⏳ 2020.11.27 (пт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 25я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 7й)
• пятница (однодневный пост, воспоминание распятия)

☀️ неподвижный годовой круг:
27 ноября (14 ноября)
• ап. Филиппа (I)
• свв. царя Иустиниа́на I (565), царицы Феодо́ры (548)
• свт. Григория Паламы, Фессалонитского (1357)
• прп. Филиппа Ирапского (1527)
• сщмчч. Димитрия (Беневоленского), Александра (Быкова), Виктора (Ильинского), Алексия (Нечаева), Михаила (Белюстина), Михаила (Некрасова), Феодора (Баккалинского), Петра (Титова), Алексия (Никологорского), Сергия (Знаменского), Николая (Дунаева), Василия (Лихарева), Александра (Покровского), Николая (Виноградова), Димитрия (Лебедева), Порфирия (Колосовского), Василия (Никольского), Георгия (Извекова), Василия (Розанова), Сергия (Спасского), Александра (Чекалова), Сергия (Руфицкого), Николая (Богородского), прмч. Аристарха (Заглодина-Кокорева), мчч. Гавриила (Безфамильного), Димитрия (Рудакова), мц. Анны (Зерцаловой) (1937)
• сщмч. Феодора (Грудакова) (1940)
• сщмч. Сергия (Константинова) (1941)


☦️
Свя­той апо­стол Филипп, уро­же­нец го­ро­да Виф­са­и­ды (Га­ли­лея), был глу­бо­ким зна­то­ком Свя­щен­но­го Пи­са­ния и, пра­виль­но ра­зу­мея смысл вет­хо­за­вет­ных про­ро­честв, ожи­дал при­хо­да Мес­сии. По при­зы­ву Спа­си­те­ля (Ин.1:43) он по­шел за Ним. Об апо­сто­ле Филип­пе несколь­ко раз го­во­рит­ся в Свя­том Еван­ге­лии: он при­вел ко Хри­сту апо­сто­ла На­фа­наи­ла (Ин.1:46); его Гос­подь спро­сил, сколь­ко нуж­но де­нег для по­куп­ки хле­ба 5-ти ты­ся­чам че­ло­век (Ин.6:7); он при­вел эл­ли­нов, же­лав­ших уви­деть Хри­ста (Ин.12:21-22); на­ко­нец, он во вре­мя Тай­ной Ве­че­ри спра­ши­вал Хри­ста о Бо­ге От­це (Ин.14:8).
По­сле Воз­не­се­ния Гос­по­да апо­стол Филипп про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие в Га­ли­лее, со­про­вож­дая про­по­ведь чу­де­са­ми. Так, он вос­кре­сил мла­ден­ца, умер­ше­го на ру­ках у ма­те­ри. Из Га­ли­леи он на­пра­вил­ся в Гре­цию и про­по­ве­до­вал сре­ди пе­ре­се­лив­ших­ся ту­да иуде­ев. Неко­то­рые из них со­об­щи­ли в Иеру­са­лим о про­по­ве­ди апо­сто­ла, и то­гда из Иеру­са­ли­ма в Эл­ла­ду при­бы­ли книж­ни­ки во гла­ве с пер­во­свя­щен­ни­ком для об­ви­не­ния апо­сто­ла Филип­па. Апо­стол Филипп об­ли­чил ложь пер­во­свя­щен­ни­ка, го­во­рив­ше­го, что уче­ни­ки Хри­сто­вы по­хи­ти­ли и скры­ли те­ло Гос­по­да, рас­ска­зав, как фа­ри­сеи под­ку­пи­ли во­и­нов стра­жи, рас­пу­стив­ших этот слух. Ко­гда же иудей­ский пер­во­свя­щен­ник и его спут­ни­ки ста­ли ху­лить Гос­по­да и на­бро­си­лись на апо­сто­ла Филип­па, они вне­зап­но ослеп­ли. По мо­лит­ве апо­сто­ла все про­зре­ли, и, ви­дя это чу­до, мно­гие уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Апо­стол Филипп по­ста­вил им епи­ско­па, име­нем Нар­кисс (при­чтен к ли­ку 70 апо­сто­лов).
Из Эл­ла­ды апо­стол Филипп от­пра­вил­ся в Пар­фы, а за­тем в го­род Азот, где ис­це­лил боль­ные гла­за до­че­ри мест­но­го жи­те­ля Ни­ко­кли­да, при­няв­ше­го его в свой дом и за­тем кре­стив­ше­го­ся со всем се­мей­ством.
Из Азо­та апо­стол Филипп от­пра­вил­ся в Иера­поль Си­рий­ский, где, под­стре­ка­е­мые фа­ри­се­я­ми, иудеи по­до­жгли дом Ира, при­няв­ше­го к се­бе апо­сто­ла Филип­па, а апо­сто­ла хо­те­ли убить. Но, ви­дя чу­де­са, со­вер­шен­ные апо­сто­лом: ис­це­ле­ние вы­сох­шей ру­ки на­чаль­ни­ка го­ро­да Ари­стар­ха, хо­тев­ше­го уда­рить апо­сто­ла, а так­же вос­кре­ше­ние умер­ше­го от­ро­ка, – рас­ка­я­лись, и мно­гие при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние. По­ста­вив Ира епи­ско­пом в Иера­поль, апо­стол про­шел Си­рию, Ма­лую Азию, Ли­дию, Ми­сию, всю­ду про­по­ве­дуя Еван­ге­лие и пе­ре­но­ся стра­да­ния. Его и со­пут­ство­вав­шую ему сест­ру Ма­ри­ам­ну по­би­ва­ли кам­ня­ми, за­то­ча­ли в тем­ни­цы, из­го­ня­ли из се­ле­ний.
За­тем апо­стол при­был во Фри­гию, в го­род Иера­поль Фри­гий­ский, где бы­ло мно­го язы­че­ских хра­мов, в том чис­ле храм, по­свя­щен­ный зме­ям, где оби­та­ла огром­ная ехид­на. Апо­стол Филипп си­лой мо­лит­вы умерт­вил ехид­ну и ис­це­лил мно­гих уку­шен­ных зме­я­ми. В чис­ле ис­це­лен­ных бы­ла же­на пра­ви­те­ля го­ро­да Ан­фи­па­та, при­няв­шая хри­сти­ан­ство. Узнав об этом, пра­ви­тель Ан­фи­пат при­ка­зал схва­тить Филип­па, его сест­ру и при­шед­ше­го с ни­ми апо­сто­ла Вар­фо­ло­мея. По на­у­ще­нию жре­цов хра­ма ехид­ны Ан­фи­пат при­ка­зал рас­пять свя­тых апо­сто­лов Филип­па и Вар­фо­ло­мея. В это вре­мя на­ча­лось зем­ле­тря­се­ние, и всех при­сут­ство­вав­ших на су­ди­ли­ще за­сы­па­ло зем­лей. Ви­ся­щий на кре­сте у хра­ма ехид­ны апо­стол Филипп мо­лил­ся о спа­се­нии рас­пяв­ших его от по­след­ствий зем­ле­тря­се­ния. Ви­дя про­ис­хо­див­шее, на­род уве­ро­вал во Хри­ста и стал тре­бо­вать сня­тия с кре­ста апо­сто­лов. Апо­стол Вар­фо­ло­мей, сня­тый с кре­ста, был еще жив и, по­лу­чив осво­бож­де­ние, кре­стил всех уве­ро­вав­ших и по­ста­вил им епи­ско­па.
Апо­стол Филипп, мо­лит­ва­ми ко­то­ро­го все, кро­ме Ан­фи­па­та и жре­цов, оста­лись жи­вы, скон­чал­ся на кре­сте.
Сест­ра его Ма­ри­ам­на по­греб­ла его те­ло и вме­сте с апо­сто­лом Вар­фо­ло­ме­ем на­пра­ви­лась с про­по­ве­дью в Ар­ме­нию, где апо­стол Вар­фо­ло­мей был рас­пят (па­мять 11 июня), Ма­ри­ам­на же про­по­ве­до­ва­ла до сво­ей кон­чи­ны в Ли­ка­о­нии (па­мять 17 фев­ра­ля).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/6
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1000

