⏳ 2020.09.01 (вт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 13я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 3й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
1 сентября (19 августа)
• мч. Андрея Стратилата и с ним 2593-х мучеников (284–305)
• мчч. Тимофея, Ага́пия, мц. Фе́клы (ок. 304)
• свт. Питири́ма Великопермского (1455)
• исп. Николая (Лебедева) (1933)
• икона Божией Матери Донская (1591)


☦️
Му­че­ник Ан­дрей Стра­ти­лат был рим­ским во­е­на­чаль­ни­ком при им­пе­ра­то­ре Мак­си­ми­ане. Во вре­мя вой­ны с Си­ри­ей свя­то­му Ан­дрею да­ли ти­тул «стра­ти­лат», то есть глав­но­ко­ман­ду­ю­щий. Вы­брав неболь­шой от­ряд, св. Ан­дрей вы­сту­пил про­тив про­тив­ни­ка. Его во­и­ны бы­ли языч­ни­ка­ми, и сам он еще не при­нял Кре­ще­ние, но уве­ро­вал во Хри­ста. Пе­ред сра­же­ни­ем свя­той Ан­дрей убеж­дал во­и­нов, что язы­че­ские бо­ги – бе­сы, и про­по­ве­до­вал им ис­тин­но­го Бо­га. С ве­рою в по­мощь Бо­жию неболь­шой от­ряд во­и­нов об­ра­тил в бег­ство мно­го­чис­лен­ное вой­ско пер­сов.
Ко­гда св. Ан­дрей вер­нул­ся из по­хо­да с по­бе­дой, то мно­гие ста­ли за­ви­до­вать его сла­ве и до­нес­ли пра­ви­те­лю Ан­тио­ху, что свя­той – хри­сти­а­нин, об­ра­тив­ший ко Хри­сту под­чи­нен­ных во­и­нов. Свя­той, вы­зван­ный на суд, ис­по­ве­до­вал Хри­ста, за что был под­верг­нут пыт­кам. Во­и­нов, быв­ших с ним, рас­пя­ли на де­ре­вьях, но ни один из них не от­рек­ся от Хри­ста.
То­гда им­пе­ра­тор, бо­ясь воз­му­ще­ния вой­ска, от­пу­стил св. Ан­дрея и его дру­жи­ну, но тай­но при­ка­зал под ка­ким-ли­бо пред­ло­гом каз­нить по­рознь каж­до­го. Осво­бо­див­шись, свя­той вме­сте со сво­и­ми во­и­на­ми при­шел в г. Тарс, там они при­ня­ли Кре­ще­ние, а за­тем бы­ли умерщ­вле­ны в уще­лье Тав­ра. Пе­ред смер­тью свя­той Ан­дрей мо­лил­ся за всех, кто бу­дет чтить их па­мять, и про­сил Гос­по­да по­слать лю­дям це­леб­ный ис­точ­ник на ме­сте, где про­льет­ся их кровь. Во вре­мя этой мо­лит­вы му­че­ни­ки бы­ли усе­че­ны ме­чом. И в тот же миг из зем­ли ис­тек ис­точ­ник.
Епи­ско­пы Петр и Нон, ко­то­рые кре­сти­ли во­и­нов, вме­сте с кли­ри­ком по­греб­ли те­ла му­че­ни­ков. Один из кли­ри­ков, с дав­не­го вре­ме­ни стра­дав­ший от зло­го ду­ха, на­пил­ся из ис­точ­ни­ка и сра­зу по­лу­чил ис­це­ле­ние. Мол­ва об этом раз­нес­лась сре­ди окрест­ных жи­те­лей, и они ста­ли при­хо­дить к ис­точ­ни­ку и по мо­лит­вам св. Ан­дрея и 2593-х му­че­ни­ков по­лу­ча­ли бла­го­дат­ную по­мощь от Бо­га.
