⏳ 2020.09.22 (вт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 16я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 6й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
22 сентября (9 сентября)
• (попразднство Рождества Пресвятой Богородицы)
• правв. Богоотец Иоаки́ма и Анны
• мчч. Харито́на и Стра́тора (Стратони́ка) (III)
• прп. Феофана, исповедника и постника (ок. 300)
• мч. Севериа́на Севастийского (320)
• Воспоминание III Вселенского Собора (431)
• блж. Никиты Константинопольского (XII)
• прп. Иосифа Волоцкого (Волоколамского) (1515)
• прп. Онуфрия Воронского (1789)
• обре́тение и перенесение мощей свт. Феодосия Черниговского (1896)
• сщмчч. Григория (Гаряева), Александра (Ипатова) (1918)
• сщмчч. Захарии (Лобова) Воронежского, Сергия (Уклонского), Иосифа (Архарова), Алексия (Успенского), Димитрия (Троицкого), мч. Василия (Шикалова) (1937)
• прмч. Андрони́ка (Сурикова) (1938)
• сщмч. Александра (Виноградова) (1942)
• Собор Глинских святых: прпп. Василия (Кишкина) (1831), Филарета (Данилевского), (1841), Феодота (Левченко) (1859), Макария (Шарова) (1864), Марти́рия (Кириченко) (1865), Евфимия (Любимченко) (1866), Досифея (Колченкова) (1874), Илиодо́ра (Голованицкого) (1879), Иннокентия (Степанова) (1888), Луки (Швеца) (1894), Архиппа (Шестакова) (1896), Иоанни́кия (Гомолко) (1912), Серафима (Амелина) (1958), Андрони́ка (Лукаша) (1974), Серафима (Романцова) (1976), Зиновия (в схиме Серафи́ма) (Мажуги) Тетрицкаройского (1985)


☦️
Свя­той пра­вед­ный Иоаким, сын Вар­па­фи­ра, был по­том­ком ца­ря Да­ви­да, ко­то­ро­му Бог обе­щал, что от се­ме­ни его ро­дит­ся Cпа­си­тель ми­ра. Пра­вед­ная Ан­на бы­ла до­че­рью Мат­фа­на и по от­цу бы­ла из ко­ле­на Ле­ви­и­на, а по ма­те­ри – из ко­ле­на Иуди­на. Су­пру­ги жи­ли в На­за­ре­те Га­ли­лей­ском. Они не име­ли де­тей до глу­бо­кой ста­ро­сти и всю жизнь скор­бе­ли об этом. Им при­хо­ди­лось пе­ре­но­сить пре­зре­ние и на­смеш­ки, так как в то вре­мя бе­с­ча­дие счи­та­лось по­зо­ром. Но они ни­ко­гда не роп­та­ли и толь­ко го­ря­чо мо­ли­лись Бо­гу, сми­рен­но упо­вая на Его Во­лю. Од­на­жды во вре­мя боль­шо­го празд­ни­ка да­ры, ко­то­рые взял пра­вед­ный Иоаким в Иеру­са­лим для при­не­се­ния их Бо­гу, не бы­ли при­ня­ты свя­щен­ни­ком Ру­ви­мом, ко­то­рый счи­тал, что без­дет­ный муж недо­сто­ин при­но­сить жерт­ву Бо­гу. Это очень опе­ча­ли­ло стар­ца, и он, счи­тая се­бя са­мым греш­ным из лю­дей, ре­шил не воз­вра­щать­ся до­мой, а по­се­лить­ся в оди­но­че­стве в пу­стын­ном ме­сте. Его пра­вед­ная су­пру­га Ан­на, узнав, ка­ко­му уни­же­нию под­верг­ся ее муж, ста­ла в по­сте и мо­лит­ве скорб­но про­сить Бо­га о да­ро­ва­нии ей ре­бен­ка. В пу­стын­ном уеди­не­нии и пост­ни­че­стве о том же про­сил Бо­га и пра­вед­ный Иоаким. И мо­лит­ва свя­тых су­пру­гов бы­ла услы­ша­на: им обо­им Ан­гел воз­ве­стил о том, что ро­дит­ся у них Дочь, ко­то­рую бла­го­сло­вит весь род че­ло­ве­че­ский. По по­ве­ле­нию Небес­но­го Вест­ни­ка пра­вед­ные Иоаким и Ан­на встре­ти­лись в Иеру­са­ли­ме, где по обе­то­ва­нию Бо­жию у них и ро­ди­лась Дочь, на­ре­чен­ная Ма­ри­ей.
Свя­той Иоаким пре­ста­вил­ся через несколь­ко лет по вве­де­нии во храм Бла­го­сло­вен­ной сво­ей До­че­ри, в 80-лет­нем воз­расте. Свя­тая Ан­на скон­ча­лась 70-ти лет, через два го­да по­сле него, про­ве­дя их при хра­ме ря­дом с До­че­рью.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/761

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Селевк, Стра­то­ник, Кро­нид, Леон­тий и Се­ра­пи­он по­стра­да­ли за хри­сти­ан­скую ве­ру в III ве­ке. Свя­той Селевк про­ис­хо­дил из Га­ла­тии, Стра­то­ник – из Ни­ко­ми­дии Вифин­ской, Кро­нид, Леон­тий и Се­ра­пи­он – из Егип­та. За ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста по­сле же­сто­ких ис­тя­за­ний свя­тые му­че­ни­ки бы­ли звер­ски умерщ­вле­ны. Свя­тым Кро­ни­ду, Леон­тию и Се­ра­пи­о­ну свя­за­ли ру­ки и но­ги и бро­си­ли в мо­ре. Их те­ла вол­на­ми вы­нес­ло на су­шу, где хри­сти­ане пре­да­ли их по­гре­бе­нию.
Свя­той Селевк по­стра­дал в Га­ла­тии, где по­сле мно­гих му­че­ний был бро­шен с су­пру­гой на съе­де­ние зве­рям.
Свя­то­го Стра­то­ни­ка по при­ка­зу вифин­ско­го пра­ви­те­ля по­сле пы­ток при­вя­за­ли к двум при­гну­тым ство­лам де­ре­ва. Те­ло его бы­ло разо­рва­но на две ча­сти. (Па­мять его празд­ну­ет­ся так­же 9 сен­тяб­ря.)

☦️
Пре­по­доб­ный Фе­о­фан, ис­по­вед­ник и пост­ник, ро­дил­ся в се­мье языч­ни­ков. В юно­ше­стве Фе­о­фан уве­ро­вал во Хри­ста, кре­стил­ся и тай­но от ро­ди­те­лей языч­ни­ков ушел на го­ру Да­вис к стар­цу-от­шель­ни­ку, ко­то­рый под­ви­зал­ся там в те­че­ние 75 лет. По­движ­ник на­учил от­ро­ка чте­нию свя­щен­ных книг и пра­ви­лам ино­че­ско­го жи­тия. Через пять лет ста­рец умер, и свя­той Фе­о­фан про­вел в оди­но­че­стве в его пе­ще­ре 58 лет. За­тем он со­шел с го­ры и стал про­по­ве­до­вать ве­ру Хри­сто­ву сре­ди языч­ни­ков и мно­гих об­ра­тил в хри­сти­ан­ство. По при­ка­за­нию рим­ских им­пе­ра­то­ров Кар­ла (282–283) и его сы­но­вей Ну­ме­ри­а­на и Ка­ри­на (283–284) свя­той Фе­о­фан был схва­чен и под­верг­нут ис­тя­за­ни­ям. Свя­той ис­по­вед­ник му­же­ствен­но пе­ре­нес стра­да­ния и был от­пу­щен жи­вым. Воз­вра­тив­шись на го­ру, свя­той Фе­о­фан про­жил там еще 17 лет и мир­но скон­чал­ся (око­ло 300 г.).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/766

