⏳ 2021.03.05 (пт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 2я приуготовительная седмица к Великому посту, о блудном сыне (глас 5й)
• пятница (однодневный пост, воспоминание распятия)

☀️ неподвижный годовой круг:
5 марта (или 4 марта в високос) (20 февраля)
• сщмч. Садо́ка Персидского, и с ним 128-ми мчч. (342–344)
• прп. Агафо́на Римского (682)
• прп. Льва Катанского (ок. 780)
• блгв. кн. Ярослава Мудрого (1054)
• прп. Агафона Печерского (XIII–XIV)
• прмч. Корнилия Псково-Печерского (1570)
• прмчч. Валаамских: Тита, Тихона, Гела́сия, Сергия, Варлаама, Саввы, Ко́нона, Сильвестра, Киприана, Пимена, Иоанна, Само́на, Ионы, Давида, Корнилия, Ни́фонта, Афанасия, Серапиона, Варлаама, Афанасия, Антония, Луки, Леонтия, Фомы, Дионисия, Филиппа, Игнатия, Василия, Пахомия, Василия, Фео́фила, Иоанна, Феодора, Иоанна (1578)
• сщмч. Николая (Розова) (1938)


☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Са­док, епи­скоп Пер­сид­ский, и с ним 128 му­че­ни­ков по­стра­да­ли в Пер­сии при ца­ре Са­по­ре II. Свя­той Са­док был пре­ем­ни­ком свя­щен­но­му­че­ни­ка Си­мео­на (па­мять 17 ап­ре­ля). Од­на­жды он уви­дел сон, в ко­то­ром свя­той Си­ме­он пре­ду­пре­ждал его о пред­сто­я­щей ему му­че­ни­че­ской смер­ти. Стоя в ве­ли­кой сла­ве на вер­шине лест­ни­цы, ка­сав­шей­ся небес, свя­ти­тель Си­ме­он ска­зал: «Взой­ди ко мне, Са­док, и не бой­ся – я вче­ра взо­шел, а ты взой­ди се­го­дня». Вско­ре царь Са­пор, воз­двиг­ший го­не­ние на хри­сти­ан, по­ве­лел взять свя­то­го Са­до­ка вме­сте с его кли­ром и паст­вой. Все­го бы­ло схва­че­но 128 че­ло­век, в их чис­ле 9 дев. Они бы­ли бро­ше­ны в тем­ни­цу, где в про­дол­же­ние пя­ти ме­ся­цев их же­сто­ко ис­тя­за­ли, при­нуж­дая от­речь­ся от хри­сти­ан­ской ве­ры и по­кло­нить­ся солн­цу и ог­ню. Свя­тые му­че­ни­ки бес­тре­пет­но от­ве­ча­ли: «Мы – хри­сти­ане и по­кло­ня­ем­ся Еди­но­му Бо­гу». Они бы­ли осуж­де­ны на усе­че­ние ме­чом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/174

☦️
Пре­по­доб­ный Ага­фон, па­па Рим­ский, про­ис­хо­дил из бо­га­той се­мьи, от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей хри­сти­ан, дав­ших ему хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. По­сле их смер­ти свя­той Ага­фон раз­дал име­ние ни­щим и при­нял ино­че­ство. Доб­ро­де­тель­ная жизнь его не укры­лась от лю­дей. В 679 го­ду он был по­став­лен во гла­ве Рим­ской Церк­ви и не оста­вил ка­фед­ры до са­мой кон­чи­ны († 682).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/175

☦️
