⏳ 2021.01.17 (вс)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 32я неделя (вс.) после Пятидесятницы (глас 7й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
17 января (4 января)
• Святки
• Собор 70-ти апостолов
• прмч. Зоси́мы пустынника, мч. Афанасия (III–IV)
• прп. Феокти́ста Сикелийского (Сицилийского) (800)
• свт. Евста́фия I Сербского (ок. 1285)
• прп. Ахи́лы Печерского (XIV)
• сщмчч. Александра (Скальского), Стефана (Пономарева), Филиппа (Григорьева) (1933)
• сщмч. Николая (Маслова) (1939)
• сщмч. Павла (Фелицына) (1941)


☦️
Со­бор свя­тых се­ми­де­ся­ти апо­сто­лов был уста­нов­лен Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью для то­го, чтобы по­ка­зать рав­но­че­стие каж­до­го из се­ми­де­ся­ти и тем са­мым предот­вра­тить раз­но­гла­сия в по­чи­та­нии их. Они бы­ли из­бра­ны Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом, чтобы бла­го­вест­во­вать Еван­ге­лие всей все­лен­ной.
По со­ше­ствии Свя­то­го Ду­ха апо­сто­лы про­по­ве­до­ва­ли в раз­ных стра­нах, и неко­то­рые со­пут­ство­ва­ли апо­сто­лам из 12-ти, как свя­тые еван­ге­ли­сты Марк и Лу­ка, спо­движ­ник свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла Ти­мо­фей, уче­ник свя­то­го еван­ге­ли­ста Иоан­на Бо­го­сло­ва свя­той Про­хор и дру­гие. Мно­гие из них бы­ли уз­ни­ка­ми за Хри­ста, мно­гие при­ня­ли ве­нец му­че­ни­че­ской смер­ти.
Перечень апостолов от 70-ти:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-70-ti-apostolov

По гре­че­ским Ме­но­ло­ги­ям (Си­нак­сарь Ни­ко­ди­ма), к 70 апо­сто­лам при­чис­ля­ют­ся так­же Еввул и Ним­фан.
В IX ве­ке Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­ня­ла от Иоси­фа Пес­но­пис­ца ка­нон на день Со­бо­ра 70-ти апо­сто­лов Хри­сто­вых.
Осо­бо Цер­ковь по­чи­та­ет и вос­хва­ля­ет 70 апо­сто­лов за то, что они на­учи­ли по­чи­тать Тро­и­цу Еди­но­сущ­ную и Нераз­дель­ную.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/9

☦️
Му­че­ник Зо­си­ма пу­стын­ник жил в IV ве­ке. Од­на­жды во вре­мя охо­ты пра­ви­тель Ки­ли­кии До­ме­ти­ан уви­дел стар­ца, ко­то­рый мир­но и лас­ко­во раз­го­ва­ри­вал с окру­жив­ши­ми его ди­ки­ми зве­ря­ми. За­ви­дев охот­ни­ков, зве­ри раз­бе­жа­лись. Стар­цу учи­ни­ли до­прос – кто он и по­че­му жи­вет в пу­сты­не. Ста­рец от­ве­тил, что зо­вут его Зо­си­ма, что он хри­сти­а­нин и не мо­жет жить в го­ро­де с вра­га­ми Гос­по­да Иису­са Хри­ста, по­это­му и жи­вет один сре­ди зве­рей. То­гда До­ме­ти­ан при­гро­зил: «Ес­ли ты по­чи­та­ешь На­за­ря­ни­на, я в На­за­ре­те пре­дам те­бя все­на­род­но же­сто­ким му­кам, и ты от­ка­жешь­ся от Хри­ста». На во­прос, ка­ким вол­шеб­ством Зо­си­ма укро­ща­ет ди­ких зве­рей, ста­рец от­ве­чал од­но: «Я – хри­сти­а­нин». В На­за­ре­те на­ча­лись пыт­ки. Стар­ца по­ве­си­ли вниз го­ло­вой, при­вя­зав к шее боль­шой ка­мень, и ста­ли рвать те­ло же­лез­ны­ми крю­ка­ми. Му­чи­те­ли ис­ку­ша­ли стра­даль­ца: «Ес­ли зве­ри те­бя слу­ша­ют, при­ка­жи прид­ти сю­да ко­му-ни­будь из них и мы то­гда уве­ру­ем в тво­е­го Бо­га». Свя­той му­че­ник об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к Бо­гу, и вне­зап­но при­бе­жал огром­ный лев. Все в стра­хе раз­бе­жа­лись, а лев по­до­шел к стар­цу и стал ла­пой под­дер­жи­вать ка­мень, при­вя­зан­ный к шее му­че­ни­ка. Пра­ви­тель стал про­сить му­че­ни­ка укро­тить зве­ря и при­ка­зал раз­вя­зать свя­то­го, что­бы от­вез­ти его к им­пе­ра­то­ру, но свя­той Зо­си­ма тут же скон­чал­ся, пре­дав свою чи­стую ду­шу Бо­гу.

Страдания св. Зосимы относятся к началу IV века ко временам царствования римского императора Диоклетиана. Память св. Зосимы пустынника совершается не только 2 октября, а еще и 4 января вместе со св. Афанасием комментарисием (смотрителем за узниками, ведшим им запись), который, увидев Зосиму невредимым после страшных мучений, уверовал во Христа и после молитвенных подвигов предал дух свой Господу в пустыне. Св. Зосима, по минейным сказаниям, не умер от претерпенных от Дометиана мучений, а мирно предал дух свой Господу там же в пустыне, вместе со св. Афанасием, в расщелине одной скалы.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/802

☦️
Пре­по­доб­ный Фео­к­тист ос­но­вал оби­тель в го­ро­де Ку­ку­ме на ост­ро­ве Си­ци­лия, где стал игу­ме­ном. В его мо­на­сты­ре жи­ли гре­че­ские мо­на­хи, бе­жав­шие от пре­сле­до­ва­ний ико­но­бор­цев. Скон­чал­ся пре­по­доб­ный в 800 го­ду.

☦️
Свя­ти­тель Ев­ста­фий, ар­хи­епи­скоп Серб­ский, жил во вто­рой по­ло­ви­не XIII ве­ка, при ко­ро­ле Серб­ском Сте­фа­не Уро­ше (1262–1320).
Ро­дил­ся в Бу­ди­миль­ской об­ла­сти в бла­го­че­сти­вой хри­сти­ан­ской се­мье, где и по­лу­чил ду­хов­ное вос­пи­та­ние. От­ли­ча­ясь не­за­у­ряд­ны­ми спо­соб­но­стя­ми, юный Ев­ста­фий был от­дан ро­ди­те­ля­ми на обу­че­ние «книж­ной пре­муд­ро­сти». Осо­бен­но при­леж­но он изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние, со­вер­шен­ству­ясь в бла­го­че­стии и доб­ро­де­те­ли. За­кон­чив об­ра­зо­ва­ние, юно­ша при­нял по­стри­же­ние в мо­на­сты­ре Ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в Зет­ской об­ла­сти (Чер­но­го­рия) и про­во­дил су­ро­вую ино­че­скую жизнь, так что ско­ро про­сла­вил­ся как ве­ли­кий по­движ­ник. От­ту­да он пред­при­нял пу­те­ше­ствие в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния свя­то­му Гро­бу Гос­под­ню. На об­рат­ном пу­ти он по­се­тил Свя­тую Го­ру Афон и по­се­лил­ся там в серб­ском Хи­лен­дар­ском мо­на­сты­ре.
Пре­по­доб­ный Ев­ста­фий при­об­рел все­об­щую из­вест­ность и лю­бовь как стро­гий по­движ­ник и доб­рый учи­тель и был воз­ве­ден в сан игу­ме­на мо­на­сты­ря.
Че­рез не­сколь­ко лет его ру­ко­по­ло­жи­ли во епи­ско­па Зет­ской епар­хии. То­гда свя­ти­тель и вер­нул­ся на ро­ди­ну. Бо­га­тый ду­хов­ный опыт и ино­че­ская жизнь снис­ка­ли ему лю­бовь со­оте­че­ствен­ни­ков, и свя­ти­тель Ев­ста­фий был из­бран на пре­стол ар­хи­епи­ско­пов Серб­ских, пре­ем­ни­ков свя­то­го Сав­вы. Семь лет свя­ти­тель Ев­ста­фий управ­лял Серб­ской Цер­ко­вью и мир­но скон­чал­ся око­ло 1285 го­да. Те­ло его бы­ло по­гре­бе­но в мо­на­сты­ре Жи­до­ча, позд­нее оно бы­ло пе­ре­не­се­но в Пе­ши (Печ) и по­ло­же­но в ка­фед­раль­ном со­бо­ре свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/10

☦️
Пре­по­доб­ный отец наш Ахи­ла диа­кон (XIV в.), воз­лю­бив от мла­ден­че­ства пост­ни­че­скую жизнь и от­верг­ши мир, при­шел в Пе­чер­ский мо­на­стырь, что­бы здесь уго­дить Гос­по­ду. Здесь он при­нял на се­бя Ан­гель­ский об­раз и про­хо­дил тес­ный путь ино­че­ства с ве­ли­ким тер­пе­ни­ем, по­слу­ша­ни­ем и сми­ре­ни­ем. Воз­дер­жа­ни­ем сво­им в пи­ще и пи­тии он пре­вос­хо­дил мно­гих по­движ­ни­ков, ибо он не вку­шал ни слад­кой, ни ва­ре­ной пи­щи, зе­лие же упо­треб­лял весь­ма ред­ко и то в ма­лом ко­ли­че­стве. Обык­но­вен­но пи­щей его бы­ла од­на просфо­ра в не­де­лю. Дол­гое вре­мя пре­по­доб­ный Ахи­ла про­вел в за­тво­ре.
К за­ступ­ни­че­ству свя­то­го Ахи­лы при­бе­га­ют жаж­ду­щие из­ба­вить­ся от «по­ра­бо­ще­ния чрев­ных стра­стей» (от чре­во­уго­дия) и же­ла­ю­щие на­учить­ся воз­дер­жа­нию (3-я песнь ка­но­на пре­по­доб­ным, по­чи­ва­ю­щим в Даль­них пе­ще­рах).

☦️
Священномученики Александр Скальский, Стефан Пономарев и Филипп Григорьев.

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся в 1867 го­ду в Во­лын­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Фили­мо­на Скаль­ско­го. В 1886 го­ду он был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в Кре­сто­воз­дви­жен­скую цер­ковь в го­ро­де Ка­ме­нец-По­доль­ске Во­лын­ской гу­бер­нии. В 1891 го­ду епи­ско­пом Тур­ке­стан­ским Нео­фи­том (Невод­чи­ко­вым) Алек­сандр Фили­мо­но­вич был при­нят в Тур­ке­стан­скую епар­хию и на­зна­чен пса­лом­щи­ком в храм в ста­ни­це Зай­цев­ская и за­ко­но­учи­те­лем цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. 8 ав­гу­ста 1893 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и впо­след­ствии слу­жил в Алек­сан­дро-Нев­ском хра­ме в го­ро­де Мар­ге­лане.
21 фев­ра­ля 1899 го­да диа­кон Алек­сандр был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и в 1900 го­ду на­зна­чен на­сто­я­те­лем Алек­сан­дро-Ма­ри­ин­ской церк­ви при дет­ском при­юте в го­ро­де Вер­ном. Бу­дучи на­сто­я­те­лем при­ют­ской церк­ви, отец Алек­сандр вме­сте с детьми на­про­тив при­ю­та на­са­дил парк. По­сле за­кры­тия при­ю­та при без­бож­ной вла­сти парк был ча­стич­но вы­руб­лен.
В 1907 го­ду отец Алек­сандр был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ни­ко­ла­ев­ской, что на Ку­чу­гу­рах, церк­ви в го­ро­де Вер­ном, где он про­слу­жил до аре­ста. Отец Алек­сандр был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и за свою рев­ност­ную пас­тыр­скую де­я­тель­ность на­граж­ден мно­ги­ми на­гра­да­ми. Ко­гда-то отец Алек­сандр был же­нат, но же­на оста­ви­ла его, а де­тей у них не бы­ло, и свя­щен­ник жил один в од­ной из ком­нат в до­ме при Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви, все сво­бод­ное от служ­бы вре­мя по­свя­щая боль­ным и обез­до­лен­ным. Бо­го­слу­же­ние он со­вер­шал тор­же­ствен­но и празд­нич­но, и его го­лос был слы­шен в са­мом даль­нем угол­ке хра­ма. «Это же у Пре­сто­ла Гос­под­ня! — го­во­рил он. — Это же Бо­гу слу­жить! Бо­гу! Бо­гу! На­до, чтобы лю­ди ра­до­ва­лись, чтобы все бы­ли ве­се­лы! На­до так слу­жить, чтобы и сам воз­дух зве­нел». Вме­сте с от­цом Алек­сан­дром в хра­ме слу­жил про­то­и­е­рей Сте­фан, по­стра­дав­ший впо­след­ствии вме­сте со сво­им на­сто­я­те­лем.

Свя­щен­но­му­че­ник Сте­фан (Сте­пан Кон­стан­ти­но­вич По­но­ма­рев) ро­дил­ся 14 де­каб­ря 1880 го­да в го­ро­де Вер­ном. В 1895 го­ду Сте­пан окон­чил цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу, в 1904-м — на­зна­чен пса­лом­щи­ком в храм в се­ле Ми­хай­лов­ском Вер­нен­ско­го уез­да и учи­те­лем пе­ния в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле. Же­нил­ся на де­ви­це Прас­ко­вье. Ко­гда они по­вен­ча­лись, он ей ска­зал:
— До­ро­гая Прас­ко­вья Кузь­ми­нич­на! Хо­чешь ли ты в рай по­пасть и с Гос­по­дом быть?
— Хо­чу.
— Так вот, я те­бе — брат, а ты мне — сест­ра.
