⏳ 2021.03.06 (сб)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 2я приуготовительная седмица к Великому посту, о блудном сыне (глас 5й)
• суббота (Вселенская родительская (мясопустная) суббота)

☀️ неподвижный годовой круг:
6 марта (или 5 марта в високос) (21 февраля)
• свт. Евста́фия Антиохийского (337) ?
• прп. Тимофея в Симво́лех (795)
• свт. Георгия Амастридского (802–811)
• сщмчч. Александра (Вислянского), Даниила (Алферова), Григория (Хлебунова) (1930)
• сщмчч. Константина (Пятикрестовского), Павла (Широкогорова) (1938)
• мц. Ольги (Кошелевой) (1939)
• иконы Божией Матери «Козельщанская» (1881)


☦️
Свя­ти­тель Ев­ста­фий, ар­хи­епи­скоп Ан­тио­хий­ский (323–331) ро­дил­ся в Си­де Пам­фи­лий­ском во вто­рой по­ло­вине III ве­ка. Он был епи­ско­пом го­ро­да Бе­рии, поль­зо­вал­ся лю­бо­вью и ува­же­ни­ем на­ро­да и по хо­да­тай­ству паст­вы был воз­ве­ден от­ца­ми I Все­лен­ско­го Со­бо­ра (325) на Ан­тио­хий­скую ка­фед­ру.
Свя­ти­тель Ев­ста­фий был глу­бо­ко об­ра­зо­ван­ным бо­го­сло­вом, а так­же от­ли­чал­ся об­шир­ны­ми по­зна­ни­я­ми в на­у­ках свет­ских. Ко­гда на Во­сто­ке ста­ла рас­про­стра­нять­ся ересь Ария, не при­зна­вав­ше­го Еди­но­су­щия Сы­на Бо­жия со От­цом, свя­ти­тель Ев­ста­фий рев­ност­но бо­рол­ся – уст­но и пись­мен­но – за чи­сто­ту Пра­во­слав­ной ве­ры. В 325 го­ду свя­тым рав­ноап­о­столь­ным ца­рем Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким (306–337) был со­зван I Все­лен­ский Ни­кей­ский Со­бор. Пер­вым пред­се­да­те­лем на этом Со­бо­ре был свя­ти­тель Ев­ста­фий. Со­бор осу­дил уче­ние Ария и из­ло­жил пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние в Сим­во­ле ве­ры. Неисто­во­го Ария, как на­звал его свя­ти­тель Ев­ста­фий, не по­же­лав­ше­го от­ка­зать­ся от сво­е­го за­блуж­де­ния, и его еди­но­мыш­лен­ни­ков Со­бор, ли­шив са­на, от­лу­чил от Церк­ви. Од­на­ко сре­ди епи­ско­пов, под­пи­сав­ших Ни­кей­ский Сим­вол, бы­ли и та­кие, ко­то­рые со­чув­ство­ва­ли ере­си Ария и под­пи­са­ли ак­ты Со­бо­ра не по убеж­де­нию, а бо­ясь от­лу­че­ния. По­сле Со­бо­ра на­ча­лись их про­ис­ки про­тив свя­ти­те­ля Ев­ста­фия. С ве­ли­кой хит­ро­стью они до­би­лись его со­гла­сия на со­зыв в Ан­тио­хии По­мест­но­го Со­бо­ра. Под­ку­пив од­ну блуд­ни­цу, они под­го­во­ри­ли ее явить­ся на Со­бор с груд­ным мла­ден­цем и лже­сви­де­тель­ство­вать о том, что от­цом мла­ден­ца яв­ля­ет­ся свя­ти­тель Ев­ста­фий. На­ру­шая апо­столь­ские пра­ви­ла о том, что об­ви­не­ние на свя­щен­но­слу­жи­те­ля сле­ду­ет при­ни­мать при под­твер­жде­нии двух сви­де­те­лей, ари­ане объ­яви­ли свя­ти­те­ля Ев­ста­фия низ­ло­жен­ным. Он без су­да был от­прав­лен в ссыл­ку во Фра­кию. Но лож­ность об­ви­не­ния вско­ре от­кры­лась: тяж­ко за­болев по­сле кле­ве­ты, жен­щи­на рас­ка­я­лась, при­зва­ла кли­ри­ков и в при­сут­ствии мно­гих лю­дей ис­по­ве­да­ла свой грех. Од­на­ко к это­му вре­ме­ни свя­той Кон­стан­тин Ве­ли­кий умер, и на пре­стол всту­пил его сын Кон­стан­ций (337–361), раз­де­ляв­ший ере­ти­че­ские взгля­ды Ария и по­кро­ви­тель­ство­вав­ший ари­ан­ству­ю­щим епи­ско­пам. Свя­ти­тель Ев­ста­фий и в ссыл­ке всё так же рев­ност­но бо­рол­ся за пра­во­сла­вие. Скон­чал­ся в ссыл­ке, в го­ро­де Филип­пах или Тра­я­но­по­ле, в 337 го­ду.
Со­сто­яв­ший­ся в 381 г. в Кон­стан­ти­но­по­ле II Все­лен­ский Со­бор под­твер­дил Пра­во­слав­ный Сим­вол ве­ры, ко­то­рый так рев­ност­но за­щи­щал свя­ти­тель Ев­ста­фий. Ари­ан­ское лже­уче­ние бы­ло еще раз пре­да­но ана­фе­ме как ересь.
В 482 г. мо­щи свя­ти­те­ля Ев­ста­фия с че­стью бы­ли пе­ре­не­се­ны из Филипп в Ан­тио­хию к ве­ли­кой ра­до­сти ан­тио­хий­цев, не пе­ре­ста­вав­ших по­чи­тать и лю­бить сво­е­го пат­ри­ар­ха-ис­по­вед­ни­ка.
