⏳ 2021.02.05 (пт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 35я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 1й)
• пятница (однодневный пост, воспоминание распятия)

☀️ неподвижный годовой круг:
5 февраля (23 января)
• сщмч. Кли́мента Анкирского, мч. Агафа́нгела Римлянина (312)
• прп. Мавси́мы Сирина (IV)
• прп. Салама́на молчальника (ок. 400)
• свт. Павли́на Милостивого, Ноланского (431)
• воспоминание VI Вселенского Собора (680–681)
• прп. Геннадия Костромского (1565)
• Собор Костромских святых
• перенесение мощей свт. Феокти́ста Новгородского (1786)
• прмч. Серафима (Булашова), прмцц. Евдокии (Кузьминовой), Екатерины (Черкасовой), мц. Ми́лицы (Кувшиновой) (1938)


☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Кли­мент ро­дил­ся в га­ла­тий­ском го­ро­де Ан­ки­ре в 258 го­ду от от­ца языч­ни­ка и ма­те­ри хри­сти­ан­ки. В мла­ден­че­стве ли­шил­ся от­ца, а на две­на­дца­том го­ду – и ма­те­ри, ко­то­рая пред­ска­за­ла ему му­че­ни­че­скую кон­чи­ну за ве­ру во Хри­ста. Усы­но­вив­шая его жен­щи­на, Со­фия, вос­пи­ты­ва­ла его в стра­хе Бо­жи­ем. Во вре­мя страш­но­го го­ло­да в Га­ла­тии неко­то­рые языч­ни­ки бро­са­ли сво­их де­тей, не имея воз­мож­но­сти их про­кор­мить, и Со­фия со­би­ра­ла несчаст­ных к се­бе, пи­та­ла и оде­ва­ла их, а свя­той Кли­мент по­мо­гал ей в этом. Он учил де­тей и го­то­вил их к при­ня­тию Свя­то­го Кре­ще­ния. Мно­гие из них впо­след­ствии скон­ча­лись му­че­ни­че­ски за ве­ру во Хри­ста.
За доб­ро­де­тель­ную жизнь свя­той Кли­мент был по­став­лен в чте­ца, а за­тем в диа­ко­на, в во­сем­на­дцать лет по­лу­чил сан пре­сви­те­ра, а в два­дца­ти­лет­нем воз­расте был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Ан­кир­ско­го. Вско­ре вспых­ну­ло го­не­ние Дио­кли­ти­а­на (284–305) на хри­сти­ан. По до­но­су при­вле­чен был к от­ве­ту и епи­скоп Кли­мент. Пра­ви­тель Га­ла­тии До­ме­ти­ан пы­тал­ся скло­нить свя­то­го к по­кло­не­нию язы­че­ским бо­гам, но епи­скоп Кли­мент твер­до ис­по­ве­до­вал ве­ру Хри­сто­ву и му­же­ствен­но пре­тер­пел все му­че­ния, ко­то­рым под­верг его лю­тый на­мест­ник. Его ве­ша­ли на де­ре­ве, ре­за­ли те­ло ост­рым же­ле­зом так, что вид­ны бы­ли ко­сти, же­сто­ко би­ли пал­ка­ми и кам­ня­ми, вер­те­ли на ко­ле­се и жгли на мед­лен­ном огне. Гос­подь хра­нил Сво­е­го стра­даль­ца и чу­дес­но ис­це­лял его ис­тер­зан­ное те­ло. То­гда До­ме­ти­ан по­слал свя­то­го в Рим к са­мо­му им­пе­ра­то­ру Дио­кли­ти­а­ну с до­не­се­ни­ем о том, что епи­скоп Кли­мент был же­сто­ко му­чим, но ока­зал­ся непре­одо­лим. Дио­кли­ти­ан, уви­дев му­че­ни­ка со­вер­шен­но здо­ро­вым, не по­ве­рил до­не­се­нию и под­верг его еще бо­лее же­сто­ким пыт­кам, а за­тем за­клю­чил в тем­ни­цу.
Мно­гие из языч­ни­ков, ви­дя му­же­ство свя­то­го и чу­дес­ное ис­це­ле­ние его от ран, уве­ро­ва­ли во Хри­ста. К свя­то­му Кли­мен­ту в тем­ни­цу сте­ка­лись лю­ди для на­став­ле­ний, ис­це­ле­ний и Кре­ще­ния, так что тем­ни­ца пре­вра­ти­лась в храм. Мно­гие из них по до­но­су бы­ли каз­не­ны им­пе­ра­то­ром. Дио­кли­ти­ан, по­ра­жен­ный уди­ви­тель­ным тер­пе­ни­ем свя­то­го Кли­мен­та, ото­слал его в Ни­ко­ми­дию к сво­е­му со­пра­ви­те­лю Мак­си­ми­а­ну.
По до­ро­ге, на ко­раб­ле, к свя­то­му при­со­еди­нил­ся уче­ник его Ага­фан­гел, из­бе­жав­ший каз­ни с дру­ги­ми ис­по­вед­ни­ка­ми и же­лав­ший по­стра­дать и уме­реть за Хри­ста вме­сте с епи­ско­пом Кли­мен­том.
Им­пе­ра­тор Мак­си­ми­ан от­дал свя­тых Кли­мен­та и Ага­фан­ге­ла пра­ви­те­лю Агрип­пи­ну, ко­то­рый под­верг их та­ким нече­ло­ве­че­ским ис­тя­за­ни­ям, что да­же в зри­те­лях-языч­ни­ках вспых­ну­ло чув­ство со­стра­да­ния к му­че­ни­кам и они по­би­ли кам­ня­ми му­чи­те­лей.
