⏳ 2021.03.14 (вс)
? исключается мясная пища

? подвижный годовой круг:
• неделя (вс.) сыропустная, воспоминание Адамова изгнания (глас 7й)
• воскресенье
• прощеное воскресенье, заговенье на Великий пост

☀️ неподвижный годовой круг:
14 марта (1 марта)
• прмц. Евдоки́и Илиопольской (ок. 160–170)
• мчч. Нестора и Триви́мия (III)
• мц. Антони́ны Никейской (III–IV)
• мчч. Марке́лла и Антония (?)
• прп. Домни́ны Сирийской (ок. 450–460)
• прп. Марти́рия Зеленецкого (1603)
• сщмчч. Василия (Никитского), Петра (Любимова), Иоанна (Стрельцова), Вениамина (Фаминцева), Михаила (Букринского) (1938)
• прмч. Антония (Коржа) (1938)
• прмцц. Анны (Макандиной), Дарии (Зайцевой), Александры (Дьячковой), Матроны (Макандиной) (1938)
• прмцц. Евдокии (Архиповой), Ольги (Жильцовой), мч. Василия (Архипова) (1938)
• мц. Надежды (Аббакумовой) (1938)
• сщмч. Александра (Ильенкова) (1942)
• сщмч. Василия (Константинова-Гришина) (1943)


☦️
Свя­тая пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ев­до­кия бы­ла са­ма­рян­кой, ро­дом из го­ро­да Илио­по­ля Фини­кии Ли­ван­ской. Язы­че­ское нече­стие от­толк­ну­ло ее от доб­ро­го пу­ти, и она дол­го ве­ла гре­хов­ную жизнь. Ду­ша ее омерт­ве­ла, серд­це оже­сто­чи­лось.
Од­на­жды в пол­ночь Ев­до­кия просну­лась и услы­ша­ла за сте­ной, в дру­гой по­ло­вине до­ма, где жил хри­сти­а­нин, мо­леб­ное пе­ние и чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния, в ко­то­ром го­во­ри­лось и о веч­ном бла­жен­стве, уго­то­ван­ном пра­вед­ни­кам, и о воз­мез­дии, ожи­да­ю­щем греш­ни­ков. Бла­го­дать Бо­жия кос­ну­лась серд­ца Ев­до­кии, и она осо­зна­ла, что это со­вер­шен­ные ею гре­хи ле­жат тя­же­стью на ее ду­ше.
Утром Ев­до­кия по­спе­ши­ла при­звать к се­бе че­ло­ве­ка, мо­лит­вен­ное пра­ви­ло ко­то­ро­го слы­ша­ла но­чью. Это был ста­рец Гер­ман, воз­вра­щав­ший­ся с па­лом­ни­че­ства по свя­тым ме­стам в свою оби­тель. Ев­до­кия дол­го слу­ша­ла на­став­ле­ния стар­ца, и ду­ша ее слов­но ожи­ла и ис­пол­ни­лась ра­до­стью и лю­бо­вью ко Хри­сту. Она по­про­си­ла стар­ца Гер­ма­на прий­ти к ней через несколь­ко дней, а са­ма за­тво­ри­лась в до­ме и в по­ка­я­нии пре­да­лась по­сту и мо­лит­ве.
Ста­рец Гер­ман при­гла­сил пре­сви­те­ра, и по­сле ис­пы­та­ния и огла­ше­ния Ев­до­кия при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние от епи­ско­па Илио­поль­ско­го Фе­о­до­та. Раз­дав все свое иму­ще­ство ни­щим, она уда­ли­лась в мо­на­стырь и при­ня­ла на се­бя са­мые стро­гие по­дви­ги по­ка­я­ния. Гос­подь про­стил по­ка­яв­шу­ю­ся греш­ни­цу и на­де­лил ее бла­го­дат­ны­ми ду­хов­ны­ми да­ра­ми.
Од­на­жды, ко­гда она бы­ла уже на­сто­я­тель­ни­цей мо­на­сты­ря, в оби­те­ли по­явил­ся мо­ло­дой языч­ник Фило­страт. Раз­жи­га­е­мый нечи­стой стра­стью, он под ви­дом ино­ка про­ник в мо­на­стырь и стал уго­ва­ри­вать пре­по­доб­ную Ев­до­кию воз­вра­тить­ся в Илио­поль, чтобы сно­ва на­чать преж­нюю жизнь. «Бог от­мще­ния да за­пре­тит те­бе», – с гне­вом от­ве­ти­ла Ев­до­кия, и лже­и­нок упал за­мерт­во. Опа­са­ясь, что слу­чив­ше­е­ся со­чтут за убий­ство, сест­ры уси­ли­ли мо­лит­ву и про­си­ли Гос­по­да от­крыть им Свою во­лю.
Свя­той Ев­до­кии в сон­ном ви­де­нии явил­ся Сам Гос­подь и ска­зал: «Вос­стань, Ев­до­кия, пре­кло­ни ко­ле­на, по­мо­лись, и вос­креснет ис­ку­си­тель твой». И по мо­лит­ве Ев­до­кии Фило­страт ожил. Воз­вра­щен­ный к жиз­ни языч­ник умо­лил пре­по­доб­ную про­стить его. При­няв Свя­тое Кре­ще­ние, он уда­лил­ся в Илио­поль. С тех пор он ни­ко­гда не за­бы­вал ми­ло­сти Бо­жи­ей, яв­лен­ной ему, и стал на путь по­ка­я­ния.
Про­шло немно­го вре­ме­ни, как по­сле­до­ва­ло дру­гое ис­пы­та­ние. Жи­те­ли Илио­по­ля до­нес­ли пра­ви­те­лю Авре­ли­а­ну, что, при­няв хри­сти­ан­ство, Ев­до­кия яко­бы скры­ла в мо­на­сты­ре свои бо­гат­ства. Авре­ли­ан по­слал от­ряд во­и­нов, чтобы изъ­ять эти мни­мые со­кро­ви­ща. Од­на­ко в те­че­ние трех дней во­и­ны тщет­но пы­та­лись при­бли­зить­ся к сте­нам оби­те­ли: неви­ди­мая си­ла Бо­жия охра­ня­ла ее. Авре­ли­ан сно­ва по­слал во­и­нов к мо­на­сты­рю, на этот раз под во­ди­тель­ством сво­е­го сы­на. Но в пер­вый же день пу­ти сын Авре­ли­а­на силь­но по­вре­дил се­бе но­гу и вско­ре умер. То­гда Фило­страт по­со­ве­то­вал Авре­ли­а­ну на­пи­сать пре­по­доб­ной Ев­до­кии, мо­ля ее ожи­вить юно­шу. И Гос­подь по Сво­ей бес­ко­неч­ной ми­ло­сти мо­лит­ва­ми свя­той Ев­до­кии вер­нул юно­шу к жиз­ни. Став сви­де­те­ля­ми ве­ли­ко­го чу­да, Авре­ли­ан и его ближ­ние уве­ро­ва­ли во Хри­ста и кре­сти­лись.
Ко­гда уси­ли­лись го­не­ния на хри­сти­ан, пре­по­доб­ную Ев­до­кию схва­ти­ли и при­ве­ли на му­че­ния к пра­ви­те­лю Дио­ге­ну. Ис­тя­зав­ший ее во­е­на­чаль­ник Ди­о­дор по­лу­чил из­ве­стие о вне­зап­ной смер­ти сво­ей же­ны Фир­ми­ны. В от­ча­я­нии он бро­сил­ся к свя­той Ев­до­кии с прось­бой по­мо­лить­ся об умер­шей. Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца, ис­пол­нен­ная ве­ли­кой ве­ры, об­ра­ти­лась к Бо­гу с мо­лит­вой и ис­про­си­ла у Него воз­вра­ще­ние Фир­ми­ны к жиз­ни. Во­очию убе­див­шись в си­ле и бла­го­сти Гос­по­да, Ди­о­дор и Дио­ген уве­ро­ва­ли во Хри­ста и через неко­то­рое вре­мя кре­сти­лись со сво­и­ми се­мья­ми. Пре­по­доб­ная Ев­до­кия неко­то­рое вре­мя жи­ла в до­ме Ди­о­до­ра и про­све­ща­ла но­во­об­ра­щен­ных хри­сти­ан.
Од­на­жды един­ствен­ный сын неко­ей вдо­вы, ра­бо­тая в са­ду, был ужа­лен зме­ей и умер. Мать горь­ко опла­ки­ва­ла умер­ше­го сы­на. Узнав о ее го­ре, свя­тая Ев­до­кия ска­за­ла Ди­о­до­ру: «На­ста­ло и те­бе вре­мя по­ка­зать свою ве­ру во Все­мо­гу­ще­го Бо­га, Ко­то­рый слы­шит мо­лит­вы ка­ю­щих­ся греш­ни­ков и по Сво­е­му ми­ло­сер­дию ис­пол­ня­ет их про­ше­ния».
Дио­дор сму­тил­ся, не счи­тая се­бя до­стой­ным та­ко­го дерз­но­ве­ния пред Бо­гом, но, по­ви­ну­ясь свя­той Ев­до­кии, по­мо­лил­ся и Име­нем Хри­сто­вым по­ве­лел по­кой­ни­ку встать. На гла­зах у всех при­сут­ство­вав­ших юно­ша ожил.
Пре­по­доб­ная Ев­до­кия воз­вра­ти­лась в свой мо­на­стырь, в ко­то­ром под­ви­за­лась 56 лет.
По­сле смер­ти Дио­ге­на пра­ви­те­лем стал Ви­кен­тий, же­сто­кий го­ни­тель хри­сти­ан. Узнав о бес­страш­ной ис­по­вед­ни­це хри­сти­ан­ской ве­ры, он при­ка­зал каз­нить её. 1 мар­та (ок. 160–170) свя­тая пре­по­доб­но­му­че­ни­ца бы­ла обез­глав­ле­на.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/200

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Нестор и Три­ви­мий бы­ли ро­дом из ма­ло­азий­ской об­ла­сти Пам­фи­лии. Во вре­мя го­не­ний нече­сти­во­го им­пе­ра­то­ра Де­кия (249–251) свя­тые бес­страш­но про­по­ве­до­ва­ли о Хри­сте. Ко­гда свя­тые пред­ста­ли пе­ред язы­че­ским су­дом, пра­ви­тель по­ве­лел раз­ло­жить пе­ред ни­ми все­воз­мож­ные ору­дия пы­ток, чтобы устра­шить их и за­ста­вить от­речь­ся от хри­сти­ан­ской ве­ры. На все угро­зы свя­тые от­ве­ча­ли, что ни­кто не смо­жет от­лу­чить их от Хри­ста. Раз­гне­ван­ный су­дья при­ка­зал ис­тя­зать их му­чи­лищ­ны­ми ору­ди­я­ми. Свя­тых му­че­ни­ков би­ли су­хи­ми во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, под­ве­ши­ва­ли на де­ре­ве и стро­га­ли их те­ла, но свя­тые Нестор и Три­ви­мий не пе­ре­ста­ва­ли сла­вить Гос­по­да и, ко­гда бы­ли обез­глав­ле­ны, на­сле­до­ва­ли Цар­ство Небес­ное.

☦️
Свя­тая му­че­ни­ца Ан­то­ни­на по­стра­да­ла в Ни­кее во вре­мя го­не­ния им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (284–305). По­сле же­сто­ких му­че­ний свя­тая Ан­то­ни­на бы­ла бро­ше­на в тюрь­му. Но ни­чем не смог Мак­си­ми­ан за­ста­вить свя­тую от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­вы идо­лам. Свя­той му­че­ни­це яви­лись Ан­ге­лы Бо­жии и устра­ши­ли па­ла­чей. Да­же ко­гда му­че­ни­цу Хри­сто­ву по­ло­жи­ли на рас­ка­лен­ный же­лез­ный одр, свя­тая Ан­то­ни­на си­лой Бо­жи­ей оста­лась невре­ди­мой. На­ко­нец, по­сле дол­гих ис­тя­за­ний свя­тую за­вя­за­ли в ме­шок и уто­пи­ли в озе­ре. Вско­ре она бы­ла про­слав­ле­на в ли­ке свя­тых.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/202

☦️
Му­че­ни­ки Мар­келл и Ан­то­ний по­стра­да­ли за ве­ру в Хри­ста. Бы­ли со­жже­ны в огне.

☦️
Пре­по­доб­ная Дом­ни­на Си­рий­ская бы­ла уче­ни­цей свя­то­го Ма­ро­на (па­мять 14 фев­ра­ля). В са­ду сво­ей ма­те­ри пре­по­доб­ная устро­и­ла хи­жи­ну, кры­тую со­ло­мой, и под­ви­за­лась в ней, при­ни­мая в пи­щу толь­ко раз­мо­чен­ную в во­де че­че­ви­цу. Каж­дое утро и ве­чер пре­по­доб­ная хо­ди­ла в храм, укры­ва­ясь по­кры­ва­лом так, что ни­кто ни­ко­гда не ви­дел ее ли­ца. Го­лос пре­по­доб­ной, по сло­вам ее жиз­не­опи­са­те­ля, бла­жен­но­го Фе­о­до­ри­та, был «звуч­ным и вы­ра­зи­тель­ным, и сло­ва ее все­гда со­про­вож­да­лись сле­за­ми». Свя­тая по­движ­ни­ца мир­но ото­шла ко Гос­по­ду око­ло 450–460 го­дов.

☦️
Преподобный Марти́рий Зеленецкий. Ро­дом из Ве­ли­ких Лук, Псков­ской гу­бер­нии, свя­той с юных лет под­ви­зал­ся в Ве­ли­ко­луц­кой Сер­ги­е­вой оби­те­ли. Же­лая уеди­нен­ных по­дви­гов, он по­се­лил­ся на ост­ро­ве Зе­ле­ном и ос­но­вал там мо­на­стырь. Пре­по­доб­ный Мар­ти­рий про­сла­вил­ся да­ром чу­до­тво­ре­ния. Скон­чал­ся он в глу­бо­кой ста­ро­сти в 1603 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-martirij-zeleneckij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 3 ян­ва­ря 1889 го­да в се­ле Алек­сан­дров­ском Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пет­ра Ни­кит­ско­го и его же­ны Ека­те­ри­ны, у ко­то­рых бы­ло де­вять де­тей. Се­мья жи­ла бед­но, все иму­ще­ство со­сто­я­ло из до­ма, трех де­ся­тин зем­ли и ко­ро­вы. В 1905 го­ду Петр по­ехал в Моск­ву на­ве­стить бра­та и про­пал; все по­пыт­ки его отыс­кать ни к че­му не при­ве­ли.
По­сле ис­чез­но­ве­ния от­ца вся се­мья ока­за­лась на ижди­ве­нии ма­те­ри и стар­ше­го бра­та. По­ло­же­ние се­мьи бы­ло са­мое от­ча­ян­ное, и Ека­те­ри­на, спа­сая ма­ло­лет­них де­тей от го­ло­да, от­да­ла их в при­ют, и са­ма по­шла ту­да ра­бо­тать ку­хар­кой. Глу­бо­ко ве­ру­ю­щая жен­щи­на, про­во­дя вре­мя в тру­дах и мо­лит­ве, с по­мо­щью Бо­жи­ей смог­ла вос­пи­тать де­тей и дать им об­ра­зо­ва­ние.
В 1913 го­ду Ва­си­лий окон­чил Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил учи­те­лем в шко­лу при Пав­ло­во-По­сад­ской фаб­ри­ке в Бо­го­род­ском уез­де. Вско­ре он же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Неча­е­ва Ека­те­рине, учи­тель­ни­це той же шко­лы. Впо­след­ствии у них ро­ди­лось трое де­тей.
В де­каб­ре 1915 го­да Ва­си­лий Пет­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле По­ре­чье Мо­жай­ско­го уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-nikitskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 6 ян­ва­ря 1867 го­да в се­ле Сви­ти­но По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Пав­ла Пет­ро­ви­ча Лю­би­мо­ва. В 1882 го­ду Петр окон­чил Пе­ре­р­вин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1888 го­ду — Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. До 1893 го­да Петр Пав­ло­вич пре­по­да­вал в Ва­ни­лов­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле в Брон­ниц­ком уез­де, а за­тем, до 1900 го­да, — в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле в се­ле Верт­ко­во то­го же уез­да.
В 1900 го­ду Петр Пав­ло­вич стал слу­жить пса­лом­щи­ком в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Плот­ни­ках на Ар­ба­те в Москве и 26 сен­тяб­ря 1903 го­да был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и на­зна­чен на­сто­я­те­лем Успен­ской церк­ви в се­ле Киш­ки­но Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-ljubimov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 21 мая 1872 го­да в се­ле Гри­ди­но Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Лав­рен­тия Ива­но­ви­ча Стрель­цо­ва. В 1888 го­ду Иван окон­чил Ко­ло­мен­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1894 го­ду — Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. 24 ав­гу­ста 1898 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ку­зо­вле­во Брон­ниц­ко­го уез­да. В 1922 го­ду отец Иоанн был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Воз­не­сен­ской церк­ви в се­ле Рыб­ло­во то­го же уез­да и здесь про­слу­жил до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-strelcov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ве­ни­а­мин ро­дил­ся 19 ян­ва­ря 1873 го­да в го­ро­де Ко­ломне Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Фа­мин­це­ва и его су­пру­ги Ма­рии. Об­ра­зо­ва­ние Ве­ни­а­мин по­лу­чил в Мос­ков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1893 го­ду. В 1894 го­ду он по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм в го­ро­де Клин Мос­ков­ской гу­бер­нии.
В 1901 го­ду Ве­ни­а­мин Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му в се­ле Кар­по­во Бо­го­род­ско­го уез­да, а в 1906 го­ду — во свя­щен­ни­ка к Тро­иц­ко­му хра­му в се­ле Тро­иц­ком Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-veniamin-famincev