И с это­го вре­ме­ни ста­ли они жить по-мо­на­ше­ски. В 1909 го­ду Сте­пан Кон­стан­ти­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а за­тем во свя­щен­ни­ка. С 1914 го­да по 1917-й он был свя­щен­ни­ком в поле­вом во­ен­ном гос­пи­та­ле на фрон­те. Во вре­мя бо­е­вых дей­ствий ему при­шлось мно­го вре­ме­ни про­ве­сти в око­пах; здесь он тя­же­ло за­бо­лел и ед­ва вы­жил. С это­го вре­ме­ни он стал силь­но стра­дать от го­лов­ной бо­ли, осо­бен­но труд­но бы­ло зи­мой, ко­гда сто­я­ли мо­ро­зы и ине­ем по­кры­ва­лась ме­тал­ли­че­ская бо­го­слу­жеб­ная утварь. «У ме­ня та­кие бо­ли, — го­во­рил он, — что я вы­нуж­ден шар­фом за­кры­вать го­ло­ву. Ко­гда за­кры­та го­ло­ва, у ме­ня боль немно­го ути­ха­ет».
Впо­след­ствии отец Сте­фан был на­прав­лен слу­жить в Ни­ко­ла­ев­ский храм в го­ро­де Вер­ном и воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. Он слу­жил еже­днев­но и жил как стро­гий мо­нах, ду­ша его все­гда бы­ла по­гру­же­на в мо­лит­ву. «Бо­же упа­си, — го­во­рил он, — служ­бу про­пу­стить». Служ­бы его бы­ли ти­хи­ми, нето­роп­ли­вы­ми, про­ник­но­вен­ны­ми и бла­го­го­вей­ны­ми.
Ви­дя, что от­цу Алек­сан­дру тя­же­ло жить од­но­му, отец Сте­фан стал уго­ва­ри­вать его пе­рей­ти к ним.
— Че­го ты бу­дешь жить один? Пе­ре­хо­ди к нам.
— А как ма­туш­ка Прас­ко­вья Кузь­ми­нич­на?
— Да ма­туш­ка толь­ко ра­да бу­дет.
— Да, я толь­ко ра­да бу­ду, отец Алек­сандр, — под­твер­ди­ла ма­туш­ка.
Они ста­ли жить в од­ном до­ме. Отец Сте­фан в неболь­шой ком­на­те, ря­дом в та­кой же ком­на­те отец Алек­сандр. У от­ца Сте­фа­на стол, та­бу­рет и кро­вать, за­прав­лен­ная сол­дат­ским сук­ном, и у от­ца Алек­сандра в ком­на­те то же. У от­ца Алек­сандра в уг­лу ком­на­ты ви­се­ли ико­ны, а на сте­нах фо­то­гра­фии ар­хи­ере­ев, у от­ца Сте­фа­на — толь­ко ико­ны. Прас­ко­вья Кузь­ми­нич­на жи­ла в ниж­ней ча­сти до­ма и как мог­ла сво­и­ми за­бо­та­ми об­лег­ча­ла пас­ты­рям тя­же­лый в со­вет­ское вре­мя по­все­днев­ный быт.
В 1923 го­ду на ар­хи­ерей­скую ка­фед­ру в Се­ми­ре­чье был на­зна­чен епи­скоп Ни­ко­лай (Фе­до­тов), ко­то­рый в том же го­ду пе­ре­шел в об­нов­лен­че­ский рас­кол. 3 ав­гу­ста 1923 го­да в Воз­не­сен­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре го­ро­да Ал­ма-Аты об­нов­лен­ца­ми был из­бран епи­ско­пом Се­ми­ре­чен­ским вдо­вый про­то­и­е­рей таш­кент­ско­го со­бо­ра Алек­сей Мар­ков. Ак­тив­ная де­я­тель­ность Алек­сея Мар­ко­ва при­ве­ла к то­му, что Се­ми­ре­чье по­чти це­ли­ком ста­ло об­нов­лен­че­ским. На сто­ро­ну об­нов­лен­цев пе­ре­шел весь клир ка­фед­раль­но­го Воз­не­сен­ско­го со­бо­ра. Вли­я­ние об­нов­лен­цев в го­ро­де бы­ло столь ве­ли­ко, что в 1927 го­ду про­то­и­е­рей Алек­сандр Скаль­ский стал скло­нять­ся к ре­ше­нию пе­рей­ти к об­нов­лен­цам и стал вслух го­во­рить, что ис­пы­ты­ва­ет силь­ное том­ле­ние ду­ха, не зная, ку­да при­стать. Отец Сте­фан в про­ти­во­по­лож­ность ему дер­жал­ся твер­до и од­на­жды, по вос­по­ми­на­ни­ям при­хо­жан, «ска­зал от­цу Алек­сан­дру: «Я в об­нов­лен­че­ство не пой­ду. Я бу­ду слу­жить по-ста­ро­му в Пан­те­ле­и­мо­нов­ском при­де­ле. Но и те­бя ни­ку­да не пу­щу. Вы­би­рай се­бе лю­бой при­дел и слу­жи в нем как зна­ешь. Ты на­сто­я­тель, это твой храм, и ты дол­жен быть здесь».