☦️
Свя­той му­че­ник Се­ве­ри­ан († 320) по­стра­дал за Хри­ста в Се­ва­стии Ар­мян­ской от пра­ви­те­ля Ли­сия во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ра Ли­ки­ния (307–324). Еще до сво­е­го му­че­ни­че­ско­го по­дви­га свя­той Се­ве­ри­ан про­явил ис­крен­нее со­стра­да­ние к 40 во­и­нам-хри­сти­а­нам, по­стра­дав­шим за ис­по­ве­да­ние Име­ни Хри­ста. Он по­се­щал уз­ни­ков в тем­ни­це, укреп­ляя их дух, при­зы­вая к му­же­ству и стой­ко­сти. Через пол­го­да по­сле стра­даль­че­ской кон­чи­ны му­че­ни­ков на озе­ре Се­ва­стий­ском (па­мять 9 мар­та) Се­ве­ри­ан был так­же при­вле­чен к су­ду за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ской ве­ры и под­верг­нут же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям. Глу­бо­ко пре­дан­ный Во­ле Бо­жи­ей, свя­той Се­ве­ри­ан во вре­мя му­че­ний при­зы­вал Гос­по­да, ис­пра­ши­вая у Него кре­по­сти пе­ре­но­сить стра­да­ния и до кон­ца прой­ти свой му­че­ни­че­ский по­двиг. По­сле изощ­рен­ных ис­тя­за­ний, неслом­лен­ный в сво­ей ве­ре, свя­той му­че­ник был по­ве­шен с кам­нем на шее вниз го­ло­вой на го­род­ской стене и так пре­ста­вил­ся. Те­ло его бы­ло пе­ре­не­се­но се­ва­стий­ски­ми хри­сти­а­на­ми к его до­му, ку­да сте­ка­лись мест­ные жи­те­ли про­сить­ся с ним и про­сить его свя­тых мо­литв. При этом вос­крес умер­ший, но еще не по­гре­бен­ный слу­га свя­то­го Се­ве­ри­а­на, ко­то­рый, встав со смерт­но­го од­ра, при­шел про­во­дить в по­след­ний путь сво­е­го хо­зя­и­на. Он про­жил по­том еще 15 лет, ни­ку­да не от­лу­ча­ясь от ме­ста по­гре­бе­ния свя­то­го му­че­ни­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/762

☦️
Тре­тий Все­лен­ский Со­бор был со­зван в 431 г. в го­ро­де Ефе­се им­пе­ра­то­ром Фе­о­до­си­ем II Млад­шим.

События, предшествовавшие Собору:
Со­бор был со­зван про­тив лже­уче­ния ар­хи­епи­ско­па Несто­рия Кон­стан­ти­но­поль­ско­го, ко­то­рый нече­сти­во учил, буд­то Пре­свя­тая Де­ва Ма­рия ро­ди­ла про­сто­го че­ло­ве­ка Хри­ста, с Ко­то­рым по­том Бог со­еди­нил­ся нрав­ствен­но, оби­тал в Нем, как в хра­ме, по­доб­но то­му, как преж­де оби­тал в Мо­и­сее и дру­гих про­ро­ках. По­то­му и Са­мо­го Гос­по­да Иису­са Хри­ста Несто­рий на­зы­вал бо­го­нос­цем, а не Бо­го­че­ло­ве­ком, а Пре­свя­тую Де­ву на­зы­вал хри­сто­ро­ди­цею, а не Бо­го­ро­ди­цею (по­дроб­нее см. Несто­ри­ан­ство).
Опре­де­лен­ное вре­мя это уче­ние рас­про­стра­ня­лось толь­ко как част­ное мне­ние в круж­ке лю­дей, за­ни­мав­ших­ся бо­го­слов­ски­ми во­про­са­ми, и по­то­му оно не встре­ча­ло опро­вер­же­ний и осуж­де­ний со сто­ро­ны Церк­ви. Но Несто­рий, став в 428 го­ду ар­хи­епи­ско­пом Кон­стан­ти­но­по­ля, за­те­ял сде­лать это уче­ние об­ще­цер­ков­ным. Ак­тив­ная про­по­ведь но­во­го уче­ния при­ве­ла к вол­не­ни­ям в Кон­стан­ти­но­по­ле. Несто­рия ста­ли об­ви­нять в ере­си Пав­ла Са­мо­сат­ско­го, так как бы­ло по­нят­но, что речь идет не толь­ко о на­зва­нии Де­вы Ма­рии Бо­го­ро­ди­цей, а о Ли­це Иису­са Хри­ста. Несто­рий стал пре­сле­до­вать сво­их про­тив­ни­ков и да­же осу­дил их на Кон­стан­ти­но­поль­ском со­бо­ре 429 г., но тем толь­ко уве­ли­чил чис­ло сво­их вра­гов, ко­то­рых и без то­го бы­ло мно­го по слу­чаю пред­при­ня­то­го им ис­прав­ле­ния нра­вов кли­ра. Ско­ро слух об этих спо­рах про­ник и в дру­гие церк­ви, и здесь на­ча­лись рас­суж­де­ния.
В Ан­тио­хии и Си­рии очень мно­гие при­ня­ли сто­ро­ну Несто­рия, по пре­иму­ще­ству ли­ца, вы­шед­шие из Ан­тио­хий­ско­го учи­ли­ща. Но в Алек­сан­дрии и Ри­ме уче­ние Несто­рия встре­ти­ло силь­ное про­ти­во­дей­ствие, оно бы­ло осуж­де­но в 430 го­ду на Рим­ском и Алек­сан­дрий­ском со­бо­рах.
Для пре­кра­ще­ния та­ко­го раз­до­ра меж­ду пред­сто­я­те­ля­ми зна­ме­ни­тых церк­вей и утвер­жде­ния пра­во­слав­но­го уче­ния им­пе­ра­тор Фе­о­до­сий II ре­шил­ся со­звать Все­лен­ский Со­бор. Несто­рий, чью сто­ро­ну в то вре­мя за­ни­мал Фе­о­до­сий, сам про­сил со­зы­ва Все­лен­ско­го Со­бо­ра, на­хо­дясь в убеж­де­нии, что его уче­ние, как пра­виль­ное, вос­тор­же­ству­ет.

Решения Собора:
На Со­бо­ре бы­ло из­ло­же­но во­семь пра­вил. Из них, кро­ме осуж­де­ния несто­ри­ан­ской ере­си, важ­но – пол­ное за­пре­ще­ние не толь­ко со­став­лять но­вый, но да­же до­пол­нять или со­кра­щать, хо­тя бы од­ним сло­вом, Сим­вол, из­ло­жен­ный на двух пер­вых Все­лен­ских Со­бо­рах.
Вме­сте с за­блуж­де­ни­я­ми Несто­рия бы­ла осуж­де­на и по­явив­ша­я­ся на за­па­де пе­ла­ги­ан­ская ересь. Осуж­де­ние ере­си Пе­ла­гия бы­ло про­из­не­се­но еще в 418 го­ду на По­мест­ном Со­бо­ре в Кар­фа­гене и толь­ко бы­ло под­твер­жде­но Тре­тьим Все­лен­ским Со­бо­ром.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-iii-vselenskij-sobor

☦️
Бла­жен­ный Ни­ки­та жил в Кон­стан­ти­но­по­ле и за­ни­мал долж­ность хар­ту­ла­рия (пись­мо­во­ди­те­ля). На­зы­ва­ют его «со­кро­вен­ным» по­то­му, что, жи­вя в ми­ру, сре­ди го­род­ской су­е­ты, тай­ны­ми по­дви­га­ми бла­го­че­стия до­стиг ду­хов­но­го со­вер­шен­ства и был ве­ли­ким угод­ни­ком Бо­жи­им. Его свя­тая жизнь от­кры­лась при необык­но­вен­ных об­сто­я­тель­ствах. Два дру­га, некий свя­щен­ник и диа­кон Со­зонт, по­ссо­ри­лись. Свя­щен­ник умер, и диа­кон очень скор­бел, что они не успе­ли по­ми­рить­ся. Опыт­но­му стар­цу-по­движ­ни­ку он рас­ска­зал о тер­зав­шем его со­весть гре­хе. Тот по­дал ему пись­мо и ве­лел от­дать его пер­во­му, ко­го Со­зонт встре­тит в пол­ночь у хра­ма Свя­той Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. Им ока­зал­ся свя­той Ни­ки­та-хар­ту­ла­рий. Про­чи­тав пись­мо, он за­пла­кал и ска­зал, что на него воз­ла­га­ет­ся то, что пре­вы­ша­ет его си­лы, но мо­лит­ва­ми стар­ца, по­слав­ше­го Со­зон­та, он по­ста­ра­ет­ся это ис­пол­нить. Со­тво­рив по­клон пе­ред цер­ков­ны­ми две­ря­ми, свя­той Ни­ки­та ска­зал: «Гос­по­ди, от­крой нам две­ри ми­ло­сти Тво­ей», – и две­ри хра­ма са­ми со­бой от­кры­лись. Оста­вив диа­ко­на на по­ро­ге, свя­той Ни­ки­та стал мо­лить­ся, и Со­зонт ви­дел, как его оси­ял чуд­ный свет. За­тем они вы­шли из хра­ма, и две­ри за­кры­лись. По­дой­дя к церк­ви Влахерн­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, свя­той Ни­ки­та сно­ва по­мо­лил­ся и опять пе­ред ни­ми от­верз­лись две­ри. В хра­ме ста­ло свет­ло, и из ал­та­ря вы­шло два ря­да свя­щен­ни­ков, сре­ди ко­то­рых диа­кон Со­зонт узнал сво­е­го умер­ше­го дру­га. Свя­той Ни­ки­та ти­хо ска­зал: «От­че пре­сви­тер, по­бе­се­дуй с бра­том тво­им, и пре­кра­ти­те враж­ду, ко­то­рую вы име­е­те меж­ду со­бой». Тот­час свя­щен­ник и диа­кон Со­зонт по­кло­ни­лись друг дру­гу, с лю­бо­вью об­ня­лись и при­ми­ри­лись. Свя­щен­ник ушел об­рат­но, и две­ри са­ми со­бой за­тво­ри­лись. Бла­жен­ный Ни­ки­та ска­зал диа­ко­ну: «Брат Со­зонт, спа­си ду­шу свою для се­бя и для мо­ей поль­зы. От­цу же, по­слав­ше­му те­бя, ска­жи, что чи­сто­та его свя­тых мо­литв и его упо­ва­ние на Бо­га мо­гут и мерт­вых воз­двиг­нуть». По­сле этих слов бла­жен­ный Ни­ки­та стал неви­дим для Со­зон­та. Вер­нув­шись к сво­е­му стар­цу-ду­хов­ни­ку, диа­кон со сле­за­ми бла­го­да­рил его за то, что по его мо­лит­вам ве­ли­кий со­кро­вен­ный угод­ник Бо­жий Ни­ки­та-хар­ту­ла­рий снял грех с жи­во­го и мерт­во­го.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/763

☦️
Пре­по­доб­ный Иосиф Во­лоц­кий (в ми­ру Иоанн Са­нин) ро­дил­ся в се­мье вот­чин­ни­ка, вла­дель­ца се­ла Яз­ви­ще Во­ло­ко­лам­ско­го кня­же­ства. Точ­ная да­та рож­де­ния пре­по­доб­но­го не уста­нов­ле­на, но боль­шин­ство ис­точ­ни­ков ука­зы­ва­ет 1439–1440 го­ды. Пра­дед Иоси­фа – Са­ня (ос­но­ва­тель фа­ми­лии) был ро­дом из Лит­вы. О ро­ди­те­лях пре­по­доб­но­го Иоси­фа Иоанне и Ма­рии из­ве­стий по­чти не со­хра­ни­лось, за ис­клю­че­ни­ем све­де­ний о том, что они умер­ли в мо­на­ше­стве. Кро­ме пре­по­доб­но­го Иоси­фа, у них бы­ло еще три сы­на: Вас­си­ан, Ака­кий и Еле­азар. Вас­си­ан и Ака­кий при­ня­ли мо­на­ше­ский по­стриг. Впо­след­ствии Вас­си­ан стал ар­хи­епи­ско­пом Ро­стов­ским.
В воз­расте се­ми лет от­рок Иоанн был от­дан в обу­че­ние стар­цу Во­ло­ко­лам­ско­го Кре­сто­воз­дви­жен­ско­го мо­на­сты­ря Ар­се­нию. За два го­да он изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние и стал чте­цом в мо­на­стыр­ской церк­ви. В два­дцать лет Иоанн по­се­тил Твер­ской Сав­вин мо­на­стырь, где по­зна­ко­мил­ся с ду­хов­ным на­став­ни­ком Вар­со­но­фи­ем, и «муд­ре по­сле­дуя со­ве­ту и бла­го­сло­ве­нию про­зор­ли­ва­го и свя­та­го стар­ца Вар­со­но­фия, при­шел еси в оби­тель пре­по­доб­на­го Па­ф­ну­тия и то­го умо­лил еси при­я­ти тя в по­слу­ша­ние» (кондак 4).
В Бо­ров­ском мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Па­ф­ну­тий по­стриг юно­шу в ино­че­ство с име­нем Иосиф. Во­сем­на­дцать лет про­вел пре­по­доб­ный Иосиф под ру­ко­вод­ством свя­то­го по­движ­ни­ка. По пре­став­ле­нии сво­е­го учи­те­ля он был на­зна­чен игу­ме­ном Бо­ров­ско­го мо­на­сты­ря, ко­то­рым управ­лял око­ло двух лет. В этой оби­те­ли он ввел об­ще­жи­тель­ный устав, что вы­зва­ло недо­воль­ство неко­то­рых ино­ков. Пре­по­доб­ный Иосиф вы­нуж­ден был по­ки­нуть оби­тель и от­пра­вил­ся в па­лом­ни­че­ство по рус­ским свя­ты­ням. Так он ока­зал­ся в Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ском мо­на­сты­ре. Здесь он еще бо­лее укре­пил­ся в же­ла­нии со­здать но­вое мо­на­ше­ское об­ще­жи­тие. Из Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мо­на­сты­ря он уда­лил­ся в Во­ло­ко­лам­ские пре­де­лы, где в 1479 го­ду при сли­я­нии рек Стру­ги и Сест­ры в ле­су ос­но­вал оби­тель Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В сво­ем мо­на­сты­ре пре­по­доб­ный Иосиф ввел са­мое стро­гое об­ще­жи­тие и со­ста­вил для него соб­ствен­ный устав, зна­чи­тель­ная часть ко­то­ро­го взя­та из Уста­ва преп. Ни­ла Сор­ско­го. Пре­по­доб­ный Иосиф вос­пи­тал це­лую шко­лу ино­ков-по­движ­ни­ков. Мно­гие по­стри­же­ни­ки Иоси­фо-Во­ло­ко­лам­ско­го мо­на­сты­ря бы­ли ар­хи­пас­ты­ря­ми и за­ни­ма­ли важ­ней­шие ка­фед­ры Рус­ской Церк­ви: мит­ро­по­ли­ты Мос­ков­ские и всея Ру­си Да­ни­ил († 1539) и свя­той Ма­ка­рий († 1563), ар­хи­епи­скоп Вас­си­ан Ро­стов­ский († 1515), епи­ско­пы Си­ме­он Суз­даль­ский († 1515), До­си­фей Кру­тиц­кий († 1544), Сав­ва Кру­тиц­кий, по про­зва­нию Чер­ный, Ака­кий Твер­ской, Вас­си­ан Ко­ло­мен­ский, свя­ти­те­ли ка­зан­ские Гу­рий († 1563) и Гер­ман († 1567), свя­ти­тель Вар­со­но­фий, епи­скоп Твер­ской († 1576).
На цер­ков­ных Со­бо­рах 1490 и 1504 го­дов пре­по­доб­ный Иосиф вы­сту­пил с об­ли­че­ни­ем ере­си жи­дов­ству­ю­щих, воз­ник­шей в Нов­го­ро­де. Он ре­ши­тель­но до­би­вал­ся осуж­де­ния упор­ству­ю­щих от­ступ­ни­ков. Кро­ме ос­нов­но­го его со­чи­не­ния «Про­све­ти­тель», на­прав­лен­но­го про­тив этой ере­си, пе­ру свя­то­го при­над­ле­жат так­же 24 по­сла­ния к раз­лич­ным ли­цам, крат­кая и про­стран­ная ре­дак­ции мо­на­стыр­ско­го Уста­ва.
Пре­по­доб­ный Иосиф пре­ста­вил­ся 9 сен­тяб­ря 1515 го­да и был по­гре­бен близ ал­та­ря Успен­ско­го хра­ма сво­ей оби­те­ли. Со­бо­ром 1578 го­да пре­по­доб­ный Иосиф был при­чис­лен Цер­ко­вью к мест­но­чти­мым свя­тым, а в 1591 го­ду – к об­ще­рус­ским.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-iosif-volockij-volokolamskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotskij/
• Просветитель
• Послания Иосифа Волоцкого
• Послание иконописцу и три «Слова» о почитании икон
• Ответ недоверчивым и рассказ короткий о святых отцах живших в монастырях, которые в русской земле находятся

☦️
Пре­по­доб­ный Онуф­рий Во­рон­ский про­сла­вил­ся свя­то­стью сво­ей жиз­ни и ино­че­ски­ми по­дви­га­ми во сла­ву Гос­по­да Бо­га. Скон­чал­ся он в 1789 го­ду.
Его про­слав­ле­ние бы­ло со­вер­ше­но Ру­мын­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью, а 21 ав­гу­ста 2007 го­да его имя бы­ло вне­се­но в ме­ся­це­слов со­глас­но опре­де­ле­нию Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви.

☦️
Свя­ти­тель Фе­о­до­сий, ар­хи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский, ро­дил­ся в на­ча­ле трид­ца­тых го­дов XVII сто­ле­тия в По­доль­ской гу­бер­нии. Он про­ис­хо­дил из древ­не­го дво­рян­ско­го ро­да По­ло­ниц­ких-Уг­лиц­ких; ро­ди­те­ля­ми его бы­ли иерей Ни­ки­та и Ма­рия. Бла­го­че­стие, ца­рив­шее в се­мье бу­ду­ще­го свя­ти­те­ля, бла­го­твор­но со­дей­ство­ва­ло ду­хов­но­му раз­ви­тию маль­чи­ка. С дет­ства он от­ли­чал­ся кро­то­стью и при­ле­жа­ни­ем к мо­лит­ве. При­род­ные спо­соб­но­сти юно­ши рас­кры­лись в Ки­е­во-Брат­ской кол­ле­гии при Ки­ев­ском Бо­го­яв­лен­ском мо­на­сты­ре. Это бы­ло вре­мя са­мо­го рас­цве­та кол­ле­гии (ко­нец со­ро­ко­вых го­дов XVII ве­ка), ко­гда ее рек­то­ра­ми бы­ли ар­хи­манд­рит Ин­но­кен­тий (Ги­зель), а за­тем игу­мен, впо­след­ствии ар­хи­епи­скоп Чер­ни­гов­ский, Ла­зарь (Ба­ра­но­вич), а в чис­ле на­став­ни­ков – иеро­мо­нах Епи­фа­ний (Сла­ви­нец­кий), иеро­мо­нах Ар­се­ний (Са­та­нов­ский), епи­скоп Бе­ло­рус­ский Фе­о­до­сий (Ба­ев­ский), игу­мен Фе­о­до­сий (Са­фо­но­вич) и Ме­ле­тий (Дзик), ко­то­рые бы­ли про­све­щен­ней­ши­ми людь­ми то­го вре­ме­ни. То­ва­ри­ща­ми свя­то­го Фе­о­до­сия по кол­ле­гии бы­ли бу­ду­щие вы­да­ю­щи­е­ся пас­ты­ри: Си­ме­он По­лоц­кий, Иоан­ни­кий Го­ля­тов­ский, Ан­то­ний Ра­ди­вил­лов­ский, Вар­ла­ам Ясин­ский. Ки­е­во-Брат­ская Бо­го­яв­лен­ская шко­ла яв­ля­лась в то вре­мя глав­ным цен­тром борь­бы пра­во­сла­вия про­тив на­па­док ка­то­ли­че­ско­го ду­хо­вен­ства, иезу­и­тов и уни­а­тов.
В го­ды обу­че­ния окон­ча­тель­но утвер­ди­лось при­зва­ние свя­то­го Фе­о­до­сия к ино­че­ско­му по­дви­гу: всё сво­бод­ное от за­ня­тий вре­мя он от­да­вал мо­лит­ве, бо­го­мыс­лию и чте­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния.

По по­лу­че­нии об­ра­зо­ва­ния бу­ду­щий свя­ти­тель при­нял ино­че­ский по­стриг в Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ре с име­нем Фе­о­до­сий, в честь пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го (па­мять 3 мая).

Недол­го свя­ти­тель Фе­о­до­сий окорм­лял Чер­ни­гов­скую паст­ву. Чув­ствуя при­бли­же­ние смер­ти, он вы­звал к се­бе в Чер­ни­гов на­мест­ни­ка Брян­ско­го Свен­ско­го мо­на­сты­ря, свя­то­го Иоан­на (Мак­си­мо­ви­ча) и воз­вел его из иеро­мо­на­ха в ар­хи­манд­ри­та Чер­ни­гов­ско­го Елец­ко­го мо­на­сты­ря. В но­вом ар­хи­манд­ри­те он за­ра­нее го­то­вил се­бе пре­ем­ни­ка. 6 фев­ра­ля 1696 го­да свя­ти­тель Фе­о­до­сий скон­чал­ся и был по­гре­бен в Чер­ни­гов­ском ка­фед­раль­ном Бо­ри­со­глеб­ском со­бо­ре, за пра­вым кли­ро­сом, в осо­бо сде­лан­ном для то­го скле­пе. Впо­след­ствии его пре­ем­ник свя­ти­тель Иоанн (Мак­си­мо­вич) по­стро­ил над его гро­бом кир­пич­ный свод с хва­леб­ной над­пи­сью в сти­хах в бла­го­дар­ность за чу­дес­ное ис­це­ле­ние от тяж­кой бо­лез­ни. Осо­бое бла­го­дат­ное да­ро­ва­ние, ко­то­рое стя­жал свя­ти­тель Фе­о­до­сий, за­сви­де­тель­ство­ва­но его по­движ­ни­че­ской жиз­нью и со­кро­вен­ной по­мо­щью всем, воз­но­сив­шим ему мо­лит­вы.

Про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Фе­о­до­сия со­вер­ши­лось 9 сен­тяб­ря 1896 го­да.
«Еще до прославления свт. Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой Святого, который сказал ему: “Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить Литургию, упомянуть моих родителей”; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны. Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения. “Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?” – спросил иеромонах. “Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на Литургии сильнее моих молитв”». – Иеромонах Серафим (Роуз) «Душа после смерти»

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-feodosij-chernigovskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий Си­мео­но­вич Га­ря­ев ро­дил­ся 29 ян­ва­ря 1878 го­да в се­ле Пян­тег Чер­дын­ско­го уез­да в се­мье свя­щен­ни­ка. В 1900 го­ду окон­чил Перм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Слу­жил в Спас­ской церк­ви го­ро­да Со­ли­кам­ска Перм­ской гу­бер­нии. Рас­стре­лян крас­но­ар­мей­ца­ми 21 сен­тяб­ря 1918 го­да во вре­мя мас­со­вых ре­прес­сий про­тив ду­хо­вен­ства в Перм­ской гу­бер­нии.

☦️
Диа­кон Алек­сандр Ипа­тов слу­жил в Спас­ской церк­ви го­ро­да Со­ли­кам­ска. Он был рас­стре­лян крас­но­ар­мей­ца­ми в хо­де мас­со­вых ре­прес­сий в Перм­ском крае 21 сен­тяб­ря 1918 го­да.

☦️
Ар­хи­епи­скоп За­ха­рия (Ло­бов За­хар Пет­ро­вич) ро­дил­ся 23 мар­та 1865 го­да в се­ле Пет­ров­ка Пав­лов­ско­го уез­да Во­ро­неж­ской гу­бер­нии в се­мье мел­ко­го чи­нов­ни­ка, не при­над­ле­жав­ше­го к дво­рян­ско­му со­сло­вию. Из­брав ду­хов­ную сте­зю, он окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще в Пав­лов­ске и ду­хов­ную се­ми­на­рию в Но­во­чер­кас­ске (1888).
С сен­тяб­ря 1888 го­ду отец За­ха­рия слу­жил в Но­во­чер­кас­ском ка­фед­раль­ном со­бо­ре, стал про­то­и­е­ре­ем и клю­ча­рем хра­ма. В его се­мье бы­ло чет­ве­ро де­тей: Оль­га, Ве­ра, Гав­ри­ил и Алек­сей. По­след­ний при­нял мо­на­ше­ский по­стриг под име­нем Ан­то­ния и в 1930-е го­ды, бу­дучи ар­хи­манд­ри­том, на­хо­дил­ся в ссыл­ке под Ар­хан­гель­ском. Пра­внук За­ха­рии, Олег Ни­ко­ла­е­вич Ло­бов, в на­ча­ле 1990-х го­дов жил в Но­во­чер­кас­ске.
5 ок­тяб­ря 1923 го­да ов­до­вев­ший З.П. Ло­бов, по­сле при­ня­тия мо­на­ше­ско­го чи­на с со­хра­не­ни­ем преж­не­го име­ни, хи­ро­то­ни­сан епи­ско­па­ми Ак­сай­ским Мит­ро­фа­ном (Гри­не­вым; † по­сле 1917) и Ин­но­кен­ти­ем во епи­ско­па Ниж­не­чир­ско­го, ви­ка­рия Дон­ской епар­хии (его пред­ше­ствен­ник, вла­ды­ка Ни­ко­лай (Ор­лов; †1922) скон­чал­ся в ца­ри­цын­ской тюрь­ме). В 1924 го­ду За­ха­рия аре­сто­ван и при­го­во­рен ро­стов­ски­ми че­ки­ста­ми к двух­лет­ней ссыл­ке на Со­лов­ки. По­сле него Ниж­не­чир­ская ка­фед­ра боль­ше ни­кем не за­ни­ма­лась. На Со­лов­ках в тот мо­мент на­хо­ди­лось боль­ше епи­ско­пов, чем на сво­бо­де.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-zaharija-lobov

