⏳ 2020.12.05 (сб)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 26я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 8й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
5 декабря (22 ноября)
• Рождественский пост
• (Попразднство Введения)
• апп. от 70-ти Филимо́на, Архиппа, мц. равноап. А́пфии (I)
• мц. Кики́лии (Цецилии), мчч. Валериана, Тиву́ртия, Максима (ок. 230)
• мч. Мени́гна (250)
• мч. Прокопия Кесарийского (Палестинского) (303)
• прп. Ага́ввы Исмаильтянина (V)
• прав. Михаила воина (866)
• блгв. кн. Ярополка (Петра) Владимиро-Волынского (1086)
• блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского (1318)
• сщмч. Владимира Рясенского (1932)
• сщмчч. Иоасафа (Жевахова) Могилевского, Иоанна (Баранова), Василия (Бовы), Павла (Евдокимова), Иакова (Соколова), Феодора (Гусева), Иоанна (Смирнова), Илии (Громогласова), Алексия (Бенеманского), Афанасия (Милова), прмчч. Герасима (Мочалова), Евтихия (Диденко), Авенира (Синицына), Саввы (Суслова), Марка (Махрова), мч. Бориса Козлова (1937)
• исп. Параскевы (Матиешиной) (1953)


☦️
Свя­той апо­стол Фили­мон и его су­пру­га Ап­фия жи­ли в го­ро­де Ко­лос­сы во Фри­гии. По при­ня­тии Кре­ще­ния от свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла они об­ра­ти­ли свой дом в дом мо­лит­вы, где со­би­ра­лись все ве­ру­ю­щие во Хри­ста ко­лос­сяне и со­вер­ша­лись бо­го­слу­же­ния, и по­свя­ти­ли се­бя слу­же­нию боль­ным и обез­до­лен­ным. Апо­стол Фили­мон был по­став­лен епи­ско­пом го­ро­да Га­зы и про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие по всей Фри­гии. Свя­той апо­стол Па­вел не остав­лял его сво­им ру­ко­вод­ством. К нему на­пра­вил пер­во­вер­хов­ный апо­стол свое пол­ное люб­ви По­сла­ние, в ко­то­ром по­сы­ла­ет бла­го­сло­ве­ние «Фили­мо­ну воз­люб­лен­но­му и со­труд­ни­ку на­ше­му, и Ап­фии, сест­ре воз­люб­лен­ной, и Ар­хип­пу, спо­движ­ни­ку на­ше­му, и их до­маш­ней церк­ви» (Флм.1:1-3). Они­сим, о ко­то­ром идет речь в По­сла­нии, – быв­ший раб Фили­мо­на, апо­стол от 70-ти (па­мять 15 фев­ра­ля). В го­не­ние Неро­на (54–68) свя­тые Фили­мон и Ап­фия, а так­же жив­ший в Ко­лос­сах свя­той апо­стол Ар­хипп при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. Во вре­мя язы­че­ско­го празд­ни­ка разъ­ярен­ная тол­па во­рва­лась в хри­сти­ан­ский храм, ко­гда там со­вер­ша­лось бо­го­слу­же­ние. Все в стра­хе раз­бе­жа­лись, оста­лись толь­ко свя­тые Фили­мон, Ар­хипп и Ап­фия. Их схва­ти­ли и по­ве­ли к гра­до­на­чаль­ни­ку. Свя­то­го Ар­хип­па озве­рев­шая тол­па из­би­ла и из­ре­за­ла но­жа­ми, и по до­ро­ге на суд он скон­чал­ся. Свя­тые Фили­мон и Ап­фия по при­го­во­ру пра­ви­те­ля бы­ли по­би­ты кам­ня­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/170

☦️
Свя­тая му­че­ни­ца Ки­ки­лия бы­ла рим­лян­кой из бо­га­то­го и знат­но­го ро­да. Она с юно­сти вос­при­ня­ла хри­сти­ан­скую ве­ру и усерд­но мо­ли­лась, по­мо­га­ла нуж­да­ю­щим­ся, под бо­га­той одеж­дой скры­ва­ла вла­ся­ни­цу. Ро­ди­те­ли ре­ши­ли вы­дать Ки­ки­лию за­муж за знат­но­го языч­ни­ка Ва­ле­ри­а­на. Свя­тая не осме­ли­лась пе­ре­чить во­ле ро­ди­те­лей, но со сле­за­ми мо­ли­лась Бо­гу, чтобы ее же­них уве­ро­вал во Хри­ста, а она со­хра­ни­ла бы дев­ство. Свя­тая уго­во­ри­ла же­ни­ха пой­ти с ней к епи­ско­пу Ур­ба­ну, скры­вав­ше­му­ся от го­не­ний в пе­ще­ре у Ап­пи­е­вой до­ро­ги. На­став­ле­ния муд­ро­го стар­ца про­ник­ли в ду­шу Ва­ле­ри­а­на, и он уве­ро­вал во Хри­ста и об­ра­тил в хри­сти­ан­ство и сво­е­го бра­та Ти­вур­тия. Бра­тья роз­да­ли часть сво­е­го име­ния бед­ным, уха­жи­ва­ли за боль­ны­ми, хо­ро­ни­ли хри­сти­ан, за­му­чен­ных го­ни­те­ля­ми.
Пра­ви­тель Ам­мах, узнав об этом, по­ве­лел схва­тить бра­тьев и при­ве­сти на суд. Он по­тре­бо­вал, чтобы свя­тые от­рек­лись от Хри­ста и при­нес­ли жерт­вы язы­че­ским бо­гам. Бра­тья от­ка­за­лись. То­гда му­че­ни­ков ста­ли бес­по­щад­но из­би­вать плетьми. Свя­той Ва­ле­ри­ан под пыт­ка­ми убеж­дал хри­сти­ан не пу­гать­ся мук, но твер­до сто­ять за Хри­ста.
Пра­ви­тель, же­лая из­бе­жать вли­я­ния свя­то­го про­по­вед­ни­ка на на­род, при­ка­зал вы­ве­сти му­че­ни­ков за пре­де­лы го­ро­да и там каз­нить. От­ря­дом во­и­нов, со­про­вож­дав­ших му­че­ни­ков на казнь, ко­ман­до­вал Мак­сим. Его по­ра­зи­ло му­же­ство свя­тых. Он спро­сил, по­че­му они не бо­ят­ся смер­ти. Свя­тые бра­тья от­ве­ти­ли, что они остав­ля­ют вре­мен­ную жизнь ра­ди жиз­ни веч­ной. Мак­сим за­хо­тел по­дроб­но узнать уче­ние хри­сти­ан. Он при­вел свя­тых Ва­ле­ри­а­на и Ти­вур­тия в свой дом и всю ночь слу­шал их бе­се­ду. Узнав об этом, свя­тая Ки­ки­лия при­шла к Мак­си­му со свя­щен­ни­ком, и он со всей се­мьей при­нял Свя­тое Кре­ще­ние.
Ко­гда на сле­ду­ю­щий день му­че­ни­ков Ва­ле­ри­а­на и Ти­вур­тия обез­гла­ви­ли, свя­той Мак­сим все­на­род­но ис­по­ве­дал, что он ви­дел, как их свя­тые ду­ши вос­хо­ди­ли к Небе­сам. За это ис­по­ве­да­ние свя­той му­че­ник Мак­сим был на­смерть за­бит плетьми († 230).
Пра­ви­тель хо­тел за­вла­деть име­ни­ем каз­нен­ных, но, узнав, что свя­тая Ки­ки­лия уже раз­да­ла все остав­ше­е­ся иму­ще­ство ни­щим и сво­ей про­по­ве­дью об­ра­ти­ла в хри­сти­ан­ство 400 че­ло­век, при­ка­зал каз­нить ее. Три дня ее мо­ри­ли жа­ром и ды­мом в на­ка­лен­ной бане, но бла­го­дать Бо­жия хра­ни­ла ее. То­гда ее ре­ши­ли обез­гла­вить. Па­лач уда­рил ме­чом свя­тую, но лишь ра­нил ее. Свя­тая му­че­ни­ца стра­да­ла еще три дня в пол­ном со­зна­нии, утвер­ждая в ве­ре окру­жа­ю­щих, и скон­ча­лась с мо­лит­вой на устах.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1027