Скор­бе­ли об от­це Алек­сан­дре пра­во­слав­ные ал­ма­а­тин­цы, мо­ли­лись… и пла­ка­ли: «Отец Алек­сандр, опом­ни­тесь, что вы де­ла­е­те!»
Так он то­мил­ся, то­мил­ся, по­ка не про­изо­шло сле­ду­ю­щее. Со­бра­лись в церк­ви жен­щи­ны и вы­дви­ну­ли от се­бя са­мую бой­кую, по фа­ми­лии Лу­ча­ги­на, — вы­со­кую, креп­кую ста­ру­ху, ко­то­рая хо­ди­ла, опи­ра­ясь на пал­ку с на­бал­даш­ни­ком. И вот ве­чер­ню на­до слу­жить, отец Сте­фан уже в ал­та­ре, отец Алек­сандр за­шел в цер­ковь, пе­ре­кре­стил­ся, тут под­хо­дит к нему Лу­ча­ги­на и го­во­рит: «Ты что же, хо­чешь бро­сить свое ста­до и ку­да-то ид­ти? Ты же наш отец! Мы все пла­чем о те­бе, все пла­чем! А ме­ня ко­ман­ди­ро­ва­ли ска­зать те­бе, что еже­ли ты нас бро­сишь и пой­дешь в об­нов­ле­ние, то я возь­му эту пал­ку да как нач­ну те­бя здесь во­зить, как свое род­ное ди­тя, и не по­смот­рю, что ты свя­щен­ник!» — за­мах­ну­лась она пал­кой и за­пла­ка­ла. Отец Алек­сандр от неожи­дан­но­сти оста­но­вил­ся… а по­том за­пла­кал и ушел в ал­тарь. И от­цу Сте­фа­ну ска­зал: «Через эту ста­руш­ку про­све­тил Гос­подь и ду­шу мою, и ра­зум. Как осе­ни­ло ме­ня — все скор­бят обо мне, а я что де­лаю? Ку­да я ле­зу, как по­мра­чен­ный?» Отец Сте­фан ска­зал ему на это: «Хоть ты на де­ле не при­нял об­нов­лен­че­ство, но в мыс­лях при­нял, а раз ты это по­нял, то от служ­бы я те­бя от­стра­няю, по­ка не при­не­сешь по­ка­я­ние»».
В бли­жай­ший празд­нич­ный день отец Алек­сандр пе­ред ли­тур­ги­ей при­нес по­ка­я­ние пе­ред ду­хо­вен­ством и паст­вой и стал слу­жить вме­сте с от­цом Сте­фа­ном.
К 1929 го­ду зда­ние Воз­не­сен­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра бы­ло от­да­но под ис­то­ри­че­ский му­зей, а быв­шие в со­бо­ре об­нов­лен­цы пе­ре­шли в Тро­иц­кую цер­ковь. В это вре­мя по­чти все церк­ви в Ал­ма-Ате бы­ли за­хва­че­ны об­нов­лен­ца­ми и од­на гри­го­ри­ан­ца­ми. Ни­ко­ла­ев­ская цер­ковь оста­ва­лась един­ствен­ной пра­во­слав­ной цер­ко­вью, и слу­жив­ший ра­нее в Тро­иц­кой церк­ви про­то­и­е­рей Филипп Гри­горь­ев, не по­же­лав­ший остать­ся с об­нов­лен­ца­ми, пе­ре­шел слу­жить в Ни­ко­ла­ев­ский храм.

Свя­щен­но­му­че­ник Филипп (Филипп Ми­хай­ло­вич Гри­горь­ев) ро­дил­ся 6 но­яб­ря 1870 го­да. Окон­чив Ом­скую учи­тель­скую се­ми­на­рию, он слу­жил пса­лом­щи­ком в хра­мах Ом­ской епар­хии. 22 июня 1898 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 24 ок­тяб­ря 1902 го­да — во свя­щен­ни­ка. В 1906 го­ду отец Филипп стал слу­жить в хра­ме се­ла Ко­пьев­ское Тар­ско­го уез­да Ом­ской гу­бер­нии, с 1911 го­да — в хра­ме се­ла Но­во-Рож­де­ствен­ское Ом­ско­го уез­да, с 1913-го — в хра­ме по­сел­ка Бо­же­да­ров­ский то­го же уез­да; по­сле 1917 го­да отец Филипп слу­жил в хра­ме се­ла Алек­сан­дров­ка Се­ми­ре­чен­ской об­ла­сти, а по­сле его за­кры­тия — в Тро­иц­ком хра­ме в Ал­ма-Ате и за­тем — в Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви.
10 де­каб­ря 1932 го­да ОГПУ аре­сто­ва­ло про­то­и­е­ре­ев Алек­сандра, Сте­фа­на и Филип­па. В тюрь­ме они за­бо­ле­ли сып­ным ти­фом. Ко­гда по­ло­же­ние свя­щен­ни­ков ста­ло без­на­деж­ным, их пе­ре­вез­ли в спе­ци­аль­но устро­ен­ный ти­фоз­ный ба­рак, но про­бы­ли они здесь недол­го. 17 ян­ва­ря 1933 го­да скон­чал­ся про­то­и­е­рей Филипп Гри­горь­ев, 18-го — про­то­и­е­рей Сте­фан По­но­ма­рев, 20-го — про­то­и­е­рей Алек­сандр Скаль­ский. Все три свя­щен­ни­ка бы­ли по­гре­бе­ны на клад­би­ще, на ко­то­ром хо­ро­ни­ли в то вре­мя со­слан­ных в Ал­ма-Ату кре­стьян.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай (Ни­ко­лай Ива­но­вич Мас­лов) ро­дил­ся в 1874 го­ду в го­ро­де Тве­ри. По окон­ча­нии ду­хов­но­го учи­ли­ща и пас­тыр­ских кур­сов, в 1924 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Тве­ри в хра­ме в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на» за Вол­гой.
По­сле то­го как в го­ро­де за­кры­ли по­чти все хра­мы, и в част­но­сти Воз­не­сен­ский со­бор, ар­хи­епи­скоп Фад­дей (Успен­ский), ко­то­рый то­гда слу­жил в нем, пе­ре­шел слу­жить в храм ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на». Бы­ва­ло, что здесь со­би­ра­лось все остав­ше­е­ся на сво­бо­де пра­во­слав­ное ду­хо­вен­ство го­ро­да. Ар­хи­епи­скоп Фад­дей лю­бил эту цер­ковь на клад­би­ще, со всех сто­рон окру­жен­ную спус­кав­ши­ми­ся к Вол­ге лу­га­ми, столь на­по­ми­нав­ши­ми ему род­ные ме­ста в Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Как све­ча, сто­ял бе­лый храм на хол­ме сре­ди зе­ле­ни. От хра­ма рас­хо­ди­лись ал­леи бла­го­ухан­ной си­ре­ни. Мо­ги­лы бы­ли ограж­де­ны ко­ва­ны­ми ме­тал­ли­че­ски­ми оград­ка­ми, кое-где сто­я­ли па­мят­ни­ки из мра­мо­ра с над­пи­ся­ми, про­сив­ши­ми про­хо­же­го че­ло­ве­ка по­мо­лить­ся за тех, чей прах по­ко­ил­ся под ни­ми. Все здесь на­стра­и­ва­ло на мо­лит­ву и на­по­ми­на­ло о том, что ожи­да­ет каж­до­го че­ло­ве­ка в кон­це жиз­ни, — и храм, как обе­то­ва­ние немерк­ну­ще­го све­та Цар­ства Небес­но­го, и кре­сты на мо­ги­лах, как ука­за­ние пу­ти, по ко­то­ро­му сле­ду­ет че­ло­ве­ку ид­ти, и в то же вре­мя ря­дом — стог­ны древ­не­го гра­да с его по­движ­ни­ка­ми и мо­лит­вен­ни­ка­ми про­шлых ве­ков, про­шед­ши­ми весь крест­ный путь и до­стиг­ши­ми небес­ных оби­те­лей. Через Вол­гу от­сю­да был ви­ден и древ­ний Успен­ский От­рочь мо­на­стырь — ме­сто му­че­ни­че­ской кон­чи­ны мит­ро­по­ли­та Филип­па (Ко­лы­че­ва) и недав­не­го слу­же­ния здесь Твер­ско­го ви­ка­рия, епи­ско­па Пет­ра (Зве­ре­ва); и ку­по­ла за­волж­ских церк­вей, воз­но­сив­ших­ся буд­то шле­ма­ми ар­мии рат­ни­ков, ча­стью пле­нен­ных — за­кры­тых, за­бро­шен­ных, пре­вра­щен­ных в ма­стер­ские и скла­ды; и гроз­ное зда­ние тюрь­мы, где и са­мо­му Твер­ско­му свя­ти­те­лю, ар­хи­епи­ско­пу Фад­дею, суж­де­но бу­дет при­нять му­че­ни­че­скую кон­чи­ну и ми­ло­стью Бо­жи­ей вер­нуть­ся сю­да, к ме­сту сво­е­го по­след­не­го слу­же­ния, на клад­би­ще «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны», чтобы те­лом лечь под ша­тром раз­рос­шей­ся, оди­чав­шей си­ре­ни, ду­хом пред­стоя Гос­по­ду и пре­бы­вая в мо­лит­ве за нас пе­ред Бо­гом.
Неза­бы­ва­е­мо для от­ца Ни­ко­лая бы­ло слу­же­ние со свя­ти­те­лем, са­мо при­сут­ствие ко­то­ро­го бла­го­дат­но очи­ща­ло ду­шу, об­ли­ча­ло в ней все гре­хов­ное и недо­стой­ное. При жиз­ни он был ан­ге­лом-хра­ни­те­лем Тве­ри, по­сле смер­ти — ве­ли­ким за нее мо­лит­вен­ни­ком.
Лю­тое го­не­ние на Цер­ковь в 1937 го­ду не оста­ви­ло на сво­бо­де по­чти ни­ко­го из ду­хо­вен­ства Тве­ри. 3 но­яб­ря 1937 го­да со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли и от­ца Ни­ко­лая. Сра­зу же по­сле аре­ста со­сто­ял­ся до­прос. Сле­до­ва­тель спро­сил свя­щен­ни­ка о зна­ко­мых в го­ро­де. Отец Ни­ко­лай от­ве­тил, что знал толь­ко тех свя­щен­ни­ков, ко­то­рые слу­жи­ли вме­сте с ним в хра­ме ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на».
— Вы зна­ко­мы с быв­шим ар­хи­ере­ем Успен­ским?
Свя­щен­ник по­пра­вил:
— Не с быв­шим ар­хи­ере­ем Успен­ским, а с ар­хи­епи­ско­пом Фад­де­ем; да, я его хо­ро­шо знаю, был у него на квар­ти­ре в 1930 го­ду, по­сле это­го ча­сто его ви­дел в церк­ви «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны».
— Ка­кие вза­и­мо­от­но­ше­ния у вас бы­ли с Успен­ским?
— Вза­и­мо­от­но­ше­ния с ар­хи­ере­ем у нас бы­ли чи­сто слу­жеб­ные, ка­ких-ли­бо по­сто­рон­них раз­го­во­ров у нас не бы­ло.
— Вы об­ви­ня­е­тесь в том, что вы, Мас­лов, яв­ля­е­тесь участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной фа­шист­ско-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции в го­ро­де Ка­ли­нине, воз­глав­ля­е­мой ар­хи­ере­ем Фад­де­ем Успен­ским. При­зна­е­те ли вы это?
— Участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной фа­шист­ско-мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции я не был и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
По­сле до­про­са бы­ли вы­зва­ны де­жур­ные сви­де­те­ли, об­нов­лен­цы, ко­то­рые по тре­бо­ва­нию сле­до­ва­те­ля под­пи­са­ли лже­сви­де­тель­ства.
2 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Мас­ло­ва к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Во вре­мя след­ствия отец Ни­ко­лай тя­же­ло за­бо­лел, и со­сто­я­ние его здо­ро­вья ста­ло быст­ро ухуд­шать­ся. В июле 1938 го­да он был пе­ре­ве­зен из Тве­ри в тюрь­му в по­сел­ке Лы­ко­ши­но, на­хо­дясь в ко­то­рой он по­сле дол­гой и тя­же­лой бо­лез­ни 17 ян­ва­ря 1939 (через полгода) го­да скон­чал­ся.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел ро­дил­ся в 1894 го­ду в се­ле Кар­по­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Фе­ли­цы­на. В 1910 го­ду Па­вел окон­чил Дмит­ров­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1914 го­ду учи­ли­ще име­ни Ше­ла­пу­ти­на в Москве и по­сту­пил пса­лом­щи­ком в Вос­кре­сен­скую цер­ковь в се­ле Кар­по­во. В 1915 го­ду он был мо­би­ли­зо­ван в дей­ству­ю­щую ар­мию и во вре­мя бо­ев в 1916 го­ду по­пал в плен. Вер­нув­шись на ро­ди­ну в 1918 го­ду, он был на­зна­чен пса­лом­щи­ком в Вос­кре­сен­скую цер­ковь.
15 но­яб­ря 1920 го­да епи­скоп Дмит­ров­ский Се­ра­фим (Звез­дин­ский) ру­ко­по­ло­жил Пав­ла Ива­но­ви­ча во диа­ко­на к этой церк­ви. В 1923 го­ду диа­кон Па­вел был хи­ро­то­ни­сан во свя­щен­ни­ка к Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви в се­ле Гор­ки Дмит­ров­ско­го уез­да.
4 ап­ре­ля 1931 го­да отец Па­вел был пе­ре­ве­ден в Моск­ву в храм Ри­зо­по­ло­же­ния в Лео­но­ве и по­се­лил­ся у Алек­сан­дры Ива­нов­ны Смир­но­вой, муж ко­то­рой, свя­щен­ник Вла­ди­мир Смир­нов, слу­жил в Лео­но­ве до сво­ей кон­чи­ны в 1929 го­ду. Дом при­над­ле­жал церк­ви, и здесь жил весь при­чт хра­ма Ри­зо­по­ло­же­ния.
Отец Па­вел был аре­сто­ван во вре­мя кро­ва­вых го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь 15 но­яб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Спу­стя де­сять дней Алек­сандра Ива­нов­на, вер­нув­шись с ра­бо­ты, за­ста­ла у се­бя в до­ме ожи­дав­ших ее со­труд­ни­ков НКВД. Они предъ­яви­ли ей ор­дер на обыск, за­тем про­шли по ком­на­там, пе­ре­смот­ре­ли ве­щи в ко­мо­де, до­ста­ли пла­стин­ки и па­те­фон и за­ве­ли его. Для со­труд­ни­ков НКВД обыск был раз­вле­че­ни­ем, и они ста­ли тре­бо­вать от Алек­сан­дры Ива­нов­ны и ее до­че­ри, чтобы те по­иг­ра­ли им на фис­гар­мо­нии. Дочь ка­те­го­ри­че­ски от­ка­за­лась, а Алек­сандра Ива­нов­на, усту­пая на­си­лию, немно­го по­иг­ра­ла. Со­труд­ни­ки НКВД по­про­си­ли, чтобы она под­пи­са­ла бу­ма­гу, что у нее нет к ним пре­тен­зий, и пред­ло­жи­ли про­сле­до­вать за ни­ми. На во­прос, за­чем и ку­да, один из них от­ве­тил: «Вы нам нуж­ны для кое-ка­ких све­де­ний. Через час вы бу­де­те до­ма».
В рай­он­ном от­де­ле­нии НКВД со­труд­ник по­про­сил Алек­сан­дру Ива­нов­ну на­звать свои ан­кет­ные дан­ные, а за­тем ска­зал: «У нас есть све­де­ния, что у вас в до­ме про­хо­дят со­бра­ния контр­ре­во­лю­ци­он­но­го ха­рак­те­ра, след­стви­ем этих со­бра­ний ста­ла аги­та­ция про­тив вы­бо­ров в Вер­хов­ный Со­вет». Услы­шав на­вет, Алек­сандра Ива­нов­на с воз­му­ще­ни­ем его от­верг­ла. То­гда сле­до­ва­тель, за­пол­нив про­то­кол до­про­са, ска­зал: «Вы не вол­нуй­тесь, зна­чит, до­нес­ли на вас. Де­ло бу­дет раз­би­рать­ся у сле­до­ва­те­ля, бу­дут вы­зва­ны сви­де­те­ли, и все вы­яс­нит­ся». Алек­сан­дру Ива­нов­ну пе­ре­ве­ли в тюрь­му в Москве и боль­ше уже на до­про­сы не вы­зы­ва­ли. Вер­ну­лась она до­мой с ка­тор­ги лишь через во­семь лет.
Свя­щен­ник Па­вел Фе­ли­цын был аре­сто­ван вме­сте с дру­ги­ми свя­щен­ни­ка­ми и ми­ря­на­ми, жив­ши­ми в Лео­но­ве. Один из них, свя­щен­ник Алек­сандр Кед­ров, жив­ший в Лео­но­ве, но слу­жив­ший в об­нов­лен­че­ской церк­ви на Пят­ниц­ком клад­би­ще, по­ка­зал: «Я слу­жу свя­щен­ни­ком с 1919 го­да, рань­ше был ти­хо­нов­ской ори­ен­та­ции, а сей­час, с 1935 го­да, стал по­сте­пен­но от­хо­дить от ти­хо­нов­цев, но Фе­ли­цын яв­ля­ет­ся убеж­ден­ным ти­хо­нов­цем и про­яв­ля­ет боль­шую зло­бу к со­вет­ской вла­сти».
23 но­яб­ря 1937 го­да сле­до­ва­тель до­про­сил от­ца Пав­ла.
— К Церк­ви ка­ко­го на­прав­ле­ния вы при­над­ле­жи­те? — спро­сил он.
— Я при­над­ле­жу к ти­хо­нов­ской церк­ви, — от­ве­тил свя­щен­ник.
— След­ствию из­вест­но, что вы на квар­ти­ре встре­ча­лись… и про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию… При­зна­е­те, что это бы­ло? Так или нет?
— Нет, это­го не бы­ло, ибо та­ких встреч на квар­ти­ре и где бы то ни бы­ло не бы­ло, кро­ме как встреч ми­мо­хо­дом, и ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти я не про­во­дил.
По за­вер­ше­нии след­ствия, 5 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Пав­ла к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Свя­щен­ник Па­вел Фе­ли­цын скон­чал­ся в за­клю­че­нии 17 ян­ва­ря 1941 го­да (примерно через год) и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание