⏳ 2020.09.19 (сб)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 15я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 5й)
• суббота

☀️ неподвижный годовой круг:
19 сентября (6 сентября)
• мч. Роми́ла Римского и с ним многих других (107–115)
• сщмчч. Фавста, Ави́ва, 11-ти мчч: Кириа́ка и иных (ок. 250)
• мчч. Евдокси́я, Зино́на, Макария (311–312)
• сщмч. Кирилла Гортинского (III–IV)
• воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хо́нех (Коло́ссах) (IV)
• прп. Архиппа Херотопского (IV)
• прп. Давида Ермопольского (VI)
• сщмч. Димитрия (Спасского) (1918)
• сщмчч. Иоанна (Павловского), Всеволода (Потеминского) (1937)
• икон Божией Матери: Арапетская (Аравийская, О Всепетая Мати), Киево-Братская (1654)


☦️
Му­че­ник Ро­мил жил в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Тра­я­на и был при­бли­жен­ным к ца­рю са­нов­ни­ком – во­е­на­чаль­ни­ком. Во вре­мя пре­бы­ва­ния им­пе­ра­то­ра на Во­сто­ке с це­лью усми­ре­ния вос­став­ших про­тив рим­лян на­род­но­стей – иве­ров, сар­ма­тов, ара­бов – в 107 и вто­рич­но в 115 гг. им­пе­ра­тор, про­из­во­дя про­вер­ку чис­лен­но­сти сво­их войск, об­на­ру­жил в вой­сках до 11000 хри­сти­ан. Этих хри­сти­ан Тра­ян немед­лен­но с по­зо­ром от­пра­вил в ссыл­ку в Ар­ме­нию. Свя­той Ро­мил при этом уко­рил им­пе­ра­то­ра в без­бо­жии и без­рас­суд­стве за то, что тот рас­по­ря­дил­ся во вре­мя вой­ны умень­шить чис­ло сво­е­го вой­ска. Са­мо­го се­бя свя­той Ро­мил от­кры­то при­знал хри­сти­а­ни­ном. Раз­гне­ван­ный Тра­ян под­верг свя­то­го му­че­ни­ка бес­по­щад­но­му из­би­е­нию, по­сле че­го свя­той му­че­ник Ро­мил был обез­глав­лен.
По­слан­ные в ссыл­ку во­и­ны-хри­сти­ане бы­ли так­же умерщ­вле­ны в Ар­ме­нии раз­лич­ны­ми ви­да­ми каз­ней.

☦️
Му­че­ни­ки Фавст пре­сви­тер, Авив диа­кон и с ни­ми дру­гие свя­тые му­че­ни­ки в чис­ле 11 че­ло­век при­ня­ли му­че­ни­че­скую смерть за Хри­ста в Алек­сан­дрии при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251). Во вре­мя го­не­ния все они твер­до ис­по­ве­да­ли се­бя хри­сти­а­на­ми пе­ред пра­ви­те­лем Ва­ле­ри­ем и бы­ли усе­че­ны ме­чом око­ло 250 го­да. Те­ла их бы­ли по­гре­бе­ны хри­сти­а­на­ми в Алек­сан­дрии.

☦️
Му­че­ни­ки Ев­док­сий, Зи­нон, Ма­ка­рий и их дру­жи­на при­ня­ли му­че­ни­че­скую смерть за Хри­ста при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане Га­ле­рии, пре­ем­ни­ке им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на.
Свя­той Ев­док­сий за­ни­мал вы­со­кую долж­ность во­е­на­чаль­ни­ка в им­пе­ра­тор­ских вой­сках. Он был хри­сти­а­нин, так же как и его друг свя­той Зи­нон и его до­мо­пра­ви­тель Ма­ка­рий. По­сле из­да­ния им­пе­ра­то­ром Дио­кли­ти­а­ном эдик­та о пре­да­нии смер­ти хри­сти­ан, от­ка­зав­ших­ся при­не­сти жерт­ву идо­лам, мно­гие, в том чис­ле знат­ные лю­ди и са­нов­ни­ки, бе­жа­ли в раз­ные стра­ны со сво­и­ми се­мья­ми, чтобы из­бе­жать му­че­ний и смер­ти. То­гда и свя­той Ев­док­сий со сво­ей су­пру­гой свя­той Ва­си­лис­сой и всей сво­ей се­мьей оста­вил вы­со­кую долж­ность, бро­сил иму­ще­ство и скрыл­ся в пре­де­лах Ме­ли­ти­ны Ар­мян­ской. Пра­ви­тель Ме­ли­ти­ны по­слал во­и­нов разыс­ки­вать Ев­док­сия. Встре­тив са­мо­го Ев­док­сия, оде­то­го в бед­ную одеж­ду, и не узнав его, во­и­ны ста­ли рас­спра­ши­вать о ме­сто­на­хож­де­нии во­е­на­чаль­ни­ка Ев­док­сия. Не от­кры­вая се­бя, свя­той при­гла­сил во­и­нов в свой дом, на­кор­мил их и предо­ста­вил им ноч­лег. Встре­чу свою с во­и­на­ми свя­той Ев­док­сий рас­це­нил как при­зыв от Гос­по­да на му­че­ни­че­ский по­двиг. Утром он от­крыл сво­им го­стям, что он и есть тот, ко­го они ищут. Бла­го­дар­ные за го­сте­при­им­ство во­и­ны пред­ла­га­ли скрыть от на­чаль­ства, что им уда­лось най­ти свя­то­го Ев­док­сия. Од­на­ко он сам не со­гла­сил­ся на это. Сде­лав все рас­по­ря­же­ния по до­му, он объ­яс­нил сво­ей су­пру­ге, что его не сле­ду­ет опла­ки­вать, а на­обо­рот, день его му­че­ни­че­ской смер­ти на­до от­ме­чать как празд­ник. На­дев на се­бя во­ин­скую одеж­ду, он ушел с во­и­на­ми к пра­ви­те­лю. Свя­тая Ва­си­лис­са и его дру­зья – свя­тые Зи­нон и Ма­ка­рий – сле­до­ва­ли за свя­тым Ев­док­си­ем. Пра­ви­тель пы­тал­ся уго­во­рить свя­то­го Ев­док­сия при­не­сти жерт­ву идо­лам и этим со­хра­нить се­бе жизнь, вы­со­кое по­ло­же­ние и иму­ще­ство. Свя­той Ев­док­сий твер­до от­ка­зал­ся от все­го, об­ли­чив безу­мие тех, кто по­кло­ня­ет­ся без­душ­ным идо­лам. Во­ин­ский по­яс – знак его на­чаль­ни­че­ской вла­сти, – он снял с се­бя сам и бро­сил в ли­цо пра­ви­те­лю. На­хо­див­ши­е­ся при этом во­и­ны, тай­ные хри­сти­ане, сде­ла­ли то же, а их бы­ло бо­лее ты­ся­чи че­ло­век. Сму­щен­ный пра­ви­тель за­про­сил им­пе­ра­то­ра, как ему по­сту­пить, и по­лу­чил при­ка­за­ние: на­чаль­ни­ков пы­тать, а про­чих от­пу­стить. По­сле дли­тель­ных ис­тя­за­ний свя­то­го му­че­ни­ка Ев­док­сия по­ве­ли на казнь. Сле­дуя за му­жем, свя­тая Ва­си­лис­са пла­ка­ла, пла­кал и друг му­че­ни­ка свя­той Зи­нон. То­гда свя­той Ев­док­сий опять убеж­дал же­ну не пла­кать, а ра­до­вать­ся, что он удо­сто­ил­ся му­че­ни­че­ско­го вен­ца, и про­сил ее по­хо­ро­нить его те­ло в ме­сте, на­зы­ва­е­мом Амим­на. Пла­чу­ще­му Зи­но­ну свя­той Ев­док­сий пред­ска­зал, что они в од­но вре­мя пред­ста­нут в Цар­ствии Небес­ном. Во­оду­шев­лен­ный эти­ми сло­ва­ми, Зи­нон гром­ко ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном, за что немед­лен­но был при­го­во­рен к смер­ти. Свя­тая Ва­си­лис­са бес­пре­пят­ствен­но за­бра­ла те­ло сво­е­го му­жа и по­хо­ро­ни­ла его там, где он ей за­по­ве­дал. За это свя­тую схва­ти­ли и при­ве­ли к пра­ви­те­лю; стре­мясь раз­де­лить участь сво­е­го му­жа, она без вся­ко­го стра­ха об­ли­ча­ла и пра­ви­те­ля, и его лож­ных бо­гов – идо­лов. Од­на­ко пра­ви­тель по­нял ее на­ме­ре­ние, не стал ее му­чить и про­гнал от се­бя. Ухо­дя, свя­тая ска­за­ла ему, что Бог ви­дит ее же­ла­ние по­стра­дать за свою ве­ру и при­мет это же­ла­ние как ис­пол­нен­ный по­двиг. Через 7 дней свя­той Ев­док­сий явил­ся сво­ей жене в ви­де­нии и ве­лел пе­ре­дать сво­е­му дру­гу и до­мо­пра­ви­те­лю Ма­ка­рию, что он со свя­тым Зи­но­ном ожи­да­ет при­хо­да к ним Ма­ка­рия. По­след­ний немед­лен­но по­шел к пра­ви­те­лю, ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном, был при­го­во­рен к смер­ти и обез­глав­лен. Мно­гие хри­сти­ане так­же при­ня­ли в это вре­мя му­че­ни­че­скую смерть († 311–312).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/752

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ки­рилл, епи­скоп Гор­тин­ский, 50 лет был епи­ско­пом в Гор­ти­нии. Он по­стра­дал при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251) (по дру­гим ис­точ­ни­кам, при Мак­си­ми­ане, 284–305), бу­дучи 84-лет­ним стар­цем.
При­ве­ден­ный на суд к пра­ви­те­лю Лу­кию, ко­то­рый при­нуж­дал его при­не­сти жерт­ву идо­лам, свя­той ста­рец-иерарх твер­до ис­по­ве­дал свою ве­ру во Хри­ста и от­ка­зал­ся ис­пол­нить ду­ше­па­губ­ное тре­бо­ва­ние. Пра­ви­тель при­го­во­рил свя­то­го Ки­рил­ла к со­жже­нию, но огонь не кос­нул­ся свя­то­го. Ви­дя чу­до, мно­гие языч­ни­ки уве­ро­ва­ли во Хри­ста, а Лу­кий, изу­мив­шись, воз­дал хва­лу хри­сти­ан­ско­му Бо­гу и от­пу­стил Свя­ти­те­ля на сво­бо­ду.
Свя­той Ки­рилл про­дол­жал свою про­по­ведь и мно­гих языч­ни­ков при­вел ко Хри­сту, сам же скор­бел, что не спо­до­бил­ся по­стра­дать за Спа­си­те­ля. Через неко­то­рое вре­мя пра­ви­те­лю до­нес­ли, что свя­той Ки­рилл не пе­ре­ста­ет бла­го­вест­во­вать и про­дол­жа­ет успеш­но об­ра­щать на­род от тьмы язы­че­ства к све­ту Ис­ти­ны. По­сле­до­вал при­каз умерт­вить Свя­ти­те­ля. Услы­шав при­го­вор, свя­той Ки­рилл воз­ра­до­вал­ся, что спо­доб­ля­ет­ся му­че­ни­че­ской смер­ти за Ис­ти­ну, и сам пре­кло­нил го­ло­ву под меч (III).

☦️
Во Фри­гии, неда­ле­ко от го­ро­да Иера­по­ля, в мест­но­сти, на­зы­ва­е­мой Хе­ро­то­па, на­хо­дил­ся храм во имя Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла; око­ло хра­ма ис­те­кал це­леб­ный ис­точ­ник. Храм этот был со­ору­жен усер­ди­ем од­но­го из жи­те­лей го­ро­да Ла­оди­кии в бла­го­дар­ность Бо­гу и свя­то­му Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу за ис­це­ле­ние его немой до­че­ри во­дой ис­точ­ни­ка. Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил, явив­шись в сон­ном ви­де­нии от­цу немой де­ви­цы, еще не про­све­щен­но­му Свя­тым Кре­ще­ни­ем, от­крыл ему, что его дочь по­лу­чит дар ре­чи, ис­пив во­ды из ис­точ­ни­ка. Де­ви­ца дей­стви­тель­но по­лу­чи­ла при ис­точ­ни­ке ис­це­ле­ние и на­ча­ла го­во­рить. По­сле это­го чу­да отец с до­че­рью и все его се­мей­ство кре­сти­лись, и усер­ди­ем бла­го­дар­но­го от­ца был воз­двиг­нут храм в честь свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла. К ис­точ­ни­ку ста­ли при­хо­дить за ис­це­ле­ни­ем не толь­ко хри­сти­ане, но и языч­ни­ки; мно­гие из языч­ни­ков от­ре­ка­лись от идо­лов и об­ра­ща­лись к ве­ре во Хри­ста. В хра­ме свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла в про­дол­же­ние 60 лет ис­пол­нял по­но­мар­ское слу­же­ние бла­го­че­сти­вый че­ло­век по име­ни Ар­хипп. Про­по­ве­дью о Хри­сте и при­ме­ром сво­ей бо­го­угод­ной жиз­ни он мно­гих языч­ни­ков при­во­дил к ве­ре во Хри­ста. В сво­ем озлоб­ле­нии на хри­сти­ан во­об­ще, и в первую оче­редь на Ар­хип­па, ко­то­рый ни­ко­гда не от­лу­чал­ся от хра­ма и был при­мер­ным слу­жи­те­лем Хри­сто­вым, языч­ни­ки за­ду­ма­ли уни­что­жить храм и од­новре­мен­но по­гу­бить Ар­хип­па. Для это­го они со­еди­ни­ли в од­но рус­ло две гор­ные ре­ки и на­пра­ви­ли их те­че­ние на храм. Свя­той Ар­хипп усерд­но мо­лил­ся Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу о предот­вра­ще­нии бед­ствия. По его мо­лит­ве око­ло хра­ма явил­ся Ар­хи­стра­тиг Ми­ха­ил, ко­то­рый уда­ром сво­е­го жез­ла от­крыл в го­ре ши­ро­кую рас­се­ли­ну и по­ве­лел устре­мить­ся в нее во­дам бур­ля­ще­го по­то­ка. Та­ким об­ра­зом храм остал­ся невре­дим. Уви­дев та­кое див­ное чу­до, языч­ни­ки в стра­хе бе­жа­ли, а свя­той Ар­хипп и со­брав­ши­е­ся к хра­му хри­сти­ане про­сла­ви­ли Бо­га и бла­го­да­ри­ли Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла за по­мощь. Ме­сто же, где со­вер­ши­лось чу­до, по­лу­чи­ло на­зва­ние Хо­ны, что зна­чит «от­вер­стие», «рас­се­ли­на».

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/750

☦️
Ар­хипп, сын бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан из го­ро­да Иера­по­ля, в воз­расте 10 лет при­шел на по­кло­не­ние в храм Свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла и остал­ся при хра­ме на­все­гда ис­пол­нять по­но­мар­ское слу­же­ние. Он вел су­ро­вый, ас­ке­ти­че­ский об­раз жиз­ни, по­сто­ян­но пре­бы­вая в по­сте и мо­лит­вах; мно­гих языч­ни­ков, при­хо­див­ших ко свя­то­му ис­точ­ни­ку, он убе­дил при­нять Свя­тое Кре­ще­ние, оста­вить язы­че­ское нече­стие, об­ра­тив­шись к Еди­но­му Ис­тин­но­му Бо­гу и Спа­си­те­лю Иису­су Хри­сту. Упор­ные языч­ни­ки во гла­ве с идоль­ски­ми жре­ца­ми неод­но­крат­но по­ку­ша­лись убить свя­то­го Ар­хип­па, но Гос­подь каж­дый раз спа­сал его из их рук. На­ко­нец, языч­ни­ки за­ду­ма­ли уни­что­жить храм и од­новре­мен­но по­гу­бить и Ар­хип­па, за­то­пив мест­ность, где сто­ял храм и где ис­те­кал це­леб­ный ис­точ­ник. Ви­дя при­го­тов­ле­ния к это­му зло­де­я­нию, прп. Ар­хипп твер­до ре­шил не по­ки­дать свя­тое ме­сто и усерд­но мо­лил­ся Бо­гу и Ар­хи­стра­ти­гу Ми­ха­и­лу о со­хра­не­нии хра­ма и ис­точ­ни­ка. Гос­подь услы­шал его мо­лит­ву, и свя­той сде­лал­ся сви­де­те­лем ве­ли­ко­го чу­да Ар­хи­стра­ти­га Ми­ха­и­ла, быв­ше­го в Хо­нех (IV в.). Чу­дес­но из­бав­лен­ный от смер­ти, свя­той Ар­хипп про­жил неот­луч­но при хра­ме до ста­ро­сти и мир­но скон­чал­ся 70-ти лет от ро­ду. Хри­сти­ане по­хо­ро­ни­ли свя­то­го в Хо­нех, на ме­сте его по­дви­гов.

☦️
Пре­по­доб­ный Да­вид до по­ступ­ле­ния в мо­на­стырь был пред­во­ди­те­лем шай­ки раз­бой­ни­ков в Егип­те, в Ер­мо­поль­ской пу­стыне. Он со­вер­шил мно­го убийств и дру­гих зло­де­я­ний. До­стиг­нув ста­ро­сти, он за­ду­мал­ся над сво­ей жиз­нью и ужас­нул­ся сво­им де­лам. Оста­вив шай­ку раз­бой­ни­ков, он ушел в мо­на­стырь и по­про­сил игу­ме­на при­нять его в чис­ло бра­тии для по­ка­я­ния. Игу­мен от­ка­зы­вал­ся, объ­яс­няя Да­ви­ду, что жизнь их очень су­ро­ва и ему бу­дет не по си­лам. Да­вид на­ста­и­вал и, на­ко­нец, от­крыл игу­ме­ну, что он из­вест­ный раз­бой­ник Да­вид. Он ска­зал, что ес­ли ему не бу­дут от­кры­ты две­ри мо­на­сты­ря для по­ка­я­ния, то он вер­нет­ся к преж­не­му об­ра­зу жиз­ни, ра­зо­рит мо­на­стырь и пе­ре­бьет ино­ков. То­гда игу­мен до­пу­стил его в мо­на­стырь, и, ко все­об­ще­му удив­ле­нию, Да­вид стал при­мер­ным мо­на­хом. Сво­и­ми су­ро­вы­ми по­дви­га­ми Да­вид пре­взо­шел всю бра­тию. Через неко­то­рое вре­мя к Да­ви­ду был по­слан Гос­по­дом Ар­хан­гел Гав­ри­ил с из­ве­ще­ни­ем, что Гос­подь его про­стил. Од­на­ко пре­по­доб­ный Да­вид по сво­е­му сми­ре­нию не мог по­ве­рить, что та­ко­му ве­ли­ко­му греш­ни­ку, как он, Гос­подь так ско­ро да­ро­вал про­ще­ние. То­гда Ар­хан­гел ска­зал ему, что за свое ма­ло­ве­рие Да­вид оста­нет­ся немым; Да­вид взмо­лил­ся, чтобы спо­соб­ность го­во­рить бы­ла ему остав­ле­на для мо­лит­вы, чте­ния пра­вил и уча­стия в цер­ков­ных служ­бах. Это бы­ло ему да­ро­ва­но, а в осталь­ное вре­мя он оста­вал­ся немым. В кон­це жиз­ни пре­по­доб­ный Да­вид по­лу­чил от Бо­га дар чу­до­тво­ре­ний: он ис­це­лил мно­гих боль­ных и из­го­нял из бес­но­ва­тых злых ду­хов. Про­жив та­ким об­ра­зом мно­го лет, он пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду (VI).

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/754

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ди­мит­рий Спас­ский ро­дил­ся в 1877 го­ду в Во­ло­год­ской гу­бер­нии, в Усть-Сы­соль­ском уез­де, в се­ле­нии Кой­го­ро­док в се­мье свя­щен­ни­ка Вас­си­а­на Дмит­ри­е­ви­ча Спас­ско­го. За­кон­чив Ду­хов­ную Се­ми­на­рию, Дмит­рий Вас­си­а­но­вич стал ра­бо­тать за­ко­но­учи­те­лем в зем­ском учи­ли­ще, учи­те­лем пе­ния в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле, и слу­жить пса­лом­щи­ком в Тро­иц­ком со­бо­ре го­ро­да Усть-Сы­соль­ска. Же­нив­шись на до­че­ри свя­щен­ни­ка Анне Ива­новне По­кров­ской, Дмит­рий Вас­си­а­но­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка, в их се­мье ро­ди­лось чет­ве­ро де­тей. Слу­жить отец Дмит­рий стал в Спас­ской церк­ви се­ла Усть-Нем. Его при­хо­жане бы­ли по на­цио­наль­но­сти ко­ми, пло­хо по­ни­ма­ю­щие цер­ков­но­сла­вян­ский язык бо­го­слу­же­ния. Отец Дмит­рий еже­днев­но про­из­но­сил про­по­ве­ди на зы­рян­ском язы­ке, и свя­щен­ни­ка за это очень лю­би­ли. Он так­же про­дол­жал ра­бо­тать учи­те­лем в несколь­ких шко­лах и был де­пу­та­том окру­га по след­ствен­ным и хо­зяй­ствен­ным де­лам.
В 1918 го­ду из Усть-Сы­соль­ска в Тро­и­це-Пе­чорск по при­ка­зу ЧК был на­прав­лен ка­ра­тель­ный от­ряд крас­но­ар­мей­цев. Он под­ни­мал­ся по ре­ке Вы­че­где на па­ро­хо­де с на­зва­ни­ем «Доб­ро­же­ла­тель». От­ряд оста­но­вил­ся в се­ле Усть-Нем 15 сен­тяб­ря. На­чал­ся по­гром, пья­ные крас­но­ар­мей­цы вры­ва­лись в до­ма, гра­би­ли, тут и там раз­да­ва­лась стрель­ба. Отец Дмит­рий, как обыч­но, от­пра­вил­ся в цер­ковь со­вер­шать ве­чер­нее бо­го­слу­же­ние. По­сле служ­бы он про­чел про­по­ведь для зы­рян, ко­то­рые все­гда на­пол­ня­ли его храм, чтобы по­слу­шать на­став­ле­ния свя­щен­ни­ка. В тот день отец Дмит­рий ска­зал, что этим бес­чин­ствам ско­ро бу­дет по­ло­жен ко­нец и Бог всем воз­даст по за­слу­гам.
Во вре­мя про­по­ве­ди в храм во­шли сол­да­ты, ко­то­рые не зна­ли зы­рян­ско­го язы­ка, они по­до­шли к от­цу Дмит­рию и при­ка­за­ли объ­явить на­ро­ду, что при­шла Со­вет­ская власть, и ес­ли ей не бу­дут под­чи­нять­ся, то бу­дет пло­хо. Свя­щен­ник им ни­че­го не от­ве­тил. Мол­ча со­брал­ся и вы­шел из церк­ви.
Позд­но ве­че­ром в его дом во­рва­лись несколь­ко сол­дат. Глав­ный из них гром­ко при­ка­зал: «Оде­вай­ся, поп!». Дру­гие ста­ли все кру­гом пе­ре­во­ра­чи­вать. Ма­туш­ка Ан­на бро­си­лась к от­цу Дмит­рию со сло­ва­ми: «На ко­го ты нас остав­ля­ешь!».
«Бог вас не оста­вит», – бы­ли его по­след­ние сло­ва.
На сле­ду­ю­щий день к оси­ро­тев­шей се­мье свя­щен­ни­ка вновь яви­лись крас­но­ар­мей­цы и ве­ле­ли осво­бо­дить дом, оста­вив в нем и все свое иму­ще­ство. Ан­на Ива­нов­на, в чем бы­ла, со­бра­ла чет­ве­рых де­тей, и они вы­шли на ули­цу.
Отец Дмит­рий был до­став­лен на па­ро­ход и при­вя­зан к кор­ме. Крас­ный от­ряд дви­нул­ся даль­ше по ре­ке. В пу­ти свя­щен­ни­ка пы­та­ли и до­пра­ши­ва­ли. Так­же по до­ро­ге со­ста­ви­ли об­ви­не­ние: «про­из­но­сит про­по­ве­ди про­тив Со­вет­ской вла­сти, на­зы­вая ее вла­стью гра­би­тель­ской». Ко­ман­дир ка­ра­тель­но­го от­ря­да Ман­дель­ба­ум впо­след­ствии по­слал до­не­се­ние в го­род Кот­лас о том, что «за­се­да­ние Усть-Сы­соль­ской ЧК [со­сто­яв­ше­е­ся пря­мо на па­ро­хо­де] ре­ши­ло: при­го­во­рить свя­щен­ни­ка Спас­ско­го к рас­стре­лу, что и бы­ло немед­лен­но при­ве­де­но в ис­пол­не­ние».
Рас­стре­ля­ли от­ца Дмит­рия Спас­ско­го на чет­вер­тый день по­сле аре­ста, казнь про­из­во­ди­ли в рай­оне се­ла По­моз­ди­но.
Мест­ные кре­стьяне рас­ска­за­ли до­че­ри свя­щен­ни­ка о его по­след­них днях: «Крас­но­ар­мей­цы все вре­мя би­ли его на­гай­ка­ми – за то, что он не от­рек­ся от ве­ры Хри­сто­вой, а он на­зы­вал их слу­га­ми са­та­ны. Па­ро­ход оста­но­ви­ли под утро на без­люд­ном ме­сте. На опуш­ке ле­са ве­ле­ли ба­тюш­ке вы­ко­пать се­бе мо­ги­лу. Да, ви­дать, не глу­бо­ко смог он вы­ко­пать… Ко­гда рас­стре­ля­ли его и за­бро­са­ли яму пес­ком, дождь, лив­ший це­лый день, раз­мыл пе­сок, и кисть ру­ки тор­ча­ла из мо­ги­лы…». Через три дня по­сле рас­стре­ла ма­туш­ка Ан­на вме­сте с жи­те­ля­ми со­сед­них сел пе­ре­вез­ла те­ло му­жа в се­ло По­моз­ди­но, где отец Дмит­рий был по­хо­ро­нен на мест­ном клад­би­ще. От­пе­ва­ние со­вер­шил на­сто­я­тель По­моз­дин­ской Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ской церк­ви отец Алек­сий Тюр­нин (впо­след­ствии так­же рас­стре­лян­ный). На мо­ги­ле но­во­му­че­ни­ка уста­но­ви­ли крест, толь­ко по­бо­я­лись на кре­сте на­пи­сать его имя.
Впо­след­ствии на тер­ри­то­рии это­го ста­ро­го клад­би­ща, на­хо­див­ше­го­ся в цен­тре се­ла, бы­ло по­стро­е­но зда­ние рай­ис­пол­ко­ма.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Пет­ро­вич Пав­лов­ский ро­дил­ся 28 ян­ва­ря 1876 го­да в се­ле По­по­во­на­во­лоц­ком Шен­кур­ско­го уез­да Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка.
В 1892 го­ду он окон­чил Шен­кур­ское Ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1893 го­ду был уво­лен из I клас­са Ар­хан­гель­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии.
14 ав­гу­ста 1893 го­да Иван Пет­ро­вич был опре­де­лен пса­лом­щи­ком к Усть-Кож­вин­ской Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви, а 13 сен­тяб­ря 1894 го­да пе­ре­ве­ден в Ба­ку­рин­скую Спас­скую цер­ковь.
В 1900 го­ду бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник в ис­пы­та­тель­ной ко­мис­сии при Ар­хан­гель­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии сдал эк­за­мен на диа­ко­на и 19 мар­та 1900 го­да был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, за при­ле­жа­ние был остав­лен на долж­но­сти пса­лом­щи­ка Ба­ку­рин­ской Спас­ской церк­ви.
В июле 1901 го­ду отец Иоанн был от­ре­шен от ме­ста, но зи­мой – 19 де­каб­ря 1901 го­да был на­зна­чен пса­лом­щи­ком За­ме­жен­ской Зо­си­мо-Сав­ва­ти­ев­ской церк­ви.
9 ав­гу­ста 1908 го­да отец Иоанн был до­пу­щен и до диа­ко­на, а 15 фев­ра­ля 1910 го­да утвер­жден в долж­но­сти диа­ко­на Усть-Ци­лем­ско­го Ни­коль­ско­го со­бо­ра.
23 июля 1912 го­да в ис­пы­та­тель­ной ко­мис­сии при Ар­хан­гель­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии диа­кон Иоанн сдал эк­за­мен для при­ня­тия са­на свя­щен­ни­ка. Вы­дер­жав се­рьез­ный эк­за­мен, 25 ав­гу­ста 1912 го­да он был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка к Мо­шьюг­ской церк­ви во имя Со­бо­ра Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.
В 1894-1901 го­дах он со­сто­ял за­ко­но­учи­те­лем Ба­ку­рин­ской Цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы, а 1912-1918 го­дах ра­бо­тал за­ко­но­учи­те­лем Мо­шьюг­ско­го од­но­класс­но­го сель­ско­го учи­ли­ща. По­сле 1918 го­ду пред­по­ло­жи­тель­но слу­жил свя­щен­ни­ком Мо­шьюг­ской Бо­го­ро­диц­кой церк­ви.
В 1933 го­ду отец Иоанн Пав­лов­ский на­хо­дил­ся под след­стви­ем ор­га­нов НКВД по по­до­зре­нию в укры­ва­тель­стве цен­но­стей, но к су­ду не при­вле­кал­ся.
С 1935 го­да про­жи­вал в де­ревне Боль­шое Га­ло­во Ижем­ско­го рай­о­на Ко­ми АО, слу­жил свя­щен­ни­ком, но недол­го.
30 июня 1937 го­да свя­щен­ник был аре­сто­ван, со­дер­жал­ся в Ижем­ской тюрь­ме. Он бви­нял­ся, в част­но­сти, в том, что «про­во­дит контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию сре­ди кол­хоз­ни­ков, вы­ска­зы­вая о ско­рой пе­ре­мене су­ще­ству­ю­ще­го строя и па­де­ния со­вет­ской вла­сти, вос­хва­ля­ет Гит­ле­ра». Отец Иоанн Пав­лов­ский был осуж­ден 16 сен­тяб­ря 1937 го­да Трой­кой при УНКВД Ко­ми АССР по ста­тье 58.10 УК РСФСР и при­го­во­рен к выс­шей ме­ре на­ка­за­ния. Му­че­ни­че­скую кон­чи­ну через рас­стрел он при­нял в се­ле Ижме 19 де­каб­ря 1937 го­да.

☦️
Все­во­лод Иоан­но­вич По­тё­мин­ский ро­дил­ся 30 мар­та 1870 го­да в го­ро­де Ни­коль­ске Во­ло­год­ской гу­бер­нии. Он ро­ди­ля в се­мье по­но­ма­ря ля­мен­ской Бла­го­ве­щен­ской церк­ви Иоан­на По­тё­мин­ско­го, окон­чил 3 клас­са Во­ло­год­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. С 1890 го­да Все­во­лод Иоан­но­вич – диа­кон Си­мо­но­во­лом­ской церк­ви в Устюж­ском уез­де, а с 1900 го­да – Вве­ден­ской церк­ви в Ни­коль­ском уез­де.
В 1891–1900 го­ды отец Все­во­лод ра­бо­тал учи­те­лем в шко­ле в се­ле Си­мо­но­во­лом­ская Пу­сты­ня Устюж­ско­го уез­да. В 1903 го­ду епи­ско­пом Во­ло­год­ским и То­тем­ским Алек­си­ем (Со­боле­вым) он был ру­ко­по­ло­жен во иерея к Ни­коль­ской церк­ви се­ла Се­му­ко­ва, од­новре­мен­но был за­ко­но­учи­те­лем в мест­ной на­род­ной шко­ле. С 1910 го­да иерей Все­во­лод пре­по­да­вал в на­чаль­ной шко­ле се­ла Кырс. Из­вест­но, что он имел боль­шую биб­лио­те­ку, в том чис­ле мно­го книг по аг­ро­но­мии, от­крыл в сво­ем се­ле шко­лу, где пре­по­да­вал по соб­ствен­ным учеб­ни­кам и поль­зо­вал­ся ав­то­ри­те­том у при­хо­жан, ко­то­рые несколь­ко раз за­щи­ща­ли его от аре­ста.
Отец Все­во­лод был су­дим в 1928, 1934, 1936 го­ды, ли­шен из­би­ра­тель­ных прав и вы­се­лен с се­мьей из до­ма. Зи­мой 1937 го­да цер­ковь в Се­му­ко­ве за­кры­ли, в зда­нии хо­те­ли от­крыть клуб и неод­но­крат­но пы­та­лись уни­что­жить кре­сты, вы­ре­зан­ные на сте­нах хра­ма, но кре­сты чу­дес­ным об­ра­зом по­яв­ля­лись вновь.
Аре­сто­вать от­ца Все­во­ло­да уда­лось лишь об­ма­ном, вы­звав его яко­бы на кре­сти­ны. 7 ав­гу­ста 1937 го­да он был за­клю­чен в сык­тыв­кар­скую тюрь­му. Свя­щен­ник об­ви­нял­ся в том, что «си­сте­ма­ти­че­ски про­во­дил контр­ре­во­лю­ци­он­ную де­я­тель­ность, на­прав­лен­ную про­тив ме­ро­при­я­тий сов. вла­сти. В июне ме­ся­це 1937 г. рас­про­стра­нял про­во­ка­ци­он­ные слу­хи о войне и па­де­нии сов. вла­сти. Про­во­дил под­го­тов­ку к вы­бо­рам в со­ве­ты, вы­став­лял кан­ди­да­ту­ры из чис­ла контр­ре­во­лю­ци­он­ных эле­мен­тов и аги­ти­ро­вал сре­ди на­се­ле­ния за под­держ­ку этих кан­ди­да­тур». Де­ло иерея Все­во­ло­да По­тё­мин­ско­го бы­ло про­ве­де­но с гру­бей­ши­ми на­ру­ше­ни­я­ми: пра­во на за­щи­ту не обес­пе­че­но, об­ви­ни­тель­ное за­клю­че­ние не мо­ти­ви­ро­ва­но и про­ку­ро­ром не утвер­жде­но. Отец Все­во­лод ви­нов­ным се­бя не при­знал. Свя­щен­но­му­че­ник был рас­стре­лян 19 сен­тяб­ря 1937 го­да по при­го­во­ру трой­ки НКВД Ко­ми АССР от 16 сен­тяб­ря в рай­оне В. Чо­ва.

☦️
Ара­пет­ская или Ара­вий­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри от­но­сит­ся к чис­лу наи­бо­лее древ­них икон, но из­вест­на толь­ко по име­ни. Све­де­ний же о ме­сте и вре­ме­ни ее яв­ле­ния не со­хра­ни­лось ни­ка­ких. Су­ще­ству­ют од­ни толь­ко до­гад­ки и пред­по­ло­же­ния по это­му во­про­су. Од­ни от­но­сят яв­ле­ние и про­слав­ле­ние ико­ны к на­ча­лу IV ве­ка, а имен­но к 301 го­ду. По дру­гим же ис­точ­ни­кам яв­ле­ние ее от­но­сит­ся к бо­лее ран­не­му вре­ме­ни – I ве­ку, и при­уро­чи­ва­ет­ся это со­бы­тие к то­му мо­мен­ту, ко­гда свя­той апо­стол Фо­ма рас­про­стра­нял свет еван­гель­ско­го уче­ния в Ин­дии.
Еще од­но на­име­но­ва­ние ико­ны – «О Все­пе­тая Ма­ти» свя­за­но с тем, что край «му­а­ро­во­го» ма­фо­рия Бо­го­ро­ди­цы укра­шен кай­мой с тек­стом стро­фы 13-го конда­ка Ве­ли­ко­го Ака­фи­ста на цер­ков­но-сла­вян­ском язы­ке: «О все­пе­тая Ма­ти, рожд­шая всех свя­тых Свя­тей­шее Сло­во, ны­неш­нее при­но­ше­ние при­ем­ши, от вся­ких на­па­сти из­ба­ви всех, и гря­ду­щия из­ми му­ки, во­пи­ю­щия Ти: Ал­ли­лу­иа». Кро­ме то­го, на кай­ме ма­фо­рия Бо­го­ма­те­ри мож­но про­чи­тать сло­ва, ко­то­ры­ми на­чи­на­ет­ся Ве­ли­кий Ака­фист: «Взбран­ной Во­е­во­де по­бе­ди­тель­ная, яко из­бав­ля­ше­ся от злых…». В рус­ской ико­но­пис­ной тра­ди­ции эта ико­но­гра­фия из­вест­на с XVII в.
Наи­бо­лее ран­нее изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри «О Все­пе­тая Ма­ти» встре­ча­ет­ся на несколь­ких ли­стах Сий­ско­го ли­це­во­го ико­но­пис­но­го под­лин­ни­ка XVII в. На од­ном из них ико­на име­ну­ет­ся «Арап­скою». В ико­но­пис­ной прак­ти­ке на­ча­ла XX в. мож­но встре­тить так­же на­зва­ние «Ара­вий­ская». Ико­на пред­став­ля­ет со­бой по­яс­ное изо­бра­же­ние Бо­го­ма­те­ри в трех­чет­верт­ном по­во­ро­те, ла­до­ня­ми лег­ко под­дер­жи­ва­ю­щей Мла­ден­ца Хри­ста на уровне его пред­пле­чий. Ру­ки Спа­си­те­ля под­ня­ты и ле­жат на гру­ди Бо­го­ма­те­ри. Ино­гда гла­ва Бо­жи­ей Ма­те­ри увен­ча­на ска­зоч­ной цар­ской ко­ро­ной. Об­ла­че­ния Пре­свя­той Де­вы обыч­но со­сто­ят из крас­но-ко­рич­не­во­го хи­то­на и виш­не­во­го «об­лач­но­го» ма­фо­рия, яв­ля­ю­ще­го­ся сим­во­лом гор­не­го ми­ра. На пле­чах и гла­ве Бо­го­ма­те­ри вме­сто при­выч­ных звез­диц – сим­во­лов дев­ства – изо­бра­же­ны три ме­да­льо­на с го­ло­ва­ми ан­ге­ла, ко­то­рые ино­гда ис­тол­ко­вы­ва­ют­ся пра­во­слав­ны­ми бо­го­сло­ва­ми как древ­ний сим­во­ли­че­ский об­раз Тро­и­цы. Воз­мож­но, в пред­став­ле­нии XVII в. та­кое ико­но­гра­фи­че­ское про­чте­ние об­ра­за свя­зы­ва­лось с Во­сто­ком, Егип­том и Па­ле­сти­ной, что от­ра­зи­лось в име­но­ва­нии ико­ны «Араб­ской» или «Ара­вий­ской».
На иконе из со­бра­ния Тре­тья­ков­ской Го­судар­ствен­ной га­ле­реи изо­бра­же­на Бо­жия Ма­терь без вен­ца и очень ред­ко встре­ча­ю­ще­е­ся ле­во­сто­рон­нее по­ло­же­ние Мла­ден­ца Спа­си­те­ля. Хри­стос об­ла­чен толь­ко в на­бед­рен­ный плат и ги­ма­тий, ко­то­рый на этой иконе име­ет уни­каль­ную «об­лач­ную» фор­му и, слов­но оку­ты­вая, под­дер­жи­ва­ет и со­кры­ва­ет Хри­ста.

Жития
Писание