Свя­ти­те­ля Ев­ста­фия чти­ли ве­ли­кие свя­ти­те­ли IV ве­ка Ва­си­лий Ве­ли­кий, Иоанн Зла­то­уст, Афа­на­сий Алек­сан­дрий­ский, Епи­фа­ний Кипр­ский, Ана­ста­сий Си­на­ит и Иеро­ним Стри­дон­ский. Из­вест­ный цер­ков­ный ис­то­рик епи­скоп Фе­о­до­рит Кир­ский на­зы­ва­ет свя­ти­те­ля Ев­ста­фия стол­пом Церк­ви и бла­го­че­стия на­равне со свя­ти­те­лем Афа­на­си­ем Алек­сан­дрий­ским и дру­ги­ми епи­ско­па­ми, глав­ны­ми по­бор­ни­ка­ми пра­во­сла­вия.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/178

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Antiohijskij/slovo_na_vecheryu_Lazarya_i_na_Mariyu_i_Marfu/
• Слово на вечерю Лазаря и на Марию и Марфу, сестер его

☦️
Пре­по­доб­ный Ти­мо­фей пу­стын­ник, ро­дом ита­лья­нец, с юных лет под­ви­зал­ся в мо­на­сты­ре, на­зы­ва­е­мом «Сим­во­лы», в Ма­лой Азии, при го­ре Олимп. Ар­хи­манд­ри­том оби­те­ли был пре­по­доб­ный Фео­к­тист. Свя­той Ти­мо­фей был его уче­ни­ком и со­уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Пла­то­на, ис­по­вед­ни­ка Сту­дий­ско­го († 814; па­мять 5 ап­ре­ля). Дой­дя до выс­ших сту­пе­ней ду­хов­но­го со­вер­шен­ства, он по­лу­чил от Бо­га дар ис­це­ле­ния бо­лез­ней и из­гна­ния нечи­стых ду­хов. Мно­го лет пре­по­доб­ный про­вел в от­шель­ни­че­стве, ски­та­ясь по пу­сты­ням, го­рам и ле­сам, день и ночь воз­но­ся мо­лит­вы к Гос­по­ду Бо­гу. Скон­чал­ся он в глу­бо­кой ста­ро­сти, в 795 го­ду.

☦️
Свя­ти­тель Ге­ор­гий, епи­скоп Ама­стрид­ский, про­ис­хо­дил из го­ро­да Кром­ны, близ го­ро­да Ама­стри­ды при Чер­ном мо­ре. Бла­го­че­сти­вые и знат­ные ро­ди­те­ли его, Фе­о­дор и Ми­ге­фу­са, да­ли ему хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние, ду­хов­ное и свет­ское. Свя­той Ге­ор­гий уда­лил­ся в Си­ри­кий­ские го­ры, при­нял ино­че­ство и стал ве­сти су­ро­вую по­движ­ни­че­скую жизнь под ру­ко­вод­ством от­шель­ни­ка. По­сле смер­ти стар­ца свя­той Ге­ор­гий по­се­лил­ся в ино­че­ской оби­те­ли в Во­нис­се и там про­дол­жал свои по­дви­ги. По­сле смер­ти епи­ско­па го­ро­да Ама­стри­ды он был из­бран кли­ром и на­ро­дом во епи­ско­па и ру­ко­по­ло­жен в Кон­стан­ти­но­по­ле ар­хи­епи­ско­пом Та­ра­си­ем (784–806; па­мять 25 фев­ра­ля). При­быв в Ама­стри­ду, свя­ти­тель Ге­ор­гий неустан­но по­учал свою паст­ву, за­бо­тил­ся об укра­ше­нии хра­мов, был за­щит­ни­ком вдов и си­рот, кор­ми­те­лем ни­щих и всем яв­лял при­мер бо­го­угод­ной жиз­ни. Си­лой мо­лит­вы он от­г­нал от го­ро­да Ама­стри­ды са­ра­цин, опу­сто­шав­ших ее окрест­но­сти; из­ба­вил от смер­ти невин­но осуж­ден­ных в го­ро­де Тра­пезун­те ама­стрид­ских куп­цов. Свя­ти­тель Ге­ор­гий скон­чал­ся мир­но 3 мар­та сре­ди сво­ей паст­вы в прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Ни­ки­фо­ра I (802–811).

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/177

☦️
Священномученики Александр Вислянский и Даниил Алферов.

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Ар­хан­гель­ское Зем­лян­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Иа­ко­ва Вис­лян­ско­го. Окон­чив в 1893 го­ду Во­ро­неж­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Алек­сандр Яко­вле­вич был до 1894 го­да учи­те­лем пе­ния в Вве­ден­ской цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле в го­ро­де Во­ро­не­же; в том же го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к хра­му в жен­ском Бо­го­ро­ди­це-Ти­хо­нов­ском Тю­нин­ском мо­на­сты­ре, где так­же пре­по­да­вал в мо­на­стыр­ской шко­ле пе­ние. 30 мар­та 1897 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ар­хан­гель­ской церк­ви в се­ле Ро­го­жи­но За­дон­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии, в ко­то­ром он слу­жил до при­хо­да к вла­сти без­бож­ни­ков, вверг­нув­ших стра­ну на мно­гие го­ды в кро­во­про­лит­ную сму­ту.
Во вто­рой по­ло­вине два­дца­тых го­дов отец Алек­сандр слу­жил в хра­ме в се­ле Се­ми­де­сят­ное Гре­мя­чен­ско­го рай­о­на Во­ро­неж­ской об­ла­сти. Как и мно­гие дру­гие свя­щен­ни­ки Во­ро­неж­ской об­ла­сти, он му­же­ствен­но бо­рол­ся про­тив об­нов­лен­цев, пы­тав­ших­ся за­хва­тить пра­во­слав­ные хра­мы, и, как и мно­гие, весь­ма на­сто­ро­жен­но от­нес­ся к пе­ре­го­во­рам за­ме­сти­те­ля Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­ли­та Сер­гия (Стра­го­род­ско­го) с пред­ста­ви­те­ля­ми со­вет­ской вла­сти, а так­же и к сде­лан­ным им за­яв­ле­ни­ям; за бо­го­слу­же­ни­я­ми он по­ми­нал толь­ко Ме­сто­блю­сти­те­ля Пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла мит­ро­по­ли­та Пет­ра (По­лян­ско­го) и пра­вя­ще­го ар­хи­ерея Во­ро­неж­ской епар­хии епи­ско­па Алек­сия (Буя).

Свя­щен­но­му­че­ник Да­ни­ил ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Трой­ня Боб­ров­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ва­си­лия Ал­фе­ро­ва. По­сле окон­ча­ния Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и уже при вла­сти без­бож­ни­ков слу­жил в хра­ме в се­ле Ни­коль­ское Гре­мя­че­ско­го рай­о­на Во­ро­неж­ской об­ла­сти по со­сед­ству с при­хо­дом от­ца Алек­сандра Вис­лян­ско­го. До ре­во­лю­ции отец Да­ни­ил при­ни­мал уча­стие в на­род­но-ре­ли­ги­оз­ных дви­же­ни­ях, та­ких, как Со­юз рус­ско­го на­ро­да, чле­ны ко­то­ро­го по­сто­ян­но при­ни­ма­ли уча­стие в крест­ных хо­дах.
