⏳ 2020.11.09 (пн)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 23я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 5й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
9 ноября (27 октября)
• мцц. Капитоли́ны, Еротии́ды (304)
• мч. Не́стора Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306)
• мч. Марка Фиваидского и др. (?)
• прп. Нестора Печерского (Летописца) (ок. 1114)
• прп. Нестора Печерского (Некнижного) (XIV)
• обретение мощей блгв. кн. Андрея Смоленского (1539)
• прмч. Сергия (Чернухина) (1942)


☦️
­Св. Ка­пи­то­ли­на, про­ис­хо­див­шая из бо­га­то­го и знат­но­го ро­да, все свое иму­ще­ство раз­да­ла ни­щим, а ра­бов от­пу­сти­ла на сво­бо­ду. Как хри­сти­ан­ка, она бы­ла схва­че­на и за­клю­че­на в тем­ни­цу. За от­каз при­не­сти жерт­ву идо­лам свя­тая бы­ла усе­че­на ме­чом.
Ее слу­жан­ка Еро­ти­ида бы­ла из­би­та пал­ка­ми за то, что бро­си­ла, за­сту­па­ясь за гос­по­жу, в пра­ви­те­ля кам­нем. Остав­шись по­сле ис­тя­за­ния невре­ди­мой, она так­же бы­ла усе­че­на ме­чом. Свя­тые му­че­ни­цы по­стра­да­ли в 304 г.

Примечания:
При допросах о роде св. Капетолина производила себя от одного рода с Фирмилианом, архиепископом Каппадокийским (жившим в половине III века). По другим сказаниям, она считала себя только его духовной дочерью.

☦️
Юно­ша Нестор был уче­ни­ком свя­то­го Ди­мит­рия Со­лун­ско­го, при­хо­див­ший в тюрь­му слу­шать его на­став­ле­ния. По слу­чаю им­пе­ра­тор­ско­го при­бы­тия в Со­лу­ни про­ис­хо­ди­ли гла­ди­а­тор­ские иг­ры. Некий гер­ма­нец Лий, лю­би­мый си­лач им­пе­ра­то­ра, одоле­вал всех и сбра­сы­вал с по­мо­ста на ост­рые ко­пья. Нестор, ви­дя, как Лий уби­вал хри­сти­ан, ре­шил­ся всту­пить в борь­бу с ним и по­шел к Ди­мит­рию в тем­ни­цу про­сить его мо­лит­вы и бла­го­сло­ве­ния. Свя­тый осе­нил его крест­ным зна­ме­ни­ем и ска­зал: «Лия по­бе­дишь и сам по­ст­раж­дешь за Хри­ста!» Укреп­лен­ный все­мо­гу­щей си­лой Бо­жи­ей, юно­ша-хри­сти­а­нин, к по­срам­ле­нию языч­ни­ков, по­бе­дил Лия и сбро­сил его с по­мо­ста на ко­пья. Взбе­шен­ный им­пе­ра­тор, узнав, что Нестор – хри­сти­а­нин и уче­ник свя­то­го Ди­мит­рия, по­ве­лел немед­лен­но каз­нить свя­то­го, ко­то­рый был тот­час обез­глав­лен.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/935

☦️
Мученик Марк Фиваидский. За про­по­ведь о Хри­сте по­стра­дал в Азии. По­сле мно­гих ис­тя­за­ний св. му­че­ник Марк был умерщ­влен.

☦️
Пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец ро­дил­ся в 50-х го­дах XI ве­ка в Ки­е­ве, 17-ти лет по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель. Был по­слуш­ни­ком пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия. По­стриг при­нял от игу­ме­на Сте­фа­на, пре­ем­ни­ка Фе­о­до­сия. Чи­сто­тою жиз­ни, мо­лит­вою и по­слу­ша­ни­ем юный по­движ­ник ско­ро пре­взо­шел да­же из­вест­ных пе­чер­ских стар­цев. Был по­свя­щен во иеро­ди­а­ко­на. О его вы­со­кой ду­хов­ной жиз­ни го­во­рит то, что он в чис­ле дру­гих пре­по­доб­ных от­цов участ­во­вал в из­гна­нии бе­са из Ни­ки­ты За­твор­ни­ка, впо­след­ствии Нов­го­род­ско­го свя­ти­те­ля (па­мять 31 ян­ва­ря), пре­льщен­но­го в иудей­ское мудр­ство­ва­ние.