По­лу­чив сво­бо­ду, свя­тые ис­це­ля­ли жи­те­лей го­ро­да воз­ло­же­ни­ем рук, кре­сти­ли и на­став­ля­ли лю­дей, сте­кав­ших­ся к ним во мно­же­стве. Сно­ва схва­чен­ные по рас­по­ря­же­нию Мак­си­ми­а­на, они бы­ли от­прав­ле­ны на ро­ди­ну в го­род Ан­кир, где князь Ан­кир­ский Ку­ри­ний вновь под­верг их му­че­ни­ям, а за­тем ото­слал в го­род Ами­сию к на­мест­ни­ку До­ме­тию, от­ли­чав­ше­му­ся осо­бой же­сто­ко­стью.
В Ами­сии свя­тые му­че­ни­ки бы­ли бро­ше­ны в ки­пя­щую из­весть, про­бы­ли в ней сут­ки и оста­лись невре­ди­мы. С них сди­ра­ли ко­жу, би­ли же­лез­ны­ми пал­ка­ми, кла­ли на рас­ка­лен­ные же­лез­ные кро­ва­ти и по­ли­ва­ли се­рой. Свя­тым всё это не вре­ди­ло, и они бы­ли от­прав­ле­ны в Тарс для но­вых му­че­ний. По до­ро­ге в пу­стыне свя­то­му Кли­мен­ту, по его мо­лит­ве, бы­ло да­но от­кро­ве­ние, что он еще 28 лет бу­дет стра­дать за Имя Хри­сто­во. Пре­тер­пев мно­же­ство му­че­ний, свя­тые бы­ли за­клю­че­ны в тем­ни­цу.
По­сле смер­ти Мак­си­ми­а­на свя­той Ага­фан­гел был усе­чен ме­чом. Свя­то­го Кли­мен­та осво­бо­ди­ли ан­кир­ские хри­сти­ане из тем­ни­цы и от­вез­ли в пе­щер­ный храм. Там по­сле со­вер­ше­ния ли­тур­гии свя­той воз­ве­стил ве­ру­ю­щим ско­рое окон­ча­ние го­не­ний и свое близ­кое от­ше­ствие. Свя­той му­че­ник дей­стви­тель­но вско­ре был убит во­и­на­ми го­ро­да, во­рвав­ши­ми­ся в храм. Свя­то­му от­сек­ли ме­чом го­ло­ву во вре­мя при­не­се­ния им Бес­кров­ной Жерт­вы († ок. 312).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/77

☦️
Пре­по­доб­ный Мав­си­ма Си­рин жил в Си­рии, близ го­ро­да Ки­ра или Кир­фа. Ра­ди спа­се­ния ду­ши он при­нял на се­бя доб­ро­воль­ную ни­ще­ту и по­свя­тил свою жизнь слу­же­нию ближ­ним. Две­ри его жи­ли­ща все­гда бы­ли от­кры­ты для вся­ко­го, кто имел в нем нуж­ду. В его хи­жине по­сто­ян­но сто­я­ли два со­су­да: один с хле­бом, а дру­гой с мас­лом. Каж­дый нуж­да­ю­щий­ся при­хо­дил к нему и по­лу­чал пи­щу из его рук. Со­су­ды при этом не оску­де­ва­ли. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в кон­це IV ве­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/80

☦️
Пре­по­доб­ный Са­ла­ман мол­чаль­ник был ро­дом из го­ро­да Ка­пер­са­на, при ре­ке Ев­фра­те. Най­дя на бе­ре­гу ре­ки уеди­нен­ную пе­ще­ру, он за­тво­рил­ся в ней и про­во­дил без­молв­ную жизнь в мо­лит­вен­ных по­дви­гах.
Узнав о его вы­со­кой жиз­ни, епи­скоп Ка­пер­са­на хо­тел по­свя­тить его в пре­сви­те­ра, но мол­чаль­ник не от­ве­тил ему ни од­но­го сло­ва. По­движ­ник и в дру­гих слу­ча­ях жиз­ни не пре­ры­вал сво­е­го по­дви­га без­мол­вия, бе­се­дуя толь­ко с Еди­ным Гос­по­дом. Пра­во­слав­ная Цер­ковь чтит его как пер­во­го свя­то­го, при­няв­ше­го на се­бя по­двиг мол­чаль­ни­че­ства, ко­то­рый он нес до са­мой кон­чи­ны († ок. 400).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/81

☦️
Свя­ти­тель Пав­лин Ми­ло­сти­вый, епи­скоп Но­лан­ский, про­ис­хо­дил из бла­го­род­ной и бо­га­той се­мьи го­ро­да Бор­до (Фран­ция). Бла­го­да­ря вы­со­кой об­ра­зо­ван­но­сти два­дца­ти­лет­ним юно­шей был из­бран в рим­ские се­на­то­ры, за­тем стал кон­су­лом и на­ко­нец гу­бер­на­то­ром об­ла­сти Кам­па­нии в Ита­лии. В два­дца­ти­пя­ти­лет­нем воз­расте вме­сте со сво­ей су­пру­гой он был об­ра­щен ко Хри­сту и кре­стил­ся. По­сле это­го он со­вер­шен­но из­ме­нил об­раз жиз­ни: про­дал всё свое име­ние и роз­дал вы­ру­чен­ные день­ги нуж­да­ю­щим­ся, за что ему при­шлось тер­петь пре­зре­ние дру­зей и слуг.
Не имея де­тей, бла­го­че­сти­вые су­пру­ги усы­нов­ля­ли бед­ных си­рот и вос­пи­ты­ва­ли их в стра­хе Бо­жи­ем. В по­ис­ках уеди­нен­ной жиз­ни свя­той Пав­лин ушел в ис­пан­ский го­род Бар­се­ло­ну.
Сла­ва о его по­движ­ни­че­ской жиз­ни рас­про­стра­ни­лась, и в 393 го­ду его упро­си­ли при­нять сан пре­сви­те­ра. Вско­ре он оста­вил Ис­па­нию и ушел в го­род Но­лу (Ита­лия), где был из­бран епи­ско­пом.
Ко­гда ван­да­лы на­па­ли на Ита­лию и уве­ли мно­гих жи­те­лей в Аф­ри­ку, в плен, то свя­той епи­скоп Пав­лин упо­тре­бил цер­ков­ное иму­ще­ство на вы­куп плен­ных. Од­на­жды, не имея средств вы­ку­пить сы­на од­ной бед­ной вдо­вы, он сам по­шел в раб­ство вме­сто него. В одеж­де неволь­ни­ка на­чал свя­той Пав­лин слу­жить ван­даль­ско­му кня­зю.
Вско­ре тай­на его рас­кры­лась, и он не толь­ко сам по­лу­чил сво­бо­ду, но ис­хо­да­тай­ство­вал ее и всем плен­ни­кам, вме­сте с ко­то­ры­ми воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну. Че­ло­ве­ко­лю­бие и со­стра­да­тель­ность ко всем бед­ным и нуж­да­ю­щим­ся со­став­ля­ли от­ли­чи­тель­ную чер­ту его ха­рак­те­ра. Свя­той Пав­лин из­ве­стен и как хра­мо­стро­и­тель и хри­сти­ан­ский по­эт. Скон­чал­ся 78 лет 22 июня 431 го­да. От него оста­лось несколь­ко гим­нов и пи­сем, со­дер­жа­щих раз­лич­ные нрав­ствен­ные на­став­ле­ния, про­ник­ну­тых глу­бо­ким бла­го­че­сти­ем, Мо­щи его хра­нят­ся в Ри­ме, в хра­ме свя­то­го апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/78

☦️
VI Все­лен­ский Со­бор был со­зван им­пе­ра­то­ром Кон­стан­ти­ном По­го­на­том (668–685) в Кон­стан­ти­но­по­ле в 681 го­ду про­тив ере­си мо­но­фе­ли­тов. На нем при­сут­ство­ва­ло 170 свя­тых от­цов, ко­то­рые утвер­ди­ли ис­по­ве­да­ние ве­ры о двух во­лях в Иису­се Хри­сте – Бо­же­ствен­ной и че­ло­ве­че­ской. Про­дол­же­ни­ем это­го Со­бо­ра яв­ля­ет­ся Со­бор, со­сто­яв­ший­ся в 691 го­ду в цар­ских па­ла­тах и по­лу­чив­ший на­зва­ние Трулль­ский. На этом Со­бо­ре бы­ла сде­ла­на про­вер­ка дей­ству­ю­щих сбор­ни­ков по ка­но­ни­че­ско­му пра­ву и уста­нов­ле­ны 102 пра­ви­ла.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/82

☦️
Свя­той Ген­на­дий Ко­стром­ской, в ми­ру Гри­го­рий, ро­дил­ся в го­ро­де Мо­гиле­ве от бо­га­тых рус­ско-ли­тов­ских бо­яр. С юно­сти он от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем, лю­бил по­се­щать храм Бо­жий и стро­го со­блю­дал по­сты, за что дру­зья сме­я­лись над ним. Же­лая по­свя­тить свою жизнь Бо­гу, он тай­но оста­вил ро­ди­те­лей, дом и в одеж­де бед­ня­ка от­пра­вил­ся в Рос­сию. По­се­тив Моск­ву и Нов­го­род, он не на­шел мо­на­сты­ря по сво­е­му ду­ху и то­гда от­пра­вил­ся на ре­ку Свирь к пре­по­доб­но­му Алек­сан­дру. Свя­той Алек­сандр Свир­ский на­пра­вил его в во­ло­год­ские ле­са к пре­по­доб­но­му Кор­ни­лию Ко­мель­ско­му, ко­то­рый и по­стриг его в ино­че­ский чин с име­нем Ген­на­дий. Неко­то­рое вре­мя спу­стя пре­по­доб­ные Кор­ни­лий и Ген­на­дий уда­ли­лись на Сур­ское озе­ро, близ ре­ки Ко­стро­мы, где ос­но­ва­ли пу­стынь с дву­мя хра­ма­ми. Эта пу­стынь впо­след­ствии ста­ла из­вест­ной как Ген­на­ди­ев мо­на­стырь. Пре­по­доб­ный Ген­на­дий непре­рыв­но тру­дил­ся, пек просфо­ры и хлеб, ру­бил дро­ва, ко­пал с бра­ти­ей пру­ды. Ра­ди боль­ше­го по­дви­га он по­сто­ян­но но­сил вери­ги. Он очень лю­бил пи­сать ико­ны и ими укра­шал хра­мы сво­ей пу­сты­ни. За свою бла­го­че­сти­вую жизнь свя­той Ген­на­дий по­лу­чил от Бо­га дар про­зор­ли­во­сти и ис­це­ле­ний. Так, бу­дучи в Москве, он пред­ска­зал до­че­ри бо­яри­на Ро­ма­на За­ха­рьи­на, Ана­ста­сии Ро­ма­новне, что она станет ца­ри­цей. Дей­стви­тель­но, она по­том вы­шла за­муж за ца­ря Ива­на Гроз­но­го и бы­ла его лю­би­мой же­ной. Сам царь Иван Гроз­ный упро­сил пре­по­доб­но­го стать крест­ным от­цом его до­че­ри. Пре­по­доб­ный Ген­на­дий ис­це­лил от смер­тель­ной бо­лез­ни во­ло­год­ско­го епи­ско­па Ки­при­а­на.
Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ген­на­дий в 1565 го­ду, а в 1644 г. бы­ли об­ре­те­ны его нетлен­ные мо­щи. Пре­по­доб­ный Ген­на­дий на­пи­сал «На­став­ле­ния ду­хов­но­го стар­ца но­во­на­чаль­но­му ино­ку» и «Ду­хов­ное за­ве­ща­ние».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/79

☦️
Со­бор­ный празд­ник свя­тых Ко­стром­ской зем­ли был уста­нов­лен в 1981 го­ду, по ини­ци­а­ти­ве ар­хи­епи­ско­па Ко­стром­ско­го и Га­лич­ско­го Кас­си­а­на (Яро­слав­ско­го) и по бла­го­сло­ве­нию пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Пи­ме­на. Празд­но­ва­ние бы­ло опре­де­ле­но на 23 ян­ва­ря – день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ген­на­дия Ко­стром­ско­го. Бо­лее 30 угод­ни­ков Бо­жи­их под­ви­за­лись в мо­на­ше­ском по­дви­ге на Ко­стром­ской зем­ле. Они при­нес­ли они в край Ко­стром­ской стро­гое мо­на­ше­ское об­ще­жи­тие и утвер­ди­ли здесь хри­сти­ан­ство; по­стро­и­ли 18 мо­на­сты­рей, ко­то­рые ста­ли цен­тра­ми ду­хов­ной куль­ту­ры края. Сре­ди ко­стро­ми­чей бы­ли ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны ико­ны этих свя­тых.
В Со­бор Ко­стром­ских свя­тых вхо­дят 40 святых:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-kostromskih-svjatyh

☦️
Святитель Феокти́ст, архиепископ Новгородский. По пре­став­ле­нии ар­хи­епи­ско­па Кли­мен­та нов­го­род­цы с по­сад­ни­ком сво­им Ан­дре­ем мно­го рас­суж­да­ли о пре­ем­ни­ке его, все, от ма­ла до ве­ли­ка, воз­лю­би­ли Бо­гом на­зна­чен­но­го, му­жа сми­рен­но­го и доб­ро­го, игу­ме­на Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря Фео­к­ти­ста. Со­брав зво­ном ве­че у Свя­той Со­фии, князь Бо­рис Анд­ре­евич и все нов­го­род­цы по­чти­тель­но при­ве­ли его и по­са­ди­ли во вла­дыч­ном дво­ре, по­ка узна­ют, где мит­ро­по­лит. В то са­мое вре­мя свя­той мит­ро­по­лит Мак­сим оста­вил Ки­ев и пе­ре­се­лил­ся во Вла­ди­мир на Клязь­ме. В 1300 го­ду при­е­ха­ли в Ве­ли­кий Нов­го­род свя­той мит­ро­по­лит Мак­сим, а с ним епи­ско­пы: Ро­стов­ский Си­ме­он и Твер­ской Ан­дрей. Они и по­ста­ви­ли Фео­к­ти­ста ар­хи­епис­ко­пом Нов­го­ро­ду. «Зна­ме­на­ша его в церк­ви свя­то­го Бо­ри­са и Гле­ба ме­ся­ца июня 28 дня и то­го же ме­ся­ца по­ста­ви­ша его во Свя­той Со­фии, на па­мять свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла. И со­вер­ши­ша празд­ник све­тел, и бысть ра­дость Нов­го­ро­ду о сво­ем вла­ды­це». Тор­же­ство для Нов­го­ро­да бы­ло по­ис­ти­не необык­но­вен­ное: толь­ко в пер­вый раз Нов­го­род­ский вла­ды­ка был по­свя­щен в нов­го­род­ском хра­ме Свя­той Со­фии.
О пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти свя­то­го Фео­к­ти­ста ле­то­пи­си со­об­ща­ют лишь от­ры­воч­ные све­де­ния. В недол­гие го­ды его свя­ти­тель­ства в Нов­го­ро­де про­ис­хо­дит уси­лен­ная по­строй­ка хра­мов.
В 1300 или 1301 го­ду по бла­го­сло­ве­нию вла­ды­ки Фео­к­ти­ста бы­ла за­ло­же­на ка­мен­ная цер­ковь во имя Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла на Ми­хай­лов­ской ули­це и через два го­да освя­ще­на. В 1301 го­ду нов­го­род­цы сру­би­ли че­ты­ре де­ре­вян­ных хра­ма. В 1302 го­ду за­ло­жи­ли ка­мен­ную цер­ковь во имя свя­тых кня­зей-му­че­ни­ков Бо­ри­са и Гле­ба, «ко­то­рая по­ру­ши­ла­ся». В сле­ду­ю­щем го­ду бы­ли сруб­ле­ны еще че­ты­ре де­ре­вян­ных хра­ма в Нов­го­ро­де.
В 1305 го­ду свя­ти­тель Фео­к­тист участ­во­вал в до­го­во­рах Нов­го­ро­да с ве­ли­ким кня­зем свя­тым Ми­ха­и­лом Твер­ским (па­мять 22 но­яб­ря/5 де­каб­ря) о со­хра­не­нии преж­них вза­им­ных от­но­ше­ний. «Кня­же­ние твое, – го­во­рят нов­го­род­цы, – чест­но дер­жа­ти (долж­ны), по по­шлине (по обы­чаю), без оби­ды, а те­бе, гос­по­дине, та­кож Нов­го­род дер­жа­ти (долж­но) без оби­ды по по­шлине». Пе­чать на до­го­во­ре пред­став­ля­ет Бо­го­ма­терь с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на пер­сях, а на обо­ро­те сло­ва: «Фео­к­тист, ар­хи­епи­скоп Нов­го­род­ский».
В том же го­ду нов­го­род­ский по­сад­ник Си­ме­он Кли­мо­вич по бла­го­сло­ве­нию свя­ти­те­ля по­ста­вил ка­мен­ную цер­ковь в честь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на во­ро­тах от Прус­ской ули­цы, на ка­мен­ном де­тин­це (де­тин­цем на­зы­ва­лась в Древ­ней Ру­си внут­рен­няя кре­пость). 9 де­каб­ря ар­хи­епи­скоп Фео­к­тист освя­тил «ве­ли­ким свя­ще­ни­ем» храм во имя свя­тых Бо­ри­са и Гле­ба и дру­гой, на кня­жес­ком дво­ре, в честь от­цов Пер­во­го Все­лен­ско­го Со­бо­ра. Через два го­да (в 1307 г.) нов­го­род­цы по­жа­ло­ва­лись ве­ли­ко­му кня­зю свя­то­му Ми­ха­и­лу на его нов­го­род­ских на­мест­ни­ков. На жа­ло­бе бы­ла пе­чать свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста. Во­об­ще вре­мя то­гда бы­ло смут­ное: Мос­ков­ский князь Ге­ор­гий Да­ни­и­ло­вич пре­пи­рал­ся с ве­ли­ким кня­зем Ми­ха­и­лом за кня­же­ние в Нов­го­ро­де. Неспра­вед­ли­вые до­мо­га­тель­ства мос­ков­ско­го кня­зя при­чи­ня­ли Нов­го­ро­ду мно­го непри­ят­но­стей. Пи­сец Апо­сто­ла 1307 го­да со скор­бью го­во­рит: «При сих кня­зьях се­я­лись и рос­ли усо­би­цы, и жизнь на­ша гиб­ла от ссор кня­же­ских, и век лю­дей уко­ра­чи­вал­ся». К то­му же в это вре­мя у вла­ды­ки Фео­к­ти­ста и у нов­го­род­цев бы­ло «неми­рье» с пско­ви­ча­ми.
Все это долж­но бы­ло огор­чать свя­ти­те­ля и, мо­жет быть, вли­я­ло на его здо­ро­вье. В том же 1307 го­ду, в де­каб­ре, по­сле вось­ми­лет­не­го управ­ле­ния нов­го­род­ской паст­вой свя­ти­тель Фео­к­тист «сво­е­го ра­ди нездо­ро­вья» оста­вил ар­хи­епис­коп­скую ка­фед­ру. Бла­го­сло­вив нов­го­род­цев, он уда­лил­ся в Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь, где «из­во­лив мол­чаль­ное жи­тие». Так в без­мол­вии, то есть в сво­бо­де от су­е­ты люд­ской, про­жил свя­ти­тель три го­да в оби­те­ли. Ар­хи­епи­скоп­ское ме­сто свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста по ухо­де его в мо­на­стырь за­нял его ду­хов­ный отец Да­вид, ко­то­ро­го все нов­го­род­цы с игу­ме­на­ми и со всем иерей­ским чи­ном воз­лю­би­ли и с че­стью по­са­ди­ли во вла­дыч­ном дво­ре, а свя­ти­тель Фе­ок­тист бла­го­сло­вил его на свое ме­сто.
23 де­каб­ря 1310 го­да бла­жен­ный свя­ти­тель Фео­к­тист мир­но по­чил. «Он мно­го по­стра­дал для Бо­га», – го­во­рит совре­мен­ник. Ко­гда он пре­ста­вил­ся от этой вре­мен­ной жиз­ни, свя­тая ду­ша его взо­шла на небо, а ли­цо как бы оза­ри­лось све­том. Ви­дев­шие это ди­ви­лись и про­слав­ля­ли Бо­га. Чест­ное те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­ло­же­но всем иерей­ским чи­ном в мо­на­стыр­ской Бла­го­ве­щен­ской церк­ви. «Дай же, Гос­по­ди Бо­же, ему Небес­ное Цар­ство, а Нов­го­ро­ду – мо­лит­ву его и бла­го­сло­ве­ние», – за­клю­ча­ет ле­то­пи­сец свой рас­сказ о кон­чине свя­ти­те­ля.
Та­ко­вы немно­го­чис­лен­ные из­ве­стия о тру­дах и по­дви­гах зем­ной жиз­ни свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста.

По­сле его бла­жен­ной кон­чи­ны Бог про­сла­вил его мно­ги­ми чу­де­са­ми. Упо­мя­нем неко­то­рые из них.

В пер­вый раз Бог про­сла­вил свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста через 300 лет по­сле его пре­став­ле­ния. Су­пру­га цар­ско­го дья­ка Иули­а­ния дол­го бы­ла боль­на, так что по­те­ря­ла вся­кую на­деж­ду на вы­здо­ров­ле­ние. Но вот од­ной но­чью явил­ся ей во сне муж в свя­щен­ном об­ла­че­нии и ска­зал: «По­ищи гроб ар­хи­епи­ско­па се­го го­ро­да Фео­к­ти­ста и по­лу­чишь ис­це­ле­ние». Дьяк спра­вил­ся по ле­то­пи­сям о гро­бе свя­ти­те­ля, при­вез боль­ную же­ну в Бла­го­ве­щен­ский мо­на­стырь, от­пел здесь па­ни­хи­ду и раз­дал ще­д­рую ми­ло­сты­ню. Боль­ная то­гда же по­чув­ство­ва­ла об­лег­че­ние, а ско­ро и со­всем вы­здо­ро­ве­ла. Бла­го­дар­ный дьяк по­же­лал, чтобы то­гда же бы­ла на­пи­са­на ико­на свя­ти­те­ля по яв­ле­нию, быв­ше­му его жене. В то же вре­мя по­но­марь Со­фий­ско­го со­бо­ра Фе­о­дор, за­ни­мав­ший­ся ико­но­пи­са­ни­ем, на­пи­сал ико­ну свя­то­го Фео­к­ти­ста с древ­не­го под­лин­ни­ка, ко­то­рый со­хра­нил­ся на стене Со­фий­ской па­пер­ти. На иконе свя­ти­тель изо­бра­жен в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии пред ико­ной Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
В 1664 го­ду князь Ва­си­лий Ро­мо­да­нов­ский, на­мест­ник Нов­го­ро­да, по бла­го­го­вей­но­му усер­дию к свя­ти­те­лю ве­лел очи­стить сре­ди остат­ков Бла­го­ве­щен­ской церк­ви от раз­ва­лин гроб свя­ти­те­ля и устро­ить над ним ча­сов­ню, по­том устро­ил ра­ку над мо­ща­ми с ли­ком свя­ти­те­ля и, на­ко­нец, воз­об­но­вил ка­мен­ный храм, ко­то­рый су­ще­ству­ет и до­ныне.
Меж­ду тем свя­ти­тель про­дол­жал из­ли­вать бла­го­дать чу­до­тво­ре­ний.
В 1700 го­ду пе­ред гро­бом про­зре­ла дочь зна­мен­ско­го свя­щен­ни­ка, ослеп­шая по­сле дол­говре­мен­ной бо­лез­ни. Та­кое же чу­до со­вер­ши­лось над до­че­рью свя­щен­ни­ка Ильин­ской церк­ви и над же­ною свя­щен­ни­ка той же церк­ви. Де­ся­ти­лет­ний немой от­рок, сын куп­ца Афа­на­сия, по­лу­чил дар сло­ва по­сле мо­леб­на у ра­ки свя­ти­те­ля. В том же го­ду ис­це­ли­лись два род­ные бра­та – куп­цы По­тап и Иоанн. В 1705 го­ду у ра­ки свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста по­лу­чил ис­це­ле­ние Ан­тон Ми­хай­лов Бо­ро­ви­ков. Он стра­дал умо­по­ме­ша­тель­ством и был без язы­ка.
В 1707 го­ду мо­щи бла­жен­но­го бы­ли по­ло­же­ны от­кры­то, ис­це­ле­ния про­дол­жа­лись. Так, в 1710 го­ду кре­стьян­ка Ма­рия, два­дцать лет быв­шая боль­ной и три го­да сле­пой, мгно­вен­но по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние по­сле то­го, как об­ло­бы­за­ла лик свя­ти­те­ля на гро­бе. Же­на нов­го­род­ско­го дво­ря­ни­на Си­лы Кор­са­ко­ва дол­го стра­да­ла внут­рен­ней бо­лез­нью. Раз во сне явил­ся ей неиз­вест­ный муж в ар­хи­ерей­ской одеж­де и ве­лел ид­ти на гроб свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста. Она ис­пол­ни­ла та­ин­ствен­ное по­ве­ле­ние и при гро­бе чу­до­твор­ца ис­це­ли­лась. В 1703 го­ду по мо­лит­вам у ра­ки свя­ти­те­ля раз­ре­ши­лось неплод­ство жен дво­ря­ни­на Фе­о­до­ра Неля­дин­ско­го и Си­мео­на Са­ве­лье­ва Зе­ле­ни­на.
В 1714 го­ду явил­ся в сон­ном ви­де­нии неиз­вест­ный муж в свя­ти­тель­ском оде­я­нии ку­пе­че­ской вдо­ве Ма­рии, ко­то­рая це­лый год не вла­де­ла ру­ка­ми и но­га­ми. Вспом­нив о свя­ти­те­ле Фео­к­ти­сте, она со сле­за­ми ста­ла мо­лить его о сво­ем ис­це­ле­нии, да­ла обет по­мо­лить­ся пред его ра­кой и дей­стви­тель­но ис­це­ли­лась. По­доб­ное же яв­ле­ние свя­то­го в ноч­ном ви­де­нии и в том же го­ду бы­ло по­но­мар­ской вдо­ве Ев­до­кии, ле­жав­шей в рас­слаб­ле­нии. Свя­щен­но­леп­ный ста­рец явил­ся ей во сне и ска­зал: «Для че­го ты на­прас­но ле­чишь­ся у глу­пых волх­вов?» Ев­до­кия ве­ле­ла сы­ну сво­е­му сне­сти се­бя на гроб свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста и там по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние.
По­след­нее чу­до в ру­ко­пис­ном жи­тии свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста XVIII сто­ле­тия за­пи­са­но под 1727 го­дом. Там ска­за­но, что по­сле про­дол­жи­тель­ной бо­лез­ни ис­це­лил­ся, от­слу­жив мо­ле­бен при гро­бе свя­то­го, по­сад­ский че­ло­век Со­фро­ний.
По­чи­та­ние па­мя­ти свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста на­ча­лось, ве­ро­ят­но, вско­ре по­сле его кон­чи­ны. Мест­ное празд­но­ва­ние ему в Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре уста­нов­ле­но до 1786 го­да, в ко­то­ром был устро­ен при­дел во имя его. В 1786 го­ду по хо­да­тай­ству мит­ро­по­ли­та Пе­тер­бург­ско­го Гав­ри­и­ла мо­щи свя­ти­те­ля Фео­к­тис­та с раз­ре­ше­ния Свя­щен­но­го Си­но­да бы­ли пе­ре­не­се­ны из упразд­нен­но­го Бла­го­ве­­щен­ско­го мо­на­сты­ря в Ге­ор­ги­ев­ский и по­ло­же­ны в се­реб­ря­ной ра­ке под спу­дом в хра­ме, под­ле сте­ны, у ико­но­ста­са, по ле­вую сто­ро­ну ал­та­ря. В 1827 го­ду ар­хи­манд­рит Фо­тий устро­ил здесь при­дел во имя свя­ти­те­ля Фео­к­ти­ста.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-feoktist-novgorodskij

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Се­ра­фим (в ми­ру Ни­ко­лай Се­ме­но­вич Бу­ла­шов) ро­дил­ся в 1872 го­ду в Москве в се­мье рас­коль­ни­ков-по­пов­цев. С 1893 по 1897 год Ни­ко­лай слу­жил в ар­мии в чине стар­ше­го ун­тер-офи­це­ра. 19 но­яб­ря 1899 го­да Ни­ко­лай был при­со­еди­нен к Пра­во­слав­ной Церк­ви и в этот же день по­сту­пил в Ни­коль­ский еди­но­вер­че­ский мо­на­стырь. Два го­да он про­хо­дил в мо­на­сты­ре по­слу­ша­ние свеч­ни­ка; в 1902 го­ду стал ке­лей­ни­ком на­сто­я­те­ля. 28 июня 1903 го­да Ни­ко­лай был опре­де­лен в чис­ло мо­на­стыр­ских по­слуш­ни­ков, а 26 фев­ра­ля 1904 го­да по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Се­ра­фим. С 1903 го­да он был пись­мо­во­ди­те­лем на­сто­я­те­ля мо­на­сты­ря.
23 но­яб­ря 1906 го­да мо­нах Се­ра­фим был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на. На­чав слу­жить, он про­дол­жал ис­пол­нять по­слу­ша­ние пись­мо­во­ди­те­ля, к ко­то­ро­му при­со­еди­ни­лось кли­рос­ное по­слу­ша­ние. В 1911 го­ду иеро­ди­а­кон Се­ра­фим стал ис­пол­ня­ю­щим долж­ность бла­го­чин­но­го Ни­коль­ско­го мо­на­сты­ря. 13 ап­ре­ля 1912 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. В 1915 го­ду отец Се­ра­фим пе­ре­шел в Гус­лиц­кий Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь, ко­то­рый был ос­но­ван спе­ци­аль­но для то­го, чтобы ве­сти про­све­ти­тель­скую де­я­тель­ность сре­ди ста­ро­об­ряд­цев.
В фев­ра­ле 1930 го­да был аре­сто­ван свя­щен­ник хра­ма в честь Ах­тыр­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Яко­вле­во, и при­хо­жане ста­ли про­сить со­гла­сия от­ца Се­ра­фи­ма слу­жить у них. Отец Се­ра­фим со­гла­сил­ся и на­пра­вил про­ше­ние епар­хи­аль­но­му ар­хи­ерею. 4 июня 1930 го­да он был на­зна­чен слу­жить в храм в честь Ах­тыр­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и 10 июня 1931 го­да был воз­ве­ден в сан игу­ме­на. Он про­слу­жил здесь по­чти во­семь лет.
25 ян­ва­ря 1938 го­да игу­мен Се­ра­фим был аре­сто­ван, за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве и на сле­ду­ю­щий день до­про­шен. Отец Се­ра­фим на об­ви­не­ние, предъ­яв­лен­ное сле­до­ва­те­лем, от­ве­тил, что ви­нов­ным се­бя не при­зна­ет, ни­ко­гда ни­ка­кой аги­та­ции он не вел.
То­гда бы­ли при­зва­ны два лже­сви­де­те­ля, ко­то­рые под­твер­ди­ли об­ви­не­ния, вы­дви­ну­тые сле­до­ва­те­лем. 2 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Се­ра­фи­ма к рас­стре­лу. Игу­мен Се­ра­фим (Бу­ла­шов) был рас­стре­лян 5 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ев­до­кия ро­ди­лась 17 ав­гу­ста 1884 го­да в го­ро­де Вос­кре­сен­ске Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье ме­ща­ни­на Пет­ра Кузь­ми­но­ва. По­сле от­кры­тия в 1909 го­ду в Москве Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли, ко­то­рую воз­гла­ви­ла ве­ли­кая кня­ги­ня Ели­за­ве­та Фе­до­ров­на, Ев­до­кия по­сту­пи­ла в оби­тель и нес­ла в ней по­слу­ша­ние сест­ры ми­ло­сер­дия. Ко­гда оби­тель бы­ла за­кры­та, она вер­ну­лась на ро­ди­ну. За пре­бы­ва­ние в Мар­фо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли вла­сти ли­ши­ли ее граж­дан­ских прав. В 1934 го­ду Ев­до­кия по­да­ла за­яв­ле­ние о вос­ста­нов­ле­нии ее в пра­вах, но по­лу­чи­ла от­каз.
Во вре­мя го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь в кон­це трид­ца­тых го­дов со­се­ди по ули­це, где жи­ла Ев­до­кия, по тре­бо­ва­нию со­труд­ни­ков НКВД под­пи­са­ли про­тив нее лже­сви­де­тель­ства, в ко­то­рых, в част­но­сти, со­об­ща­лось, что она буд­то бы го­во­ри­ла: «За­клю­чен­ных в ла­ге­рях за­став­ля­ют ра­бо­тать день и ночь, по по­яс сто­ять в во­де, хле­ба им да­ют по две­сти грам­мов, лю­ди уми­ра­ют сот­ня­ми от го­ло­да и хо­ло­да — вот вам де­мо­кра­тия и ста­лин­ская кон­сти­ту­ция, а лю­дей аре­сто­вы­ва­ют боль­ше, чем ко­гда бы то ни бы­ло». На ос­но­ва­нии по­доб­но­го ро­да сви­де­тельств, а так­же то­го, что она, по мне­нию НКВД, яв­ля­ет­ся «ярой цер­ков­ни­цей», бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о ее аре­сте. 19 ян­ва­ря 1938 го­да Ев­до­кия бы­ла аре­сто­ва­на и за­клю­че­на в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве.
До­про­сы на­ча­лись в тот же день.
— След­стви­ем точ­но уста­нов­ле­но, что вы, яв­ля­ясь ярой цер­ков­ни­цей, сре­ди на­се­ле­ния го­ро­да Ис­т­ры про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность. Под­твер­жда­е­те вы это?
— Да, я яв­ля­юсь ярой цер­ков­ни­цей, но контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью я не за­ни­ма­лась.
— Вы лже­те, в ок­тяб­ре 1937 го­да вы вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные тер­ро­ри­сти­че­ские на­стро­е­ния по адре­су ру­ко­во­ди­те­лей пар­тии и со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства. Тре­бу­ем пре­кра­тить за­пи­ра­тель­ства и дать прав­ди­вые по­ка­за­ния.
— По­вто­ряю, контр­ре­во­лю­ци­он­ных тер­ро­ри­сти­че­ских на­стро­е­ний я ни­где не вы­ска­зы­ва­ла.
— Вы так­же об­ви­ня­е­тесь в том, что вы­ска­зы­ва­ли гнус­ную кле­ве­ту по адре­су со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства и со­вет­ских за­ко­нов.
— Ни­ка­кой кле­ве­ты по адре­су за­ко­нов и со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства я не вы­ска­зы­ва­ла.
До­про­сы про­дол­жа­лись в те­че­ние двух су­ток, со­про­вож­да­ясь угро­за­ми. Но на все уси­лия сле­до­ва­те­лей за­ста­вить Ев­до­кию при­знать се­бя ви­нов­ной она от­ве­ча­ла неиз­мен­но: «Не при­знаю».
26 ян­ва­ря 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ее к рас­стре­лу. По­слуш­ни­ца Ев­до­кия Кузь­ми­но­ва бы­ла рас­стре­ля­на 5 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ека­те­ри­на ро­ди­лась 4 де­каб­ря 1892 го­да в се­ле Ка­ши­но Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Чер­ка­со­ва. Об­ра­зо­ва­ние Ека­те­ри­на по­лу­чи­ла в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле. В 1915 го­ду она по­сту­пи­ла в Свя­то-Тро­иц­кий Алек­сан­дро-Нев­ский мо­на­стырь, рас­по­ла­гав­ший­ся непо­да­ле­ку от де­рев­ни Ака­то­во в Клин­ском уез­де Мос­ков­ской гу­бер­нии. Мо­на­стырь был со­здан в 1890 го­ду сна­ча­ла в ви­де об­щи­ны, а за­тем в 1898 го­ду был за­ре­ги­стри­ро­ван как мо­на­стырь. В оби­те­ли бы­ло два хра­ма и око­ло ста се­стер.
По­слуш­ни­ца Ека­те­ри­на под­ви­за­лась здесь до 1922 го­да, но ко­гда на­ча­лись го­не­ния на Цер­ковь, бы­ла вы­нуж­де­на по­ки­нуть оби­тель и по­се­ли­лась в се­ле Мок­ру­ша Ист­рин­ско­го рай­о­на, где в то вре­мя жи­ли мно­гие сест­ры ра­зо­рен­ной оби­те­ли.

Как ни угро­жа­ли сле­до­ва­те­ли, сколь­ко ни до­пра­ши­ва­ли, ка­кие по­ка­за­ния лже­сви­де­те­лей ни за­чи­ты­ва­ли, по­слуш­ни­ца Ека­те­ри­на на все во­про­сы от­ве­ча­ла, что ви­нов­ной се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не при­зна­ет.
По­сле до­про­сов в Ис­т­ре Ека­те­ри­на бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Бу­тыр­скую тюрь­му в Моск­ву. 26 ян­ва­ря 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла ее к рас­стре­лу. 4 фев­ра­ля тю­рем­ный фо­то­граф сде­лал с нее фо­то­гра­фию для па­ла­ча. В ту же ночь ее по­вез­ли на по­ли­гон Бу­то­во под Моск­вой для рас­стре­ла. По­слуш­ни­ца Ека­те­ри­на бы­ла рас­стре­ля­на 5 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ekaterina-cherkasova

☦️
Му­че­ни­ца Ми­ли­ца ро­ди­лась 23 но­яб­ря 1891 го­да в се­ле Ули­нов­ка Ко­бе­ляк­ско­го уез­да Пол­тав­ской гу­бер­нии в се­мье чи­нов­ни­ка, слу­жив­ше­го на же­лез­ной до­ро­ге, Ива­на Кув­ши­но­ва. Об­ра­зо­ва­ние Ми­ли­ца по­лу­чи­ла в гим­на­зии. В на­ча­ле трид­ца­тых го­дов она по­се­ли­лась в го­ро­де Ис­т­ре Мос­ков­ской об­ла­сти. Жи­ла оди­но­ко и бы­ла близ­ка лишь с мо­на­хи­ня­ми из за­кры­тых мо­на­сты­рей, их мно­го то­гда по­се­ли­лось в го­ро­де. Она бы­ла че­ло­ве­ком глу­бо­ко цер­ков­ным, по­че­му, со­би­рая о ней све­де­ния для аре­ста, со­труд­ни­ки НКВД оха­рак­те­ри­зо­ва­ли ее как быв­шую мо­наш­ку и ярую цер­ков­ни­цу, од­на­ко на след­ствии Ми­ли­ца Ива­нов­на ска­за­ла, что в мо­на­ше­ском по­стри­ге ни­ко­гда не бы­ла.
До­про­шен­ный 15 ян­ва­ря 1938 го­да лже­сви­де­тель по­ка­зал, буд­то Ми­ли­ца Ива­нов­на го­во­ри­ла: «Это не со­вет­ская власть, а из­вер­ги — за­кры­ли все церк­ви, пол­ное го­не­ние на ве­ру­ю­щих, всех ве­ру­ю­щих аре­сто­вы­ва­ют ни за что. Вот вам и ста­лин­ская кон­сти­ту­ция!»
22 ян­ва­ря 1938 го­да Ми­ли­ца Ива­нов­на бы­ла аре­сто­ва­на, за­клю­че­на в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве и в тот же день сле­до­ва­тель до­про­сил ее.
— Вы аре­сто­ва­ны за контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
— Контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ци­ей я ни­ко­гда не за­ни­ма­лась.
— След­ствие пред­ла­га­ет вам быть прав­ди­вой и дать ва­ши по­ка­за­ния о контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции.
— По­вто­ряю, что я контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ци­ей не за­ни­ма­лась.
До­прос про­дол­жал­ся весь день и всю ночь, ме­ня­лись толь­ко сле­до­ва­те­ли.
— След­стви­ем уста­нов­ле­но, что вы в ок­тяб­ре 1937 го­да вы­ска­зы­ва­ли тер­ро­ри­сти­че­ские на­стро­е­ния по адре­су пар­тии и ру­ко­во­ди­те­лей со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства, — и сле­до­ва­тель за­чи­тал по­ка­за­ния лже­сви­де­те­ля.
— Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
— Я та­ко­го раз­го­во­ра не ве­ла.
— След­ствие пред­ла­га­ет вам быть прав­ди­вой и дать по­ка­за­ния о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
— Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью я не за­ни­ма­лась, и по­ка­за­ния я даю прав­ди­вые.
23 ян­ва­ря 1938 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 26 ян­ва­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Ми­ли­цу Ива­нов­ну к рас­стре­лу. За день до рас­стре­ла со­труд­ник НКВД сфо­то­гра­фи­ро­вал ее, чтобы па­ла­чам не обо­знать­ся при каз­ни. Ми­ли­ца Кув­ши­но­ва бы­ла рас­стре­ля­на 5 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Жития
Писание