⏳ 2021.03.07 (вс)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• Неделя (вс.) мясопустная, о страшном суде (глас 6й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
7 марта (или 6 марта в високос) (22 февраля)
• мчч. Маври́кия и 70-ти воинов: Фоти́на, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305)
• обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении (395–423)
• прпп. Фала́ссия, Ли́мния, Варада́та Сирийских (V)
• прп. Афанасия Павлопетрийского (821)
• сщмчч. Иосифа (Смирнова), Владимира (Ильинского), Иоанна (Касторского), мч. Иоанна (Перебаскина) (1918)
• сщмчч. Михаила (Горбунова), Иоанна (Орлова), Виктора (Моригеровского), Иоанна (Парусникова), Сергия (Белокурова), Андрея (Ясенева), Павла (Смирнова) (1938)
• прмчч. Сергия (Букашкина), Антипы (Кириллова) (1938)
• прмц. Параскевы (Макаровой) (1938)
• мчч. Стефана (Франтова), Николая (Некрасова) (1938)
• мцц. Елисаветы (Тимохиной), Ирины (Смирновой), Варвары (Лосевой) (1938)
• мч. Андрея (Гневышева) (1941)
• прмч. Филарета (Пряхина) (1942)


☦️
Свя­той Мав­ри­кий, во­е­на­чаль­ник из Апа­меи Си­рий­ской, по­стра­дал в 305 го­ду при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане Га­ле­рии (305–311) вме­сте с сы­ном Фо­ти­ном и под­чи­нен­ны­ми ему 70-ю во­и­на­ми (из во­и­нов из­вест­ны по име­ни толь­ко два – Фе­о­дор и Филипп).
Во вре­мя го­не­ния язы­че­ские жре­цы до­нес­ли им­пе­ра­то­ру, что свя­той Мав­ри­кий рас­про­стра­ня­ет ве­ру во Хри­ста. При­ве­ден­ные на су­ди­ли­ще, свя­той Мав­ри­кий с сы­ном и его во­и­ны твер­до и непо­ко­ле­би­мо ис­по­ве­да­ли свою ве­ру и не скло­ни­лись ни на лас­ки, ни на угро­зы. То­гда их неми­ло­серд­но би­ли, жгли ог­нем и тер­за­ли же­лез­ны­ми крю­чья­ми. Юно­шу Фо­ти­на, твер­до пе­ре­но­сив­ше­го ис­тя­за­ния, усек­ли ме­чом на гла­зах от­ца. Но и это же­сто­кое ис­пы­та­ние не сло­ми­ло свя­то­го Мав­ри­кия, ко­то­рый воз­ра­до­вал­ся, что сын его спо­до­бил­ся му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.
То­гда му­че­ни­кам при­ду­ма­ли еще бо­лее изощ­рен­ное ис­тя­за­ние: их от­ве­ли на бо­ло­ти­стое ме­сто, где бы­ли це­лые ту­чи ко­ма­ров, ос, ово­дов, и при­вя­за­ли к де­ре­вьям, об­ма­зав их те­ла ме­дом. На­се­ко­мые же­сто­ко жа­ли­ли му­че­ни­ков, их то­ми­ли жаж­да и го­лод. Эти му­ки свя­тые пре­тер­пе­ва­ли в те­че­ние 10 дней, но не пе­ре­ста­ва­ли мо­лить­ся и сла­вить Бо­га, по­ка, на­ко­нец, Гос­подь не пре­кра­тил их стра­да­ний. Злоб­ный му­чи­тель при­ка­зал от­ру­бить им го­ло­вы и бро­сить их те­ла без по­гре­бе­ния, но хри­сти­ане тай­но но­чью по­хо­ро­ни­ли чест­ные остан­ки свя­тых му­че­ни­ков на ме­сте их ужас­ной каз­ни.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/179

☦️
Во вре­мя го­не­ний на хри­сти­ан остан­ки свя­тых му­че­ни­ков обыч­но по­гре­ба­лись ве­ру­ю­щи­ми в по­та­ен­ных ме­стах. Та­ким об­ра­зом, в Ца­рь­гра­де близ во­рот и баш­ни, на­зы­ва­е­мых Ев­ге­ни­е­вы­ми, ока­за­лись по­гре­бен­ны­ми мно­же­ство тел му­че­ни­ков, име­на ко­то­рых оста­ва­лись неиз­вест­ны­ми Церк­ви. Ко­гда на этом ме­сте ста­ли про­ис­хо­дить чу­дес­ные ис­це­ле­ния, мо­щи свя­тых бы­ли об­на­ру­же­ны и с ве­ли­кой че­стью пе­ре­не­се­ны в храм. Од­но­му бла­го­че­сти­во­му кли­ри­ку, Ни­ко­лаю Кал­ли­гра­фу, бы­ло от­кры­то, что сре­ди мо­щей, об­ре­тен­ных в Ев­ге­нии, на­хо­дят­ся мо­щи свя­то­го апо­сто­ла от 70-ти Ан­д­ро­ни­ка и по­мощ­ни­цы его Иунии, о ко­то­рых упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам (Рим.16:7). В ХII ве­ке на ме­сте об­ре­те­ния мо­щей свя­тых му­че­ни­ков был по­стро­ен ве­ли­ко­леп­ный храм им­пе­ра­то­ром Ан­д­ро­ни­ком (1183–1185), Ан­ге­лом ко­то­ро­го был свя­той апо­стол Ан­д­ро­ник.

☦️
Пре­по­доб­ный Фа­лас­сий, пу­стын­ник Си­рий­ский, жил в V ве­ке. В юном воз­расте он уда­лил­ся на вер­ши­ну го­ры близ се­ле­ния Тар­га­ла и 38 лет про­вел там в ино­че­ских по­дви­гах, не имея кро­ва над го­ло­вой – ни кел­лии, ни па­лат­ки. За про­сто­ту нра­ва, кро­тость и сми­ре­ние он был удо­сто­ен от Гос­по­да да­ра чу­до­тво­ре­ний и ис­це­ле­ния бо­лез­ней. Мно­гие хо­те­ли жить под его ру­ко­вод­ством, и свя­той не от­ка­зы­вал при­хо­дя­щим, он сам стро­ил им кел­лии. Скон­чал­ся мир­но, успо­ко­ив­шись от тру­дов сво­их.
Пре­по­доб­ный Лим­ний на­чал свои по­дви­ги под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Фа­лас­сия и про­жил око­ло него до­воль­но дол­гое вре­мя, усво­ив доб­ро­де­те­ли сво­е­го учи­те­ля – про­сто­ту в об­ра­ще­нии, кро­тость и сми­ре­ние. По­том пре­по­доб­ный Лим­ний пе­ре­шел к пре­по­доб­но­му Ма­ро­ну (па­мять 14 фев­ра­ля). На вер­шине го­ры он сде­лал се­бе ма­лень­кую за­го­род­ку из кам­ней без кры­ши и, через неболь­шое от­вер­стие в ней, бе­се­до­вал с при­хо­дя­щи­ми. Серд­це его бы­ло ис­пол­не­но со­стра­да­ния к лю­дям. Же­лая по ме­ре сил по­мочь всем обез­до­лен­ным, он с по­мо­щью сво­их по­чи­та­те­лей устро­ил на скло­нах го­ры стран­но­при­им­ный дом, жи­ли­ща для ни­щих и ка­лек и пи­тал их тем, что до­став­ля­ли ему бла­го­че­сти­вые лю­ди. Свя­той по­движ­ник по­жерт­во­вал для этой ни­щей бра­тии да­же сво­им без­мол­ви­ем и уеди­не­ни­ем и взял на се­бя за­бо­ту о их ду­хов­ной пи­ще, по­буж­дая мо­лить­ся и сла­вить Гос­по­да. За свою свя­тую жизнь он спо­до­бил­ся да­ра чу­до­тво­ре­ния.
Пре­по­доб­ный Ва­ра­дат Си­рий­ский на­чал по­двиг пу­стын­но­жи­тель­ства в хи­жине в окрест­но­стях Ан­тио­хии. По­том он устро­ил се­бе на го­ре ка­мен­ную кел­лию, столь тес­ную и низ­кую, что по­движ­ник мог на­хо­дить­ся в ней толь­ко в сог­бен­ном по­ло­же­нии. В ней не бы­ло ни окон, ни две­рей, в умыш­лен­но остав­лен­ные ще­ли про­ни­кал ве­тер, дождь и хо­лод, а ле­том она не спа­са­ла от зноя. Через мно­го лет по­се­тив­ший его Алек­сан­дрий­ский пат­ри­арх Фе­о­до­рит убе­дил пре­по­доб­но­го оста­вить тес­ное жи­ли­ще. То­гда свя­той ушел в но­вый за­твор: по­кры­тый с го­ло­вы до ног ко­жа­ным хи­то­ном с неболь­шим от­вер­сти­ем для ды­ха­ния, он мо­лил­ся стоя с воз­де­ты­ми к небу ру­ка­ми. Бла­го­дать Бо­жия под­креп­ля­ла его в тру­дах и очи­сти­ла его серд­це от стра­стей. К нему ста­ли сте­кать­ся лю­ди за ду­хов­ны­ми со­ве­та­ми, и свя­той Ва­ра­дат с глу­бо­ким сми­ре­ни­ем на­став­лял их. До­стиг­нув мно­гих бла­го­дат­ных да­ро­ва­ний, пре­по­доб­ный с ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду.

☦️
Пре­по­доб­ный Афа­на­сий ро­дил­ся в г. Кон­стан­ти­но­по­ле от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. До­стиг­нув со­вер­шен­но­го воз­рас­та, свя­той уда­лил­ся в од­ну из Ни­ко­ми­дий­ских оби­те­лей и там при­нял ино­че­ский по­стриг. Сво­и­ми мо­на­ше­ски­ми по­дви­га­ми он стал из­ве­стен им­пе­ра­то­ру. В цар­ство­ва­ние Льва Ико­но­бор­ца за по­чи­та­ние икон свя­той был под­верг­нут раз­лич­ным му­че­ни­ям, пре­тер­пел из­гна­ния и пе­ре­нес мно­го стра­да­ний. Со­хра­нив до кон­ца сво­ей жиз­ни твер­дость в пра­во­слав­ной ве­ре, пре­по­доб­ный Афа­на­сий ото­шел ко Гос­по­ду в 821 г.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/182

☦️

23 ян­ва­ря 1918 го­да со­вет­ская власть из­да­ла де­крет об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства, ко­то­рым от­кры­ва­лись по­все­мест­ные го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. В знак про­те­ста про­тив из­да­ния без­бож­но­го де­кре­та по всей стране про­шли крест­ные хо­ды. 11 (24) фев­ра­ля крест­ные хо­ды про­шли в Ко­стро­ме и уезд­ных го­ро­дах гу­бер­нии, и в част­но­сти в Со­ли­га­ли­че. В нем участ­во­ва­ли на­сто­я­тель со­бо­ра Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы про­то­и­е­рей Иосиф Смир­нов, свя­щен­ник Вла­ди­мир Ильин­ский, диа­кон Иоанн Кас­тор­ский, смот­ри­тель Со­ли­га­лич­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща Иоанн Пе­ре­бас­кин.
12 (25) фев­ра­ля в Бо­го­ро­ди­це-Фе­о­до­ров­ский мо­на­стырь, на­хо­див­ший­ся в двух вер­стах от Со­ли­га­ли­ча в се­ле Рать­ко­во, от­че­го он и про­зван был в на­ро­де Рать­ков­ским, яви­лись пред­ста­ви­те­ли боль­ше­вист­ско­го Со­ве­та, ко­то­рые за­яви­ли, что на сле­ду­ю­щий день при­едут и за­бе­рут хлеб, оста­вив по 15 фун­тов на каж­до­го здо­ро­во­го че­ло­ве­ка, при этом они по­со­ве­то­ва­ли всех боль­ных и ста­ри­ков от­пра­вить в бо­га­дель­ню. «До нас до­шли слу­хи, — за­яви­ли они, — что у вас со­бра­ны бур­жу­а­зи­ей скла­ды с хле­бом». И они ста­ли осмат­ри­вать мо­на­стырь. Во вре­мя осмот­ра скла­да явил­ся по­сыль­ный от Со­ве­та, ко­то­рый со­об­щил, что их ждут в Со­ли­га­ли­че, и, взяв клю­чи от скла­да, они по­спеш­но уда­ли­лись, за­явив, что при­бу­дут на сле­ду­ю­щий день.

В тот же ве­чер со­сто­я­лось объ­еди­нен­ное со­бра­ние об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций и жи­те­лей го­ро­да Со­ли­га­ли­ча. На со­бра­нии бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о со­зда­нии вре­мен­но­го Со­ве­та из пред­ста­ви­те­лей на­се­ле­ния го­ро­да, чтобы за­тем в него вклю­чить и пред­ста­ви­те­лей во­ло­стей. Бы­ло пред­ло­же­но вклю­чить в Со­вет по од­но­му пред­ста­ви­те­лю от Со­ли­га­лич­ско­го зем­ства, поч­то­во-те­ле­граф­ной кон­то­ры, ра­бо­чей груп­пы, Со­ве­та сол­дат и ин­ва­ли­дов и трех кан­ди­да­тов от гар­ни­зо­на. Бы­ло при­ня­то пред­ло­же­ние не до­пус­кать са­мо­су­да над аре­сто­ван­ны­ми чле­на­ми боль­ше­вист­ско­го Со­ве­та. Бы­ло вне­се­но пред­ло­же­ние устро­ить 14 (27) фев­ра­ля ле­ту­чие ми­тин­ги для опо­ве­ще­ния на­се­ле­ния го­ро­да о дей­стви­тель­ных со­бы­ти­ях, про­ис­шед­ших 13 (26) фев­ра­ля.
Го­род­ская ду­ма по­сла­ла те­ле­грам­му с опи­са­ни­ем всех про­ис­шед­ших со­бы­тий в Со­вет ра­бо­чих и сол­дат­ских де­пу­та­тов го­ро­да Буя.
Спу­стя неде­лю из Ко­стро­мы в Со­ли­га­лич при­был ка­ра­тель­ный от­ряд из трех­сот пя­ти­де­ся­ти крас­но­гвар­дей­цев, ко­то­рых воз­глав­лял чрез­вы­чай­ный ко­мис­сар по борь­бе с контр­ре­во­лю­ци­ей Се­вер­но­го рай­о­на и За­пад­ной Си­би­ри Жур­ба. Сра­зу же бы­ло аре­сто­ва­но пять­де­сят два че­ло­ве­ка, а все­го к след­ствию бы­ло при­вле­че­но де­вя­но­сто пять че­ло­век.
След­ствие про­хо­ди­ло стре­ми­тель­но. Ни­ка­ко­го рас­сле­до­ва­ния об­сто­я­тельств про­ис­шед­ше­го не бы­ло. Ка­ра­те­ли сра­зу же ото­бра­ли тех, кто, с их точ­ки зре­ния, под­ле­жал немед­лен­но­му рас­стре­лу. Впо­след­ствии не об­на­ру­жи­лось ни­ка­ких до­ку­мен­тов след­ствия или до­про­сов, а при об­ра­ще­нии к Жур­бе вы­ше­сто­я­ще­го на­чаль­ства с во­про­сом, где до­ку­мен­ты, на ос­но­ва­нии ко­то­рых бы­ли каз­не­ны жи­те­ли Со­ли­га­ли­ча, тот от­ве­тил, что их смерть он бе­рет на се­бя.
Ко­гда ка­ра­те­ли при­е­ха­ли в мо­на­стырь аре­сто­вы­вать мо­на­хинь и свя­щен­ни­ка, то отец свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Ильин­ско­го свя­щен­ник Вла­ди­мир Ильин­ский, на­хо­див­ший­ся к то­му вре­ме­ни на по­кое (ему бы­ло во­семь­де­сят пять лет), вы­шел вме­сто сы­на к ка­ра­те­лям и был аре­сто­ван.
22 фев­ра­ля (7 мар­та) ка­ра­те­ля­ми сре­ди дру­гих бы­ли рас­стре­ля­ны про­то­и­е­рей Иосиф Смир­нов, свя­щен­ник Вла­ди­мир Ильин­ский, диа­кон Иоанн Кас­тор­ский, смот­ри­тель Со­ли­га­лич­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща Иоанн Пе­ре­бас­кин.

Свя­щен­но­му­че­ник Иосиф (Иосиф Сер­ге­е­вич Смир­нов) ро­дил­ся в 1864 го­ду. По окон­ча­нии Ко­стром­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был на­зна­чен учи­те­лем в Со­ли­га­лич­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. В 1886 го­ду Иосиф Сер­ге­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к со­бо­ру Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Со­ли­га­ли­че. Он со­сто­ял ду­хов­ни­ком при го­род­ской тюрь­ме и на­блю­да­те­лем цер­ков­но­при­ход­ских школ Со­ли­га­лич­ско­го уез­да. В 1905 го­ду отец Иосиф был на­зна­чен на­сто­я­те­лем со­бо­ра. Он был де­пу­та­том Го­род­ской ду­мы, де­пу­та­том Со­ли­га­лич­ско­го уезд­но­го со­бра­ния и чле­ном уезд­но­го ко­ми­те­та по­пе­чи­тель­ства о на­род­ной трез­во­сти. В 1907 го­ду отец Иосиф был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир (Вла­ди­мир Ива­но­вич Ильин­ский) ро­дил­ся в 1833 го­ду. Был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­ме в се­ле Сол­да Со­ли­га­лич­ско­го уез­да. В 1918 го­ду ему ис­пол­ни­лось во­семь­де­сят пять лет, он дав­но вы­шел за штат и жил на по­кое в Со­ли­га­ли­че.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1848 го­ду в се­ле Ни­ко­ло-Бе­ре­зо­вец Со­ли­га­лич­ско­го уез­да в се­мье диа­ко­на Алек­сея Кас­тор­ско­го. По окон­ча­нии Со­ли­га­лич­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща он слу­жил сто­ро­жем и при­чет­ни­ком в со­ли­га­лич­ском со­бо­ре, а за­тем пса­лом­щи­ком в Бо­го­ро­ди­це-Фе­о­до­ров­ском мо­на­сты­ре. В 1880 го­ду Иван Алек­се­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на.
Му­че­ник Иоанн ро­дил­ся в 1862 го­ду в се­мье диа­ко­на Пав­ла Пе­ре­бас­ки­на, слу­жив­ше­го в Ко­стром­ской епар­хии. В 1880 го­ду Иван Пав­ло­вич окон­чил Ко­стром­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1884-м — Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия и был на­прав­лен по­мощ­ни­ком смот­ри­те­ля Со­ли­га­лич­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. В 1897 го­ду он был на­зна­чен смот­ри­те­лем это­го учи­ли­ща. Од­новре­мен­но с ис­пол­не­ни­ем обя­зан­но­стей смот­ри­те­ля Иван Пав­ло­вич в раз­ное вре­мя был в учи­ли­ще пре­по­да­ва­те­лем цер­ков­но­го пе­ния, рус­ской ис­то­рии — цер­ков­ной и граж­дан­ской, гео­гра­фии и гре­че­ско­го язы­ка. В 1915 го­ду бы­ла из­да­на кни­га его со­чи­не­ния «Пра­ви­ла по­ве­де­ния уче­ни­ков Со­ли­га­лич­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща».

Рас­стрел про­из­во­дил­ся но­чью; во вре­мя пре­бы­ва­ния в го­ро­де ка­ра­те­ли на­ве­ли сво­и­ми дей­стви­я­ми та­кой ужас на жи­те­лей, что при про­ез­де от­ря­да жи­те­ли за­кры­ва­ли што­ра­ми ок­на. Всех каз­нен­ных ка­ра­те­ли бес­по­ря­доч­но сва­ли­ли в яму, и ко­гда жи­те­ли об­ра­ти­лись к ним, чтобы они вы­да­ли род­ствен­ни­кам те­ла уби­тых, то им в прось­бе бы­ло ка­те­го­ри­че­ски от­ка­за­но. На ме­сте брат­ской мо­ги­лы бы­ли уста­нов­ле­ны крест и огра­да, ко­то­рые бы­ли сне­се­ны без­бож­ни­ка­ми в трид­ца­тые го­ды. Крест на мо­ги­ле был вос­ста­нов­лен в 1996 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-iosif-smirnov
http://www.fond.ru/userfiles/person/256/1293384974.pdf

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 2 сен­тяб­ря 1878 го­да в де­ревне Се­ли­вер­сто­во По­ше­хон­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пет­ра Гор­бу­но­ва. Слу­жил пса­лом­щи­ком, а за­тем диа­ко­ном в хра­ме в се­ле Ра­ко­боль. В 1923 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Спас­ской церк­ви По­ше­хон­ско­го рай­о­на. К 1935 го­ду по­чти все хра­мы в рай­оне бы­ли вла­стя­ми за­кры­ты, и отец Ми­ха­ил по­се­лил­ся у сво­е­го бра­та в де­ревне Се­ли­вер­сто­во. За­ра­ба­ты­вал он тем, что, хо­дя по де­рев­ням, за­ни­мал­ся по­чин­кой ча­сов и пред­ме­тов до­маш­не­го оби­хо­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-gorbunov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 1 но­яб­ря 1881 го­да в де­ревне Лю­бу­ча­ны По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Пет­ро­ви­ча Ор­ло­ва, слу­жив­ше­го в клад­би­щен­ской Вос­кре­сен­ской церк­ви в По­доль­ске. В 1897 го­ду Иван окон­чил Пе­ре­р­вин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1903 го­ду — Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Тро­иц­ком хра­ме в се­ле Тро­иц­кое Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии, непо­да­ле­ку от го­ро­да Вос­кре­сен­ска, ко­то­рый в со­вет­ское вре­мя по­лу­чил на­зва­ние Ис­т­ра.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-orlov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Вик­тор ро­дил­ся 17 ап­ре­ля 1872 го­да в се­ле Ми­не­е­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Мо­ри­ге­ров­ско­го. Вик­тор Ива­но­вич окон­чил в 1889 го­ду За­и­ко­но­спас­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1896 го­ду — Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1901 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ни­коль­ской церк­ви се­ла Чер­лен­ко­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.

https://azbyka.ru/days/sv-viktor-morigerovskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 2 июня 1869 го­да в се­ле За­ха­ро­во Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ва­си­лия Па­рус­ни­ко­ва. В 1890 го­ду он окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­ских шко­лах. 2 мар­та 1892 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил на раз­ных при­хо­дах Мос­ков­ской епар­хии до дня сво­е­го аре­ста.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-parusnikov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 24 сен­тяб­ря 1880 го­да в го­ро­де Во­ло­ко­лам­ске Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ива­на Бе­ло­ку­ро­ва, слу­жив­ше­го в го­род­ском Вос­кре­сен­ском со­бо­ре. В 1895 го­ду Сер­гей Ива­но­вич окон­чил Во­ло­ко­лам­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1902 го­ду — Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­сту­пил учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу при Иоси­фо-Сер­гий Бе­ло­ку­ровВо­ло­ко­лам­ском Успен­ском муж­ском мо­на­сты­ре. В 1904 го­ду умер отец Сер­гея Ива­но­ви­ча, ко­то­рый был к то­му вре­ме­ни уже за шта­том, и в этом же го­ду Сер­гей Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и стал слу­жить в Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Ра­мен­ском.
В 1919 го­ду диа­кон Сер­гий был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Тро­иц­кой церк­ви. По­чти сра­зу же по­сле ру­ко­по­ло­же­ния он был при­зван в Крас­ную ар­мию.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-belokurov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ан­дрей ро­дил­ся 12 ав­гу­ста 1868 го­да в се­ле Ясе­нок Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Иоан­на Ясе­не­ва. Окон­чив в 1889 го­ду Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Ан­дрей Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а в 1891 го­ду во свя­щен­ни­ка к Вла­ди­мир­ской се­ми­нар­ской церк­ви в го­ро­де Ря­за­ни.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-andrej-jasenev

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел ро­дил­ся 6 де­каб­ря 1877 го­да в се­ле Тиш­ко­во Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Фе­до­ра Кон­стан­ти­но­ви­ча Смир­но­ва, слу­жив­ше­го здесь в хра­ме Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. В 1893 го­ду Па­вел окон­чил Пе­ре­р­вин­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1899 го­ду — Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Вы­брав путь свя­щен­ни­ка се­мей­но­го, Па­вел Фе­до­ро­вич же­нил­ся на де­ви­це Клав­дии; впо­след­ствии у них с су­пру­гой ро­ди­лось чет­ве­ро де­тей.
22 ян­ва­ря 1902 го­да Па­вел Фе­до­ро­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ильин­ско­му хра­му в се­ле Ильин­ское-Скуль­не­во, рас­по­ло­жен­ном ря­дом с Тиш­ко­вым, где про­шло его дет­ство.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-smirnov

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 23 ян­ва­ря 1884 го­да в се­ле Чер­та­но­во Оста­шев­ской во­ло­сти Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ва­си­лия Бу­каш­ки­на и в кре­ще­нии был на­ре­чен Иоан­ном. Ко­гда маль­чи­ку ис­пол­ни­лось три­на­дцать лет, ро­ди­те­ли от­да­ли его в Чу­дов мо­на­стырь в Москве. Он был при­нят в мо­на­стырь по­слуш­ни­ком и ис­пол­нял кли­рос­ное по­слу­ша­ние. Жи­вя в оби­те­ли, он окон­чил учи­тель­скую се­ми­на­рию, по­сле че­го по­лу­чил пра­во на пре­по­да­ва­ние в на­чаль­ном учи­ли­ще. 14 июня 1914 го­да Иван Ва­си­лье­вич был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Сер­гий и на­зна­чен учи­те­лем мо­на­стыр­ской по­слуш­ни­че­ской шко­лы. В 1916 го­ду мо­нах Сер­гий был пе­ре­ве­ден в Мос­ков­ский По­кров­ский мо­на­стырь и в том же го­ду ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на.
В 1919 го­ду иеро­ди­а­кон Сер­гий был на­зна­чен слу­жить в Пре­об­ра­жен­ский храм се­ла Спас-Оста­шев­ско­го Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да; в 1930 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха к той же церк­ви.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-bukashkin

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ан­ти­па ро­дил­ся 3 ав­гу­ста 1870 го­да в се­ле Брат­ки Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пет­ра Ки­рил­ло­ва и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ан­то­ни­ем. Окон­чив цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу, он до два­дца­ти се­ми лет жил с род­ны­ми. Бу­дучи с дет­ства глу­бо­ко ре­ли­ги­оз­но на­стро­ен­ным, Ан­то­ний в 1898 го­ду по­сту­пил в чис­ло бра­тии Афон­ско­го мо­на­сты­ря и под­ви­зал­ся в нем до 1912 го­да; в этом го­ду он был за­чис­лен в бра­тию Но­воспас­ско­го мо­на­сты­ря в Москве. Был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Ан­ти­па. По­сле ре­во­лю­ции 1917 го­да он вы­ехал на ро­ди­ну в се­ло Брат­ки и здесь слу­жил в хра­ме пса­лом­щи­ком.
В 1929 го­ду мо­нах Ан­ти­па был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха и слу­жил в се­ле Коз­лов­ка Бо­ри­со­глеб­ско­го рай­о­на Там­бов­ской об­ла­сти.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-antipa-kirillov

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва ро­ди­лась в 1878 го­ду в де­ревне Ма­ка­ро­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье Кос­мы Ма­ка­ро­ва, ко­то­рый, кро­ме кре­стьян­ско­го хо­зяй­ства, имел неболь­шую тор­гов­лю в Москве и в де­ревне. По­сле его смер­ти в 1907 го­ду се­мья оста­ви­ла тор­гов­лю и ста­ла за­ни­мать­ся толь­ко кре­стьян­ством. Па­рас­ке­ва окон­чи­ла сель­скую шко­лу и в 1903 го­ду по­се­ли­лась в од­ном из жен­ских мо­на­сты­рей Ка­луж­ской гу­бер­нии, где под­ви­за­лась до за­кры­тия оби­те­ли в 1925 го­ду. По­сле это­го она неко­то­рое вре­мя жи­ла в Москве, а в 1929 го­ду уеха­ла на ро­ди­ну в Ма­ка­ро­во.
В ок­тяб­ре 1937 го­да Ма­ка­ров­ский сель­со­вет по тре­бо­ва­нию со­труд­ни­ков НКВД вы­дал справ­ку на по­слуш­ни­цу Па­рас­ке­ву, в ко­то­рой пи­са­лось, что она «име­ет тес­ную связь с по­па­ми и дру­ги­ми цер­ков­ни­ка­ми, участ­ву­ет при вы­но­се по­кой­ни­ков и сво­им пе­ни­ем со­би­ра­ет к умер­ше­му тол­пы лю­дей».

https://azbyka.ru/days/sv-paraskeva-makarova

☦️
Му­че­ник Сте­фан ро­дил­ся 17 де­каб­ря 1877 го­да в се­ле На­ще­ки­но Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­до­ра Фран­то­ва. Об­ра­зо­ва­ние Сте­пан по­лу­чил в сель­ской шко­ле и неко­то­рое вре­мя по­мо­гал от­цу управ­лять­ся с кре­стьян­ским хо­зяй­ством, а за­тем пе­ре­ехал в Моск­ву и стал ра­бо­тать экс­пе­ди­то­ром при скла­де. В 1920 го­ду Сте­пан Фе­до­ро­вич вер­нул­ся в род­ное се­ло. В это вре­мя по уез­ду был рас­про­стра­нен указ со­вет­ской вла­сти, что все, у ко­го есть ве­ло­си­пе­ды, долж­ны сдать их для нужд Крас­ной ар­мии. Сте­пан свой ве­ло­си­пед не сдал и был при­го­во­рен к трем ме­ся­цам за­клю­че­ния.
Сте­пан Фе­до­ро­вич ре­гу­ляр­но хо­дил на бо­го­слу­же­ния в Пре­об­ра­жен­скую цер­ковь в се­ле Спас-Мих­не­во и пел на кли­ро­се; через год он стал ре­ген­том и пса­лом­щи­ком. Вла­сти сра­зу же от­ре­а­ги­ро­ва­ли на его ак­тив­ную цер­ков­ную жизнь: Сте­пан Фе­до­ро­вич был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав, а хо­зяй­ство — кон­фис­ко­ва­но. Од­на­ко это не оста­но­ви­ло его, и он по-преж­не­му хо­дил в цер­ковь.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-stefan-frantov

☦️
Ни­ко­лай Некра­сов ро­дил­ся в 1872 го­ду. Свою жизнь он по­свя­тил слу­же­нию Церк­ви, под­ви­за­ясь в долж­но­сти пса­лом­щи­ка. 7 мар­та 1938 го­да пса­лом­щик Ни­ко­лай Некра­сов при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от рук бо­го­про­тив­ной вла­сти в воз­расте 66 лет.

☦️
Му­че­ни­ца Ели­са­ве­та ро­ди­лась в 1881 го­ду в го­ро­де Ве­не­ве Туль­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Алек­сандра Мар­ты­но­ва. В 1912 го­ду Ели­са­ве­та вы­шла за­муж за вдов­ца с че­тырь­мя детьми Ти­мо­фея Ге­ра­си­мо­ви­ча Ти­мо­хи­на, слу­жив­ше­го жан­дарм­ским ун­тер-офи­це­ром при стан­ции Го­ли­цы­но под Моск­вой. Хо­тя Ти­мо­фей Ге­ра­си­мо­вич и слу­жил в жан­дарм­ском от­де­ле­нии, фак­ти­че­ски он со­труд­ни­чал с ре­во­лю­ци­о­не­ра­ми, пре­ду­пре­ждая их об обыс­ках и аре­стах, ко­то­рые на­ме­ре­ва­лось про­из­ве­сти жан­дарм­ское от­де­ле­ние. [Елисавета Тимохина] Сра­зу же по­сле ре­во­лю­ции его, как быв­ше­го жан­дар­ма, аре­сто­ва­ли, но по хо­да­тай­ству од­но­го из ре­во­лю­ци­о­не­ров пе­ред Дзер­жин­ским он был вско­ре осво­бож­ден. Ели­са­ве­та Алек­сан­дров­на до за­му­же­ства за­ра­ба­ты­ва­ла порт­няж­ным ре­меслом, а ко­гда ста­ла се­мей­ной, то за­ня­лась вос­пи­та­ни­ем де­тей. В 1922 го­ду она бы­ла из­бра­на в цер­ков­ный со­вет Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма в се­ле Боль­шие Вя­зе­мы Зве­ни­го­род­ско­го уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-elisaveta-timohina

☦️
Му­че­ни­ца Ири­на ро­ди­лась 16 ап­ре­ля 1891 го­да в се­ле Ра­меш­ки Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Алек­сея и Мат­ро­ны Пет­ро­вых.
Ири­на Смир­но­ва бы­ла ста­ро­стой Ни­коль­ско­го хра­ма се­ла Чер­лен­ко­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да. В справ­ке, со­став­лен­ной на ее арест, со­труд­ник НКВД на­пи­сал: «Под­дер­жи­ва­ет тес­ную связь со свя­щен­ни­ком Вик­то­ром Ива­но­ви­чем Мо­ри­ге­ров­ским. Они кон­цен­три­ру­ют во­круг се­бя ве­ру­ю­щих, ор­га­ни­зо­вы­ва­ют сбо­ры в по­мощь церк­ви и ду­хо­вен­ству.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-irina-smirnova

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий и му­че­ни­ца Вар­ва­ра Ло­се­вы.

Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 20 сен­тяб­ря 1893 го­да в се­ле Ва­ни­ло­во Ашит­ков­ской во­ло­сти Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сандра Дмит­ри­е­ви­ча Ло­се­ва. В 1908 го­ду Сер­гей окон­чил Ко­ло­мен­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1915 го­ду — Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в те­че­ние двух с по­ло­ви­ной ме­ся­цев слу­жил в хра­ме пса­лом­щи­ком. В это вре­мя он же­нил­ся на де­ви­це Вар­ва­ре, ко­то­рая ра­бо­та­ла учи­тель­ни­цей и впо­след­ствии ста­ла вер­ной ему по­мощ­ни­цей. В том же го­ду Сер­гей Алек­сан­дро­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а через пол­то­ра го­да во свя­щен­ни­ка. С 1926 го­да и до сво­е­го аре­ста он слу­жил в хра­ме Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ка­пот­ня, во­шед­шем те­перь в чер­ту Моск­вы.

Му­че­ни­ца Вар­ва­ра ро­ди­лась в 1894 го­ду в кре­стьян­ской се­мье, ко вре­ме­ни рож­де­ния до­че­ри ро­ди­те­ли пе­ре­бра­лись в Моск­ву, где ее отец ра­бо­тал са­пож­ни­ком. Ро­ди­те­ли да­ли Вар­ва­ре хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, по­лу­чив ко­то­рое она ста­ла ра­бо­тать учи­тель­ни­цей.
В 1915 го­ду она вы­шла за­муж за Сер­гея Алек­сан­дро­ви­ча Ло­се­ва; в ско­ром вре­ме­ни он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и за­тем во свя­щен­ни­ка. Вар­ва­ра Ива­нов­на бы­ла аре­сто­ва­на 16 фев­ра­ля 1938 го­да и за­клю­че­на в его­рьев­скую тюрь­му.

25 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Вар­ва­ру Ива­нов­ну к рас­стре­лу. Вар­ва­ра Ива­нов­на Ло­се­ва бы­ла рас­стре­ля­на 7 мар­та 1938 го­да и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой. (Свя­щен­ник Сер­гий Ло­сев скон­чал­ся в за­клю­че­нии 29 сен­тяб­ря 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле)

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-varvara-loseva

☦️
Му­че­ник Ан­дрей ро­дил­ся 3 ав­гу­ста 1872 го­да в го­ро­де Бе­жец­ке в се­мье куп­ца Ива­на Гне­вы­ше­ва, за­ни­мав­ше­го­ся тор­гов­лей муч­ным то­ва­ром и для этой це­ли арен­до­вав­ше­го в го­ро­де лав­ку. Ан­дрей Ива­но­вич на­сле­до­вал за­ня­тия от­ца и за­ни­мал­ся тор­гов­лей льня­ным се­ме­нем, льно­во­лок­ном, став со вре­ме­нем круп­ным спе­ци­а­ли­стом в этой об­ла­сти. Не остав­ляя сво­е­го тор­го­во­го де­ла, он слу­жил сор­ти­ров­щи­ком во фран­цуз­ской фир­ме «Эр­нест Ма­ке», имев­шей его сво­им пред­ста­ви­те­лем в Бе­жец­ке.
Ан­дрей Гне­вы­шевВ Первую ми­ро­вую вой­ну Ан­дрей Ива­но­вич был при­зван на фронт ря­до­вым. По­сле ре­во­лю­ции все его иму­ще­ство: скла­ды, лав­ки и до­ма — бы­ло ото­бра­но вла­стя­ми. Дом, в ко­то­ром он жил с же­ной, сго­рел во вре­мя по­жа­ра в 1921 го­ду, и Ан­дрей Ива­но­вич вы­стро­ил на этом же ме­сте но­вый, но его впо­след­ствии ото­бра­ли вла­сти, и ему при­шлось сни­мать квар­ти­ру. Ан­дрей Ива­но­вич, впро­чем, ни­ко­гда не жа­лел о по­те­ре иму­ще­ства — Бог дал, Бог и взял. К 1937 го­ду у него оста­лась лишь ло­шадь с зим­ней и лет­ней упря­жью, что поз­во­ли­ло ему ра­бо­тать воз­чи­ком в го­судар­ствен­ном учре­жде­нии.
Глу­бо­ко ве­ру­ю­щий че­ло­век, Ан­дрей Ива­но­вич был ста­ро­стой в Ни­коль­ском хра­ме в Бе­жец­ке.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-andrej-gnevyshev

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Фила­рет ро­дил­ся 29 ав­гу­ста 1880 го­да в се­ле Чул­ко­во Прон­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Тро­фи­ма Пря­хи­на и в кре­ще­нии на­ре­чен был Иоан­ном. Гра­мо­те он обу­чил­ся до­ма и в сем­на­дцать лет, имея го­ря­чее же­ла­ние по­слу­жить Хри­сту и Его свя­той Церк­ви, по­сту­пил в Спас­скую Прон­скую пу­стынь, на­хо­див­шу­ю­ся по­бли­зо­сти от го­ро­да Прон­ска. В оби­те­ли, кро­ме хо­зяй­ствен­ных по­слу­ша­ний, он про­хо­дил по­слу­ша­ние на кли­ро­се. 21 ап­ре­ля 1913 го­да он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Фила­рет, 18 ав­гу­ста то­го же го­да ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 16 но­яб­ря 1914 го­да — во иеро­мо­на­ха.
Филарет (Пряхин)Глав­ной свя­ты­ней пу­сты­ни был спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Спо­руч­ни­ца греш­ных», с этим об­ра­зом бра­тия со­вер­ша­ла крест­ные хо­ды по со­сед­ним се­лам и де­рев­ням. Вме­сте с бра­ти­ей хо­дил с крест­ны­ми хо­да­ми и со­вер­шал мо­леб­ны и иеро­мо­нах Фила­рет. По­сле то­го как во вре­ме­на го­не­ний в 1919 го­ду пу­стынь бы­ла за­кры­та без­бож­ни­ка­ми, отец Фила­рет пе­ре­нес ико­ну в храм в се­ле Срез­не­во Ши­лов­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти, где он стал слу­жить. Ар­хи­епи­скоп Ря­зан­ский и За­рай­ский Ве­ни­а­мин (Му­ра­тов­ский) бла­го­сло­вил от­ца Фила­ре­та воз­об­но­вить мо­на­стыр­ский обы­чай хо­дить с ико­ной по се­лам, и на 29 мая (11 июня) в при­хо­де бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние этой иконе. В этот день в се­ло схо­ди­лось до вось­ми ты­сяч бо­го­моль­цев и до два­дца­ти свя­щен­ни­ков. В 1926 го­ду отец Фила­рет был воз­ве­ден в сан игу­ме­на.
В июле 1930 го­да Ря­зан­ский от­дел ОГПУ со­об­щил сво­е­му ру­ко­вод­ству в Москве, что в се­ле «Срез­не­во Ши­лов­ско­го рай­о­на 11 июня по слу­чаю пре­столь­но­го празд­ни­ка имел ме­сто мас­со­вый на­плыв бо­го­моль­цев — все­го око­ло вось­ми ты­сяч че­ло­век. Та­кое боль­шое скоп­ле­ние, как вы­яс­не­но, объ­яс­ня­ет­ся тем, что в се­ле Срез­не­во слу­жит в ка­че­стве свя­щен­ни­ка некто Фила­рет… Пред­ва­ри­тель­ным вы­яс­не­ни­ем уста­нов­ле­но, что Фила­рет, имея “чу­до­твор­ную ико­ну”, про­во­дит еже­днев­ные мо­леб­ны и дру­гие ви­ды служб, в ко­то­рых участ­ву­ют несколь­ко по­пов, мо­на­хов и мо­на­хинь. 11 июня се­го го­да на празд­ни­ке в се­ле Срез­не­во на­хо­ди­лось до два­дца­ти по­пов и до двух­сот че­ло­век мо­на­ше­ству­ю­ще­го эле­мен­та. Служ­бы про­ис­хо­ди­ли в те­че­ние трех су­ток… В пе­ри­од про­ве­де­ния мас­со­вой кол­лек­ти­ви­за­ции па­лом­ни­че­ство кре­стьян окру­жа­ю­щих сел и де­ре­вень, глав­ным об­ра­зом жен­щин, бы­ло осо­бен­но боль­шим, от­ме­ча­лось так­же, что по­сле их сви­да­ния с Фила­ре­том та­ко­вые не всту­па­ли в кол­хо­зы, а всту­пив­шие быст­ро вы­пи­сы­ва­лись.
Окруж­ным от­де­лом ОГПУ при­нят ряд сроч­ных мер к па­ра­ли­за­ции де­я­тель­но­сти Фила­ре­та…»
Отец Фила­рет ви­дел, что вла­сти ве­дут за ним при­сталь­ное на­блю­де­ние, и, зная, что по­всю­ду идут аре­сты ду­хо­вен­ства, мо­на­хов и ми­рян, пре­ду­пре­ждал всех при­хо­див­ших к нему в храм по­мо­лить­ся, что бли­зит­ся вре­мя его за­клю­че­ния. Сам он уже дав­но при­го­то­вил­ся к это­му, и у него все­гда ви­сел на стене ме­шо­чек с бе­льем.
31 мая 1931 го­да игу­мен Фила­рет был аре­сто­ван. От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, он ска­зал: «Я на­хо­дил­ся в те­че­ние два­дца­ти лет в Спас­ском мо­на­сты­ре… Со­бы­тия уби­е­ния ца­ря Ни­ко­лая II по­тряс­ли наш мо­на­стырь, все очень со­жа­ле­ли… В 1919 го­ду разо­гна­ли наш мо­на­стырь. Иму­ще­ство раз­гра­би­ли, а в зда­ни­ях по­ме­сти­ли раз­ные учре­жде­ния… Все мо­на­хи и по­слуш­ни­ки раз­бре­лись по раз­ным сто­ро­нам, кто ку­да… В то же вре­мя бы­ли раз­гром­ле­ны как муж­ские, так и жен­ские мо­на­сты­ри… Все мо­на­хи и мо­на­хи­ни по­се­ли­лись око­ло церк­вей в цер­ков­ных сто­рож­ках и бы­ли вер­ны­ми по­сле­до­ва­те­ля­ми Хри­ста… Я яв­ля­юсь вра­гом для со­вет­ской вла­сти, так как со­вет­ская власть все вре­мя идет про­тив Пра­во­слав­ной Церк­ви и ре­ли­гии».
12 но­яб­ря 1931 го­да Кол­ле­гия ОГПУ при­го­во­ри­ла игу­ме­на Фила­ре­та к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре, и он был от­прав­лен на стро­и­тель­ство Бе­ло­мор­ско-Бал­тий­ско­го ка­на­ла.
По­сле окон­ча­ния сро­ка за­клю­че­ния отец Фила­рет в 1936 го­ду вер­нул­ся в Ря­зань, при­шел к ар­хи­епи­ско­пу Иуве­на­лию (Мас­лов­ско­му), и тот по­со­ве­то­вал ему уехать из го­ро­да, где его мо­гут сно­ва аре­сто­вать, и от­пра­вить­ся в Тверь, где он, как че­ло­век но­вый, бу­дет не столь за­ме­тен для мест­ных вла­стей, и там ему бу­дет спо­кой­ней.
Игу­мен Фила­рет вы­ехал в Тверь, где по­зна­ко­мил­ся со свя­щен­ни­ком еди­но­вер­че­ско­го хра­ма — вто­ро­го из неза­кры­тых то­гда хра­мов го­ро­да, тот по­мог ему най­ти в го­ро­де квар­ти­ру, в ко­то­рой он про­жил око­ло двух лет, а за­тем пе­ре­брал­ся к даль­не­му род­ствен­ни­ку, жив­ше­му в се­ле Тру­би­но Мед­нов­ско­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти. По­ка отец Фила­рет жил в Тве­ри, он по­се­щал храм в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на», где то­гда слу­жил ар­хи­епи­скоп Твер­ской Фад­дей (Успен­ский), а по­сле его аре­ста и за­кры­тия хра­ма отец Фила­рет при­ез­жал из се­ла Тру­би­но в Тверь по­мо­лить­ся в по­след­ний неза­кры­тый храм го­ро­да, рас­по­ла­гав­ший­ся на Во­лын­ском клад­би­ще, где слу­жил сме­нив­ший аре­сто­ван­но­го ар­хи­епи­ско­па Фад­дея епи­скоп Пал­ла­дий (Шер­стен­ни­ков). В 1938 го­ду епи­скоп Пал­ла­дий пред­ло­жил игу­ме­ну Фила­ре­ту за­нять осво­бо­див­ше­е­ся ме­сто свя­щен­ни­ка в се­ле Ко­на­ко­во, ку­да он тут же от­пра­вил­ся, но ко­на­ков­ские вла­сти от­ка­за­лись вы­дать ему ре­ги­стра­цию, и он воз­вра­тил­ся в Тру­би­но.
В ав­гу­сте 1939 го­да со­труд­ни­ки НКВД про­ве­ли аре­сты в Тве­ри, был аре­сто­ван и епи­скоп Пал­ла­дий. 28 ав­гу­ста, ко­гда игу­мен Фила­рет при­шел на празд­ник Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри по­мо­лить­ся в храм, к нему по­до­шел диа­кон и со­об­щил, что при­ез­жа­ли со­труд­ни­ки НКВД, ко­то­рые хо­те­ли его аре­сто­вать, и диа­кон по­со­ве­то­вал ему немед­лен­но бе­жать. Отец Фила­рет вме­сте с род­ствен­ни­ком, у ко­то­ро­го жил и ко­то­рый так­же при­шел по­мо­лить­ся, через пе­ре­ле­сок вы­шли из го­ро­да и при­шли в се­ло Тру­би­но. В тот же ве­чер отец Фила­рет был аре­сто­ван и до­став­лен в тюрь­му в го­род Тверь. До­про­сы про­дол­жа­лись в те­че­ние трех ме­ся­цев. На всех до­про­сах отец Фила­рет ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зы­вал­ся при­знать се­бя ви­нов­ным. И то­гда сле­до­ва­те­ли пред­ста­ви­ли ему вы­держ­ки из по­ка­за­ний епи­ско­па Пал­ла­дия, ко­то­рый, вой­дя в тес­ное со­труд­ни­че­ство со сле­до­ва­те­ля­ми, со­гла­сил­ся под­пи­сать лже­сви­де­тель­ства и по­ка­зать на оч­ной став­ке, что игу­мен Фила­рет яв­ля­ет­ся участ­ни­ком ан­ти­со­вет­ской мо­нар­хи­че­ской груп­пи­ров­ки.
— В чем кон­крет­но вы при­зна­е­те се­бя ви­нов­ным со­глас­но предъ­яв­лен­но­му вам об­ви­не­нию? — спро­сил сле­до­ва­тель от­ца Фила­ре­та.
— Я при­знаю, что вла­ды­ке Пал­ла­дию я вы­ска­зы­вал ан­ти­со­вет­ские из­мыш­ле­ния, об­ви­няя со­вет­скую власть в при­тес­не­нии ре­ли­гии и го­не­нии на ду­хо­вен­ство, на­зы­вал со­вет­скую власть вла­стью ан­ти­хри­ста. Участ­ни­ком ан­ти­со­вет­ской цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской груп­пи­ров­ки я ни­ко­гда не был и в этом се­бя ви­нов­ным не при­знаю. Ни­ка­ких со­ве­тов и ука­за­ний… цер­ков­ни­кам о про­ве­де­нии ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я не да­вал и ука­за­ний да­вать та­кие со­ве­ты ни от ко­го не по­лу­чал. Вла­ды­ка Пал­ла­дий ни­ка­ких ан­ти­со­вет­ских по­ру­че­ний мне не да­вал, и о том, что он яв­ля­ет­ся ру­ко­во­ди­те­лем ан­ти­со­вет­ской груп­пи­ров­ки, я до оч­ной став­ки с ним не знал. Кро­ме Пал­ла­дия, я ни­ко­му и ни­ко­гда сво­их ан­ти­со­вет­ских на­стро­е­ний не вы­ска­зы­вал. Ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти не про­во­дил, ви­нов­ным се­бя в дру­гих предъ­яв­лен­ных мне об­ви­не­ни­ях не при­знаю.
4 мар­та 1940 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло от­ца Фила­ре­та к трем го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Игу­мен Фила­рет (Пря­хин) скон­чал­ся 7 мар­та 1942 го­да в Но­во-Ива­нов­ском от­де­ле­нии Ма­ри­ин­ско­го ла­ге­ря в Ке­ме­ров­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание