⏳ 2021.01.22 (пт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 33я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 7й)
• пятница

☀️ неподвижный годовой круг:
22 января (9 января)
• прор. Саме́я (X до РХ)
• мч. Полие́вкта Мелитинского (259)
• свт. Петра Севастийского (IV)
• прп. Евстратия Тарсийского (IX)
• свт. Филиппа Московского (1569)
• прп. Ионы (в схиме Петра) Киевского (1902)
• сщмч. Павла Никольского (1943)


☦️
Про­рок Са­мей жил при ца­ре Со­ло­моне и сыне его Ро­во­аме, ко­то­ро­му про­рок от ли­ца Бо­жия за­пре­тил во­е­вать про­тив 10 ко­лен Из­ра­иле­вых, от­де­лив­ших­ся от по­том­ков Да­ви­до­вых (3Цар.12).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/35

☦️
Свя­той По­ли­евкт был пер­вым му­че­ни­ком в ар­мян­ском го­ро­де Ме­ли­тине. Он был во­и­ном при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251) и по­стра­дал за ве­ру во Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Ва­ле­ри­ане (253–259). Свя­той был дру­гом во­и­на Неар­ха, твер­до­го хри­сти­а­ни­на, а сам, ве­дя доб­ро­де­тель­ную жизнь, оста­вал­ся языч­ни­ком.
Ко­гда на­ста­ло го­не­ние на хри­сти­ан, Неарх ска­зал По­ли­евк­ту: «Друг, мы ско­ро раз­лу­чим­ся с то­бой, ме­ня возь­мут на му­че­ния, а ты, по­жа­луй, от­ре­чешь­ся от друж­бы со мной». По­ли­евкт от­ве­чал ему, что ви­дел во сне Хри­ста, Ко­то­рый снял с него одеж­ду и на­дел дру­гую, свет­лую. «С этой ми­ну­ты, – ска­зал он, – я го­тов слу­жить Гос­по­ду Иису­су Хри­сту».
Воз­го­рев­шись ду­хом, свя­той По­ли­евкт вы­шел на го­род­скую пло­щадь, разо­рвал ви­сев­ший там цар­ский указ об обя­за­тель­ном по­кло­не­нии идо­лам и вы­бил из рук жре­цов идо­лов, ко­то­рых они нес­ли.
Тесть его, пра­ви­тель Фе­локс, ко­то­ро­му бы­ло по­ру­че­но ис­пол­нять цар­ский указ, ужас­нул­ся по­ступ­ку свя­то­го По­ли­евк­та и за­явил, что те­перь он дол­жен бу­дет уме­реть. «Иди, про­щай­ся с же­ной и детьми», – ска­зал он. При­шла же­на и ста­ла в сле­зах умо­лять му­жа от­речь­ся от Хри­ста, за­пла­кал и тесть его Фе­ликс. Но свя­той По­ли­евкт остал­ся непре­клон­ным в сво­ем ре­ше­нии по­стра­дать за Хри­ста. С ра­до­стью пре­кло­нил он свою го­ло­ву под меч па­ла­ча и кре­стил­ся в соб­ствен­ной кро­ви († 259). Вско­ре, ко­гда Цер­ковь Хри­сто­ва при рав­ноап­о­столь­ном Кон­стан­тине вос­тор­же­ство­ва­ла по всей Рим­ской им­пе­рии, в Ме­ли­тине был воз­двиг­нут храм во имя свя­то­го му­че­ни­ка По­ли­евк­та. Мно­гие чу­до­тво­ре­ния со­вер­ша­лись по мо­лит­вен­но­му пред­ста­тель­ству свя­то­го По­ли­евк­та. В его хра­ме го­ря­чо мо­ли­лись о да­ро­ва­нии сы­на ро­ди­те­ли пре­по­доб­но­го Ев­фи­мия Ве­ли­ко­го (па­мять 20 ян­ва­ря). Рож­де­ние ве­ли­ко­го све­тиль­ни­ка пра­во­сла­вия в 376 го­ду свер­ши­лось, та­ким об­ра­зом, по бла­го­сло­ве­нию свя­то­го му­че­ни­ка По­ли­евк­та. Чти­те­лем его па­мя­ти был так­же свя­ти­тель Ака­кий, епи­скоп Ме­ли­тин­ский, участ­ник III Все­лен­ско­го Со­бо­ра и ве­ли­кий по­бор­ник все­лен­ской ис­ти­ны.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/32

☦️
Свя­ти­тель Петр, епи­скоп Се­ва­стий­ский, был бра­том свя­ти­те­лей Ва­си­лия Ве­ли­ко­го и Гри­го­рия Нис­ско­го (па­мять 1 и 10 ян­ва­ря). В вос­пи­та­нии его при­ни­ма­ла боль­шое уча­стие стар­шая сест­ра, бла­го­че­сти­вая Мак­ри­на (па­мять 19 июля).
Свя­ти­тель Ва­си­лий Ве­ли­кий по­свя­тил свя­то­го Пет­ра во пре­сви­те­ра, а по­сле смер­ти свя­то­го Ва­си­лия он был по­став­лен епи­ско­пом Се­ва­стии (в Ар­ме­нии). Свя­ти­тель Петр при­сут­ство­вал на II Все­лен­ском Со­бо­ре в 381 го­ду, со­зван­ном в Кон­стан­ти­но­по­ле про­тив ере­си Ма­ке­до­ния.

☦️
Пре­по­доб­ный Ев­стра­тий про­ис­хо­дил из го­ро­да Тар­са. 20-ти лет он тай­но ушел из до­ма ро­ди­те­лей и по­се­лил­ся в Ав­га­ров­ской оби­те­ли (на Олим­пе в Ма­лой Азии). Там он про­во­дил стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь, пи­та­ясь толь­ко хле­бом и во­дой, но­чи же про­во­дя в мо­лит­вах. Спу­стя неко­то­рое вре­мя он был из­бран на­сто­я­те­лем оби­те­ли. В цар­ство­ва­ние ико­но­бор­ца Льва Ар­мя­ни­на (813–820) пре­по­доб­ный Ев­стра­тий, скры­ва­ясь от пре­сле­до­ва­ния, ски­тал­ся в го­рах и пу­сты­нях, а по­сле смер­ти ца­ря воз­вра­тил­ся в мо­на­стырь. Мо­лит­ва не схо­ди­ла с его уст, он непре­стан­но по­вто­рял сло­ва: «Гос­по­ди, по­ми­луй!».