Свя­той Лев был епи­ско­пом в го­ро­де Ка­тане, в Си­ци­лии. Он сла­вил­ся доб­ро­той и ми­ло­сер­ди­ем, хри­сти­ан­ской лю­бо­вью к ни­щим и стран­ни­кам. Гос­подь удо­сто­ил его да­ра вра­че­ва­ния от раз­лич­ных бо­лез­ней и чу­до­тво­ре­ний. Во вре­ме­на епи­скоп­ства свя­то­го Льва в Ка­та­нах жил ча­ро­дей Или­о­дор, ко­то­рый по­ра­жал на­род лож­ны­ми чу­де­са­ми. Он преж­де был хри­сти­а­ни­ном, но по­том тай­но от­верг­ся Спа­си­те­ля и сде­лал­ся слу­жи­те­лем диа­во­ла. Свя­ти­тель Лев ча­сто убеж­дал Или­о­до­ра от­стать от злых дел и об­ра­тить­ся к Бо­гу, но на­прас­но. Од­на­жды Или­о­дор до­шел до та­кой дер­зо­сти, что, вой­дя в храм, где епи­скоп со­вер­шал бо­го­слу­же­ние, сво­им волх­во­ва­ни­ем про­из­вел там смя­те­ние и со­блазн, пы­та­ясь устро­ить бес­чин­ства. Ви­дя на­род, бес­ну­ю­щий­ся по кол­дов­ско­му вну­ше­нию, свя­той Лев по­нял, что вре­мя крот­ких уве­ще­ва­ний про­шло. Он спо­кой­но вы­шел из ал­та­ря и, об­вя­зав шею ча­ро­дея сво­им омо­фо­ром, вы­вел его из хра­ма на пло­щадь. Там он за­ста­вил Или­о­до­ра при­знать­ся во всех зло­де­я­ни­ях, при­ка­зал раз­ве­сти ко­стер и без ко­ле­ба­ний всту­пил вме­сте с ча­ро­де­ем в огонь, удер­жи­вая его омо­фо­ром. Так они сто­я­ли в огне, по­ка Или­о­дор не сго­рел, а свя­ти­тель Лев си­лой Бо­жи­ей остал­ся невре­дим. Это чу­до еще при жиз­ни про­сла­ви­ло пре­по­доб­но­го Льва. Ко­гда пре­по­доб­ный скон­чал­ся, при его гро­бе по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние кро­во­то­чи­вая жен­щи­на. Те­ло свя­то­го бы­ло по­ло­же­но в хра­ме свя­той му­че­ни­цы Лу­кии, со­здан­ном им са­мим, а впо­след­ствии мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны в цер­ковь свя­ти­те­ля Мар­ти­на Ми­ло­сти­во­го, епи­ско­па Тур­ско­го (па­мять 12 ок­тяб­ря).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/173

☦️
Яро­слав I, в Кре­ще­нии Ге­ор­гий (Юрий), Вла­ди­ми­ро­вич, Муд­рый (ок. 978–989 – 1054), бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ки­ев­ский. Па­мять 4 мар­та (20 фев­ра­ля) в день кон­чи­ны.
По раз­ным дан­ным ро­дил­ся меж­ду 978 и 989 го­да­ми, был вто­рым сы­ном рав­ноап­о­столь­но­го Вла­ди­ми­ра от по­лоц­кой княж­ны Ро­г­не­ды. По неко­то­рым све­де­ни­ям, в дет­стве он стра­дал от па­ра­ли­ча ног, ко­то­рый про­шёл в 988 го­ду, но оста­лась хро­мо­та.
Еще при сво­ей жиз­ни про­из­ве­дя пер­вый раз­дел зе­мель меж­ду сы­но­вья­ми, свя­той Вла­ди­мир по­са­дил де­вя­ти­лет­не­го Яро­сла­ва в Ро­сто­ве. В 1011 го­ду, ко­гда Яро­слав кре­стил Вол­гу, язы­че­ские жи­те­ли уро­чи­ща Мед­ве­жий угол вы­пу­сти­ли про­тив него «Свя­тую Мед­ве­ди­цу», но князь, во­ору­жен­ный се­ки­рой, одо­лел зве­ря.
В 1012 го­ду, по смер­ти стар­ше­го сы­на Вы­ше­сла­ва, свя­той Вла­ди­мир пе­ре­вел Яро­сла­ва на кня­же­ние в Нов­го­род, ми­но­вав стар­ше­го, Свя­то­пол­ка, ко­то­рый был то­гда под гне­вом от­ца. Став кня­зем Нов­го­род­ским, Яро­слав хо­тел по­рвать за­ви­си­мость от Ки­е­ва и стать неза­ви­си­мым го­су­да­рем об­шир­ной Нов­го­род­ской об­ла­сти. Он от­ка­зал­ся в 1014 го­ду пла­тить от­цу еже­год­ную дань в 2000 гри­вен, как де­ла­ли все по­сад­ни­ки нов­го­род­ские. Его же­ла­ние сов­па­да­ло и со стрем­ле­ни­ем нов­го­род­цев, ко­то­рые тя­го­ти­лись на­ла­га­е­мой на них да­нью.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-jaroslav-mudryj

Семья:
Отец — св. рав­но­ап. Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич (ок. 960–1015), вел. кн. Ки­ев­ский
Мать — Ро­г­не­да Ро­гво­ло­дов­на, в Кре­ще­нии Ана­ста­сия, кн. По­лоц­кая
Же­на — прп. Ин­ги­гер­да Ола­фов­на, в Кре­ще­нии Ири­на, в ино­че­стве Ан­на, бл­гв. прин­цес­са Швед­ская
Де­ти:
— Илья († 1020), кн. Нов­го­род­ский 1015–1020
— св. бл­гв. Вла­ди­мир (1020–1052), кн. Нов­го­род­ский 1043–1052
— Изя­с­лав (1024–1078)
— Свя­то­слав (1027–1076), кн. Чер­ни­гов­ский
— Все­во­лод (1030–1093)
— Вя­че­слав (1036–1057), кн. Смо­лен­ский
— Игорь (1036–1060), кн. Вла­ди­ми­ро-Во­лын­ский
— Ан­на, ко­роле­ва Фран­цуз­ская, же­на Ген­ри­ха I Ка­пе­та
— Ана­ста­сия, ко­роле­ва Вен­гер­ская, же­на Ан­дрея I
— Ели­за­ве­та, ко­роле­ва Нор­веж­ская, же­на Га­раль­да Сме­ло­го

☦️
Пре­по­доб­ный Ага­фон Пе­чер­ский под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре в ХIII–ХIV вв. Он был ве­ли­ким пост­ни­ком, ис­це­лял боль­ных воз­ло­же­ни­ем на них ру­ки, имел дар про­ро­че­ства и пред­ска­зал вре­мя сво­ей смер­ти. Мо­щи его по­чи­ва­ют в Даль­них пе­ще­рах Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Кор­ни­лий Пско­во-Пе­чер­ский (1501–1570) ро­дил­ся в Пско­ве в бо­яр­ской се­мье. Ро­ди­те­ли его, Сте­фан и Ма­рия, вос­пи­ты­ва­ли сы­на в бла­го­че­стии и стра­хе Бо­жи­ем. Уже в ран­нем воз­расте мать за­ме­ти­ла у от­ро­ка Кор­ни­лия осо­бен­ную склон­ность к ду­хов­ной жиз­ни, на­учи­ла его мо­лит­ве и при­ви­ла лю­бовь к стран­ни­кам. Чтобы дать сы­ну об­ра­зо­ва­ние, ро­ди­те­ли от­да­ли его в Псков­ский Ми­рож­ский мо­на­стырь. В мо­на­стыр­ских сте­нах от­ро­ков вос­пи­ты­ва­ли в по­слу­ша­нии, обу­ча­ли чте­нию и пись­му, ис­кус­ству кни­го­пи­са­ния и пи­са­нию икон. В мо­на­сты­ре со­став­ля­лись и пе­ре­пи­сы­ва­лись ле­то­пи­си, жи­тия свя­тых, бо­го­слу­жеб­ные кни­ги. В Ми­рож­ской оби­те­ли юный Кор­ни­лий под­ви­за­ет­ся под на­ча­лом стар­ца, со­вер­шая по­дви­ги мо­лит­вы и тру­да, де­лал све­чи. С осо­бен­ным тща­ни­ем при­го­тов­лял­ся он к пи­са­нию икон, со­блю­дая пе­ред этим пост, мо­лил­ся Пре­свя­той Вла­ды­чи­це о бла­го­сло­вении его на труд. Во вре­мя ра­бо­ты над ико­ной хра­нил соб­ствен­ную чи­сто­ту, тво­ря в ду­ше непре­стан­ную мо­лит­ву.
За­кон­чив обу­че­ние, свя­той Кор­ни­лий вер­нул­ся в ро­ди­тель­ский дом. Пре­бы­ва­ние в свя­той оби­те­ли еще бо­лее утвер­ди­ло его при­зва­ние к ино­че­ской жиз­ни.
Од­на­жды го­су­да­рев дьяк Ми­сюрь Му­не­хин, че­ло­век про­све­щен­ный и бла­го­че­сти­вый, друг се­мьи свя­то­го Кор­ни­лия, со­брал­ся ехать в за­те­рян­ную сре­ди ле­сов ма­лень­кую Пе­чер­скую оби­тель и взял с со­бою юно­го Кор­ни­лия. Кра­со­та при­ро­ды, ти­хая мо­на­стыр­ская служ­ба в пе­щер­ной церк­ви пре­ис­пол­ни­ли серд­це юно­ши ду­хов­ной ра­до­сти и бла­го­го­ве­ни­ем. Ни­ко­гда и ни­где еще он так го­ря­чо не мо­лил­ся. Эта по­езд­ка ока­за­ла боль­шое воз­дей­ствие на его по­сле­ду­ю­щую жизнь.
Вско­ре он на­все­гда ушел из ро­ди­тель­ско­го до­ма и при­нял по­стриг в Пско­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре. Там пре­по­доб­ный Кор­ни­лий вел стро­гую жизнь: в убо­гой ке­ллии спал на дос­ках, все свое вре­мя по­свя­щал по­лез­но­му тру­ду и мо­лит­ве.
В 1529 го­ду пре­по­доб­ный Кор­ни­лий, слу­жив­ший об­раз­цом бо­го­угод­ной жиз­ни, был из­бран игу­ме­ном.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-kornilij-pskovo-pecherskij

☦️
Преподобномученики Валаамские. В те­че­ние сво­ей мно­го­ве­ко­вой ис­то­рии Ва­ла­ам­ская оби­тель, на­хо­див­ша­я­ся близ гра­ни­цы вла­де­ний Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да со Шве­ци­ей, неод­но­крат­но разо­ря­лась шве­да­ми. При ко­ро­ле Гу­ста­ве Ва­за (1523–1560 гг.) в Шве­ции бы­ла про­ве­де­на Ре­фор­ма­ция. Во вре­ме­на прав­ле­ния его сы­на Иоан­на III во­ен­ный от­ряд из но­во­об­ра­щён­ных лю­те­ран – ко­то­рые, по сло­вам свя­то­го Иг­на­тия (Брян­ча­ни­но­ва), «пы­ла­ли ещё фа­на­ти­че­ским при­стра­сти­ем к сво­ей лишь ро­див­шей­ся ве­ре» – пре­сле­дуя пра­во­слав­ных ка­рел, по льду пе­ре­шел с ма­те­ри­ка на ост­ров и на­пал на мо­на­стырь. 20 фев­ра­ля 1578 го­да 18 до­сто­бла­жен­ных стар­цев и 16 по­слуш­ни­ков бы­ли му­че­ни­че­ски ис­треб­ле­ны за твёр­дость в пра­во­слав­ной ве­ре. Их име­на с по­ме­той «по­би­ты от немец на Ва­ла­а­ме стар­цев и слуг» бы­ли вне­се­ны в си­но­дик, ока­зав­ший­ся впо­след­ствии в Ва­си­льев­ском мо­на­сты­ре: свя­щен­но­и­нок Тит, схи­мо­нах Ти­хон, инок Ге­ла­сий, инок Се­ргий, инок Вар­ла­ам, инок Сав­ва, инок Ко­нон, инок Силь­вестр, инок Ки­при­ан, инок Пи­мен, инок Иоанн, инок Са­мон, инок Иона, инок Да­вид, инок Кор­ни­лий, инок Ни­фонт, инок Афа­на­сий, инок Се­ра­пи­он, инок Вар­ла­ам, по­слуш­ни­ки Афа­на­сий, Ан­то­ний, Лу­ка, Леон­тий, Фо­ма, Ди­о­ни­сий, Филипп, Иг­на­тий, Ва­си­лий, Па­хо­мий, Ва­си­лий, Фе­о­фил, Иоанн, Фе­о­дор, Иоанн. На­па­де­ния шве­дов про­дол­жа­лись. На Ва­ла­а­ме нет кам­ня, ко­то­рый не был за­пе­чат­лён кро­вью по­движ­ни­че­скою.
