⏳ 2021.02.04 (чт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 35я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 1й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
4 февраля (22 января)
• ап. от 70-ти Тимофея Ефесского (ок. 96)
• прмч. Анаста́сия Пе́рсянина (628)
• сщмчч. Мануи́ла, Георгия, Петра, Леонтия (Лео́на), Сиония, Гавриила, Иоанна, Лео́нта, Паро́да, и мчч. 377-ми (ок. 817)
• прмч. Анастасия Печерского (XII)
• прп. Макария Жабынского (1623)
• сщмчч. Иоанна (Успенского), Евфимия (Тихонравова) (1938)


☦️
Свя­той апо­стол Ти­мо­фей про­ис­хо­дил из ли­ка­он­ско­го го­ро­да Ли­ст­ры в Ма­лой Азии. Он был об­ра­щен ко Хри­сту в 52 го­ду свя­тым апо­сто­лом Пав­лом († ок. 67; па­мять 29 июня). Ко­гда апо­сто­лы Па­вел и Вар­на­ва по­се­ти­ли впер­вые ли­ка­он­ские го­ро­да, апо­стол Па­вел в Ли­ст­ре ис­це­лил хро­мо­го от рож­де­ния, и мно­гие жи­те­ли го­ро­да уве­ро­ва­ли во Хри­ста, сре­ди них были и бу­ду­щий апо­стол, юно­ша Ти­мо­фей, его мать Ев­ни­ка и баб­ка Ло­и­да (Деян.14:6-12; 2Тим.1:5). Се­ме­на ве­ры, по­се­ян­ные апо­сто­лом Пав­лом в ду­ше свя­то­го Ти­мо­фея, при­нес­ли обиль­ный плод. Он стал рев­ност­ным уче­ни­ком апо­сто­ла, а впо­след­ствии его неот­луч­ным спут­ни­ком и со­труд­ни­ком в про­по­ве­ди Еван­ге­лия. Апо­стол Па­вел лю­бил свя­то­го Ти­мо­фея и на­зы­вал его в По­сла­ни­ях сво­им воз­люб­лен­ным сы­ном, с бла­го­дар­но­стью вспо­ми­ная его вер­ность и пре­дан­ность. Он пи­сал Ти­мо­фею: «Ты по­сле­до­вал мне в уче­нии, жи­тии, рас­по­ло­же­нии, ве­ре, ве­ли­ко­ду­шии, люб­ви, тер­пе­нии, в го­не­ни­ях, стра­да­ни­ях…» (2Тим.3:10-11). В 65 го­ду апо­стол Па­вел ру­ко­по­ло­жил апо­сто­ла Ти­мо­фея во епи­ско­па Ефес­ской Церк­ви, ко­то­рой свя­той Ти­мо­фей управ­лял 15 лет. Свя­той апо­стол Па­вел, на­хо­дясь в Ри­ме в тем­ни­це и зная, что ему пред­сто­ит му­че­ни­че­ский по­двиг, вы­звал к се­бе вер­но­го уче­ни­ка и дру­га апо­сто­ла Ти­мо­фея на по­след­нее сви­да­ние (2Тим.4:9).
Свя­той Ти­мо­фей за­кон­чил жизнь му­че­ни­че­ски. В Ефе­се языч­ни­ки со­вер­ша­ли празд­ник в честь идо­лов и но­си­ли их по го­ро­ду, со­про­вож­дая нече­сти­вы­ми об­ря­да­ми и пес­ня­ми. Свя­той епи­скоп Ти­мо­фей, рев­нуя о Сла­ве Бо­жи­ей, ста­рал­ся оста­нав­ли­вать и вра­зум­лять ослеп­лен­ных идо­ло­по­клон­ством лю­дей, про­по­ве­дуя им ис­тин­ную ве­ру во Хри­ста. Языч­ни­ки в озлоб­ле­нии бро­си­лись на свя­то­го апо­сто­ла, би­ли его, вла­чи­ли по зем­ле и, на­ко­нец, по­би­ли кам­ня­ми. Му­че­ни­че­скую смерть за Хри­ста свя­той апо­стол Ти­мо­фей вос­при­нял в 80-м го­ду. В IV ве­ке свя­тые мо­щи апо­сто­ла Ти­мо­фея бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ца­рь­град и по­ло­же­ны в хра­ме Свя­тых Апо­сто­лов. Свя­тая Цер­ковь чтит свя­то­го Ти­мо­фея в чис­ле 70-ти апо­сто­лов.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/28
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/74

☦️
Преподобномученик Анаста́сий ро­дил­ся в Пер­сии. Отец его Вав был ма­гом, зна­ме­ни­тым учи­те­лем ча­ро­дей­ства, ко­то­рый обу­чил и сы­на сво­е­го. Ана­ста­сий, слу­жа во­и­ном у пер­сид­ско­го ца­ря Хоз­роя, услы­шал о Жи­во­тво­ря­щем Кре­сте Гос­под­нем, мол­ва о сла­ве и мо­гу­ще­стве ко­то­ро­го рас­про­стра­ни­лась по всей Пер­сии. Крест­ное дре­во изум­ля­ло необыч­ны­ми чу­де­са­ми, так что мно­гие го­во­ри­ли: «Бог Хри­сти­ан­ский при­шел в Пер­сию».
