⏳ 2021.04.05 (пн)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• седмица (неделя) 4я Великого поста, Крестопоклонная (глас 2й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
5 апреля (23 марта)
• мч. Фили́та, мц. Лидии, мчч. Македо́на, Феопре́пия (Боголе́па), Крони́да, Амфило́хия (117–138)
• прмч. Никона Сицилийского и 199-ти учеников его (251)
• прп. Никона Киево-Печерского (1088)
• мч. Василия Мангазейского (1600)
• сщмч. Константина (Снятиновского) (1918)
• сщмч. Макария (Квиткина) (1931)
• сщмч. Стефа́на (Преображенского) (после 1937)
• сщмч. Василия (Коклина), прмч. Илии (Вятлина), прмцц. Анастасии (Бобковой), Варвары (Конкиной), мч. Алексия (Скоробогатова) (1938)
• сщисп. Сергия (Сребрянского) (1948)


☦️
Свя­той Филит был знат­ным са­нов­ни­ком при дво­ре го­ни­те­ля хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Адри­а­на (117–138). За от­кры­тое ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста Спа­си­те­ля свя­той Филит со сво­ей же­ной, свя­той Ли­ди­ей, и сы­но­вья­ми, свя­ты­ми Ма­ке­до­ном и Фе­о­пре­пи­ем, пред­стал пе­ред су­дом. По по­ве­ле­нию Адри­а­на свя­той Филит с се­мьей был от­прав­лен в Ил­ли­рию к во­е­на­чаль­ни­ку Ам­фи­ло­хию, чтобы тот под­верг их ис­тя­за­ни­ям. Тот при­ка­зал под­ве­сить их на де­ре­ве и но­жа­ми стро­гать их те­ла. По­сле это­го му­че­ни­ков за­клю­чи­ли в тем­ни­цу вме­сте с уве­ро­вав­шим на­чаль­ни­ком тю­рем Кро­ни­дом. Но­чью им пред­стал Ан­гел и укре­пил на стра­да­ния. На сле­ду­ю­щий день му­че­ни­ки бы­ли по­гру­же­ны в ко­тел с ки­пя­щим мас­лом, но мас­ло мгно­вен­но осты­ло, и свя­тые оста­лись невре­ди­мы. Во­е­на­чаль­ник Ам­фи­ло­хий был так по­ра­жен этим чу­дом, что уве­ро­вал во Хри­ста и сам во­шел в ки­пя­щее мас­ло с мо­лит­вой: «Гос­по­ди, Иису­се Хри­сте, по­мо­ги мне!» – и остал­ся жив. Та же пыт­ка по­вто­ри­лась, ко­гда им­пе­ра­тор Адри­ан при­был в Ил­ли­рию. Свя­тых му­че­ни­ков сно­ва и сно­ва бро­са­ли в ки­пя­щее мас­ло, а они си­лою Бо­жи­ей оста­ва­лись жи­вы.
По­срам­лен­ный им­пе­ра­тор воз­вра­тил­ся в Рим, а свя­тые му­че­ни­ки ста­ли бла­го­да­рить и про­слав­лять Бо­га и в мо­лит­ве пре­да­ли Ему свои свя­тые ду­ши († ок. 117–138).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/267

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ни­кон ро­дил­ся в Неа­по­ле. Его отец был языч­ни­ком, а мать – хри­сти­ан­кой. Воз­му­жав, Ни­кон оста­вал­ся языч­ни­ком. Он слу­жил во­и­ном и от­ли­чал­ся необы­чай­ной храб­ро­стью и си­лой. Од­на­жды Ни­кон со сво­им от­ря­дом был окру­жен вра­га­ми. В смер­тель­ной опас­но­сти он вспом­нил хри­сти­ан­ские на­став­ле­ния ма­те­ри и, осе­нив се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, по­мо­лил­ся Бо­гу, обе­щая в слу­чае спа­се­ния кре­стить­ся. Он из­бе­жал неми­ну­е­мой смер­ти и, воз­вра­тясь до­мой, по бла­го­сло­ве­нию ма­те­ри, от­пра­вил­ся на по­ис­ки свя­щен­ни­ка, что бы­ло нелег­ким де­лом во вре­ме­на го­не­ний. На ко­раб­ле свя­той Ни­кон до­брал­ся до ост­ро­ва Хиос, воз­шел там на вы­со­кую го­ру и 8 дней пре­бы­вал в по­сте и мо­лит­ве, про­ся Гос­по­да по­мочь ему. В сон­ном ви­де­нии свя­то­му Ни­ко­ну явил­ся Ан­гел Бо­жий, ука­зав­ший ему путь. Свя­той Ни­кон на­пра­вил­ся на го­ру Га­нос, где скры­ва­лось мно­го ино­ков, воз­глав­ля­е­мых Фе­о­до­си­ем, епи­ско­пом Ки­зи­че­ским. От епи­ско­па свя­той Ни­кон при­нял Та­ин­ство Кре­ще­ния и Ан­гель­ский об­раз. По­се­лив­шись в пе­щер­ном хра­ме, свя­той Ни­кон был при­ме­ром для всей бра­тии. Ко­гда пре­по­доб­ный Ни­кон про­был на го­ре три го­да, епи­ско­пу бы­ло от­кро­ве­ние от Ан­ге­ла, чтобы он по­свя­тил пре­по­доб­но­го Ни­ко­на в сан епи­ско­па и ве­лел пе­ре­се­лить­ся со все­ми ино­ка­ми в Си­ци­лий­скую об­ласть. Епи­скоп Фе­о­до­сий ис­пол­нил это и, по­ру­чив свя­то­му Ни­ко­ну 190 ино­ков, скон­чал­ся. По­хо­ро­нив епи­ско­па Фе­о­до­сия, свя­ти­тель Ни­кон от­плыл с бра­ти­ей на ко­раб­ле в Си­ци­лию, спа­са­ясь от при­бли­жав­ших­ся вар­ва­ров. По Бо­жию про­из­во­ле­нию свя­ти­тель Ни­кон по­бы­вал в род­ном Неа­по­ле. Он за­стал там в жи­вых свою мать и про­вел вме­сте с нею по­след­ние дни ее жиз­ни. Мать, уви­дев его, со сле­за­ми ра­до­сти па­ла ему на грудь и це­ло­ва­ла его. Со­тво­рив зем­ной по­клон, она ска­за­ла: «Бла­го­да­рю Пре­свя­тое Имя Твое, Гос­по­ди, что Ты при­вел ме­ня уви­дать сы­на мо­е­го в Ан­гель­ском об­ра­зе и епи­скоп­ском до­сто­ин­стве; и ныне, Вла­ды­ко мой, услышь ме­ня, ра­бу Твою, и при­и­ми ду­шу мою в Твои ру­ки». Со­тво­рив эту мо­лит­ву, пра­вед­ная жен­щи­на скон­ча­лась. При­сут­ству­ю­щие про­сла­ви­ли Бо­га и по­греб­ли ее с псал­мо­пе­ни­ем.
По го­ро­ду про­нес­ся слух о при­ез­де свя­то­го Ни­ко­на, и де­вять во­и­нов, его быв­ших со­рат­ни­ков, при­шли по­ви­дать­ся с ним. По­сле бе­се­ды со свя­ти­те­лем они уве­ро­ва­ли и кре­сти­лись и по­сле­до­ва­ли за ним в Си­ци­лию. При­быв на ост­ров, свя­ти­тель Ни­кон по­се­лил­ся вме­сте с ино­ка­ми в пу­стын­ном ме­сте, на­зы­вав­шем­ся Ги­гия, непо­да­ле­ку от ре­ки Аси­нос. Про­шло мно­го лет, и сно­ва на­ча­лись го­не­ния на хри­сти­ан. Пра­ви­те­лю Си­ци­лии Квин­ти­а­ну со­об­щи­ли, что непо­да­ле­ку с мно­го­чис­лен­ной бра­ти­ей жи­вет епи­скоп Ни­кон. Все 199 мо­на­хов бы­ли схва­че­ны и обез­глав­ле­ны, а свя­ти­те­ля Ни­ко­на оста­ви­ли в жи­вых, чтобы пре­дать му­че­ни­ям. Его жгли ог­нем, но он оста­вал­ся невре­дим; при­вя­зы­ва­ли за но­ги к ди­ким ло­ша­дям, чтобы во­ло­чить по зем­ле, но ло­ша­ди не тро­га­лись с ме­ста. Свя­ти­те­лю от­ре­за­ли язык, би­ли его кам­ня­ми и, на­ко­нец, обез­гла­ви­ли.