☦️
Свя­той Иусти­ни­ан, вы­да­ю­щий­ся го­судар­ствен­ный де­я­тель Ви­зан­тии, ве­ли­кий рев­ни­тель пра­во­сла­вия, стро­и­тель хра­мов и цер­ков­ный пи­са­тель, был сла­вя­ни­ном, ро­дом из Бол­га­рии. В его цар­ство­ва­ние (527–565) Ви­зан­тия про­сла­ви­лась во­ен­ны­ми по­бе­да­ми в Пер­сии, Аф­ри­ке, Ита­лии, в ре­зуль­та­те ко­то­рых ре­ши­тель­но ис­ко­ре­ня­лось язы­че­ство сре­ди ван­да­лов и ве­ст­го­тов. По рас­по­ря­же­нию ца­ря Иусти­ни­а­на бы­ли за­кры­ты язы­че­ские шко­лы в Афи­нах. С це­лью рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства в пре­де­лах Ма­лой Азии Иусти­ни­ан по­слал ту­да епи­ско­па Ефес­ско­го Иоан­на, ко­то­рый кре­стил бо­лее 70 ты­сяч языч­ни­ков. Царь при­ка­зал по­стро­ить для но­во­об­ра­щен­ных 90 церк­вей, щед­ро под­дер­жи­вал хра­мо­вое стро­и­тель­ство в им­пе­рии. Луч­ши­ми по­строй­ка­ми его вре­ме­ни счи­та­ют­ся мо­на­стырь на Си­нае и храм Свя­той Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле. При свя­том Иусти­ни­ане бы­ло по­стро­е­но осо­бен­но мно­го хра­мов во имя Пре­свя­той Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы. Бу­дучи че­ло­ве­ком раз­но­сто­ронне об­ра­зо­ван­ным, свя­той Иусти­ни­ан тща­тель­но за­бо­тил­ся об об­ра­зо­ва­нии цер­ков­ных кли­ри­ков и ино­ков, по­велев пре­по­да­вать им ри­то­ри­ку, фило­со­фию и бо­го­сло­вие.
Бла­го­вер­ный го­су­дарь мно­го вни­ма­ния и сил по­свя­тил борь­бе с ори­ге­ни­ста­ми, воз­рож­дав­ши­ми ересь несто­ри­ан. Про­тив этих ере­ти­че­ских из­мыш­ле­ний свя­той Иусти­ни­ан со­ста­вил песнь «Еди­но­род­ный Сыне и Сло­ве Бо­жий» и ввел обя­за­тель­ное ее пе­ние в церк­вах. С это­го вре­ме­ни и по се­го­дняш­ний день эта песнь по­ет­ся на Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии пе­ред ма­лым вхо­дом. По по­ве­ле­нию го­су­да­ря в 553 го­ду был со­зван V Все­лен­ский Со­бор, осу­див­ший уче­ние Ори­ге­на и под­твер­див­ший опре­де­ле­ния IV Хал­ки­дон­ско­го Со­бо­ра. Свя­той им­пе­ра­тор Иусти­ни­ан за­бо­тил­ся о по­ряд­ке, пра­ве и за­кон­но­сти в го­су­дар­стве. Под его ру­ко­вод­ством и над­зо­ром бы­ло со­став­ле­но пол­ное со­бра­ние рим­ских за­ко­нов, до­шед­шее до нас под на­зва­ни­ем «Ко­дек­са Юс­ти­ни­а­на». «Но­вел­лы» Иусти­ни­а­на вхо­дят во все ва­ри­ан­ты рус­ской Корм­чей Кни­ги.
В лич­ной жиз­ни свя­той Иусти­ни­ан со­блю­дал стро­гое бла­го­че­стие, мно­го и усерд­но по­стил­ся. Скон­чал­ся свя­той царь Иустин­нан в 565 го­ду.
Вме­сте с им­пе­ра­то­ром к ли­ку свя­тых при­чис­ле­на су­пру­га его и еди­но­мыш­лен­ни­ца им­пе­ра­три­ца Фе­о­до­ра, скон­чав­ша­я­ся в 548 го­ду. Она бы­ла сна­ча­ла ве­ли­кой греш­ни­цей, сто­рон­ни­цей мо­но­фи­зи­тов, а по­том рас­ка­я­лась и ве­ла доб­ро­де­тель­ную жизнь, со­блю­дая чи­сто­ту ду­шев­ную и те­лес­ную.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1003

☦️
Свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма, ар­хи­епи­скоп Со­лун­ский, ро­дил­ся в 1296 го­ду в Ма­лой Азии. Во вре­мя ту­рец­ко­го на­ше­ствия се­мья бе­жа­ла в Кон­стан­ти­но­поль и на­шла при­ют при дво­ре Ан­д­ро­ни­ка II Па­лео­ло­га (1282–1328). Отец свя­то­го Гри­го­рия стал круп­ным са­нов­ни­ком при им­пе­ра­то­ре, но вско­ре умер, и сам Ан­д­ро­ник при­нял уча­стие в вос­пи­та­нии и об­ра­зо­ва­нии оси­ро­тев­ше­го маль­чи­ка. Об­ла­дая пре­крас­ны­ми спо­соб­но­стя­ми и боль­шим при­ле­жа­ни­ем, Гри­го­рий без тру­да осво­ил все пред­ме­ты, со­став­ляв­шие пол­ный курс сред­не­ве­ко­во­го выс­ше­го об­ра­зо­ва­ния. Им­пе­ра­тор хо­тел, чтобы юно­ша по­свя­тил се­бя го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти, но Гри­го­рий, ед­ва до­стиг­нув 20 лет, уда­лил­ся на Свя­тую Го­ру Афон в 1316 го­ду (по дру­гим све­де­ни­ям, в 1318) и по­сту­пил по­слуш­ни­ком в мо­на­стырь Ва­то­пед, где под ру­ко­вод­ством стар­ца, пре­по­доб­но­го Ни­ко­ди­ма Ва­то­пед­ско­го (па­мять 11 июля), при­нял по­стриг и на­чал путь по­движ­ни­че­ства. Через год ему явил­ся в ви­де­нии свя­той еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов и обе­щал свое ду­хов­ное по­кро­ви­тель­ство. Мать Гри­го­рия вме­сте с его сест­ра­ми так­же при­ня­ла мо­на­ше­ство.
По­сле пре­став­ле­ния стар­ца Ни­ко­ди­ма инок Гри­го­рий про­хо­дил 8 лет свой мо­лит­вен­ный по­двиг под ру­ко­вод­ством стар­ца Ни­ки­фо­ра, а по­сле кон­чи­ны по­след­не­го пе­ре­шел в Лав­ру пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. Здесь он при­слу­жи­вал за тра­пе­зой, а за­тем стал цер­ков­ным пев­цом. Но через три го­да (1321), стре­мясь к бо­лее вы­со­ким сту­пе­ням ду­хов­но­го со­вер­шен­ства, он по­се­лил­ся в неболь­шой от­шель­ни­че­ской оби­те­ли Глос­сии. На­сто­я­тель этой оби­те­ли стал учить юно­шу со­сре­до­то­чен­ной ду­хов­ной мо­лит­ве – ум­но­му де­ла­нию, ко­то­рое по­сте­пен­но раз­ра­ба­ты­ва­лось и усва­и­ва­лось мо­на­ха­ми на­чи­ная с ве­ли­ких пу­стын­ни­ков IV ве­ка Ева­грия Пон­тий­ско­го и пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Еги­пет­ско­го (па­мять 19 ян­ва­ря). По­сле то­го, как в XI ве­ке в тру­дах Си­мео­на Но­во­го Бо­го­сло­ва (па­мять 12 мар­та) по­дроб­ное осве­ще­ние по­лу­чи­ли внеш­ние мо­лит­вен­ные при­е­мы ум­но­го де­ла­ния, оно бы­ло усво­е­но Афон­ски­ми по­движ­ни­ка­ми. Опыт­ное при­ме­не­ние ум­но­го де­ла­ния, тре­бу­ю­щее уеди­не­ния и без­мол­вия, по­лу­чи­ло на­зва­ние ис­и­хаз­ма (от греч. по­кой, мол­ча­ние), а са­ми прак­ти­ку­ю­щие его ста­ли на­зы­вать­ся ис­их­аста­ми. За вре­мя пре­бы­ва­ния в Глос­сии бу­ду­щий свя­ти­тель пол­но­стью про­ник­ся ду­хом ис­и­хаз­ма и при­нял его для се­бя как ос­но­ву жиз­ни. В 1326 го­ду из-за угро­зы на­па­де­ния ту­рок вме­сте с бра­ти­ей он пе­ре­брал­ся в Со­лунь (Фес­са­ло­ни­ки), где то­гда же был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
Свои обя­зан­но­сти пре­сви­те­ра свя­той Гри­го­рий со­че­тал с жиз­нью от­шель­ни­ка: пять дней неде­ли про­во­дил в без­мол­вии и мо­лит­ве, и толь­ко в суб­бо­ту и вос­кре­се­нье пас­тырь вы­хо­дил к на­ро­ду – со­вер­шал бо­го­слу­же­ние и про­из­но­сил про­по­ве­ди. Его по­уче­ния ча­сто вы­зы­ва­ли у пред­сто­я­щих в хра­ме уми­ле­ние и сле­зы. Од­на­ко пол­ная от­ре­шен­ность от об­ще­ствен­ной жиз­ни свя­ти­те­лю бы­ла несвой­ствен­на. Ино­гда он по­се­щал бо­го­слов­ские со­бра­ния го­род­ской об­ра­зо­ван­ной мо­ло­де­жи во гла­ве с бу­ду­щим пат­ри­ар­хом Ис­и­до­ром. Воз­вра­ща­ясь как-то из Кон­стан­ти­но­по­ля, он об­на­ру­жил близ Со­лу­ни ме­стеч­ко Ве­рии, удоб­ное для уеди­нен­ной жиз­ни. Вско­ре он со­брал здесь неболь­шую об­щи­ну мо­на­хов-от­шель­ни­ков и ру­ко­во­дил ею в те­че­ние 5 лет. В 1331 го­ду свя­ти­тель уда­лил­ся на Афон и уеди­нил­ся в ски­ту свя­то­го Сав­вы, близ Лав­ры пре­по­доб­но­го Афа­на­сия. В 1333. го­ду он был на­зна­чен игу­ме­ном Ес­фиг­мен­ско­го мо­на­сты­ря в се­вер­ной ча­сти Свя­той Го­ры. В 1336 го­ду свя­ти­тель вер­нул­ся в скит свя­то­го Сав­вы, где за­нял­ся бо­го­слов­ски­ми тру­да­ми, ко­то­рых не остав­лял уже до кон­ца жиз­ни.
А меж­ду тем в 30-е го­ды XIV ве­ка в жиз­ни Во­сточ­ной Церк­ви на­зре­ва­ли со­бы­тия, по­ста­вив­шие свя­ти­те­ля Гри­го­рия в ряд наи­бо­лее зна­чи­тель­ных все­лен­ских апо­ло­ге­тов пра­во­сла­вия и при­нес­шие ему из­вест­ность учи­те­ля ис­и­хаз­ма.
Око­ло 1330 го­да в Кон­стан­ти­но­поль из Ка­лаб­рии при­е­хал уче­ный мо­нах Вар­ла­ам. Ав­тор трак­та­тов по ло­ги­ке и аст­ро­но­мии, уме­лый и ост­ро­ум­ный ора­тор, он по­лу­чил ка­фед­ру в сто­лич­ном уни­вер­си­те­те и стал тол­ко­вать со­чи­не­ния Ди­о­ни­сия Аре­о­па­ги­та (па­мять 3 ок­тяб­ря), апо­фа­ти­че­ское бо­го­сло­вие ко­то­ро­го бы­ло при­зна­но в рав­ной ме­ре и Во­сточ­ной и За­пад­ной Церк­ва­ми. Вско­ре Вар­ла­ам по­ехал на Афон, по­зна­ко­мил­ся там с укла­дом ду­хов­ной жиз­ни ис­их­а­стов и, на ос­но­ва­нии дог­ма­та о непо­сти­жи­мо­сти су­ще­ства Бо­жия, объ­явил ум­ное де­ла­ние ере­ти­че­ским за­блуж­де­ни­ем. Пу­те­ше­ствуя с Афо­на в Со­лунь, от­ту­да в Кон­стан­ти­но­поль и за­тем сно­ва в Со­лунь, Вар­ла­ам всту­пал в спо­ры с мо­на­ха­ми и пы­тал­ся до­ка­зать твар­ность Фа­вор­ско­го све­та; при этом он не стес­нял­ся под­ни­мать на смех рас­ска­зы ино­ков о мо­лит­вен­ных при­е­мах и о ду­хов­ных оза­ре­ни­ях.
Свя­ти­тель Гри­го­рий по прось­бе Афон­ских мо­на­хов об­ра­тил­ся сна­ча­ла с уст­ны­ми уве­ща­ни­я­ми. Но, ви­дя без­успеш­ность по­доб­ных по­пы­ток, он пись­мен­но из­ло­жил свои бо­го­слов­ские до­во­ды. Так по­яви­лись «Три­а­ды в за­щи­ту свя­тых ис­их­а­стов» (1338). К 1340 го­ду Афон­ские по­движ­ни­ки с уча­сти­ем свя­ти­те­ля со­ста­ви­ли об­щий от­вет на на­пад­ки Вар­ла­а­ма – так на­зы­ва­е­мый «Свя­то­гор­ский то­мос». На Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре 1341 го­да в хра­ме Свя­той Со­фии про­изо­шел спор свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы с Вар­ла­а­мом, со­сре­до­то­чив­ший­ся на при­ро­де Фа­вор­ско­го све­та. 27 мая 1341 го­да Со­бор при­нял по­ло­же­ния свя­ти­те­ля Гри­го­рия Па­ла­мы о том, что Бог, недо­ступ­ный в Сво­ей Сущ­но­сти, яв­ля­ет Се­бя в энер­ги­ях, ко­то­рые об­ра­ще­ны к ми­ру и до­ступ­ны вос­при­я­тию, как Фа­вор­ский свет, но яв­ля­ют­ся не чув­ствен­ны­ми и не со­тво­рен­ны­ми. Уче­ние Вар­ла­а­ма бы­ло осуж­де­но как ересь, а сам он, пре­дан­ный ана­фе­ме, уда­лил­ся в Ка­лаб­рию.
Но спо­ры меж­ду па­ла­ми­та­ми и вар­ла­а­ми­та­ми бы­ли да­ле­ко не за­кон­че­ны. К чис­лу вто­рых при­над­ле­жа­ли уче­ник Вар­ла­а­ма, бол­гар­ский мо­нах Акин­дин и пат­ри­арх Иоанн XIV Ка­ле­ка (1341–1347); к ним скло­нял­ся и Ан­д­ро­ник III Па­лео­лог (1328–1341). Акин­дин вы­сту­пил с ря­дом трак­та­тов, в ко­то­рых объ­яв­лял свя­ти­те­ля Гри­го­рия и Афон­ских мо­на­хов ви­нов­ни­ка­ми цер­ков­ных смут. Свя­ти­тель на­пи­сал по­дроб­ное опро­вер­же­ние до­мыс­лов Акин­ди­на. То­гда пат­ри­арх от­лу­чил свя­ти­те­ля от Церк­ви (1344) и под­верг тем­нич­но­му за­клю­че­нию, ко­то­рое про­дол­жа­лось три го­да. В 1347 го­ду, ко­гда Иоан­на XIV на пат­ри­ар­шем пре­сто­ле сме­нил Ис­и­дор (1347–1349), свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма был осво­бож­ден и воз­ве­ден в сан ар­хи­епи­ско­па Со­лун­ско­го. В 1351 го­ду Влахерн­ский Со­бор тор­же­ствен­но за­сви­де­тель­ство­вал пра­во­слав­ность его уче­ния. Но со­лу­няне при­ня­ли свя­ти­те­ля Гри­го­рия не сра­зу: он вы­нуж­ден был жить в раз­ных ме­стах. В од­ну из его по­ез­док в Кон­стан­ти­но­поль ви­зан­тий­ская га­ле­ра по­па­ла в ру­ки ту­рок. Свя­ти­те­ля Гри­го­рия в те­че­ние го­да про­да­ва­ли в раз­лич­ных го­ро­дах как плен­ни­ка, но и то­гда он неуто­ми­мо про­дол­жал про­по­ведь хри­сти­ан­ской ве­ры.
Лишь за три го­да до кон­чи­ны вер­нул­ся он в Со­лунь. На­ка­нуне его пре­став­ле­ния ему явил­ся в ви­де­нии свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст. Со сло­ва­ми «В гор­няя! В гор­няя!» свя­ти­тель Гри­го­рий Па­ла­ма мир­но пре­ста­вил­ся к Бо­гу 14 но­яб­ря 1359 го­да. В 1368 го­ду он был ка­но­ни­зо­ван на Кон­стан­ти­но­поль­ском Со­бо­ре при пат­ри­ар­хе Фило­фее (1354–1355, 1362–1376), ко­то­рый на­пи­сал жи­тие и служ­бу свя­ти­те­лю.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1001

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palama/
• Десять бесед
• Омилии
• Молитва ко Пресвятей Богородице
• Антирретики против Акиндина
• Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина
• Собеседование православного с варлаамитом
• Десять бесед
• Диспут с хионами
• Исповедание Православной веры
• О Божественном и обоживающем Причастии, или о Божественной и сверхъестественной простоте
• О Божественном соединении и разделении
• О Божественных энергиях и их причастии
• Об исхождении Святого Духа
• О священно-безмолвствующих
• Против Иоанна Векка
• Святогорский томос в защиту священнобезмолвствующих
• Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским и нравственным
• Трактат [О том], что Варлаам и Акиндин поистине нечестиво и безбожно разделяют единое Божество на два неравных божества
• Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом
• Триады в защиту священно-безмолвствующих
• Беседа в день памяти Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; и о любви к Богу и к ближнему
• Ответ Павлу Асеню
• К Ксении о страстях и добродетелях
• Изъяснение десяти заповедей
• Десятословие по Христианскому Законоположению
• Три главы о молитве и чистоте сердца
• О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться
• Слово на житие прп. Петра Афонского
• Письмо своей Церкви

☦️
Пре­по­доб­ный Филипп, в ми­ру Фе­о­фил, был ос­но­ва­те­лем Ирап­ской пу­сты­ни. Не пом­нив­ший ро­ди­те­лей, круг­лый си­ро­та, 12-лет­ний Фе­о­фил по­се­лил­ся вбли­зи Ко­мель­ской оби­те­ли и жил по­да­я­ни­ем. Пре­по­доб­ный Кор­ни­лий (па­мять 19 мая) при­нял бла­го­че­сти­во­го от­ро­ка в оби­тель и через три го­да по­стриг в ино­че­ство с име­нем Филипп. Крот­кий, сми­рен­ный и тру­до­лю­би­вый, он по хо­да­тай­ству бра­тии был удо­сто­ен свя­щен­ства. Стрем­ле­ние к выс­шим по­дви­гам по­бу­ди­ло его уда­лить­ся в Бе­ло­зер­скую окру­гу. Здесь, поль­зу­ясь по­кро­ви­тель­ством кня­зя Ан­дрея Ше­ле­шпан­ско­го, вы­де­лив­ше­го ему зем­лю близ ре­ки Ира­па, в 45 вер­стах от Че­ре­пов­ца, пре­по­доб­ный по­ста­вил ча­сов­ню во Имя Пре­свя­той Тро­и­цы и со­ору­дил се­бе кел­лию. Мол­ва о свя­том пу­стын­ни­ке рас­про­стра­ни­лась по всей окру­ге, и к нему ста­ли сте­кать­ся ино­ки. Вско­ре на ме­сте ча­сов­ни бы­ла по­став­ле­на цер­ковь во Имя Свя­той Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы. Пре­по­доб­ный Филипп про­вел в пу­сты­ни 15 лет и скон­чал­ся в воз­расте 45 лет. Мо­щи его бы­ли по­ло­же­ны под спу­дом в Тро­иц­ком хра­ме. Над его гроб­ни­цей бы­ла ико­на, на­пи­сан­ная по ви­де­нию ино­ком Фе­о­до­си­ем. Вско­ре по­сле кон­чи­ны свя­то­го Филип­па на ме­сте его по­дви­га воз­ник Крас­но­бор­ский Филип­пов мо­на­стырь.
Празд­но­ва­ние пре­по­доб­но­му Филип­пу бы­ло уста­нов­ле­но в кон­це XVI ве­ка. Ру­ко­пис­ная служ­ба ему от­но­сит­ся к кон­цу XVI ве­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1002

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 10 ок­тяб­ря 1883 го­да в го­ро­де Выш­нем Во­лоч­ке Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Бе­не­во­лен­ско­го. Дмит­рий Ми­хай­ло­вич учил­ся сна­ча­ла в Твер­ской, а за­тем в Санкт-Пе­тер­бург­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии, ко­то­рую окон­чил в 1909 го­ду, по­сле че­го по­сту­пил на долж­ность учи­те­ля при Ни­ко­ло-Стол­пен­ском мо­на­сты­ре Твер­ской гу­бер­нии.
В 1911 го­ду умер свя­щен­ник в се­ле Ост­ров­но и при­ход остал­ся без пас­ты­ря. Дмит­рию Ми­хай­ло­ви­чу бы­ло пред­ло­же­но при­нять сан свя­щен­ни­ка. В том же го­ду он об­вен­чал­ся с до­че­рью Ива­на Алек­се­е­ви­ча Ти­хо­манд­риц­ко­го Ан­ной, ко­то­рой бы­ло шест­на­дцать лет. Ее отец был ин­же­не­ром-пу­тей­цем и за­ни­мал­ся стро­и­тель­ством при­волж­ской же­лез­ной до­ро­ги. Се­мья бы­ла бла­го­че­сти­вая, один из сы­но­вей, Ми­ха­ил, стал свя­щен­ни­ком, а две дру­гие до­че­ри не вы­шли за­муж и по­свя­ти­ли свою жизнь вос­пи­та­нию при­ем­ных де­тей и де­тей род­ствен­ни­ков. 21 но­яб­ря 1911 го­да Дмит­рий Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Дмит­ри­ев­ской церк­ви се­ла Ост­ров­но Выш­не­во­лоц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-benevolenskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 8 ав­гу­ста 1881 го­да в се­ле Ке­льи Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье тор­гов­ца Иа­ко­ва Бы­ко­ва. Окон­чив зем­скую шко­лу, Алек­сандр стал по­мо­гать от­цу в тор­гов­ле, а недо­ста­ток об­ра­зо­ва­ния вос­пол­нил со вре­ме­нем са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем. Он же­нил­ся на де­ви­це Ма­рии, впо­след­ствии у них ро­ди­лось де­сять де­тей.
В 1908 го­ду Алек­сандр Яко­вле­вич с се­мьей по­се­лил­ся в Москве и стал са­мо­сто­я­тель­ным вла­дель­цем цве­точ­но­го ма­га­зи­на и теп­лиц, где раз­во­дил мно­же­ство сор­тов цве­тов. Сра­зу же по­сле то­го, как про­изо­шла Фев­раль­ская ре­во­лю­ция, он оста­вил тор­гов­лю и все с нею свя­зан­ное иму­ще­ство и 1 ок­тяб­ря 1917 го­да по­сту­пил пса­лом­щи­ком в цер­ковь се­ла Щег­ля­тье­во Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.
23 сен­тяб­ря 1921 го­да Алек­сандр Яко­вле­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на. С 1923 по 1926 год он слу­жил в Москве в хра­ме на Боль­шой Дмит­ров­ке. С 10 фев­ра­ля 1926 го­да он был на­зна­чен слу­жить в Вве­ден­скую цер­ковь в се­ле Хра­не­во Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на. 18 июня 1930 го­да епи­скоп Вос­кре­сен­ский Иоанн (Ва­си­льев­ский) ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка к Зна­мен­ской церк­ви в се­ле Суд­ни­ко­во Ло­то­шин­ско­го рай­о­на. 1 ян­ва­ря 1931 го­да отец Алек­сандр был вновь опре­де­лен к Вве­ден­ской церк­ви се­ла Хра­не­во, в ко­то­рой про­слу­жил до дня аре­ста.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-bykov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Вик­тор ро­дил­ся 31 ок­тяб­ря 1872 го­да в се­ле Кой Ка­шин­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ни­ко­лая Ильин­ско­го. Он окон­чил учи­тель­ские кур­сы при уезд­ном учи­ли­ще в Нов­го­род­ской гу­бер­нии и вер­нул­ся в род­ное се­ло, где слу­жил, бу­дучи к это­му вре­ме­ни ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка, его отец. Де­сять лет Вик­тор Ни­ко­ла­е­вич был учи­те­лем в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле, а с 1906 го­да стал слу­жить в хра­ме пса­лом­щи­ком. В 1912 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на к той же церк­ви.
В 1918 го­ду в цен­траль­ной Рос­сии бы­ла уста­нов­ле­на со­вет­ская власть, и сра­зу же на­ча­лись го­не­ния на Пра­во­слав­ную Цер­ковь, убий­ства свя­щен­ни­ков и ми­рян. Отец Вик­тор пер­вый раз был аре­сто­ван в 1920 го­ду, об­ви­нен в со­кры­тии из­лиш­ков хле­ба и при­го­во­рен к трем ме­ся­цам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь.

https://azbyka.ru/days/sv-viktor-ilinskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся в 1875 го­ду в се­ле Ра­меш­ки Бе­жец­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Еф­ре­ма Неча­е­ва. По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Во вре­мя го­не­ний два­дца­тых го­дов слу­жил в од­ном из хра­мов Твер­ской епар­хии. В 1929 го­ду вла­сти по­тре­бо­ва­ли от него упла­ты про­из­воль­но на­зна­чен­но­го на­ло­га, сум­ма ко­то­ро­го бы­ла столь зна­чи­тель­на, что да­же ес­ли бы свя­щен­ник про­дал все иму­ще­ство, он все рав­но бы не смог рас­пла­тить­ся. За неупла­ту на­ло­га о. Алек­сей 31 ок­тяб­ря 1929 го­да был при­го­во­рен к трем го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды и за­клю­чен в Ни­же­го­род­скую фаб­рич­ную за­вод­скую ко­ло­нию.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-nechaev

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 1 мар­та 1881 го­да в го­ро­де Тве­ри в се­мье чи­нов­ни­ка Твер­ской кон­си­сто­рии Ни­ко­лая Бе­лю­сти­на. Окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Слу­жил в се­ле Ко­то­во Мо­ло­ков­ско­го рай­о­на. В 1931 го­ду пе­ре­ехал в Сон­ков­ский рай­он и стал слу­жить в хра­ме по­го­ста Са­бу­ро­ва.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-beljustin

☦️
О иных на­ших му­че­ни­ках оста­лись в ка­че­стве сви­де­тель­ства об их по­дви­ге толь­ко дра­го­цен­ные му­че­ни­че­ские ак­ты: ан­ке­та, за­пол­нен­ная сле­до­ва­те­лем при аре­сте, ли­сты до­про­са, непра­вед­ный при­го­вор и до­ку­мент о рас­стре­ле. Од­ним из та­ких му­че­ни­ков был свя­щен­ник Ми­ха­ил Некра­сов.
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 1 но­яб­ря 1883 го­да в се­ле Сер­ги­но Ста­риц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье цер­ков­но­слу­жи­те­ля Алек­сея Некра­со­ва – свя­щен­ни­ка, диа­ко­на или пса­лом­щи­ка, мы не зна­ем. Ми­ха­ил Алек­се­е­вич окон­чил два клас­са Ста­риц­ко­го ду­хов­но­го учи­ли­ща; 12 фев­ра­ля 1908 го­да он был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на ко хра­му се­ла Ал­фе­рье­ва Ста­риц­ко­го уез­да, а за­тем в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в се­лах Твер­ской епар­хии.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-nekrasov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся 8 фев­ра­ля 1880 го­да в се­ле За­ру­дье Ра­до­мысль­ско­го уез­да Ки­ев­ской гу­бер­нии в се­мье цер­ков­но­слу­жи­те­ля Пав­ла Бак­ка­лин­ско­го. Окон­чил че­ты­ре клас­са Уман­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща. С 1901 по 1903 год слу­жил в ар­мии – был пи­са­рем на ар­тил­ле­рий­ском скла­де в Чи­те. По­сле де­мо­би­ли­за­ции по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм, где слу­жил его отец. Вско­ре по­сле ре­во­лю­ции Фе­дор Пав­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-bakkalinskij

☦️
Иерей Петр был од­ним из тех, кто со­зна­тель­но из­брал путь слу­же­ния Бо­гу и Церк­ви во вре­мя бес­по­щад­ных го­не­ний. Для него бы­ло яс­но при са­мом вы­бо­ре свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния, что власть, с та­кой яро­стью ис­по­ве­ду­ю­щая во­ин­ству­ю­щее без­бо­жие, к Церк­ви и ее слу­жи­те­лям бу­дет бес­по­щад­на. Ве­ро­ят­ность и бли­зость аре­ста, а то и на­силь­ствен­ной смер­ти лишь спо­соб­ство­ва­ли то­му, чтобы с твер­дой ре­ши­мо­стью от­да­вать все свои си­лы слу­же­нию Бо­гу и пастве.
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся в 1890 го­ду в се­ле Ти­тов­ском Те­ля­тин­ской во­ло­сти Ве­сье­гон­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая Ти­то­ва. Он окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был опре­де­лен пса­лом­щи­ком в се­ло Фе­до­ров­ское Ко­на­ков­ско­го уез­да. В 1924 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Ар­хан­гель­ском Кимр­ско­го рай­о­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-titov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся в 1869 го­ду в се­ле На­гор­ном Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Се­ме­на Ни­ко­ло­гор­ско­го. В 1889 го­ду Алек­сей Се­ме­но­вич окон­чил Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Во­ло­ча­но­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-nikologorskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 10 ап­ре­ля 1873 го­да в го­ро­де Чи­те в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Зна­мен­ско­го. Отец умер ра­но, и Сер­гей вос­пи­ты­вал­ся в до­ме де­да – сель­ско­го пса­лом­щи­ка. В 1913 го­ду он окон­чил Ка­зан­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и же­нил­ся; у них с су­пру­гой Ма­ри­ей Лу­кья­нов­ной бы­ло две до­че­ри. В 1913 го­ду Сер­гей Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к ка­фед­раль­но­му со­бо­ру в го­ро­де Чи­те. На него бы­ли воз­ло­же­ны обя­зан­но­сти мис­си­о­не­ра сре­ди язы­че­ских пле­мен бу­рят и мон­го­лов.
Ко­гда на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на и по­тре­бо­ва­лись пол­ко­вые свя­щен­ни­ки, отец Сер­гий был ко­ман­ди­ро­ван на фронт свя­щен­ни­ком 234‑го Бо­ри­со­глеб­ско­го пе­хот­но­го пол­ка. Он про­был на фрон­те до кон­ца вой­ны.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-znamenskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай Ду­на­ев ро­дил­ся 30 но­яб­ря 1878 го­да в д. Зи­мен­ки Ков­ров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии.
Окон­чил ду­хов­ную се­ми­на­рию, был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
С 1901 го­да окорм­лял Фе­о­до­ров­ский жен­ский мо­на­стырь в Пе­ре­слав­ле-За­лес­ском.
В 1920 го­ду се­мья о. Ни­ко­лая, в ко­то­рой бы­ло трое де­тей бы­ла рас­ку­ла­че­на, в 1924 г. вос­ста­нов­ле­на в пра­вах, но об­ло­же­на боль­шим на­ло­гом.
По­сле за­кры­тия Фе­о­до­ров­ско­го мо­на­сты­ря, с 1923 го­да ба­тюш­ка слу­жил в клад­би­щен­ской церк­ви г. Пе­ре­слав­ля.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-dunaev

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 25 мар­та 1871 го­ду в се­ле Те­ши­ло­во Клин­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Алек­сея Дмит­ри­е­ви­ча Ли­ха­ре­ва. Окон­чил в 1886 го­ду Дмит­ров­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1894 го­ду Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри Го­ло­вин­ско­го мо­на­сты­ря, где про­слу­жил до са­мо­го его за­кры­тия.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-liharev

☦️
Алек­сандр Ми­хай­ло­вич По­кров­ский ро­дил­ся 14 ав­гу­ста 1879 го­да в се­ле Ка­за­но­во Руз­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка. Об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Во­ло­ко­лам­ском ду­хов­ном учи­ли­ще и Вифан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. По­сле окон­ча­ния уче­бы в 1905 го­ду Алек­сандр был ру­ко­по­ло­жен свя­щен­ни­ком к Но­во-Ва­си­льев­ской церк­ви се­ла Ва­си­льев­ское (Ло­то­шин­ский рай­он Мос­ков­ская об­ласть), где он и слу­жил вплоть до сво­е­го аре­ста 12 но­яб­ря 1937 го­да.
Ко­гда ба­тюш­ку аре­сто­ва­ли, ему предъ­яви­ли об­ви­не­ние в контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции. Он был осуж­ден по ста­тье 58-10 УК РСФСР и при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. 27 но­яб­ря 1937 го­да от­ца Алек­сандра По­кров­ско­го не ста­ло, он был рас­стре­лян вме­сте со мно­ги­ми кли­ри­ка­ми и ми­ря­на­ми на по­ли­гоне Бу­то­во в Мос­ков­ской об­ла­сти.

☦️
Священномученики Николай Виноградов и Димитрий Лебедев, пресвитеры, и мученик Гавриил Безфамильный.
Во вре­мя го­не­ний 1937 го­да вла­сти ча­сто аре­сто­вы­ва­ли всех чле­нов прич­та, по­сле че­го опу­стев­шие хра­мы раз­ру­ша­ли. 21 ок­тяб­ря 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны на­сто­я­тель Воз­не­сен­ско­го хра­ма в се­ле Те­ря­е­ва Сло­бо­да Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ви­но­гра­дов, диа­кон хра­ма Петр Смир­нов и вме­сте с ни­ми ми­ря­нин Гав­ри­ил Без­фа­миль­ный, а так­же на­сто­я­тель церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в со­сед­нем се­ле Спи­ро­во про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Ле­бе­дев.

Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 21 ап­ре­ля 1876 го­да в го­ро­де Дмит­ро­ве Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Иоан­на Ви­но­гра­до­ва. В 1901 го­ду он окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию. Же­нил­ся на Ека­те­рине Пав­ловне Со­ко­ло­вой и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.

Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся в 1871 го­ду в се­ле Спи­ро­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сандра Ле­бе­де­ва. В 1892 го­ду Дмит­рий Алек­сан­дро­вич окон­чил Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Он слу­жил в церк­ви Вве­де­ния во храм Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Спи­ро­во.

