⏳ 2020.12.20 (вс)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 28 неделя (вс.) после Пятидесятницы (глас 3й)
• воскресенье

☀️ неподвижный годовой круг:
20 декабря (7 декабря)
• Рождественский пост
• прмч. Афинодо́ра Месопотамского (ок. 304)
• свт. Амвросия Медиоланского (397)
• мц. Филофе́и Румынской (1060)
• прп. Иоанна Печерского (XII)
• прп. Нила Столобенского (1554)
• прп. Антония Сийского (1556)
• прп. Павла Послушли́вого (Повинника) (?)
• прмчч. Сергия (Гальковского), Андрони́ка (Барсукова) (1917)
• сщмч. Антония (Попова) (1918)
• сщмчч. Сергия (Голощапова), Михаила (Успенского), Сергия (Успенского), Никифора (Литвинова), прмчч. Галактиона (Урбановича-Новикова), Гурия (Самойлова), мч. Иоанна (Демидова) (1937)
• сщмчч. Петра (Крестова), Василия (Мирожина) (1941)
• иконы Божией Матери «Владимирская (Селигерская)» (1554)


☦️
Свя­той му­че­ник Афи­но­дор, из Сир­ской Ме­со­по­та­мии, с юных лет вел ино­че­скую жизнь. По до­но­су был схва­чен и осуж­ден пра­ви­те­лем стра­ны Елев­си­ем на же­сто­кие пыт­ки. Му­че­ни­ям свя­то­го со­пут­ство­ва­ли чу­де­са, ко­то­рые об­ра­ти­ли мно­гих при­сут­ство­вав­ших языч­ни­ков в хри­сти­ан­скую ве­ру. Ко­гда ре­ши­ли усечь свя­то­го ме­чом, па­лач упал, а ру­ка его от­де­ли­лась от пле­ча. Свя­той же пре­дал дух свой с мо­лит­вен­ны­ми воз­ды­ха­ни­я­ми к Бо­гу.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1079

☦️
Свя­той Ам­вро­сий ро­дил­ся в 340 го­ду в Се­вер­ной Ита­лии в бо­га­той и знат­ной рим­ской се­мье. По­лу­чив пре­крас­ное юри­ди­че­ское об­ра­зо­ва­ние, он ско­ро воз­вы­сил­ся и с 370 го­да за­нял долж­ность кон­суль­ско­го про­фек­та (пра­ви­те­ля) про­вин­ций Ли­гу­рии и Эми­лии. Од­на­жды в Ме­дио­лане (со­вре­мен­ном Ми­лане), глав­ном го­ро­де Ли­гу­рии, про­ис­хо­ди­ли вы­бо­ры епи­ско­па, и меж­ду пра­во­слав­ны­ми и ари­а­на­ми шли го­ря­чие спо­ры. Ам­вро­сий явил­ся в храм для во­дво­ре­ния по­ряд­ка, и вдруг ка­кой-то го­лос, как бы дет­ский, про­зву­чал: «Ам­вро­сий – епи­скоп». На­род и сам им­пе­ра­тор Ва­лен­тин уви­де­ли в этом Бо­жие из­бра­ние. На­прас­но Ам­вро­сий, быв­ший то­гда еще в чис­ле огла­шен­ных, го­то­вя­щих­ся ко Кре­ще­нию, от­го­ва­ри­вал­ся и да­же скрыл­ся из Ми­ла­на. Он вы­нуж­ден был со­гла­сить­ся на еди­но­душ­ное из­бра­ние, при­нял Кре­ще­ние и в те­че­ние вось­ми дней про­шел все цер­ков­ные сте­пе­ни и был по­свя­щен во епи­ско­па (374 г.).
Пер­вым де­лом по­сле по­свя­ще­ния он раз­дал бед­ным свое иму­ще­ство. По­том стал усерд­но изу­чать Свя­щен­ное Пи­са­ние и тво­ре­ния от­цов Во­сточ­ной Церк­ви. Толь­ко по­сле это­го он вы­сту­пил на по­при­ще епи­скоп­ской де­я­тель­но­сти.
Свя­той Ам­вро­сий му­же­ствен­но бо­рол­ся про­тив ари­ан­ской ере­си, ко­то­рой по­кро­ви­тель­ство­ва­ла им­пе­ра­три­ца Юс­ти­на. В па­мять по­бе­ды над ари­ан­ством он со­ста­вил гимн «Те­бе Бо­га хва­лим», ко­то­рый до сих пор по­ет­ся на бла­годар­ствен­ных бо­го­слу­же­ни­ях. По его на­сто­я­нию вы­черк­ну­то бы­ло из им­пе­ра­тор­ско­го ти­ту­ла язы­че­ское зва­ние вер­хов­но­го свя­щен­ни­ка (pontifex maximus), жре­цы и идоль­ские ка­пи­ща бы­ли ли­ше­ны ка­зен­но­го со­дер­жа­ния, был по­га­шен так на­зы­ва­е­мый свя­щен­ный огонь ве­ста­лок и вы­не­се­на из се­на­та ста­туя По­бе­ды.
Свя­той Ам­вро­сий явил об­ра­зец пас­тыр­ской твер­до­сти, ко­гда ре­шил­ся не до­пу­стить в храм им­пе­ра­то­ра Фе­о­до­сия, по­сле кро­ва­во­го из­би­е­ния воз­му­тив­ших­ся про­тив него фес­са­ло­ни­кий­цев. Ам­вро­сий ска­зал им­пе­ра­то­ру: «Че­ло­век, про­лив­ший столь­ко кро­ви, не мо­жет быть в хра­ме Бо­га ми­ра». Им­пе­ра­тор воз­ра­зил: «И Да­вид со­гре­шил, но не ли­шил­ся ми­ло­сти Бо­жи­ей». На что Ам­вро­сий от­ве­тил: «Ты под­ра­жал Да­ви­ду в пре­ступ­ле­нии, под­ра­жай же ему и в рас­ка­я­нии», и на­ло­жил на него епи­ти­мью для при­ми­ре­ния с Бо­гом и Цер­ко­вью.
В 387 г. под вли­я­ни­ем его про­по­ве­дей уве­ро­вал и при­нял Кре­ще­ние бла­жен­ный Ав­гу­стин, став­ший по­том епи­ско­пом и ве­ли­чай­шим бо­го­сло­вом За­пад­ной Церк­ви.
По­след­ние го­ды жиз­ни Ам­вро­сий про­вел в по­сто­ян­ной мо­лит­ве, спо­кой­но и ра­дост­но ожи­дая сво­ей кон­чи­ны, ко­то­рая на­сту­пи­ла в 397 го­ду. Свя­той Ам­вро­сий по­чи­та­ет­ся в чис­ле ве­ли­чай­ших бо­го­сло­вов и от­цов Церк­ви. Он из­ве­стен так­же как пре­об­ра­зо­ва­тель цер­ков­но­го пе­ния: он ввел раз­мер­ный такт, пра­виль­ные рит­мы и раз­но­об­раз­ные ме­ло­дии в пе­нии. Мно­гие тек­сты пес­ней он за­им­ство­вал у свя­то­го Еф­ре­ма Си­ри­на и у Ила­рия, но и сам на­пи­сал око­ло 30 гим­нов.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1077

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Mediolanskij/
К Августу Грациану три книги о Святом Духе. Книга 1
• К Августу Грациану три книги о Святом Духе. Книга 2
• К Августу Грациану три книги о Святом Духе. Книга 3
О смерти брата
О таинствах
О Таинстве Пасхи
О тайнах
Объяснение Символа
Надежда Воскресения
О девстве и браке
О покаянии две книги
Об обязанностях священнослужителей. Книга 1
• Об обязанностях священнослужителей. Книга 2
• Об обязанностях священнослужителей. Книга 3
• Слово в неделю Ваий
• Слово на Святую Пасху
• Слово на смерть Феодосия Великого
• Слово о взаимной любви христиан
• Слово о надежде воскресения
• Слово о том, как должно встречать день Рождества Христова
• Слово обличительное по случаю затмения Луны
• Слово утешительное на смерть императора Валентиниана Младшего
О благе смерти
Об Иакове и блаженной жизни
Об Иосифе
Об Исааке, или душе
Церковь, мистическая Ева
Шестоднев
• Письма (1–53)
• Письма 54–77. Письма, не вошедшие в собрание
• Письмо LVII императору Евгению
• Послания Валентиану против восстановления алтаря Победе
• Гимны
• Три гимна
• Selected Works and Letters
Собрание сочинений

☦️
Мученица Филофе́я Румынская ро­ди­лась в Тыр­но­во, воз­мож­но око­ло 1206 го­да. Её от­цом был бол­га­рин-зем­ле­де­лец, а мать – ва­лаш­ка. Мать взрас­ти­ла дочь в ис­тин­но хри­сти­ан­ском ду­хе, но вско­ре скон­ча­лась. То­гда отец Фило­феи всту­пил во вто­рой брак. Бла­го­че­сти­вая от­ро­ко­ви­ца мно­го пре­тер­пе­ла от ма­че­хи, ко­то­рая ви­ни­ла её в непо­ви­но­ве­нии, из­лишне ча­стом по­се­ще­нии церк­ви и рас­то­че­нии до­маш­не­го добра на ми­ло­сты­ню си­ро­там и бед­ным де­тям. Отец то­же упре­кал дочь, но Фило­фея твер­до дер­жа­лась бо­го­угод­но­го жи­тия ко­то­ро­му на­учи­лась у ма­те­ри. Она хра­ни­ла свою непо­роч­ность, про­дол­жа­ла хо­дить в цер­ковь, раз­да­ва­ла одеж­ду и еду нуж­да­ю­щим­ся де­тям, про­во­дить вре­мя до­ма в по­сте и мо­лит­ве.
Гос­подь при­звал её к се­бе, ко­гда Фило­фее бы­ло все­го две­на­дцать лет. Сто­я­ла осень, и отец ра­бо­тал в по­ле, а ма­че­ха еже­днев­но по­сы­ла­ла Фило­фею от­но­сить от­цу еду из до­ма. Но Фило­фея име­ла обык­но­ве­ние от­да­вать часть пи­щи бед­ным де­тям, ко­то­рые про­си­ли у неё на ули­це. Отец, за­ме­тив недо­ста­ток пи­щи, уко­рил в этом же­ну, но та от­ве­ти­ла что по­сы­ла­ет до­ста­точ­но. «Спро­си дочь твою, что она де­ла­ет с едой», – ска­за­ла ма­че­ха. Отец разо­злил­ся на дочь и ре­шил тай­но про­сле­дить за ней. Од­на­жды в пол­день, пря­чась в ку­стах, он уви­дел как Фило­фея раз­да­ёт еду бед­ным де­тям. Бе­ше­ный гнев охва­тил его, он под­дал­ся дья­воль­ско­му на­у­ще­нию и бро­сил свой то­по­рик в Фило­фею. Смер­тель­но ра­нен­ная, му­че­ни­ца пре­да­ла дух в ру­ки слад­чай­ше­го Же­ни­ха Хри­ста, при­няв смерть за ве­ру.
Тут же по­сле со­вер­ше­ния зло­де­я­ния страх и рас­ка­я­ние охва­ти­ли от­ца. Он по­пы­тал­ся под­нять те­ло до­че­ри, но не смог – оно сде­ла­лось тя­же­лым как ка­мень. То­гда он по­бе­жал к ар­хи­епи­ско­пу Тыр­нов­ско­му и ис­по­ве­дал свой грех. Ар­хи­епи­скоп с ду­хо­вен­ством и тол­пой на­ро­да вы­шли из го­ро­да с каж­де­ни­ем и све­ча­ми в ру­ках, на­ме­ре­ва­ясь пе­ре­не­сти те­ло свя­той му­че­ни­цы в го­род­ской со­бор. Но и им не уда­лось под­нять те­ло с зем­ли.
Ра­зу­мея, что свя­тая Фило­фея не же­ла­ет оста­вать­ся в сво­ем го­ро­де, ар­хи­епи­скоп и ду­хо­вен­ство ста­ли мо­лить­ся Бо­гу и му­че­ни­це, на­зы­вая один за дру­гим мно­гие мо­на­сты­ри, церк­ви и со­бо­ры по обе сто­ро­ны Ду­ная. Но лишь ко­гда был на­зван мо­на­стырь Кур­тя-де-Ар­джеш, те­ло му­че­ни­цы сде­ла­лось лег­ким и бы­ло по­ло­же­но в ра­ку для по­чи­та­ния. Ар­хи­епи­скоп на­пи­сал о во­ле свя­той му­че­ни­цы во­е­во­де Ра­ду Чер­но­му (Ра­ду Негру), про­ся его при­нять мо­щи свя­той для за­щи­ты и уте­ше­ния ру­мын­ско­го на­ро­да. Тыр­нов­ское ду­хо­вен­ство пре­про­во­ди­ло те­ло свя­той до Ду­ная, где их встре­ти­ли ру­мы­ны – ду­хо­вен­ство и ми­ряне во гла­ве с мит­ро­по­ли­том и воево­дой. С цар­ски­ми по­че­стя­ми мо­щи бы­ли до­став­ле­ны в Кур­тя-де-Ар­джеш­ский мо­на­стырь, где по­чи­ва­ют и ныне.
Ве­ру­ю­щие всей Ру­мын­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви чтят свя­тую Фило­фею, но осо­бен­но ве­ли­ко её по­чи­та­ние в Ар­джеш­ских, Дым­бо­виц­ких и Пра­хов­ских зем­лях. К ней об­ра­ща­ют осо­бые мо­лит­вы об из­ле­че­нии боль­ных, устра­и­ва­ют па­лом­ни­че­ства, осо­бен­но в день её па­мя­ти 7 де­каб­ря. Во вре­ме­на за­су­хи ра­ку с мо­ща­ми свя­той про­но­си­ли тор­же­ствен­ным хо­дом по окрест­ным се­лам, и по её мо­лит­вам Бог по­сы­лал до­жди.

☦️
Пре­по­доб­ный Иоанн Пе­чер­ский, пост­ник, под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре в XII ве­ке и по­гре­бен в Ближ­них пе­ще­рах.

☦️
Пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский ро­дил­ся в се­мье кре­стья­ни­на в не­боль­шом се­ле­нии Нов­го­род­ской епар­хии. В 1505 го­ду он при­нял по­стриг в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы Кры­пец­ко­го близ Пско­ва. По­сле 10 лет по­движ­ни­че­ской жиз­ни в ки­но­вии уда­лил­ся на ре­ку Се­рем­лю, в сто­ро­ну го­ро­да Осташ­ко­ва, где 13 лет вел стро­гую ас­ке­ти­че­скую жизнь в не­пре­рыв­ной бра­ни с коз­ня­ми диа­во­ла, ко­то­рые вы­ра­жа­лись в яв­ле­ни­ях при­зра­ков – га­дов и ди­ких зве­рей. Мно­гие жи­те­ли из окрест­ных мест ста­ли при­хо­дить к пре­по­доб­но­му за на­став­ле­ни­я­ми, но он стал этим тя­го­тить­ся и мо­лить Бо­га ука­зать ему ме­сто для по­дви­га без­мол­вия. Од­на­жды по­сле дол­гой мо­лит­вы он услы­шал го­лос: «Нил! Иди на озе­ро Се­ли­гер. Там на ост­ро­ве Сто­ло­бен­ском ты мо­жешь спа­стись!» От при­хо­див­ших к не­му лю­дей пре­по­доб­ный Нил узнал, где на­хо­дит­ся озе­ро и, при­дя ту­да, был по­ра­жен его кра­со­той.
В се­ре­ди­не озе­ра – по­кры­тый гу­стым ле­сом ост­ров; на нем пре­по­доб­ный на­шел не­боль­шую го­ру и вы­ко­пал пе­ще­ру, а спу­стя не­ко­то­рое вре­мя по­стро­ил хи­жи­ну, в ко­то­рой и про­жил 26 лет. По­дви­ги стро­го­го пост­ни­че­ства и без­мол­вия со­про­вож­дал еще и дру­гим, осо­бен­ным по­дви­гом – ни­ко­гда не ло­жил­ся спать, а поз­во­лял се­бе лишь лег­кую дре­мо­ту, опи­ра­ясь на крю­ки, вде­лан­ные в сте­ну кел­лии.
Бо­го­угод­ная жизнь пре­по­доб­но­го мно­го раз воз­буж­да­ла за­висть вра­га, ко­то­рая про­яв­ля­лась че­рез зло­бу мест­ных жи­те­лей. Од­на­жды кто-то под­жег лес на ост­ро­ве, где сто­я­ла хи­жи­на пре­по­доб­но­го, но пла­мя, дой­дя до го­ры, чу­дес­ным об­ра­зом угас­ло. В дру­гой раз в хи­жи­ну во­рва­лись гра­би­те­ли. Пре­по­доб­ный ска­зал им: «Все мое со­кро­ви­ще в уг­лу ке­ллии». Там сто­я­ла ико­на Бо­го­ма­те­ри. Раз­бой­ни­ки ста­ли ис­кать день­ги и ослеп­ли. То­гда в сле­зах рас­ка­я­ния ста­ли они мо­лить свя­то­го о про­ще­нии.
Из­вест­ны и мно­гие дру­гие чу­де­са, со­вер­шен­ные пре­по­доб­ным. Он без­молв­но от­ка­зы­вал­ся от при­но­ше­ний, ес­ли со­весть у при­хо­див­ших к не­му бы­ла не­чи­ста или они на­хо­ди­лись в не­чи­сто­те те­лес­ной.
В пред­чув­ствии кон­чи­ны пре­по­доб­ный Нил при­го­то­вил се­бе гроб. А к са­мо­му вре­ме­ни пре­став­ле­ния при­был на ост­ров игу­мен од­но­го из близ­ле­жав­ших мо­на­сты­рей и при­об­щил его Свя­тых Тайн. По ухо­де игу­ме­на пре­по­доб­ный Нил в по­след­ний раз со­вер­шил мо­лит­ву, ока­дил свя­тые ико­ны и кел­лию и пре­дал Гос­по­ду бес­смерт­ную свою ду­шу 7 де­каб­ря 1554 го­да. Про­слав­ле­ние его свя­тых мо­щей (ны­не по­чи­ва­ю­щих в Зна­мен­ском хра­ме г. Осташ­ко­ва) со­вер­ши­лось в 1667 го­ду с уста­нов­ле­ни­ем празд­но­ва­ния 27 мая и в день пре­став­ле­ния.
Пре­по­доб­ный Нил Сто­ло­бен­ский пре­ста­вил­ся 7 де­каб­ря 1554 го­да.
Мно­го лет спу­стя на ост­ров озе­ра Се­ли­гер, где под­ви­зал­ся свя­той по­движ­ник, при­шел иеро­мо­нах Гер­ман и вслед за ним хол­мо­го­рец, стран­ник Бо­рис. Вме­сте они по­се­ли­лись на ост­ро­ве и по­стро­и­ли храм в честь Бо­го­яв­ле­ния с при­де­лом во имя свя­то­го бла­жен­но­го Ва­си­лия, Мос­ков­ско­го чу­до­твор­ца. Со вре­ме­нем на ме­сте по­дви­гов пре­по­доб­но­го Ни­ла воз­ник­ла оби­тель, на­зван­ная его име­нем. Ино­ка­ми Ор­ши­на мо­на­сты­ря бы­ла на­пи­са­на ико­на пре­по­доб­но­го Ни­ла, на ме­сте по­гре­бе­ния свя­то­го ста­ли со­вер­шать­ся чу­дес­ные ис­це­ле­ния боль­ных. Впо­след­ствии жив­ший в оби­те­ли свя­ти­тель Нек­та­рий, ар­хи­епи­скоп Си­бир­ский и То­боль­ский, ре­шил по­стро­ить ка­мен­ный храм вме­сто преж­не­го, де­ре­вян­но­го. Во вре­мя за­клад­ки фун­да­мен­та зем­ля осы­па­лась и от­кры­лись не­тлен­ные мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­ла. Об­ре­те­ние мо­щей про­изо­шло 27 мая 1667 го­да, од­но­вре­мен­но бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му в честь это­го со­бы­тия.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-nil-stolobenskij

☦️
Пре­по­доб­ный Ан­то­ний Сий­ский, в ми­ру Ан­дрей, ро­дил­ся в се­мье бо­га­то­го зем­ле­дель­ца в се­ле Кех­та близ Се­вер­ной Дви­ны. В дет­стве по­лу­чил хо­ро­шее вос­пи­та­ние, мно­го чи­тал и вы­учил­ся ико­но­пи­си. Ли­шив­шись ро­ди­те­лей, Ан­дрей от­пра­вил­ся в Нов­го­род и пять лет слу­жил там у бо­яри­на. За­тем же­нил­ся, но же­на его через год умер­ла. То­гда Ан­дрей ре­шил по­свя­тить се­бя ино­че­ству. Он роз­дал иму­ще­ство ни­щим и как стран­ник по­шел на ре­ку Ке­ну в Па­хо­ми­е­ву пу­стынь. Пре­по­доб­ный Па­хо­мий по­стриг его с име­нем Ан­то­ний. Вско­ре его по­свя­ти­ли в сан иеро­мо­на­ха, и пре­по­доб­ный с бла­го­сло­ве­ния игу­ме­на один со­вер­шал бо­го­слу­же­ния. Вме­сте с ино­ка­ми оби­те­ли он вы­хо­дил лишь на тру­ды для об­щих мо­на­стыр­ских нужд. Из люб­ви к уеди­не­нию пре­по­доб­ный Ан­то­ний оста­вил Па­хо­ми­е­ву пу­стынь, вы­брав из мо­на­стыр­ской бра­тии двух спут­ни­ков, и по­се­лил­ся на Ми­хай­ло­вом ост­ро­ве, с од­ной сто­ро­ны омы­ва­е­мом Си­ей, а с дру­гой – окру­жен­ном озе­ра­ми. В этом су­ро­вом краю в дре­му­чих ча­щах в 1520 го­ду Ан­то­ни­ем бы­ла вы­стро­е­на ча­сов­ня. Но рас­чи­щать лес сто­и­ло тяж­ких тру­дов, и спут­ни­ки Ан­то­ния ста­ли роп­тать на него. И тут неожи­дан­но неиз­вест­ный че­ло­век стал до­став­лять им про­пи­та­ние, жерт­вуя так­же и день­ги на бла­го­устрой­ство. Сий­ская оби­тель ста­ла зна­ме­ни­той, ее ча­сто по­се­ща­ли жи­те­ли окрест­ных се­ле­ний. И вновь пре­по­доб­ный Ан­то­ний, взяв од­но­го уче­ни­ка, уда­лил­ся в еще бо­лее глу­хое ме­сто на озе­ре Па­лунь. Там, в уеди­нен­ной ке­ллии, он про­жил три го­да. Ко­гда игу­мен Фео­к­тист от­ка­зал­ся управ­лять Сий­ской оби­те­лью, бра­тия упро­си­ла пре­по­доб­но­го вер­нуть­ся к ним. Он скло­нил­ся к прось­бе ино­ков, вновь при­нял игу­мен­ство и бла­го­чест­но управ­лял мо­на­сты­рем до сво­е­го пре­став­ле­ния в 1556 го­ду, ко­гда ему бы­ло 79 лет.

☦️
Вре­мя жиз­ни пре­по­доб­но­го Пав­ла По­слуш­ли­во­го (По­вин­ни­ка) не­из­вест­но. Со­хра­ни­лось лишь крат­кое жи­тие, в ко­то­ром го­во­рит­ся, что он был сы­ном со­сто­я­тель­ных ро­ди­те­лей. Он оста­вил мир­скую жизнь, до­стиг­нув со­вер­шен­но­ле­тия. Име­но­ва­ние «По­слуш­ли­вый» пре­по­доб­ный по­лу­чил за свой­ствен­ное ему глу­бо­кое сми­ре­ние и пол­ное от­ре­че­ние от соб­ствен­ной во­ли. Од­на­жды пре­по­доб­ный пе­ре­ме­шал ру­кой ки­пя­щую смо­лу, не по­лу­чив при этом ни ма­лей­ше­го ожо­га. Часть бра­тии от­нес­лась к не­му как к бо­го­нос­но­му по­движ­ни­ку, а не­ко­то­рые ста­ли при­ни­мать его с не­до­ве­ри­ем. По мо­лит­вам ино­кам в осо­бом ви­де­нии бы­ло по­ка­за­но, что их брат – ис­тин­ный по­движ­ник. Все они но­чью бы­ли вос­хи­ще­ны в рай и бе­се­до­ва­ли с ино­ком Пав­лом, ко­то­рый поз­во­лил им уне­сти с со­бой на па­мять по цвет­ку или вет­ке. Про­бу­див­шись от сна, они об­на­ру­жи­ли цве­ты и вет­ки из рая у се­бя в ру­ках. По­сле это­го бла­жен­ный Па­вел от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, за­тем на Кипр. Ве­дя уеди­нен­ную жизнь, он пре­ста­вил­ся к Бо­гу на го­ре Па­ри­го­ри. Пе­ред кон­чи­ной глас Бо­жий ска­зал ему: «Взой­ди, Па­вел, на го­ру и при­ми ко­нец жи­тия».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1080

☦️
Иван Галь­ков­ский ро­дил­ся в Ви­теб­ской гу­бер­нии. 11 мар­та 1908 го­да он был за­чис­лен в по­слуш­ни­ки Ва­ла­ам­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря Вы­борг­ской гу­бер­нии, а 23 де­каб­ря 1910 г. был по­стри­жен в мо­на­хи с име­нем Сер­гий. До 1911 го­да он про­хо­дил ры­бо­лов­ное по­слу­ша­ние при мо­на­сты­ре на Ва­ла­а­ме, за­тем в 1911 го­ду был пе­ре­ме­щен в Но­сов­ский Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь в се­ле Ту­го­лов­ка, Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да, Там­бов­ской гу­бер­нии (В на­сто­я­щее вре­мя Там­бов­ская об­ласть, Жер­дев­ский рай­он, се­ло Де­мьян Бед­ный). На но­вом ме­сте, в Но­сов­ском мо­на­сты­ре мо­нах Сер­гий был по­свя­щен в иеро­мо­на­ха. В 1917 иеро­мо­нах Сер­гий был зло­дей­ски убит.

☦️
Иеро­ди­а­кон Ан­д­ро­ник (Бар­су­ков) ро­дил­ся в 1872 го­ду в Оло­нец­кой гу­бер­нии. 27 но­яб­ря 1895 го­да он по­сту­пил в Ва­а­лам­ский Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский мо­на­стырь (Вы­борг­ская гу­бер­ния), в по­слуш­ни­ки ко­то­ро­го был офи­ци­аль­но за­чис­лен 8 ав­гу­ста 1900 г. По­стри­же­ние в мо­на­ше­ство со­сто­я­лось 9 июня 1907 го­да. Ан­д­ро­ник про­хо­дил раз­лич­ные по­слу­ша­ния в мо­на­сты­ре: на­хо­дил­ся в Тих­вин­ском ски­ту на долж­но­сти по­мощ­ни­ка бла­го­чин­но­го, был ка­но­нар­хом с 27 но­яб­ря 1907 го­да по 1916 год. В 1916 го­ду был осу­ществ­лен пе­ре­вод, и по 1917 год он был мо­на­хом Но­сов­ско­го Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря в се­ле Ту­гу­лов­ка Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии (В на­сто­я­щее вре­мя Там­бов­ская об­ласть, Жер­дев­ский рай­он, с. Де­мьян Бед­ный). В 1917 го­ду мо­нах Ан­д­ро­ник был ру­ко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­на. Бу­дучи эко­но­мом, за­щи­щая боль­но­го игу­ме­на и сум­мы мо­на­стыр­ские, он был зло­дей­ски убит ху­ли­га­на­ми в 1917 го­ду. Один из мо­на­хов мо­на­сты­ря за­пи­сал в сво­ем днев­ни­ке об иеро­ди­а­коне Ан­д­ро­ни­ке: «…На Ва­ла­а­ме ты нес крест скорб­ной опа­лы и жи­тель­ства в даль­них ски­тах, и днесь за­кон­чил свой по­двиг мо­на­ше­ской смер­тью му­че­ни­че­скою, кро­вию тво­ею из­ли­ян­ною да очи­стит Гос­подь гре­хи твоя, ибо кто по­жи­вет и не со­гре­шит? Сие со­вер­шил не без про­мыс­ла Бо­жия муд­ро и бла­гостне о ве­ру­ю­щих пе­ку­ще­го­ся. Бу­де о всем Сла­ва Бо­гу, пу­ти на­ше­го жи­тия на­прав­ля­ю­ще­го! Как ты рев­ност­но воз­гла­шал в на­шей оби­те­ли, бу­дучи ка­но­нар­хом, сла­вя Гос­по­да, Бо­жию Ма­терь и Свя­тых, та­ко да воз­ра­ду­ет­ся ду­ша твоя в се­ле­ни­ях пра­вед­ных…»

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ан­то­ний По­пов ро­дил­ся в 1844 го­ду в Перм­ской гу­бер­нии. Слу­жил в Воз­не­сен­ской церк­ви в по­сел­ке Сук­сун­ский За­вод. Ко­гда про­изо­шла ре­во­лю­ция, от­цу Ана­то­лию бы­ло уже 73 го­да. Он не при­нял со­вет­скую власть, о чем от­кры­то го­во­рил в сво­их про­по­ве­дях, об­ли­чая ее бо­го­бор­че­скую сущ­ность. В 1918 го­ду, в празд­ник свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца крас­ные во­рва­лись в храм, где слу­жил отец Ана­то­лий, и во вре­мя бо­го­слу­же­ния схва­ти­ли свя­щен­ни­ка. С него со­рва­ли об­ла­че­ние, сня­ли обувь и бо­си­ком по сне­гу по­ве­ли к ме­сту рас­стре­ла. Вме­сте со свя­щен­ни­ком схва­ти­ли еще несколь­ких че­ло­век. Всех их по­ве­ли за пять ки­ло­мет­ров от се­ла в Ка­мен­ный лог. Во­ен­ком, ру­ко­во­див­ший рас­стре­лом, по­том сам лич­но рас­ска­зы­вал жи­те­лям се­ла о рас­стре­ле и хва­стал­ся, как они уби­ли ба­тюш­ку. Те­ло от­ца Ан­то­ния бы­ло при­ве­зе­но в по­се­лок Сук­сун, по­хо­ро­ни­ли его в огра­де Воз­не­сен­ской церк­ви.
Впо­след­ствии в Воз­не­сен­ской церк­ви, где слу­жил свя­щен­но­му­че­ник, со­вет­ской вла­стью был ор­га­ни­зо­ван клуб. В на­ча­ле 1980-х гг. бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о пе­ре­строй­ке зда­ния клу­ба (на­хо­дя­ще­го­ся в быв­шей церк­ви) в Дом Куль­ту­ры. Это стро­и­тель­ство на мо­ги­лах свя­щен­но­слу­жи­те­лей ве­лось мно­го лет. Осе­нью 1986 го­да экс­ка­ва­то­ром бы­ла вы­ко­па­на мо­ги­ла свя­щен­ни­ка и раз­граб­ле­на стро­и­те­ля­ми. Най­ден­ные в мо­ги­ле свя­щен­ни­че­ские Крест и Еван­ге­лие стро­и­те­ли за­бра­ли се­бе, а мо­ги­лу за­ров­ня­ли буль­до­зе­ром. На этом ме­сте позд­нее был вы­рыт кот­ло­ван для фун­да­мен­та, а грунт с остан­ка­ми сбро­шен под от­кос. Ста­рин­ные мра­мор­ные над­гроб­ные пли­ты, со­бран­ные с клад­би­ща, бы­ли ис­поль­зо­ва­ны стро­и­те­ля­ми в сво­их це­лях.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 6 июня 1882 го­да в Мос­ков­ской гу­бер­нии в де­ревне Бань­ки, в ко­то­рой рас­по­ла­га­лась в то вре­мя Зна­мен­ская ма­ну­фак­ту­ра По­ля­ко­ва, где его отец Иван Го­ло­ща­пов дол­гое вре­мя ра­бо­тал ху­дож­ни­ком по тка­ням. В се­мье бы­ло пя­те­ро де­тей, отец ча­сто бо­лел и по этой при­чине оста­вал­ся без ра­бо­ты. Это об­сто­я­тель­ство еще бо­лее огра­ни­чи­ва­ло скуд­ные сред­ства се­мьи. Вско­ре по­сле рож­де­ния млад­ше­го сы­на, Сер­гея, вся се­мья пе­ре­еха­ла в се­ло Алек­се­ев­ское, рас­по­ло­жен­ное на окра­ине то­гдаш­ней Моск­вы. Здесь про­шли его дет­ство и юность. Здесь он по­лу­чил пер­вые ре­ли­ги­оз­ные впе­чат­ле­ния и пред­став­ле­ния о Церк­ви и цер­ков­ной жиз­ни.
В сво­ем очер­ке о свя­том пра­вед­ном Иоанне Крон­штадт­ском он, ка­са­ясь впе­чат­ле­ний дет­ства, пи­сал: «Я был еще ре­бен­ком, ко­гда в на­шем до­ме впер­вые узна­ли о див­ном пас­ты­ре <..> ».
С ран­них лет Сер­гей от­ли­чал­ся боль­шой ре­ли­ги­оз­но­стью, он пел в цер­ков­ном хо­ре и при­слу­жи­вал в ал­та­ре. Пре­по­да­ва­тель За­ко­на Бо­жия в на­чаль­ной шко­ле, ви­дя бла­го­че­сти­вое на­стро­е­ние маль­чи­ка и учи­ты­вая бед­ность се­мьи, по­ре­ко­мен­до­вал его ро­ди­те­лям от­дать Сер­гея для даль­ней­ше­го об­ра­зо­ва­ния в За­и­ко­но­спас­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, где обу­че­ние бы­ло бес­плат­ным. Ро­ди­те­ли по­сле­до­ва­ли его со­ве­ту. Окон­чив ду­хов­ное учи­ли­ще, Сер­гей по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Здесь он по­зна­ко­мил­ся с от­цом Иоан­ном Крон­штадт­ским, спо­до­бив­шись ве­ли­кой че­сти при­слу­жи­вать ему в ал­та­ре. «О Бо­же, мож­но ли опи­сать то со­сто­я­ние, в ко­то­ром на­хо­дил­ся я во вре­мя этой ли­тур­гии, со­вер­ша­е­мой от­цом Иоан­ном! – пи­сал впо­след­ствии Сер­гей Ива­но­вич. – Это бы­ло что-то по­ис­ти­не необык­но­вен­ное, невы­ра­зи­мое, что мож­но бы­ло чув­ство­вать, вос­при­ни­мать непо­сред­ствен­но ду­шою».
По окон­ча­нии в 1904 го­ду се­ми­на­рии Сер­гей Ива­но­вич был при­нят в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую успеш­но окон­чил в 1908 го­ду и был остав­лен при ней на один год про­фес­сор­ским сти­пен­ди­а­том. Во вре­мя обу­че­ния в ака­де­мии Сер­гей Ива­но­вич ак­тив­но пе­ча­тал­ся в раз­лич­ных цер­ков­ных из­да­ни­ях. Бу­дучи про­фес­сор­ским сти­пен­ди­а­том, он на­пи­сал и с успе­хом за­щи­тил кан­ди­дат­скую дис­сер­та­цию на те­му «Бо­же­ствен­ность хри­сти­ан­ства», по­сле че­го был на­зна­чен на долж­ность по­мощ­ни­ка ин­спек­то­ра в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию.
В 1908 го­ду он же­нил­ся на де­ви­це Оль­ге Бо­ри­совне Кор­мер из се­ла Алек­се­ев­ское, ко­то­рую он знал с дет­ства. По­сле свадь­бы они по­се­ли­лись в Сер­ги­е­вом По­са­де, где Сер­гей Ива­но­вич был на­зна­чен на осво­бо­див­шу­ю­ся долж­ность пре­по­да­ва­те­ля се­ми­на­рии на ка­фед­ре фило­со­фии, ло­ги­ки и пси­хо­ло­гии, по­ла­гая пре­по­да­ва­нию и уче­ным за­ня­ти­ям по­свя­тить всю свою жизнь. По­лу­чив выс­шее бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние, он по со­об­ра­же­ни­ям идей­ным не хо­тел ста­но­вить­ся свя­щен­ни­ком: бу­дучи че­ло­ве­ком сво­бо­до­мыс­ля­щим, пре­тер­пев мно­гие скор­би и труд­но­сти в сво­ем ни­щем дет­стве и юно­сти, ко­гда по­лу­че­ние об­ра­зо­ва­ния бы­ло свя­за­но для него с уси­ли­я­ми чрез­вы­чай­ны­ми, он на­хо­дил неудо­вле­тво­ри­тель­ным по­ло­же­ние Пра­во­слав­ной Церк­ви в го­су­дар­стве. На во­прос сле­до­ва­те­ля в 1937 го­ду, по­че­му, окон­чив ака­де­мию, он не стал слу­жить свя­щен­ни­ком, отец Сер­гий от­ве­тил, что в то вре­мя го­судар­ствен­ные и цер­ков­ные за­ко­ны обя­зы­ва­ли свя­щен­ни­ка быть на служ­бе у го­су­дар­ства, а это его не устра­и­ва­ло.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-goloshchapov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся в 1874 го­ду в се­ле Киш­ки­но Мих­нев­ской во­ло­сти Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сея Успен­ско­го, про­ис­хо­див­ше­го из кре­стьян­ско­го со­сло­вия.
Об­ра­зо­ва­ние Ми­ха­ил Алек­се­е­вич по­лу­чил до­маш­нее, за­тем сдал эк­за­мен на пса­лом­щи­ка в цер­ков­ной шко­ле и был опре­де­лен в 1905 го­ду на ме­сто пса­лом­щи­ка По­кров­ской церк­ви се­ла Ав­ду­ло­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да[1]. 27 мая 1907 го­да он был по­свя­щен в сти­харь. 2 фев­ра­ля 1920 го­да Ми­ха­ил Алек­се­е­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к По­кров­ской церк­ви в се­ле Ав­ду­ло­во.
С 23 сен­тяб­ря 1916 го­да по 1 сен­тяб­ря 1917 го­да Ми­ха­ил Алек­се­е­вич со­сто­ял на во­ен­ной служ­бе.
В 1933 го­ду диа­кон Ми­ха­ил был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к По­кров­ской церк­ви, и в том же го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли его и при­го­во­ри­ли к 5 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды, но по­сле кас­са­ци­он­ной жа­ло­бы он был оправ­дан.
Се­мья от­ца Ми­ха­и­ла со­сто­я­ла из же­ны, Ев­до­кии Пав­лов­ны, сы­на и двух до­че­рей. В до­ме от­ца Ми­ха­и­ла на­хо­ди­ли при­ют все нуж­да­ю­щи­е­ся и го­ни­мые свя­щен­но­цер­ков­но­слу­жи­те­ли.
5 де­каб­ря 1937 го­да отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван и за­клю­чен в Ка­шир­скую тюрь­му. Ви­нов­ным се­бя не при­знал.
9 де­каб­ря 1937 го­да он был при­го­во­рен к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Ми­ха­ил Успен­ский был рас­стре­лян 19 де­каб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­го­не Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Сер­гей Ми­хай­ло­вич Успен­ский ро­дил­ся в го­ро­де Мо­жай­ске Мос­ков­ской гу­бер­нии в 1878 го­ду. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Мос­ков­ском Дон­ском и мос­ков­ском За­и­ко­но­спас­ском ду­хов­ных учи­ли­щах, а в 1898 го­ду окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, в ко­то­рой еще че­ты­ре го­да по­сле окон­ча­ния (до 1902 г.) про­ра­бо­тал над­зи­ра­те­лем.
Сер­гей Ми­хай­ло­вич имел очень хо­ро­ший го­лос и ар­ти­сти­че­ские спо­соб­но­сти. В 1900 го­ду он был при­нят без кон­кур­са со­ли­стом Боль­шо­го те­ат­ра, од­на­ко жизнь ар­ти­ста бы­ла ему не по ду­ше, так как его при­вле­ка­ла ду­хов­ная жизнь. С 1901 го­да Сер­гей Ми­хай­ло­вич на­чал слу­жить пса­лом­щи­ком в хра­ме Кли­мен­та Па­пы Рим­ско­го на Пят­ниц­кой ули­це в Москве. В том же 1901 го­ду он же­нил­ся на Анне Пет­ровне Ро­за­но­вой, и у них впо­след­ствии ро­ди­лось трое де­тей.
В 1904 го­ду мит­ро­по­лит Мос­ков­ский и Ко­ло­мен­ский Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский) ру­ко­по­ло­жил Сер­гия во диа­ко­ны к мос­ков­ско­му хра­му По­кро­ва на Лы­щи­ко­вой Го­ре. В 1910 го­ду его пе­ре­во­дят в храм во имя ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неопа­ли­мая Ку­пи­на», в 1917 го­ду от­ца Сер­гия воз­во­дят в сан про­то­ди­а­ко­на, а 30 ав­гу­ста 1920 го­да он ста­но­вит­ся свя­щен­ни­ком.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-uspenskij

☦️
Ни­ки­фор Ро­ма­но­вич Лит­ви­нов ро­дил­ся 1 июня 1892 го­да в се­ле Се­ре­ти­но Та­мар­ско­го рай­о­на Кур­ской об­ла­сти в се­мье кре­стья­ни­на. Он окон­чил сель­скую шко­лу в 1913 го­ду, по­сле че­го был взят на служ­бу в ар­мию, где слу­жил в пол­ко­вой церк­ви пса­лом­щи­ком до 1917 го­да. В 1917 го­ду он воз­вра­ща­ет­ся в род­ное се­ло Се­ре­ти­но, про­дол­жа­ет по­мо­гать в церк­ви в ка­че­стве пса­лом­щи­ка и го­то­вит­ся к ру­ко­по­ло­же­нию. Че­рез не­ко­то­рое вре­мя он ста­но­вит­ся диа­ко­ном, по­сле че­го слу­жит в Се­ре­тин­ской церк­ви. В 1932 го­ду храм был за­крыт и диа­кон был на­прав­лен в цер­ковь в се­ло Ка­мен­ки. В 1934 го­ду и этот храм за­кры­ли, а от­ца Ни­ки­фо­ра аре­сто­ва­ли, при­го­во­рив его к 3 го­дам ис­пра­ви­тель­но-тру­до­во­го ла­ге­ря. С 1934 по 1937 год он про­вел в ла­ге­ре НКВД на Даль­нем Во­сто­ке в го­ро­де с го­во­ря­щим на­зва­ни­ем Сво­бод­ный. Вый­дя на сво­бо­ду в ап­ре­ле 1937 го­да, диа­кон Ни­ки­фор Лит­ви­нов на­чи­на­ет слу­жить в Ни­коль­ской церк­ви в се­ле Чер­лен­ко­во Ша­хов­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. Слу­жить ему при­шлось не­дол­го. 27 но­яб­ря то­го же 1937 го­да он сно­ва аре­сто­ван и об­ви­нен в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал.
3 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка при УНКВД СССР ПО Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла диа­ко­на Ни­ки­фо­ра Ро­ма­но­ви­ча Лит­ви­но­ва к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 19 де­каб­ря 1937 го­да он был рас­стре­лян на Бу­тов­ском по­ли­го­не.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Га­лак­ти­он (в ми­ру Гри­го­рий Ста­ни­сла­во­вич (Сте­па­но­вич) Ур­ба­но­вич-Но­ви­ков) ро­дил­ся 11 мар­та 1870 го­да в де­рев­не Пу­ди­но Лид­ско­го уез­да Ви­лен­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. 20 июня 1900 го­да по­сту­пил в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ский Ва­ла­ам­ский муж­ской мо­на­стырь. 19 ок­тяб­ря 1904 го­да за­чис­лен в по­слуш­ни­ки. 1 мар­та 1908 го­да по­стри­жен в мо­на­ше­ство. 24 мар­та 1911 го­да ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на Фин­лянд­ским и Вы­борг­ским ар­хи­епи­ско­пом Сер­ги­ем (Стра­го­род­ским; впо­след­ствии Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си) в хра­ме ски­та Всех свя­тых; 24 де­каб­ря 1915 го­да – во иерея. Со­сто­ял на­ряд­чи­ком ра­бо­чих в мо­на­сты­ре, а по­сле ок­тяб­ря 1917 го­да – эко­но­мом на Ва­ла­ам­ском по­дво­рье в Москве.
С 1925 го­да слу­жил при церк­ви Ржев­ской Око­вец­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Москве. 29 июня 1927 го­да аре­сто­ван по об­ви­не­нию в шпи­о­на­же. По­ста­нов­ле­ни­ем Кол­ле­гии ОГПУ от 25 июля 1927 го­да за­клю­чен в Со­ло­вец­кий ла­герь осо­бо­го на­зна­че­ния сро­ком на 5 лет.
Вер­нув­шись в 1932 го­ду, по­се­лил­ся в по­сел­ке Верх­ний По­сад Зве­ни­го­род­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти. Слу­жил в од­ном из хра­мов рай­о­на. 4 но­яб­ря 1936 го­да аре­сто­ван по об­ви­не­нию в том, что «вел ан­ти­со­вет­скую аги­та­цию, разъ­яс­нял Свя­щен­ное Пи­са­ние в контр­ре­во­лю­ци­он­ном ду­хе». Был за­клю­чен в Бу­тыр­скую тюрь­му в Москве. Ви­нов­ным се­бя не при­знал. 20 ян­ва­ря 1937 го­да при­го­во­рен ОСО при НКВД к 5 го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан. Срок от­бы­вал в се­ле Тал­ды-Кур­ган Ал­ма-Атин­ско­го окру­га. В но­яб­ре 1937 го­да аре­сто­ван по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. В сви­де­тель­ских по­ка­за­ни­ях ха­рак­те­ри­зо­вал­ся как сто­рон­ник Пат­ри­ар­ха свт. Ти­хо­на и про­тив­ник об­нов­лен­че­ства. Ви­нов­ным в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти се­бя не при­знал. 4 де­каб­ря 1937 го­да иеро­мо­нах Га­лак­ти­он при­го­во­рен Осо­бой трой­кой УНКВД по Ал­ма-Атин­ской об­ла­сти к рас­стре­лу. При­го­вор при­ве­ден в ис­пол­не­ние 19 де­каб­ря 1937 го­да. По­гре­бен в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Гу­рий ро­дил­ся в 1880 го­ду в се­ле Пе­сья Медын­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье ра­бо­че­го Ми­ха­и­ла Са­мой­ло­ва, в по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни ра­бо­тав­ше­го на ткац­кой фаб­ри­ке в Москве, и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ге­ор­ги­ем. Окон­чив цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу в род­ном се­ле, он до пят­на­дца­ти лет жил с ма­те­рью, а за­тем уехал в Моск­ву и по­сту­пил уче­ни­ком в ти­по­гра­фию, где про­ра­бо­тал до 1903 го­да.
Зна­ком­ство со зна­ме­ни­той Оп­ти­ной Пу­сты­нью, на­хо­дя­щей­ся в Ка­луж­ской гу­бер­нии, вле­че­ние серд­ца и ду­ши при­ве­ли к то­му, что Ге­ор­гий ре­шил­ся пой­ти в мо­на­стырь, что­бы, ес­ли то бу­дет Бо­гу угод­но, остать­ся в нем на­все­гда. В ав­гу­сте 1903 го­да он пе­ре­сту­пил по­рог оби­те­ли. До ру­ко­по­ло­же­ния в свя­щен­ный сан он нес по­слу­ша­ние в пе­ре­плет­ной ма­стер­ской, по зна­ком­ству с этим де­лом в жиз­ни мир­ской.
11 ав­гу­ста 1905 го­да Ге­ор­гий был опре­де­лен в чис­ло бра­тии оби­те­ли, 12 ав­гу­ста 1910 го­да – по­стри­жен в мо­на­ше­ство с на­ре­че­ни­ем име­ни Гу­рий, а 17 мар­та то­го же го­да – ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на.

В 1917 го­ду со­вер­ши­лась без­бож­ная боль­ше­вист­ская ре­во­лю­ция, при­шли скорб­ные дни на­си­лия и об­ще­на­род­ных стра­да­ний; иеро­ди­а­кон Гу­рий был мо­би­ли­зо­ван в ты­ло­вое опол­че­ние Крас­ной ар­мии и при­ко­ман­ди­ро­ван к ко­зель­ско­му уезд­но­му во­ен­но­му ко­мис­са­ри­а­ту, где вы­пол­нял обя­зан­но­сти пе­ре­пис­чи­ка мо­би­ли­за­ци­он­но­го от­де­ла. В 1921 го­ду он был де­мо­би­ли­зо­ван и вер­нул­ся в Оп­ти­ну Пу­стынь. Мо­на­стырь был фак­ти­че­ски со­вет­ской вла­стью за­крыт, вме­сто не­го об­ра­зо­ва­лась из мо­на­ше­ству­ю­щих сель­ско­хо­зяй­ствен­ная ар­тель, ку­да иеро­ди­а­кон Гу­рий и по­сту­пил. В этом же го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-gurij-samojlov

☦️
Му­че­ник Иоанн Пан­кра­тье­вич Де­ми­дов ро­дил­ся 18 ап­ре­ля 1869 го­да в де­рев­не Ан­дре­ево Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье фаб­ри­кан­та. Отец му­че­ни­ка Иоан­на Ива­но­ви­ча Де­ми­до­ва. В кон­це 1900-х го­дов при раз­де­ле на­след­ства шел­ко­пря­диль­ная фаб­ри­ка ото­шла его бра­ту. Иоанн ра­бо­тал по раз­мот­ке шел­ка на до­му. Был глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, его сын и дочь в со­вет­ское вре­мя ста­ли цер­ков­ны­ми ста­ро­ста­ми. В 1918 го­ду Иоанн Де­ми­дов со­сто­ял чле­ном во­лост­но­го прав­ле­ния Но­вин­ской во­ло­сти Бо­го­род­ско­го уез­да.
В это вре­мя в се­ле Но­во­за­га­рье вспых­ну­ло ан­ти­боль­ше­вист­ское кре­стьян­ское вос­ста­ние, ко­то­рое бы­ло по­дав­ле­но от­ря­дом ЧК. Иоанн Де­ми­дов был аре­сто­ван как член во­лост­но­го прав­ле­ния, за про­тест про­тив вы­но­са ико­ны из зда­ния прав­ле­ния за­клю­чен на 18 дней в тюрь­му.
В 1933 го­ду под­вер­гал­ся аре­сту «за спе­ку­ля­цию шел­ком». В ав­гу­сте 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны его сын Иван и дочь с му­жем. 9 сен­тяб­ря Иоанн Де­ми­дов был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в том, что «был на­стро­ен про­тив ор­га­ни­за­ции кол­хо­зов». За­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Но­гин­ска. На до­про­се му­че­ник ска­зал, что «кол­лек­ти­ви­за­цию счи­та­ет без­бо­же­ством и что всту­пать в кол­хоз греш­но». 11 но­яб­ря 1937 го­да Осо­бой трой­кой при УНКВД по Мос­ков­ской об­ла­сти при­го­во­рен к 8 го­дам за­клю­че­ния в ИТЛ. От­бы­вал на­ка­за­ние в Тай­шет­ском ИТЛ, где скон­чал­ся 20 де­каб­ря 1937 го­да от тя­гот за­клю­че­ния и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Петр Кре­стов ро­дил­ся в 1890 го­ду в се­ле Го­ро­дец в Ря­зан­ской гу­бер­нии. За­кон­чил Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, был при­зван на во­ен­ную служ­бу и участ­во­вал в Пер­вой Ми­ро­вой войне. В 1915–1918 гг. был в немец­ком пле­ну в Гер­ма­нии. С 1918 по 1922 год ра­бо­тал учи­те­лем сель­ской шко­лы в се­ле Па­ни­но в Спас­ском рай­оне в Ря­зан­ской об­ла­сти. В 1922 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во иерея к Пят­ниц­кой церк­ви в се­ле Па­ни­но, на­зна­чен на­сто­я­те­лем и бла­го­чин­ным Спас­ско­го окру­га. В 1930 го­ду отец Петр был аре­сто­ван вме­сте с же­ной, Кре­сто­вой Ан­то­ни­ной Ни­ко­ла­ев­ной. До­ма оста­лось пя­те­ро де­тей. Иму­ще­ство кон­фис­ко­ва­ли. Ма­туш­ку осво­бо­ди­ли через 2 ме­ся­ца, а от­ца Пет­ра при­го­во­ри­ли к ше­сти го­дам в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. Свя­щен­ник от­бы­вал срок в Со­ло­вец­ком ла­ге­ре осо­бо­го на­зна­че­ния. По­сле осво­бож­де­ния вер­нул­ся к ме­сту сво­е­го слу­же­ния в Пят­ниц­кую цер­ковь.
Огром­ную рас­про­стра­нен­ность в то вре­мя по­лу­чи­ли абор­ты, и отец Петр мно­го про­по­ве­до­вал про­тив де­то­убий­ства. В 1937 го­ду со­вет­ские вла­сти ак­тив­но ис­ка­ли по­во­ды для аре­стов ве­ру­ю­щих и цер­ков­но­слу­жи­те­лей, а от­ца Пет­ра нуж­но бы­ло аре­сто­вать во что бы то ни ста­ло: он толь­ко что осво­бо­дил­ся из ла­ге­ря и уже ве­дет ак­тив­ную пас­тыр­скую ра­бо­ту. Од­на­жды 12-лет­ний маль­чик Ни­ко­лай, жи­ву­щий в се­ле Па­ни­но, услы­шал, как мест­ные вла­сти хо­тят устро­ить под­жог фер­мы, ко­то­рый мож­но сва­лить на свя­щен­ни­ка, чтобы при­го­во­рить его к рас­стре­лу. Маль­чик стал рас­ска­зы­вать об услы­шан­ном и вско­ре его на­шли уби­тым. В убий­стве об­ви­ни­ли от­ца Пет­ра. В фев­ра­ле 1938 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван за «уча­стие в ан­ти­со­вет­ской по­встан­че­ско-тер­ро­ри­сти­че­ской ор­га­ни­за­ции цер­ков­ни­ков». Де­ло об ор­га­ни­за­ции бы­ло груп­по­вым, по­это­му бы­ли аре­сто­ва­ны еще несколь­ко че­ло­век. По­чти все да­ва­ли и при­зна­тель­ные и об­ви­ни­тель­ные по­ка­за­ния. Отец Петр не при­знал сво­ей ви­ны и не дал по­ка­за­ний на дру­гих. Его при­го­во­ри­ли к пя­ти го­дам в ла­ге­рях. Про­то­и­е­рей Петр был от­прав­лен в Вят­лаг НКВД в Ки­ров­ской об­ла­сти. Как раз в это вре­мя его де­ло бы­ло пре­кра­ще­но из-за от­сут­ствия со­ста­ва пре­ступ­ле­ния, но тем не ме­нее из ла­ге­ря отец Петр осво­бож­ден не был. Он был по­ме­щен в один ба­рак с уго­лов­ни­ка­ми, и 19 де­каб­ря 1941 го­да скон­чал­ся в ла­ге­ре от го­ло­да и бо­лез­ней.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 5 мар­та 1865 го­да в се­ле Го­ряй­но­во Ря­зан­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии (ныне Рыб­нов­ский рай­он Ря­зан­ской об­ла­сти) в се­мье пса­лом­щи­ка Ива­на Ми­ро­жи­на. Окон­чив Ря­зан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, Ва­си­лий не по­шел по ду­хов­но­му пу­ти, а устро­ил­ся слу­жить чи­нов­ни­ком в ак­циз­ном ве­дом­стве и толь­ко по­сле ре­во­лю­ции, ко­гда на­ча­лись го­не­ния на Цер­ковь, изъ­явив же­ла­ние быть свя­щен­ни­ком, был ру­ко­по­ло­жен и слу­жил в Бла­го­ве­щен­ской церк­ви в го­ро­де За­рай­ске Мос­ков­ской об­ла­сти. Воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
Про­то­и­е­рей Ва­си­лий был ак­тив­ным про­по­вед­ни­ком, что впо­след­ствии при аре­сте ему бы­ло по­став­ле­но в ви­ну. Со­хра­ни­лось два кон­спек­та его про­по­ве­дей:

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-mirozhin

☦️
Икона Богородицы Владимирская (Селигерская).
В се­ми вер­стах от Осташ­ко­ва в Твер­ской епар­хии су­ще­ству­ет об­ще­жи­тель­ная Ни­ло­ва пу­стынь, рас­по­ло­жен­ная при Стол­бен­ском озе­ре [ошиб­ка: озе­ро — Се­ли­гер, ост­ров — Сто­лоб­ный — прим.] и по­лу­чив­шая свое на­име­но­ва­ние от име­ни пре­по­доб­но­го Ни­ла Стол­бен­ско­го. При мо­щах это­го свя­то­го в его оби­те­ли хра­нит­ся чу­до­твор­ный об­раз Вла­ди­мир­ской Бо­го­ма­те­ри, при­не­сен­ный сю­да прп. Ни­лом в 1528 го­ду. Сна­ча­ла эта ико­на на­хо­ди­лась в пу­стын­ной ке­лье это­го по­движ­ни­ка.
Од­на­жды пре­по­доб­ный на­хо­дил­ся вне сво­ей ке­льи за ра­бо­той. В это вре­мя на него на­па­ли раз­бой­ни­ки. Угро­жая свя­то­му, они тре­бо­ва­ли от него, чтобы он от­дал им свои со­кро­ви­ща. Пре­по­доб­ный же в от­вет на все их вы­мо­га­тель­ства спо­кой­но ска­зал им:
— Со­кро­ви­ще мое на­хо­дит­ся в уг­лу ке­льи; вой­ди­те ту­да и возь­ми­те его.
В уг­лу же на­хо­ди­лась ико­на Бо­го­ма­те­ри с Бо­гом­ла­ден­цем. И гнев Бо­жий по­ра­зил дерз­но­вен­ных на­силь­ни­ков. Лишь толь­ко раз­бой­ни­ки во­шли в ке­лью по­движ­ни­ка, как все они бы­ли по­ра­же­ны сле­по­той. Но эта тьма про­све­ти­ла их серд­ца по­ка­я­ни­ем. Со сле­за­ми они ста­ли умо­лять Ни­ла о про­ще­нии их по­ступ­ка. Пре­по­доб­ный по­мо­лил­ся Гос­по­ду о за­блуд­ших и рас­ка­яв­ших­ся пре­ступ­ни­ках, и все они про­зре­ли. За­тем пре­по­доб­ный дол­го еще по­учал их в сво­ей ке­лье о ду­шев­ном спа­се­нии, убеж­дая оста­вить на­все­гда по­роч­ное де­ло и вер­нуть­ся к спо­кой­ной и тру­до­лю­би­вой жиз­ни. Раз­бой­ни­ки с сер­деч­ным со­кру­ше­ни­ем слу­ша­ли ре­чи ду­хов­но­го сво­е­го вра­зу­ми­те­ля и да­ли сло­во ни­ко­гда не воз­вра­щать­ся к сво­е­му преж­не­му за­ня­тию. В за­клю­че­ние сво­ей бе­се­ды прп. Нил про­сил их ни­ко­му не рас­ска­зы­вать о сво­ем див­ном об­ра­ще­нии на путь доб­ро­де­тель­ной жиз­ни. И они то­гда ни­ко­му не по­ве­да­ли обо всем, слу­чив­шем­ся с ни­ми. Но по­сле кон­чи­ны св. Ни­ла они рас­ска­за­ли о яв­лен­ной к ним ми­ло­сти Бо­жи­ей.
Прп. Нил пре­ста­вил­ся в 7 день де­каб­ря 1554 го­да, в вос­по­ми­на­ние че­го в это чис­ло и уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние про­сла­вив­ше­му­ся у него об­ра­зу Бо­го­ма­те­ри Се­ли­гер­ской, на­зы­ва­е­мой ина­че еще Ке­лей­ной Вла­ди­мир­ской ико­ной. На­ка­нуне дня па­мя­ти пре­по­доб­но­го, т. е. в на­ве­че­рии на 7 де­каб­ря, пе­ред этой чу­до­твор­ной ико­ной со­вер­ша­ет­ся мо­ле­бен.
26 мая — так­же день празд­ни­ка в честь Се­ли­гер­ской ико­ны.

Жития
Писание