⏳ 2021.02.06 (сб)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 35я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 1й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
6 февраля (24 января)
• мчч. Вави́лы Сицилийского, Тимофея, Ага́пия (III)
• прп. Македония сирийского (ок. 420)
• прп. Ксении (в миру Евсе́вии) Миласской (V)
• перенесение мощей прмч. Анаста́сия Пе́рсянина (VII)
• свт. Герасима Великопермского, Устьвымского (1441)
• мч. Иоанна Казанского (1529)
• блж. Ксении Петербургской (XIX)


☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Ва­ви­ла Си­ци­лий­ский и два уче­ни­ка его, Ти­мо­фей и Ага­пий, жи­ли в III ве­ке в окрест­но­стях Ри­ма. Свя­той Ва­ви­ла ро­дил­ся в го­ро­де Ре­упол в бо­га­той се­мье и был вос­пи­тан ро­ди­те­ля­ми в хри­сти­ан­ской ве­ре. Еще в юно­сти он оста­вил зем­ное, тай­но ушел из до­ма ро­ди­те­лей и по­се­лил­ся на го­ре, где про­во­дил все вре­мя в по­сте, мо­лит­ве и без­мол­вии. Вме­сте с ним под­ви­за­лись два его уче­ни­ка: Ага­пий и Ти­мо­фей. Из­бе­гая пре­сле­до­ва­ния языч­ни­ков, он вме­сте с ни­ми уда­лил­ся на ост­ров Си­ци­лию, где об­ра­тил ко Хри­сту мно­гих невер­ных.На­чаль­ник ост­ро­ва, раз­дра­жен­ный про­све­ти­тель­ской де­я­тель­но­стью свя­то­го Ва­ви­лы, ве­лел схва­тить его вме­сте с уче­ни­ка­ми и пре­дал же­сто­ким му­че­ни­ям. Свя­тые тер­пе­ли­во пе­ре­но­си­ли стра­да­ния и все трое скон­ча­лись от ме­ча. Те­ла их бы­ли бро­ше­ны в огонь, но пла­мя не кос­ну­лось во­и­нов Хри­сто­вых. Они бы­ли по­гре­бе­ны на ост­ро­ве Си­ци­лии мест­ны­ми хри­сти­а­на­ми.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/84

☦️
Пре­по­доб­ный Ма­ке­до­ний, си­рий­ский пу­стын­ник, жил в кон­це IV – на­ча­ле V вв. В на­ча­ле сво­е­го по­движ­ни­че­ско­го пу­ти он вел жизнь стран­ни­ка, ски­та­ясь по го­рам Фини­кии, Ки­ли­кии и Си­рии 25 лет, а за­тем об­рел убе­жи­ще в глу­бо­ком рве и жил под от­кры­тым небом в Си­рий­ской пу­стыне, из­бе­гая сла­вы че­ло­ве­че­ской, так как к нему при­хо­ди­ло мно­же­ство лю­дей, ища ду­хов­ной по­мо­щи и на­став­ле­ний. Лишь в ста­ро­сти он усту­пил прось­бам лю­дей и стал жить в устро­ен­ной для него тес­ной кел­лии. Во вре­мя про­дол­жи­тель­ной жиз­ни свя­той Ма­ке­до­ний пи­тал­ся од­ним яч­ме­нем, ис­тол­чен­ным и смо­чен­ным во­дой, за что и про­зван «кри­то­фа­гом» (от греч. η κριθή – яч­мень и φάγομαι – есть), и толь­ко ко­гда по­чув­ство­вал упа­док сил, стал упо­треб­лять в пи­щу немно­го хле­ба. За по­движ­ни­че­скую жизнь он удо­сто­ил­ся от Гос­по­да да­ра из­го­нять бе­сов и ис­це­лять боль­ных. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный око­ло 420 го­да, до­стиг­нув 70-лет­не­го воз­рас­та.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/85