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 19 но­яб­ря 1869 го­да в се­ле Булы­ги­но За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сия Бук­рин­ско­го. В 1890 го­ду Ми­ха­ил окон­чил Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в 1894 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Зи­мен­ки За­рай­ско­го уез­да.
В Тро­иц­ком хра­ме отец Ми­ха­ил про­слу­жил со­рок че­ты­ре го­да, и с этим при­хо­дом бы­ла свя­за­на вся его жизнь. Он на­пут­ство­вал ухо­дя­щих из этой вре­мен­ной жиз­ни жи­те­лей стар­ше­го по­ко­ле­ния, при ко­то­рых ко­гда-то на­чи­на­лось его слу­же­ние, на его гла­зах ро­ди­лось и вы­рос­ло но­вое по­ко­ле­ние его при­хо­жан. И страш­но бы­ло ли­цом к ли­цу ви­деть, с ка­кой яро­стью и бес­по­щад­но­стью при­шед­шие к вла­сти без­бож­ни­ки уни­что­жа­ли са­мые ос­но­вы ре­ли­ги­оз­ные жиз­ни на­ро­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-bukrinskij

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ан­то­ний ро­дил­ся в 1888 го­ду в се­ле Ру­ба­нов­ке Ме­ли­то­поль­ско­го уез­да Та­ври­че­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ага­фо­на Кор­жа. Он окон­чил цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу и, как мно­гие юно­ши из бла­го­че­сти­вых кре­стьян­ских се­мей, пред­при­нял па­лом­ни­че­ство на Афон, где то­гда под­ви­за­лись ты­ся­чи рус­ских лю­дей, ищу­щих ду­хов­но­го по­дви­га и взыс­ку­ю­щих Цар­ства Небес­но­го. Здесь он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Ан­то­ний. Вер­нув­шись в Рос­сию, он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на и слу­жил в Ки­зи­л­таш­ском мо­на­сты­ре Та­ври­че­ской епар­хии.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-antonij-korzh

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ан­на ро­ди­лась 5 но­яб­ря 1892 го­да в се­ле Кон­стан­ти­но­во Алек­сан­дров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Алек­сея Ма­кан­ди­на. Ан­на окон­чи­ла сель­скую шко­лу; в 1914 го­ду она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Алек­се­ев­ский мо­на­стырь в Москве, рас­по­ла­гав­ший­ся на Верх­ней Крас­но­сель­ской ули­це. В оби­те­ли она ис­пол­ня­ла по­слу­ша­ние на кухне. В 1924 го­ду мо­на­стырь был без­бож­ной вла­стью за­крыт, и по­слуш­ни­ца Ан­на по­се­ли­лась вме­сте с мо­на­хи­ня­ми мо­на­сты­ря на квар­ти­ре, где они в сво­ей жиз­ни со­хра­ня­ли мо­на­ше­ские пра­ви­ла и устав, за­ра­ба­ты­вая на про­пи­та­ние ши­тьем оде­ял.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-anna-makandina

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Да­рия ро­ди­лась в 1870 го­ду в се­ле Бо­го­сло­во Ря­зан­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пет­ра Зай­це­ва. Ко­гда Да­рье ис­пол­ни­лось де­вят­на­дцать лет, она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Бо­ри­со­глеб­ский Ано­син мо­на­стырь Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. В 1928 го­ду оби­тель бы­ла за­кры­та, и она пе­ре­еха­ла в се­ло Хол­мы Ист­рин­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти, где в то вре­мя жи­ло мно­го мо­на­хинь из за­кры­тых со­вет­ской вла­стью мо­на­сты­рей. В се­ле Хол­мы она по­се­ли­лась в сто­рож­ке при Зна­мен­ской церк­ви и по­мо­га­ла в хра­ме; в 1934 го­ду Да­рья Пет­ров­на бы­ла из­бра­на ста­ро­стой хра­ма.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-darija-zajceva

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Алек­сандра ро­ди­лась в 1893 го­ду в се­ле Чер­но­го­лов­ка Ива­нов­ской во­ло­сти Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Дьяч­ко­ва. Алек­сандра окон­чи­ла сель­скую шко­лу и жи­ла вме­сте с ро­ди­те­ля­ми, по­мо­гая им по хо­зяй­ству. В 1914 го­да она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Свя­то-Тро­иц­кий Алек­сан­дро-Нев­ский мо­на­стырь в Клин­ском уез­де Мос­ков­ской гу­бер­нии непо­да­ле­ку от се­ла Ака­то­во, по­че­му и мо­на­стырь за­ча­стую на­зы­ва­ли Ака­тов­ским. Он был от­крыт в 1890 го­ду, сна­ча­ла как об­щи­на, а в 1898 го­ду по­лу­чил ста­тус мо­на­сты­ря с об­ще­жи­тель­ным уста­вом. В оби­те­ли бы­ло в то вре­мя два хра­ма, две го­сти­ни­цы и стран­но­при­им­ный дом. Все­го здесь под­ви­за­лось око­ло се­ми­де­ся­ти се­стер.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandra-djachkova

☦️
Ро­ди­лась свя­тая пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Мат­ро­на, в ми­ру Мат­ро­на Алек­се­ев­на Ма­кан­ди­на, в 1889 го­ду в се­ле Кон­стан­ти­но­во Алек­сан­дров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на. В 1910 го­ду по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в мос­ков­ский Алек­се­ев­ский мо­на­стырь. По­сле за­кры­тия оби­те­ли она вме­сте с дру­ги­ми на­сель­ни­ца­ми за­кры­тых без­бож­ной вла­стью мо­на­сты­рей, жи­ла на квар­ти­ре, со­хра­няя мо­на­ше­ский устав. 28 де­каб­ря 1930 го­да по­слуш­ни­ца Мат­ро­на бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в Бу­тыр­скую тюрь­му.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-matrona-makandina

☦️
Преподобномученицы Евдокия Архипова и Ольга Жильцова и мученик Василий Архипов.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ев­до­кия ро­ди­лась в 1886 го­ду в се­ле Го­ре­то­во Лу­хо­виц­ко­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Сер­гея Ар­хи­по­ва. В 1902 го­ду она по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в ста­рин­ный Ка­зан­ский мо­на­стырь в го­ро­де Ря­за­ни, где в то вре­мя бы­ло бо­лее трех­сот пя­ти­де­ся­ти на­сель­ниц. В 1909 го­ду она бы­ла об­ле­че­на в ря­со­фор. В 1919 го­ду оби­тель бы­ла за­кры­та без­бож­ни­ка­ми, и Ев­до­кия вер­ну­лась до­мой и ста­ла жить с ро­ди­те­ля­ми и пле­мян­ни­ка­ми в се­ле Го­ре­то­ве. В 1935 го­ду она бы­ла из­бра­на цер­ков­ной ста­ро­стой.