☦️
5 мая 1864 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка церк­ви се­ла Те­со­во Ми­ха­и­ла Уклон­ско­го ро­дил­ся бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник, про­то­и­е­рей Сер­гий Ми­хай­ло­вич Уклон­ский (1864–1937).
Он окон­чил Вифан­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. В 1888 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к церк­ви се­ла Рас­су­до­во По­доль­ско­го уез­да. В на­ча­ле ХХ ве­ка слу­жил в По­кров­ской церк­ви се­ла Ку­ли­ко­во Дмит­ров­ско­го уез­да. В 1921 го­ду епи­скоп Дмит­ров­ский свя­щен­но­му­че­ник Се­ра­фим (Звез­дин­ский) воз­вел свя­щен­ни­ка Сер­гия Уклон­ско­го в сан про­то­и­е­рея и на­зна­чил бла­го­чин­ным 8-го окру­га. По­сле аре­ста епи­ско­па Се­ра­фи­ма и за­хва­та цер­ков­ной вла­сти об­нов­лен­ца­ми о.Сер­гий сде­лал все за­ви­ся­щее от него как бла­го­чин­но­го для про­ти­во­сто­я­ния дав­ле­нию жи­во­цер­ков­ни­ков. За неяв­ку на со­ве­ща­ние бла­го­чин­ных, со­зван­ное по рас­по­ря­же­нию об­нов­лен­че­ско­го Мос­ков­ско­го епар­хи­аль­но­го управ­ле­ния, 6 мар­та 1923 го­да про­то­и­е­рей Сер­гий Уклон­ский был уво­лен от долж­но­сти бла­го­чин­но­го, с за­не­се­ни­ем в фор­му­ляр. Он со­звал со­бра­ние ду­хо­вен­ства 8-го окру­га, на ко­то­ром бы­ла при­ня­та ре­зо­лю­ция о «непри­я­тии об­нов­лен­че­ских из­ме­не­ний и об­нов­лен­ца бла­го­чин­но­го». Об­нов­лен­че­ское епар­хи­аль­ное управ­ле­ние 17 ап­ре­ля то­го же го­да по­ста­но­ви­ло «по­ста­вить на вид неумест­ное и неза­ко­но­мер­ное дей­ствие про­то­и­е­рея Уклон­ско­го… и пре­ду­пре­дить, что ес­ли он бу­дет про­дол­жать са­мо­сто­я­тель­ное ис­прав­ле­ние обя­зан­но­стей бла­го­чин­но­го, то он бу­дет от­став­лен от ме­ста».
В 1924 го­ду о.Сер­гий пе­ре­шел в цер­ковь се­ла Чер­не­е­во Дмит­ров­ско­го уез­да. В на­ча­ле 1930-х гг. вы­нуж­ден уехать в Твер­скую гу­бер­нию. Слу­жил в се­ле Але­шен­ка близ Бо­ло­го­го, за­тем в се­ле Но­вое (пе­ре­име­но­ва­но в Сверд­ло­во) на Вол­ге. 29 ян­ва­ря 1931 го­да в воз­расте 67 лет был су­дим по ст.61 УК РСФСР за неупла­ту на­ло­га и при­го­во­рен к го­ду при­ну­ди­тель­ных ра­бот. В то же вре­мя скон­чал­ся, по­сле ссыл­ки, его сын. К 1937 го­ду о.Сер­гий вы­гля­дел «вы­ста­рев­шим­ся че­ло­ве­ком с ко­мич­ны­ми же­ста­ми и ужим­ка­ми». 26 фев­ра­ля 1937 го­да он был пе­ре­ве­ден в цер­ковь се­ла Мшен­цы (Ва­си­льев­ский мох) Ко­рыт­нов­ско­го сель­со­ве­та Бо­ло­гов­ско­го рай­о­на Твер­ской (Ка­ли­нин­ской) об­ла­сти. Свя­щен­ник уве­ще­вал при­хо­жан мо­лить­ся Бо­гу, ис­по­ве­до­вать­ся, по­стить­ся, кре­стить де­тей; хо­дил по до­мам кре­стьян, бе­се­до­вал о ве­ре, кре­стил. На его служ­бу со­би­ра­лись из со­сед­них де­ре­вень и бо­лее от­да­лен­ных мест, при­ез­жа­ли мо­на­хи­ни за­кры­тых мо­на­сты­рей. На мест­ный празд­ник Де­вя­той Пят­ни­цы со­бра­лось ду­хо­вен­ство из окрест­ных хра­мов и дру­гие го­сти. По­лу­чи­лось тор­же­ствен­но. При­бли­жа­лась Пас­ха, и о.Сер­гий по­про­сил мо­на­хинь обой­ти жи­те­лей се­ла и по­лу­чить со­гла­сие на его при­ход в день празд­ни­ка с тем, чтобы, имея их под­пи­си, по­лу­чить на это раз­ре­ше­ние в сель­со­ве­те. Свя­щен­ни­ку шел вось­мой де­ся­ток, он так го­ло­дал, что го­тов был ид­ти за по­да­я­ни­ем по до­мам. Пред­се­да­тель сель­со­ве­та со­ста­вил до­не­се­ние, и 2 сен­тяб­ря 1937 го­да о.Сер­гий был аре­сто­ван. По­ста­нов­ле­ни­ем «трой­ки» УНКВД по Ка­ли­нин­ской об­ла­сти се­ми­де­ся­ти­че­ты­рех­лет­ний про­то­и­е­рей был при­го­во­рен к рас­стре­лу. При­го­вор при­ве­ден в ис­пол­не­ние 19 сен­тяб­ря 1937 го­да.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иосиф Ива­но­вич Ар­ха­ров ро­дил­ся в 1874 го­ду, отец его был вла­дель­цем ко­же­вен­но­го за­во­да в Мос­ков­ской гу­бер­нии. Иосиф Ива­но­вич про­ра­бо­тал на ко­же­вен­ном про­из­вод­стве до 1930 го­да. В 1930 го­ду он при­нял свя­щен­ни­че­ский сан. Вско­ре он был аре­сто­ван и при­го­во­рен к 2 го­дам ли­ше­ния сво­бо­ды. Ед­ва осво­бо­див­шись, он по­лу­чил но­вый срок – 3 го­да ла­ге­рей. С 1936 по 1937 год он на­хо­дил­ся в Кар­ла­ге НКВД в Ка­зах­стане. На­хо­дясь в ла­ге­ре, он был аре­сто­ван на ос­но­ва­нии до­но­са, в ко­то­ром ска­за­но: «За­клю­чен­ный Ар­ха­ров очень лю­бит Цер­ковь…», «со­ве­то­вал чи­тать Еван­ге­лие или Псал­тирь», «все­гда стре­мить­ся про­петь что-ни­будь бо­же­ствен­ное». В об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии, при­го­ва­ри­вая от­ца Иоси­фа к смер­ти, сле­до­ва­тель на­пи­сал: «з/к Ар­ха­ров… от­бы­вая ме­ру на­ка­за­ния в Кар­ла­ге НКВД си­сте­ма­ти­че­ски про­во­дил к/р аги­та­цию сре­ди за­клю­чен­ных, + рас­про­стра­няя про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о ско­рой войне и ги­бе­ли со­ввла­сти. До­про­шен­ный по де­лу в ка­че­стве об­ви­ня­е­мо­го, з/к Ар­ха­ров ви­нов­ным се­бя не при­знал, но сви­де­тель­ски­ми по­ка­за­ни­я­ми пол­но­стью изоб­ли­чен». 21 сен­тяб­ря 1937 го­да свя­щен­но­му­че­ник Иосиф Ар­ха­ров был рас­стре­лян.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 22 сен­тяб­ря 1879 го­да в се­ле Шо­лы Бе­ло­зер­ско­го уез­да Нов­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Гле­ба Успен­ско­го, ко­то­рый умер, ко­гда Алек­сею ед­ва ис­пол­ни­лось пол­то­ра го­да. По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии Алек­сей Гле­бо­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. Слу­жил на раз­ных при­хо­дах. Го­не­ния кон­ца два­дца­тых — на­ча­ла трид­ца­тых го­дов за­ста­ли его в хра­ме Твер­ской епар­хии.
Как и в боль­шин­стве дру­гих слу­ча­ев, вла­сти, на­ме­ре­ва­ясь аре­сто­вать свя­щен­ни­ка, пред­ло­жи­ли за­пла­тить го­су­дар­ству огром­ный на­лог, и по­сколь­ку свя­щен­ник не смог удо­вле­тво­рить их тре­бо­ва­ний, те аре­сто­ва­ли его. Суд при­го­во­рил о. Алек­сея к кон­фис­ка­ции иму­ще­ства и за­клю­че­нию на шесть ме­ся­цев в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Для свя­щен­ни­ка это бы­ло тем бо­лее тя­же­ло, что оста­ва­лись без средств к су­ще­ство­ва­нию его же­на, Ве­ра Алек­сан­дров­на, и де­ти — дочь вось­ми лет и два сы­на — ше­сти и трех лет.
Но вся­кое ис­пы­та­ние, как бы ни бы­ло оно тя­же­ло, он при­ни­мал как по­слан­ное Бо­гом, как крест, крот­кое несе­ние ко­то­ро­го есть путь ко спа­се­нию. И по­то­му ему ни­ко­гда не при­хо­ди­ло в го­ло­ву и не то­ми­ло серд­це же­ла­ние оста­вить свое слу­же­ние. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, о. Алек­сей стал сно­ва слу­жить в хра­ме и вско­ре был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
В на­ча­ле 1937 го­да ар­хи­епи­скоп Твер­ской Ни­ки­фор (Ни­коль­ский), на­зна­чен­ный на Твер­скую ка­фед­ру в кон­це 1936 го­да, вви­ду то­го, что вла­сти ли­ши­ли в это вре­мя ар­хи­епи­ско­па Твер­ско­го Фад­дея ре­ги­стра­ции, опре­де­лил о. Алек­сея в Воз­не­сен­скую цер­ковь се­ла Воз­не­се­нья Бо­ло­гов­ско­го рай­о­на Твер­ской об­ла­сти. По об­ще­му мне­нию при­хо­да, ко­то­рый вклю­чал в се­бя се­ло и несколь­ко де­ре­вень, о. Алек­сей по­ка­зал се­бя рев­ност­ным пас­ты­рем, ис­тин­ным по­пе­чи­те­лем о сло­вес­ных ов­цах ста­да Хри­сто­ва и су­гу­бым мо­лит­вен­ни­ком. Все свои си­лы он от­да­вал про­све­ще­нию при­хо­жан. Бы­ва­ли слу­чаи, ко­гда под дав­ле­ни­ем без­бож­ной вла­сти и про­па­ган­ды кре­стьяне на­зы­ва­ли сво­их де­тей нехри­сти­ан­ски­ми име­на­ми, но та­ко­вых свя­щен­ник, не бо­ясь от­вет­ствен­но­сти, от­прав­лял в сель­со­вет, чтобы они пред­ва­ри­тель­но пе­ре­пи­са­ли име­на сво­их де­тей на хри­сти­ан­ские, и толь­ко по­сле это­го при­хо­ди­ли кре­стить. У него в хра­ме, несмот­ря на боль­шое чис­ло при­хо­жан, ни­ко­гда не бы­ло об­щей ис­по­ве­ди; о. Алек­сей ста­рал­ся по­го­во­рить с каж­дым, а ко­гда нуж­но, то под­дер­жать.

2 сен­тяб­ря со­труд­ни­ки НКВД аре­сто­ва­ли о. Алек­сея и ста­ро­сту хра­ма Ва­си­лия Ши­ка­ло­ва.

Ва­си­лий Яко­вле­вич Ши­ка­лов ро­дил­ся 12 ап­ре­ля 1875 го­да в се­ле Боль­шая Дуб­ров­на Бо­ло­гов­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии, был при­хо­жа­ни­ном Воз­не­сен­ской церк­ви и по­след­нее вре­мя вы­пол­нял в ней обя­зан­но­сти ста­ро­сты. На­чав го­не­ния на Пра­во­слав­ную Цер­ковь в кон­це два­дца­тых го­дов и пре­сле­дуя пра­во­слав­ных ми­рян, без­бож­ные вла­сти по­тре­бо­ва­ли от Ва­си­лия Яко­вле­ви­ча вы­пол­не­ния твер­до­го за­да­ния по сда­че сель­ско­хо­зяй­ствен­ной про­дук­ции, ко­то­рое бы­ло невы­пол­ни­мо по су­ще­ству. За невы­пол­не­ние он был аре­сто­ван и при­го­во­рен к пя­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь, а все иму­ще­ство его бы­ло кон­фис­ко­ва­но. Вер­нув­шись в на­ча­ле 1937 го­да в род­ное се­ло, Ва­си­лий Яко­вле­вич по­дал хо­да­тай­ство о пе­ре­смот­ре сво­е­го де­ла. Ле­том 1937 го­да хо­да­тай­ство удо­вле­тво­ре­но, он был при­знан неви­нов­ным, и иму­ще­ство ему бы­ло ему воз­вра­ще­но. Впро­чем, зем­ная спра­вед­ли­вость тор­же­ство­ва­ла недол­го — осе­нью Ва­си­лий Яко­вле­вич был вновь аре­сто­ван.

19 сен­тяб­ря Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка и ста­ро­сту к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Алек­сей Успен­ский и ста­ро­ста Ва­си­лий Ши­ка­лов бы­ли рас­стре­ля­ны 21 сен­тяб­ря 1937 го­да.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksij-uspenskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий ро­дил­ся в 1884 го­ду в се­ле Мак­ше­е­во Ко­ло­мен­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ва­си­лия Тро­иц­ко­го. По окон­ча­нии в 1901 го­ду Ко­ло­мен­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща он слу­жил пса­лом­щи­ком в Пре­об­ра­жен­ском хра­ме в се­ле По­чин­ки Его­рьев­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии. В 1924 го­ду Дмит­рий Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на к Пре­об­ра­жен­ско­му хра­му в этом се­ле, во­шед­шем то­гда в со­став Мос­ков­ской об­ла­сти. В 1930 го­ду диа­кон Ди­мит­рий за несда­чу зер­но­вых был при­го­во­рен су­дом к по­лу­то­ра го­дам вы­сыл­ки за пре­де­лы об­ла­сти; при­е­хав на ме­сто ссыл­ки, он стал слу­жить диа­ко­ном. Вер­нув­шись в 1932 го­ду по окон­ча­нии сро­ка в По­чин­ки, он сно­ва стал слу­жить в хра­ме диа­ко­ном.
В ян­ва­ре 1933 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка Пре­об­ра­жен­ско­го хра­ма, диа­ко­на Ди­мит­рия и наи­бо­лее ак­тив­ных при­хо­жан. На во­прос, вел ли он от­но­ше­ния со свя­щен­ни­ком и ин­те­ре­су­ю­щи­ми след­ствие людь­ми, и не со­би­ра­лись ли они по до­мам, и о чем го­во­ри­ли, диа­кон Ди­мит­рий от­ве­тил, что лю­дей этих знал и от­но­ше­ния вел, и вме­сте они со­би­ра­лись, но «вслед­ствие пло­хой па­мя­ти бе­се­ды и их те­мы пом­нить не мо­гу, а по­том я во­об­ще ста­ра­юсь от них от­вле­кать­ся. Опре­де­лить… по­ли­ти­че­ское на­стро­е­ние свя­щен­ни­ка… по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти не мо­гу».
Вы­зван­ные на до­прос сви­де­те­ли по­ка­за­ли, что диа­кон жа­ло­вал­ся на то, что его со­вет­ская власть ра­зо­ри­ла, дом ото­бра­ли, сад взя­ли, раз­ве воз­мож­но это бы­ло рань­ше? Ко­неч­но, нет. Ком­му­ни­сты му­ча­ют пра­во­слав­ный на­род, за­го­ня­ют на­силь­но в кол­хоз, да­вят на­ло­га­ми. Впро­чем, за­явил да­лее сви­де­тель, ка­кие имен­но вел диа­кон раз­го­во­ры про­тив со­вет­ской вла­сти, он вспом­нить не мо­жет.
В ре­зуль­та­те до­про­сов сви­де­те­лей для сле­до­ва­те­лей ОГПУ ста­ла оче­вид­на пол­ная неви­нов­ность диа­ко­на и в об­ви­ни­тель­ном за­клю­че­нии, со­став­лен­ном ими, при­шлось за­пи­сать, что «об­ви­ня­е­мый Тро­иц­кий Дмит­рий Ва­си­лье­вич ви­нов­ным се­бя в аги­та­ции не при­знал, не от­ри­цая то­го, что имел связь со свя­щен­ни­ком… у ко­то­ро­го и со­би­ра­лись». И в этом бы­ла вся ви­на диа­ко­на.
19 мая 1933 го­да трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла диа­ко­на Ди­мит­рия к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан, и он был от­прав­лен в Ал­ма-Ату.
В 1936 го­ду он вер­нул­ся из ссыл­ки в се­ло По­чин­ки. Дом у его се­мьи ото­бра­ли, и су­пру­га диа­ко­на жи­ла в цер­ков­ной сто­рож­ке, ра­бо­тая сто­ро­жем при хра­ме, в сто­рож­ке по­се­лил­ся и диа­кон Ди­мит­рий. Здо­ро­вье его тюрь­мой и ссыл­кой бы­ло по­до­рва­но, и он по­дал за штат и в храм хо­дил мо­лить­ся как при­хо­жа­нин.
В 1937 го­ду сно­ва под­ня­лось го­не­ние на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь; 5 сен­тяб­ря был до­про­шен сви­де­тель, сто­рож кол­хоз­но­го ого­ро­да, а через день со­труд­ни­ки НКВД вы­пи­са­ли справ­ку на арест диа­ко­на Ди­мит­рия.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-dimitrij-troickij-diakon

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ан­д­ро­ник ро­дил­ся 5 ок­тяб­ря 1885 го­да в се­ле Огрыз­ко­во Во­ло­ко­лам­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Ива­на Су­ри­ко­ва и в кре­ще­нии на­ре­чен был Ан­дре­ем. Об­ра­зо­ва­ние Ан­дрей по­лу­чил в цер­ков­но­при­ход­ской шко­ле; в 1902 го­ду он по­сту­пил в Мо­жай­ский Лу­жец­кий мо­на­стырь, где под­ви­зал­ся на раз­лич­ных по­слу­ша­ни­ях, но глав­ным об­ра­зом на кли­рос­ном. В 1916 го­ду Ан­дрей был при­зван на фронт и слу­жил ря­до­вым в 52-м пе­хот­ном пол­ку. В 1917 го­ду во­ин­ское на­чаль­ство от­пу­сти­ло его на поле­вые ра­бо­ты, в 1918 го­ду он был де­мо­би­ли­зо­ван и вер­нул­ся в Лу­жец­кий мо­на­стырь и был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Ан­д­ро­ник.
В 1920 го­ду мо­нах Ан­д­ро­ник был пе­ре­ве­ден в Мос­ков­ский Си­мо­нов мо­на­стырь и 20 де­каб­ря то­го же го­да ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на. В 1924 го­ду он был на­граж­ден двой­ным ора­рем. В 1928 го­ду в том же мо­на­сты­ре он был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. По­сле за­кры­тия в 1929 го­ду Си­мо­но­ва мо­на­сты­ря, отец Ан­д­ро­ник был пе­ре­ве­ден в Успен­скую, что в Кру­ти­цах цер­ковь, где про­слу­жил до 28 де­каб­ря 1930 го­да. То­гда в Москве бы­ло аре­сто­ва­но бо­лее трех­сот свя­щен­но­слу­жи­те­лей, мо­на­хов, мо­на­хинь и пра­во­слав­ных ми­рян, и сре­ди них иеро­мо­нах Ан­д­ро­ник.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-andronik-surikov

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сандр ро­дил­ся 1 июня 1884 го­да в се­мье за­штат­но­го пса­лом­щи­ка Ива­на Ми­хай­ло­ви­ча Ви­но­гра­до­ва, слу­жив­ше­го тра­пез­ни­ком при Вос­кре­сен­ской церк­ви, что на Ва­гань­ков­ском клад­би­ще в Москве. В 1899 го­ду Алек­сандр окон­чил Дон­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1905 го­ду – Мос­ков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию.
1 ок­тяб­ря 1909 го­да в день По­кро­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и опре­де­лен на слу­же­ние в Пре­об­ра­жен­скую цер­ковь в се­ле Лю­бер­цы Мос­ков­ской гу­бер­нии.
В 1920 го­ду от­ца Алек­сандра на несколь­ко ме­ся­цев при­зва­ли на во­ен­ную служ­бу, ко­то­рую он про­хо­дил в ты­ло­вом опол­че­нии. В 1929 го­ду он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея, а в 1932 го­ду на­граж­ден па­ли­цей.
В под­мос­ков­ном се­ле Пер­хуш­ко­во Зве­ни­го­род­ско­го рай­о­на в но­яб­ре 1933 го­да скон­чал­ся свя­щен­ник, и свя­щен­но­на­ча­лие 21 но­яб­ря на­зна­чи­ло про­то­и­е­рея Алек­сандра Ви­но­гра­до­ва в По­кров­ский храм это­го се­ла, где он про­слу­жил до са­мо­го аре­ста.
Во вре­мя на­чав­ших­ся ле­том 1937 го­да мас­со­вых аре­стов ве­ру­ю­щих вла­сти при­ня­ли ре­ше­ние аре­сто­вать про­то­и­е­рея Алек­сандра. 27 но­яб­ря 1937 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чен в ка­ме­ру пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния при Зве­ни­го­род­ском от­де­ле­нии ми­ли­ции, а через несколь­ко дней пе­ре­ве­ден в Та­ган­скую тюрь­му в Москве.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-aleksandr-vinogradov-presviter

☦️
Глинских святых:
• прпп. Васи́лия (Кишкина), иеросхимонаха (1831)
https://azbyka.ru/days/sv-vasilij-kishkin

• Филаре́та (Данилевского), игумена (1841)
https://azbyka.ru/days/sv-filaret-danilevskij

• Феодо́та (Левченко), монаха (1859)
https://azbyka.ru/days/sv-feodot-levchenko-glinskij

• Макария (Шарова), иеросхимонаха (1864)
https://azbyka.ru/days/sv-makarij-sharov-glinskij

• Марти́рия (Кириченко), монаха (1865)
https://azbyka.ru/days/sv-martirij-kirichenko-glinskij

• Евфи́мия (Любимченко), схимонаха (1866)
https://azbyka.ru/days/sv-evfimij-ljubimchenko-glinskij

• Досифе́я (Колченкова), монаха (1874)
https://azbyka.ru/days/sv-dosifej-kolchenkov-glinskij

• Илиодо́ра (Голованицкого), схиархимандрита (1879)
https://azbyka.ru/days/sv-iliodor-golovanickij-glinskij

• Инноке́нтия (Степанова), архимандрита (1888)
https://azbyka.ru/days/sv-innokentij-stepanov-glinskij

• Луки́ (Швеца) (1894)
https://azbyka.ru/days/sv-luka-shvec-glinskij

• Архи́ппа (Шестакова), схимонахов (1896)
https://azbyka.ru/days/sv-arhipp-shestakov-glinskij

• Иоанни́кия (Гомолко) (1912)
https://azbyka.ru/days/sv-ioannikij-gomolko-glinskij

• Серафи́ма (Амелина) (1958)
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-amelin-glinskij

• Андрони́ка (Лукаша) (1974)
https://azbyka.ru/days/sv-andronik-lukash-glinskij

• Серафи́ма (Романцова), схиархимандритов (1976)
https://azbyka.ru/days/sv-serafim-romancov-glinskij

• Зино́вия (в схиме Серафи́ма) (Мажуги), митрополита Тетрицкаройского (1985)
https://azbyka.ru/days/sv-zinovij-mazhuga-v-shime-serafim

Жития
Писание