⏳ 2021.02.01 (пн)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 35я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 1й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
1 февраля (19 января)
• мц. Евфра́сии девы (303)
• прп. Макария Великого (390–391) ?
• прп. Макария Александрийского (394–395) ?
• прп. Антония Марткопского, столпника (VI)
• свт. Арсения Керкирского (ок. 953)
• прп. Макария Печерского постника (XII)
• прп. Макария Печерского диакона (XIII–XIV)
• блж. Феодора Новгородского (1392)
• свт. Марка Евгеника, Ефесского (1444) ?
• прп. Макария Римлянина (XVI)
• обре́тение мощей прп. Саввы Сторожевского (1652)
• сщмч. Петра (Скипетрова) (1918)
• сщмч. Николая (Восторгова) (1930)
• мч. Феодора (Гусева) (1940)


☦️
Свя­тая му­че­ни­ца Ев­фра­сия де­ва ро­ди­лась в Ни­ко­ми­дии в знат­ной се­мье, от­ли­ча­лась кра­со­той и бы­ла хри­сти­ан­кой. Во вре­мя Мак­си­ми­а­но­ва го­не­ния на хри­сти­ан пра­ви­тель го­ро­да при­нуж­дал Ев­фра­сию при­не­сти жерт­ву идо­лам, ко­гда же она от­ка­за­лась, при­ка­зал бить ее, а за­тем от­дал во­и­ну на осквер­не­ние. Свя­тая пла­мен­но мо­ли­лась Гос­по­ду, чтобы Он со­хра­нил ее дев­ство, и Бог услы­шал мо­лит­ву. Свя­тая Ев­фра­сия пред­ло­жи­ла во­и­ну по­мочь ей най­ти тра­ву, ко­то­рая бы со­хра­ни­ла его от непри­я­тель­ско­го ору­жия и смер­ти. Но тра­ва эта, объ­яс­ни­ла она, име­ет си­лу толь­ко то­гда, ко­гда бу­дет по­лу­че­на от де­вы, а не от жен­щи­ны. Во­ин по­ве­рил свя­той Ев­фра­сии и по­шел с ней в сад. Свя­тая де­ва на­рва­ла тра­вы, ка­кая по­па­лась под ру­ку, и пред­ло­жи­ла во­и­ну ис­пы­тать си­лу ее на ней. Она по­ло­жи­ла се­бе тра­ву на шею и ве­ле­ла во­и­ну силь­но уда­рить ме­чом. Тот ис­пол­нил ее прось­бу, и муд­рая де­ва пре­да­ла дух свой Бо­гу, со­хра­нив дев­ствен­ную чи­сто­ту († 303).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/65

☦️
Преподобный Макарий Великий, Египетский. Ро­дил­ся в Егип­те око­ло 301 го­да. С лю­бо­вью и усер­ди­ем по­слу­жил он сво­им ро­ди­те­лям в ста­ро­сти, ис­пол­няя за­по­ведь о по­чи­та­нии ро­ди­те­лей, и по кон­чине их сде­лал­ся со­вер­шен­но сво­бод­ным от жи­тей­ских за­бот. Под ру­ко­вод­ством опыт­но­го стар­ца-ино­ка пре­по­доб­ный Ма­ка­рий стал про­хо­дить без­молв­ное ино­че­ское жи­тие и ру­ко­де­лие. Сна­ча­ла он по­се­лил­ся в пу­стын­ном ме­сте неда­ле­ко от се­ле­ния, где жил, по­том пре­по­доб­ный пе­ре­се­лил­ся на Нит­рий­скую го­ру в Фа­ран­ской пу­стыне.
Про­жив три го­да в пу­стыне, он по­шел к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию Ве­ли­ко­му († 356, память 30 января), от­цу еги­пет­ско­го мо­на­ше­ства, о ко­то­ром слы­шал, еще жи­вя в ми­ру, и го­рел же­ла­ни­ем его ви­деть. Пре­по­доб­ный ав­ва Ан­то­ний с лю­бо­вью при­нял бла­жен­но­го Ма­ка­рия, ко­то­рый сде­лал­ся его пре­дан­ным уче­ни­ком и по­сле­до­ва­те­лем. С ним пре­по­доб­ный Ма­ка­рий жил дол­гое вре­мя, а за­тем, по со­ве­ту свя­то­го ав­вы, уда­лил­ся в Скит­скую пу­сты­ню (в се­ве­ро-за­пад­ной ча­сти Егип­та) и там столь про­си­ял сво­и­ми по­дви­га­ми, что его ста­ли на­зы­вать «юно­шей-стар­цем», так как, ед­ва до­стиг­нув трид­ца­ти­лет­не­го воз­рас­та, он про­явил се­бя опыт­ным, зре­лым ино­ком. Здесь пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию при­хо­ди­лось бо­роть­ся с бе­са­ми день и ночь, и они во­пи­ли, что не мо­гут по­бе­дить его, по­то­му что он име­ет ве­ли­кое ору­жие – сми­ре­ние.
Ко­гда свя­то­му ис­пол­ни­лось 40 лет, он был по­свя­щен в сан свя­щен­ни­ка и по­став­лен на­сто­я­те­лем (ав­вой) ино­ков, жив­ших в Скит­ской пу­стыне. В эти го­ды пре­по­доб­ный Ма­ка­рий ча­сто по­се­щал ве­ли­ко­го Ан­то­ния, по­лу­чая от него на­став­ле­ния в ду­хов­ных бе­се­дах. Вме­сте с дву­мя дру­ги­ми уче­ни­ка­ми пре­по­доб­но­го Ан­то­ния пре­по­доб­ный Ма­ка­рий спо­до­бил­ся при­сут­ство­вать при бла­жен­ной кон­чине его, и как некое бо­га­тей­шее на­сле­дие по­лу­чил по­сох пре­по­доб­но­го Ан­то­ния, ко­то­рым тот под­дер­жи­вал в до­ро­ге свое немощ­ное те­ло, удру­чен­ное ста­ро­стью и пост­ни­че­ски­ми по­дви­га­ми. Вме­сте с этим по­со­хом пре­по­доб­ный Ма­ка­рий при­нял су­гу­бо и дух Ан­то­ния Ве­ли­ко­го, как неко­гда вос­при­нял та­ко­вой про­рок Ели­сей по­сле Илии про­ро­ка. Си­лой его ду­ха пре­по­доб­ный Ма­ка­рий со­тво­рил мно­гие див­ные чу­де­са. Од­на­жды пре­по­доб­ный Ма­ка­рий раз­го­ва­ри­вал с че­ре­пом глав­но­го язы­че­ско­го жре­ца, ко­то­рый рас­ска­зы­вал о сво­их му­че­ни­ях и о бо­лее тяж­ких и лю­тых, по­стиг­ших тех, кто по­знал имя Бо­жие, но от­верг Его и за­по­ве­ди Его не со­блю­дал.
По при­чине мно­же­ства при­хо­див­ше­го к нему на­ро­да, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий имел ма­ло вре­ме­ни, чтобы в уда­ле­нии пре­да­вать­ся бо­го­мыс­лию. По­это­му пре­по­доб­ный вы­ко­пал под сво­ей кел­ли­ей глу­бо­кую пе­ще­ру, дли­ной око­ло пол­ста­дии, ку­да и скры­вал­ся от по­сто­ян­но при­хо­дя­щих к нему и на­ру­ша­ю­щих его бо­го­мыс­лие и мо­лит­ву. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий до­стиг та­ко­го дерз­но­ве­ния в хож­де­нии пе­ред Бо­гом, что по его мо­лит­ве Гос­подь вос­кре­шал умер­ших. Несмот­ря на та­кую вы­со­ту до­стиг­ну­то­го бо­го­по­до­бия, он про­дол­жал со­хра­нять необык­но­вен­ное сми­ре­ние.
В го­ды цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Ва­лен­та ари­а­ни­на (364–378) пре­по­доб­ный Ма­ка­рий Ве­ли­кий вме­сте с пре­по­доб­ным Ма­ка­ри­ем Алек­сан­дрий­ским под­верг­ся пре­сле­до­ва­нию со сто­ро­ны ари­ан­ско­го епи­ско­па Лу­ки. Обо­их стар­цев схва­ти­ли и, по­са­див на ко­рабль, от­вез­ли на пу­стын­ный ост­ров, где жи­ли языч­ни­ки. Там, по мо­лит­вам свя­тых, по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние дочь жре­ца, по­сле че­го сам жрец и все жи­те­ли ост­ро­ва при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Узнав о слу­чив­шем­ся, ари­ан­ский епи­скоп усты­дил­ся и раз­ре­шил стар­цам воз­вра­тить­ся в свои пу­сты­ни. Кро­тость, сми­ре­ние и ми­ло­сер­дие пре­по­доб­но­го пре­об­ра­жа­ли ду­ши че­ло­ве­че­ские. 60 лет про­вел св. Ма­ка­рий в мерт­вой для ми­ра пу­стыне. Бо­лее все­го вре­ме­ни пре­по­доб­ный про­во­дил в бе­се­де с Бо­гом, ча­сто пре­бы­вая в со­сто­я­нии ду­хов­но­го вос­хи­ще­ния. Свой обиль­ный по­движ­ни­че­ский опыт ав­ва пре­тво­рил в глу­бо­кие бо­го­слов­ские тво­ре­ния. 50 бе­сед и 7 по­движ­ни­че­ских слов оста­лись дра­го­цен­ным на­сле­ди­ем ду­хов­ной муд­ро­сти пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ве­ли­ко­го. Выс­шее бла­го и цель че­ло­ве­ка – со­еди­не­ние душ с Бо­гом, – ос­нов­ная мысль в тво­ре­ни­ях пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия.
Пре­по­доб­ный до­жил до 97 лет, неза­дол­го до кон­чи­ны († ок. 390-391) ему яви­лись пре­по­доб­ные Ан­то­ний и Па­хо­мий, со­об­щив­шие ра­дост­ную весть о близ­ким пе­ре­хо­де его в бла­жен­ные небес­ные оби­те­ли. Пре­по­доб­ный на­чал при­го­тав­ли­вать­ся к сво­ей смер­ти. Через де­вять дней пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию явил­ся Хе­ру­вим со мно­же­ством Ан­ге­лов. Ко­гда свя­тая ду­ша пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия бы­ла взя­та Хе­ру­ви­мом и воз­нес­лась им на небо, неко­то­рые из от­цов мыс­лен­ны­ми оча­ми ви­де­ли, что воз­душ­ные бе­сы в от­да­ле­нии сто­я­ли и во­пи­ли, что из­бе­жал их св. Ма­ка­рий.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/63

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Velikij/
Духовные беседы
• Будущая жизнь
Возрождение, по учению преподобного Макария Египетского (иером. Григорий (Борисоглебский))
• Выписка из творений преподобного Макария Великого
• Поучения
Сотницы
• Великое послание и слова
• Послание
• Алфавитный указатель предметов, содержащихся в творениях преподобного Maкapия Египетского
• Духовные слова и послания
Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном
Семь слов

☦️
Преподобный Макарий Александрийский, Новый, Градский, иеромонах. Ро­дил­ся в 295 г. в Алек­сан­дрии. До со­ро­ка лет за­ни­мал­ся тор­гов­лей, за­тем при­нял Свя­тое Кре­ще­ние и уда­лил­ся в пу­сты­ню. Через несколь­ко лет по­движ­ни­че­ской жиз­ни он был по­свя­щен в сан пре­сви­те­ра и по­став­лен на­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря, на­зы­ва­е­мо­го «Кел­лии», в еги­пет­ской пу­стыне меж­ду Нит­рий­ской го­рой и ски­том, в ко­то­ром под­ви­за­лись в без­мол­вии мо­на­хи-от­шель­ни­ки, каж­дый от­дель­но в сво­ей кел­лии. Он был са­мым ис­крен­ним дру­гом пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Еги­пет­ско­го († ок. 390-394 г.), вме­сте с ко­то­рым в цар­ство­ва­ние Ва­лен­та был из­гнан из оте­че­ства. Оба Ма­ка­рия по сво­е­му ха­рак­те­ру и об­ра­зу жиз­ни бы­ли весь­ма по­хо­жи друг на дру­га и име­ли од­но­го и то­го же об­ще­го учи­те­ля и на­став­ни­ка – пре­по­доб­но­го Ан­то­ния Ве­ли­ко­го († 356 г.), от ко­то­ро­го они неод­но­крат­но по­лу­ча­ли на­став­ле­ния для усо­вер­шен­ство­ва­ния в доб­ро­де­тель­ной жиз­ни.
Од­на­жды пре­по­доб­ным Ма­ка­рию Алек­сан­дрий­ско­му и Ма­ка­рию Еги­пет­ско­му нуж­но бы­ло пе­ре­пра­вить­ся через ре­ку Нил на боль­шом па­ро­ме, на ко­то­рый взо­шли так­же два три­бу­на (ты­ся­че­на­чаль­ни­ка) со сво­ею пыш­ной сви­той из вой­ска, ору­же­нос­цев и дру­жин­ни­ков, изу­кра­шен­ных це­пя­ми и зо­ло­ты­ми по­я­са­ми. Ко­гда эти три­бу­ны за­ме­ти­ли двух пре­по­доб­ных стар­цев, оде­тых в вет­хие одеж­ды и сто­я­щих в уг­лу, они вос­хва­ли­ли их сми­рен­ную и бед­ную жизнь, и один из ты­сяч­ни­ков ска­зал стар­цам: «Бла­жен­ны вы – пре­не­бре­га­ю­щие ми­ром». Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий Алек­сан­дрий­ский на это от­ве­тил: «Мы, дей­стви­тель­но, пре­не­бре­га­ем ми­ром, а над ва­ми сме­ет­ся мир. Про­из­не­сен­ное то­бой – не по тво­ей во­ле, но про­ро­че­ски, по­то­му что мы оба на­зы­ва­ем­ся Ма­ка­ри­я­ми, то есть бла­жен­ны­ми». Уми­лив­шись эти­ми ре­ча­ми пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Алек­сан­дрий­ско­го, три­бун по воз­вра­ще­нии до­мой со­влек с се­бя свои одеж­ды и, раз­дав свое иму­ще­ство бед­ным, из­брал от­шель­ни­че­скую жизнь.
Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий, уве­ли­чи­вая свои по­дви­ги, по­ло­жил се­бе за пра­ви­ло не есть ни хле­ба, ни ва­ре­ва, кро­ме жест­ко­го про­са или ка­ких-ни­будь се­мян, раз­мо­чен­ных в во­де. В та­ком воз­дер­жа­нии пре­по­доб­ный про­жил семь лет. За­тем в те­че­ние трех лет в день съе­дал по неболь­шо­му кус­ку хле­ба (мень­ше фун­та), рав­но и во­ды вы­пи­вал та­кой же ме­рой, что по­слу­жи­ло силь­ным умерщ­вле­ни­ем пло­ти. Упо­треб­ляя все уси­лия, бо­рол­ся пре­по­доб­ный и со сном, но по­сле та­ко­го по­дви­га го­во­рил для на­зи­да­ния дру­гих: «На­сколь­ко имел си­лы, одо­лел сон, но че­ло­ве­че­ской при­ро­ды, тре­бу­ю­щей сна, я не был в си­лах одо­леть, а по­то­му и дол­жен был по­ви­но­вать­ся ей».
Ко­гда пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия стал весь­ма силь­но ис­ку­шать бес лю­бо­де­я­ния, то он, чтобы пре­одо­леть се­го вра­га, в те­че­ние ше­сти ме­ся­цев на­гим си­дел в скит­ском бо­ло­те, под­вер­гая се­бя уку­сам мно­же­ства боль­ших ко­ма­ров. И ко­гда он вер­нул­ся в свою кел­лию, то толь­ко по го­ло­су узна­ли уче­ни­ки, что это их ав­ва Ма­ка­рий.
Услы­хав об очень стро­гом уста­ве жиз­ни та­вен­ни­си­от­ско­го мо­на­сты­ря, где на­сто­я­те­лем был пре­по­доб­ный Па­хо­мий Ве­ли­кий († 348 г.), пре­по­доб­ный Ма­ка­рий, скрыв се­бя под мир­ской одеж­дой, в те­че­ние всей Свя­той Че­ты­ре­де­сят­ни­цы не вку­шал ни хле­ба, ни во­ды, за ис­клю­че­ни­ем неболь­шо­го ко­ли­че­ства су­хих ли­стьев ка­пу­сты в вос­крес­ные дни. И это он де­лал лишь для то­го, чтобы и дру­гие ино­ки ви­де­ли, что он ест, и чтобы не впасть ему в грех вы­со­ко­ме­рия. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий но­чью непре­стан­но ра­бо­тал и не от­ды­хал от тру­дов, ни ра­зу во все вре­мя не сел и не лег. Сто­ял он, не от­вер­зая сво­их уст, ни с кем не раз­го­ва­ри­вая, но в мол­ча­нии всем серд­цем сво­им воз­но­ся мо­лит­ву к Бо­гу. Уви­дав та­кой по­двиг пре­по­доб­но­го, по­движ­ни­ки то­го мо­на­сты­ря бы­ли по­срам­ле­ны, ибо воз­но­си­лись умом, гор­дясь сво­и­ми по­дви­га­ми и по­стом. Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий, по­ка­зав сми­ре­ние и пре­по­дав всем на­став­ле­ние, воз­вра­тил­ся в свое ме­сто.
Ис­кон­ный враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го силь­но озло­бил­ся на пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия за его стро­го по­движ­ни­че­ский об­раз жиз­ни, по­то­му стал ис­ку­шать его ум тще­сла­ви­ем, по­нуж­дая от­пра­вить­ся в Рим. Бо­рясь с ис­ку­ше­ни­ем, свя­той на­сы­пал ме­шок пес­ка, взва­лил его на се­бя и дол­го хо­дил с этой но­шей по пу­стыне, по­ка не уто­мил свое те­ло и гор­дая мысль не оста­ви­ла его.
По­движ­ни­че­ской жиз­нью, по­стом, от­ре­ше­ни­ем от все­го зем­но­го пре­по­доб­ный Ма­ка­рий стя­жал дар чу­до­тво­ре­ния и про­зре­ния со­кро­вен­ных мыс­лей лю­дей, удо­сто­ил­ся мно­гих чу­дес­ных ви­де­ний. Ав­ва Ма­ка­рий, бу­дучи ис­пол­нен Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти, ви­дел, что бе­сы, по­се­щая цер­ков­ное пе­ние и мо­на­ше­ское со­бра­ние, над од­ни­ми на­сме­ха­лись, на­во­дя дре­мо­ту или по­мыс­лы; над ины­ми же, сла­бей­ши­ми бра­тья­ми, невни­ма­тель­ны­ми к мо­лит­ве, они злоб­но глу­ми­лись, си­дя на их ше­ях и пле­чах; от неко­то­рых же ино­ков, ес­ли бе­сы на­чи­на­ли пред ни­ми де­лать что-ли­бо непо­треб­ное, то вне­зап­но бы­ли от­го­ня­е­мы неко­ей си­лой и бо­лее ни осме­ли­ва­лись ни оста­нав­ли­вать­ся пред та­ко­вы­ми, ни про­хо­дить ми­мо них.
Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий рас­ска­зы­вал еще дру­гое, бо­лее див­ное и ужас­ное, а имен­но, как один из по­движ­ни­ков свя­той оби­те­ли, пре­по­доб­ный Марк, при­ча­щал­ся Свя­тых Та­ин из рук Ан­ге­лов, а нера­ди­вые из бра­тии по­лу­ча­ли вме­сто Те­ла Хри­сто­ва го­ря­щие уг­ли, а пре­по­да­ва­е­мое иерей­ской ру­кой Те­ло Хри­сто­во воз­вра­ща­лось об­рат­но в ал­тарь. От тех же, кто бы­ли до­стой­ны свя­то­го При­ча­ще­ния, бе­сы от­бе­га­ли да­ле­ко. Меж­ду тем око­ло ал­та­ря с иере­ем сто­ял Ан­гел Гос­по­день и вме­сте с иерей­ской про­сти­рал свою ру­ку для раз­да­я­ния Бо­же­ствен­ных Тайн.
Св. Ма­ка­рий про­сла­вил­ся мно­же­ством чу­дес ис­це­ле­ния боль­ных и одер­жи­мых бе­са­ми. По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов пре­по­доб­ный Ма­ка­рий с ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду око­ло 394–395 гг., имея сто лет от рож­де­ния.
Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий был и цер­ков­ным пи­са­те­лем, его пе­ру при­над­ле­жат «Сло­во о ис­хо­де ду­ши», вхо­дя­щее в со­став Сле­до­ван­ной Псал­ти­ри, пра­ви­ло мо­на­ше­ское в 30 гла­вах, пись­мо к ино­кам.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/64

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Aleksandrijskij/
Ангельское Откровение преподобному Макарию Александрийскому (Поминование душ на 3, 9, 40 день)
Два начертания правил св. Макария Александрийского
Извлечение из слова об исходе душ праведников и грешников

☦️
Святого Антония прозвали Марткопским из-за любви к уединению: в переводе с грузинского «марто мкопи» означает «находящийся в одиночестве». Он был столп­ником, од­ним из 12 уче­ни­ков пре­по­доб­но­го Иоан­на Зе­даз­ний­ско­го, при­шед­ших в Гру­зию в VI ве­ке и ос­но­вав­ших гру­зин­ское мо­на­ше­ство. По пре­да­нию, пре­по­доб­ный Ан­то­ний при­нес в Гру­зию пер­вый от­пе­ча­ток на «че­ре­пи­це» с под­лин­ни­ка едес­ско­го изо­бра­же­ния Неру­ко­твор­но­го Спа­са.
По­се­лил­ся он на уеди­нен­ной го­ре, на­зван­ной в его честь Март­коп­ской, где ос­но­вал оби­тель и по­стро­ил храм в честь Неру­ко­твор­но­го Об­ра­за Спа­си­те­ля. По­след­ние 15 лет свя­той под­ви­зал­ся на стол­пе. По от­ше­ствии ко Гос­по­ду те­ло пре­по­доб­но­го бы­ло по­гре­бе­но в устро­ен­ном им хра­ме; на его гроб­ни­це про­изо­шли мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-antonij-martkopskij

☦️
Свя­той Ар­се­ний, ар­хи­епи­скоп Кер­кир­ский (ост­ров Кор­фу), ро­дом из Па­ле­сти­ны, жил в VIII ве­ке. Вел стро­го ас­ке­ти­че­скую жизнь, был вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ным че­ло­ве­ком и из­вест­ным ду­хов­ным пи­са­те­лем. Про­слав­лен муд­ро­стью и по­сто­ян­ной за­щи­той сво­ей паст­вы от непра­вед­но­го гне­ва им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Пор­фи­ро­род­но­го (780–797). Им со­став­ле­ны: Ка­нон на еле­освя­ще­ние, по­хваль­ное сло­во апо­сто­лу Ан­дрею и опи­са­ние стра­да­ний ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/66

☦️
Пре­по­доб­ный Ма­ка­рий, пост­ник Пе­чер­ский, в Ближ­них пе­ще­рах (XII), и пре­по­доб­ный Ма­ка­рий, диа­кон Пе­чер­ский, в Даль­них пе­ще­рах (XIII–XIV), оба бы­ли диа­ко­на­ми. Па­мять их по­ло­же­на 19 ян­ва­ря ра­ди те­зо­име­нит­ства с пре­по­доб­ным Ма­ка­ри­ем Еги­пет­ским. О пре­по­доб­ном Ма­ка­рии из Даль­них пе­щер из­вест­но, что он от­ли­чал­ся нес­тя­жа­тель­но­стью, имел ве­ли­кое усер­дие к хра­му Бо­жию и по­сто­ян­но упраж­нял­ся в чте­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния и по­сте. По пре­да­нию, он в дет­стве мно­го бо­лел, и ро­ди­те­ли да­ли обет Бо­гу от­дать сы­на в Пе­чер­ский мо­на­стырь, ес­ли он вы­здо­ро­ве­ет. Кро­то­стью и сми­ре­ни­ем он за­слу­жил лю­бовь бра­тии, ко­то­рая на­учи­ла его гра­мо­те. За бла­го­че­сти­вую жизнь он был воз­ве­ден в сан диа­ко­на и при жиз­ни имел дар чу­до­тво­ре­ний.

☦️
Блаженный Фео́дор Новгородский, Христа ради юродивый. Ро­дом из Нов­го­ро­да, с Тор­го­вой сто­ро­ны. Под­ра­жая жиз­ни свя­тых, св. Фе­о­дор на­ла­гал на се­бя стро­гий пост (в сре­ду и пят­ни­цу во­об­ще ни­че­го не ел), ча­сто по­се­щал хра­мы Бо­жии и по­да­вал ще­д­рую ми­лость ни­щим. Укре­пив свои си­лы та­ки­ми бо­го­угод­ны­ми упраж­не­ни­я­ми, он при­нял на се­бя по­двиг юрод­ства. До кон­ца жиз­ни свя­той со­блю­дал пол­ную ни­ще­ту, не имея ни сво­е­го уг­ла, ни теп­лой одеж­ды. Из­ну­ряя се­бя по­стом, он всю ми­ло­сты­ню, по­лу­ча­е­мую от по­чи­та­те­лей-со­граж­дан, раз­да­вал бед­ным. По но­чам свя­той об­хо­дил нов­го­род­ские церк­ви и го­ря­чо мо­лил­ся за род­ной го­род. По сви­де­тель­ству ле­то­пис­ца, «не раз спа­са­лась его зем­ная ро­ди­на от пред­сто­яв­ших ей зол мо­лит­ва­ми угод­ни­ка Бо­жия». Об­ли­чая вза­им­ную враж­ду нов­го­род­цев, жи­те­лей Тор­го­вой и Со­фий­ской сто­рон, бла­жен­ный де­лал вид, что враж­ду­ет с бла­жен­ным Ни­ко­ла­ем Ко­ча­но­вым, ко­то­рый под­ви­зал­ся на Со­фий­ской сто­роне. Ко­гда бла­жен­но­му Фе­о­до­ру слу­ча­лось хо­дить на Со­фий­скую сто­ро­ну Вол­хов­ским мо­стом, то бла­жен­ный Ни­ко­лай гнал его на Тор­го­вую, то же де­лал и Фе­о­дор, ко­гда за­ста­вал Ни­ко­лая на сво­ей сто­роне.
Од­на­жды св. Ни­ко­лай, узнав, что бла­жен­ный Фе­о­дор на­хо­дит­ся на «его» сто­роне, стал гнать его и пре­сле­до­вать. «Спа­са­ясь» от него, бла­жен­ный Фе­о­дор по­бе­жал по ули­цам, по­том по ого­ро­дам и на­ко­нец по ре­ке Вол­хо­ву, идя по во­де, как по су­ше. Бла­жен­ный Ни­ко­лай про­дол­жал по­го­ню до по­ло­ви­ны ре­ки, а по­том бро­сил в убе­гав­ше­го ко­чан ка­пу­сты, вы­рван­ный пе­ред тем в ого­ро­де (по­сле это­го слу­чая на­род про­звал бла­жен­но­го Ни­ко­лая «Ко­ча­но­вым»). Сво­ей мни­мой враж­дой свя­тые на­по­ми­на­ли нов­го­род­цам небла­го­вид­ность их меж­до­усо­биц, ко­то­рые ча­сто окан­чи­ва­лись кро­во­про­лит­ны­ми столк­но­ве­ни­я­ми.
Бла­жен­ный Фе­о­дор по­лу­чил от Гос­по­да дар про­зор­ли­во­сти и про­ро­че­ства. Так он пред­ска­зал нов­го­род­цам неуро­жай и по­жар, опу­сто­шив­ший ули­цы Тор­го­вой сто­ро­ны. О вре­ме­ни сво­ей кон­чи­ны свя­той был предуве­дом­лен через Ан­ге­ла Бо­жия и мир­но по­чил 19 ян­ва­ря 1392 г. Те­ло его бы­ло по­гре­бе­но у церк­ви вмч. Ге­ор­гия на Тор­го­вой сто­роне. При­хо­див­шие с ве­рой боль­ные по­лу­ча­ли здесь ис­це­ле­ния.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-novgorodskij

☦️
Свя­той Марк Ев­ге­ник, ар­хи­епи­скоп Ефес­ский, был зна­ме­ни­тым за­щит­ни­ком пра­во­сла­вия на Фло­рен­тий­ском Со­бо­ре. Ни­что не мог­ло скло­нить его к унии. Тай­но уда­лив­шись из Фло­рен­ции, свя­той Марк рев­ност­но убеж­дал жи­те­лей Кон­стан­ти­но­по­ля от­верг­нуть нече­сти­вое со­гла­ше­ние. Скон­чал­ся в 1457 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-mark-evgenik

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/
• Десять аргументов, показывающих, что не существует очистительного огня
• Изречения из Св.Писания, Деяний Соборов и свв.отцев, о том, что Святый Дух исходит только от Отца, но не и от Сына
Исповедание правой веры
Исповедание, произнесенное им при самой его кончине
Как прп. Сергий Радонежский и по преставлении своем Флорентийский собор неправедным объявил
• Латинянин. Разговор о прибавке в Символе Веры «и Сына» (Filioque)
• О Воскресении
• О сущности и энергии
• Опровержение латинских глав относительно очистительного огня. Слово второе
• Опровержение латинских глав относительно очистительного огня. Слово первое
• Ответ греков на доклад латинян об очистительном огне
Ответы на вопросы латинян
Силлогические главы против латинян
• Слово папе Евгению Четвертому
Сочинение о молитве Иисусовой
Изъяснение церковного последования
Об освящении Божественных Даров
• Назидательные мысли
• Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции
Окружное Послание против греколатинян и постановлений Флорентийского Собора
• Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения, касательно нравственной немощи человека
• Послание к Георгию Схоларию
• Послание к Георгию, пресвитеру Метонскому, против обрядов Римской Церкви
• Послание к иеромонаху Феофану на Евбейском острове
• Послание к иеромонаху Феофану на Имврийском острове
• Послание к Константинопольскому Патриарху [Митрофану]
• Послание к настоятелю Ватопедского монастыря
• Послание к пресвитеру Метонскому против обрядов Римской Церкви
• Предсмертное завещание Георгию Схоларию
Слова по преставлении к Богу

☦️
Преподобный Макарий Римлянин, Новгородский. Ро­дил­ся в Ри­ме в кон­це XV в. от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. Вос­пи­тан­ный в стро­гих ре­ли­ги­оз­ных за­ко­нах, пре­по­доб­ный, по­ки­нув Рим с его ду­хов­ным раз­ла­дом, до­стиг Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да. Здесь он по­сту­пил в Свир­ский мо­на­стырь и при­нял мо­на­ше­ство. По бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Алек­сандра Свир­ско­го инок Ма­ка­рий по­се­лил­ся для без­мол­вия на ост­ров­ке ре­ки Лен­зи. В стро­гих по­дви­гах бде­ния, по­ста и бес­пре­стан­ных мо­литв, пи­та­ясь яго­да­ми и тра­ва­ми, он под­ви­зал­ся нема­ло вре­ме­ни в пол­ном уеди­не­нии.
Сво­и­ми по­дви­га­ми пре­по­доб­ный при­влек к ме­сту осо­бую бла­го­дать, при­вле­кав­шую лю­дей, жаж­ду­щих ду­ха на­став­ле­ний и ино­че­ской жиз­ни и явив­шу­ю­ся то в ви­де ог­нен­но­го стол­па, то в ви­де бла­го­ухан­но­го ды­ма, рас­про­стра­няв­ше­го­ся по окрест­но­сти. Вско­ре на ме­сте сво­их по­дви­гов пре­по­доб­ный Ма­ка­рий ос­но­вал оби­тель, где стал пер­вым игу­ме­ном. Управ­ляя мо­на­сты­рем в те­че­ние несколь­ких лет, свя­той стя­жал от Гос­по­да дар про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ния.
Мир­ная кон­чи­на пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия по­сле­до­ва­ла 15 ав­гу­ста во вто­рой по­ло­вине XVI в. Те­ло свя­то­го бы­ло по­гре­бе­но в по­стро­ен­ной им Успен­ской церк­ви. Ра­зо­рен­ный шве­да­ми в 1615 го­ду, мо­на­стырь пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Рим­ля­ни­на (Википедия) был вос­ста­нов­лен в XIX ве­ке.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/sinaksar-sostavlennyj-afonskim-ieromonahom-makariem-iz-obiteli-simonopetra-tom-3/19_4

☦️
Тор­же­ствен­ное от­кры­тие мо­щей прп. Сав­вы Сторожевского (день памяти 16 декабря) бы­ло со­вер­ше­но 19 ян­ва­ря 1652 г. в при­сут­ствии са­мо­го го­су­да­ря Алек­сия Ми­хай­ло­ви­ча, его су­пру­ги ца­ри­цы Ма­рии Ильи­нич­ны, Все­рос­сий­ско­го пат­ри­ар­ха Иоаса­фа, Нов­го­род­ско­го мит­ро­по­ли­та Ни­ко­на, впо­след­ствии зна­ме­ни­то­го пат­ри­ар­ха Все­рос­сий­ско­го, и бес­чис­лен­но­го мно­же­ства на­ро­да не толь­ко из Зве­ни­го­ро­да и его окрест­но­стей и все­го окру­га Мос­ков­ско­го, но и из от­да­лен­ных го­ро­дов и всей ве­ли­кой зем­ли Рус­ской. Мо­щи прп. Сав­вы об­ре­те­ны бы­ли нетлен­ны­ми по­сле 245-лет­не­го пре­бы­ва­ния в сы­рой зем­ле и по­став­ле­ны в ду­бо­вой гроб­ни­це на пра­вой сто­роне в со­бо­ре, у юж­ных врат, ве­ду­щих в ал­тарь Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ской церк­ви оби­те­ли.
И по от­кры­тии свя­тых нетлен­ных мо­щей прп. Сав­вы мно­го чу­дес со­вер­ша­лось при гро­бе его. Не ста­нем здесь пе­ре­чис­лять их.

Ука­жем на один за­ме­ча­тель­ный слу­чай за­гроб­но­го яв­ле­ния угод­ни­ка Бо­жия непри­я­те­лю зем­ли Рус­ской. Это про­изо­шло в 1812 го­ду, ко­гда на­ше Оте­че­ство бы­ло ра­зо­ре­но гро­мад­ны­ми пол­чи­ща­ми фран­цуз­ско­го им­пе­ра­то­ра На­по­лео­на Бо­на­пар­та. В то вре­мя, как он овла­дел Моск­вой, принц Ев­ге­ний Бо­гарне, ви­це-ко­роль италь­ян­ский, с 20-ты­сяч­ным от­ря­дом по­до­шел от Моск­вы к Зве­ни­го­ро­ду. Он за­нял ком­на­ты в Сто­ро­жев­ской оби­те­ли, а его сол­да­ты рас­се­я­лись по мо­на­сты­рю и на­ча­ли гра­беж, не ща­дя да­же хра­мов и свя­тых икон. Но сам пре­по­доб­ный сво­им яв­ле­ни­ем устра­шил и вра­зу­мил дерз­ких гра­би­те­лей. Од­на­жды ве­че­ром принц Ев­ге­ний, не раз­де­ва­ясь, лег и уснул, и вот, на­яву или во сне – он сам не знал то­го – ви­дит, что в ком­на­ту вхо­дит ка­кой-то бла­го­об­раз­ный ста­рец в чер­ной длин­ной ино­че­ской одеж­де и под­хо­дит к нему так близ­ко, что он имел воз­мож­ность при лун­ном све­те рас­смот­реть чер­ты его ли­ца и гроз­ный взгляд. Явив­ший­ся ска­зал: «Не ве­ли вой­ску сво­е­му рас­хи­щать мо­на­стырь, осо­бен­но уно­сить что-ли­бо из церк­ви. Ес­ли ты ис­пол­нишь мою прось­бу, то Бог по­ми­лу­ет те­бя и ты воз­вра­тишь­ся в свое оте­че­ство це­лым и невре­ди­мым».
Устра­шен­ный ви­де­ни­ем, принц от­дал утром при­каз, чтобы от­ряд его возв­ра­тил­ся в Моск­ву, а сам по­шел в со­бор­ную цер­ковь и при гро­бе прп. Сав­вы уви­дел об­раз то­го, кто яв­лял­ся ему но­чью, и, узнав, чей это об­раз, с бла­го­го­ве­ни­ем по­кло­нил­ся мо­щам пре­по­доб­но­го и за­пи­сал о слу­чив­шем­ся в сво­ей книж­ке. По­том принц ве­лел за­пе­реть со­бор­ный храм, за­пе­ча­тал его сво­ей пе­ча­тью и при­ста­вил к две­рям хра­ма стра­жу из 30-ти че­ло­век. Нуж­но к это­му при­со­во­ку­пить, что, со­глас­но пред­ска­за­нию прп. Сав­вы, в то вре­мя, как все дру­гие глав­ные во­е­на­чаль­ни­ки На­по­лео­на кон­чи­ли небла­го­по­луч­но, принц Ев­ге­ний остал­ся цел и ни­где в сра­же­ни­ях по­сле то­го не был да­же ра­нен.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 4 июня 1863 го­да в се­ле Стан­ки Вяз­ни­ков­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Ски­пет­ро­ва. По­сле окон­ча­ния Шуй­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща Петр по­сту­пил во Вла­ди­мир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую окон­чил в 1884 го­ду. В 1883-1884 го­дах Петр Ива­но­вич слу­жил пса­лом­щи­ком в од­ном их хра­мов во Вла­ди­ми­ре. 8 фев­ра­ля 1884 го­да он об­вен­чал­ся с де­ви­цей Ан­то­ни­ной, до­че­рью ипо­ди­а­ко­на Иса­а­ки­ев­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра в Санкт-Пе­тер­бур­ге Ни­ко­лая За­озер­ско­го.
18 фев­ра­ля 1884 го­да Петр Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Иса­а­ки­ев­ско­му со­бо­ру; в 1886 го­ду он по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую окон­чил в 1890 го­ду. В 1892 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к церк­ви во имя ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уто­ли моя пе­ча­ли» при дет­ском при­юте прин­ца Оль­ден­бург­ско­го.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-skipetrov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 21 но­яб­ря 1875 го­да в се­ле Ни­ко­ло­гор­ском Вяз­ни­ков­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ев­до­ки­ма Вос­тор­го­ва. По­лу­чив об­ра­зо­ва­ние во Вла­ди­мир­ском ду­хов­ном учи­ли­ще, Ни­ко­лай стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Ни­ко­ла­ев­ском хра­ме на по­го­сте Го­ри­цы.

Вот как опи­сал впо­след­ствии этот пе­ри­од сво­ей жиз­ни отец Ни­ко­лай в на­зи­да­ние де­тям.
«Как всем это из­вест­но, что ро­ди­на каж­до­му ми­ла, так, мо­жет быть, и я вос­хва­ляю свою ро­ди­ну лишь толь­ко по­то­му, что всю мо­ло­дую от­ро­че­скую жизнь про­вел сре­ди сво­их род­ных и зна­ко­мых, и по­то­му толь­ко она мне ми­ла, а, быть мо­жет, для дру­го­го она ни че­го не пред­став­ля­ет осо­бен­но­го и уми­ли­тель­но­го. Но, меж­ду про­чим, я, пи­шу­щий сии стро­ки, хо­чу опи­сать свою род­ную сто­рон­ку; быть мо­жет, в ча­сы до­су­га, в ко­то­рые сын или дочь мои возь­мут в ру­ки сию тет­радь, и, про­чи­тав­ши, вспом­нят ме­ня и по­мя­нут на сво­их свя­тых мо­лит­вах.
Ро­дил­ся я 1875 го­да, но­яб­ря 21 дня, в се­ле Ни­ко­ло­гор­ском Вяз­ни­ков­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии, ро­ди­тель мой был пса­лом­щик Хри­сто­рож­де­ствен­ской церк­ви Ев­до­ким Ми­хай­ло­вич Вос­тор­гов и мать Ан­на Алек­сан­дров­на. Са­мое дет­ство я во­все не пом­ню, но за­то пре­крас­но пом­ню с де­вя­ти лет, то­гда как ме­ня ро­ди­тель го­то­вил на эк­за­мен во Вла­ди­мир­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. По окон­ча­нии сель­ской шко­лы мне отец объ­явил, что 16 ав­гу­ста по­ве­зет ме­ня во Вла­ди­мир, и то­гда мне впа­ло в го­ло­ву, что ско­ро-ско­ро при­дет­ся рас­стать­ся со всей сво­ей при­ро­дой ми­лой, как-то: са­дом, ро­щей, реч­кой, по­лем и луж­ка­ми, где рез­вил­ся со сво­и­ми то­ва­ри­ща­ми, а глав­ное, ни­ко­гда я не мог сми­рить­ся с рас­ста­ва­ни­ем со сво­и­ми ро­ди­те­ля­ми и сест­ра­ми. <..>

В 1915 го­ду Ни­ко­лай Ев­до­ки­мо­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и на­прав­лен в се­ло Де­до­во Му­ром­ско­го уез­да. Там он про­слу­жил до 1927 го­да, ко­гда уже во­всю шли го­не­ния, и в ап­ре­ле это­го го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к церк­ви се­ла Го­ля­ни­ще­во. Через год отец Ни­ко­лай пе­ре­ехал слу­жить в се­ло Чул­ко­во Ваг­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской об­ла­сти и про­слу­жил здесь до дня и ча­са аре­ста.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-vostorgov

☦️
Му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся 22 ап­ре­ля 1874 го­да в се­ле Си­до­ров­ском Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Фе­до­ра Гу­се­ва. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в сель­ской шко­ле. Как име­ю­ще­го боль­шой ав­то­ри­тет сре­ди кре­стьян, Фе­до­ра Фе­до­ро­ви­ча в 1912 го­ду из­бра­ли сель­ским ста­ро­стой, и он был на этой долж­но­сти до за­хва­та вла­сти боль­ше­ви­ка­ми, ко­гда все до­ре­во­лю­ци­он­ные уста­нов­ле­ния и го­судар­ствен­ные прин­ци­пы бы­ли раз­ру­ше­ны. Брат Фе­до­ра Гу­се­ва был чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та и каз­на­че­ем в Ни­ко­ла­ев­ском хра­ме в Си­до­ров­ском.
В кон­це 1920-х го­дов рас­по­ря­же­ни­ем Ста­ли­на кре­стьян ста­ли за­го­нять в кол­хо­зы, и пле­мян­ник Фе­до­ра Фе­до­ро­ви­ча ушел ра­бо­тать в кол­хоз бри­га­ди­ром; ис­пу­гав­шись бли­зо­сти от­ца церк­ви, он по­тре­бо­вал от него, чтобы тот вы­шел из цер­ков­но­го со­ве­та; на его ме­сто в цер­ков­ный со­вет во­шел в 1929 го­ду Фе­дор Фе­до­ро­вич.
В 1933 го­ду Фе­до­ра Гу­се­ва и свя­щен­ни­ка Ни­коль­ской церк­ви при­влек­ли к от­вет­ствен­но­сти по лож­но­му до­но­су, в ко­то­ром до­нос­чи­ца утвер­жда­ла, что буд­то бы свя­щен­ник и каз­на­чей оскор­би­ли ее. Суд, од­на­ко, не при­знал ее об­ви­не­ния ос­но­ва­тель­ны­ми и вы­нес оправ­да­тель­ный при­го­вор. Во вто­рой раз Фе­дор Гу­сев был при­вле­чен к от­вет­ствен­но­сти в 1935 го­ду за про­па­жу из хра­ма неко­то­рых ве­щей из цер­ков­ной утва­ри, об­ви­нен в недо­смот­ре и при­го­во­рен к од­но­му го­ду услов­но.
В пер­вой по­ло­вине 1937 го­да ста­ло яс­но, что го­не­ния на Цер­ковь уси­ли­ва­ют­ся мно­го­крат­но, и сын Фе­до­ра Фе­до­ро­ви­ча стал уго­ва­ри­вать его, чтобы он ушел из церк­ви, так как вла­сти хо­тят аре­сто­вать его.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-gusev-muchenik

Жития
Писание