Му­че­ник Гав­ри­ил (Гав­ри­ил Гав­ри­и­ло­вич Без­фа­миль­ный) ро­дил­ся в 1880 го­ду в Москве. Окон­чил шко­лу и за­тем ра­бо­тал во­до­про­вод­чи­ком и при­слу­жи­вал в хра­ме. В 1924 го­ду Гав­ри­ил Гав­ри­и­ло­вич пе­ре­ехал в се­ло Яро­по­лец Во­ло­ко­лам­ско­го рай­о­на. 21 ок­тяб­ря 1937 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли его по об­ви­не­нию в ан­ти­со­вет­ской и контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции; он ви­нов­ным се­бя не при­знал, ска­зав лишь, что дей­стви­тель­но про­дал два по­мян­ни­ка ве­ру­ю­щим.
23 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ков Ни­ко­лая и Ди­мит­рия и ми­ря­ни­на Гав­ри­и­ла к рас­стре­лу. 27 но­яб­ря 1937 го­да про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Ви­но­гра­дов, про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Ле­бе­дев и ми­ря­нин Гав­ри­ил Без­фа­миль­ный бы­ли рас­стре­ля­ны и по­гре­бе­ны в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-lebedev

Творения сщмч. Димитрия (Лебедева):
https://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebedev/
• Воспоминания о Василии Васильевиче Болотове
• Антиохийский собор 324 года и его послание к Александру, епископу Фессалоникскому
• Вопрос о происхождении арианства
• День Рождества Христова по хронологии св. Ипполита Римского
• Евсевий Никомидийский и Лукиан
• Из эпохи арианских споров: Павлин и Зинон, епископы тирские
• К вопросу об Антиохийском соборе 324 года и о «Великом и священном соборе в Анкире»
• Коптские и арабские источники по истории древней, преимущественно Египетской, церкви
• О Пасхе 22 марта
• Св. Александр Александрийский и Ориген
• Список епископов Первого Вселенского собора в 318 имен: к вопросу о его происхождении и значении для реконструкции подлинного списка никейских отцов
• Почему праздник Пасхи 25 марта называется «Кириопасха»
• Речь перед защитой магистерской диссертации: «Из истории древних пасхальных циклов: I. 19-летний цикл Анатолия Лаодикийского. СПб., 1912»
• Отзывы и рецензии
• Профессор Анатолий Алексеевич Спасский: к характеристике его ученой деятельности как историка древней церкви
• Средники: к вопросу о происхождении этой старообрядческой секты

☦️
Свя­щен­ник Пор­фи­рий Ми­хай­ло­вич Ко­ло­сов­ский ро­дил­ся в 1868 го­ду се­ле Дол­гое По­ле Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии. Слу­жил в се­ле Вар­га­ны Лы­с­ков­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской об­ла­сти. Был аре­сто­ван 17 сен­тяб­ря 1937 го­да; на ос­но­ва­нии лож­ных по­ка­за­ний ра­нее аре­сто­ван­но­го свя­щен­ни­ка, ко­то­рый слом­лен­ный тю­рем­ным со­дер­жа­ни­ем и пыт­ка­ми, под­пи­сал все по­ка­за­ния, со­став­лен­ные сле­до­ва­те­лем. С предъ­яв­лен­ным об­ви­не­ни­ем о. Пор­фи­рий не со­гла­сил­ся, и сле­до­ва­те­ли не смог­ли до­ка­зать его ви­нов­ность. Свя­щен­ник дер­жал­ся му­же­ствен­но. 11 но­яб­ря 1937 го­да он был при­го­во­рен к рас­стре­лу и рас­стре­лян.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий ро­дил­ся 27 де­каб­ря 1877 го­да в се­ле Несте­ро­во Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ев­ге­ния Ни­коль­ско­го. Он окон­чил пол­ный курс ду­хов­но­го учи­ли­ща и по­сле сда­чи эк­за­ме­на по­лу­чил зва­ние учи­те­ля цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы.
С 1894 по 1909 год Ва­си­лий Ни­коль­ский учи­тель­ство­вал, а с мая 1909 по де­кабрь 1910 го­да слу­жил пса­лом­щи­ком. В 1910 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Кре­сто­воз­дви­жен­ско­му хра­му в се­ле Дуб­ро­во Бо­го­род­ско­го уез­да, а в мар­те 1924 го­да – во свя­щен­ни­ка к это­му же хра­му.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-nikolskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ге­ор­гий ро­дил­ся 24 фев­ра­ля 1874 го­да в го­ро­де Ка­лу­ге в се­мье свя­щен­ни­ка Иа­ко­ва Из­ве­ко­ва. Ге­ор­гий Яко­вле­вич окон­чил Ки­ев­скую Ду­хов­ную ака­де­мию и был на­прав­лен слу­жить пса­лом­щи­ком при по­соль­ской церк­ви в го­ро­де Пра­ге, а за­тем, пе­ре­ехав в Санкт-Пе­тер­бург, был за­ко­но­учи­те­лем в од­ном из учеб­ных за­ве­де­ний. Ру­ко­по­ло­жен­ный во свя­щен­ни­ка, отец Ге­ор­гий во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны слу­жил в са­ни­тар­ном по­ез­де, а за­тем в гос­пи­та­ле.
По­сле боль­ше­вист­ской ре­во­лю­ции отец Ге­ор­гий пе­ре­ехал в Моск­ву; с 1921 го­да он стал слу­жить в хра­ме Дон­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри при стан­ции Пер­лов­ка под Моск­вой; был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-georgij-izvekov

☦️
Свя­той свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий Ро­за­нов ро­дил­ся 22 июня 1872 г. в по­го­сте Чер­ниц­кое Опо­чец­ко­го уез­да Псков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка, на­сто­я­те­ля мест­ной По­кров­ской церк­ви. За­кон­чил Псков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и опре­де­лен на ме­сто учи­те­ля и за­ко­но­учи­те­ля в род­ное се­ло.
Ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и на­зна­чен к Чер­ниц­кой По­кров­ской церк­ви в 1902 го­ду, став при­ем­ни­ком сво­е­го от­ца и пас­ты­рем сво­их од­но­сель­чан.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-rozanov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 10 ап­ре­ля 1884 го­да в по­го­сте Те­ре­мец Сер­пу­хов­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Алек­сан­дро­ви­ча Спас­ско­го, слу­жив­ше­го в хра­ме Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в этом се­ле. В 1900 го­ду Сер­гей окон­чил Пе­ре­р­вин­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1906 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был на­зна­чен учи­те­лем в шко­лу в се­ле Бо­ло­то­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да; в 1909 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Успен­ской церк­ви в се­ле Бе­лые Ко­ло­де­зи Ко­ло­мен­ско­го уез­да, где и про­слу­жил всю жизнь, со­про­вож­дав­шу­ю­ся пре­сле­до­ва­ни­я­ми и аре­ста­ми и окон­чив­шу­ю­ся му­че­ни­че­ски.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-spasskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 19 мар­та 1888 го­да в се­ле Ро­ма­но­во Но­во­торж­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Лео­ни­да Че­ка­ло­ва. Он окон­чил Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка.
В 1930 го­ду у о. Алек­сандра ото­бра­ли дом и все иму­ще­ство. В ожи­да­нии аре­ста он бла­го­сло­вил де­тям (двум сы­но­вьям и двум до­че­рям) уехать, дабы из­бе­жать пре­сле­до­ва­ний как де­тям свя­щен­ни­ка, а сам остал­ся с су­пру­гой Алек­сан­дрой и млад­шей до­че­рью, ко­то­рой в то вре­мя ис­пол­ни­лось все­го де­вять лет.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-chekalov

☦️
Священномученик Сергий Руфицкий, пресвитер, и мученик Димитрий Рудаков.

Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 6 ав­гу­ста 1884 го­да в се­ле Ель­ци­но По­кров­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Ива­но­ви­ча Ру­фиц­ко­го. Отец Ми­ха­ил слу­жил в хра­ме Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри се­ла Ива­но­во, с ко­то­рым тес­но свя­за­на судь­ба его сы­на Сер­гея. Все чет­ве­ро сы­но­вей от­ца Ми­ха­и­ла окон­чи­ли Вла­ди­мир­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще и Вла­ди­мир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и ста­ли свя­щен­ни­ка­ми. В со­вет­ское вре­мя все они при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну.
Сер­гей Ми­хай­ло­вич окон­чил се­ми­на­рию в 1904 го­ду, в 1907 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и на­прав­лен слу­жить в храм се­ла Се­ди­ко­во Ков­ров­ско­го уез­да.
В 1907 го­ду ов­до­ве­ла его сест­ра, муж ко­то­рой – на­сто­я­тель хра­ма Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри се­ла Ива­но­во – на­сле­до­вал это ме­сто у их от­ца свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Ру­фиц­ко­го, умер­ше­го в 1896 го­ду. В 1919 го­ду отец Сер­гий Ру­фиц­кий был пе­ре­ве­ден в этот храм, и за­бо­ты о со­дер­жа­нии сест­ры лег­ли на его пле­чи. Здесь он слу­жил до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду. Пса­лом­щи­ком в хра­ме в это вре­мя был Дмит­рий Ива­но­вич Ру­да­ков, с ко­то­рым у от­ца Сер­гия сло­жи­лись доб­рые от­но­ше­ния.

Му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся 20 ок­тяб­ря 1879 го­да в се­ле По­кров Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Ру­да­ко­ва. В 1889 го­ду он окон­чил три клас­са ду­хов­но­го учи­ли­ща. С 1901 по 1914 год слу­жил пса­лом­щи­ком в хра­ме се­ла Гав­риль­це­во, а в 1914 го­ду пе­ре­шел в при­ход хра­ма Тих­вин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри се­ла Ива­но­во, где и слу­жил до сво­е­го аре­ста.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-rufickij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1877 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Бо­го­род­ско­го, слу­жив­ше­го в Успен­ской церк­ви по­го­ста Ока­то­во Кимр­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии.
По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии Ни­ко­лай Ва­си­лье­вич стал слу­жить при хра­ме пса­лом­щи­ком. Это слу­же­ние про­дол­жа­лось с 1892 по 1906 год, ко­гда он был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на ко хра­му Бла­го­ве­ще­ния по­го­ста Бла­го­ве­ще­нье Ржев­ско­го уез­да. В этом хра­ме он слу­жил во все вре­мя го­не­ний, с ним был свя­зан его ис­по­вед­ни­че­ский по­двиг, здесь он был аре­сто­ван в по­след­ний раз неза­дол­го пе­ред му­че­ни­че­ской кон­чи­ной. К это­му вре­ме­ни его де­ти – две до­че­ри и сын – разъ­е­ха­лись, и он остал­ся вме­сте с су­пру­гой Ма­ри­ей Ва­си­льев­ной.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-bogorodskij

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ари­старх (в ми­ру Алек­сандр Фе­до­ро­вич За­гло­дин-Ко­ко­рев) ро­дил­ся 8 мар­та 1886 го­да в де­ревне Па­шу­ко­во Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Окон­чил цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. В 1908 го­ду Алек­сандр Фе­до­ро­вич по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Свя­то-Ни­коль­ский Пеш­нош­ский мо­на­стырь в Дмит­ров­ском уез­де Мос­ков­ской гу­бер­нии. По­сле на­зна­че­ния в 1919 го­ду прео­свя­щен­но­го Се­ра­фи­ма (Звез­дин­ско­го) епи­ско­пом Дмит­ров­ским по­слуш­ник Алек­сандр стал его ке­лей­ни­ком и ипо­ди­а­ко­ном. В 1920 го­ду он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ари­старх и ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на. В 1926 го­ду епи­скоп Се­ра­фим ру­ко­по­ло­жил его в сан иеро­мо­на­ха.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aristarh-zaglodin-kokorev

☦️
Му­че­ни­ца Ан­на ро­ди­лась 31 ян­ва­ря 1875 го­да в Москве в се­мье гу­берн­ско­го сек­ре­та­ря Ива­на Алек­се­е­ви­ча Зер­ца­ло­ва, ко­то­рый в по­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни со­сто­ял на служ­бе в управ­ле­нии Смо­лен­ской же­лез­ной до­ро­ги. Ро­ди­те­ли ее дер­жа­лись стро­гих нрав­ствен­ных пра­вил, но пра­во­сла­вие вос­при­ни­ма­ли пре­иму­ще­ствен­но с об­ря­до­вой сто­ро­ны, по­это­му на­чат­ки ре­ли­ги­оз­но­го вос­пи­та­ния, ко­то­рые да­ли они сво­ей до­че­ри, бы­ли непроч­ны­ми. «Ма­лое чув­ство ве­ры, ко­то­рое тле­ло во мне сла­бым огонь­ком, – пи­са­ла она впо­след­ствии, – быст­ро ста­ло осла­бе­вать и га­сить­ся тле­твор­ным ды­ха­ни­ем па­губ­но­го вли­я­ния ма­ло­ве­рия… На­уч­ные идеи, при­прав­лен­ные ве­я­ни­ем лож­ных прин­ци­пов, плот­но раз­ме­сти­лись в мо­ей го­ло­ве и ста­ли рас­по­ря­жать­ся там пол­но­власт­ны­ми хо­зяй­ка­ми, от­вле­кая ме­ня от все­го ис­тин­но­го, ду­хов­но­го, пре­крас­но­го».
В шест­на­дцать лет Ан­на окон­чи­ла гим­на­зию, по­лу­чив ат­те­стат, ко­то­рый да­вал ей воз­мож­ность за­нять ме­сто до­маш­ней учи­тель­ни­цы.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-anna-zercalova

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор ро­дил­ся 13 фев­ра­ля 1889 го­да в де­ревне Пе­сье По­доль­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ва­си­лия Гру­да­ко­ва. По­сле окон­ча­ния в 1905 го­ду Пе­ре­р­вин­ско­го Ду­хов­но­го учи­ли­ща Фе­дор по­сту­пил в Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию.
В 1911 го­ду по­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии Фе­дор Гру­да­ков был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Тих­вин­ско­му хра­му в се­ло Бо­го­род­ское-Ва­ту­тин­ки По­доль­ско­го уез­да.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-grudakov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 15 ав­гу­ста 1877 го­да в се­ле Ро­га­че­во Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье про­то­и­е­рея Вя­че­сла­ва Кон­стан­ти­но­ва и его су­пру­ги Еле­ны. Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в ду­хов­ном учи­ли­ще, где пре­по­да­ва­те­лем был его отец, а за­тем учил­ся в Вифан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Окон­чив ее в 1900 го­ду, он стал учи­те­лем фаб­рич­ной шко­лы в го­ро­де Яхро­ме Мос­ков­ской гу­бер­нии.
В 1906 го­ду Сер­гей Вя­че­сла­во­вич же­нил­ся на де­ви­це Ан­то­нине, до­че­ри диа­ко­на Ва­си­лия Смир­но­ва.

Впо­след­ствии у от­ца Сер­гия и Ан­то­ни­ны Ва­си­льев­ны ро­ди­лось де­сять де­тей, из ко­то­рых трое умер­ли в мла­ден­че­стве.
В 1906 го­ду Сер­гей Вя­че­сла­во­вич был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Вос­кре­се­ния Хри­сто­ва в се­ле Вос­кре­сен­ском Мос­ков­ской гу­бер­нии.

https://azbyka.ru/days/sv-sergij-konstantinov

Жития
Писание