⏳ 2021.01.25 (пн)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 34я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 8й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
25 января (12 января)
• мц. Татианы Римской (диаконисы) (226–235)
• мч. Ме́ртия (284–305)
• мч. Петра Авессаломита (Анийского) (309–310)
• прп. Евпра́ксии Тавенской (393)
• свт. Саввы I Сербского (1237) ?
• прп. Мартиниана Белоезерского (1483)
• икон Божией Матери: «Акафистная», «Млекопитательница»


☦️
Свя­тая Та­ти­а­на бы­ла до­че­рью бо­га­то­го рим­ля­ни­на и бы­ла вос­пи­та­на им в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ко­гда Та­ти­а­на до­стиг­ла со­вер­шен­но­ле­тия, она ста­ла рав­но­душ­на к бо­гат­ству и иным бла­гам и воз­лю­би­ла всем серд­цем ду­хов­ный об­раз жиз­ни. Она на­все­гда от­ка­за­лась от су­пру­же­ской жиз­ни и за доб­ро­де­тель­ную жизнь бы­ла на­зна­че­на диа­ко­нис­сой Рим­ской церк­ви. В этой долж­но­сти она с усер­ди­ем уха­жи­ва­ла за боль­ны­ми, по­се­ща­ла тем­ни­цы, по­мо­га­ла неиму­щим, ста­ра­ясь по­сто­ян­но уго­дить Бо­гу мо­лит­ва­ми и доб­ры­ми де­ла­ми.
При им­пе­ра­то­ре Алек­сан­дре Се­ве­ре (222–235 гг.) свя­тая Та­ти­а­на за ис­по­ве­да­ние Иису­са Хри­ста при­ня­ла му­че­ни­че­ское стра­да­ние от рим­ско­го гра­до­пра­ви­те­ля Уль­пи­а­на (око­ло 225 г.)

Со­глас­но древ­не­му рас­ска­зу, свя­тую Та­ти­а­ну по­сле раз­ных ис­тя­за­ний бро­си­ли на аре­ну цир­ка (Ко­ли­зея), чтобы сви­ре­пый лев рас­тер­зал ее для за­ба­вы зри­те­лей. Но вме­сто это­го лев стал крот­ко лас­кать­ся к ней. То­гда свя­тую Та­ти­а­ну усек­ли ме­чом. Во­семь слуг гра­до­пра­ви­те­ля, му­чив­ших свя­тую, уве­ро­ва­ли в Иису­са Хри­ста, ви­дя над ней си­лу Бо­жию, – и они то­же бы­ли по­сле мук усе­че­ны ме­чом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/44

☦️
Му­че­ник Мер­тий был во­и­ном, по­стра­дал за имя Хри­сто­во при Дио­кли­ти­ане (284–305) в Аф­ри­ке. Им­пе­ра­тор при­нуж­дал его при­не­сти жерт­ву идо­лам и, по­лу­чив от­каз, пре­дал на ис­тя­за­ния. Же­сто­кие му­че­ния пре­тер­пел свя­той, не из­дав ни еди­но­го сто­на. Он был бро­шен в тем­ни­цу, где умер от го­ло­да и ран.

Примечания:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/47

☦️
Му­че­ник Петр Авес­са­ло­мит (Аний­ский) был ро­дом из се­ле­ния Анеи в Па­ле­стине. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан был схва­чен и до­став­лен к пра­ви­те­лю Па­ле­сти­ны. На­прас­но убеж­да­ли его су­дья и на­род по­чтить язы­че­ских бо­гов, чтобы из­ба­вить­ся от му­че­ний. «То­гда я ис­тин­но по­ми­лую се­бя, ко­гда не от­ступ­лю от Еван­ге­лия и не при­не­су жерт­вы идо­лам», – от­ве­чал свя­той и был со­жжен на ко­ст­ре.

В неко­то­рых ме­ся­це­сло­вах па­мять его по­ме­ща­ет­ся два­жды: 12 ян­ва­ря как му­че­ни­ка Пет­ра Авес­са­ло­ми­та, а 13 ян­ва­ря – как Пет­ра Аний­ско­го, так как оши­боч­но по­ла­га­ют, что это – раз­ные ли­ца.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/46

☦️
Пре­по­доб­ная Ев­прак­сия Та­ве­нис­ская (Та­вен­ская, Стар­шая), мать пре­по­доб­ной Ев­прак­сии, де­вы Та­ве­нис­ской (па­мять 25 июля), бы­ла су­пру­гой бла­го­че­сти­во­го се­на­то­ра Ан­ти­го­на, ко­то­рый со­сто­ял в род­стве с им­пе­ра­то­ром Фе­о­до­си­ем Ве­ли­ким (379–395). Ов­до­вев, свя­тая Ев­прак­сия це­ли­ком от­да­лась слу­же­нию Гос­по­ду. Обой­дя мно­гие ино­че­ские оби­те­ли и оста­вив в них щед­рые по­да­я­ния, пре­по­доб­ная при­шла в Та­ве­нис­ский мо­на­стырь, где игу­ме­ни­ей бы­ла пре­по­доб­ная Фе­о­ду­ла, сла­вив­ша­я­ся стро­го­стью пра­вил. Глу­бо­ко тро­ну­тая чи­сто­той жиз­ни ино­кинь, пре­по­доб­ная Ев­прак­сия ста­ла ча­сто бы­вать в этой оби­те­ли и все­гда при­во­зи­ла с со­бой свою дочь, ко­то­рой то­гда бы­ло во­семь лет. Доб­ро­де­те­ли и мо­лит­вы ро­ди­те­лей при­зва­ли на от­ро­ко­ви­цу осо­бую бла­го­дать Бо­жию, и она со столь юных лет по­же­ла­ла по­свя­тить се­бя Бо­гу. К ве­ли­кой ра­до­сти ма­те­ри, игу­ме­ния Фе­о­ду­ла оста­ви­ла ма­лень­кую Ев­прак­сию в оби­те­ли и бла­го­сло­ви­ла ее при­нять ино­че­ский по­стриг. Са­ма пре­по­доб­ная Ев­прак­сия про­дол­жа­ла де­ла щед­ро­го ми­ло­сер­дия, уси­лив пост и мо­лит­ву. Игу­ме­ния Фе­о­ду­ла, об­ла­дав­шая да­ром про­зор­ли­во­сти, воз­ве­сти­ла ей о ско­рой кон­чине. Узнав о бли­зо­сти сво­е­го от­ше­ствия, пре­по­доб­ная Ев­прак­сия бла­го­да­ри­ла Гос­по­да за Его ве­ли­кую ми­лость к ней. Она про­сти­лась с сест­ра­ми ее оби­те­ли и с до­че­рью, дав ей по­след­нее на­пут­ствие: «Лю­би Гос­по­да Иису­са с тре­пе­том бла­го­го­ве­ния; ува­жай се­стер сво­их; не смей ни­ко­гда ду­мать, что они ни­же те­бя и мо­гут слу­жить те­бе; будь ни­щей в мыс­лях сво­их, чтобы поль­зо­вать­ся со­кро­ви­ща­ми ду­хов­ны­ми». Через три дня свя­тая пре­да­ла свою ду­шу Гос­по­ду († 393) и бы­ла по­гре­бе­на в оби­те­ли, где про­дол­жа­ла свой нелег­кий по­двиг ее дочь.

☦️
Свя­ти­тель Сав­ва, воз­люб­лен­ное и лу­че­зар­ное све­ти­ло на серб­ском ду­хов­ном небо­сво­де, ро­дил­ся в бла­го­че­сти­вой се­мье пра­ви­те­лей Нема­ней. Из этой се­мьи про­изо­шло мно­же­ство свя­тых, как еще при жиз­ни свя­ти­те­ля Сав­вы, так и в те­че­ние двух по­сле­ду­ю­щих сто­ле­тий, вклю­чая и его от­ца, пре­по­доб­но­го Си­мео­на Ми­ро­то­чи­во­го (Ве­ли­ко­го жу­па­на Сте­фа­на), его мать, свя­тую Ана­стас­ию (Ан­ну) и его бра­та, пре­по­доб­но­го Сте­фа­на Пер­во­вен­чан­но­го. В воз­расте 17 лет, укло­нив­шись от бра­ка, свя­ти­тель Сав­ва при­нял мо­на­ше­ский по­стриг на Свя­той Го­ре Афон и ско­ро про­явил се­бя как непре­клон­ный во­ин и по­движ­ник Хри­стов. Че­ты­ре го­да спу­стя его отец от­рек­ся от пре­сто­ла Серб­ско­го ко­ролев­ства, по­стриг­ся в мо­на­ха и при­шел на Свя­тую Го­ру, где вме­сте со свя­ти­те­лем Сав­вой ос­но­вал Хи­лан­дар­ский мо­на­стырь. Поз­же свя­ти­тель Сав­ва был на­прав­лен Гос­по­дом об­рат­но в Сер­бию и объ­еди­нил свою смя­тен­ную стра­ну, по­лу­чив от все­лен­ско­го пат­ри­ар­ха ав­то­ке­фа­лию для Серб­ской Церк­ви, спас ее от войн, бу­ше­вав­ших во­круг. Глу­бо­кий пат­ри­от, свя­ти­тель Сав­ва рев­но­вал об ограж­де­нии без­опас­но­сти Сер­бии. При­няв­ший ар­хи­епи­скоп­ский сан с ве­ли­ким при­нуж­де­ни­ем, он был ис­тин­ным ис­их­а­стом. Со­вер­шен­но про­ник­шись уче­ни­ем древ­них от­цов пу­сты­ни, он дал то на­прав­ле­ние ду­хов­ной жиз­ни Сер­бии, ко­то­ро­му она и до­ныне сле­ду­ет. Про­све­ти­тель Сер­бии, свя­ти­тель Сав­ва был ве­ли­ким по­бор­ни­ком пра­во­сла­вия. По смер­ти про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­де­са­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/45

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Savva_Serbskij/
• Хиландарский устав
• Толкование молитвы «Богородице Дево…»
Святоотеческие мысли

☦️
Пре­по­доб­ный Мар­ти­ни­ан Бе­ло­зер­ский, в ми­ру Ми­ха­ил, ро­дил­ся око­ло 1397 го­да в де­ревне Бе­рез­ни­ки, неда­ле­ко от Ки­рил­ло­ва мо­на­сты­ря. В три­на­дцать лет он оста­вил сво­их ро­ди­те­лей и тай­но при­шел к пре­по­доб­но­му Ки­рил­лу Бе­ло­зер­ско­му (па­мять 9 июня), о ко­то­ром ему мно­го рас­ска­зы­ва­ли как о ве­ли­ком по­движ­ни­ке. Юный Мар­ти­ни­ан стал рев­ност­но под­ра­жать сво­е­му учи­те­лю, у ко­то­ро­го пре­бы­вал в со­вер­шен­ном по­слу­ша­нии. В мо­на­сты­ре он обу­чил­ся гра­мо­те и по бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го за­ни­мал­ся пе­ре­пи­сы­ва­ни­ем книг. Со вре­ме­нем Мар­ти­ни­ан был по­свя­щен во иеро­ди­а­ко­на, а за­тем во иеро­мо­на­ха. По­сле смер­ти пре­по­доб­но­го Ки­рил­ла († 1427) бла­жен­ный Мар­ти­ни­ан уда­лил­ся для без­мол­вия на без­люд­ный ост­ров, рас­по­ло­жен­ный на озе­ре Во­же. По­сте­пен­но во­круг него со­бра­лось несколь­ко ино­ков. Пре­по­доб­ный Мар­ти­ни­ан по­стро­ил для них храм Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня и ввел об­ще­жи­тель­ный устав. Усту­пая на­стой­чи­вым прось­бам бра­тии Фе­ра­пон­то­ва мо­на­сты­ря, он со­гла­сил­ся стать игу­ме­ном этой оби­те­ли и при­вел ее в цве­ту­щее со­сто­я­ние.
Пре­по­доб­ный Мар­ти­ни­ан ока­зал ду­хов­ную под­держ­ку ве­ли­ко­му кня­зю Ва­си­лию Ва­си­лье­ви­чу Тем­но­му в труд­ное для него вре­мя, ко­гда на мос­ков­ский пре­стол непра­вед­но пре­тен­до­вал его дво­ю­род­ный брат Ди­мит­рий Ше­мя­ка. Он все­гда был по­бор­ни­ком прав­ды и спра­вед­ли­во­сти. Поз­же, по на­сто­я­нию ве­ли­ко­го кня­зя, пре­по­доб­ный при­нял на се­бя управ­ле­ние оби­те­лью пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го.
В 1455 го­ду пре­по­доб­ный Мар­ти­ни­ан сно­ва вер­нул­ся в Фе­ра­пон­тов мо­на­стырь. По­след­ние го­ды жиз­ни он тя­же­ло бо­лел, не мог хо­дить, и бра­тия но­си­ла его в храм. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в воз­расте 85 лет. Мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны в 1513 го­ду, па­мять об­ре­те­ния со­вер­ша­ет­ся 7 ок­тяб­ря.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-martinian-belozerskij

☦️
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» яв­ля­ет­ся од­ним из луч­ших об­раз­цов ви­зан­тий­ской шко­лы и име­ет бо­га­тую ис­то­рию, свя­зан­ную с име­нем свя­то­го Сав­вы Освя­щен­но­го, в Лав­ре ко­то­ро­го близ Иеру­са­ли­ма она пер­во­на­чаль­но и на­хо­ди­лась. Свя­той ос­но­ва­тель Лав­ры при кон­чине сво­ей в 532 го­ду пред­ска­зал бра­тии, что Лав­ру по­се­тит со­имен­ный ему цар­ствен­ный па­лом­ник из Сер­бии Сав­ва, и по­ве­лел пе­ре­дать ему в бла­го­сло­ве­ние чу­до­твор­ную ико­ну. Это и про­изо­шло через шесть сто­ле­тий – в ХIII ве­ке. Свя­ти­тель Сав­ва Серб­ский при­вез об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» в Хи­лен­дар­ский мо­на­стырь на Свя­той Го­ре Афон и по­ста­вил ее в церк­ви при Ка­рей­ской кел­лии по пра­вую сто­ро­ну ико­но­ста­са – это об­сто­я­тель­ство неволь­но об­ра­ща­ет на се­бя вни­ма­ние, т.к. по пра­вую сто­ро­ну от Цар­ских врат обык­но­вен­но по­ме­ща­ет­ся ико­на Свя­той Тро­и­цы или Спа­си­те­ля. Впо­след­ствии цер­ковь бы­ла на­зва­на Ти­пи­кар­ни­цей, так как там хра­нил­ся устав свя­ти­те­ля Сав­вы.
Наи­бо­лее из­вест­ные чу­до­твор­ные спис­ки ико­ны есть так­же в Рос­сии, Украине, Гре­ции и на Свя­той Зем­ле. Ис­то­рия по­яв­ле­ния этих спис­ков в на­шей стране свя­за­на с име­нем пре­по­доб­но­го Гав­ри­и­ла Афон­ско­го.
В глав­ном при­де­ле мос­ков­ско­го Ело­хов­ско­го Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра по­ме­ще­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца» со сле­ду­ю­щей над­пи­сью: «Сия свя­тая ико­на на­пи­са­на и освя­ще­на на Свя­той Афон­ской Го­ре в ски­ту свя­то­го про­ро­ка Илии и по­сы­ла­ет­ся в дар и бла­го­сло­ве­ние в цар­ству­ю­щий град Моск­ву в храм Бо­го­яв­ле­ния, что на Ело­хо­вом по­ле. В неза­бвен­ную па­мять 2-ме­сяч­но­го пре­бы­ва­ния в оном хра­ме чу­до­твор­но­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца», при­над­ле­жа­щей вы­ше­ска­зан­но­му ски­ту в быт­ность на­сто­я­те­ля ар­хи­манд­ри­та Гав­ри­и­ла. 1894 год».
В Одес­се спи­сок чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца», при­ве­зен­ный пре­по­доб­ным Гав­ри­и­лом Афон­ским, на­хо­дит­ся в Свя­то-Успен­ском муж­ском мо­на­сты­ре.
Есть еще од­на ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­ца». Она бы­ла об­ре­те­на в 1650 го­ду на вы­со­ком де­ре­ве в уро­чи­ще Кре­сто­гор­ске, что в два­дца­ти вер­стах от Мин­ска. На ме­сте ее яв­ле­ния был по­стро­ен храм в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. По­ме­ща­ет­ся об­раз над цар­ски­ми вра­та­ми и по­сред­ством осо­бо­го ме­ха­низ­ма спус­ка­ет­ся вниз для то­го, чтобы бо­го­моль­цы мог­ли к нему при­ло­жить­ся. Оста­лось мно­го пре­да­ний о чу­до­твор­ной си­ле этой ико­ны, она по­мо­га­ла при из­бав­ле­нии от раз­лич­ных бед и неду­гов.
Празд­но­ва­ние об­ра­зу Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы «Мле­ко­пи­та­тель­ни­цы» уста­нов­ле­но в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Сав­вы Серб­ско­го, 12 ян­ва­ря.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-mlekopitatelnica

☦️
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ака­фист­ная» на­хо­дит­ся в ико­но­ста­се со­бор­но­го хра­ма Вве­де­ния Бо­го­ро­ди­цы серб­ско­го Хи­лан­дар­ско­го мо­на­сты­ря на Афоне.
Дан­ных о по­яв­ле­нии и ис­то­рии про­слав­ле­ния об­ра­за на Свя­той го­ре не со­хра­ни­лось. Пре­да­ние от­но­сит вре­мя ее пре­бы­ва­ния на Афоне к кон­цу XII ве­ка, ко­гда свя­тым Сав­вой Серб­ским по от­кро­ве­нию от ико­ны бы­ли об­ре­те­ны со­кро­ви­ща и за­вер­ше­но стро­и­тель­ство оби­те­ли. Од­на­ко ни в од­ной из ре­дак­ций жи­тия свя­то­го под­твер­жде­ния это­му рас­ска­зу не со­дер­жит­ся. Един­ствен­ным до­сто­вер­ным со­об­ще­ни­ем об иконе, за­пи­сан­ным со слов оче­вид­цев, яв­ля­ет­ся ис­то­рия о ее чу­дес­ном спа­се­нии во вре­мя по­жа­ра в мо­на­сты­ре в 1837 г.
Ико­но­гра­фи­че­ский тип ико­ны – «Уми­ле­ние». По неко­то­рым све­де­ни­ям это гре­че­ская ико­на XVI в. хо­ро­шей со­хран­но­сти. Мла­де­нец изо­бра­жен сле­ва от Ма­те­ри с бла­го­слов­ля­ю­щей пра­вой ру­кой и опу­щен­ной вниз ле­вой, в ко­то­рой Он дер­жит сви­ток. Пра­вой ру­кой Бо­го­ма­терь под­дер­жи­ва­ет Мла­ден­ца за пра­вое пле­чо. Ико­на по­ме­ще­на в се­реб­ря­ный оклад, ве­ро­ят­но, рус­ской ра­бо­ты XIX в., и в ра­му с жи­во­пис­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми 12 конда­ков и 12 ико­сов Ака­фи­ста Бо­го­ро­ди­цы (XVII в.).
Све­де­ния о про­ис­хож­де­нии на­зва­ния ико­ны не со­всем опре­де­лен­ны: с од­ной сто­ро­ны, в на­зва­нии об­ра­за мог­ло за­пе­чат­леть­ся вос­по­ми­на­ние о чте­нии пе­ред ним во вре­мя по­жа­ра Ака­фи­ста Бо­го­ма­те­ри, с дру­гой – по на­блю­де­нию епи­ско­па Пор­фи­рия (Успен­ско­го), на­име­но­ва­ние мо­жет слу­жить ука­за­ни­ем на ико­но­гра­фию ком­по­зи­ций ра­мы с изо­бра­же­ни­ем сцен Ака­фи­ста.

Изображение:
https://azbyka.ru/days/ikona-akafistnaja

Жития
Писание