⏳ 2020.12.12 (сб)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 27я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 1й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
12 декабря (29 ноября)
• Рождественский пост
• мч. Парамо́на Вифинского, и 370-ти мучеников (250)
• мч. Филуме́на Анкирского (ок. 274)
• сщмч. Сатурни́на Тулузского (III)
• прп. Ака́кия Синайского (VI)
• сщмч. Ави́ва Некресского (Кахетинского) (VI)
• прп. Нектария Печерского (XII)
• свт. Мардария (Ускоковича) Американского и Канадского (1935)
• сщмч. Сергия Кочурова (1941)


☦️
Свя­той му­че­ник Па­ра­мон и с ним 370 му­че­ни­ков по­стра­да­ли за ве­ру во Хри­ста в 250 го­ду при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251). Пра­ви­тель во­сточ­ных об­ла­стей Ак­ви­ан за­то­чил в тем­ни­цу 370 хри­сти­ан, при­нуж­дая их от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­ву идо­лам. За­клю­чен­ных пре­да­ва­ли пыт­кам, на­де­ясь му­че­ни­я­ми и угро­зой смер­ти за­ста­вить их от­речь­ся от Хри­ста и по­кло­нить­ся язы­че­ским бо­же­ствам. Один из мест­ных жи­те­лей, по име­ни Па­ра­мон, ви­дя му­че­ния хри­сти­ан, от­кры­то об­ли­чил же­сто­кость пра­ви­те­ля и ис­по­ве­дал свою ве­ру в Еди­но­го Ис­тин­но­го Бо­га, Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Свя­то­го Па­ра­мо­на по­сле же­сто­чай­ших пы­ток обез­гла­ви­ли вме­сте с осталь­ны­ми 370-ю му­че­ни­ка­ми.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/1057

☦️
Свя­той му­че­ник Филу­мен жил в цар­ство­ва­ние ца­ря Авре­ли­а­на (270-275), в Ли­ка­о­нии, за­ни­ма­ясь про­да­жей жи­та в Га­ла­тии, в го­ро­де Ан­ки­ре. Свя­тый Филу­мен был окле­ве­тан пред пра­ви­те­лем об­ла­сти Фе­лик­сом, пред ко­то­рым он и ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном, за что был по­ве­шен, стро­ган и за­тем ввер­жен в огонь, от­ку­да бла­го­да­тью Бо­жи­ею вы­шел невре­ди­мым. По­сле это­го ему вби­ли в го­ло­ву, ру­ки и но­ги гвоз­ди и влек­ли его 30 по­прищ (од­но по­при­ще рав­ня­лось на­шим 690 са­же­ням, сле­до­ва­тель­но, 30 по­прищ – это бо­лее 40 верст (км.)), от че­го свя­той, из­не­мог­ши, пре­дал дух свой Бо­гу. Кон­чи­на св. муч. Филу­ме­на по­сле­до­ва­ла око­ло 274 г.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Са­тур­нин (III в.), пер­вый епи­скоп Ту­луз­ский, был гре­ком по про­ис­хож­де­нию и дво­ря­ни­ном по рож­де­нию. Свя­той Са­тур­нин один из се­ми свя­тых мис­си­о­не­ров, по­слан­ных Ри­мом для про­све­ще­ния Гал­лии во вре­ме­на прав­ле­ния Де­кия (249–251). Ко­гда мис­си­о­не­ры до­бра­лись до Ар­ля, Са­тур­нин от­пра­вил­ся в об­ла­сти Лан­ге­до­ка и Гас­ко­ни (юго-за­пад Фран­ции) вплоть до гра­ниц с Ис­па­ни­ей. По­сле боль­ших успе­хов он столк­нул­ся с черст­во­стью языч­ни­ков в Кар­кас­сонне, где был аре­сто­ван. Осво­бож­ден­ный по вме­ша­тель­ству Ан­ге­ла, он про­дол­жил свою мис­сию в го­ро­де Ту­лу­зе, где он на­шел ду­ши, бо­лее от­кры­тые по­ис­ку ис­ти­ны, и ос­но­вал там Цер­ковь. Он ис­це­лял боль­ных и про­ка­жен­ных крест­ным зна­ме­ни­ем и вдох­нов­лял слу­ша­те­лей сво­ей про­по­ве­дью.
Оста­вив пре­ем­ни­ком Па­пу­ля, Са­тур­нин от­пра­вил­ся в Ис­па­нию и при­вел к ве­ре го­ро­да Пам­пло­ну и То­ле­до. По воз­вра­ще­нии в Ту­лу­зу по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны Па­пу­ля, свя­ти­тель Са­тур­нин столь вос­си­ял ми­ло­стию Бо­жи­ей, что бе­сы по­ки­ну­ли язы­че­ское ка­пи­ще и идо­лы пре­кра­ти­ли «об­слу­жи­вать» сво­их жре­цов и оста­ва­лись немы­ми, несмот­ря на мо­лит­вы языч­ни­ков и при­но­си­мые жерт­вы. Языч­ни­ки бы­ли тем весь­ма огор­че­ны. Они го­то­ви­лись при­не­сти бы­ка в жерт­ву на Ка­пи­то­лии, ко­гда при­шел Са­тур­нин, от­прав­ля­ясь на служ­бу Бо­жию. В тол­пе его кто-то узнал и вос­клик­нул: «Вот враг на­шей ре­ли­гии, зна­ме­но­сец но­вой сек­ты, тот, кто учит раз­ру­шать на­ши хра­мы, тот, кто осуж­да­ет на­ших бо­гов, на­зы­вая их де­мо­на­ми. Имен­но он сво­им при­сут­стви­ем ме­ша­ет нам по­лу­чать на­ши при­выч­ные от­ве­ты. Да­вай­те бу­дем мстить за оскорб­ле­ния, ко­то­рое он на­но­сит нам и на­шим бо­гам. За­ста­вим его при­не­сти жерт­вы, чтобы успо­ко­ить бо­гов, или уме­реть, чтобы, по край­ней ме­ре, его смерть для них бы­ла при­ят­на!» В то вре­мя, как спут­ни­ки свя­ти­те­ля об­ра­ти­лись в бег­ство, Са­тур­нин, хра­ня спо­кой­ствие, от­ве­тил: «Я знаю толь­ко од­но­го на­сто­я­ще­го Бо­га. Как Вы хо­ти­те, чтобы я опа­сал­ся ва­ших во­об­ра­жа­е­мых бо­гов, в то вре­мя как, по ва­шим сло­вам, имен­но они пу­га­ют­ся ме­ня?» Эти сло­ва епи­ско­па при­ве­ли тол­пу в неистов­ство. Схва­тив Са­тур­ни­на, его при­вя­за­ли за но­ги ве­рев­кой к ди­ко­му бы­ку, ко­то­рый, под­го­ня­е­мый уко­ла­ми пик, устре­мил­ся с яро­стью вон из хра­ма. На пер­вых же сту­пе­нях го­ло­ва свя­то­го му­че­ни­ка раз­би­лась. За­тем жи­вот­ное, про­дол­жив свой бег по ули­цам го­ро­да, пре­вра­тил в тряп­ки его те­ло, во­ло­ча его до тех пор, по­ка ве­рев­ка не разо­рва­лась. В том ме­сте поз­же бы­ла воз­двиг­ну­та цер­ковь в честь свя­щен­но­му­че­ни­ка Са­тур­ни­на.
Несмот­ря на опас­ность, две бед­ные хри­сти­ан­ские жен­щи­ны при­шли вско­ре на ме­сто, по­ло­жи­ли те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка в де­ре­вян­ный гроб и по­хо­ро­ни­ли его непо­да­лё­ку. По­се­ща­е­мая в те­че­ние ве­ков мно­го­чис­лен­ны­ми па­лом­ни­ка­ми мо­ги­ла Апо­сто­ла Ту­лу­зы бы­ла зна­ме­ни­та про­ис­хо­див­ши­ми на ней чу­де­са­ми.

☦️
Преподобный Ака́кий Синайский.

Cказание, которое привел в «Лествице» преподобный Иоанн Лествичник как пример терпения, послушания и награды за них, и в котором пишет о пре­по­доб­ном Ака­кии:
«Не хо­чу непра­вед­но скры­вать и ли­хо­им­ство­вать бес­че­ло­веч­но, не хо­чу умол­чать пред ва­ми о том, о чем мол­чать не долж­но. Ве­ли­кий Иоанн Сав­ва­ит со­об­щил мне ве­щи, до­стой­ные слы­ша­ния; а ты сам, пре­по­доб­ный от­че, по опы­ту зна­ешь, что сей муж бес­стра­стен и чист от вся­кой лжи, от вся­ко­го лу­ка­во­го де­ла и сло­ва. Он рас­ска­зал мне сле­ду­ю­щее.
«В оби­те­ли мо­ей в Азии (ибо от­ту­да при­шел сей пре­по­доб­ный), в ко­то­рой я на­хо­дил­ся преж­де, неже­ли при­шел сю­да, был один ста­рец весь­ма нера­ди­вой жиз­ни и дерз­ко­го нра­ва; го­во­рю сие, не су­дя его, а дабы по­ка­зать, что я го­во­рю прав­ду. Не знаю, ка­ким об­ра­зом при­об­рел он се­бе уче­ни­ка, юно­шу по име­ни Ака­кий, про­сто­го нра­ва, но муд­ро­го смыс­лом, ко­то­рый столь­ко же­сто­ко­стей пе­ре­нес от се­го стар­ца, что для мно­гих это по­ка­жет­ся неве­ро­ят­ным. Ведь ста­рец му­чил его еже­днев­но не толь­ко уко­риз­на­ми и ру­га­тель­ства­ми но и по­бо­я­ми; тер­пе­ние же по­слуш­ни­ка бы­ло не без­рас­суд­ное. Ви­дя, что он, как куп­лен­ный раб, еже­днев­но крайне стра­да­ет, я ча­сто го­ва­ри­вал ему, при встре­че с ним: «Что, брат Ака­кий, ка­ко­во се­го­дня?» – В от­вет на это он тот­час по­ка­зы­вал мне ино­гда си­нее пят­но под гла­зом, ино­гда уязв­лен­ную шею или го­ло­ву; а как я знал, что он – де­ла­тель, то го­ва­ри­вал ему: «Хо­ро­шо, хо­ро­шо, по­тер­пи и по­лу­чишь поль­зу».
Про­жив у сво­е­го неми­ло­серд­но­го стар­ца де­вять лет, Ака­кий ото­шел ко Гос­по­ду и по­гре­бен в усы­паль­ни­це от­цов. Спу­стя пять дней по­сле это­го на­став­ник его по­шел к од­но­му пре­бы­вав­ше­му там ве­ли­ко­му стар­цу и го­во­рит ему: «От­че, брат Ака­кий умер». Но ста­рец, услы­шав это, ска­зал ему: «По­верь мне, стар­че, я со­мне­ва­юсь в этом». «По­ди и по­смот­ри», – от­ве­чал тот. Немед­лен­но встав, ста­рец при­хо­дит в усы­паль­ни­цу с на­став­ни­ком бла­жен­но­го оно­го по­движ­ни­ка, и взы­ва­ет к нему, как бы к жи­во­му (ибо по­ис­ти­не он был жив и по­сле смер­ти), и го­во­рит: «Брат Ака­кий, умер ли ты?» Сей же бла­го­ра­зум­ный по­слуш­ник, ока­зы­вая по­слу­ша­ние и по­сле смер­ти, от­ве­чал ве­ли­ко­му: «От­че, как мож­но уме­реть де­ла­те­лю по­слу­ша­ния?» – То­гда ста­рец, ко­то­рый был преж­де на­став­ни­ком Ака­кия, по­ра­жен­ный стра­хом, пал со сле­за­ми на зем­лю; и по­том, ис­про­сив у игу­ме­на Лав­ры 14-ю кел­лию близ гро­ба Ака­ки­е­ва, про­вел там оста­ток жиз­ни уже доб­ро­де­тель­но, го­во­ря все­гда про­чим от­цам: «Я сде­лал убий­ство». Мне ка­жет­ся, от­че Иоанне, что ве­ли­кий ста­рец, го­во­рив­ший с умер­шим, был сам сей Иоанн Сав­ва­ит; ибо он рас­ска­зы­вал мне еще од­ну по­весть, как бы о дру­гом по­движ­ни­ке; а я по­сле до­сто­вер­но узнал, что этот по­движ­ник был он сам.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Авив, епи­скоп Некрес­ский, – один из три­на­дца­ти свя­тых си­рий­ских (кап­па­до­кий­ских) от­цов, ос­но­ва­те­лей гру­зин­ско­го мо­на­ше­ства, при­шед­ших в Гру­зию в VI ве­ке. По прось­бе гру­зин­ско­го ца­ря Пар­сма­на VI (542–557) и ка­то­ли­ко­са Евла­вия (552–560) при­нял сан епи­ско­па и ка­фед­ру Некрес­скую.
Пер­сы, за­хва­тив­шие в это вре­мя Ка­хе­тию (Во­сточ­ная Гру­зия), по­все­мест­но на­саж­да­ли ог­не­по­клон­ство. Епи­скоп Авив, ис­пол­нив­шись апо­столь­ской рев­но­сти, с кре­стом в ру­ках хо­дил по го­ро­дам и се­лам сво­ей епар­хии и ис­треб­лял вез­де гру­бые суе­ве­рия, ту­ша ог­ни в ка­пи­щах зо­ро­астрий­цев. Ди­дой­цы и дру­гие гор­цы Ка­хе­тии, жив­шие по ле­во­му бе­ре­гу ре­ки Ала­за­ни, от­рек­лись от ог­не­слу­же­ния и во­шли через по­ка­я­ние в ло­но Церк­ви Хри­сто­вой. Свя­ти­тель Авив об­ра­тил в хри­сти­ан­ство и мно­гих пер­сов.
Пер­сид­ский са­трап, жив­ший в го­ро­де Ре­хи, обес­по­ко­ен­ный успеш­ной про­по­ве­дью свя­ти­те­ля, при­ка­зал свя­зать его и до­ста­вить к нему. Как по­вест­ву­ет Име­ре­ти­но-Аб­хаз­ский ка­то­ли­кос Ар­се­ний Ве­ли­кий († 1390), ав­тор опи­са­ния му­че­ни­че­ства свя­то­го Ави­ва, свя­ти­тель Авив по до­ро­ге в Ре­хи по­лу­чил пись­мо и жезл от сво­е­го дру­га свя­то­го Си­мео­на Столп­ни­ка Див­но­гор­ца, а так­же про­стил­ся со сво­и­ми спо­движ­ни­ка­ми – свя­тым Зе­но­ном Икалт­ским и свя­тым Шио Мгвим­ским. Пред­став пе­ред пер­сид­ским са­тра­пом, свя­ти­тель Авив от­ка­зал­ся при­нять зо­ро­аст­ризм, страст­но об­ли­чая его в идо­ло­по­клон­стве. По при­ка­за­нию са­тра­па свя­ти­те­ля Ави­ва под­верг­ли би­че­ва­нию и страш­ным пыт­кам, по­сле че­го он му­че­ни­че­ски скон­чал­ся, из­би­тый кам­ня­ми в се­ле­нии Ре­хи, близ Го­ри. Те­ло свя­то­го Ави­ва бро­си­ли на съе­де­ние ди­ким зве­рям, но ни зве­ри, ни пти­цы, ни тле­ние не кос­ну­лись свя­тых мо­щей. Бра­тия Сам­та­вий­ской оби­те­ли с че­стью по­греб­ли их в сво­ей оби­те­ли.
