⏳ 2020.12.07 (пн)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 27я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 1й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
7 декабря (24 ноября)
• Рождественский пост
• вмч. Мерку́рия (III)
• вмц. Екатерины (305–313)
• мц. А́вгусты Римской, мчч. Порфи́рия Стратилата и 200 воинов (305–313)
• прп. Мастри́дии Александрийской (?)
• мч. Меркурия Смоленского (1238)
• прп. Меркурия Печерского (XIV)
• прп. Си́мона Сойгинского (1562)
• сщмч. Евгра́фа (Еварестова) (1919)
• сщмчч. Евгения (Яковлева), Михаила (Богородицкого) (1937)
• сщмчч. Александра (Левицкого), Алексия (Тютюнова), Иоанна (Никольского), Корнилия (Удиловича), Митрофана (Корницкого) (1937)


☦️
Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Мер­ку­рий, скиф по про­ис­хож­де­нию, слу­жил во­и­ном в рим­ской ар­мии. Нече­сти­вые им­пе­ра­то­ры Де­кий (249-251) и Ва­ле­ри­ан (253-259) из­да­ли за­кон, по­веле­вав­ший всем рим­ским граж­да­нам по­кло­нять­ся язы­че­ским бо­гам и осуж­дав­ший на смерть хри­сти­ан.
В это вре­мя на Рим­скую им­пе­рию на­па­ли вар­ва­ры, и им­пе­ра­тор Де­кий вы­сту­пил в по­ход с боль­шим вой­ском. В од­ном из сра­же­ний свя­то­му Мер­ку­рию явил­ся Ан­гел Гос­по­день и по­дал ему меч со сло­ва­ми: «Не бой­ся, сме­ло иди на вра­гов. Ко­гда по­бе­дишь, не за­будь Гос­по­да Бо­га тво­е­го». С этим ме­чом свя­той во­ин про­шел сквозь вар­вар­ские пол­чи­ща, уни­что­жил мно­же­ство вра­гов и убил са­мо­го ца­ря вар­ва­ров, обес­пе­чив по­бе­ду рим­ля­нам. Бла­го­дар­ный им­пе­ра­тор щед­ро на­гра­дил свя­то­го Мер­ку­рия за храб­рость и сде­лал его во­е­на­чаль­ни­ком.
Свя­то­му во­и­ну, по­лу­чив­ше­му ве­ли­кие по­че­сти и бо­гат­ство, вновь явил­ся Ан­гел Гос­по­день, на­по­ми­ная ему, Кем бы­ла да­ро­ва­на по­бе­да, и при­зы­вая к слу­же­нию Гос­по­ду. Свя­той Мер­ку­рий вспом­нил, что и отец его, Гор­диан, ис­по­ве­до­вал хри­сти­ан­скую ве­ру, кре­стил­ся и всей ду­шой устре­мил­ся ко Хри­сту. Он от­ка­зал­ся участ­во­вать в тор­же­ствен­ном жерт­во­при­но­ше­нии язы­че­ским бо­гам и был при­зван к гроз­но­му им­пе­ра­то­ру. От­кры­то на­звав се­бя хри­сти­а­ни­ном, Мер­ку­рий бро­сил к но­гам им­пе­ра­то­ра во­ин­ский по­яс и ман­тию и от­ка­зал­ся от всех по­че­стей. В тем­ни­це свя­то­му Мер­ку­рию сно­ва явил­ся Ан­гел Гос­по­день, укре­пил его и при­звал му­же­ствен­но пре­тер­петь все стра­да­ния за Хри­ста.
Свя­то­го му­че­ни­ка рас­тя­ну­ли над ог­нем, ре­за­ли но­жа­ми, би­ли плетьми так, что кровь из его ран га­си­ла огонь. Но каж­дый раз, ко­гда его бро­са­ли в тем­ни­цу уми­ра­ю­щим от ран, свя­той Мер­ку­рий по­лу­чал от Гос­по­да пол­ное ис­це­ле­ние, утвер­ждая пред нече­стив­ца­ми ве­ли­кую си­лу ве­ры Хри­сто­вой. Осуж­ден­ный на смерт­ную казнь, свя­той спо­до­бил­ся ви­де­ния Са­мо­го Гос­по­да, обе­щав­ше­го ему ско­рое из­бав­ле­ние от му­че­ний. Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Мер­ку­рия обез­гла­ви­ли в Ке­са­рии Кап­па­до­кий­ской. Его свя­тое те­ло бла­го­уха­ло ми­ром и фимиа­мом, по­да­вая ис­це­ле­ния мно­гим боль­ным.
Уже по смер­ти сво­ей во­ин Хри­стов, со­еди­нив­ший­ся с Цер­ко­вью Небес­ной, со­слу­жил во­ин­скую служ­бу на бла­го Церк­ви зем­ной. По мо­лит­ве свя­ти­те­ля Ва­си­лия Ве­ли­ко­го пе­ред ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы об осво­бож­де­нии хри­сти­ан от го­ни­те­ля хри­сти­ан­ской ве­ры Юли­а­на От­ступ­ни­ка (361–363) За­ступ­ни­ца ро­да хри­сти­ан­ско­го по­сла­ла свя­то­го во­и­на Мер­ку­рия в по­мощь от Церк­ви тор­же­ству­ю­щей к Церк­ви во­ин­ству­ю­щей. Об­раз свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Мер­ку­рия, изо­бра­жен­ный на иконе ря­дом с об­ра­зом Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы, стал неви­ди­мым, а за­тем вновь по­ка­зал­ся с окро­вав­лен­ным ко­пьем.
В этот са­мый мо­мент Юли­ан От­ступ­ник был прон­зен на Пер­сид­ской войне ко­пьем неиз­вест­но­го во­и­на, тот­час став­ше­го неви­ди­мым. Ока­ян­ный Юли­ан, уми­рая, вос­клик­нул: «Ты по­бе­дил, Га­ли­ле­я­нин!»

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1038

☦️
Великомученица Екатерина Александрийская, мученица А́вгуста (Васили́сса), мученик Порфи́рий и с ним 200 воинов.

Свя­тая Ека­те­ри­на ро­ди­лась в Алек­сан­дрии во вто­рой по­ло­вине тре­тье­го сто­ле­тия. Про­ис­хо­ди­ла она из знат­но­го ро­да и от­ли­ча­лась свет­лым умом, уче­но­стью и кра­со­той. Мно­гие бо­га­тые и знат­ные же­ни­хи ис­ка­ли ее ру­ки, а мать и род­ные уго­ва­ри­ва­ли ее со­гла­сить­ся на брак. Но Ека­те­ри­на мед­ли­ла с от­ве­том и го­во­ри­ла сво­им близ­ким: «Ес­ли хо­ти­те, чтобы я вы­шла за­муж, то най­ди­те мне юно­шу, по­доб­но­го мне по кра­со­те и уче­но­сти».
Бог так устро­ил, что Ека­те­ри­на по­зна­ко­ми­лась с од­ним стар­цем-пу­стын­ни­ком, че­ло­ве­ком свет­ло­го ума и пра­вед­ной жиз­ни. Об­суж­дая с Ека­те­ри­ной до­сто­ин­ства ее по­клон­ни­ков, ста­рец ска­зал: «Я знаю Же­ни­ха, ко­то­рый во всем пре­вос­хо­дит те­бя. Нет ему по­доб­но­го». По­том он дал ей ико­ну Пре­свя­той Де­вы, обе­щал, что она по­мо­жет ей уви­деть необык­но­вен­но­го Же­ни­ха.
В бли­жай­шую ночь пред­ста­ви­лось Ека­те­рине в лег­ком сне, что Небес­ная Ца­ри­ца, окру­жен­ная Ан­ге­ла­ми, сто­ит пе­ред ней и дер­жит на ру­ках От­ро­ка, си­я­ю­ще­го, как солн­це. На­прас­но ста­ра­лась Ека­те­ри­на взгля­нуть на Его ли­цо: Он от­во­ра­чи­вал­ся от нее. «Не пре­зи­рай Тво­е­го со­зда­ния, – мо­ли­ла Бо­жия Ма­терь сво­е­го Сы­на, – ска­жи ей, что она долж­на сде­лать, чтобы уви­деть Твой свет­лый лик». «Пусть она вер­нет­ся к стар­цу и узна­ет от него», – от­ве­тил От­рок.
Чуд­ный сон глу­бо­ко по­ра­зил де­вуш­ку. Как толь­ко на­ста­ло утро, она по­спе­ши­ла к стар­цу, при­па­ла к но­гам его и про­си­ла у него со­ве­та. Ста­рец по­дроб­но объ­яс­нил ей ис­тин­ную ве­ру, рас­ска­зал о рай­ском бла­жен­стве пра­вед­ни­ков и о ги­бе­ли греш­ни­ков. Муд­рая де­ва по­ня­ла пре­вос­ход­ство хри­сти­ан­ской ве­ры над язы­че­ской, по­ве­ри­ла в Иису­са Хри­ста как Сы­на Бо­жия и при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние. По­сле Кре­ще­ния бо­же­ствен­ный свет про­ник в нее и на­пол­нил ее ве­ли­кой ра­до­стью.
Ко­гда Ека­те­ри­на с об­нов­лен­ной ду­шой воз­вра­ти­лась до­мой, она дол­го мо­ли­лась, бла­го­да­ря Бо­га за ми­лость, ока­зан­ную ей. За­снув во вре­мя мо­лит­вы, она сно­ва уви­де­ла Ма­терь Бо­жию. Те­перь Бо­же­ствен­ный От­рок ми­ло­сти­во взи­рал на нее. Пре­свя­тая Де­ва взя­ла пра­вую ру­ку де­ви­цы, а От­рок на­дел ей чуд­ный пер­стень, ска­зав: «Не знай же­ни­ха зем­но­го». Ека­те­ри­на по­ня­ла, что с это­го мо­мен­та она об­ру­че­на Хри­сту и просну­лась с еще боль­шей ра­до­стью на серд­це. По­сле это­го она со­вер­шен­но пе­ре­ме­ни­лась ста­ла скром­ной, крот­кой и ми­ло­сти­вой. Она ста­ла ча­сто мо­лить­ся Бо­гу, про­ся ру­ко­вод­ства и по­мо­щи. Од­на цель во­оду­шев­ля­ла ее: жить для Хри­ста.
В ско­ром вре­ме­ни в Алек­сан­дрию при­был Мак­си­ми­ан (286–305 гг.), со­пра­ви­тель им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на. Он разо­слал вест­ни­ков по го­ро­дам Егип­та со­звать на­род на празд­ник в честь язы­че­ских бо­гов. По это­му слу­чаю празд­ник был осо­бен­но пыш­ным и мно­го­люд­ным. Кри­ки жерт­вен­ных жи­вот­ных, дым и смрад жерт­вен­ни­ков, пы­лав­ших непре­стан­но, го­мон тол­пы на ри­ста­ли­щах на­пол­ня­ли Алек­сан­дрию. При­но­си­лись и че­ло­ве­че­ские жерт­вы – на смерть в огне об­ре­ка­ли ис­по­вед­ни­ков Хри­ста, не от­сту­пив­ших от Него под пыт­ка­ми. Свя­тая лю­бовь к му­че­ни­кам-хри­сти­а­нам и сер­деч­ное же­ла­ние об­лег­чить их участь по­бу­ди­ли Ека­те­ри­ну пой­ти к глав­но­му жре­цу и вла­ды­ке им­пе­рии, им­пе­ра­то­ру-го­ни­те­лю Мак­си­ми­ну. Ека­те­ри­на скор­бе­ла, что царь, вме­сто то­го, чтобы со­дей­ство­вать про­све­ще­нию на­ро­да, еще боль­ше на­саж­да­ет язы­че­ские суе­ве­рия. Ко­гда на­сту­пил празд­ник, она при­шла в ка­пи­ще, где со­би­ра­лись жре­цы, знать и на­род, и без­бо­яз­нен­но ска­за­ла ца­рю: «Не стыд­но ли те­бе, царь, мо­лить­ся мерз­ким идо­лам! По­знай ис­тин­но­го Бо­га, без­на­чаль­но­го и бес­ко­неч­но­го; Им ца­ри цар­ству­ют и мир сто­ит. Он со­шел на зем­лю и сде­лал­ся че­ло­ве­ком для спа­се­ния на­ше­го».
Мак­си­ми­ан раз­гне­вал­ся на Ека­те­ри­ну за неува­же­ние к его цар­ско­му до­сто­ин­ству и по­ве­лел за­клю­чить ее в тем­ни­цу. За­тем он ве­лел уче­ным лю­дям убе­дить Ека­те­ри­ну в ис­тин­но­сти язы­че­ской ре­ли­гии. В те­че­ние несколь­ких дней они из­ла­га­ли пе­ред де­ви­цей раз­лич­ные до­во­ды в поль­зу язы­че­ской ре­ли­гии, но Ека­те­ри­на сво­ей ло­ги­кой и ра­зум­ны­ми до­во­да­ми раз­би­ва­ла их в прах. Она до­ка­зы­ва­ла им, что мо­жет су­ще­ство­вать толь­ко один пре­муд­рый Со­зда­тель все­го, ко­то­рый сво­и­ми со­вер­шен­ства­ми бес­ко­неч­но воз­вы­ша­ет­ся над язы­че­ски­ми бо­же­ства­ми. В кон­це кон­цов язы­че­ские муд­ре­цы при­зна­ли се­бя по­беж­ден­ны­ми все­со­кру­ша­ю­щей ло­ги­кой Ека­те­ри­ны (уверовавшие мудрецы были сожжены по повелению императора). По­тер­пев неуда­чу на ин­тел­лек­ту­аль­ной поч­ве, Мак­си­ми­ан, од­на­ко, не от­сту­пил от сво­е­го на­ме­ре­ния пе­ре­убе­дить Ека­те­ри­ну. При­звав ее, он ста­рал­ся пре­льстить ее по­дар­ка­ми, обе­ща­ни­я­ми по­че­стей и сла­вы. Но Ека­те­ри­на оста­ва­лась непод­куп­ной.
Мак­си­ми­а­ну при­шлось на ко­рот­кое вре­мя от­лу­чить­ся из го­ро­да. Его же­на, ца­ри­ца Ав­гу­ста, мно­го слы­шав­шая о муд­ро­сти Ека­те­ри­ны, по­же­ла­ла уви­деть ее. Уго­во­рив во­е­во­ду Пор­фи­рия с от­ря­дом во­и­нов со­про­вож­дать ее, Ав­гу­ста при­шла в тем­ни­цу. Им­пе­ра­три­ца бы­ла по­ра­же­на си­лой ду­ха свя­той Ека­те­ри­ны, ли­цо ко­то­рой си­я­ло Бо­же­ствен­ной бла­го­да­тью. Свя­тая му­че­ни­ца рас­кры­ла при­шед­шим хри­сти­ан­ское уче­ние, и они, уве­ро­вав, об­ра­ти­лись ко Хри­сту.
Ко­гда Мак­си­ми­ан воз­вра­тил­ся в Алек­сан­дрию, он сно­ва по­слал за Ека­те­ри­ной. На этот раз он снял мас­ку доб­ро­же­ла­тель­но­сти и стал гро­зить Ека­те­рине пыт­ка­ми и смер­тью. По­том он ве­лел при­не­сти ко­ле­са с ост­ры­ми зуб­ца­ми и ве­лел пре­дать ее этой ужас­ной каз­ни. Но ед­ва толь­ко на­ча­лись му­че­ния, как неви­ди­мая си­ла со­кру­ши­ла ору­дие му­ки, свя­тая Ека­те­ри­на оста­лась невре­ди­ма. Уви­дев это чу­до, им­пе­ра­три­ца Ав­гу­ста и ца­ре­дво­рец Пор­фи­рий с 200 во­и­на­ми пе­ред все­ми ис­по­ве­да­ли свою ве­ру во Хри­ста и бы­ли обез­глав­ле­ны.
На дру­гой день Мак­си­ми­ан в по­след­ний раз при­звал Ека­те­ри­ну и пред­ло­жил ей стать его же­ной, обе­щая ей все бла­га ми­ра. Но свя­тая Ека­те­ри­на и слу­шать об этом не хо­те­ла. Ви­дя бес­по­лез­ность всех сво­их уси­лий, царь ве­лел пре­дать ее смер­ти, и во­ин от­сек ей го­ло­ву в 304 го­ду.
Мо­щи свя­той Ека­те­ри­ны бы­ли пе­ре­не­се­ны Ан­ге­ла­ми на Си­най­скую го­ру. В VI ве­ке по от­кро­ве­нию бы­ли об­ре­те­ны чест­ная гла­ва и ле­вая ру­ка свя­той му­че­ни­цы и с по­че­стя­ми пе­ре­не­се­ны в но­во­со­здан­ный храм Си­най­ско­го мо­на­сты­ря, по­стро­ен­но­го свя­тым им­пе­ра­то­ром Иусти­ни­а­ном (527–565; па­мять 14 но­яб­ря). Им­пе­ра­тор Петр Ве­ли­кий по­жерт­во­вал для ее мо­щей дра­го­цен­ную ра­ку.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1037
https://azbyka.ru/days/sv-avgusta-vasilissa-rimskaja

☦️
Пре­по­доб­ная Ма­стри­дия жи­ла в Алек­сан­дрии Еги­пет­ской. Она да­ла обет дев­ства и, со­блю­дая пост и без­мол­вие, пре­бы­ва­ла в по­сто­ян­ной мо­лит­ве. Чи­сто­та жиз­ни свя­той де­вы бы­ла под­верг­ну­та ис­пы­та­нию. Один юно­ша, вос­пы­лав к ней нечи­стым же­ла­ни­ем, стал пре­сле­до­вать ее, так что свя­тая Ма­стри­дия вы­нуж­де­на бы­ла не вы­хо­дить из до­ма да­же в цер­ковь. Скор­бя о том, что неволь­но вве­ла юно­шу в ис­ку­ше­ние, и рев­нуя о его спа­се­нии, свя­тая при­зва­ла его в свой дом. Узнав, что его осо­бен­но пре­льща­ют ее пре­крас­ные гла­за, пре­по­доб­ная с пол­ным са­мо­от­ре­че­ни­ем вы­ко­ло­ла их чел­но­ком, ко­то­рым тка­ла по­лот­но. Из­ба­вив се­бя и юно­шу от со­блаз­на, свя­тая Ма­стри­дия при­ве­ла его к рас­ка­нию, и он, при­няв ино­че­ство, жил стро­гим ас­ке­том, а свя­тая Ма­стри­дия окон­чи­ла свою жизнь в тру­дах о Гос­по­де.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1041

☦️
Мученик Меркурий Смоленский, во­ин, по­то­мок кня­же­ско­го ро­да. Вос­пи­тан­ный в пра­во­сла­вии свя­той во­ин тай­но вел по­движ­ни­че­скую жизнь: был стро­гим пост­ни­ком, дев­ствен­ни­ком, каж­дую ночь он втайне от всех вос­пе­вал бла­годар­ствен­ные хва­ле­ния Гос­по­ду. В это вре­мя, в 1239 г., та­тар­ские пол­чи­ща Ба­тыя по­до­шли к Смо­лен­ску и вста­ли в 25 вер­стах от него, на Дол­го­мо­стье, угро­жая ра­зо­ре­ни­ем го­ро­ду и его свя­ты­ням. Услы­шав о при­бли­же­нии злых вра­гов, о ра­зо­ре­нии Бо­жи­их хра­мов, св. Мер­ку­рий скор­бел и бо­лел ду­шой; с каж­дым днем он бо­лее и бо­лее воз­го­рал­ся бо­же­ствен­ной рев­но­стью, же­лая по­стра­дать и по­ло­жить ду­шу свою за ве­ру Хри­сто­ву. И мо­лит­ва его бы­ла услы­ша­на.
В со­бор­ном хра­ме пе­ред ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы мо­лил­ся некий по­но­марь, со сле­за­ми про­ся об из­бав­ле­нии го­ро­да от вра­гов. Вдруг он услы­шал глас от ико­ны: «Иди к ра­бу мо­е­му Мер­ку­рию на По­до­лье и ти­хо ска­жи ему: те­бя зо­вет Вла­ды­чи­ца». Ко­гда во­ин при­шел в со­бор, то сам услы­шал го­лос Пре­чи­стой Де­вы, по­сы­ла­ю­щий его на брань с вра­гом и обе­ща­ю­щий небес­ную по­мощь, ве­нец по­бе­ды и веч­ное бла­жен­ство.
Св. Мер­ку­рий пре­ис­пол­нил­ся ве­ли­кой ра­до­сти, ибо Са­ма Ца­ри­ца Небес­ная обе­ща­ла ему то, к че­му он дав­но уже стре­мил­ся всей ду­шой: по­стра­дать за сво­их бра­тьев и за ве­ру Хри­сто­ву. В ту же ночь во­ин Хри­стов от­пра­вил­ся в та­тар­ский стан в Дол­го­мо­стье и всту­пил в еди­но­бор­ство с вра­же­ским пол­чи­щем. При­зы­вая имя Гос­по­да и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы, свя­той во­ин ис­тре­бил мно­же­ство вра­гов. Та­тар­ские во­и­ны с ужа­сом ви­де­ли, что св. Мер­ку­рию по­мо­га­ют в бит­ве мол­ние­нос­ные му­жи и лу­че­зар­ная Же­на, и не в си­лах усто­ять про­тив во­и­на Хри­сто­ва, об­ра­ти­лись в бег­ство. Сам же св. Мер­ку­рий по­гиб в бою.
Жи­те­ли Смо­лен­ска, спа­сен­ные чу­дес­ным за­ступ­ле­ни­ем Гос­по­да и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, с че­стью по­греб­ли те­ло свя­то­го во­и­на-му­че­ни­ка в со­бо­ре в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Празд­но­ва­ние ему уста­нов­ле­но в кон­це XVI в. Уже в 1509 г. жи­те­ли Смо­лен­ска на­зы­ва­ли его сво­им глав­ным за­ступ­ни­ком.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1039

☦️
Преподобный Меркурий Печерский, инок Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря; о нем из­вест­но толь­ко то, что он был свя­зан еди­но­мыс­ли­ем и брат­ской лю­бо­вью с пре­по­доб­ным Па­и­си­ем (XIV в.; па­мять 19 июля/1 ав­гу­ста). Свя­тые бы­ли нераз­луч­ны, жи­ли в од­ной кел­лии, а по­сле смер­ти бы­ли по­ло­же­ны в один гроб. В на­сто­я­щее вре­мя мо­щи их по­чи­ва­ют в Даль­них (Фе­о­до­си­е­вых) пе­ще­рах.

☦️
Преподобный Симон Сойгинский ро­дил­ся в Соль­вы­че­год­ске. Оста­вив дом ро­ди­те­лей, свя­той при­нял по­стриг в мо­на­сты­ре пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия Ко­мель­ско­го († 1537 г.; па­мять 19 мая/1 июня), где неис­ход­но под­ви­зал­ся в те­че­ние мно­гих лет.
В 1537 г., по­сле смер­ти сво­е­го на­став­ни­ка, вме­сте с пре­по­доб­ным Лон­ги­ном († 1540 г.; па­мять 10/23 фев­ра­ля) уда­лил­ся в глу­хие во­ло­год­ские ле­са, ища удоб­но­го ме­ста для без­молв­но­го жи­тель­ства.
Пре­по­доб­ный Лон­гин по­се­лил­ся при ре­ке Ко­ря­жем­ке, а пре­по­доб­ный Си­мон, ока­зав ему по­мощь в по­стро­е­нии кел­лий и ча­сов­ни, уда­лил­ся вверх по ре­ке Вы­че­где и по­се­лил­ся при устье ре­ки Сой­ки, в 60 вер­стах от Ко­ря­же­мы. Здесь к бла­жен­но­му пу­стын­ни­ку ста­ли со­би­рать­ся лю­би­те­ли без­мол­вия, и по­сте­пен­но об­ра­зо­вал­ся мо­на­стырь. 20 лет под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Си­мон в сво­ей оби­те­ли и по­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов мир­но скон­чал­ся 24 но­яб­ря 1562 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1040

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник про­то­и­е­рей Ев­граф Ева­ре­стов ро­дил­ся в 1857 го­ду в Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка. За­кон­чил Са­мар­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, по­сле че­го по­сту­пил на долж­ность пре­по­да­ва­те­ля рус­ско­го и цер­ков­но­сла­вян­ско­го язы­ков в Са­мар­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. В 1885 го­ду он за­кон­чил Ка­зан­скую ду­хов­ную ака­де­мию и 2 го­да слу­жил по­мощ­ни­ком ин­спек­то­ра в Уфим­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии. В 1887 го­ду в Уфе бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на и за­тем в сан иерея.
Все свое пас­тыр­ское слу­же­ние со дня хи­ро­то­нии и до са­мой му­че­ни­че­ской кон­чи­ны отец Ев­граф со­вер­шал в Уфим­ском Вос­кре­сен­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре. До кон­ца жиз­ни про­дол­жа­лось так­же его пре­по­да­ва­ние в сте­нах Уфим­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии.
В 1900 го­ду отец Ев­граф был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чен на долж­ность на­сто­я­те­ля Вос­кре­сен­ско­го со­бо­ра.
В Церк­ви отец Ев­граф про­явил мно­же­ство сво­их та­лан­тов, он был вы­да­ю­щим­ся про­по­вед­ни­ком, ак­тив­но участ­во­вал в епар­хи­аль­ной и об­ще­ствен­ной жиз­ни. Два­жды он из­би­рал­ся де­пу­та­том ду­хов­но­го ве­дом­ства в уфим­скую Го­род­скую Ду­му. Был чле­ном гу­берн­ско­го Ста­ти­сти­че­ско­го ко­ми­те­та, каз­на­че­ем Пра­во­слав­но­го Мис­си­о­нер­ско­го Об­ще­ства, на­чаль­ни­ком Про­ти­во­рас­коль­ни­че­ской Мис­сии, чле­ном Во­сточ­но-рус­ско­го куль­тур­но-про­све­ти­тель­ско­го об­ще­ства, пред­се­да­те­лем Уфим­ской эк­за­ме­на­ци­он­ной ко­мис­сии для кан­ди­да­тов в свя­щен­ный сан.
Мно­же­ство по­уче­ний и про­по­ве­дей бы­ло про­из­не­се­но им в Ка­фед­раль­ном со­бо­ре и во вре­мя мис­си­о­нер­ских по­ез­док по уез­дам Уфим­ской епар­хии; бо­лее 30 из них опуб­ли­ко­ва­ны в Уфим­ских епар­хи­аль­ных ве­до­мо­стях. В се­мье про­то­и­е­рея Ев­гра­фа Ева­ре­сто­ва и его су­пру­ги Ан­ны Ва­си­льев­ны ро­ди­лось 15 де­тей.
В 1914 го­ду про­то­и­е­рей Ев­граф Ева­ре­стов был на­граж­ден «за служ­бу по граж­дан­ско­му ве­дом­ству» ор­де­ном свя­то­го Вла­ди­ми­ра 3-й сте­пе­ни. Это на­граж­де­ние да­ло пра­во се­мье от­ца Ев­гра­фа на потом­ствен­ное дво­рян­ство.
В 1918 г. все уфим­ское ду­хо­вен­ство хле­бом-со­лью встре­ти­ло Бе­лую Ар­мию, осво­бо­див­шую ле­том го­род Уфу от боль­ше­ви­ков. В со­бо­ре слу­жи­лись бла­годар­ствен­ные мо­леб­ны, мо­леб­ны о спа­се­нии Оте­че­ства. При хра­мах епар­хии, в том чис­ле при Вос­кре­сен­ском со­бо­ре был ор­га­ни­зо­ван сбор одеж­ды, бе­лья и де­неж­ных средств для Бе­лой Ар­мии, устро­ен ла­за­рет. Ма­туш­ка Ан­на Ва­си­льев­на при­ни­ма­ла уча­стие во всех этих тру­дах. За эту де­я­тель­ность отец Ев­граф под­вер­гал­ся аре­сту, из-под ко­то­ро­го, ве­ро­ят­но, был осво­бож­ден контр­на­ступ­ле­ни­ем ар­мии Кол­ча­ка в мар­те 1919 г.
Че­ты­ре сы­на от­ца Ев­гра­фа слу­жи­ли в Ар­мии Кол­ча­ка: двое из них по­шли доб­ро­воль­ца­ми, двое бы­ли мо­би­ли­зо­ва­ны. С Ар­ми­ей Кол­ча­ка ушли две до­че­ри от­ца Ев­гра­фа – од­на бы­ла за­му­жем за про­ку­ро­ром Су­да За­пад­ной Ар­мии Кол­ча­ка, вто­рая – за­му­жем за ин­же­не­ром, офи­це­ром при Ар­мии Кол­ча­ка.
9 июня 1919 г. крас­ные окон­ча­тель­но взя­ли Уфу. Отец Ев­граф был аре­сто­ван в сво­ем до­ме 18 но­яб­ря 1919 г. крас­но­ар­мей­ца­ми-ла­ты­ша­ми. Они во­рва­лись с чер­но­го хо­да и сра­зу же ста­ли обыс­ки­вать квар­ти­ру. За­бра­ли все ма­ло-маль­ски цен­ные ве­щи, на­гра­ды, до­ку­мен­ты, фо­то­гра­фии и уве­ли с со­бой свя­щен­ни­ка.
По об­ви­не­нию в «аги­та­ции в поль­зу Кол­ча­ка» от­ца Ев­гра­фа при­го­во­ри­ли к рас­стре­лу с кон­фис­ка­ци­ей иму­ще­ства. В об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии сле­до­ва­тель на­пи­сал: «… гр. Ев­граф Ева­ре­стов об­ви­ня­ет­ся 1) как член мо­нар­хи­че­ской ор­га­ни­за­ции Ми­хай­ла Ар­хан­ге­ла, ви­на эта его удва­и­ва­ет­ся ибо он поп; 2) как член и учре­ди­тель аги­та­ци­он­но­го Про­све­ти­тель­но­го Об­ще­ства те­че­ния Кол­ча­ка, что яв­ля­лось опре­де­лен­ной Пра­ви­тель­ствен­ной аги­та­ци­ей в поль­зу Кол­ча­ка и за­тем­не­ние На­род­ных масс, ко­то­рыя он и без то­го за­тем­нял как поп; 3) в доб­ро­воль­ных по­жерт­во­ва­ний на На­род­ную Ар­мию…; 4) участ­ник сбо­ров раз­но­го иму­ще­ства как то: одеж­ды и бе­лья в сво­ем при­хо­де на На­род­ную ар­мию; 5) в род­ствен­ных свя­зях с ак­тив­ны­ми бе­ло­гвар­дей­ца­ми; 6) в лож­но злост­ных по­ка­за­ни­ях при до­про­се. На­хо­дя Е. Ева­ре­сто­ва вра­гом Со­вет­ской вла­сти, при­нес­ша мно­го вре­да и спо­соб­но­го его при­но­сить, пред­ла­гаю его РАССТРЕЛЯТЬ».
При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние 7-8-го де­каб­ря 1919 г. Свя­щен­но­му­че­ни­ка ве­ли на рас­стрел в од­ном ниж­нем бе­лье, бо­си­ком по сне­гу. Через неко­то­рое вре­мя аре­сто­ва­ли и вдо­ву свя­щен­ни­ка, а де­тей зи­мой, в страш­ный хо­лод вы­сла­ли в Ка­тав-Ива­нов­ский за­вод.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ев­ге­ний Ни­ка­но­ро­вич Яко­влев ро­дил­ся в 1856 го­ду. В 30‑х го­дах слу­жил свя­щен­ни­ком в го­ро­де Горь­ком. Был аре­сто­ван в но­яб­ре 1937 го­да вме­сте с боль­шой груп­пой свя­щен­но­слу­жи­те­лей, в том чис­ле свя­щен­но­му­че­ни­ком свя­щен­ни­ком Ва­си­ли­ем Зав­го­род­ним, а так­же му­че­ни­цей цер­ков­ной ста­ро­стой Ани­си­ей Мас­ла­но­вой по след­ствен­но­му де­лу Бо­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Алек­сандра (По­хва­лин­ско­го), ви­ка­рия Горь­ков­ской епар­хии. Об­ви­нял­ся в уча­стии в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­ной по­встан­че­ской ор­га­ни­за­ции». На след­ствии от­ка­зал­ся под­пи­сать про­то­ко­лы и при­знать свою ви­ну. 2 де­каб­ря то­го же го­да при­го­во­рен Осо­бой трой­кой при УНКВД по Горь­ков­ской об­ла­сти к рас­стре­лу. Каз­нен 7 де­каб­ря 1937 го­да.

☦️
Бо­го­ро­диц­кий Ми­ха­ил Тро­фи­мо­вич ро­дил­ся в 1872 го­ду в се­ле Сту­де­нец­кие Вы­сел­ки Ли­пец­ко­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии. 33 го­да отец Ми­ха­ил про­слу­жил в церк­ви ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Всех скор­бя­щих Ра­до­сте» го­ро­да Коз­ло­ва Там­бов­ской об­ла­сти. Вме­сте с ма­туш­кой Ма­ри­ей вос­пи­тал в ду­хе пра­во­сла­вия один­на­дцать де­тей.
В 1930 го­ду отец Ми­ха­ил был аре­сто­ван по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции и за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Там­бо­ва. 19 мар­та 1930 го­да осуж­ден трой­кой при ПП ОГПУ СССР по Цен­траль­но-Чер­но­зем­ной об­ла­сти. При­го­вор: 5 лет ссыл­ки.
По­сле ссыл­ки отец Ми­ха­ил вер­нуть­ся в свой храм не мог, так как храм за­хва­ти­ли об­нов­лен­цы, по­это­му ба­тюш­ка был на­зна­чен в се­ло Бе­ло­мест­ная Двой­ня Там­бов­ско­го рай­о­на. В на­ча­ле ок­тяб­ря 1937 го­да пред­се­да­тель сель­со­ве­та пре­ду­пре­дил от­ца Ми­ха­и­ла: «Бо­го­ро­диц­кий, уез­жай­те, Вас долж­ны аре­сто­вать». – «А на ко­го же я остав­лю храм и при­хо­жан?» – от­ве­тил ба­тюш­ка. По­сле это­го раз­го­во­ра отец Ми­ха­ил по­ехал в го­род Ми­чу­ринск, где на част­ной квар­ти­ре жи­ли его же­на и три­на­дца­ти­лет­ний сын, от­ре­мон­ти­ро­вал ей пли­ту (это­му на­учил­ся в ла­ге­ре), по­чи­нил для се­бя одеж­ду по­прак­тич­нее и на вок­за­ле про­стил­ся с же­ной на­все­гда.
12 но­яб­ря 1937 про­то­и­е­рей Ми­ха­ил был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му, а 20 но­яб­ря то­го же го­да осуж­ден трой­кой при УНКВД СССР по Там­бов­ской об­ла­сти. Об­ви­не­ние: «Си­сте­ма­ти­че­ская контр­ре­во­лю­ци­он­ная аги­та­ция, дис­кре­ди­та­ция во­ждя ВКП(б), раз­жи­га­ние ре­ли­ги­оз­но­го фа­на­тиз­ма ве­ру­ю­щих, при­зы­вы к про­ти­во­дей­ствию ме­ро­при­я­ти­ям пар­тии и Со­вет­ской вла­сти и ис­поль­зо­ва­нии три­бу­ны церк­ви для ве­де­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ной про­па­ган­ды и аги­та­ции, при­зы­вы к кол­хоз­ни­кам ока­зы­вать ор­га­ни­зо­ван­ное со­про­тив­ле­ние хле­бо­сда­че». По это­му об­ви­не­нию отец Ми­ха­ил был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния и рас­стре­лян 7 де­каб­ря 1937 го­да.

☦️
Опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да от 6 ок­тяб­ря 2005 го­да в Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских XX ве­ка вклю­че­ны име­на про­то­и­е­рея Алек­сандра Ле­виц­ко­го, свя­щен­ни­ка Алек­сия Тю­тю­но­ва, свя­щен­ни­ка Иоан­на Ни­коль­ско­го, свя­щен­ни­ка Кор­ни­лия Уди­ло­ви­ча; ма­те­ри­а­лы на них пред­став­ле­ны от Брян­ской епар­хии.
Про­то­и­е­рей Алек­сандр ро­дил­ся в 1868 го­ду, отец Алек­сий в 1892 го­ду, отец Иоанн в 1866 го­ду, отец Кор­ни­лий в 1877 го­ду. Боль­ше о жиз­ни и ме­сте слу­же­ния этих свя­щен­ни­ков мы ни­че­го не зна­ем. Из­ве­стен толь­ко день их му­че­ни­че­ской кон­чи­ны – 7 де­каб­ря 1937 го­да.

☦️
Мит­ро­фан Фе­о­до­сье­вич Кор­ниц­кий ро­дил­ся в ме­стеч­ке Тро­я­нов Жи­то­мир­ской гу­бер­нии в 1873 го­ду. На­ча­ло его свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния свя­за­но с ме­стеч­ком Ое­ни­ки Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии, за­тем иерей слу­жит в се­ле Ян­ков­цы, по­том в се­ле Клиш­ки. Доль­ше все­го отец Мит­ро­фан про­слу­жил в се­ле Мед­ве­до­во – с 1915 по 1929 год. К кон­цу его слу­же­ния здесь он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В 1929 го­ду цер­ковь за­кры­ли, пе­ре­дав ее зда­ние ка­ко­му-то «куль­тур­но­му» учре­жде­нию, а по­том сло­ма­ли. От­ца Мит­ро­фа­на пе­ре­ве­ли в се­ло Ло­го­ва­тое Брян­ской об­ла­сти. Здесь он слу­жил в те­че­ние го­да, по­ка не за­кры­ли цер­ковь и в этом се­ле. То­гда про­то­и­е­рея Мит­ро­фа­на на­зна­чи­ли в цер­ковь се­ла Яр­це­во, а ко­гда и эту цер­ковь за­кры­ли – пе­ре­ве­ли в Ми­хай­лов­скую цер­ковь го­ро­да Ста­ро­дуб. На­сто­я­те­лем этой церк­ви отец Мит­ро­фан был до ок­тяб­ря 1937 го­да.
20 ок­тяб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Мит­ро­фан был аре­сто­ван. Сна­ча­ла его за­клю­чи­ли в тюрь­му в го­ро­де Ста­ро­дуб, а по­том пе­ре­ве­ли в го­род Клин­цы. Род­ствен­ни­ки не зна­ли, ку­да и за­чем был эта­пи­ро­ван отец Мит­ро­фан из го­ро­да Ста­ро­дуб. Ма­туш­ке На­деж­де Ива­новне в рай­от­де­ле НКВД ска­за­ли, что его яко­бы от­пра­ви­ли в ссыл­ку. На са­мом де­ле 22 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка при УНКВД по Ор­лов­ской об­ла­сти при­го­во­ри­ла от­ца Ми­ха­и­ла к рас­стре­лу. Ма­туш­ка умер­ла в 1955 го­ду, так ни­че­го и не зная о судь­бе му­жа, а де­ти толь­ко в 1989 го­ду узна­ли, что отец Мит­ро­фан был рас­стре­лян в Клин­цах 7 де­каб­ря 1937 го­да.

Жития
Писание