­цы по­ло­жи­ли се­бе за­вет не осуж­дать ни­ко­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/363

☦️
27 но­яб­ря 1192 го­да бы­ли об­ре­те­ны мо­щи свя­то­го кня­зя Все­во­ло­да (память 24 февраля) и пе­ре­не­се­ны в Тро­иц­кий со­бор, в ко­то­ром был освя­щен в честь его при­дел.
22 ап­ре­ля 1834 го­да, в пер­вый день Пас­хи, свя­тые мо­щи бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны в глав­ный храм со­бо­ра.
В 1193 го­ду мо­щи свя­то­го Все­во­ло­да бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми, и с тех пор при его гроб­ни­це на­ча­лись ис­це­ле­ния. Рус­ская Цер­ковь сла­вит свя­то­го Все­во­ло­да как ис­по­вед­ни­ка, «пре­тер­пев­ше­го из­гна­ние от сво­их», а Гос­подь про­сла­вил его как вер­но­го ра­ба Сво­е­го, со­вер­шав­ши­ми­ся при его гро­бе чу­дес­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми. Хо­тя князь жил во Пско­ве толь­ко один год, но оста­вил по се­бе глу­бо­кую па­мять. Во всех тя­же­лых слу­ча­ях жиз­ни пско­ви­чи при­бе­га­ли к по­мо­щи сво­е­го свя­то­го кня­зя. Во вре­мя оса­ды Пско­ва Сте­фа­ном Ба­то­ри­ем для обод­ре­ния за­щит­ни­ков го­ро­да при­но­си­лась в их ря­ды из со­бо­ра Свя­той Тро­и­цы ико­на, изо­бра­жа­ю­щая бла­го­вер­но­го кня­зя Все­во­ло­да-Гав­ри­и­ла, и во­оду­шев­лен­ные за­щит­ни­ки Пско­ва му­же­ствен­но от­би­ва­ли при­сту­пы поль­ско­го вой­ска.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/zhitija-russkih-svjatyh/170_1

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ев­ста­фий ро­дил­ся 29 мар­та 1880 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка По­лоц­кой епар­хии Вла­ди­ми­ра Ма­ла­хов­ско­го. В 1897 го­ду Ев­ста­фий окон­чил По­лоц­кое ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1900 го­ду – три клас­са Ви­теб­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и был на­зна­чен учи­те­лем в Пруд­скую цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу Грод­нен­ской епар­хии.
Рев­ност­ный хри­сти­а­нин, он ре­шил по­слу­жить Церк­ви в слож­ных то­гда усло­ви­ях Тур­ке­стан­ской епар­хии, где рус­ские пе­ре­се­лен­цы в ту по­ру по­чти не име­ли хра­мов и ду­хо­вен­ства, и 15 де­каб­ря 1904 го­да был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в таш­кент­скую во­ен­ную цер­ковь; в мар­те сле­ду­ю­ще­го го­да он был пе­ре­ве­ден в тур­ке­стан­ский ка­фед­раль­ный со­бор; 13 мая 1905 го­да ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а на дру­гой день – во свя­щен­ни­ка к это­му со­бо­ру.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-evstafij-malahovskij

☦️
Священномученик Плато́н (Йованович), Банялукский, епископ. Этот ве­ли­кий иерарх Пра­во­слав­ной Церк­ви Хри­сто­вой ро­дил­ся в 1874 го­ду в Бел­гра­де. Ро­ди­те­ли бу­ду­ще­го епи­ско­па, Еле­на и Илия, бы­ли вы­ход­ца­ми из Гер­це­го­ви­ны, бед­но­го ска­ли­сто­го края, в ко­то­ром пра­во­слав­ная ве­ра и пат­ри­о­тизм ста­ви­лись пре­вы­ше все­го. В Кре­ще­нии маль­чи­ку бы­ло да­но имя Ми­ли­вое. Вос­пи­та­ние мо­ло­дой Ми­ли­вое по­лу­чил в до­ме сво­их на­бож­ных ро­ди­те­лей, сред­нюю шко­лу окон­чил в го­род­ке Вране, гим­на­зию – в го­род­ке Ниш, где на­хо­дил­ся на во­ен­ной служ­бе его отец. Бла­го­че­сти­вые ро­ди­те­ли ре­ши­ли по­свя­тить сво­е­го пер­вен­ца Бо­гу, и юно­ша по­сту­пил в Бел­град­скую ду­хов­ную ака­де­мию. Бо­го­лю­би­вое серд­це его же­ла­ло по­дви­га, и он, еще бу­дучи сту­ден­том ака­де­мии, при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Пла­тон – в честь свя­то­го му­че­ни­ка Пла­то­на, ко­то­ро­го он осо­бо по­чи­тал за твер­дость в ве­ре и му­же­ство.
Мо­нах Пла­тон воз­рас­тал ду­хов­но под бди­тель­ным оком и за­бо­той ар­хи­ерея Ми­ха­и­ла, мит­ро­по­ли­та Серб­ско­го. Успеш­но окон­чил Бел­град­скую, а за­тем, в 1901 го­ду, и Мос­ков­скую ду­хов­ные ака­де­мии. В го­ды уче­бы при­нял диа­кон­ский и свя­щен­ни­че­ский сан. Мо­ло­дой и рев­ност­ный, с обострен­ным чув­ством спра­вед­ли­во­сти и прав­ды, Пла­тон неред­ко по­па­дал в труд­ные и непри­ят­ные си­ту­а­ции, но из них ему все­гда с по­мо­щью Бо­жи­ей уда­ва­лось вы­хо­дить без тя­же­лых по­след­ствий для се­бя и Церк­ви, ко­то­рой он по­свя­тил всю свою жизнь.
Но­вый мит­ро­по­лит Ин­но­кен­тий, при­шед­ший на сме­ну Ми­ха­и­лу, при­нял иеро­мо­на­ха Пла­то­на по­сле воз­вра­ще­ния из Рос­сии с боль­шим по­ни­ма­ни­ем и сра­зу же до­ве­рил ему долж­ность ста­рей­ши­ны мо­на­сты­ря Ра­и­но­вац. Позд­нее Пла­тон за­ни­мал вы­со­кие долж­но­сти в ор­га­нах цер­ков­но­го и го­судар­ствен­но­го про­све­ще­ния, осо­бен­но он про­явил се­бя в борь­бе за пра­ва Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви на мо­на­стырь Вы­со­кие Де­ча­ны. Он явил боль­шой та­лант и в сво­ей про­све­ти­тель­ской де­я­тель­но­сти, ни на ми­ну­ту не за­бы­вая, что он не толь­ко пре­по­да­ва­тель, но и пас­тырь мо­ло­дых душ. Он был лю­бим и уче­ни­ка­ми, и свя­щен­но­на­ча­ли­ем и за до­воль­но ко­рот­кое вре­мя про­шел путь от иеро­мо­на­ха до ар­хи­манд­ри­та.
В бо­го­лю­би­вой ду­ше ар­хи­манд­ри­та Пла­то­на бы­ло очень силь­но раз­ви­то вос­пи­тан­ное еще в се­мье чув­ство пат­ри­о­тиз­ма. Осо­бен­но яр­ко оно про­яви­лось в хо­де Бал­кан­ских войн и в те­че­ние Пер­вой ми­ро­вой вой­ны, ко­то­рые для серб­ско­го на­ро­да, по су­ти, бы­ли оте­че­ствен­ны­ми, обо­ро­ни­тель­ны­ми. По­ми­мо окорм­ле­ния во­ен­но­слу­жа­щих и сол­дат, ар­хи­манд­рит ак­тив­но по­мо­гал бед­ным и си­ро­там, ко­то­рых в во­ен­ные вре­ме­на все­гда очень и очень мно­го. Он поль­зо­вал­ся огром­ным ува­же­ни­ем и до­ве­ри­ем, все­гда во­вре­мя и по необ­хо­ди­мо­сти рас­пре­де­лял по­сту­па­ю­щую по­мощь каж­дой се­мье и каж­до­му нуж­да­ю­ще­му­ся. Ува­же­ние и лю­бовь на­ро­да, боль­шой ав­то­ри­тет в цер­ков­ных кру­гах вы­зы­ва­ли за­висть от­дель­ных по­ли­ти­ков то­гдаш­ней Сер­бии, и ар­хи­манд­рит Пла­тон вме­сто при­зна­ния и бла­го­дар­но­сти был от­стра­нен от служ­бы и от­прав­лен на пен­сию. Он вос­при­нял это как часть сво­е­го жиз­нен­но­го кре­ста и, чтобы за­ра­бо­тать се­бе на ку­сок хле­ба и иметь воз­мож­ность по­мо­гать бед­ным, сми­рен­но вы­пол­нял лю­бую ра­бо­ту, да­же сто­ляр­ни­чал.
Неко­то­рое вре­мя спу­стя ар­хи­манд­рит Пла­тон был вос­ста­нов­лен на цер­ков­ной служ­бе, сно­ва ему бы­ли до­ве­ре­ны вы­со­кие цер­ков­ные долж­но­сти, но и в этот раз не обо­шлось без пре­пят­ствий и коз­ней со сто­ро­ны его про­тив­ни­ков, ко­то­рые не мог­ли сми­рить­ся с его успе­ха­ми. Под со­мне­ние ста­ви­лась вся его де­я­тель­ность, каж­дое его на­чи­на­ние вос­при­ни­ма­лось крайне кри­ти­че­ски.
В ок­тяб­ре 1931 го­да ар­хи­манд­ри­та Пла­то­на вы­бра­ли и хи­ро­то­ни­са­ли в ви­кар­но­го епи­ско­па Серб­ско­го пат­ри­ар­ха. Ве­ли­кий пат­ри­арх Вар­на­ва рас­смот­рел и пра­виль­но оце­нил лич­ность епи­ско­па Пла­то­на. Ду­хом он про­ви­дел не толь­ко его про­шлое, но про­ро­че­ски пред­ви­дел и его слав­ную му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Уже в на­ча­ле сво­е­го слу­же­ния вла­ды­ка Пла­тон всту­пил в тя­же­лую борь­бу с Кон­кор­да­том. Он был не толь­ко участ­ни­ком «Кро­ва­вой ли­тии» в Бел­гра­де, но в ка­че­стве управ­ля­ю­ще­го мо­на­стыр­ской ти­по­гра­фи­ей в Срем­ских Кар­лов­цах де­лал все воз­мож­ное, чтобы серб­ская об­ще­ствен­ность бы­ла своевре­мен­но и пра­виль­но ин­фор­ми­ро­ва­на о всей па­губ­но­сти Кон­кор­да­та для Серб­ской церк­ви и на­ро­да.
Ви­кар­ный епи­скоп Пла­тон в 1938 го­ду был вы­бран епар­хи­аль­ным ар­хи­ере­ем Охрид­ско-Би­толь­ской епар­хии, а в кон­це 1939 го­да – епи­ско­пом Ба­ня­лук­ской епар­хии. Ни в Би­то­ле, ни в Ба­ня Лу­ке не обо­шлось без ис­ку­ше­ний и пре­пят­ствий: про­тив­ник добра диа­вол тру­дил­ся, не зная от­ды­ха. В Ба­ня Лу­ке неко­то­рые по­ли­ти­ки вос­ста­ли про­тив на­зна­че­ния вла­ды­ки в эту епар­хию. Вла­ды­ка не при­да­вал боль­шо­го зна­че­ния ре­ак­ции по­ли­ти­ков, и ко­гда со­бор­ный вы­бор был под­твер­жден цар­ским де­кре­том, он без пом­пы и по­че­стей при­был в Ба­ня Лу­ку и 1 ок­тяб­ря 1940 го­да за­нял свою епи­скоп­скую ка­фед­ру.
Непро­дол­жи­тель­ный ар­хи­пас­тыр­ский труд епи­ско­па Пла­то­на в Бане Лу­ке (с 1 ок­тяб­ря по 6 мая 1941 го­да) остал­ся в бла­го­дар­ной па­мя­ти его паст­вы. Первую ар­хи­ерей­скую ли­тур­гию он слу­жил в со­бор­ном хра­ме Свя­той Тро­и­цы в день Па­рас­ке­вы Пят­ни­цы Серб­ской. На­род и ду­хо­вен­ство при­ня­ли его всем серд­цем с пер­вой встре­чи. С лю­бо­вью вла­ды­ка бла­го­слов­лял ве­ру­ю­щих, с уча­сти­ем и вни­ма­ни­ем при­ни­мал и вы­слу­ши­вал свя­щен­ни­ков. Ве­ру­ю­щие сра­зу по­ня­ли, что об­ре­ли в его ли­це ду­хов­но­го от­ца и пас­ты­ря. По­ли­ти­ки, про­ти­вив­ши­е­ся его при­бы­тию и вно­сив­шие в на­род сму­ту, бы­ли обез­ору­же­ны его при­вет­ли­во­стью, лю­бо­вью, бла­гост­но­стью все­го его свя­ти­тель­ско­го об­ли­ка.
В Ев­ро­пе на­чи­на­лась Вто­рая ми­ро­вая вой­на, во­ен­ная тра­ге­дия на­вис­ла и над Сер­би­ей. Вла­ды­ка от­чет­ли­во по­ни­мал, ка­кое страш­ное зло угро­жа­ет стране и на­ро­ду. Он пе­ре­жил и пом­нил все ужа­сы Бал­кан­ских войн и же­сто­кие ис­пы­та­ния Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. Он бо­ял­ся не за се­бя, его боль бы­ла о на­ро­де, ра­ны ко­то­ро­го еще не за­тя­ну­лись по­сле пе­ре­жи­тых ка­та­строф. Он по­ни­мал, что гря­ду­щая вой­на бу­дет еще бо­лее страш­ной и бес­по­щад­ной. Тя­же­лое ду­шев­ное со­сто­я­ние осла­би­ло его уже дав­но по­шат­нув­ше­е­ся здо­ро­вье, и в на­ча­ле 1941 го­да вла­ды­ка ока­зал­ся при­ко­ван­ным к по­сте­ли; несмот­ря на крат­ковре­мен­ные улуч­ше­ния, он оста­вал­ся в та­ком со­сто­я­ния до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.
След­стви­ем и по­рож­де­ни­ем немец­кой ок­ку­па­ции яви­лось со­зда­ние так на­зы­ва­е­мой Неза­ви­си­мой Дер­жа­вы Хор­ват­ской (НДХ) во гла­ве с Ан­те Па­ве­ли­чем. Ат­мо­сфе­ра стра­ха и тре­вож­но­го ожи­да­ния ца­ри­ла по­всю­ду. На­ча­лись го­не­ния, гра­бе­жи, убий­ства, осквер­не­ние свя­тынь. Уста­ши с са­та­нин­ской же­сто­ко­стью во­ору­жи­лись про­тив серб­ско­го на­ро­да и Пра­во­слав­ной церк­ви. Зная, что, по­ра­зив пас­ты­ря, ис­тре­бят и ста­до, они всю свою нена­висть на­пра­ви­ли на Ба­ня­лук­ско­го ар­хи­пас­ты­ря. Они по­тре­бо­ва­ли, чтобы он оста­вил паст­ву, епи­скоп­скую ка­фед­ру и епар­хию. Для вла­ды­ки не су­ще­ство­ва­ло и не мог­ло су­ще­ство­вать вы­бо­ра, ибо он свое ар­хи­ерей­ское слу­же­ние и епи­скоп­ский обет ста­вил вы­ше соб­ствен­ной жиз­ни, хо­тя пре­крас­но по­ни­мал, ка­кая опас­ность ему угро­жа­ет. Усташ­ско­му па­ла­чу Вик­то­ру Гу­ти­чу он ска­зал сле­ду­ю­щее: «Я со­от­вет­ству­ю­щи­ми вла­стя­ми ка­но­ни­че­ски и за­кон­но по­став­лен епи­ско­пом Ба­ня­лук­ским, и как епи­скоп я дал обет Бо­гу, Церк­ви и на­ро­ду, что все­гда бу­ду за­бо­тить­ся о сво­ей пастве, невзи­рая ни на ка­кие об­сто­я­тель­ства. Я на­все­гда свя­зал свою жизнь и судь­бу с жиз­нью и судь­бой сво­е­го ду­хов­но­го ста­да и оста­нусь с ним, на его ду­хов­ной стра­же, как пас­тырь доб­рый, по­ла­га­ю­щий ду­шу свою за овец сво­их, по­ка Гос­подь не при­зо­вет ме­ня к Се­бе. Та­кой обет дал я, при­ни­мая сан епи­ско­па, при­ни­мая управ­ле­ние Ба­ня­лук­ской епар­хи­ей, и оста­нусь ве­рен это­му обе­ту и непо­ко­ле­бим в сво­ей вер­но­сти до тех пор, по­ка бу­ду в со­сто­я­нии со­зна­тель­но и са­мо­сто­я­тель­но вы­ра­жать свою во­лю». Та­кой от­вет был на­прав­лен усташ­ско­му кар­ди­на­лу. Усташ­ские па­ла­чи бы­ли по­тря­се­ны твер­до­стью и непо­ко­ле­би­мо­стью по­зи­ции епи­ско­па Пла­то­на, но пла­нов сво­их не из­ме­ни­ли. А план был ясен: их ре­меслом бы­ла смерть. Они бы со­вер­ши­ли пре­ступ­ле­ние, да­же ес­ли бы вла­ды­ка от­ве­тил ина­че: раз­ве не уби­ва­ли они пе­ре­шед­ших в ка­то­ли­че­ство сер­бов? Им необ­хо­ди­мо бы­ло за­пу­гать сер­бов, дать по­нять, что все угро­зы их гла­ва­ря об убий­ствах, ока­то­ли­чи­ва­нии и де­пор­ти­ро­ва­нии бу­дут при­ве­де­ны в ис­пол­не­ние. Вла­ды­ка был да­лек от ил­лю­зий, он ви­дел и знал зло­бу и бес­по­щад­ность вра­гов, но твер­до сто­ял на сво­ей по­зи­ции: епар­хию не по­ки­дать. Бо­лезнь про­грес­си­ро­ва­ла, в сво­ем по­след­нем пись­ме он пи­сал: «Мне необ­хо­ди­мо окреп­нуть, я силь­но из­му­чен и ослаб… Я устрем­ляю свой взор к небе­сам, к Бо­гу и упо­ваю на ми­лость Его…».
В ночь на 6 мая 1941 го­да усташ­ские па­ла­чи аре­сто­ва­ли тя­же­ло­боль­но­го вла­ды­ку и вме­сте с про­то­и­е­ре­ем Ду­ша­ном (Су­б­о­ти­чем) увез­ли из го­ро­да. Их звер­ски за­му­чи­ли на бе­ре­гу ре­ки Вр­ба­ни и бро­си­ли в ее во­ды. Изуро­до­ван­ные те­ла обо­их му­че­ни­ков бы­ли вы­не­се­ны на бе­рег вол­на­ми. Вла­ды­ка тай­но и без от­пе­ва­ния был по­хо­ро­нен на во­ен­ном клад­би­ще Ба­ня Лу­ки. По­сле стро­и­тель­ства Со­бор­но­го хра­ма в Ба­ня Лу­ке его свя­тые мо­щи бы­ли пе­ре­не­се­ны в храм и за­хо­ро­не­ны пе­ред ико­но­ста­сом, по­сле ка­но­ни­за­ции свя­щен­но­му­че­ни­ка они по­ме­ще­ны в ра­ку и от­кры­ты для по­кло­не­ния ве­ру­ю­щих.
Ни­ко­го из сви­де­те­лей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны вла­ды­ки Пла­то­на не оста­лось в жи­вых, или они нам неиз­вест­ны, но мно­же­ство лю­дей ви­де­ли ис­тер­зан­ное, изуро­до­ван­ное те­ло. Все сви­де­тель­ства оче­вид­цев сов­па­да­ют: на ли­це бы­ли вид­ны сле­ды чу­до­вищ­ных пы­ток – па­ла­чи ре­за­ли нос и уши, рва­ли бо­ро­ду; на те­ле – ре­за­ные, разъ­еден­ные со­лью ра­ны, ожо­ги и сле­ды от трех пуль. Ма­ро­де­ры оста­ви­ли на те­ле лишь ниж­нее бе­лье, ко­жа­ный по­яс и бо­тин­ки.
Толь­ко Гос­подь зна­ет всю ме­ру его стра­да­ний и же­сто­ко­сти его му­чи­те­лей. Нам из­вест­но од­но: свя­щен­но­му­че­ник до кон­ца непо­ко­ле­би­мо остал­ся ве­рен Бо­гу, Пра­во­сла­вию и Сер­бии. Ду­хов­но со­зер­цая ве­ли­чие его лич­но­сти, его стра­да­ния, пре­кло­ня­ем ко­ле­ни и всем серд­цем мо­лим­ся: «Свя­щен­но­му­че­ни­че вла­ды­ко Пла­тоне, ар­хи­пас­ты­рю Ба­ня­лук­ский, мо­ли Бо­га о нас!»

☦️
Му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 15 мая 1880 го­да в ме­стеч­ке Рос­сас­на Го­рец­ко­го уез­да Мо­гилев­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Еме­лья­на Вла­сен­ко­ва, ис­пол­няв­ше­го в се­ле долж­ность во­лост­но­го стар­ши­ны. Окон­чив цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу, Дмит­рий за­ни­мал­ся зем­ле­де­ли­ем, как его отец и бра­тья. В 1901 го­ду он был при­зван в ар­мию и про­слу­жил до 1905 го­да в Фин­лянд­ском лейб-гвар­дей­ском пол­ку сна­ча­ла ря­до­вым, а в кон­це служ­бы ун­тер-офи­це­ром.
В свое вре­мя он же­нил­ся на де­ви­це Да­рье, и Гос­подь да­ро­вал им боль­шую се­мью. Вос­пи­тан­ный в ве­ре и бла­го­че­стии, он был усерд­ным при­хо­жа­ни­ном церк­ви в род­ном се­ле, с дет­ства пел на кли­ро­се, был неко­то­рое вре­мя пса­лом­щи­ком, а во вре­ме­на го­не­ний в 1931 го­ду был из­бран в цер­ков­ный со­вет, в ко­то­ром со­сто­ял до 1934 го­да, ко­гда храм был за­крыт, а свя­щен­ник аре­сто­ван. Дмит­рий Еме­лья­но­вич вме­сте с при­хо­жа­на­ми ста­ли хло­по­тать о воз­вра­ще­нии хра­ма, но их хло­по­ты не увен­ча­лись успе­хом. В 1934 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли бра­та Дмит­рия Еме­лья­но­ви­ча и при­го­во­ри­ли к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния; из за­клю­че­ния он бе­жал, скры­вал­ся, но в 1937 го­ду сно­ва был аре­сто­ван.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-vlasenkov

Жития
Писание