⏳ 2021.02.03 (ср)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 35я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 1й)
• среда (однодневный пост, воспоминание предательства)

☀️ неподвижный годовой круг:
3 февраля (21 января)
• мчч. Евгения, Канди́да, Валериа́на, Аки́лы (III)
• мч. Неофи́та Никейского (303–305)
• мц. А́гнии (Анны) (ок. 304)
• прп. Максима Исповедника (662) ?
• исп. Анаста́сия Римского (662)
• прп. Максима Грека (1556) ?
• сщмч. Илии (Березовского) (1938)
• икон Божией Матери Ктиторская (IV), «Отрада» («Утешение») Ватопедская (807)


☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Ев­ге­ний, Кан­дид, Ва­ле­ри­ан и Аки­ла по­стра­да­ли за ве­ру во Хри­ста в цар­ство­ва­ние Дио­кли­ти­а­на и Мак­си­ми­а­на (284–305) от пол­ко­вод­ца Ли­сия. Ва­ле­ри­ан, Кан­дид и Аки­ла во вре­мя го­не­ний скры­лись в Гра­не­зондских го­рах, пред­по­чтя жизнь со зве­ря­ми пре­бы­ва­нию сре­ди языч­ни­ков. Но и здесь они бы­ли ско­ро най­де­ны и при­ве­де­ны в Трапезунт. За сме­лое и твер­дое ис­по­ве­да­ние ве­ры Хри­сто­вой свя­тых му­че­ни­ков би­ли во­ло­вьи­ми жи­ла­ми, стро­га­ли же­ле­зом, по­сы­па­ли ра­ны со­лью и па­ли­ли ог­нем. Через несколь­ко дней был взят и Ев­ге­ний, его под­верг­ли тем же му­че­ни­ям. По­сле ис­тя­за­ний че­ты­рех му­че­ни­ков бро­си­ли в рас­ка­лен­ную печь; ко­гда же они вы­шли из нее невре­ди­мы­ми, им от­сек­ли го­ло­вы. При­ня­ли свя­тые му­че­ни­че­скую кон­чи­ну в кон­це III в.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/73

☦️
Свя­той му­че­ник Нео­фит, ро­дом из го­ро­да Ни­кеи, был вос­пи­тан сво­и­ми ро­ди­те­ля­ми в стро­гом хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии. За доб­ро­ту, воз­дер­жа­ние и по­сто­ян­ную мо­лит­ву Бо­гу угод­но бы­ло еще в от­ро­че­стве про­сла­вить свя­то­го Нео­фи­та да­ром чу­до­тво­ре­ний. По­доб­но Мо­и­сею, свя­той от­рок из­вле­кал во­ду из кам­ней го­род­ской сте­ны уда­ром ру­ки и по­ил этой во­дой стра­дав­ших жаж­дой. По мо­лит­ве ма­те­ри свя­то­го Нео­фи­та, про­сив­шей от­крыть ей Про­мы­сел Бо­жий о сыне, про­изо­шло чу­дес­ное яв­ле­ние бе­ло­го го­лу­бя, воз­ве­стив­ше­го об ожи­да­ю­щем его спа­си­тель­ном пу­ти. Яв­ле­ни­ем то­го же го­лу­бя свя­той вы­ве­ден был из ро­ди­тель­ско­го до­ма и при­ве­ден в гор­ную пе­ще­ру, слу­жив­шую убе­жи­щем льву. Там про­жил от­рок до пят­на­дца­ти лет, вый­дя из нее лишь раз для то­го, чтобы по­хо­ро­нить ро­ди­те­лей и раз­дать иму­ще­ство ни­щим.
Во вре­мя го­не­ний Дио­кли­ти­а­на (284–305) он доб­ро­воль­но явил­ся в Ни­кею и сме­ло на­чал об­ли­чать нече­стие язы­че­ской ве­ры. При­шед­шие в ярость го­ни­те­ли по­ве­си­ли свя­то­го на де­ре­ве, би­ли его во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и стро­га­ли те­ло же­ле­зом. За­тем бро­си­ли его в рас­ка­лен­ную печь, но свя­той му­че­ник остал­ся невре­ди­мым, про­быв в ней 3 дня и 3 но­чи. Му­чи­те­ли, не зная, что сде­лать еще с Нео­фи­том, ре­ши­ли убить его. Один из языч­ни­ков вон­зил ко­пье в грудь свя­то­го, и стра­да­лец ото­шел ко Гос­по­ду на 16-м го­ду сво­ей жиз­ни, око­ло 303–305 го­да, в Ни­кее.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/71

☦️
Му­че­ни­ца Аг­ния (Ан­на) ро­ди­лась в Ри­ме от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей и бы­ла вос­пи­та­на в хри­сти­ан­ской ве­ре. В 13 лет она от­ка­за­ла в за­му­же­стве сы­ну на­чаль­ни­ка об­ла­сти и, не при­не­ся жерт­ву бо­гине Ве­сте, бы­ла на­гой от­прав­ле­на в непо­треб­ный дом. Но по Бо­жию из­во­ле­нию у нее вы­рос­ли та­кие длин­ные во­ло­сы на го­ло­ве, что по­кры­ли все ее те­ло как одеж­да, а в до­ме встре­тил ее Ан­гел Бо­жий и по­крыл та­ким бли­ста­ю­щим си­я­ни­ем, что от это­го блес­ка нече­сти­вые юно­ши не мог­ли смот­реть на нее. Ко­гда св. Аг­ния на­ча­ла мо­лить­ся, то уви­де­ла пе­ред со­бой бе­лую одеж­ду, со­ткан­ную Ан­гель­ски­ми ру­ка­ми. Юно­ша, ви­нов­ник зла, во­шел к Аг­нии и хо­тел со­вер­шить над ней на­си­лие, но пал без­ды­хан­ным, пре­дан­ный Ан­ге­лом Бо­жи­им са­тане. По прось­бе от­ца юно­ши свя­тая де­ва вос­кре­си­ла сво­ей мо­лит­вой умер­ше­го, ко­то­рый стал про­слав­лять Бо­га. И от это­го 160 че­ло­век уве­ро­ва­ли во Хри­ста, кре­сти­лись, а спу­стя неко­то­рое вре­мя языч­ни­ки от­сек­ли го­ло­вы им и вос­кре­шен­но­му юно­ше.
То­гда св. му­че­ни­ца Аг­ния бы­ла пре­да­на же­сто­ким му­че­ни­ям, по­сле ко­то­рых ей во­ткну­ли в гор­тань меч, от че­го она и пре­да­ла свой дух Гос­по­ду.
Мо­лясь у гро­ба св. Аг­нии, от рук языч­ни­ков по­стра­да­ла сверст­ни­ца ее Эме­рен­ти­а­на, ко­то­рую по­хо­ро­ни­ли вбли­зи св. Аг­нии. Спу­стя мно­го лет дочь Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го Кон­стан­ция ис­це­ли­лась от тяж­кой бо­лез­ни на гро­бе св. Аг­нии, устро­ив в бла­го­дар­ность на ме­сте по­гре­бе­ния ее цер­ковь во имя св. му­че­ни­цы, а за­тем и де­ви­чий мо­на­стырь.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/72

☦️
Пре­по­доб­ный Мак­сим Ис­по­вед­ник ро­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле око­ло 580 го­да и вы­рос в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье. В юно­сти он по­лу­чил раз­но­сто­рон­нее об­ра­зо­ва­ние: изу­чил фило­со­фию, грам­ма­ти­ку, ри­то­ри­ку, был на­чи­тан в древ­них ав­то­рах и в со­вер­шен­стве вла­дел бо­го­слов­ской диа­лек­ти­кой. Ко­гда пре­по­доб­ный Мак­сим по­сту­пил на го­судар­ствен­ную служ­бу, зна­ния и доб­ро­со­вест­ность поз­во­ли­ли ему стать пер­вым сек­ре­та­рем им­пе­ра­то­ра Ирак­лия (611–641). Но при­двор­ная жизнь тя­го­ти­ла его, и он уда­лил­ся в Хри­со­поль­скую оби­тель (на про­ти­во­по­лож­ном бе­ре­гу Бос­фо­ра – ныне Ску­та­ри), где при­нял ино­че­ский по­стриг. Сво­им сми­рен­но­муд­ри­ем он вско­ре при­об­рел лю­бовь бра­тии и был из­бран игу­ме­ном мо­на­сты­ря, но и в этом сане по сво­ей необык­но­вен­ной скром­но­сти он, по соб­ствен­ным его сло­вам, «оста­вал­ся про­стым мо­на­хом». В 633 го­ду по прось­бе од­но­го бо­го­сло­ва, бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля Иеру­са­лим­ско­го пат­ри­ар­ха Со­фро­ния (па­мять 11 мар­та), пре­по­доб­ный Мак­сим оста­вил оби­тель и уехал в Алек­сан­дрию.
Свя­той Со­фро­ний стал из­ве­стен к то­му вре­ме­ни как непри­ми­ри­мый про­тив­ник мо­но­фе­лит­ской ере­си. По­сле то­го, как IV Все­лен­ский Со­бор (451 г.) осу­дил мо­но­фи­зи­тов, ис­по­ве­до­вав­ших од­ну (Бо­же­ствен­ную) при­ро­ду в Гос­по­де Иису­се Хри­сте, ере­ти­ка­ми-мо­но­фе­ли­та­ми бы­ло вве­де­но по­ня­тие еди­ной Бо­же­ствен­ной во­ли и еди­но­го (Бо­же­ствен­но­го) дей­ство­ва­ния, что при­во­ди­ло к при­зна­нию от­верг­ну­то­го мо­но­фи­зит­ско­го лже­уче­ния. Мо­но­фе­лит­ство на­шло мно­го­чис­лен­ных сто­рон­ни­ков в Ар­ме­нии, Си­рии, Егип­те. Ересь, уси­ли­ва­е­мая на­цио­наль­ной враж­дой, ста­ла се­рьез­ной угро­зой цер­ков­но­му един­ству Во­сто­ка. Борь­ба Пра­во­сла­вия с ере­ся­ми осо­бен­но ослож­ни­лась тем, что к 630 го­ду три пат­ри­ар­ших пре­сто­ла на пра­во­слав­ном Во­сто­ке ока­за­лись за­ня­ты­ми мо­но­фи­зи­та­ми: Кон­стан­ти­но­поль­ский – Сер­ги­ем, Ан­тио­хий­ский – Афа­на­си­ем, Алек­сан­дрий­ский – Ки­ром.
Путь пре­по­доб­но­го Мак­си­ма из Кон­стан­ти­но­по­ля в Алек­сан­дрию ле­жал через Крит, где и на­ча­лась его про­по­вед­ни­че­ская де­я­тель­ность. Там он столк­нул­ся с епи­ско­па­том, при­дер­жи­вав­шим­ся ере­ти­че­ских взгля­дов Се­ве­ра и Несто­рия. В Алек­сан­дрии и ее окрест­но­стях пре­по­доб­ный про­вел око­ло 6 лет. В 638 го­ду им­пе­ра­тор Ирак­лий вме­сте с пат­ри­ар­хом Сер­ги­ем, стре­мясь умень­шить ве­ро­ис­по­вед­ные раз­но­гла­сия, из­дал указ, так на­зы­ва­е­мый «Эк­фе­сис» – «Из­ло­же­ние ве­ры», ко­то­рый окон­ча­тель­но по­веле­вал ис­по­ве­до­вать уче­ние об од­ной во­ле при двух при­ро­дах Спа­си­те­ля. За­щи­щая пра­во­сла­вие, пре­по­доб­ный Мак­сим об­ра­щал­ся к лю­дям раз­лич­ных зва­ний и со­сло­вий, и бе­се­ды эти име­ли успех. «Не толь­ко клир и все епи­ско­пы, но и на­род, и все мир­ские на­чаль­ни­ки ощу­ща­ли в се­бе ка­кое-то неодо­ли­мое вле­че­ние к нему», – сви­де­тель­ству­ет его жи­тие.
В кон­це 638 го­да умер пат­ри­арх Сер­гий, а в 641 го­ду – им­пе­ра­тор Ирак­лий. Им­пе­ра­тор­ский пре­стол за­нял же­сто­кий и гру­бый Кон­станс II (642–668), от­кро­вен­ный сто­рон­ник мо­но­фе­ли­тов. Уси­ли­лись на­пад­ки ере­ти­ков на пра­во­сла­вие. Пре­по­доб­ный Мак­сим ушел в Кар­фа­ген и про­по­ве­до­вал в нем и окрест­но­стях еще 5 лет. Ко­гда ту­да при­был пре­ем­ник пат­ри­ар­ха Сер­гия пат­ри­арх Пирр, по­ки­нув­ший Кон­стан­ти­но­поль из-за при­двор­ных ин­триг, по убеж­де­ни­ям мо­но­фе­лит, меж­ду ним и пре­по­доб­ным Мак­си­мом в июне 645 го­да про­изо­шел от­кры­тый дис­пут, на ко­то­ром Пирр все­на­род­но при­знал свои за­блуж­де­ния и по­же­лал да­же вру­чить па­пе Фе­о­до­ру пись­мен­ное от­ре­че­ние от них. Пре­по­доб­ный Мак­сим вме­сте с Пир­ром от­пра­ви­лись в Рим, где па­па Фе­о­дор при­нял по­ка­я­ние быв­ше­го пат­ри­ар­ха и вос­ста­но­вил его в сане.
В 647 го­ду пре­по­доб­ный Мак­сим вер­нул­ся в Аф­ри­ку. Там на со­бо­рах епи­ско­пов мо­но­фе­лит­ство осуж­да­лось как ересь. В 648 г. вме­сто «Эк­фе­си­са» вы­шел но­вый указ, со­став­лен­ный по по­ру­че­нию Кон­стан­ти­на Кон­стан­ти­но­поль­ским пат­ри­ар­хом Пав­лом – «Ти­пос» – «Об­ра­зец ве­ры», ко­то­рый за­пре­щал вся­кие рас­суж­де­ния рав­но как об од­ной во­ле, так и о двух во­лях при при­зна­нии двух при­род Гос­по­да Иису­са Хри­ста. То­гда пре­по­доб­ный Мак­сим об­ра­тил­ся к сме­нив­ше­му па­пу Фе­о­до­ра рим­ско­му па­пе Мар­ти­ну I (649–654) с прось­бой вы­не­сти во­прос о мо­но­фе­лит­стве на со­бор­ное об­суж­де­ние всей Церк­ви. В ок­тяб­ре 649 го­да был со­бран Ла­те­ран­ский Со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ло 150 за­пад­ных епи­ско­пов и 37 пред­ста­ви­те­лей пра­во­слав­но­го Во­сто­ка, сре­ди ко­то­рых на­хо­дил­ся и пре­по­доб­ный Мак­сим Ис­по­вед­ник. Со­бор осу­дил мо­но­фе­лит­ство, а его за­щит­ни­ки, Кон­стан­ти­но­поль­ские пат­ри­ар­хи Сер­гий, Па­вел и Пирр, бы­ли пре­да­ны ана­фе­ме.
Ко­гда Кон­станс II по­лу­чил опре­де­ле­ние Со­бо­ра, он при­ка­зал схва­тить и па­пу Мар­ти­на, и пре­по­доб­но­го Мак­си­ма. Этот при­каз был вы­пол­нен через пять лет, в 654 го­ду. Пре­по­доб­но­го Мак­си­ма об­ви­ни­ли в из­мене оте­че­ству и за­клю­чи­ли в тюрь­му. В 656 го­ду он был со­слан во Фра­кию, а за­тем сно­ва при­ве­зен в кон­стан­ти­но­поль­скую тюрь­му. Пре­по­доб­но­го вме­сте с дву­мя его уче­ни­ка­ми под­верг­ли же­сто­чай­шим пыт­кам: каж­до­му от­ре­за­ли язык и усек­ли пра­вую ру­ку. За­тем их со­сла­ли в Кол­хи­ду. Но тут Гос­подь явил неиз­ре­чен­ное чу­до: все они об­ре­ли спо­соб­ность го­во­рить и пи­сать. Пре­по­доб­ный Мак­сим пред­ска­зал свою кон­чи­ну († 13 ав­гу­ста 662 го­да). В гре­че­ских про­ло­гах 13 ав­гу­ста ука­зы­ва­ет­ся пе­ре­не­се­ние его мо­щей в Кон­стан­ти­но­поль; оно мог­ло быть при­уро­че­но к кон­чине пре­по­доб­но­го. Воз­мож­но, что уста­нов­ле­ние па­мя­ти на 21 ян­ва­ря свя­за­но с тем, что 13 ав­гу­ста празд­ну­ет­ся от­да­ние празд­ни­ка Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го Мак­си­ма но­ча­ми воз­жи­га­лись три чу­дес­но яв­лен­ных све­тиль­ни­ка и со­вер­ша­лось мно­же­ство ис­це­ле­ний.
Пре­по­доб­ный Мак­сим Ис­по­вед­ник оста­вил Церк­ви боль­шое бо­го­слов­ское на­сле­дие. Его эк­зе­ге­ти­че­ские тру­ды со­дер­жат объ­яс­не­ния труд­ных мест из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, тол­ко­ва­ния мо­лит­вы Гос­под­ней и 59-го псал­ма, схо­лии к со­чи­не­ни­ям свя­щен­но­му­че­ни­ка Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та († 96; па­мять 3 ок­тяб­ря) и свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва († 389, па­мять 25 ян­ва­ря). К эк­зе­ге­ти­ке от­но­сит­ся так­же объ­яс­не­ние бо­го­слу­же­ния, оза­глав­лен­ное «Ми­с­та­го­гия» («Вве­де­ние о та­ин­стве»).
К дог­ма­ти­че­ским тру­дам пре­по­доб­но­го от­но­сят­ся: из­ло­же­ние его дис­пу­та с Пир­ром, несколь­ко трак­та­тов и пись­ма к раз­ным ли­цам. В них со­дер­жит­ся из­ло­же­ние пра­во­слав­но­го уче­ния о Бо­же­ствен­ной сущ­но­сти и ипо­ста­си, о Бо­го­во­пло­ще­нии и об обо­же­нии че­ло­ве­че­ской при­ро­ды.
«Ни­что в обо­же­нии не есть про­из­ве­де­ние при­ро­ды, – пи­сал пре­по­доб­ный Мак­сим в пись­ме к сво­е­му дру­гу Фа­лас­сию, – ибо при­ро­да не мо­жет по­нять Бо­га. Един­ствен­но лишь ми­лость Бо­жья об­ла­да­ет спо­соб­но­стью да­вать обо­же­ние су­ще­ствам… Че­ло­век (об­раз Бо­жий) в обо­же­нии упо­доб­ля­ет­ся Бо­гу, он ра­ду­ет­ся изоби­лию все­го, что при­над­ле­жит ему по при­ро­де, по­то­му что бла­го­дать Ду­ха тор­же­ству­ет в нем и по­то­му что Бог дей­ству­ет в нем» (пись­мо 22). Пре­по­доб­но­му Мак­си­му при­над­ле­жат и ан­тро­по­ло­ги­че­ские тру­ды. Он рас­смат­ри­ва­ет при­ро­ду ду­ши и ее со­зна­тель­но-лич­ное су­ще­ство­ва­ние по­сле смер­ти че­ло­ве­ка. Сре­ди нрав­ствен­ных со­чи­не­ний осо­бен­но важ­ны «Гла­вы о люб­ви». Пре­по­доб­ный Мак­сим на­пи­сал так­же три гим­на в луч­ших тра­ди­ци­ях цер­ков­ной гим­но­гра­фии, ве­ду­щих на­ча­ло от свя­ти­те­ля Гри­го­рия Бо­го­сло­ва.
Бо­го­сло­вие пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, ос­но­ван­ное на ду­хов­ном опыт­ном зна­нии ве­ли­ких от­цов-пу­стын­ни­ков, ис­поль­зу­ю­щее ис­кус­ство диа­лек­ти­ки, вы­ра­бо­тан­ное до­хри­сти­ан­ской фило­со­фи­ей, бы­ло про­дол­же­но и раз­ви­то в тру­дах пре­по­доб­но­го Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва († 1021; па­мять 12 мар­та) и свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы († ок. 1360; па­мять 14 но­яб­ря).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/70

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/
• Вопросоответы к Фалассию
• Амбигвы к Фоме (о различных недоумениях у святых Дионисия и Григория)
• Послание к Фоме
• Амбигвы к Иоанну (о трудностях) 1–30
• Вопросы и недоумения
• Амбигва 37. Письмо шестое
• О различных трудных местах (апориях), 18, …, 101
• О различных трудных местах (апориях), 103
• О различных трудных местах (апориях), 23, …, 154
• Толкование на 59 псалом
• Толкование на молитву Господню
• Беседа о покаянии
• Десять глав о добродетели и пороке
• Слово о душе
• Слово о подвижнической жизни
• Толкование на молитву Господню
• Толкования прп. Максима Исповедника к труду Дионисия Ареопагита
• Три вида справедливости, или справедливость и суд
Умозрительные и деятельные главы, выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия (Добротолюбие, Том 3)
Четыре сотни глав о любви (Добротолюбие, Том 3)
• Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия
• Различные богословские и домостроительные главы
• Схолии к труду Дионисия Ареопагита
• Мистагогия
• Пасхалистический трактат
• Диспут в Визии
• Диспут с Пирром
• Письма
• Письмо к монаху Анастасию, его ученику
• К Феопемпту схоластику
• Послание к Иоанну Кубикуларию о любви
• Послание о существе и ипостаси
• Гимны
• ТСО (Собрание сочинений)

☦️
Свя­той му­че­ник Ана­ста­сий был уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка, вме­сте с ним тер­пел го­не­ния от мо­но­фе­ли­тов. Он опи­сал жизнь сво­е­го учи­те­ля. Скон­чал­ся в 662 го­ду.

☦️
Пре­по­доб­ный Мак­сим Грек (XV–XVI в.), быв­ший сы­ном бо­га­то­го гре­че­ско­го са­нов­ни­ка в го­ро­де Ар­те (Ал­ба­ния), по­лу­чил бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние. В юно­сти он мно­го пу­те­ше­ство­вал и изу­чал язы­ки и на­у­ки в ев­ро­пей­ских стра­нах; по­бы­вал в Па­ри­же, Фло­рен­ции, Ве­не­ции. По воз­вра­ще­нии на ро­ди­ну при­был на Афон и при­нял ино­че­ство в Ва­то­пед­ской оби­те­ли. Он с увле­че­ни­ем изу­чал древ­ние ру­ко­пи­си, остав­лен­ные на Афоне ино­че­ство­вав­ши­ми гре­че­ски­ми им­пе­ра­то­ра­ми (Ан­д­ро­ни­ком Па­лео­ло­гом и Иоан­ном Кан­та­ку­зе­ном). В это вре­мя ве­ли­кий князь Мос­ков­ский Ва­си­лий Иоан­но­вич (1505–1533) по­же­лал разо­брать­ся в гре­че­ских ру­ко­пи­сях и кни­гах сво­ей ма­те­ри, Со­фии Па­лео­лог, и об­ра­тил­ся к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху с прось­бой при­слать ему уче­но­го гре­ка. Инок Мак­сим по­лу­чил ука­за­ние ехать в Моск­ву. По при­бы­тии ему бы­ло по­ру­че­но пе­ре­ве­сти на сла­вян­ский язык тол­ко­ва­ние на Псал­тирь, за­тем тол­ко­ва­ние на кни­гу Де­я­ний апо­сто­лов и несколь­ко бо­го­слу­жеб­ных книг.
Пре­по­доб­ный Мак­сим усерд­но и тща­тель­но ста­рал­ся ис­пол­нять все по­ру­че­ния. Но, вви­ду то­го, что сла­вян­ский язык не был род­ным для пе­ре­вод­чи­ка, есте­ствен­но, воз­ни­ка­ли неко­то­рые неточ­но­сти в пе­ре­во­дах.
Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Вар­ла­ам вы­со­ко це­нил тру­ды пре­по­доб­но­го Мак­си­ма. Ко­гда же мос­ков­ский пре­стол за­нял мит­ро­по­лит Да­ни­ил, по­ло­же­ние из­ме­ни­лось.
Но­вый мит­ро­по­лит по­тре­бо­вал, чтобы пре­по­доб­ный Мак­сим пе­ре­во­дил на сла­вян­ский язык цер­ков­ную ис­то­рию Фе­о­до­ри­та. Мак­сим Грек ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся от это­го по­ру­че­ния, ука­зы­вая на то, что «в сию ис­то­рию вклю­че­ны пись­ма рас­коль­ни­ка Ария, а сие мо­жет быть опас­но для про­сто­ты». Этот от­каз по­се­ял рознь меж­ду пре­по­доб­ным и мит­ро­по­ли­том. Несмот­ря на неуря­ди­цы, пре­по­доб­ный Мак­сим про­дол­жал усерд­но тру­дить­ся на ни­ве ду­хов­но­го про­све­ще­ния Ру­си. Он пи­сал пись­ма про­тив ма­го­ме­тан, па­пиз­ма, языч­ни­ков. Пе­ре­вел тол­ко­ва­ния свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­уста на Еван­ге­лия от Мат­фея и Иоан­на, а так­же на­пи­сал несколь­ко соб­ствен­ных со­чи­не­ний.
Ко­гда ве­ли­кий князь на­ме­ре­вал­ся рас­торг­нуть свой брак с су­пру­гой Со­ло­мо­ни­ей из-за ее неплод­ства, от­важ­ный ис­по­вед­ник Мак­сим при­слал кня­зю «Гла­вы по­учи­тель­ные к на­чаль­ству­ю­щим пра­во­вер­ных», в ко­то­рых он убе­ди­тель­но до­ка­зал, что по­ло­же­ние обя­зы­ва­ет кня­зя не по­ко­рять­ся жи­вот­ным стра­стям. Пре­по­доб­но­го Мак­си­ма за­клю­чи­ли в тем­ни­цу. С то­го вре­ме­ни на­чал­ся но­вый, мно­го­стра­даль­ный пе­ри­од жиз­ни пре­по­доб­но­го. Неточ­но­сти, об­на­ру­жен­ные в пе­ре­во­дах, бы­ли вме­не­ны пре­по­доб­но­му Мак­си­му в ви­ну, как умыш­лен­ная пор­ча книг. Тя­же­ло бы­ло пре­по­доб­но­му в тем­ни­це, но сре­ди стра­да­ний пре­по­доб­ный стя­жал и ве­ли­кую ми­лость Бо­жию. К нему явил­ся Ан­гел и ска­зал: «Тер­пи, ста­рец! Эти­ми му­ка­ми из­ба­вишь­ся веч­ных мук». В тем­ни­це пре­по­доб­ный ста­рец на­пи­сал уг­лем на стене ка­нон Свя­то­му Ду­ху, ко­то­рый и ныне чи­та­ет­ся в Церк­ви: «Иже ман­ною пре­пи­тавый Из­ра­и­ля в пу­сты­ни древ­ле, и ду­шу мою, Вла­ды­ко, Ду­ха на­пол­ни Все­свя­та­го, яко да о Нем бла­го­угод­но слу­жу Ти вы­ну…»
Через шесть лет пре­по­доб­но­го Мак­си­ма осво­бо­ди­ли от тю­рем­но­го за­клю­че­ния и по­сла­ли под цер­ков­ным за­пре­ще­ни­ем в Тверь. Там он жил под над­зо­ром доб­ро­душ­но­го епи­ско­па Ака­кия, ко­то­рый ми­ло­сти­во об­хо­дил­ся с невин­но по­стра­дав­шим. Пре­по­доб­ный на­пи­сал ав­то­био­гра­фи­че­ское про­из­ве­де­ние «Мыс­ли, ка­ки­ми инок скорб­ный, за­клю­чен­ный в тем­ни­цу, уте­шал и укреп­лял се­бя в тер­пе­нии». Вот несколь­ко слов из это­го яр­ко­го со­чи­не­ния: «Не ту­жи, не скор­би, ни­же тос­куй, лю­без­ная ду­ша, о том, что страж­дешь без прав­ды, от ко­их по­до­ба­ло бы те­бе при­ять все бла­гое, ибо ты поль­зо­ва­ла их ду­хов­но, пред­ло­жив им тра­пе­зу, ис­пол­нен­ную Свя­та­го Ду­ха…» Лишь через два­дцать лет пре­бы­ва­ния в Тве­ри пре­по­доб­но­му раз­ре­ши­ли про­жи­вать сво­бод­но и сня­ли с него цер­ков­ное за­пре­ще­ние. По­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни пре­по­доб­ный Мак­сим Грек про­вел в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре. Ему бы­ло уже око­ло 70 лет. Го­не­ния и тру­ды от­ра­зи­лись на здо­ро­вье пре­по­доб­но­го, но дух его был бодр; он про­дол­жал тру­дить­ся. Вме­сте со сво­им ке­лей­ни­ком и уче­ни­ком Ни­лом пре­по­доб­ный усерд­но пе­ре­во­дил Псал­тирь с гре­че­ско­го на сла­вян­ский язык. Ни го­не­ния, ни за­клю­че­ния не сло­ми­ли пре­по­доб­но­го Мак­си­ма.
Пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся 21 ян­ва­ря 1556 го­да. Он по­гре­бен у се­ве­ро-за­пад­ной сте­ны Ду­хов­ской церк­ви Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры. За­сви­де­тель­ство­ва­но нема­ло бла­го­дат­ных про­яв­ле­ний, свер­шив­ших­ся у гроб­ни­цы пре­по­доб­но­го, на ко­то­рой на­пи­са­ны тро­парь и кондак ему. Лик пре­по­доб­но­го Мак­си­ма ча­сто изо­бра­жа­ет­ся на иконе Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/afonskij-paterik/7_2

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/
• Канон Божественному и покланяемому Пресвятому Духу Параклиту
• Нравственные поучения
О том, какой грех в естестве человеческом есть первый
• Объяснение о рукописании греховном
Исповедание Православной веры
• Слово о Рождестве Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в том же и на иудея
• Совет собору православному против еврея Исаака волхва и обманщика
• Возражение против глав Самуила евреянина
• Слово обличительно на еллинскую прелесть
Два слова против Магомета
Ответы христианам против агарян, хулящих нашу православную веру христианскую
Слово против армянского зловерия
Слово похвальное к святым апостолом Петру и Павлу, в том же обличения и на латинския три большия ереси
• Слово противу льстиваго списаниа Николая немчина, его же списал о совокуплении православным християном и латыном
• Против латинян, о том, что не следует ничего ни прибавлять, ни убавлять в Божественном исповедании непорочной христианской веры
• Против Николая латинянина – слово об исхождении Святого Духа
• Послание ко многоучительному Николаю немчину
• Послание к господину Феодору Ивановичу Карпову
• О том, что Промыслом Божиим, а не звездами и кругом счастья устраивается человеческая судьба
Против тех, которые усиливаются посредством рассматривания звезд предсказывать будущее, и о свободной воле человека
Поучительное послание к некоторому князю о лживости звездочетства и утешительное для живущих в скорбях
• Послание к некоторому иноку, саном игумену, о немецкой прелести именуемой Фортуною, и о колесе ее
Против Николая немчина обманщика и звездочетца
• Слово обличительное, отчасти, против латинского зловерия; здесь же и против «Альманаха», который возвелеречил, что будет всемирный потоп более гибельный, чем упоминаемый когда-либо
Против лютеран – слово о поклонении Святым Иконам
• Против хулителей Пречистой Божией Матери
• Ответ Николаю латинянину
• Против утверждающих, что человеческий род имел размножаться посредством плотского совокупления и рождения, хотя бы и не согрешили праотцы
Разные сочинения
• Собрание сочинений

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Илия (Илья Яко­вле­вич Бе­ре­зов­ский) ро­дил­ся 20 июля 1890 го­да в се­ле Гля­ден Том­ско­го уез­да Том­ской гу­бер­нии Ал­тай­ско­го гор­но­го окру­га. Отец Илия был аре­сто­ван в 1933 го­ду и вы­слан в Ка­зах­стан. 14 де­каб­ря 1937 го­да он сно­ва был аре­сто­ван Кас­ке­лен­ским от­де­лом НКВД и об­ви­нен в том, что сре­ди на­се­ле­ния се­ла Че­молган Кас­ке­лен­ско­го рай­о­на вел аги­та­цию за со­зда­ние цер­ков­ной об­щи­ны и от­кры­тие церк­ви. 1 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Илию к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Илия Бе­ре­зов­ский был рас­стре­лян 3 фев­ра­ля 1938 го­да и по­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Икона Богородицы Ктиторская. Неда­ле­ко от Ва­то­пед­ско­го Афон­ско­го мо­на­сты­ря, по­стро­ен­но­го в 395 го­ду в пе­ри­од цар­ство­ва­ния Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го, во вре­мя силь­ной бу­ри упал с ко­раб­ля в мо­ре ца­ре­вич Ар­ка­дий, сын им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го. Все ду­ма­ли, что он по­гиб. Од­на­ко неда­ле­ко от то­го ме­ста, где на­хо­дил­ся мо­на­стырь, под те­нью од­но­го из при­бреж­ных ку­стар­ни­ков спут­ни­ки Ар­ка­дия уви­де­ли спо­кой­но спав­ше­го ца­ре­ви­ча. Проснув­шись, он рас­ска­зал, как был чу­дес­ным об­ра­зом из­бав­лен от неми­ну­е­мой ги­бе­ли за­ступ­ни­че­ством Бо­го­ма­те­ри. В вос­по­ми­на­ние это­го со­бы­тия рас­по­ло­жив­ше­му­ся здесь мо­на­сты­рю бы­ло да­но на­зва­ние «Ва­то­пед», т. е. куст от­ро­ка.
Им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий Ве­ли­кий, узнав о чу­дес­ном спа­се­нии сы­на, в бла­го­дар­ность за это не толь­ко рас­про­стра­нил, укра­сил и обо­га­тил Ва­то­пед­ский мо­на­стырь, но и по­жерт­во­вал оби­те­ли сде­лан­ную из ма­сти­ки ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри. Эта ико­на бы­ла на­зва­на «Кти­тор­ской» – в па­мять о том, что им­пе­ра­тор был кти­то­ром (в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го — устро­и­те­лем и укра­си­те­лем мо­на­сты­ря). Эта «Кти­тор­ская» ико­на бы­ла по­ме­ще­на в со­бор­ном Бла­го­ве­щен­ском хра­ме в ал­та­ре на гор­нем ме­сте. Это по­слу­жи­ло по­во­дом к на­зва­нию этой свя­той ико­ны еще «Ал­тар­ни­цей».

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-ktitorskaja

☦️
Ва­то­пед­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­дит­ся в древ­нем Ва­то­пед­ском мо­на­сты­ре на Афоне, в хра­ме Бла­го­ве­ще­ния. На­зва­ние Ва­то­пед­ской она по­лу­чи­ла от то­го, что близ это­го мо­на­сты­ря упал в мо­ре с ко­раб­ля юный ца­ре­вич Ар­ка­дий и чуд­ным за­ступ­ле­ни­ем Бо­жи­ей Ма­те­ри был пе­ре­не­сен на бе­рег це­лым и невре­ди­мым. Здесь на­шли его сто­я­щим под ку­стом, неда­ле­ко от оби­те­ли. От это­го со­бы­тия и про­изо­шло на­зва­ние «ва­то­пед» («куст от­ро­ка»). Свя­той царь Фе­о­до­сий Ве­ли­кий в бла­го­дар­ность за чуд­ное из­бав­ле­ние сы­на укра­сил и щед­ро ода­рил Ва­то­пед­ский мо­на­стырь. На Ва­то­пед­ской иконе Бо­го­ма­терь изо­бра­же­на с ли­цом, об­ра­щен­ным к пра­во­му пле­чу, в па­мять то­го, что она в 807 го­ду, 21 ян­ва­ря, об­ра­ти­ла Свое ли­цо к игу­ме­ну мо­на­сты­ря, сто­яв­ше­му на мо­лит­ве близ свя­той ико­ны, и пре­ду­пре­ди­ла его о на­ме­ре­нии раз­бой­ни­ков огра­бить оби­тель.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-otrada-uteshenie-vatopedskaja

Жития
Писание