Те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­на бы­ло бро­ше­но на съе­де­ние зве­рям и пти­цам. Один пас­тух, одер­жи­мый злым ду­хом, хо­дил на том ме­сте и, най­дя те­ло свя­то­го, тот­час упал ли­цом на зем­лю, ибо нечи­стый дух, из­го­ня­е­мый си­лой свя­то­го, по­верг его на зем­лю и вы­шел из него с гром­ким воп­лем: «Го­ре мне, го­ре мне, ку­да мне бе­жать от ли­ца Ни­ко­но­ва?»
Ис­це­лен­ный пас­тух рас­ска­зал об этом окрест­ным жи­те­лям. Епи­скоп го­ро­да Мес­си­ны то­же узнал об этом и вме­сте с кли­ром по­хо­ро­нил те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка Ни­ко­на и его уче­ни­ков.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/265

☦️
Пре­по­доб­ный Ни­кон был пер­вым уче­ни­ком и спо­движ­ни­ком пре­по­доб­но­го Ан­то­ния (па­мять 10 июля), ос­но­ва­те­ля Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, к ко­то­ро­му при­шел, уже бу­дучи иере­ем. Он по­стри­гал в оби­те­ли всех но­во­при­хо­дя­щих ино­ков и в их чис­ле пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го (па­мять 3 мая и 14 ав­гу­ста).
За по­стри­же­ние лю­бим­цев ве­ли­ко­го кня­зя Изя­с­ла­ва – пре­по­доб­ных Вар­ла­а­ма (па­мять 19 но­яб­ря) и Еф­ре­ма (па­мять 28 ян­ва­ря) свя­той Ни­кон на­влек на се­бя гнев кня­зя, но сме­ло от­ка­зал­ся убеж­дать по­стри­же­ни­ков по­ки­нуть мо­на­стырь. Ко­гда в оби­те­ли со­бра­лось мно­го бра­тий, пре­по­доб­ный Ни­кон по­же­лал уй­ти в уеди­не­ние и без­молв­ство­вать.
Он уда­лил­ся на по­лу­ост­ров Тму­та­ра­кань (на во­сточ­ном бе­ре­гу Кер­чен­ско­го про­ли­ва) и по­се­лил­ся в без­люд­ном ме­сте. Ко­гда сла­ва о его жиз­ни рас­про­стра­ни­лась в окру­ге, к нему со­бра­лись же­лав­шие про­во­дить ино­че­скую жизнь. Так был ос­но­ван мо­на­стырь с цер­ко­вью во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ко­гда он воз­вра­тил­ся в Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель, пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий ока­зы­вал ему са­мую по­чти­тель­ную лю­бовь как ду­хов­но­му от­цу. По сло­вам пре­по­доб­но­го Несто­ра Ле­то­пис­ца (па­мять 27 ок­тяб­ря), пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий, от­лу­ча­ясь ку­да-ли­бо, по­ру­чал ве­де­нию пре­по­доб­но­го Ни­ко­на всю бра­тию. Ино­гда он по­ру­чал пре­по­доб­но­му Ни­ко­ну вме­сто се­бя пред­ла­гать по­уче­ние бра­тии. Неред­ко, ко­гда пре­по­доб­ный Ни­кон пе­ре­пле­тал кни­ги, пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий си­дел при нем и прял нит­ки, нуж­ные для пе­ре­пле­та.
Ко­гда князь Свя­то­слав из­гнал сво­е­го бра­та Изя­с­ла­ва из Ки­е­ва, пре­по­доб­ный Ни­кон сно­ва ушел в ос­но­ван­ный им мо­на­стырь. Он вер­нул­ся при игу­мене Сте­фане. По уда­ле­нии из Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли игу­ме­на, пре­по­доб­но­го Сте­фа­на (па­мять 27 ап­ре­ля), свя­той Ни­кон был из­бран игу­ме­ном мо­на­сты­ря. Он мно­го по­тру­дил­ся, чтобы укра­сить свою оби­тель икон­ным пи­са­ни­ем и мо­за­и­кой.
Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в глу­бо­кой ста­ро­сти († 1088) и был по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах пре­по­доб­но­го Ан­то­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikon-pecherskij

☦️
Свя­той пра­вед­ный му­че­ник Ва­си­лий Ман­га­зей­ский чу­до­тво­рец – пер­вый свя­той, про­слав­лен­ный на Си­бир­ской зем­ле. Бла­жен­ный Ва­си­лий ро­дил­ся око­ло 1583 го­да в Яро­слав­ле, в се­мье бла­го­че­сти­во­го, но небо­га­то­го го­ро­жа­ни­на, име­нем Фе­о­до­ра. В юном воз­расте он был взят неким бо­га­тым яро­слав­ским куп­цом на ме­сто управ­ля­ю­ще­го про­да­жей сво­их то­ва­ров в за­по­ляр­ную Ман­га­зею – один из пер­вых рус­ских го­ро­дов Си­би­ри. В то вре­мя (ко­нец XVI в.) в свя­зи с ис­поль­зо­ва­ни­ем арк­ти­че­ско­го мо­ре­пла­ва­ния Ман­га­зея пе­ре­жи­ва­ла рас­цвет как центр тор­гов­ли и ко­ло­ни­за­ции на Рус­ском Се­ве­ре (впо­след­ствии го­род за­пу­стел и в кон­це XVII в. пре­кра­тил свое су­ще­ство­ва­ние).
Свя­той Ва­си­лий ис­прав­но ис­пол­нял свои обя­зан­но­сти управ­ля­ю­ще­го, и чест­ность его бы­ла оче­вид­на всем. От при­ро­ды крот­кий и сми­рен­ный, с дет­ских лет ис­пол­нен­ный стра­ха Бо­жье­го, он поль­зо­вал­ся доб­рым рас­по­ло­же­ни­ем окру­жа­ю­щих. Серд­це его бы­ло ис­пол­не­но ве­ры в Бо­га, а лю­бовь к мо­лит­ве за­став­ля­ла остав­лять жи­тей­ские за­бо­ты и хо­дить во свя­тую цер­ковь. По­это­му все сво­бод­ное от ра­бо­ты вре­мя свя­той Ва­си­лий про­во­дил в хра­ме за бо­го­слу­же­ни­ем, ча­сто и по­дол­гу мо­лил­ся до­ма.
Ед­ва ис­пол­ни­лось бла­го­че­сти­во­му юно­ше де­вят­на­дцать лет, как Все­выш­ний, «при­зи­рая на его доб­ро­де­те­ли, за­хо­тел воз­звать его к веч­но­му бла­жен­ству, ко­е­му до­стичь из сей вре­мен­ной жиз­ни нель­зя ина­че, как уз­ким и при­скорб­ным пу­тем внеш­не­го ис­пы­та­ния». Как сви­де­тель­ству­ет цер­ков­ное пре­да­ние, од­на­жды, ко­гда бла­жен­ный Ва­си­лий мо­лил­ся в хра­ме на Пас­халь­ной за­ут­рене, хо­зя­ин об­на­ру­жил, что во­ры раз­гра­би­ли его лав­ку. Несмот­ря на зо­вы хо­зя­и­на, свя­той Ва­си­лий оста­вал­ся в хра­ме до кон­ца бо­го­слу­же­ния. Недо­вер­чи­вый и среб­ро­лю­би­вый хо­зя­ин за­по­до­зрил и об­ви­нил свя­то­го Ва­си­лия в со­уча­стии в пре­ступ­ле­нии и под­верг его ру­га­тель­ствам и по­бо­ям. Невин­ный юно­ша не утра­тил сво­ей кро­то­сти и на все сми­рен­но от­ве­чал му­чи­те­лю: «Ис­тин­но ни­что же от име­ния тво­е­го взях». То­гда хо­зя­ин от­вел свя­то­го Ва­си­лия к го­род­ско­му во­е­во­де, пе­ред ко­то­рым очер­нил его как пре­ступ­ни­ка. Во­е­во­да под­верг свя­то­го Ва­си­лия но­вым пыт­кам, но он снес их тер­пе­ли­во и без­молв­но. Раз­дра­жен­ный мол­ча­ни­ем свя­то­го Ва­си­лия, ку­пец при­шел в ярость и по на­у­ще­нию лу­ка­во­го уда­рил му­че­ни­ка связ­кой ам­бар­ных клю­чей. От это­го уда­ра свя­той Ва­си­лий скон­чал­ся (около 1600–1602 гг.).
Те­ло без­вин­но­го му­че­ни­ка бы­ло по­ло­же­но в гроб и без долж­но­го хри­сти­ан­ско­го по­гре­бе­ния пре­да­но зем­ле, «где над­ле­жит от во­ды мок­рость». Но Все­мо­гу­щий Гос­подь по про­ше­ствии 47 лет бла­го­во­лил явить его из недр зем­ли и про­сла­вить мно­ги­ми чу­де­са­ми.
