10 октября 2020
⏳ 2020.10.10 (сб)
? поста нет
? подвижный годовой круг:
• 18я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 8й)
• суббота
☀️ неподвижный годовой круг:
• 10 октября (27 сентября)
• апп. от 70-ти Ма́рка, Ариста́рха, Зи́ны (I)
• мчч. Каллистра́та и дружины его: Гимна́сия и иных (304)
• мц. Епиха́рии Римской (284–305)
• прп. Игна́тия Глубокореченского (Каппадокийского) (963–975)
• прп. Савва́тия Соловецкого (1435)
• сщмч. Анфима Иверянина, Валашского (1716)
• сщмч. Димитрия (Шишокина) (1918)
• сщмчч. Германа (Косолапова) Вольского, Михаила (Платонова) (1919)
• сщмч. Петра (Полянского) Крутицкого (1937)
• сщмч. Феодора (Богоявленского) (1937)
☦️
Святой апостол от 70-ти Марк, называвшийся также Иоанном, упоминается святым апостолом и евангелистом Лукой в книге Деяний (Деян.12:25, 15:37-39), а также святым апостолом Павлом в Посланиях к Колоссянам (Кол.4:10) и к Филимону (Флм.1:24). Святой апостол Марк проповедовал Слово Божие вместе с апостолами Павлом и Варнавой и был поставлен ими епископом в финикийском городе Библе. Святой апостол Марк достиг великого дерзновения пред Богом, так что и самая тень его исцеляла больных.
☦️
Святой апостол от 70-ти Аристарх упоминается святым апостолом Павлом в Послании к Колоссянам (Кол.4:10) и к Филимону (Флм.1:24). Святой апостол Аристарх сопутствовал апостолу Павлу, а впоследствии был поставлен епископом в сирийский город Апамею (память также 15 апреля).
☦️
Святой апостол от 70-ти Зина, ученик и сотрудник первоверховного апостола Павла, был прозван «законником», так как был ученым мужем и ведал юридическими делами в церковных судах. О нем упоминается в Послании святого апостола Павла к апостолу Титу (Тит.3:13): «Зину, законника, и Аполлоса позаботься отправить так, чтобы у них ни в чем не было недостатка». Впоследствии апостол Зина был епископом в Диосполе (или Лидде) в Палестине.
☦️
Святой Каллистрат родом из Карфагена. Дед святого Каллистрата Неоскор служил при императоре Тиверии в Палестине, под началом прокуратора Иудеи Понтия Пилата, и был свидетелем Крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа, Его мученической смерти и преславного Воскресения. Отец святого был христианином, он воспитал сына в вере и благочестии. Как и его отец, святой Каллистрат стал воином и выделялся среди соратников-язычников добрым поведением и кротким нравом. Ночами, когда все спали, он обычно вставал на молитву. Однажды спавший возле него воин услышал, что святой Каллистрат призывает Имя Господа Иисуса Христа, и донес об этом военачальнику. Тот призвал Каллистрата, допросил его и хотел заставить принести жертву идолам, на что святой ответил твердым и решительным отказом. Тогда военачальник приказал избивать святого, а затем, израненного, волочить по острым камням. Побои и пытки не сломили твердой воли и мужественного терпения страдальца. Мучитель велел зашить святого в кожаный мешок и утопить в море. Однако мешок Промыслом Божиим наткнулся на острый камень и разорвался, а святой Каллистрат, поддержанный дельфинами, вышел на сушу невредимым. Увидев такое чудо, 49 воинов уверовали во Христа. Тогда военачальник бросил святого Каллистрата вместе с уверовавшими воинами в темницу. Все они были подвергнуты перед тем бесчеловечному избиению. В заточении святой Каллистрат продолжал проповедовать воинам Слово Божие и укреплял их дух к мученическому подвигу. Призванные вновь к военачальнику, страдальцы твердо исповедали веру во Христа, после чего им связали руки и ноги и бросили в пруд. Но связывавшие их узы распались. Со светлыми лицами стояли святые мученики в воде, радуясь своему Крещению, которому сопутствовал мученический подвиг. Над их головами был виден прекрасный светлый венец, и все услышали голос: «Мужайся, Каллистрат, со стадом твоим, и иди успокоиться в вечных селениях». Одновременно с этим знамением земля содрогнулась и стоявший невдалеке идол упал и разбился. Видя всё происходившее, 135 других воинов также уверовали в Господа Иисуса Христа. Военачальник, боясь возмущения в войске, судить их не стал, а святого Каллистрата с дружиной опять заключил в темницу, где они горячо молились и благодарили Создателя, давшего им силу переносить страдания. Ночью по приказу военачальника мучеников изрубили мечами на части. Святые останки их погребли оставшиеся в живых 135 воинов, а впоследствии на месте их страдания, как и предсказывал святой мученик Каллистрат, была сооружена церковь.