В XIX ве­ке один из ва­ла­ам­ских ино­ков близ пу­сты­ни игу­ме­на На­за­рия спо­до­бил­ся ви­де­ния неве­до­мых чер­но­риз­цев: «они ше­ство­ва­ли в два ря­да из за­ли­той сол­неч­ным све­том зе­лё­ной ро­щи и пе­ли древним зна­мен­ным рас­пе­вом по­гре­баль­ные мо­лит­во­сло­вия. Шли они, сло­жив ру­ки на гру­ди, об­ра­зом же бы­ли пре­свет­лы и очи име­ли кро­то­сти неска­зан­ной. Толь­ко ко­гда ше­ствие при­бли­зи­лось к мо­на­ху, он уви­дел, что все чер­но­риз­цы обрыз­га­ны кро­вью и по­кры­ты ра­на­ми. Там, где про­шли они, тра­ва ока­за­лась не по­мя­той. Они ис­чез­ли так же, как и яви­лись, в зе­лё­ной ча­ще, при­чём ти­хие от­го­лос­ки по­гре­баль­но­го на­пе­ва дол­го но­си­лись в воз­ду­хе».
С бла­го­сло­ве­ния игу­ме­на Да­мас­ки­на в день му­че­ни­че­ства 34 ино­ков, 20 фев­ра­ля (4 мар­та н. ст.) в Ва­ла­ам­ской оби­те­ли еже­год­но со­вер­ша­лась Бо­же­ствен­ная ли­тур­гия «о веч­ном по­кое их», с ко­то­рой пе­лась и со­бор­ная па­ни­хи­да.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 27 но­яб­ря 1877 го­да в се­ле Жда­но­во Кур­мыш­ско­го уез­да Сим­бир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Ро­зо­ва. Все три сы­на от­ца Ва­си­лия ста­ли свя­щен­но­слу­жи­те­ля­ми, двое из них бы­ли диа­ко­на­ми — из­вест­ный пат­ри­ар­ший ар­хи­ди­а­кон Кон­стан­тин Ро­зов и диа­кон Ми­ха­ил Ро­зов, при­няв­ший сан в трид­ца­тых го­дах и слу­жив­ший в од­ном из хра­мов в го­ро­де Ора­ниен­ба­у­ме.
Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Ни­ко­лай по­лу­чил в Ала­тыр­ском ду­хов­ном учи­ли­ще. В 1898 го­ду он окон­чил Сим­бир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и же­нил­ся на до­че­ри свя­щен­ни­ка де­ви­це Оль­ге, вы­пуск­ни­це епар­хи­аль­но­го учи­ли­ща в Сим­бир­ске. Впо­след­ствии она ста­ла ему вер­ной по­мощ­ни­цей, раз­де­лив с ним тя­го­ты го­не­ний и ссы­лок. В 1898 го­ду Ни­ко­лай был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му в се­ле Ан­нен­ко­во Сим­бир­ско­го уез­да и на­зна­чен за­ве­ду­ю­щим двух цер­ков­но­при­ход­ских школ и пре­по­да­ва­те­лем За­ко­на Бо­жия в зем­ской шко­ле. В 1900 го­ду он был на­зна­чен мис­си­о­не­ром 4-го окру­га Сим­бир­ско­го уез­да. 14 де­каб­ря 1904 го­да диа­кон Ни­ко­лай был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Хри­сто­ва в се­ле Ба­рыш­ская Сло­бо­да Ала­тыр­ско­го уез­да; здесь он был за­ко­но­учи­те­лем и за­ве­ду­ю­щим двух цер­ков­но­при­ход­ских школ — в се­лах Ба­рыш­ская Сло­бо­да и Оль­хов­ка.
В 1906 го­ду отец Ни­ко­лай пе­ре­ехал в Санкт-Пе­тер­бург и по­сту­пил в Ду­хов­ную ака­де­мию. Окон­чив ака­де­мию в 1910 го­ду со зва­ни­ем кан­ди­да­та бо­го­сло­вия, он стал пре­по­да­вать За­кон Бо­жий в Еле­нин­ском ин­сти­ту­те.
Всю свою жизнь отец Ни­ко­лай был прин­ци­пи­аль­ным про­тив­ни­ком пьян­ства, близ­ким он го­во­рил, что это от­то­го, что он глу­бо­ко пе­ре­жи­ва­ет при­стра­стие к ви­ну от­ца и стар­ше­го бра­та. Ни до­ма, ко­гда при­хо­ди­ли к свя­щен­ни­ку го­сти, ни в го­стях при от­це Ни­ко­лае ни­ко­гда за тра­пе­зой не по­да­ва­ли ви­на. Жи­вя в Санкт-Пе­тер­бур­ге, он был де­я­тель­ным участ­ни­ком Алек­сан­дро-Нев­ско­го об­ще­ства трез­во­сти.
В 1908 го­ду Об­ще­ство вы­пу­сти­ло на­прав­лен­ную про­тив пьян­ства бро­шю­ру, на­пи­сан­ную от­цом Ни­ко­ла­ем, в ко­то­рой он, в част­но­сти, пи­сал: «Кро­ме ка­зен­ных вин­ных ла­вок те­перь в каж­дом се­ле­нии тор­гу­ет несколь­ко част­ных шин­ков, и мо­гу­чие вол­ны вод­ки про­ка­ты­ва­ют­ся по об­шир­ной рав­нине Рос­сии, ни­где не встре­чая пре­град сво­е­му раз­ру­ши­тель­но­му дей­ствию. Ка­тят­ся вол­ны, за­хле­сты­ва­ют го­ро­да, се­ла и де­рев­ни; гибнет, за­хле­бы­ва­ясь в мо­ре вод­ки, рус­ский на­род. Уже­ли мы бу­дем еще и еще доб­ро­воль­но нести гнет это­го зло­го ге­ния на­шей Ро­ди­ны? Уже­ли мы бу­дем про­дол­жать пить, по­хме­лять­ся и без­об­ра­зить, а в про­ме­жут­ках меж­ду по­хме­льем и пьян­ством, ко­гда те­ло устанет от обиль­ных уго­ще­ний на пья­ном пи­ру го­ре-бо­га­ты­ря, мы бу­дем спать тя­же­лым, кош­мар­ным, пья­ным сном?..»
В 1918 го­ду отец Ни­ко­лай стал слу­жить в хра­ме в се­ле Гри­го­ро­ве непо­да­ле­ку от Ала­ты­ря, где слу­жил до 1922 го­да, а за­тем пе­ре­ехал в се­ло Ко­но­клей­ки в Мор­до­вию. В те го­ды в глу­хих де­рев­нях еще со­хра­ня­лось бла­го­че­стие, а нече­стие, ес­ли и про­яв­ля­лось сре­ди про­сто­го на­ро­да, то бы­ло еще без­злоб­ным. Од­на­жды отец Ни­ко­лай шел с сы­ном по се­лу. Сто­я­щая на ули­це груп­па мо­ло­де­жи, уви­дев свя­щен­ни­ка, ста­ла гром­ко скан­ди­ро­вать: «У по­па-то ру­ка­ва-то — ба­тюш­ки!» На что отец Ни­ко­лай тут же от­ве­тил: «У во­рот-то ду­ра­ков-то — ма­туш­ки!» Услы­шав от­вет свя­щен­ни­ка, мо­ло­дежь одоб­ри­тель­но за­гу­де­ла. В это вре­мя еще устра­и­ва­лись крест­ные хо­ды во всех тех слу­ча­ях, ко­гда тре­бо­ва­лась по­мощь Бо­жия, — во вре­мя за­су­хи, при па­де­же ско­та, ко­гда вы­го­ня­ли пер­вый раз по­сле зи­мы скот на паст­би­ще. И ве­ра на­ро­да не по­срам­ля­ла про­ся­щих.
С 1925 по 1931 год отец Ни­ко­лай слу­жил в неболь­шом де­ре­вян­ном хра­ме в се­ле Куп­чи­но неда­ле­ко от Пет­ро­гра­да. В это вре­мя он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В 1932 го­ду ста­ро­ста гре­че­ской, что на Ли­гов­ском про­спек­те, церк­ви Кол­хи­тис при­гла­сил от­ца Ни­ко­лая стать в ней на­сто­я­те­лем, и тот дал со­гла­сие. При­хо­жан-гре­ков в то вре­мя оста­ва­лось все­го несколь­ко се­мей, но цер­ковь счи­та­лась по­соль­ской: ино­гда сю­да при­ез­жал по­сол Гре­ции и по на­цио­наль­ным празд­ни­кам вы­ве­ши­вал­ся гре­че­ский флаг. Боль­шое вни­ма­ние в хра­ме уде­ля­лось пе­нию. Здесь был про­фес­сио­наль­ный хор под управ­ле­ни­ем А.П. Рож­де­ствен­ско­го, в нем пе­ли мно­гие опер­ные пев­цы, но ха­рак­тер пе­ния был ско­рее свет­ский, неже­ли цер­ков­ный. Один из ал­та­рей был в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая чу­до­твор­ца, это ме­сто в хра­ме про­то­и­е­рей Ни­ко­лай на­зы­вал «рус­ским угол­ком», но вско­ре этот ал­тарь ста­ро­ста упразд­нил без со­гла­сия на то на­сто­я­те­ля. Отец Ни­ко­лай хо­тел бо­го­слу­же­ние в хра­ме сде­лать бо­лее устав­ным, но и здесь по­тер­пел неуда­чу и в 1932 го­ду вы­нуж­ден был пе­рей­ти в Ни­коль­ский храм на Ох­тен­ском клад­би­ще. В 1935 го­ду про­то­и­е­рей Ни­ко­лай был на­граж­ден мит­рой.
В 1935 го­ду вла­сти про­из­ве­ли ши­ро­кие аре­сты сре­ди ду­хо­вен­ства го­ро­да, кос­нув­ши­е­ся и Ни­коль­ско­го хра­ма. 19 мар­та 1935 го­да был аре­сто­ван и отец Ни­ко­лай Ро­зов.

28 мар­та 1935 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние НКВД по­ста­но­ви­ло вы­слать от­ца Ни­ко­лая как со­ци­аль­но опас­ный эле­мент на пять лет в Уфу, а вме­сте с ним и его же­ну.

12 де­каб­ря 1937 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му. В тот же день он был до­про­шен.

13 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ни­ко­лая к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ро­зов был рас­стре­лян 5 мар­та 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-rozov-petrogradskij

Жития
Писание