Мо­щи свя­то­го, про­слав­лен­ные ис­це­ле­ни­я­ми, бы­ли позд­нее, при пра­ви­те­ле Карт­ли Сте­па­но­зе (639–663), по же­ла­нию ка­то­ли­ко­са Фа­во­ра пе­ре­не­се­ны из Сам­та­вий­ской оби­те­ли в Мц­хет­ский Сам­тавр­ский со­бор и по­ло­же­ны под пре­сто­лом, где по­чи­ва­ют и по­ныне под спу­дом.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-aviv-nekresskij-kahetinskij

☦️
Пре­по­доб­ный Нек­та­рий под­ви­зал­ся в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре в XII ве­ке. За бес­пре­ко­слов­ное по­слу­ша­ние стар­шей бра­тии и усер­дие в тру­дах св. Нек­та­рий име­но­вал­ся По­слуш­ли­вым. По­сле мно­гих тру­дов и по­дви­гов скон­чал­ся в ми­ре и был по­гре­бен в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах.

☦️
Епископ Мар­да­рий, в ми­ру Иван Уско­ко­вич, ро­дил­ся 22 де­каб­ря 1889 го­да в чер­но­гор­ской Под­го­ри­це.
По­сле 9-лет­не­го обу­че­ния в свет­ской шко­ле Иван Уско­ко­вич по­сту­пил по­слуш­ни­ком в мо­на­стырь Сту­де­ни­ца, где с бла­го­сло­ве­ния еписко­па Жич­ско­го Сав­вы (Ба­ра­ча) в 1909 го­ду при­нял мо­на­ше­ство и был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­ди­а­ко­на.
Вско­ре мит­ро­по­ли­том Серб­ским Ди­мит­ри­ем был на­прав­лен на слу­же­ние на по­дво­рье Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в Москве. В Рос­сии по­сту­пил сна­ча­ла в Во­лын­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рая в те го­ды рас­по­ла­га­лась в Жи­то­ми­ре, за­тем пе­ре­вел­ся в Ки­ши­нев­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, ко­то­рую окон­чил в 1912 го­ду.
В том же го­ду был воз­ве­ден в до­сто­ин­ство син­кел­ла мит­ро­по­ли­та Чер­но­гор­ско­го и по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую (с 1914 го­да Пет­ро­град­скую) ду­хов­ную ака­де­мию.
Был из­бран ви­це-пред­се­да­те­лем Все­рос­сийско­го рус­ско-чер­но­гор­ско­го бла­го­тво­ри­тель­но­го об­ще­ства. В го­ды уче­бы в Ака­де­мии в ка­че­стве ко­ман­ди­ро­ван­но­го Свя­тей­шим си­но­дом высту­пал с лек­ци­я­ми как де­ле­гат Все­рос­сийско­го по­пе­чи­тельства о плен­ных сла­вя­нах.
В 1916 го­ду окон­чил Пет­ро­град­скую ду­хов­ную ака­де­мию со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия. Пре­по­да­вал в сла­вян­ской гим­на­зии про­фес­со­ра Гри­бов­ско­го.
Бу­дучи вхож в выс­шие го­су­дар­ствен­ные кру­ги, о. Мар­да­рий пе­ри­о­ди­че­ски по­се­щал раз­лич­ных вы­со­ко­по­став­лен­ных зна­ко­мых в Цар­ском Се­ле. По сви­де­тельству чле­на Вре­мен­но­го пра­ви­тельства С.П. Бе­лец­ко­го, Гри­го­рий Рас­пу­тин был на­стро­ен по от­но­ше­нию к серб­ско­му свя­щен­но­слу­жи­те­лю край­не враж­деб­но и в кон­це кон­цов до­бил­ся его уда­ле­ния из Пет­ро­гра­да.
В ре­зульта­те уси­лий Г. Рас­пу­ти­на 17 ав­гу­ста 1916 го­да о. Мар­да­рий (Уско­ко­вич) был на­зна­чен пре­по­да­ва­те­лем го­ми­ле­ти­ки и со­еди­нен­ных с нею пред­ме­тов Алек­сан­дров­ской Ар­дон­ской ду­хов­ной се­ми­на­рии, рас­по­ло­жен­ной в г. Ар­дон (тер­ри­то­рия со­вре­мен­ной Се­вер­ной Осе­тии). По­сле не­у­дач­ных по­пыток остать­ся в Пет­ро­гра­де был вы­нуж­ден ехать на Кав­каз. В Ар­дон свя­щен­но­слу­жи­тель при­был 10 ян­ва­ря 1917 го­да.
3 июля 1917 го­да Свя­тей­шим Си­но­дом иеро­мо­нах Мар­да­рий был на­зна­чен ру­ко­во­ди­те­лем Серб­ской мис­сии в Аме­ри­ке с воз­ве­де­ни­ем в сан ар­хи­манд­ри­та. В об­щей слож­но­сти серб­ский свя­щен­но­слу­жи­тель про­жил в Рос­сии 12 лет.
По­сле при­бытия в Аме­ри­ку пре­по­да­вал исто­рию в Рус­ском на­род­ном уни­вер­си­те­те в Чи­ка­го, за­тем был из­бран его ви­це-пре­зи­ден­том.
28 фев­ра­ля 1919 го­да на за­клю­чи­тель­ной сес­сии II Все­а­ме­ри­кан­ско­го со­бо­ра РПЦ в Клив­лен­де епископ Алек­сандр (Не­мо­лов­ский) пред­ста­вил участ­ни­кам со­бо­ра кан­ди­да­ту­ры ар­хи­манд­ри­та Мар­да­рия (Уско­ко­ви­ча) для по­свя­ще­ния в сан еписко­па в це­лях окорм­ле­ния серб­ских при­хо­дов в Се­вер­ной Аме­ри­ке и ар­хи­манд­ри­та Фе­о­фа­на (Но­ли) для ал­бан­ских при­хо­дов. Со­бор одоб­рил обо­их кан­ди­да­тов с усло­ви­ем, что они по­лу­чат одоб­ре­ние свя­щен­но­на­ча­лия Серб­ской и Ал­бан­ской церк­вей, со­о­т­вет­ствен­но.
Для хи­ро­то­нии ар­хи­манд­ри­та Мар­да­рия нуж­но бы­ло раз­ре­ше­ние пат­ри­ар­ха Ти­хо­на, од­на­ко связь с ним в это вре­мя бы­ла затруд­не­на. По­это­му свя­щен­но­слу­жи­тель от­пра­вил­ся в Бел­град. Но здесь его на­зна­чи­ли на дру­гой пост — игу­ме­ном Ра­ко­виц­ко­го мо­на­стыря и ру­ко­во­ди­те­лем рас­по­ло­жен­ной в нем мо­на­ше­ской шко­лы.
5 де­каб­ря 1925 го­да Ар­хи­ерейским со­бо­ром Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, про­хо­див­шим в Срем­ских Кар­лов­цах, ар­хи­манд­рит Мар­да­рий был еди­но­глас­но из­бран на аме­ри­кан­скую ка­фед­ру.
Хи­ро­то­ния во еписко­па Аме­ри­ка­но-Ка­над­ско­го со­сто­я­лась 25 ап­ре­ля 1926 го­ду в Со­бор­ной церк­ви Бел­гра­да. Хи­ро­то­нию воз­гла­вил Серб­ский пат­ри­арх Ди­мит­рий (Пав­ло­вич). 8 мая 1927 го­да епископ Мар­да­рий (Уско­ко­вич) при­был в США. По при­бытии иерарх ак­тив­но за­нял­ся ад­ми­ни­стра­тив­ным устро­е­ни­ем пер­вой епар­хии Серб­ской церк­ви в Аме­ри­ке.
29—30 мая 1927 го­да в мо­на­сты­ре свя­то­го Сав­вы в Чи­ка­го под пред­се­да­тельством еписко­па Мар­да­рия со­сто­ял­ся 1-й Ве­ли­кий серб­ский на­род­ный со­бор, на ко­то­ром бы­ло при­ня­то ре­ше­ние об учре­жде­нии вре­мен­но­го епар­хи­аль­но­го со­ве­та из 23-х чле­нов, со­зы­ва­е­мо­го еписко­пом каж­дые 4 ме­ся­ца, и об­ра­зо­ва­нии епар­хи­аль­но­го фон­да для фи­нан­си­ро­ва­ния еписко­па, со­ве­та и серб­ских школ.
1 сен­тяб­ря 1927 го­да под пред­се­да­тельством еписко­па Мар­да­рия со­сто­ял­ся 1-й Цер­ков­но-на­род­ный со­бор, на ко­то­ром при­сут­ство­ва­ли по 3 де­ле­га­та от каж­до­го при­хо­да, по 5 де­ле­га­тов от со­ю­зов «Ср­бо­бран-Сло­га», «Сло­бо­да» и «Ср­ба­диjа» и по од­но­му пред­ста­ви­те­лю от серб­ских об­ществ. Со­бор при­нял епар­хи­аль­ный устав, сфор­ми­ро­вал епар­хи­аль­ный со­вет.
Цен­тром вновь со­з­дан­ной епар­хии стал учре­жден­ный еп. Мар­да­ри­ем мо­на­стырь Свя­то­го Сав­вы в Ли­бер­ти­вил­ле. В ре­зульта­те на про­тя­же­нии все­го XX ве­ка ка­фед­ра Аме­ри­ка­но-Ка­над­ской епар­хии СПЦ не­из­мен­ной на­хо­ди­лась в этом мо­на­сты­ре, а в мае 2011 го­да ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го ар­хи­ерейско­го со­бо­ра Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви мо­на­стырь вслед­ствие сво­е­го ду­хов­но­го, исто­ри­че­ско­го и культур­но­го зна­че­ния, по­лу­чил ста­тус став­ро­пи­ги­аль­но­го — на­хо­дя­ще­го­ся под не­по­сред­ствен­ным управ­ле­ни­ем Пат­ри­ар­ха Серб­ско­го.
Епископ Мар­да­рий скон­чал­ся 12 де­каб­ря 1935 го­да в Аме­ри­ке. По­хо­ро­нен 18 де­каб­ря в мо­на­сты­ре Свя­то­го Сав­вы в Ли­бер­ти­вил­ле.
Про­слав­ле­ние еписко­па Мар­да­рия в ли­ке свя­тых Серб­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви со­сто­я­лось в хо­де ви­зи­та пат­ри­ар­ха Серб­ско­го Ири­нея в США в сен­тяб­ре 2015 го­да. Цер­ков­ные тор­же­ства со­сто­я­лись 5 сен­тяб­ря и про­шли в г. Аль­гам­б­ра (штат Ка­ли­фор­ния).

☦️
Свя­щен­ник Сер­гий ро­дил­ся 17 мая 1892 г. в де­ревне Де­ре­вя­ги­но Са­пож­с­ков­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Ко­чу­ро­ва. В 1913 г. окон­чил Ря­зан­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1915 г. же­нил­ся на де­ви­це Клав­дии, до­че­ри свя­щен­ни­ка Пет­ра Со­ло­вье­ва. В том же го­ду был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и за­тем во свя­щен­ни­ка.
Во вре­мя го­не­ний отец Сер­гий слу­жил в хра­ме се­ла Ухо­ло­во Ря­зан­ской об­ла­сти. В 1929 г. вла­сти по­тре­бо­ва­ли от свя­щен­ни­ка упла­ты непо­силь­ной для него сум­мы на­ло­га, а за­тем за неупла­ту ото­бра­ли иму­ще­ство. Отец Сер­гий пе­ре­шёл слу­жить в Ильин­скую цер­ковь в се­ле Сан­ды­ри на окра­ине Ко­лом­ны. Но и этот храм был за­крыт, и ле­том 1938 г. он стал слу­жить в Тро­иц­ком хра­ме в од­но­имен­ном се­ле Ист­рин­ско­го рай­о­на. Су­пру­га свя­щен­ни­ка с до­че­рью оста­лись в Сан­ды­рях, по­сколь­ку в Тро­иц­ком жить бы­ло негде. Сам отец Сер­гий по­се­лил­ся в сто­рож­ке, устро­ен­ной под хра­мом.
Вес­ной 1940 г. осве­до­ми­те­ли до­нес­ли, буд­то отец Сер­гий рас­ска­зы­вал, что при изъ­я­тии иму­ще­ства у него ото­бра­ли бук­валь­но всё и вы­гна­ли из до­ма. Он го­во­рил, что лю­дей уго­ня­ют, му­ча­ют и пы­та­ют, власть мас­со­вы­ми ре­прес­си­я­ми озлоб­ля­ет на­род, но всё это до по­ры до вре­ме­ни, ибо все, взяв­шие меч, от ме­ча и по­гиб­нут. Од­на­жды один из осве­до­ми­те­лей при­шёл к от­цу Сер­гию до­мой с бу­тыл­кой креп­ко­го ви­на и пы­тал­ся на­по­ить свя­щен­ни­ка, чтобы спро­во­ци­ро­вать его на раз­го­вор о по­ли­ти­ке. Но отец Сер­гий от ви­на от­ка­зал­ся и раз­го­ва­ри­вать на по­ли­ти­че­ские те­мы не стал, и гость всё вы­пил сам. При­сут­ство­вав­шая здесь ста­ро­ста хра­ма Неду­мо­ва в это вре­мя пы­та­лась убе­дить го­стя, чтобы он ве­ро­вал в Бо­га и хо­дил в цер­ковь, а ина­че, по­сколь­ку есть за­гроб­ная жизнь, мож­но по­пасть в ад.
Все воз­во­ди­мые об­ви­не­ния отец Сер­гий от­верг: «За­яв­ляю, я ни­ко­гда не кле­ве­тал на ру­ко­во­ди­те­лей ВКП(б) и со­вет­ско­го пра­ви­тель­ства и фа­шист­ский строй не вос­хва­лял. Я, как ве­ру­ю­щий свя­щен­ник, от­но­шусь к со­вет­ской вла­сти, ру­ко­вод­ству­ясь сло­ва­ми Свя­щен­но­го Пи­са­ния: «Вла­стям пре­дер­жа­щим по­ви­нуй­тесь. Нет вла­сти не от Бо­га (пе­ре­сказ Рим.13:1)».
Хо­тя ни­ка­ких до­ка­за­тельств ви­ны свя­щен­ни­ка не бы­ло, 28 сен­тяб­ря 1940 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Сер­гия к вось­ми го­дам за­клю­че­ния в ИТЛ, и 5 ок­тяб­ря то­го же го­да он был от­прав­лен в Ив­дель­лаг в Ека­те­рин­бург­скую об­ласть. Скон­чал­ся свя­щен­ник Сер­гий Ко­чу­ров на следуюший год, 12 де­каб­ря 1941 го­да в Бо­го­славла­ге Ека­те­рин­бург­ской об­ла­сти и был по­гре­бён в без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание