⏳ 2020.09.25 (пт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 16я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 6й)
• пятница (однодневный пост, воспоминание распятия)

☀️ неподвижный годовой круг:
25 сентября (12 сентября)
• (отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы)
• сщмч. Корну́та Никомидийского (249–259)
• сщмч. Автоно́ма Италийского (313)
• сщмч. Феодора Александрийского (?)
• сщмч. Иулиа́на Галатийского, и с ним 40 мчч. (IV)
• прп. Афанасия Высоцкого (Серпуховского) (1395)
• прп. Вассиа́на Тиксненского (1624)
• перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского (Меркушинского) (1704)
• сщмчч. Феодора (Лебедева), Иоанна (Прудентова), Николая (Житова), блж. мч. Алексия (Ворошина) Ёлнатского (1937)


☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Кор­нут, епи­скоп Ни­ко­ми­дийск­нй (Ико­ний­ский), по­стра­дал за Хри­ста в го­не­ние Де­кия и Ва­ле­ри­а­на в III в. Пра­ви­тель Ико­нии, Пе­рен­ний, сво­и­ми ро­зыс­ка­ми и го­не­ни­я­ми за­ста­вил хри­сти­ан укры­вать­ся в по­та­ен­ных ме­стах. Свя­ти­тель Кор­нут доб­ро­воль­но явил­ся к Пе­рен­нию. Му­чи­те­ли креп­ко свя­за­ли но­ги епи­ско­па тон­ки­ми бе­чев­ка­ми и во­ди­ли его по го­ро­ду. Свя­щен­но­му­че­ник ис­пы­ты­вал нестер­пи­мые стра­да­ния, из ран на но­гах, про­ре­зан­ных ве­рев­ка­ми, ли­лась кровь. По­сле страш­ных ис­тя­за­ний епи­скоп Кор­нут был обез­глав­лен.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ав­то­ном был епи­ско­пом в Ита­лии. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305) свя­ти­тель Ав­то­ном для поль­зы Церк­ви оста­вил свою стра­ну и по­се­лил­ся в Вифи­нии, в ме­стеч­ке Со­рея у стран­но­люб­ца Кор­ни­лия. Свя­той Ав­то­ном с рев­но­стью со­вер­шал свое апо­столь­ское слу­же­ние и об­ра­тил ко Хри­сту столь­ко языч­ни­ков, что об­ра­зо­ва­лась боль­шая Цер­ковь, для ко­то­рой он освя­тил храм во имя Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. К этой Церк­ви свя­ти­тель ру­ко­по­ло­жил Кор­ни­лия спер­ва в сан диа­ко­на, а за­тем в пре­сви­те­ра. С про­по­ве­дью о Хри­сте свя­ти­тель Ав­то­ном по­се­тил так­же Ли­ка­о­нию и Ис­аврию.
Им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан по­ве­лел схва­тить свя­ти­те­ля Ав­то­но­ма, но он уда­лил­ся в Клав­дио­поль на Чер­ном мо­ре. Воз­вра­тив­шись в Со­рею, свя­ти­тель Ав­то­ном по­свя­тил пре­сви­те­ра Кор­ни­лия во епи­ско­па. Сам он на­пра­вил­ся в Асию, а ко­гда вер­нул­ся от­ту­да, на­чал про­по­ве­до­вать в ме­стеч­ке Лим­ны, близ Со­реи. Од­на­жды но­во­об­ра­щен­ные раз­ру­ши­ли идоль­ское ка­пи­ще. Языч­ни­ки ре­ши­ли ото­мстить хри­сти­а­нам. Вы­брав мо­мент, ко­гда свя­ти­тель Ав­то­ном слу­жил Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию, языч­ни­ки на­па­ли на храм Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла и по­сле ис­тя­за­ний уби­ли свя­то­го Ав­то­но­ма, обаг­рив ал­тарь церк­ви его му­че­ни­че­ской кро­вью. Диа­ко­ни­са Ма­рия из­влек­ла те­ло свя­то­го му­че­ни­ка из-под гру­ды кам­ней и пре­да­ла по­гре­бе­нию.
В цар­ство­ва­ние свя­то­го Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го на ме­сте по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля бы­ла воз­двиг­ну­та цер­ковь. Око­ло 430 г. об­вет­шав­шую цер­ковь разо­брал один свя­щен­ник и, не зная, что под хра­мом по­хо­ро­не­но те­ло му­че­ни­ка, устро­ил цер­ковь на но­вом ме­сте. Через 60 лет мо­щи свя­то­го бы­ли об­ре­те­ны нетлен­ны­ми и со­здан храм во имя свя­щен­но­му­че­ни­ка Ав­то­но­ма.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/776

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Фе­о­дор, епи­скоп Алек­сан­дрий­ский, ро­дил­ся в Егип­те в Алек­сан­дрии. Этот го­род про­сла­вил­ся в Церк­ви Все­лен­ской мно­ги­ми му­че­ни­ка­ми и ис­по­вед­ни­ка­ми: от свя­то­го еван­ге­ли­ста Мар­ка, пер­во­му­че­ни­ка Алек­сан­дрий­ско­го († 63, па­мять 25 ап­ре­ля) до свя­то­го Афа­на­сия Ве­ли­ко­го (па­мять 18 ян­ва­ря и 2 мая), стол­па и ис­по­вед­ни­ка пра­во­сла­вия († 373). К со­жа­ле­нию, ис­то­ри­че­ские за­пи­си не до­нес­ли до нас точ­ных дан­ных о вре­ме­ни жиз­ни и по­дви­гах свя­то­го епи­ско­па Фе­о­до­ра, но Цер­ковь Хри­сто­ва во все вре­ме­на хра­ни­ла имя свя­щен­но­му­че­ни­ка в сво­их ди­пти­хах.
Пла­мен­ный про­по­вед­ник, силь­ный в сло­ве и де­ла­нии цер­ков­ном, епи­скоп Фе­о­дор вы­зы­вал ярост­ную нена­висть буй­ных алек­сан­дрий­ских языч­ни­ков, не тер­пев­ших бла­го­ве­стия. Во вре­мя од­ной его про­по­ве­ди языч­ни­ки окру­жи­ли и за­хва­ти­ли свя­ти­те­ля. Он не со­про­тив­лял­ся. Его из­би­ва­ли и из­де­ва­лись над ним: воз­ло­жи­ли на гла­ву его тер­но­вый ве­нец и со сме­хом во­ди­ли по го­ро­ду. За­тем при­ве­ли его к бе­ре­гу и бро­си­ли со ска­лы в мо­ре. Но под­нял­ся ве­тер – и вол­ны вы­нес­ли его невре­ди­мым на су­шу. По­ра­жен­ные языч­ни­ки от­ве­ли свя­ти­те­ля Фе­о­до­ра к пра­ви­те­лю го­ро­да, ко­то­рый при­ка­зал под­верг­нуть его же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям. Но ни сло­ва, кро­ме мо­лит­вы к Гос­по­ду, не услы­ша­ли му­чи­те­ли от му­же­ствен­но­го ис­по­вед­ни­ка. То­гда свя­той му­че­ник был пре­дан рим­ским во­и­нам и каз­нен, как апо­стол Па­вел, – через усек­но­ве­ние ме­чом.

☦️
Свя­той му­че­ник Иули­ан жил в IV ве­ке неда­ле­ко от древ­не­го го­ро­да Ан­ки­ры. Пра­ви­те­лю Га­ла­тий­ской об­ла­сти до­нес­ли, что в од­ной пе­ще­ре скры­ва­ет­ся пре­сви­тер Иули­ан с 40 еди­но­мыш­лен­ни­ка­ми и со­вер­ша­ет там бо­го­слу­же­ние. Свя­то­го Иули­а­на схва­ти­ли и тре­бо­ва­ли вы­дать осталь­ных хри­сти­ан, успев­ших скрыть­ся, но он ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся.
Языч­ни­ки при­ка­за­ли свя­то­му пре­сви­те­ру при­не­сти жерт­ву их бо­гам, но и на это он не со­гла­сил­ся. То­гда его об­на­жи­ли и по­ста­ви­ли на рас­ка­лен­ную же­лез­ную ре­шет­ку. Му­че­ник осе­нил се­бя крест­ным зна­ме­ни­ем, и Ан­гел Гос­по­день охла­дил пла­мя. Свя­той Иули­ан остал­ся невре­ди­мым. На во­прос пра­ви­те­ля, кто он и как по­га­сил огонь, му­че­ник ска­зал: «Я – Бо­жий слу­га». Ис­тя­за­те­ли при­ве­ли ста­руш­ку-мать свя­то­го и угро­жа­ли ей тем, что, ес­ли она не уго­во­рит сы­на при­не­сти жерт­ву идо­лам, то ее пре­да­дут на по­ру­га­ние. Му­же­ствен­ная жен­щи­на от­ве­ти­ла, что ес­ли про­тив ее во­ли осквер­нят те­ло, это не по­ста­вит­ся ей в ви­ну пе­ред Бо­гом, а, на­обо­рот, со­чтет­ся за му­че­ни­че­ский по­двиг. По­срам­лен­ные му­чи­те­ли от­пу­сти­ли ста­ри­цу, а свя­то­го Иули­а­на осу­ди­ли на смерт­ную казнь. В пред­смерт­ной мо­лит­ве свя­той усерд­но бла­го­да­рил Бо­га и про­сил укре­пить его к пе­ре­не­се­нию стра­да­ний. Свя­той Иули­ан ис­про­сил так­же осо­бую бла­го­дать у Бо­га: чтобы лю­дям, ко­то­рые бу­дут брать зем­лю с ме­ста его по­гре­бе­ния, да­ва­лось про­ще­ние гре­хов и из­бав­ле­ние от стра­стей, а на по­ля их не на­па­да­ли вре­до­нос­ные на­се­ко­мые или пти­цы. Об­ра­ща­ясь к Бо­гу: «Гос­по­ди, при­и­ми дух мой с ми­ром!» – му­че­ник скло­нил свою го­ло­ву под меч. То­гда про­зву­чал Го­лос, при­зы­вав­ший му­че­ни­ка в Небес­ное Цар­ство. Этот Го­лос услы­ша­ли и те хри­сти­ане, ко­то­рые скры­ва­лись в пе­ще­ре. Во­оду­ше­вив­шись, они по­шли на ме­сто стра­да­ния свя­то­го Иули­а­на, где на­шли его уже скон­чав­шим­ся. Они еди­но­душ­но ис­по­ве­да­ли се­бя хри­сти­а­на­ми, их свя­за­ли и при­ве­ли к пра­ви­те­лю, ко­то­рый ве­лел и им от­сечь го­ло­вы.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/778

☦️
Преподобный Афанасий Высоцкий Младший, второй игумен Серпуховского Высоцкого монастыря, родился в Ярославле около 1362 года в благочестивой и знатной семье. В крещении он получил имя Амоса. Отец его Илларион и мать Анна воспитывали сына, от природы обладавшего «острым умом», в строгих правилах благочестия.
2 декабря 1374 года преподобный Сергий Радонежский, склоняясь на просьбу благочестивого Серпуховского князя Владимира Андреевича посетил Серпухов, и, избрав красивое и весьма удобное место «на Высоком», основал здесь обитель во имя Пресвятой Богородицы, честнаго зачатия Ее праведной Анной. Игуменом новой обители он поставил своего любимого ученика, преподобного Афанасия Старшего. Слава об общежительной обители, подвигах и опытности ее игумена в духовном руководстве новоначальных быстро распространилась повсюду.
Желая «научиться пути Господню», юный Амос в 1378 году пришел к преподобному Афанасию, и тот, видя его усердие и любовь к Богу, принял его в обитель. Через пять лет, видев его послушание, чистоту и терпение в подвиге, преподобный Афанасий сподобил его монашеского пострижения, назвав собственным своим именем — Афанасий. В 1381 году, через 3 года по пострижении, при освящении нововыстроенного соборного храма, когда преподобный Афанасий Старший был возведен во игумена, святитель Московский Киприан в присутствии преподобного Сергия рукоположил его во иеродиакона, а еще через 2 года он был посвящен во иеромонаха.
Во время путешествия в Киев, преподобный Афанасий Старший, видя опытность преподобного Афанасия, поручил ему управление обителью, а в 1387 году, вместе со святителем Московским Киприаном навсегда уезжая в Константинополь, поставил его своим преемником по игуменству в Высоцком монастыре. При преподобном Афанасии Младшем Высоцкий монастырь продолжал процветать и число братии в нем умножалось. Игумен Афанасий был для братии примером в подвигах добродетельной иноческой жизни: «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив». Любя Господа Бога, он умел внушать ту же любовь к Богу и к молитвенным подвигам и братии. Уме удерживать их от грехов и наставлять, как побеждать влечение страстей, направляя им, сердце и помыслы ко Господу.
Около 1395 года преподобный Афанасий встречал в своей обители посольство от преподобного Афанасия Старшего, приславшего из Константинополя семь прекрасных икон деисусного чина, другие церковные вещи и рукописи.
В 1395 году от великих подвигов и трудов преподобный Афанасий почувствовал «старческое изнеможение» и 12 сентября, в день отдания праздника Рождества Пресвятой Богородицы, преставился к Господу. Согласно своему завещанию, он был погребен против западных дверей соборного храма под лестницей. Его приемником по управлению обителью стал преподобный Никита, сродник и ученик преподобного Сергия.
С самого момента погребения преподобный Афанасий был прославлен чудесами. Один из братии, имея гнев на преподобного, не пошел на его погребение, и за это внезапно подвергся нападению нечистого духа. Со слезами поспешил он тогда в церковь и перед гробом испросил себе прощение у преподобного, после чего освободился от лукавого духа. Когда опускали в землю тело преподобного Афанасия, этот инок упал в могилу и когда был из нее извлечен, то сообщил братии, что преподобный Афанасий из гроба протянул ему свою руку и сказал: «Тебе, брат суждено скоро оставить жизнь, близка кончина твоя». На третий день после этого инок скончался. Монахи обители и другие люди в разное время видели над местом погребения преподобного горящие свечи. Они шли позади Престола, по правой стороне, и, достигнув гроба преподобного, становились невидимыми. Не раз братия слышала над гробом его сладкогласное пение: «Святый Боже…», или видела преподобного Афанасия, ходящего кругом монастыря с кадильницею и возжженными свечами. Во время нашествия крымских татар на Серпухов, когда монахи бежали из монастыря, неприятели и некоторые жители города видели, как из обители на белом коне выехал инок с большим жезлом в руке. Он был смугл лицом и с густой черной бородой. Объехав стан врагов, он с угрожающим видом устремился на них, и они, немедленно сняв осаду города, обратились в бегство. Об этом начальники города донесли царю.
Вскоре после кончины лестница над гробом преподобного была разобрана и сооружена часовня. В 1697 году мать Петра I царица Наталья Кирилловна построила над гробом преподобного одноглавый каменный храм во имя преподобного Афанасия Афонского. В 1878 году этот пришедший в ветхость храм был разобран, и в память 500-летия обители был воздвигнут красивый и обширный храм во имя преподобных Сергия Радонежского и Афанасия Афонского. В 1967 году эта церковь была «снесена реставраторами как сооружение, не представляющее архитектурной и исторической ценности»… Над местом погребения преподобного была в первоначальном виде восстановлена лестница, и могила преподобного вновь оказалась под ней. По благословению Высокопреосвященнейшего Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия были проведены работы по определению места погребения и открытию святых останков преподобного Афанасия. 11-24 сентября 1994 г. совершилось обретение всечестных мощей Угодника Божия, и в самый день преставления преподобного сонмом духовенства во главе с Архиереем они с торжеством были перенесены в храм.
От святых мощей преподобного Афанасия, покоящихся в Покровском храме обители, уже в наше время продолжают совершаться знаменательные случаи исцелений страждущих.
Подлинные Житие и служба преподобному Афанасию были написаны в 1697 году справщиком Московского Патриаршего двора Чудовским иеромонахом Карионом Истоминым.
Преподобный Афанасий издревле почитался как чудотворец, наставник иноков и небесный покровитель Высоцкой обители, города Серпухова и его пределов.

☦️
Пре­по­доб­ный Вас­си­ан Тикс­нен­ский (То­тем­ский), в ми­ру Ва­си­лий, кре­стья­нин се­ла Стре­ли­цы (по дру­гим дан­ным, де­рев­ни Бур­це­ве), близ го­ро­да Тотьмы, за­ни­мал­ся порт­няж­ным ре­меслом. Оста­вив се­мью, он при­нял по­стриг от пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия То­тем­ско­го в Су­мо­рин­ской оби­те­ли на ре­ке Су­хоне, где про­жил несколь­ко лет в тру­дах и по­слу­ша­нии. В 1594 го­ду пре­по­доб­ный по­се­лил­ся неда­ле­ко от Тотьмы, при хра­ме во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, на ре­ке Тиксне. Вна­ча­ле он жил на цер­ков­ной па­пер­ти, а за­тем по­ста­вил око­ло хра­ма кел­лию. Пре­по­доб­ный по­се­щал каж­дое бо­го­слу­же­ние. Три­на­дцать лет он но­сил на те­ле вери­ги: на пле­чах тя­же­лую цепь, на чре­с­лах же­лез­ный об­руч, а на го­ло­ве под ку­ко­лем же­лез­ную шап­ку.
Стре­мясь к уеди­не­нию, пре­по­доб­ный, кро­ме ду­хов­но­го от­ца, ни­ко­го не при­ни­мал в сво­ей кел­лии. Пи­тал­ся он по­да­я­ни­ем, ко­то­рое ему кла­ли на окон­це. Пре­ста­вил­ся пре­по­доб­ный Вас­си­ан 12 сен­тяб­ря 1624 го­да. Толь­ко при по­гре­бе­нии об­на­ру­жи­лось, как тяж­ко сми­рял он свою плоть.
На ме­сте по­дви­гов пре­по­доб­но­го впо­след­ствии был ос­но­ван мо­на­стырь в честь Неру­ко­твор­но­го об­ра­за Спа­си­те­ля. По­чи­та­ние пре­по­доб­но­го Вас­си­а­на на­ча­лось с 1647 го­да, ко­гда во вре­мя мо­ро­вой яз­вы у ме­ста его по­гре­бе­ния мно­гие по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние. Жи­тие пре­по­доб­но­го на­пи­са­но в 1745 г. игу­ме­ном Иоси­фом.

https://azbyka.ru/days/sv-vassian-tiksnenskij

☦️
Пра­вед­ный Си­ме­он Вер­хо­тур­ский ро­дил­ся в на­ча­ле XVII ве­ка в ев­ро­пей­ской ча­сти Рос­сии в се­мье бла­го­че­сти­вых дво­рян. По­ви­ну­ясь Бо­же­ствен­но­му во­ди­тель­ству, он оста­вил по­че­сти и зем­ное бо­гат­ство и уда­лил­ся за Урал. В Си­би­ри пра­вед­ный Си­ме­он жил как про­стой стран­ник, скры­вая свое про­ис­хож­де­ние. Ча­ще все­го он по­се­щал се­ло Мер­ку­шин­ское, на­хо­див­ше­е­ся неда­ле­ко от го­ро­да Вер­хо­ту­рья, где мо­лил­ся в де­ре­вян­ной церк­ви.
С бла­го­ве­сти­ем о Три­еди­ном Бо­ге, о веч­ной жиз­ни в Цар­стве Небес­ном пра­вед­ный Си­ме­он хо­дил по окрест­ным се­ле­ни­ям. Он не чуж­дал­ся и ино­вер­цев во­гу­лов, ко­рен­ных жи­те­лей это­го края, ко­то­рые по­лю­би­ли свя­то­го за его чи­стое жи­тие. С по­мо­щью бла­го­да­ти Бо­жи­ей пра­вед­ный Си­ме­он про­бу­дил в серд­цах во­гу­лов стрем­ле­ние к доб­ро­детель­ной жиз­ни. В дев­ствен­ной си­бир­ской тай­ге он пре­да­вал­ся Бо­го­мыс­лию, в каж­дом жи­вом су­ще­стве ви­дя неиз­ре­чен­ную пре­муд­рость «Со­тво­рив­ше­го вся».
По­движ­ник ни­ко­гда не оста­вал­ся празд­ным. Он хо­ро­шо умел шить шу­бы и, об­хо­дя се­ла, ра­бо­тал в до­мах у кре­стьян, не при­ни­мая за тру­ды ни­ка­ко­го воз­на­граж­де­ния. Чтобы из­бе­жать по­хвал за свою ра­бо­ту, пра­вед­ный Си­ме­он остав­лял ее неза­вер­шен­ной и ухо­дил от за­каз­чи­ков. За это ему при­хо­ди­лось пе­ре­но­сить оскорб­ле­ния и да­же по­бои, но он при­ни­мал их со сми­ре­ни­ем и мо­лил­ся о сво­их обид­чи­ках. Так он до­стиг со­вер­шен­но­го сми­ре­ния и нес­тя­жа­тель­ства.
Мно­го мо­лил­ся свя­той Си­ме­он об укреп­ле­нии в ве­ре но­вопро­све­щен­ных жи­те­лей Си­би­ри. Свою мо­лит­ву по­движ­ник со­еди­нял с по­дви­гом ко­ле­но­пре­клон­но­го сто­я­ния на камне в дре­му­чей тай­ге. В де­ся­ти вер­стах от Мер­ку­ши­на на бе­ре­гу ре­ки Ту­ры по­движ­ник имел уеди­нен­ное ме­сто, где ло­вил ры­бу. Но и здесь он про­яв­лял воз­дер­жа­ние: ры­бы он до­бы­вал ров­но столь­ко, сколь­ко тре­бо­ва­лось ему для днев­но­го про­пи­та­ния.
Бла­жен­ная кон­чи­на свя­то­го му­жа по­сле­до­ва­ла сре­ди ве­ли­ких по­дви­гов по­ста и мо­лит­вы. Скон­чал­ся он в 1642 го­ду и был по­гре­бен на Мер­ку­шин­ском по­го­сте у хра­ма Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла.
Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го угод­ни­ка, ко­то­рый оста­вил все зем­ное ра­ди слу­же­ния Ему Еди­но­му. В 1692 го­ду, спу­стя 50 лет по­сле кон­чи­ны свя­то­го, жи­те­ли се­ла Мер­ку­шин­ско­го чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­ли от­крыв­ше­е­ся нетлен­ное те­ло пра­вед­ни­ка, имя ко­то­ро­го они за­бы­ли. Вско­ре от явив­ших­ся мо­щей ста­ли со­вер­шать­ся мно­го­чис­лен­ные ис­це­ле­ния. Был ис­це­лен раз­би­тый па­ра­ли­чом че­ло­век, за этим по­сле­до­ва­ли и дру­гие ис­це­ле­ния. Мит­ро­по­лит Си­бир­ский Иг­на­тий (Рим­ский-Кор­са­ков, 1692–1700) по­слал лю­дей для осви­де­тель­ство­ва­ния фак­тов. Один из них, иеро­ди­а­кон Ни­ки­фор Ам­вро­си­ев, в пу­ти мо­лил­ся Бо­гу и неза­мет­но по­гру­зил­ся в лег­кую дре­мо­ту. Вдруг он уви­дел пе­ред со­бой че­ло­ве­ка в бе­лой одеж­де, сред­не­го воз­рас­та, во­ло­сы его бы­ли ру­со­го цве­та. Доб­рым взгля­дом он смот­рел на Ни­ки­фо­ра и на во­прос по­след­не­го: «Кто ты?» – явив­ший­ся от­ве­тил: «Я Си­ме­он Мер­ку­шин­ский», – и стал неви­ди­мым.
В «Ико­но­пис­ном Под­лин­ни­ке» под 16 ап­ре­ля зна­чит­ся: «Свя­тый и пра­вед­ный Си­ме­он Мер­ку­шин­ский и Вер­хо­тур­ский, иже в Си­би­ри но­вый чу­до­тво­рец; по­до­би­ем рус, бра­да и вла­сы на гла­ве аки Козь­мы Без­среб­рен­ни­ка; ри­зы на нем про­сты, рус­ския».
Мит­ро­по­лит Иг­на­тий, убе­див­шись в нетле­нии мо­щей свя­то­го Си­мео­на, вос­клик­нул: «Сви­де­тель­ствую и я, что во­ис­ти­ну это мо­щи пра­вед­но­го и доб­ро­де­тель­но­го че­ло­ве­ка: во всем по­доб­ны они мо­щам древ­них свя­тых. Сей пра­вед­ник по­до­бен Алек­сию, мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му, или же Сер­гию Ра­до­неж­ско­му, ибо он спо­до­бил­ся от Бо­га нетле­ния, по­доб­но сим све­тиль­ни­кам ве­ры Пра­во­слав­ной».
И ныне по мо­лит­вам свя­то­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го Гос­подь яв­ля­ет бла­го­дат­ную по­мощь, уте­ше­ние, укреп­ле­ние, вра­зум­ле­ние, вра­че­ва­ние душ и те­лес и из­бав­ле­ние от лу­ка­вых и нечи­стых ду­хов. Бед­ству­ю­щие пут­ни­ки по мо­лит­вам свя­то­го по­лу­ча­ют из­бав­ле­ние от смер­ти. Осо­бен­но ча­сто си­би­ря­ки об­ра­ща­ют­ся с мо­лит­ва­ми к Вер­хо­тур­ско­му чу­до­твор­цу при глаз­ных бо­лез­нях и все­воз­мож­ных па­ра­ли­чах.
12 сен­тяб­ря 1704 го­да по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та То­боль­ско­го Фило­фея бы­ло со­вер­ше­но пе­ре­не­се­ние свя­тых мо­щей пра­вед­но­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го из хра­ма в честь Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла в Вер­хо­тур­ский мо­на­стырь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая. В этот день Цер­ковь празд­ну­ет вто­рую па­мять свя­то­го пра­вед­но­го Си­мео­на Вер­хо­тур­ско­го (пер­вая – 18 де­каб­ря).

☦️
Свя­щен­ник Фе­о­дор Пав­ло­вич Ле­бе­дев ро­дил­ся 15 фев­ра­ля 1875 го­да в се­ле Сте­ба­че­во Ки­бер­гин­ско­го уез­да Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка. По окон­ча­нии в 1899 го­ду Вла­ди­мир­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии был ру­ко­по­ло­жен в сан диа­ко­на и за­тем свя­щен­ни­ка. Слу­жил сна­ча­ла в хра­ме непо­да­ле­ку от го­ро­да Юрьев-Поль­ский, за­тем в хра­ме се­ла Куз­не­цо­во Шуй­ско­го рай­о­на; в 1932 го­ду был на­зна­чен бла­го­чин­ным.
17 сен­тяб­ря 1937 го­да о. Фе­о­дор был аре­сто­ван Шуй­ским НКВД. До­про­сы на­ча­лись в день аре­ста и про­дол­жа­лись без пе­ре­ры­ва трое су­ток. Сле­до­ва­те­ли ме­ня­лись и от­ды­ха­ли, свя­щен­ни­ку от­ды­хать не да­ва­ли. Весь рас­чет был на то, что об­ви­ня­е­мый в те­че­ние пер­вых трех су­ток под­пи­шет про­то­кол след­ствия. Но о. Фе­о­дор от­ка­зал­ся. До­нос­чи­ков в те го­ды бы­ло до­ста­точ­но, и они пи­са­ли, буд­то о. Фе­о­дор го­во­рил: «… при та­кой бес­хо­зяй­ствен­ной си­сте­ме ни­че­го… не по­лу­чит­ся, у му­жи­ка все от­би­ра­ют, вез­де и всю­ду ищут вре­ди­те­лей да ку­ла­ков, а са­ми вре­дят… кол­хо­зы толь­ко и стро­ят для то­го, чтобы от­влечь на­род от церк­ви и от ве­ры в Бо­га, за­став­ля­ют ра­бо­тать в празд­ни­ки». Те­перь его об этом до­пра­ши­ва­ли.
– Что вы го­во­ри­ли по во­про­су кол­лек­ти­ви­за­ции сель­ско­го хо­зяй­ства и жиз­ни кол­хоз­но­го кре­стьян­ства?
– Ни­че­го не го­во­рил, – от­ве­тил свя­щен­ник. – След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы в июне 1937 го­да ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ные раз­го­во­ры. От­ве­чай­те.
– Еще раз от­ве­чаю, что ни с кем ни­че­го я не го­во­рил.
– Ва­ши по­ка­за­ния след­ствие счи­та­ет лож­ны­ми. За­чи­ты­ваю вам по­ка­за­ния об­ви­ня­е­мо­го… Вы и по­сле это­го хо­ти­те го­во­рить неправ­ду?
– От­ри­цаю пол­но­стью.
– Ва­ше по­ве­де­ние на след­ствии ха­рак­те­ри­зу­ет вас как вра­га на­ро­да, ко­то­рый скры­ва­ет не толь­ко свою контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, но и дру­гих лиц с ва­ми свя­зан­ных. От­ве­чай­те!
– Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­стью я не за­ни­мал­ся.
– Ес­ли вы и даль­ше не бу­де­те да­вать прав­ди­вых по­ка­за­ний, то след­ствие ули­чит вас оч­ны­ми став­ка­ми.
– Ка­кие бы по­ка­за­ния сви­де­те­лей след­ствие мне ни за­чи­ты­ва­ло и сколь­ко бы оч­ных ста­вок ни про­во­ди­ло, ви­нов­ным я се­бя в контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
В тот же день, 20 сен­тяб­ря, след­ствие бы­ло за­кон­че­но, через два дня со­сто­я­лось за­се­да­ние Трой­ки УНКВД по Ива­нов­ской об­ла­сти, ко­то­рая при­го­во­ри­ла всех аре­сто­ван­ных свя­щен­ни­ков к рас­стре­лу. Еще через несколь­ко дней, 25 сен­тяб­ря 1937 го­да, в один­на­дцать ча­сов но­чи о. Фе­о­дор Ле­бе­дев был рас­стре­лян вме­сте с дру­ги­ми свя­щен­ни­ка­ми.

☦️
Свя­той но­во­му­че­ник отец Иоанн Пру­ден­тов ро­дил­ся в 1868 го­ду в се­ле Боль­шие Дор­ки Вяз­ни­ков­ско­го уез­да и про­ис­хо­дил из древ­не­го свя­щен­ни­че­ско­го ро­да, вос­хо­дя­ще­го сво­и­ми кор­ня­ми ко вре­ме­ни прав­ле­ния Ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча Ро­ма­но­ва. Его пра­дед, дед, отец и сам он окон­чи­ли Вла­ди­мир­скую се­ми­на­рию и Ака­де­мию. В се­ми­на­рии бы­ла да­на им и фа­ми­лия — Пру­ден­тов (от лат. ра­зум­ный).
Пра­дед — о. Па­вел Пру­ден­тов был пре­по­да­ва­те­лем Вла­ди­мир­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. Во вре­мя по­жа­ра 1855 го­да, он ду­хов­ник Успен­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря, «по­спе­шил в мо­на­стырь, чтобы вы­не­сти из за­го­рев­шей­ся церк­ви мо­щи св. Ав­ра­амия, что и успел сде­лать с боль­шою для се­бя опас­но­стию… В это са­мое вре­мя его соб­ствен­ный дом со всем иму­ще­ством сго­рел». Отец Па­вел — мест­но­чти­мый Вла­ди­мир­ский свя­той.
Свя­той но­во­му­че­ник о. Иоанн во­ис­ти­ну был доб­рый пас­тырь, все­го се­бя от­да­вав­ший Церк­ви и своё серд­це, пре­ис­пол­нен­ное Хри­сто­вой люб­ви к лю­дям и, осо­бен­но, к де­тям. При хра­ме в с. Дор­ки, где он слу­жил, бы­ла шко­ла, в ко­то­рой ба­тюш­ка сам пре­по­да­вал боль­шин­ство пред­ме­тов. Он по­стро­ил в 1902 го­ду квар­ти­ру для учи­те­ля и об­ще­жи­тие для уче­ни­ков из даль­них де­ре­вень.
Ко­гда в 1918 го­ду шко­лу за­кры­ли, о. Иоанн про­дол­жал учить де­тей на до­му. Ча­сто хо­дил к де­тям за несколь­ко ки­ло­мет­ров в де­рев­ни Плеш­ко­во и Ки­вер­ни­ко­во. Но вско­ре уро­ки эти за­пре­ти­ли вла­сти.

Свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние, пас­тыр­скую и пре­по­да­ва­тель­скую де­я­тель­ность о. Иоан­ну при­хо­ди­лось сов­ме­щать с тя­жё­лым кре­стьян­ским тру­дом. Вся хо­зяй­ствен­ная ра­бо­та ле­жа­ла на его пле­чах. Несмот­ря на все труд­но­сти, во вре­мя граж­дан­ской вой­ны о. Иоанн от­дал од­ну из двух сво­их ло­ша­дей на нуж­ды фрон­та. Ло­шадь у сель­ско­го свя­щен­ни­ка брать не хо­те­ли, по­ни­мая, ка­кая это по­те­ря для кре­стьян­ско­го хо­зяй­ства. Од­на­ко он на­сто­ял на сво­ём, оста­вив ло­шадь, ушёл со сло­ва­ми: «Нет, нет, возь­ми­те, она вам нуж­нее…»

20 ок­тяб­ря 1930 го­да о. Иоанн был аре­сто­ван. Из до­ку­мен­тов, хра­ня­щих­ся в ар­хи­ве УФСБ г. Ива­но­во вид­но, что ви­нов­ным в ор­га­ни­за­ции контр­ре­во­лю­ци­он­но­го мя­те­жа отец Иоанн се­бя не при­знал, но ко­мис­сия по­счи­та­ла крайне опас­ным его вли­я­ние на на­се­ле­ние.

Вер­нул­ся до­мой о. Иоанн осе­нью 1933 го­да. Ему шёл седь­мой де­ся­ток, здо­ро­вье бы­ло пол­но­стью рас­стро­е­но в ссыл­ке. Средств к су­ще­ство­ва­нию — ни­ка­ких. Ещё в 1929 го­ду мест­ный «Со­вет бед­но­ты» вы­нес по­ста­нов­ле­ние о за­кры­тии хра­мов и пре­кра­ще­нии служб. Из свя­щен­ни­че­ско­го до­ма вы­нес­ли прак­ти­че­ски всё, хо­зяй­ствен­ные по­строй­ки разо­бра­ли. Но мест­ные вла­сти не остав­ля­ли «быв­ше­го слу­жи­те­ля куль­та». Од­но за дру­гим по­сы­ла­ли из­ве­ще­ния о вы­пол­не­нии обя­за­тельств по по­став­ке мя­са и с/х про­дук­тов го­су­дар­ству. Двум ста­ри­кам-ин­ва­ли­дам, всё хо­зяй­ство ко­то­рых со­сто­я­ло из двух гря­док в ого­ро­де и од­ной ко­зы, пред­ла­га­лось: «…в обя­за­тель­ном по­ряд­ке вы­пол­нить твёр­дое за­да­ние по за­го­тов­кам с 19 де­каб­ря 1934 го­да в трёх­днев­ный срок: рожь — 192 кг, овёс — 320 кг, кар­то­фелъ — 1000 кг, се­на — 40 пуд, шер­сти — 2 кг. Кро­ме то­го, еже­год­но мя­са долж­но быть по­став­ле­но го­су­дар­ству — 45 кг и 23 руб­ля — де­неж­ный на­лог».
За недо­вы­пол­не­ние «твёр­дых за­да­ний» в ука­зан­ный срок вла­сти гро­зи­ли но­вым су­дом. На все про­ше­ния от­ца Иоан­на от­ве­ча­ли крайне ци­нич­но. Уни­же­ния и из­де­ва­тель­ства, хож­де­ния по ин­стан­ци­ям про­дол­жа­лись вплоть до аре­ста в 1937 го­ду.

На ос­но­ва­нии сфаб­ри­ко­ван­ных про­то­ко­лов «трой­ка» УНКВД Ива­нов­ской об­ла­сти 22 сен­тяб­ря вы­нес­ла при­го­вор: Пру­ден­то­ва И. А. — рас­стре­лять. По сло­вам со­труд­ни­ков УФСБ при­го­вор был при­ве­ден в ис­пол­не­ние на пу­сты­ре де­рев­ни Ба­ли­но близ го­ро­да Ива­но­во (ныне клад­би­ще «Ба­ли­но») 25 сен­тяб­ря 1937 го­да в 23:00.
В сек­рет­ном де­ле о рас­стре­ле хра­нит­ся по­след­няя фо­то­гра­фия о. Иоан­на, сде­лан­ная в УНКВД Ива­нов­ской об­ла­сти. Все­го за несколь­ко ча­сов до вос­ше­ствия на свою гол­го­фу, смот­рит на нас убе­лён­ный се­ди­на­ми свя­той ста­рец, му­че­ник и ис­по­вед­ник, уже го­то­вый «раз­ре­ши­ти­ся и со Хри­стом бы­ти». Всю свою жизнь от­дал слу­же­нию Бо­гу и лю­дям свя­той свя­щен­но­му­че­ник Иоанн.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-prudentov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1888 го­ду в се­ле Пы­жо­во За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Иа­ко­ва Жи­то­ва; окон­чив ду­хов­ное учи­ли­ще, он с 1905 го­да слу­жил пса­лом­щи­ком в Вос­кре­сен­ском хра­ме в род­ном се­ле. В 1915 го­ду Ни­ко­лай Яко­вле­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Ге­ор­ги­ев­ско­му хра­му в го­ро­де За­рай­ске, в 1917 го­ду – пе­ре­ве­ден в клад­би­щен­скую цер­ковь в За­рай­ске. В 1920 го­ду диа­кон Ни­ко­лай был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Вос­кре­сен­ской церк­ви се­ла Пы­жо­во. В 1930 го­ду он был пе­ре­ве­ден в Ни­ко­ла­ев­скую цер­ковь в се­ле Апо­ни­ти­щи, в 1931 го­ду – в Ка­зан­ский храм в се­ле Слем­ские Бор­ки Лу­хо­виц­ко­го рай­о­на, в 1934 го­ду вновь на­зна­чен слу­жить в Ни­ко­ла­ев­скую цер­ковь в се­ле Апо­ни­ти­щи. В 1930 го­ду отец Ни­ко­лай был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом, в 1936-ом – воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея. В ав­гу­сте 1937 го­да на­ча­лись са­мые же­сто­кие го­не­ния на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, и 4 сен­тяб­ря свя­щен­ник был аре­сто­ван.
В НКВД бы­ли вы­зва­ны сви­де­те­ли – пред­се­да­тель кол­хо­за и некая су­пру­же­ская па­ра, к ко­то­рой, бы­ва­ло, за­хо­дил отец Ни­ко­лай; в от­вет на пред­ло­же­ние сле­до­ва­те­ля рас­ска­зать о свя­щен­ни­ке они рас­ска­за­ли о нем все, что зна­ли. О том, что он вы­рос в бед­ной кре­стьян­ской сре­де и во вре­мя го­не­ний ли­шил­ся по­след­не­го иму­ще­ства, но это не сму­ти­ло свя­щен­ни­ка, так как отец Ни­ко­лай ко вся­ко­му тру­ду был при­вы­чен. В первую оче­редь он был доб­ро­со­вест­ным пас­ты­рем, но не гну­шал­ся и ни­ка­кой кре­стьян­ской ра­бо­той, за­ра­ба­ты­вая се­бе за­ча­стую на жизнь тем, что встав­лял стек­ла в до­мах кре­стьян и де­лал им кад­ки.
По­ка сви­де­те­ли рас­ска­зы­ва­ли о свя­щен­ни­ке, сле­до­ва­тель Что-то пи­сал на ли­сте и, ко­гда те за­кон­чи­ли, по­дал им под­пи­сать про­то­кол до­про­са. И на­столь­ко бы­ли ве­ли­ки – у од­них до­ве­рие, а у дру­гих страх пе­ред НКВД, что они, не про­ся его за­чи­тать и не чи­тая са­ми, рас­пи­са­лись под тем, что на­пи­сал сле­до­ва­тель о контр­ре­во­лю­ци­он­ной и ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти свя­щен­ни­ка. 5 сен­тяб­ря сле­до­ва­тель, до­пра­ши­вая от­ца Ни­ко­лая, ска­зал:
– След­ствию из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния ве­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту. При­зна­е­те вы это?
– Нет, я это от­ри­цаю, так как ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты не вел.
– След­ствию так­же из­вест­но, что вы сре­ди на­се­ле­ния кле­ве­та­ли на со­вет­скую пе­чать. При­зна­е­те вы это?
– Нет, я это от­ри­цаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
По­сколь­ку у сле­до­ва­те­ля бы­ло до­ста­точ­но под­пи­сан­ных лже­сви­де­тельств, он не слиш­ком до­мо­гал­ся при­зна­ний от свя­щен­ни­ка в его ан­ти­го­судар­ствен­ной де­я­тель­но­сти и уже 8 сен­тяб­ря со­ста­вил об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние и пе­ре­дал его на ре­ше­ние трой­ки. 22 сен­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ни­ко­лай Жи­тов был рас­стре­лян 25 сен­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой.

☦️
Алек­сей Ива­но­вич Во­ро­шин ро­дил­ся в 1886 го­ду в се­мье бла­го­че­сти­вых кре­стьян Ива­на и Ев­до­кии Во­ро­ши­ных в де­ревне Ка­ур­чи­ха Юрье­вец­ко­го уез­да Ко­стром­ской гу­бер­нии. Ме­ста эти из­вест­ны тем, что здесь в XVI ве­ке под­ви­зал­ся бла­жен­ный Си­мон Юрье­вец­кий. Усерд­ная ли мо­лит­ва Алек­сея к бла­жен­но­му Си­мо­ну, бли­зость ли к ме­сту по­дви­гов его, но ока­за­лись сход­ны пу­ти бла­жен­но­го Си­мо­на и Алек­сея Ива­но­ви­ча, ко­то­ро­го в ме­стах его жиз­ни по­чи­та­ют за пра­вед­ность. Де­рев­ня Ка­ур­чи­ха рас­по­ло­же­на меж­ду клю­чи­ком бла­жен­но­го Си­мо­на Юрье­вец­ко­го и се­лом Ёл­нать: здесь, в Ни­коль­ском хра­ме, отец Алек­сея был ста­ро­стой.
Ко­гда при­шло вре­мя Алек­сею же­нить­ся, он подыс­кал неве­сту и хо­тел бы­ло об­ру­чить­ся с ней, но неожи­дан­ное об­сто­я­тель­ство из­ме­ни­ло его на­ме­ре­ние.
В те вре­ме­на мо­ло­дежь со­би­ра­лась по де­рев­ням на бе­се­ды. Бла­го­че­сти­вые лю­ди смот­ре­ли на эти бе­се­ды неодоб­ри­тель­но. Бы­ли там и рас­ска­зы неце­ло­муд­рен­ные, и воль­ное об­ра­ще­ние, и ве­се­лье за­ча­стую пе­ре­хо­ди­ло гра­ни­цы хри­сти­ан­ско­го бла­го­че­стия. И по­про­сил Алек­сей свою неве­сту не по­се­щать эти бе­се­ды, но де­вуш­ка не по­слу­ша­лась бла­го­ра­зум­но­го юно­ши. За­ду­мал­ся он: ес­ли, бу­дучи неве­стой, она не по­слу­ша­лась, то что же бу­дет, ко­гда она станет же­ной. И глуб­же за­ду­мал­ся – над вре­ме­нем, над про­ис­хо­дя­щим во­круг. Чут­кая ду­ша ощу­ща­ла, что ру­ши­лось устро­е­ние всей рус­ской жиз­ни, как бы кто мо­гу­чей ру­кой рас­ша­ты­вал все ее зда­ние. На­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на и она уда­ри­ла по все­му со­кру­ши­тель­но. На вой­ну на­род ухо­дил од­ним – воз­вра­щал­ся дру­гим. И хо­тя вой­на шла да­ле­ко и недо­кат­чи­во бы­ло по­на­ча­лу ее эхо до глу­хих ко­стром­ских де­ре­вень, но серд­це твер­ди­ло, что быть бе­де! И бе­де боль­шой!
От­ло­жил Алек­сей Ива­но­вич сва­тов­ство и по­шел в Кри­во­е­зер­скую пу­стынь. На ле­вом бе­ре­гу Вол­ги, на­про­тив древ­не­го Юрьев­ца, рас­по­ло­жи­лась ста­рин­ная пу­стынь, ос­но­ван­ная в XVII ве­ке в па­мять бла­жен­но­го Си­мо­на Юрье­вец­ко­го. С трех сто­рон окру­же­на она озе­ра­ми, с чет­вер­той – пес­ча­ны­ми воз­вы­шен­но­стя­ми. Два чу­до­твор­ных об­ра­за в пу­сты­ни – Иеру­са­лим­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, с ко­то­рым каж­дый год хо­ди­ли с крест­ны­ми хо­да­ми, и свя­щен­но­му­че­ни­ка Ан­ти­пы.
На­сто­я­тель мо­на­сты­ря при­нял юно­шу по­слуш­ни­ком. В те­че­ние го­да Алек­сей Ива­но­вич при­смат­ри­вал­ся к по­ряд­кам в мо­на­сты­ре и его уста­ву.
Вер­нув­шись до­мой, он не стал жить в ро­ди­тель­ском до­ме, а по­ме­стил­ся в бань­ке. Вско­ре они с от­цом по­ста­ви­ли на ого­ро­де ке­лью. Все сво­бод­ное вре­мя Алек­сей от­да­вал мо­лит­ве, уеди­ня­ясь для это­го или в сво­ей ке­лье, или на клю­чи­ке бла­жен­но­го Си­мо­на. Во­да здесь сте­ка­ет по скло­ну глу­бо­ко­го овра­га, по­рос­ше­го со всех сто­рон гу­стым ле­сом, на­деж­но укры­вав­шим от по­сто­рон­них глаз.
На­сту­пил март 1917 го­да, рух­ну­ли ве­ко­вые устои го­судар­ствен­ной жиз­ни Рос­сии, и эхо от это­го па­де­ния по­ка­ти­лось по всей зем­ле рус­ской.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-voroshin-elnatskij

Жития
Писание