Пе­ред смер­тью он дал на­став­ле­ние ино­кам: не при­вя­зы­ва­ясь к зем­ным бла­гам, по­сто­ян­но ду­мать о бу­ду­щей жиз­ни. Осе­нив се­бя свя­тым кре­стом, он про­из­нес: «В ру­ки Твои, Гос­по­ди, пре­даю дух мой» и скон­чал­ся мир­но, 95-ти лет от ро­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/34

☦️
(большой текст)
Свя­ти­тель Филипп, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский, в ми­ру Фе­о­дор, про­ис­хо­дил из знат­но­го бо­яр­ско­го ро­да Ко­лы­че­вых, за­ни­мав­ших вид­ное ме­сто в Бо­яр­ской ду­ме при дво­ре мос­ков­ских го­су­да­рей. Он ро­дил­ся в 1507 го­ду. Его отец, Сте­пан Ива­но­вич, «муж про­све­щен­ный и ис­пол­нен­ный рат­но­го ду­ха», по­пе­чи­тель­но го­то­вил сы­на к го­судар­ствен­но­му слу­же­нию. Бла­го­че­сти­вая Вар­ва­ра, мать Фе­о­до­ра, кон­чив­шая свои дни в ино­че­стве с име­нем Вар­со­но­фия, се­я­ла в ду­ше его се­ме­на ис­крен­ней ве­ры и глу­бо­ко­го бла­го­че­стия. Юный Фе­о­дор Ко­лы­чев при­ле­жал к Свя­щен­но­му Пи­са­нию и свя­то­оте­че­ским кни­гам, на ко­то­рых зи­жди­лось ста­рин­ное рус­ское про­све­ще­ние, со­вер­шав­ше­е­ся в Церк­ви и в ду­хе Церк­ви. Ве­ли­кий князь Мос­ков­ский, Ва­си­лий III Иоан­но­вич, отец Иоан­на Гроз­но­го, при­бли­зил ко дво­ру мо­ло­до­го Фе­о­до­ра, ко­то­ро­го, од­на­ко, не ма­ни­ла при­двор­ная жизнь. Со­зна­вая ее су­ет­ность и гре­хов­ность, Фе­о­дор всё глуб­же по­гру­жал­ся в чте­ние книг и по­се­ще­ние хра­мов Бо­жи­их. Жизнь в Москве угне­та­ла мо­ло­до­го по­движ­ни­ка, ду­ша его жаж­да­ла ино­че­ских по­дви­гов и мо­лит­вен­но­го уеди­не­ния. Ис­крен­няя при­вя­зан­ность к нему юно­го кня­жи­ча Иоан­на, пред­ве­щав­шая боль­шое бу­ду­щее на по­при­ще го­судар­ствен­но­го слу­же­ния, не мог­ла удер­жать в гра­де зем­ном взыс­ку­ю­ще­го Гра­да Небес­но­го.
В вос­крес­ный день, 5 июня 1537 го­да, в хра­ме, за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей, Фе­о­до­ру осо­бен­но за­па­ли в ду­шу сло­ва Спа­си­те­ля: «Ни­кто не мо­жет ра­бо­тать двум гос­по­дам» (Мф.6:24), ре­шив­шие его даль­ней­шую судь­бу. Усерд­но по­мо­лив­шись Мос­ков­ским чу­до­твор­цам, он, не про­ща­ясь с род­ны­ми, тай­но, в одеж­де про­сто­лю­ди­на по­ки­нул Моск­ву и неко­то­рое вре­мя укры­вал­ся от ми­ра в де­ревне Хи­жи близ Онеж­ско­го озе­ра, до­бы­вая про­пи­та­ние пас­ту­ше­ски­ми тру­да­ми. Жаж­да по­дви­гов при­ве­ла его в зна­ме­ни­тый Со­ло­вец­кий мо­на­стырь на Бе­лом мо­ре. Там он ис­пол­нял са­мые труд­ные по­слу­ша­ния: ру­бил дро­ва, ко­пал зем­лю, ра­бо­тал на мель­ни­це. По­сле по­лу­то­ра лет ис­ку­са игу­мен Алек­сий, по же­ла­нию Фе­о­до­ра, по­стриг его, дав в ино­че­стве имя Филипп и вру­чив в по­слу­ша­ние стар­цу Ионе Ша­ми­ну, со­бе­сед­ни­ку пре­по­доб­но­го Алек­сандра Свир­ско­го († 1533; па­мять 30 ав­гу­ста). Под ру­ко­вод­ством опыт­ных стар­цев инок Филипп воз­рас­та­ет ду­хов­но, уси­ли­ва­ет пост и мо­лит­ву. Игу­мен Алек­сий по­сы­ла­ет его на по­слу­ша­ние в мо­на­стыр­скую куз­ни­цу, где свя­той Филипп с ра­бо­той тя­же­лым мо­ло­том со­че­та­ет де­ла­ние непре­стан­ной мо­лит­вы. К на­ча­лу служ­бы в хра­ме он все­гда яв­лял­ся пер­вым и по­след­ним вы­хо­дил из него. Тру­дил­ся он и в хлебне, где сми­рен­ный по­движ­ник был уте­шен небес­ным зна­ме­ни­ем. В оби­те­ли по­ка­зы­ва­ли по­сле об­раз Бо­го­ма­те­ри «Хле­бен­ный», чрез ко­то­рый За­ступ­ни­ца Небес­ная яви­ла Свое бла­го­во­ле­ние сми­рен­но­му Филип­пу-хлеб­ни­ку. По бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на свя­той Филипп неко­то­рое вре­мя про­во­дит в пу­стын­ном уеди­не­нии, вни­мая се­бе и Бо­гу.
В 1546 го­ду в Нов­го­ро­де Ве­ли­ком ар­хи­епи­скоп Фе­о­до­сий по­свя­тил Филип­па во игу­ме­на Со­ло­вец­кой оби­те­ли. Но­во­по­став­лен­ный игу­мен ста­рал­ся все­ми си­ла­ми под­нять ду­хов­ное зна­че­ние оби­те­ли и ее ос­но­ва­те­лей – пре­по­доб­ных Сав­ва­тия и Зо­си­мы Со­ло­вец­ких (па­мять 27 сен­тяб­ря, 17 ап­ре­ля). Он разыс­кал об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри Оди­гит­рии, при­не­сен­ный на ост­ров пер­во­на­чаль­ни­ком Со­ло­вец­ким, пре­по­доб­ным Сав­ва­ти­ем, об­рел ка­мен­ный крест, сто­яв­ший ко­гда-то пе­ред кел­ли­ей пре­по­доб­но­го. Бы­ли най­де­ны Псал­тирь, при­над­ле­жав­шая пре­по­доб­но­му Зо­си­ме († 1478), пер­во­му игу­ме­ну Со­ло­вец­ко­му, и ри­зы его, в ко­то­рые с тех пор об­ла­ча­лись игу­ме­ны при служ­бе в дни па­мя­ти чу­до­твор­ца. Оби­тель ду­хов­но воз­рож­да­лась. Для упо­ря­до­че­ния жиз­ни в мо­на­сты­ре был при­нят но­вый устав. Свя­той Филипп по­стро­ил на Со­лов­ках два ве­ли­че­ствен­ных хра­ма – тра­пез­ный храм Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, освя­щен­ный в 1557 го­ду, и Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня. Игу­мен сам ра­бо­тал как про­стой стро­и­тель, по­мо­гая класть сте­ны Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра. Под се­вер­ной па­пер­тью его он ис­ко­пал се­бе мо­ги­лу ря­дом с мо­ги­лой сво­е­го на­став­ни­ка, стар­ца Ио­ны. Ду­хов­ная жизнь в эти го­ды про­цве­та­ет в оби­те­ли: уче­ни­ка­ми свя­то­го игу­ме­на Филип­па бы­ли и при нем под­ви­за­лись сре­ди бра­тии пре­по­доб­ные Иоанн и Лон­гин Яренг­ские (па­мять 3 июля), Вас­си­ан и Иона Пер­то­мин­ские (па­мять 12 июня).
Для тай­ных мо­лит­вен­ных по­дви­гов свя­той Филипп ча­сто уда­лял­ся на без­мол­вие в глу­хое пу­стын­ное ме­сто за две вер­сты от мо­на­сты­ря, по­лу­чив­шее впо­след­ствии на­зва­ние Филип­по­вой пу­сты­ни.
Но Гос­подь го­то­вил свя­то­го угод­ни­ка для ино­го слу­же­ния и ино­го по­дви­га. В Москве о со­ло­вец­ком от­шель­ни­ке вспом­нил лю­бив­ший его ко­гда-то в от­ро­че­ские го­ды Иоанн Гроз­ный. Царь на­де­ял­ся, что най­дет в свя­ти­те­ле Филип­пе вер­но­го спо­движ­ни­ка, ду­хов­ни­ка и со­вет­ни­ка, ко­то­рый по вы­со­те мо­на­ше­ской жиз­ни ни­че­го об­ще­го не бу­дет иметь с мя­теж­ным бо­яр­ством. Свя­тость мит­ро­по­ли­та, по мне­нию Гроз­но­го, долж­на бы­ла од­ним крот­ким ду­хов­ным ве­я­ни­ем укро­тить нече­стие и зло­бу, гнез­див­шу­ю­ся в Бо­яр­ской ду­ме. Вы­бор пер­во­свя­ти­те­ля Рус­ской Церк­ви ка­зал­ся ему наи­луч­шим.
Свя­ти­тель дол­го от­ка­зы­вал­ся воз­ло­жить на се­бя ве­ли­кое бре­мя пред­сто­я­те­ля Рус­ской Церк­ви. Ду­хов­ной бли­зо­сти с Иоан­ном он не чув­ство­вал. Он пы­тал­ся убе­дить ца­ря уни­что­жить оприч­ни­ну, Гроз­ный же ста­рал­ся до­ка­зать ему ее го­судар­ствен­ную необ­хо­ди­мость. На­ко­нец, Гроз­ный царь и свя­той мит­ро­по­лит при­шли к уго­во­ру, чтобы свя­то­му Филип­пу не вме­ши­вать­ся в де­ла оприч­ни­ны и го­судар­ствен­но­го управ­ле­ния, не ухо­дить с мит­ро­по­лии в слу­ча­ях, ес­ли царь не смо­жет ис­пол­нить его по­же­ла­ний, быть опо­рой и со­вет­ни­ком ца­ря, как бы­ли опо­рой мос­ков­ских го­су­да­рей преж­ние мит­ро­по­ли­ты. 25 июля 1566 го­да свер­ши­лось по­свя­ще­ние свя­то­го Филип­па на ка­фед­ру Мос­ков­ских свя­ти­те­лей, к сон­му ко­то­рых пред­сто­я­ло ему вско­ре при­со­еди­нить­ся.
Иоанн Гроз­ный, один из ве­ли­чай­ших и са­мых про­ти­во­ре­чи­вых ис­то­ри­че­ских де­я­те­лей Рос­сии, жил на­пря­жен­ной де­я­тель­ной жиз­нью, был та­лант­ли­вым пи­са­те­лем и биб­лио­фи­лом, сам вме­ши­вал­ся в со­став­ле­ние ле­то­пи­сей (и сам вне­зап­но обо­рвал нить мос­ков­ско­го ле­то­пи­са­ния), вни­кал в тон­ко­сти мо­на­стыр­ско­го уста­ва, не раз ду­мал об от­ре­че­нии от пре­сто­ла и мо­на­ше­стве. Каж­дый шаг го­судар­ствен­но­го слу­же­ния, все кру­тые ме­ры, пред­при­ня­тые им для ко­рен­ной пе­ре­строй­ки всей рус­ской го­судар­ствен­ной и об­ще­ствен­ной жиз­ни, Гроз­ный стре­мил­ся осмыс­лить как про­яв­ле­ние Про­мыс­ла Бо­жия, как дей­ствие Бо­жие в ис­то­рии. Его из­люб­лен­ны­ми ду­хов­ны­ми об­раз­ца­ми бы­ли свя­той Ми­ха­ил Чер­ни­гов­ский (па­мять 20 сен­тяб­ря) и свя­той Фе­о­дор Чер­ный (па­мять 19 сен­тяб­ря), во­и­ны и де­я­те­ли слож­ной про­ти­во­ре­чи­вой судь­бы, му­же­ствен­но шед­шие к свя­той це­ли, сквозь лю­бые пре­пят­ствия, вста­вав­шие пред ни­ми в ис­пол­не­нии дол­га пе­ред Ро­ди­ной и пе­ред Свя­той Цер­ко­вью. Чем силь­нее сгу­ща­лась тьма во­круг Гроз­но­го, тем ре­ши­тель­нее тре­бо­ва­ла его ду­ша ду­хов­но­го очи­ще­ния и ис­куп­ле­ния. При­е­хав на бо­го­мо­лье в Ки­рил­лов Бе­ло­зер­ский мо­на­стырь, он воз­ве­стил игу­ме­ну и со­бор­ным стар­цам о же­ла­нии по­стричь­ся в мо­на­хи. Гор­дый са­мо­дер­жец пал в но­ги на­сто­я­те­лю, и тот бла­го­сло­вил его на­ме­ре­ние. С тех пор всю жизнь, пи­сал Гроз­ный, «мнит­ся мне, ока­ян­но­му, что на­по­ло­ви­ну я уже чер­нец». Са­ма оприч­ни­на бы­ла за­ду­ма­на Гроз­ным по об­ра­зу ино­че­ско­го брат­ства: по­слу­жив Бо­гу ору­жи­ем и рат­ны­ми по­дви­га­ми, оприч­ни­ки долж­ны бы­ли об­ла­чать­ся в ино­че­ские одеж­ды и ид­ти к цер­ков­ной служ­бе, дол­гой и устав­ной, длив­шей­ся от 4 до 10 ча­сов утра. На «бра­тию», не явив­шу­ю­ся к мо­леб­ну в че­ты­ре ча­са утра, царь-игу­мен на­кла­ды­вал епи­ти­мию. Сам Иоанн с сы­но­вья­ми ста­рал­ся усерд­но мо­лить­ся и пел в цер­ков­ном хо­ре. Из церк­ви шли в тра­пез­ную, и по­ка оприч­ни­ки ели, царь сто­ял воз­ле них. Остав­ши­е­ся яст­ва оприч­ни­ки со­би­ра­ли со сто­ла и раз­да­ва­ли ни­щим при вы­хо­де из тра­пез­ной. Сле­за­ми по­ка­я­ния Гроз­ный, же­лая быть по­чи­та­те­лем свя­тых по­движ­ни­ков, учи­те­лей по­ка­я­ния, хо­тел смыть и вы­жечь гре­хи свои и сво­их со­рат­ни­ков, пи­тая уве­рен­ность, что и страш­ные же­сто­кие де­я­ния вер­шат­ся им ко бла­гу Рос­сии и тор­же­ству пра­во­сла­вия. Наи­бо­лее яр­ко ду­хов­ное де­ла­ние и ино­че­ское трез­ве­ние Гроз­но­го рас­кры­ва­ет­ся в его «Си­но­ди­ке»: неза­дол­го до смер­ти по его ве­ле­нию бы­ли со­став­ле­ны пол­ные спис­ки уби­ен­ных им и его оприч­ни­ка­ми лю­дей, ко­то­рые бы­ли за­тем разо­сла­ны по всем рус­ским мо­на­сты­рям. Весь грех пе­ред на­ро­дом Иоанн брал на се­бя и мо­лил свя­тых ино­ков мо­лить Бо­га о про­ще­нии его ис­стра­дав­шей­ся ду­ши.
Са­мо­зван­ное ино­че­ство Гроз­но­го, мрач­ным игом тя­го­тев­шее над Рос­си­ей, воз­му­ща­ло свя­ти­те­ля Филип­па, счи­тав­ше­го, что нель­зя сме­ши­вать зем­но­го и небес­но­го, слу­же­ния кре­ста и слу­же­ния ме­ча. Тем бо­лее, что свя­той Филипп ви­дел, как мно­го нерас­ка­ян­ной зло­бы и нена­ви­сти скры­ва­ет­ся под чер­ны­ми шлы­ка­ми оприч­ни­ков. Бы­ли сре­ди них и про­сто убий­цы, очерст­вев­шие в без­на­ка­зан­ном кро­во­про­ли­тии, и мздо­им­цы-гра­би­те­ли, за­ко­ре­не­лые в гре­хе и пре­ступ­ле­нии. По­пуще­ни­ем Бо­жи­им ис­то­рия ча­сто де­ла­ет­ся ру­ка­ми нече­стив­цев, и как бы ни же­лал Гроз­ный обе­лить пред Бо­гом свое чер­ное брат­ство, кровь, про­ли­тая его име­нем на­силь­ни­ка­ми и изу­ве­ра­ми, взы­ва­ла к небу.
Свя­ти­тель Филипп ре­шил­ся про­ти­во­стать Гроз­но­му. Это бы­ло свя­за­но с но­вой вол­ной каз­ней в 1567–1568 го­дах. Осе­нью 1567 го­да, ед­ва царь вы­сту­пил в по­ход на Ли­во­нию, как ему ста­ло из­вест­но о бо­яр­ском за­го­во­ре. Из­мен­ни­ки на­ме­ре­ва­лись за­хва­тить ца­ря и вы­дать поль­ско­му ко­ро­лю, уже дви­нув­ше­му вой­ска к рус­ской гра­ни­це. Иоанн Гроз­ный су­ро­во рас­пра­вил­ся с за­го­вор­щи­ка­ми и вновь про­лил мно­го кро­ви. Груст­но бы­ло свя­то­му Филип­пу, но со­зна­ние свя­ти­тель­ско­го дол­га по­нуж­да­ло его сме­ло вы­сту­пить в за­щи­ту каз­нен­ных. Окон­ча­тель­ный раз­рыв на­сту­пил вес­ной 1568 го­да. В Неде­лю Кре­сто­по­клон­ную, 2 мар­та 1568 го­да, ко­гда царь с оприч­ни­ка­ми при­шел в Успен­ский со­бор, как обыч­но, в мо­на­ше­ских об­ла­че­ни­ях, свя­ти­тель Филипп от­ка­зал­ся бла­го­сло­вить его, но стал от­кры­то по­ри­цать без­за­ко­ния, тво­ри­мые оприч­ни­ка­ми: «учал мит­ро­по­лит Филипп с го­су­да­рем на Москве враж­до­ва­ти об оприч­нине». Об­ли­че­ние вла­ды­ки пре­рва­ло бла­го­ле­пие цер­ков­ной служ­бы. Гроз­ный в гне­ве ска­зал: «Нам ли про­ти­вишь­ся? Уви­дим твер­дость твою! – Я был слиш­ком мя­гок с ва­ми», – до­ба­вил царь, по сви­де­тель­ству оче­вид­цев.
Царь стал про­яв­лять еще боль­шую же­сто­кость в пре­сле­до­ва­нии всех про­ти­вив­ших­ся ему. Каз­ни сле­до­ва­ли од­на за дру­гой. Участь свя­ти­те­ля-ис­по­вед­ни­ка бы­ла ре­ше­на. Но Гроз­ный хо­тел со­блю­сти ка­но­ни­че­ский по­ря­док. Бо­яр­ская ду­ма по­слуш­но вы­нес­ла ре­ше­ние о су­де над гла­вой Рус­ской Церк­ви. Над мит­ро­по­ли­том Филип­пом был устро­ен со­бор­ный суд в при­сут­ствии по­ре­дев­шей Бо­яр­ской ду­мы. На­шлись лже­сви­де­те­ли: к глу­бо­кой скор­би свя­ти­те­ля, это бы­ли ино­ки из воз­люб­лен­ной им Со­ло­вец­кой оби­те­ли, его быв­шие уче­ни­ки и по­стри­же­ни­ки. Свя­то­го Филип­па об­ви­ня­ли во мно­же­стве мни­мых пре­ступ­ле­ний, до кол­дов­ства вклю­чи­тель­но. «Я – при­ше­лец на зем­ле, как и все от­цы мои, – сми­рен­но от­ве­чал свя­ти­тель, – го­тов стра­дать за ис­ти­ну». От­верг­нув все об­ви­не­ния, свя­той стра­да­лец пы­тал­ся пре­кра­тить суд, объ­явив о доб­ро­воль­ном сло­же­нии мит­ро­по­ли­чье­го са­на. Но от­ре­че­ние его не бы­ло при­ня­то. Му­че­ни­ка жда­ло но­вое по­ру­га­ние. Уже по вы­не­се­нии при­го­во­ра о по­жиз­нен­ном за­то­че­нии в тем­ни­це свя­то­го Филип­па за­ста­ви­ли слу­жить ли­тур­гию в Успен­ском со­бо­ре. Это бы­ло 8 но­яб­ря 1568 го­да. В се­ре­дине служ­бы в храм во­рва­лись оприч­ни­ки, все­на­род­но за­чи­та­ли со­бор­ное осуж­де­ние, по­ро­чив­шее свя­ти­те­ля, со­рва­ли с него ар­хи­ерей­ское об­ла­че­ние, оде­ли в ру­би­ще, вы­тол­ка­ли из хра­ма и на про­стых дров­нях от­вез­ли в Бо­го­яв­лен­ский мо­на­стырь. Му­че­ни­ка дол­го то­ми­ли в под­ва­лах мос­ков­ских мо­на­сты­рей, но­ги стар­ца за­би­ва­ли в ко­лод­ки, дер­жа­ли его в око­вах, на­ки­ды­ва­ли на шею тя­же­лую цепь. На­ко­нец, от­вез­ли в за­то­че­ние в Твер­ской От­рочь мо­на­стырь. Там год спу­стя, 23 де­каб­ря 1569 го­да, свя­ти­тель при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от ру­ки Ма­лю­ты Ску­ра­то­ва. Еще за три дня свя­той ста­рец пред­ви­дел окон­ча­ние сво­е­го зем­но­го по­дви­га и при­ча­стил­ся Свя­тых Тайн. Мо­щи его бы­ли пре­да­ны зем­ле пер­во­на­чаль­но там же, в мо­на­сты­ре, за ал­та­рем хра­ма. Поз­же со­вер­ши­лось пе­ре­не­се­ние их в Со­ло­вец­кую оби­тель (11 ав­гу­ста 1591) и от­ту­да – в Моск­ву (3 июля 1652).
Па­мять свя­ти­те­ля Филип­па празд­но­ва­лась Рус­ской Цер­ко­вью с 1591 го­да в день его му­че­ни­че­ской кон­чи­ны – 23 де­каб­ря. С 1660 го­да празд­но­ва­ние бы­ло пе­ре­не­се­но на 9 ян­ва­ря.

☦️
В 1802 го­ду в се­мье Пав­ла и Пе­ла­геи Ми­рош­ни­чен­ко ро­дил­ся сын, его на­зва­ли Иоан­ном. Ро­ди­те­ли Иоан­на про­ис­хо­ди­ли из ме­щан по­са­да Крю­ко­ва Пол­тав­ской гу­бер­нии Кре­мен­чуг­ско­го уез­да. Се­мья Ми­рош­ни­чен­ко жи­ла в бед­но­сти, и ро­ди­те­ли Иоан­на не мог­ли дать ему хо­ро­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Един­ствен­ным, че­му он на­учил­ся, бы­ло чте­ние. Как боль­шин­ство дру­гих де­тей его со­сло­вия, учил­ся чи­тать он по Ча­со­сло­ву и Псал­ти­ри. От при­ро­ды он был ода­рен Гос­по­дом вы­со­ки­ми и бо­га­ты­ми ум­ствен­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми и твер­дою па­мя­тью. С дет­ства он лю­бил чте­ние книг, осо­бен­но ре­ли­ги­оз­но-нрав­ствен­ных, и чи­тал очень мно­го.
Бу­дучи с ма­лых лет весь­ма на­бож­ным, Иоанн Ми­рош­ни­чен­ко очень ча­сто по­се­щал мо­на­сты­ри и пер­во­на­чаль­но по­се­лил­ся в ка­че­стве по­слуш­ни­ка у стар­ца Се­ра­фи­ма, из­вест­но­го всей Рос­сии по­движ­ни­ка ХIХ ве­ка, жив­ше­го в Са­ров­ской пу­сты­ни Там­бов­ской епар­хии. По­слуш­ник Иоанн про­жил на по­слу­ша­нии у стар­ца во­семь лет. За это вре­мя он на­учил­ся тво­ре­нию ум­ной мо­лит­вы. То­гда и бы­ло по­ло­же­но ос­но­ва­ние его ду­хов­ной жиз­ни. Не слу­чай­ным был тот факт, что свя­той Се­ра­фим по­слал его к уче­ни­кам Па­и­сия Ве­лич­ков­ско­го. Пре­по­доб­ный Се­ра­фим бла­го­сло­вил Иоан­ну ид­ти в Брян­скую Бе­ло­бе­реж­скую пу­стынь, ку­да, со­глас­но во­ле стар­ца, он по­сту­пил по­слуш­ни­ком в 1836 го­ду. Через семь лет, в 1843 го­ду, Иоанн Ми­рош­ни­чен­ко при­нял мо­на­ше­ство с име­нем Ио­ны и в 1845 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на.
Про­во­дя жизнь в оби­те­ли в су­ро­вых по­дви­гах по­ста и воз­дер­жа­ния, в по­сто­ян­ной мо­лит­ве и бо­го­мыс­лии, Иона раз­вил в се­бе вы­со­кую сте­пень са­мо­углуб­ле­ния и са­мов­ни­ка­ния, тща­тель­но сле­дил за сво­ею внут­рен­нею жиз­нью и ду­хов­ным раз­ви­ти­ем. Тут же он удо­сто­ил­ся осо­бо­го ви­де­ния, по­вли­яв­ше­го на его даль­ней­шую жизнь, ко­то­рое он по­нял как ве­ле­ние Про­мыс­ла взять на се­бя де­ло устрой­ства на бе­ре­гах Дне­пра но­во­го мо­на­сты­ря. Он ре­шил уй­ти в Ки­ев.
В 1851 го­ду от­ца Иону встре­тил Ки­ев­ский мит­ро­по­лит Фила­рет, по его во­ле и же­ла­нию в ав­гу­сте то­го же го­да иеро­ди­а­кон Иона был пе­ре­ве­ден в Ки­ев­ский Ни­коль­ский мо­на­стырь. За­тем в 1858 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха и через два го­да, в 1860 го­ду, пе­ре­ве­ден в чис­ло бра­тий Ки­е­во-Вы­ду­бец­ко­го мо­на­сты­ря, рас­по­ло­жен­но­го на од­ной из весь­ма жи­во­пис­ных окра­ин Ки­е­ва, на так на­зы­ва­е­мом Зве­рин­це. Уже в это вре­мя иеро­мо­нах Иона вы­де­лял­ся сво­ей ду­хов­ной опыт­но­стью и бла­го­че­сти­вой жиз­нью, и мно­гие ки­ев­ляне ис­ка­ли слу­чая по­лу­чить со­вет и на­став­ле­ние у от­ца Ио­ны, быть его ду­хов­ны­ми ча­да­ми.
Сре­ди мно­го­чис­лен­ных ду­хов­ных дще­рей о. Ио­ны бы­ла и су­пру­га то­гдаш­не­го ки­ев­ско­го ге­не­рал-гу­бер­на­то­ра кня­ги­ня Ва­силь­чи­ко­ва, весь­ма ува­жа­е­мая от­цом Ионой, мно­го со­дей­ство­вав­шая и по­мо­гав­шая ему, осо­бен­но в по­стро­е­нии Тро­иц­кой оби­те­ли. В 1867 го­ду по­стро­е­на бы­ла де­ре­вян­ная цер­ковь во имя Свя­той Тро­и­цы, ко­то­рая в 1871 го­ду за­ме­не­на об­шир­ным и ве­ли­ко­леп­ным ка­мен­ным хра­мом. Кня­ги­ня Ва­силь­чи­ко­ва по­жерт­во­ва­ла от се­бя мо­на­сты­рю да­чу в 55 де­ся­тин зем­ли близ Ки­е­ва. С это­го же вре­ме­ни но­вый мо­на­стырь по­сте­пен­но ста­но­вит­ся круп­ным соб­ствен­ни­ком зем­ли: ча­стью – пу­тем по­жерт­во­ва­ний, ча­стью – пу­тем по­куп­ки, где мо­на­ха­ми ве­дет­ся об­раз­цо­вое сель­ское хо­зяй­ство. В ав­гу­сте 1872 го­да о. Иона воз­ве­ден в сан игу­ме­на. Ука­зом Свя­щен­но­го Си­но­да от 17 ян­ва­ря 1886 го­да о. Иона на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ки­е­во-Ме­жи­гор­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та. Ре­зо­лю­ци­ей Ки­ев­ско­го мит­ро­по­ли­та Иоани­кия от 9 де­каб­ря 1899 го­да отец Иона по ста­ро­сти и бо­лез­ни был уво­лен от управ­ле­ния Свя­то-Тро­иц­ким мо­на­сты­рем и остав­лен лишь на­сто­я­те­лем его.
Несмот­ря на свой пре­клон­ный – свы­ше 100 лет – воз­раст, о. Иона по­чти до по­след­них дней сво­ей зем­ной жиз­ни со­хра­нил бод­рость ду­ха и про­яв­лял при­су­щую ему энер­гию, все­це­ло на­прав­лен­ную на де­ло бла­го­устрой­ства Свя­то-Тро­иц­кой оби­те­ли. По­след­ние два го­да свой жиз­ни он стра­дал неиз­ле­чи­мой и тяж­кой бо­лез­нью, от ко­то­рой и слег в по­стель по­сле 1901 го­да.
Несмот­ря на пол­ный упа­док физи­че­ских сил, он по­чти до са­мой смер­ти при­ни­мал на­род и оста­вил всем его знав­шим вы­со­кий урок ду­хов­но­го бодр­ство­ва­ния, са­мо­от­вер­жен­но­го тру­да во сла­ву Бо­жию. Глу­бо­кий ста­рец, ве­ли­кий де­я­тель ар­хи­манд­рит Иона, в схи­ме Петр, мир­но по­чил о Гос­по­де 9 (22 по но­во­му сти­лю) ян­ва­ря 1902 го­да.
Жизнь и де­ла стар­ца Ио­ны, про­жив­ше­го свы­ше ста лет, вы­со­ко по­учи­тель­ны и на­гляд­но сви­де­тель­ству­ют, как мно­го мо­жет до­стичь при энер­гии, са­мо­от­вер­жен­ной де­я­тель­но­сти и люб­ви к де­лу че­ло­век. По­слу­шай­те, де­ти, на­ка­за­ния от­ча, и внем­ли­те ра­зу­ме­ти по­мыш­ле­ние. Дар бо бла­гий да­рую вам: мо­е­го за­ко­на не остав­ляй­те (Притч.4:1-2). Так зву­чит за­вет стар­ца. Со всей Рос­сии к о. Ионе еха­ли лю­ди, чтобы услы­шать его со­вет и по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние. Ос­но­ван­ная им Свя­то-Тро­иц­кая оби­тель на­все­гда ста­ла при­ста­нью спа­се­ния, где ца­рит дух сми­ре­ния и по­слу­ша­ния, дух ис­крен­не­го бра­то­лю­бия и все­це­лой пре­дан­но­сти во­ле Бо­жи­ей.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел ро­дил­ся 8 сен­тяб­ря 1896 го­да в го­ро­де За­рай­ске Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Дмит­рия Пав­ло­ви­ча Ни­коль­ско­го и его су­пру­ги Ана­ста­сии. Па­вел окон­чил Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию в то вре­мя, ко­гда на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на, и в 1916 он был взят на фронт и слу­жил в чине пра­пор­щи­ка. В 1918 го­ду он вер­нул­ся из ар­мии и на­пра­вил­ся к от­цу, слу­жив­ше­му диа­ко­ном в Бо­го­яв­лен­ском хра­ме в се­ле Пла­хи­но Ми­хай­лов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии. Он при­е­хал к от­цу в тот мо­мент, ко­гда в несколь­ких уез­дах Ря­зан­ской гу­бер­нии вспых­ну­ло кре­стьян­ское вос­ста­ние; и, хо­тя Па­вел в нем ни­ка­ко­го уча­стия не при­ни­мал, по­сле по­дав­ле­ния вос­ста­ния он был аре­сто­ван и про­си­дел пол­то­ра ме­ся­ца в тюрь­ме. По­сле при­зна­ния его неви­нов­ным он был мо­би­ли­зо­ван в Крас­ную ар­мию, где как че­ло­век гра­мот­ный, стал учи­те­лем и сек­ре­та­рем во­ен­ко­ма.
В 1922 го­ду Па­вел Дмит­ри­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Ильин­ско­му хра­му в се­ле Лоб­ко­во Ми­хай­лов­ско­го уез­да; с 1928 го­да он стал слу­жить в хра­ме в честь ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ди­мит­рия Со­лун­ско­го в се­ле Трас­на За­рай­ско­го рай­о­на.
В июне 1929 го­да отец Па­вел об­ра­тил­ся к упол­но­мо­чен­но­му мест­но­го зе­мель­но­го об­ще­ства с прось­бой вы­де­лить ему зем­лю в арен­ду. Во­прос был по­став­лен на ре­ше­ние об­ще­го со­бра­ния, и кре­стьяне про­го­ло­со­ва­ли за вы­де­ле­ние зем­ли свя­щен­ни­ку. Это при­ве­ло без­бож­ни­ков в гнев, и они об­ви­ни­ли свя­щен­ни­ка в под­ку­пе кре­стьян и ока­за­нии на них мо­раль­но­го дав­ле­ния; 5 ян­ва­ря 1930 го­да отец Па­вел был аре­сто­ван и за­клю­чен в ко­ло­мен­скую тюрь­му. На до­про­сах он ви­нов­ным се­бя не при­знал и опро­верг все об­ви­не­ния.
У сле­до­ва­те­ля не бы­ло ни­ка­ких до­ка­за­тельств пре­ступ­ной де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ка, но ко­гда 29 ян­ва­ря он со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние, то оха­рак­те­ри­зо­вал свя­щен­ни­ка как быв­ше­го офи­це­ра цар­ской ар­мии, при­ни­мав­ше­го буд­то бы уча­стие в ку­лац­ком вос­ста­нии в Ми­хай­лов­ском уез­де, за что он буд­то бы от­бы­вал на­ка­за­ние; он об­ви­нил от­ца Пав­ла «в том, что, ис­поль­зуя ре­ли­ги­оз­ные чув­ства ве­ру­ю­щих», тот «вел сре­ди них контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, пре­сле­дуя цель вы­звать мас­со­вое недо­воль­ство по по­во­ду об­ло­же­ния ду­хо­вен­ства на­ло­гом».
3 фев­ра­ля 1930 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло от­ца Пав­ла к трем го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре, и он был от­прав­лен в рас­по­ря­же­ние Управ­ле­ния се­вер­ных ла­ге­рей осо­бо­го на­зна­че­ния. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния в 1932 го­ду, отец Па­вел по­се­лил­ся сна­ча­ла в го­ро­де Се­реб­ря­ные Пру­ды, а в 1938 го­ду пе­ре­ехал в За­райск.
В 1940 го­ду ему, как быв­ше­му ра­нее в за­клю­че­нии, бы­ло пред­ло­же­но по­ки­нуть го­род, и он пе­ре­ехал в Ря­зань. В хра­ме он не слу­жил, но хо­дил мо­лить­ся в Скор­бя­щен­скую цер­ковь, ду­хо­вен­ство ко­то­рой зна­ло его как от­быв­ше­го за­клю­че­ние свя­щен­ни­ка. Через неко­то­рое вре­мя один из свя­щен­ни­ков, так­же хо­див­ший мо­лить­ся в этот же храм, на­пи­сал до­не­се­ние в НКВД, буд­то отец Па­вел го­во­рил ему, что на со­вет­скую долж­ность он по­сту­пать не бу­дет, по­то­му что не хо­чет ра­бо­тать на со­вет­скую власть.
Отец Па­вел был аре­сто­ван спу­стя неде­лю по­сле на­ча­ла Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны, 30 июня 1941 го­да, и за­клю­чен в ря­зан­скую тюрь­му.
— Вас аре­сто­ва­ли за ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность. Вы на­ме­ре­ны дать об этом прав­ди­вые по­ка­за­ния ор­га­нам след­ствия? — спро­сил свя­щен­ни­ка сле­до­ва­тель.
— Ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся и про­тив со­вет­ской вла­сти не го­во­рил, — от­ве­тил отец Па­вел.
— Вас ули­ча­ют в ва­шей ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти сви­де­те­ли.
— В Ря­за­ни у ме­ня во­об­ще не бы­ло зна­ко­мых, и я в при­сут­ствии сви­де­те­лей ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию не про­во­дил.
— В про­во­ди­мой ва­ми ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти вас ули­ча­ют… ва­ши со­слу­жив­цы по церк­ви, — на­ста­и­вал сле­до­ва­тель. — Вы на­ме­ре­ны нам дать об этом прав­ди­вые по­ка­за­ния?
— Про­жи­вая в Ря­за­ни, я ни с кем не встре­чал­ся… в церк­ви с кем-ли­бо из слу­жи­те­лей… по­встре­ча­юсь и толь­ко. Но в их при­сут­ствии я не про­во­дил ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции.
— Пе­ре­чис­ли­те, с кем вам в церк­ви при­хо­ди­лось встре­чать­ся. На­зо­ви­те их.
— Один раз я встре­чал­ся с быв­шим свя­щен­ни­ком Фе­до­ром Ан­дре­еви­чем Крас­но­вым, с ним я встре­чал­ся в ал­та­ре Скор­бя­щен­ской церк­ви. Ча­сто встре­чал­ся со свя­щен­ни­ком Бо­ри­сом Гав­ри­ло­ви­чем Сквор­цо­вым, он и сей­час слу­жит в Скор­бя­щен­ской церк­ви, встре­чал­ся и с дру­ги­ми ве­ру­ю­щи­ми, ко­то­рые по­се­ща­ли цер­ковь.
— Рас­ска­жи­те, о чем вам при­хо­ди­лось раз­го­ва­ри­вать с Крас­но­вым.
— Я хо­ро­шо пом­ню, что Крас­нов спро­сил ме­ня, ко­гда я при­был в Ря­зань и где я бу­ду ра­бо­тать. Я ему от­ве­тил, что ме­ня вы­сла­ли из За­рай­ска, а боль­ше я ему ни­че­го не го­во­рил.
— Вы го­во­ри­те неправ­ду, рас­ска­зы­вай­те, о чем вы го­во­ри­ли, как вы со­би­ра­лись слу­жить свя­щен­ни­ком, но толь­ко не на со­вет­скую власть.
— Крас­нов мне пред­ло­жил по­сту­пить на ра­бо­ту са­ни­та­ром, я от­ка­зал­ся и за­явил, что с этой ра­бо­той не справ­люсь; о сво­их на­ме­ре­ни­ях, где я бу­ду ра­бо­тать, я Крас­но­ву не го­во­рил.
— Вы по­ка­за­ли, что ча­сто встре­ча­лись со свя­щен­ни­ком Сквор­цо­вым. Дай­те по­ка­за­ния об ан­ти­со­вет­ских на­стро­е­ни­ях Сквор­цо­ва.
— От свя­щен­ни­ка Сквор­цо­ва я не слы­шал… фак­тов ан­ти­со­вет­ских на­стро­е­ний, с ним на эту те­му раз­го­во­ров не бы­ло.
— Нам хо­ро­шо из­вест­но, что вы в раз­го­во­ре в при­сут­ствии Сквор­цо­ва кле­ве­та­ли на со­вет­скую власть. Рас­ска­зы­вай­те об этом.
— Нет, я ни­ко­гда в при­сут­ствии Сквор­цо­ва ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию не про­во­дил.
— До­про­шен­ный сви­де­тель по ва­ше­му де­лу по­ка­зал, что вы го­во­ри­ли о ско­рой ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти и что сно­ва вос­тор­же­ству­ет Цер­ковь… Ко­му вы это го­во­ри­ли?
— Я об этом ни­ко­му не го­во­рил, и о ги­бе­ли со­вет­ской вла­сти так­же ни­ко­му не го­во­рил, это они по­ка­зы­ва­ют на ме­ня лож­но.
— У вас бы­ли лич­ные сче­ты с ни­ми, то есть с ли­ца­ми, с ко­то­ры­ми вы встре­ча­лись в церк­ви?
— Нет, у ме­ня лич­ных сче­тов с ни­ми нет, и ни­ко­гда не бы­ло…
— Вам за­чи­ты­ва­ют­ся ва­ши сло­ва, про­из­не­сен­ные в кру­гу ва­ших зна­ко­мых в ал­та­ре.
— При­ве­ден­ные вы­ше фак­ты о яко­бы бы мо­ей ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти я ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цаю, по­доб­ных ан­ти­со­вет­ских вы­ска­зы­ва­ний с мо­ей сто­ро­ны не бы­ло, сви­де­те­ли да­ли неправ­ди­вые по­ка­за­ния.
— Вы упор­но про­дол­жа­е­те скры­вать свою ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность, след­ствие от вас в по­след­ний раз тре­бу­ет от­кро­вен­но рас­ска­зать о сво­ей ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции.
— Я не от­ри­цаю то­го, что дей­стви­тель­но встре­чал­ся с ве­ру­ю­щи­ми в церк­ви, но что ка­са­ет­ся по­ка­за­ний об ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти, то их я дать не мо­гу — не про­во­дил.
6 июля 1941 го­да след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 22 сен­тяб­ря то­го же го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ло от­ца Пав­ла к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 17 ок­тяб­ря 1941 го­да он был от­прав­лен эта­пом в Вят­лаг, ку­да при­был 9 мая 1942 го­да и был по­ме­щен в 4-й лаг­пункт Вят­ла­га. Тя­же­лые усло­вия жиз­ни и ра­бо­ты в ла­ге­ре ста­ли непо­силь­ны для боль­но­го, ис­то­щен­но­го за­клю­че­ни­ем свя­щен­ни­ка. Свя­щен­ник Па­вел Ни­коль­ский скон­чал­ся от го­ло­да 22 ян­ва­ря 1943 го­да и был по­гре­бен на клад­би­ще 4-го лаг­пунк­та Вят­ла­га.

Жития
Писание