⏳ 2021.01.10 (вс)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 31я неделя (вс.) после Пятидесятницы (глас 6й)
• воскресенье (Неделя по Рождестве Христовом)
• правв. Ио́сифа Обручника, Дави́да царя и Иа́кова, брата Господня по плоти

☀️ неподвижный годовой круг:
10 января (28 декабря)
• Святки
• ап. от 70-ти Никано́ра (34)
• мчч. 20 000, в Никомидии в церкви сожженных, и иных: сщмчч. Глике́рия, Фео́фила, Мигдо́ния, мчч. Зино́на, Дорофе́я, Мардо́ния, Инди́са, Горго́ния, Петра, Евфи́мия, прмц. Ага́фии, мцц. До́мны, Феофи́лы и иных (302)
• прп. Игнатия Ломского, Ярославского (1591)
• прп. Корнилия Крыпецкого (1903)
• сщмчч. Никодима (Кононова) Белгородского, Аркадия (Решетникова) (1918)
• сщмч. Александра (Дагаева) (1920)
• сщмчч. Феокти́ста (Хоперскова), Леонида (Викторова), Николая (Родимова) (1937)
• сщмчч. Арефы (Насонова), Александра (Цицеронова) (1938)


☦️
Свя­той Иосиф Об­руч­ник про­ис­хо­дил из ро­да ца­ря Да­ви­да. В пер­вом бра­ке у него бы­ло че­ты­ре сы­на и две до­че­ри. Ов­до­вев, свя­той Иосиф жил в стро­гом воз­дер­жа­нии. Вось­ми­де­ся­ти­лет­ним стар­цем он был из­бран пер­во­свя­щен­ни­ка­ми хра­ни­те­лем дев­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, дав­шей обет без­бра­чия. О во­пло­ще­нии через Нее Сы­на Бо­жия ему воз­ве­стил Ан­гел. Свя­той Иосиф при­сут­ство­вал при по­кло­не­нии пас­ты­рей Но­во­рож­ден­но­му Бо­гом­ла­ден­цу и при по­кло­не­нии Ему волх­вов. По ука­за­нию Ан­ге­ла он бе­жал с Ма­те­рью Бо­жи­ей и Бо­гом­ла­ден­цем Иису­сом в Еги­пет, спа­сая Их от гне­ва ца­ря Иро­да. В Егип­те он жил с Де­вой Ма­ри­ей и Бо­гом­ла­ден­цем, за­ра­ба­ты­вая на Их про­пи­та­ние тру­дом плот­ни­ка. Скон­чал­ся свя­той Иосиф в воз­расте око­ло ста лет.

Подробнее о прав. Иосифе:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1139

Подробнее о прор. Давиде Псалмопевце:
https://azbyka.ru/days/sv-david-car

Подробнее об ап. Иакове:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/927

☦️
Свя­тые апо­сто­лы от 70 Про­хор, Ни­ка­нор, Ти­мон и Пар­мен бы­ли пер­вы­ми диа­ко­на­ми Церк­ви Хри­сто­вой.
В кни­ге Де­я­ний апо­сто­лов (Деян.6:1-6) рас­ска­зы­ва­ет­ся, что в Иеру­са­ли­ме две­на­дцать апо­сто­лов из­бра­ли семь му­жей: Сте­фа­на, Филип­па, Про­хо­ра, Ни­ка­но­ра, Ти­мо­на, Пар­ме­на и Ни­ко­лая, ис­пол­нен­ных Свя­то­го Ду­ха и пре­муд­ро­сти, и по­ста­ви­ли их на диа­кон­ское слу­же­ние.
Свя­тая Цер­ковь со­вер­ша­ет их об­щую па­мять 28 июля, хо­тя они скон­ча­лись в раз­ное вре­мя и в раз­ных ме­стах.
Свя­той Про­хор вна­ча­ле со­про­вож­дал пер­во­вер­хов­но­го апо­сто­ла Пет­ра и от него по­став­лен епи­ско­пом в го­род Ни­ко­ми­дию. По­сле Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри Про­хор был спут­ни­ком и со­труд­ни­ком свя­то­го апо­сто­ла Иоан­на Бо­го­сло­ва и вме­сте с ним со­слан на ост­ров Пат­мос. Там он за­пи­сал От­кро­ве­ние Бо­жие, быв­шее свя­то­му апо­сто­лу Иоан­ну, о ко­неч­ных судь­бах ми­ра (Апо­ка­лип­сис). По воз­вра­ще­нии в Ни­ко­ми­дию свя­той Про­хор об­ра­щал языч­ни­ков ко Хри­сту в го­ро­де Ан­тио­хии и там при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
Свя­той Ни­ка­нор по­стра­дал в тот день, ко­гда был по­бит кам­ня­ми свя­той пер­во­му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Сте­фан и мно­же­ство дру­гих хри­сти­ан.
Свя­той Ти­мон был по­став­лен апо­сто­ла­ми во епи­ско­па го­ро­да Ба­сто­рии в Ара­вии и по­стра­дал от иуде­ев и языч­ни­ков за про­по­ведь Еван­ге­лия. Он был бро­шен в печь, но си­лой Бо­жи­ей вы­шел из нее невре­ди­мым. Пре­да­ние Рим­ской церк­ви го­во­рит, что свя­той Ти­мон скон­чал­ся рас­пя­тым на кре­сте.
Свя­той Пар­мен усерд­но про­по­ве­до­вал Хри­ста в Ма­ке­до­нии. Умер он от по­се­тив­шей его бо­лез­ни. Су­ще­ству­ет так­же мне­ние, что свя­той Пар­мен по­стра­дал при Тра­яне (98–117) в по­след­ний год его цар­ство­ва­ния, при­няв му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/627

☦️
В на­ча­ле IV ве­ка им­пе­ра­тор Мак­си­ми­ан (284–305) при­ка­зал раз­ру­шать хри­сти­ан­ские хра­мы, сжи­гать бо­го­слу­жеб­ные кни­ги и ли­шать всех хри­сти­ан граж­дан­ских прав и долж­но­стей. В это вре­мя епи­ско­пом го­ро­да Ни­ко­ми­дии был свя­той Ки­рилл, ко­то­рый про­по­ве­дью и жиз­нью спо­соб­ство­вал рас­про­стра­не­нию хри­сти­ан­ской ве­ры, так что мно­гие из са­нов­ни­ков им­пе­ра­то­ра бы­ли тай­ны­ми хри­сти­а­на­ми.
Во двор­це им­пе­ра­то­ра жи­ла язы­че­ская жри­ца Дом­на. В от­сут­ствие Мак­си­ми­а­на она про­чла Де­я­ния апо­сто­лов и По­сла­ния апо­сто­ла Пав­ла. Серд­це ее за­го­ре­лось же­ла­ни­ем по­зна­ко­мить­ся с хри­сти­ан­ским уче­ни­ем. При со­дей­ствии неко­ей юной хри­сти­ан­ки Дом­на тай­но при­шла к епи­ско­пу Ки­рил­лу в со­про­вож­де­нии вер­но­го слу­ги, ев­ну­ха Ин­ди­са. Свя­той Ки­рилл огла­сил их, а за­тем оба при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. Дом­на ста­ла по­мо­гать бед­ным: она раз­да­ла свои дра­го­цен­но­сти при по­мо­щи Ин­ди­са, раз­да­ва­ла она и пи­щу с цар­ской тра­пезы. Узнав о необыч­ном об­ра­зе жиз­ни Дом­ны и Ин­ди­са, на­чаль­ник ев­ну­хов, ве­да­ю­щий цар­ским сто­лом, за­то­чил обо­их и мо­рил их го­ло­дом, но они по­лу­ча­ли под­креп­ле­ние от Ан­ге­лов и не по­стра­да­ли. Чтобы боль­ше не жить вме­сте с языч­ни­ка­ми, свя­тая Дом­на при­тво­ри­лась безум­ной. То­гда ее и Ин­ди­са уда­ли­ли из двор­ца, и она по­се­ли­лась в де­ви­чьем мо­на­сты­ре у игу­ме­нии Ага­фии. Вско­ре игу­ме­нья оде­ла ее в муж­скую одеж­ду, остриг­ла ей во­ло­сы и от­пу­сти­ла из мо­на­сты­ря.
Тем вре­ме­нем им­пе­ра­тор вер­нул­ся и при­ка­зал по­всю­ду разыс­ки­вать быв­шую жри­цу Домну. Сна­ря­жен­ные для это­го во­и­ны до­стиг­ли оби­те­ли и ра­зо­ри­ли ее. Сест­ры бы­ли бро­ше­ны в тем­ни­цы, пре­да­ны на му­че­ния и по­ру­га­ние, но ни од­на из них не под­верг­лась осквер­не­нию. От­дан­ная в пуб­лич­ный дом, свя­тая Фе­о­фи­ла по­мо­щью Ан­ге­ла Гос­под­ня и там со­хра­ни­ла дев­ство: Ан­гел вы­вел ее из блу­ди­ли­ща. Од­на­жды им­пе­ра­тор устро­ил на го­род­ской пло­ща­ди жерт­во­при­но­ше­ние язы­че­ским бо­гам. Ко­гда на­ча­лось окроп­ле­ние тол­пы кро­вью жерт­вен­ных жи­вот­ных, хри­сти­ане ста­ли ухо­дить с пло­ща­ди. Ви­дя это, им­пе­ра­тор раз­гне­вал­ся, но не дал во­ли сво­им чув­ствам, ибо вне­зап­но по­ко­ле­ба­лась зем­ля. Через неко­то­рое вре­мя Мак­си­ми­ан во­шел в цер­ковь и при­ка­зал от­речь­ся от Хри­ста; за от­каз он обе­щал сжечь цер­ковь и умерт­вить хри­сти­ан. Хри­сти­ан­ский пре­сви­тер Гли­ке­рий от­ве­тил ему, что хри­сти­ане ни­ко­гда не от­ре­кут­ся от сво­ей ве­ры, ка­кие бы му­че­ния им ни гро­зи­ли. Сдер­жи­вая гнев, царь вы­шел из церк­ви, а через неко­то­рое вре­мя ве­лел при­ве­сти пре­сви­те­ра Гли­ке­рия на суд. Па­ла­чи ис­тя­за­ли му­че­ни­ка, ко­то­рый не пе­ре­ста­вал мо­лить­ся и при­зы­вать Имя Гос­по­да. Бу­дучи не в си­лах скло­нить свя­то­го Гли­ке­рия к от­ре­че­нию, Мак­си­ми­ан при­ка­зал его сжечь.
В празд­ник Рож­де­ства Хри­сто­ва 302 го­да, ко­гда в Ни­ко­ми­дий­ской со­бор­ной церк­ви со­бра­лось око­ло 20 000 хри­сти­ан, им­пе­ра­тор по­слал в храм гла­ша­тая, ко­то­рый пе­ре­дал его по­ве­ле­ние всем хри­сти­а­нам вый­ти из церк­ви и при­не­сти жерт­ву идо­лам, в про­тив­ном слу­чае он угро­жал сжечь храм вме­сте с мо­ля­щи­ми­ся. Од­на­ко все при­сут­ство­вав­шие по­кло­нить­ся идо­лам от­ка­за­лись. По­ка му­чи­те­ли го­то­ви­лись под­жечь цер­ковь, со­вер­шав­ший бо­го­слу­же­ние епи­скоп Ан­фим (па­мять 3 сен­тяб­ря) кре­стил всех огла­шен­ных и всех при­ча­стил Свя­тых Тайн. Все 20 000 мо­ля­щих­ся скон­ча­лись в огне. Сре­ди них на­хо­ди­лись игу­ме­нья Ага­фия и чу­дом спас­ша­я­ся из при­то­на свя­тая Фе­о­фи­ла. Епи­ско­пу Ан­фи­му уда­лось скрыть­ся.
Мак­си­ми­ан счи­тал, что он уни­что­жил всех хри­сти­ан Ни­ко­ми­дии, но вско­ре узнал, что их еще мно­го, что все они по-преж­не­му ис­по­ве­ду­ют свою ве­ру и го­то­вы уме­реть за Хри­ста. Им­пе­ра­тор за­ду­мал с ни­ми рас­пра­вить­ся. По его при­ка­зу схва­ти­ли пол­ко­вод­ца Зи­но­на, все­на­род­но об­ли­чив­ше­го ца­ря за нече­стие и же­сто­кость. Зи­нон был же­сто­ко из­бит и, на­ко­нец, обез­глав­лен. За­клю­чи­ли в тем­ни­цу ев­ну­ха Ин­ди­са, идоль­ско­го жре­ца, за от­каз участ­во­вать в язы­че­ском празд­не­стве.
Меж­ду тем свя­тая Дом­на укры­ва­лась в пе­ще­ре и пи­та­лась рас­те­ни­я­ми. Го­не­ние на хри­сти­ан про­дол­жа­лось. Бы­ли бро­ше­ны в тем­ни­цу на­мест­ник Ита­лии До­ро­фей, Мар­до­ний, Ми­гдоний диа­кон и несколь­ко са­нов­ни­ков. Епи­скоп Ан­фим укреп­лял их, по­сы­лая к ним по­сла­ния. Од­но из по­сла­ний бы­ло пе­ре­хва­че­но у диа­ко­на Фе­о­фи­ла. До­мо­га­ясь узнать о епи­ско­пе, его под­верг­ли пыт­кам, но свя­той му­че­ник вы­дер­жал все му­ки, не от­крыв ни­че­го. То­гда вме­сте с ним каз­ни­ли и тех, к ко­му об­ра­щал­ся епи­скоп в по­сла­нии.
Ко­гда свя­тая Дом­на вер­ну­лась в го­род, она дол­го пла­ка­ла на по­жа­ри­ще, со­жа­лея, что не спо­до­би­лась уме­реть со сво­и­ми сест­ра­ми. За­тем она по­шла на бе­рег мо­ря. В это вре­мя ры­ба­ки вы­тя­ну­ли се­тя­ми из во­ды те­ла му­че­ни­ков Ин­ди­са, Гор­го­ния и Пет­ра. Все еще оде­тая в муж­скую одеж­ду, свя­тая Дом­на по­мо­га­ла ры­ба­кам та­щить се­ти, и они оста­ви­ли ей те­ла му­че­ни­ков. С бла­го­го­ве­ни­ем гля­де­ла она на свя­тые остан­ки; осо­бен­но ее ра­до­ва­ло, что она уви­де­ла те­ло сво­е­го ду­хов­но­го дру­га – му­че­ни­ка Ин­ди­са. И по­сле по­гре­бе­ния она не от­хо­ди­ла от до­ро­гих ее серд­цу мо­гил, еже­днев­но со­вер­шая пе­ред ни­ми каж­де­ние. Ко­гда им­пе­ра­то­ру рас­ска­за­ли о неиз­вест­ном юно­ше, ко­то­рый воз­да­ет по­че­сти мо­ги­лам каз­нен­ных хри­сти­ан, тот при­ка­зал от­ру­бить это­му юно­ше го­ло­ву. Вме­сте с Дом­ной был каз­нен и свя­той му­че­ник Ев­фи­мий.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1146

☦️
Преподобный Игнатий Ломский, Ярославский. Об­сто­я­тель­ства его жиз­ни в ми­ру неиз­вест­ны. Свой по­движ­ни­че­ский путь он на­чал в Спа­со-При­луц­ком мо­на­сты­ре, в Во­лог­де, ино­че­ский по­стриг при­нял в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре. За­тем пре­по­доб­ный Иг­на­тий уда­лил­ся в окрест­но­сти го­ро­да Лом­ска и там ос­но­вал пу­стынь, ко­то­рую через неко­то­рое вре­мя вве­рил уче­ни­кам, а сам уда­лил­ся в лес­ной скит и под­ви­зал­ся в без­мол­вии. Про­пи­та­ние он до­бы­вал се­бе (так­же ино­ку Иоаки­му, жив­ше­му за три вер­сты от него) пле­те­ни­ем лап­тей, ко­то­рые остав­лял на до­ро­ге. Про­хо­жие об­ме­ни­ва­ли лап­ти на хлеб. В этих же ме­стах пре­по­доб­ным Иг­на­ти­ем был по­стро­ен храм в честь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, при ко­то­ром бы­ла ос­но­ва­на Ва­до­ис­ская Бо­го­ро­дич­ная пу­стынь. В XVIII ве­ке эта пу­стынь бы­ла упразд­не­на, оста­лась толь­ко цер­ковь Спа­са на Ло­му, в ко­то­рой по­ко­и­лись мо­щи пре­по­доб­но­го Иг­на­тия, про­сла­вив­ши­е­ся чу­до­тво­ре­ни­ем. Скон­чал­ся свя­той по­движ­ник в 1591 го­ду.

☦️
В два­дца­ти пя­ти ки­ло­мет­рах от го­ро­да Пско­ва на неболь­шом ост­ров­ке сре­ди бо­лот и ле­сов ныне рас­по­ло­жен Иоан­но-Бо­го­слов­ский Кры­пец­кий мо­на­стырь. Его ос­но­ва­те­лем в ХV ве­ке стал уче­ник пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на пре­по­доб­ный Сав­ва, ко­то­рый, оста­вив Спа­со-Еле­аза­ров­ский мо­на­стырь, по­се­лил­ся в этом, то­гда еще глу­хом и непро­хо­ди­мом, ме­сте. Та­ким об­ра­зом в 1455 го­ду на Псков­щине воз­ник­ла но­вая ино­че­ская оби­тель, ко­то­рая сра­зу же при­влек­ла к се­бе вни­ма­ние пра­во­слав­ных по­движ­ни­ков – лю­би­те­лей пу­стын­но­жи­тель­ства, по­же­лав­ших под­ра­жать ду­хов­ным по­дви­гам ее свя­то­го ос­но­ва­те­ля. В ХVI ве­ке в Кры­пец­ком мо­на­сты­ре при­ня­ли ино­че­ство пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский и Ни­кандр Пу­стын­но­жи­тель. Так же ис­тин­ным ду­хов­ным ра­то­бор­цем – да­ле­ким сквозь ве­ка, но близ­ким по ду­ху, – пре­ем­ни­ком пре­по­доб­но­го Сав­вы и его луч­ших уче­ни­ков – спо­движ­ни­ков, в кон­це XIX – на­ча­ле XX ве­ков стал бла­жен­ный мо­нах Кор­ни­лий, ко­то­рый все­му пра­во­слав­но­му ми­ру явил уди­ви­тель­ные да­ры бла­го­да­ти Свя­та­го Ду­ха, ко­их ред­ко кто из пра­во­слав­ных по­движ­ни­ков име­ет честь спо­до­бить­ся. Итак, пре­по­доб­ный Кор­ни­лий был уро­жен­цем Псков­ско­го края, из де­рев­ни Ве­ли­кое Се­ло Кри­во­виц­ко­го при­хо­да Выш­не­гал­ков­ской во­ло­сти, что в вось­ми ки­ло­мет­рах от го­ро­да Пско­ва. По вос­по­ми­на­ни­ям по­чи­та­те­лей стар­ца, еще в дет­стве, с трех лет, маль­чик Лу­ка (имя бла­жен­но­го мо­на­ха Кор­ни­лия в ми­ру) был на­де­лен да­ром про­зор­ли­во­сти. С дет­ских лет Лу­ка лю­бил брать на се­бя чу­жие гре­хи. Все про­дел­ки или про­ка­зы сво­их сверст­ни­ков он обыч­но при­пи­сы­вал се­бе.
– Бы­ва­ло, вы­та­щат ре­бя­тиш­ки в ого­ро­де бу­ра­ки, а он уже кри­чит: «Это я. Это я!» Ну, ко­неч­но, его и ру­га­ли, и на­ка­зы­ва­ли, – рас­ска­зы­ва­ет Ва­си­лий Гра­фов, ко­то­рый лич­но знал от­ца Кор­ни­лия и глу­бо­ко его по­чи­тал.
Уже в дет­стве Лу­ка от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем. Лю­бил по­се­щать Бо­жий храм. Бу­дучи пас­ту­хом, он ча­сто остав­лял свое ста­до на во­лю Бо­жию, а сам ухо­дил к цер­ков­ной служ­бе, и ста­до его не раз­бе­га­лось.
– Сам Бог пас его ко­ро­ву­шек, – го­во­рил псков­ский юро­ди­вый бо­ля­щий Мат­фей.
– Лу­ка отро­ду был по­лу­сле­пой. Он не был обу­чен гра­мо­те, и ко­гда я как-то сду­ру по­ста­вил ему это на вид, – рас­ска­зы­ва­ет Ва­си­лий Гра­фов, – отец Кор­ни­лий на это толь­ко крот­ко от­ве­тил: «Что пти­цы го­во­рят, я и то знаю…».
В Кры­пец­кий мо­на­стырь Лу­ка при­шел в ран­ней мо­ло­до­сти, где и был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Кор­ни­лий. В оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы мо­нах Кор­ни­лий нес по­слу­ша­ние по сбо­ру по­жерт­во­ва­ний на мо­на­стырь. Од­но вре­мя был го­стин­ни­ком. Слу­ча­лось так, и в этом по­зна­ет­ся осо­бое Бо­жие по­пусти­тель­ство, что бра­тия недо­по­ни­ма­ла от­ца Кор­ни­лия. Он в сво­ем по­ве­де­нии ско­рее по­хо­дил на без­за­щит­но­го ре­бен­ка, чем на взрос­ло­го сте­пен­но­го че­ло­ве­ка. Его от­кры­то недо­люб­ли­ва­ли, его стес­ня­ли, ему да­же за­ви­до­ва­ли, ибо у бла­жен­но­го Кор­ни­лия бы­ло мно­го по­чи­та­те­лей. У стар­ца Кор­ни­лия ни­ко­гда не бы­ло от­дель­ной ке­ллии. Со­би­рая по­жерт­во­ва­ния на мо­на­стырь, мо­нах Кор­ни­лий от­ли­чал­ся уди­ви­тель­ной чест­но­стью, бо­ял­ся ко­пей­ку на се­бя из­рас­хо­до­вать, хо­тя ча­сто в том бы­ла ост­рая нуж­да («хо­тя бы хле­ба ку­пить»). Он обыч­но тер­пе­ли­во ждал, ко­гда кто-ни­будь пред­ло­жит по­есть.
Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий от­ли­чал­ся ве­ли­кой лю­бо­вью к лю­дям, всех при­хо­дя­щих к нему чем-ни­будь да уго­щал. «Де­туш­ки мои…» – обыч­но го­во­рил он тем, кто его по­се­щал. Лю­би­мым из­ре­че­ни­ем стар­ца бы­ло: «Дру­го­му по­же­ла­ешь – се­бе по­лу­чишь!» Со­би­рая на мо­на­стырь, мо­нах Кор­ни­лий обык­но­вен­но со­би­рал боль­ше всех. Но и спо­со­бы сбо­ра у него бы­ли осо­бен­ные.
«Бы­ва­ло, при­дет на Та­лаб­ские ост­ро­ва, – рас­ска­зы­ва­ла его од­но­сель­чан­ка Ан­на Фе­до­ро­ва, – ся­дет в ка­кой-ни­будь из­бе под ико­ной, начнет мо­лить­ся, по­ми­нать усоп­ших, всех по­мянет, и от­ку­да он знал име­на? Ну, ры­ба­ки и несут ему снет­ки в бла­го­дар­ность. Ему и хо­дить не на­до…»
Ча­сто отец Кор­ни­лий брал ру­ку при­хо­дя­ще­го к нему, ощу­пы­вал ее и, как буд­то га­дая, на­чи­нал го­во­рить «на поль­зу», пред­ска­зы­вал «и смерть, и бо­гат­ство, и сча­стье, и го­ре…»
– А мне, – сви­де­тель­ству­ет Ва­си­лии Гра­фов, – отец Кор­ни­лий го­во­рил: «За ру­ку бе­ру для от­во­да… Я ведь и так знаю…»
Бла­жен­ный Кор­ни­лий имел уди­ви­тель­но про­стой нрав. «И с пья­ни­ца­ми по­си­дит, бы­ва­ло, – вспо­ми­на­ет Ва­си­лий Гра­фов, – ни­ко­го не осу­дит. Ко всем был очень ра­ду­шен».
Мо­нах Кор­ни­лий, же­лая скрыть от бра­тии и дру­гих лю­дей свои доб­ро­де­те­ли, ко­и­ми его на­де­лил Гос­подь, при­нял на се­бя труд­ней­ший по­двиг юрод­ства во Хри­сте.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-kornilij-krypeckij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­дим, епи­скоп Бел­го­род­ский (в ми­ру Алек­сандр Ми­хай­ло­вич Ко­но­нов) ро­дил­ся в 1871 го­ду в Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. Род Ко­но­но­вых про­сле­жи­ва­ет­ся до XVII ве­ка, и в нем бы­ло мно­го за­ме­ча­тель­ных свя­щен­ни­ков — се­вер­ных мис­си­о­не­ров.
Алек­сандр Ко­но­нов окон­чил Ар­хан­гель­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию. В 1896 го­ду он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ни­ко­дим и ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikodim-kononov

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgorodskij/
• Афанасиево-Сяндебская женская пустынь и ее задачи: церковнобытовой очерк
• Олонецкий патерик, или Сказания о жизни, подвигах и чудесах преподобных и богоносных отец наших просветителей и чудотворцев олонецких
• Святитель и чудотворец Иоасаф, епископ Белгородский: (его жизнь и прославление)
• Соловецкие подвижники благочестия XVIII и XIX веков
• Судьбы Кожеозерской Богоявленской пустыни Архангельской епархии: c описанием жизни и чудес преподобного Никодима Кожеозерского чудотворца

☦️
Диа­кон Ар­ка­дий Ре­шет­ни­ков слу­жил в се­ле Юр­лы Чер­дын­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. По­стра­дал свя­щен­но­му­че­ник Ар­ка­дий в на­ча­ле 1919 го­да: 10 ян­ва­ря он был рас­стре­лян боль­ше­ви­ка­ми по­сле же­сто­ких пы­ток и из­де­ва­тельств.

☦️
Про­то­и­е­рей Алек­сандр Да­га­ев ро­дил­ся в 1862 го­ду в го­ро­де Бий­ске в се­мье про­то­и­е­рея Вла­ди­ми­ра Да­га­е­ва. В до­ре­во­лю­ци­он­ное вре­мя до­воль­но рас­про­стра­нён­ным яв­ле­ни­ем бы­ли ди­на­стии свя­щен­ни­ков. Неиз­мен­но при­ни­мая уча­стие в бо­го­слу­же­ни­ях, со­вер­ша­е­мых от­цом, по­мо­гая ему в ка­че­стве по­но­ма­ря-ал­тар­ни­ка, уже с юных лет Алек­сандр про­ник­ся цер­ков­ной ат­мо­сфе­рой. Жаж­да ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния и слу­же­ния Бо­гу при­ве­ла юно­шу в сте­ны Том­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии.
Здесь, изу­чая ос­но­вы Пра­во­сла­вия, бо­го­сло­вие, цер­ков­ную ис­то­рию, фило­со­фию, ри­то­ри­ку и дру­гие дис­ци­пли­ны, Алек­сандр по­лу­чал зна­ния и на­вы­ки, ко­то­рые необ­хо­ди­мы каж­до­му пас­ты­рю Церк­ви Хри­сто­вой. Учеб­ный про­цесс Се­ми­на­рии все­гда нераз­рыв­но свя­зан с мо­лит­вой и бо­го­слу­же­ни­ем. Бо­лее то­го, из­на­чаль­но име­ю­щая мис­си­о­нер­скую на­прав­лен­ность, Том­ская се­ми­на­рия вкла­ды­ва­ла в серд­ца сво­их вос­пи­тан­ни­ков се­ме­на рев­ност­но­го слу­же­ния: пла­мен­но­го го­ре­ния на ни­ве на­род­но­го про­све­ще­ния.
Ду­хов­ная жизнь и воз­рас­та­ние сту­ден­та Да­га­е­ва фор­ми­ро­ва­лись под вли­я­ни­ем мно­гих ду­хо­нос­ных лич­но­стей, ко­то­рые в то вре­мя на­хо­ди­лись в Том­ске. Преж­де все­го, это пра­вя­щий епи­скоп Том­ский и Се­ми­па­ла­тин­ский Вла­ди­мир (Пет­ров). От­ли­чав­ший­ся вы­со­ко­ду­хов­ной жиз­нью, мо­лит­вен­но­стью, на­чи­тан­но­стью в ду­хов­ной свя­то­оте­че­ской ли­те­ра­ту­ре, он не оста­вил сво­е­го по­движ­ни­че­ства и бу­дучи ар­хи­ере­ем. Об­раз вла­ды­ки Вла­ди­ми­ра глу­бо­ко за­пе­чат­лел­ся в серд­це юно­го сту­ден­та Да­га­е­ва.
В те го­ды мно­гие вос­пи­тан­ни­ки окорм­ля­лись и поль­зо­ва­лись ду­хов­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми ста­рей­ше­го на­сель­ни­ка Том­ско­го Бо­го­ро­ди­це-Алек­си­ев­ско­го муж­ско­го мо­на­сты­ря иеро­мо­на­ха На­у­ма. По­жа­луй, не бы­ло ни од­но­го бла­го­че­сти­во­го то­ми­ча, ко­то­рый не знал бы это­го стар­ца, не при­хо­дил хо­тя бы раз в сво­ей жиз­ни к нему за ду­хов­ным со­ве­том. Совре­мен­ни­ки от­ме­ча­ли та­кие его ду­хов­ные ка­че­ства, как осо­бую лю­бовь к ближ­ним, без­зло­бие, сми­ре­ние. Для каж­до­го при­хо­дя­ще­го к нему, ста­рец на­хо­дил ме­сто в сво­ём серд­це. Сре­ди дру­гих вос­пи­тан­ни­ков Се­ми­на­рии к нему за ду­хов­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми при­хо­дил и Алек­сандр. Сту­дент Да­га­ев вы­пу­стил­ся из Том­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии как раз в год кон­чи­ны это­го стар­ца, по­чив­ше­го в Бо­зе в воз­расте 80 лет.
В 1884 го­ду в га­зе­те «Том­ские Епар­хи­аль­ные ве­до­мо­сти» был опуб­ли­ко­ван раз­ряд­ный спи­сок вос­пи­тан­ни­ков Се­ми­на­рии. Сре­ди вы­пуск­ни­ков, уча­щих­ся по­след­не­го кур­са пе­ре­чис­ля­ет­ся и А. Да­га­ев, при­чём он упо­мя­нут сре­ди немно­гих дру­гих, удо­сто­ен­ных выс­ше­го зва­ния «Сту­дент». Это зва­ние да­ва­лось да­ле­ко не всем вы­пуск­ни­кам, что го­во­рит о спо­соб­но­стях Алек­сандра, его хо­ро­шей учё­бе, при­ле­жа­нии и ста­ра­нии в по­зна­нии пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей.
В 1884 го­ду, успеш­но за­кон­чив обу­че­ние в Том­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, Алек­сандр Да­га­ев по­вен­чал­ся с де­ви­цей Сте­па­ни­дой Дро­би­ни­ной из се­мьи знат­но­го Бий­ско­го куп­ца Алек­сея Дро­би­ни­на. И в том же го­ду Алек­сандр был ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ный сан.
Се­ми­нар­ское об­ра­зо­ва­ние поз­во­ля­ло от­цу Алек­сан­дру успеш­но пре­по­да­вать За­кон Бо­жий в Усть-ка­ме­но­гор­ских муж­ской и жен­ской гим­на­зи­ях. Как свет не в со­сто­я­нии за­мы­кать­ся в са­мом се­бе, но освя­ща­ет всех, так и зна­ния, по­черп­ну­тые им в сте­нах Том­ской ду­хов­ной шко­лы, в изоби­лии из­ли­ва­лись на всех со­при­ка­сав­ших­ся с ним.
С 1892 го­да про­то­и­е­рей Алек­сандр ста­но­вит­ся на­сто­я­те­лем По­кров­ско­го со­бо­ра гра­да Усть-Ка­ме­но­гор­ско­го и бла­го­чин­ным церк­вей Зме­и­но­гор­ско­го уез­да.
Тру­ды от­ца Алек­сандра на бла­го Церк­ви и Оте­че­ства бы­ли от­ме­че­ны мно­ги­ми им­пе­ра­тор­ски­ми на­гра­да­ми. Но, ко­неч­но же, не зем­ные по­че­сти и на­гра­ды за­ни­ма­ли ум и серд­це это­го рев­ност­но­го пас­ты­ря Бо­жия. Жерт­вен­ное слу­же­ние и бес­ко­рыст­ное ду­ше­по­пе­че­ние ищет со­всем дру­го­го — Хри­ста и Его веч­ной прав­ды. Об этом и сви­де­тель­ство­ва­ла вся жизнь и му­че­ни­че­ская кон­чи­на про­то­и­е­рея Алек­сандра Да­га­е­ва.
В пе­ри­од, на­чав­ший­ся ок­тябрь­ским пе­ре­во­ро­том 1917 го­да, отец Алек­сандр твер­до и бес­ком­про­мисс­но от­ста­и­вал Пра­во­слав­ную ве­ру. В на­ча­ле 1920 го­да в Усть-Ка­ме­но­горск во­шли ре­гу­ляр­ные ча­сти Крас­ной Ар­мии. В на­ро­де на­ча­лись аре­сты и рас­пра­вы без су­да и след­ствия. Од­ним из аре­сто­ван­ных был про­то­и­е­рей Алек­сандр Да­га­ев. Он не устра­и­вал Со­вет­скую власть из-за сво­ей кро­то­сти, ми­ро­лю­бия и при­зы­вов к по­ка­я­нию. С ам­во­на он при­зы­вал со­блю­дать хри­сти­ан­ские за­по­ве­ди при лю­бой вла­сти. Про­по­ве­ди бла­го­че­сти­во­го и бес­страш­но­го свя­щен­ни­ка ока­зы­ва­ли боль­шое нрав­ствен­ное и ду­хов­ное воз­дей­ствие на на­род. Его храм все­гда был по­лон те­ми, кто при­хо­дил услы­шать из его уст сло­во прав­ды. Не толь­ко из го­ро­да, но и из окрест­ных де­ре­вень тя­ну­лись к нему пра­во­слав­ные.
Это­го не мог­ла тер­петь бо­го­бор­че­ская власть. 10 ян­ва­ря 1920 го­да к от­цу Алек­сан­дру в дом при­шли во­ору­жён­ные лю­ди. Вре­мя бы­ло обе­ден­ное, ба­тюш­ка си­дел за тра­пе­зой в окру­же­нии сво­ей се­мьи. При­шед­шие по­тре­бо­ва­ли от него прой­ти с ни­ми. Отец Алек­сандр под­чи­нил­ся при­ка­зу. Его увез­ли в Са­кень­кин лог, близ го­ро­да Усть-Ка­ме­но­гор­ска и из­ру­би­ли шаш­ка­ми… Паль­цы усе­чен­ной дес­ни­цы от­ца Алек­сандра бы­ли сло­же­ны для свя­щен­ни­че­ско­го бла­го­сло­ве­ния.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Фео­к­тист (Хопер­сков Фео­к­тист Ар­се­нье­вич) ро­дил­ся в 1874 го­ду в се­ле Пу­тим Там­бов­ской гу­бер­нии. На мо­мент аре­ста, ко­то­рый про­изо­шел 12 де­каб­ря 1937 го­да, отец Фео­к­тист слу­жил в церк­ви се­ла Бо­ро­вок Но­во­де­ре­вен­ско­го рай­о­на Ря­зан­ской об­ла­сти. 26 де­каб­ря 1937 го­да свя­щен­ник был осуж­ден трой­кой при УНКВД СССР по Ря­зан­ской об­ла­сти и при­го­во­рен к рас­стре­лу. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние 10 ян­ва­ря 1938 го­да.

☦️
Иерей Лео­нид Вик­то­ров ро­дил­ся в 1891 го­ду в Ря­за­ни в се­мье диа­ко­на. Он ра­но остал­ся си­ро­той, и его при­ня­ли на бес­плат­ное обу­че­ние в Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. По­сле ее окон­ча­ния он слу­жил пса­лом­щи­ком в хра­ме се­ла Бо­лош­не­во, стро­и­те­лем и пер­вым на­сто­я­те­лем ко­то­ро­го был его дед, про­то­и­е­рей Иоанн Вик­то­ров. В 1912 го­ду Лео­нид был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и за­тем во свя­щен­ни­ка к Бо­го­род­ско-Рож­де­ствен­ской церк­ви в се­ле Кур­ба­то­во. Он стал на­сто­я­те­лем это­го хра­ма и за­ве­ду­ю­щим цер­ков­но-при­ход­ской шко­лой.
В 1930-е го­ды храм в се­ле Кур­ба­то­во был за­крыт. Се­мья свя­щен­ни­ка с пя­тью ма­ло­лет­ни­ми детьми бы­ла вы­се­ле­на из соб­ствен­но­го до­ма. Отец Лео­нид стал ис­кать но­вое ме­сто слу­же­ния. Вна­ча­ле он слу­жил в се­ле Пав­ли­ще­во, но и там храм вско­ре был за­крыт. В это вре­мя был аре­сто­ван дя­дя от­ца Лео­ни­да свя­щен­ник се­ла Бо­лош­не­во отец Ми­ха­ил Вик­то­ров, и отец Лео­нид стал слу­жить вме­сто него. Здесь от­ца Лео­ни­да ли­ши­ли из­би­ра­тель­ных прав, а его де­тей не при­ни­ма­ли в учеб­ные за­ве­де­ния.
В на­ча­ле 1936 го­да был аре­сто­ван ар­хи­епи­скоп Ря­зан­ский Иуве­на­лий. Непо­сред­ствен­ная угро­за аре­ста на­вис­ла над от­цом Лео­ни­дом. По но­чам, ко­гда обыч­но про­из­во­ди­лись аре­сты, он стал ухо­дить но­че­вать в со­сед­ние де­рев­ни. Де­тей пря­та­ли на ко­ло­кольне. В се­ле Бо­лош­не­во объ­яви­ли: «Кто при­ютит свя­щен­ни­ка или чле­на его се­мьи, бу­дет аре­сто­ван и со­слан». Но­чью 20 фев­ра­ля 1936 г. от­ца Лео­ни­да отыс­ка­ли в со­сед­ней де­ревне и аре­сто­ва­ли, при­вез­ли в цер­ков­ную сто­рож­ку и по­тре­бо­ва­ли от­дать цер­ков­ную каз­ну. Не най­дя ни­ка­ких де­нег и цен­но­стей, че­ки­сты за­бра­ли в тюрь­му от­ца Лео­ни­да. При аре­сте у него за­бра­ли так­же его лич­ный днев­ник и пе­ре­пис­ку. По­след­ние сло­ва от­ца Лео­ни­да, пе­ред тем, как его увез­ли, бы­ли об­ра­ще­ны к стар­шей до­че­ри Анне: «Не остав­ляй де­тей и мать, я обя­за­тель­но вер­нусь. Хра­ни вас Гос­подь!».
По груп­по­во­му «де­лу ря­зан­ских свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ми­рян» от­ца Лео­ни­да при­го­во­ри­ли к 5 го­дам ла­ге­рей. Два го­да свя­щен­ник про­был в Си­б­ла­ге в го­ро­де Ма­ри­ин­ске, где в на­ча­ле 1938 го­да он скон­чал­ся.

☦️
Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ро­ди­мов ро­дил­ся в 1856 го­ду в Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка — от­ца Да­ни­и­ла Ро­ди­мо­ва. У от­ца Да­ни­и­ла бы­ло 10 де­тей: шесть маль­чи­ков и че­ты­ре де­воч­ки, пя­те­ро его сы­но­вей из­бра­ли путь свя­щен­но­слу­жи­те­ля.
Ни­ко­лай Да­ни­ло­вич Ро­ди­мов за­кон­чил Ар­хан­гель­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и по­лу­чил долж­ность над­зи­ра­те­ля в Ар­хан­гель­ском ду­хов­ном учи­ли­ще. Во вре­мя служ­бы в ду­хов­ном учи­ли­ще он же­нил­ся на до­че­ри май­о­ра по­гра­нич­ной служ­бы Гла­фи­ре Ми­хай­ловне. В 1880 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во иерея и на­зна­чен слу­жить в Пуй­ский при­ход в Шен­кур­ском уез­де. Здесь он про­слу­жил 9 лет. Этот при­ход был из­ве­стен сво­им за­пу­сте­ни­ем.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-rodimov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Аре­фа ро­дил­ся 24 ок­тяб­ря 1888 го­да в се­ле Дол­жик Жи­то­мир­ско­го уез­да Во­лын­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стьян Иоаки­ма и Ан­ны На­со­но­вых.
По­сле окон­ча­ния ми­ни­стер­ско­го учи­ли­ща и сда­чи эк­за­ме­нов, необ­хо­ди­мых, чтобы за­нять долж­ность сель­ско­го учи­те­ля, Аре­фа Аки­мо­вич с 1913 го­да стал пре­по­да­вать в се­ле Дол­жик. Он же­нил­ся на Агрип­пине Гри­горь­евне По­ля­ко­вой, окон­чив­шей гим­на­зию и ра­бо­тав­шей учи­те­лем. 1 ав­гу­ста 1914 го­да Аре­фа На­со­нов был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к хра­му в том же се­ле, при этом он не оста­вил сво­их пре­по­да­ва­тель­ских за­ня­тий. Мо­ло­дой свя­щен­ник от­ли­чил­ся тем, что мно­гих рас­коль­ни­ков об­ра­тил в пра­во­сла­вие, за что осо­бо ува­жал­ся управ­ляв­шим Во­лын­ской епар­хи­ей ар­хи­епи­ско­пом Ан­то­ни­ем (Хра­по­виц­ким).
В 1916 го­ду отец Аре­фа пе­ре­ехал в се­ло Го­лы­ше­во Ро­вен­ско­го уез­да Во­лын­ской гу­бер­нии и в этом же го­ду эва­ку­и­ро­вал­ся в се­ло Ан­дре­ев­ку Чем­бар­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии. Здесь он слу­жил до 1931 го­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-arefa-nasonov

☦️
Свя­щен­ник Алек­сандр Ци­це­ро­нов ро­дил­ся 15 ав­гу­ста 1893 го­да в се­ле По­па­дьи­но Ми­хай­лов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Алек­сандра Ан­дре­еви­ча Ци­це­ро­но­ва и его же­ны Алек­сан­дры Пет­ров­ны. Трое из де­ся­ти де­тей диа­ко­на ста­ли свя­щен­ни­ка­ми. Три сест­ры от­ца Алек­сандра вы­шли за­муж за бу­ду­щих иере­ев.
В два­дцать один год Алек­сандр Ци­це­ро­нов окон­чил Ря­зан­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. Во вре­мя обу­че­ния он по­зна­ко­мил­ся с вы­пуск­ни­цей Ря­зан­ско­го жен­ско­го епар­хи­аль­но­го учи­ли­ща Ев­ге­ни­ей Ива­нов­ной Иван­ко­вой, до­че­рью про­то­и­е­рея Иоан­на Пав­ло­ви­ча Иван­ко­ва, ко­то­рый бла­го­сло­вил мо­ло­дых лю­дей на брак. Алек­сандр сна­ча­ла был пса­лом­щи­ком в церк­ви се­ла Пе­чер­ни­ки Ми­хай­лов­ско­го рай­о­на. За­тем был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и поз­же — во свя­щен­ни­ка и в 1914 го­ду опре­де­лен на при­ход в се­ло По­ли­ва­но­во. В 1915 го­ду су­пру­ги Ци­це­ро­но­вы от­пра­ви­лись к ме­сту на­зна­че­ния. В при­ход, кро­ме По­ли­ва­но­ва, вхо­ди­ли де­рев­ни Та­ра­ка­нов­ка, Са­вин­ка, Сту­де­нец, Лет­ни­ки, Боль­шая Хле­бен­ка.
Мо­ло­дой свя­щен­ник от­ли­чал­ся «весь­ма хо­ро­шим по­ве­де­ни­ем» и тем, что чи­тал про­по­ве­ди. Рас­тол­ко­вать как мож­но до­ступ­нее Свя­щен­ное Пи­са­ние взрос­лым и де­тям — в этом ви­дел глав­ную цель сво­ей жиз­ни отец Алек­сандр.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-ciceronov

Жития
Писание