Пре­по­доб­ный Нестор яв­ля­ет­ся со­ста­ви­те­лем пер­во­на­чаль­ной ис­то­рии на­ше­го Оте­че­ства, или ле­то­пи­си, где он из­ла­га­ет по го­дам ска­за­ние о на­ча­ле Рус­ской зем­ли и по­сле­ду­ю­щих со­бы­ти­ях ее ис­то­рии до 1100 го­да. Кро­ме то­го, им на­пи­са­но жи­тие свя­тых кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба, «Ска­за­ние о пер­вых пе­чер­ских по­движ­ни­ках» и проч.
Нестор до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти и мир­но скон­чал­ся око­ло 1114 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/936

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Letopisets/
Повесть временных лет
Сказание о Борисе и Глебе
Сказание о том, от чего получил название Печерский монастырь
Слово о перенесении мощей преподобного отца нашего, Феодосия Печерского
Сказание о святых первых черноризцах Печерских

☦️
Пре­по­доб­ный Нестор Некниж­ный, име­ну­е­мый так в от­ли­чие от пре­по­доб­но­го Несто­ра Ле­то­пис­ца, под­ви­зал­ся в Даль­них пе­ще­рах. Оста­вив­ши мир и мир­ские за­бо­ты, Нестор Некниж­ный так усерд­но слу­жил Гос­по­ду, что, слу­шая бо­го­слу­же­ния, ни­ко­гда не во­з­дре­мал, а, мо­лясь, все­гда ста­рал­ся мыс­лить толь­ко о Бо­ге и о том, что уста­ми про­из­но­сил пред Бо­гом. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 27 ок­тяб­ря/9 но­яб­ря, ве­ро­ят­но, ра­ди те­зо­име­нит­ства с му­че­ни­ком Несто­ром Со­лун­ским († 306).
Не ли­шен ин­те­ре­са рас­сказ ар­хи­епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го Ан­то­ния о по­се­ще­нии им­пе­ра­то­ром Алек­сан­дром I Ки­ев­ских пе­щер. В 1816 го­ду, 9 сен­тяб­ря, им­пе­ра­тор по­се­тил Лав­ру. Ар­хи­манд­рит Ан­то­ний, как со­сто­яв­ший то­гда в долж­но­сти на­мест­ни­ка Лав­ры, со­про­вож­дал го­су­да­ря при обо­зре­нии им пе­щер как Ближ­них, так и Даль­них. На­мест­ник в крат­ких сло­вах рас­ска­зал го­су­да­рю им­пе­ра­то­ру об име­нах и жиз­ни пре­по­доб­ных, к ко­им с бла­го­го­ве­ни­ем он при­кла­ды­вал­ся. При при­бли­же­нии к мо­щам се­го св. Несто­ра ар­хи­манд­рит Ан­то­ний ска­зал: «Здесь по­чи­ва­ют пре­по­доб­ный Нестор Некниж­ный». Го­су­дарь в от­вет ему: «Как это пре­по­доб­ный Нестор Некниж­ный? Там (т. е. в Ближ­них пе­ще­рах) был Ле­то­пи­сец, отец ис­то­рии… Некниж­ный, зна­чит, не знал гра­мо­ты?» «Так, Ва­ше ве­ли­че­ство, – от­ве­чал ар­хи­манд­рит Ан­то­ний, – он не умел чи­тать. Но сло­во Бо­жие, вра­зум­ля­ю­щее че­ло­ве­ков, на­учи­ло его муд­ро­сти не зем­ной, но выш­ней, и он при мо­лит­вах сво­их спо­до­бил­ся ви­деть Ан­ге­лов и пре­дуз­нал свою кон­чи­ну». В это вре­мя го­су­дарь, об­ра­ща­ясь к кня­зю Вол­кон­ско­му, ска­зал: «Угод­ник Бо­жий не имел су­ет­но­го про­све­ще­ния, но чи­стое серд­це и жи­вую ве­ру. Слу­шая сло­во Бо­жие, он ис­пол­нял его са­мым де­лом. Пла­мен­ная мо­лит­ва рас­тво­ря­ла ему небе­са и, бла­жен­ный, он ви­дел небо­жи­те­лей». Тут го­су­дарь, осе­нив­ши се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, сде­лал зем­ной по­клон, про­из­нес­ши: «Пре­по­доб­ный от­че Несто­ре Некниж­ный! Мо­ли Бо­га о нас», – по­том при­ло­жил­ся к его ру­ке. (Н. Се­ва­стья­но­ва. Жизнь прео­свя­щен­но­го Ан­то­ния, ар­хи­епи­ско­па Во­ро­неж­ско­го).
Имя пре­по­доб­но­го Несто­ра Некниж­но­го упо­ми­на­ет­ся в об­щей служ­бе пре­по­доб­ным Даль­них пе­щер: «Сло­во Бо­жие, вра­зум­ля­ю­щее че­ло­ве­ки, не книж­ныя муд­ро­сти на­учи тя, Несто­ре свя­те, но выш­ния; ею же зрел еси при мо­лит­ве Ан­ге­лы, и кон­чи­ну свою пред­ви­дел еси, тоя и нас при­част­ни­ки со­тво­ри, мо­лим тя, па­мять твою по­чи­та­ю­ще». Па­мять его со­вер­ша­ет­ся так­же с Со­бо­ром от­цов Даль­них пе­щер 28 ав­гу­ста/10 сен­тяб­ря, и в 3-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

☦️
Свя­той бла­го­вер­ный князь Ан­дрей был сы­ном смо­лен­ско­го кня­зя Фе­о­до­ра Фо­мин­ско­го. За­висть и кра­мо­лы про­тив Ан­дрея его ро­ди­чей-кня­зей, столь обыч­ные на Ру­си в древ­нее вре­мя, не за­ста­ви­ли кня­зя за­щи­щать свои пра­ва и власть так­же кра­мо­лой; он не под­нял и от­кры­той борь­бы – не взял­ся за ору­жие, что так час­то бы­ва­ло в по­доб­ных слу­ча­ях. Крот­кий князь еще в юные годы от­ка­зал­ся от сво­е­го уде­ла, бро­сил все свое до­сто­я­ние и скрыл­ся из оте­че­ствен­но­го го­ро­да. Бед­ным стран­ни­ком свя­той Ан­дрей явил­ся в го­род Пе­ре­я­с­лавль-За­лес­ский (око­ло 1360 го­да) и по­се­лил­ся при церк­ви свя­то­го Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца у го­род­ских во­рот. Неко­то­рое вре­мя спу­стя смо­лен­ский князь был при­нят по­но­ма­рем к этой церк­ви и в та­кой скром­ной долж­но­сти под­ви­зал­ся трид­цать лет, скры­вая от всех свое знат­ное про­ис­хож­де­ние. Ска­за­ния не опи­сы­ва­ют под­ви­ги свя­то­го кня­зя-по­но­ма­ря, но уж од­но это раз­ве не ве­ли­кий под­виг – оста­вить кня­же­ние, се­мью, род­ной го­род и сде­лать­ся по­но­ма­рем при бед­ной церк­ви чу­жо­го го­ро­да? Ко­гда свя­той Ан­дрей пре­ста­вил­ся (око­ло 1390 го­да), на его те­ле на­шли зо­ло­тую цепь и пер­стень – зна­ки кня­же­ско­го до­сто­ин­ства, тя­же­лые же­лез­ные вери­ги – знак его по­движ­ни­че­ства, а так­же ма­лую хар­тию, на ко­то­рой ру­кою по­чив­ше­го бы­ло на­пи­са­но: «Аз есмь Ан­дрей, един от смо­лен­ских кня­зей. За­ви­сти ра­ди и кра­мо­лы от бра­тий мо­их оста­вих кня­же­ние мое и дом и про­чее».
Бед­но­го по­но­ма­ря по­хо­ро­ни­ли при Ни­коль­ской церк­ви, при ко­то­рой он про­хо­дил свое скром­ное слу­же­ние, при­чем его те­ло обер­ну­ли бе­ре­стой.
Мно­го лет про­шло с тех пор, но жи­те­ли Пе­ре­я­с­лав­ля пом­ни­ли о по­движ­ни­ке-по­но­ма­ре. Ско­ро по­сле кон­чи­ны на­ча­ли по­чи­тать его свя­тым и празд­но­вать па­мять в день пре­став­ле­ния – 27 ок­тяб­ря; на­пи­са­ли его об­раз; со­ста­ви­ли служ­бу – осо­бые сти­хи­ры и ка­нон. Но по­том, око­ло по­ло­ви­ны XVI сто­ле­тия, празд­но­ва­ние па­мя­ти свя­то­го Ан­дрея по­че­му-то пре­кра­ти­лось, и о по­движ­ни­ке ста­ли за­бы­вать. В то вре­мя в Пе­ре­я­с­лав­ле-3алес­ском под­ви­зал­ся пре­по­доб­ный Да­ни­ил, уро­же­нец это­го го­ро­да, ко­то­рый, ве­ро­ят­но, хо­ро­шо знал уст­ные пре­да­ния о свя­том Ан­дрее и по­се­щал храм, при ко­то­ром угод­ник слу­жил по­но­ма­рем, и его мо­ги­лу, ви­дел его об­раз и вери­ги. Пре­по­доб­ный ре­шил со­дей­ство­вать про­слав­ле­нию свя­то­го кня­зя Ан­дрея.
В по­след­ний год жиз­ни пре­по­доб­но­му Да­ни­и­лу слу­чи­лось быть в Москве по де­лам сво­ей оби­те­ли. Он про­сил у ма­ло­лет­не­го го­су­да­ря Иоан­на Ва­си­лье­ви­ча IV, сво­е­го крест­но­го сы­на, и у мит­ро­по­ли­та Иоаса­фа (1539–1542) средств на по­строй­ку об­вет­шав­ших церк­вей го­ро­да Пе­ре­я­с­лав­ля во имя Иоан­на Пред­те­чи (у за­пад­ных го­род­ских во­рот) и во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. За­тем пре­по­доб­ный рас­ска­зал ца­рю и мит­ро­по­ли­ту, что при Ни­коль­ском хра­ме ле­жат мо­щи свя­то­го Ан­дрея, кня­зя Смо­лен­ско­го, и про­сил доз­во­ле­ния осви­де­тель­ство­вать их. Он пе­ре­дал те уст­ные рас­ска­зы, ко­то­рые хо­ди­ли в Пе­ре­я­с­лав­ле о свя­том угод­ни­ке, упо­мя­нул о том, что ра­нее па­мять его в Ни­коль­ской церк­ви празд­но­ва­лась еже­год­но, ука­зы­вал на служ­бу свя­то­му и его об­раз и горь­ко жа­ло­вал­ся на то, что жи­те­ли Пе­ре­я­с­лав­ля пе­ре­ста­ли вспо­ми­нать о свя­том угод­ни­ке Бо­жи­ем. «Для то­го воз­ве­стил я все это дер­жа­ве тво­ей, го­су­дарь, – го­во­рил пре­по­доб­ный, – чтобы не при­шел в за­бве­ние та­кой свя­той. Бо­юсь, чтобы за мол­ча­ние свое я не был по­ви­нен осуж­де­нию».
Го­су­дарь от­пу­стил сред­ства из сво­ей каз­ны на по­строй­ку но­вых хра­мов на ме­сто об­вет­шав­ших и вме­сте с мит­ро­по­ли­том раз­ре­шил пре­по­доб­но­му Да­ни­и­лу и мест­но­му ду­хо­вен­ству рас­ко­пать мо­ги­лу свя­то­го Ан­дрея и осмот­реть его мо­щи, ле­жа­щие в зем­ле. Ко­гда пре­по­доб­ный, воз­вра­тив­шись в Пе­ре­я­с­лавль, воз­ве­стил об этой ми­ло­сти, все так об­ра­до­ва­лись, что хо­те­ли зво­ном со­би­рать на­род на тор­же­ство от­кры­тия мо­щей. Но один свя­щен­ник за­ме­тил: «Ес­ли Бо­гу бу­дет угод­но явить мо­щи ра­ба Сво­е­го, то без зво­на со­вер­шим мо­лебст­вие и пой­дем к мо­ги­ле угод­ни­ка. То­гда станет яс­но, угод­но ли это де­ло Бо­гу и са­мо­му свя­то­му».
