⏳ 2020.09.17 (чт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 15я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 5й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
17 сентября (4 сентября)
• прор. Моисея Боговидца (XVI до РХ)
• мц. Ермио́нии (дщери ап. Филиппа) (ок. 117)
• сщмч. Вави́лы, мчч. Урва́на, Прилидиа́на, Епполо́ния, исп. Христоду́лы (251)
• мчч. Феодора, Миа́на, Иулиа́на, Кио́на (305–311)
• мчч. Вави́лы Никомидийского и 84-ех отроков (IV)
• прмч. Парфе́ния Кизилташского (1867)
• обре́тение мощей свт. Иоаса́фа Белгородского (1911)
• сщмчч. Григория (Лебедева) Шлиссельбургского, Павла (Васильевского), Иоанна (Василевского), Николая (Лебедева), Николая (Сретенского), Иоанна (Ромашкина), Николая (Хвощева), Александра (Никольского), Петра (Лебединского), Михаила (Богородского), Илии (Измайлова), прмч. Стефа́на (Кускова), мчч. Василия (Ежова), Петра (Лонскова), Стефана (Митюшкина), Александра (Блохина) (1937)
• сщмч. Петра (Зимонича) Дабро-Боснийского (1941)
• мц. Елены Черновой (1943)
• второе обре́тение (1964) и перенесение (1989) мощей свт. Митрофа́на (Мака́рия) Воронежского
• Собор Воронежских святых
• иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (1680)


☦️
Ве­ли­кий про­рок и за­ко­но­да­тель из­ра­иль­тян про­ис­хо­дил из ко­ле­на Ле­ви­и­на. Ро­дил­ся в Егип­те при­бли­зи­тель­но в 1570 го­ду до Р. X. и вос­пи­тан до­че­рью фа­ра­о­на. Во всех сво­их на­чи­на­ни­ях и по­ступ­ках Мо­и­сей яв­лял­ся ору­ди­ем в ру­ках Все­выш­не­го. Мо­и­сей был че­ло­ве­ком, ко­то­ро­му Бог от­крыл тай­ны бы­тия: со­тво­ре­ние ми­ра и че­ло­ве­ка. На го­ре Си­най­ской он при­нял от Бо­га 10 за­по­ве­дей Его. Си­лой Бо­жи­ей тво­рил ве­ли­кие зна­ме­ния и чу­де­са. Пре­ста­вил­ся 120-ти лет в стране Мо­авит­ской. По­гре­бен в до­лине близ Веф­фе­го­ра, но «ни­кто не зна­ет ме­ста по­гре­бе­ния его да­же до се­го дня» (Втор.34:6). О жиз­ни Мо­и­сея по­вест­ву­ют кни­ги Биб­лии – Ис­ход, Чис­ла и Вто­ро­за­ко­ние.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/739

☦️
Свя­тая му­че­ни­ца Ер­ми­о­ния бы­ла до­че­рью свя­то­го апо­сто­ла Филип­па. Же­лая уви­деть свя­то­го Иоан­на Бо­го­сло­ва, Ер­ми­о­ния со сво­ей сест­рой Ев­ти­хи­ей от­пра­ви­лась на по­ис­ки свя­то­го в Асию (Ма­лая Азия), но во вре­мя пу­те­ше­ствия они узна­ли о смер­ти свя­то­го. Про­дол­жая путь, сест­ры встре­ти­ли уче­ни­ка апо­сто­ла Пав­ла Пет­ро­ния и, под­ра­жая ему во всем, ста­ли его уче­ни­ца­ми. Свя­тая Ер­ми­о­ния, вла­дея вра­чеб­ным ис­кус­ством, ока­зы­ва­ла по­мощь мно­гим хри­сти­а­нам и си­лою Хри­сто­вой вра­че­ва­ла бо­лез­ни.
В это вре­мя им­пе­ра­тор Тра­ян (98–117) шел вой­ной на пер­сов и про­хо­дил со сво­им вой­ском через се­ле­ние, где жи­ла свя­тая. Ко­гда ему до­нес­ли, что Ер­ми­о­ния хри­сти­ан­ка, он ве­лел при­ве­сти ее к се­бе. Вна­ча­ле им­пе­ра­тор хо­тел лас­ко­вы­ми уве­ще­ва­ни­я­ми убе­дить свя­тую от­речь­ся от Хри­ста. Ко­гда это не уда­лось, он при­ка­зал бить ее дол­гое вре­мя по ли­цу, но она с ра­до­стью пре­тер­пе­ва­ла эти стра­да­ния. При­том она бы­ла уте­ше­на ви­де­ни­ем Гос­по­да, се­дя­ще­го на пре­сто­ле су­дей­ском, по­хо­же­го ли­цом на Пет­ро­ния. Убе­див­шись, что она непре­клон­на в сво­ей ве­ре, Тра­ян от­пу­стил ее. Ер­ми­о­ния устро­и­ла го­сти­ни­цу, в ко­то­рой при­ни­ма­ла боль­ных, вра­чуя их ду­шев­ные и те­лес­ные неду­ги.
Пре­ем­ник им­пе­ра­то­ра Тра­я­на Адри­ан за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ской ве­ры ве­лел вновь при­ве­сти свя­тую на суд. Сна­ча­ла им­пе­ра­тор при­ка­зал бить ее без по­ща­ды, за­тем ей прон­зи­ли ступ­ни ног гвоз­дя­ми и, на­ко­нец, бро­си­ли в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой, оло­вом и се­рой. Но свя­тая за всё воз­но­си­ла бла­го­да­ре­ние Бо­гу. И Гос­подь ока­зал ей свою ми­лость: огонь угас, оло­во раз­ли­лось, а свя­тая оста­лась невре­ди­мой. Удив­лен­ный Адри­ан по­до­шел к ме­сту му­че­ний и до­тро­нул­ся до кот­ла, чтобы удо­сто­ве­рить­ся, не остыл ли он. Как толь­ко он при­кос­нул­ся к кот­лу, ко­жа на ру­ке опа­ли­лась. Од­на­ко и это не убе­ди­ло му­чи­те­ля. Он при­ка­зал рас­ка­лить ско­во­ро­ду и по­ло­жить на нее свя­тую му­че­ни­цу. Здесь сно­ва бы­ло по­ка­за­но яв­ное чу­до. Ан­гел Гос­по­день раз­бро­сал уг­ли и опа­лил мно­гих, сто­яв­ших око­ло ог­ня. Свя­тая сто­я­ла на ско­во­ро­де, как на зе­ле­ной тра­ве, и вос­пе­ва­ла сла­во­сло­вие Гос­по­ду. Сой­дя со ско­во­ро­ды, свя­тая му­че­ни­ца сде­ла­ла вид, что же­ла­ет при­не­сти жерт­ву бо­гу Гер­ку­ле­су. Ра­дост­ный царь при­ка­зал от­ве­сти ее в идоль­ское ка­пи­ще. Ко­гда же свя­тая по­мо­ли­лась там Бо­гу, по­слы­шал­ся силь­ный гром, и все идо­лы в ка­пи­ще упа­ли и раз­би­лись. В яро­сти царь при­ка­зал вы­ве­сти Ер­ми­о­нию за го­род и от­сечь ей го­ло­ву. Двум слу­гам – Фе­о­ду­лу и Ти­мо­фею – бы­ло по­ру­че­но осу­ще­ствить казнь. Идя по до­ро­ге, они хо­те­ли со­вер­шить без­за­ко­ние над свя­той, но лишь толь­ко они об этом по­ду­ма­ли, ру­ки у них вы­сох­ли. То­гда они уве­ро­ва­ли во Иису­са Хри­ста и с рас­ка­я­ни­ем при­па­ли к но­гам свя­той Ер­ми­о­нии. Они про­си­ли ее по­мо­лить­ся Гос­по­ду, чтобы Он при­звал их к Се­бе преж­де нее, что по этой мо­лит­ве и со­вер­ши­лось. По­сле это­го, по­мо­лив­шись, и она ото­шла ко Гос­по­ду († ок. 117 го­да).