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Оль­га ро­ди­лась в 1887 го­ду в се­ле Го­ре­то­во Лу­хо­виц­ко­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Его­ра Жиль­цо­ва. Во­сем­на­дца­ти лет Оль­га по­сту­пи­ла по­слуш­ни­цей в Ка­зан­ский мо­на­стырь в го­ро­де Ря­за­ни. По­сле за­кры­тия оби­те­ли она вер­ну­лась до­мой и ста­ла жить вдво­ем с ма­те­рью. Ко­гда на­вис­ла угро­за за­кры­тия хра­ма, Оль­га по­шла к неко­то­рым ве­ру­ю­щим уго­ва­ри­вать их, чтобы они не за­бы­ва­ли храм Бо­жий и ока­за­ли по­силь­ную по­мощь в ре­мон­те хра­ма, а ина­че его мо­гут за­крыть и негде то­гда бу­дет мо­лить­ся.

Му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 26 июля 1876 го­да в се­ле Го­ре­то­во Лу­хо­виц­ко­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Мак­си­ма Ар­хи­по­ва. Ва­си­лий окон­чил цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу; во вре­мя вой­ны в 1916–1917 го­дах слу­жил в ар­мии ря­до­вым. Вер­нув­шись в се­ло, он кре­стьян­ство­вал, а ко­гда на­ча­лась кол­лек­ти­ви­за­ция, за­пи­сал­ся в кол­хоз. В хра­ме Ва­си­лий Мак­си­мо­вич пел несколь­ко лет на кли­ро­се и в 1937 го­ду стал ис­пол­нять обя­зан­но­сти пса­лом­щи­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-evdokija-arhipova

☦️
Му­че­ни­ца На­деж­да (На­деж­да Пет­ров­на Аб­ба­ку­мо­ва) ро­ди­лась в 1880 го­ду в се­ле Ва­ни­ло­во Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. В 1899 го­ду На­деж­да вы­шла за­муж за кре­стья­ни­на из се­ла Мар­ты­нов­ское то­го же уез­да Ва­си­лия Сер­ге­е­ви­ча Аб­ба­ку­мо­ва и пе­ре­еха­ла к нему; у них с му­жем ро­ди­лось чет­ве­ро де­тей. Во вре­мя граж­дан­ской вой­ны Ва­си­лия Сер­ге­е­ви­ча при­зва­ли на фронт, где он по­гиб, и На­деж­де Пет­ровне при­шлось од­ной вос­пи­ты­вать де­тей. Как глу­бо­ко ве­ру­ю­щий че­ло­век, она в 1925 го­ду сна­ча­ла бы­ла вы­бра­на в цер­ков­ный со­вет, а с 1928 го­да ста­ла ста­ро­стой хра­ма Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Мар­ты­нов­ском, что в то вре­мя озна­ча­ло при­ня­тие на се­бя обя­зан­но­стей ве­сти все от­но­ше­ния с вла­стя­ми, враж­деб­ны­ми Церк­ви.
До 1932 го­да На­деж­да Пет­ров­на име­ла еще ка­кое-то хо­зяй­ство, со­сто­яв­шее из ко­ро­вы и ло­ша­ди, но в этом го­ду вла­сти ото­бра­ли у нее все за неупла­ту на­ло­гов; в 1933 го­ду суд при­го­во­рил ее к штра­фу за неупла­ту на­ло­гов и в 1934 го­ду сно­ва при­го­во­рил ее к штра­фу.
В 1936 го­ду в Мар­ты­нов­ском был аре­сто­ван слу­жив­ший здесь свя­щен­ник Петр Кед­ров, и На­деж­да Пет­ров­на при­гла­си­ла сю­да слу­жить свя­щен­ни­ка со­сед­не­го при­хо­да про­то­и­е­рея Пет­ра Лю­би­мо­ва, ко­то­рый с это­го вре­ме­ни стал окорм­лять два при­хо­да, и На­деж­да Пет­ров­на по­мо­га­ла ему от­ста­и­вать храм от за­кры­тия. Она бы­ла аре­сто­ва­на вме­сте со свя­щен­ни­ком 2 мар­та 1938 го­да и за­клю­че­на в тюрь­му в го­ро­де Ка­ши­ре.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nadezhda-abbakumova