☦️
Свя­той му­че­ник Ме­нигн был про­стым ре­мес­лен­ни­ком, за­ни­мал­ся от­бе­ли­ва­ни­ем хол­стов. Гос­подь да­ро­вал ему Свою осо­бую ми­лость. Два­жды в сво­ей жиз­ни он слы­шал глас с Неба, при­зы­вав­ший его по­стра­дать за Хри­ста. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251) про­изо­шло чу­до: хри­сти­ан вы­вел из тем­ни­цы Ан­гел. Узнав об этом, свя­той Ме­нигн воз­ра­до­вал­ся и всем серд­цем воз­лю­бил Спа­си­те­ля. Вспом­нив Небес­ный при­зыв по­стра­дать за Хри­ста, он тут же разо­рвал ви­сев­ший на пло­ща­ди указ нече­сти­во­го Де­кия, пред­пи­сы­вав­ший пре­сле­до­вать хри­сти­ан, и объ­явил се­бя по­сле­до­ва­те­лем Хри­ста. За это был схва­чен и по­сле же­сто­ких пы­ток обез­глав­лен († 250). Из уст му­че­ни­ка вы­ле­те­ла бе­ло­снеж­ная гор­ли­ца.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1031

☦️
Свя­той му­че­ник Про­ко­пий был чте­цом в Иеру­са­лим­ской церк­ви. Он вел стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь, за что стя­жал от Гос­по­да дар из­го­нять бе­сов. Рев­ност­ный про­по­вед­ник Сло­ва Бо­жия был схва­чен и при­ве­ден на суд в Ке­са­рию Па­ле­стин­скую. За от­каз при­не­сти жерт­ву идо­лам он был обез­глав­лен.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1030

☦️
Пре­по­доб­ный Агав­ва был ро­дом из­ма­иль­тя­нин. Оста­вив свое оте­че­ство, ро­ди­те­лей и бо­гат­ства, он по­сле­до­вал за од­ним ино­ком, от ко­то­ро­го при­нял мо­на­ше­ский об­раз. На­став­ник свя­то­го Агав­вы от­пра­вил­ся вме­сте с ним к ве­ли­ко­му по­движ­ни­ку Ев­се­вию: у него свя­той Агав­ва на­учил­ся пре­бы­вать дол­гое вре­мя в мо­лит­вен­ном бодр­ство­ва­нии. По смер­ти бла­жен­но­го Ев­се­вия свя­той Агав­ва остал­ся в его кел­лии и там про­жил 38 лет. Он ни­ко­гда не на­де­вал обу­ви, на чре­с­лах но­сил тя­же­лые вери­ги; пи­щею ему слу­жи­ло со­чи­во, раз­ве­ден­ное в во­де. В про­дол­же­ние дня и но­чи он боль­шее вре­мя про­во­дил стоя и на ко­ле­нях, и воз­но­сил мо­лит­вы Все­выш­не­му. От си­де­ния он со­вер­шен­но от­ка­зал­ся: его ни­кто и ни­ко­гда не ви­дал си­дя­щим. Как по­движ­ник, он пред­став­лял при­мер муд­ро­лю­бия и по­слу­ша­ния. Скон­чав в та­ких по­дви­гах свое жи­тие, он с ми­ром по­чил о Гос­по­де (вре­мя по­дви­гов и пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Агав­вы от­но­сят к V в.).

☦️
Свя­той Ми­ха­ил во­ин, из чис­ла пер­вых хри­сти­ан Бол­га­рии, жил в го­ро­де По­ту­ке во вре­мя прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Ми­ха­и­ла III Пья­но­го (855–867). Про­ис­хо­дил из ста­рин­но­го бол­гар­ско­го ро­да. Еще ре­бен­ком его на­зы­ва­ли «свя­тое ди­тя». С юно­сти он вел непо­роч­ную жизнь, имел страх Бо­жий, по­стил­ся, щед­ро раз­да­вал по­да­я­ние бед­ным и по­се­щал боль­ных, был кро­ток и сми­рен. 24-х лет свя­той Ми­ха­ил был по­став­лен на­чаль­ни­ком над во­ин­ской дру­жи­ной. Тур­ки по­шли вой­ной на хри­сти­ан. Свя­той Ми­ха­ил в бо­ях во­оду­шев­лял сво­им му­же­ством всю дру­жи­ну. Ко­гда со­юз­ни­ки бол­гар, гре­ки, бе­жа­ли с по­ля сра­же­ния, он пал на зем­лю и со сле­за­ми мо­лил­ся о спа­се­нии хри­сти­ан. По­том он по­вел сво­их во­и­нов на вра­га. Во­рвав­шись в се­ре­ди­ну вра­же­ских ря­дов, он раз­ме­тал их, а сам остал­ся невре­дим.
Воз­вра­ща­ясь до­мой по­сле вой­ны, он из­ба­вил жи­те­лей од­но­го го­ро­да в Ра­иф­ской пу­стыне от гро­мад­ной змеи, вы­хо­див­шей из озе­ра и по­едав­шей де­тей. Вер­нув­шись до­мой, свя­той Ми­ха­ил через несколь­ко дней пре­дал дух свой Гос­по­ду, Ко­то­ро­го воз­лю­бил с юно­сти. Мно­же­ство чу­дес со­вер­шал он по смер­ти, по­да­вая ис­це­ле­ния при­те­ка­ю­щим к нему с бла­го­го­ве­ни­ем.
Пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­то­го из По­ту­ка в Тыр­нов бы­ло со­вер­ше­но в 1206 го­ду, а в на­ча­ле XIX ве­ка их пе­ре­нес­ли в Ва­ла­хию.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1029

☦️
Благоверный князь Ярополк Изяславич Владимиро-Волынский. Имя Петр да­но ему бы­ло при Кре­ще­нии. Сын Ки­ев­ско­го кня­зя Изя­с­ла­ва, внук Яро­сла­ва Муд­ро­го и пра­внук св. рав­ноап­о­столь­но­го Вла­ди­ми­ра. Точ­ное вре­мя рож­де­ния св. Яро­пол­ка неиз­вест­но, по­ла­га­ют, что не поз­же 50-х гг. XI сто­ле­тия. От­ли­чав­ший­ся сми­ре­ни­ем, кро­то­стью, ни­ще­лю­би­ем и бла­го­че­сти­ем, Яро­полк был ко­вар­но убит по про­ис­кам кня­зей Ро­сти­сла­ви­чей в 1086 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-jaropolk-v-kreshchenii-petr-vladimiro-volynskij

☦️
Ми­ха­ил, свя­той ве­ли­кий князь Твер­ской, сын Яро­сла­ва III, внук Яро­сла­ва II Все­во­ло­до­ви­ча, ро­дил­ся в 1272 го­ду, вско­ре по смер­ти от­ца, от вто­рой су­пру­ги его Ксе­нии; про­зван Твер­ским, ибо кня­жил в Тве­ри, не быв еще ве­ли­ким кня­зем, и пер­вый утвер­дил неза­ви­си­мость Твер­ско­го кня­же­ния. По кон­чине ве­ли­ко­го кня­зя Ан­дрея Алек­сан­дро­ви­ча Твер­ско­го (1304 г.) Ми­ха­ил дол­жен был всту­пить на ве­ли­ко­кня­же­ский пре­стол, но пле­мян­ник его, Ге­ор­гий Да­ни­ло­вич Мос­ков­ский, оспа­ри­вал у него это пра­во. Эта тяж­ба за­тя­ну­лась на дол­гие го­ды, усу­губ­ля­ясь непри­ми­ри­мо­стью и вла­сто­лю­би­ем Ге­ор­гия и его род­ствен­ны­ми от­но­ше­ни­я­ми с та­та­ра­ми, – он был же­нат на Кон­ча­ке, сест­ре ха­на Уз­бе­ка. В оче­ред­ной раз объ­явив се­бя ве­ли­ким кня­зем, Ге­ор­гий вы­сту­пил про­тив Ми­ха­и­ла, тот же раз­бил его вой­ско и взял в плен Ге­ор­гия и Кон­ча­ку, но по ми­ло­сер­дию сво­е­му да­ро­вал им сво­бо­ду. К несча­стью, Кон­ча­ка ско­ро­по­стиж­но умер­ла, и Ге­ор­гий с та­тар­ским пол­ко­вод­цем Кав­га­ды­ем окле­ве­та­ли Ми­ха­и­ла пе­ред Уз­бе­ком. На бе­ре­гу ре­ки Нер­ли Ми­ха­ил рас­стал­ся с ма­те­рью и ис­по­ве­дал­ся ду­хов­ни­ку в гре­хах, сам же на­пра­вил­ся в ор­ду, идя по­чти на вер­ную ги­бель. Он по­ни­мал, что та­ким об­ра­зом по­ла­га­ет ду­шу свою за близ­ких и за весь свой на­род.
В на­ча­ле хан при­нял Ми­ха­и­ла доб­ро­же­ла­тель­но, но спу­стя неко­то­рое вре­мя ве­лел его су­дить, предъ­яв­ляя об­ви­не­ние на ос­но­ва­нии сви­де­тельств кле­вет­ни­ков. Не слу­шая оправ­да­ний кня­зя, его от­да­ли под стра­жу, ве­ле­ли око­вать це­пя­ми, на­ло­жи­ли на шею тя­же­лую ко­лод­ку. Ми­ха­ил с уди­ви­тель­ной твер­до­стью тер­пел уни­чи­же­ние и му­ку. Еще на пу­ти из Вла­ди­ми­ра он несколь­ко раз при­об­щал­ся Свя­тых Тайн, как бы го­то­вясь к смер­ти; те­перь, ви­дя неми­ну­е­мую ги­бель, он про­во­дил но­чи в мо­лит­ве и чте­нии псал­мов. От­рок кня­же­ский дер­жал пе­ред ним кни­гу и пе­ре­вер­ты­вал ли­сты, ибо ру­ки Ми­ха­и­ла бы­ли свя­за­ны. Вер­ные слу­ги пред­ла­га­ли кня­зю уй­ти тай­но, но он от­ве­чал: «Спа­сая се­бя, не спа­су оте­че­ство. Да бу­дет во­ля Бо­жия!» Пе­ред са­мым при­хо­дом зло­де­ев он рас­крыл на­уда­чу Псал­тирь и про­чи­тал: «Серд­це мое смя­те­ся во мне, и бо­язнь смер­ти на­па­де на мя». Ду­ша его неволь­но со­дрог­ну­лась. Ко­гда он за­крыл кни­гу, к нему вбе­жал один из от­ро­ков и ска­зал, что князь Ге­ор­гий, Кав­га­дый и тол­па лю­дей при­бли­жа­ют­ся к шат­ру. Они разо­гна­ли всех лю­дей Ми­ха­и­ла, а он сто­ял один и мо­лил­ся. Зло­деи по­верг­ли его на зем­лю, му­чи­ли, би­ли пя­та­ми. Один из них, име­нем Ро­ма­нец, вон­зил ему нож в реб­ра и вы­ре­зал серд­це (22 но­яб­ря 1319 г.). Те­ло Ми­ха­и­ла ле­жа­ло на­гое, по­ка тол­па гра­би­ла иму­ще­ство кня­зя. Ге­ор­гий по­слал те­ло ве­ли­ко­го кня­зя в Ма­д­жа­ры. Там мно­гие усерд­ству­ю­щие же­ла­ли вне­сти те­ло в цер­ковь, но бо­яре не до­пу­сти­ли это­го, по­ста­вив его в хле­ву, и поз­же из­бе­га­ли оста­нав­ли­вать­ся у церк­вей.
Су­пру­га Ми­ха­и­ла, Ан­на, умо­ли­ла Ге­ор­гия доз­во­лить пе­ре­вез­ти остан­ки кня­зя в Тверь. Тве­ри­тяне встре­ти­ли гроб лю­би­мо­го кня­зя на бе­ре­гу Вол­ги. Сняв крыш­ку гро­ба, на­род с неска­зан­ной ра­до­стью уви­дел це­лость мо­щей, не по­вре­жден­ных даль­ним пу­тем. По­гре­бе­ние бы­ло со­вер­ше­но 6 сен­тяб­ря 1320 г. в Пре­об­ра­жен­ском мо­на­сты­ре. Свя­тые мо­щи бла­го­вер­но­го кня­зя об­ре­те­ны нетлен­ны­ми в 1655 г.
Ле­то­пи­сец на­зы­ва­ет Ми­ха­и­ла та­ким же оте­че­ство­люб­цем, ка­ков был св. Ди­мит­рий Со­лун­ский. Сверх до­сто­инств го­судар­ствен­ных, Ми­ха­ил от­ли­чал­ся и се­мей­ствен­ны­ми, вос­пи­тан­ный в пра­ви­лах бла­го­че­стия доб­ро­де­тель­ной ма­те­рью сво­ей Ксе­ни­ей, скон­чав­шей дни свои мо­на­хи­ней.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-jaroslavich-tverskoj

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся в 1891 го­ду в го­ро­де Осташ­ко­ве Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Фе­до­ра Ря­сен­ско­го. По окон­ча­нии Твер­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к церк­ви се­ла Спас-Есе­но­ви­чи Выш­не­во­лоц­ко­го уез­да. 2 сен­тяб­ря 1916 го­да о. Вла­ди­мир по его про­ше­нию был пе­ре­ве­ден в храм по­го­ста Вол­го Осташ­ков­ско­го уез­да. В два­дца­тых го­дах он слу­жил в Зна­мен­ском хра­ме в Осташ­ко­ве. Мно­го раз свя­щен­ни­ка вы­зы­ва­ли в ЧК и с угро­за­ми тре­бо­ва­ли, чтобы он пре­кра­тил про­из­но­сить про­по­ве­ди.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vladimir-rjasenskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоасаф, епи­скоп Мо­гилев­ский (в ми­ру Вла­ди­мир Да­ви­до­вич Же­ва­х­ов), ро­дил­ся в 1874 го­ду в Пол­тав­ской гу­бер­нии, он про­ис­хо­дил из кня­же­ско­го ро­да и был по­том­ком свя­ти­те­ля Иоаса­фа Бел­го­род­ско­го. За­кон­чив уни­вер­си­тет, князь Вла­ди­мир Же­ва­х­ов до 1917 го­да со­сто­ял на го­судар­ствен­ной служ­бе. Он был глу­бо­ко ве­ру­ю­щим че­ло­ве­ком, дру­жил с пи­са­те­лем Сер­ге­ем Ни­лу­сом. В 1924 го­ду Вла­ди­мир Да­ви­до­вич был аре­сто­ван в Ки­е­ве и 7 ме­ся­цев про­вел в тюрь­ме. Осво­бо­див­шись, он от­пра­вил­ся в Зве­ри­нец­кий скит и при­нял там мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Иоасаф. Этот скит был ос­но­ван в 1912 го­ду по ини­ци­а­ти­ве кня­зя Же­ва­х­о­ва, на сред­ства ко­то­ро­го про­из­во­ди­лись рас­коп­ки древ­не­го Ки­е­ва. Ко­гда в ки­ев­ском «зве­рин­це» был об­на­ру­жен древ­ний пе­щер­ный мо­на­стырь 12 ве­ка, на том же ме­сте был ос­но­ван Зве­ри­нец­кий скит, по­чет­ным по­пе­чи­те­лем ко­то­ро­го стал князь Же­ва­х­ов. В 1926 го­ду в Ниж­нем Нов­го­ро­де иеро­мо­нах Иоасаф (Же­ва­х­ов) был ру­ко­по­ло­жен в епи­скоп­ский сан мит­ро­по­ли­том Ни­же­го­род­ским Сер­ги­ем (Стра­го­род­ским). Вла­ды­ка Иоасаф на­чал свое ар­хи­пас­тыр­ское слу­же­ние в ка­че­стве ви­ка­рия Кур­ской епар­хии. В тот же год он был аре­сто­ван и от­прав­лен в Со­ло­вец­кий ла­герь осо­бо­го на­зна­че­ния, где на­хо­дил­ся 3 го­да. По­сле он от­бы­вал та­кой же срок ссыл­ки в На­рым­ском крае. С 1934 го­да епи­скоп Иоасаф за­ни­мал Мо­гилев­скую ка­фед­ру. Но уже через 2 го­да был от­прав­лен на по­кой и по­се­лил­ся в Бел­го­ро­де. Здесь он был аре­сто­ван по­след­ний раз и при­го­во­рен к рас­стре­лу. При­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние в день вы­не­се­ния, 4 де­каб­ря 1937 го­да, в Кур­ске.

☦️
Иван Сам­со­но­вич Ба­ра­нов ро­дил­ся в 1874 го­ду на тер­ри­то­рии совре­мен­ной Бе­ло­рус­сии, в се­ле Руд­ня-При­быт­ков­ская Го­мель­ской гу­бер­нии. С 1895 по 1911 год он слу­жил учи­те­лем, а в 1911 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан иерея. Отец Иван слу­жил на при­хо­де се­ла Го­ло­ви­чи неда­ле­ко от ме­ста рож­де­ния с 1914 по 1933 год, по­сле че­го был аре­сто­ван и осуж­ден на пять лет ссыл­ки в Ка­зах­стан. Про­жи­вал в се­ле Тар­хан­ка. На­хо­дясь в ссыл­ке, свя­щен­ник о.Иоанн Ба­ра­нов ано­ним­но пи­сал в га­зе­ту «Спут­ник аги­та­то­ра» пись­ма апо­ло­ге­ти­че­ско­го ха­рак­те­ра в от­вет на пуб­ли­ко­вав­ши­е­ся в ней ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные ста­тьи, за что и был по­втор­но аре­сто­ван в 5 но­яб­ря 1937 г. Об­ви­не­ние: си­сте­ма­ти­че­ская ан­ти­кол­хоз­ная про­па­ган­да». 20 но­яб­ря он был при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния – рас­стре­лу.
Вот вы­пис­ка из об­ви­ни­тель­но­го за­клю­че­ния: «Вел си­сте­ма­ти­че­скую к/р про­па­ган­ду, на­прав­лен­ную на раз­ло­же­ние кол­хо­зов, рас­про­стра­нял через пе­чать за под­пи­сью вы­мыш­лен­ных фа­ми­лий к/р пись­ма про­тив стро­и­тель­ства кол­хо­зов и ма­ши­ни­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства».
На до­про­се о.Иоанн Ба­ра­нов по­ка­зал: «Я под­твер­ждаю, что от­крыт­ка на­пи­са­на дей­стви­тель­но мной, но про­тив кол­лек­ти­ви­за­ции я не вы­сту­пал. В со­вет­ские га­зе­ты пи­сал пись­ма, по со­дер­жа­нию за­щи­ща­ю­щие вся­кую по­пов­щи­ну, от­вер­гая ма­те­ри­а­лизм. В к/р де­я­тель­но­сти уча­стия не при­ни­мал».
В при­ло­жен­ном к де­лу пись­ме в га­зе­ту «Спут­ник аги­та­то­ра» о.Иоанн пи­сал: «Раз­ви­тие в ми­ре со­вер­ша­ет­ся так, что все выс­шее вме­ща­ет в се­бя и свой­ства низ­ше­го. Че­ло­век за­вер­ша­ет эво­лю­цию, но он име­ет дух, про­ти­во­по­лож­ный ор­га­низ­му, со спо­соб­но­стя­ми для веч­ной жиз­ни в цар­стве Ду­ха, как то: мысль о Твор­це, ре­ли­ги­оз­ное и нрав­ствен­ное чув­ство, усо­вер­ше­ние, от­вет­ствен­ность за де­ла, сво­бо­ду для са­мо­опре­де­ле­ния, спо­соб­ность мысль об­ра­тить в де­ло и де­ло – в мысль и т.п. В са­мом ду­хе два за­ко­на — 1-й — ис­ти­ны — добра для всех, и 2-й — лжи — добра лич­но­го в ущерб дру­гим. У ко­го гла­вен­ству­ет вто­рой за­кон – тот оста­ет­ся при од­ном плот­ском уме. Хри­сти­ан­ство на­чи­на­лось с ком­му­наль­ной жиз­ни и со­ци­а­лизм бли­же ко Хри­сти­ан­ству, чем [неразб.]. Но ошиб­ка со­ци­а­лиз­ма в том, что он не раз­ли­ча­ет ис­тин­ных ре­ли­ги­оз­ни­ков от ли­це­ме­ров, ис­тин­ных пас­ты­рей от тре­бо­ис­пол­ни­те­лей, но стес­ня­ет чи­стую ре­ли­гию и этим ослаб­ля­ет преж­де все­го се­бя и за­став­ля­ет очень мно­гих ни в чем не по­вин­ных сто­рон­ни­ков ре­ли­гии стра­дать, за­слу­га ко­то­рых преж­де все­го в том, что они про­вод­ни­ки куль­ту­ры. Ре­ли­гия тре­бу­ет под­чи­нять­ся вла­стям пре­дер­жа­щим, ни­кто из ис­тин­ных ре­ли­ги­оз­ни­ков про­ти­вить­ся им не бу­дет».
При­го­вор при­ве­ден в ис­пол­не­ние 4 де­каб­ря 1937 го­да.

☦️
Ва­си­лий Иоси­фо­вич Бо­ва ро­дил­ся в 1877 го­ду в го­ро­де Кур­гане То­боль­ской гу­бер­нии. Окон­чил Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1909–1914 гг. слу­жил пса­лом­щи­ком в хра­ме в се­ле Но­во­ураль­ском Ак­мо­лин­ской об­ла­сти. В 1915 го­ду пе­ре­ве­ден пса­лом­щи­ком в Ма­рие-Маг­да­лин­скую цер­ковь в го­ро­де Пет­ро­пав­лов­ске. В 1920 го­ду ру­ко­по­ло­жен во иерея, слу­жил в се­ле По­лу­ди­но в Се­вер­ном Ка­зах­стане. С 1929 го­да жил в Пет­ро­пав­лов­ске, по­се­щал Ни­коль­скую цер­ковь, ко­то­рая в то вре­мя бы­ла опло­том Пра­во­сла­вия в го­ро­де. Аре­сто­ван 6 но­яб­ря 1937 го­да, об­ви­нен в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти». Ви­нов­ным се­бя не при­знал. Рас­стре­лян 4 де­каб­ря 1937 го­да по по­ста­нов­ле­нию трой­ки УНКВД по Се­ве­ро-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти от 14 но­яб­ря 1937 го­да.

☦️
Па­вел Ва­си­лье­вич Ев­до­ки­мов ро­дил­ся в се­ле Оча­ко­во Зу­бо­по­лян­ско­го рай­о­на Там­бов­ской об­ла­сти 17 ав­гу­ста 1877 го­да. Об этом свя­щен­но­му­че­ни­ке из­вест­но ма­ло, слу­жил он в од­ной из церк­вей го­ро­да Выш­ний Во­ло­чек, в этом го­ро­де его и аре­сто­ва­ли 25 но­яб­ря 1937 го­да.
2 де­каб­ря 1937 го­да трой­ка при УНКВД по Ка­ли­нин­ской об­ла­сти об­ви­ни­ла свя­щен­ни­ка в «контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти» и при­го­во­ри­ла его к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 4 де­каб­ря от­ца Пав­ла Ев­до­ки­мо­ва рас­стре­ля­ли.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иа­ков ро­дил­ся в 1874 го­ду в се­ле Ти­мо­но­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ива­на Со­ко­ло­ва. Окон­чил двух­класс­ное учи­ли­ще и в 1893 го­ду был на­зна­чен слу­жить пса­лом­щи­ком в Вве­ден­скую цер­ковь по­го­ста Чер­ная Грязь. В 1914 го­ду мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Ма­ка­рий (Нев­ский) ру­ко­по­ло­жил его в сан диа­ко­на, а в 1921 го­ду епи­скоп Дмит­ров­ский Се­ра­фим (Звез­дин­ский) – в сан свя­щен­ни­ка к той же церк­ви.
В 1930 го­ду за неис­пол­не­ние за­да­ния по хле­бо­за­го­тов­кам вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка и при­го­во­ри­ли к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. От­цу Иа­ко­ву, од­на­ко, уда­лось до­ка­зать свою неви­нов­ность.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iakov-sokolov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся 2 фев­ра­ля 1875 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка се­ла Ни­коль­ское Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии Ев­до­ки­ма Гу­се­ва. Окон­чил Дмит­ров­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще. С 1899 по 1901 год Фе­дор Ев­до­ки­мо­вич слу­жил в ар­мии ря­до­вым. В 1903 го­ду он стал слу­жить пса­лом­щи­ком в Успен­ской церк­ви се­ла Изо­си­ме­нье Клин­ско­го уез­да и про­слу­жил в этом хра­ме всю жизнь. В 1912 го­ду мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский) ру­ко­по­ло­жил его в сан диа­ко­на.
В но­яб­ре 1929 го­да свя­щен­ник Успен­ской церк­ви был аре­сто­ван и со­слан на три го­да за невы­пол­не­ние хле­бо­по­ста­вок. Слу­жить ста­ло неко­му, и в де­каб­ре храм был за­крыт. 31 мар­та 1930 го­да по хо­да­тай­ству при­хо­жан храм вновь был от­крыт, в нем ста­ли по­пе­ре­мен­но слу­жить свя­щен­ни­ки из со­сед­них при­хо­дов. 15 мая 1934 го­да цер­ковь бы­ла вновь за­кры­та за неупла­ту на­ло­гов. В ав­гу­сте то­го же го­да при­хо­жане вновь до­би­лись ее от­кры­тия.
8 но­яб­ря 1936 го­да епи­скоп Во­ло­ко­лам­ский Иоанн (Ши­ро­ков) ру­ко­по­ло­жил диа­ко­на Фе­о­до­ра во свя­щен­ни­ка к это­му хра­му.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-gusev

☦️
Иван Яко­вле­вич Смир­нов ро­дил­ся 12 но­яб­ря 1872 го­да в де­ревне Па­хо­мо­во Пле­ще­ев­ской во­ло­сти Твер­ской гу­бер­нии в се­мье тор­гов­ца хле­бом. О жиз­ни свя­щен­но­му­че­ни­ка до ре­во­лю­ции из­вест­но ма­ло, мы зна­ем толь­ко, что с 1895 по 1899 он слу­жил в Цар­ской Ар­мии.
В 1922 го­ду епи­скоп Афа­на­сий (Са­ха­ров) ру­ко­по­ла­га­ет Ива­на Яко­вле­ви­ча в сан диа­ко­на, и он на­чи­на­ет слу­жить в Да­ни­ло­вом мо­на­сты­ре. В 1927 го­ду от­ца Ива­на аре­сто­вы­ва­ют и об­ви­ня­ют в «ан­ти­со­вет­ской про­па­ган­де, про­па­ган­де сре­ди цер­ков­ни­ков мыс­ли об из­бра­нии пат­ри­ар­хом ан­ти­со­вет­ско­го де­я­те­ля мит­ро­по­ли­та Ки­рил­ла». Сле­ду­ет при­го­вор: 3 го­да ссыл­ки в Си­бирь. В 1930 го­ду, по­сле то­го, как срок ссыл­ки за­кон­чил­ся, диа­кон по­лу­ча­ет «ми­нус» и се­лит­ся в го­ро­де Вла­ди­ми­ре, где слу­жит в Ни­ко­ло-Го­род­ской церк­ви. 3 но­яб­ря 1931 го­да от­ца Иоан­на сно­ва аре­сто­вы­ва­ют.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-smirnov-tretij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Илия ро­дил­ся 19 июля 1869 го­да в се­ле Ерем­шин­ский За­вод Тем­ни­ков­ско­го уез­да Там­бов­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ми­ха­и­ла Гро­мо­гла­со­ва. Се­мья бы­ла небо­га­та; у от­ца был дом, са­рай, хлев, ло­шадь, ко­ро­ва и сколь­ко-то цер­ков­ной зем­ли, но сы­ну он дал хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Шац­ком ду­хов­ном учи­ли­ще, от­ку­да в 1883 го­ду пе­ре­шел в Там­бов­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. В 1893 го­ду Илья Ми­хай­ло­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия и был остав­лен при ней про­фес­сор­ским сти­пен­ди­а­том. Через год со­вет Мос­ков­ской Ду­хов­ной ака­де­мии из­брал Илью Ми­хай­ло­ви­ча ис­пол­ня­ю­щим долж­ность до­цен­та на ка­фед­ре ис­то­рии рус­ско­го рас­ко­ла. В 1900 го­ду он был на­зна­чен на долж­ность лек­то­ра ан­глий­ско­го язы­ка. В 1902 го­ду Илья Ми­хай­ло­вич об­вен­чал­ся с Ли­ди­ей Ни­ко­ла­ев­ной Ду­ло­вой, до­че­рью кня­зя Ни­ко­лая Фе­до­ро­ви­ча Ду­ло­ва и его су­пру­ги Алек­сан­дры Юрьев­ны, урож­ден­ной Зо­граф. В 1908 го­ду он пред­ста­вил к за­щи­те дис­сер­та­цию под за­гла­ви­ем «Опре­де­ле­ния бра­ка в Корм­чей».

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ilija-gromoglasov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 6 ян­ва­ря 1881 го­да в се­ле Ба­ра­нья Го­ра Но­во­торж­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Кон­стан­ти­на Бе­не­ман­ско­го. По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии стал ра­бо­тать учи­те­лем на­чаль­ной шко­лы в Торж­ке. В 1904 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в Твер­ском Хри­сто­рож­де­ствен­ском жен­ском мо­на­сты­ре. В 1918 го­ду все цер­ков­но-при­ход­ские шко­лы бы­ли за­кры­ты, но о. Алек­сей, несмот­ря на за­прет вла­стей, стал пре­по­да­вать За­кон Бо­жий в мо­на­сты­ре по по­не­дель­ни­кам и сре­дам.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-benemanskij

☦️
Афа­на­сий Дмит­ри­е­вич Ми­лов ро­дил­ся в 1877 в се­ле Сол­дат­ское Ниж­не­ло­мов­ско­го уез­да Пен­зен­ской гу­бер­нии. Он за­кон­чил 3-класс­ную шко­лу в род­ном се­ле. До 1930 го­да отец Афа­на­сий слу­жил свя­щен­ни­ком в се­ле Щу­чьем (совре­мен­ный Мам­лют­ский рай­он Се­ве­ро-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти) и под­дер­жи­вал от­но­ше­ния с при­чтом Ни­коль­ской церк­ви го­ро­да Пет­ро­пав­лов­ска, со­хра­нив­шим вер­ность Пра­во­сла­вию во вре­мя рас­про­стра­не­ния об­нов­лен­че­ства. Свя­щен­ник жил в Куз­нец­ке, в 1932 го­ду пе­ре­ехал в се­ло Пруд­ки, за­тем вер­нул­ся в Щу­чье. В 1937 го­ду цер­ков­ным со­ве­том отец Афа­на­сий был вы­дви­нут в де­пу­та­ты Вер­хов­но­го Со­ве­та, но его кан­ди­да­ту­ра бы­ла от­кло­не­на кол­хоз­ни­ка­ми.
Отец Афа­на­сий Ми­лов был аре­сто­ван 28 но­яб­ря 1937 го­да по об­ви­не­нию в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти, вы­ра­зив­шей­ся в на­ме­ре­нии «бой­ко­ти­ро­вать вы­бо­ры в Вер­хов­ный Со­вет». Ви­нов­ным се­бя он не при­знал. Свя­щен­но­му­че­ник был рас­стре­лян по при­го­во­ру трой­ки УНКВД Се­ве­ро-Ка­зах­стан­ской об­ла­сти от 2 де­каб­ря 1937 го­да. Ме­сто по­гре­бе­ния его неиз­вест­но.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ге­ра­сим (в ми­ру Гри­го­рий Иг­на­тье­вич Мо­ча­лов) ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Ма­ри­ни­но Дмит­ров­ской во­ло­сти Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Об­ра­зо­ва­ние Гри­го­рий по­лу­чил в сель­ской шко­ле.
6 сен­тяб­ря 1903 го­да Гри­го­рий Иг­на­тье­вич был при­нят в чис­ло по­слуш­ни­ков Смо­лен­ской Зо­си­мо­вой пу­сты­ни во Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии, по­слу­ша­ние про­хо­дил в сле­сар­ной ма­стер­ской; 13 де­каб­ря 1906 го­да он был за­чис­лен в брат­ство оби­те­ли, а 2 ап­ре­ля 1908 го­да – по­стри­жен в ман­тию с име­нем Ге­ра­сим. В 1910 го­ду мо­нах Ге­ра­сим был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а в 1920‑ом – во иеро­мо­на­ха.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-gerasim-mochalov

☦️
Преподобномученики Евтихий (Диденко), Авенир (Синицын), Савва (Суслов), Марк (Махров) и мученик Борис Козлов.
В 1937 го­ду на­сту­пил по­след­ний пе­ри­од уни­что­же­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви пра­ви­тель­ством во­ин­ству­ю­щих без­бож­ни­ков, пе­ри­од обиль­ной жат­вы Гос­под­ней. Это кос­ну­лось и еще оста­вав­ших­ся то­гда на сво­бо­де мо­на­хов Оп­ти­ной Пу­сты­ни, жив­ших по­сле ее за­кры­тия в бли­жай­шем к лю­би­мой оби­те­ли го­ро­де Ко­зель­ске.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ев­ти­хий ро­дил­ся в 1870 го­ду в се­ле Ни­ко­ла­ев­ском Ку­рьин­ской во­ло­сти Зме­и­но­гор­ско­го уез­да Том­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Ди­ден­ко и в кре­ще­нии был на­ре­чен Еме­лья­ном. Он при­хо­дил­ся дво­ю­род­ным бра­том оп­тин­ско­му иеро­мо­на­ху Лав­рен­тию (Лев­чен­ко), был же­нат, но ов­до­вел и ушел в мо­на­стырь. Неко­то­рое вре­мя Еме­льян на­хо­дил­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре, а за­тем 10 но­яб­ря 1901 го­да по­сту­пил в Иоан­но-Пред­те­чен­ский скит Оп­ти­ной Пу­сты­ни. 20 но­яб­ря 1901 го­да он был одет в под­ряс­ник, 4 июня 1905 го­да – по­стри­жен в ря­со­фор. По­слу­ша­ни­ем его ста­ли ра­бо­ты на мо­на­стыр­ской да­че. Он был неболь­шо­го ро­ста, его все лю­би­ли за про­сто­ту и доб­ро­ту.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Аве­нир ро­дил­ся в 1879 го­ду в се­мье ме­ща­ни­на го­ро­да Бол­хо­ва Ор­лов­ской гу­бер­нии Мат­вея Си­ни­цы­на и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ан­дре­ем. Он же­нил­ся, но ов­до­вел и по­сту­пил в 1908 го­ду в Оп­ти­ну Пу­стынь. 11 ок­тяб­ря 1911 го­да Ан­дрей был опре­де­лен в чис­ло бра­тии, а за­тем по­стри­жен в ман­тию с име­нем Аве­нир; в мо­на­сты­ре про­хо­дил по­слу­ша­ние зво­на­ря.
Мо­нах Аве­нир был аре­сто­ван 30 ок­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в го­ро­де Су­хи­ни­чи. В тот же день он был до­про­шен.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Сав­ва ро­дил­ся 20 сен­тяб­ря 1873 го­да в де­ревне Ка­ме­не­вой Успен­ской во­ло­сти Ли­вен­ско­го уез­да Ор­лов­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ан­дрея Сус­ло­ва и в кре­ще­нии был на­ре­чен Сер­ги­ем. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в сель­ской шко­ле. В 1900 го­ду Сер­гий по­сту­пил в Оп­ти­ну Пу­стынь и пер­вое вре­мя про­хо­дил по­слу­ша­ние за­крой­щи­ка в ру­холь­ной. 19 де­каб­ря 1910 го­да он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство и по­став­лен на по­слу­ша­ние за свеч­ной ящик, за­тем был опре­де­лен по­мощ­ни­ком по­но­ма­ря, а в 1916 го­ду сно­ва пе­ре­ве­ден в ру­холь­ную.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Марк ро­дил­ся 3 ок­тяб­ря 1875 го­да в де­ревне Зай­це­во Ба­би­чев­ской во­ло­сти Ма­ло­я­ро­сла­вец­ко­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Еме­лья­на Мах­ро­ва и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ми­ха­и­лом. В Оп­ти­ну Пу­стынь Ми­ха­ил по­сту­пил в 1899 го­ду, и про­хо­дил по­слу­ша­ние са­дов­ни­ка, а 24 июня 1911 го­да на пре­столь­ный празд­ник свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи, в тот же день, что и мо­нах Ев­ти­хий, он был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Марк. Ду­хов­ни­ком его был иеро­мо­нах Нек­та­рий (Ти­хо­нов).
С 1923 го­да, по­сле за­кры­тия оби­те­ли, мо­нах Марк по­се­лил­ся в Ко­зель­ске, за­ра­ба­ты­вая тем, что по­мо­гал жи­те­лям в тех или иных ра­бо­тах, осталь­ное вре­мя по­свя­щая мо­лит­ве на служ­бах в хра­ме или в ке­лье.

Му­че­ник Бо­рис ро­дил­ся 23 июля 1886 го­да в де­ревне Слеп­цо­во Ко­зель­ско­го уез­да Ка­луж­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ан­то­на Коз­ло­ва. Как мно­гие то­гда кре­стьян­ские де­ти, он в по­ис­ках за­ра­бот­ка ушел в Санкт-Пе­тер­бург и устро­ил­ся на Пу­ти­лов­ский за­вод. Но без­бож­ная в то вре­мя ра­бо­чая сре­да бы­ла нрав­ствен­но тя­же­ла для ре­ли­ги­оз­но­го де­ре­вен­ско­го юно­ши, он ушел с за­во­да и с 1909-го по 1911 год был труд­ни­ком в од­ном из мо­на­сты­рей Санкт-Пе­тер­бур­га, за­тем слу­жил у по­ме­щи­ка в Ма­ло­я­ро­слав­це, ра­бо­тал в Ка­лу­ге, а в 1920 го­ду вер­нул­ся в род­ную де­рев­ню и стал за­ни­мать­ся кре­стьян­ством.
В 1926 го­ду Бо­рис Ан­то­но­вич был из­бран цер­ков­ным ста­ро­стой в По­кров­ский храм в се­ле По­кров­ском неда­ле­ко от Слеп­цо­ва. Ве­ро­ят­но, весь­ма рев­ност­но ис­пол­няя свои обя­зан­но­сти, он стал раз­дра­жать без­бож­ни­ков и, же­лая за­крыть и ра­зо­рить храм, они обя­за­ли его за­да­ни­ем по дро­во­за­го­тов­кам, ко­то­рое он ис­пол­нить не смог, и суд при­го­во­рил его к од­но­му го­ду при­ну­ди­тель­ных ра­бот и трем­стам руб­лям штра­фа. По­сле от­бы­тия на­ка­за­ния Бо­рис Ан­то­но­вич по­се­лил­ся в Ко­зель­ске, ра­бо­тать он устро­ил­ся ко­ню­хом в го­род­ской боль­ни­це, где и жил, а все свое сво­бод­ное вре­мя от­да­вал церк­ви, он пел на кли­ро­се в Бла­го­ве­щен­ском хра­ме. Бли­жай­ши­ми его дру­зья­ми и еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми ста­ли жив­шие в Ко­зель­ске мо­на­хи Оп­ти­ной Пу­сты­ни. Вме­сте с ни­ми Бо­рис Ан­то­но­вич и был аре­сто­ван 28 ок­тяб­ря 1937 го­да и за­клю­чен в тюрь­му в Су­хи­ни­чах.