Му­че­ни­че­ская кон­чи­на свя­тых по­сле­до­ва­ла око­ло 302 г.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/684

☦️
Му­че­ни­ки Ти­мо­фей, Ага­пий и Фек­ла по­стра­да­ли в 304 го­ду. Му­че­ник Ти­мо­фей ро­дил­ся в го­ро­де Га­зы Ке­са­рии Па­ле­стин­ской. Он изу­чал Свя­щен­ное Пи­са­ние и, по­лу­чив осо­бый дар сло­ва, стал учи­те­лем хри­сти­ан­ской ве­ры. Во вре­мя го­не­ния на хри­сти­ан со сто­ро­ны им­пе­ра­то­ров Дио­кли­ти­а­на (284–305) и Мак­си­ми­а­на (284–305) му­че­ник был пред­став­лен на суд пра­ви­те­ля Ур­ба­на. Свя­той Ти­мо­фей бес­страш­но объ­явил се­бя хри­сти­а­ни­ном и про­из­нес про­по­ведь о люб­ви Гос­по­да Иису­са Хри­ста к лю­дям и о Его при­ше­ствии в мир для их спа­се­ния. Му­че­ни­ка под­верг­ли же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям, и, ко­гда уви­де­ли, что он оста­ет­ся непре­клон­ным, его со­жгли.
В том же го­ро­де и в том же го­ду по­стра­да­ли за Хри­ста му­че­ни­ки Ага­пий и Фек­ла – они бы­ли от­да­ны на рас­тер­за­ние ди­ким зве­рям и в та­ких стра­да­ни­ях при­ня­ли небес­ные вен­цы.

☦️
Свя­ти­тель Пи­ти­рим, епи­скоп Ве­ли­ко­перм­ский, был из­бран и по­свя­щен на Перм­скую ка­фед­ру по­сле стра­даль­че­ской кон­чи­ны свя­ти­те­ля Перм­ско­го Ге­ра­си­ма († по­сле 1441 г., па­мять 24 ян­ва­ря). До то­го свя­ти­тель Пи­ти­рим в сане ар­хи­манд­ри­та на­сто­я­тель­ство­вал в Чу­до­вом мо­на­сты­ре. Поз­же он стал из­ве­стен как со­ста­ви­тель ка­но­на свя­ти­те­лю Алек­сию, мит­ро­по­ли­ту Мос­ков­ско­му (па­мять 12 фев­ра­ля), и со­би­ра­тель све­де­ний о его жи­тии. При­быв на ка­фед­ру, свя­ти­тель Пи­ти­рим преж­де все­го за­нял­ся уста­нов­ле­ни­ем дру­же­ствен­ных от­но­ше­ний меж­ду зы­ря­на­ми и во­гу­ла­ми. Он рас­сы­лал уве­ща­тель­ные гра­мо­ты и по­сла­ния, стре­мясь огра­дить зы­рян от гра­бе­жа. Од­на­ко пред­во­ди­тель во­гу­лов Асы­ка, поль­зу­ясь кня­же­ски­ми раз­до­ра­ми и уда­лен­но­стью ка­фед­ры от сто­ли­цы, разо­рял хри­сти­ан­ские се­ле­ния и уби­вал без­за­щит­ный на­род. Нов­го­род­ские вла­дель­цы зе­мель на ре­ках Вы­ге и Двине, тер­пев­шие убыт­ки от бес­пре­стан­но­го раз­боя, в 1445 го­ду по­шли про­тив во­гу­лов и взя­ли Асы­ку в плен. Ко­вар­ный языч­ник клял­ся в дру­же­ствен­ном от­но­ше­нии к Пер­ми и обе­щал не тре­во­жить бо­лее хри­сти­ан. От­пу­щен­ный на сво­бо­ду, Асы­ка стал вы­жи­дать удоб­но­го мо­мен­та, чтобы на­пасть на Усть-Вымь с це­лью убить свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма, ко­то­ро­му при­пи­сы­вал свое по­ра­же­ние от нов­го­род­цев. За это вре­мя свя­ти­тель Пи­ти­рим два­жды был в Москве: в 1447 го­ду для со­став­ле­ния со­бор­но­го