⏳ 2020.12.17 (чт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 28я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 2й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
17 декабря (4 декабря)
• Рождественский пост
• вмц. Варва́ры, мц. Иулиа́нии (ок. 306)
• прп. Иоанна Дамаски́на (ок. 780)
• свт. Иоанна Поливотского (VIII)
• свт. Геннадия Новгородского (1505)
• сщмчч. Алексия (Сабурова), Иоанна (Пьянкова), Александра (Посохина), Николая (Яхонтова), Василия (Кашина) и с ним 10-ти мучеников (1918)
• сщмч. Димитрия (Неведомского), прмц. Анастасии (Титовой), мцц. Екатерины (Арской), Киры (Оболенской) (1937)


☦️
Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Вар­ва­ра ро­ди­лась в г. Илио­по­ле (ны­неш­ней Си­рии) при им­пе­ра­то­ре Мак­си­мине (305–311 гг.) в знат­ной язы­че­ской се­мье. Отец Вар­ва­ры Ди­о­скор, ра­но ли­шив­шись сво­ей су­пру­ги, был страст­но при­вя­зан к сво­ей един­ствен­ной до­че­ри. Чтобы убе­речь кра­си­вую де­вуш­ку от по­сто­рон­них взо­ров и вме­сте с тем ли­шить ее об­ще­ния с хри­сти­а­на­ми, он по­стро­ил для до­че­ри спе­ци­аль­ный за­мок, от­ку­да она вы­хо­ди­ла толь­ко с раз­ре­ше­ния от­ца (кондак 2). Со­зер­цая с вы­со­ты баш­ни кра­со­ту Бо­жи­его ми­ра, Вар­ва­ра ча­сто ис­пы­ты­ва­ла же­ла­ние узнать его ис­тин­но­го Твор­ца. Ко­гда при­став­лен­ные к ней вос­пи­та­тель­ни­цы го­во­ри­ли, что мир со­здан бо­га­ми, ко­то­рых по­чи­та­ет ее отец, то она мыс­лен­но го­во­ри­ла: «Бо­ги, ко­то­рых по­чи­та­ет мой отец, сде­ла­ны ру­ка­ми че­ло­ве­че­ски­ми. Как эти бо­ги мог­ли со­здать та­кое пре­свет­лое небо и та­кую кра­со­ту зем­ную? Един дол­жен быть та­кой Бог, Ко­то­ро­го со­зда­ла не ру­ка че­ло­ве­че­ская, но Сам Он, име­ю­щий соб­ствен­ное бы­тие». Так свя­тая Вар­ва­ра учи­лась от тво­ре­ний ви­ди­мо­го ми­ра по­зна­вать Твор­ца, и на ней сбы­ва­лись сло­ва про­ро­ка «По­учих­ся во всех де­лех тво­их, в тво­ре­нии ру­ку тво­ею по­учах­ся» (Пс.142:5) (икос 2).
Со вре­ме­нем к Ди­о­ско­ру все ча­ще ста­ли при­хо­дить бо­га­тые и знат­ные же­ни­хи, про­ся ру­ки его до­че­ри. Отец, дав­но меч­тав­ший о за­му­же­стве Вар­ва­ры, ре­шил за­ве­сти с ней раз­го­вор о бра­ке, но, к сво­е­му огор­че­нию, услы­шал от нее ре­ши­тель­ный от­каз ис­пол­нить его во­лю. Ди­о­скор ре­шил, что со вре­ме­нем на­стро­е­ние до­че­ри из­ме­нит­ся и у нее по­явит­ся склон­ность к за­му­же­ству. Для это­го он раз­ре­шил ей вы­хо­дить из баш­ни, на­де­ясь, что в об­ще­нии с по­дру­га­ми она уви­дит дру­гое от­но­ше­ние к за­му­же­ству.
Од­на­жды, ко­гда Ди­о­скор на­хо­дил­ся в дли­тель­ном пу­те­ше­ствии, Вар­ва­ра по­зна­ко­ми­лась с мест­ны­ми хри­сти­ан­ка­ми, ко­то­рые рас­ска­за­ли ей о Три­еди­ном Бо­ге, о неиз­ре­чен­ном Бо­же­стве Иису­са Хри­ста, о Его во­пло­ще­нии от Пре­чи­стой Де­вы и о Его воль­ном стра­да­нии и Вос­кре­се­нии. Слу­чи­лось так, что в то вре­мя в Илио­по­ле про­ез­дом из Алек­сан­дрии на­хо­дил­ся свя­щен­ник, при­няв­ший вид куп­ца. Узнав о нем, Вар­ва­ра при­гла­си­ла пре­сви­те­ра к се­бе и про­си­ла со­вер­шить над ней Та­ин­ство Кре­ще­ния. Свя­щен­ник из­ло­жил ей ос­но­вы свя­той ве­ры и за­тем кре­стил во имя От­ца и Сы­на и Свя­то­го Ду­ха. Про­све­щен­ная бла­го­да­тью Кре­ще­ния, Вар­ва­ра еще с боль­шей лю­бо­вью об­ра­ти­лась к Бо­гу. Она обе­ща­ла по­свя­тить Ему всю свою жизнь.
За вре­мя от­сут­ствия Ди­о­ско­ра при его до­ме ве­лось стро­и­тель­ство ка­мен­ной баш­ни, где ра­бо­чие по при­ка­за­нию хо­зя­и­на на­ме­ре­ва­лись со­ору­дить два ок­на с юж­ной сто­ро­ны. Но Вар­ва­ра, зай­дя од­на­жды по­смот­реть стро­и­тель­ство, упро­си­ла их сде­лать тре­тье ок­но – во об­раз Тро­ич­но­го Све­та (икос 3). Ко­гда же вер­нул­ся отец, то он по­тре­бо­вал у до­че­ри от­че­та о сде­лан­ном, «Три луч­ше чем два, – го­во­ри­ла Вар­ва­ра, – ибо у непри­ступ­но­го, неиз­ре­чен­но­го Све­та Тро­ич­но­го Три Ок­на (Ипо­ста­си или Ли­ца)». Услы­шав от Вар­ва­ры хри­сти­ан­ские ве­ро­учи­тель­ные на­став­ле­ния, Ди­о­скор при­шел в ярость. Он бро­сил­ся на нее с об­на­жен­ным ме­чом, но Вар­ва­ра успе­ла вы­бе­жать из до­ма (икос 4). Она укры­лась в гор­ной рас­се­лине, ко­то­рая чуд­ным об­ра­зом рас­сту­пи­лась пе­ред ней.
К ве­че­ру Ди­о­скор по ука­за­нию од­но­го пас­ту­ха все же на­шел Вар­ва­ру и с по­бо­я­ми при­та­щил му­че­ни­цу в дом (икос 5). На­ут­ро он от­вел Вар­ва­ру к го­род­ско­му пра­ви­те­лю и ска­зал: «Я от­ре­ка­юсь от нее, по­то­му что она от­вер­га­ет бо­гов мо­их, и ес­ли не об­ра­тит­ся к ним сно­ва, то не бу­дет мне до­че­рью. Му­чай ее, дер­жав­ный пра­ви­тель, как бу­дет угод­но тво­ей во­ле». Дол­го уго­ва­ри­вал гра­до­на­чаль­ник Вар­ва­ру не от­сту­пать от древ­них оте­че­ских за­ко­нов и не про­ти­вить­ся во­ле от­ца. Но свя­тая муд­рою ре­чью об­ли­ча­ла за­блуж­де­ния идо­ло­по­клон­ни­ков и ис­по­ве­да­ла Иису­са Хри­ста Бо­гом. То­гда ее на­ча­ли силь­но бить во­ло­вьи­ми жи­ла­ми и по­сле это­го рас­ти­рать глу­бо­кие ра­ны жест­кой вла­ся­ни­цей.
В кон­це дня Вар­ва­ру от­ве­ли в тем­ни­цу. Но­чью, ко­гда ее ум был за­нят мо­лит­вой, ей явил­ся Гос­подь и ска­зал: «Дер­зай, неве­ста Моя, и не бой­ся, ибо Я с то­бою. Я взи­раю на по­двиг твой и об­лег­чаю твои бо­лез­ни. Пре­тер­пи до кон­ца, чтобы вско­ре на­сла­дить­ся веч­ны­ми бла­га­ми в Цар­стве Мо­ем». На сле­ду­ю­щий день все бы­ли удив­ле­ны, уви­дев Вар­ва­ру, – на ее те­ле не оста­лось ни­ка­ких сле­дов недав­них ис­тя­за­ний (икос 6). Ви­дя та­кое чу­до, од­на хри­сти­ан­ка, по име­ни Иули­а­ния, от­кры­то ис­по­ве­да­ла свою ве­ру и объ­яви­ла же­ла­ние по­стра­дать за Хри­ста (кондак 8). Обе­их му­че­ниц на­ча­ли во­дить об­на­жен­ны­ми по го­ро­ду, а за­тем по­ве­си­ли на де­ре­ве и дол­го пы­та­ли (кондак 9). Их те­ла тер­за­ли крю­чья­ми, жгли све­ча­ми, би­ли по го­ло­ве мо­лот­ком (икос 7). От та­ких пы­ток невоз­мож­но бы­ло остать­ся че­ло­ве­ку жи­вым, ес­ли бы му­че­ниц не укреп­ля­ла си­ла Бо­жия. Оста­ва­ясь вер­ны­ми Хри­сту, по при­ка­за­нию пра­ви­те­ля му­че­ни­цы бы­ли обез­глав­ле­ны. Свя­тую Вар­ва­ру каз­нил сам Ди­о­скор (икос 10). Но без­жа­лост­но­го от­ца вско­ре по­ра­зи­ла мол­ния, пре­вра­тив его те­ло в пе­пел.
Мо­щи свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры в VI ве­ке бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а в XII ве­ке дочь ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Алек­сея Ком­ни­на (1081–1118 гг.), княж­на Вар­ва­ра, всту­пая в брак с рус­ским кня­зем Ми­ха­и­лом Изя­с­ла­ви­чем, при­вез­ла их с со­бой в Ки­ев, где они на­хо­дят­ся и те­перь – в ка­фед­раль­ном со­бо­ре свя­то­го кня­зя Вла­ди­ми­ра.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1071

☦️
Пре­по­доб­ный Иоанн Да­мас­кин (урождённый Мансур ибн Серджун ат-Таглиби) ро­дил­ся око­ло 680 го­да в сто­ли­це Си­рии Да­мас­ке, в хри­сти­ан­ской се­мье. Его отец, Сер­гий Манс­ур (Серджун ибн Мансур), был каз­на­че­ем при дво­ре ха­ли­фа. У Иоан­на был при­ем­ный брат, оси­ро­тев­ший от­рок Кос­ма, ко­то­ро­го Сер­гий при­нял к се­бе в дом. Ко­гда де­ти под­рос­ли, Сер­гий по­за­бо­тил­ся об их об­ра­зо­ва­нии. На да­мас­ском неволь­ни­чьем рын­ке вы­ку­пил он из пле­на уче­но­го мо­на­ха Ко­с­му из Ка­лаб­рии и по­ру­чил ему учить де­тей. Маль­чи­ки об­на­ру­жи­ли необык­но­вен­ные спо­соб­но­сти и лег­ко осво­и­ли курс свет­ских и ду­хов­ных на­ук. По­сле смер­ти от­ца Иоанн за­нял при дво­ре долж­ность ми­ни­стра и гра­до­пра­ви­те­ля.
В то вре­мя в Ви­зан­тии воз­ник­ла и быст­ро рас­про­стра­ня­лась ересь ико­но­бор­че­ства, под­дер­жи­ва­е­мая им­пе­ра­то­ром Львом III Ис­ав­ром (717–741). Став на за­щи­ту пра­во­слав­но­го ико­но­по­чи­та­ния, Иоанн на­пи­сал три трак­та­та «Про­тив по­ри­ца­ю­щих свя­тые ико­ны». Муд­рые Бо­го­дух­но­вен­ные пи­са­ния Иоан­на при­ве­ли им­пе­ра­то­ра в ярость. Но так как ав­тор их не был ви­зан­тий­ским под­дан­ным, его нель­зя бы­ло ни за­клю­чить в тюрь­му, ни каз­нить. То­гда им­пе­ра­тор при­бег к кле­ве­те. По его при­ка­за­нию от име­ни Иоан­на бы­ло со­став­ле­но под­лож­ное пись­мо, в ко­то­ром да­мас­ский ми­нистр буд­то бы пред­ла­гал им­пе­ра­то­ру свою по­мощь в за­во­е­ва­нии си­рий­ской сто­ли­цы. Это пись­мо и свой ли­це­мер­но-льсти­вый от­вет на него Лев Ис­авр ото­слал ха­ли­фу. Тот немед­лен­но при­ка­зал от­стра­нить Иоан­на от долж­но­сти, от­ру­бить ему кисть пра­вой ру­ки и по­ве­сить ее на го­род­ской пло­ща­ди. В тот же день к ве­че­ру Иоан­ну вер­ну­ли от­руб­лен­ную ру­ку. Пре­по­доб­ный стал мо­лить­ся Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це и про­сить ис­це­ле­ния. За­снув, он уви­дел ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри и услы­шал Ее го­лос, со­об­щив­ший ему, что он ис­це­лен, и вме­сте с тем по­велев­ший без уста­ли тру­дить­ся ис­це­лен­ной ру­кой. Проснув­шись, он уви­дел, что ру­ка его невре­ди­ма.
Узнав о чу­де, сви­де­тель­ство­вав­шем о неви­нов­но­сти Иоан­на, ха­лиф про­сил у него про­ще­ния и хо­тел вер­нуть ему преж­нюю долж­ность, но пре­по­доб­ный от­ка­зал­ся. Он роз­дал свое бо­гат­ство и вме­сте с при­ем­ным бра­том и то­ва­ри­щем по уче­нию Кос­мой от­пра­вил­ся в Иеру­са­лим, где по­сту­пил про­стым по­слуш­ни­ком в мо­на­стырь Сав­вы Освя­щен­но­го. Нелег­ко бы­ло най­ти ему ду­хов­но­го ру­ко­во­ди­те­ля. Из мо­на­стыр­ской бра­тии на это со­гла­сил­ся лишь один очень опыт­ный ста­рец, ко­то­рый стал уме­ло вос­пи­ты­вать в уче­ни­ке дух по­слу­ша­ния и сми­ре­ния. Преж­де все­го ста­рец за­пре­тил Иоан­ну пи­сать, по­ла­гая, что успе­хи на этом по­при­ще ста­нут при­чи­ной гор­ды­ни. Од­на­жды он по­слал пре­по­доб­но­го в Да­маск про­да­вать кор­зи­ны, из­го­тов­лен­ные в мо­на­сты­ре, при­чем по­ру­чил про­дать их го­раз­до до­ро­же их на­сто­я­щей це­ны. И вот, про­де­лав му­чи­тель­ный путь под зной­ным солн­цем, быв­ший вель­мо­жа Да­мас­ка очу­тил­ся на рын­ке в рва­ных одеж­дах про­сто­го про­дав­ца кор­зин. Но Иоан­на узнал его быв­ший до­мо­пра­ви­тель и ску­пил все кор­зи­ны по на­зна­чен­ной цене.
Од­на­жды в мо­на­сты­ре скон­чал­ся один из ино­ков, и брат по­кой­но­го по­про­сил Иоан­на на­пи­сать что-ни­будь в уте­ше­ние. Иоанн дол­го от­ка­зы­вал­ся, но из ми­ло­сер­дия, усту­пив прось­бам удру­чен­но­го го­рем, на­пи­сал свои зна­ме­ни­тые над­гроб­ные тро­па­ри. За это непо­слу­ша­ние ста­рец из­гнал его из сво­ей кел­лии. Все мо­на­хи на­ча­ли про­сить за Иоан­на. То­гда ста­рец по­ру­чил ему од­но из са­мых тя­же­лых и непри­ят­ных дел – уби­рать из мо­на­сты­ря нечи­сто­ты. Пре­по­доб­ный и здесь явил об­ра­зец по­слу­ша­ния. Через неко­то­рое вре­мя стар­цу в ви­де­нии бы­ло ука­за­но Пре­чи­стой и Пре­свя­той Де­вой Бо­го­ро­ди­цей снять за­прет с пи­са­тель­ства Иоан­на. О пре­по­доб­ном узнал Иеру­са­лим­ский пат­ри­арх, ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка и сде­лал про­по­вед­ни­ком при сво­ей ка­фед­ре. Но пре­по­доб­ный Иоанн вско­ре вер­нул­ся в Лав­ру пре­по­доб­но­го Сав­вы, где до кон­ца сво­их дней про­во­дил вре­мя в пи­са­нии ду­хов­ных книг и цер­ков­ных пес­но­пе­ний, и по­ки­нул мо­на­стырь толь­ко для то­го, чтобы об­ли­чить ико­но­бор­цев на Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре 754 го­да. Его под­верг­ли тю­рем­но­му за­клю­че­нию и пыт­кам, но он всё пе­ре­нес и по ми­ло­сти Бо­жи­ей остал­ся жив. Пре­ста­вил­ся око­ло 780 г., в воз­расте 104 лет.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1072

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin/
• Источник знания
Философские главы («Источник знания», ч.1)
О ста ересях вкратце («Источник знания», ч.2)
Точное изложение православной веры («Источник знания», ч.3, пер. А. Бронзова)
Точное изложение православной веры (пер. А.И. Сагарды (кн.1), В.А. Беляева (кн.2), С.М. Зарина (кн.3), Н. М. Малахова (кн.4))
Введение в основы догматического богословия
Трактат о правомыслии
Беседа о пречистом Теле Господнем, которое мы принимаем
Беседа сарацина с христианином
О драконах и привидениях (из «Малых трактатов»)
• О свойствах двух природ во Едином Христе Господе нашем, а попутно и о двух волях и действиях и одной ипостаси
• О сложной природе против акефалов
• Послание Иордану о Трисвятой песне
• Против манихеев
Свидетельства древних и славных святых Отец об иконах
• Слово о вере против несториан
Три защитительных слова против порицающих святые иконы
О восьми главных страстях
• Слово душеполезное и досточудное о страстях и добродетелях
• Беседа на изсохшую смоковницу и притчу о винограде
• Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы
• Слово на преславное Преображение Господа нашего Иисуса Христа
• Слово на святую Великую Субботу
• Слово о Кресте
Слово об усопших в вере (О том, какую пользу приносят им совершаемые о них литургии и раздаваемые милостыни)
• Три похвальных слова на Успение Богоматери
• Канон велик. муч. Федору Тирону
• Канон на Успение Пресвятой Богородицы
• Канон святому апостолу Павлу
• Канон святому апостолу Петру
Пасхальный Канон
• О девяти музах и семи свободных художествах. О разуме. О мысли
• Душеполезная повесть о жизни Варлаама и Иоасафа (приписываемое сочинение)
• «Точное изложение православной веры» на греческом языке
An Exact Exposition of the Orthodox Faith

☦️
Святитель Иоанн Поливотский с юных лет от­ли­чал­ся по­движ­ни­че­ством, це­ло­муд­ри­ем и ми­ло­сер­ди­ем; по­то­му и удо­сто­ил­ся он по­став­ле­ния во епи­ско­па По­ли­вот­ско­го. Ко­гда, та­ким об­ра­зом, ему по­ру­че­но бы­ло выс­шее управ­ле­ние и по­пе­че­ние о лю­дях, он уси­лил и свои по­дви­ги, к преж­ним тру­дам при­со­еди­няя но­вые тру­ды.
В то вре­мя им­пе­ра­тор Лев Ис­ав­ря­нин, недо­стой­но за­няв­ший цар­ский пре­стол, на­чал ху­лить свя­тые ико­ны. Пре­по­доб­ный отец силь­но об­ли­чал та­кое нече­стие ца­ря и сво­им ис­по­ве­да­ни­ем ве­ры со­хра­нил паст­ву от ере­си ико­но­бор­че­ства.
В его же вре­мя од­на­жды ага­ряне оса­ди­ли го­род Ам­мо­рию, но бы­ли с по­мо­щью Бо­жи­ею от­ра­же­ны; все хри­сти­ане, по­пав­шие в плен к непри­я­те­лю, то­гда по­лу­чи­ли сво­бо­ду по­пе­че­ни­я­ми это­го свя­то­го му­жа.
Те­ло его и до­се­ле со­хра­ня­ет­ся нетлен­но, в день Пя­ти­де­сят­ни­цы вся­кий раз вы­ни­ма­ет­ся оно из ра­ки и, по об­ла­че­нии в ар­хи­ерей­ские одеж­ды, сна­ча­ла пе­ре­но­сит­ся к свя­то­му пре­сто­лу и по­став­ля­ет­ся пря­мо, а по­том воз­во­дит­ся на гор­нее ме­сто, и там оно пре­бы­ва­ет, под­дер­жи­ва­е­мое дву­мя иере­я­ми, все вре­мя, по­ка со­вер­ша­ет­ся Бо­же­ствен­ная служ­ба. Мо­лит­ва­ми пре­по­доб­но­го со­вер­ша­ет­ся мно­же­ство чу­дес, осо­бен­но ис­це­ле­ний бес­но­ва­тых и недуж­ных.

☦️
Святитель Геннадий Новгородский ро­дил­ся в пер­вой по­ло­вине XV в. в бла­го­че­сти­вой се­мье Гон­зо­вых. Ино­че­скую жизнь на­чал в Ва­ла­ам­ской оби­те­ли под ру­ко­вод­ством св. пре­по­доб­но­го Сав­ва­тия Со­ло­вец­ко­го († 1435; па­мять 27 сен­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю). В фев­ра­ле 1477 г. свя­той был на­зна­чен ар­хи­манд­ри­том Чу­до­ва мо­на­сты­ря, а 12 де­каб­ря 1484 г. был ру­ко­по­ло­жен в сан ар­хи­епи­ско­па Нов­го­род­ско­го.
Свя­ти­тель рев­ност­но бо­рол­ся за чи­сто­ту пра­во­сла­вия и при­ло­жил мно­го ста­ра­ний для про­све­ще­ния сво­ей паст­вы. Он устро­ил шко­лу для под­го­тов­ки свя­щен­ни­ков, со­ста­вил пас­ха­лию на пер­вые 70 лет вось­мо­го ты­ся­че­ле­тия, к 1499 г. со­брал все кни­ги Свя­щен­но­го Пи­са­ния в од­ну еди­ную «Ген­на­ди­ев­скую Биб­лию». Ему при­над­ле­жит устав­ное ука­за­ние о ли­тур­ги­че­ском по­чи­та­нии рос­сий­ских угод­ни­ков. С 1504 г. свя­ти­тель Ген­на­дий на­хо­дил­ся на по­кое в Чу­до­вом мо­на­сты­ре и 4 де­каб­ря 1505 г. мир­но ото­шел ко Гос­по­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-gennadij-novgorodskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgorodskij/
• О еретиках Новгородских
Послание к собору, бывшему в Москве в лето 6998 г.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий Са­бу­ров в 1914-1915 го­дах был свя­щен­ни­ком в дей­ству­ю­щей ар­мии. По­том до де­каб­ря 1918 го­да про­то­и­е­рей Алек­сий слу­жил в хра­ме Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва и в тю­рем­ной церк­ви го­ро­да Пер­ми.
В 1918 го­ду бы­ли за­му­че­ны боль­ше­ви­ка­ми мно­гие свя­щен­ни­ки го­ро­да Пер­ми и Перм­ско­го уез­да. Не из­бе­жал му­че­ни­че­ской кон­чи­ны и про­то­и­е­рей Алек­сий. В ночь с 16 на 17 де­каб­ря, по све­де­ни­ям внуч­ки, от­ца Алек­сия под­ня­ли с по­сте­ли, в од­ном бе­лье, с пет­лей на шее бо­си­ком по сне­гу от­ве­ли к Ка­ме и там, при­вя­зав к же­лез­ной кро­ва­ти, уто­пи­ли. В тот же день, 17 де­каб­ря 1918 го­да, в ре­ке Ка­ме по­сле же­сто­ких пы­ток и из­де­ва­тельств был утоп­лен свя­щен­ник Алек­сандр По­со­хин, слу­жив­ший в се­ле Крас­но-Слуд­ское Перм­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии.

☦️
Священномученики Иоанн Пьянков и Николай Яхонтов.

Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Пет­ро­вич Пьян­ков ро­дил­ся в 1856 го­ду в Перм­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка. В 1875 го­ду, по окон­ча­нии Перм­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, по­сту­пил в Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. В 1876 го­ду по сво­е­му про­ше­нию он был уво­лен из ака­де­мии и на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем в Дуб­ров­ское на­род­ное учи­ли­ще. 24 ап­ре­ля 1877 го­да ру­ко­по­ло­жен во иерея. Слу­жил в церк­ви се­ла Гри­горь­ев­ское Охан­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. В том же го­ду пе­ре­ве­ден в Оди­гит­ри­ев­скую цер­ковь се­ла Ше­рьин­ское то­го же уез­да, за­тем – в Ва­си­льев­скую цер­ковь се­ла Боль­ше­сос­нов­ское (ныне Боль­шая Сос­но­ва). В 1881 го­ду на­зна­чен по­мощ­ни­ком мис­си­о­не­ра по Охан­ско­му уез­ду. В 1884 го­ду был на­зна­чен по­мощ­ни­ком на­сто­я­те­ля Свя­то-Тро­иц­кой церк­ви при Ку­швин­ском за­во­де Вер­хо­тур­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии и за­ко­но­учи­те­лем в Ку­швин­ский дет­ский при­ют. В 1887 го­ду был пе­ре­ве­ден в боль­нич­ную цер­ковь во имя Алек­сандра Нев­ско­го в Пер­ми. Од­новре­мен­но был за­ко­но­учи­те­лем в Перм­ском ре­аль­ном учи­ли­ще. В том же го­ду стал чле­ном гу­берн­ско­го учи­лищ­но­го со­ве­та. В 1888 го­ду на епар­хи­аль­ном съез­де из­бран чле­ном ко­ми­те­та по устрой­ству епар­хи­аль­но­го жен­ско­го учи­ли­ща. С 1891 го­да был чле­ном епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та. В 1893 го­ду на­зна­чен ис­пол­ня­ю­щим долж­ность пред­се­да­те­ля со­ве­та Перм­ско­го епар­хи­аль­но­го жен­ско­го учи­ли­ща. В 1894 го­ду на­зна­чен бла­го­чин­ным го­род­ских церк­вей Пер­ми. В том же го­ду на съез­де ду­хо­вен­ства из­бран чле­ном прав­ле­ния ду­хов­но­го учи­ли­ща. Со­сто­ял на­блю­да­те­лем цер­ков­но­при­ход­ских школ Вер­хо­тур­ско­го уез­да, а так­же за­ве­ду­ю­щим пса­лом­щи­че­ской шко­лой в Ека­те­рин­бур­ге. С 6 мая 1900 го­да – про­то­и­е­рей. В 1909 го­ду был на­зна­чен пред­се­да­те­лем ко­ми­те­та по по­строй­ке перм­ско­го ка­мен­но­го хра­ма в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва. С 1910 го­да слу­жил вме­сте со свя­щен­но­му­че­ни­ком Иоан­ном Плот­ни­ко­вым в Сре­тен­ской церк­ви при Пыш­мин­ском за­во­де. В 1911-1913 го­дах со­сто­ял пред­се­да­те­лем епар­хи­аль­ных съез­дов ду­хо­вен­ства и цер­ков­ных ста­рост. В по­след­ние го­ды слу­же­ния был на­сто­я­те­лем перм­ской Вос­кре­сен­ской церк­ви.
На­граж­ден ор­де­на­ми св. Вла­ди­ми­ра 4-й сте­пе­ни, св. Ан­ны 2-й и 3-й сте­пе­ни.
17 де­каб­ря 1918 го­да вме­сте со свя­щен­но­му­че­ни­ком Ни­ко­ла­ем Яхон­то­вым (по дру­гим дан­ным, со свя­щен­но­му­че­ни­ком Алек­си­ем Са­бу­ро­вым) бы­ли схва­че­ны крас­ны­ми и по­сле же­сто­ких пы­ток и из­де­ва­тельств свя­за­ны вме­сте и утоп­ле­ны в ре­ке Ка­ме. Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн был при­вя­зан к тю­рем­ной кро­ва­ти и несколь­ко раз по­гру­жен в ле­дя­ную во­ду, за­тем утоп­лен в ре­ке.

☦️
Священномученики протоиерей Алексий Сабуров и иерей Александр Посохин.

Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий Са­бу­ров в 1914-1915 го­дах был свя­щен­ни­ком в дей­ству­ю­щей ар­мии. По­том до де­каб­ря 1918 го­да про­то­и­е­рей Алек­сий слу­жил в хра­ме Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва и в тю­рем­ной церк­ви го­ро­да Пер­ми.
В 1918 го­ду бы­ли за­му­че­ны боль­ше­ви­ка­ми мно­гие свя­щен­ни­ки го­ро­да Пер­ми и Перм­ско­го уез­да. Не из­бе­жал му­че­ни­че­ской кон­чи­ны и про­то­и­е­рей Алек­сий. В ночь с 16 на 17 де­каб­ря, по све­де­ни­ям внуч­ки, от­ца Алек­сия под­ня­ли с по­сте­ли, в од­ном бе­лье, с пет­лей на шее бо­си­ком по сне­гу от­ве­ли к Ка­ме и там, при­вя­зав к же­лез­ной кро­ва­ти, уто­пи­ли. В тот же день, 17 де­каб­ря 1918 го­да, в ре­ке Ка­ме по­сле же­сто­ких пы­ток и из­де­ва­тельств был утоп­лен свя­щен­ник Алек­сандр По­со­хин, слу­жив­ший в се­ле Крас­но-Слуд­ское Перм­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 4 сен­тяб­ря 1882 го­да в Тве­ри, в се­мье чи­нов­ни­ка Зем­ской уезд­ной упра­вы. В 1902 го­ду Дмит­рий Ми­хай­ло­вич окон­чил Твер­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и стал ра­бо­тать пре­по­да­ва­те­лем в шко­ле и пса­лом­щи­ком. В 1906 г. он же­нил­ся и вско­ре при­нял свя­щен­ный сан. В 1936 г. отец Ди­мит­рий был на­граж­ден са­ном про­то­и­е­рея за по­чти трид­ца­ти­лет­нее усерд­ное и пло­до­твор­ное слу­же­ние.
6 де­каб­ря 1936 го­да про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Неве­дом­ский был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. Во вре­мя след­ствия от­цу Ди­мит­рию при­шлось вы­дер­жать три до­про­са и оч­ную став­ку. Свя­щен­ни­ку при­пи­сы­ва­ли уча­стие во Фло­ров­ском вос­ста­нии 1918 г., хо­тя в про­то­ко­ле ко­мис­сии Яробл­су­да бы­ло за­пи­са­но: «В 1918 г. в вос­ста­нии не участ­во­вал…» Но отец Ди­мит­рий ни­ко­гда ан­ти­го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­стью не за­ни­мал­ся и об­ви­не­ние в при­част­но­сти к ней ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цал. Он дер­жал­ся му­же­ствен­но и твер­до, ни ра­зу не дрог­ну­ла ру­ка, под­пи­сы­вав­шая про­то­ко­лы до­про­сов. 19 фев­ра­ля был вы­не­сен при­го­вор: «6 лет ли­ше­ния сво­бо­ды с по­ра­же­ни­ем в пра­вах на пять лет». Про­то­и­е­рей Ди­мит­рий был от­прав­лен в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь и от­ту­да уже не вер­нул­ся: он по­гиб в за­клю­че­нии 17 де­каб­ря 1937 го­да.

☦️
Ва­си­лий Ка­шин слу­жил диа­ко­ном в Тро­иц­кой церк­ви се­ла Сы­л­вин­ское-Тро­иц­кое Перм­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. Рас­стре­лян 17 де­каб­ря 1918 го­да вме­сте с 10 при­хо­жа­на­ми в хо­де мас­со­вых ре­прес­сий в Перм­ском крае.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 4 сен­тяб­ря 1882 го­да в Тве­ри, в се­мье чи­нов­ни­ка Зем­ской уезд­ной упра­вы. В 1902 го­ду Дмит­рий Ми­хай­ло­вич окон­чил Твер­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию и стал ра­бо­тать пре­по­да­ва­те­лем в шко­ле и пса­лом­щи­ком. В 1906 г. он же­нил­ся и вско­ре при­нял свя­щен­ный сан. В 1936 г. отец Ди­мит­рий был на­граж­ден са­ном про­то­и­е­рея за по­чти трид­ца­ти­лет­нее усерд­ное и пло­до­твор­ное слу­же­ние.
6 де­каб­ря 1936 го­да про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Неве­дом­ский был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. Во вре­мя след­ствия от­цу Ди­мит­рию при­шлось вы­дер­жать три до­про­са и оч­ную став­ку. Свя­щен­ни­ку при­пи­сы­ва­ли уча­стие во Фло­ров­ском вос­ста­нии 1918 г., хо­тя в про­то­ко­ле ко­мис­сии Яробл­су­да бы­ло за­пи­са­но: «В 1918 г. в вос­ста­нии не участ­во­вал…» Но отец Ди­мит­рий ни­ко­гда ан­ти­го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­стью не за­ни­мал­ся и об­ви­не­ние в при­част­но­сти к ней ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цал. Он дер­жал­ся му­же­ствен­но и твер­до, ни ра­зу не дрог­ну­ла ру­ка, под­пи­сы­вав­шая про­то­ко­лы до­про­сов. 19 фев­ра­ля был вы­не­сен при­го­вор: «6 лет ли­ше­ния сво­бо­ды с по­ра­же­ни­ем в пра­вах на пять лет». Про­то­и­е­рей Ди­мит­рий был от­прав­лен в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь и от­ту­да уже не вер­нул­ся: он по­гиб в за­клю­че­нии 17 де­каб­ря 1937 го­да.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Ана­ста­сия ро­ди­лась 8 ок­тяб­ря 1873 го­да в се­ле Ма­шу­ти­но Алек­сан­дров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Пет­ра Ти­то­ва.
В 1895 го­ду она по­сту­пи­ла в Спа­со-Влахерн­ский мо­на­стырь. В этой оби­те­ли, ко­то­рая еще неко­то­рое вре­мя по­сле ре­во­лю­ции про­су­ще­ство­ва­ла в ви­де сель­ско­хо­зяй­ствен­ной ар­те­ли, Ана­ста­сия под­ви­за­лась до 1927 го­да. За­тем она пе­ре­бра­лась в дом к род­но­му бра­ту в се­ло Ма­шу­ти­но и за­ня­лась ши­тьем оде­ял и сель­ским хо­зяй­ством.
Церк­ви в се­ле не бы­ло, по­это­му Ана­ста­сия хо­ди­ла по празд­ни­кам в со­сед­нее се­ло, где храм еще не был за­крыт. Во вре­мя бо­го­слу­же­ния она ис­пол­ня­ла обя­зан­но­сти пса­лом­щи­цы. По прось­бе ве­ру­ю­щих она со­би­ра­ла день­ги для упла­ты на­ло­га за цер­ковь. Во вре­мя бе­сед с кре­стья­на­ми она при­зы­ва­ла их по­се­щать цер­ковь.
С на­ча­лом бес­по­щад­ных го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь в ав­гу­сте 1937 го­да, вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние аре­сто­вать Ана­ста­сию. 4 сен­тяб­ря был до­про­шен пред­се­да­тель Ма­шу­тин­ско­го кол­хо­за. 12 сен­тяб­ря 1937 го­да бы­ли до­про­ше­ны еще три жи­те­ля се­ла. В этот же день ино­ки­ню Ана­ста­сию аре­сто­ва­ли и за­клю­чи­ли сна­ча­ла в тюрь­му при Кон­стан­ти­нов­ском рай­он­ном от­де­ле­нии НКВД, а 16 сен­тяб­ря пе­ре­ве­ли в за­гор­скую тюрь­му и до­про­си­ли.
Сле­до­ва­тель, рас­спро­сив о том, чем Ана­ста­сия за­ни­ма­лась до и по­сле ре­во­лю­ции, на­чал тре­бо­вать от нее при­зна­ний в ве­де­нии ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции. На это Ана­ста­сия от­ве­ти­ла:
– Ви­нов­ной се­бя в вы­ска­зы­ва­нии ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и рас­про­стра­не­нии раз­ных про­во­ка­ци­он­ных слу­хах о войне и ско­ром па­де­нии со­вет­ской вла­сти, а так­же кле­ве­те про­тив во­ждя пар­тии, не при­знаю.
На сле­ду­ю­щий день бы­ло со­став­ле­но об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние и де­ло пе­ре­да­но на рас­смот­ре­ние трой­ки НКВД, ко­то­рая 10 ок­тяб­ря 1937 го­да при­го­во­ри­ла Ана­ста­сию к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Эта­пом она бы­ла от­прав­ле­на в Ив­дель­лаг Сверд­лов­ской об­ла­сти. Но здесь она про­бы­ла недол­го, 17 де­каб­ря 1937 го­да ино­ки­ня Ана­ста­сия (Ти­то­ва) умер­ла и бы­ла по­хо­ро­не­на в без­вест­ной мо­ги­ле на клад­би­ще по­сел­ка Са­ма Ив­дель­ско­го рай­о­на Сверд­лов­ской об­ла­сти.

☦️
Му­че­ни­ца Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на Ар­ская ро­ди­лась в 1875 го­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге в се­мье бо­га­то­го куп­ца Ан­дрея Пет­ро­ви­ча Ур­тье­ва, потом­ствен­но­го по­чет­но­го граж­да­ни­на сто­ли­цы Рос­сий­ской им­пе­рии. Отец ее был кти­то­ром церк­ви ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­дость» на Шпа­лер­ной ули­це. Мать, Ксе­ния Филип­пов­на, за­ни­ма­лась вос­пи­та­ни­ем де­вя­те­рых де­тей. Се­мья куп­цов Ур­тье­вых жи­ла в до­ме № 8 по Фур­штадт­ской ули­це.
Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на и ее стар­шие сест­ры учи­лись в Санкт-Пе­тер­бург­ском Алек­сан­дров­ском ин­сти­ту­те. Он был со­здан по об­раз­цу зна­ме­ни­то­го Смоль­но­го ин­сти­ту­та бла­го­род­ных де­виц и да­вал выс­шее об­ра­зо­ва­ние. В нем обу­ча­лись де­воч­ки из се­мей незнат­но­го дво­рян­ства и по­чет­ных граж­дан. Смоль­ный и Алек­сан­дров­ский ин­сти­ту­ты вхо­ди­ли в Им­пе­ра­тор­ское Вос­пи­та­тель­ное Об­ще­ство бла­го­род­ных де­виц, пред­се­да­те­лем и по­пе­чи­те­лем ко­то­ро­го бы­ла им­пе­ра­три­ца Ма­рия Фе­до­ров­на.
Де­ти в се­мье Ур­тье­вых бы­ли очень друж­ны меж­ду со­бой. Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на бы­ла осо­бен­но близ­ка со стар­шей сест­рой Ма­ри­ей. Бла­го­да­ря ей она по­зна­ко­ми­лась со сво­им бу­ду­щим му­жем – офи­це­ром ар­тил­ле­рии Рус­ской им­пе­ра­тор­ской ар­мии Пет­ром Ни­ко­ла­е­ви­чем Ар­ским. А Ма­рию взял в же­ны его стар­ший брат Ми­ха­ил Ни­ко­ла­е­вич, то­же ар­тил­ле­рий­ский офи­цер.
Петр Ни­ко­ла­е­вич Ар­ский и Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на вен­ча­лись в 1899 го­ду в церк­ви при­ю­та прин­ца Оль­ден­бург­ско­го на Ли­гов­ском про­спек­те.
Вый­дя за­муж, Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на пол­но­стью по­свя­ти­ла се­бя се­мье, му­жу и де­тям. Их в се­мье бы­ло пя­те­ро: че­ты­ре до­че­ри и сын. Де­воч­ки вос­пи­ты­ва­лись в Алек­сан­дров­ском ин­сти­ту­те, ко­то­рый окон­чи­ла их мать, а сын учил­ся в ре­аль­ном учи­ли­ще и был ска­у­том.
В се­мье Ар­ских ца­ри­ла ат­мо­сфе­ра люб­ви, по­коя и бла­го­по­лу­чия. Цер­ков­ные тра­ди­ции, впи­тан­ные Ека­те­ри­ной Ан­дре­ев­ной в ро­ди­тель­ском до­ме, лег­ли в ос­но­ву и ее соб­ствен­ной се­мьи. Су­пруг ее так­же от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем, в 1912 го­ду он вы­шел в за­пас и был на­зна­чен кти­то­ром Вос­кре­сен­ско­го Смоль­но­го со­бо­ра. С на­ча­лом Пер­вой Ми­ро­вой вой­ны Петр Ни­ко­ла­е­вич Ар­ский от­пра­вил­ся в дей­ству­ю­щую ар­мию, был ра­нен и вер­нул­ся в Пет­ро­град.
По­сле ок­тяб­ря 1917 го­да мир во­круг Ар­ских на­чал стре­ми­тель­но ру­шить­ся, об­щая ка­та­стро­фа не мог­ла не кос­нуть­ся и их се­мьи. Они ли­ши­лась со­сто­я­ния, от хо­ле­ры умер­ли стар­шая и млад­шая до­че­ри. В 1920 го­ду Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на по­те­ря­ла всю свою се­мью. В те­че­ние од­но­го ме­ся­ца муж и де­ти умер­ли от ди­зен­те­рии.
Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на оста­лась без средств к су­ще­ство­ва­нию и на­хо­ди­лась на гра­ни го­лод­ной смер­ти. Но ее внут­рен­ний взор был об­ра­щен к Бо­гу, и Гос­подь не оста­вил вер­ную дочь. Ека­те­ри­на ста­ла ак­тив­ным чле­ном Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства, ду­хов­ной до­че­рью его ру­ко­во­ди­те­ля, бу­ду­ще­го пре­по­доб­но­му­че­ни­ка ар­хи­манд­ри­та Льва (Его­ро­ва), на­сто­я­те­ля Фе­о­до­ров­ско­го со­бо­ра. На жизнь она за­ра­ба­ты­ва­ла сна­ча­ла пе­ре­плет­чи­цей, по­том са­ни­тар­кой и шве­ёй. В на­ча­ле 30-х го­дов она во­шла в при­ход­ской со­вет Фе­о­до­ров­ско­го со­бо­ра.
Су­ще­ство­ва­ние пра­во­слав­но­го брат­ства, за­ни­мав­ше­го­ся ду­хов­ным про­све­ще­ни­ем, не мог­ло тер­петь­ся со­вет­ской вла­стью, все чле­ны брат­ства бы­ли под на­блю­де­ни­ем ГПУ, и вско­ре бы­ло за­ве­де­но «Де­ло Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства», по ко­то­ро­му бы­ло при­вле­че­но 92 че­ло­ве­ка.
В фев­ра­ле 1932 го­да по го­ро­ду про­ка­ти­лась вол­на аре­стов, Ека­те­ри­на Ар­ская то­же бы­ла аре­сто­ва­на. На след­ствии она про­яви­ла уди­ви­тель­ное му­же­ство, и в от­ли­чие от мно­гих не на­зва­ла ни од­ной фа­ми­лии. Имен­но это ка­че­ство: ни­ко­гда ни­ко­го не пре­да­вать, – бу­дет свой­ствен­но свя­той му­че­ни­це до смер­ти. По­те­ряв лю­би­мо­го му­жа и всех пя­те­рых де­тей, вдруг ока­зав­шись ни­щей в охва­чен­ном ужа­сом го­ро­де, Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на не впа­ла в от­ча­я­ние, не пре­да­ла сво­ей ве­ры Бо­гу, и да­же под пыт­ка­ми Гос­подь спо­до­бил ее остать­ся до кон­ца вер­ной се­бе и тем лю­дям, вме­сте с ко­то­ры­ми она со­зи­да­ла цер­ков­ную жизнь в те страш­ные го­ды.
Вме­сто до­ка­за­тельств ви­ны, в ма­те­ри­а­лах де­ла Ека­те­ри­ны Ар­ской неод­но­крат­но под­чер­ки­ва­ет­ся ее со­слов­ное про­ис­хож­де­ние; в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии фра­за «быв­шая дво­рян­ка, же­на цар­ско­го пол­ков­ни­ка» вы­де­ля­ет­ся круп­ным шриф­том.
Ека­те­ри­ну Ан­дре­ев­ну при­го­во­ри­ли к 3 го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре и от­пра­ви­ли в Кар­лаг НКВД в Ка­зах­стане. По­сле осво­бож­де­ния ей бы­ло за­пре­ще­но про­жи­вать в Ле­нин­гра­де, и Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на по­се­ли­лась в го­ро­де Бо­ро­ви­чи в Нов­го­род­ской об­ла­сти. Род­ных в этом го­ро­де у нее не бы­ло, но там бы­ли близ­кие ей по ду­ху лю­ди, так как Бо­ро­ви­чи ста­ли ме­стом ссыл­ки для ре­прес­си­ро­ван­ных. Здесь жил вла­ды­ка Гав­ри­ил (Во­е­во­дин), с ко­то­рым Ека­те­ри­на Ан­дре­ев­на про­хо­ди­ла по де­лу Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства, бы­ли и дру­гие зна­ко­мые из ду­хо­вен­ства.
В 1937 го­ду Ека­те­ри­на Ар­ская вновь бы­ла аре­сто­ва­на по круп­но­му «цер­ков­но­му де­лу». Мест­ные вла­сти про­ве­ли мас­со­вые аре­сты всех ссыль­ных и ре­прес­си­ро­ван­ных за ве­ру. А по­том на до­про­сах под пыт­ка­ми вы­нуж­да­ли «со­зна­вать­ся» в раз­лич­ных пре­ступ­ле­ни­ях. Немно­гие смог­ли вы­сто­ять на этих до­про­сах. По­чти все аре­сто­ван­ные воль­но или неволь­но ого­ва­ри­ва­ли ко­го-то, под­пи­сы­ва­ли при­зна­ния сво­ей ви­ны, чтобы пре­кра­тить пыт­ки и из­де­ва­тель­ства. Ека­те­ри­на Ар­ская от­ка­за­лась при­зна­вать об­ви­не­ния да­же под пыт­ка­ми.
10 де­каб­ря 1937 го­да осо­бой трой­кой НКВД Ека­те­рине Ан­дре­евне Ар­ской и еще пя­ти­де­ся­ти осуж­ден­ным по это­му де­лу был вы­не­сен смерт­ный при­го­вор.
17 де­каб­ря 1937 го­да Ека­те­ри­ну Ан­дре­ев­ну рас­стре­ля­ли вме­сте с дру­гой свя­той но­во­му­че­ни­цей – княж­ной Ки­рой Обо­лен­ской.

☦️
Ки­ра Ива­нов­на Обо­лен­ская ро­ди­лась в 1889 го­ду в се­мье кня­зя Ива­на Дмит­ри­е­ви­ча Обо­лен­ско­го. Древ­ний род Обо­лен­ских вос­хо­дит еще к кня­зю Рю­ри­ку. В 10-лет­нем воз­расте Ки­ра бы­ла от­да­на в Смоль­ный ин­сти­тут бла­го­род­ных де­виц в Санкт-Пе­тер­бур­ге, ко­то­рый окон­чи­ла в 1904 го­ду с се­реб­ря­ной ме­да­лью. По­сле окон­ча­ния ин­сти­ту­та Ки­ра Ива­нов­на ста­ла да­вать част­ные уро­ки в ка­че­стве до­маш­ней учи­тель­ни­цы. Впо­след­ствии учи­тель­ство ста­ло глав­ным за­ня­ти­ем ее жиз­ни. К этой ра­бо­те ее по­бу­ди­ло глу­бо­кое ре­ли­ги­оз­ной чув­ство и ис­крен­нее же­ла­ние слу­жить ближ­не­му. Она ни­ко­гда и ни­где не под­чер­ки­ва­ла сво­е­го кня­же­ско­го про­ис­хож­де­ния и не тре­бо­ва­ла к се­бе осо­бо­го от­но­ше­ния, оста­ва­ясь вез­де че­ло­ве­ком про­стым и доб­рым. В 1910 го­ду Ки­ра Ива­нов­на ста­ла учи­тель­ни­цей в бес­плат­ной шко­ле для бед­ных, а так­же пре­по­да­ва­ла в ря­де дру­гих школ го­ро­да. В этих тру­дах за­ста­ла Ки­ру Ива­нов­ну Пер­вая Ми­ро­вая вой­на. На ее фрон­тах по­гиб­ли два ее бра­та – Ва­дим и Бо­рис Обо­лен­ские. По­те­ря го­ря­чо лю­би­мых бра­тьев не толь­ко ото­зва­лась глу­бо­ким стра­да­ни­ем в ду­ше Ки­ры, но и за­ста­ви­ла по-но­во­му осмыс­лить свою жизнь.
Ре­во­лю­ция внес­ла в жизнь Обо­лен­ских но­вые лич­ные бе­ды. В 1918 го­ду род­ной брат Ки­ры Ива­нов­ны Юрий всту­пил в Доб­ро­воль­че­скую ар­мию и в 1920 го­ду по­гиб в бою. В том же го­ду дру­гой брат Па­вел был аре­сто­ван. Пря­мо из-под рас­стре­ла, ра­нен­но­му, ему чу­дом уда­лось бе­жать из ЧК и эми­гри­ро­вать за гра­ни­цу, – он спас свою жизнь, но был на­ве­ки раз­лу­чен с се­мьей. В 1920 го­ду умер отец. За­бо­ты о се­мье (пре­ста­ре­лой ма­те­ри и боль­ной сест­ре) лег­ли на пле­чи Ки­ры Ива­нов­ны, ко­то­рая ра­бо­та­ла школь­ным биб­лио­те­ка­рем.
В 1930 го­ду Ки­ру Ива­нов­ну аре­сто­ва­ли, в об­ви­не­нии бы­ло на­пи­са­но: «по­тен­ци­аль­но яв­ля­ет­ся идео­ло­ги­че­ской ба­зой для недо­кор­че­ва­ния по­ка на­шей внеш­ней и внут­рен­ней контр­ре­во­лю­ции». В след­ствен­ном де­ле она на­зы­ва­ет­ся «быв­шая княж­на», ей бы­ли при­пи­са­ны сле­ду­ю­щие на­ме­ре­ния: «про­ни­кать на ра­бо­ту в на­ши куль­тур­ные и учеб­ные за­ве­де­ния, и там взра­щи­вать в ми­ро­по­ни­ма­нии под­рас­та­ю­ще­го по­ко­ле­ния вред­ную иде­а­ли­сти­че­скую фило­со­фию». Дру­гих об­ви­не­ний предъ­яв­ле­но не бы­ло. На до­про­се Ки­ра Ива­нов­на за­яви­ла: «Я не от­но­шу се­бя к раз­ря­ду лю­дей, раз­де­ля­ю­щих плат­фор­му со­вет­ской вла­сти. Мои рас­хож­де­ния с кон­сти­ту­ци­ей на­чи­на­ют­ся с во­про­са об от­де­ле­нии Церк­ви от го­су­дар­ства. От еди­но­мыс­лия с на­прав­ле­ни­ем со­вет­ской го­судар­ствен­но­сти от­ка­зы­ва­юсь. Ни­ка­ких контр­ре­во­лю­ци­он­ных груп­пи­ро­вок, ор­га­ни­за­ций или от­дель­ных лиц, ак­тив­но враж­деб­но на­стро­ен­ных к со­вет­ской вла­сти, я не знаю, но од­новре­мен­но за­яв­ляю, что на­зы­вать ка­кие бы то ни бы­ло фа­ми­лии счи­таю недо­стой­ной се­бя, ибо знаю, что это в усло­ви­ях со­вет­ской дей­стви­тель­но­сти на­влек­ло бы на них непри­ят­но­сти». Трой­ка при ОГПУ по Ле­нин­град­ско­му во­ен­но­му окру­гу при­го­во­ри­ла княж­ну Ки­ру Обо­лен­скую к 5 го­дам ла­ге­рей.
По­сле вы­не­се­ния при­го­во­ра Ки­ра Ива­нов­на бы­ла вы­сла­на эта­пом из Ле­нин­град­ской тюрь­мы в Бел­балт­лаг в го­ро­де Кемь в Ар­хан­гель­ской об­ла­сти, а за­тем пе­ре­ве­де­на в Сви­рь­лаг в го­ро­де Ло­дей­ное По­ле в Ле­нин­град­ской об­ла­сти. В ла­ге­ре она ра­бо­та­ла пе­да­го­гом и мед­сест­рой, ра­бо­та­ла мно­го и усерд­но, за что бы­ла осво­бож­де­на до­сроч­но. Въезд в го­род ей был за­пре­щен, и она по­се­ли­лась за 101-м ки­ло­мет­ром от Ле­нин­гра­да.
В 1936 го­ду Ки­ра Ива­нов­на пе­ре­еха­ла в го­род Бо­ро­ви­чи, где ста­ла пре­по­да­вать ино­стран­ные язы­ки в непол­ной сред­ней шко­ле. Бо­ро­ви­чи в то вре­мя бы­ли ме­стом ссыл­ки ду­хо­вен­ства и ми­рян из Ле­нин­гра­да и окрест­но­стей. Ки­ра Ива­нов­на об­ща­лась со все­ми ве­ру­ю­щи­ми людь­ми, го­ни­мы­ми со­вет­ской вла­стью. Здесь встре­ти­лись две Пет­ро­град­ские му­че­ни­цы, сест­ры Алек­сан­дро-Нев­ско­го брат­ства, при­хо­жан­ки Фе­о­до­ров­ско­го со­бо­ра: княж­на Ки­ра Обо­лен­ская и Ека­те­ри­на Ар­ская. Они бы­ли по­ис­ти­не ду­хов­но близ­ки друг дру­гу, и об­сто­я­тель­ства их му­че­ни­че­ско­го по­дви­га неве­ро­ят­но, уди­ви­тель­но схо­жи.
В 1937 го­ду в Бо­ро­ви­чах бы­ли про­из­ве­де­ны мас­со­вые аре­сты ссыль­но­го ду­хо­вен­ства и ми­рян, бы­ли аре­сто­ва­ны и Ки­ра и Ека­те­ри­на. Из­му­чен­ные го­лод­ной жиз­нью 20-х го­дов, за­клю­че­ни­ем в ла­ге­ре, ссыль­ной жиз­нью, но­вым аре­стом и до­про­са­ми, две эти жен­щи­ны сво­ей пра­вед­ной жиз­нью за­слу­жи­ли от Гос­по­да си­лы пре­тер­петь до кон­ца. Они не да­ли под пыт­ка­ми ни­ка­ких по­ка­за­ний, не на­зва­ли ни од­но­го че­ло­ве­ка, и да­же не при­зна­ли ни од­но­го об­ви­не­ния про­тив се­бя. Осо­бая трой­ка при НКВД по Ле­нин­град­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла Ки­ру Обо­лен­скую и Ека­те­ри­ну Ар­скую к рас­стре­лу. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние в Бо­ро­ви­чах 17 де­каб­ря 1937 го­да.

Жития
Писание