⏳ 2020.09.29 (вт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 17я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 7й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
29 сентября (16 сентября)
• мц. Севастиа́ны Гераклейской (86–96)
• мц. Мелити́ны Маркианопольской (138–161)
• вмц. Евфи́мии Всехвальной (304)
• мчч. Виктора, Сосфена (ок. 304)
• прп. Дорофе́я Египетского (IV)
• мчч. Иосифа и Исаака, братьев (808)
• мц. Людмилы, кн. Чешской (927)
• прп. Проко́пия Сазавского (1053)
• свт. Киприа́на Киевского (1406)
• свт. Фо́тия Киевского (1431)
• сщмч. Григория (Раевского) (1937)
• сщмч. Сергия (Лосева) (1942)
• прп. Ку́кши Одесского (1964)
• перенесение мощей прав. Алексия Московского (Мечёва) (2001)
• иконы Божией Матери «При́зри на смирение» (1420)


☦️
Свя­тая му­че­ни­ца Се­ва­сти­а­на бы­ла уче­ни­цей свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла. В го­не­ние на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра До­ми­ци­а­на (81–96) она как хри­сти­ан­ка бы­ла су­ди­ма пра­ви­те­лем Ге­ор­ги­ем в г. Мар­ки­а­но­по­ле Ми­зий­ской об­ла­сти. Свя­тая Се­ва­сти­а­на твер­до ис­по­ве­да­ла свою ве­ру во Хри­ста и за это под­верг­лась же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям. Ее вна­ча­ле би­ли, а по­том бро­си­ли в рас­ка­лен­ную печь, от­ку­да она вы­шла невре­ди­мой. Свя­тую от­пра­ви­ли в го­род Ге­рак­лею, где суд над ней про­изо­шел вто­рич­но. Пра­ви­тель Пом­пи­ан при­ка­зал по­ве­сить свя­тую на де­ре­ве и стро­гать ее те­ло че­ре­пи­ца­ми. Му­че­ни­ца оста­лась непо­ко­ле­би­ма в сво­ей ве­ре. То­гда пра­ви­тель от­дал ее на съе­де­ние зве­рям. Гос­подь и там хра­нил свя­тую му­че­ни­цу, и зве­ри не тро­ну­ли ее. То­гда по при­ка­зу пра­ви­те­ля свя­тая Се­ва­сти­а­на бы­ла обез­глав­ле­на. Те­ло ее, бро­шен­ное в мо­ре, бы­ло от­не­се­но Ан­ге­ла­ми на ост­ров Ро­дос (во Фра­кии, на Мра­мор­ном мо­ре).

☦️
Свя­тая му­че­ни­ца Ме­ли­ти­на жи­ла в го­ро­де Мар­ки­а­но­по­ле в прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Ан­то­ни­на Пия (138–161). Она бы­ла рев­ност­ной хри­сти­ан­кой, и Гос­подь бла­го­сло­вил ее да­ром чу­до­тво­ре­ния. Си­лой мо­лит­вы она со­кру­ши­ла идо­лов Апол­ло­на и Гер­ку­ле­са. Ее пла­мен­ная про­по­ведь об­ра­ти­ла мно­гих языч­ни­ков ко Хри­сту; в чис­ле об­ра­щен­ных бы­ла и су­пру­га на­чаль­ни­ка го­ро­да Мар­ки­а­но­по­ля. Ко­гда пра­ви­тель узнал об этом, он су­дил свя­тую Ме­ли­ти­ну, и по его при­го­во­ру она бы­ла обез­глав­ле­на. Воз­вра­щав­ший­ся в свое оте­че­ство ма­ке­до­ня­нин Ака­кий бла­го­го­вей­но взял те­ло свя­той Ме­ли­ти­ны с на­ме­ре­ни­ем по­хо­ро­нить му­че­ни­цу в Ма­ке­до­нии. Од­на­ко во вре­мя пла­ва­ния Ака­кий за­бо­лел и умер. Ко­рабль оста­но­вил­ся у ост­ро­ва Лем­нос, где бы­ло пре­да­но по­гре­бе­нию те­ло свя­той му­че­ни­цы Ме­ли­ти­ны; ря­дом с ее мо­ги­лой по­хо­ро­ни­ли и Ака­кия.

☦️
Свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ев­фи­мия все­х­валь­ная бы­ла до­че­рью хри­сти­ан – се­на­то­ра Фило­фро­на и Фе­о­до­сии. Она по­стра­да­ла за Хри­ста в г. Хал­ки­доне, рас­по­ло­жен­ном на бе­ре­гу Бос­фо­ра, на­про­тив Кон­стан­ти­но­по­ля, око­ло 304 го­да.
Хал­ки­дон­ский пра­ви­тель Приск разо­слал при­ка­за­ние всем жи­те­лям Хал­ки­до­на и его окрест­но­стей явить­ся на язы­че­ский празд­ник по­кло­нить­ся и при­не­сти жерт­ву идо­лу Арея, угро­жая ве­ли­ки­ми му­ка­ми то­му, кто не ис­пол­нит при­ка­за­ния. Во вре­мя это­го нече­сти­во­го празд­не­ства 49 хри­сти­ан скры­ва­лись в од­ном до­ме, где тай­но со­вер­ша­ли Бо­же­ствен­ную служ­бу Ис­тин­но­му Бо­гу. Сре­ди мо­ля­щих­ся на­хо­ди­лась и юная де­ви­ца Ев­фи­мия. Вско­ре о ме­сто­пре­бы­ва­нии хри­сти­ан ста­ло из­вест­но, и они бы­ли при­ве­де­ны к При­с­ку для от­ве­та. В те­че­ние 19 дней му­че­ни­ков под­вер­га­ли раз­лич­ным пыт­кам и ис­тя­за­ни­ям, но ни­кто из них не по­ко­ле­бал­ся в ве­ре и не со­гла­сил­ся при­не­сти жерт­ву идо­лу. Раз­гне­ван­ный пра­ви­тель, не зная, ка­ким еще спо­со­бом при­ну­дить хри­сти­ан к от­ре­че­нию, по­слал их на суд к им­пе­ра­то­ру Дио­кли­ти­а­ну, но от­де­лил от них са­мую юную – де­ви­цу Ев­фи­мию, на­де­ясь, что она, остав­шись од­на, не вы­дер­жит ис­пы­та­ний.
Свя­тая Ев­фи­мия, раз­лу­чен­ная со сво­и­ми бра­тья­ми по ве­ре, усерд­но мо­ли­лась Гос­по­ду Иису­су Хри­сту, чтобы Он Сам укре­пил ее в пред­сто­я­щем по­дви­ге. Сна­ча­ла Приск уго­ва­ри­вал свя­тую от­речь­ся, обе­щая зем­ные бла­га, по­том дал при­ка­за­ние му­чить ее. Му­че­ни­ца бы­ла при­вя­за­на к ко­ле­су с ост­ры­ми но­жа­ми, ко­то­рые при вра­ще­нии от­ре­за­ли кус­ки те­ла. Свя­тая гром­ко мо­ли­лась. И вот ко­ле­со са­мо со­бой оста­но­ви­лось и не дви­га­лось при всех уси­ли­ях па­ла­чей. Со­шед­ший с неба Ан­гел Гос­по­день снял Ев­фи­мию с ко­ле­са и ис­це­лил от ран, свя­тая же с ве­се­ли­ем бла­го­да­ри­ла Гос­по­да.
Не вра­зу­мив­шись чу­дом, му­чи­тель по­ве­лел во­и­нам Вик­то­ру и Со­сфе­ну бро­сить свя­тую в рас­ка­лен­ную печь. Но те, уви­дев в пла­ме­ни двух гроз­ных Ан­ге­лов, от­ка­за­лись ис­пол­нить при­ка­за­ние пра­ви­те­ля и са­ми уве­ро­ва­ли в Бо­га, Ко­то­ро­му по­кло­ня­лась Ев­фи­мия. Дерз­но­вен­но воз­гла­сив, что и они хри­сти­ане, Вик­тор и Со­сфен сме­ло по­шли на стра­да­ния. Они бы­ли от­да­ны на съе­де­ние зве­рям. Во вре­мя каз­ни они взы­ва­ли к ми­ло­сер­дию Бо­жию, чтобы Гос­подь и их при­нял в Цар­ство Небес­ное. Услы­шав при­зы­вав­ший их небес­ный Глас, они ото­шли в жизнь веч­ную. Зве­ри же да­же не до­тро­ну­лись до их тел.
Свя­тая Ев­фи­мия, бро­шен­ная дру­ги­ми во­и­на­ми в печь, оста­лась це­ла. С Бо­жи­ей по­мо­щью она вы­хо­ди­ла невре­ди­мой по­сле мно­гих дру­гих пы­ток и ис­тя­за­ний. При­пи­сы­вая это вол­шеб­ству, пра­ви­тель ве­лел вы­ко­пать но­вый ров, на­пол­нил его но­жа­ми, а свер­ху при­крыл зем­лей и тра­вой, чтобы му­че­ни­ца не зна­ла о при­го­тов­лен­ной ей каз­ни; но и тут свя­тая Ев­фи­мия оста­лась невре­ди­мой, лег­ко про­шед­ши на­до рвом. На­ко­нец, ее осу­ди­ли на съе­де­ние зве­рям в цир­ке. Пе­ред каз­нью свя­тая ста­ла про­сить, чтобы Гос­подь спо­до­бил ее уме­реть. Ни один зверь, вы­пу­щен­ный на аре­ну, не бро­сил­ся на свя­тую. Лишь од­на мед­ве­ди­ца на­нес­ла ей неболь­шую ра­ну на но­ге, из ко­то­рой ис­тек­ла кровь, и свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца Ев­фи­мия тот­час скон­ча­лась. В это вре­мя про­изо­шло зем­ле­тря­се­ние, страж­ни­ки и зри­те­ли от стра­ха бе­жа­ли, так что ро­ди­те­ли свя­той смог­ли взять ее те­ло и с че­стью по­хо­ро­нить неда­ле­ко от Хал­ки­до­на.
Впо­след­ствии на мо­ги­ле ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии был воз­ве­ден ве­ли­че­ствен­ный храм. В этом хра­ме про­ис­хо­ди­ли за­се­да­ния IV Все­лен­ско­го Со­бо­ра в 451 го­ду, во вре­мя ко­то­рых свя­тая ве­ли­ко­му­че­ни­ца чу­дес­ным об­ра­зом под­твер­ди­ла пра­во­слав­ное ис­по­ве­да­ние, по­ло­жив пре­дел ере­си мо­но­фи­зи­тов, о чем по­дроб­но ска­за­но в день вос­по­ми­на­ния это­го чу­да II июля.
По взя­тии Хал­ки­до­на пер­са­ми в 617 го­ду мо­щи свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии пе­ре­не­се­ны бы­ли в Кон­стан­ти­но­поль (око­ло 620 г.). В пе­ри­од ико­но­бор­че­ской ере­си ра­ка с мо­ща­ми свя­той Ев­фи­мии ока­за­лась бро­шен­ной в мо­ре. Бла­го­че­сти­вые ко­ра­бель­щи­ки из­влек­ли их. Впо­след­ствии они по­па­ли на ост­ров Лем­нос, а в 796 го­ду бы­ли воз­вра­ще­ны в Кон­стан­ти­но­поль.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/790

☦️
Пре­по­доб­ный До­ро­фей, пу­стын­ник Еги­пет­ский, уро­же­нец Фива­ид­ской об­ла­сти в Егип­те, под­ви­зал­ся 60 лет в Скит­ской пу­стыне, на за­пад­ной сто­роне ре­ки Ни­ла. Пал­ла­дий, епи­скоп Еле­но­поль­ский, ав­тор зна­ме­ни­то­го «Лав­са­и­ка», быв­ший в мо­ло­дых го­дах уче­ни­ком пре­по­доб­но­го До­ро­фея, оста­вил свои вос­по­ми­на­ния о нем. Пре­по­доб­ный До­ро­фей вел су­ро­вый, ас­ке­ти­че­ский об­раз жиз­ни. По­сле со­вер­ше­ния сво­их мо­лит­во­сло­вий он в по­лу­ден­ный зной шел со­би­рать кам­ни на бе­рег мо­ря и стро­ил кел­лии для дру­гих пу­стын­ни­ков. По но­чам свя­той плел кор­зи­ны, за ко­то­рые по­лу­чал все необ­хо­ди­мое для про­пи­та­ния. Пи­ща пре­по­доб­но­го До­ро­фея со­сто­я­ла из хле­ба и скуд­ных трав пу­сты­ни. Пи­щу он при­ни­мал один раз в сут­ки и один раз пил немно­го во­ды. Спать пре­по­доб­ный ни­ко­гда не ло­жил­ся. Лишь ино­гда дре­мал он за ра­бо­той или во вре­мя при­е­ма пи­щи. Од­на­жды пре­по­доб­ный До­ро­фей по­слал сво­е­го уче­ни­ка за во­дой, но тот вер­нул­ся без во­ды, ска­зав, что в ко­лод­це он уви­дел змею и что во­да в ко­лод­це те­перь отрав­ле­на. Пре­по­доб­ный До­ро­фей сам по­шел к ко­лод­цу, за­черп­нул во­ды, пе­ре­кре­стил ее и вы­пил, ска­зав: «Где крест, там со­всем не вре­дит бе­сов­ская си­ла». Пре­по­доб­ный До­ро­фей мир­но скон­чал­ся в пре­клон­ном воз­расте.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/795

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Иса­ак и Иосиф, род­ные бра­тья, ро­ди­лись в го­ро­де Фе­о­до­си­о­по­ле, или Кар­ну (ны­неш­ний Эр­зе­рум). Отец их был знат­ный му­суль­ма­нин, а мать – хри­сти­ан­ка, доб­рая и бла­го­че­сти­вая жен­щи­на, тай­но вос­пи­тав­шая этих двух сы­но­вей и еще од­но­го, стар­ше­го, неиз­вест­но­го по име­ни, в хри­сти­ан­ской ве­ре. До­стиг­нув зре­ло­го воз­рас­та, все три бра­та, из ко­то­рых один Иосиф был же­нат, по­же­ла­ли уда­лить­ся от сво­е­го ро­ди­те­ля – ма­го­ме­та­ни­на, чтобы бес­пре­пят­ствен­но ис­по­ве­до­вать ве­ру в Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Они об­ра­ти­лись с пись­мом к им­пе­ра­то­ру Ни­ки­фо­ру I (802–811), про­ся его поз­во­ле­ния пе­ре­се­лить­ся в Кон­стан­ти­но­поль и по­сту­пить на служ­бу при его дво­ре. По­лу­чив бла­го­при­ят­ный от­вет хри­сти­ан­ско­го го­су­да­ря, бра­тья ста­ли со­би­рать­ся в до­ро­гу. Стар­ший в ско­ром вре­ме­ни от­пра­вил­ся в Кон­стан­ти­но­поль, а Иосиф и Иса­ак бы­ли за­дер­жа­ны по при­ка­зу эми­ра г. Фе­о­до­си­о­по­ля. На во­прос о при­чине их пе­ре­се­ле­ния в Кон­стан­ти­но­поль бра­тья от­ве­ти­ли, ко все­об­ще­му изум­ле­нию при­сут­ство­вав­ших, в том чис­ле их от­ца, что они хри­сти­ане с са­мо­го рож­де­ния и по­это­му бе­гут от нече­сти­вых, же­лая сво­бод­но ис­по­ве­до­вать свою ве­ру. Ни­ка­кие уго­во­ры и угро­зы не по­ко­ле­ба­ли му­же­ствен­ных ис­по­вед­ни­ков. Со­звав со­вет вель­мож, эмир вы­нес бра­тьям смерт­ный при­го­вор. На ме­сте каз­ни, пре­кло­нив ко­ле­ни, свя­тые Иса­ак и Иосиф воз­нес­ли мо­лит­ву ко Гос­по­ду, по­сле че­го па­лач от­сек их чест­ные гла­вы. Это со­вер­ши­лось в 808 го­ду. На непо­гре­бен­ные те­ла свя­тых му­че­ни­ков но­чью спу­стил­ся необык­но­вен­но свет­лый столп све­та и стал над ни­ми. По­ра­жен­ные этим зна­ме­ни­ем, ма­го­ме­тане про­си­ли на сле­ду­ю­щий день хри­сти­ан го­ро­да пре­дать свя­тые те­ла му­че­ни­ков по­гре­бе­нию. На ме­сте по­гре­бе­ния свя­тых впо­след­ствии был по­стро­ен храм и освя­щен во имя Пре­свя­той Тро­и­цы.