Как по­вест­ву­ет жи­тие свя­то­го Ва­си­лия, в 1649 го­ду ман­га­зей­ский стре­лец Сте­пан Ши­ря­ев за­ме­тил, что на по­го­ре­лом ме­сте близ хра­ма в зем­ле об­на­ру­жи­лась верх­няя часть неиз­вест­но­го гро­ба (по­го­ре­лое ме­сто об­ра­зо­ва­лось по­сле боль­шо­го по­жа­ра 1642 г.). На гроб этот «для мир­ско­го хо­ду» бы­ла по­ло­же­на су­до­вая дос­ка, но ее, к изум­ле­нию оче­вид­цев, пе­ре­ло­ми­ло гро­бом, вы­шед­шем из зем­ли. То­гда над гро­бом по­ста­ви­ли ча­сов­ню. Вско­ре по­сле это­го неко­то­рые боль­ные, с ве­рою при­те­кав­шие к по­мо­щи неве­до­мо­го угод­ни­ка Бо­жия, по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние. От­дель­ные слу­чаи ис­це­ле­ний бы­ли за­сви­де­тель­ство­ва­ны пись­мен­но. Так, на­при­мер, 25 ян­ва­ря 1652 го­да ман­га­зей­ский стре­лец Ти­мо­фей Се­че­ни­ков при­шел к мест­но­му во­е­во­де Кор­са­ко­ву и рас­ска­зал ему, что ви­дел во сне угод­ни­ка Бо­жия, ко­то­рый от­крыл­ся ему как но­во­яв­лен­ный чу­до­тво­рец Ман­га­зей­ский, тот, над гро­бом ко­то­ро­го ста­вят но­вую ча­сов­ню. Ти­мо­фей, дав­ший обет по­жерт­во­вать на ча­сов­ню, ес­ли у него ис­це­лит­ся боль­ная ру­ка, был тот­час ис­це­лен.
До­шед­шие до нас спис­ки жи­тия свя­то­го Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го (XVII–XIX вв.) со­об­ща­ют об обиль­ных чу­до­тво­ре­ни­ях, со­вер­шен­ных по мо­лит­вам к нему: свя­той Ва­си­лий по­мо­гал за­блу­див­шим­ся пут­ни­кам и охот­ни­кам, ис­це­лял рас­слаб­ле­ния, сле­по­ту и дру­гие неду­ги, со­хра­нял ма­ло­душ­ных от са­мо­убий­ства. В фев­ра­ле 1653 го­да через ви­де­ние ман­га­зей­ско­му охот­ни­ку Гри­го­рию Ка­ра­та­е­ву от­кры­лось имя но­во­яв­лен­но­го чу­до­твор­ца. В том же го­ду во­е­во­да Кор­са­ков по­слал ар­хи­епи­ско­пу То­боль­ско­му Си­мео­ну (1651–1664) спис­ки чу­дес свя­то­го Ва­си­лия. Ар­хи­епи­скоп Си­ме­он пре­про­во­дил эти спис­ки в Моск­ву кня­зю А.П. Тру­бец­ко­му, ве­дав­ше­му Си­бир­ским при­ка­зом. Спис­ки бы­ли пе­ре­да­ны ца­рю, но со­про­во­ди­тель­ное пись­мо ар­хи­епи­ско­па сда­но в ар­хив, и де­ло о ка­но­ни­за­ции свя­то­го Ва­си­лия не по­лу­чи­ло хо­да.
В ав­гу­сте 1659 го­да по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Си­мео­на в Ман­га­зею при­е­хал диа­кон Бо­го­яв­лен­ско­го хра­ма в То­боль­ске Иван Се­ме­нов. В при­сут­ствии ман­га­зей­ско­го во­е­во­ды С.В. Ла­ри­о­но­ва и двух мест­ных свя­щен­ни­ков Ди­мит­рия и Лу­ки бы­ло про­из­ве­де­но вскры­тие гроб­ни­цы и осви­де­тель­ство­ва­ние мо­щей свя­то­го Ва­си­лия.
В 1670 го­ду стро­и­тель Тро­иц­ко­го Ту­ру­хан­ско­го мо­на­сты­ря иеро­мо­нах Ти­хон по­сле быв­ше­го ему ви­де­ния со­вер­шил с крест­ным хо­дом пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­то­го Ва­си­лия из Ман­га­зеи в свою оби­тель. Ман­га­зею через два го­да по­сле это­го по­ки­ну­ли по­след­ние жи­те­ли, а в Ту­ру­хан­ске по­чи­та­ние свя­то­го Ва­си­лия еще бо­лее уси­ли­лось.
Ле­том 1719 го­да в Ту­ру­ханск при­был мит­ро­по­лит Си­бир­ский и То­боль­ский Фило­фей (Ле­щин­ский; 1702–1711; вто­рич­но 1715–1721). По его рас­по­ря­же­нию мо­щи свя­то­го Ва­си­лия бы­ли пе­ре­не­се­ны из ста­ро­го и тес­но­го хра­ма во имя Пре­свя­той Тро­и­цы в но­вый про­стор­ный храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В за­пад­ной сто­роне хра­ма, про­тив ра­ки с мо­ща­ми свя­то­го Ва­си­лия, был по­став­лен его об­раз, на­пи­сан­ный по­слуш­ни­ком То­боль­ско­го мит­ро­по­ли­та Пав­ла (1678–1692) ико­но­пис­цем Лу­кой, спа­сен­ным свя­тым Ва­си­ли­ем от по­топ­ле­ния в 1679 г. Мит­ро­по­лит Фило­фей про­из­вел осви­де­тель­ство­ва­ние мо­щей свя­то­го Ва­си­лия и на­пи­сал в по­хва­лу его ка­нон. За го­ды прав­ле­ния мит­ро­по­ли­та Фило­фея бы­ло со­став­ле­но несколь­ко спис­ков жи­тия свя­то­го Ва­си­лия и три служ­бы ему.
При сле­ду­ю­щем мит­ро­по­ли­те Си­бир­ском и То­боль­ском Ан­то­нии (Ста­хов­ском; 1721–1740) мо­щи свя­то­го Ва­си­лия бы­ли со­кры­ты под спу­дом, в зем­ле, в пре­де­лах мо­на­стыр­ской огра­ды, над этим ме­стом устро­и­ли ча­сов­ню. В 1788 го­ду гроб свя­то­го вновь по­ка­зал­ся из зем­ли на­ру­жу. Игу­мен Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря Ми­ха­ил пе­ре­нес его во вновь по­стро­ен­ный ка­мен­ный храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и устро­ил осо­бое над­гро­бие. Все это вре­мя мест­ное по­чи­та­ние свя­то­го Ва­си­лия прак­ти­че­ски не пре­кра­ща­лось: ве­ру­ю­щий на­род по-преж­не­му при­бе­гал к его мо­лит­вен­но­му пред­ста­тель­ству и по ве­ре сво­ей по­лу­чал об­лег­че­ние в бо­лез­нях и ис­це­ле­ния. По­чи­та­ние свя­то­го Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го нема­ло спо­соб­ство­ва­ло об­ра­ще­нию из язы­че­ства в Пра­во­сла­вие раз­лич­ных мест­ных на­род­но­стей Се­ве­ра: тун­гу­сы, эвен­ки и юра­ки мо­ли­лись свя­то­му как по­кро­ви­те­лю охот­ни­ков-про­мыс­ло­ви­ков.
В кон­це 1802 – на­ча­ле 1803 гг. Ту­ру­хан­ский край охва­ти­ла эпи­де­мия. Жи­те­ли Ту­ру­хан­ска усмот­ре­ли при­чи­ну бед­ствия в том, что ико­ны свя­то­го Ва­си­лия вы­не­се­ны из Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря, мо­щи его на­хо­дят­ся под спу­дом, а служ­бы в его честь пре­кра­ще­ны. Ар­хи­епи­скоп То­боль­ский Ам­вро­сий (1806–1822) пред­пи­сал игу­ме­ну Ту­ру­хан­ско­го Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря вне­сти в со­бор­ный храм об­раз свя­то­го Ва­си­лия и не чи­нить пре­пят­ствий к его по­чи­та­нию.
В 1907 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Си­но­да бы­ло от­пе­ча­та­но цвет­ное ли­то­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние свя­то­го Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го. На ико­нах свя­то­го Ва­си­лия изо­бра­жа­ют «ли­цом мла­да, ма­ла воз­рас­том, об­ра­зом свя­щен­но­леп­на, очи иму­ща свет­ли, взи­ра­ю­ще пре­лю­безне, вла­сы же гла­вы его ру­сы». На неко­то­рых ико­нах изо­бра­жа­ет­ся Тро­иц­кий Ту­ру­хан­ский мо­на­стырь, а над ним на го­ре мо­ля­щий­ся свя­той Ва­си­лий в од­ной ру­баш­ке и без обу­ви. Ино­гда на ико­нах изо­бра­жа­лись и стра­да­ния его при куп­це и во­е­во­де. Из­вест­ны изо­бра­же­ния свя­то­го Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го во Вла­ди­мир­ском со­бо­ре го­ро­да Ки­е­ва, в Нов­го­ро­де, в Москве.
Сре­ди жи­те­лей Ту­ру­хан­ска со­хра­ни­лось пре­да­ние, что неко­гда свя­той Ва­си­лий явил­ся во сне од­но­му бла­го­че­сти­во­му эвен­ку и по­ве­лел ему взять из мо­на­стыр­ско­го хра­ма свя­тые мо­щи и со­крыть их в тай­ге, что и бы­ло ис­пол­не­но.

☦️
Священномученик Константин родился в 1867 году, в семье Петра Снятиновского, диакона Храма Казанской иконы Божией Матери Борисо-Глебского погоста Баглачевской волости Владимирского уезда (ныне село Борисоглеб Судогодского района Владимирской области). В 1881 году он окончил Владимирское духовное училище, а в 1887 году – Владимирскую духовную семинарию по второму разряду. В 1888 году, Константин был рукоположен во священника в церковь свят. Петра Митрополита Московского в городе Переславль-Залесский, где и прослужил до дня своей кончины. С 1892 года отец Константин состоял членом-сотрудником общества вспомоществования нуждающимся, Переславского духовного училища, и в 1899 году был награжден набедренником. Его социальное и церковное служение высоко ценилось, и он всегда пользовался авторитетом в Епархии.
Отец Константин женился на сироте, учительнице Надежде Антоновне. Для молодого священника встал сложный вопрос – выбор места для строительства дома, так как оно должно было быть близко к храму. Церковь Митрополита Петра стояла в самом центре города, который был плотно застроен. В центре жили богатые купцы в больших усадьбах, а за ними шли торговые ряды, магазины и дома горожан. Свободные участки находились довольно далеко от храма. Но было одно место в центре города, на Троицкой улице, которое было все еще свободно. Дело в том, что середина этой улицы располагалась в низине, и каждую весну в ней собирались все талые воды. С двух сторон, по краям улицы, находились два прекрасных дома, а середина улицы пустовала, так как никто не решался строиться на этом месте. У отца Константина не было других вариантов и он взял эту землю.
Со всем усердием и трудолюбием он благоустроил это место, засыпав его камнями и песком, вложил все свои силы и в результате был построен дом на каменном фундаменте.
Спустя некоторое время, отец Константин выкупил прилегающий к дому большой пустующий участок земли, также благоустроил его и развел прекрасный сад. В Переславле это было редкостью, так как жители всегда сажали огород. В саду росли яблони разных сортов, малина, смородина и крыжовник. В дальнем углу сада возвышались два могучих дуба, а под ними цвели ландыши. Было отведено место для сирени, черемухи, невеженской рябины, а также для овощных грядок и цветочной клумбы. В середине сада стояла застекленная беседка, в которой отец Константин хранил свой пчеловодный инвентарь. В его пасеке было три улья. Около беседки росла большая старая яблоня, а под ее кроной стояла скамейка, на которой все любили отдыхать.
В семье отца Константина существовал замечательный обычай – как только поспевала малина, Надежда Антоновна пекла пирог с малиной. Вечером выносили из дома стол, ставили около скамейки, накрывали белой скатертью и все домашние пили вечерний чай с пирогом. Царило тихое праздничное настроение. Лишь была напасть от мальчишек, обрывавших ягоды, ведь это был единственный сад в округе. В этом доме отец Константин с семьей прожил тридцать лет, и здесь были рождены дочь Александра и сын Алексей.
17 декабря 1913 года, как священник, пользовавшийся большим авторитетом в городе Переславле-Залесском, он был избран уполномоченным на общеепархиальный съезд по Переславскому уезду, а 10 августа 1914 г. — уполномоченным на съезд духовенства Владимирской Епархии.
Прихожанами отца Константина стали обитатели городской больницы и общежития бумагопрядильной фабрики.
Он был известен в городе, как один из выдающихся проповедников и благотворителей. Он лично, постоянно материально поддерживал несколько неблагополучных семей города.
Шло время, после большевистского переворота, власть в городе возглавил комиссар Соколов, являющийся выпускником Владимирской Духовной семинарии. Выступая на митинге, он заявил перед толпой, что новая власть «сами камни превратит в хлеба». В феврале 1918 года в городе закончились все запасы продовольствия. Рабочие завода «Красное эхо», набрав камней, явились к зданию совета рабочих депутатов и потребовали, чтобы Соколов исполнил свое обещание. Увидев разгневанную толпу, Соколов выпрыгнул из окна и бежал, а власти вызвали карательный отряд для подавления волнений в городе.
В ту же ночь отец Константин был арестован. Каратели пришли в его дом тогда, когда он читал правило перед богослужением, и сразу же потребовали, чтобы священник немедленно следовал за ними. Дочь отца Константина стала умолять красногвардейцев пощадить ни в чем не повинного отца, но один из них отшвырнул девушку в сторону и пригрозил, что он и ее расстреляет. «Зачем ее-то расстреливать?» – возразил отец Константин и смиренно пошел вслед за карателями, прощая им их грехи. Священника повели в Совет, где состоялся краткий допрос, а затем – к месту казни.
Ночью тело отца Константина убийцы привезли к зданию больницы и выбросили. При осмотре тела священника было обнаружено несколько штыковых ран. Отец Константин был погребен через несколько дней за алтарем церкви митрополита Петра.
31 марта 1918 года Святейший Патриарх Тихон отслужил заупокойную Божественную Литургию и панихиду в Покровском храме Московской Духовной Академии, на которой молились «о упокоении рабов Божиих, за веру и Церковь Православную убиенных». В списке новомучеников, поминавшихся за этим богослужением – было имя отца Константина Снятиновского.
Священномученик отец Константин, на своём жизненном примере, продемонстрировал основополагающие Евангельские жизненные ценности: служение Богу, ближним, нуждающимся и прощение врагов. Это фундаментальные принципы, такие как: служение Богу, своей семье, созидание прекрасного, помощь нуждающимся, а также прощение.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ма­ка­рий ро­дил­ся в 1882 го­ду в го­ро­де Ор­ске Орен­бург­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­до­ра Квит­ки­на. Окон­чив учи­тель­скую се­ми­на­рию, Ма­ка­рий несколь­ко лет ра­бо­тал учи­те­лем в сель­ских шко­лах в Ор­ском уез­де. В 1917 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил сна­ча­ла в се­ле Алек­сан­дров­ка Ор­ско­го уез­да, а за­тем в хра­ме во имя пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го в Фор­штад­те, при­го­ро­де Орен­бур­га, ку­да был при­гла­шен как прин­ци­пи­аль­ный про­тив­ник жи­во­цер­ков­ни­ков, из­вест­ный сво­ей бес­ком­про­мисс­но­стью в от­ста­и­ва­нии пра­во­сла­вия. В два­дца­тых го­дах храм был за­крыт, и ар­хи­ерей бла­го­сло­вил от­ца Ма­ка­рия пе­рей­ти слу­жить в Ни­ко­ла­ев­скую цер­ковь в Фор­штад­те.
В 1925 го­ду отец Ма­ка­рий пе­ре­ехал с се­мьей в Орен­бург; пер­вое вре­мя они жи­ли у трех се­стер мо­на­хинь, а за­тем сня­ли у некой вдо­вы квар­ти­ру и ку­пи­ли неболь­шой уча­сток зем­ли, на ко­то­ром бы­ла вы­стро­е­на ба­ня, и со­би­ра­лись по­стро­ить на нем дом. Но к вдо­ве вско­ре пе­ре­ехал ее сын-ком­му­нист и по­тре­бо­вал, чтобы свя­щен­ник по­ки­нул их дом. При­шлось от­цу Ма­ка­рию при­спо­саб­ли­вать под жи­лье ба­ню. Вы­бро­сив из нее лиш­нее, он пе­ре­ло­жил печь, при­стро­ил к ней неболь­шие по­ла­ти, по­ста­вил стол, кро­вать и сун­дук для одеж­ды. Спать при­хо­ди­лось на сун­ду­ке, на по­ла­тях и на по­лу; ма­лень­кая ком­на­та слу­жи­ла се­мье свя­щен­ни­ка и кух­ней, и сто­ло­вой, и спаль­ней.
Ба­ня на­хо­ди­лась в несколь­ких квар­та­лах от хра­ма, в ко­то­ром слу­жил отец Ма­ка­рий, и ко­гда свя­щен­ник шел с детьми на служ­бу, на ули­це их встре­ча­ли школь­ни­ки-пи­о­не­ры и бро­са­ли в них пес­ком, а ино­гда и кам­ня­ми. Но отец Ма­ка­рий ве­лел де­тям не от­ве­чать на это. Несколь­ко раз без­бож­ни­ки пред­ла­га­ли от­цу Ма­ка­рию от­речь­ся от Бо­га через га­зе­ту, вза­мен обе­щая ме­сто учи­те­ля или ди­рек­то­ра шко­лы, но свя­щен­ник ка­те­го­ри­че­ски от­верг эти пред­ло­же­ния.
В 1929–1930-м го­дах со­труд­ни­ки ОГПУ аре­сто­ва­ли по всей стране ты­ся­чи ве­ру­ю­щих лю­дей под пред­ло­гом непри­зна­ния ими по­ли­ти­ки мит­ро­по­ли­та Сер­гия и его де­кла­ра­ции, не ис­клю­чая епи­ско­пов, ло­яль­но на­стро­ен­ных к мит­ро­по­ли­ту Сер­гию. По­сле по­яв­ле­ния в пе­ча­ти ин­тер­вью мит­ро­по­ли­та Сер­гия, в ко­то­ром он утвер­ждал, что в Со­вет­ском Со­ю­зе нет го­не­ний на Цер­ковь, сре­ди ду­хо­вен­ства Орен­бург­ской епар­хии воз­ник­ло на­стро­е­ние рез­ко­го непри­я­тия его по­ли­ти­ки, по су­ще­ству от­вер­га­ю­щей ис­по­вед­ни­че­ский по­двиг ты­сяч лю­дей, и ду­хо­вен­ство в Орен­бур­ге от­шат­ну­лось от мит­ро­по­ли­та; те свя­щен­ни­ки, кто и по­ми­нал его за бо­го­слу­же­ни­я­ми, пе­ре­ста­ли по­ми­нать, оста­вив толь­ко воз­но­ше­ние име­ни Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­та Пет­ра (По­лян­ско­го). Од­на­ко, уви­дев бес­пер­спек­тив­ность оп­по­зи­ции пе­ред ли­цом все бо­лее бес­по­щад­ных го­не­ний, ко­гда без­бож­ни­ки в ли­це со­труд­ни­ков ОГПУ изощ­рен­но изыс­ки­ва­ли воз­мож­но­сти для со­зда­ния все но­вых и но­вых рас­ко­лов, они вер­ну­лись к воз­но­ше­нию име­ни мит­ро­по­ли­та Сер­гия за бо­го­слу­же­ни­ем и от­ка­за­лись от кри­ти­ки его дей­ствий, как не мо­гу­щей при­ве­сти в тот мо­мент к прак­ти­че­ско­му ре­зуль­та­ту: вы­ра­бо­тать об­ще­цер­ков­ное суж­де­ние по это­му во­про­су в то вре­мя не пред­став­ля­лось ни ма­лей­шей воз­мож­но­сти.
В ян­ва­ре 1931 го­да в Орен­бург­ской об­ла­сти бы­ло аре­сто­ва­но сто пять­де­сят семь че­ло­век – де­вять свя­щен­ни­ков, два­дцать семь мо­на­хов и сто два­дцать один ми­ря­нин. Сре­ди дру­гих был аре­сто­ван 21 ян­ва­ря 1931 го­да и свя­щен­ник Ма­ка­рий Квит­кин.
Свя­щен­ни­ка об­ви­ни­ли в том, что он не со­вер­шал вен­ча­ний тех, кто офор­мил раз­вод у граж­дан­ской вла­сти и всту­пил в но­вый брак, счи­тая эти бра­ки пре­лю­бо­дей­ны­ми, а так­же в том, что за бо­го­слу­же­ни­я­ми он воз­но­сил имя толь­ко Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­та Пет­ра.
23 ян­ва­ря сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка. Отец Ма­ка­рий от­ве­тил, что вен­ча­ний раз­ве­ден­ных граж­дан­ской вла­стью не со­вер­шал, счи­тая это про­ти­во­ре­ча­щим ука­зан­но­му в Свя­щен­ном Пи­са­нии, а что ка­са­ет­ся непо­ми­на­ния за бо­го­слу­же­ни­я­ми име­ни мит­ро­по­ли­та Сер­гия, то прин­ци­пи­аль­ных суж­де­ний у него на этот счет нет, – во вся­ком слу­чае, у него не бы­ло на­ме­ре­ния разо­рвать мо­лит­вен­но-ка­но­ни­че­ские от­но­ше­ния с мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем.
6 мар­та 1931 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но. Всех аре­сто­ван­ных об­ви­ни­ли в том, что они буд­то бы со­зда­ли еди­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную ре­ли­ги­оз­ную ор­га­ни­за­цию с цен­тром и фили­а­ла­ми.
«В фили­а­лы вхо­ди­ли, – пи­са­ли сле­до­ва­те­ли в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии, – в первую оче­редь цер­ков­ни­ки, фак­ти­че­ски по­рвав­шие об­ще­ние с мит­ро­по­ли­том Сер­ги­ем на поч­ве враж­деб­но­го от­но­ше­ния к его “ло­яль­ной” по­ли­ти­ке по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти…»
«К мо­мен­ту лик­ви­да­ции ор­га­ни­за­ция охва­ти­ла сво­им вли­я­ни­ем шесть рай­о­нов и го­ро­да Са­ма­ру и Орен­бург. По 59 на­се­лен­ным пунк­там, ко­то­рые бы­ли по­ра­же­ны вли­я­ни­ем ор­га­ни­за­ции, в со­ста­ве ее на­хо­ди­лось до че­ты­рех ты­сяч кре­стьян­ских дво­ров. В об­щем чис­ле чле­нов ор­га­ни­за­ции на­хо­ди­лось зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство се­ред­ня­ков и бед­ня­ков… Та­ко­го мас­со­во­го охва­та ор­га­ни­за­ци­ей ру­ко­во­дя­щий центр до­стиг пу­тем ши­ро­ко­го ис­поль­зо­ва­ния ре­ли­ги­оз­ных пред­рас­суд­ков фа­на­тич­но на­стро­ен­ной мас­сы ве­ру­ю­щих, при од­новре­мен­ном рас­про­стра­не­нии по­ра­жен­че­ских слу­хов…»
26 мар­та 1931 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла об­ви­ня­е­мых к раз­лич­ным сро­кам за­клю­че­ния, и сре­ди них трид­цать шесть че­ло­век – к рас­стре­лу, в том чис­ле и от­ца Ма­ка­рия. Трое при­го­во­рен­ных бы­ли рас­стре­ля­ны вско­ре по­сле при­го­во­ра в ночь на 31 мар­та.
Же­на и де­ти от­ца Ма­ка­рия во все вре­мя на­хож­де­ния его под след­стви­ем ре­гу­ляр­но но­си­ли ему в тюрь­му пе­ре­да­чи и с де­сят­ка­ми дру­гих род­ствен­ни­ков на­хо­дя­щих­ся в тюрь­ме за­клю­чен­ных ча­са­ми жда­ли, ко­гда адми­ни­стра­ция тюрь­мы при­мет про­дук­ты. Но ко­гда 4 ап­ре­ля они при­нес­ли оче­ред­ную пе­ре­да­чу, ее не при­ня­ли, ни­че­го при этом не объ­яс­нив. Лю­ди не разо­шлись, тол­пой сгру­див­шись у тю­рем­ных во­рот, – и вот, в три ча­са по­по­лу­дни всех ожи­да­ю­щих от во­рот тюрь­мы ото­гна­ли и от­ту­да вы­ве­ли груп­пу за­клю­чен­ных – трид­цать три че­ло­ве­ка: свя­щен­ни­ков, мо­на­хов и мо­на­хинь, и сре­ди них от­ца Ма­ка­рия. Уви­дев же­ну и де­тей, он из­да­ли по­ма­хал им ру­кой. За­клю­чен­ных до­ве­ли до зда­ния ОГПУ, а бе­гу­щим за ни­ми род­ствен­ни­кам при­ка­за­ли ид­ти до­мой, ска­зав, чтобы они при­хо­ди­ли на сле­ду­ю­щий день к де­вя­ти ча­сам утра, и то­гда им все ска­жут. Кто ушел, кто остал­ся ждать око­ло зда­ния. Несколь­ко со­труд­ни­ков ОГПУ, вы­ско­чив из по­ме­ще­ния охра­ны, аре­сто­ва­ли всех, кто ока­зал­ся по­бли­зо­сти и, про­ве­дя через про­ход­ную, по­са­ди­ли на эту ночь в под­вал. Сре­ди аре­сто­ван­ных бы­ли су­пру­га и дочь от­ца Ма­ка­рия.
Свя­щен­ник Ма­ка­рий Квит­кин был рас­стре­лян вме­сте с дру­ги­ми при­го­во­рен­ны­ми 5 ап­ре­ля 1931 го­да в по­ло­вине пя­то­го утра. Те­ла каз­нен­ных бы­ли то­гда же тай­но вы­ве­зе­ны из зда­ния ОГПУ и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Сте­фан ро­дил­ся 23 мар­та 1860 го­да в Юрье­вец­ком уез­де Ко­стром­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ми­ха­и­ла Пре­об­ра­жен­ско­го. Сте­фан окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. В трид­ца­тых го­дах, несмот­ря на пре­сле­до­ва­ния ду­хо­вен­ства и пре­клон­ный воз­раст, отец Сте­фан про­дол­жал слу­жить в хра­ме в се­ле Шу­ст­о­во Ива­нов­ской об­ла­сти.
9 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли его, и он был за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Вяз­ни­ки. На до­про­се сле­до­ва­тель спро­сил свя­щен­ни­ка:
– Вы со­би­ра­ли де­тей школь­но­го воз­рас­та и по­ка­зы­ва­ли им кар­ти­ну с изо­бра­же­ни­ем Страш­но­го Су­да.
– Де­тей я не со­би­рал и кар­тин школь­ни­кам не по­ка­зы­вал, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Вам предъ­яв­ле­но об­ви­не­ние в том, что вы ве­ли ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди ве­ру­ю­щих.
– Ви­нов­ным се­бя не при­знаю, ни­ка­кой аги­та­ции сре­ди ве­ру­ю­щих я не вел.
По тре­бо­ва­нию сле­до­ва­те­ля пред­се­да­тель сель­со­ве­та со­ста­вил на свя­щен­ни­ка ха­рак­те­ри­сти­ку, в ко­то­рой на­пи­сал, что свя­щен­ник Пре­об­ра­жен­ский «су­мел саги­ти­ро­вать тем­ную мас­су кол­хоз­ни­ков на по­се­ще­ние ли­тур­гии», а так­же уго­во­рил ве­ру­ю­щих жен­щин от­ре­мон­ти­ро­вать дом вбли­зи церк­ви. Кро­ме то­го, «со­би­рал де­тей до­школь­но­го воз­рас­та и рас­ска­зы­вал о му­ках и каз­нях не ве­ря­щих в Бо­га».

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-stefan-preobrazhenskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 20 ян­ва­ря 1883 го­да в Москве в се­мье куп­ца Пав­ла Ко­кли­на, вла­дель­ца по­су­до­хо­зяй­ствен­но­го ма­га­зи­на. Окон­чив че­ты­рех­класс­ное го­род­ское учи­ли­ще, он стал по­мо­гать от­цу. Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны с 1915 по 1918 год слу­жил в ар­мии ря­до­вым. По воз­вра­ще­нии с фрон­та Ва­си­лий Пав­ло­вич сно­ва стал по­мо­гать от­цу в тор­гов­ле – в 1922–1927 го­дах они име­ли па­лат­ку на За­цеп­ском рын­ке. В 1927 го­ду Ва­си­лий был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Зна­мен­ской церк­ви в се­ле Пе­ро­во.
Свя­щен­ник Ва­си­лий Ко­клин был аре­сто­ван 21 ян­ва­ря 1938 го­да вме­сте с груп­пой ду­хо­вен­ства, слу­жив­ше­го в хра­мах Ухтом­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. Сра­зу же по­сле аре­ста вла­сти до­про­си­ли свя­щен­ни­ка.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы, со­стоя чле­ном контр­ре­во­лю­ци­он­ной ор­га­ни­за­ции, ру­ко­во­ди­те­лем ко­то­рой яв­лял­ся бла­го­чин­ный Воз­дви­жен­ский, ве­ли ак­тив­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. При­зна­е­те ли вы это?
– Нет, это я от­ри­цаю.
– След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы вы­ра­жа­ли по­ра­жен­че­ские на­стро­е­ния по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти. При­зна­е­те ли вы это?
– Нет, это я от­ри­цаю и ви­нов­ным се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не при­знаю.
По­сколь­ку отец Ва­си­лий от­ка­зы­вал­ся при­знать се­бя ви­нов­ным, ему устро­и­ли оч­ную став­ку со свя­щен­ни­ком церк­ви, где он слу­жил, – Сер­ги­ем Са­ха­ро­вым, со­гла­сив­шим­ся да­вать по­ка­за­ния, нуж­ные след­ствию.
– Сер­гей Ни­ко­ла­е­вич Са­ха­ров под­твер­жда­ет, что вы яв­ля­е­тесь чле­ном контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы ду­хо­вен­ства, ру­ко­во­ди­те­лем ко­то­рой был Вла­ди­мир Фе­до­ро­вич Воз­дви­жен­ский, и ве­ли ак­тив­ную борь­бу про­тив со­вет­ской вла­сти. При­зна­е­те ли вы это?
– Нет, это я от­ри­цаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
На этом до­про­сы и оч­ные став­ки бы­ли за­кон­че­ны.
15 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ва­си­лия к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ва­си­лий Ко­клин был рас­стре­лян 5 ап­ре­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Илия ро­дил­ся 24 фев­ра­ля 1867 го­да в се­ле Ка­рин­ское Алек­сан­дров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Вят­ли­на, вос­пи­тав­ше­го сы­на в ве­ре и бла­го­че­стии. При­дя в воз­раст, Илья Ива­но­вич же­нил­ся, и в 1892 го­ду у них с же­ной ро­дил­ся сын Па­вел. Илья Ива­но­вич ра­бо­тал дол­гое вре­мя на ткац­кой фаб­ри­ке в го­ро­де Алек­сан­дро­ве тка­чом и при­слу­жи­вал в церк­ви. Ко­гда сын вы­рос, го­ре по­стиг­ло се­мью: скон­ча­лась су­пру­га Ильи Ива­но­ви­ча. В 1920 го­ду он по­сту­пил в Лу­ки­а­но­ву Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы пу­стынь, на­хо­див­шу­ю­ся в две­на­дца­ти ки­ло­мет­рах от Алек­сан­дро­ва, и был здесь по­стри­жен в мо­на­ше­ство; во­про­сы спа­се­ния, мо­лит­вы и ве­ры сто­я­ли у него на пер­вом ме­сте, и для него ка­за­лось неваж­ным, что про­изо­шла ре­во­лю­ция и на­ча­лись го­не­ния на Цер­ковь.
В 1932 го­ду мо­на­ше­ское об­ще­жи­тие бы­ло без­бож­ной вла­стью ра­зо­ре­но; мо­нах Илия был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и стал слу­жить в од­ном из хра­мов в го­ро­де Алек­сан­дро­ве. Ле­том 1937 го­да хра­мы в Алек­сан­дро­ве бы­ли за­кры­ты, а свя­щен­ство аре­сто­ва­но. Отец Илия не был то­гда аре­сто­ван, ве­ро­ят­ней все­го по­то­му, что в НКВД со­чли его слиш­ком ста­рым, а указ о мас­со­вых аре­стах еще не был при­нят.
27 июня 1937 го­да он по­се­лил­ся в се­ле Ере­ме­е­во Ист­рин­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти и стал здесь слу­жить в хра­ме Воз­не­се­ния Гос­под­ня. Од­на­ко вол­на аре­стов не ми­но­ва­ла и это се­ло.
12 фев­ра­ля 1938 го­да сель­со­вет вы­дал для НКВД справ­ку, что свя­щен­ник Илия Вят­лин «по со­ци­аль­но­му по­ло­же­нию яв­ля­ет­ся че­ло­ве­ком чуж­дым. Вслед­ствие из­ме­не­ния ма­те­ри­аль­ных жиз­нен­ных усло­вий, пи­та­ет недо­ве­рие к со­вет­ской вла­сти. Во вре­мя ре­ли­ги­оз­ных служб от­вле­ка­ет неко­то­рых кол­хоз­ниц от ра­бо­ты в кол­хо­зах».
16 и 20 фев­ра­ля бы­ли до­про­ше­ны жи­те­ли се­ла, и в част­но­сти хо­зя­ин до­ма, где жил свя­щен­ник, но ни­че­го ком­про­ме­ти­ру­ю­ще­го они ска­зать не смог­ли, ссы­ла­ясь на то, что слиш­ком ма­ло его зна­ют, так как он жи­вет в их ме­стах чуть бо­лее по­лу­го­да. 20 фев­ра­ля 1938 го­да мест­ный опер­упол­но­мо­чен­ный НКВД от­пра­вил на­чаль­ству ра­порт с хо­да­тай­ством аре­сто­вать свя­щен­ни­ка – «как отъ­яв­лен­но­го вра­га на­ро­да».
25 фев­ра­ля бы­ла вы­да­на справ­ка на арест от­ца Илии, в ко­то­рой пи­са­лось, что он го­во­рил: «Со­вет­ская власть всех кре­стьян за­гна­ла в кол­хоз и му­ча­ет их, а нас, свя­щен­ни­ков, со­вет­ская власть со­всем за­ду­ши­ла. Боль­ше­ви­ки здесь нас не за­би­ра­ют – вот где я рань­ше слу­жил свя­щен­ни­ком, там всех за­бра­ли и по­са­ди­ли в тюрь­му».
28 фев­ра­ля 1938 го­да отец Илия был аре­сто­ван и 1 мар­та до­про­шен.
– Что вас за­ста­ви­ло в 1920 го­ду стать мо­на­хом, а за­тем свя­щен­ни­ком? – спро­сил сле­до­ва­тель.
– Мои ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния и то, что мне уже бы­ло то­гда пять­де­сят лет, – от­ве­тил отец Илия.
– След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния в се­ле Ере­ме­е­во про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию и го­во­ри­ли: «Со­вет­ская власть всех кре­стьян за­гна­ла в кол­хоз и их му­ча­ет, а нас, свя­щен­ни­ков, со­всем за­ду­ши­ли боль­ше­ви­ки. Вот ско­ро фа­ши­сты рас­пра­вят­ся с Ис­па­ни­ей, а по­том бу­дут рас­прав­лять­ся с боль­ше­ви­ка­ми. Кре­стьяне ма­ло ста­ли по­се­щать цер­ковь, и нет до­хо­да свя­щен­ни­кам, это по­то­му, что боль­ше­ви­ки аги­ти­ру­ют про­тив ре­ли­гии». Дай­те на этот счет по­ка­за­ния.
– По­сколь­ку я че­ло­век, убеж­ден­ный в ве­ре, то мне дей­стви­тель­но не нра­вит­ся по­ли­ти­ка со­вет­ской вла­сти, ко­то­рая аги­ти­ру­ет про­тив ре­ли­гии, по­это­му я дей­стви­тель­но го­во­рил при­хо­жа­нам, что со­вет­ская власть окон­ча­тель­но за­ду­ши­ла ре­ли­гию и нас, свя­щен­ни­ков; и кре­стьян в кол­хо­зах му­ча­ют и не да­ют ве­ро­вать в Бо­га. Но в от­но­ше­нии рас­пра­вы фа­ши­стов над ком­му­ни­ста­ми я ни­че­го ни­ко­гда не го­во­рил, и да­же не по­ни­маю, что за фа­ши­сты.
По­сле до­про­са отец Илия в ожи­да­нии при­го­во­ра был за­клю­чен в во­ло­ко­лам­скую тюрь­му. 2 мар­та трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу, и он был пе­ре­ве­зен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Иеро­мо­нах Илия (Вят­лин) был рас­стре­лян 5 ап­ре­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ана­ста­сия ро­ди­лась 16 де­каб­ря 1890 го­да в се­ле Ку­зя­е­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Сте­па­на Боб­ко­ва. В 1920 го­ду ро­ди­те­ли Ана­ста­сии умер­ли, и она по­сту­пи­ла в Свя­то-Тро­иц­кий Алек­сан­дро-Нев­ский мо­на­стырь, на­хо­див­ший­ся вбли­зи де­рев­ни Ака­то­во Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В мо­на­сты­ре Ана­ста­сия про­бы­ла до его за­кры­тия в 1927 го­ду, по­сле че­го пе­ре­еха­ла в де­рев­ню За­ни­но Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на. Она при­слу­жи­ва­ла при хра­ме в се­ле Ше­ста­ко­во, а так­же по при­гла­ше­нию ве­ру­ю­щих хо­ди­ла чи­тать Псал­тирь по умер­шим.
В 1930 го­ду вла­сти воз­на­ме­ри­лись за­крыть храм в се­ле Ше­ста­ко­во. По по­во­ду за­кры­тия хра­ма бы­ло со­бра­но при­ход­ское со­бра­ние, где об­суж­дал­ся во­прос о неза­кон­но­сти за­кры­тия церк­ви. Во вре­мя со­бра­ния при­шли ком­со­моль­цы, жен­щи­ны ста­ли энер­гич­но их вы­го­нять, так что один из них упал. За «со­про­тив­ле­ние пред­ста­ви­те­лям вла­сти» бы­ли аре­сто­ва­ны пять че­ло­век, из них три мо­на­стыр­ские по­слуш­ни­цы, и сре­ди них Ана­ста­сия. Она бы­ла при­го­во­ре­на к трем ме­ся­цам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, Ана­ста­сия по­се­ли­лась в том же се­ле.
13 фев­ра­ля 1938 го­да со­труд­ни­ки НКВД до­про­си­ли пред­се­да­те­ля По­кров­ско­го сель­со­ве­та Шу­ст­о­ву. Она да­ла о по­слуш­ни­це Ана­ста­сии сле­ду­ю­щие по­ка­за­ния: «В де­каб­ре 1937 го­да я в се­ле По­кров­ском Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на про­во­ди­ла аги­та­ци­он­ную ра­бо­ту по вы­бо­рам в Вер­хов­ный Со­вет СССР в до­ме граж­дан­ки Ва­си­ли­сы Буд­ки­ной. В это вре­мя в дом при­шла Ана­ста­сия Боб­ко­ва и ста­ла ве­сти сре­ди нас контр­ре­во­лю­ци­он­ную и ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, го­во­ря: “Со­вет­ская власть ни за что за­би­ра­ет по­пов, так как по­след­ние тру­дят­ся толь­ко для на­ро­да и по кон­сти­ту­ции они рав­ны. Где же тут спра­вед­ли­вость? У со­вет­ской вла­сти она толь­ко на бу­ма­ге”. На за­дан­ные ей во­про­сы по вы­бо­рам в Вер­хов­ный Со­вет она ме­ня об­ру­га­ла, за­явив: “Вы ни­че­го не по­ни­ма­е­те. Вас за­кру­жи­ла со­вет­ская власть”».
В тот же день был до­про­шен сек­ре­тарь Ше­ста­ков­ско­го сель­со­ве­та, ко­то­рый по­ка­зал, что Ана­ста­сия Боб­ко­ва име­ет свя­зи с мо­на­хи­ня­ми, они со­би­ра­ют­ся вме­сте, у них в до­ме бы­ва­ют неиз­вест­ные лю­ди, и «по­след­ние, по его мне­нию, про­во­дят контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность».
2 мар­та 1938 го­да по­слуш­ни­ца Ана­ста­сия бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в тюрь­му в Во­ло­ко­лам­ске. Сра­зу же на­ча­лись до­про­сы, ко­то­рые про­дол­жа­лись непре­рыв­но в те­че­ние трех дней.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет до­ста­точ­ным ма­те­ри­а­лом, ко­то­рый ули­ча­ет вас в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я не ве­ла.
– В де­каб­ре 1937 го­да в до­ме Ва­си­ли­сы Буд­ки­ной вы про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность?
– Дей­стви­тель­но, в до­ме Буд­ки­ной я бы­ла. Это бы­ло в на­ча­ле де­каб­ря 1937 го­да. Там же бы­ла пред­се­да­тель По­кров­ско­го сель­со­ве­та Шу­ст­о­ва, ко­то­рая при­нес­ла ка­кие-то лист­ки по ча­сти вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет. Шу­ст­о­ва ста­ла ру­гать по­пов. То­гда мною на это ей бы­ло ска­за­но: «Со­вет­ская власть ни за что са­жа­ет по­пов, они пло­хо­го ни­ко­му ни­че­го не де­ла­ют; бы­ли по­пы – мы жи­ли хо­ро­шо, а сей­час, при со­вет­ской вла­сти, мы жи­вем пло­хо». Эти сло­ва бы­ли ска­за­ны мною, и я их под­твер­ждаю. Кро­ме то­го, по ча­сти вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет в до­ме Буд­ки­ной я го­во­ри­ла: «Нам не нуж­на со­вет­ская власть. Ко­му она нуж­на, тот пус­кай и го­ло­су­ет. Нам вы­бо­ры не нуж­ны». Од­новре­мен­но я ей за­яви­ла: «У нас есть своя, Небес­ная власть».