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­ви­ла и с ним три от­ро­ка: Урван, При­ли­ди­ан, Еп­по­ло­ний и мать их Хри­сто­ду­ла при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну при Де­кии (249–251). Во вре­мя сво­е­го пре­бы­ва­ния в го­ро­де Ан­тио­хии им­пе­ра­тор устро­ил боль­шой празд­ник в честь язы­че­ских бо­гов. Од­новре­мен­но с этим свя­той и бо­го­бо­яз­нен­ный епи­скоп Ан­тио­хий­ский Ва­ви­ла со­вер­шал в хра­ме Бо­же­ствен­ную ли­тур­гию; он мо­лил­ся за свою паст­ву и учил ее му­же­ствен­но пе­ре­но­сить все ис­пы­та­ния за ве­ру во Хри­ста. По­сле мерз­ко­го идо­ло­слу­же­ния Де­кий, же­лая ви­деть со­вер­ше­ние Бо­же­ствен­ных Та­ин, ре­шил вой­ти в храм и сво­им по­се­ще­ни­ем осквер­нить свя­ты­ню Гос­под­ню. Об этом бы­ло до­ло­же­но епи­ско­пу, и он, не же­лая впу­стить нече­стив­ца в храм Бо­жий, вы­шел ему на­встре­чу и оста­но­вил его на по­ро­ге церк­ви. Ко­гда им­пе­ра­тор по­пы­тал­ся бли­же по­дой­ти к цер­ков­ным две­рям, свя­той Ва­ви­ла ру­кою от­толк­нул его так, что царь вы­нуж­ден был от­ка­зать­ся от сво­е­го на­ме­ре­ния. Он хо­тел бы­ло тут же ото­мстить свя­то­му, но, ви­дя боль­шое сте­че­ние хри­сти­ан, по­бо­ял­ся их воз­му­ще­ния.
На дру­гой день раз­гне­ван­ный им­пе­ра­тор при­ка­зал пре­дать ог­ню хри­сти­ан­ский храм, а епи­ско­па Ва­ви­лу при­ве­сти к нему. На во­прос о том, как мог он оскор­бить цар­ское до­сто­ин­ство, не пу­стить им­пе­ра­то­ра в храм и не ока­зать ему долж­но­го по­чте­ния, свя­той епи­скоп от­ве­чал: «Ес­ли кто вос­ста­ет на Бо­га и хо­чет на­не­сти оскорб­ле­ние Его свя­тыне, тот не толь­ко не до­сто­ин по­че­стей, но ста­но­вит­ся вра­гом Гос­по­да».
Им­пе­ра­тор по­тре­бо­вал, чтобы свя­той епи­скоп по­кло­нил­ся идо­лам и та­ким об­ра­зом ис­ку­пил свое пре­ступ­ле­ние, а ина­че он бу­дет каз­нен, но, убе­див­шись, что му­че­ник оста­ет­ся твер­дым в сво­ей ве­ре, при­ка­зал во­е­на­чаль­ни­ку Вик­то­ри­ну на­деть на него тя­же­лые це­пи и с по­зо­ром во­дить по го­ро­ду. На это свя­той му­че­ник от­ве­чал: «О, царь, для ме­ня эти це­пи так же по­чет­ны, как для те­бя твой цар­ский ве­нец, а стра­да­ния за Хри­ста для ме­ня при­ят­ны, как при­ят­на те­бе твоя цар­ская власть; смерть за Бес­смерт­но­го Ца­ря так же для ме­ня же­ла­тель­на, как для те­бя твоя жизнь».
На су­де вме­сте с епи­ско­пом Ва­ви­лой на­хо­ди­лись три юных бра­та, ко­то­рые не остав­ля­ли его да­же в са­мые труд­ные ми­ну­ты. Уви­дев их, им­пе­ра­тор спро­сил: «Чьи это де­ти?» – «Это мои ду­хов­ные ча­да, – от­ве­чал свя­той, – я их воз­ро­дил бла­го­вест­во­ва­ни­ем, вскор­мил по­уче­ни­ем, взрас­тил на­став­ле­ни­я­ми, и вот в ма­лом те­ле пе­ред то­бою ве­ли­кие му­жи и со­вер­шен­ные хри­сти­ане. Ис­пы­тай и уви­дишь».
Им­пе­ра­тор ис­про­бо­вал все спо­со­бы пре­льстить юно­шей и их мать Хри­сто­ду­лу к от­ре­че­нию от Хри­ста, но на­прас­но. То­гда в яро­сти он при­ка­зал на­не­сти каж­до­му из них ра­ны по чис­лу их лет. Пер­во­му на­нес­ли 12 ран, дру­го­му – 10, а тре­тье­му – 7. От­пу­стив мать и де­тей, му­чи­тель сно­ва вы­звал свя­ти­те­ля, он хо­тел об­ма­нуть его, ска­зав, что его де­ти от­рек­лись от Хри­ста. Од­на­ко эта ложь бы­ла тут же рас­кры­та и не при­нес­ла ему успе­ха. То­гда он в яро­сти при­ка­зал по­ве­сить всех му­че­ни­ков на де­ре­ве и стал жечь их ог­нем. Ви­дя стой­кость и му­же­ство свя­тых, им­пе­ра­тор, на­ко­нец, осу­дил их на му­че­ни­че­скую смерть через усек­но­ве­ние ме­чом († ок. 251).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/738

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Фе­о­дор, Ми­ан, Иули­ан и Ки­он жи­ли при Мак­си­ми­ане (305–311) и бы­ли ро­дом из се­ле­ния Кян­да­ва­вы (близ Ни­ко­ми­дии). За ис­по­ве­да­ние ве­ры Хри­сто­вой их схва­ти­ли и пре­да­ли му­че­ни­ям. Вна­ча­ле их те­ла стро­га­ли ост­ры­ми же­лез­ны­ми ког­тя­ми, а за­тем за­пер­ли в жар­ко на­топ­лен­ной бане. И чтобы они не убе­жа­ли, две­ри за­пер­ли и за­пе­ча­та­ли цар­ским перст­нем. Но Ан­гел Бо­жий осво­бо­дил их. Во­и­ны сно­ва схва­ти­ли му­че­ни­ков и по­ве­ли за го­род на казнь. Свя­тым по их прось­бе бы­ло да­но вре­мя для мо­лит­вы, а за­тем они с ра­до­стью пре­да­ли свои ду­ши Гос­по­ду. Те­ла их бы­ли рас­се­че­ны на ча­сти и бро­ше­ны в огонь.

☦️
Му­че­ни­ки Ва­ви­ла и с ним 84 его вос­пи­тан­ни­ка по­стра­да­ли в го­ро­де Ни­ко­ми­дии за ис­по­ве­да­ние хри­сти­ан­ства во вре­мя прав­ле­ния им­пе­ра­то­ра Мак­си­ми­а­на (284–305). Им­пе­ра­тор, на­хо­дясь в Ни­ко­ми­дии, воз­двиг го­не­ние на хри­сти­ан. Как и о мно­гих дру­гих ве­ру­ю­щих, Мак­си­ми­а­ну бы­ло до­не­се­но и о стар­це Ва­ви­ле, ко­то­рый учил де­тей хри­сти­ан­ско­му бла­го­че­стию. Ко­гда ста­рец Ва­ви­ла пред­стал пе­ред им­пе­ра­то­ром, то за ис­по­ве­да­ние ве­ры в ис­тин­но­го Бо­га был пре­дан мно­гим му­че­ни­ям. Во вре­мя сво­их стра­да­ний свя­той му­че­ник непре­стан­но взы­вал к Бо­гу: «Бла­го­да­рю Те­бя, Гос­по­ди, что Ты сде­лал ме­ня, ста­ро­го и немощ­но­го, мо­ло­дым и креп­ким». По­сле из­би­е­ния кам­ня­ми на его окро­вав­лен­ное те­ло на­де­ли око­вы и от­пра­ви­ли в тем­ни­цу. За­тем при­ве­ли к ца­рю и уче­ни­ков свя­то­го. Ни лас­ко­вые уго­во­ры, ни обе­ща­ние да­ров не сло­ми­ли хри­сти­ан­ское убеж­де­ние де­тей. Двое из них, Ам­мо­ний и До­нат, твер­до за­яви­ли: «Мы – хри­сти­ане, и не при­но­сим жертв немым и глу­хим бе­сам». Им­пе­ра­тор, при­дя в ярость от неожи­дан­но­го и твер­до­го от­ве­та со сто­ро­ны де­тей, при­ка­зал вна­ча­ле их бить, а за­тем пре­дать смер­ти через усек­но­ве­ние ме­чом вме­сте с их учи­те­лем. Во вре­мя ше­ствия на казнь свя­той му­че­ник Ва­ви­ла вос­пе­вал бла­го­да­ре­ние Бо­гу: «Се аз и де­ти, яже ми дал есть Бог!» С ду­хов­ной ра­до­стью при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну сна­ча­ла свя­той Ва­ви­ла, а за­тем и все его 84 уче­ни­ка.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Пар­фе­ний ро­дил­ся в 1815 г. в Ели­са­вет­гра­де. 23 де­каб­ря 1845 г. он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг и 8 ап­ре­ля 1846 г. был ру­ко­по­ло­жен во иеро­мо­на­ха. С июля 1848 г. отец Пар­фе­ний – бла­го­чин­ный Кор­сун­ско­го мо­на­сты­ря в Хер­соне, поз­же – эко­ном в Хер­сон­ском ар­хи­ерей­ском до­ме. В 1852 г. на Тен­гин­ском укреп­ле­нии Чер­но­мор­ской бе­ре­го­вой ох­ра­ны отец Пар­фе­ний от­ли­чил­ся сво­им ин­же­нер­ным та­лан­том, пред­ло­жив лег­чай­ший спо­соб подъ­ема за­то­нув­ших гру­зов. Спе­ци­аль­ная ко­мис­сия одоб­ри­ла изоб­ре­те­ние, и бы­ло пред­пи­са­но уст­ра­и­вать по­доб­ные ма­ши­ны для пор­то­вых на­доб­но­стей. За но­вое изоб­ре­те­ние по подъ­ему за­то­нув­ших ко­раб­лей отец Пар­фе­ний по­лу­чил бла­го­дар­ность от кон­трад­ми­ра­ла Чер­но­мор­ско­го фло­та. Во вре­мя Крым­ской вой­ны 1853–1856 гг. при об­стре­ле Но­во­рос­сий­ска непри­я­тель­ски­ми су­да­ми с 28 фев­ра­ля по 4 мар­та 1855 г. отец Пар­фе­ний пе­ред ли­цом смер­тель­ной опас­но­сти неот­луч­но ис­по­ве­до­вал и при­ча­щал ра­не­ных во­и­нов, от­пе­вал по­гиб­ших.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-parfenij-kiziltashskij

☦️
Свя­ти­тель Иоасаф ро­дил­ся в При­лу­ках, быв­шей Пол­тав­ской гу­бер­нии, 8 сен­тяб­ря 1705 го­да, на празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. При Кре­ще­нии на­зван Иоаки­мом. Он про­ис­хо­дил из древ­не­го бла­го­че­сти­во­го ма­ло­ро­сий­ско­го ро­да Гор­лен­ко­вых. В 1712 го­ду 7-лет­не­го Иоаки­ма отец от­дал в Ки­ев­скую ду­хов­ную ака­де­мию. В сте­нах ака­де­мии он ощу­тил вле­че­ние к мо­на­ше­ской жиз­ни. 7 лет ис­пы­ты­вал се­бя бу­ду­щий свя­ти­тель и на­ко­нец от­крыл­ся ро­ди­те­лям. Дол­го мать с от­цом упра­ши­ва­ли сы­на-пер­вен­ца не при­ни­мать мо­на­ше­ский по­стриг. Но в 1725 оду он тай­но от них при­нял ря­со­фор с име­нем Ила­ри­он в Ки­ев­ском Ме­жи­гор­ском мо­на­сты­ре, а 21 но­яб­ря 1727 го­да был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Иоасаф в Ки­е­во-Брат­ском мо­на­сты­ре. Это со­бы­тие сов­па­ло с за­вер­ше­ни­ем обу­че­ния в ду­хов­ной ака­де­мии. Через год инок Иоасаф был хи­ро­то­ни­сан ар­хи­епи­ско­пом Вар­ла­а­мом Во­на­то­ви­чем в сан иеро­ди­а­ко­на. Его оста­ви­ли пре­по­да­ва­те­лем в Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии. По­сле смер­ти прео­свя­щен­но­го Вар­ла­а­ма Ки­ев­ской ка­фед­рой стал управ­лять ар­хи­епи­скоп Ра­фа­ил За­бо­рос­кий. Ар­хи­епи­скоп Ра­фа­ил об­ра­тил вни­ма­ние на вы­да­ю­щи­е­ся спо­соб­но­сти мо­ло­до­го по­движ­ни­ка и при­влек его для бо­лее ши­ро­ко­го слу­же­ния Церк­ви. Ему бы­ло по­ру­че­но от­вет­ствен­ное по­слу­ша­ние в долж­но­сти эк­за­ме­на­то­ра при Ки­ев­ской ар­хи­епи­ско­пии. В но­яб­ре 1734 го­да ар­хи­епи­скоп Ра­фа­ил по­свя­тил иеро­ди­а­ко­на Иоса­фа в сан иеро­мо­на­ха и пе­ре­вел из учи­лищ­но­го Брат­ско­го мо­на­сты­ря в Ки­е­во-Со­фий­ский ар­хи­ерей­ский дом. Од­новре­мен­но он был на­зна­чен чле­ном Ки­ев­ской ду­хов­ной кон­си­сто­рии. Ис­пол­няя долж­ность эк­за­ме­на­то­ра, он при­ло­жил мно­го уси­лий к ис­прав­ле­нию нрав­ствен­ных недо­стат­ков при­ход­ско­го ду­хо­вен­ства. Кон­сис­тор­ская долж­ность свя­ти­те­ля бы­ла пре­крас­ной шко­лой для его ор­га­ни­за­тор­ских спо­соб­но­стей. В это вре­мя он хо­ро­шо изу­чил нуж­ды свя­щен­но­слу­жи­те­лей, до­сто­ин­ства и недо­стат­ки. епар­хии. Здесь яс­но опре­де­ли­лась все­сто­рон­ность де­ло­вых ка­честв Иоаса­фа, со­че­та­ю­ща­я­ся с боль­ши­ми внут­рен­ни­ми по­дви­га­ми. Он быст­ро вос­хо­дил по лествице ду­хов­но­го со­вер­шен­ства, о чем сви­де­тель­ству­ет со­хра­нив­ше­е­ся его про­из­ве­де­ние «Брань сед­ми чест­ных доб­ро­де­те­лей с сед­ми гре­ха­ми смерт­ны­ми».
24 июня 1737 го­да иеро­мо­нах Иоасаф был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Свя­то-Пре­об­ра­жен­ско­го Мгар­ско­го мо­на­сты­ря с воз­ве­де­ни­ем в сан игу­ме­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioasaf-belgorodskij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Ioasaf_Belgorodskij/
Брань честных семи добродетелей с семью грехами смертными
• Молитва святителя Иоасафа Белгородского
Слово о любви к Богу
• Собственноручные записки о жизни своей епископа Иоасафа

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Гри­го­рий ро­дил­ся в древ­нем го­ро­де Ко­ломне Мос­ков­ской гу­бер­нии 12 (24) но­яб­ря 1878 г. Отец его, Алек­сей Ми­хай­ло­вич Ле­бе­дев (1843–1914), в сане про­то­и­е­рея слу­жил в Успен­ском жен­ском мо­на­сты­ре в Ко­ломне. Мать, Ма­рия, бы­ла до­че­рью мест­но­го свя­щен­ни­ка Фе­о­до­ра Ост­ро­умо­ва. Ро­див­ше­го­ся мла­ден­ца на­зва­ли Алек­сан­дром. Се­мья бы­ла боль­шая. У бу­ду­ще­го Вла­ды­ки бы­ло че­ты­ре бра­та и три сест­ры. Доб­рая и бла­го­че­сти­вая мать за­ло­жи­ла в ду­шу бу­ду­ще­го свя­щен­но­му­че­ни­ка се­ме­на ве­ры и мо­лит­вы. Она ра­но умер­ла от вос­па­ле­ния лег­ких, и «даль­ней­шее вос­пи­та­ние де­тей пол­но­стью взял на се­бя отец, ко­то­рый стре­мил­ся вну­шить им страх Бо­жий и же­ла­ние ис­пол­нять за­по­ве­ди». Он брал маль­чи­ка с со­бой в мо­на­стырь, где тот на­хо­дил­ся весь день под при­смот­ром мо­на­хинь, с ра­до­стью по­се­щал про­дол­жи­тель­ные мо­на­стыр­ские служ­бы.
Алек­сандр с боль­ши­ми успе­ха­ми за­кон­чил Ко­ло­мен­ское ду­хов­ное учи­ли­ще. Имея пре­крас­ные спо­соб­но­сти и ста­ра­ние, он еже­год­но по­лу­чал на­гра­ды за уче­бу и при­мер­ное по­ве­де­ние. «По окон­ча­нии учи­ли­ща юно­ша по­сту­пил в мест­ную Ду­хов­ную се­ми­на­рию, вы­де­ля­ясь и здесь сво­ей се­рьез­но­стью и спо­соб­но­стя­ми. Рек­тор се­ми­на­рии на­зна­чил его устав­щи­ком и ка­но­ни­стом до са­мо­го кон­ца обу­че­ния. Вы­пол­не­ние этих обя­зан­но­стей спо­соб­ство­ва­ло сбли­же­нию Алек­сандра с бла­го­дат­ной си­лой бо­го­слу­же­ния, под вли­я­ни­ем ко­то­рой вы­рас­та­ла его цер­ков­ная на­стро­ен­ность».

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-grigorij-lebedev

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebedev/
• Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления
• Проповеди
• Письма
Евангельские образы

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Па­вел ро­дил­ся 22 июня 1881 го­да в се­ле Ка­ра­бу­зи­но Ке­со­во­гор­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье цер­ков­но­слу­жи­те­ля Ива­на Ва­си­льев­ско­го. Се­мья бы­ла боль­шая, де­вять че­ло­век де­тей. Отец Пав­ла умер, ко­гда ему ис­пол­ни­лось пять лет, и его взял на вос­пи­та­ние дя­дя. Па­вел окон­чил ду­хов­ное учи­ли­ще. В 1916 го­ду он был при­зван в ар­мию и слу­жил до 1918 го­да в 177-м за­пас­ном пе­хот­ном пол­ку, рас­квар­ти­ро­ван­ном в Нов­го­ро­де. По­сле де­мо­би­ли­за­ции вер­нул­ся на ро­ди­ну и слу­жил в хра­ме пса­лом­щи­ком, за­тем же­нил­ся и был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му в се­ле Хо­боц­кое. Же­на о. Пав­ла, Ан­на Ми­хе­ев­на Ми­хе­е­ва, бы­ла до­че­рью бла­го­че­сти­вых кре­стьян, ко­то­рые име­ли три­на­дцать де­тей и вос­пи­ты­ва­ли еще од­но­го при­ем­но­го. Же­лая по­мочь о. Пав­лу, тесть ку­пил для его се­мьи дом. У о. Пав­ла с ма­туш­кой ро­ди­лось пя­те­ро де­тей, но все они уми­ра­ли в ран­нем воз­расте, и жи­ва оста­лась толь­ко млад­шая дочь Та­ма­ра. Впо­след­ствии свя­щен­ник слу­жил в Ни­коль­ском хра­ме се­ла Доб­ры­нине Мак­са­ти­хин­ско­го рай­о­на. Хо­тя его слу­же­ние там бы­ло непро­дол­жи­тель­ным, при­хо­жане успе­ли по­лю­бить сво­е­го пас­ты­ря.
В 1937 го­ду о. Па­вел был аре­сто­ван. В Рос­сии в это вре­мя бы­ло фак­ти­че­ски уста­нов­ле­но во­ен­ное по­ло­же­ние, ко­гда аре­сту под­вер­га­лось мно­же­ство неви­нов­ных лю­дей; де­ла ве­лись за­ча­стую не мест­ны­ми со­труд­ни­ка­ми, а во­ен­но­слу­жа­щи­ми войск НКВД, ко­то­рые про­из­во­ди­ли аре­сты, ве­ли след­ствие и участ­во­ва­ли в рас­стре­лах.
От­ца Пав­ла аре­сто­ва­ли 6 ав­гу­ста в шесть ча­сов ве­че­ра. Он толь­ко что вер­нул­ся с же­ной и до­че­рью из ле­са, где они со­би­ра­ли гри­бы и яго­ды на зи­му.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-pavel-vasilevskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 18 мар­та 1869 го­да в Крас­но­холм­ской сло­бо­де Ве­сье­гон­ско­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ни­ко­лая Ва­силев­ско­го. По окон­ча­нии Твер­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в со­бо­ре го­ро­да Ве­сье­гон­ска.
По­сле при­хо­да к вла­сти без­бож­ни­ков о. Иоанн в 1922 го­ду был аре­сто­ван, об­ви­нен в со­про­тив­ле­нии изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей и при­го­во­рен к од­но­му го­ду за­клю­че­ния. Свя­щен­ник по­дал на кас­са­цию, ко­то­рая бы­ла удо­вле­тво­ре­на; он был осво­бож­ден и вер­нул­ся в со­бор в Ве­сье­гон­ске, тем он слу­жил до фев­ра­ля 1924 го­да, за­тем пе­ре­шел в храм се­ла Се­ли­хо­ва, где про­слу­жил до ок­тяб­ря 1926 го­да и был на­зна­чен в Вос­кре­сен­скую цер­ковь по­сел­ка Се­ли­жа­ро­во.
В Вос­кре­сен­ском хра­ме слу­жи­ло то­гда три свя­щен­ни­ка, но, по­жа­луй, са­мым де­я­тель­ным из них был о. Иоанн. Это и яви­лось при­чи­ной пре­сле­до­ва­ний. 15 июля 1927 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чён в Осташ­ков­скую тюрь­му. Сле­до­ва­тель на до­про­се спро­сил, го­во­рил ли свя­щен­ник об ате­и­сти­че­ском вос­пи­та­нии де­тей, ко­го он по­ми­нал за бо­го­слу­же­ни­я­ми в ка­че­стве пра­вя­ще­го епи­ско­па и хо­дил ли с мо­леб­на­ми по при­хо­ду.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-vasilevskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся в 1867 го­ду в се­ле Ло­щем­ли Выш­не­во­лоц­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ан­дрея Ле­бе­де­ва. По окон­ча­нии Твер­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка. В трид­ца­тых го­дах о. Ни­ко­лай слу­жил в хра­ме се­ла Рус­ская Ко­ше­ва Крас­но­холм­ско­го рай­о­на. Имел се­мью — же­ну, Прас­ко­вью Ива­нов­ну, двух сы­но­вей и двух до­че­рей, но к на­ча­лу трид­ца­тых го­дов де­ти вы­рос­ли и разъ­е­ха­лись по дру­гим го­ро­дам. Чтобы не по­вре­дить им, о. Ни­ко­лай по­чти не пе­ре­пи­сы­вал­ся с ни­ми и адре­са их скры­вал от по­сто­рон­них, го­во­ря, что свя­зи с ни­ми не под­дер­жи­ва­ет. Да­же су­пру­га его жи­ла не вме­сте с ним в се­ле, где он слу­жил, а в Бе­жец­ке. Са­мо­му свя­щен­ни­ку в 1937 го­ду ис­пол­ни­лось семь­де­сят лет, и мож­но бы­ло на­де­ять­ся, что вла­сти, учи­ты­вая воз­раст, не аре­сту­ют его. Од­на­ко для аре­ста и му­че­ни­че­ской кон­чи­ны во вре­мя го­не­ний огра­ни­че­ний в воз­расте нет.
Отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван 8 ав­гу­ста 1937 го­да и за­клю­чен в Бе­жец­кую тюрь­му.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-lebedev

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ни­ко­лай ро­дил­ся 15 ап­ре­ля 1867 го­да в се­ле Тол­сти­ко­во Бе­жец­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Алек­сея Ива­но­ви­ча Сре­тен­ско­го. Ко­гда Ни­ко­лаю ис­пол­ни­лось де­сять лет, ро­ди­те­ли от­да­ли его учить­ся в Бе­жец­кое ду­хов­ное учи­ли­ще, окон­чив ко­то­рое он по­сту­пил в Твер­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию. Прой­дя курс се­ми­на­рии, Ни­ко­лай Алек­се­е­вич пол­го­да ра­бо­тал учи­те­лем в зем­ской шко­ле, за­тем был пе­ре­ве­ден на долж­ность ду­хов­но­го над­зи­ра­те­ля, в ко­ей про­ра­бо­тал несколь­ко ме­ся­цев. В 1890 го­ду, ко­гда ему ис­пол­ни­лось два­дцать три го­да, Ни­ко­лай Алек­се­е­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му Бе­жец­ко­го Бла­го­ве­щен­ско­го мо­на­сты­ря, в ко­то­ром про­слу­жил до сво­е­го аре­ста в 1937 го­ду. С 1906 го­да о. Ни­ко­лай со­сто­ял дей­стви­тель­ным чле­ном Твер­ско­го Пра­во­слав­но­го мис­си­о­нер­ско­го об­ще­ства. С 1910 го­да —член бла­го­тво­ри­тель­но­го об­ще­ства во имя свя­той ве­ли­ко­му­че­ни­цы Вар­ва­ры для вспо­мо­ще­ство­ва­ния бед­ным вос­пи­тан­ни­цам Твер­ско­го епар­хи­аль­но­го жен­ско­го учи­ли­ща. В 1915 го­ду за два­дца­ти­лет­нее пре­по­да­ва­ние За­ко­на Бо­жье­го в раз­лич­ных шко­лах о. Ни­ко­лай был на­граж­ден ор­де­ном Ан­ны III сте­пе­ни.
В се­мье о. Ни­ко­лая бы­ло двое де­тей — сын и дочь. Сын Вла­ди­мир ро­дил­ся в 1895 го­ду. По­сту­пил в Ека­те­ри­но­слав­ский гор­ный ин­сти­тут, но окон­чить успел толь­ко два кур­са, так как на­ча­лась Пер­вая ми­ро­вая вой­на и он был на­прав­лен в Пе­тер­гоф­скую шко­лу пра­пор­щи­ков, а за­тем на гер­ман­ский фронт. В свя­зи с боль­ше­вист­ской ре­во­лю­ци­ей и раз­ва­лом фрон­та, ле­том 1918 го­да он вер­нул­ся к ро­ди­те­лям в Бе­жецк, но вско­ре уехал в Ека­те­ри­но­слав, от­ку­да с от­сту­пав­шей бе­лой ар­ми­ей по­пал за гра­ни­цу. Неко­то­рое вре­мя жил в Поль­ше и ра­бо­тал ме­ха­ни­ком на за­во­де, а за­тем уехал во Фран­цию и окон­чил в Па­ри­же физи­ко-ма­те­ма­ти­че­ский ин­сти­тут и гор­ную ака­де­мию.
Про­слу­жив несколь­ко лет в Бе­жец­ком мо­на­сты­ре, о. Ни­ко­лай стал поль­зо­вать­ся боль­шой лю­бо­вью и ува­же­ни­ем при­хо­жан. Несмот­ря на бес­по­щад­ные го­не­ния два­дца­тых го­дов, в Бе­жец­ке при мо­на­сты­ре еще в се­ре­дине трид­ца­тых го­дов жи­ли око­ло пя­ти­де­ся­ти мо­на­хинь. Из мо­на­стыр­ских зда­ний они бы­ли из­гна­ны, жи­ли по част­ным квар­ти­рам, но по-преж­не­му со­би­ра­лись в хра­ме, от­прав­ля­ли мо­на­стыр­ские служ­бы и дер­жа­лись мо­на­ше­ско­го об­ра­за жиз­ни. Ко­гда вла­сти в го­ро­де по­пы­та­лись за­крыть все хра­мы, мо­на­хи­ни вос­про­ти­ви­лись это­му и на­ча­ли со­би­рать под­пи­си ве­ру­ю­щих жи­те­лей го­ро­да под про­ше­ни­ем не за­кры­вать хра­мы.
Отец Ни­ко­лай был аре­сто­ван сра­зу же по­сле на­ча­ла го­не­ний ле­та-осе­ни 1937 го­да — 5 ав­гу­ста.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-sretenskij

☦️
8 сен­тяб­ря 1937 го­да бы­ли аре­сто­ва­ны свя­щен­но­слу­жи­те­ли и пра­во­слав­ные ми­ряне Га­гин­ско­го рай­о­на Ни­же­го­род­ской об­ла­сти, все­го де­сять че­ло­век. Ни­кто из аре­сто­ван­ных не при­знал се­бя ви­нов­ным. Их об­ви­ня­ли в том, что они 6 июля ор­га­ни­зо­ва­ли тор­же­ствен­ную служ­бу, в ко­то­рой участ­во­ва­ло че­ты­ре свя­щен­ни­ка и мно­же­ство ве­ру­ю­щих. И хо­тя по­сле служ­бы про­по­ве­ди на по­ли­ти­че­скую те­му про­из­не­се­но не бы­ло, са­мой цер­ков­ной служ­бе бы­ло при­да­но зна­че­ние ан­ти­го­судар­ствен­но­го ме­ро­при­я­тия, по­то­му что она от­ры­ва­ла кре­стьян от ра­бо­ты в кол­хо­зе. 17 сен­тяб­ря 1937 го­да во­семь че­ло­век бы­ли при­го­во­ре­ны к рас­стре­лу и рас­стре­ля­ны. Их име­на со­хра­ни­лись в след­ствен­ных де­лах: свя­щен­ник Иоанн Дмит­ри­е­вич Ро­маш­кин (ро­дил­ся в 1891 го­ду в кре­стьян­ской се­мье, пер­вый раз аре­сто­ван в 1928 го­ду и при­го­во­рен к трем го­дам ссыл­ки; слу­жил в се­ле Суб­бо­ти­но); свя­щен­ник се­ла Со­роч­ки Петр Ива­но­вич Ле­бе­дин­ский (ро­дил­ся в 1881 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка, в 1935 го­ду за про­по­ве­ди был при­го­во­рен к двум го­дам ссыл­ки); свя­щен­ник се­ла Юс­у­по­во Ни­ко­лай Алек­сан­дро­вич Хво­щев (ро­дил­ся в 1883 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка); свя­щен­ник се­ла Па­но­ва-Оса­но­ва Алек­сандр Се­ме­но­вич Ни­коль­ский (ро­дил­ся в 1883 го­ду в се­мье свя­щен­ни­ка); кре­стьяне се­ла По­кров Алек­сандр Ива­но­вич Бло­хин (1879 го­да рож­де­ния, из кре­стьян), Петр Ва­си­лье­вич Лон­сков (кре­стья­нин, ро­дил­ся в 1881 го­ду), Сте­фан Се­ме­но­вич Ми­тю­шин (кре­стья­нин, ро­дил­ся в 1874 го­ду) и Ва­си­лий Ки­ре­евич Ежов (ро­дил­ся в 1867 го­ду в се­ле По­кров Ни­же­го­род­ской гу­бер­нии и про­ис­хо­дил из кре­стьян­ской се­мьи. В 1930 го­ду он был аре­сто­ван за неупла­ту на­ло­гов и при­го­во­рен к 5 го­дам ИТЛ).

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ми­ха­ил ро­дил­ся 19 сен­тяб­ря 1878 го­да в се­ле Мо­ло­ко­во Твер­ской гу­бер­нии. Его отец, Ни­ко­лай Бо­го­род­ский, был пись­мо­во­ди­те­лем в име­нии по­ме­щи­ка. По окон­ча­нии Твер­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Ми­ха­ил Ни­ко­ла­е­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка и слу­жил в хра­мах Твер­ской епар­хии. За без­упреч­ное ис­пол­не­ние пас­тыр­ских обя­зан­но­стей в ап­ре­ле 1922 го­да о. Ми­ха­ил был на­граж­ден Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном на­перс­ным кре­стом и са­ном про­то­и­е­рея.
Без­бож­ное го­су­дар­ство бес­по­щад­но бо­ро­лось с Цер­ко­вью, об­ви­няя од­них свя­щен­но­слу­жи­те­лей и пра­во­слав­ных ми­рян в по­ли­ти­че­ских пре­ступ­ле­ни­ях про­тив го­су­дар­ства, дру­гих — в неупла­те непо­мер­но вы­со­ких на­ло­гов. Лю­бой пред­ста­ви­тель вла­стей от лю­бо­го свя­щен­ни­ка мог по­тре­бо­вать за­пла­тить огром­ную сум­му. И по­сколь­ку ча­ще все­го этих де­нег взять бы­ло неот­ку­да, то свя­щен­ни­ка аре­сто­вы­ва­ли, рас­счи­ты­вая при этом за­крыть и храм.
Рев­ност­ная де­я­тель­ность о. Ми­ха­и­ла вско­ре бы­ла за­ме­че­на вла­стя­ми, и в ян­ва­ре 1930 го­да он был аре­сто­ван.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mihail-bogorodskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Илия ро­дил­ся в 1882 го­ду в се­ле Хор­ма­лы Ци­виль­ско­го уез­да Ка­зан­ской гу­бер­нии (ныне Иб­ре­син­ско­го рай­о­на Чу­ва­шии) в се­мье кре­стья­ни­на Из­ма­и­ла. В се­мье бы­ло 5 де­тей. Илия обу­чал­ся в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле и с дет­ства пел в цер­ков­ном хо­ре. По­взрослев и на­брав­шись кли­рос­но­го опы­та сам стал управ­лять хо­ром.
В 1916 го­ду был при­зван в дей­ству­ю­щую ар­мию и вер­нул­ся по окон­ча­нии вой­ны. Увлек­шись иде­ей сво­бо­ды в 1918 го­да стал пред­се­да­те­лем Во­лост­но­го зе­мель­но­го ко­ми­те­та, а с 1918 по 1920 год слу­жил в Во­лост­ном ис­пол­ко­ме. В 1925 го­ду Илия, без вступ­ле­ния в брак, при­ни­ма­ет сан свя­щен­ни­ка от епи­ско­па Ала­тыр­ско­го Гер­ма­на (Ко­ке­ля). Епи­скоп Гер­ман то­гда на­хо­дил­ся в ссыл­ке в се­ле Ко­зья Сло­бо­да, неда­ле­ко от Ка­за­ни, по­это­му хи­ро­то­ния со­сто­я­лась там. Быв­ший то­гда свя­щен­ник се­ла Хор­ма­лы Крас­нов при­мкнул к об­нов­лен­че­ско­му дви­же­нию и, по при­бы­тии в Чу­ва­шию, епи­скоп Гер­ман (Ко­кель) вме­сте с пра­во­слав­ны­ми из­гнал Крас­но­ва и по­ста­вил на­сто­я­те­лем пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка Илию Из­май­ло­ва. В этом же го­ду отец Илия был ли­шен из­би­ра­тель­ных прав, «как слу­жи­тель куль­та».
В фев­ра­ле 1930 го­да вла­сти за­кры­ли храм в се­ле Хор­ма­лы, но цер­ков­ный со­вет, в ко­то­ром свя­щен­ник Илия Из­май­лов со­сто­ял сек­ре­та­рем, на­пи­сал за­яв­ле­ние во ВЦИК, где из­ло­жил непра­виль­ность за­кры­тия церк­ви при том, что 80% граж­дан при­хо­да за от­кры­тие. За­кан­чи­ва­лось за­яв­ле­ние так: «Мы ве­ру­ю­щие граж­дане, воз­ла­гая всю на­деж­ду и пол­ное до­ве­рие на пред­ста­ви­те­лей Выс­шей Вла­сти об­ра­ща­ем­ся во ВЦИК с по­кор­ней­шей прось­бой – не най­дет ли воз­мож­ным ВЦИК дать раз­ре­ше­ние об от­кры­тии церк­ви». Храм был вновь от­крыт и отец Илия про­дол­жил свя­щен­но­слу­же­ние.
25 мар­та 1932 го­да отец Илия был аре­сто­ван и за­клю­чен в тюрь­му го­ро­да Ци­вильск.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ilija-izmajlov

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Сте­фан (в ми­ру Сте­пан Ива­но­вич Кус­ков) ро­дил­ся 10 де­каб­ря 1870 го­да в го­ро­де Выш­нем Во­лоч­ке Твер­ской гу­бер­нии в се­мье вла­дель­ца то­кар­ной ма­стер­ской. Окон­чив шко­лу, Сте­пан по­сту­пил в мо­на­стырь, где нёс по­слу­ша­ние пев­че­го. В 1898 го­ду он при­нял ино­че­ский по­стриг.
Граж­дан­ская сму­та, на­чав­ша­я­ся по­сле ре­во­лю­ции 1917 го­да, за­ста­ла Сте­па­на в го­ро­де Пет­ро­пав­лов­ске. От­ре­зан­ный от Твер­ской епар­хии ли­ни­ей фрон­та, он устро­ил­ся в хра­ме пса­лом­щи­ком. Го­род за­хва­ты­ва­ли то крас­ные, то бе­лые; неко­то­рые свя­щен­ни­ки ухо­ди­ли с от­сту­пав­ши­ми ча­стя­ми бе­лых, дру­гие при­ни­ма­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от рук боль­ше­ви­ков; свя­щен­ни­ков ста­ло не хва­тать, и мо­нах Сте­фан был ру­ко­по­ло­жен в сан иеро­мо­на­ха. По­сле ухо­да бе­лых из Пет­ро­пав­лов­ска он пе­ре­брал­ся сна­ча­ла на Ку­бань, а за­тем вер­нул­ся на ро­ди­ну, в Твер­скую епар­хию, где был на­прав­лен слу­жить в храм се­ла Ни­коль­ско­го Бе­ло­ому­тов­ско­го рай­о­на.
С те­че­ни­ем вре­ме­ни вла­сти все уси­ли­ва­ли пре­сле­до­ва­ния ве­ру­ю­щих и ду­хо­вен­ства. В 1934 го­ду по­сле Пас­хи о. Сте­фан по обык­но­ве­нию хо­дил по до­мам ве­ру­ю­щих кре­стьян с мо­леб­на­ми. До это­го вла­сти не воз­ра­жа­ли, но на этот раз сель­со­вет при­гро­зил свя­щен­ни­ку: ес­ли он бу­дет хо­дить по до­мам, они аре­сту­ют его.
В 1936 го­ду со­вет­ская власть на­ча­ла но­вое го­не­ние, на­прав­лен­ное су­гу­бо про­тив Пра­во­слав­ной Церк­ви. Мно­гие ар­хи­ереи и ду­хо­вен­ство бы­ли ли­ше­ны ре­ги­стра­ции, и тем са­мым им бы­ло за­пре­ще­но слу­жить в хра­мах под угро­зой немед­лен­но­го аре­ста. По­те­рял ме­сто в хра­ме и о. Сте­фан.

https://azbyka.ru/days/sv-stefan-kuskov

☦️
В ми­ру Зи­мо­нич Иоанн, ро­дил­ся 24 июня 1866 го­да в Гра­хо­во (Гер­це­го­ви­на, то­гда в со­ста­ве Осман­ской им­пе­рии) в се­мье про­слав­лен­но­го на­род­но­го ге­роя, во­е­во­ды и свя­щен­ни­ка Бог­да­на Зи­мо­ни­ча. Его отец при­нял уча­стие в зна­ме­ни­том Гер­це­го­вин­ском вос­ста­нии 1875-1878 го­дов про­тив ту­рок, по­сле ко­то­ро­го край ото­шёл к Ав­ст­ро-Вен­гер­ской им­пе­рии. По при­ме­ру сво­е­го от­ца вла­ды­ка Пётр всю свою жизнь был нераз­рыв­но свя­зал с судь­бой пра­во­слав­но­го на­ро­да Бос­нии и Гер­це­го­ви­ны.
По­лу­чив на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние в род­ном до­ме, он в 1883–1887 го­дах учил­ся в ду­хов­ной се­ми­на­рии в Ре­лье­во, а в 1887 го­ду по­сту­пил на Пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский фа­куль­тет в Чер­нов­цах. В 1892 го­ду он с успе­хом за­щи­ща­ет ди­плом, по­сле че­го про­во­дит год в Вен­ском уни­вер­си­те­те.
С 27 ок­тяб­ря 1893 го­да – до­цент, а с 14 ок­тяб­ря 1895 го­да – про­фес­сор в бо­го­слов­ском учи­ли­ще в Ре­лье­ве. Неуто­ми­мый тру­же­ник и та­лант­ли­вый пе­да­гог, он поль­зо­вал­ся осо­бой лю­бо­вью се­ми­на­ри­стов. Его от­ли­ча­ла осо­бая скром­ность, лю­без­ность в об­хож­де­нии и ис­крен­ность.
6 сен­тяб­ря 1895 го­да при­ни­ма­ет мо­на­ше­ский по­стриг с име­нем Петр в мо­на­сты­ре Жи­то­ми­слич, на сле­ду­ю­щий день ру­ко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­на, а через день – в иеро­мо­на­ха.
20 июля 1901 го­да иеро­мо­нах Петр по­лу­чил на­зна­че­ние на ме­сто кон­си­сто­ри­аль­но­го со­вет­ни­ка Даб­ро-Бос­ний­ской мит­ро­по­лии, в 1903 го­ду был про­из­ве­ден в ар­хи­манд­ри­ты.
На долж­но­сти со­вет­ни­ка кон­си­сто­рии от­ца Пет­ра за­ста­ло из­бра­ние мит­ро­по­ли­том За­холм­ско-Гер­це­го­вин­ским. Из­ве­стие о его из­бра­нии бы­ло встре­че­но в пра­во­слав­ной Гер­це­го­вине с осо­бым во­оду­шев­ле­ни­ем. 27 мая 1903 го­да в ка­фед­раль­ном со­бо­ре Мо­ста­ра со­сто­я­лось хи­ро­то­ния но­во­го вла­ды­ки.
Ему пред­сто­я­ло вос­ста­нав­ли­вать за­пу­щен­ную епар­хию и од­новре­мен­но ве­сти с ав­стрий­ски­ми вла­стя­ми борь­бу за серб­скую ав­то­но­мию в сфе­ре об­ра­зо­ва­ния. Борь­ба эта в из­вест­ной ме­ре за­кон­чи­лась к 1905 го­ду, по­сле че­го мит­ро­по­лит Петр смог боль­ше вре­ме­ни по­свя­тить ра­бо­те цер­ков­ных ор­га­нов, по­строй­ке хра­мов и ор­га­ни­за­ции серб­ских школ. По­ми­мо мно­го­чис­лен­ных хра­мов, им был по­стро­ен боль­шой мит­ро­по­ли­чий двор в Мо­ста­ре, а в мо­на­сты­ре Жи­то­ми­слич от­кры­то мо­на­ше­ское учи­ли­ще.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-petr-zimonich-dabro-bosnijskij

☦️
Му­че­ни­ца Еле­на Чер­но­ва ро­ди­лась в 1874 го­ду. О жиз­ни ее мы зна­ем со­всем ма­ло. Из­вест­но, что 17 сен­тяб­ря 1943 го­да она при­ня­ла му­че­ни­че­скую кон­чи­ну, по­стра­дав за Хри­ста от рук бо­го­бор­че­ской вла­сти.

☦️
Свя­ти­тель Мит­ро­фан, епи­скоп Во­ро­неж­ский, в ми­ру Ми­ха­ил, ро­дил­ся 6 но­яб­ря 1623 го­да. В си­но­ди­ке, при­над­ле­жав­шем свя­ти­те­лю, пе­ре­чень имен на­чи­на­ет­ся с лиц, об­ле­чен­ных в свя­щен­ни­че­ский сан, и это да­ет ос­но­ва­ние по­ла­гать, что он ро­дил­ся в се­мье потом­ствен­ных свя­щен­ни­ков. Из ду­хов­но­го за­ве­ща­ния свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на из­вест­но, что он «ро­дил­ся от бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей и вос­пи­тан ими в непо­роч­ном бла­го­че­стии Во­сточ­ной Церк­ви, в пра­во­слав­ной ве­ре». До со­ро­ка­лет­не­го воз­рас­та свя­ти­тель жил в ми­ру: был же­нат, имел сы­на Иоан­на и слу­жил при­ход­ским свя­щен­ни­ком. Ме­стом пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти иерея Ми­ха­и­ла бы­ло се­ло Си­до­ров­ское, рас­по­ло­жен­ное у ре­ки Мо­лох­ты, при­то­ка Те­зы, впа­да­ю­щей в Клязь­му, неда­ле­ко от го­ро­да Шуи (ныне Вла­ди­мир­ская об­ласть).
Ли­шив­шись су­пру­ги, свя­щен­ник Ми­ха­ил при­нял по­стриг с име­нем Мит­ро­фан в Зо­лот­ни­ков­ской пу­сты­ни в 1663 го­ду.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-mitrofan-v-shime-makarij

Творения:
https://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voronezhskij/
• Духовное завещание святого Митрофана, епископа Воронежского

☦️
На епар­хи­аль­ном со­бра­нии Во­ро­неж­ской епар­хии, со­сто­яв­шем­ся в Во­ро­не­же 28 фев­ра­ля 2002 го­да по ини­ци­а­ти­ве мит­ро­по­ли­та Во­ро­неж­ско­го Ме­фо­дия, бы­ло еди­но­душ­но уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние дня со­бор­ной па­мя­ти всех свя­тых Во­ро­неж­ской епар­хии. Днем но­во­го цер­ков­но­го празд­ни­ка ста­ло 4 (17) сен­тяб­ря, па­мять вто­ро­го об­ре­те­ния мо­щей свя­ти­те­ля Мит­ро­фа­на Во­ро­неж­ско­го, про­изо­шед­шее в 1989 го­ду. Как ска­зал мит­ро­по­лит Ме­фо­дий: «Это со­бы­тие – на­ча­ло но­во­го эта­па в жиз­ни на­шей епар­хии, оно ста­ло под­лин­ным зна­ме­ни­ем воз­рож­де­ния цер­ков­ной жиз­ни».

В Собор были включены:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-voronezhskih-svjatyh

☦️
Икона Богородицы «Неопалимая Купина». Од­ним из вет­хо­за­вет­ных про­об­ра­зов, ука­зы­вав­ших на Бо­го­ма­терь, бы­ла неопа­ли­мая ку­пи­на — тот куст, ко­то­рый Мо­и­сей ви­дел го­рев­шим в огне, но не сго­рав­шим. Эта ку­пи­на зна­ме­но­ва­ла со­бой непо­роч­ное за­ча­тие Бо­го­ма­те­рью Хри­ста от Ду­ха Свя­то­го. Быв Ма­те­рью, Она оста­лась Де­вой: до рож­де­ства Де­ва, в рож­де­стве Де­ва и по рож­де­стве Де­ва.
Мож­но при­дать и дру­гое еще тол­ко­ва­ние про­об­ра­зу неопа­ли­мой ку­пи­ны: Бо­го­ма­терь, ро­див­шись на греш­ной зем­ле, пре­бы­ла без­услов­но чи­стой, непри­част­ной гре­ху, не по­знав­шей без­за­ко­ния. В цер­ков­ных пес­но­пе­ни­ях слы­шит­ся этот вет­хо­за­вет­ный сим­вол: «Яко­же ку­пи­на не сго­ра­ше опа­ля­е­ма, та­ко, Де­ва, ро­ди­ла еси». В сти­хи­ре на Бла­го­ве­ще­ние по­ет­ся: «Ра­дуй­ся, Ку­пи­но неопа­ли­мая».
Бла­го­че­сти­вое хри­сти­ан­ское усер­дие по­ста­ра­лось за­кре­пить в ху­до­же­ствен­ном об­ра­зе эту мысль, и от­сю­да воз­ник­ла ико­на «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны».
По на­род­но­му ве­ро­ва­нию ико­на эта из­бав­ля­ет до­ма по­чи­та­ю­щих ее от ог­ня. Как-то до­ве­лось чи­тать рас­сказ оче­вид­ца, по­пав­ше­го на боль­шой по­жар, охва­тив­ший мно­го зда­ний. Сре­ди них был де­ре­вян­ный до­мик, ко­то­рый не за­го­рал­ся: воз­ле него непо­движ­но сто­я­ла жен­щи­на, дер­жа в ру­ках ико­ну «Неопа­ли­мой Ку­пи­ны». По ее ще­кам тек­ли сле­зы, но ли­цо вы­ра­жа­ло пол­ное спо­кой­ствие и непо­ко­ле­би­мую ве­ру. Вид­но бы­ло, что она не бес­по­ко­ит­ся за свой дом, а пла­чет о несча­стии дру­гих. По­жар оже­сто­чал­ся, а жен­щи­на сто­я­ла непо­движ­но. Оче­ви­дец ушел, удив­ля­ясь этой ве­ре, но ожи­дая, что дом за­го­рит­ся. На сле­ду­ю­щий день он вер­нул­ся к по­жа­ри­щу. На опу­сто­шен­ном по­жа­ри­ще воз­вы­шал­ся один толь­ко до­мик, охра­нен­ный си­лой ико­ны.
«Неопа­ли­мая Ку­пи­на» изо­бра­жа­ет­ся ино­гда в ви­де объ­ято­го пла­ме­нем ку­ста, над ко­то­рым воз­вы­ша­ет­ся ви­ди­мая от по­я­са Бо­го­ма­терь с Мла­ден­цем на ру­ках. Это изо­бра­же­ние ред­ко. Го­раз­до ча­ще изо­бра­жа­ет­ся вось­ми­уголь­ная звез­да, окру­жа­ю­щая Бо­го­ма­терь.
Звез­да со­став­ле­на из двух че­ты­ре­уголь­ни­ков. Один окра­ши­ва­ет­ся в крас­ный цвет — во об­раз пла­ме­ни, дру­гой, на­по­ми­ная зе­лень та­ин­ствен­но­го ку­ста, — в зе­ле­ный. В уг­лах ико­ны — че­ты­ре сим­во­ла, упо­ми­на­е­мые в Апо­ка­лип­си­се Иоан­на Бо­го­сло­ва: че­ло­век, лев, те­лец и орел, а так­же ар­хан­ге­лы с те­ми сим­во­ла­ми, ка­кие усва­и­ва­ет им цер­ков­ное пре­да­ние, — Ми­ха­ил с жез­лом, Ра­фа­ил с ала­вастром, Ури­ил с ог­нен­ным ме­чом, Се­ла­фи­ил с ка­ди­лом, Вара­хи­ил с ви­но­град­ным гроз­ди­ем и Гав­ри­ил с вет­кой бла­го­ве­стия. В ру­ках Пре­чи­стой Де­вы по­ме­ща­ет­ся еще ино­гда, кро­ме Мла­ден­ца, ле­стви­ца, при­сло­нен­ная верх­ним кон­цом к пле­чу Бо­го­ма­те­ри — зна­ме­ние то­го, что Она воз­ве­ла че­ло­ве­че­ство от зем­ли на Небо. Пи­шут ино­гда еще вра­та и жезл — сим­вол Спа­си­те­ля, на­зы­ва­е­мо­го в цер­ков­ных пес­нях «жез­лом от кор­ня Ие­се­е­ва».

Далее:
https://azbyka.ru/days/ikona-neopalimaja-kupina

Жития
Писание