…
Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/828
☦️
Христова мученица Епихария жила в Риме в царствование Диоклетиана (284–305). Епарх Кесарий приказал взять ее и привести к себе на суд. За твердое исповедание имени Христова ее повесили и строгали, после чего 40 воинов били ее оловянными молотками; но, по ее молитвам, Ангел поразил их. После всех мучений, ей отсекли голову мечом. Из камня, на котором стояла святая мученица, истекло много воды.
☦️
Преподобный Игнатий жил в Х веке в Каппадокии и с юных лет был посвящен родителями Богу. По достижении зрелого возраста он принял монашество и вскоре был хиротонисан в сан пресвитера. Затем святой Игнатий был поставлен игуменом обители Спаса, называемой «Глубокие реки», близ Константинополя. Преподобный Игнатий заботился о монастыре, украсил храмы и обнес обитель оградой. Скончался преподобный Игнатий в городе Амории в 975 году. Мощи его по прошествии долгого времени обретены нетленными.
☦️
Преподобный Савватий Соловецкий пришел в Кирилло-Белоезерский монастырь в 1396 году, где принял иноческий постриг. Там он подвизался долгое время, беспрекословно исполняя все послушания. Смирение, кроткая любовь к братии и строгая жизнь отличали преподобного Савватия среди других подвижников. Вскоре он стал тяготиться вниманием и уважением братии и приходивших мирян и, узнав, что на Ладожском озере есть каменистый остров Валаам, решил переселиться туда. Тяжко скорбя, простилась братия Кирилло-Белоезерского монастыря со святым старцем. На Валааме мирская слава также стала беспокоить смиренного старца. Между тем преподобный узнал, что на севере есть необитаемый Соловецкий остров; он стал просить у игумена благословения поселиться там в уединении. Однако игумен и братия не пожелали расставаться со святым старцем. По указанию Божию преподобный Савватий ночью оставил Валаамскую обитель и направился к берегам Белого моря. Когда он узнал от местных жителей, что остров находится в двух днях плавания, что на нем много озер и что на острове никто не живет, он еще больше возгорелся желанием там поселиться. Удивленные жители спрашивали убеленного сединами подвижника, как он будет там жить и чем питаться. «У меня такой Владыка, – отвечал преподобный, – Который и дряхлости дает силы свежей юности, и голодных питает досыта».
Некоторое время преподобный Савватий оставался в часовне, стоявшей вблизи устья реки Выги, в местечке Сороки. Там он встретился с подвизавшимся в отшельничестве преподобным Германом, и они вместе решили переселиться на остров. На утлой ладье, помолившись Богу, старцы отправились по суровому морю и через три дня достигли Соловецкого острова. Подвижники поселились около Секирной горы, где водрузили крест и поставили келлию. В суровых условиях Севера подвизались старцы в течение нескольких лет и своими подвигами освятили безлюдный остров. И здесь порой враг человечества – диавол искушал святых старцев. Некий рыбак с женой, движимый чувством зависти, прибыл как-то на остров и поселился неподалеку от подвижников. Но Господь не допустил утвердиться мирянам рядом со старцами. Жене рыбака явились два юноши со светлыми лицами и высекли ее прутьями. Рыбак испугался, быстро собрал вещи и поспешил вернуться на прежнее место жительства. Однажды, когда преподобный Герман отправился по келейным нуждам на реку Онегу, преподобный Савватий, оставшись один, почувствовал приближение кончины и обратился с молитвой к Богу, чтобы Он сподобил его причаститься Святых Таин. За два дня преподобный доплыл до материка и в десяти верстах от реки Выги встретил игумена Нафанаила, шедшего в далекое селение причащать больного крестьянина. Игумен Нафанаил обрадовался встрече с преподобным, исполнил его желание и выслушал при этом рассказ о подвигах на острове. Простившись, они условились встретиться в храме на реке Выге.
Придя в храм, святой старец молитвенно благодарил Бога за Причащение; он затворился в келлии, находившейся при храме, и стал готовиться к отшествию в вечные селения. В то время к берегу пристал новгородский купец Иоанн и, поклонившись святым иконам в храме, пришел к святому старцу. Получив благословение и наставление, он предложил преподобному часть своего богатства и был опечален, когда услышал отказ. Желая утешить купца, преподобный Савватий предложил ему остаться до утра и обещал благополучие в дальнейшем пути. Но Иоанн спешил отплыть. Внезапно началось землетрясение и на море поднялся шторм. Испугавшись, купец остался, а утром, войдя в келлию для благословения, увидел, что старец уже преставился. Вместе с подошедшим игуменом Нафанаилом они погребли преподобного Савватия в часовне и составили описание его жития. Это совершилось 27 сентября 1435 года. Через 30 лет святые мощи преподобного Савватия были перенесены преподобным Зосимой († 1478; память 17 апреля) и братией на Соловецкий остров и положены в Преображенском храме. В 1566 году мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в церковь, названную в их честь (совместная память 8 августа).
☦️
Святой Анфим родился около 1650 года на юге Грузии, в области Самцхе (Месхетии). Он был крещен во имя апостола Андрея. Вместе с царем Арчилом святой отправился в Россию и создал грузинскую типографию. На обратном пути он попал в плен к дагестанским разбойникам, которые продали его в рабство туркам. Андрей провел много лет в Константинополе и, обладая исключительными способностями, выучил много языков: греческий, арабский, турецкий, церковнославянский и румынский. Через некоторое время, благодаря патриарху Иерусалимскому Досифею, Андрей был выкуплен из рабства. Он поселился неподалеку от патриархата и занялся вышиванием хоругвей и резьбой по дереву.
В 1690 году, в возрасте около сорока лет, Андрей был приглашен в Валахию святым мучеником князем Константином Брынковяну. Здесь вместе с епископом Митрофаном Хушийским он вновь занялся книгопечатанием, а через год принял постриг с именем Анфим и священный сан.
В течение четырех лет святой Анфим заведовал Бухарестской типографией, затем в 1694 году создал новую печатню в Снаговском монастыре к северу от Бухареста. Став игуменом этой обители, он тем не менее не прекращал активной издательской деятельности. С 1701 по 1705 год он вновь находился во главе княжеской типографии. Затем святого Анфима возвели в епископа Рымникского, в области Вылча, где он также открыл печатню, издавшую десять книг за три года, что для православного книгопечатания того времени было совсем не мало. В 1708 году святой Анфим стал митрополитом Валашским. Заботы высокого архипастырского сана он совмещал с писательскими и издательскими трудами, открыл еще несколько новых печатен и издал девятнадцать книг.
За всю жизнь святой Анфим издал шестьдесят четыре церковные книги на румынском, церковнославянском, турецком и арабском языках. Тридцать восемь из них написал он сам. Святитель Анфим был добрым и тихим пастырем, он утешал христианский народ своим словом, своими литературными творениями и делами милосердия. По всей стране митрополит открыл школы, в которых дети из бедных семей могли учиться бесплатно, а в Бухаресте основал монастырь в честь Всех святых, который впоследствии стал называться монастырем святого Анфима (1715).
В 1716 году турки обвинили святого Анфима в заговоре с целью присоединить Валахию к Австрийской империи. Для святителя настало время принять мученичество. Он был низложен, ослеплен и сослан в Синайский монастырь. В пути он много страдал от жестокого обращения конвойных, которые после истязаний утопили его в реке Тундже.