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 9 ап­ре­ля 1896 го­да в по­сел­ке Су­дак Та­ври­че­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра Иоаки­мо­ви­ча Ильен­ко­ва. Алек­сандр окон­чил Та­ври­че­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и уехал к от­цу, ко­то­рый по­сле 1917 го­да вме­сте с се­мьей пе­ре­ехал в се­ло Чер­ни­гов­ку Бер­дян­ско­го уез­да. Здесь Алек­сандр по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей же­ной Па­рас­ке­вой.
В се­мье у них впо­след­ствии ро­ди­лось трое де­тей. Алек­сандр Алек­сан­дро­вич ре­шил при­нять сан свя­щен­ни­ка в то вре­мя, ко­гда уже на­ча­лись же­сто­кие го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Узнав об этом, его же­на вос­про­ти­ви­лась и ста­ла от­го­ва­ри­вать от неосмот­ри­тель­но­го, по ее мне­нию, ша­га, но тот был непре­кло­нен, и в 1924 го­ду епи­скоп Сер­гий (Зве­рев) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка и на­пра­вил слу­жить в се­ло Но­во­пав­лов­ку. Сво­им ис­то­вым и бла­го­леп­ным слу­же­ни­ем отец Алек­сандр быст­ро за­во­е­вал ав­то­ри­тет сре­ди при­хо­жан, для ко­то­рых цер­ков­ная служ­ба оста­ва­лась в то вре­мя за­ча­стую един­ствен­ным уте­ше­ни­ем в го­рест­ной жиз­ни.
В 1930 го­ду пья­ные ком­со­моль­цы по­пы­та­лись раз­гро­мить дом свя­щен­ни­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-ilenkov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 23 де­каб­ря 1874 го­да в се­ле Вы­пол­зо­во Кур­мыш­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии (ныне По­рец­ко­го рай­о­на Чу­ва­шии) в се­мье кре­стья­ни­на Мат­вея Гри­ши­на.
Ис­то­рия по­лу­че­ния Ва­си­ли­ем двой­ной фа­ми­лии та­ко­ва. В дет­стве он уха­жи­вал за од­ним со­сто­я­тель­ным од­но­сель­ча­ни­ном, ко­то­рый был без­дет­ный. Он так по­лю­бил Ва­си­лия, что пред­ло­жил ему взять его фа­ми­лию и стать его на­след­ни­ком. Фак­ти­че­ски по до­ку­мен­там фа­ми­лия Ва­си­лия Кон­стан­ти­нов, но на­род в се­ле звал по фа­ми­лии от­ца — Гри­шин. В след­ствен­ном де­ле за 1933 год зна­чит­ся фа­ми­лия Гри­шин, а в де­ле за 1937 год — двой­ная фа­ми­лия.
С 1908 го­да Ва­си­лий слу­жил пса­лом­щи­ком в се­ле Ча­а­да­ев­ка Ар­да­тов­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии, в 1911 го­ду был пе­ре­ме­щен в се­ло Ма­рио­поль Кар­сун­ско­го уез­да, в 1916 го­ду — в се­ло Сы­ре­си Ала­тыр­ско­го уез­да. Ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние Ва­си­лий по­лу­чил окон­чив пас­тыр­ские кур­сы. В 1919 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а в 1923 — в сан свя­щен­ни­ка. В 1926 го­ду отец Ва­си­лий был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав как слу­жи­тель куль­та. К 1933 го­ду слу­жил отец Ва­си­лий в род­ном се­ле Вы­пол­зо­во.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-konstantinov-grishin

Жития
Писание