☦️
Свя­тая му­че­ни­ца Люд­ми­ла, кня­ги­ня Чеш­ская, бы­ла вы­да­на за­муж за Чеш­ско­го кня­зя Бо­ри­воя. Су­пру­ги при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние от свя­ти­те­ля Ме­фо­дия, ар­хи­епи­ско­па Мо­рав­ско­го, про­све­ти­те­ля сла­вян. Став хри­сти­а­на­ми, они про­яви­ли за­бо­ту о про­све­ще­нии све­том ис­тин­ной ве­ры сво­их под­дан­ных, стро­и­ли церк­ви и при­гла­ша­ли свя­щен­ни­ков для со­вер­ше­ния в них Бо­го­слу­же­ний. Князь Бо­ри­вой умер ра­но, 36-ти лет. Свя­тая Люд­ми­ла, остав­шись вдо­вой, ве­ла стро­гую, бла­го­че­сти­вую жизнь и про­дол­жа­ла за­бо­тить­ся о Церк­ви в прав­ле­ние ее сы­на Вра­ти­сла­ва, ко­то­рое про­дол­жа­лось 33 го­да. Вра­ти­слав был же­нат на Дра­го­мире, от нее имел сы­на Вя­че­сла­ва. По­сле смер­ти Вра­ти­сла­ва на пре­стол всту­пил 18-лет­ний Вя­че­слав. Поль­зу­ясь неопыт­но­стью и мо­ло­до­стью сво­е­го сы­на, Дра­го­мира на­ча­ла на­саж­дать в стране язы­че­ские обы­чаи и нра­вы. Свя­тая Люд­ми­ла вос­про­ти­ви­лась это­му. Дра­го­мира воз­не­на­ви­де­ла свою све­кровь и пы­та­лась по­гу­бить ее. Ко­гда свя­тая Люд­ми­ла уда­ли­лась в г. Те­чин, то Дра­го­мира по­до­сла­ла к ней двух бо­яр для убий­ства. В то вре­мя, ко­гда свя­тая Люд­ми­ла мо­ли­лась, убий­цы во­шли в дом и ис­пол­ни­ли по­ве­ле­ние Дра­го­миры. Мо­щи свя­той му­че­ни­цы Люд­ми­лы бы­ли по­гре­бе­ны в Те­чине у го­род­ской сте­ны. От ее гро­ба ста­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния. Князь Вя­че­слав пе­ре­нес те­ло свя­той Люд­ми­лы в Пра­гу и по­ло­жил его в церк­ви свя­то­го Ге­ор­гия.

☦️
Пре­по­доб­ный Про­ко­пий Са­зав­ский был ро­дом чех – сла­вя­нин-бо­ге­мец – из де­рев­ни Хо­тун. На­чал изу­чать сла­вян­скую гра­мо­ту в до­ме ро­ди­те­лей, ко­то­рые дер­жа­лись пра­вил ве­ры и жиз­ни, по­се­ян­ных в Бо­ге­мии свя­тым Ме­фо­ди­ем. С дет­ства от­ли­чал­ся бла­го­че­сти­ем.
Со вре­ме­нем ро­ди­те­ли от­пра­ви­ли его в Ве­ле­град, где в это вре­мя на­у­ки пре­по­да­ва­лись на сла­вян­ском язы­ке.
По окон­ча­нии учё­бы был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка. Спу­стя неко­то­рое вре­мя, ища уеди­не­ния, уда­лил­ся в пу­стын­ное ме­сто, где по­се­лил­ся в пе­ще­ре и про­во­дил жизнь по при­ме­ру во­сточ­ных от­шель­ни­ков.
Од­на­жды во вре­мя охо­ты кня­жич Уль­рих об­на­ру­жил от­шель­ни­ка в глу­хом ле­су. Бе­се­дуя с кня­жи­чем, пре­по­доб­ный Про­ко­пий про­сил его по­стро­ить храм во имя свя­то­го Иоан­на Пред­те­чи. Го­су­дарь ис­пол­нил прось­бу по­движ­ни­ка, и на ре­ке Са­за­ве бы­ла ос­но­ва­на пу­стын­ная оби­тель. За­тем, в 1012 го­ду, Уль­рих стал кня­зем Чеш­ским, и под его по­кро­ви­тель­ством ста­ра­ни­я­ми свя­то­го Про­ко­пия про­цве­ла Са­зав­ская оби­тель. Бо­го­слу­же­ние в ней со­вер­ша­лось по-сла­вян­ски. Пре­ем­ник Уль­ри­ха князь Бря­чи­слав так­же под­дер­жи­вал мо­на­стырь, но ла­ти­няне про­ти­ви­лись сла­вян­ско­му бо­го­слу­же­нию и чи­ни­ли пре­пят­ствия пре­по­доб­но­му Про­ко­пию.
По­чув­ство­вав при­бли­же­ние кон­чи­ны, свя­той объ­явил бра­тии, что спу­стя три дня умрёт, и пред­ска­зал им ско­рое, но непро­дол­жи­тель­ное го­не­ние. Пре­по­доб­ный Про­ко­пий по­чил на тре­тий день, 16/29 сен­тяб­ря. Уже в 1055 го­ду Са­зав­ских ино­ков об­ви­ни­ли в том,что сла­вян­ская пись­мен­ность «вво­дит ересь», и вы­гна­ли из мо­на­сты­ря, по­ме­стив в нём немец­ких ксен­дзов, но в 1061 князь Вра­ти­слав воз­вра­тил из­гнан­ни­ков в род­ную оби­тель.

☦️
Святитель Киприа́н, митрополит Московский, Киевский и всея Руси. По происхождению серб (или болгарин), подвизался на Афоне. В 1375 (1376) г. был поставлен в митрополиты всея Руси патриархом Константинопольским Филофеем еще при жизни св. митрополита Алексия († 1378 г.; память 12/25 февраля). Поэтому святитель Киприан управлял сначала только юго-западной частью Русской Церкви. В 1390 г. он окончательно занял Московскую кафедру. Явился мудрым и ревностным блюстителем Церкви Божией, ее чистого учения и установлений. Особенно много заботился он об упорядочении богослужения и исправлении богослужебных книг. Сохранились автографы некоторых славянских переводов святителя. Своими пастырскими посланиями он утверждал веру в Церкви. Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы. Скончался святой в 1406 г. Мощи его, обретенные в 1472 г., почивают в московском Успенском соборе под спудом.
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 6 марта 2017 года имя святого Предстоятеля Русской Православной Церкви митрополита Киприана было включено в Собор Московских святителей.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/794

☦️
Свя­ти­тель Фо­тий, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский и всея Ру­си, был ро­дом грек из пе­ло­пон­нес­ско­го го­ро­да Мо­нем­ва­сии (Маль­ва­зии). Еще в от­ро­че­ские го­ды он по­сту­пил в мо­на­стырь и был по­стри­же­ни­ком стар­ца Ака­кия, ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка (впо­след­ствии мит­ро­по­ли­та Мо­нем­ва­сий­ско­го). В 1408 го­ду, ко­гда Фо­тий на­хо­дил­ся в Кон­стан­ти­но­по­ле у пат­ри­ар­ха с по­ру­че­ни­ем от мит­ро­по­ли­та, встал во­прос о за­ме­ще­нии рус­ской ка­фед­ры по­сле кон­чи­ны свя­ти­те­ля Ки­при­а­на († 1406; па­мять 29 сен­тяб­ря). Вы­бор пат­ри­ар­ха Мат­фея (1397–1410) пал на Фо­тия, из­вест­но­го сво­ей уче­но­стью и свя­то­стью жиз­ни. 1 сен­тяб­ря 1408 го­да свя­ти­тель Фо­тий по­став­лен в мит­ро­по­ли­та и через год при­был на Русь.
Пол­го­да он про­вел в Ки­е­ве (сен­тябрь 1409 – фев­раль 1410), за­ни­ма­ясь устро­е­ни­ем дел юж­ных епар­хий Рус­ской Церк­ви, вхо­див­ших то­гда в со­став кня­же­ства Ли­тов­ско­го, а точ­нее, как его на­зы­ва­ли, Ли­тов­ско­го и Рус­ско­го. Свя­ти­тель ви­дел, что пре­стол мит­ро­по­ли­та – ду­хов­ное сре­до­то­чие цер­ков­ной жиз­ни Ру­си – не мо­жет на­хо­дить­ся в Ки­ев­ской зем­ле, все бо­лее под­па­дав­шей в за­ви­си­мость от ка­то­ли­че­ской Поль­ши. По при­ме­ру преж­них рус­ских мит­ро­по­ли­тов, пе­ре­нес­ших свое ме­сто­пре­бы­ва­ние сна­ча­ла во Вла­ди­мир, а за­тем в Моск­ву, мит­ро­по­лит Фо­тий в день Свя­той Пас­хи 1410 го­да при­был в Моск­ву.
22 го­да под­ви­зал­ся свя­ти­тель в мно­го­труд­ном слу­же­нии пред­сто­я­те­ля Рус­ской Церк­ви. В тя­же­лых усло­ви­ях войн, меж­до­усоб­ных бра­ней, гра­би­тель­ских на­бе­гов та­тар он су­мел вы­со­ко под­нять ду­хов­ное зна­че­ние, ма­те­ри­аль­ную обес­пе­чен­ность и бла­го­ле­пие хра­мов Мос­ков­ской ка­фед­ры. Бла­го­со­сто­я­ние Церк­ви поз­во­ля­ло свя­ти­те­лю Фо­тию ока­зы­вать боль­шую по­мощь оску­дев­ше­му Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ха­ту, укреп­лять меж­ду­на­род­ное зна­че­ние Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и Рус­ско­го го­су­дар­ства. Вра­ги пра­во­сла­вия не раз пы­та­лись вос­пре­пят­ство­вать цер­ков­но-пат­ри­о­ти­че­ско­му слу­же­нию Фо­тия. Вес­ной 1410 го­да, ко­гда свя­той Фо­тий при­был из Моск­вы во Вла­ди­мир, хан Еды­гей, ра­зо­рив­ший за два го­да до то­го Рус­скую зем­лю, пред­при­нял но­вый по­ход с це­лью за­хва­та в плен са­мо­го мит­ро­по­ли­та. Та­тар­ские от­ря­ды во гла­ве с ца­ре­ви­чем Та­лы­чой «из­го­ном», то есть вне­зап­но и быст­ро, взя­ли Вла­ди­мир. Но Бог со­хра­нил пра­вед­ни­ка: на­ка­нуне, не по­до­зре­вая об опас­но­сти, свя­ти­тель вы­ехал в за­го­род­ный Свя­то­озер­ский мо­на­стырь. Ко­гда та­та­ры устре­ми­лись в по­го­ню, он укрыл­ся в неболь­шом се­ле­нии, окру­жен­ном непро­хо­ди­мы­ми бо­ло­та­ми, на ре­ке Сень­ге. Не су­мев за­хва­тить мит­ро­по­ли­та, озлоб­лен­ные та­та­ры пре­да­ли раз­граб­ле­нию Вла­ди­мир и осо­бен­но Успен­ский ка­фед­раль­ный со­бор. Клю­чарь со­бо­ра Пат­ри­кей пре­тер­пел страш­ные пыт­ки и при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от гра­би­те­лей-та­тар, но не от­крыл ме­сто, где спря­тал цер­ков­ные свя­ты­ни и со­кро­ви­ща.
Ста­ра­ни­я­ми свя­то­го мит­ро­по­ли­та Фо­тия бы­ло вос­ста­нов­ле­но мо­лит­вен­но-ка­но­ни­че­ское един­ство Рус­ской Церк­ви: от­дель­ная Ли­тов­ская мит­ро­по­лия, учре­жден­ная по на­сто­я­ни­ям кня­зя Ви­то­вта для юж­ных и за­пад­ных рус­ских пра­во­слав­ных епар­хий, в 1420 го­ду бы­ла упразд­не­на. Свя­ти­тель в том же го­ду по­се­тил воз­вра­щен­ные епар­хии и при­вет­ство­вал паст­ву об­шир­ным учи­тель­ным по­сла­ни­ем. Муд­рый и вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ный пас­тырь оста­вил мно­го по­уче­ний и по­сла­ний. Боль­шое Бо­го­слов­ское зна­че­ние име­ли его об­ли­че­ния на воз­ник­шую в Пско­ве еще до его прав­ле­ния ересь стри­голь­ни­ков. Уси­ли­я­ми муд­ро­го свя­ти­те­ля ересь пре­кра­ти­лась (в 1427 го­ду).
Важ­ны­ми цер­ков­но-ис­то­ри­че­ски­ми ис­точ­ни­ка­ми яв­ля­ют­ся со­став­лен­ный свя­тым Фо­ти­ем «Чин из­бра­ния и по­став­ле­ния епи­ско­пов» (1423), «По­уче­ние о важ­но­сти свя­щен­но­го са­на и обя­зан­но­стях свя­щен­но­слу­жи­те­лей», а так­же «Ду­хов­ное за­ве­ща­ние», в ко­то­ром по­вест­ву­ет­ся о его жиз­ни. Ве­ли­ким де­лом свя­ти­те­ля бы­ло так­же со­став­ле­ние под его ру­ко­вод­ством Об­ще­рус­ско­го ле­то­пис­но­го сво­да (око­ло 1423 го­да).
20 ап­ре­ля 1430 го­да свя­той ар­хи­пас­тырь был из­ве­щен Ан­ге­лом о пред­сто­я­щей кон­чине и мир­но по­чил о Гос­по­де в ука­зан­ный ему срок, в празд­ник По­ло­же­ния Ри­зы Бо­го­ро­ди­цы, 2 июля 1431 го­да. Мо­щи его бы­ли об­ре­те­ны в 1471 го­ду. В Ору­жей­ной па­ла­те Мос­ков­ско­го Крем­ля хра­нят­ся два сак­ко­са свя­то­го мит­ро­по­ли­та Фо­тия.
Об­ре­те­ние и пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­ти­те­лей Ки­при­а­на, Фо­тия и Ио­ны про­изо­шло 27 мая 1472 го­да во вре­мя стро­и­тель­ства но­во­го ка­мен­но­го Успен­ско­го со­бо­ра в Крем­ле, при мит­ро­по­ли­те Филип­пе († 1473, па­мять 22 ян­ва­ря) и ве­ли­ком кня­зе Иоанне III (1462–1505). От­дель­ные па­мя­ти свя­ти­те­лям со­вер­ша­ют­ся: мит­ро­по­ли­ту Ки­при­а­ну († 1406, 16 сен­тяб­ря), мит­ро­по­ли­ту Фо­тию († 1431, 15 июля), мит­ро­по­ли­ту Ионе († 1461, 13 апреля). По бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла 6 мар­та 2017 го­да име­на свя­тых Пред­сто­я­те­лей Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви мит­ро­по­ли­тов Ки­при­а­на и Фо­тия также бы­ли вклю­че­ны в Со­бор Мос­ков­ских свя­ти­те­лей.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий ро­дил­ся 28 сен­тяб­ря 1888 го­да в се­ле За­ви­до­ве Твер­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Гри­го­рия Ра­ев­ско­го. Вско­ре по­сле окон­ча­ния Мос­ков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Гри­го­рий Гри­горь­е­вич же­нил­ся на Ли­дии Ва­си­льевне Бе­ля­е­вой, до­че­ри свя­щен­ни­ка се­ла За­ви­до­ва. В 1912 го­ду Гри­го­рий Ра­ев­ский был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к Успен­ско­му хра­му это­го се­ла.
Все си­лы мо­ло­дой свя­щен­ник от­да­вал хра­му и при­хо­жа­нам, и его су­пру­га ста­ла ему по­мощ­ни­цей в за­бо­тах о хра­ме. Меж­ду ни­ми во всем бы­ло пол­ное со­гла­сие и мир. Един­ствен­ное, что несколь­ко омра­ча­ло их су­пру­же­скую жизнь, это то, что у них не бы­ло де­тей. В 1913 го­ду в се­ле по­чти од­новре­мен­но умер­ли муж и же­на, оста­лись си­ро­ты — трое де­тей, и о. Гри­го­рий и Ли­дия Ва­си­льев­на взя­ли к се­бе од­ну из де­во­чек, Ан­ну, ко­то­рой бы­ло то­гда во­семь лет. Они вос­пи­ты­ва­ли ее как свою, и впо­след­ствии, ко­гда у них в 1922 го­ду ро­ди­лась дочь Ни­на, они меж­ду детьми не де­ла­ли ни­ка­кой раз­ни­цы, и са­ми де­воч­ки от­но­си­лись друг к дру­гу как род­ные сест­ры.
В пер­вый раз о. Гри­го­рия аре­сто­ва­ли в 1927 го­ду. Он был за­клю­чён в Бу­тыр­скую тюрь­му и об­ви­нён в том, что он буд­то бы рас­про­стра­нял лож­ные слу­хи, но на след­ствии вы­яс­ни­лась пол­ная неви­нов­ность свя­щен­ни­ка, и вла­сти вы­нуж­де­ны бы­ли через два ме­ся­ца его осво­бо­дить.
В кон­це 1929 го­да, од­новре­мен­но с кол­лек­ти­ви­за­ци­ей, на­ча­лось го­не­ние на Пра­во­слав­ную Цер­ковь. В За­ви­до­во при­е­ха­ли мо­ло­дые ком­му­ни­сты, упол­но­мо­чен­ные из го­ро­да, чтобы по­мочь объ­еди­нять кре­стьян­ские хо­зяй­ства в кол­хо­зы.
В суб­бо­ту 8 фев­ра­ля на об­щем схо­де кре­стьян пред­се­да­тель За­ви­дов­ско­го сель­со­ве­та объ­явил, что на вос­кре­се­нье, 9 фев­ра­ля, на­зна­ча­ет­ся де­мон­стра­ция, при­зван­ная по­ка­зать пре­вос­ход­ство кол­лек­тив­но­го хо­зяй­ства над еди­но­лич­ным. Бы­ли со­бра­ны под­во­ды, укра­ше­ны крас­ны­ми лен­та­ми ло­ша­ди, чтобы про­ехать по со­сед­ним де­рев­ням и по­ка­зать, что за­ви­дов­ские кре­стьяне по­чти все всту­пи­ли в кол­хоз. К на­зна­чен­но­му вре­ме­ни, один­на­дца­ти ча­сам дня, око­ло из­бы-чи­таль­ни со­бра­лась незна­чи­тель­ная груп­па кре­стьян. Ор­га­ни­за­то­ры де­мон­стра­ции ре­ши­ли, что с та­ким ко­ли­че­ством на­ро­да ехать нель­зя, и жда­ли ещё два ча­са. Но и то­гда на­ро­да не на­бра­лось. Тут кто-то из при­сут­ству­ю­щих ска­зал, что это по­то­му нет на­ро­да, что все лю­ди в хра­ме, где идет тор­же­ствен­ная служ­ба.
Услы­шав об этом, сек­ре­тарь ком­со­моль­ской ячей­ки от­ря­дил пой­ти в храм двух ком­со­моль­цев, чтобы узнать, что там про­ис­хо­дит. Вой­дя, они уви­де­ли, что идёт служ­ба и храм по­лон на­ро­да. Устро­и­те­ли де­мон­стра­ции ре­ши­ли, что она не уда­лась из-за бо­го­слу­же­ния, и аги­та­ци­он­ное ме­ро­при­я­тие бы­ло от­ме­не­но.
В хра­ме в тот день со­бра­лось око­ло ше­сти­сот че­ло­век и боль­ше по­ло­ви­ны бы­ло при­част­ни­ков. Мо­ле­бен слу­жил про­то­и­е­рей Гри­го­рий Ра­ев­ский, ли­тур­гию — свя­щен­ник Ни­ко­лай Дмит­ров. По­ка о. Гри­го­рий слу­жил мо­ле­бен, о. Ни­ко­лай ис­по­ве­до­вал при­част­ни­ков, ко­гда о. Ни­ко­лай стал слу­жить ли­тур­гию, ис­по­ве­до­вать стал о. Гри­го­рий. Из-за то­го, что бы­ло столь­ко при­част­ни­ков, служ­ба за­тя­ну­лась до трёх ча­сов дня.
Од­но­го это­го фак­та бы­ло для ОГПУ до­ста­точ­но, чтобы уже на сле­ду­ю­щий день на­чать рас­сле­до­ва­ние с це­лью непре­мен­но аре­сто­вать хо­тя бы од­но­го из свя­щен­ни­ков.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-raevskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Сер­гий ро­дил­ся 20 сен­тяб­ря 1893 го­да в се­ле Ва­ни­ло­во Ашит­ков­ской во­ло­сти Брон­ниц­ко­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Алек­сандра Дмит­ри­е­ви­ча Ло­се­ва. В 1908 го­ду Сер­гей окон­чил Ко­ло­мен­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, в 1915 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в те­че­ние двух с по­ло­ви­ной ме­ся­цев слу­жил в хра­ме пса­лом­щи­ком. В это вре­мя он же­нил­ся на де­ви­це Вар­ва­ре, ко­то­рая ра­бо­та­ла учи­тель­ни­цей и впо­след­ствии ста­ла вер­ной ему по­мощ­ни­цей. В том же го­ду Сер­гей Алек­сан­дро­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а через пол­то­ра го­да во свя­щен­ни­ка. С 1926 го­да и до сво­е­го аре­ста он слу­жил в хра­ме Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Ка­пот­ня, во­шед­шем те­перь в чер­ту Моск­вы.
Отец Сер­гий во все вре­мя го­не­ний от без­бож­ных вла­стей де­лал все от него за­ви­ся­щее, чтобы храм не был за­крыт, для че­го ему не раз при­хо­ди­лось об­ра­щать­ся за по­мо­щью к при­хо­жа­нам, чтобы они по­мог­ли вы­пла­тить на­ло­ги, на­ла­гав­ши­е­ся на храм мест­ной вла­стью.
27 но­яб­ря 1937 го­да отец Сер­гий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.

2 де­каб­ря пред­се­да­тель мест­но­го сель­со­ве­та по тре­бо­ва­нию со­труд­ни­ков НКВД со­ста­вил ха­рак­те­ри­сти­ку на от­ца Сер­гия, в ко­то­рой пи­сал, что свя­щен­ник на про­тя­же­нии все­го вре­ме­ни сво­е­го слу­же­ния в хра­ме в Ка­потне умыш­лен­но си­сте­ма­ти­че­ски со­вер­шал бо­го­слу­же­ния в церк­ви и тем от­ры­вал кол­хоз­ни­ков от поле­вых ра­бот, а ра­бо­чих от про­из­вод­ства. <..> К этой ха­рак­те­ри­сти­ке бы­ли при­со­еди­не­ны по­ка­за­ния де­жур­ных сви­де­те­лей – за­ве­ду­ю­ще­го из­бой-чи­таль­ней, пред­се­да­те­ля и сек­ре­та­ря сель­со­ве­та.

Вско­ре по­сле аре­ста от­ца Сер­гия те же са­мые лже­сви­де­те­ли на­пра­ви­ли в НКВД до­но­сы на его су­пру­гу Вар­ва­ру Ива­нов­ну, буд­то она го­во­ри­ла им, что они по­са­ди­ли ее му­жа, и угро­жа­ла им ка­ра­ми, ес­ли и не в на­сто­я­щем вре­ме­ни, то в бу­ду­щем, и ес­ли не им, то их де­тям.

25 фев­ра­ля 1938 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла Вар­ва­ру Ива­нов­ну к рас­стре­лу. Вар­ва­ра Ива­нов­на Ло­се­ва бы­ла рас­стре­ля­на 7 мар­та 1938 го­да и по­гре­бе­на в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой. Свя­щен­ник Сер­гий Ло­сев скон­чал­ся в за­клю­че­нии 29 сен­тяб­ря 1942 го­да и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-sergij-losev

☦️
Преподобный Ку́кша Одесский.
Все­ми­ло­сти­вый Гос­подь, “иже всем че­ло­ве­ком хо­щет спа­сти­ся и в ра­зум ис­ти­ны при­и­ти” (1Тим.2,4), ни­ко­гда не остав­ля­ет без ду­хов­но­го окорм­ле­ния ищу­щих веч­но­го спа­се­ния. Не остав­ля­ет Он та­ко­вых и в по­след­нее вре­мя, пе­ред кон­чи­ной ве­ков, и по­сы­ла­ет на об­шир­ную ни­ву Хри­сто­ву ис­кус­ных де­ла­те­лей – бла­го­дат­ных и ду­хо­нос­ных стар­цев.
Пра­во­слав­ная Цер­ковь во всю ис­то­рию сво­е­го бы­тия сла­ви­лась по­движ­ни­ка­ми бла­го­че­стия, стар­ца­ми-ру­ко­во­ди­те­ля­ми в ду­хов­ной жиз­ни, свя­ты­ми людь­ми. Од­ним из све­тиль­ни­ков ве­ры во тьме бо­го­от­ступ­ни­че­ства, ду­хов­но­го оску­де­ния и неве­же­ства XX сто­ле­тия был пре­по­доб­ный и ду­хо­нос­ный отец схи­и­гу­мен Кук­ша (Ве­лич­ко).
Пре­по­доб­ный Кук­ша ро­дил­ся 12 ян­ва­ря (25 н. ст.) 1875 г. в с. Ар­бу­зин­ка Хер­сон­ско­го рай­о­на Ни­ко­ла­ев­ской гу­бер­нии в се­мье бла­го­че­сти­вых и хри­сто­лю­би­вых ро­ди­те­лей Ки­рил­ла и Ха­ри­ти­ны и на­ре­чен был во свя­том кре­ще­нии Кось­мою. В се­мье бы­ло еще два сы­на – Фе­дор и Иоанн, и дочь Ма­рия. Ро­дил­ся и воз­рас­тал Кось­ма в те бла­го­сло­вен­ные вре­ме­на, ко­гда люд пра­во­слав­ный, подъ­яв на се­бя тер­пе­ли­вый труд, хо­дил пеш­ком на бо­го­мо­лье и к Ки­е­во-Пе­чер­ским свя­тым, и в Лав­ру пре­по­доб­но­го Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, и на да­ле­кий се­вер – в Ва­ла­ам­скую и Со­ло­вец­кую оби­те­ли, и на по­кло­не­ние ко гро­бу Гос­под­ню во свя­тую Зем­лю.
Пре­по­доб­ный был из­бран Бо­гом еще от рож­де­ния сво­е­го. Ро­ди­тель­ни­ца его Ха­ри­ти­на в юно­сти сво­ей же­ла­ла быть мо­на­хи­ней, но ро­ди­те­ли бла­го­сло­ви­ли ее на за­му­же­ство. Ха­ри­ти­на мо­ли­лась Бо­гу, чтобы хоть один из чад ее спо­до­бил­ся под­ви­зать­ся в ино­че­ском чине.
На свя­той Ру­си был бла­го­че­сти­вый обы­чай: ес­ли кто из де­тей по­свя­щал се­бя ино­че­ской жиз­ни, ро­ди­те­ли по­чи­та­ли это за осо­бую честь, это бы­ло зна­ком осо­бой ми­ло­сти Бо­жи­ей. На по­свя­тив­ше­го се­бя мо­на­ше­ству смот­ре­ли как на мо­лит­вен­ни­ка за весь род.
Бла­го­да­ря бо­го­бо­яз­нен­но­му и воз­держ­но­му об­ра­зу жиз­ни сво­их ро­ди­те­лей Кось­ма с дет­ства всей ду­шой устре­мил­ся к Бо­гу, к свя­той жиз­ни. Он с ма­лых лет воз­лю­бил мо­лит­ву и уеди­не­ние, из­бе­гал игр, уве­се­ле­ний, в сво­бод­ное вре­мя чи­тал св. Еван­ге­лие. Осо­бую лю­бовь бо­го­лю­би­вый от­рок имел к хра­му Бо­жию и бо­го­слу­же­нию.
Еще с юно­сти у пре­по­доб­но­го бы­ло со­стра­да­ние к лю­дям, осо­бен­но к боль­ным, страж­ду­щим. За это враг спа­се­ния че­ло­ве­че­ско­го всю жизнь опол­чал­ся на него. Ха­рак­тер­но сле­ду­ю­щее со­бы­тие от­ро­че­ских его лет. У Кось­мы был дво­ю­род­ный брат, одер­жи­мый нечи­стым ду­хом. Кось­ма по­ехал с ним к од­но­му стар­цу, из­го­няв­ше­му бе­сов. Ста­рец ис­це­лил юно­шу, а Кось­ме ска­зал: “За то толь­ко, что ты при­вез его ко мне, враг бу­дет мстить те­бе – ты бу­дешь го­ним всю жизнь”.
Кось­ма всем серд­цем стре­мил­ся к мо­на­ше­ской жиз­ни. Слов­но за бла­го­сло­ве­ни­ем Бо­жи­им на по­сле­ду­ю­щий жиз­нен­ный путь, Кось­ма от­прав­ля­ет­ся в 1895 го­ду с па­лом­ни­ка­ми в Свя­тую Зем­лю.
Про­жив в Иеру­са­ли­ме пол­го­да, осмот­рев в Па­ле­стине все свя­тые ме­ста, Кось­ма на об­рат­ном пу­ти по­се­ща­ет Го­ру Афон. Здесь встре­пе­ну­лась его ду­ша, здесь он осо­бен­но вос­пы­лал же­ла­ни­ем под­ви­зать­ся в мо­на­ше­стве. Ца­ри­ца Небес­ная при­зы­ва­ла его в Свой зем­ной удел – Свя­той Афон на слу­же­ние Бо­гу.
Пе­ред отъ­ез­дом па­лом­ни­ки на­пра­ви­лись к на­сто­я­те­лю рус­ско­го Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­ва мо­на­сты­ря за бла­го­сло­ве­ни­ем в путь. По­до­шед­ши к на­сто­я­те­лю, Кось­ма ска­зал: “От­че, я очень хо­чу здесь остать­ся, но преж­де мне на­до по­ехать до­мой и по­лу­чить бла­го­сло­ве­ние ро­ди­те­лей”. “Ну, хо­ро­шо, по­ез­жай, через год при­е­дешь”, – на­пут­ство­вал его на­сто­я­тель и ода­рил (по обы­чаю, как и всех) ико­ноч­кой свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­лей­мо­на – небес­но­го по­кро­ви­те­ля рус­ско­го мо­на­сты­ря на Афоне. Эту ико­ноч­ку о. Кук­ша вста­вил в ки­от и хра­нил всю жизнь до са­мой сво­ей кон­чи­ны.
По воз­вра­ще­нии в Рос­сию Кось­ма по­се­тил ки­ев­ско­го стар­ца Иону, из­вест­но­го всем сво­ей про­зор­ли­во­стью и чу­до­тво­ре­ни­я­ми. Ста­рец при­ни­мал лю­дей во дво­ре Ионов­ской оби­те­ли, всем раз­да­вая бла­го­сло­ве­ние. При­бли­жал­ся в оче­ре­ди со все­ми и Кось­ма, с за­ми­ра­ни­ем серд­ца ду­мая: “А вдруг ста­рец не бла­го­сло­вит ме­ня на Афон?” Неожи­дан­но отец Иона сам по­до­шел к Кось­ме, кос­нул­ся его го­ло­вы кре­стом и ска­зал: “Бла­го­слов­ляю те­бя в мо­на­стырь! Бу­дешь жить на Афоне!”
Ха­ри­ти­на с ве­ли­чай­шей ра­до­стью и бла­го­да­ре­ни­ем Бо­гу вос­при­ня­ла из­ве­стие о ре­ше­нии сы­на. По­сле дол­гих слез­ных мо­литв Кось­мы, мно­гих уго­во­ров су­пру­ги и род­ных от­пу­стил сы­на на Афон и отец: “Пусть едет, Бог его бла­го­сло­вит!” На­пут­ствуя в до­ро­гу, Ха­ри­ти­на бла­го­сло­ви­ла Кось­му Ка­зан­ской ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри в неболь­шом ста­рин­ном де­ре­вян­ном ки­о­те, с ко­то­рой пре­по­доб­ный не рас­ста­вал­ся всю свою жизнь, и ко­то­рая по­ло­же­на бы­ла ему во гроб по­сле кон­чи­ны.
В 1896 го­ду Кось­ма при­бы­ва­ет на Афон и по­сту­па­ет по­слуш­ни­ком в рус­ский Свя­то-Па­нте­ле­и­мо­нов­ский мо­на­стырь. Ста­ра­ясь во всем по жиз­ни упо­до­бить­ся древним от­цам-по­движ­ни­кам, он рев­ност­но ис­пол­нял воз­ло­жен­ное на него на­сто­я­те­лем мо­на­сты­ря по­слу­ша­ние просфор­ни­ка.

Через год по­сле при­ез­да из Иеру­са­ли­ма на Афон Гос­подь бла­го­из­во­ля­ет Кось­ме еще раз быть во Свя­том Гра­де. Он на­прав­ля­ет­ся ту­да уже на пол­то­ра го­да нести в по­ряд­ке оче­ред­но­сти по­слу­ша­ние у Гро­ба Гос­под­ня.
Вер­нув­шись на Афон, Кось­ма был на­зна­чен на по­слу­ша­ние го­стин­ни­ка в стран­но­при­им­ную для па­лом­ни­ков, в ко­то­рой под­ви­зал­ся 11 лет. При­леж­но ис­пол­няя его столь дол­гое вре­мя, Кось­ма стя­жал бла­го­душ­ное тер­пе­ние и ис­тин­ное сми­ре­ние.
Вско­ре по­слуш­ник Кось­ма был по­стри­жен в ря­со­фор с име­нем Кон­стан­тин, а 23 мар­та 1904 го­да – в мо­на­ше­ство, и на­ре­чен Ксе­но­фон­том.
Ду­хов­ным от­цом Ксе­но­фон­та был ду­хо­нос­ный ста­рец по­движ­ник о. Мел­хи­се­дек, ко­то­рый под­ви­зал­ся от­шель­ни­ком в го­рах. У него Ксе­но­фонт по­сти­гал ос­но­вы ду­хов­ной и мо­на­ше­ской жиз­ни, обу­чал­ся, как ве­сти внут­рен­нюю брань с ду­ха­ми зло­бы, овла­де­вал пра­виль­ны­ми по­ня­ти­я­ми об ас­ке­ти­че­ском об­ра­зе жиз­ни в мо­на­ше­стве. Впо­след­ствии пре­по­доб­ный вспо­ми­нал о сво­ей жиз­ни в то вре­мя: “До 12 но­чи на по­слу­ша­нии, а в 1-м ча­су но­чи бе­жал в пу­стынь к стар­цу Мел­хи­се­де­ку учить­ся мо­лить­ся”.
Отец Мел­хи­се­дек был мо­на­хом вы­со­кой ду­хов­ной жиз­ни. Од­на­жды, стоя на мо­лит­ве, ста­рец и его ду­хов­ный сын услы­ша­ли в ноч­ной ти­шине при­бли­же­ние сва­деб­но­го кор­те­жа: то­пот кон­ских ко­пыт, иг­ру на гар­мош­ке, ве­се­лое пе­ние, хо­хот, свист…
– От­че, от­ку­да здесь свадь­ба?
– Это го­сти едут, на­до их встре­тить.
Ста­рец взял крест, свя­тую во­ду, чет­ки и, вый­дя из кел­лии, окро­пил во­круг нее свя­той во­дой. Чи­тая кре­щен­ский тро­парь, он на все сто­ро­ны осе­нил кре­стом – сра­зу сде­ла­лось ти­хо, как буд­то и не бы­ло ни­ка­ко­го шу­ма. Ви­ди­мо, стар­цу эти яв­ле­ния бы­ли обыч­ны и ни­сколь­ко не сму­ща­ли его.
Под его муд­рым окорм­ле­ни­ем и мо­нах Ксе­но­фонт в недол­гое вре­мя спо­до­бил­ся стя­жать все доб­ро­де­те­ли ино­че­ские и пре­успел в ду­хов­ном де­ла­нии. Несмот­ря на то, что Ксе­но­фонт был внешне ма­ло­гра­мот­ным че­ло­ве­ком, ед­ва умел чи­тать и пи­сать, Свя­тое Еван­ге­лие и Псал­тирь он знал на­изусть, служ­бу цер­ков­ную со­вер­шал на па­мять, ни­ко­гда не оши­ба­ясь. Изъ­яс­не­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния он знал от про­све­ще­ния его Ду­хом Свя­тым и по тру­дам свя­тых от­цов, чте­ние ко­то­рых все­гда очень вни­ма­тель­но слу­шал и за­по­ми­нал. Он от­ли­чал­ся ис­тин­ным хри­сти­ан­ским сми­ре­ни­ем, ко­то­рое ред­ко кто мо­жет стя­жать в те­че­ние всей сво­ей жиз­ни, и за ко­то­рое Дух Свя­той все­ля­ет­ся в че­ло­ве­ка и осве­ща­ет его Бо­же­ствен­ной бла­го­да­тью, де­лая его жи­ли­щем Сво­им.

Далее:
https://telegra.ph/tlots-kuksha-09-29
или
https://azbyka.ru/days/sv-kuksha-odesskij

☦️
Свя­той пра­вед­ный Алек­сий Ме­чёв. Отец Алек­сий го­во­рил при жиз­ни сво­им ду­хов­ным ча­дам, чтобы они при­хо­ди­ли к нему на мо­гил­ку со все­ми сво­и­ми труд­но­стя­ми, бе­да­ми, нуж­да­ми. И мно­гие шли к нему на Ла­за­рев­ское клад­би­ще.
Через де­сять лет в свя­зи с за­кры­ти­ем Ла­за­рев­ско­го клад­би­ща остан­ки от­ца Алек­сия и его же­ны бы­ли пе­ре­не­се­ны 15/28 сен­тяб­ря 1933 го­да на клад­би­ще «Вве­ден­ские го­ры», име­ну­е­мое в на­ро­де Немец­ким. Те­ло от­ца Алек­сия бы­ло в ту по­ру нетлен­ным. Лишь на од­ной из ног на­ру­шил­ся го­ле­но­стоп­ный су­став и от­де­ли­лась сто­па.
Все по­сле­ду­ю­щие де­ся­ти­ле­тия мо­ги­ла от­ца Алек­сия бы­ла, по сви­де­тель­ству адми­ни­стра­ции клад­би­ща, са­мой по­се­ща­е­мой. Бла­го­да­ря рас­ска­зам о по­лу­чен­ной по­мо­щи, а позд­нее и пуб­ли­ка­ци­ям, мно­же­ство лю­дей узна­ли об от­це Алек­сии и, про­ся его за­ступ­ни­че­ства в сво­их бе­дах и труд­ных жи­тей­ских об­сто­я­тель­ствах, бы­ва­ли уте­ше­ны ба­тюш­кой.
Ре­гу­ляр­но при­хо­ди­лось до­бав­лять зем­ли в мо­гиль­ный хол­мик, так как при­бе­гав­шие к по­мо­щи от­ца Алек­сия уно­си­ли ее с со­бой.

В первую го­дов­щи­ну смер­ти от­ца Алек­сия ма­ро­сей­ская об­щи­на пред­ло­жи­ла всем, кто по­же­ла­ет, на­пи­сать о сво­их встре­чах с ба­тюш­кой, на что мно­гие от­клик­ну­лись. Вос­по­ми­на­ния эти бы­ли нерав­но­цен­ны; но в неко­то­рых из них за­сви­де­тель­ство­ва­ны слу­чаи про­зор­ли­во­сти, при­ме­ры чу­дес, зна­ме­ний и мо­лит­вен­ной по­мо­щи стар­ца.
У од­ной жен­щи­ны из Ту­лы про­пал един­ствен­ный сын. Пол­го­да не бы­ло от него ве­стей; мать бы­ла в тя­же­лом сто­я­нии. Кто-то по­со­ве­то­вал ей об­ра­тить­ся к от­цу Алек­сию. Она при­е­ха­ла в Моск­ву, при­шла пря­мо в храм Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в Клен­ни­ках и в кон­це ли­тур­гии вме­сте со все­ми по­шла при­кла­ды­вать­ся ко кре­сту. Еще несколь­ко мо­ля­щих­ся от­де­ля­ло ее от ба­тюш­ки, ко­то­ро­го она в пер­вый раз ви­де­ла, ко­гда он про­тя­нул ей крест через го­ло­вы шед­ших впе­ре­ди нее и вну­ши­тель­но ска­зал: «Мо­лись как за жи­во­го». От неожи­дан­но­сти рас­те­ряв­шись, она сму­ти­лась и по­стес­ня­лась по­дой­ти вто­рич­но. Не имея сил успо­ко­ить­ся, об­ра­ти­лась к свя­щен­ни­ку, хо­ро­шо знав­ше­му ба­тюш­ку, и тот при­вел ее к нему до­мой. Ед­ва она во­шла в ком­на­ту и взя­ла бла­го­сло­ве­ние, как ба­тюш­ка, не слы­шав еще ни од­но­го ее сло­ва, а она от вол­не­ния и ду­шив­ших ее слез не мог­ла го­во­рить, взял ее за пле­чо и, с лю­бо­вью и лас­кой смот­ря ей в гла­за, про­мол­вил: «Счаст­ли­вая мать, счаст­ли­вая мать! О чем ты пла­чешь? Те­бе го­во­рю: он жив!» За­тем, по­дой­дя к пись­мен­но­му сто­ли­ку, на­чал пе­ре­би­рать ле­жав­шие на нем бу­маж­ные ико­ноч­ки, при­го­ва­ри­вая: «Вот то­же на днях бы­ла у ме­ня мать: все о сыне бес­по­ко­ит­ся, а он пре­спо­кой­но слу­жит в Со­фии на та­бач­ной фаб­ри­ке. Ну, Бог бла­го­сло­вит», – и с эти­ми сло­ва­ми бла­го­сло­вил ее ико­ноч­кой. Это бы­ло на Свет­лой неде­ле. В кон­це сен­тяб­ря она по­лу­чи­ла от сы­на из Бол­га­рии пись­мо, где он со­об­щал, что слу­жит в Со­фии на та­бач­ной фаб­ри­ке.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-moskovskij-mechev

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev/
• Исповедь внутреннего человека, ведущая ко смирению
• Краткое правило для благочестивой жизни
• Отрывки из общих наставлений
• Проповеди
• Советы девушке христианке
• Старческие советы
• Письма

☦️
Ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мая «При­з­ри на сми­ре­ние», бы­ла яв­ле­на в 1420 го­ду в Псков­ской зем­ле, на озе­ре Ка­мен­ном. Об­сто­я­тель­ства чу­дес­но­го яв­ле­ния неиз­вест­ны, но мож­но сде­лать пред­по­ло­же­ние о том, что свя­тая ико­на бы­ла об­ре­те­на пско­ви­тя­на­ми в уте­ше­ние, ко­гда они тер­пе­ли боль­шие бед­ствия во вре­мя кня­же­ния Ва­си­лия II Дмит­ри­е­ви­ча: мо­ро­во­го по­вет­рия и втор­же­ние при­шед­ше­го за­во­е­вы­вать псков­ские зем­ли ли­тов­ско­го кня­зя Ви­то­вта. В псков­ской ле­то­пи­си есть два сви­де­тель­ства о свя­той иконе. Од­но из них гла­сит: «В ле­то 6934 (1426) за ста­рым Ко­ло­жем, на Ка­мене озе­ре, бысть зна­ме­ние: от ико­ны Свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы идя­ше кровь, ме­ся­ца сеп­тев­риа в 16 день; сие убо зна­ме­ние про­яви на­хож­де­ние по­га­но­го кня­зя Ви­то­вта и мно­гое про­ли­тие хри­сти­ан­скых кро­вей». В дру­гом, бо­лее пол­ном ука­за­нии на чу­дес­ное зна­ме­ние от об­ра­за, го­во­рит­ся: «В ле­то 6934 (1426), тоя же осе­ни, бысть зна­ме­ние от ико­ны Свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы, на Ка­мене озе­ре, у Ва­си­лия у дво­ра: шла кровь из пра­ва­го ока, и на ме­сто ка­па­ла, где сто­я­ла, и на пу­ти шла кровь, как вез­ли, от ико­ны в убрус, как в Псков про­во­ди­ли ико­ну Пре­чи­стыя, ме­ся­ца сен­тяб­ря в 16. На па­мять свя­тыя ве­ли­ко­му­че­ни­цы Ев­фи­мии».
Сле­до­ва­тель­но, 16 сен­тяб­ря ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла пе­ре­не­се­на в Псков и по­ме­ще­на в со­бор­ном хра­ме во имя Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы. В па­мять это­го пе­ре­не­се­ния и бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние чу­до­твор­ной иконе в этот день.

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-prizri-na-smirenie

Жития
Писание