Про­слы­шав об этом, юно­ша стал рас­спра­ши­вать о зем­ной жиз­ни Спа­си­те­ля, и его серд­ца кос­ну­лась бла­го­дать Бо­жия, а в ду­ше за­теп­лил­ся огонь ве­ры. Ко­гда он был по­слан на вой­ну в Гре­цию, то, дой­дя до г. Хал­ки­до­на, остал­ся жить у пер­са-хри­сти­а­ни­на, ко­то­рый на­ста­вил его в ис­тин­ной ве­ре. При­дя в Иеру­са­лим, он при­нял Кре­ще­ние и по­сту­пил в мо­на­стырь, где под­ви­зал­ся, укра­шая се­бя сми­рен­но­муд­ри­ем, кро­то­стью и тру­до­лю­би­ем. По­сле се­ми лет пре­бы­ва­ния в мо­на­сты­ре, в ка­нун празд­ни­ка Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва, ему бы­ло от­кры­то, что его ожи­да­ет му­че­ни­че­ская кон­чи­на за Хри­ста.
При­дя в Ке­са­рию, св. Ана­ста­сий был схва­чен во­и­на­ми, при­няв­ши­ми его за ла­зут­чи­ка. На су­де пе­ред ха­ном Мар­за­ва­ном он ис­по­ве­до­вал се­бя хри­сти­а­ни­ном, за что был за­ко­ван в же­лез­ные це­пи и от­ве­ден на ка­ме­но­тес­ные ра­бо­ты. Ви­дя, что нель­зя по­ко­ле­бать му­че­ни­ка, его пре­да­ли же­сто­ким му­че­ни­ям вме­сте с 70 уз­ни­ка­ми, сре­ди ко­то­рых бы­ло мно­го хри­сти­ан. Все они бы­ли уду­ше­ны на бе­ре­гу ре­ки. Го­ло­ву св. Ана­ста­сия от­ре­за­ли и при­нес­ли ца­рю, а те­ло бро­си­ли псам, но ни один не при­кос­нул­ся к нему. Инок, по­слан­ный из Иеру­са­лим­ско­го мо­на­сты­ря, где под­ви­зал­ся св. Ана­ста­сий, под­ку­пил стра­жу и по­хо­ро­нил му­че­ни­ка. Му­че­ни­че­ская кон­чи­на свя­то­го по­сле­до­ва­ла в 628 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/75

☦️
Священномученики Мануи́л, Гео́ргий, Петр, Лео́нтий (Лео́н), епископы, Сио́ний, Гаврии́л, Иоа́нн, Лео́нт, Паро́д, пресвитеры, и прочие 377 мучеников с ними. Сии свя­тые му­че­ни­ки про­ис­хо­ди­ли из раз­ных об­ла­стей Рим­ской им­пе­рии и жи­ли в Адри­а­но­по­ле при им­пе­ра­то­ре Льве Ар­мя­нине. В то вре­мя бол­гар­ский царь Крум опу­сто­шил Фра­кию и Ма­ке­до­нию и по­до­шел к са­мо­му Кон­стан­ти­но­по­лю, за­тем по­сле трех­ме­сяч­ной оса­ды овла­дел Адри­а­но­по­лем и взял в плен всех его жи­те­лей, уцелев­ших от из­би­е­ния, до со­ро­ка ты­сяч че­ло­век; в чис­ле них был и мест­ный епи­скоп, ко­то­ро­го языч­ник царь при­ка­зал стрем­глав бро­сить на зем­лю и рас­топ­тать.