Так и по­сту­пи­ли. От­пе­ли мо­ле­бен и, разо­брав над­гро­бие, рас­ко­па­ли мо­ги­лу. Ока­за­лось, что хо­тя тле­ние и кос­ну­лось мо­щей свя­то­го, од­на­ко те­ло бы­ло це­ло; со­ста­вы не от­де­ли­лись один от дру­го­го. Несмот­ря на то, что о тор­же­стве не из­ве­ща­ли на­роч­но, на него со­бра­лось мно­же­ство на­ро­да. И ко­гда свя­тые мо­щи ис­ко­па­ли и от­греб­ли с них ис­тлев­шую бе­ре­сту, мно­гие недуж­ные бра­ли ее ку­соч­ки и по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние. Осви­де­тель­ство­вав мо­щи свя­то­го кня­зя Ан­дрея и не вы­ни­мая их из зем­ли, пре­по­доб­ный Да­ни­ил по­слал до­не­се­ние ца­рю и мит­ро­по­ли­ту. Из Моск­вы для офи­ци­аль­но­го осви­де­тель­ство­ва­ния мо­щей бы­ли при­сла­ны ар­хи­манд­рит Чу­дов­ско­го мо­на­сты­ря Иона и про­то­поп Успен­ско­го со­бо­ра Гу­рий. Ко­гда они осмот­ре­ли мо­щи свя­то­го угод­ни­ка Бо­жия, Иона спро­сил пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла: «За­чем ты сви­де­тель­ство­вал сии мо­щи? Кто по­ве­лел те­бе это?»
Пре­по­доб­ный был силь­но огор­чен уко­риз­нен­ны­ми сло­ва­ми Ио­ны. Он за­пла­кал и го­во­рил, что по­сту­пил не са­мо­воль­но, а с доз­во­ле­ния ца­ря и мит­ро­по­ли­та, ко­то­рые при­ка­за­ли ему осви­де­тель­ство­вать мо­щи свя­то­го Ан­дрея; ука­зал на его об­раз; со­слал­ся на служ­бу свя­то­му. На­ко­нец он пред­ста­вил трех че­ло­век, ко­то­рые по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние от неду­гов при от­кры­тии мо­щей: упра­ви­тель цар­ских сел Иоанн Окля­че­ев ска­зал, что он ис­це­лил­ся от дол­го­лет­ней го­лов­ной бо­лез­ни по­сле при­кос­но­ве­ния к мо­щам свя­то­го кня­зя; од­на жен­щи­на из Пе­ре­яс­лав­ля рас­ска­за­ла, что три го­да она стра­да­ла тя­же­лой бо­лез­нью гор­ла, не мог­ла вы­го­во­рить сло­ва, но ко­гда при от­кры­тии мо­щей свя­то­го Ан­дрея она взя­ла ку­со­чек бе­ре­сты и про­гло­ти­ла его, тот­час по­чув­ство­ва­ла об­лег­че­ние и ста­ла го­во­рить; дру­гая жен­щи­на так­же при по­мо­щи бе­ре­сты от мо­щей свя­то­го ис­це­ли­лась от про­дол­жи­тель­ной глазной бо­лез­ни.
Но ни до­во­ды пре­по­доб­но­го Да­ни­и­ла, ни за­сви­де­тель­ство­ван­ные чу­де­са свя­то­го кня­зя Ан­дрея не убе­ди­ли Иону и Гу­рия. Иона об­ра­тил­ся к пре­по­доб­но­му с та­ки­ми сло­ва­ми: «Прео­свя­щен­ный мит­ро­по­лит ни­че­го не ска­зал мне о свя­тых мо­щах и не дал ни­ка­ко­го при­ка­за­ния».
Это зна­чи­ло, что мит­ро­по­лит Иоасаф оста­вил де­ло на ре­ше­ние са­мих Ио­ны и Гу­рия, а они счи­та­ли недо­ста­точ­но яс­ны­ми сви­де­тель­ства о свя­то­сти кня­зя Ан­дрея и от­ка­зы­ва­лись про­сла­вить угод­ни­ка Бо­жия цер­ков­ным празд­но­ва­ни­ем. Пре­по­доб­ный Да­ни­ил силь­но огор­чил­ся ре­ше­ни­ем мит­ро­по­ли­та и по­слан­ных им сле­до­ва­те­лей и пред­ска­зал, что за неве­рие в свя­тость угод­ни­ка Бо­жия всех тро­их по­стиг­нут скор­би: мит­ро­по­лит ско­ро бу­дет свер­жен с прес­то­ла, Ионе пред­ска­зал раз­ные несча­стья, Гу­рию – ли­ше­ние лю­би­мо­го сы­на. Сна­ча­ла они сму­ти­лись, услы­шав гроз­ные пред­ска­за­ния по­движ­ни­ка, по­том ска­за­ли, что от ста­ро­сти он ли­шил­ся смыс­ла (в то вре­мя пре­по­доб­но­му бы­ло 80 лет) и го­во­рит непо­доб­ное. Од­на­ко про­ро­че­ство пре­по­доб­но­го Да­ни­и­и­ла точ­но сбы­лось.
За­бо­ты по­движ­ни­ка о про­слав­ле­нии свя­то­го кня­зя Ан­дрея не про­па­ли на­прас­но. С то­го вре­ме­ни вос­по­ми­на­ние о свя­том кня­зе сно­ва ожи­ло в Пе­ре­яс­лав­ле-За­лес­ском, и па­мять его на­ча­ли празд­но­вать мест­но. Ука­зом Свя­тей­ше­го Си­но­да 1749 го­да мест­ное празд­но­ва­ние бла­го­вер­но­му кня­зю Ан­дрею бы­ло утвер­жде­но; ука­зом пред­пи­сы­ва­лось: на всех служ­бах в церк­вях го­ро­да Пе­ре­яс­лав­ля по­ми­нать свя­то­го кня­зя Ан­дрея ря­дом с име­на­ми дру­гих угод­ни­ков Пе­ре­яс­лав­ских.
Чу­де­са при его гро­бе про­дол­жи­ли со­вер­шать­ся. Так, во вре­мя од­но­го по­жа­ра де­ре­вян­ная цер­ковь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая сго­ре­ла до­тла, но гроб свя­то­го кня­зя, его об­раз, сто­яв­ший над гро­бом, пе­ле­на и ико­на Бо­го­ма­те­ри на гро­бе оста­лись це­лы и невре­ди­мы.
В на­сто­я­щее вре­мя свя­тые мо­щи бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея по­чи­ва­ют под спу­дом в церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 3 фев­ра­ля 1879 го­ду в се­ле Се­ме­нов­ка Бу­зу­лук­ско­го уез­да Са­мар­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Са­ве­лия Чер­ну­хи­на и в кре­ще­нии был на­ре­чен Си­мео­ном. В 1900 го­ду Си­ме­он по­сту­пил по­слуш­ни­ком в Свя­то‑Да­ни­лов мо­на­стырь в Москве; 10 ян­ва­ря 1907 го­да он был опре­де­лен в него по­слуш­ни­ком, 15 мая 1910 го­да – по­стри­жен в ман­тию с име­нем Сер­гий и был по­став­лен на кли­рос­ное по­слу­ша­ние. В 1911 го­ду мо­нах Сер­гий был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на и в 1915 го­ду – во иеро­мо­на­ха. В 1920 го­ду иеро­мо­нах Сер­гий был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом, в 1923 го­ду – воз­ве­ден в сан игу­ме­на и слу­жил в Тро­иц­ком со­бо­ре и церк­ви По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри Да­ни­ло­ва мо­на­сты­ря, а по­сле их за­кры­тия – в хра­ме Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го ря­дом с оби­те­лью.
В де­каб­ре 1930 го­да в Москве про­шли мас­со­вые аре­сты ду­хо­вен­ства и мо­на­ше­ству­ю­щих. 28 де­каб­ря со­труд­ни­ки ОГПУ про­ве­ли обыск в квар­ти­ре, где жил игу­мен Сер­гий. 13 ян­ва­ря 1931 го­да отец Сер­гий был до­про­шен. Ос­нов­ной во­прос сле­до­ва­те­ля был об от­но­ше­нии свя­щен­ни­ка к со­вет­ской вла­сти. Не от­ри­цая то­го, что в «на­сто­я­щее вре­мя Цер­ковь пе­ре­жи­ва­ет боль­шие го­не­ния», отец Сер­гий, од­на­ко, за­ме­тил, что все это по­сы­ла­ет­ся за на­ши гре­хи, а на­счет вла­сти‑то вся­кая власть от Бо­га, и ей нуж­но под­чи­нять­ся. Од­на­ко сле­до­ва­те­ли не бы­ли удо­вле­тво­ре­ны дан­ным им ре­ли­ги­оз­ным объ­яс­не­ни­ем про­ис­хо­дя­щих в стране со­бы­тий, и 8 фев­ра­ля 1931 го­да игу­мен Сер­гий был при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки в Се­вер­ный край.
Сна­ча­ла он был от­прав­лен эта­пом в Ар­хан­гельск, из Ар­хан­гель­ска – в неболь­шой го­ро­док Пи­не­гу, а от­ту­да – в се­ло Ку­лой Пи­неж­ско­го рай­о­на, где про­жил до окон­ча­ния сро­ка ссыл­ки.
28 фев­ра­ля 1934 го­да игу­мен Сер­гий воз­вра­тил­ся в Моск­ву, но здесь ему жить, как быв­ше­му в ссыл­ке, не раз­ре­ши­ли, и он по­се­лил­ся в Ка­ши­ре, а за­тем, по­сле то­го, как был на­зна­чен слу­жить в Ни­коль­скую цер­ковь в се­ле Ни­коль­ское-Го­ло­вин­ское Ша­хов­ско­го рай­о­на, пе­ре­ехал ту­да. В Ни­коль­ской церк­ви отец Сер­гий слу­жил до на­ступ­ле­ния мас­со­вых аре­стов 1937 го­да.
Сви­де­те­ля­ми об­ви­не­ния про­тив него 24‑го и 25 но­яб­ря 1937 го­да вы­сту­пи­ли к то­му вре­ме­ни быв­ший и за­няв­ший эту долж­ность вслед за ним пред­се­да­те­ли сель­со­ве­та. Они утвер­жда­ли, что игу­мен Сер­гий от­ка­зал­ся под­пи­сы­вать­ся на за­ем и при этом го­во­рил: «От­вя­жи­тесь вы от ме­ня, иро­ды, не бу­ду я пла­тить со­вет­ской вла­сти ни од­ной ко­пей­ки. Со­вет­ская власть у нас по­след­ние до­хо­ды от­би­ра­ет, не раз­ре­ша­ет нам хо­дить по при­хо­ду, об­ди­ра­ет раз­ны­ми на­ло­га­ми, и по­мо­гать мне со­вет­ской вла­сти со­вер­шен­но не за что, так как кро­ме над­ру­га­тель­ства над ду­хо­вен­ством я от нее ни­че­го хо­ро­ше­го не ви­дел».
1 де­каб­ря 1937 го­да отец Сер­гий был аре­сто­ван, за­клю­чен в во­ло­ко­лам­скую тюрь­му и на сле­ду­ю­щий день до­про­шен. Сле­до­ва­тель за­явил, буд­то след­ствию из­вест­но, что свя­щен­ник вел сре­ди на­се­ле­ния контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию.
– Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­тив со­вет­ской вла­сти и про­тив про­во­ди­мых ме­ро­при­я­тий пар­тии и со­вет­ской вла­сти я не вел, — от­ве­тил игу­мен Сер­гий.
– След­ствию из­вест­но, что вес­ной 1937 го­да вы ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив ме­ро­при­я­тий пар­тии и со­вет­ской вла­сти в ча­сти ре­а­ли­за­ции го­судар­ствен­ных зай­мов.
– Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной аги­та­ции про­тив ре­а­ли­за­ции зай­мов я ни­где и ни­ко­гда не вел.
В тот же день до­про­сы бы­ли за­кон­че­ны, и на сле­ду­ю­щий день, 3 де­каб­ря 1937 го­да, трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре. 5 фев­ра­ля 1938 го­да отец Сер­гий при­был с эта­пом в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь в Амур­ской об­ла­сти, 30 де­каб­ря 1940 го­да он был эта­пи­ро­ван в Бу­шуй­ский ла­герь в той же об­ла­сти, 1 мар­та 1941 го­да – в Сво­бод­нен­ский ла­герь. Игу­мен Сер­гий (Чер­ну­хин) скон­чал­ся 9 но­яб­ря 1942 го­да в Сво­бод­нен­ском ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре Амур­ской об­ла­сти и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся 27 ок­тяб­ря (9 но­яб­ря).

Жития
Писание