☦️
Пре­по­доб­ная Ксе­ния (V), в ми­ру Ев­се­вия, бы­ла един­ствен­ной до­че­рью знат­но­го рим­ско­го се­на­то­ра. С юно­сти она стре­ми­лась к Бо­гу. Чтобы из­бе­жать пред­сто­я­ще­го ей бра­ка, она тай­но ушла из ро­ди­тель­ско­го до­ма с дву­мя пре­дан­ны­ми ей слу­жан­ка­ми и от­плы­ла на ко­раб­ле. Встре­тив­шись, по про­мыс­лу Бо­жию, с на­сто­я­те­лем оби­те­ли свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея, ко­то­рая на­хо­ди­лась в го­ро­де Ми­лас­се, в Ке­са­рии, она упро­си­ла его взять ее вме­сте со спут­ни­ца­ми в Ми­ласс; из­ме­нив свое имя, она на­зва­лась Ксе­ни­ей. В Ми­лас­се она ку­пи­ла зем­лю, по­стро­и­ла храм во имя свя­то­го Сте­фа­на и ос­но­ва­ла жен­ский мо­на­стырь. Вско­ре по­сле это­го епи­скоп Ми­лас­са, Па­вел, по­свя­тил Ксе­нию в диа­ко­ни­сы, как вполне до­стой­ную это­го зва­ния по доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. Свя­тая всем ока­зы­ва­ла по­мощь: для бед­ных бы­ла бла­го­тво­ри­тель­ни­цей, для скор­бя­щих – уте­ши­тель­ни­цей, для греш­ных – на­став­ни­цей. Име­ла глу­бо­кое сми­ре­ние, счи­тая се­бя ху­же и греш­нее всех. В по­дви­гах сво­их ру­ко­вод­ство­ва­лась со­ве­та­ми па­ле­стин­ско­го по­движ­ни­ка пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия. Вы­со­кой жиз­нью свя­тая Ксе­ния при­влек­ла мно­гие ду­ши ко спа­се­нию. Кон­чи­на свя­той де­вы во вре­мя мо­лит­вы бы­ла от­ме­че­на Гос­по­дом яв­ле­ни­ем в небе над мо­на­сты­рем зна­ме­ния в ви­де свет­ло­го вен­ца с бли­ста­ю­щим по­сре­ди него кре­стом, ко­то­рый со­про­вож­дал те­ло свя­той, вы­не­сен­ное в го­род к на­ро­ду, и со­хра­нял­ся до са­мо­го мо­мен­та по­гре­бе­ния. Мно­же­ство боль­ных, при­ка­са­ясь к мо­щам свя­той, по­лу­чи­ло ис­це­ле­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/83

☦️
Преподобномученик Анастасий Пе́рсянин – см. житие от 4 февраля. 6 февраля память перенесения его мощей.

☦️
Святитель Герасим, епископ Великопермский, Устьвымский. Тре­тий епи­скоп но­во­про­све­щен­но­го зы­рян­ско­го на­ро­да. Был воз­ве­ден на Перм­скую ка­фед­ру по­сле 1416 г. Неусып­но за­бо­тил­ся об укреп­ле­нии ве­ры Хри­сто­вой сре­ди но­во­об­ра­щен­ных зы­рян. Во вре­мя од­ной из по­ез­док по сво­ей епар­хии свя­ти­тель Ге­ра­сим был за­ду­шен языч­ни­ком из пле­ме­ни во­гу­ли­чей. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на его по­сле­до­ва­ла 24 ап­ре­ля око­ло 1447 г. Свя­той епи­скоп Ге­ра­сим был по­гре­бен в Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре г. Усть-Вы­ми. У мо­щей его про­ис­хо­ди­ли мно­гие чу­дес­ные ис­це­ле­ния.

Примечание:
Празд­но­ва­ние па­мя­ти его 24 ян­ва­ря/6 фев­ра­ля уста­нов­ле­но в 1607 г. 29 ян­ва­ря/11 фев­ра­ля со­вер­ша­ет­ся об­щая па­мять трем свя­ти­те­лям Перм­ским – Ге­ра­си­му, Пи­ти­ри­му († 19 ав­гу­ста 1455 г.) и Ионе († 6 июня 1470 г.).

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-gerasim-velikopermskij-ustvymskij

