⏳ 2020.10.07 (ср)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 18я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 8й)
• среда (однодневный пост, воспоминание предательства)

☀️ неподвижный годовой круг:
7 октября (24 сентября)
• первомц. равноап. Фе́клы Иконийской (I)
• прп. Ко́прия Палестинского (530)
• блгв. кн. Владислава Сербского (после 1264)
• прп. Ника́ндра Псковского (1581)
• прмч. Галактио́на Вологодского (1612)
• сщмч. Василия (Воскресенского) (1918)
• сщмчч. Андрея (Быстрова), Павла (Березина), прмч. Виталия (Кокорева), мчч. Василия (Виноградова), Сергия (Михайлова), Спиридона (Савельева) (1937)
• иконы Божией Матери Мирожская (1198)


☦️
Свя­тая пер­во­му­че­ни­ца рав­ноап­о­столь­ная Фек­ла ро­ди­лась в го­ро­де Ико­нии. Она бы­ла до­че­рью знат­ных и бо­га­тых ро­ди­те­лей и от­ли­ча­лась необык­но­вен­ной кра­со­той. В 18 лет ее об­ру­чи­ли знат­но­му юно­ше. Услы­шав про­по­ведь свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла о Спа­си­те­ле, свя­тая Фек­ла всем серд­цем воз­лю­би­ла Гос­по­да Иису­са Хри­ста и твер­до ре­ши­ла не всту­пать в брак и по­свя­тить свою жизнь еван­гель­ской про­по­ве­ди. Мать свя­той Фек­лы вос­про­ти­ви­лась на­ме­ре­нию до­че­ри и при­нуж­да­ла ее вый­ти за­муж за об­ру­чен­но­го ей же­ни­ха. Об­руч­ник свя­той Фек­лы по­жа­ло­вал­ся пра­ви­те­лю го­ро­да на апо­сто­ла Пав­ла, об­ви­няя его в том, что он от­вра­тил от него неве­сту. Пра­ви­тель за­клю­чил свя­то­го апо­сто­ла в тем­ни­цу. Свя­тая Фек­ла но­чью тай­но убе­жа­ла из до­ма, под­ку­пи­ла тю­рем­ных стра­жей, от­дав им все свои зо­ло­тые укра­ше­ния, и про­ник­ла к уз­ни­ку в тем­ни­цу. Три дня она си­де­ла у ног апо­сто­ла, вни­мая его оте­че­ским на­став­ле­ни­ям. Ис­чез­но­ве­ние Фек­лы об­на­ру­жи­лось, и по­всю­ду бы­ли разо­сла­ны слу­ги на по­ис­ки про­пав­шей. На­ко­нец ее на­шли в тюрь­ме и на­силь­но при­ве­ли до­мой.
Суд при­го­во­рил апо­сто­ла Пав­ла к из­гна­нию из го­ро­да. Свя­тую Фек­лу вновь дол­го убеж­да­ли со­гла­сить­ся на брак, но она не из­ме­ни­ла сво­е­го ре­ше­ния. Ни сле­зы ма­те­ри, ни гнев ее, ни угро­зы пра­ви­те­ля не смог­ли от­лу­чить свя­тую Фек­лу от люб­ви к Небес­но­му Же­ни­ху – Гос­по­ду Иису­су Хри­сту. Ее мать в ис­ступ­ле­нии по­тре­бо­ва­ла от судьи смерт­но­го при­го­во­ра непо­кор­ной до­че­ри, и свя­тая Фек­ла бы­ла при­го­во­ре­на к со­жже­нию. Свя­тая му­че­ни­ца бес­тре­пет­но взо­шла на ко­стер и пе­ре­кре­сти­лась. В этот мо­мент ей явил­ся Спа­си­тель, бла­го­слов­ляя на пред­сто­я­щий по­двиг, и неиз­ре­чен­ная ра­дость на­пол­ни­ла ее свя­тую ду­шу. Вы­со­ко взви­лось пла­мя ко­ст­ра, орео­лом окру­жи­ло му­че­ни­цу и не кос­ну­лось ее. Гря­нул гром, и силь­ный ли­вень с гра­дом по­га­сил ко­стер. Му­чи­те­ли в стра­хе раз­бе­жа­лись. Свя­тая Фек­ла, хра­ни­мая Гос­по­дом, по­ки­ну­ла го­род и с по­мо­щью од­но­го юно­ши-хри­сти­а­ни­на отыс­ка­ла апо­сто­ла Пав­ла. Свя­той апо­стол и его спут­ни­ки, сре­ди ко­то­рых был и свя­той апо­стол Вар­на­ва, укры­ва­лись в пе­ще­ре неда­ле­ко от го­ро­да, усерд­но мо­лясь, чтобы Гос­подь укре­пил свя­тую Фек­лу в стра­да­ни­ях. Вме­сте с ни­ми свя­тая Фек­ла про­шла с про­по­ве­дью Еван­ге­лия до Ан­тио­хии. В этом го­ро­де она под­верг­лась пре­сле­до­ва­ни­ям неко­е­го са­нов­ни­ка Алек­сандра, пле­нив­ше­го­ся ее кра­со­той. Свя­тая Фек­ла от­верг­ла его пред­ло­же­ние всту­пить в брак и, как хри­сти­ан­ка, бы­ла осуж­де­на на смерть. Два­жды на нее вы­пус­ка­ли го­лод­ных зве­рей, но они не тро­га­ли свя­тую де­ву, по­кор­но ло­жи­лись у ее ног и ли­за­ли их. Во всех ис­тя­за­ни­ях свя­тая му­че­ни­ца Про­мыс­лом Бо­жи­им со­хра­ня­лась невре­ди­мой. На­ко­нец, ее при­вя­за­ли к двум бы­кам и ста­ли гнать их в раз­ные сто­ро­ны рас­ка­лен­ны­ми пру­тья­ми, но креп­кие ве­рев­ки разо­рва­лись, как па­у­ти­на, и бы­ки раз­бе­жа­лись, а свя­тая Фек­ла оста­лась невре­ди­мой. На­род возо­пил: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский!» Сам пра­ви­тель устра­шил­ся, ура­зу­мев на­ко­нец, что свя­тую му­че­ни­цу хра­нит Все­силь­ный Бог, Ко­то­ро­му она слу­жит. Он по­ве­лел от­пу­стить Фек­лу, ра­бу Бо­жию, на сво­бо­ду. По бла­го­сло­ве­нию апо­сто­ла Пав­ла Свя­тая Фек­ла по­се­ли­лась в пу­стын­ных окрест­но­стях Селев­кии Ис­аврий­ской и про­жи­ла там дол­гие го­ды, непре­стан­но про­по­ве­дуя Сло­во Бо­жие, ис­це­ляя боль­ных мо­лит­вой. Мно­гих языч­ни­ков свя­тая Фек­ла об­ра­ти­ла ко Хри­сту; Цер­ковь до­стой­но име­ну­ет ее рав­ноап­о­столь­ной. Да­же язы­че­ско­го жре­ца, по­сяг­нув­ше­го на ее чи­сто­ту, она, на­ка­зав за дер­зость, при­ве­ла ко Свя­то­му Кре­ще­нию. Не раз враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го пы­тал­ся по­гу­бить свя­тую Фек­лу через ослеп­лен­ных гре­хом лю­дей, но си­ла Бо­жия все­гда хра­ни­ла вер­ную ра­бу Хри­сто­ву.
Ко­гда свя­тая Фек­ла бы­ла уже 90-лет­ней ста­ри­цей, на нее опол­чи­лись язы­че­ские волх­вы за то, что она без­мезд­но ле­чи­ла боль­ных. Они не мог­ли по­стичь, что свя­тая вра­чу­ет бо­лез­ни си­лой бла­го­да­ти Хри­сто­вой, и по­ла­га­ли, что ей осо­бо по­кро­ви­тель­ству­ет бо­ги­ня-дев­ствен­ни­ца Ар­те­ми­да. Из за­ви­сти к свя­той Фек­ле они по­до­сла­ли к ней на­ем­ни­ков, чтобы осквер­нить свя­тую. Ко­гда пре­сле­до­ва­те­ли бы­ли уже со­всем близ­ко, свя­тая Фек­ла возо­пи­ла о по­мо­щи ко Хри­сту Спа­си­те­лю, и рас­сту­пи­лась го­ра, и со­кры­ла свя­тую де­ву, неве­сту Хри­сто­ву. Так пре­да­ла ду­шу Гос­по­ду свя­тая Фек­ла.
Свя­тая Цер­ковь про­слав­ля­ет «пер­во­стра­даль­ную» Фек­лу как «жен сла­ву, на­став­ни­цу стра­даль­цев, от­верз­шую всем му­че­ния пу­ти». Из­древ­ле ей по­свя­ща­лось мно­го хра­мов, один из ко­то­рых был по­стро­ен в Ца­рь­гра­де свя­тым рав­ноап­о­столь­ным Кон­стан­ти­ном (па­мять 21 мая). Имя свя­той пер­во­му­че­ни­цы рав­ноап­о­столь­ной Фек­лы, мо­лит­вен­ни­цы о всех под­ви­за­ю­щих­ся, по­ми­на­ет­ся при по­стри­же­нии жен­щин в мо­на­ше­ство.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/118
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/820

☦️
Пре­по­доб­ный Ко­прий но­во­рож­ден­ным мла­ден­цем был най­ден ино­ка­ми оби­те­ли пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия в Па­ле­стине. Он ле­жал на ку­че пе­ре­гноя (по-гре­че­ски «ко­приа»), где оста­ви­ла его мать, спа­са­ясь от пре­сле­до­ва­ния во вре­мя на­бе­га ага­рян. Ино­ки по­до­бра­ли мла­ден­ца, на­зва­ли Ко­при­ем, вы­кор­ми­ли ко­зьим мо­ло­ком и вос­пи­та­ли в сво­ем мо­на­сты­ре. Впо­след­ствии свя­той Ко­прий при­нял ино­че­ский по­стриг и про­вел в род­ной оби­те­ли всю свою жизнь. До­стиг­нув вы­со­ты доб­ро­де­те­лей и да­ра чу­до­тво­ре­ний, пре­по­доб­ный Ко­прий мир­но скон­чал­ся в 90 лет.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/821

☦️
Свя­той ко­роль Вла­ди­слав Серб­ский, сын свя­то­го ко­ро­ля Сте­фа­на, цар­ство­вал с 1234 по 1242 год. Он от­ли­чал­ся доб­ро­той и ми­ло­сер­ди­ем к боль­ным, стран­ни­кам и бед­ным и по­стро­ил мо­на­стырь в Ми­ле­ше­ве, где скон­чал­ся (меж­ду 1264 и 1281 гг.) и там же был по­гре­бен.

☦️
Пре­по­доб­ный Ни­кандр Псков­ский (в Кре­ще­нии Ни­кон) ро­дил­ся 24 июля 1507 го­да в се­мье кре­стьян Филип­па и Ана­ста­сии в се­ле Ви­де­ле­бье на Псков­щине.
С дет­ства он меч­тал про­дол­жить по­дви­ги сво­е­го од­но­сель­ча­ни­на – пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на Спа­со­е­ле­аза­ров­ско­го, на­чаль­ни­ка Псков­ских пу­стын­но­жи­те­лей (па­мять 15 мая). Пер­вым в се­мье Ни­ко­на при­нял мо­на­ше­ство его стар­ший брат Ар­се­ний. По­сле смер­ти от­ца сем­на­дца­ти­лет­ний Ни­кон су­мел убе­дить и мать раз­дать име­ние и уда­лить­ся в мо­на­стырь, где она жи­ла до са­мой кон­чи­ны. Обой­дя оби­те­ли Псков­ской зем­ли, по­кло­нив­шись мо­щам пре­по­доб­но­го Ев­фро­си­на и его уче­ни­ка пре­по­доб­но­го Сав­вы Кры­пец­ко­го (па­мять 28 ав­гу­ста), он окон­ча­тель­но утвер­дил­ся в стрем­ле­нии к от­шель­ни­че­ской жиз­ни.
Чтобы иметь воз­мож­ность чи­тать Сло­во Бо­жие, Ни­кон на­нял­ся в ра­бот­ни­ки к псков­ско­му жи­те­лю Филип­пу, ко­то­рый за усер­дие от­дал его на обу­че­ние к опыт­но­му учи­те­лю. Ви­дя рев­ность юно­ши, Гос­подь Сам ука­зал ему ме­сто по­дви­га. Го­ря­чо мо­лясь в од­ной из псков­ских церк­вей, он услы­шал глас из ал­та­ря, по­веле­вав­ший ему ид­ти в пу­стынь, ко­то­рую Гос­подь ука­жет через Сво­е­го ра­ба Фе­о­до­ра. Кре­стья­нин Фе­о­дор от­вел его на реч­ку Де­мьян­ку, меж­ду Пско­вом и Пор­хо­вом. (Впо­след­ствии Филипп и Фе­о­дор, ко­то­рые по­мог­ли пре­по­доб­но­му до­стичь сво­ей за­вет­ной це­ли, по его мо­лит­вам так­же всту­пи­ли на путь ино­че­ства и ста­ли по­стри­же­ни­ка­ми Кры­пец­ко­го мо­на­сты­ря с име­на­ми Фила­рет и Фе­о­до­сий).
Про­ве­дя несколь­ко лет в без­мол­вии и су­ро­вых по­дви­гах, ис­су­шив­ших его плоть, Ни­кон при­шел в мо­на­стырь, ос­но­ван­ный пре­по­доб­ным Сав­вой Кры­пец­ким. Игу­мен, ви­дя его те­лес­ную немощь, не сра­зу со­гла­сил­ся при­нять его, опа­са­ясь, что труд­но­сти мо­на­ше­ской жиз­ни бу­дут ему не по си­лам. То­гда Ни­кон, при­пав к ра­ке пре­по­доб­но­го Сав­вы, стал, как жи­во­го, умо­лять его взять в свою оби­тель. Игу­мен смяг­чил­ся и по­стриг Ни­ко­на с име­нем Ни­кандр.
Мно­го ис­ку­ше­ний и бед пе­ре­жил на тес­ном пу­ти по­движ­ни­че­ства пре­по­доб­ный Ни­кандр. О «страстех пу­стын­ных» ему пред­ска­зал еще в Пско­ве бла­жен­ный Ни­ко­лай (па­мять 28 фев­ра­ля). Мо­лит­ва­ми всех псков­ских угод­ни­ков и пре­по­доб­но­го Алек­сандра Свир­ско­го (па­мять 30 ав­гу­ста и 17 ап­ре­ля), ко­то­рый два­жды яв­лял­ся пре­по­доб­но­му, на­став­ляя и укреп­ляя его, он, с по­мо­щью бла­го­да­ти Бо­жи­ей, пре­одо­лел все мно­го­об­раз­ные коз­ни лу­ка­во­го. Си­лой мо­литв пре­по­доб­ный по­бе­дил сла­бо­сти пло­ти, че­ло­ве­че­ское недоб­ро­же­ла­тель­ство и диа­воль­ские стра­хо­ва­ния. Од­на­жды его чуть не уби­ли раз­бой­ни­ки, от­няв его един­ствен­ное и са­мое цен­ное для от­шель­ни­ка иму­ще­ство – кни­ги и ико­ны. По мо­лит­вам свя­то­го двое из них, устра­шив­шись вне­зап­ной смер­тью сво­е­го то­ва­ри­ща, рас­ка­я­лись в сво­их зло­де­я­ни­ях и по­лу­чи­ли про­ще­ние стар­ца.
В Кры­пец­ком мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Ни­кандр жил недол­го и с бла­го­сло­ве­ния вер­нул­ся в свою пу­стынь. Впо­след­ствии он еще раз при­хо­дил на жи­тель­ство в Кры­пец­кую оби­тель, где ис­пол­нял по­слу­ша­ния устав­щи­ка и ке­ла­ря, и сно­ва ушел в пу­стынь и жил там в по­сте и мо­лит­ве, по­сти­гая Сло­во Бо­жие. Еже­год­но Ве­ли­ким по­стом пре­по­доб­ный Ни­кандр хо­дил в Да­ми­а­нов­ский мо­на­стырь, где ис­по­ве­до­вал­ся и при­ча­щал­ся Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин. За во­семь лет до кон­чи­ны он при­нял там ве­ли­кую схи­му. К пре­по­доб­но­му ста­ло при­хо­дить мно­го на­ро­да «поль­зы ра­ди», ибо, по сло­ву пре­по­доб­но­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка, «мо­на­ше­ское жи­тие – свет для всех че­ло­ве­ков». Ве­ру­ю­щие об­ра­ща­лись к пре­по­доб­но­му Ни­кан­д­ру за мо­лит­вен­ной по­мо­щью, ибо Гос­подь на­де­лил его мно­ги­ми бла­го­дат­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми. Пу­стын­ник с лю­бо­вью и вни­ма­ни­ем от­но­сил­ся ко всем нуж­дам сво­их по­се­ти­те­лей и да­же устро­ил им для ноч­ле­га убо­гую «го­сти­ни­цу у ду­ба», ко­то­рую сам про­тап­ли­вал. Пре­по­доб­ный не поз­во­лял се­бе вы­став­лять на­по­каз свои да­ро­ва­ния. При­хо­дя тай­но к его кел­лии, лю­ди все­гда слы­ша­ли, что он мо­лит­ся с горь­ким ры­да­ни­ем. Он же, за­ме­тив бли­зость лю­дей, тот­час умол­кал, пря­ча от них по­лу­чен­ный дар слез.
Пре­по­доб­ный Ни­кандр до кон­ца жиз­ни оста­вал­ся пу­стын­ни­ком (его так и ве­ли­ча­ют – пре­по­доб­ный Ни­кандр пу­стын­но­жи­тель), но за­ве­щал не остав­лять ме­сто его тру­дов по­сле сво­ей кон­чи­ны, обе­щая свое по­кро­ви­тель­ство на­сель­ни­кам бу­ду­ще­го мо­на­сты­ря. Диа­ко­ну Пор­хов­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря Пет­ру пре­по­доб­ный за­по­ве­дал на его мо­ги­ле по­ста­вить цер­ковь и пе­ре­не­сти ту­да ико­ну Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы из по­го­ста Ти­шан­ки. Он пред­ви­дел свою смерть, пред­ска­зав, что умрет, ко­гда на оте­че­ство на­па­дут вра­ги, пред­ре­кая им при этом ско­рое по­ра­же­ние. 24 сен­тяб­ря 1581 го­да, во вре­мя на­ше­ствия войск поль­ско­го ко­ро­ля Сте­фа­на Ба­то­рия, один кре­стья­нин на­шел его скон­чав­шим­ся: он ле­жал на ро­гож­ке с кре­сто­об­раз­но сло­жен­ны­ми на гру­ди ру­ка­ми. Из Пско­ва при­шли ду­хо­вен­ство и на­род, по­чи­та­те­ли пре­по­доб­но­го, сре­ди ко­то­рых был и диа­кон Петр, и со­вер­ши­ли об­ряд хри­сти­ан­ско­го по­гре­бе­ния.
В 1584 го­ду на бла­го­дат­ном ме­сте по­дви­га пре­по­доб­но­го Ни­канд­ра, освя­щен­ном его по­чти по­лу­ве­ко­вой мо­лит­вой, бы­ла со­зда­на оби­тель, ко­то­рую ста­ли на­зы­вать Ни­кан­дро­вой пу­сты­нью. Стро­и­те­лем мо­на­сты­ря был инок Ис­а­ия, ис­це­лив­ший­ся по мо­лит­ве свя­то­му. В 1686 го­ду при Пат­ри­ар­хе Иоаки­ме со­сто­я­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Ни­канд­ра и бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние его па­мя­ти 24 сен­тяб­ря, в день кон­чи­ны, и в хра­мо­вой празд­ник оби­те­ли – Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При пе­ре­строй­ке со­бо­ра мо­на­сты­ря бы­ли об­ре­те­ны мо­щи пре­по­доб­но­го Ни­канд­ра, скры­тые в стене, и 29 июня празд­ну­ет­ся как день об­ре­те­ния его чест­ных мо­щей. И сей­час креп­ка мо­лит­вен­ная связь ве­ру­ю­щих с пре­по­доб­ным Ни­кан­дром, ко­то­ро­го глу­бо­ко чтят на псков­ской зем­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/822

☦️
Пре­по­доб­ный Га­лак­ти­он ро­дил­ся в Москве в цар­ство­ва­ние Иоан­на Ва­си­лье­ви­ча Гроз­но­го (1533–1584 гг.). По сво­е­му про­ис­хож­де­нию он при­над­ле­жал к са­мо­му знат­но­му бо­яр­ско­му ро­ду: от­цом его был князь Иоанн Иоан­но­вич Бель­ский, по­то­мок ли­тов­ских кня­зей. При Кре­ще­нии от­ро­ку на­ре­че­но бы­ло имя Гав­ри­ил. Отец его под­верг­ся цар­ской опа­ле и был каз­нен, ко­гда от­ро­ку бы­ло семь лет. Род­ствен­ни­ки от­вез­ли его в го­род Ста­ри­цу, и он про­жи­вал там, скры­вая от всех свое про­ис­хож­де­ние, и Бог хра­нил его. Бла­го­че­сти­вый от­рок усерд­но по­се­щал храм Бо­жий, рев­ност­но изу­чал Бо­же­ствен­ное пи­са­ние, а про­пи­та­ние до­бы­вал се­бе ре­меслом са­пож­ни­ка. До­стиг­нув со­вер­шен­но­ле­тия, он со­че­тал­ся бра­ком с де­ви­цей из про­сто­го зва­ния, но су­пру­га его вско­ре умер­ла, оста­вив по­сле се­бя но­во­рож­ден­ную дочь. Ви­дя в этом ука­за­ние свы­ше, Гав­ри­ил ре­шил­ся по­свя­тить се­бя Бо­гу. Он от­дал дочь свою на вос­пи­та­ние род­ным, воз­ло­жил на се­бя тя­же­лые вери­ги и на­чал под­ви­зать­ся в по­сте и мо­лит­вах. Го­род­ских жи­те­лей он упро­сил дать ему неболь­шой уча­сток зем­ли близ по­са­да на ре­ке Со­ди­ме, по­ста­вил там се­бе неболь­шую кел­лию и за­тво­рил­ся в ней. Вско­ре он при­нял ино­че­ский по­стриг и на­ре­чен был Га­лак­ти­о­ном. Не оста­вив сво­е­го ре­мес­ла, он шил са­по­ги и за­ра­бо­тан­ные день­ги де­лил на три ча­сти: церк­ви, ни­щим и се­бе на про­пи­та­ние. Сво­и­ми ру­ка­ми он ис­ко­пал близ ке­ллии пруд, об­са­дил его де­ре­вья­ми и раз­вел в нем ры­бу. Дни свои инок про­во­дил в тру­дах, а но­чи – в непре­стан­ных мо­лит­вах и пес­нях ду­хов­ных. Бла­го­дать Бо­жия про­све­ти­ла ра­зум его, воз­дер­жа­ние и пост усми­ри­ли плоть, уеди­не­ние и без­мол­вие раз­ви­ли сми­ре­ние, на­пол­ни­ли серд­це его ра­до­стью и ве­се­льем.
Жи­те­ли го­ро­да Во­лог­ды и окрест­но­стей, узнав о див­ном жи­тии пре­по­доб­но­го Га­лак­ти­о­на, при­хо­ди­ли, чтобы по­смот­реть на него, по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние, услы­шать сло­во на­зи­да­ния. А свя­той не до­воль­ство­вал­ся обыч­ны­ми ино­че­ски­ми по­дви­га­ми: он при­ко­вал се­бя це­пью к по­тол­ку сво­ей ма­лой хи­жи­ны, так что не мог ни вый­ти ку­да-ли­бо из сво­е­го за­тво­ра, ни лечь на пол; ко­гда его одоле­вал сон, то он толь­ко пре­кло­нял ко­ле­на и в та­ком по­ло­же­нии, дер­жась за цепь, на крат­кое вре­мя за­бы­вал­ся дре­мо­той. В ред­ких слу­ча­ях он по­ки­дал кел­лию, как, на­при­мер, од­на­жды во вре­мя ве­ли­кой за­су­хи, гро­зив­шей го­ло­дом, ко­гда Во­ло­год­ский вла­ды­ка по­слал за ним про­сить, чтобы пре­по­доб­ный по­мо­лил­ся о да­ро­ва­нии до­ждя в хра­ме со всем на­ро­дом. Гос­подь услы­шал мо­лит­вы пра­вед­ни­ка и все­го на­ро­да и по­слал силь­ный дождь, на­по­ив­ший ис­том­лен­ную зно­ем зем­лю.
Смут­ное вре­мя бы­ло то­гда на зем­ле рус­ской: один за дру­гим яв­ля­лись са­мо­зван­цы, а по­ля­ки и ли­тов­цы бро­ди­ли по Ру­си и про­из­во­ди­ли гра­бе­жи и на­си­лия. Ис­пол­нив­шись да­ра про­зре­ния, пре­по­доб­ный Га­лак­ти­он рас­ко­вал свою цепь и в ве­ри­гах явил­ся в зем­скую из­бу, где со­би­рал­ся на­род. Он со­ве­то­вал граж­да­нам по­стро­ить в один день на ме­сте сво­их по­дви­гов храм во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и па­мять чу­да от ико­ны Зна­ме­ния в Ве­ли­ком Нов­го­ро­де, с ве­рой в то, что Ца­ри­ца Небес­ная за­щи­тит го­род и из­ба­вит всех от на­ше­ствия ино­пле­мен­ни­ков. Од­на­ко жи­те­ли Во­лог­ды не при­ня­ли бла­го­че­сти­во­го со­ве­та, а неко­то­рые пря­мо об­ви­ни­ли свя­то­го в ко­ры­сти – де­скать, за­бо­тит­ся он толь­ко о се­бе и ле­нит­ся хо­дить в даль­ний храм. В от­вет Га­лак­ти­он пред­ска­зал на­ро­ду по­дроб­но о гря­ду­щих бед­стви­ях, ко­то­рые и про­изо­шли, ко­гда вско­ре, 22 сен­тяб­ря 1612 г., Бо­жи­им по­пуще­ни­ем на Во­лог­ду на­па­ли по­ля­ки и ли­тов­цы. Они со­жгли хра­мы, мно­гих пре­да­ли смер­ти, мно­гих взя­ли в плен, не по­ща­ди­ли и угод­ни­ка Бо­жия. На­бро­сив­шись на него с бе­шен­ством, вы­та­щи­ли его вон из кел­лии, во­ло­ча, нещад­но би­ли, по­но­си­ли бран­ны­ми сло­ва­ми, ко­ло­ли ме­ча­ми, сбро­си­ли ему на го­ло­ву брев­но с кры­ши зда­ния. Ви­дя при­бли­же­ние сво­ей кон­чи­ны, свя­той мо­лил Гос­по­да про­стить ему все пре­гре­ше­ния и из­ба­вить от воз­душ­ных мы­тарств. Из­му­чен­ный вра­га­ми, он пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду с мо­лит­вой 24 сен­тяб­ря 1612 го­да. Бла­го­че­сти­вые лю­ди по­греб­ли его в кел­лии, ко­то­рую ста­ли усерд­но по­се­щать, так как Бог про­сла­вил чу­де­са­ми Сво­е­го угод­ни­ка.
Вско­ре по прось­бам граж­дан Во­лог­ды ар­хи­епи­скоп Во­ло­год­ский Вар­ла­ам по­ве­лел на­пи­сать жи­тие свя­то­го, воз­двиг­нуть храм в честь ико­ны Зна­ме­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри на ме­сте кел­лии его и со­брать бра­тию. При сле­ду­ю­щем ар­хи­епи­ско­пе Мар­кел­ле по­стро­ен был со­бор­ный храм во имя Свя­то­го Ду­ха, по име­ни хра­ма и мо­на­стырь стал на­зы­вать­ся Свя­то-Ду­хо­вым. Служ­ба свя­то­му бы­ла со­став­ле­на в 1717 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov/zhitija-russkih-svjatyh/16

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий Вос­кре­сен­ский слу­жил диа­ко­ном в Пре­об­ра­жен­ской церк­ви го­ро­да Со­ли­кам­ска Перм­ской гу­бер­нии. Рас­стре­лян 7 ок­тяб­ря 1918 го­да крас­но­ар­мей­ца­ми в хо­де мас­со­вых ре­прес­сий в Перм­ском крае.

☦️
Священномученик Андрей Быстров, пресвитер, и мученики Василий Виноградов, Сергий Михайлов и Спиридон Савельев.
3 июля 1937 го­да Ста­лин рас­по­ря­дил­ся по­слать сек­ре­та­рям об­ко­мов и край­ко­мов ЦК ком­пар­тии сле­ду­ю­щую те­ле­грам­му: «ЦК ВКП(б) пред­ла­га­ет всем сек­ре­та­рям об­ласт­ных и кра­е­вых ор­га­ни­за­ций и всем об­ласт­ным, кра­е­вым и рес­пуб­ли­кан­ским пред­ста­ви­те­лям НКВД взять на учет всех воз­вра­тив­ших­ся на ро­ди­ну ку­ла­ков… с тем, чтобы наи­бо­лее враж­деб­ные из них бы­ли немед­лен­но аре­сто­ва­ны и бы­ли рас­стре­ля­ны в по­ряд­ке адми­ни­стра­тив­но­го про­ве­де­ния их дел через Трой­ки… ЦК ВКП(б) пред­ла­га­ет в пя­ти­днев­ный срок пред­ста­вить в ЦК со­став Тро­ек, а так­же ко­ли­че­ство под­ле­жа­щих рас­стре­лу, рав­но как и ко­ли­че­ство под­ле­жа­щих вы­сыл­ке».
Уже 22 июля на­чаль­ник Плос­кош­ско­го рай­он­но­го от­де­ла НКВД Твер­ской об­ла­сти По­пов со­ста­вил справ­ку на арест свя­щен­ни­ка Ан­дрея Быст­ро­ва и кре­стья­ни­на Ва­си­лия Ви­но­гра­до­ва. По справ­ке они об­ви­ня­лись в том, что ра­нее ли­ша­лись из­би­ра­тель­ных прав, аре­сто­вы­ва­лись, зна­ли друг дру­га, по­се­ща­ли один дру­го­го, а кро­ме то­го, Ан­дрей Быст­ров был свя­щен­ни­ком.
По тре­бо­ва­нию НКВД Жи­ду­лин­ский сель­со­вет, в ли­це пред­се­да­те­ля и сек­ре­та­ря, со­ста­вил на свя­щен­ни­ка ха­рак­те­ри­сти­ку.

По то­му вре­ме­ни та­кой справ­ки бы­ло вполне до­ста­точ­но для аре­ста; 23 июля 1937 го­да был аре­сто­ван Ва­си­лий Ви­но­гра­дов, на сле­ду­ю­щий день НКВД аре­сто­вал свя­щен­ни­ка Ан­дрея Быст­ро­ва, и они бы­ли за­клю­че­ны То­ро­пец­кую тюрь­му.

Свя­щен­но­му­че­ник Ан­дрей ро­дил­ся в 1873 го­ду в се­ле За­ле­сье Пе­чер­ской во­ло­сти Псков­ско­го уез­да в се­мье свя­щен­ни­ка Пет­ра Быст­ро­ва. Окон­чил Псков­скую учи­тель­скую се­ми­на­рию и ра­бо­тал учи­те­лем. В 1897 год был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на, а через два го­да — в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в Твер­ской гу­бер­нии в хра­ме се­ла Зу­е­ва. В 1930 го­ду о. Ан­дрей был аре­сто­ван и при­го­во­рен к двум го­дам за­клю­че­ния в ла­герь и пя­ти го­дам ссыл­ки на Урал. Вер­нул­ся он до­мой в 1935 го­ду.

Се­мен Ни­кан­дро­вич Ни­кан­дров ро­дил­ся в 1870 го­ду в де­ревне Иван­це­во Плос­кош­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье. Се­мья Се­ме­на Ни­кан­дро­ви­ча бы­ла боль­шая, весь­ма тру­до­лю­би­вая, и по по­ня­ти­ям са­мо­го Се­ме­на до ре­во­лю­ции они жи­ли хо­ро­шо. По­сле ре­во­лю­ции у них оста­лись из­ба, два хле­ва, два са­рая, гум­но, ба­ня, две ко­ро­вы, од­на ло­шадь, плуг и те­ле­га. А ко­гда Се­мен Ни­кан­дро­вич всту­пил в кол­хоз, то из иму­ще­ства оста­лись из­ба, два хле­ва, тел­ка и ов­ца.
Му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся в 1882 го­ду в де­ревне Юри­но Плос­кош­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ми­ха­и­ла Ми­хай­ло­ва. Окон­чил цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу. В 1903 го­ду он был при­зван в ар­мию и слу­жил ря­до­вым до 1905 го­да. В 1931-1932 го­дах был ста­ро­стой хра­ма, где слу­жил о. Ан­дрей. Сер­гей Ми­хай­ло­вич имел боль­шую се­мью и хо­зяй­ство — из­бу, ам­бар, са­рай, хлев, ве­ял­ку, два плу­га, те­ле­гу, три ко­ро­вы, три ло­ша­ди, три ов­цы. В 1932 го­ду всту­пил в кол­хоз, и часть хо­зяй­ства при­шлось от­дать, оста­лись ко­ро­ва и две ов­цы. В кол­хо­зе он ра­бо­тал бри­га­ди­ром. В 1935 го­ду он был при­го­во­рен к од­но­му го­ду ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вых ла­ге­рей за то, что, ко­гда был жи­вот­но­во­дом, у него па­ли три те­лен­ка.
Му­че­ник Спи­ри­дон ро­дил­ся в 1875 го­ду в де­ревне Пи­ка­чи Плос­кош­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Са­ве­лия Са­ве­лье­ва. В Первую ми­ро­вую вой­ну он был при­зван в ар­мию и про­слу­жил в ней 1916-1917 го­ды ря­до­вым. По­чти все иму­ще­ство Спи­ри­до­на Са­ве­лье­ви­ча бы­ло изъ­ято вла­стя­ми, ему оста­ви­ли лишь из­бу и ба­ню. В 1935 го­ду вла­сти при­го­во­ри­ли его к ше­сти го­дам за­клю­че­ния за невы­пол­не­ние пла­на се­ва.
8 ав­гу­ста та­кое раз­ре­ше­ние бы­ло по­лу­че­но, и 11 и 12 ав­гу­ста они бы­ли аре­сто­ва­ны и за­клю­че­ны в То­ро­пец­кую тюрь­му. Сра­зу же по­сле аре­ста на­ча­лись до­про­сы. След­ствие бы­ло уско­рен­ным, и до­про­сы кре­стьян бы­ли недол­ги­ми.

20 сен­тяб­ря по­мощ­ник опер­упол­но­мо­чен­но­го УГБ Плос­кош­ско­го рай­он­но­го от­де­ле­ния НКВД Ли­ва­нов со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние по «де­лу» свя­щен­ни­ка и кре­стьян. Несмот­ря на то что до­ка­за­тельств пре­ступ­ле­ния не бы­ло ни­ка­ких, «де­ло» со­чли за­кон­чен­ным и на­пра­ви­ли на рас­смот­ре­ние Трой­ки НКВД с пред­ва­ри­тель­но­го раз­ре­ше­ния Осташ­ков­ской опер­груп­пы НКВД.
3 ок­тяб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка Ан­дрея Быст­ро­ва и ми­рян Ва­си­лия Ви­но­гра­до­ва, Сер­гея Ми­хай­ло­ва и Спи­ри­до­на Са­ве­лье­ва к рас­стре­лу. Они бы­ли рас­стре­ля­ны 7 ок­тяб­ря 1937 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-andrej-bystrov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел ро­дил­ся в 1866 го­ду в се­ле Ма­ков­ни­цы Со­фро­ни­ев­ской во­ло­сти Ка­шин­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ми­ха­и­ла Бе­ре­зи­на. Мы ни­че­го не зна­ем о пер­во­на­чаль­ном его вос­пи­та­нии и об­ра­зо­ва­нии, но, по всей ви­ди­мо­сти, он окон­чил, как и боль­шин­ство де­тей ду­хо­вен­ства, се­ми­на­рию, по­сле че­го по­сту­пил на ис­то­ри­ко-фило­ло­ги­че­ский фа­куль­тет Вар­шав­ско­го уни­вер­си­те­та. Окон­чив уни­вер­си­тет, он вер­нул­ся на ро­ди­ну, в Твер­скую гу­бер­нию и стал пре­по­да­вать За­кон Бо­жий в Но­во­торж­ской учи­тель­ской се­ми­на­рии. Ко­гда Пав­лу Ми­хай­ло­ви­чу ис­пол­ни­лось трид­цать семь лет, он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. С это­го вре­ме­ни его жизнь бы­ла пол­но­стью по­свя­ще­на цер­ков­но­му слу­же­нию. Отец Па­вел, по сви­де­тель­ству при­хо­жан, был вы­да­ю­щим­ся про­по­вед­ни­ком и го­во­рил про­по­ве­ди за все­ми цер­ков­ны­ми служ­ба­ми. Отец Па­вел ра­но ов­до­вел, и ко­гда на­ча­лись го­не­ния, де­ти, бу­дучи взрос­лы­ми, жи­ли уже не с ним, и это да­ло воз­мож­ность его сы­ну бес­пре­пят­ствен­но по­лу­чить об­ра­зо­ва­ние в Ле­нин­град­ском уни­вер­си­те­те. В два­дца­тых го­дах о. Па­вел слу­жил в Воз­не­сен­ском хра­ме се­ла Ко­то­ва Мо­ло­ков­ско­го рай­о­на, и в этом же се­ле, где бы­ло то­гда несколь­ко до­мов, он сни­мал ком­на­ту.
В 1929 го­ду по рас­по­ря­же­нию со­вет­ских вла­стей на­чал­ся но­вый этап го­не­ний на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, ко­гда по всей стране за­кры­ва­ли пра­во­слав­ные хра­мы и аре­сто­вы­ва­ли ду­хо­вен­ство и ми­рян. Ес­ли све­ча сто­ит на под­свеч­ни­ке и све­тит всем в до­ме, то в пе­ри­о­ды го­не­ний про­тив­ни­ки Хри­ста все­гда ста­ра­ют­ся ее уга­сить, дабы свет не об­ли­чил, что де­ла их злы. Отец Па­вел не раз в про­по­ве­ди с ам­во­на с со­кру­ше­ни­ем сер­деч­ным ука­зы­вал при­хо­жа­нам, боль­шей ча­стью это бы­ли жен­щи­ны, на зло­ве­щее раз­ли­тие гре­ха по на­шей зем­ле, что жен­щи­ны ни за что те­перь счи­та­ют убий­ство сво­их де­тей во чре­ве, от­че­го де­тей рож­да­ет­ся все мень­ше и зем­ля на­ша без­лю­де­ет. Те, чья ве­ра бы­ла по­глуб­же и по­твер­же, го­ре­ва­ли об этом вме­сте со свя­щен­ни­ком, а неко­то­рые из жен­щин в по­мра­че­нии сер­деч­ном не толь­ко не за­ду­мы­ва­лись о со­де­ян­ном, но в со­сто­я­нии ка­ко­го-то безу­мия сме­я­лись над свя­щен­ни­ком, над тем, что он счи­та­ет злом то, что они за грех не счи­та­ли.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-berezin

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ви­та­лий ро­дил­ся 10 ав­гу­ста 1890 го­да в де­ревне Дья­ко­во Фе­до­се­ев­ской во­ло­сти Ста­риц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Ко­ко­ре­ва. Сре­ди кре­стьян в то вре­мя еще со­хра­ня­лось вы­со­кое пред­став­ле­ние о слу­же­нии Бо­гу; сре­ди воз­вы­ше­ней­ших форм это­го слу­же­ния счи­та­лось мо­на­ше­ство. И по­это­му сын кре­стья­ни­на, окон­чив сель­скую шко­лу, на­пра­вил свой путь в Ва­ла­ам­ский мо­на­стырь, из­вест­ный в то вре­мя сво­и­ми схим­ни­ка­ми и стар­ца­ми. Здесь юно­ша про­жил пол­го­да, а за­тем, усто­яв­шись в сво­ей ре­ши­мо­сти из­брать мо­на­ше­ский путь, вер­нул­ся на ро­ди­ну и по­сту­пил в 1912 го­ду в чис­ло по­слуш­ни­ков Ни­ло­вой пу­сты­ни. Через неко­то­рое вре­мя он был при­нят в чис­ло бра­тии и по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ви­та­лий.
В Ни­ло­вой пу­сты­ни мо­нах Ви­та­лий под­ви­зал­ся до ее за­кры­тия в 1928 го­ду. Мо­на­хи, несмот­ря на за­кры­тие мо­на­сты­рей и их раз­ру­ше­ние, и вне их стен ста­ра­лись ве­сти мо­лит­вен­ный об­раз жиз­ни и жить по мо­на­стыр­ско­му уста­ву. Для этой це­ли они ор­га­ни­зо­вы­ва­ли мо­на­ше­ские об­щи­ны. В од­ной из та­ких об­щин, ко­то­рая на­зы­ва­лась «Бо­жье де­ло», и про­дол­жал под­ви­зать­ся мо­нах Ви­та­лий. Но вла­сти не со­би­ра­лись остав­лять и те­ни хри­сти­ан­ства на рус­ской зем­ле, и через год об­щи­на бы­ла за­кры­та, а мо­на­хи аре­сто­ва­ны по об­ви­не­нию в неупла­те на­ло­гов. Мо­нах Ви­та­лий был при­го­во­рен к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре и со­слан в го­род Ни­ко­ла­евск-на-Аму­ре на Даль­ний Во­сток.
В Твер­скую об­ласть и род­ные ме­ста он вер­нул­ся толь­ко в 1935 го­ду. Один из знав­ших его свя­щен­ни­ков по­со­ве­то­вал ему устро­ить­ся на сво­бод­ное ме­сто сто­ро­жа в храм се­ла Хвош­ня Пе­нов­ско­го рай­о­на и за­од­но нести в хра­ме при бо­го­слу­же­ни­ях по­слу­ша­ние по­но­ма­ря. Он так и сде­лал: устро­ил­ся на ра­бо­ту в храм сто­ро­жем, а жил в де­ревне Пу­стош­ка, сни­мая ком­на­ту у кре­стьян.
В ян­ва­ре 1937 го­да на­чаль­ник Пе­нов­ско­го рай­он­но­го от­де­ле­ния НКВД стал вы­зы­вать на до­про­сы жи­те­лей рай­о­на, чле­нов сель­со­ве­та, бри­га­ди­ра кол­хо­за и кол­хоз­ни­ков, вы­би­рая тех, кто был враж­деб­но на­стро­ен к Церк­ви и же­лал ско­рей­ше­го за­кры­тия хра­ма.
Они по­ка­за­ли, что дья­чок хвош­нян­ской церк­ви мо­нах Ви­та­лий хо­дит по до­мам кре­стьян-еди­но­лич­ни­ков и в са­мый день Все­со­юз­ной пе­ре­пи­си, 1 ян­ва­ря 1937 го­да, он по­се­щал неко­то­рых кре­стьян; что ве­ру­ю­щие, и в част­но­сти мо­нах Ви­та­лий, со­би­ра­лись вме­сте и чи­та­ли вслух Еван­ге­лие, а так­же пе­ли цер­ков­ные пес­но­пе­ния, что про­ис­хо­ди­ло это в ра­бо­чее вре­мя, и пред­ста­ви­тель мест­ных вла­стей по­тре­бо­вал от них, чтобы они разо­шлись.
«Сви­де­те­ли» — бри­га­дир кол­хо­за и пред­се­да­тель сель­со­ве­та — пе­ре­чис­ли­ли всех кре­стьян-еди­но­лич­ни­ков, хо­див­ших в храм, пред­по­ла­гая, что НКВД их аре­сту­ет, а храм за­кро­ет, и та­ким об­ра­зом ре­ли­ги­оз­ный во­прос в се­ле бу­дет ре­шен.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-vitalij-kokorev

☦️
В Спас­ском Ми­рож­ском мо­на­сты­ре, ос­но­ван­ном при устье ре­ки Ми­ро­жи на Псков­щине в 1156 го­ду пре­по­доб­ным Ав­ра­ами­ем Ми­рож­ским и свя­ти­те­лем Ни­фон­том, ар­хи­епи­ско­пом Нов­го­род­ским, хра­ни­лась Ми­рож­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри. Яв­ле­ние ее про­изо­шло в 1198 го­ду. По­чти че­ты­ре сто­ле­тия спу­стя, в 1567 го­ду, в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го Ав­ра­амия, в го­ро­де Пско­ве, во вре­мя сви­реп­ство­вав­ше­го мо­ро­во­го по­вет­рия, от этой ико­ны, как гла­сит пре­да­ние, «та­ин­ство со­вер­ши­ся Гос­по­жи Вла­ды­чи­цы на­шей Бо­го­ро­ди­цы и Прис­но­де­вы Ма­рии чест­на­го Ее зна­ме­ния: от пре­чи­с­та­го об­ра­за ико­ны сле­зы из обою очию, яко струя, те­ча­ху, и мно­га бла­го­да­ре­ния и цель­бы бы­ва­ху че­ло­ве­ком от об­ра­за Ма­те­ре Гос­под­ня». То­гда из Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра Ми­рож­ско­го мо­на­сты­ря ико­ну пе­ре­нес­ли, «…по­ста­ви­ша ю в со­бор­ной церк­ви свя­тыя Жи­во­на­чаль­ныя Тро­и­цы воз­ле ал­та­ря… чест­но, и от то­го вре­ме­ни на­ча­ша мно­га и раз­лич­на ис­це­ле­ния че­ло­ве­ком быв­ши…». С тех пор в па­мять мно­го­чис­лен­ных бла­го­де­я­ний Бо­го­ма­те­ри, яв­лен­ных через Ее свя­той об­раз, бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь Ми­рож­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри 24 сен­тяб­ря.
Чу­до­твор­ная ико­на на­пи­са­на по чи­ну Оран­ты – «Мо­ля­щей­ся». Бо­жи­ей Ма­те­ри пред­сто­ят Псков­ские свя­тые: спра­ва – свя­той бла­го­вер­ный князь До­в­монт, в ино­че­стве – Ти­мо­фей (па­мять 20 мая), сле­ва – в мо­лит­вен­ном по­ло­же­нии его су­пру­га, пре­по­доб­ная Мар­фа, в ми­ру Ма­рия Ди­мит­ри­ев­на. Не без ос­но­ва­ния пред­по­ла­га­ют, что изо­бра­же­ния кня­зя и его су­пру­ги по­яви­лись на иконе поз­же, так как ико­на яви­лась в 1198 г., а князь скон­чал­ся в 1299 г.
Царь Иоанн Гроз­ный увез чу­до­твор­ный Ми­рож­ский об­раз из Пско­ва (он не со­хра­нил­ся), а в мо­на­сты­ре остал­ся спи­сок – так на­зы­ва­е­мая «Ве­ли­кая Па­на­гия» Спа­со-Ми­рож­ско­го мо­на­сты­ря.
Чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри пре­бы­вал в оби­те­ли вплоть до тра­ги­че­ских со­бы­тий на­ча­ла XX ве­ка. В 1922 го­ду Ми­рож­ский мо­на­стырь был за­крыт боль­ше­ви­ка­ми, а «Ве­ли­кая Па­на­гия» через че­ты­ре го­да по­па­ла в об­ласт­ной ху­до­же­ствен­ный и ис­то­ри­ко-ар­хи­тек­тур­ный му­зей, в хра­ни­ли­щах ко­то­ро­го на­хо­дит­ся и сей­час. В 1998 го­ду чу­до­твор­ный об­раз на вре­мя по­ки­нул свое му­зей­ное за­то­че­ние – по слу­чаю 800-ле­тия яв­ле­ния Ми­рож­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Пско­ве про­шел тор­же­ствен­ный крест­ный ход от Свя­то-Тро­иц­ко­го со­бо­ра в Ми­рож­ский мо­на­стырь – ту­да, где и по­до­ба­ет на­хо­дить­ся свя­то­му чу­до­твор­но­му об­ра­зу.

Жития
Писание