⏳ 2020.12.16 (ср)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 28я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 2й)
• среда

☀️ неподвижный годовой круг:
16 декабря (3 декабря)
• Рождественский пост
• прор. Софонии (635–605 до РХ)
• прп. Феодула Цареградского (ок. 440)
• прп. Иоанна Безмолвника, Колонийского (558)
• сщмч. Феодора Александрийского (606)
• прп. Саввы Сторожевского (1407)
• прп. Георгия Черникского (?)
• сщмч. Андрея Косовского (1920)
• сщмч. Николая Ершова (1937)
• исп. Георгия Седова (1960)


☦️
Про­рок Со­фо­ния был совре­мен­ни­ком про­ро­ка Иере­мии и про­ро­чи­цы Ол­да­мы. Про­ис­хо­дил он из знат­но­го ро­да. Про­рок жил в цар­ском двор­це, про­по­ве­до­вал по­ка­я­ние и по­мо­гал ца­рю Иосии ис­треб­лять идо­ло­по­клон­ство.
Про­ро­че­ство­вал о бед­стви­ях, гря­ду­щих на жи­те­лей Иудеи и со­сед­них пре­де­лов: Га­зы, Ас­ка­ло­на, Кри­та, на мо­ави­тян, ам­мо­ни­тян, ни­не­ви­тян.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1068

☦️
Преподобный Феоду́л Константинопольский, Ефесский, епарх, столпник. Был пат­ри­ци­ем в прав­ле­ние Фе­о­до­сия Ве­ли­ко­го (378–395), из­ве­стен был муд­ро­стью, бла­го­че­сти­ем и скром­но­стью. Был на­зна­чен епар­хом ца­ря Фе­о­до­сия, но по­ки­нул свой пост, не же­лая ми­рить­ся с неспра­вед­ли­во­стью.
Его су­пру­га умер­ла по­сле двух лет бра­ка, по­сле че­го Фе­о­дул раз­дал свое бо­гат­ство бед­ным и в воз­расте 42-х лет уда­лил­ся в го­род Едес­су и там под­ви­зал­ся на стол­пе 40 лет. По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов мир­но скон­чал­ся око­ло 440 го­да.

☦️
Пре­по­доб­ный Иоанн Мол­чаль­ник (за­твор­ник) ро­дил­ся око­ло 454 го­да в го­ро­де Ни­ко­по­ле Ар­мян­ском в се­мье во­е­на­чаль­ни­ка Ен­кра­тия и су­пру­ги его Ев­фи­мии. Маль­чик ра­но на­чал изу­чать Свя­щен­ное Пи­са­ние и всем серд­цем по­лю­бил уеди­не­ние и мо­лит­ву.
На до­став­шу­ю­ся ему по­сле смер­ти ро­ди­те­лей часть име­ния юно­ша Иоанн по­стро­ил цер­ковь во Имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. С 18 лет Иоанн вме­сте с де­ся­тью ино­ка­ми жил при церк­ви в по­сте, мо­лит­ве и воз­дер­жа­нии. По прось­бе граж­дан го­ро­да Ко­ло­нии мит­ро­по­лит Се­ва­стий­ский ру­ко­по­ло­жил 28-лет­не­го Иоан­на в епи­ско­па Ко­ло­ний­ской Церк­ви. При­няв цер­ков­ное прав­ле­ние, пре­по­доб­ный не из­ме­нил стро­го ас­ке­ти­че­ско­го об­ра­за жиз­ни. Под вли­я­ни­ем свя­ти­те­ля жи­ли по-хри­сти­ан­ски и его близ­кие – брат Пер­га­мий (при­бли­жен­ный им­пе­ра­то­ров Зе­но­на и Ана­ста­сия) и пле­мян­ник Фе­о­дор (при­бли­жен­ный им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на).
На де­ся­том го­ду епи­скоп­ства Иоан­на власть в Ар­ме­нии при­нял Па­зи­ник, муж сест­ры свя­ти­те­ля – Ма­рии. Но­вый пра­ви­тель стал власт­но вме­ши­вать­ся в ду­хов­ные и цер­ков­ные де­ла. В Церк­ви на­ча­лись не­стро­е­ния. То­гда свя­той Иоанн от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль и че­рез ар­хи­епи­ско­па Ев­фи­мия про­сил им­пе­ра­то­ра Зе­но­на за­щи­тить Ар­мян­скую Цер­ковь от гру­бых по­ся­га­тельств.
Удру­ча­е­мый мир­ской бра­нью, Иоанн тай­но оста­вил епи­ско­пию и от­плыл в Иеру­са­лим. Со сле­за­ми мо­лил он Бо­га ука­зать ме­сто, где ему жить и спа­стись. Яви­лась яр­кая звез­да, ко­то­рая при­ве­ла Иоан­на в Лав­ру пре­по­доб­но­го Сав­вы. Иоанн, скрыв­ший свое епи­скоп­ское до­сто­ин­ство, был при­нят в чис­ло бра­тии про­стым по­слуш­ни­ком. По по­ру­че­нию свя­то­го игу­ме­на Сав­вы (па­мять 5 де­каб­ря) пре­по­доб­ный Иоанн бо­лее 4-х лет вы­пол­нял са­мые тя­же­лые ра­бо­ты на стро­и­тель­стве стран­но­при­им­но­го до­ма и мо­на­сты­ря для но­во­на­чаль­ных мо­на­хов. Ви­дя сми­ре­ние и тру­до­лю­бие Иоан­на, свя­той Сав­ва счел его до­стой­ным ру­ко­по­ло­же­ния во пре­сви­те­ра. Свя­ти­те­лю при­шлось от­крыть тай­ну пат­ри­ар­ху Иеру­са­лим­ско­му Илии (494–517). По бла­го­сло­ве­нию пер­во­и­е­рар­ха Иеру­са­лим­ской Церк­ви пре­по­доб­ный Иоанн при­нял обет мол­ча­ния. Вско­ре Гос­подь от­крыл тай­ну Иоан­на свя­то­му Сав­ве. Че­ты­ре го­да про­вел пре­по­доб­ный Иоанн в кел­лии, ни­ко­го не при­ни­мая и не вы­хо­дя да­же в цер­ковь.
Же­лая еще боль­ше­го уеди­не­ния и су­гу­бо­го воз­дер­жа­ния, пре­по­доб­ный Иоанн по­ки­нул Лав­ру и уда­лил­ся в пу­сты­ню, где про­вел бо­лее де­вя­ти лет, пи­та­ясь тра­ва­ми. Здесь он пе­ре­жил опу­сто­ши­тель­ный на­бег са­ра­ци­нов и не по­гиб толь­ко по­то­му, что Гос­подь по­слал ему за­щит­ни­ка – сви­ре­по­го льва, при ви­де ко­то­ро­го вра­ги, не раз хо­тев­шие убить пре­по­доб­но­го, в стра­хе раз­бе­га­лись. Пре­да­ние рас­ска­зы­ва­ет о мно­гих чу­де­сах, яв­лен­ных по мо­лит­ве свя­того Иоан­на во вре­мя его жиз­ни в пу­сты­не.
Ко­гда свя­той игу­мен Сав­ва, на­дол­го ухо­див­ший в Ски­фо­поль, вер­нул­ся, он уго­во­рил пре­по­доб­но­го Иоан­на оста­вить пу­сты­ню и вновь по­се­лить­ся в оби­те­ли. По­сле это­го Гос­подь чу­дес­ным обра­зом от­крыл всем на­сель­ни­кам Лав­ры, что Иоанн – епи­скоп.
Ко­гда пре­по­доб­но­му Иоан­ну бы­ло семь­де­сят лет, скон­чал­ся свя­той и Бо­го­нос­ный отец, игу­мен Сав­ва. Свя­ти­тель глу­бо­ко скор­бел об усоп­шем. Свя­той Сав­ва явил­ся ему в ви­де­нии и, уте­шив, пред­ска­зал, что Иоан­ну пред­сто­ит мно­го по­тру­дить­ся в борь­бе с ере­сью. И, дей­стви­тель­но, Иоанн дол­жен был по­ки­нуть свою кел­лию, что­бы укре­пить бра­тию в борь­бе с ере­сью ори­ге­ни­тов.
Пре­по­доб­ный Иоанн Мол­чаль­ник про­вел в Лав­ре пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го 66 лет. Не­устан­ным ино­че­ским по­дви­гом, не­усып­ной мо­лит­вой, сми­рен­но­муд­ри­ем стя­жал Иоанн бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха: по его мо­лит­ве со­вер­ша­лись мно­гие чу­де­са; тай­ные мыс­ли лю­дей бы­ли для свя­ти­те­ля яв­ны­ми; он ис­це­лял боль­ных и бес­но­ва­тых; еще при жиз­ни сво­ей спа­сал от не­ми­ну­е­мой ги­бе­ли при­зы­вав­ших его имя; из се­ме­ни смо­ков­ни­цы, бро­шен­но­го свя­ти­те­лем в сухую поч­ву, про­из­рос­ло пре­крас­ное де­ре­во и при­нес­ло пло­ды.
В воз­расте 104 лет пре­по­доб­ный Иоанн Мол­чаль­ник с ми­ром ото­шел ко Гос­по­ду. Дни памяти: 16 декабря, 12 апреля.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1069

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор, епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, ро­дил­ся в Егип­те, в Алек­сан­дрии. Этот го­род про­сла­вил­ся в Церк­ви Все­лен­ской мно­ги­ми му­че­ни­ка­ми и ис­по­вед­ни­ка­ми: от свя­то­го еван­ге­ли­ста Мар­ка, пер­во­му­че­ни­ка Алек­сан­дрий­ско­го († 63, па­мять 25 ап­ре­ля) до свя­то­го Афа­на­сия Ве­ли­ко­го (па­мять 18 ян­ва­ря и 2 мая), стол­па и ис­по­вед­ни­ка пра­во­сла­вия († 373). К со­жа­ле­нию, ис­то­ри­че­ские за­пи­си не до­нес­ли до нас точ­ных дан­ных о вре­ме­ни жиз­ни и по­дви­гах свя­то­го епи­ско­па Фе­о­до­ра, но Цер­ковь Хри­сто­ва во все вре­ме­на хра­ни­ла имя свя­щен­но­му­че­ни­ка в сво­их ди­пти­хах.
Пла­мен­ный про­по­вед­ник, силь­ный в сло­ве и де­ла­нии цер­ков­ном, епи­скоп Фе­о­дор вы­зы­вал ярост­ную нена­висть буй­ных алек­сан­дрий­ских языч­ни­ков, не тер­пев­ших бла­го­ве­стия. Во вре­мя од­ной его про­по­ве­ди языч­ни­ки окру­жи­ли и за­хва­ти­ли свя­ти­те­ля. Он не со­про­тив­лял­ся. Его из­би­ва­ли и из­де­ва­лись над ним: воз­ло­жи­ли на гла­ву его тер­но­вый ве­нец и со сме­хом во­ди­ли по го­ро­ду. За­тем при­ве­ли его к бе­ре­гу и бро­си­ли со ска­лы в мо­ре. Но под­нял­ся ве­тер – и вол­ны вы­нес­ли его невре­ди­мым на су­шу. По­ра­жен­ные языч­ни­ки от­ве­ли свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра к пра­ви­те­лю го­ро­да, ко­то­рый при­ка­зал под­верг­нуть его же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям. Но ни сло­ва, кро­ме мо­лит­вы к Гос­по­ду, не услы­ша­ли му­чи­те­ли от му­же­ствен­но­го ис­по­вед­ни­ка. То­гда свя­той му­че­ник был пре­дан рим­ским во­и­нам и каз­нен, как апо­стол Па­вел, – через усек­но­ве­ние ме­чом.

☦️
Пре­по­доб­ный Сав­ва Сто­ро­жев­ский, Зве­ни­го­род­ский чу­до­тво­рец, очень мо­ло­дым при­шел в оби­тель пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го († 1392, па­мять 5 июля и 25 сен­тяб­ря) и при­нял от него по­стриг в мо­на­ше­ство. Он был од­ним из пер­вых уче­ни­ков и спо­движ­ни­ков пре­по­доб­но­го Сер­гия. Под ру­ко­вод­ством это­го на­став­ни­ка пре­по­доб­ный Сав­ва на­учил­ся по­слу­ша­нию, сми­ре­нию, хра­не­нию по­мыс­лов, воз­дер­жа­нию и це­ло­муд­рию. Пре­по­доб­ный лю­бил без­мол­вие, по­это­му из­бе­гал бе­сед с людь­ми. Он ни­ко­гда не был празд­ным; ча­сто пла­кал о ни­ще­те сво­ей ду­ши. Свя­той пи­тал­ся толь­ко рас­ти­тель­ной пи­щей, но­сил гру­бую одеж­ду, спал на по­лу. По­движ­ни­че­ская жизнь пре­по­доб­но­го Сав­вы снис­ка­ла ему все­об­щую лю­бовь; он был по­став­лен во пре­сви­те­ра и на­зна­чен пре­по­доб­ным Сер­ги­ем ду­хов­ни­ком бра­тии. На­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Сав­вы бы­ли на­столь­ко на­зи­да­тель­ны, что не толь­ко ино­ки, но и ми­ряне от­кры­ва­ли ему свои ду­ши.
По бла­го­сло­ве­нию пре­по­доб­но­го Сер­гия инок Сав­ва стал игу­ме­ном оби­те­ли Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри. Ее устро­ил на ре­ке Ду­бен­ке ве­ли­кий князь Мос­ков­ский бла­го­вер­ный Ди­мит­рий Дон­ской в бла­го­дар­ность за по­бе­ду над Ма­ма­ем. В 1392 го­ду, ко­гда пре­ем­ник пре­по­доб­но­го Сер­гия – игу­мен Ни­кон – оста­вил управ­ле­ние мо­на­сты­рем и за­тво­рил­ся в сво­ей кел­лии, бра­тия Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря умо­ли­ли пре­по­доб­но­го Сав­ву вер­нуть­ся в их оби­тель и при­нять игу­мен­ский жезл. В те­че­ние ше­сти лет пре­по­доб­ный Сав­ва, при­бе­гая к мо­лит­вен­ной по­мо­щи пре­по­доб­но­го Сер­гия, пас по­ру­чен­ное ему ста­до. По при­ме­ру пре­по­доб­но­го Сер­гия свя­той Сав­ва во вре­мя игу­мен­ства мо­лит­вою из­вел ис­точ­ник во­ды за се­вер­ной сте­ной мо­на­сты­ря.
Князь Юрий Ди­мит­ри­е­вич Зве­ни­го­род­ский, крест­ный сын пре­по­доб­но­го Сер­гия, из­брал пре­по­доб­но­го Сав­ву сво­им ду­хов­ни­ком. По его прось­бе пре­по­доб­ный ос­но­вал близ Зве­ни­го­ро­да но­вую оби­тель. Но, стре­мясь к уеди­не­нию, пре­по­доб­ный Сав­ва ушел на пу­стын­ное ме­сто – го­ру Сто­ро­жев­скую. Там он по­стро­ил де­ре­вян­ный храм в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и ма­лую кел­лию для се­бя. Слу­хи о ино­че­ских по­дви­гах при­влек­ли к нему мно­гих ис­кав­ших уеди­не­ния и без­молв­ной жиз­ни. В 1399 го­ду пре­по­доб­ный ос­но­вал на Сто­ро­жев­ской го­ре мо­на­стырь и с оте­че­ской лю­бо­вью при­ни­мал всех ищу­щих спа­се­ния, на­учал их ино­че­ско­му по­слу­ша­нию и сми­ре­нию. Пре­по­доб­ный Сав­ва, несмот­ря на пре­клон­ные го­ды, мно­го по­тру­дил­ся при устрой­стве оби­те­ли. По­да­вая при­мер ино­кам, он вы­пол­нял все необ­хо­ди­мые ра­бо­ты, предо­сте­ре­гая всех от празд­но­сти. Пре­по­доб­ный вы­ко­пал се­бе пе­ще­ру в вер­сте от мо­на­сты­ря, в ко­то­рой по­дол­гу со сле­за­ми мо­лил­ся и пре­да­вал­ся Бо­го­мыс­лию.
За вы­со­кую доб­ро­де­тель­ную жизнь Гос­по­ду угод­но бы­ло про­сла­вить пре­по­доб­но­го да­ром про­зор­ли­во­сти. Пе­ред по­хо­дом кня­зя Зве­ни­го­род­ско­го Юрия Ди­мит­ри­е­ви­ча на вой­ну свя­той ста­рец, по­мо­лив­шись, бла­го­сло­вил его и пред­ска­зал ему по­бе­ду и бла­го­по­луч­ное воз­вра­ще­ние.
Скон­чал­ся свя­той в глу­бо­кой ста­ро­сти 3 де­каб­ря 1406 го­да. В гра­мо­те 1539 го­да пре­по­доб­ный Сав­ва на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­цем. В се­ре­дине XVI в. бы­ло со­став­ле­но опи­са­ние чу­дес. От мо­щей пре­по­доб­но­го ис­це­ля­лись боль­ные и из­го­ня­лись бе­сы из одер­жи­мых. Несколь­ко раз пре­по­доб­ный Сав­ва Сто­ро­жев­ский яв­лял­ся на­сель­ни­кам оби­те­ли, мо­лит­вен­но об­ра­щав­шим­ся к нему за по­мо­щью.
Од­на­жды пре­по­доб­ный Сав­ва явил­ся во сне игу­ме­ну Сто­ро­жев­ской оби­те­ли Ди­о­ни­сию, ко­то­рый был ико­но­пис­цем. По­сле это­го ви­де­ния игу­мен Ди­о­ни­сий на­пи­сал первую ико­ну свя­то­го Сав­вы.
Празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му Сав­ве бы­ло уста­нов­ле­но в 1547 го­ду на Мос­ков­ском Со­бо­ре и со­вер­ша­ет­ся 3 де­каб­ря. Нетлен­ные мо­щи его об­ре­те­ны 19 ян­ва­ря 1652 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-savva-storozhevskij-zvenigorodskij
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1070

Саввино-сторожевский ставропигиальный мужской монастырь (офиц. сайт):
http://savvastor.ru

☦️
Преподобный Гео́ргий Черникский. Ро­дил­ся в 1730 го­ду в бла­го­че­сти­вой пра­во­слав­ной се­мье в Cэлиш­те Си­би­ус­ком (Săliște Sibiului). С юно­сти за­го­рел­ся ду­хом мо­на­ше­ско­го жи­тия. Од­на­ко в то вре­мя ав­стрий­ские вла­сти­те­ли Тран­силь­ва­нии по­дав­ля­ли пра­во­сла­вие, осо­бен­но пра­во­слав­ное мо­на­ше­ство, скло­няя ве­ру­ю­щих к унии. По­это­му в воз­расте 19 лет юно­ша ушёл в Ва­ла­хию и по­сту­пил в услу­же­ние ко гре­че­ско­му мит­ро­по­ли­ту Рос­ка (mitropolitul grec Rosca), ко­то­рый в то вре­мя на­хо­дил­ся в Бу­ха­ре­сте.
Вско­ре по­сле это­го, в 1750 го­ду, от­пра­вил­ся вме­сте со сво­им ду­хов­ным от­цом в Кон­стан­ти­но­поль, а за­тем на Свя­тую Го­ру Афон. Здесь он по­се­лил­ся в Ва­то­пед­ском мо­на­сты­ре и был здесь по­стри­жен в ря­со­фор и по­став­лен во диа­ко­на. По кон­чине его на­став­ни­ка-мит­ро­по­ли­та стал уче­ни­ком пре­по­доб­но­го Па­и­сия (Ве­лич­ков­ско­го) в Ильин­ском ски­ту. Там в 1752 го­ду был по­стри­жен в ман­тию стар­цем Па­и­си­ем, а в 1754 го­ду – по­став­лен во иеро­мо­на­ха. Во вре­мя пре­бы­ва­ния на Афоне с боль­шим рве­ни­ем и боль­шой ду­хов­ной поль­зой про­дви­гал­ся по лест­ни­це ду­хов­но­го со­вер­шен­ство­ва­ния, по­сти­гая ра­дость жиз­ни во Хри­сте.
В 1763 го­ду вме­сте с 64 дру­ги­ми уче­ни­ка­ми по­сле­до­вал сво­е­му ве­ли­ко­му стар­цу в Мол­да­вию, в Дра­го­мирн­ский мо­на­стырь. В те­че­нии по­сле­ду­ю­щих 12 лет он слу­жил в этой оби­те­ли иеро­мо­на­хом, ду­хов­ни­ком и эко­но­мом.
По­сле под­па­де­ния Бу­ко­ви­ны под власть ри­мо-ка­то­ли­че­ской Ав­стрии, в 1775 го­ду, вме­сте с Дра­го­мирн­ской бра­ти­ей во гла­ве со стар­цем Па­и­си­ем пе­ре­шёл в Се­куль­ский мо­на­стырь. В 1779 го­ду по­сле­до­вал за свя­тым Па­и­си­ем в Ня­мец­кую Лав­ру, где про­жил ещё око­ло двух лет.
В 1781 го­ду, же­лая осве­жить па­мять сво­е­го уче­ни­че­ства, по бла­го­слов­ле­нию сво­е­го стар­ца сно­ва от­пра­вил­ся на Афон. При­быв в Бу­ха­рест, был здесь оста­нов­лен мит­ро­по­ли­том Ун­гро-Вла­хий­ским Гри­гори­ем II и сво­им ста­рым дру­гом, уче­ни­ком свя­то­го Па­и­сия, иеро­мо­на­хом Ма­ка­ри­ем. По­сле их упор­ных уго­во­ров он со­гла­сил­ся взять на се­бя воз­рож­де­ние мо­на­ше­ской жиз­ни в ски­ту Чер­ни­ка, ко­то­рый на­хо­дил­ся в за­пу­сте­нии уже бо­лее трид­ца­ти лет. Его за­да­чей бы­ло устро­ить в этом краю Ва­ла­хии мо­на­стырь с об­ще­жи­тель­ным уста­вом, по­доб­ным афон­ско­му и па­и­си­ев­ско­му.
С по­мо­щью гос­по­да­ря Ни­ко­лая Мав­ро­ге­ни и дру­гих хри­сти­ан отец Ге­ор­гий на­чал вос­ста­нов­ле­ние со­бор­но­го хра­ма и ке­ллий. Он мно­го вре­ме­ни уде­лял со­вер­шен­ство­ва­нию ду­хов­ной жиз­ни мо­на­ше­ству­ю­щих. В мо­на­сты­ре служ­ба со­вер­ша­лась каж­дый день, на­сель­ни­ки оби­те­ли на­ря­ду с чте­ни­ем Свя­щен­но­го Пи­са­ния, тво­ре­ний свя­тых от­цов Церк­ви и мо­лит­вен­ным де­ла­ни­ем нес­ли мно­го­чис­лен­ные по­слу­ша­ния, за­ни­ма­лись пе­ре­пиской ру­ко­пи­сей и физи­че­ским тру­дом. Сво­им жерт­вен­ным и ода­рён­ным пас­тыр­ством он сно­ва за­жёг очаг ду­хов­ной жиз­ни в Чер­ник­ской оби­те­ли и все­го за пять лет со­брал об­щи­ну в 103 на­сель­ни­ка.
В 1785 го­ду тя­же­ло за­не­мог и, ожи­дая ско­рой кон­чи­ны, со­ста­вил своё за­ве­ща­ние, в ко­то­ром пред­пи­сал над­ле­жа­щий по­ря­док жиз­ни мо­на­ше­ской об­щи­ны. Од­на­ко он вско­ре опра­вил­ся и про­дол­жил свой пас­тыр­ский по­двиг.
Вви­ду его успе­хов в Чер­ни­ке в 1793 го­ду мит­ро­по­лит Ун­гро-Вла­хий­ский Фила­рет II так­же вве­рил ему Кэл­дэ­ру­шан­ский мо­на­стырь. С ап­ре­ля 1794 го­да отец Ге­ор­гий жил в обе­их оби­те­лях по­пе­ре­мен­но, на­зна­чая в них так­же игу­ме­нов-на­мест­ни­ков, осо­бен­но на вре­мя сво­е­го от­сут­ствия. В обо­их мо­на­сты­рях он ввёл афон­ско-па­и­си­ев­ский об­ще­жи­тель­ный устав, вклю­чав­ший се­ми­крат­ное еже­днев­ное бо­го­слу­же­ние, ча­стую ис­по­ведь, по­слу­ша­ние, по­сто­ян­ную мо­лит­ву, об­щую тра­пе­зу.
Свя­той Ге­ор­гий про­дол­жал управ­лять обо­и­ми мо­на­сты­ря­ми до са­мо­го кон­ца сво­ей зем­ной жиз­ни. Пре­ста­вил­ся он 3 де­каб­ря 1806 го­да, опла­ки­ва­е­мый мно­го­чис­лен­ной бра­ти­ей двух оби­те­лей. Был по­гре­бён в Чер­ник­ском мо­на­сты­ре пе­ред хра­мом свя­то­го Ла­за­ря, в том ме­сте, где впо­след­ствии был за­хо­ро­нен мит­ро­по­лит Ни­фонт.
По­сле кон­чи­ны свя­той Ге­ор­гий снис­кал по­чи­та­ние как пас­тырь вы­со­кой ду­хов­ной жиз­ни, ру­ко­во­ди­тель двух ве­ли­ких мо­на­ше­ских цен­тров Ва­ла­хии, воз­об­но­ви­тель ис­тин­но­го мо­на­ше­ско­го жи­тия по афон­ским и па­и­си­ев­ским об­раз­цам. Ста­рец имел мно­го уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей, та­ких как свя­той Кал­ли­ник Чер­ник­ский, про­то­псалт иеро­мо­нах Ма­ка­рий и дру­гие. Его за­ве­ща­ние-по­уче­ние от 1785 го­да рас­про­стра­ни­лось во мно­гих ко­пи­ях.
На за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да Ру­мын­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 20-21 ок­тяб­ря 2005 го­да ста­рец Ге­ор­гий был про­слав­лен в ли­ке пре­по­доб­ных. Тор­же­ствен­ное объ­яв­ле­ние ка­но­ни­за­ции со­сто­я­лось в день его па­мя­ти, 3 де­каб­ря то­го же го­да, в мо­на­сты­ре Чер­ни­ка. Чин про­слав­ле­ния воз­гла­вил пат­ри­арх Ру­мын­ский Фео­к­тист в со­слу­же­нии мно­го­чис­лен­ных ру­мын­ских иерар­хов.

☦️
Свя­щен­ник Ан­дрей Иудо­вич Ко­сов­ский (1878-1920) два­дцать лет был на­сто­я­те­лем Свя­то-Ека­те­ри­нин­ской церк­ви в г. Фе­о­до­сия.
О его жиз­ни из­вест­но, что он по­лу­чил ду­хов­ное из­бра­ние, был же­нат, в се­мье ро­ди­лись двое сы­но­вей – Вла­ди­мир и Дмит­рий. 26 фев­ра­ля 1901 го­да по­лу­чил на­зна­че­ние в Ека­те­ри­нин­ский храм го­ро­да Фе­о­до­сии. От­ца Ан­дрея лю­би­ли и ува­жа­ли при­хо­жа­не за беско­ры­стие, вни­ма­ние к сво­ей пастве. Он воз­глав­лял уезд­ное Та­ври­че­ско­го епар­хи­аль­но­го учи­лищ­но­го со­ве­та и со­сто­ял на­блю­да­те­лем фе­о­до­сий­ских цер­ков­но-при­ход­ских школ. Пе­ре­ме­ны, про­изо­шед­шие в ре­во­лю­ци­он­ном 1917 го­ду, вы­зва­ли тре­во­гу не толь­ко у свя­щен­но­слу­жи­те­ля, но и у его при­хо­жан. Пас­тырь от­кры­то и пря­мо го­во­рил с людь­ми о том, что он не мо­жет при­нять в но­вой вла­сти: о за­кры­тии хра­мов, аре­стах и ссыл­ках свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Со­вет­ская власть кри­ти­ку не тер­пе­ла. Свя­щен­ник Ан­дрей Ко­сов­ский был аре­сто­ван пря­мо в хра­ме 7 де­каб­ря 1920 го­да, в день па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ека­те­ри­ны. Его об­ви­ни­ли в том, что не­одоб­ри­тель­но от­зы­вал­ся о со­вет­ской вла­сти, со­вер­шал мо­леб­ны, про­ся по­бе­ды над боль­ше­ви­ка­ми. Род­ствен­ни­ки об­ра­ти­лись в ЧК с прось­бой от­пу­стить от­ца Ан­дрея до­мой, так как он пе­ре­нес за­бо­ле­ва­ние брюш­ным ти­фом и ма­ля­ри­ей, все еще был слаб и нуж­дал­ся в ухо­де. Но эта прось­ба не бы­ла удо­вле­тво­ре­на.
При­хо­жа­не, же­лая по­мочь сво­е­му пас­ты­рю, со­ста­ви­ли хо­да­тай­ство об осво­бож­де­нии боль­но­го про­то­и­е­рея, в ко­то­ром пи­са­ли: «Про­то­и­е­рей Ан­дрей Ко­сов­ский в на­шем при­хо­де слу­жит два­дцать лет, и все это вре­мя был для нас очень хо­ро­шим свя­щен­ни­ком, вхо­дил в на­ши нуж­ды, был край­не спра­вед­лив. За все­ми во­про­са­ми мы все­гда об­ра­ща­лись к не­му, и он ни­ко­гда и ни в чем не от­ка­зы­вал. Раз­го­во­ров на те­му про­тив со­вет­ской вла­сти мы от не­го не слы­ша­ли. Во­об­ще, про­то­и­е­рей Ан­дрей Ко­сов­ский был для нас хо­ро­шим пас­ты­рем». След­ствен­ная ко­мис­сия Осо­бо­го От­де­ла ВЧК Чер­но­го и Азов­ско­го мо­рей 16 де­каб­ря 1920 го­да вы­нес­ла ре­ше­ние: «Вви­ду об­на­ру­же­ния ви­нов­но­сти его в про­из­не­се­нии в хра­ме про­по­ве­дей, на­прав­лен­ных на дис­кре­ди­та­цию со­вет­ской вла­сти в от­но­ше­нии во­про­са от­де­ле­ния церк­ви от го­су­дар­ства, при­ни­мая во вни­ма­ние чи­сто­сер­деч­ное его при­зна­ние и хо­да­тай­ство мно­го­чис­лен­ных при­хо­жан, – пе­ре­дать весь след­ствен­ный ма­те­ри­ал а На­род­ный суд для даль­ней­ше­го про­ве­де­ния». Но до на­род­но­го су­да де­ло не до­шло. Один из ру­ко­во­ди­те­лей ЧК, не­кто Ко­ва­лев, ре­шил, что при­го­вор слиш­ком мяг­кий и вы­нес свой: «Ко­сов­ско­го, как вра­га РСФСР, изо­ли­ро­вать от об­ще­ства сво­бод­ных граж­дан, – пре­дав выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – рас­стре­лу».

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Ер­шов ро­дил­ся в 1888 го­ду в се­ле Рю­мин­ское в кре­стьян­ской се­мье. Учил­ся в сель­ской шко­ле. В 1912 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в диа­ко­на. По­сле ру­ко­по­ло­же­ния во иерея в том же 1912 го­ду слу­жил отец Ни­ко­лай в се­ле Пав­лов­ская пу­стошь Алек­сан­дров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии. С 1931 го­да ме­стом слу­же­ния свя­щен­ни­ка бы­ло се­ло Ро­ма­но­во Пе­ре­я­с­лав­ско­го рай­о­на Яро­слав­ской об­ла­сти, а по­том он был на­сто­я­те­лем хра­ма в се­ле Го­ро­ди­щи. Отец Ни­ко­лай рев­ност­но ис­пол­нял свои пас­тыр­ские обя­зан­но­сти, на­став­ляя при­хо­жан в пра­во­слав­ной ве­ре и вер­но­сти Церк­ви.
В ок­тяб­ре 1937 го­да отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван, ему при­пи­са­ли «уча­стие в ан­ти­со­вет­ской груп­пи­ров­ке, дис­кре­ди­та­цию кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства, про­ве­де­ние по­встан­че­ской аги­та­ции». Свя­щен­ник от­верг все об­ви­не­ния и ви­нов­ным се­бя не при­знал. 14 ок­тяб­ря он был при­го­во­рен трой­кой при УНКВД по Яро­слав­ской об­ла­сти к вось­ми го­дам ИТЛ. 16 де­каб­ря 1937 отец Ни­ко­лай умер в за­клю­че­нии при неиз­вест­ных об­сто­я­тель­ствах.

☦️
Ис­по­вед­ник Ге­ор­гий (Егор Его­ро­вич Се­дов) ро­дил­ся в 1883 го­ду в де­рев­не Чу­ри­ло­во Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Он при­над­ле­жал к то­му за­ме­ча­тель­но­му ти­пу рус­ских лю­дей, яс­ность и про­сто­та ду­ши ко­то­рых де­ла­ла все их по­ступ­ки ос­но­ва­тель­ны­ми и каж­дый шаг на­деж­ным. Та­кие лю­ди не об­ма­ну­лись под­ме­ной жиз­нен­ных цен­но­стей, не из­ме­ни­ли сво­им жиз­нен­ным прин­ци­пам из стра­ха, не утра­ти­ли цель­но­сти, и оста­лись вер­ны­ми до кон­ца.
Егор учил­ся гра­мо­те в сель­ской шко­ле, с юно­сти за­ни­мал­ся кре­стьян­ским тру­дом. В 1907 го­ду он же­нил­ся, в его се­мье ро­ди­лось пя­те­ро де­тей. В цер­ковь хо­ди­ли все. Да­же при со­вет­ской вла­сти Егор Его­ро­вич не ра­бо­тал в празд­нич­ные дни. Каж­дое де­ло со­вер­шал с мо­лит­вой. По­сле ре­во­лю­ции цер­ков­ность се­мьи Се­до­вых ста­ла вы­зы­вать на­смеш­ки, Его­ра Его­ро­ви­ча про­зва­ли мо­на­хом. В кон­це 20-х го­дов, не ис­пу­гав­шись ре­прес­сий по от­но­ше­нию к се­бе и сво­ей се­мье, Егор Его­ро­вич стал ста­ро­стой церк­ви в се­ле Лы­ко­во. Ко­гда на­ча­лись аре­сты ду­хо­вен­ства, дом Се­до­вых в по­ис­ках вре­мен­но­го кро­ва ча­сто по­се­ща­ли свя­щен­ни­ки и мо­на­хи, из­гнан­ные из хра­мов и мо­на­сты­рей.
В 1925 го­ду Егор Его­ро­вич по­зна­ко­мил­ся с Вла­ди­мир­ским епи­ско­пом Афа­на­си­ем (Са­ха­ро­вым), уже на­чи­нав­шим свой ис­по­вед­ни­че­ский путь, и стал его ду­хов­ным сы­ном. При­ез­жая во Вла­ди­мир, Егор Его­ро­вич все­гда оста­нав­ли­вал­ся в до­ме вла­ды­ки, а епи­скоп Афа­на­сий по­се­щал дом Се­до­вых в Чу­ри­ло­во. На про­тя­же­нии всей жиз­ни Егор Его­ро­вич по­мо­гал вла­ды­ке Афа­на­сию по­сыл­ка­ми и день­га­ми. Кро­ме то­го, он раз­во­зил мед со сво­ей па­се­ки и дру­гие про­дук­ты по тюрь­мам и раз­да­вал за­клю­чен­ным.
В пе­ри­од кол­лек­ти­ви­за­ции дво­ю­род­ный брат Его­ра Его­ро­ви­ча слу­жил в де­рев­не Чу­ри­ло­во упол­но­мо­чен­ным от сель­со­ве­та. Цер­ков­ность и бла­го­по­лу­чие се­мьи Се­до­вых ста­ли при­чи­ной не­при­яз­ни к ней бра­та-упол­но­мо­чен­но­го. В 1932 го­ду брат хо­да­тай­ство­вал, что­бы Его­ру Се­до­ву да­ли так на­зы­ва­е­мое «твёр­дое за­да­ние», ко­то­рое он не смог бы вы­пол­нить, то есть по­тре­бо­ва­ли от не­го упла­ты за­ве­до­мо за­вы­шен­но­го про­дук­то­во­го на­ло­га. В ре­зуль­та­те се­мья бы­ла рас­ку­ла­че­на, а Егор Его­ро­вич был аре­сто­ван и год про­вел на при­ну­ди­тель­ных ра­бо­тах. Его се­мье при­шлось уехать из род­но­го се­ла. Сна­ча­ла они по­се­ли­лись в Яро­слав­ле, а по­том пе­ре­еха­ли в го­род Ту­та­ев. По­сле осво­бож­де­ния Егор Его­ро­вич 3 го­да ра­бо­тал пас­ту­хом, и на за­ра­бо­тан­ные день­ги ку­пил в Ту­та­е­ве дом для сво­ей се­мьи. По­се­лив­шись в Ту­та­е­ве, он стал при­хо­жа­ни­ном Успен­ской церк­ви се­ла Ко­то­во. В сво­ем до­ме Егор Его­ро­вич по-преж­не­му при­гла­шал оста­нав­ли­вать­ся из­гнан­ных мо­на­хов и ре­прес­си­ро­ван­ных свя­щен­ни­ков.
В 1943 го­ду Его­ра Его­ро­ви­ча аре­сто­ва­ли на ос­но­ва­нии по­ка­за­ний ра­нее аре­сто­ван­но­го че­ло­ве­ка, не вы­дер­жав­ше­го до­про­сов. След­ствие дли­лось один­на­дцать ме­ся­цев. Егор Его­ро­вич был до­про­шен шесть раз. Но ни в ка­кой фор­ме он не со­гла­сил­ся при­знать се­бя ви­нов­ным. Не на­звал он так­же ни­ко­го из сво­их зна­ко­мых. След­ствию так и не уда­лось со­брать хоть ка­ких-ни­будь ос­но­ва­ний для его осуж­де­ния и его при­шлось осво­бо­дить.
Вый­дя из тюрь­мы, Егор Его­ро­вич узнал, что епи­скоп Афа­на­сий (Са­ха­ров) был аре­сто­ван в го­ро­де Иши­ме. Еще по­чти де­ся­ти­лет­нее за­клю­че­ние в ла­ге­рях ожи­да­ло боль­но­го вла­ды­ку, все это вре­мя Егор Его­ро­вич ис­кал воз­мож­но­сти об­лег­чить стра­да­ния свя­ти­те­ля. И ко­гда тот, бу­дучи уже очень боль­ным, был по­ме­щен в Дом ин­ва­ли­дов, Егор Его­ро­вич офор­мил на се­бя по­ру­чи­тель­ство за ссыль­но­го епи­ско­па и взял его к се­бе до­мой. У сво­е­го ду­хов­но­го сы­на вла­ды­ка про­жил 11 ме­ся­цев.
В 50-х го­дах Егор Его­ро­вич стал ста­ро­стой Вос­кре­сен­ско­го хра­ма в Ту­та­е­ве. Все свои си­лы 70-лет­ний ис­по­вед­ник тра­тил на его вос­ста­нов­ле­ние, не­смот­ря на страш­ное без­бож­ное вре­мя. В 1960 го­ду, во вре­мя ре­мон­та хра­ма, на не­го упа­ли три свя­зан­ные меж­ду со­бой лест­ни­цы. Егор Его­ро­вич сам до­шел до сво­е­го до­ма, но там слег и уже боль­ше не вста­вал. Он про­бо­лел око­ло го­да. Же­не сво­ей он го­во­рил: «Вид­но, так Бо­гу бы­ло угод­но». 16 де­каб­ря 1960 го­да Егор Его­ро­вич Се­дов скон­чал­ся. Он был по­гре­бен на Ту­та­ев­ском го­род­ском клад­би­ще. Ны­не свя­тые мо­щи ис­по­вед­ни­ка Ге­ор­гия на­хо­дят­ся в Ту­та­ев­ском го­род­ском со­бо­ре.

Жития
Писание