Благодаря апостольским трудам святитель Анфим по праву может быть назван человеком, обновившим христианское самосознание в румынских княжествах. Именно по его инициативе и благодаря его издательской деятельности румынский язык стал официальным языком богослужения, что во многом способствовало просвещению и сплочению румынского народа, а также имеет большое значение в наши дни.
☦️
Димитрий Михайлович Шишокин родился в 1880 году. Окончив духовную семинарию и получив в 1904 г. священнический сан, Димитрий Шишокин с 1905 г. был настоятелем церкви села Тихий Плес Казанской епархии, а с 13 января 1913 года — священником церкви при губернской тюрьме в г. Казани. Сам по себе, о. Димитрий был человеком скромным и далеким от политики. Это был умный собеседник и добрый пастырь, одинаково любимый и в среде рабочих, и в среде заключенных, уважавших в «народном батюшке» добродушие и приветливость, с которыми встречал о. Димитрий всякого нуждающегося и терпящего скорби душевные.
26 сентября 1918 года (через 16 дней после взятия красными частями Казани) о. Димитрий Шишокин был арестован в Штабе Внешней обороны Казани и, после издевательств и оскорблений, препровожден в ЧК с запиской, объяснявшей причину ареста.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-shishokin
☦️
17 января 1918 года на Вольскую кафедру был назначен новый епископ Герман (Косолапов), ставший одной из первых жертв большевистского террора.
Происхождение Вольского владыки было нехарактерным для того времени. Епископ Герман, в миру Николай Васильевич Косолапов, родился 22 октября 1882 года в Саратове в семье статского советника, преподавателя русского языка и словесности Саратовского реального училища. Его желание посвятить жизнь Церкви — одно из многих убедительных свидетельств того, как на рубеже двух эпох размыкались сословные границы русского православного духовенства, и российская интеллигенция начинала нелегкий путь возвращения в Церковь.
По окончании Саратовской первой мужской гимназии, в 1902 году, Николай поступил в СпбДА. 8 января 1905 года он принял иноческий постриг с именем Герман. В 1906 году будущий владыка заканчивает Санкт-Петербургскую Духовную Академию в сане иеромонаха и звании кандидата богословия и назначается помощником смотрителя Сарапульского духовного училища Вятской губернии. Через год в 1907 году он переводится на ту же должность в Камышинское духовное училище. С 13 марта 1908 года иеромонах Герман занимает должность смотрителя Петровского Духовного училища. Возведен в сан архимандрита. 2 июля 1911 года архимандрит Герман получает новое назначение на должность смотрителя Обоянского Духовного училища Курской губернии, а с 1 февраля 1913 года занимают такую же должность в Курске. С 26 апреля 1916 года архимандрит Герман становится ректором Владимирской Духовной Семинарии, которую возглавляет до ее упразднения.
11 (24) декабря 1917 года Совнарком издает декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. Это означало фактическое закрытие всех семинарий, академий, духовных училищ. Вольское духовное училище, а вместе с ним женское епархиальное училище перестает существовать.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-german-kosolapov
☦️
Священник Михаил Платонов родился в 1868 году в семье диакона Нижегородской губернии. При переходе в 5 класс Нижегородской Духовной семинарии он был уволен из нее по просьбе родителей. С 1890 по 1894 год трудился учителем. 20 октября 1894 года был рукоположен во диакона, а через три года, 19 июня 1897 года — в иерея, служил в храме села Уварово Княгининского уезда, где был учителем школы грамоты. 4 декабря 1902 года за труды по народному образованию награжден набедренником, в 1907 — скуфьей.
С 1907 года отец Михаил служил в Саратовской епархии под началом священномученика Гермогена (Долганёва; †1918, память 16 июня), епископа Саратовского, с которым у него сложились хорошие отношения. 9 сентября он определен на должность Хвалынского уездного наблюдателя церковно-приходских школ и школ грамоты. Священнику было поручено также ведение миссионерских чтений и бесед в Казанской соборной церкви Хвалынска по предметам православной веры со старообрядцами.
…
У священника Михаила Платонова с супругой Валентиной Сергеевной было четверо детей. Сын Василий принял сан диакона и после Великой Отечественной войны служил в Саратовской епархии.
В начале августа 1918 года в Саратове было получено сообщение о казни большевиками в ночь на 17 июля 1918 года семьи последнего российского императора. 4 августа настоятель Свято-Серафимовского храма священник Михаил Платонов совершил молитвенное поминовение убиенного Помазанника Божия и сказал слово о гонениях на веру. Многие присутствовавшие за богослужением не смогли сдержать своих слез. 21 августа в «Известиях Саратовского Совета» появилась статья «Проповедь «святого отца»», которая заканчивалась призывом к губернской чрезвычайной комиссии обратить внимание на «это безобразие» и «принять соответствующие меры». Статья возымела свое действие, и 24 августа отец Михаил был арестован.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-platonov
☦️
Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий (в миру Пётр Фёдорович Полянский) родился в 1862 году в благочестивой семье священника села Сторожевое Воронежской епархии. В 1885 году он закончил по I разряду Воронежскую Духовную Семинарию, а в 1892 году Московскую Духовную Академию и был оставлен при ней помощником инспектора.
После занятия ряда ответственных должностей в Жировицком духовном училище, Пётр Фёдорович был переведён в Петербург, в штат Синодального Учебного Комитета, членом которого он стал. Будучи высокопоставленным синодальным чиновником, Пётр Фёдорович отличался бессребреничеством и строгостью. Он объездил с ревизиями едва ли не всю Россию, обследуя состояние духовных школ. При всей своей занятости он находил время для научных занятий и в 1897 году защитил магистерскую диссертацию на тему: «Первое послание святого Апостола Павла к Тимофею. Опыт историко-экзегетического исследования».
Пётр Фёдорович принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. После революции Пётр Фёдорович до 1920 года служил управляющим Московской фабрикой «Богатырь».
Во время начавшихся гонений на святую Церковь, в 1920 году Святейший Патриарх Тихон предложил ему принять постриг, священство и стать его помощником в делах церковного управления. Рассказывая об этом предложении брату, он сказал: «Я не могу отказаться. Если я откажусь, то буду предателем Церкви, но, когда соглашусь, я знаю, я подпишу сам себе смертный приговор».
Сразу после архиерейской хиротонии в 1920 году во епископа Подольского, Владыка Пётр был сослан в Великий Устюг, но после освобождения из-под ареста Святейшего Патриарха Тихона — вернулся в Москву, став ближайшим помощником Российского Первосвятителя.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-poljanskij
…
Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanskij/
• Первое послание св. ап. Павла к Тимофею
• Письма
☦️
Священномученик Феодор Васильевич Богоявленский родился 6 июня 1894 года (по другим данным 1891 года) в селе Барки Шацкого уезда Рязанской губернии. Отец будущего священномученика Василий Афанасьевич был священником, мать Александра Алексеевна – домохозяйкой, брат Александр Васильевич впоследствии стал священником, служил в храме села Ново-Кирсановское, братья Николай, Иван и Константин по стопам отца не последовали.
Получив хорошее образование в церковно-приходской школе, Феодор Васильевич поступил в Тамбовскую Духовную семинарию, которую в июне в 1917 года успешно окончил. С сентября 1917 года он работал счетоводом в кредитном товариществе села Терновое Воронежской губернии, в октябре 1918 года поступил псаломщиком в храм села Чапрено Муромской волости (по другим данным Мурманской волости).
Ввиду происхождения из духовного сословия, Феодор Васильевич властями был лишен избирательных прав. Именно в это время будущий священномученик вступил в брак с Евгенией Алексеевной, которой было 18 лет от роду. В их семье было трое детей: дочь Людмила Федоровна 1925 года рождения, сын Михаил Федорович 1928 года рождения, сын Алексей Федорович 1930 года рождения. В феврале 1920 года Феодор Богоявленкий был рукоположен во пресвитеры для храма села Дубовицкое Сухмановской волости.
…
Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodor-bogojavlenskij-presviter