9 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Ана­ста­сию к рас­стре­лу. По­слуш­ни­ца Ана­ста­сия Боб­ко­ва бы­ла рас­стре­ля­на 5 ап­ре­ля 1938 го­да и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Вар­ва­ра Ива­нов­на Кон­ки­на ро­ди­лась в 1868 го­ду в де­ревне Суш­ки Ки­риц­кой во­ло­сти Спас­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. В 1887 го­ду, де­вят­на­дца­ти­лет­ней де­вуш­кой, она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Спа­со-Влахерн­ский жен­ский мо­на­стырь Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В этом мо­на­сты­ре Вар­ва­ра Ива­нов­на при­ня­ла по­стриг, и здесь ей до­ве­лось под­ви­зать­ся вплоть до за­кры­тия мо­на­сты­ря в 1923 го­ду. С 1923 го­да мо­на­хи­ня Вар­ва­ра счи­та­ет­ся по офи­ци­аль­ным до­ку­мен­там «без опре­де­лен­ных за­ня­тий»; про­дол­жая мо­лит­вен­ный внут­рен­ний по­двиг, она жи­вет в де­ревне Сле­до­во Но­гин­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
Послушница Варвара Конкина26 сен­тяб­ря 1937 го­да мо­на­хи­ню Вар­ва­ру Кон­ки­ну аре­сто­ва­ли. Ей бы­ло ин­кри­ми­ни­ро­ва­но «уча­стие в контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­ной груп­пе». 15 ок­тяб­ря 1937 го­да трой­кой при УНКВД СССР по Мос­ков­ской об­ла­сти она бы­ла при­го­во­ре­на к 10 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. Ви­нов­ной се­бя ма­туш­ка Вар­ва­ра ни­ко­гда не при­зна­ва­ла, ве­ла се­бя необы­чай­но стой­ко, ни­ко­го не на­зы­ва­ла, ни с од­ним об­ви­не­ни­ем не со­гла­ша­лась. В ре­зуль­та­те из­би­е­ний и пы­ток мо­на­хи­ня бы­ла до­ве­де­на до та­ко­го со­сто­я­ния, что офи­ци­аль­но бы­ла при­зна­на негод­ной к тру­ду. В 1938 го­ду де­ло ма­туш­ки Вар­ва­ры бы­ло пе­ре­смот­ре­но. 21 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка при УНКВД при­го­во­ри­ла ее к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 5 ап­ре­ля 1938 го­да ма­туш­ка Вар­ва­ра бы­ла рас­стре­ля­на на Бу­тов­ском по­ли­гоне.

☦️
Му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся в 1889 го­ду в се­ле Се­ред­ни­ко­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Се­ме­на Ско­ро­бо­га­то­ва. По­лу­чив на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние, Алек­сей был на­зна­чен учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в се­ле Во­рон­цо­во Руз­ско­го уез­да. В 1909 го­ду он сдал экс­тер­ном эк­за­ме­ны за курс спе­ци­аль­но­го пе­да­го­ги­че­ско­го об­ра­зо­ва­ния и был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в се­ле Аще­ри­но. В 1911 го­ду он был пе­ре­ве­ден в шко­лу в се­ле Алек­си­но. В 1915 го­ду Алек­сей Се­ме­но­вич был мо­би­ли­зо­ван в ар­мию и слу­жил в чине по­ру­чи­ка до окон­ча­ния вой­ны. В 1918 го­ду он был мо­би­ли­зо­ван в Крас­ную ар­мию и слу­жил в ней до 1921 го­да сна­ча­ла пи­са­рем, а за­тем де­ло­про­из­во­ди­те­лем при шта­бе. Вер­нув­шись из ар­мии, он стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Иоан­но-Пред­те­чен­ском хра­ме в се­ле Аще­ри­но Руз­ско­го рай­о­на. В 1935 го­ду он пе­ре­ехал в се­ло Ива­но­во то­го же рай­о­на и был на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим на­чаль­ной шко­лой.
22 ян­ва­ря 1938 го­да Алек­сей Се­ме­но­вич был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Один из де­жур­ных сви­де­те­лей по­ка­зал, что Ско­ро­бо­га­тов «рас­про­стра­нял контр­ре­во­лю­ци­он­ные раз­го­во­ры – он го­во­рил: “на­до­е­ли с эти­ми вы­бо­ра­ми, толь­ко и го­во­рят, что у нас са­мая ши­ро­кая де­мо­кра­тия, а на са­мом де­ле за­став­ля­ют го­ло­со­вать за то­го, ко­го пар­тия вы­дви­га­ет, – ка­кая же это де­мо­кра­тия?”».
Бу­дучи до­про­шен, Алек­сей Се­ме­но­вич ви­нов­ным се­бя не при­знал, от­ка­зал­ся ого­ва­ри­вать и дру­гих. 8 мар­та 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу. Алек­сей Се­ме­но­вич Ско­ро­бо­га­тов был рас­стре­лян 5 ап­ре­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Ис­по­вед­ник Сер­гий ро­дил­ся 1 ав­гу­ста 1870 го­да в се­ле Трех­свят­ском Во­ро­неж­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Среб­рян­ско­го и в кре­ще­нии был на­ре­чен Мит­ро­фа­ном. Через год по­сле рож­де­ния сы­на от­ца Ва­си­лия пе­ре­ве­ли в се­ло Ма­ка­рий в трех ки­ло­мет­рах от Трех­свят­ско­го. Как и боль­шин­ство де­тей свя­щен­ни­ков, Мит­ро­фан Ва­си­лье­вич по­лу­чил ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние – в 1892 го­ду он окон­чил Во­ро­неж­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, од­на­ко свя­щен­ни­ком стал не сра­зу.
Часть об­ра­зо­ван­но­го об­ще­ства то­го вре­ме­ни, не ис­клю­чая де­тей ду­хо­вен­ства, бы­ла на­стро­е­на весь­ма кри­тич­но по от­но­ше­нию к Пра­во­слав­ной Церк­ви, и тот, кто все же го­рел же­ла­ни­ем по­слу­жить на­ро­ду, для ко­го небез­раз­лич­ны бы­ли ин­те­ре­сы нрав­ствен­ные, ста­но­вил­ся об­ще­ствен­ным де­я­те­лем или на­хо­дил се­бе при­ме­не­ние в прак­ти­че­ской де­я­тель­но­сти.
Под вли­я­ни­ем на­род­ни­че­ских идей Мит­ро­фан Ва­си­лье­вич по­сту­пил в Вар­шав­ский ве­те­ри­нар­ный ин­сти­тут. Ока­зав­шись здесь сре­ди рав­но­душ­ных к во­про­сам ве­ры сту­ден­тов, во враж­деб­ной пра­во­сла­вию ка­то­ли­че­ской Поль­ше, он на­чал усерд­но по­се­щать пра­во­слав­ный храм. В Вар­ша­ве он по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей же­ной, Оль­гой Вла­ди­ми­ров­ной Ис­по­ла­тов­ской, до­че­рью свя­щен­ни­ка, слу­жив­ше­го в По­кров­ском хра­ме в се­ле Вла­дыч­ня Твер­ской гу­бер­нии; она окон­чи­ла курс твер­ской гим­на­зии, со­би­ра­лась ра­бо­тать учи­тель­ни­цей и при­е­ха­ла в Вар­ша­ву на­ве­стить род­ствен­ни­ков. 29 ян­ва­ря 1893 го­да они об­вен­ча­лись.
Жи­вя в Вар­ша­ве, Мит­ро­фан Ва­си­лье­вич стал со­мне­вать­ся в пра­виль­но­сти вы­бо­ра сво­е­го пу­ти. В ду­ше бы­ло пла­мен­ное же­ла­ние слу­жить на­ро­ду, – но до­ста­точ­но ли бы­ло огра­ни­чить­ся внеш­ним слу­же­ни­ем, стать спе­ци­а­ли­стом в нуж­ном для кре­стьян де­ле ве­де­ния хо­зяй­ства? Ду­ша мо­ло­до­го че­ло­ве­ка, со­хра­нив­ше­го от дет­ства ре­ли­ги­оз­ные впе­чат­ле­ния и по­лу­чив­ше­го пра­во­слав­ное об­ра­зо­ва­ние, ощу­ща­ла непол­но­ту та­ко­го ро­да слу­же­ния, и он ре­шил всту­пить на по­при­ще слу­же­ния свя­щен­ни­че­ско­го.
2 мар­та 1893 го­да епи­скоп Во­ро­неж­ский Ана­ста­сий (До­бра­дин) ру­ко­по­ло­жил Мит­ро­фа­на Ва­си­лье­ви­ча во диа­ко­на к Сте­фа­нов­ской церк­ви сло­бо­ды Ли­зи­нов­ки Остро­гож­ско­го уез­да, но диа­ко­ном отец Мит­ро­фан про­был недол­го – 1 мар­та 1894 го­да он был на­зна­чен свя­щен­ни­ком 47-го дра­гун­ско­го Та­тар­ско­го пол­ка и 20 мар­та ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-srebrjanskij

Жития
Писание