Крум по­гиб злой смер­тью; пре­ем­ник его Ду­кум умер вско­ре по­сле него, и над бол­га­ра­ми во­ца­рил­ся Ди­ценг, вла­сти­тель гроз­ный и бес­че­ло­веч­ный. Он при­ка­зал рас­пи­лить на­двое епи­ско­па Адри­а­но­поль­ско­го Ма­ну­и­ла и от­ру­бить до плеч ру­ки свя­ти­те­ля, по­сле че­го свя­щен­ные его остан­ки бро­ше­ны бы­ли на съе­де­ние псам. Гнев Бо­жий по­ра­зил из­вер­га сле­по­той, и вско­ре Ди­ценг был убит сво­и­ми под­дан­ны­ми. Ему на­сле­до­вал Мур­та­гон, ко­то­рый стал же­сто­ко пре­сле­до­вать хри­сти­ан, не по­ви­но­вав­ших­ся его по­ве­ле­нию – от­речь­ся от Хри­ста; вер­ных ра­бов Хри­сто­вых он то­мил в тем­ни­це, ис­тя­зал пыт­ка­ми и пре­да­вал смер­ти в бес­че­ло­веч­ных му­че­ни­ях. Свя­тых епи­ско­пов Ге­ор­гия Де­вельт­ско­го и Пет­ра, утвер­ждав­ших свою паст­ву в Хри­сто­вой ве­ре, му­чи­тель пре­дал же­сто­чай­шим па­лоч­ным уда­рам и по­том от­сек ме­чом чест­ные их гла­вы; той же каз­ни вме­сте со свя­ти­те­ля­ми под­верг­лись семь хри­сти­ан; усе­че­ны ме­чом и хри­сти­ан­ские во­е­во­ды Иоанн и Леонт; свя­то­му Леон­тию-скоп­цу, епи­ско­пу Ни­кей­ско­му, языч­ни­ки прон­зи­ли чре­во ме­чом; от ме­ча же при­я­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну Гав­ри­ил и Си­о­ний; Па­род, бла­го­го­вей­ней­ший пре­сви­тер, по­бит кам­ня­ми.
Мно­го и дру­гих вер­ных ра­бов Хри­сто­вых бы­ло из­би­то и за­клю­че­но в тем­ни­цы в это вре­мя. И не толь­ко сви­ре­пый Мур­та­гон, но и его пре­ем­ни­ки на бол­гар­ском пре­сто­ле же­сто­ко пре­сле­до­ва­ли хри­сти­ан, ко­то­рые раз­лич­ны­ми ис­тя­за­ни­я­ми и му­чи­тель­ной смер­тью стя­жа­ли се­бе веч­ное цар­ство.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ана­ста­сий, диа­кон Пе­чер­ский, под­ви­зал­ся в Ближ­них пе­ще­рах в XII ве­ке. Иеро­мо­нах Афа­на­сий Каль­но­фий­ский на­зы­ва­ет его бра­том пре­по­доб­но­го Ти­та пре­сви­те­ра († не ра­нее 1190; па­мять 27 фев­ра­ля/12 мар­та). В ру­ко­пис­ных свят­цах он на­зы­ва­ет­ся диа­ко­ном. В служ­бе Со­бо­ру от­цов Ближ­них пе­щер о пре­по­доб­но­му­че­ни­ке Ана­ста­сии го­во­рит­ся, что он имел та­кое дерз­но­ве­ние к Бо­гу, что по­лу­чал всё про­си­мое.

☦️
Преподобный Макарий Жабынский, Белевский, иеросхимонах. Под­ви­зал­ся в на­ча­ле XVII ве­ка, из­брав для ино­че­ских по­дви­гов ра­зо­рен­ную в то вре­мя ли­тов­ца­ми Жа­бын­скую пу­стынь. Про­во­дя дни и но­чи в непре­стан­ных тру­дах и за­бо­тах по вос­ста­нов­ле­нию оби­те­ли, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий со­брал в ско­ром вре­ме­ни бра­тию и ос­но­вал мо­на­стырь, где стал игу­ме­ном. Под­ви­за­ясь в непре­рыв­ной борь­бе с ис­ку­ше­ни­я­ми от диа­во­ла и пло­ти, пре­по­доб­ный по­да­вал бра­тии при­мер для под­ра­жа­ния. В кон­це жиз­ни, при­няв схи­му, ста­рец все­це­ло по­свя­тил се­бя слу­же­нию Бо­гу, про­во­дя вре­мя в ум­ной мо­лит­ве и ду­хов­ных по­дви­гах.
Гос­подь бла­го­сло­вил ве­ли­кие тру­ды и по­дви­ги сво­е­го угод­ни­ка, про­сла­вив его при жиз­ни и по­сле смер­ти да­ром чу­до­тво­ре­ния. Од­на­жды ста­рец, бу­дучи в ле­су, по­мо­лив­шись, уда­рил по­со­хом по зем­ле, и тотчас же на этом ме­сте за­бил ис­точ­ник во­ды.
Скон­чал­ся пре­по­доб­ный Ма­ка­рий на 84 го­ду жиз­ни в 1623 г. и был по­гре­бен вбли­зи мо­на­стыр­ско­го хра­ма. Мно­го чу­дес и ис­це­ле­ний со­вер­ши­лось от мо­щей свя­то­го.

У одной женщины опасно заболел мальчик. У него образовалась водянка головы: голова мальчика сделалась огромной по размеру; стала какой-то прозрачной, страшной. Горько плакала мать, когда врачи отказались помочь больному; по совету некоторых благочестивых жителей города Белева она отправилась пешком в Жабынскую пустынь. Горячо молилась несчастная женщина преподобному Макарию в церкви и на кладезе, где он подвизался. С надеждой после того она возвратилась домой. Пришла – и вдруг ее встречает сын вполне здоровым: водянка исчезла и голова приняла обычный здоровый вид; ему стало лучше в то самое время, когда его мать молила о помощи преподобного. Мать сначала была поражена до испуга, затем поспешила вместе с мальчиком в Жабынскую пустынь, чтобы на этот раз уже со слезами радости и словами благодарности поклониться преподобному.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-zhabynskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 30 ав­гу­ста 1870 го­да в се­ле Боль­шие Со­ли Яро­слав­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра Успен­ско­го. Иван Алек­сан­дро­вич окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще и в 1890 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а уже в пе­ри­од на­чав­ших­ся по­сле боль­ше­вист­ской ре­во­лю­ции го­не­ний — в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в Вве­ден­ской церк­ви в се­ле Вве­ден­ском Ки­не­шем­ско­го рай­о­на Ива­нов­ской об­ла­сти.
По­сле на­ча­ла в 1937 го­ду бес­по­щад­ных го­не­ний вла­сти аре­сто­ва­ли по­чти всех свя­щен­ни­ков, мно­гих цер­ков­ных ста­рост, чле­нов цер­ков­ных два­дца­ток и наи­бо­лее ак­тив­ных ми­рян. 1 но­яб­ря 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в тюрь­му в го­ро­де Ки­неш­ме свя­щен­ник Иоанн Успен­ский, трое ми­рян и свя­щен­ник из се­ла Пеш­ко­во; в си­лу то­го, что они бы­ли друг с дру­гом зна­ко­мы, со­труд­ни­ки НКВД ре­ши­ли объ­еди­нить их де­ла в од­но де­ло.
В тот же день на­ча­лись до­про­сы, ко­то­рые про­дол­жа­лись непре­рыв­но в те­че­ние несколь­ких дней.
— Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­пов­ско-ку­лац­кой груп­пы, рас­ска­жи­те след­ствию о сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, — по­тре­бо­вал сле­до­ва­тель от от­ца Иоан­на.
— Участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной по­пов­ско-ку­лац­кой груп­пы я не яв­лял­ся, контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не вел, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— След­ствию до­сто­вер­но из­вест­но, что вы, бу­дучи враж­деб­но на­стро­ен­ным к су­ще­ству­ю­ще­му строю, сре­ди сво­е­го окру­же­ния ве­ли си­сте­ма­ти­че­скую контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, на­прав­лен­ную на срыв про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий пар­тии и со­вет­ской вла­сти. След­ствие тре­бу­ет дать прав­ди­вые по­ка­за­ния.
— Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не про­во­дил.
— Вы по­ка­зы­ва­е­те ложь, след­ствие име­ет до­ста­точ­но фак­тов, под­твер­жден­ных сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми, о том, что вы про­во­ди­ли ак­тив­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. По­ка­зы­вай­те прав­ду!
— По­вто­ряю, что ни­где и ни­ко­гда ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел.
— По­па Ни­ко­лая Ле­бе­де­ва вы зна­е­те?
— Да, Ле­бе­де­ва я знаю хо­ро­шо, по­след­ний слу­жит в Успен­ской церк­ви се­ла Пеш­ко­во.
— А быв­ше­го ку­ла­ка Пет­ра Пис­ку­но­ва вы так­же хо­ро­шо зна­е­те?
— Пис­ку­но­ва я так­же знаю хо­ро­шо, по­след­ний был цер­ков­ным ста­ро­стой в Вве­ден­ской церк­ви по ав­густ ме­сяц.
— Рас­ска­жи­те, что вам из­вест­но об ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции Ни­ко­лая Ле­бе­де­ва и Пет­ра Пис­ку­но­ва.
— Об ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции Ле­бе­де­ва и Пис­ку­но­ва мне не из­вест­но.
— Вы по­ка­зы­ва­е­те ложь, след­ствие пре­ду­пре­жда­ет, ва­ше за­пи­ра­тель­ство ни к че­му не при­ве­дет. Пред­ла­га­ем рас­ска­зать по­дроб­но о сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и дать прав­ди­вые по­ка­за­ния.
— По­вто­ряю, что контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не про­во­дил и ви­нов­ным в этом се­бя не при­знаю.
— Вам за­чи­ты­ва­ет­ся вы­держ­ка из по­ка­за­ний сви­де­те­ля о ва­шей ан­ти­со­вет­ской про­па­ган­де. Эти по­ка­за­ния вы под­твер­жда­е­те?
— За­чи­тан­ную вы­держ­ку из по­ка­за­ний сви­де­те­ля я от­ри­цаю.
— Зна­чит, вы не хо­ти­те по­ка­зы­вать прав­ду о сво­ей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти?
— Я по­ка­зы­ваю толь­ко прав­ду, дру­гих по­ка­за­ний дать не мо­гу, так как контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не про­во­дил.
— След­ствию из­вест­но, что в ав­гу­сте се­го го­да в цер­ков­ной сто­рож­ке Вве­ден­ской церк­ви ва­ми бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но ан­ти­со­вет­ское сбо­ри­ще цер­ков­ни­ков, на ко­то­ром вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию и рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о ни­ще­те и го­ло­де в СССР. Дай­те об этом по­ка­за­ния.
— В ав­гу­сте се­го го­да в цер­ков­ной сто­рож­ке Вве­ден­ской церк­ви ни­ка­ко­го сбо­ри­ща цер­ков­ни­ков ор­га­ни­зо­ва­но не бы­ло и контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не про­во­дил.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет кон­крет­ны­ми фак­та­ми о том, что вы, бу­дучи зна­ко­мы с по­пом Успен­ской церк­ви Ни­ко­ла­ем Ле­бе­де­вым и быв­шим ку­ла­ком Пис­ку­но­вым, име­ли меж­ду со­бою тес­ную связь, пе­ри­о­ди­че­ски встре­ча­лись и друг дру­га по­се­ща­ли, сов­мест­но устра­и­ва­ли ан­ти­со­вет­ские сбо­ри­ща, на ко­то­рые при­вле­ка­ли кол­хоз­ни­ков и сре­ди по­след­них ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную про­па­ган­ду. Дай­те прав­ди­вые по­ка­за­ния.
— С ука­зан­ны­ми вы­ше ли­ца­ми я дей­стви­тель­но зна­ком, меж­ду со­бою мы име­ли близ­кую связь и пе­ри­о­ди­че­ски встре­ча­лись и друг дру­га по­се­ща­ли, но неле­галь­ных ан­ти­со­вет­ских сбо­рищ не устра­и­ва­ли, кол­хоз­ни­ков не при­вле­ка­ли и сре­ди по­след­них контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не ве­ли.
— Несмот­ря на ряд име­ю­щих­ся фак­тов, под­твер­жден­ных сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми, о том, что вы яв­ля­лись ак­тив­ным участ­ни­ком неле­галь­ных ан­ти­со­вет­ских сбо­рищ цер­ков­ни­ков, устра­и­ва­е­мых в до­ме по­па Ле­бе­де­ва и в цер­ков­ной сто­рож­ке, вы до сих пор не хо­ти­те при­знать­ся в этом. На од­ном из та­ких сбо­рищ в ав­гу­сте се­го го­да в при­сут­ствии по­па Ле­бе­де­ва вы ве­ли ак­тив­ную ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Это вы под­твер­жда­е­те?
— Я под­твер­ждаю толь­ко то, что в ав­гу­сте се­го го­да в до­ме Ле­бе­де­ва я дей­стви­тель­но был, ак­тив­ным же участ­ни­ком неле­галь­ных ан­ти­со­вет­ских сбо­рищ я не яв­лял­ся и ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции не про­во­дил.
— Вы лже­те, в ав­гу­сте се­го го­да в ре­ли­ги­оз­ный празд­ник по­сле цер­ков­ной служ­бы, так­же в цер­ков­ной сто­рож­ке, ва­ми бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но пья­ное сбо­ри­ще цер­ков­ни­ков, на ко­то­ром вы рас­про­стра­ня­ли про­во­ка­ци­он­ные слу­хи и ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. По­ка­зы­вай­те прав­ду!
— За­яв­ляю, что в ав­гу­сте се­го го­да в ре­ли­ги­оз­ный празд­ник в цер­ков­ной сто­рож­ке пья­но­го сбо­ри­ща цер­ков­ни­ков мною ор­га­ни­зо­ва­но не бы­ло, про­во­ка­ци­он­ных слу­хов я не рас­про­стра­нял и контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не вел.
— Вы на­ме­ре­ны по­ка­зы­вать прав­ду?
— Да, я по­ка­зы­ваю толь­ко прав­ду, дру­гих ка­ких-ли­бо по­ка­за­ний дать не мо­гу, так как контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти я не вел.
8 но­яб­ря 1937 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но, и 15 но­яб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла всех об­ви­ня­е­мых по это­му де­лу к рас­стре­лу, а от­ца Иоан­на — к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Но со­труд­ни­ки НКВД не бы­ли удо­вле­тво­ре­ны та­ким ис­хо­дом де­ла, и в тюрь­ме про­тив свя­щен­ни­ка бы­ло на­ча­то но­вое след­ствие. Свя­щен­ник был об­ви­нен в том, что, на­хо­дясь в ка­ме­ре, вел сре­ди за­клю­чен­ных ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию. Лже­сви­де­те­ля­ми вы­сту­пи­ли на­хо­див­ши­е­ся в ка­ме­ре осве­до­ми­те­ли. Бу­дучи до­про­шен, отец Иоанн ви­нов­ным се­бя не при­знал. 3 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн Успен­ский был рас­стре­лян на сле­ду­ю­щий день, 4 фев­ра­ля 1938 го­да, и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ев­фи­мий ро­дил­ся 17 ап­ре­ля 1881 го­да в го­ро­де Шуе Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии. По неко­то­рым сви­де­тель­ствам, его отец, Сер­гей Ти­хо­нра­вов, был свя­щен­ни­ком. Ев­фи­мий Сер­ге­е­вич окон­чил цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. Же­нив­шись на Та­тьяне Алек­сан­дровне Спе­ран­ской, до­че­ри пса­лом­щи­ка Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма се­ла До­ро­ни­но, он в 1904 го­ду пе­ре­ехал жить в это се­ло. С это­го вре­ме­ни он стал слу­жить по­но­ма­рем в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме и, как мно­гие цер­ков­но­слу­жи­те­ли то­го вре­ме­ни, за­ра­ба­ты­вал на жизнь кре­стьян­ским тру­дом. У Ев­фи­мия Сер­ге­е­ви­ча и Та­тья­ны Алек­сан­дров­ны ро­ди­лось трое де­тей.
В 1917 го­ду в Рос­сии уста­но­ви­лась без­бож­ная власть, ко­то­рая сра­зу же на­ча­ла го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь. Мест­ные вла­сти в До­ро­ни­но бы­ли жест­ко, непри­ми­ри­мо на­стро­е­ны к Церк­ви и при­гро­зи­ли слу­жив­ше­му здесь свя­щен­ни­ку, что ес­ли он не пе­ре­станет слу­жить, то все его иму­ще­ство бу­дет кон­фис­ко­ва­но. У него бы­ла боль­шая се­мья, де­ти, и ра­ди них свя­щен­ник оста­вил храм. Епар­хи­аль­ный ар­хи­ерей на­пра­вил в До­ро­ни­но дру­го­го свя­щен­ни­ка, но и он про­слу­жил здесь недол­го, так как вла­сти и к нему при­сту­пи­ли с угро­за­ми. При­ход сно­ва остал­ся без свя­щен­ни­ка, и Ев­фи­мий Сер­ге­е­вич, со­бо­лез­нуя остав­шим­ся без пас­ты­ря ве­ру­ю­щим, по­дал про­ше­ние ар­хи­ерею о ру­ко­по­ло­же­нии в сан свя­щен­ни­ка. Здо­ро­вья он был от рож­де­ния сла­бо­го, и неко­то­рые из род­ствен­ни­ков от­го­ва­ри­ва­ли его: «Та­кое вре­мя, все от­ка­зы­ва­ют­ся, пря­чут­ся, а ты хо­чешь ру­ко­по­ла­гать­ся!» Но он был ре­ши­те­лен в сво­ем на­ме­ре­нии, и в 1933 го­ду его ру­ко­по­ло­жи­ли к Пре­об­ра­жен­ско­му хра­му в се­ле До­ро­ни­но. Же­на свя­щен­ни­ка са­ма пек­ла просфо­ры до­ма, но в 1935 го­ду она тя­же­ло за­бо­ле­ла, ослеп­ла и в том же го­ду умер­ла. Вме­сто Та­тья­ны Алек­сан­дров­ны от­цу Ев­фи­мию ста­ла по­мо­гать его млад­шая дочь, Ан­то­ни­на; она пек­ла просфо­ры и то­пи­ла в хра­ме пе­чи, дру­гие де­ти еще рань­ше уеха­ли из се­ла и жи­ли от­дель­но.
Мно­гие жи­те­ли се­ла, бу­дучи крайне враж­деб­но на­стро­е­ны к Церк­ви, тре­бо­ва­ли за­кры­тия хра­ма. Ко­гда отец Ев­фи­мий про­хо­дил по ули­це, то ему вслед ча­сто нес­лись ру­га­тель­ства и смех. В 1935 го­ду отец Ев­фи­мий не смог упла­тить на­зна­чен­ных ему вла­стя­ми на­ло­гов. За неупла­ту его иму­ще­ство бы­ло кон­фис­ко­ва­но, а храм за­крыт. По­сле за­кры­тия хра­ма без­бож­ни­ки ста­ли его разо­рять, вы­но­ся ико­ны и уни­что­жая их. Один из та­ких без­бож­ни­ков, вы­тас­ки­вая ико­ны, бро­сал их на зем­лю и с оже­сто­че­ни­ем одер­жи­мо­го топ­тал. Впо­след­ствии он от­мо­ро­зил ру­ки и ступ­ни ног и ли­шил­ся воз­мож­но­сти дви­гать­ся; у его сы­на, ко­то­рый ро­дил­ся вско­ре по­сле ко­щун­ства, ру­ки и но­ги бы­ли от рож­де­ния ка­леч­ны­ми. Мест­ные вла­сти устро­и­ли в хра­ме сна­ча­ла склад для зер­на, за­тем — ко­нюш­ню, а по­сле пре­вра­ти­ли по­ме­ще­ние хра­ма в склад для удоб­ре­ний и этим по­чти раз­ру­ши­ли зда­ние.
По­сле за­кры­тия хра­ма отец Ев­фи­мий еще неко­то­рое вре­мя про­жил в се­ле, со­вер­шая по прось­бе ве­ру­ю­щих тре­бы. Жить ста­но­ви­лось ему все труд­нее, и он пе­ре­ехал в Ива­но­во, где устро­ил­ся ра­бо­тать сто­ро­жем в од­ном из ле­чеб­ных учре­жде­ний, но так же как и рань­ше со­вер­шал тре­бы по прось­бам ве­ру­ю­щих. По­се­лил­ся он в так на­зы­ва­е­мом ра­бо­чем по­сел­ке, где сни­мал убо­гий угол, лишь бы пе­ре­но­че­вать. Ком­на­ты здесь сда­ва­лись всем, кто ни про­сил­ся; лю­ди, со­вер­шен­но друг дру­гу незна­ко­мые, спа­ли в од­ной ком­на­те на по­лу. Через неко­то­рое вре­мя узна­ли, что отец Ев­фи­мий — свя­щен­ник, и в раз­гар са­мых сви­ре­пых го­не­ний на Цер­ковь до­нес­ли, что в до­ме «неле­галь­но» про­жи­ва­ет свя­щен­ник. 1 ян­ва­ря 1938 го­да отец Ев­фи­мий был аре­сто­ван и за­клю­чен в ива­нов­скую тюрь­му. Через несколь­ко дней он был до­про­шен.
— Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник неле­галь­ной контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы за­штат­но­го ду­хо­вен­ства, про­во­див­шей ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию сре­ди сво­е­го окру­же­ния. При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным? — спро­сил сле­до­ва­тель.
— Не при­знаю се­бя ви­нов­ным, так как ни­ка­кой ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции я не вел и чле­ном контр­ре­во­лю­ци­он­ной под­поль­ной ор­га­ни­за­ции за­штат­но­го ду­хо­вен­ства не со­сто­ял, — от­ве­тил отец Ев­фи­мий.
По­сле это­го бы­ли до­про­ше­ны лже­сви­де­те­ли, и в первую оче­редь хо­зяй­ка квар­ти­ры, где сни­мал угол свя­щен­ник. Она по­ка­за­ла: «Ти­хо­нра­вов си­сте­ма­ти­че­ски на про­тя­же­нии все­го 1937 го­да в мо­ем при­сут­ствии до­пус­кал контр­ре­во­лю­ци­он­ные кле­вет­ни­че­ские вы­па­ды по адре­су со­вет­ской вла­сти… В сен­тяб­ре 1937 го­да, вы­ра­жая недо­воль­ство со­вет­ской вла­стью, за­явил: “Жить ста­ло невоз­мож­но, нас, слу­жи­те­лей… об­ла­га­ют непо­силь­ны­ми на­ло­га­ми… Это де­ла­ют с це­лью уни­что­же­ния ре­ли­гии и нас, ду­хо­вен­ства”. При­по­ми­наю ряд слу­ча­ев, ко­гда Ти­хо­нра­вов в мо­ем при­сут­ствии рас­про­стра­нял контр­ре­во­лю­ци­он­ные про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о яко­бы экс­плу­а­та­ции за­клю­чен­ных в со­вет­ских тюрь­мах и конц­ла­ге­рях».
Дру­гой лже­сви­де­тель ска­зал: «В но­яб­ре 1937 го­да в бе­се­де со мной о вы­бо­рах в Вер­хов­ный Со­вет он го­во­рил: “Те­перь про­ис­хо­дит под­го­тов­ка к вы­бо­рам в Вер­хов­ный Со­вет, но что это за вы­бо­ры, ко­гда на­зна­ча­ют сво­их кан­ди­да­тов? Это всё те же вы­бо­ры, что бы­ли рань­ше; кто им не очень люб, то­го они уби­ра­ют ку­да сле­ду­ет, по­сы­ла­ют стро­ить ка­на­лы, а по­том эти­ми ка­на­ла­ми и хва­ста­ют­ся. А что, са­ми они эти ка­на­лы вы­стро­и­ли? Ведь это сде­ла­но ру­ка­ми за­клю­чен­ных. Это ра­бо­та не луч­ше еги­пет­ской ка­тор­ги”».
3 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Ев­фи­мия к рас­стре­лу. На сле­ду­ю­щий день по­сле вы­не­се­ния при­го­во­ра сле­до­ва­тель вновь до­про­сил свя­щен­ни­ка.
— Вам предъ­яв­ля­ет­ся об­ви­не­ние в том, что вы на про­тя­же­нии дли­тель­но­го пе­ри­о­да вре­ме­ни сре­ди сво­е­го окру­же­ния ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию. При­зна­е­те се­бя в этом ви­нов­ным?
— Ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю, так как ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции я не вел.
— След­ствие рас­по­ла­га­ет ма­те­ри­а­лом, что вы в сен­тяб­ре 1937 го­да до­пус­ка­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные кле­вет­ни­че­ские вы­па­ды о Со­вет­ском Со­ю­зе, кол­хо­зах и по­ло­же­нии кол­хоз­ни­ков. При­зна­е­те вы это?
— Нет, не при­знаю и све­де­ния, ко­то­ры­ми след­ствие рас­по­ла­га­ет, я счи­таю лож­ны­ми.
В тот же день, 4 фев­ра­ля 1938 го­да, ко­гда про­из­ве­ден был этот до­прос, свя­щен­ник Ев­фи­мий Ти­хо­нра­вов был рас­стре­лян в го­ро­де Ива­но­ве и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Жития
Писание