по­сла­ния кня­зю Ди­мит­рию Ше­мя­ке, из­ме­нив­ше­му клят­вен­ным до­го­во­рам (пред­по­ла­га­ют, что со­ста­ви­те­лем гра­мо­ты был свя­ти­тель Пи­ти­рим), и в 1448 го­ду при по­став­ле­нии на Мос­ков­скую мит­ро­по­лию свя­ти­те­ля Ио­ны (па­мять 31 мар­та). Вос­поль­зо­вав­шись от­сут­стви­ем свя­ти­те­ля, Асы­ка сно­ва на­пал на бли­жай­шие к Пе­чо­ре зы­рян­ские по­се­ле­ния, уби­вая и гра­бя жи­те­лей. Не толь­ко зы­ря­пе, но и во­гу­лы, ко­че­вав­шие по при­то­кам Пе­чо­ры, убе­ди­лись в ис­тине про­по­ве­ди свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма и на­ча­ли при­ни­мать Кре­ще­ние. Озлоб­лен­ный этим, Асы­ка со­вер­шил но­вое зло­де­я­ние. 19 ав­гу­ста 1456 го­да он убил свя­ти­те­ля Пи­ти­ри­ма, ко­гда тот со­вер­шал освя­ще­ние во­ды на мы­се, об­ра­зу­е­мом сли­я­ни­ем рек Ва­ги и Вы­че­гды. Те­ло свя­ти­те­ля оста­ва­лось в те­че­ние 40 дней в гро­бе на ме­сте кон­чи­ны (так как жда­ли от­вет на пе­чаль­ное из­ве­стие о его пре­став­ле­нии), и, несмот­ря на зной­ное вре­мя, тле­ние не кос­ну­лось его. Свя­ти­тель был по­гре­бен в Усть-Вым­ском ка­фед­раль­ном Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре воз­ле сво­е­го пред­ше­ствен­ни­ка, свя­ти­те­ля Ге­ра­си­ма. Па­мять пре­став­ле­ния его бы­ла вне­се­на в устав уже в 1522 го­ду. А с 1607 го­да бы­ла уста­нов­ле­на об­щая па­мять (29 ян­ва­ря) трем Ве­ли­ко­перм­ским свя­ти­те­лям: Ге­ра­си­му, Пи­ти­ри­му и Ионе, пре­ем­ствен­но сме­нив­шим друг дру­га на Усть-Вым­ской ка­фед­ре.

Мо­щи трех перм­ских свя­ти­те­лей несколь­ко ве­ков по­ко­и­лись под спу­дом в Бла­го­ве­щен­ской церк­ви (в Во­ло­год­ской об­ла­сти), ко­то­рая бы­ла глав­ным ка­фед­раль­ным со­бо­ром епи­ско­пов перм­ских до 1564 го­да. Над гроб­ни­цей бы­ла по­ме­ще­на ико­на в се­реб­ря­ном бас­ман­ном окла­де, изо­бра­жа­ю­щая свя­ти­те­лей во весь рост. Под­пись на ней гла­си­ла, что па­мять свя­ти­те­лей Ге­ра­си­ма, Пи­ти­ри­ма и Ио­ны со­вер­ша­ет­ся еже­год­но 29 ян­ва­ря (ст. ст.) «по со­бор­но­му опре­де­ле­нию пат­ри­ар­ха Гер­мо­ге­на и по по­ве­ле­нию ца­ря Ва­си­лия Ива­но­ви­ча Шуй­ско­го». Об­ще­цер­ков­ное про­слав­ле­ние Ге­ра­си­ма, Пи­ти­ри­ма и Ио­ны бы­ло в 1607 го­ду, од­на­ко мест­ное по­чи­та­ние их на­ча­лось го­раз­до ра­нее. Преж­де был и осо­бен­ный храм во имя трех Перм­ских свя­ти­те­лей, но в 1749 го­ду вме­сто него, по гра­мо­те устюж­ско­го епи­ско­па Вар­ла­а­ма, к Бла­го­ве­щен­ской церк­ви с се­вер­ной сто­ро­ны был при­стро­ен при­дел, освя­щен­ный 29 ян­ва­ря 1764 го­да во имя Всех свя­тых, – в нем на­про­тив цар­ских врат несколь­ко на­пра­во и ока­за­лась об­щая гроб­ни­ца свя­ти­те­лей.
