⏳ 2021.04.06 (вт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 4я Великого поста, Крестопоклонная (глас 2й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
6 апреля (24 марта)
• свт. Артемия (Артемо́на) Солунского (Селевкийского) (I–II)
• прп. Захарии Отверстого (?)
• прп. Иакова Катанского (Сицилийского) (VIII–IX)
• прп. Захарии Печерского (XIII–XIV)
• мчч. Стефана и Петра Казанских (1552)
• сщмч. Александра (Флегинского) (1918)
• сщмч. Владимира (Панькина) (1920)
• иконы Божией Матери «Тучная Гора»


☦️
Свя­ти­тель Ар­те­мон, епи­скоп Селев­кий­ский, ро­дил­ся и жил в Селев­кии Пи­си­дий­ской (юг Ма­лой Азии). Он был бла­го­че­стив и доб­ро­де­те­лен, по­это­му свя­той апо­стол Па­вел, при­дя в Селев­кию, по­ста­вил свя­то­го Ар­те­мо­на пер­вым епи­ско­пом это­го го­ро­да, как наи­бо­лее до­стой­но­го. Свя­ти­тель Ар­те­мон муд­ро окорм­лял вве­рен­ную ему паст­ву и снис­кал се­бе сла­ву за­ступ­ни­ка бед­ных и го­ни­мых. Скон­чал­ся свя­ти­тель Ар­те­мон в глу­бо­кой ста­ро­сти.

Примечание:
В древ­них сла­вян­ских свят­цах «Селев­кий­ский» пи­са­лось как «Се­лео­укин­ский», из че­го яви­лось «Се­ло­ун­ский». Впро­чем, и в неко­то­рых гре­че­ских па­мят­ни­ках свя­ти­тель на­зван Со­лун­ским. Свя­ти­тель Ар­те­мон (или Ар­те­мий) обо­зна­чал­ся в ме­ся­це­сло­вах или как Селев­кий­ский, или как Со­лун­ский. Во 2-й по­ло­вине XVII ве­ка эти два на­име­но­ва­ния оши­боч­но от­нес­ли к раз­ным ли­цам.

☦️
Пре­по­доб­ный За­ха­рия мо­нах за свое осо­бое по­пе­че­ние о ни­щих и стран­ни­ках был про­зван «от­вер­стым». В пе­чат­ной Ми­нее его па­мять обо­зна­че­на как «пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го За­ха­рии» – от­сю­да оши­боч­ное раз­де­ле­ние в ме­ся­це­сло­ве За­ха­рии и пре­по­доб­но­го За­ха­рии мо­на­ха.

☦️
Пре­по­доб­ный Иа­ков, епи­скоп и ис­по­вед­ник, с юных лет стре­мил­ся к по­движ­ни­че­ской жиз­ни. Свя­той Иа­ков оста­вил мир и уда­лил­ся в Сту­дий­ский мо­на­стырь, где при­нял мо­на­ше­ство. Он вел су­ро­вую жизнь, ис­пол­нен­ную тру­дов, по­ста и мо­литв. Бла­го­че­сти­вый инок и за­ме­ча­тель­ный зна­ток Свя­щен­но­го Пи­са­ния, пре­по­доб­ный Иа­ков был воз­ве­ден на епи­скоп­скую ка­фед­ру в Ка­тан­ской Церк­ви (Си­ци­лия). Во вре­мя цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра-ико­но­бор­ца Кон­стан­ти­на V Ко­про­ни­ма (741–775) свя­той Иа­ков был неод­но­крат­но при­нуж­да­ем к от­ка­зу от по­чи­та­ния свя­тых икон. Его то­ми­ли в тем­ни­це, мо­ри­ли го­ло­дом, ис­тя­за­ли, но он му­же­ствен­но пе­ре­но­сил стра­да­ния. Свя­той епи­скоп Иа­ков скон­чал­ся в из­гна­нии.

☦️
В мо­на­сты­ре Пе­чер­ском есть сле­ду­ю­щее ска­за­ние о За­ха­рии, ино­ке Пе­чер­ском. Во вре­мя игу­мен­ства бла­жен­но­го Ни­ко­на два му­жа ки­ев­ских, Сер­гий и Иоанн, од­на­жды, мо­лясь пред яв­лен­ной чу­до­твор­ной ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, уви­де­ли ис­хо­дя­щий от нее ве­ли­кий свет и тот­час по­ло­жи­ли за­клю­чить меж­ду со­бой ду­хов­ное брат­ство. Иоанн пред смер­тью сво­ей вру­чил Сер­гию сы­на сво­е­го За­ха­рию и ты­ся­чу гри­вен се­реб­ра и сто гри­вен зо­ло­та с тем, чтобы се­реб­ро и зо­ло­то он от­дал За­ха­рии, ко­гда тот при­дет в со­вер­шен­ный воз­раст. За­ха­рия, до­стиг­ши пят­на­дца­ти­лет­не­го воз­рас­та, про­сил у Сер­гия сво­е­го на­след­ства, но тот от­ве­чал, что его отец, Иоанн, раз­дал все име­ние свое ни­щим, а ему не оста­вил ни­че­го. За­ха­рия про­сил дать хоть по­ло­ви­ну или, по край­ней ме­ре, тре­тью часть остав­лен­но­го ему от­цом иму­ще­ства, но Сер­гий с уко­риз­ною ему от­ка­зал в этом. «Ес­ли ты не взял ни­че­го из име­ния мо­е­го от­ца, – ска­зал юно­ша, – то иди и кля­нись мне в церк­ви Пе­чер­ской пред чу­до­твор­ной ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где ты за­клю­чил со­юз бра­то­лю­бия с мо­им от­цом». Сер­гий при­шел в цер­ковь и, став­ши пред ико­ной Бо­го­ро­ди­цы, с клят­вой ска­зал, что он не брал ни ты­ся­чи гри­вен се­реб­ра, ни ста гри­вен зо­ло­та. Но Бо­го­ма­терь на­ка­за­ла его за лож­ную клят­ву. Он не мог при­бли­зить­ся к свя­той иконе, чтобы об­ло­бы­зать ее. А ис­хо­дя из цер­ков­ных две­рей, вдруг на­чал взы­вать: «Пре­по­доб­ные от­цы Ан­то­ние и Фе­о­до­сие, не ве­ли­те по­гу­бить ме­ня се­му неми­ло­сти­во­му Ан­ге­лу, мо­ли­тесь ко Пре­свя­той Гос­по­же Бо­го­ро­ди­це, да от­го­нит от ме­ня мно­гих бе­сов, ко­то­рым я пре­дан, пусть возь­мут се­реб­ро и зо­ло­то, за­пе­ча­тан­ные в мо­ем до­ме». И все быв­шие здесь при­шли в страх. По­слан­ные же при­нес­ли за­пе­ча­тан­ный ящик и, от­крыв­ши, на­шли в нем две ты­ся­чи гри­вен се­реб­ра и две­сти гри­вен зо­ло­та – вдвое про­тив преж­не­го. То­гда За­ха­рия, от­дав день­ги быв­ше­му в то вре­мя игу­ме­ном Иоан­ну, про­сил, чтобы он упо­тре­бил их как хо­чет, а сам при­нял ино­че­ский об­раз и скон­чал­ся в Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Ру­ко­пис­ное же крат­кое жиз­не­опи­са­ние и тро­парь ему в ка­ноне до­кан­чи­ва­ют это ска­за­ние тем, что За­ха­рия по по­стри­же­нии в мо­на­ше­ство по­ло­жил се­бе за пра­ви­ло до смер­ти не есть ни­че­го – ни пе­че­но­го, ни ва­ре­но­го, и пи­тал­ся вся­кий день по за­хож­де­нии солн­ца ма­лым ко­ли­че­ством зе­лия. Он был так стра­шен для бе­сов, что они бо­я­лись да­же его име­ни. Ча­сто ви­дел он Ан­ге­лов, с ко­то­ры­ми по смер­ти спо­до­бил­ся жить на небе веч­но. Па­мять его 24 мар­та.

☦️
Стефан и Петр Казанские, мученики.
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне« (Мф. 10, 28) – так учил Спаситель. Но так не учил и не мог учить Магомет. В рукописных святцах сказано: «Святии великомученицы и новые страдальцы Петр и Стефан пострадаша от казанских татар, убиени быша – марта в 24 день». Они были родом из татар; уверовав в Господа, приняли святое крещение в 1552 году, после взятия Казани Иоанном Грозным.
Святой мученик Стефан, страдавший расслаблением ног в течение 20 лет, получил исцеление и был крещен протоиереем Тимофеем, который доставил из Москвы в Казань послание святителя Макария, митрополита Московского, войску царя Иоанна Грозного. Среди новокрещенных татар, обратившихся в Православие в то время, был и святой мученик Петр.
После удаления русского войска из Казани, оставленный в Казани наместником хан Ших-Алеб вынужден был бежать в Свияжск; многие из русских торговых и военных людей не успели покинуть город и подверглись избиению татарами.
Святой мученик Стефан за твердость в христианской вере был изрублен на части; тело его разметали, а дом разграбили.
Святого мученика Петра после ухода русских родные взяли в свой дом – отец и мать, братья, сестры и многие знакомые из их племени – и пытались склонить его к отречению от христианства. Они называли его прежним мусульманским именем, но на все уговоры святой Петр продолжал твердо исповедовать веру в Христа Спасителя и отвечал: «Во святом крещении дано мне имя Петр, а не то, каким вы меня называете».
Видя, что он остается непоколебим в вере, семья выдала его на истязания, во время которых он до самой смерти среди жестоких мук не переставал исповедывать имя Христа, взывая: «Христианин есмь». Святой мученик был погребен в Казани на месте, где находилась древняя церковь в честь Воскресения Христова, что на Житном торгу.
Через некоторое время после мученической кончины святых исповедников Стефана и Петра в Казани началось их почитание, выразившееся в совершении заупокойных молитв. В 1592 году святитель Казанский Гермоген (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) обратился к патриарху Иову с прошением о занесении в повседневный синодик имен святых мучеников и получил соответствующее разрешение.
Впоследствии, когда мученики Стефан и Петр были канонизированы, память их была установлена 24 марта/6 апреля. В «Иконописном подлиннике» образ святых описывается под 24 марта/6 апреля: «Стефан подобием стар, сед, брада, аки Николина, ризы мученические, простые».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/religija-kresta-i-religija-polumesjatsa/3_2_11

☦️
Свя­щен­ник Алек­сандр Кось­мич Фле­гин­ский ро­дил­ся 19 фев­ра­ля 1861 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии в 1883 го­ду Став­ро­поль­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии по­лу­чил ме­сто пса­лом­щи­ка при Ка­зан­ском со­бо­ре го­ро­да Став­ро­по­ля. В этом же го­ду ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а за­тем во свя­щен­ни­ка и опре­де­лен в клир хра­ма му­че­ни­ка Лон­ги­на сот­ни­ка ста­ни­цы Клю­че­вой Ку­бан­ской об­ла­сти. В 1885 го­ду пе­ре­ве­ден в ста­ни­цу Крас­но­гор­скую, где за­ни­мал долж­ность окруж­но­го мис­си­о­не­ра, а за­тем окруж­но­го ду­хов­ни­ка в бла­го­чи­нии. Был чле­ном Став­ро­поль­ско­го епар­хи­аль­но­го цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ско­го об­ще­ства.
В 1908 го­ду пе­ре­ве­ден в ста­ни­цу Ге­ор­гие-Афип­скую и на­зна­чен бла­го­чин­ным 17 окру­га. По­сле за­хва­та ста­ни­цы боль­ше­вист­ски­ми вой­ска­ми в мар­те 1918 го­да, по на­се­лен­но­му пунк­ту про­нес­лась вол­на на­си­лия и ско­рых рас­прав. В это же вре­мя схва­чен и из­руб­лен на кус­ки крас­но­ар­мей­ца­ми отец Алек­сандр. Впо­след­ствии бы­ла уста­нов­ле­на да­та смер­ти – 24 мар­та. Те­ло бы­ло най­де­но за пре­де­ла­ми ста­ни­цы спу­стя семь ме­ся­цев по­сле убий­ства. Сын от­ца Алек­сандра смог вы­вез­ти остан­ки в го­род Ека­те­ри­но­дар, где 18 сен­тяб­ря в Алек­сан­дро-Нев­ском со­бо­ре при боль­шом сте­че­нии на­ро­да и ду­хо­вен­ства со­сто­я­лось от­пе­ва­ние.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир – свя­щен­ник Вла­ди­мир Ва­си­лье­вич Пань­кин – слу­жил в хра­ме в се­ле Бла­го­ве­щен­ка, рас­по­ло­жен­ном в рай­оне, в со­вет­ское вре­мя на­зы­вав­шем­ся Джам­буль­ским, Се­ве­ро-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти. Он был рас­стре­лян боль­ше­ви­ка­ми-без­бож­ни­ка­ми 6 ап­ре­ля 1920 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Икона Богородицы «Тучная Гора». Око­ло 250–300 лет то­му на­зад эта ико­на на­хо­ди­лась в од­ном из муж­ских мо­на­сты­рей Тве­ри и по­да­ре­на бы­ла на­сто­я­те­лем Кос­ме Вол­ча­ни­но­ву в бла­го­дар­ность за хо­ро­шо ис­пол­нен­ные ра­бо­ты в мо­на­стыр­ском хра­ме. Эта ико­на как свя­ты­ня пе­ре­да­ва­лась из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние, но один небла­го­го­вей­ный внук Кос­мы вы­нес об­вет­шав­шую ико­ну на чер­дак. Его невест­ка тер­пе­ла мно­го оскорб­ле­ний от му­жа и его род­ных. В от­ча­я­нии жен­щи­на ре­ши­ла по­кон­чить са­мо­убий­ством в пу­стой бане. На пу­ти ей явил­ся ка­кой-то мо­нах и ска­зал: «Ку­да ты, несчаст­ная, идешь? Во­ро­тись на­зад; иди, по­мо­лись Бо­жи­ей Ма­те­ри Туч­ной Го­ре – и бу­дешь жить хо­ро­шо и по­кой­но». Взвол­но­ван­ная мо­ло­дая жен­щи­на, воз­вра­тив­шись до­мой, рас­ска­за­ла все, не скры­вая и сво­е­го пре­ступ­но­го на­ме­ре­ния. Ста­ли разыс­ки­вать мо­на­ха, но не на­шли его, ни­кто кро­ме нее его не ви­дел. Слу­чи­лось это на­ка­нуне празд­ни­ка Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ико­ну немед­лен­но отыс­ка­ли на чер­да­ке, от­чи­сти­ли от гря­зи и по­ста­ви­ли в до­ме на по­чет­ном ме­сте. Ве­че­ром был при­гла­шен при­ход­ской свя­щен­ник, ко­то­рый со­вер­шил пред ико­ной все­нощ­ное бде­ние, ко­то­рое с тех пор со­вер­ша­лось в до­ме еже­год­но в этот день. Бо­лее по­лу­то­ра­ста лет ико­на на­хо­ди­лась в се­мье Вол­ча­ни­но­вых. Ека­те­ри­на, дочь Ва­си­лия, по­след­не­го из ро­да Вол­ча­ни­но­вых, вый­дя за­муж за Ге­ор­гия Ива­но­ви­ча Ко­ня­е­ва, взя­ла к се­бе ико­ну Ма­те­ри Бо­жи­ей как са­мое до­ро­гое на­сле­дие. И в до­ме Ко­ня­е­ва пе­ред этой ико­ной со­вер­ша­лись мо­леб­ствия и все­нощ­ные бде­ния 24 мар­та и 7 но­яб­ря (ве­ро­ят­но, это был день пе­ре­не­се­ния ико­ны из мо­на­сты­ря в дом Кос­мы Вол­ча­ни­но­ва).
В 1863 го­ду при клад­би­щен­ской церк­ви Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ло ре­ше­но устро­ить при­дел в честь свя­ти­те­ля Ти­хо­на и пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ка­ля­зин­ско­го. То­гдаш­ний вла­де­лец ико­ны, Ге­ор­гий Ко­ня­ев († 1868, в воз­расте 97 лет) по­же­лал пе­ре­дать цель­бо­нос­ный об­раз Бо­го­ро­ди­цы в храм. Он об­ра­тил­ся к при­чту с прось­бой устро­ить еще один при­дел для чу­до­твор­но­го об­ра­за Ма­те­ри Бо­жи­ей «Туч­ная Го­ра». При этом он ска­зал: «Я счи­таю са­мым луч­шим для нее храм Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­то­му что ме­сто, на ко­то­ром по­стро­е­на цер­ковь, в ста­ри­ну на­зы­ва­лось го­рой, как са­мое вы­со­кое ме­сто в го­ро­де. На эту го­ру в преж­нее вре­мя жи­те­ли во вре­мя на­вод­не­ний сно­си­ли свое иму­ще­ство и здесь спа­са­лись са­ми от по­ги­бе­ли. Пусть же Ца­ри­ца Небес­ная – Туч­ная Го­ра – по­чи­ва­ет сво­ей бла­го­да­тью на этой го­ре и по­кры­ва­ет всех здесь по­гре­бен­ных Сво­ей ми­ло­стью». 15 июля 1866 го­да ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в по­стро­ен­ный при­дел, ко­то­рый на сле­ду­ю­щий день был освя­щен Ста­риц­ким епи­ско­пом Ан­то­ни­ем.
На иконе Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на сто­я­щей на по­лу­круг­лом воз­вы­ше­нии – го­ре; на ле­вой ру­ке Ее – Бо­гом­ла­де­нец с бла­го­слов­ля­ю­щей дес­ни­цей. На гла­ве Бо­го­ма­те­ри ко­ро­на, а в ру­ке неболь­шая го­ра, на ко­то­рой ви­ден верх церк­ви с ку­по­ла­ми и кре­ста­ми.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-tuchnaja-gora

Жития
Писание