21 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла мо­на­хов Ев­ти­хия (Ди­ден­ко), Аве­ни­ра (Си­ни­цы­на), Сав­ву (Сус­ло­ва), Мар­ка (Мах­ро­ва) и ми­ря­ни­на Бо­ри­са Коз­ло­ва к рас­стре­лу.
Гос­по­ду угод­но бы­ло, чтобы в са­мый день празд­ни­ка Вве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, 4 де­каб­ря, они про­бы­ли в мо­лит­ве, хо­тя и в тюрь­ме, но на зем­ле. Мо­на­хи Ев­ти­хий (Ди­ден­ко), Аве­нир (Си­ни­цын), Сав­ва (Сус­лов), Марк (Мах­ров) и цер­ков­ный ста­ро­ста Бо­рис Коз­лов бы­ли рас­стре­ля­ны на сле­ду­ю­щий день, 5 де­каб­ря 1937 го­да, и по­гре­бе­ны в об­щей без­вест­ной мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-evtihij-didenko

☦️
Пре­по­доб­но­ис­по­вед­ни­ца Па­рас­ке­ва ро­ди­лась 28 ок­тяб­ря 1888 го­да в се­ле Пес­ча­ное Ка­ме­нец-По­доль­ско­го уез­да По­доль­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье Фе­до­ра и Мат­ро­ны Ма­ти­е­ши­ных.
Се­мья бы­ла ре­ли­ги­оз­ной, бла­го­че­сти­вой и пат­ри­ар­халь­ной. «По ве­че­рам мы не зна­ли дру­го­го вре­мя­пре­про­вож­де­ния, как чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния или жи­тий свя­тых, и не пред­став­ля­ли, что мо­жет быть ина­че», – вспо­ми­на­ла ма­туш­ка. Еще в мла­ден­че­ском воз­расте она пе­ре­жи­ла пер­вое зна­чи­тель­ное со­бы­тие ду­хов­ной жиз­ни. Ей бы­ло три го­да, ко­гда ее ста­ли при­учать к по­сту. Сна­ча­ла де­воч­ка не хо­те­ла по­ве­рить, что Ве­ли­ким по­стом нуж­но от­ка­зать­ся от лю­би­мо­го мо­ло­ка, про­си­ла его, ка­приз­ни­ча­ла. Но через день силь­но за­бо­ле­ла и по­чув­ство­ва­ла связь меж­ду бо­лез­нью и неже­ла­ни­ем со­блю­дать пост, по­ня­ла, что пост – это се­рьез­но. То­гда она да­ла свое пер­вое обе­ща­ние Бо­гу: по­стом ни­ко­гда не пить мо­ло­ка. Через два дня она по­пра­ви­лась и с это­го вре­ме­ни все­гда лег­ко и с ра­до­стью по­сти­лась.
При­мер­но в том же воз­расте про­яви­лась в де­воч­ке лю­бовь к бо­го­слу­же­нию и цер­ков­но­му пе­нию. Од­на­жды в церк­ви Ве­ли­ким по­стом на нее осо­бен­ное, глу­бо­кое впе­чат­ле­ние про­из­ве­ло пе­ние «Ал­ли­лу­иа». Ко­гда оно за­кон­чи­лось, Па­рас­ке­ва за­пла­ка­ла. Вер­нув­шись до­мой, она про­пе­ла его ма­те­ри по па­мя­ти и за­пом­ни­ла на всю жизнь.
Гра­мо­те ее вы­учил дед Ам­вро­сий по Биб­лии. Впо­след­ствии она очень хо­ро­шо зна­ла Свя­щен­ное Пи­са­ние, но осо­бен­но лю­би­ла чи­тать по­сла­ния Апо­сто­лов и Еван­ге­лие от Иоан­на Бо­го­сло­ва. Она на­зы­ва­ла его неви­ди­мым пер­вым ру­ко­во­ди­те­лем в ду­хов­ной жиз­ни: «Во вре­мя его чте­ния так де­ла­лось слад­ко и хо­ро­шо на ду­ше, и я за­бы­ва­ла о зем­ле и о зем­ном. Я да­же вы­ра­зить не умею, как мне бы­ло хо­ро­шо».
Ко­гда Па­рас­ке­ве ис­пол­ни­лось во­семь лет, умер­ла мать, за нею де­душ­ка и млад­шая сест­рен­ка. По­сле от­ца Па­рас­ке­ва ста­ла глав­ной ра­бот­ни­цей в до­ме. От­прав­ля­ясь вме­сте на ра­бо­ту, они лю­би­ли по до­ро­ге петь псал­мы.
У от­ро­ко­ви­цы ра­но по­яви­лось же­ла­ние пой­ти в мо­на­стырь. Ба­буш­ка не поз­во­ля­ла ей об этом и ду­мать. На­шел­ся и же­них. Но Па­рас­ке­ва лас­ко­во объ­яс­ни­ла мо­ло­до­му че­ло­ве­ку, что за­муж не пой­дет, по­то­му что со­би­ра­ет­ся в мо­на­стырь. Мо­ло­дой че­ло­век по­сле­до­вал ее при­ме­ру, уехал на Афон и при­нял мо­на­ше­ский по­стриг.
Ба­буш­ка го­во­ри­ла Па­рас­ке­ве, что ей не вы­не­сти труд­но­стей мо­на­стыр­ской жиз­ни. Де­вуш­ка ста­ла уси­лен­но по­стить­ся и ра­бо­тать над со­бой, чтобы при­го­то­вить се­бя к ли­ше­ни­ям.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-paraskeva-matieshina

Жития
Писание