☦️
Свя­той му­че­ник Иоанн Ка­зан­ский был ро­дом из Ниж­не­го Нов­го­ро­да. Он жил в на­ча­ле XVI ве­ка, ко­гда Мос­ков­ское го­су­дар­ство под­вер­га­лось ча­стым на­бе­гам ка­зан­ских та­тар. В один из та­ких на­бе­гов в цар­ство­ва­ние ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия IV Иоан­но­ви­ча (1505–1533) та­та­ра­ми был взят в плен бо­го­бо­яз­нен­ный юно­ша Иоанн. Его при­ве­ли в Ка­зань и от­да­ли в раб­ство хан­ско­му род­ствен­ни­ку Алей-Шпу­ру. Несмот­ря на тя­жесть раз­лу­ки с род­ны­ми, свя­той Иоанн со сми­ре­ни­ем по­ко­рил­ся во­ле Бо­жи­ей и стал без­ро­пот­но слу­жить сво­е­му гос­по­ди­ну. В то же вре­мя он усерд­но вы­пол­нял все за­по­ве­ди хри­сти­ан­ской ве­ры, ко­то­рым был на­учен бла­го­че­сти­вы­ми ро­ди­те­ля­ми с дет­ства. Свя­той Иоанн стро­го со­блю­дал по­сты, чест­но тру­дил­ся, был кро­ток и по­слуш­лив. Так как днем он все­гда был за­нят ра­бо­той, то мо­лить­ся ему при­хо­ди­лось толь­ко но­чью. И свя­той неле­ност­но про­во­дил боль­шую часть но­чи в мо­лит­ве. За та­кую стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь он неред­ко тер­пел уко­ры и на­смеш­ки от хо­зя­ев и слуг.
Ко­гда Алей-Шпур вме­сте с ка­зан­ским мул­лой за­хо­те­ли об­ра­тить свя­то­го Иоан­на в ма­го­ме­тан­ство, он объ­явил, что ис­по­ве­ду­ет Иису­са Хри­ста ис­тин­ным Бо­гом, а уче­ние Ма­го­ме­та счи­та­ет за­блуж­де­ни­ем. Ни лас­ки, ни угро­зы не по­ко­ле­ба­ли его. Алей-Шпур при­ка­зал пы­тать пра­вед­ни­ка, но и му­че­ния не за­ста­ви­ли свя­то­го Иоан­на от­речь­ся от Хри­ста и при­нять лже­уче­ние Ма­го­ме­та. Ви­дя твер­дость свя­то­го и бес­по­лез­ность сво­их пы­ток, Алей-Шпур при­ка­зал от­сечь ему го­ло­ву. Свя­то­му Иоан­ну свя­за­ли рем­нем ру­ки и вы­ве­ли за го­род, где на­хо­ди­лось рус­ское клад­би­ще. Там му­чи­те­ли из­ра­ни­ли его те­ло ме­чом, но удар, ко­то­рым хо­те­ли от­ру­бить го­ло­ву, по Про­мыс­лу Бо­жию, был на­не­сен неудач­но: свя­то­му толь­ко по­ра­ни­ли шею, и он, об­ли­ва­ясь кро­вью, по­те­рял со­зна­ние. Слу­ги Алей-Шпу­ра по­ду­ма­ли, что му­че­ник умер, и вер­ну­лись в го­род.
До позд­ней но­чи свя­той Иоанн ле­жал без чувств, по­лу­мерт­вый, но Гос­подь со­хра­нил пра­вед­ни­ка, чтобы вме­сте с ним не ис­чез­ла па­мять о его стра­да­ни­ях. Снег во­круг му­че­ни­ка рас­та­ял, а ру­ки его раз­вя­за­лись. Оч­нув­шись, он по­шел в го­род к по­слам ве­ли­ко­го кня­зя мос­ков­ско­го в Ка­за­ни и рас­ска­зал им о сво­их му­че­ни­ях. На­не­сен­ные свя­то­му Иоан­ну ра­ны бы­ли смер­тель­ны. Пред­чув­ствуя свою близ­кую кон­чи­ну, он по­про­сил при­ча­стить его Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. По­сле при­ча­стия остав­шу­ю­ся часть но­чи свя­той му­че­ник про­вел в слез­ной мо­лит­ве. Утром, при вос­хо­де солн­ца, он пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду († 1529). Свя­тое те­ло му­че­ни­ка Иоан­на бы­ло по­гре­бе­но на ста­ром рус­ском клад­би­ще близ Ка­за­ни.

☦️
Бла­жен­ная Ксе­ния ро­ди­лась меж­ду 1719 и 1730 го­да­ми. О ро­ди­те­лях ее, о дет­ских и от­ро­че­ских го­дах ни­че­го не из­вест­но. Зна­ем мы, что от­ца бла­жен­ной зва­ли Гри­го­ри­ем.
По до­сти­же­нии со­вер­шен­но­ле­тия Ксе­ния всту­пи­ла в брак с при­двор­ным пев­чим Ан­дре­ем Фе­до­ро­ви­чем Пет­ро­вым, со­сто­яв­шим в зва­нии пол­ков­ни­ка. Но недол­го суж­де­но бы­ло мо­ло­дой че­те на­сла­ждать­ся се­мей­ным сча­стьем: два­дца­ти ше­сти лет от ро­ду Ксе­ния оста­лась вдо­вой. Муж ее скон­чал­ся вне­зап­но.
Это тра­ги­че­ское со­бы­тие из­ме­ни­ло жизнь мо­ло­дой жен­щи­ны. Она бы­ла глу­бо­ко по­тря­се­на тем, что ее муж скон­чал­ся без долж­но­го хри­сти­ан­ско­го при­го­тов­ле­ния и не успел при­не­сти по­ка­я­ние. Ксе­ния ре­ши­ла, что по­дви­гом жиз­ни она вы­мо­лит у Бо­га про­ще­ние пре­гре­ше­ний ра­ба Бо­жи­его Ан­дрея.
В день по­хо­рон му­жа Ксе­ния Гри­горь­ев­на на­де­ла его одеж­ду и всем, об­ра­щав­шим­ся к ней с со­бо­лез­но­ва­ни­я­ми, го­во­ри­ла, что умер не Ан­дрей Фе­до­ро­вич, а умер­ла его су­пру­га Ксе­ния Гри­горь­ев­на. С это­го мо­мен­та она дей­стви­тель­но умер­ла для ми­ра, при­няв на се­бя тя­же­лей­ший по­двиг – по­двиг юрод­ства Хри­ста ра­ди.
Род­ные и зна­ко­мые ее по­ла­га­ли, что мо­ло­дая вдо­ва ли­ши­лась рас­суд­ка из-за сва­лив­ше­го­ся на ее пле­чи го­ря. По­до­зре­ния их окон­ча­тель­но утвер­ди­лись, ко­гда Ксе­ния ре­ши­ла раз­дать иму­ще­ство, до­став­ше­е­ся ей в на­след­ство от му­жа. Так, она по­да­ри­ла свой дом, на­хо­див­ший­ся в при­хо­де церк­ви св. ап. Мат­фея на Пе­тер­бург­ской сто­роне, сво­ей зна­ко­мой Па­рас­ке­ве Ан­то­но­вой. Та не хо­те­ла при­ни­мать этот дар и да­же про­си­ла род­ствен­ни­ков Ксе­нии со сто­ро­ны му­жа убе­речь ее от та­ко­го по­ступ­ка. Род­ствен­ни­ки об­ра­ти­лись к на­чаль­ству по­кой­но­го Пет­ро­ва, вли­я­тель­ные лю­ди бе­се­до­ва­ли со вдо­вой, на­шли ее в со­вер­шен­ном рас­суд­ке и ре­ши­ли, что она вполне мо­жет рас­по­ря­жать­ся сво­им иму­ще­ством.
От­ныне она не име­ла по­сто­ян­но­го ме­ста жи­тель­ства. Днем она бро­ди­ла по го­ро­ду, в ос­нов­ном по Пе­тер­бург­ской сто­роне, воз­ле церк­ви ап. Мат­фея, а но­чью ухо­ди­ла за го­род, в по­ле – и всю ночь мо­ли­лась. Так ее од­на­жды и за­ста­ли го­ро­жане, за­ин­те­ре­со­вав­ши­е­ся ноч­ны­ми ис­чез­но­ве­ни­я­ми бла­жен­ной. Ред­ко оста­ва­лась она но­че­вать в до­мах зна­ко­мых ей бла­го­че­сти­вых жен­щин.
Бла­жен­ная Ксе­ния с необы­чай­ной кро­то­стью сно­си­ла все из­де­ва­тель­ства и оскорб­ле­ния, ко­то­рые ей неред­ко до­во­ди­лось пе­ре­но­сить. Осо­бен­но до­ку­ча­ли ей улич­ные маль­чиш­ки, на злоб­ные вы­ход­ки ко­то­рых она не об­ра­ща­ла вни­ма­ния. Лишь од­на­жды, ко­гда жи­те­ли уже ста­ли по­чи­тать ее за угод­ни­цу Бо­жию, им до­ве­лось уви­деть бла­жен­ную в страш­ном гне­ве. Об­наглев­шие со­рван­цы не удо­воль­ство­ва­лись обыч­ны­ми оскорб­ле­ни­я­ми, а ста­ли бро­сать в Ксе­нию ко­мья­ми зем­ли. По­сле это­го слу­чая го­ро­жане ста­ли обе­ре­гать бла­жен­ную Ксе­нию и по­ло­жи­ли ко­нец пре­сле­до­ва­ни­ям со сто­ро­ны маль­чи­шек.
Ко­гда ко­стюм Ан­дрея Фе­до­ро­ви­ча ис­тлел и рас­пал­ся, свя­тая об­ла­чи­лась в лох­мо­тья. Ко­гда ей пред­ла­га­ли в ви­де по­да­я­ния одеж­ду, она от­ка­зы­ва­лась. Бра­ла лишь крас­ную коф­точ­ку и зе­ле­ную юб­ку (или на­обо­рот). Ве­ро­ят­но, в па­мять о цве­тах фор­мен­ной одеж­ды му­жа. Ми­ло­сты­ню де­неж­ную она так­же из­бе­га­ла брать. При­ни­ма­ла толь­ко «ца­ря на коне» – мед­ные ко­пей­ки, ко­то­рые тут же раз­да­ва­ла бед­ня­кам.
В эти го­ды на Смо­лен­ском клад­би­ще стро­и­лась но­вая ка­мен­ная цер­ковь во имя Смо­лен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ра­бо­чие, тру­див­ши­е­ся на стро­и­тель­стве хра­ма, ста­ли за­ме­чать вдруг стран­ные ве­щи. За вре­мя их от­сут­ствия но­чью кто-то но­сил кир­пи­чи на ле­са стро­я­щей­ся церк­ви. А ко­гда они ре­ши­ли узнать, кто этот доб­ро­воль­ный по­мощ­ник, то уви­де­ли, что это бла­жен­ная Ксе­ния тру­дит­ся по но­чам, пе­ре­тас­ки­вая кир­пи­чи на ле­са.
За ве­ли­кие по­дви­ги Гос­подь удо­сто­ил бла­жен­ную Ксе­нию да­ра про­зор­ли­во­сти. Так, она пред­ска­за­ла вре­мя кон­чи­ны им­пе­ра­три­цы Ели­са­ве­ты Пет­ров­ны и юно­го им­пе­ра­то­ра Иоан­на Ан­то­но­ви­ча, по­мог­ла од­ной де­ви­це из­бе­жать бра­ка с бег­лым ка­торж­ни­ком, вы­да­вав­шим се­бя за уби­то­го им пол­ков­ни­ка. Жи­те­ли Пе­тер­бург­ской сто­ро­ны за­ме­ча­ли, что ес­ли бла­жен­ная возь­мет на ру­ки боль­ное ди­тя или бла­го­сло­вит его, оно непре­мен­но вы­здо­ро­ве­ет. Ес­ли возь­мет ка­кую-ни­будь ме­лочь из лав­ки куп­ца – тор­гов­ля бу­дет успеш­ной. Ес­ли она зай­дет в дом, то в до­ме бу­дут ца­рить мир и со­гла­сие.
Од­на­жды она ска­за­ла сво­ей ста­рой зна­ко­мой Па­рас­ке­ве Ан­то­но­вой, той са­мой, ко­то­рой по­да­ри­ла дом, чтобы та немед­лен­но шла на Смо­лен­ское клад­би­ще: «Вот ты тут си­дишь да чул­ки што­па­ешь, а не зна­ешь, что те­бе Бог сы­на по­слал!»
Па­рас­ке­ва в недо­уме­нии по­шла в сто­ро­ну клад­би­ща и вдруг уви­де­ла тол­пу на­ро­да. Ока­за­лось, что эки­паж за­да­вил на­смерть бе­ре­мен­ную жен­щи­ну, ко­то­рая успе­ла пе­ред кон­чи­ной раз­ре­шить­ся от бре­ме­ни маль­чи­ком. Па­рас­ке­ва взя­ла его се­бе, и так как не мог­ла ни­где отыс­кать от­ца мла­ден­ца, усы­но­ви­ла его. Вос­пи­тан­ный ею при­ем­ный сын по­чи­тал ее как мать и в ста­ро­сти бе­рег по­кой Па­рас­ке­вы, ко­то­рая бла­го­да­ри­ла бла­жен­ную за ве­ли­кую ра­дость.
Бла­жен­ная Ксе­ния нес­ла по­двиг доб­ро­воль­но­го безу­мия 45 лет и скон­ча­лась око­ло 1803 го­да. На мо­ги­ле ее (на Смо­лен­ском клад­би­ще) бы­ла со вре­ме­нем воз­двиг­ну­та ка­мен­ная ча­сов­ня, ко­то­рая и по сей день слу­жит од­ной из свя­тынь Пе­тер­бур­га, при­вле­ка­ю­щей мно­го­чис­лен­ных бо­го­моль­цев.
По­сле мно­го­лет­не­го на­род­но­го по­чи­та­ния бла­жен­ная Ксе­ния Пе­тер­бург­ская, Хри­ста ра­ди юро­ди­вая, бы­ла при­чис­ле­на к ли­ку свя­тых в 1988 го­ду на По­мест­ном Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

Жития
Писание