⏳ 2021.01.12 (вт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 32я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 6й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
12 января (30 декабря)
• Святки
• ап. от 70-ти Тимо́на Бострийского (I)
• мц. Ани́сии Солунской (Фессалоникийской) (285–305)
• мч. Филете́ра Никомидийского (311)
• сщмч. Зотика Сиропитателя (IV)
• прп. Феодо́ры Кесарийской (VIII)
• прп. Феодоры Константинопольской (940)
• свт. Макария Московского (1563)
• мц. Марии Даниловой (1946)


☦️
Свя­тые апо­сто­лы от 70 Про­хор, Ни­ка­нор, Ти­мон и Пар­мен бы­ли пер­вы­ми диа­ко­на­ми Церк­ви Хри­сто­вой.
В кни­ге Де­я­ний апо­сто­лов (Деян.6:1-6) рас­ска­зы­ва­ет­ся, что в Иеру­са­ли­ме две­на­дцать апо­сто­лов из­бра­ли семь му­жей: Сте­фа­на, Филип­па, Про­хо­ра, Ни­ка­но­ра, Ти­мо­на, Пар­ме­на и Ни­ко­лая, ис­пол­нен­ных Свя­то­го Ду­ха и пре­муд­ро­сти, и по­ста­ви­ли их на диа­кон­ское слу­же­ние.
Свя­тая Цер­ковь со­вер­ша­ет их об­щую па­мять 28 июля, хо­тя они скон­ча­лись в раз­ное вре­мя и в раз­ных ме­стах.
Свя­той Про­хор вна­ча­ле со­про­вож­дал пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла Пет­ра и от него по­став­лен епи­ско­пом в го­род Ни­ко­ми­дию. По­сле Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри Про­хор был спут­ни­ком и со­труд­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва и вме­сте с ним со­слан на ост­ров Пат­мос. Там он за­пи­сал От­кро­ве­ние Бо­жие, быв­шее свя­то­му апо­сто­лу Иоан­ну, о ко­неч­ных судь­бах ми­ра (Апо­ка­лип­сис). По воз­вра­ще­нии в Ни­ко­ми­дию свя­той Про­хор об­ра­щал языч­ни­ков ко Хри­сту в го­ро­де Ан­тио­хии и там при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
Свя­той Ни­ка­нор по­стра­дал в тот день, ко­гда был по­бит кам­ня­ми свя­той пер­во­му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Сте­фан и мно­же­ство дру­гих хри­сти­ан.
Свя­той Ти­мон был по­став­лен апо­сто­ла­ми во епи­ско­па го­ро­да Ба­сто­рии в Ара­вии и по­стра­дал от иуде­ев и языч­ни­ков за про­по­ведь Еван­ге­лия. Он был бро­шен в печь, но си­лой Бо­жи­ей вы­шел из нее невре­ди­мым. Пре­да­ние Рим­ской церк­ви го­во­рит, что свя­той Ти­мон скон­чал­ся рас­пя­тым на кре­сте.
Свя­той Пар­мен усерд­но про­по­ве­до­вал Хри­ста в Ма­ке­до­нии. Умер он от по­се­тив­шей его бо­лез­ни. Су­ще­ству­ет так­же мне­ние, что свя­той Пар­мен по­стра­дал при Тра­яне (98–117) в по­след­ний год его цар­ство­ва­ния, при­няв му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/27
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/627

☦️
Свя­тая Ани­сия ро­ди­лась в го­ро­де Со­лу­ни в Гре­ции в кон­це III ве­ка. Ее бо­га­тые ро­ди­те­ли бы­ли бла­го­че­сти­вы­ми и доб­ры­ми людь­ми. Они вос­пи­та­ли Ани­сию в хри­сти­ан­ской ве­ре. Ра­но ли­шив­шись сво­их ро­ди­те­лей, Ани­сия оста­лась един­ствен­ной на­след­ни­цей их боль­шо­го бо­гат­ства – зо­ло­та и дра­го­цен­но­стей.
В то вре­мя хри­сти­ан же­сто­ко пре­сле­до­ва­ли. По при­ка­зу им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (284–305 гг.) все хри­сти­ане, не со­гла­шав­ши­е­ся от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам, под­вер­га­лись пыт­кам и каз­ням. Каж­дый мог без­на­ка­зан­но убить хри­сти­а­ни­на без вся­кой при­чи­ны. Зная, что бо­га­тым труд­но вой­ти в Цар­ство Небес­ное, свя­тая Ани­сия от­пу­сти­ла на во­лю сво­их ра­бов, рас­про­да­ла свои име­ния и ста­ла по­мо­гать вдо­вам, си­ро­там, ни­щим и за­клю­чен­ным в тем­ни­цах. И не толь­ко день­га­ми по­мо­га­ла лю­дям свя­тая Ани­сия, она са­ма уха­жи­ва­ла за боль­ны­ми, пе­ре­вя­зы­ва­ла ра­ны му­че­ни­кам, уте­ша­ла скор­бя­щих. Ко­гда все ее сред­ства ис­то­щи­лись, свя­тая Ани­сия ста­ла жить в бед­но­сти и на­ча­ла ра­бо­тать для сво­е­го про­пи­та­ния. Од­на­ко она про­дол­жа­ла по­се­щать за­клю­чен­ных и уте­шать скор­бя­щих.
Од­на­жды свя­тая Ани­сия, идя на мо­лит­вен­ное со­бра­ние хри­сти­ан, уви­де­ла, как на­род в боль­шом ко­ли­че­стве спе­шил в язы­че­ский храм че­ство­вать язы­че­ско­го бо­га солн­ца. Сто­ро­нясь шум­ной тол­пы, свя­тая Ани­сия про­дол­жа­ла свой путь на мо­лит­вен­ное со­бра­ние. Но вдруг один из во­и­нов об­ра­тил на нее вни­ма­ние и спро­сил ее, кто она и ку­да идет. Свя­тая Ани­сия крот­ко от­ве­ти­ла: «Я ра­ба Хри­сто­ва и иду к се­бе в цер­ковь».
Во­ин гру­бо схва­тил свя­тую и хо­тел си­лой уве­сти ее в ка­пи­ще (язы­че­ский храм), чтобы там при­ну­дить ее при­не­сти жерт­ву идо­лу. Свя­тая Ани­сия вы­рва­лась из рук во­и­на со сло­ва­ми: «Да за­пре­тит те­бе Гос­подь Иисус Хри­стос». Услы­шав нена­вист­ное имя Хри­ста, сви­ре­пый языч­ник уда­рил ме­чом свя­тую Ани­сию. Об­ли­ва­ясь кро­вью, она за­мерт­во упа­ла на зем­лю. Так юная Ани­сия пре­да­ла свою чи­стую ду­шу в ру­ки Хри­ста. Хри­сти­ане по­хо­ро­ни­ли те­ло свя­той му­че­ни­цы в го­ро­де Со­лу­ни близ го­род­ских во­рот.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1151

☦️
Свя­той му­че­ник Филе­тер Ни­ко­ми­дий­ский два­жды пре­тер­пел му­че­ния за Хри­ста: при Дио­кли­ти­ане (284–305) и при Мак­си­ми­ане (305–311). Ко­гда Дио­кли­ти­ан при­был в Ни­ко­ми­дию, на суд при­ве­ли свя­то­го Филе­те­ра, ко­то­рый был вы­со­ко­го ро­ста, с кра­си­вым ли­цом. Уви­дав его, им­пе­ра­тор срав­нил свя­то­го Филе­те­ра с язы­че­ским бо­гом. На во­прос о зва­нии и про­ис­хож­де­нии му­че­ник ска­зал: «Я сын епар­ха, по ве­ре – хри­сти­а­нин и жи­ву с хри­сти­а­на­ми». Им­пе­ра­тор скло­нял его лас­ка­ми к от­ре­че­нию и ху­лил Гос­по­да Иису­са Хри­ста, но свя­той ска­зал: «Да за­гра­дят­ся уста вся­ко­го, будь он царь или кто иной, кто дер­за­ет ху­лить Хри­ста мо­е­го». По­сле этих слов му­че­ник был бро­шен в рас­ка­лен­ную печь, но вы­шел от­ту­да невре­дим. То­гда Дио­кли­ти­ан под вли­я­ни­ем ви­ден­но­го чу­да и при­ни­мая во вни­ма­ние знат­ность и кра­со­ту свя­то­го, от­пу­стил его на сво­бо­ду.
Им­пе­ра­то­ру Мак­си­ми­а­ну так­же до­нес­ли, что Филе­тер хри­сти­а­нин. Пред­став на суд им­пе­ра­то­ра, свя­той му­че­ник опять ис­по­ве­дал ве­ру во Хри­ста. За это его под­верг­ли пыт­кам. За­тем он был бро­шен на рас­тер­за­ние зве­рям, но остал­ся невре­ди­мым. То­гда его при­го­во­ри­ли к усе­че­нию ме­чом, но двое слуг, ко­то­рым бы­ла по­ру­че­на казнь, так и не смог­ли его умерт­вить: как толь­ко они за­но­си­ли меч над го­ло­вой му­че­ни­ка, ру­ки сра­зу пе­ре­ста­ва­ли дей­ство­вать. Убе­див­шись в том, что Гос­подь незри­мо охра­ня­ет свя­то­го му­че­ни­ка, оба па­ла­ча уве­ро­ва­ли во Хри­ста и са­ми по­стра­да­ли за ве­ру через усек­но­ве­ние ме­чом.
Свя­той му­че­ник Филе­тер был при­го­во­рен к ссыл­ке на Про­кон­нис, один из ост­ро­вов Мра­мор­но­го мо­ря. По до­ро­ге в ссыл­ку он со­вер­шил мно­го чу­дес и со­кру­шил ка­пи­ща идо­лов. Со­про­вож­дав­шие свя­то­го в ссыл­ку шесть во­и­нов вме­сте с на­чаль­ни­ком уве­ро­ва­ли во Хри­ста.
На пу­ти к ним вы­шел свя­той Ев­ви­от, то­же пе­ре­нес­ший мно­го стра­да­ний за Хри­ста. Свя­тые с ра­до­стью встре­ти­лись и в кел­лии Ев­ви­о­та про­жи­ли 7 дней вме­сте с во­и­на­ми и их на­чаль­ни­ком. Там же свя­той Филе­тер скон­чал­ся († 311) и был по­гре­бен Ев­ви­о­том. Через 11 дней скон­ча­лись во­и­ны и их на­чаль­ник. Они бы­ли по­гре­бе­ны око­ло свя­то­го му­че­ни­ка Филе­те­ра.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1152

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Зо­тик, си­ро­пи­та­тель, знат­ный и бо­га­тый рим­ля­нин, на­хо­дил­ся на служ­бе у свя­то­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (306–337). Ко­гда царь пе­ре­нес сто­ли­цу из Ри­ма в Кон­стан­ти­но­поль, ту­да же пе­ре­се­лил­ся и Зо­тик. Вско­ре, од­на­ко, от­верг­шись мир­ских по­че­стей, он при­нял свя­щен­ный сан, стал при­зи­рать в сво­ем до­ме и кор­мить ни­щих и стран­ни­ков. По­том, по­лу­чив день­ги от свя­то­го Кон­стан­ти­на, устро­ил боль­ни­цу, стран­но­при­им­ный дом, где при­ни­мал про­ка­жен­ных, вы­ку­пая их у во­и­нов, ко­то­рым бы­ло при­ка­за­но то­пить боль­ных в мо­ре.
Ко­гда на пре­стол всту­пил сын свя­то­го ца­ря Кон­стан­ти­на, Кон­стан­ций (337–361), по­сле­до­ва­тель ари­ан­ской ере­си, на свя­то­го бы­ло до­не­се­но, что он по­лу­чил от по­кой­но­го им­пе­ра­то­ра боль­шие день­ги. До­про­шен­ный об этом, свя­той Зо­тик по­ка­зал им­пе­ра­то­ру устро­ен­ные им боль­ни­цу и стран­но­при­им­ный дом. Кон­стан­ций раз­гне­вал­ся, так как счи­тал, что на по­лу­чен­ные от его от­ца день­ги свя­той Зо­тик при­об­рел дра­го­цен­но­сти, и хо­тел по­лу­чить их об­рат­но. Он при­ка­зал при­вя­зать свя­то­го Зо­ти­ка к ди­ким му­лам, ко­то­рые вла­чи­ли свя­то­го по кам­ням. Всё те­ло его бы­ло рас­тер­за­но, и свя­той му­че­ник пре­дал ду­шу Бо­гу. На ме­сте его смер­ти за­бил ис­точ­ник чи­стой во­ды, от ко­то­рой мно­гие по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1153

☦️
Пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра Ке­са­рий­ская, жив­шая в VIII в., бы­ла до­че­рью пат­ри­ция Фе­о­фи­ла и же­ны его Фе­о­до­ры. Ро­ди­те­ли ее дол­го не име­ли де­тей, о чем скор­бе­ли. Они мно­го мо­ли­лись и да­ли обет, ес­ли у них бу­дет ди­тя, по­свя­тить его Бо­гу. Ко­гда ро­див­ша­я­ся у них дочь под­рос­ла, мать при­ве­ла ее в оби­тель свя­той Ан­ны, где де­воч­ка по­сту­пи­ла под ру­ко­вод­ство игу­ме­ний. Там она на­учи­лась Сло­ву Бо­жию.
Им­пе­ра­тор Лев Ис­авр (716–741), ико­но­бо­рец, за­ду­мал вы­дать за­муж де­ви­цу Фе­о­до­ру за од­но­го из сво­их при­бли­жен­ных. Ее про­тив во­ли взя­ли из мо­на­сты­ря и при­вез­ли в Кон­стан­ти­но­поль, где всё бы­ло уже при­го­тов­ле­но для бра­ко­со­че­та­ния. Но во вре­мя брач­но­го пи­ра про­изо­шло на­па­де­ние ски­фов на сто­ли­цу, и же­них свя­той Фе­о­до­ры, по­слан­ный от­ра­зить вра­гов, по­гиб в пер­вой же схват­ке. Вос­поль­зо­вав­шись об­щим смя­те­ни­ем, свя­тая Фе­о­до­ра неза­мет­но скры­лась, се­ла на ко­рабль и до­стиг­ла сво­ей оби­те­ли. Ко­гда за ней явил­ся цар­ский чи­нов­ник, он уви­дел ее уже при­няв­шей по­стриг – мо­на­хи­ней, оде­той в ру­би­ще. Свя­тую не при­нуж­да­ли боль­ше к ухо­ду из мо­на­сты­ря, и она в су­ро­вых по­дви­гах бде­ния, по­ста и мо­лит­вы про­ве­ла даль­ней­шие го­ды жиз­ни. На те­ле она но­си­ла тя­же­лые же­лез­ные вери­ги, не сни­мая их до смер­ти.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1154

☦️
(большой текст)
Пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра Ца­ре­град­ская жи­ла в Кон­стан­ти­но­по­ле в пер­вой по­ло­вине Х в.. Она бы­ла за­му­жем, но вско­ре ов­до­ве­ла и ве­ла бла­го­че­сти­вую жизнь, слу­жа бед­ным и стран­ни­кам, а за­тем при­ня­ла мо­на­ше­ство и жи­ла под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Ва­си­лия Но­во­го (па­мять 8 апреля), оби­тав­ше­го в ее до­ме в уеди­нен­ной кел­лии. Скон­ча­лась пре­по­доб­ная в пре­клон­ном воз­расте в 940 го­ду.

Уче­ник свя­то­го Ва­си­лия Но­во­го, Гри­го­рий, по смер­ти свя­той Фе­о­до­ры с моль­бой про­сил свя­то­го от­крыть ему за­гроб­ную участь ста­ри­цы. «Так ты очень же­ла­ешь это­го?» – спро­сил пре­по­доб­ный Ва­си­лий. «Да, очень же­лал бы», – от­ве­тил Гри­го­рий. Пре­по­доб­ный ска­зал: «Ты уви­дишь ее се­го­дня, ес­ли с ве­рой про­сишь об этом и ес­ли глу­бо­ко уве­рен в воз­мож­но­сти ис­пол­не­ния про­си­мо­го». Гри­го­рий был силь­но удив­лен и рас­суж­дал сам с со­бой, как и где он смо­жет уви­деть ту, ко­то­рая ото­шла в веч­ную жизнь. Ко­гда в эту же ночь Гри­го­рий за­снул, к нему по­до­шел бла­го­об­раз­ный юно­ша и ска­зал: «Встань, зо­вет те­бя пре­по­доб­ный отец Ва­си­лий, чтобы вме­сте по­се­тить Фе­о­до­ру; ес­ли ты хо­чешь уви­деть ее, то иди с ним и уви­дишь». Гри­го­рий тот­час же по­шел к пре­по­доб­но­му, но не на­шел его. При­сут­ство­вав­шие ска­за­ли ему, что пре­по­доб­ный Ва­си­лий сам по­шел по­се­тить пре­по­доб­ную Фе­о­до­ру. Огор­чен­но­му Гри­го­рию ука­за­ли путь, по ко­то­ро­му ушел пре­по­доб­ный. Гри­го­рий по­шел по нему, по­ка не очу­тил­ся в неве­до­мом ла­би­рин­те. Уз­кая и неудоб­ная до­ро­га при­ве­ла к за­пер­тым во­ро­там. Уви­дев в сква­жи­ну, что за во­ро­та­ми на­хо­дит­ся двор, Гри­го­рий оклик­нул си­дев­шую там жен­щи­ну. Она объ­яс­ни­ла, что этот двор при­над­ле­жит от­цу Ва­си­лию, ко­то­рый при­шел сю­да по­се­тить ду­хов­ных чад. «От­крой­те мне, я то­же ча­до свя­то­го Ва­си­лия», – про­сил Гри­го­рий. Но без раз­ре­ше­ния пре­по­доб­ной Фе­о­до­ры слу­жан­ка не от­кры­ла две­ри. Гри­го­рий на­чал силь­но сту­чать в две­ри. Пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра услы­ша­ла и с ра­до­стью впу­сти­ла его, го­во­ря: «Вот он – воз­люб­лен­ный сын гос­по­ди­на мо­е­го, Ва­си­лия!» При­вет­ство­вав его, пре­по­доб­ная спро­си­ла: «Брат Гри­го­рий, кто те­бя на­ста­вил прий­ти сю­да?» То­гда он по­дроб­но рас­ска­зал, как по мо­лит­ве свя­то­го Ва­си­лия до­стиг сча­стья ви­деть ее во сла­ве, ко­то­рую она при­об­ре­ла сво­ей по­движ­ни­че­ской жиз­нью. Гри­го­рий стал про­сить пре­по­доб­ную рас­ска­зать ему ра­ди ду­хов­ной поль­зы, как она рас­ста­лась с те­лом и ми­мо кле­вет­ни­ков про­шла в эту свя­тую оби­тель. Пре­по­доб­ная от­ве­ча­ла: «Как я мо­гу, до­ро­гое ча­до Гри­го­рий, рас­ска­зать те­бе всё? По­сле то­го, что я в стра­хе и тре­пе­те ис­пы­та­ла, я мно­гое за­бы­ла, тем бо­лее, что ви­де­ла та­кие ли­ца и слы­ша­ла та­кие го­ло­са, ка­ких не при­хо­ди­лось ни­ко­гда ви­деть и слы­шать в те­че­ние всей сво­ей жиз­ни. Что я мо­гу ска­зать, так это то, что лю­тая мне встре­ти­лась бы смерть за мои непра­вые де­ла. со­вер­шён­ные на зем­ле, ес­ли бы не мо­лит­вы от­ца на­ше­го Ва­си­лия. Од­ни мо­лит­вы его сде­ла­ли мою смерть лег­кой». По­сле это­го пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра ста­ла рас­ска­зы­вать, как устра­ши­ли её при кон­чине мно­же­ство вдруг явив­ших­ся злых ду­хов. Они при­нес­ли боль­шие кни­ги, в ко­то­рых бы­ли за­пи­са­ны гре­хи всей жиз­ни, и пе­ре­смат­ри­ва­ли их в нетер­пе­нии, как буд­то ожи­дая с ми­ну­ты на ми­ну­ту при­хо­да ка­ко­го-то судьи. Ви­дя всё это, пре­по­доб­ная при­шла в та­кой тре­пет и ужас, что вко­нец из­не­мог­ла и в стра­да­нии огля­ды­ва­лась по сто­ро­нам, же­лая уви­деть ко­го-ни­будь, кто смог бы ото­гнать бе­сов. На­хо­дясь в та­ком му­чи­тель­ном со­сто­я­нии, пре­по­доб­ная уви­де­ла двух Ан­ге­лов, став­ших по пра­вую сто­ро­ну от нее. Злые ду­хи тут же ото­шли даль­ше. «За­чем вы, мрач­ные вра­ги ро­да че­ло­ве­че­ско­го, сму­ща­е­те и му­чи­те ду­шу уми­ра­ю­щей? Не ра­дуй­тесь, здесь ва­ше­го ни­че­го нет», – про­го­во­рил Ан­гел. То­гда бес­стыд­ные ду­хи на­ча­ли вспо­ми­нать всё, что свя­тая сде­ла­ла от юно­сти, сло­вом ли, де­лом ли или по­мыш­ле­ни­ем. При этом они мно­гое при­бав­ля­ли от се­бя, ста­ра­ясь окле­ве­тать пре­по­доб­ную. На­ко­нец при­шла смерть. Она на­ли­ла че­го-то в ча­шу и под­нес­ла свя­той ис­пить, а по­сле, взяв нож, от­сек­ла го­ло­ву. «Ах, ча­до мое, – про­дол­жа­ла рас­сказ пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра, – как мне то­гда ста­ло горь­ко, горь­ко! В эту-то ми­ну­ту смерть ис­торг­ла мою ду­шу, ко­то­рая быст­ро от­де­ли­лась от те­ла, по­доб­но то­му, как пти­ца быст­ро от­ска­ки­ва­ет от ру­ки лов­ца, ес­ли он вы­пус­ка­ет ее на сво­бо­ду». Све­то­зар­ные Ан­ге­лы при­ня­ли ду­шу пре­по­доб­ной и на­ча­ли от­хо­дить с ней на Небо, те­ло же свя­той оста­лось ле­жать на зем­ле, слов­но сбро­шен­ная одеж­да. Ко­гда свя­тые Ан­ге­лы дер­жа­ли ду­шу пре­по­доб­ной, злые ду­хи опять при­сту­пи­ли, ска­зав: «Мы име­ем мно­гие ее гре­хи, от­ве­чай­те нам за них». И то­гда Ан­ге­лы ста­ли вспо­ми­нать все доб­рые де­ла, ко­то­рые со­тво­ри­ла свя­тая: её ми­ло­сер­дие, ми­ро­лю­бие, лю­бовь к хра­му Бо­жию, тер­пе­ние, сми­ре­ние, по­ще­ние и мно­гие дру­гие по­дви­ги, ко­то­рые пре­по­доб­ная по­нес­ла в жиз­ни. Всё это со­брав, они про­ти­во­по­ста­ви­ли гре­хам доб­рые де­ла, ко­то­рые ис­ку­пи­ли их. Злые ду­хи за­скре­же­та­ли зу­ба­ми, же­лая по­хи­тить свя­тую ду­шу и вверг­нуть ее в без­дну. В это вре­мя вне­зап­но явил­ся сво­им ду­хом пре­по­доб­ный Ва­си­лий и ска­зал свя­тым Ан­ге­лам: «По­кро­ви­те­ли мои, эта ду­ша мно­го мне по­слу­жи­ла, успо­ка­и­вая мою немощь и ста­рость. Я мо­лил­ся о ней Гос­по­ду, и Он да­ро­вал мне бла­го­сты­ню эту». При этом пре­по­доб­ный Ва­си­лий дал Ан­ге­лам ка­кой-то ков­че­жец, до­ба­вив: «Ко­гда хо­ти­те мы­тар­ства воз­душ­ные ми­но­вать, ис­ку­пай­те ее, взяв из это­го ков­чеж­ца и от­да­вая лу­ка­вым и злым ду­хам». От­дав ков­че­жец, свя­той ото­шел. Уви­дев это, злые ду­хи дол­го оста­ва­лись в недо­уме­нии и без­глас­ны­ми, а по­том вдруг, гром­ко вос­клик­нув, за­во­пи­ли: «Го­ре нам! на­прас­но мы тру­ди­лись, сле­див­ши за ней, как и где она гре­ши­ла». Ска­зав это, они мгно­вен­но ис­чез­ли. За­тем сно­ва явил­ся пре­по­доб­ный Ва­си­лий и при­нес с со­бой мно­го раз­лич­ных со­су­дов с аро­ма­та­ми, ко­то­рые вру­чил Ан­ге­лам. От­кры­вая один со­суд за дру­гим, Ан­ге­лы воз­ли­ва­ли на пре­по­доб­ную Фе­о­до­ру аро­ма­ты. Она ис­пол­ни­лась ду­хов­но­го бла­го­уха­ния и по­чув­ство­ва­ла, что из­ме­ни­лась и ста­ла очень свет­ла. Пре­по­доб­ный Ва­си­лий ска­зал: «По­кро­ви­те­ли мои! Ко­гда всё необ­хо­ди­мое со­вер­ши­те над нею, то­гда, при­вед­ши ее в преду­го­то­ван­ную мне от Гос­по­да оби­тель, оставь­те её там». Ска­зав это, он ото­шел. Свя­тые Ан­ге­лы взя­ли пре­по­доб­ную Фе­о­до­ру и на­пра­ви­лись вверх на Небе­са, вос­хо­дя как бы по воз­ду­ху.
И вот на пу­ти вне­зап­но встре­ти­лось пер­вое мы­тар­ство, ко­то­рое на­зы­ва­ет­ся мы­тар­ством Празд­но­сло­вия и Сквер­но­сло­вия. Ис­тя­за­те­ли тре­бо­ва­ли дать от­вет во всем, что пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра ко­гда-ли­бо о ком-ни­будь дур­но го­во­ри­ла, об­ви­ня­ли за непри­лич­ный смех, на­смеш­ки, дур­ные пес­ни. Всё это свя­тая за­бы­ла, ибо мно­го вре­ме­ни про­шло с тех пор, как она на­ча­ла ве­сти жизнь, угод­ную Бо­гу. Но Ан­ге­лы за­щи­ти­ли ее.
Вы­ше на­хо­ди­лось мы­тар­ство Лжи. На­хо­див­ши­е­ся там злые ду­хи бы­ли очень мерз­ки, про­тив­ны и сви­ре­пы. Они с яро­стью на­ча­ли кле­ве­тать на свя­тую, но Ан­ге­лы да­ли им из ков­чеж­ца и ми­но­ва­ли их без бе­ды.
Ко­гда пре­по­доб­ная до­стиг­ла тре­тье­го мы­тар­ства – Осуж­де­ния и Кле­ве­ты, от злых ду­хов вы­шел бо­лее ста­рый и на­чал рас­ска­зы­вать, ка­ки­ми дур­ны­ми сло­ва­ми пре­по­доб­ная окле­ве­та­ла ко­го-ли­бо в сво­ей жиз­ни. Мно­го он по­ка­зы­вал лож­но­го, но уди­ви­тель­но бы­ло, с ка­кой по­дроб­но­стью и точ­но­стью за­пом­ни­ли бе­сы то, что за­бы­ла са­ма пре­по­доб­ная.
Слу­ги чет­вер­то­го мы­тар­ства – Объ­яде­ния и Пьян­ства, слов­но хищ­ные вол­ки, го­то­вы бы­ли по­гло­тить свя­тую, вспо­ми­ная, как она ела утром, не по­мо­лив­шись Бо­гу, ела до обе­да и ужи­на и без ме­ры, на­ру­ша­ла по­сты. Ста­ра­ясь вы­рвать пре­по­доб­ную из рук Ан­ге­лов, один из злых ду­хов ска­зал: «Не ты ли обе­ща­ла при Свя­том Кре­ще­нии Гос­по­ду Бо­гу сво­е­му от­речь­ся от са­та­ны и всех дел его и от все­го, что при­над­ле­жит са­тане? Дав та­кой обет, как ты мог­ла со­вер­шить то, что ты со­вер­ши­ла?» И бе­сы пе­ре­счи­та­ли да­же все ча­ши ви­на, ко­то­рые вы­пи­ла пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра в те­че­ние всей жиз­ни. Ко­гда она ска­за­ла: «Да, это бы­ло, и это я пом­ню», – Ан­ге­лы сно­ва да­ли часть из ков­чеж­ца свя­то­го Ва­си­лия, как это они де­ла­ли на каж­дом мы­тар­стве, и от­пра­ви­лись даль­ше.
«Зна­ют ли на­хо­дя­щи­е­ся на зем­ле лю­ди, что ждет их здесь и с чем они встре­тят­ся по сво­ей смер­ти?» – спро­си­ла пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра Ан­ге­лов. «Да, они зна­ют, – от­ве­тил Ан­гел, – но на­сла­жде­ния и пре­ле­сти жиз­ни так силь­но дей­ству­ют на них, так по­гло­ща­ют их вни­ма­ние, что они неволь­но за­бы­ва­ют о том, что их ждет за гро­бом. Доб­ро тем, ко­то­рые пом­нят Свя­щен­ное Пи­са­ние и тво­рят ми­ло­сты­ню или де­ла­ют ка­кие-ли­бо дру­гие бла­го­де­я­ния, ко­то­рые впо­след­ствии мо­гут ис­ку­пить их от веч­ных мук ада. Но го­ре тем, ко­то­рые жи­вут небреж­но, как буд­то бес­смерт­ные, ду­мая толь­ко о бла­гах чре­ва и гор­до­сти. Ес­ли вне­зап­но по­стигнет их смерть, то окон­ча­тель­но по­гу­бит, так как они не бу­дут иметь в за­щи­ту се­бя ни­ка­ких доб­рых дел; ду­ши тех лю­дей тем­ные кня­зья этих мы­тарств, силь­но из­му­чив, от­ве­дут в тем­ные ме­ста ада и бу­дут дер­жать их до при­ше­ствия Хри­сто­ва. Так и ты, Фе­о­до­ра, по­стра­да­ла бы, ес­ли бы не по­лу­чи­ла от угод­ни­ка Бо­жия Ва­си­лия да­ро­ва­ний, ко­то­рые те­бя спас­ли здесь от все­го дур­но­го». В та­кой бе­се­де Ан­ге­лы до­стиг­ли пя­то­го мы­тар­ства – Ле­но­сти, где ис­тя­зу­ют­ся греш­ни­ки за все дни и ча­сы, про­ве­ден­ные в празд­но­сти. Тут же за­дер­жи­ва­ют­ся ту­не­яд­цы, ле­ня­щи­е­ся в празд­нич­ные дни хо­дить в храм Бо­жий. Там же ис­пы­ту­ет­ся уны­ние и небре­же­ние как мир­ских, так и ду­хов­ных лю­дей и раз­би­ра­ет­ся нера­де­ние каж­до­го о сво­ей ду­ше. Мно­гие от­ту­да низ­вер­га­ют­ся в про­пасть. Ан­ге­лы вос­пол­ни­ли недо­стат­ки пре­по­доб­ной да­ра­ми свя­то­го Ва­си­лия и от­пра­ви­лись даль­ше.
Ше­стое мы­тар­ство – Во­ров­ство они про­шли сво­бод­но. Так­же и седь­мое мы­тар­ство – Среб­ро­лю­бия и Ску­по­сти Ан­ге­лы про­шли без за­держ­ки, по­то­му что, по ми­ло­сти Бо­жи­ей, пре­по­доб­ная все­гда до­воль­ство­ва­лась тем, что да­вал Бог, и усерд­но раз­да­ва­ла име­ю­ще­е­ся нуж­дав­шим­ся.
Ду­хи вось­мо­го мы­тар­ства – Ли­хо­им­ства, ис­тя­зу­ю­щие взя­точ­ни­че­ство и лесть, за­скре­же­та­ли от зло­сти зу­ба­ми, ко­гда Ан­ге­лы про­шли от них, ибо они ни­че­го не име­ли про­тив пре­по­доб­ной. Де­вя­тое мы­тар­ство – Неправ­ды и Тще­сла­вия, де­ся­тое – За­ви­сти и один­на­дца­тое – Гор­до­сти Ан­ге­лы так­же про­шли сво­бод­но.
Вско­ре на пу­ти встре­ти­лось две­на­дца­тое мы­тар­ство – Гне­ва. Ста­рей­ший из ду­хов, ис­пол­нен­ный гне­ва, яро­сти и гор­до­сти, при­ка­зал слу­гам му­чить и ис­тя­зать пре­по­доб­ную. Бе­сы по­вто­ри­ли все под­лин­ные сло­ва пре­по­доб­ной, ска­зан­ные ею в гне­ве, при­пом­ни­ли да­же, как она с гне­вом смот­ре­ла на сво­их де­тей или стро­го на­ка­зы­ва­ла их. На всё это Ан­ге­лы от­ве­ти­ли, дав из ков­чеж­ца.
Слов­но раз­бой­ни­ки, под­ско­чи­ли злые ду­хи три­на­дца­то­го мы­тар­ства – Зло­па­мят­ства, но, ни­че­го не най­дя в сво­их за­пи­сях, горь­ко за­пла­ка­ли. То­гда пре­по­доб­ная осме­ли­лась спро­сить од­но­го из Ан­ге­лов, от­ку­да злые ду­хи зна­ют, кто и что сде­лал в жиз­ни дур­но­го. Ан­гел от­ве­чал: «Вся­кий хри­сти­а­нин при Свя­том Кре­ще­нии при­ем­лет Ан­ге­ла Хра­ни­те­ля, ко­то­рый неви­ди­мо обе­ре­га­ет его от все­го дур­но­го и на­став­ля­ет на всё доб­рое, ко­то­рый за­пи­сы­ва­ет все доб­рые де­ла, со­вер­шён­ные этим че­ло­ве­ком. С дру­гой сто­ро­ны, злой ан­гел в те­че­ние всей жиз­ни сле­дит за злы­ми де­ла­ми лю­дей и их за­пи­сы­ва­ет в сво­ей кни­ге. Он за­пи­сы­ва­ет все гре­хи, в ко­то­рых, как ты ви­де­ла, ис­пы­ты­ва­ют­ся лю­ди, про­хо­дя­щие мы­тар­ства и на­прав­ля­ю­щи­е­ся на Небо. Гре­хи эти мо­гут воз­бра­нить ду­ше вход в Рай и при­ве­сти пря­мо в без­дну, в ко­то­рой злые ду­хи са­ми жи­вут. И там эти ду­ши бу­дут жить до вто­ро­го при­ше­ствия Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, ес­ли не име­ют за со­бой бла­гих дел, ко­то­рые бы мог­ли вы­рвать их из рук диа­во­ла. Лю­ди, ве­ру­ю­щие во Свя­тую Тро­и­цу, при­об­ща­ю­щи­е­ся как мож­но ча­ще Свя­тых Тайн Те­ла и Кро­ви Хри­ста Спа­си­те­ля, пря­мо вос­хо­дят на Небо без вся­ких пре­пят­ствий. И свя­тые Ан­ге­лы Бо­жии яв­ля­ют­ся за­щит­ни­ка­ми, и свя­тые угод­ни­ки Бо­жии мо­лят­ся о спа­се­нии душ пра­вед­но по­жив­ших лю­дей. О зло­че­сти­вых же и зло­вер­ных ере­ти­ках, ко­то­рые не со­вер­ша­ют в сво­ей жиз­ни ни­че­го по­лез­но­го, ни­кто не за­бо­тит­ся и в за­щи­ту их ни­че­го Ан­ге­лы не мо­гут ска­зать». В че­тыр­на­дца­том мы­тар­стве – Раз­бой­ни­че­ства, ко­то­ро­го до­стиг­ли Ан­ге­лы, ис­пы­ты­ва­лись все, кто ко­го-ни­будь толк­нул с гне­вом, бил по ще­кам или ка­ким-ли­бо ору­ди­ем. И это мы­тар­ство Ан­ге­лы ми­но­ва­ли сво­бод­но. Вне­зап­но они очу­ти­лись в пят­на­дца­том мы­тар­стве – Ча­ро­де­я­ния, оба­я­ния (кол­дов­ства), отрав­ле­ния, при­зы­ва­ния бе­сов. Здесь на­хо­ди­лись змее­об­раз­ные ду­хи, цель су­ще­ство­ва­ния ко­то­рых – вво­дить лю­дей в со­блазн и раз­врат. По бла­го­да­ти Хри­сто­вой пре­по­доб­ная ско­ро ми­но­ва­ла это мы­тар­ство. По­сле это­го она спро­си­ла, за вся­кий ли грех, ко­то­рый че­ло­век со­вер­шит в жиз­ни, он ис­тя­зу­ет­ся в мы­тар­ствах или воз­мож­но ещё при жиз­ни за­гла­дить грех, чтобы очи­стить­ся от него и не му­чить­ся при мы­тар­ствах. Ан­ге­лы от­ве­ча­ли пре­по­доб­ной Фе­о­до­ре, что не всех так по­дроб­но ис­пы­ты­ва­ют на мы­тар­ствах, но толь­ко тех, кто, по­доб­но ей, не ис­по­ве­дал­ся чи­сто­сер­деч­но пе­ред смер­тью. «Ес­ли бы я ис­по­ве­да­ла от­цу ду­хов­но­му без вся­ко­го сты­да и стра­ха всё гре­хов­ное и ес­ли бы по­лу­чи­ла от ду­хов­но­го от­ца про­ще­ние, – ска­за­ла пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра, – то я пе­ре­шла бы бес­пре­пят­ствен­но все эти мы­тар­ства, и ни в од­ном гре­хе мне не при­шлось бы быть ис­тя­зу­е­мой. Но так как я не хо­те­ла чи­сто­сер­деч­но ис­по­ве­дать ду­хов­но­му от­цу сво­их гре­хов, то здесь и ис­тя­за­ют ме­ня за это. Ко­неч­но, мне мно­го по­мог­ло то, что я в те­че­ние всей сво­ей жиз­ни ста­ра­лась и же­ла­ла из­бе­гать гре­ха. Тот, кто с усер­ди­ем стре­мит­ся к по­ка­я­нию, все­гда по­лу­ча­ет от Бо­га про­ще­ние, а через это и сво­бод­ный пе­ре­ход от этой жиз­ни в бла­жен­ную за­гроб­ную жизнь. Злые ду­хи, ко­то­рые на­хо­дят­ся в мы­тар­ствах вме­сте со сво­и­ми пи­са­ни­я­ми, рас­крыв­ши их, ни­че­го не на­хо­дят на­пи­сан­ным, ибо Свя­той Дух де­ла­ет неви­ди­мым всё на­пи­сан­ное. И ви­дят это они и зна­ют, что всё за­пи­сан­ное ими из­гла­же­но бла­го­да­ря ис­по­ве­ди, и очень скор­бят то­гда. Ес­ли че­ло­век ещё жив, то они ста­ра­ют­ся на этом ме­сте сно­ва впи­сать ка­кие-ли­бо дру­гие гре­хи. Ве­ли­ко по­ис­ти­не спа­се­ние че­ло­ве­ка в ис­по­ве­ди! Она спа­са­ет его от мно­гих бед и несча­стий, да­ет воз­мож­ность бес­пре­пят­ствен­но прой­ти все мы­тар­ства и при­бли­зить­ся к Бо­гу. Иные не ис­по­ве­да­ют­ся в на­деж­де, что бу­дет ещё вре­мя и для спа­се­ния, и для остав­ле­ния гре­хов. Иные про­сто сты­дят­ся на ис­по­ве­ди вы­ска­зать ду­хов­ни­ку свои гре­хи – вот та­кие-то лю­ди бу­дут ис­пы­та­ны в мы­тар­ствах стро­го. Есть и та­кие, ко­то­рые сты­дят­ся всё вы­ска­зать од­но­му ду­хов­но­му от­цу, а из­би­ра­ют несколь­ко, и од­ни гре­хи од­но­му ду­хов­ни­ку от­кры­ва­ют, а дру­гие – дру­го­му и так да­лее. За та­кую ис­по­ведь они бу­дут на­ка­за­ны и нема­ло пре­тер­пят при пе­ре­хо­де из мы­тар­ства в мы­тар­ство». Неза­мет­но при­бли­зи­лось шест­на­дца­тое мы­тар­ство – Блу­да. Ис­тя­за­те­ли изу­ми­лись то­му, что свя­тая бес­пре­пят­ствен­но до­стиг­ла их, и ко­гда на­ча­ли го­во­рить, что она сде­ла­ла в жиз­ни, да­ли мно­го лож­ных по­ка­за­ний, при­во­дя в под­твер­жде­ние име­на и ме­ста. Так же по­сту­пи­ли и слу­ги сем­на­дца­то­го мы­тар­ства – Пре­лю­бо­де­я­ния. Во­сем­на­дца­тое мы­тар­ство – Со­дом­ское, где ис­тя­зу­ют­ся все про­ти­во­есте­ствен­ные блуд­ные гре­хи и кро­во­сме­ше­ния, все сквер­ней­шие, тай­но со­вер­ша­е­мые де­ла, о ко­то­рых, по сло­ву апо­сто­ла, стыд­но и го­во­рить, пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра ми­но­ва­ла ско­ро. Ко­гда под­ня­лись вы­ше, Ан­ге­лы ска­за­ли ей: «Ты ви­де­ла страш­ные и от­вра­ти­тель­ные блуд­ные мы­тар­ства. Знай, что ред­кая ду­ша ми­ну­ет их сво­бод­но. Весь мир по­гру­жен во зле со­блаз­нов и скверн, все по­чти лю­ди сла­сто­лю­би­вы, «по­мыш­ле­ние серд­ца че­ло­ве­че­ско­го – зло от юно­сти его» (Быт.8:21). Ма­ло умерщ­вля­ю­щих плот­ские по­хо­ти и ма­ло та­ких, ко­то­рые бы сво­бод­но про­шли ми­мо этих мы­тарств. Боль­шая часть, до­шед­ши сю­да, по­ги­ба­ет. Вла­сти блуд­ных мы­тарств хва­лят­ся, что они од­ни бо­лее всех про­чих мы­тарств на­пол­ня­ют ог­нен­ное род­ство во аде. Бла­го­да­ри Бо­га, Фе­о­до­ра, что ты ми­но­ва­ла этих блуд­ных ис­тя­за­те­лей мо­лит­ва­ми от­ца сво­е­го, пре­по­доб­но­го Ва­си­лия. Уже бо­лее не уви­дишь стра­ха». На де­вят­на­дца­том мы­тар­стве – Идо­ло­слу­же­ния и вся­кой ере­си пре­по­доб­ную ни в чем не ис­пы­ты­ва­ли. В по­след­нем, два­дца­том мы­тар­стве – Неми­ло­сер­дия и Же­сто­ко­сер­дия бы­ли за­пи­са­ны все неми­ло­сти­вые, же­сто­кие, су­ро­вые и нена­ви­дя­щие. Ду­шу че­ло­ве­ка, не сле­до­вав­ше­го за­по­ве­ди Бо­жи­ей о ми­ло­сер­дии, сбра­сы­ва­ют от­сю­да в ад и за­тво­ря­ют до об­ще­го вос­кре­се­ния. Слов­но на­зой­ли­вые пче­лы, под­ле­те­ли слу­ги же­сто­ко­го бе­са, но, не най­дя ни­че­го в пре­по­доб­ной, ото­шли.
Ра­дост­ные Ан­ге­лы про­ве­ли свя­тую сквозь Небес­ные вра­та. Ко­гда они во­шли внутрь Неба, во­да, быв­шая над зем­лей, рас­сту­пи­лась, а по­за­ди сно­ва со­еди­ни­лась. Ли­ку­ю­щий сонм Ан­ге­лов встре­тил свя­тую и по­вел ее к Пре­сто­лу Бо­жию. Ко­гда они шли, то на них спу­сти­лись два Бо­же­ствен­ных об­ла­ка. На необъ­яс­ни­мой вы­со­те сто­ял Пре­стол Бо­жий, та­кой бе­лый, что про­све­щал всех пред­сто­я­щих пред ним. «Всё там на­хо­дит­ся та­кое, что невоз­мож­но ни по­нять, ни объ­яс­нить; ум омра­ча­ет­ся недо­уме­ни­ем, и па­мять ис­че­за­ет, и я за­бы­ла, где я на­хо­жусь», – так рас­ска­зы­ва­ла пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра. Она по­кло­ни­лась Неви­ди­мо­му Бо­гу и услы­ша­ла го­лос, по­велев­ший по­ка­зать ей все ду­ши пра­вед­ных и греш­ных и по­сле это­го дать по­кой, где ука­жет угод­ник Ва­си­лий. Ко­гда всё это бы­ло ей по­ка­за­но, один из Ан­ге­лов ска­зал: «Зна­ешь, Фе­о­до­ра, что в ми­ре есть обы­чай: в 40-й день по­сле смер­ти остав­ши­е­ся в жи­вых тво­рят па­мять по умер­шим. Так вот, там, на зем­ле, се­го­дня по­ми­на­ет те­бя Ва­си­лий пре­по­доб­ный». «Итак, – за­кон­чи­ла рас­сказ пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра, – те­перь, ду­хов­ное ча­до мое Гри­го­рий, по­сле 40 дней раз­лу­че­ния мо­ей ду­ши с те­лом я на­хо­жусь в этом ме­сте, ко­то­рое уго­то­ва­но для пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Ва­си­лия». По­сле это­го она про­ве­ла его по Небес­ной оби­те­ли, где Гри­го­рий встре­тил во двор­це за тра­пе­зой пре­по­доб­но­го Ва­си­лия. За­тем свя­тая по­ве­ла его в сад. По­ра­жен­ный бла­га­ми, Гри­го­рий стал до­пы­ты­вать­ся о них. Но пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра лишь ска­за­ла, что всё это незем­ное, но до­ста­ет­ся то­му, кто в зем­ной жиз­ни пе­ре­но­сит мно­го скор­бей и на­па­стей, кто обе­ре­га­ет за­по­ве­ди Гос­под­ни и в точ­но­сти вы­пол­ня­ет их. Ко­гда пре­по­доб­ная Фе­о­до­ра ска­за­ла, что жизнь на Небе от­ли­ча­ет­ся от жиз­ни зем­ной, Гри­го­рий неволь­но ося­зал се­бя, же­лая узнать, во пло­ти ли он еще. Дух его был ра­до­стен, чув­ства и по­мыс­лы чи­сты. Он за­хо­тел вер­нуть­ся из са­да, ко­то­рый ему по­ка­зы­ва­ла пре­по­доб­ная, во дво­рец. Ко­гда они вер­ну­лись, за тра­пе­зой ни­ко­го не бы­ло. По­кло­нив­шись пре­по­доб­ной Фе­о­до­ре, Гри­го­рий вер­нул­ся до­мой, и в это са­мое мгно­ве­ние, проснул­ся и стал раз­мыш­лять, где он был и что бы­ло всё то, что он слы­шал и ви­дел. Он бо­ял­ся, не бе­сов­ское ли это на­ва­жде­ние, и при­шел к учи­те­лю. То­гда пре­по­доб­ный Ва­си­лий сам рас­ска­зал то, что ви­дел Гри­го­рий, и про­сил его за­пи­сать всё ви­ден­ное и слы­шан­ное на поль­зу ближ­них.

☦️
Рус­ская зем­ля со вре­ме­ни сво­е­го Кре­ще­ния про­из­рас­ти­ла мно­же­ство ду­хов­ных пло­дов – свя­тых по­движ­ни­ков, уго­див­ших Бо­гу сво­и­ми по­дви­га­ми и бла­го­че­сти­вой жиз­нью. Рус­ская Цер­ковь про­слав­ля­ет стра­сто­терп­цев, бла­го­вер­ных го­су­да­рей, див­ных свя­ти­те­лей, ве­ли­ких чу­до­твор­цев, пре­по­доб­ных и рав­но­ан­гель­ных пост­ни­ков, свя­тых жен, всех угод­ни­ков Бо­жи­их, про­си­яв­ших доб­ро­де­те­ля­ми, неусып­ны­ми тру­да­ми и мо­лит­ва­ми. При сво­ей жиз­ни они яви­лись «со­лью» (Мф.5:13) зем­ли Рус­ской, по­дви­га­ми ко­то­рых она «осе­ля­лась» и укреп­ля­лась. По­сле сво­ей бла­жен­ной кон­чи­ны они, пред­стоя Пре­сто­лу Бо­жию, мо­лит­вен­но хо­да­тай­ству­ют о сво­ем Оте­че­стве. Это све­тиль­ни­ки зем­ли Рус­ской, воз­жег­ши­е­ся на цер­ков­ном небо­сво­де. «Свя­тые суть те, кто по­дви­гом сво­ей дей­ствен­ной ве­ры и де­я­тель­ной люб­ви осу­ще­ствил в се­бе бо­го­по­до­бие и тем яви­ли всем Бо­жий об­раз, чем и при­влек­ли к се­бе изобиль­ную бла­го­дать Бо­жию». Взи­ра­ни­ем на них еще при жиз­ни, а по­сле их бла­жен­ной кон­чи­ны пред их ико­на­ми и свя­ты­ми мо­ща­ми воз­гре­ва­лась и укреп­ля­лась пра­во­слав­ная ве­ра на­ших со­оте­че­ствен­ни­ков. В чте­нии их жи­тий со­вер­ша­лось их ду­хов­ное вос­пи­та­ние и воз­рас­та­ние рус­ско­го на­ро­да. «От­кры­вая нам глу­би­ны че­ло­ве­че­ско­го серд­ца, жи­тия свя­тых так­же яс­но от­кры­ва­ют пред на­ми и пол­но­ту Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти, ко­то­рая при­хо­дит на по­мощь за­блуд­ше­му, отыс­ки­ва­ет по­те­рян­но­го». В год празд­но­ва­ния 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си на По­мест­ном Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви был про­слав­лен це­лый сонм свя­тых Бо­жи­их угод­ни­ков, де­я­тель­ность ко­то­рых охва­ты­ва­ет око­ло ше­сти ве­ков цер­ков­ной ис­то­рии. И сре­ди них – гла­ва Рус­ской Церк­ви XVI в., свя­ти­тель Ма­ка­рий, мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и всея Ру­си.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-moskovskij
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskovskij/velikie-minei-chetii/• Великие Минеи Четии. Сентябрь. Выпуск 1. Дни 1–13
• Великие Минеи Четии. Сентябрь. Выпуск 2. Дни 14–24
• Великие Минеи Четии. Сентябрь. Выпуск 3. Дни 25–30
• Великие Минеи Четии. Октябрь. Выпуск 4. Дни 1–3
• Великие Минеи Четии. Октябрь. Выпуск 5. Дни 4–18
• Великие Минеи Четии. Октябрь. Выпуск 6. Дни 19–31
• Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 7. Дни 1–12
• Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 7. День 11
• Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 8. Дни 13–15
• Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 1. День 16
• Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 2. Дни 16–17
• Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 1, тетрадь 3. Дни 17–22
• Великие Минеи Четии. Ноябрь. Выпуск 9. Часть 2, тетрадь 1. Дни 23–25
• Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 10. Дни 1–5
• Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 11. Дни 6–17
• Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 12. Дни 18–23
• Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 13. Тетрадь 1. День 24
• Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 13. Тетрадь 2. Дни 25–31
• Великие Минеи Четии. Декабрь. Выпуск 14. Тетрадь 1. День 31
• Великие Минеи Четии. Январь. Выпуск 15. Тетрадь 1. Дни 1–6
• Великие Минеи Четии. Январь. Выпуск 15. Тетрадь 2. Дни 6–11
• Великие Минеи Четии. Апрель. Выпуск 16. Тетрадь 1. Дни 1–8
• Великие Минеи Четии. Апрель. Выпуск 16. Тетрадь 2. Дни 8–21
• Великие Минеи Четии. Апрель. Выпуск 16. Тетрадь 3. Дни 22–30
• Указатели к первому, второму и третьему выпускам Великих Миней Четиих. Сентябрь. Дни 1–30

☦️
Да­ни­ло­ва Ма­рия Фе­до­ров­на ро­ди­лась 25 фев­ра­ля 1884 го­да в се­мье ра­бо­че­го-тка­ча. Два го­да Ма­рия учи­лась в шко­ле, по­том по­шла по сто­пам от­ца: ра­бо­та­ла мо­таль­щи­цей и тка­чи­хой. В 1917 го­ду Ма­рия Фе­до­ров­на бы­ла увле­че­на иде­ей ра­бо­че-кре­стьян­ской вла­сти, и в 1918 го­ду ста­ла да­же чле­ном ВКП(б). Но в 1920 го­ду вы­шла из пар­тии и ста­ла рев­ност­ным чле­ном Церк­ви.
Про­жи­ва­ла Ма­рия Да­ни­ло­ва в го­ро­де Гав­ри­лов-Ям, се­мьи не име­ла. Вый­дя на пен­сию, ра­бо­та­ла в сов­хо­зе раз­но­ра­бо­чей. Глав­ной за­бо­той Ма­рии Фе­до­ров­ны бы­ла цер­ковь. Бу­ду­щая му­че­ни­ца со­сто­я­ла чле­ном цер­ков­но­го со­ве­та и ис­пол­ня­ла долж­ность цер­ков­но­го ста­ро­сты. Ко­гда в ок­тяб­ре 1936 го­да цер­ковь бы­ла за­кры­та, Ма­рия Фе­до­ров­на хо­ди­ла по де­рев­ням и со­би­ра­ла под­пи­си граж­дан про­тив за­кры­тия церк­ви, ез­ди­ла в Яро­славль и Моск­ву хо­да­тай­ство­вать о ее по­втор­ном от­кры­тии. 10 мар­та 1937 го­да груп­па ве­ру­ю­щих в ко­ли­че­стве 70-80 че­ло­век при уча­стии и ор­га­ни­за­ции Ма­рии Фе­до­ров­ны по­шла в сель­со­вет с тре­бо­ва­ни­ем от­крыть цер­ковь, но бы­ла разо­гна­на ми­ли­ци­ей. Это по­слу­жи­ло по­во­дом для аре­ста Ма­рии Да­ни­ло­вой.
25 ок­тяб­ря 1937 го­да она бы­ла аре­сто­ва­на, а 16 но­яб­ря 1937 го­да осуж­де­на как «участ­ни­ца контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-по­встан­че­ской груп­пи­ров­ки, уча­стие в неле­галь­ных сбо­ри­щах, по­гром­но-по­встан­че­ская про­па­ган­да» и при­го­во­ре­на к 10 го­дам ИТЛ.
От­быв по­чти весь срок за­клю­че­ния, Ма­рия Фе­до­ров­на Да­ни­ло­ва умер­ла в ла­ге­ре 12 ян­ва­ря 1946 го­да при невы­яс­нен­ных об­сто­я­тель­ствах. По­хо­ро­не­на в брат­ской мо­ги­ле ла­ге­ря.

Жития
Писание