⏳ 2021.03.03 (ср)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 2я приуготовительная седмица к Великому посту, о блудном сыне (глас 5й)
• среда (однодневный пост, воспоминание предательства)

☀️ неподвижный годовой круг:
3 марта (или 2 марта в високос) (18 февраля)
• свт. Агапи́та Синадского (Фригийского) (IV)
• свт. Флавиа́на Цареградского (449–450) ?
• свт. Льва I Римского (461) ?
• прп. Космы́ Яхромского (1492)
• исп. Влади́мира (Терентьева) (1933)


☦️
Свя­ти­тель Ага­пит ис­по­вед­ник, епи­скоп Си­над­ский, ро­дил­ся в Кап­па­до­кии в прав­ле­ние им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305) и Мак­си­ми­а­на (284–305). Ро­ди­те­ли его бы­ли хри­сти­ане. С мо­ло­дых лет он стре­мил­ся к ино­че­ской жиз­ни и по­сту­пил в мо­на­стырь, где под­ви­зал­ся в по­сте, мо­лит­вах и слу­же­нии всем бра­тьям оби­те­ли.
Гос­подь спо­до­бил свя­то­го Ага­пи­та да­ра чу­до­тво­ре­ний. Им­пе­ра­то­ру Ли­ки­нию (307–324) ста­ло из­вест­но, что инок Ага­пит об­ла­да­ет боль­шой физи­че­ской си­лой, и он рас­по­ря­дил­ся во­пре­ки же­ла­нию свя­то­го опре­де­лить его на во­ен­ную служ­бу.
Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан, воз­двиг­ну­то­го Ли­ки­ни­ем, свя­той Ага­пит при­со­еди­нил­ся к свя­тым му­че­ни­кам Вик­то­ру, До­ро­фею, Фе­о­ду­ле и Агрип­пе, был ра­нен ко­пьем, но остал­ся жив. По­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра Ли­ки­ния он по­лу­чил воз­мож­ность осво­бо­дить­ся от во­ен­ной служ­бы. Свя­то­му рав­ноап­о­столь­но­му ца­рю Кон­стан­ти­ну Ве­ли­ко­му (306–337) ста­ло из­вест­но, что по мо­лит­ве свя­то­го Ага­пи­та со­вер­ша­ют­ся ис­це­ле­ния. Он по­слал к нему сво­е­го боль­но­го слу­гу, ко­то­рый по­лу­чил ис­це­ле­ние. Им­пе­ра­тор хо­тел щед­ро на­гра­дить Ага­пи­та, но тот про­сил толь­ко од­но­го, чтобы ему бы­ло раз­ре­ше­но оста­вить во­ен­ную служ­бу и вер­нуть­ся в свой мо­на­стырь. Раз­ре­ше­ние бы­ло по­лу­че­но, и он с ра­до­стью вер­нул­ся в оби­тель.
Вско­ре по­сле это­го Си­над­ский епи­скоп при­звал к се­бе свя­то­го Ага­пи­та и ру­ко­по­ло­жил в сан пре­сви­те­ра. По­сле смер­ти епи­ско­па ду­хо­вен­ством и всем на­ро­дом свя­той Ага­пит был еди­но­душ­но из­бран на ка­фед­ру епи­ско­па Си­над­ско­го. Но­вый свя­ти­тель муд­ро управ­лял сво­ей паст­вой, на­став­ляя ее в пра­во­слав­ной ве­ре и доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. По мо­лит­вам его со­вер­ша­лись мно­го­чис­лен­ные чу­де­са. Скон­чал­ся свя­ти­тель мир­но.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/168

☦️
Свя­ти­тель Фла­виан ис­по­вед­ник, пат­ри­арх Ца­ре­град­ский, за­ни­мал ка­фед­ру при свя­том Кон­стан­ти­но­поль­ском ца­ре Фе­о­до­сии Млад­шем (408–450) и его сест­ре бла­го­вер­ной ца­ри­це Пульхе­рии († 453; па­мять 10 сен­тяб­ря). Сна­ча­ла он был пре­сви­те­ром и со­су­до­хра­ни­те­лем в Со­бор­ной церк­ви. На пат­ри­ар­ший пре­стол он был воз­ве­ден по­сле смер­ти свя­то­го пат­ри­ар­ха Прок­ла († 447; па­мять 20 но­яб­ря). В этот пе­ри­од ис­то­рии внут­рен­ние сму­ты и ере­си раз­ди­ра­ли цер­ков­ное един­ство. В 448 го­ду свя­ти­тель Фла­виан со­звал По­мест­ный Со­бор в Кон­стан­ти­но­по­ле для рас­смот­ре­ния ере­си Ев­ти­хия, утвер­ждав­ше­го од­но есте­ство в Гос­по­де Иису­се Хри­сте. Упор­ству­ю­щий в сво­ем за­блуж­де­нии, ере­тик Ев­ти­хий был от­лу­чен от Церк­ви и ли­шен са­на. У ере­ти­ка был мо­гу­ще­ствен­ный по­кро­ви­тель в ли­це Хри­са­фия, при­бли­жен­но­го к им­пе­ра­то­ру ев­ну­ха. Хри­са­фий ин­три­га­ми скло­нил на сто­ро­ну Ев­ти­хия Ди­о­ско­ра, епи­ско­па Алек­сан­дрий­ско­го, и до­бил­ся от им­пе­ра­то­ра раз­ре­ше­ния на со­зыв в Ефе­се со­бо­ра, по­лу­чив­ше­го впо­след­ствии на­зва­ние раз­бой­ни­чье­го. На раз­бой­ни­чьем со­бо­ре пред­се­да­тель­ство­вал Ди­о­скор, до­бив­ший­ся угро­за­ми и си­лой оправ­да­ния ере­ти­ка Ев­ти­хия и осуж­де­ния свя­то­го пат­ри­ар­ха Фла­ви­а­на. Свя­той Фла­виан на за­се­да­нии со­бо­ра был же­сто­ко из­бит дерз­ки­ми мо­на­ха­ми под пред­во­ди­тель­ством неко­е­го Вар­су­мы. Да­же сам нече­сти­вый пред­се­да­тель раз­бой­ни­чье­го со­бо­ра ере­тик Ди­о­скор при­нял уча­стие в этом из­би­е­нии. По­сле это­го на свя­ти­те­ля Фла­ви­а­на бы­ли воз­ло­же­ны тя­же­лые вери­ги, и он осуж­ден был на из­гна­ние в Ефес. Од­на­ко Гос­подь пре­кра­тил его даль­ней­шие стра­да­ния, по­слав ему смерть († в ав­гу­сте 449 или 459). Бла­го­вер­ная ца­ри­ца Пульхе­рия уда­ли­лась из двор­ца. Вско­ре от­кры­лись ин­три­ги Хри­са­фия. Им­пе­ра­тор его от­стра­нил, а свою сест­ру свя­тую Пульхе­рию вновь при­бли­зил. Ее ста­ра­ни­я­ми мо­щи свя­ти­те­ля пат­ри­ар­ха Фла­ви­а­на бы­ли с че­стью пе­ре­не­се­ны из Ефе­са в Кон­стан­ти­но­поль.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/167

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejanija-vselenskikh-soborov-tom3/1_2_5
• Послание Флавиана, архиепископа Константинопольского, ко Льву, папе города старого Рима, о заблуждениях нечестивого Евтихия
• Список с (изложения) веры Флавиана, епископа Константинопольского, написанного собственною его рукою и предложенного императору, по его требованию
• Послание Флавиана, архиепископа константинопольского, ко Льву, архиепископу святой римской церкви

☦️
Свя­ти­тель Лев 1 Ве­ли­кий, па­па Рим­ский (440–461), по­лу­чил пре­крас­ное и раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние, ко­то­рое от­кры­ва­ло пе­ред ним бле­стя­щую свет­скую ка­рье­ру. Од­на­ко, стре­мясь к ду­хов­ной жиз­ни, он из­брал иной путь и стал ар­хи­ди­а­ко­ном при па­пе Сиксте III (432–440), а по­сле его смер­ти был из­бран, в сен­тяб­ре 440 го­да, па­пой Рим­ской Церк­ви. Это бы­ло труд­ное для Церк­ви вре­мя, ко­гда ере­ти­ки оса­жда­ли твер­ды­ню пра­во­сла­вия сво­и­ми со­блаз­ни­тель­ны­ми лже­уче­ни­я­ми. Свя­ти­тель Лев умел сов­ме­щать пас­тыр­скую мяг­кость и доб­ро­ту с несо­кру­ши­мой твер­до­стью в во­про­сах ве­ро­ис­по­ве­да­ния. Имен­но он явил­ся ос­нов­ным за­щит­ни­ком пра­во­сла­вия про­тив ере­си Ев­ти­хия и Ди­о­ско­ра, учив­ших об од­ном есте­стве в Гос­по­де Иису­се Хри­сте, и ере­си Несто­рия. Он упо­тре­бил всё свое вли­я­ние для то­го, чтобы уми­рить сму­ща­е­мую ере­ти­ка­ми Цер­ковь и сво­и­ми по­сла­ни­я­ми к свя­тым Кон­стан­ти­но­поль­ским ца­рям Фе­о­до­сию II (408–450) и Мар­ки­а­ну (450–457) де­я­тель­но спо­соб­ство­вал со­зы­ву IV Все­лен­ско­го Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра (451) для осуж­де­ния ере­си мо­но­фи­зи­тов. На Со­бо­ре, где при­сут­ство­ва­ло 630 епи­ско­пов, бы­ло огла­ше­но по­сла­ние свя­ти­те­ля Льва к уже по­чив­ше­му то­гда свя­ти­те­лю Фла­виа­ну, пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му (447–449), по­стра­дав­ше­му за пра­во­слав­ную ве­ру от раз­бой­ни­чье­го Ефес­ско­го со­бо­ра в 449 го­ду. В по­сла­нии свя­ти­те­ля Льва бы­ло из­ло­же­но пра­во­слав­ное уче­ние о двух есте­ствах в Гос­по­де Иису­се Хри­сте. С уче­ни­ем этим со­гла­си­лись все при­сут­ство­вав­шие на Со­бо­ре епи­ско­пы. Ере­ти­ки Ев­ти­хий и Ди­о­скор бы­ли от­лу­че­ны от Церк­ви. Свя­ти­тель Лев явил­ся так­же за­щит­ни­ком сво­е­го оте­че­ства от на­тис­ка вар­ва­ров. В 452 го­ду он си­лою сво­е­го сло­ва удер­жал от ра­зо­ре­ния Ита­лии гроз­но­го пред­во­ди­те­ля гун­нов Ат­ти­лу, а в 455 го­ду, ко­гда пред­во­ди­тель ван­да­лов Ген­зе­рих вторг­ся в Рим, он су­мел убе­дить его не пре­да­вать го­род раз­ру­ше­нию, не жечь зда­ний и не про­ли­вать кро­ви. Свя­ти­тель Лев до­жил до глу­бо­кой ста­ро­сти. Он за­ра­нее знал о сво­ей смер­ти и при­го­то­вил се­бя теп­лой мо­лит­вой и доб­ры­ми де­ла­ми к пе­ре­хо­ду из это­го ми­ра в веч­ность.
Он умер в 461 го­ду и был по­гре­бен в Ри­ме, в Ва­ти­кан­ском со­бо­ре. Его ли­те­ра­тур­ное и бо­го­слов­ское на­сле­дие со­сто­ит из 96 про­по­ве­дей и 143 по­сла­ний, из ко­то­рых са­мое зна­ме­ни­тое – к свя­ти­те­лю Фла­виа­ну.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/166

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/
• Второе послание к клиру и народу города Константинополя
• Окружное или соборное послание, писанное к Флавиану, архиепископу Константинопольскому (против ереси Евтихия)
• Первое послание к клиру и народу города Константинополя
• Из слова о посте по Пятидесятнице. Слово на Пятидесятницу
• Проповеди на Святую Четыредесятницу
• Слова на Рождество Христово
• Слово на Пасху
• Слово на Пятидесятницу
• Слово о страстях Господних

☦️
Пре­по­доб­ный Кос­ма Яхром­ский был слу­гой од­но­го бо­яри­на и во вре­мя про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни сво­е­го гос­по­ди­на уте­шал его чте­ни­ем книг. Как-то, пе­ре­ез­жая из го­ро­да в го­род, они оста­но­ви­лись на ре­ке Яхро­ме. Здесь пре­по­доб­но­му Кос­ме яви­лась на де­ре­ве ико­на Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, от ко­то­рой он слы­шал го­лос, по­веле­вав­ший быть ему ино­ком и устро­ить мо­на­стырь. Его боль­ной гос­по­дин то­гда же по­лу­чил от ико­ны ис­це­ле­ние, а пре­по­доб­ный Кос­ма от­пра­вил­ся в Ки­ев и в Пе­чер­ском мо­на­сты­ре при­нял по­стриг. По­том с яв­лен­ной ико­ной Бо­го­ма­те­ри он по вну­ше­нию свы­ше сно­ва от­пра­вил­ся на Яхро­му и в 40 вер­стах от г. Вла­ди­ми­ра при по­со­бии доб­рых хри­сти­ан по­стро­ил храм в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. К пре­по­доб­но­му ста­ла со­би­рать­ся бра­тия, и об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь. Пре­по­доб­ный Кос­ма был из­бран игу­ме­ном. Сла­ва о ино­че­ских по­дви­гах свя­то­го до­хо­ди­ла в те вре­ме­на да­же до ве­ли­ко­го кня­зя. Пре­по­доб­ный Кос­ма скон­чал­ся в глу­бо­кой ста­ро­сти 18 фев­ра­ля 1492 г. и был по­гре­бен в ос­но­ван­ной им оби­те­ли. Па­мять ему так­же тво­ри­лась 14 ок­тяб­ря, в день празд­но­ва­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри ра­ди Ее ико­ны Яхром­ской.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-kosma-jahromskij

☦️
Пре­по­доб­но­ис­по­вед­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся в 1872 го­ду в де­ревне Ши­ба­но­во Псков­ско­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Те­рен­тия Те­рен­тье­ва и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ва­си­ли­ем. 15 ав­гу­ста 1898 го­да Ва­си­лий по­сту­пил в пу­стынь Свя­то­го Па­рак­ли­та в Алек­сан­дров­ском уез­де Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии. 25 мая 1901 го­да он пе­ре­шел в Смо­лен­скую Зо­си­мо­ву пу­стынь и про­хо­дил здесь по­слу­ша­ние кро­вель­щи­ка и ма­ля­ра. 28 мар­та 1907 го­да Ва­си­лий был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Вла­ди­мир. 31 мая 1912 го­да он был пе­ре­ве­ден в Ца­ри­цын­ский Свя­то-Ду­хов мо­на­стырь Са­ра­тов­ской епар­хии и про­хо­дил здесь по­слу­ша­ние по­мощ­ни­ка каз­на­чея. 30 июля 1912 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, и 5 ав­гу­ста то­го же го­да — во иеро­мо­на­ха. 8 ав­гу­ста 1912 го­да иеро­мо­нах Вла­ди­мир был на­зна­чен вре­мен­но управ­ля­ю­щим Ца­ри­цын­ским Свя­то-Ду­хо­вым мо­на­сты­рем. C 14 ап­ре­ля 1917 го­да он сно­ва стал под­ви­зать­ся в Смо­лен­ской Зо­си­мо­вой пу­сты­ни. В 1923 го­ду иеро­мо­нах Вла­ди­мир был воз­ве­ден в сан игу­ме­на. В этом же го­ду пу­стынь бы­ла без­бож­ни­ка­ми за­кры­та и пре­об­ра­зо­ва­на в сель­ско­хо­зяй­ствен­ную ар­тель; отец Вла­ди­мир про­жил в ней до ее упразд­не­ния боль­ше­ви­ка­ми в 1927 го­ду, по­сле че­го по­се­лил­ся в Сер­ги­е­вом По­са­де, под­ра­ба­ты­вая у част­ных лю­дей в ка­че­стве кро­вель­щи­ка.
В кон­це 1929-го — на­ча­ле 1930 го­да со­вет­ская власть воз­об­но­ви­ла ши­ро­ко­мас­штаб­ные го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Все мо­на­сты­ри к это­му вре­ме­ни бы­ли за­кры­ты, мо­на­хи и мо­на­хи­ни из­гна­ны и рас­се­ли­лись по го­ро­дам и ве­сям Ру­си. Но и вне мо­на­стыр­ских стен они ве­ли мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни, как бы­ва­ло и в древ­но­сти, за­ра­ба­ты­вая на жизнь ру­ко­де­ли­ем и слу­жа в остав­ших­ся неза­кры­ты­ми хра­мах. Боль­шин­ство из них ве­ли за­мкну­тый об­раз жиз­ни, ма­ло со­об­ща­ясь с кре­стья­на­ми, чтобы не быть об­ви­нен­ны­ми при про­хо­дя­щей по­всю­ду кол­лек­ти­ви­за­ции в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти.
В ап­ре­ле-мае 1931 го­да со­труд­ни­ки ОГПУ Мос­ков­ской об­ла­сти аре­сто­ва­ли мо­на­хов и мо­на­хинь, обос­но­вав­ших­ся по­сле за­кры­тия оби­те­лей в се­лах и го­ро­дах об­ла­сти. Их об­ви­ни­ли в том, что они буд­то бы объ­еди­ни­лись в цер­ков­но-мо­нар­хи­че­скую ор­га­ни­за­цию, со­здан­ную под фла­гом за­щи­ты пра­во­слав­ной ве­ры от пре­сле­ду­ю­щей ее со­вет­ской вла­сти для про­ве­де­ния ан­ти­со­вет­ской ра­бо­ты. Все­го по это­му де­лу бы­ло аре­сто­ва­но шесть­де­сят че­ло­век.
Игу­мен Вла­ди­мир (Те­рен­тьев) был аре­сто­ван 5 ап­ре­ля 1931 го­да и по­сле крат­ко­го до­про­са в За­гор­ске за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве; ту­да же пе­ре­вез­ли всех об­ви­ня­е­мых, объ­еди­нен­ных со­труд­ни­ка­ми ОГПУ по од­но­му де­лу.
1 мая 1931 го­да сле­до­ва­тель за­чи­тал от­цу Вла­ди­ми­ру по­ста­нов­ле­ние о предъ­яв­ле­нии об­ви­не­ния и за­дал несколь­ко во­про­сов. Вы­слу­шав их, игу­мен Вла­ди­мир ска­зал: «Мне при­хо­ди­лось го­во­рить с ве­ру­ю­щи­ми об ан­ти­хри­сте, но эти раз­го­во­ры мог­ли быть толь­ко шу­точ­ны­ми, так как срок по­яв­ле­ния ан­ти­хри­ста ни­ко­му неиз­ве­стен и ни­ка­ко­го зна­ме­ния на этот счет еще не бы­ло. По­яв­ле­ние со­вет­ской вла­сти я та­ким зна­ме­ни­ем не счи­таю, так как эта власть по­пуще­на Бо­гом для на­ка­за­ния рус­ско­го на­ро­да за гре­хи и для вра­зум­ле­ния. По­сколь­ку со­вет­ская власть не при­зна­ет ни­ка­ко­го Бо­га, по­это­му она и про­во­дит по­ли­ти­ку го­не­ний… Как дол­го бу­дут про­дол­жать­ся го­не­ния — не знаю, все это за­ви­сит от во­ли Бо­жи­ей… Ви­нов­ным се­бя в предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии… не при­знаю, так как в ан­ти­со­вет­ской ор­га­ни­за­ции я не со­сто­ял… в раз­го­во­рах об ан­ти­хри­сте ни­че­го про­тив­но­го со­вет­ской вла­сти с мо­ей сто­ро­ны до­пу­ще­но не бы­ло».
6 июня 1931 го­да Кол­ле­гия ОГПУ при­го­во­ри­ла от­ца Вла­ди­ми­ра к пя­ти го­дам ссыл­ки. Игу­мен Вла­ди­мир (Те­рен­тьев) скон­чал­ся в ссыл­ке в Ка­зах­стане 3 мар­та 1933 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание