4 февраля 2021
⏳ 2021.02.04 (чт)
? поста нет
? подвижный годовой круг:
• 35я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 1й)
• четверг
☀️ неподвижный годовой круг:
• 4 февраля (22 января)
• ап. от 70-ти Тимофея Ефесского (ок. 96)
• прмч. Анаста́сия Пе́рсянина (628)
• сщмчч. Мануи́ла, Георгия, Петра, Леонтия (Лео́на), Сиония, Гавриила, Иоанна, Лео́нта, Паро́да, и мчч. 377-ми (ок. 817)
• прмч. Анастасия Печерского (XII)
• прп. Макария Жабынского (1623)
• сщмчч. Иоанна (Успенского), Евфимия (Тихонравова) (1938)
☦️
Святой апостол Тимофей происходил из ликаонского города Листры в Малой Азии. Он был обращен ко Христу в 52 году святым апостолом Павлом († ок. 67; память 29 июня). Когда апостолы Павел и Варнава посетили впервые ликаонские города, апостол Павел в Листре исцелил хромого от рождения, и многие жители города уверовали во Христа, среди них были и будущий апостол, юноша Тимофей, его мать Евника и бабка Лоида (Деян.14:6-12; 2Тим.1:5). Семена веры, посеянные апостолом Павлом в душе святого Тимофея, принесли обильный плод. Он стал ревностным учеником апостола, а впоследствии его неотлучным спутником и сотрудником в проповеди Евангелия. Апостол Павел любил святого Тимофея и называл его в Посланиях своим возлюбленным сыном, с благодарностью вспоминая его верность и преданность. Он писал Тимофею: «Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях…» (2Тим.3:10-11). В 65 году апостол Павел рукоположил апостола Тимофея во епископа Ефесской Церкви, которой святой Тимофей управлял 15 лет. Святой апостол Павел, находясь в Риме в темнице и зная, что ему предстоит мученический подвиг, вызвал к себе верного ученика и друга апостола Тимофея на последнее свидание (2Тим.4:9).
Святой Тимофей закончил жизнь мученически. В Ефесе язычники совершали праздник в честь идолов и носили их по городу, сопровождая нечестивыми обрядами и песнями. Святой епископ Тимофей, ревнуя о Славе Божией, старался останавливать и вразумлять ослепленных идолопоклонством людей, проповедуя им истинную веру во Христа. Язычники в озлоблении бросились на святого апостола, били его, влачили по земле и, наконец, побили камнями. Мученическую смерть за Христа святой апостол Тимофей воспринял в 80-м году. В IV веке святые мощи апостола Тимофея были перенесены в Царьград и положены в храме Святых Апостолов. Святая Церковь чтит святого Тимофея в числе 70-ти апостолов.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/28
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/74
☦️
Преподобномученик Анаста́сий родился в Персии. Отец его Вав был магом, знаменитым учителем чародейства, который обучил и сына своего. Анастасий, служа воином у персидского царя Хозроя, услышал о Животворящем Кресте Господнем, молва о славе и могуществе которого распространилась по всей Персии. Крестное древо изумляло необычными чудесами, так что многие говорили: «Бог Христианский пришел в Персию».
Прослышав об этом, юноша стал расспрашивать о земной жизни Спасителя, и его сердца коснулась благодать Божия, а в душе затеплился огонь веры. Когда он был послан на войну в Грецию, то, дойдя до г. Халкидона, остался жить у перса-христианина, который наставил его в истинной вере. Придя в Иерусалим, он принял Крещение и поступил в монастырь, где подвизался, украшая себя смиренномудрием, кротостью и трудолюбием. После семи лет пребывания в монастыре, в канун праздника Воскресения Христова, ему было открыто, что его ожидает мученическая кончина за Христа.
Придя в Кесарию, св. Анастасий был схвачен воинами, принявшими его за лазутчика. На суде перед ханом Марзаваном он исповедовал себя христианином, за что был закован в железные цепи и отведен на каменотесные работы. Видя, что нельзя поколебать мученика, его предали жестоким мучениям вместе с 70 узниками, среди которых было много христиан. Все они были удушены на берегу реки. Голову св. Анастасия отрезали и принесли царю, а тело бросили псам, но ни один не прикоснулся к нему. Инок, посланный из Иерусалимского монастыря, где подвизался св. Анастасий, подкупил стражу и похоронил мученика. Мученическая кончина святого последовала в 628 г.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/75
☦️
Священномученики Мануи́л, Гео́ргий, Петр, Лео́нтий (Лео́н), епископы, Сио́ний, Гаврии́л, Иоа́нн, Лео́нт, Паро́д, пресвитеры, и прочие 377 мучеников с ними. Сии святые мученики происходили из разных областей Римской империи и жили в Адрианополе при императоре Льве Армянине. В то время болгарский царь Крум опустошил Фракию и Македонию и подошел к самому Константинополю, затем после трехмесячной осады овладел Адрианополем и взял в плен всех его жителей, уцелевших от избиения, до сорока тысяч человек; в числе них был и местный епископ, которого язычник царь приказал стремглав бросить на землю и растоптать.
Крум погиб злой смертью; преемник его Дукум умер вскоре после него, и над болгарами воцарился Диценг, властитель грозный и бесчеловечный. Он приказал распилить надвое епископа Адрианопольского Мануила и отрубить до плеч руки святителя, после чего священные его останки брошены были на съедение псам. Гнев Божий поразил изверга слепотой, и вскоре Диценг был убит своими подданными. Ему наследовал Муртагон, который стал жестоко преследовать христиан, не повиновавшихся его повелению – отречься от Христа; верных рабов Христовых он томил в темнице, истязал пытками и предавал смерти в бесчеловечных мучениях. Святых епископов Георгия Девельтского и Петра, утверждавших свою паству в Христовой вере, мучитель предал жесточайшим палочным ударам и потом отсек мечом честные их главы; той же казни вместе со святителями подверглись семь христиан; усечены мечом и христианские воеводы Иоанн и Леонт; святому Леонтию-скопцу, епископу Никейскому, язычники пронзили чрево мечом; от меча же прияли мученическую кончину Гавриил и Сионий; Парод, благоговейнейший пресвитер, побит камнями.
Много и других верных рабов Христовых было избито и заключено в темницы в это время. И не только свирепый Муртагон, но и его преемники на болгарском престоле жестоко преследовали христиан, которые различными истязаниями и мучительной смертью стяжали себе вечное царство.
☦️
Преподобномученик Анастасий, диакон Печерский, подвизался в Ближних пещерах в XII веке. Иеромонах Афанасий Кальнофийский называет его братом преподобного Тита пресвитера († не ранее 1190; память 27 февраля/12 марта). В рукописных святцах он называется диаконом. В службе Собору отцов Ближних пещер о преподобномученике Анастасии говорится, что он имел такое дерзновение к Богу, что получал всё просимое.
☦️
Преподобный Макарий Жабынский, Белевский, иеросхимонах. Подвизался в начале XVII века, избрав для иноческих подвигов разоренную в то время литовцами Жабынскую пустынь. Проводя дни и ночи в непрестанных трудах и заботах по восстановлению обители, преподобный Макарий собрал в скором времени братию и основал монастырь, где стал игуменом. Подвизаясь в непрерывной борьбе с искушениями от диавола и плоти, преподобный подавал братии пример для подражания. В конце жизни, приняв схиму, старец всецело посвятил себя служению Богу, проводя время в умной молитве и духовных подвигах.
Господь благословил великие труды и подвиги своего угодника, прославив его при жизни и после смерти даром чудотворения. Однажды старец, будучи в лесу, помолившись, ударил посохом по земле, и тотчас же на этом месте забил источник воды.
Скончался преподобный Макарий на 84 году жизни в 1623 г. и был погребен вблизи монастырского храма. Много чудес и исцелений совершилось от мощей святого.
…
У одной женщины опасно заболел мальчик. У него образовалась водянка головы: голова мальчика сделалась огромной по размеру; стала какой-то прозрачной, страшной. Горько плакала мать, когда врачи отказались помочь больному; по совету некоторых благочестивых жителей города Белева она отправилась пешком в Жабынскую пустынь. Горячо молилась несчастная женщина преподобному Макарию в церкви и на кладезе, где он подвизался. С надеждой после того она возвратилась домой. Пришла – и вдруг ее встречает сын вполне здоровым: водянка исчезла и голова приняла обычный здоровый вид; ему стало лучше в то самое время, когда его мать молила о помощи преподобного. Мать сначала была поражена до испуга, затем поспешила вместе с мальчиком в Жабынскую пустынь, чтобы на этот раз уже со слезами радости и словами благодарности поклониться преподобному.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-zhabynskij
☦️
Священномученик Иоанн родился 30 августа 1870 года в селе Большие Соли Ярославской губернии в семье священника Александра Успенского. Иван Александрович окончил духовное училище и в 1890 году был рукоположен в сан диакона, а уже в период начавшихся после большевистской революции гонений — в сан священника и служил в Введенской церкви в селе Введенском Кинешемского района Ивановской области.
После начала в 1937 году беспощадных гонений власти арестовали почти всех священников, многих церковных старост, членов церковных двадцаток и наиболее активных мирян. 1 ноября 1937 года были арестованы и заключены в тюрьму в городе Кинешме священник Иоанн Успенский, трое мирян и священник из села Пешково; в силу того, что они были друг с другом знакомы, сотрудники НКВД решили объединить их дела в одно дело.
В тот же день начались допросы, которые продолжались непрерывно в течение нескольких дней.
— Вы арестованы как участник контрреволюционной поповско-кулацкой группы, расскажите следствию о своей контрреволюционной деятельности, — потребовал следователь от отца Иоанна.
— Участником контрреволюционной поповско-кулацкой группы я не являлся, контрреволюционной деятельности не вел, — ответил священник.
— Следствию достоверно известно, что вы, будучи враждебно настроенным к существующему строю, среди своего окружения вели систематическую контрреволюционную агитацию, направленную на срыв проводимых мероприятий партии и советской власти. Следствие требует дать правдивые показания.
— Никакой контрреволюционной деятельности я не проводил.
— Вы показываете ложь, следствие имеет достаточно фактов, подтвержденных свидетельскими показаниями, о том, что вы проводили активную антисоветскую агитацию. Показывайте правду!
— Повторяю, что нигде и никогда антисоветской агитации я не вел.
— Попа Николая Лебедева вы знаете?
— Да, Лебедева я знаю хорошо, последний служит в Успенской церкви села Пешково.
— А бывшего кулака Петра Пискунова вы также хорошо знаете?
— Пискунова я также знаю хорошо, последний был церковным старостой в Введенской церкви по август месяц.
— Расскажите, что вам известно об антисоветской агитации Николая Лебедева и Петра Пискунова.
— Об антисоветской агитации Лебедева и Пискунова мне не известно.
— Вы показываете ложь, следствие предупреждает, ваше запирательство ни к чему не приведет. Предлагаем рассказать подробно о своей контрреволюционной агитации и дать правдивые показания.
— Повторяю, что контрреволюционной агитации я не проводил и виновным в этом себя не признаю.
— Вам зачитывается выдержка из показаний свидетеля о вашей антисоветской пропаганде. Эти показания вы подтверждаете?
— Зачитанную выдержку из показаний свидетеля я отрицаю.
— Значит, вы не хотите показывать правду о своей контрреволюционной деятельности?
— Я показываю только правду, других показаний дать не могу, так как контрреволюционной деятельности я не проводил.
— Следствию известно, что в августе сего года в церковной сторожке Введенской церкви вами было организовано антисоветское сборище церковников, на котором вы вели контрреволюционную агитацию и распространяли провокационные слухи о нищете и голоде в СССР. Дайте об этом показания.
— В августе сего года в церковной сторожке Введенской церкви никакого сборища церковников организовано не было и контрреволюционной агитации я не проводил.
— Следствие располагает конкретными фактами о том, что вы, будучи знакомы с попом Успенской церкви Николаем Лебедевым и бывшим кулаком Пискуновым, имели между собою тесную связь, периодически встречались и друг друга посещали, совместно устраивали антисоветские сборища, на которые привлекали колхозников и среди последних вели контрреволюционную пропаганду. Дайте правдивые показания.
— С указанными выше лицами я действительно знаком, между собою мы имели близкую связь и периодически встречались и друг друга посещали, но нелегальных антисоветских сборищ не устраивали, колхозников не привлекали и среди последних контрреволюционной деятельности не вели.
— Несмотря на ряд имеющихся фактов, подтвержденных свидетельскими показаниями, о том, что вы являлись активным участником нелегальных антисоветских сборищ церковников, устраиваемых в доме попа Лебедева и в церковной сторожке, вы до сих пор не хотите признаться в этом. На одном из таких сборищ в августе сего года в присутствии попа Лебедева вы вели активную антисоветскую агитацию. Это вы подтверждаете?
— Я подтверждаю только то, что в августе сего года в доме Лебедева я действительно был, активным же участником нелегальных антисоветских сборищ я не являлся и антисоветской агитации не проводил.
— Вы лжете, в августе сего года в религиозный праздник после церковной службы, также в церковной сторожке, вами было организовано пьяное сборище церковников, на котором вы распространяли провокационные слухи и вели контрреволюционную агитацию. Показывайте правду!
— Заявляю, что в августе сего года в религиозный праздник в церковной сторожке пьяного сборища церковников мною организовано не было, провокационных слухов я не распространял и контрреволюционной деятельности не вел.
— Вы намерены показывать правду?
— Да, я показываю только правду, других каких-либо показаний дать не могу, так как контрреволюционной деятельности я не вел.
8 ноября 1937 года следствие было закончено, и 15 ноября тройка НКВД приговорила всех обвиняемых по этому делу к расстрелу, а отца Иоанна — к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Но сотрудники НКВД не были удовлетворены таким исходом дела, и в тюрьме против священника было начато новое следствие. Священник был обвинен в том, что, находясь в камере, вел среди заключенных антисоветскую агитацию. Лжесвидетелями выступили находившиеся в камере осведомители. Будучи допрошен, отец Иоанн виновным себя не признал. 3 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Иоанна к расстрелу. Священник Иоанн Успенский был расстрелян на следующий день, 4 февраля 1938 года, и погребен в общей безвестной могиле.
☦️
Священномученик Евфимий родился 17 апреля 1881 года в городе Шуе Владимирской губернии. По некоторым свидетельствам, его отец, Сергей Тихонравов, был священником. Евфимий Сергеевич окончил церковноприходскую школу. Женившись на Татьяне Александровне Сперанской, дочери псаломщика Преображенского храма села Доронино, он в 1904 году переехал жить в это село. С этого времени он стал служить пономарем в Преображенском храме и, как многие церковнослужители того времени, зарабатывал на жизнь крестьянским трудом. У Евфимия Сергеевича и Татьяны Александровны родилось трое детей.
В 1917 году в России установилась безбожная власть, которая сразу же начала гонения на Русскую Православную Церковь. Местные власти в Доронино были жестко, непримиримо настроены к Церкви и пригрозили служившему здесь священнику, что если он не перестанет служить, то все его имущество будет конфисковано. У него была большая семья, дети, и ради них священник оставил храм. Епархиальный архиерей направил в Доронино другого священника, но и он прослужил здесь недолго, так как власти и к нему приступили с угрозами. Приход снова остался без священника, и Евфимий Сергеевич, соболезнуя оставшимся без пастыря верующим, подал прошение архиерею о рукоположении в сан священника. Здоровья он был от рождения слабого, и некоторые из родственников отговаривали его: «Такое время, все отказываются, прячутся, а ты хочешь рукополагаться!» Но он был решителен в своем намерении, и в 1933 году его рукоположили к Преображенскому храму в селе Доронино. Жена священника сама пекла просфоры дома, но в 1935 году она тяжело заболела, ослепла и в том же году умерла. Вместо Татьяны Александровны отцу Евфимию стала помогать его младшая дочь, Антонина; она пекла просфоры и топила в храме печи, другие дети еще раньше уехали из села и жили отдельно.
Многие жители села, будучи крайне враждебно настроены к Церкви, требовали закрытия храма. Когда отец Евфимий проходил по улице, то ему вслед часто неслись ругательства и смех. В 1935 году отец Евфимий не смог уплатить назначенных ему властями налогов. За неуплату его имущество было конфисковано, а храм закрыт. После закрытия храма безбожники стали его разорять, вынося иконы и уничтожая их. Один из таких безбожников, вытаскивая иконы, бросал их на землю и с ожесточением одержимого топтал. Впоследствии он отморозил руки и ступни ног и лишился возможности двигаться; у его сына, который родился вскоре после кощунства, руки и ноги были от рождения калечными. Местные власти устроили в храме сначала склад для зерна, затем — конюшню, а после превратили помещение храма в склад для удобрений и этим почти разрушили здание.
После закрытия храма отец Евфимий еще некоторое время прожил в селе, совершая по просьбе верующих требы. Жить становилось ему все труднее, и он переехал в Иваново, где устроился работать сторожем в одном из лечебных учреждений, но так же как и раньше совершал требы по просьбам верующих. Поселился он в так называемом рабочем поселке, где снимал убогий угол, лишь бы переночевать. Комнаты здесь сдавались всем, кто ни просился; люди, совершенно друг другу незнакомые, спали в одной комнате на полу. Через некоторое время узнали, что отец Евфимий — священник, и в разгар самых свирепых гонений на Церковь донесли, что в доме «нелегально» проживает священник. 1 января 1938 года отец Евфимий был арестован и заключен в ивановскую тюрьму. Через несколько дней он был допрошен.
— Вы арестованы как участник нелегальной контрреволюционной группы заштатного духовенства, проводившей антисоветскую агитацию среди своего окружения. Признаете ли себя виновным? — спросил следователь.
— Не признаю себя виновным, так как никакой антисоветской агитации я не вел и членом контрреволюционной подпольной организации заштатного духовенства не состоял, — ответил отец Евфимий.
После этого были допрошены лжесвидетели, и в первую очередь хозяйка квартиры, где снимал угол священник. Она показала: «Тихонравов систематически на протяжении всего 1937 года в моем присутствии допускал контрреволюционные клеветнические выпады по адресу советской власти… В сентябре 1937 года, выражая недовольство советской властью, заявил: “Жить стало невозможно, нас, служителей… облагают непосильными налогами… Это делают с целью уничтожения религии и нас, духовенства”. Припоминаю ряд случаев, когда Тихонравов в моем присутствии распространял контрреволюционные провокационные слухи о якобы эксплуатации заключенных в советских тюрьмах и концлагерях».
Другой лжесвидетель сказал: «В ноябре 1937 года в беседе со мной о выборах в Верховный Совет он говорил: “Теперь происходит подготовка к выборам в Верховный Совет, но что это за выборы, когда назначают своих кандидатов? Это всё те же выборы, что были раньше; кто им не очень люб, того они убирают куда следует, посылают строить каналы, а потом этими каналами и хвастаются. А что, сами они эти каналы выстроили? Ведь это сделано руками заключенных. Это работа не лучше египетской каторги”».
3 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила отца Евфимия к расстрелу. На следующий день после вынесения приговора следователь вновь допросил священника.
— Вам предъявляется обвинение в том, что вы на протяжении длительного периода времени среди своего окружения вели контрреволюционную агитацию. Признаете себя в этом виновным?
— Виновным себя в этом не признаю, так как никакой контрреволюционной агитации я не вел.
— Следствие располагает материалом, что вы в сентябре 1937 года допускали контрреволюционные клеветнические выпады о Советском Союзе, колхозах и положении колхозников. Признаете вы это?
— Нет, не признаю и сведения, которыми следствие располагает, я считаю ложными.
В тот же день, 4 февраля 1938 года, когда произведен был этот допрос, священник Евфимий Тихонравов был расстрелян в городе Иванове и погребен в безвестной общей могиле.