Ле­том 1936 го­да Бла­го­ве­щен­ский храм вме­сте с при­де­лом Всех свя­тых был взо­рван, и с тех пор пол­ве­ка свя­тое ме­сто пре­бы­ва­ло в за­пу­сте­нии. Ле­том 1995 го­да – го­да под­го­тов­ки к празд­но­ва­нию 600-ле­тия пре­став­ле­ния свя­ти­те­ля Сте­фа­на Перм­ско­го – в Усть-Вы­ми, на ме­сте где сто­ял Бла­го­ве­щен­ский со­бор, бы­ли про­ве­де­ны ар­хео­ло­ги­че­ские рас­коп­ки. Вот как опи­сы­ва­ет­ся это в жур­на­ле «Арт» (№ 1, 1999 г.):
«Сте­фа­нов­ский фонд взял­ся за вос­ста­нов­ле­ние ча­сов­ни на этом ме­сте, на ста­ром фун­да­мен­те, и то­гда же встал во­прос: как удо­сто­ве­рить­ся в том, что мо­щи свя­ти­те­лей Ге­ра­си­ма, Пи­ти­ри­ма и Ио­ны, все­гда – с XV ве­ка – на­хо­див­ши­е­ся под спу­дом, уце­ле­ли при взры­ве и не бы­ли осквер­не­ны? Отец Вла­ди­мир Ду­най­чик, на­сто­я­тель Усть-Вым­ской Сте­фа­нов­ской церк­ви, бла­го­сло­вил сде­лать проб­ный рас­коп, и вот в по­го­жий ок­тябрь­ский день (5 ок­тяб­ря) мы при­сту­пи­ли к де­лу… Во­круг нас воз­ве­де­ни­ем стен за­ни­ма­лись стро­и­те­ли, мест­ная адми­ни­стра­ция за­чем-то «по­сла­ла на под­мо­гу» еще це­лый гру­зо­вик сол­дат – сло­вом, несколь­ко де­сят­ков че­ло­век на­хо­ди­лись на хол­ме, по пре­да­нию, на­сы­пан­ном ослеп­лен­ны­ми языч­ни­ка­ми по по­ве­ле­нию свя­ти­те­ля Сте­фа­на. Рас­коп углуб­лял­ся, про­шли «чер­ную по­ло­су» – ви­ди­мо, след сго­рев­ше­го де­ре­вян­но­го хра­ма – под непре­стан­ное чте­ние Ака­фи­ста перм­ским свя­ти­те­лям пе­ред им­про­ви­зи­ро­ван­ной ико­ной-фо­то­гра­фи­ей…
Ста­ли при­бли­жать­ся ран­ние осен­ние су­мер­ки, за­мет­но все ста­ли нерв­ни­чать, и тут об­ва­лил­ся тот уча­сток сте­ны, ко­то­рым хо­те­ли огра­дить внут­ри фун­да­мен­та пред­по­ла­га­е­мое ме­сто за­хо­ро­не­ния, чтобы за­сы­пать внут­ри пе­соч­ком, – и то­гда ре­ше­но бы­ло оста­но­вить­ся. А на дру­гой день про­дол­жать уже не при­шлось, в сущ­но­сти и так бы­ло яс­но, что под фун­да­мен­том ни­кто не рыл­ся, по­сле­до­ва­тель­ность сло­ев не на­ру­ше­на, то есть ле­жат где-то мо­щи глу­бо­ко в зем­ле, а на­сколь­ко глу­бо­ко – од­но­му Бо­гу ве­до­мо. Стро­и­те­ли то­ро­пи­лись до зи­мы воз­ве­сти сте­ны, вос­ста­но­ви­ли рух­нув­шую на­ка­нуне клад­ку и при­ня­лись за­сы­пать рас­коп пе­соч­ком, а к 9 мая юби­лей­но­го Сте­фа­нов­ско­го го­да ча­сов­ня бы­ла го­то­ва к освя­ще­нию Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом Алек­си­ем…»
Ча­сов­ня бы­ла до­стро­е­на и освя­ще­на Пер­во­свя­ти­те­лем в день па­мя­ти свя­ти­те­ля Сте­фа­на. Те­перь она от­но­сит­ся к недав­но об­ра­зо­ван­но­му в Усть-Вы­ми Ми­хай­ло-Ар­хан­гель­ско­му мо­на­сты­рю. Ныне в ча­совне над мо­ща­ми уста­нов­ле­на ра­ка, ку­да мо­жет прий­ти и по­мо­лить­ся лю­бой па­лом­ник.

☦️
Свя­щен­но­ис­по­вед­ник Ни­ко­лай Ле­бе­дев ро­дил­ся в 1869 го­ду в се­ле Бе­ре­жай Бе­жец­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье по­но­ма­ря Ва­си­лия Ле­бе­де­ва. Се­мья бы­ла из бед­ных, и весь курс Твер­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии Ни­ко­лай обу­чал­ся за ка­зен­ный счет. В 1893 го­ду он с от­ли­чи­ем окон­чил се­ми­на­рию, и на­чаль­ство как од­но­му из луч­ших уче­ни­ков пред­ло­жи­ло ему про­дол­жить за ка­зен­ный счет об­ра­зо­ва­ние в Ду­хов­ной ака­де­мии. Но Ни­ко­лай от­ка­зал­ся от это­го пред­ло­же­ния и по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм в се­ле, где он ро­дил­ся и где слу­жил ко­гда-то его отец. Здесь он про­был пол­го­да и в 1894 го­ду был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка ко хра­му Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ле Вла­сье­во, рас­по­ло­жен­ном в несколь­ких вер­стах от Тве­ри.
Се­ло Вла­сье­во – од­но из ста­рин­ных сел Твер­ской гу­бер­нии. Пер­вое пись­мен­ное упо­ми­на­ние о нем от­но­сит­ся к се­ре­дине ХVII ве­ка. Здесь в то вре­мя дей­ство­вал де­ре­вян­ный храм в честь свя­ти­те­ля Ни­ко­лая чу­до­твор­ца. При­хо­жа­на­ми хра­ма то­гда бы­ли се­мьи мест­ных земле­вла­дель­цев – Ба­ба­ры­ки­ны, Угрю­мо­вы – и жив­шие здесь кре­стьяне. Во вре­мя поль­ско-ли­тов­ско­го на­ше­ствия мест­ное на­се­ле­ние ста­ло участ­ни­ком во­ен­ных дей­ствий, храм опу­стел и в кон­це кон­цов раз­ру­шил­ся. Око­ло пя­ти­де­ся­ти лет в се­ле не бы­ло хра­ма, и толь­ко в 1732 го­ду вла­дель­цы се­ла об­ра­ти­лись к ар­хи­епи­ско­пу Твер­ско­му Фе­о­фи­лак­ту (Ло­па­тин­ско­му) с прось­бой бла­го­сло­вить их на стро­и­тель­ство но­во­го де­ре­вян­но­го хра­ма в па­мять Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рая яви­лась за­ступ­ни­цей рус­ско­го на­ро­да в смут­ное вре­мя. Храм был по­стро­ен, но через неко­то­рое вре­мя так­же при­шел в негод­ность. В 1779 го­ду по­ме­щи­ца се­ла Вла­сье­во по­лу­чи­ла раз­ре­ше­ние епи­ско­па Твер­ско­го Ар­се­ния (Ве­ре­ща­ги­на) на стро­и­тель­ство ка­мен­но­го хра­ма во имя Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри с при­де­лом Ни­ко­лая чу­до­твор­ца. На­ча­лось стро­и­тель­ство хра­ма, и в 1781 го­ду при­дел во имя Ни­ко­лая чу­до­твор­ца был освя­щен, но за­тем стро­и­тель­ство рас­тя­ну­лось на два­дцать лет, так как бла­го­тво­ри­тель­ни­ца уеха­ла из Вла­сье­ва, а ее зять рас­тра­чи­вал день­ги, пред­на­зна­чен­ные для стро­и­тель­ства церк­ви. В ре­зуль­та­те храм был пол­но­стью вы­стро­ен и освя­щен толь­ко в 1799 го­ду.
Сра­зу же по­сле на­ча­ла слу­же­ния в Ка­зан­ском хра­ме отец Ни­ко­лай стал при­ни­мать де­я­тель­ные ме­ры по вос­пи­та­нию при­хо­жан в ду­хе пра­во­слав­ной нрав­ствен­но­сти и по ис­ко­ре­не­нию по­ро­ков. 22 ок­тяб­ря 1897 го­да им бы­ло от­кры­то Об­ще­ство трез­во­сти во имя Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, ко­то­рое бы­ло утвер­жде­но, как офи­ци­аль­но дей­ству­ю­щее, ми­ни­стром внут­рен­них дел 28 ян­ва­ря 1899 го­да.
В пра­ви­лах Вла­сьев­ско­го Ка­зан­ско­го Об­ще­ства трез­во­сти, в част­но­сти, так го­во­ри­лось о его це­лях и за­да­чах:

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-nikolaj-lebedev-presviter

☦️
Дон­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла на­пи­са­на Фе­о­фа­ном Гре­ком. В день Ку­ли­ков­ской бит­вы (8 сен­тяб­ря 1380 го­да, на празд­ник Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы) ико­на на­хо­ди­лась сре­ди рус­ско­го вой­ска, по­да­вая ему по­мощь, а по­сле по­бе­ды бы­ла пе­ре­да­на дон­ски­ми ка­за­ка­ми в дар ве­ли­ко­му кня­зю Ди­мит­рию Дон­ско­му (1363–1389), ко­то­рый пе­ре­нес ее в Моск­ву. Ико­на на­хо­ди­лась сна­ча­ла в Успен­ском со­бо­ре Крем­ля, а за­тем в Бла­го­ве­щен­ском (ныне ико­на в Го­судар­ствен­ной Тре­тья­ков­ской га­ле­рее). В па­мять по­бе­ды на бе­ре­гах До­на она по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Дон­ской.
В 1591 го­ду крым­ский ца­ре­вич Ну­ра­дин и его брат Му­рат-Ги­рей с мно­го­чис­лен­ным вой­ском вторг­лись в Рос­сию, и, под­сту­пив к Москве, рас­по­ло­жи­лись на Во­ро­бье­вых го­рах. Для ограж­де­ния от вра­гов во­круг Моск­вы был со­вер­шен крест­ный ход с Дон­ской ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В день бит­вы она на­хо­ди­лась в по­ход­ной церк­ви сре­ди во­ин­ских ря­дов и об­ра­ти­ла та­тар в бег­ство. В бла­го­дар­ность Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це за Ее ми­лость, яв­лен­ную через Дон­скую ико­ну, в 1592 го­ду на том ме­сте, где она сто­я­ла сре­ди во­и­нов, был ос­но­ван Дон­ской мо­на­стырь, в ко­то­ром бы­ла по­став­ле­на чу­до­твор­ная ико­на и уста­нов­ле­но со­вер­шать празд­не­ство 19 ав­гу­ста. По уста­но­вив­шей­ся тра­ди­ции в ма­лом со­бо­ре в честь Дон­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри раз в 4 го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си со­вер­ша­ет чин ва­ре­ния свя­то­го ми­ра.

В на­сто­я­щий день в оби­те­ли, на­зы­ва­е­мой Дон­скою и на­хо­дя­щей­ся близ цар­ству­ю­ще­го го­ро­да Моск­вы, со­вер­ша­ет­ся празд­ник Пре­чи­стой Де­ве Бо­го­ро­ди­це в честь по­чи­та­е­мой чу­до­твор­ной ико­ны Ее.
Об этой иконе по­вест­ву­ет­ся сле­ду­ю­щее.
Ко­гда бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Ди­мит­рий Иоан­но­вич меж­ду ре­ка­ми До­ном и Непряд­вою сра­жал­ся с нече­сти­вым та­тар­ским ха­ном Ма­ма­ем, то там в рус­ских вой­сках бы­ла и сия пре­чест­ная и чу­до­твор­ная ико­на. Она бы­ла при­не­се­на дон­ским вой­ском ве­ли­ко­му кня­зю в дар и в по­мощь про­тив вра­гов. По мо­лит­вам Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри бла­го­дат­ною Ее си­лою, ис­хо­дя­щею от чу­до­твор­ной ико­ны, та­та­ры бы­ли по­беж­де­ны. Тор­же­ствен­но празд­нуя вме­сте с вой­ском сво­им по­бе­ду, ве­ли­кий князь воз­вра­тил­ся в пре­столь­ный го­род свой Моск­ву и при­нес с со­бою чест­ную ико­ну, на­зван­ною Дон­скою по слу­чаю быв­шей за До­ном по­бе­ды над та­та­ра­ми.
Об оби­те­ли, на­зы­ва­е­мой от Дон­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Дон­скою, су­ще­ству­ет та­кой рас­сказ. В цар­ство­ва­ние бла­го­вер­но­го ца­ря и ве­ли­ко­го кня­зя Фе­о­до­ра Иоан­но­ви­ча Крым­ская ор­да сде­ла­ла вне­зап­ный на­бег на вла­де­ния Мос­ков­ско­го го­су­дар­ства, и та­тар­ский хан Му­рат Ги­рей под­сту­пил к са­мо­му пре­столь­но­му го­ро­ду Москве. То­гда бла­го­вер­ный царь вы­шел с сво­им вой­ском про­тив та­тар и рас­по­ло­жил­ся ста­ном на том са­мом ме­сте, где на­хо­дит­ся те­перь оби­тель. Сю­да же в свой во­ин­ский стан он взял и ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, при­не­сен­ную с До­на. При по­мо­щи Пре­чи­стой Бо­го­ма­те­ри он одер­жал по­бе­ду над та­тар­ски­ми вой­ска­ми и про­гнал их. Воз­да­вая Бо­го­ма­те­ри бла­го­да­ре­ние за по­бе­ду, он по­ве­лел на этом ме­сте по­стро­ить ка­мен­ный храм и по­ста­вить в нем упо­мя­ну­тую ико­ну. С то­го вре­ме­ни оби­тель и ста­ла на­зы­вать­ся Дон­скою. В этот день из ве­ли­ко­го со­бор­но­го хра­ма го­ро­да Моск­вы в оби­тель при­хо­дит всё свя­щен­ное со­сло­вие с чест­ны­ми кре­ста­ми и ико­на­ми и со­вер­ша­ет тор­же­ствен­ное празд­не­ство в честь Бо­жи­ей Ма­те­ри.
В настоящее время Донская икона находится в Третьяковской галерее. Ежегодно в день празднования иконы её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.

Жития
Писание