В 1929 го­ду со­вет­ская власть при­сту­пи­ла к уни­что­же­нию кре­стьян­ско­го со­сло­вия; кре­стьяне то­гда нераз­рыв­но бы­ли свя­за­ны с сель­ски­ми пас­ты­ря­ми, раз­де­ляв­ши­ми с ни­ми все нуж­ды и тя­го­ты, свя­щен­ни­ки бы­ли в то вре­мя един­ствен­ны­ми пред­ста­ви­те­ля­ми об­ра­зо­ван­но­го со­сло­вия, кто со­пут­ство­вал кре­стья­нам на всем про­тя­же­нии их жиз­ни, и вла­сти вме­сте с кре­стья­на­ми ста­ли аре­сто­вы­вать и пре­сле­до­вать и ду­хо­вен­ство. Ду­хо­вен­ство Во­ро­неж­ской епар­хии раз­де­ли­лось на тех, кто при­со­еди­нил­ся к об­нов­лен­цам и в со­ю­зе с без­бож­ной вла­стью при­нял­ся за раз­ру­ше­ние Церк­ви, и тех, кто от­нес­ся к но­вой вла­сти весь­ма на­сто­ро­жен­но, ожи­дая от нее об­ма­на и не упо­вая на де­кла­ра­ции, под­пи­сан­ные по тре­бо­ва­нию во­ин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков.
В кон­це 1929-го — на­ча­ле 1930 го­да ОГПУ про­из­ве­ло ши­ро­ко­мас­штаб­ные аре­сты сре­ди ду­хо­вен­ства и кре­стьян Во­ро­неж­ской об­ла­сти, ко­гда в те­че­ние ко­рот­ко­го вре­ме­ни бы­ли аре­сто­ва­ны сот­ни лю­дей.
Свя­щен­ни­ки Алек­сандр Вис­лян­ский и Да­ни­ил Ал­фе­ров бы­ли аре­сто­ва­ны в на­ча­ле фев­ра­ля 1930 го­да, за­клю­че­ны в тюрь­му в го­ро­де Во­ро­не­же и сра­зу же до­про­ше­ны. От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, отец Алек­сандр ска­зал, что к нему неод­но­крат­но об­ра­ща­лись ве­ру­ю­щие с во­про­са­ми: нуж­но ли от­да­вать це­ли­ком из­лиш­ки хле­ба, ско­ро ли бу­дет ко­нец све­та, ско­ро ли кон­чит­ся та­кая жизнь, ко­гда все от­би­ра­ют и идет го­не­ние на Цер­ковь. На это он от­ве­чал, что хле­бо­за­го­тов­ки нуж­но вы­пол­нять, как кто смо­жет, ско­ро ли бу­дет ко­нец све­та — это от нас за­кры­то, как об этом яс­но из­ло­же­но в Еван­ге­лии. А что ка­са­ет­ся го­ни­те­лей, то нуж­но лю­бить сво­их вра­гов, а за без­бож­ни­ков нуж­но мо­лить­ся. Сле­до­ва­тель спро­сил, ока­зы­ва­ла ли цер­ковь ко­му-ли­бо ма­те­ри­аль­ную по­мощь, на что отец Алек­сандр от­ве­тил, что хо­тя фор­маль­но­го по­ста­нов­ле­ния на этот счет не бы­ло, но цер­ковь ока­зы­ва­ла нуж­да­ю­щим­ся по­мощь, а кто та­кие эти нуж­да­ю­щи­е­ся, ку­лак ли экс­про­при­и­ро­ван­ный или бед­няк — для церк­ви это не важ­но.
Бу­дучи до­про­шен, отец Да­ни­ил на во­про­сы сле­до­ва­те­ля от­ве­тил, что свя­зей, кро­ме сво­их слу­жеб­ных, он ни с кем ни­ка­ких не име­ет, аги­та­ци­ей или раз­го­во­ра­ми про­тив со­вет­ской вла­сти не за­ни­мал­ся, а так­же не слы­шал, за­ни­ма­ют­ся ли этим дру­гие.
Несмот­ря на боль­шое чис­ло об­ви­ня­е­мых, след­ствие шло уско­рен­ны­ми тем­па­ми и в фев­ра­ле то­го же го­да бы­ло за­кон­че­но. 5 мар­та 1930 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла часть аре­сто­ван­ных, и сре­ди них двух свя­щен­ни­ков, к рас­стре­лу, а дру­гих — к раз­лич­ным сро­кам за­клю­че­ния. Свя­щен­ни­ки Алек­сандр Вис­лян­ский и Да­ни­ил Ал­фе­ров бы­ли рас­стре­ля­ны глу­хой но­чью сле­ду­ю­ще­го дня, 6 мар­та 1930 го­да, и по­гре­бе­ны в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле в при­го­ро­де Во­ро­не­жа.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий ро­дил­ся в 1873 го­ду в се­ле Шу­ва­то­во Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Ни­ки­ты и Та­тья­ны Хле­бу­но­вых. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в сель­ской шко­ле, а осталь­ное до­пол­ни­лось са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем и цер­ков­ным вос­пи­та­ни­ем, по­лу­чен­ным в се­мье. По бед­но­сти се­мьи он пе­ре­ехал из се­ла ра­бо­тать в го­род Аст­ра­хань, где по­зна­ко­мил­ся со сво­ей бу­ду­щей же­ной Да­рьей Сте­па­нов­ной. Ду­ша Гри­го­рия Ни­ки­ти­ча влек­лась от свет­ских за­ня­тий к слу­же­нию Гос­по­ду, и слу­же­нию су­гу­бо цер­ков­но­му, и он устро­ил­ся пса­лом­щи­ком в храм в се­ле Ба­сы Аст­ра­хан­ской гу­бер­нии. В 1917 го­ду, ко­гда про­изо­шел Ок­тябрь­ский пе­ре­во­рот, он при­нял твер­дое ре­ше­ние по­свя­тить свою жизнь слу­же­нию Церк­ви и с это­го вре­ме­ни стал уже це­ле­устрем­лен­но го­то­вить­ся к при­ня­тию са­на.
Гри­го­рий Хле­бу­новВ 1921 го­ду Гри­го­рий Ни­ки­тич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и два го­да про­слу­жил в хра­мах Аст­ра­ха­ни, а в 1923 го­ду был на­прав­лен слу­жить в храм в честь Руд­нен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле На­ча­ло­во Аст­ра­хан­ской об­ла­сти, где и про­слу­жил до сво­е­го аре­ста.
При­е­хав на но­вый при­ход, отец Гри­го­рий сра­зу же стал узна­вать, кто из при­хо­жан при­дер­жи­ва­ет­ся пра­во­сла­вия, а кто го­тов пе­рей­ти к об­нов­лен­цам, с этим во­про­сом он стал об­хо­дить до­ма кре­стьян. Пред­се­да­те­лю сель­со­ве­та по­ка­за­лось по­до­зри­тель­ным, за­чем свя­щен­ник хо­дит к кре­стья­нам и что-то за­пи­сы­ва­ет. Отец Гри­го­рий не стал удо­вле­тво­рять лю­бо­пыт­ство пред­се­да­те­ля, и тот про­сил про­ку­ро­ра от­крыть про­тив свя­щен­ни­ка уго­лов­ное де­ло о «пред­на­ме­рен­ном дей­ствии в ин­те­ре­сах про­ти­во­со­вет­ско­го ла­ге­ря». Ма­те­ри­а­лов для об­ви­не­ния от­ца Гри­го­рия ока­за­лось недо­ста­точ­но, и де­ло бы­ло пре­кра­ще­но.
Отец Гри­го­рий был рев­ност­ным пас­ты­рем и му­же­ствен­ным про­по­вед­ни­ком. Со­брав мно­го ду­хов­ных книг, он да­вал чи­тать эти кни­ги при­хо­жа­нам, так что в до­ме у него об­ра­зо­ва­лось нечто вро­де биб­лио­те­ки.
В 1929 го­ду на­ча­лась кол­лек­ти­ви­за­ция, вы­ра­зив­ша­я­ся в уни­что­же­нии кре­стьян­ских хо­зяйств и сло­ме кре­стьян­ско­го бы­та, со­про­вож­дав­ших­ся бес­по­щад­ны­ми го­не­ни­я­ми на Цер­ковь, так как всем сво­им бы­том рус­ское кре­стьян­ство бо­лее все­го бы­ло свя­за­но с пра­во­сла­ви­ем. Ста­ли хо­дить устра­ша­ю­щие слу­хи о том, что ком­му­ни­сты го­то­вят впе­ре­ди нечто худ­шее, что они все обоб­ще­ствят и устро­ят «кол­лек­тив­ный рай» на зем­ле. Пе­ред ли­цом этих ис­пы­та­ний ста­ла умно­жать­ся и ве­ра, и храм в се­ле На­ча­ло­во стал на­пол­нять­ся мо­ля­щи­ми­ся, че­му спо­соб­ство­ва­ла и неустан­ная про­по­ведь от­ца Гри­го­рия за бо­го­слу­же­ни­ем. В Кре­щен­ский со­чель­ник, 18 ян­ва­ря 1930 го­да, в се­ле со­сто­я­лась со­бра­ние, на ко­то­ром был по­став­лен во­прос о том, чтобы снять ко­ло­ко­ла и от­дать их в пе­ре­плав­ку, но при­сут­ству­ю­щие вы­ра­зи­ли ка­те­го­ри­че­ское несо­гла­сие с этим. Впо­след­ствии вла­сти усмот­ре­ли в этой друж­ной под­держ­ке церк­ви ре­зуль­тат де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ка.
В кон­це ян­ва­ря 1930 го­да сек­ре­тарь мест­ной пар­тий­ной ячей­ки на­пра­вил за­яв­ле­ние упол­но­мо­чен­но­му ОГПУ по Аст­ра­хан­ско­му рай­о­ну, где пи­сал, что, «вы­пол­няя пар­тий­ную ра­бо­ту, а так­же ра­бо­ту, на­прав­лен­ную на про­ве­де­ние ме­ро­при­я­тий пар­тии и со­вет­ской вла­сти, в осо­бен­но­сти по во­про­су… сплош­ной кол­лек­ти­ви­за­ции», он за­ме­тил, что во­круг свя­щен­ни­ка со­бра­лась це­лая груп­па ку­ла­ков и «в ре­зуль­та­те их ра­бо­ты на всех об­ще­ствен­ных со­бра­ни­ях вы­ска­зы­ва­лись яв­ные ан­ти­кол­хоз­ные вы­ступ­ле­ния, ис­хо­дя­щие от лиц, тес­ней­шим об­ра­зом свя­зан­ных с цер­ко­вью». И он пе­ре­чис­лил ряд лиц, вклю­чая свя­щен­ни­ка, ко­то­ры­ми долж­но, по его мне­нию, за­нять­ся ОГПУ.
3 фев­ра­ля 1930 го­да отец Гри­го­рий был аре­сто­ван, вме­сте с ним бы­ли аре­сто­ва­ны и несколь­ко кре­стьян. Во вре­мя обыс­ка в до­ме свя­щен­ни­ка на­шли речь ав­стрий­ско­го ми­ни­стра ино­стран­ных дел, имев­шую ан­ти­боль­ше­вист­ский ха­рак­тер, а так­же несколь­ко пи­сем от ве­ру­ю­щих лю­дей, од­но из них бы­ло ре­ко­мен­да­тель­ным и со­об­ща­ло о неко­ем стран­ни­ке Иване Ива­но­ви­че, о ко­то­ром ар­хи­епи­скоп Аст­ра­хан­ский Фад­дей (Успен­ский) ото­звал­ся как о хо­ро­шем че­ло­ве­ке.
На во­про­сы сле­до­ва­те­ля о най­ден­ных ма­те­ри­а­лах отец Гри­го­рий от­ве­тил: «В от­но­ше­нии об­на­ру­жен­ной в на­столь­ной кни­ге жи­тий свя­тых, упо­треб­ля­е­мой мной еже­днев­но пе­ред мо­лит­вой, вы­рез­ки из га­зе­ты с ре­чью ми­ни­стра ино­стран­ных дел, по­но­ся­ще­го в ней III Ин­тер­на­цио­нал и со­вет­ское пра­ви­тель­ство… я ска­зать ни­че­го не мо­гу, так как не знаю, от­ку­да она у ме­ня, — оче­вид­но, еще со вре­мен служ­бы в Аст­ра­ха­ни или же вло­же­на кем-ли­бо из чи­та­те­лей мо­их книг… ко­то­ры­ми яв­ля­ют­ся граж­дане се­ла На­ча­ло­ва… Точ­но ска­зать, кто бе­рет у ме­ня кни­ги, я за­труд­ня­юсь, так как за­пи­си не ве­ду, а их, чи­та­те­лей, мно­го и из по­жи­лых, и из мо­ло­де­жи… Что же ка­са­ет­ся мо­их свя­зей в се­ле На­ча­ло­ве, то я их по­чти не имею, от­дав­шись служ­бе и обя­зан­но­стям по ней».
По­сле до­про­са отец Гри­го­рий был за­клю­чен в тюрь­му при Аст­ра­хан­ском ОГПУ и здесь сно­ва до­про­шен. От­ве­чая на во­про­сы сле­до­ва­те­ля, он ска­зал: «До­пол­нить мною ска­зан­ное при до­про­се в се­ле На­ча­ло­ве… я не мо­гу, но, под­твер­ждая еще раз мною дан­ные и вер­но за­пи­сан­ные в про­то­ко­ле до­про­са по­ка­за­ния, за­яв­ляю, что ав­то­ра пись­ма, в ко­то­ром ре­ко­мен­ду­ет­ся некто стран­ник Иван Ива­но­вич, он же ста­рец Иван, хо­ро­шим че­ло­ве­ком, я аб­со­лют­но не знаю… Стран­ник Иван был у ме­ня за все ра­зы не по­дол­гу, по­пьет чаю и ухо­дит… Но от­ку­да он, где жи­вет и кто он по ро­ду за­ня­тий, я не знаю… Про­из­вел на ме­ня впе­чат­ле­ние тол­ко­во­го че­ло­ве­ка, бы­вав­ше­го ши­ро­ко по све­ту, по­се­тив­ше­го Афон­скую Го­ру и дру­гие ме­ста. Раз­го­во­ры у нас с ним бы­ли толь­ко на ре­ли­ги­оз­ные те­мы, и ка­ких-ли­бо вред­ных, с точ­ки зре­ния су­ще­ству­ю­щей вла­сти, мыс­лей он, как и я, не ка­са­лись… Боль­ше по­ка­зать ни­че­го не мо­гу и не по­ка­жу ни при ка­ких усло­ви­ях, счи­тая гре­хом го­во­рить о дру­гих».
Меж­ду тем, по­сколь­ку служ­ба в хра­ме в свя­зи с аре­стом свя­щен­ни­ка пре­кра­ти­лась, цер­ков­ный со­вет, за­ру­чив­шись со­гла­си­ем рай­он­но­го ис­пол­ни­тель­но­го ко­ми­те­та, при­гла­сил из Аст­ра­ха­ни свя­щен­ни­ка Пет­ра Цвет­ко­ва. Но чтобы на­чать слу­жить, на­до бы­ло стать на учет в сель­со­ве­те. Со­труд­ник адми­ни­стра­тив­но­го от­де­ла по­обе­щал за­ре­ги­стри­ро­вать свя­щен­ни­ка на сле­ду­ю­щий день, 14 фев­ра­ля, а сам тем вре­ме­нем ку­да-то уехал. По­лу­чив уст­ное со­гла­сие пред­ста­ви­те­лей вла­сти, один из чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та по­про­сил свя­щен­ни­ка от­слу­жить все­нощ­ную ве­че­ром под празд­ник Сре­те­ния без ре­ги­стра­ции. Все­нощ­ная бы­ла от­слу­же­на, в ре­зуль­та­те по­сле­до­ва­ло об­ви­не­ние в про­ве­де­нии служ­бы без ре­ги­стра­ции, и свя­щен­ник и чле­ны цер­ков­но­го со­ве­та аре­сто­ва­ны. Утром 15 фев­ра­ля со­бра­лась тол­па че­ло­век в три­ста, в ос­нов­ном жен­щи­ны, ко­то­рые ста­ли тре­бо­вать осво­бож­де­ния свя­щен­ни­ка и чле­нов цер­ков­но­го со­ве­та. Аст­ра­хан­ское ОГПУ на­шло слиш­ком ре­ши­тель­ные дей­ствия мест­ных вла­стей на этот раз небла­го­ра­зум­ны­ми, и все аре­сто­ван­ные бы­ли осво­бож­де­ны. Но это не кос­ну­лось ни от­ца Гри­го­рия, ни аре­сто­ван­ных вме­сте с ним кре­стьян. Ве­ру­ю­щие в се­ле со­чли осво­бож­де­ние сво­ей по­бе­дой и бы­ли на­стро­е­ны весь­ма ре­ши­тель­но. Мест­ные вла­сти в На­ча­ло­ве де­ла­ли, ка­за­лось, все, чтобы уни­зить и разо­злить кре­стьян; на­при­мер, за­ме­сти­тель пред­се­да­те­ля сель­со­ве­та вы­ве­сил в сель­со­ве­те та­кое объ­яв­ле­ние: «В со­ве­те всем ли­шен­цам сто­ять без де­ла стро­го вос­пре­ща­ет­ся. Ес­ли за­ме­тим — бу­дут аре­сто­ва­ны».
На 22 фев­ра­ля 1930 го­да мест­ные вла­сти на­ме­ти­ли вы­се­ле­ние из На­ча­ло­ва се­мей за­жи­точ­ных кре­стьян, ли­шен­цев, и раз­граб­ле­ние их иму­ще­ства. В свя­зи с пред­сто­я­щим вы­се­ле­ни­ем, а так­же с це­лым ря­дом пред­ше­ство­вав­ших ему аре­стов, об­ста­нов­ка в се­ле до­стиг­ла край­не­го на­пря­же­ния.
Ве­че­ром 22 фев­ра­ля, ко­гда ру­ко­вод­ство се­ла и мест­ные пар­тий­ные ру­ко­во­ди­те­ли со­бра­лись в зда­нии сель­со­ве­та, к зда­нию ста­ла под­хо­дить тол­па кре­стьян, муж­чин и жен­щин, твер­до на­ме­рен­ных не до­пу­стить из­гна­ния од­но­сель­чан. Ли­шен­цев и кре­стьян сред­не­го до­стат­ка под­дер­жа­ли и бед­ня­ки. Один кре­стья­нин ото­брал клю­чи у цер­ков­но­го сто­ро­жа и, взо­брав­шись на ко­ло­коль­ню, уда­рил в на­бат. Со все­го се­ла к сель­со­ве­ту устре­ми­лись лю­ди. Ка­кая‑то жен­щи­на, схва­тив ба­гор, обо­рва­ла про­тя­ну­тые меж­ду стол­ба­ми те­ле­фон­ные про­во­да; часть тол­пы ри­ну­лась во двор сель­со­ве­та, здесь, на дво­ре, сра­зу же бы­ли уби­ты два чле­на сель­со­ве­та. Кре­стьяне, про­ник­нув внутрь зда­ния, ста­ли бить и уби­вать всех, на­хо­див­ших­ся внут­ри, а тех, кто вы­пры­ги­вал в ок­но, до­би­ва­ли сто­яв­шие сна­ру­жи. Мя­теж про­тив со­вет­ской вла­сти и ком­му­ни­стов про­дол­жал­ся око­ло двух ча­сов, и в ре­зуль­та­те шесть че­ло­век бы­ли уби­ты, а де­сять ра­не­но, бы­ло раз­гром­ле­но зда­ние сель­со­ве­та и уни­что­же­ны все до­ку­мен­ты. Со­вет­ская власть в се­ле На­ча­ло­ве прак­ти­че­ски пре­кра­ти­ла свое су­ще­ство­ва­ние. На се­ло опу­сти­лась тре­вож­ная зим­няя ночь. Все по­ни­ма­ли, что вла­сти не за­мед­лят при­слать ка­ра­тель­ный от­ряд. Кто-то со­ве­то­вал и его встре­тить в от­кры­том сра­же­нии, кто-то стал по­ки­дать се­ло. На­ут­ро при­был от­ряд крас­но­ар­мей­цев, и на­ча­лись аре­сты и до­про­сы.
След­ствие, по ко­то­ро­му про­хо­ди­ли об­ви­ня­е­мы­ми со­рок три че­ло­ве­ка, ве­лось в сверх­экс­трен­ном по­ряд­ке и через че­ты­ре дня по­сле вос­ста­ния, 27 фев­ра­ля, бы­ло за­вер­ше­но. В чис­ло об­ви­ня­е­мых бы­ли вклю­че­ны и те, кто был аре­сто­ван ра­нее, 3 фев­ра­ля, еще до мя­те­жа, и сре­ди них отец Гри­го­рий, несмот­ря на то, что у со­труд­ни­ков ОГПУ не бы­ло ни­ка­ких до­ка­за­тельств ви­нов­но­сти свя­щен­ни­ка.
В об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии они на­пи­са­ли: «…на поч­ве вы­се­ле­ния ку­лац­ких хо­зяйств в се­ле На­ча­ло­во… про­изо­шло во­ору­жен­ное вос­ста­ние, в ре­зуль­та­те ко­то­ро­го бы­ли звер­ски уби­ты шесть че­ло­век чле­нов пар­тии ак­ти­ви­стов-ба­тра­ков и де­сять че­ло­век тя­же­ло ра­не­но. Убий­ством и ра­не­ни­ем вы­ве­де­на из строя вся ру­ко­во­дя­щая часть се­ла… Дан­ны­ми след­ствия уста­нов­ле­но, что, несмот­ря на то, что вы­ступ­ле­ние 22 фев­ра­ля про­изо­шло сти­хий­но, под­го­тов­ка к та­ко­му вы­ступ­ле­нию про­тив со­вет­ской вла­сти со сто­ро­ны ука­зан­ных лиц ве­лась дав­но, с этой це­лью ве­дя ра­бо­ту чрез­вы­чай­но за­кон­спи­ри­ро­ван­но… В де­ле под­го­тов­ки вы­ступ­ле­ния ру­ко­во­дя­щую роль иг­ра­ли по­пы и цер­ков­ни­ки…»
28 фев­ра­ля трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла че­тыр­на­дцать об­ви­ня­е­мых, и сре­ди них от­ца Гри­го­рия, к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Гри­го­рий Хле­бу­нов был рас­стре­лян 6 мар­та 1930 го­да в при­го­ро­де го­ро­да Аст­ра­ха­ни и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин ро­дил­ся 31 мая 1877 го­да в Москве в се­мье диа­ко­на Ми­ха­и­ла Пя­ти­кре­стов­ско­го. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Кон­стан­тин по­лу­чил в ду­хов­ном учи­ли­ще. В 1897 го­ду он окон­чил по вто­ро­му раз­ря­ду Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был опре­де­лен учи­те­лем в Ге­ор­ги­ев­скую двух­класс­ную цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. В 1899 го­ду Кон­стан­тин Ми­хай­ло­вич об­вен­чал­ся с до­че­рью свя­щен­ни­ка Сер­гия Мит­ро­поль­ско­го, слу­жив­ше­го в Ни­коль­ском хра­ме в Москве, Люд­ми­лой. Впо­след­ствии у них ро­ди­лось чет­ве­ро сы­но­вей. В 1899 го­ду Кон­стан­тин Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ми­ха­и­ло-Ар­хан­гель­ско­му хра­му се­ла Ко­роб­че­е­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии. Про­слу­жив здесь два с по­ло­ви­ной го­да, он тя­же­ло за­бо­лел и в 1902 го­ду ушел за штат.
Кон­стан­тин Пя­ти­кре­стов­скийВ 1903 го­ду отец Кон­стан­тин был на­зна­чен свя­щен­ни­ком в Ни­коль­скую цер­ковь в се­ле Ле­то­во По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии; здесь он про­слу­жил де­сять лет. В 1913 го­ду он был на­зна­чен на­сто­я­те­лем в Вве­ден­ский храм в Ко­ню­шен­ной сло­бо­де близ го­ро­да Дмит­ро­ва.
Через несколь­ко лет про­изо­шла ре­во­лю­ция, воз­ник об­нов­лен­че­ский рас­кол, но отец Кон­стан­тин при всех ис­пы­та­ни­ях оста­вал­ся вер­ным пра­во­сла­вию, и об­нов­лен­цы в сво­их от­че­тах от­но­си­ли его к чис­лу наи­бо­лее твер­дых ти­хо­нов­цев в Дмит­ров­ском уез­де.
В 1926 го­ду отец Кон­стан­тин был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом, в 1932 го­ду воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин был аре­сто­ван 26 но­яб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 28 но­яб­ря сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка.
— След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния вы­ка­зы­ва­ли враж­деб­ные взгля­ды в от­но­ше­нии ком­му­ни­стов. Под­твер­жда­е­те ли это?
— Враж­деб­ных взгля­дов в от­но­ше­нии ком­му­ни­стов я не вы­ска­зы­вал.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в том, что сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность?
— Ви­нов­ным се­бя в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не при­знаю. Но я го­во­рил: «По­ра боль­ше­ви­кам по­нять, что не в по­пах де­ло, а в дру­гом. Неуже­ли им неяс­но, что от по­пов вре­да вла­сти не бу­дет». Кон­стан­тин Пя­ти­кре­стов­скийВ част­ных бе­се­дах я го­во­рил: «Пра­во­слав­ная ве­ра и во­об­ще ве­ра в Бо­га с аре­стом свя­щен­ни­ков и за­кры­ти­ем церк­вей не пре­кра­тит­ся, не пре­кра­тит­ся она, эта ве­ра, в си­лу то­го, что бес­смерт­на». Кро­ме то­го, я го­во­рил, что боль­ше­ви­ки ве­дут борь­бу с ре­ли­ги­ей не идео­ло­ги­че­скую, а пу­тем на­си­лия, пу­тем аре­стов свя­щен­но­слу­жи­те­лей, но пу­тем на­си­лия и аре­стов по­ло­же­ние не улуч­шишь.
5 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Кон­стан­ти­на к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния. Впо­след­ствии один из оче­вид­цев тех со­бы­тий рас­ска­зы­вал, что «всех за­клю­чен­ных со­бра­ли… яви­лись мо­лод­цы с нож­ни­ца­ми и брит­ва­ми и, глу­мясь, из­де­ва­ясь, всех об­стриг­ли, по­бри­ли, со­рва­ли со всех ря­сы». Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин был от­прав­лен в Ма­ри­ин­ские ла­ге­ря.
При­е­хав на ме­сто, он на­пи­сал жене: «Пи­шу из го­ро­да Ма­ри­ин­ска… При­вет мо­им до­ро­гим дет­кам и вну­ча­там… Ес­ли о чем же­ла­ешь из­ве­стить ме­ня, то пи­ши по озна­чен­но­му адре­су… При про­да­же до­ма, я слы­шал, тре­бу­ет­ся моя под­пись к но­та­ри­аль­ной до­ве­рен­но­сти. Те­перь ты зна­ешь, как это на­до сде­лать… За­клю­чен по 58 ста­тье, пункт 10».
В от­вет на это пись­мо су­пру­га на­пи­са­ла ему, но от­ве­та не по­лу­чи­ла, и сле­ду­ю­щее пись­мо 7 ап­ре­ля 1938 го­да на­пи­сал сын Пан­те­ле­и­мон: «Здрав­ствуй, па­па! Вот уже че­ты­ре с по­ло­ви­ной ме­ся­ца, как ты уехал из Дмит­ро­ва, а меж­ду тем от те­бя по­лу­че­но толь­ко од­но пись­мо из Ма­ри­ин­ска. По­че­му ты не пи­шешь? Не бо­лен ли ты? Очень ждем от те­бя пись­ма. На­пи­ши, как здо­ро­вье, где в на­сто­я­щий мо­мент на­хо­дишь­ся, что де­ла­ешь? Со­об­щи — по­лу­чил ли ты пись­мо от ма­мы, а так­же день­ги и по­сыл­ку? Пи­ши ча­ще. Мы все жи­вы и здо­ро­вы. Же­ла­ем те­бе бод­ро­сти, здо­ро­вья и спо­кой­ствия. Мо­жет быть, те­бе необ­хо­ди­мо что-ли­бо из одеж­ды, обу­ви, про­дук­тов пи­та­ния — на­пи­ши, и мы немед­лен­но те­бе вы­шлем».
На обо­ро­те это­го пись­ма один из за­клю­чен­ных на­пи­сал от­вет и вы­слал жене свя­щен­ни­ка: «До­ро­гая ма­туш­ка! Хо­чу Вам ска­зать и не ута­ить от Вас, я та­кой же, как Ваш муж. Не пу­гай­тесь, он по­мер… Мне Вас жаль, что вы ему все пи­ше­те и пи­ше­те, на­ко­нец, ви­жу, сы­нок Пан­тю­ша пи­шет. Ва­ши пись­ма два еще у ме­ня… Мы по­пла­ка­ли горь­ко, я ре­шил по­тру­дить­ся и от­ве­тить. Вот моя по­кор­ней­шая прось­ба: боль­ше не пи­ши­те и не ищи­те его, он по­чил ми­ло­стью Бо­жи­ей, а о по­сыл­ках Вы сверь­тесь на по­чте».
Про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Пя­ти­кре­стов­ский умер в боль­ни­це Ма­ри­ин­ско­го ла­ге­ря 6 мар­та 1938 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел ро­дил­ся в 1878 го­ду в Москве в се­мье диа­ко­на Пав­ла Ши­ро­ко­го­ро­ва. В 1900 го­ду он окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и слу­жил учи­те­лем в Москве.
В 1908 го­ду он был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в один из мос­ков­ских хра­мов, в 1918 го­ду — ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и слу­жил до аре­ста в хра­ме свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла в Москве. В 1935 го­ду он по­се­лил­ся в по­сел­ке Де­де­не­во Дмит­ров­ско­го рай­о­на, где в то вре­мя жи­ла его сест­ра с се­мьей, а слу­жить ез­дил в Моск­ву.
Диа­кон Па­вел был аре­сто­ван в ночь с 26 на 27 но­яб­ря 1937 го­да, за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве и сра­зу же до­про­шен. Сле­до­ва­тель, вы­яс­нив как дол­го диа­кон слу­жил свя­той Церк­ви, за­явил:
— Вы сре­ди на­се­ле­ния ве­де­те ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, дай­те по это­му во­про­су по­ка­за­ния.
— Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции сре­ди на­се­ле­ния я не ве­ду, — от­ве­тил диа­кон Па­вел.
— При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным по су­ще­ству предъ­яв­лен­но­го вам об­ви­не­ния?
— Нет, ви­нов­ным я се­бя не при­знаю, так как ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел.
На сле­ду­ю­щий день бы­ли до­про­ше­ны де­жур­ные сви­де­те­ли, и на этом след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 3 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла диа­ко­на Пав­ла к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Диа­кон Па­вел Ши­ро­ко­го­ров скон­чал­ся в за­клю­че­нии 6 мар­та 1938 го­да (через несколько месяцев) и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Му­че­ни­ца Оль­га (Оль­га Се­ме­нов­на Ко­шеле­ва) ро­ди­лась 2 июля 1874 го­да в се­ле Ниж­ний Бе­ло­омут За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье; она бы­ла за­му­жем за ра­бо­чим ко­же­вен­ной фаб­ри­ки Ан­дре­ем Ко­шеле­вым и жи­ла вме­сте с му­жем и детьми в Москве непо­да­ле­ку от хра­ма Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Гон­ча­рах и в те­че­ние мно­гих лет бы­ла при­хо­жан­кой это­го хра­ма.
Ко вто­рой по­ло­вине 1938 го­да ста­лин­ский указ о мас­со­вых ре­прес­си­ях про­тив на­ро­да пе­ре­стал дей­ство­вать; од­на­ко су­ще­ство­вал ап­па­рат НКВД с ар­ми­ей осве­до­ми­те­лей, ко­то­рые про­дол­жа­ли до­но­сить о тех или иных лю­дях, и аре­сты по лож­ным до­но­сам не пре­кра­ти­лись. Один из та­ких сек­рет­ных осве­до­ми­те­лей до­нес на Оль­гу Се­ме­нов­ну. В ка­че­стве су­ще­ствен­но­го ар­гу­мен­та в поль­зу аре­ста для НКВД яви­лась ее ха­рак­те­ри­сти­ка как ак­тив­ной цер­ков­ни­цы. Оль­га Се­ме­нов­на бы­ла аре­сто­ва­на 27 ок­тяб­ря 1938 го­да и за­клю­че­на в Та­ган­скую тюрь­му.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти. След­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых по­ка­за­ний по это­му во­про­су! — за­явил сле­до­ва­тель.
— Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью я не за­ни­ма­лась, — от­ве­ти­ла Оль­га Се­ме­нов­на.
— О том, что со­вет­ская власть без­вин­но аре­сто­вы­ва­ет ду­хо­вен­ство, за­кры­ва­ет церк­ви без со­гла­сия на то ве­ру­ю­щих, вы го­во­ри­ли?
— Да, я это го­во­ри­ла; и сей­час, ви­дя, как без­вин­но аре­сто­ва­ли ме­ня, еще раз го­во­рю, что со­вет­ская власть без­вин­но аре­сто­вы­ва­ет ду­хо­вен­ство и ве­ру­ю­щих. Церк­ви без со­гла­сия на то ве­ру­ю­щих за­кры­ва­ют­ся, что яв­ля­ет­ся го­не­ни­ем на ре­ли­гию и ду­хо­вен­ство.
— По ка­кой при­чине вы го­во­ри­ли про­тив про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий пар­тии и со­вет­ской вла­сти?
— По сво­им ре­ли­ги­оз­ным убеж­де­ни­ям; со­вет­ская власть ве­дет борь­бу с ре­ли­ги­ей, что и при­во­ди­ло к неод­но­крат­ным вы­ска­зы­ва­ни­ям мною про­тив ме­ро­при­я­тий пар­тии и со­вет­ской вла­сти.
— След­ствию из­вест­но, что в лич­ных бе­се­дах со сво­и­ми зна­ко­мы­ми вы вы­ска­зы­ва­ли тер­ро­ри­сти­че­ские на­стро­е­ния по от­но­ше­нию к ру­ко­во­ди­те­лям пар­тии и со­вет­ской вла­сти. След­ствие пред­ла­га­ет вам дать прав­ди­вые по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
— Ни­ко­гда ни­ко­му ни­ка­ких тер­ро­ри­сти­че­ских на­стро­е­ний я не вы­ска­зы­ва­ла.
Бы­ли вы­зва­ны сви­де­те­ли, в част­но­сти пред­се­да­тель цер­ков­но­го со­ве­та Успен­ской церк­ви, но они под­твер­ди­ли толь­ко то, что Оль­га Се­ме­нов­на в при­сут­ствии при­хо­жан го­во­ри­ла: «Гос­по­ди, что толь­ко де­ла­ет­ся на бе­лом све­те, всю­ду церк­ви за­кры­ва­ют­ся без со­гла­сия ве­ру­ю­щих, а ду­хо­вен­ство и ве­ру­ю­щих без­вин­но аре­сто­вы­ва­ют и вы­сы­ла­ют в от­да­лен­ные ме­ста. Это не жизнь, а од­но му­че­ние…». Од­на­ко ни­кто из сви­де­те­лей не об­ви­нил Оль­гу Се­ме­нов­ну в вы­ска­зы­ва­нии тер­ро­ри­сти­че­ских на­стро­е­ний, а вы­зы­вать в ка­че­стве сви­де­те­ля осве­до­ми­те­ля сле­до­ва­тель не за­хо­тел.
Про­ку­рор, ко­то­ро­му из НКВД бы­ло от­да­но де­ло для по­лу­че­ния раз­ре­ше­ния на пе­ре­да­чу его в суд, счел пре­ступ­ле­ние до­ка­зан­ным, од­на­ко ис­клю­чи­тель­но лишь на ос­но­ва­нии аген­тур­ных до­не­се­ний сек­рет­но­го осве­до­ми­те­ля; но по­сколь­ку НКВД не по­же­лал рас­крыть его имя, про­ку­рор рас­по­ря­дил­ся на­пра­вить де­ло для вне­су­деб­но­го рас­смот­ре­ния в Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД.
Оль­га Се­ме­нов­на Ко­шеле­ва скон­ча­лась 6 мар­та 1939 го­да (через несколько месяцев) в Та­ган­ской тюрь­ме и бы­ла по­гре­бе­на в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Ко­зе­льщан­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри при­над­ле­жит к чис­лу икон позд­ней­ших по вре­ме­ни про­слав­ле­ния (1881) и вме­сте с тем к чис­лу наи­бо­лее по­чи­та­е­мых. Ико­на эта ита­льян­ско­го про­ис­хож­де­ния и бы­ла при­ве­зе­на в Рос­сию од­ной из при­двор­ных им­пе­ра­три­цы Ели­за­ве­ты Пет­ров­ны (1741–1761). Вла­де­ли­ца ико­ны вы­шла за­муж за пи­са­ря За­по­рож­ско­го вой­ска Си­ро­ма­ху. Так ико­на по­па­ла на Укра­и­ну. В XIX в. она при­над­ле­жа­ла ро­ду Кап­ни­стов и бы­ла их се­мей­ной свя­ты­ней. Ико­на на­хо­ди­лась в се­ле Ко­зель­щине Пол­тав­ской гу­бер­нии. На сыр­ной сед­ми­це 1880 г. дочь В. И. Кап­ни­ста Ма­рия за­бо­ле­ла. Мест­ный врач опре­де­лил незна­чи­тель­ный вы­вих но­ги, от непра­виль­но­го укло­на в сто­ро­ну, и на­ло­жил гип­со­вую по­вяз­ку. Спу­стя неко­то­рое вре­мя ее по­вез­ли к харь­ков­ско­му хи­рур­гу. Он так­же опре­де­лил вы­вих. Чтобы умень­шить боль но­ги при ходь­бе, был сде­лан осо­бый баш­мак со сталь­ны­ми пру­жи­на­ми, об­хва­ты­вав­ши­ми но­гу вы­ше ко­ле­на, и пред­пи­са­но при­ни­мать теп­лые ван­ны. Про­шел пост, но боль­ная не чув­ство­ва­ла об­лег­че­ния.
По­сле Пас­хи Ма­рия по­чув­ство­ва­ла страш­ную боль и в дру­гой но­ге, ко­то­рая у нее ис­кри­ви­лась, как и пер­вая. В. И. Кап­нист сно­ва об­ра­тил­ся к док­то­ру, ко­то­рый на­шел и в ле­вой но­ге вы­вих, и на­дел на эту но­гу сталь­ные пру­жи­ны, по­со­ве­то­вав немед­лен­но вез­ти де­воч­ку на Кав­каз для ле­че­ния ми­не­раль­ны­ми во­да­ми и гор­ным воз­ду­хом. Пу­те­ше­ствие на Кав­каз и ле­че­ние при­чи­ни­ли еще боль­шие стра­да­ния. Си­лы де­воч­ки упа­ли, она по­те­ря­ла вся­кую чув­стви­тель­ность в ру­ках и но­гах и не чув­ство­ва­ла да­же уко­лов. При осмот­ре, кро­ме преж­них по­вре­жде­ний ор­га­низ­ма, бы­ли най­де­ны еще вы­ви­хи в пле­че­вых су­ста­вах, в ле­вом бед­ре и край­няя чув­стви­тель­ность в по­зво­ноч­ном стол­бе на всем его про­тя­же­нии. Та­кая силь­ная сте­пень бо­лез­ни и неиз­вест­ность ее при­чи­ны за­ста­ви­ли воз­вра­тить­ся до­мой. В ок­тяб­ре ме­ся­це отец по­ехал с боль­ной до­че­рью в Моск­ву. Здесь он об­ра­щал­ся к из­вест­ней­шим док­то­рам, ко­то­рые за­яви­ли, что они бес­силь­ны пе­ред бо­лез­нью.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-kozelshchanskaja-1881

Жития
Писание