⏳ 2020.08.25 (вт)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 12я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 2й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
25 августа (12 августа)
• Успенский пост
• сщмч. Александра Команского (III)
• мчч. Фо́тия, Аники́ты и многих с ними (305–306)
• мчч. Памфи́ла, Капито́на (?)
• прмчч. Белогорских: Варлаа́ма, Антония, Сергия, Илии, Вячеслава, Иоаса́фа, Иоанна, Виссариона, Михея, Матфея, Евфимия, Варнавы, Гермоге́на, Аркадия, Евфи́мия, Марке́лла, Иоанна, Сергия, Димитрия, Саввы, Иакова, Петра, Иакова, Александра, Феодора, Алексия, Петра (1918)
• сщмч. Василия (Инфантьева) (1918)
• сщмчч. Леонида (Бирюковича), Иоанна (Никольского), Николая (Доброумова) (1937)


☦️
Свя­ти­тель Алек­сандр, епи­скоп Ко­ман­ский, жил в III ве­ке неда­ле­ко от Неоке­са­рии. Он изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние, знал мно­гие на­у­ки. При­няв на се­бя по­двиг юрод­ства, свя­той жил в бед­но­сти, за­ни­ма­ясь про­да­жей уг­ля на го­род­ской пло­ща­ди. Мно­гие, ви­дя его ли­цо все­гда чер­ным от уголь­ной пы­ли, от­но­си­лись к нему с пре­зре­ни­ем. Ко­гда в Ко­мане умер епи­скоп, то од­ни пред­ла­га­ли из­брать но­во­го пред­сто­я­те­ля из зна­ти, дру­гие – уче­но­го или крас­но­ре­чи­во­го, тре­тьи – бо­га­то­го. То­гда свя­ти­тель Гри­го­рий Неоке­са­рий­ский (па­мять 17 но­яб­ря), при­гла­шен­ный для по­свя­ще­ния из­бран­ни­ка, ука­зал, что епи­скоп дол­жен иметь не внеш­ние толь­ко до­сто­ин­ства и от­ли­чия, но преж­де все­го, чи­стое серд­це и свя­тую жизнь. Эти сло­ва вы­зва­ли у неко­то­рых усмеш­ку: «Ес­ли не смот­реть на внеш­ний вид и бла­го­род­ство про­ис­хож­де­ния, то и Алек­сандр уголь­щик мо­жет быть по­став­лен епи­ско­пом». Свя­ти­тель Гри­го­рий по­ду­мал, что не без про­мыс­ла Бо­жия был упо­мя­нут этот че­ло­век, и про­сил вы­звать его. По­яв­ле­ние свя­то­го сре­ди со­брав­ших­ся вы­зва­ло смех. По­чти­тель­но об­ра­тив­шись к свя­ти­те­лю Гри­го­рию, свя­той Алек­сандр сто­ял, углу­бив­шись в се­бя, не об­ра­щая вни­ма­ния на на­смеш­ки; свя­ти­тель ис­пы­тал его, и уголь­щик вы­нуж­ден был от­крыть, что он преж­де был фило­со­фом, изу­чил Свя­щен­ное Пи­са­ние, но ра­ди Бо­га при­нял на се­бя доб­ро­воль­ную ни­ще­ту и сми­ре­ние. То­гда свя­ти­тель Гри­го­рий взял уголь­щи­ка к се­бе в дом, где он смыл грязь, и его оде­ли в чи­стые одеж­ды. Вер­нув­шись на Со­бор, свя­ти­тель Гри­го­рий на­чал при всех пред­ла­гать ему во­про­сы из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, на ко­то­рые свя­той Алек­сандр от­ве­чал как зна­ю­щий и муд­рый пас­тырь. Уви­дев это, при­сут­ство­вав­шие уди­ви­лись его сми­ре­нию и еди­но­душ­но из­бра­ли Алек­сандра епи­ско­пом. Свя­ти­тель Гри­го­рий по­свя­тил его во пре­сви­те­ра, а за­тем во епи­ско­па. По­сле хи­ро­то­нии но­вый Свя­ти­тель ска­зал сло­во на­ро­ду, ис­пол­нен­ное си­лы и бла­го­да­ти Бо­жи­ей; все ра­до­ва­лись, что Гос­подь по­слал им та­ко­го муд­ро­го пас­ты­ря. При им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане (284–305) свя­ти­тель му­же­ствен­но ис­по­ве­дал Хри­ста, от­ка­зав­шись по­кло­нить­ся идо­лам, по­сле му­че­ний его бро­си­ли в огонь, и там он пре­ста­вил­ся к Бо­гу. По неко­то­рым ис­точ­ни­кам, свя­ти­тель Алек­сандр по­стра­дал при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251).

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/667

☦️
Му­че­ни­ки Ани­ки­та и Фо­тий (его пле­мян­ник) бы­ли ро­дом из Ни­ко­ми­дии. Ани­ки­та, во­ен­ный са­нов­ник, об­ли­чал им­пе­ра­то­ра Дио­кли­ти­а­на (284–305), уста­но­вив­ше­го на го­род­ской пло­ща­ди ору­дия каз­ни, чтобы устра­шать хри­сти­ан. Раз­гне­ван­ный Дио­кли­ти­ан при­ка­зал му­чить свя­то­го Ани­ки­ту, а за­тем бро­сить его на съе­де­ние зве­рям. Но вы­пу­щен­ный лев сде­лал­ся кро­ток и лас­кал­ся к нему. Вне­зап­но на­ча­лось силь­ное зем­ле­тря­се­ние, от­че­го упа­ло ка­пи­ще Гер­ку­ле­са, и под об­ва­лив­шей­ся го­род­ской сте­ной по­гиб­ло мно­го языч­ни­ков. Па­лач за­нес меч, чтобы от­сечь го­ло­ву свя­то­му, но сам упал без чувств. Свя­то­го Ани­ки­ту ста­ли ко­ле­со­вать и па­лить ог­нем, но ко­ле­со оста­но­ви­лось, а огонь по­гас. Му­че­ни­ка бро­си­ли в ко­тел с ки­пя­щим оло­вом, но оло­во осты­ло. Так Гос­подь хра­нил Сво­е­го ра­ба для утвер­жде­ния мно­гих. Пле­мян­ник му­че­ни­ка, свя­той Фо­тий, при­вет­ство­вал стра­даль­ца и, об­ра­тив­шись к ца­рю, за­ме­тил: «Идо­ло­по­клон­ник, твои бо­ги – ни­что!» Меч, за­не­сен­ный над но­вым ис­по­вед­ни­ком, по­ра­зил са­мо­го па­ла­ча. Му­че­ни­ков по­са­ди­ли в тем­ни­цу. Через три дня Дио­кли­ти­ан стал уго­ва­ри­вать их: «По­кло­ни­тесь бо­гам на­шим, и я про­слав­лю вас и обо­га­щу». Му­че­ни­ки от­ве­ча­ли: «По­гиб­ни ты со сво­ею че­стью и бо­гат­ством!» То­гда их при­вя­за­ли за но­ги к ди­ким ко­ням, но свя­тые, вла­чи­мые по зем­ле, оста­ва­лись невре­ди­мы­ми. Не по­стра­да­ли они и в на­ка­лен­ной бане, ко­то­рая раз­ва­ли­лась. На­ко­нец Дио­кли­ти­ан ве­лел раз­жечь огром­ную печь, и мно­же­ство хри­сти­ан, во­оду­шев­лен­ных по­дви­га­ми свя­тых Фо­тия и Ани­ки­ты, са­ми сту­пи­ли в нее со сло­ва­ми: «Мы хри­сти­ане!» Все они скон­ча­лись с мо­лит­вою на устах. Те­ла свя­тых Ани­ки­ты и Фо­тия не по­стра­да­ли от ог­ня и да­же во­ло­сы их оста­лись це­лы. Ви­дя это, мно­гие из языч­ни­ков уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Это со­бы­тие про­изо­шло в 305 го­ду.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/666

☦️
Му­че­ни­ки Пам­фил и Ка­пи­тон бы­ли усе­че­ны ме­чом в мест­но­сти Оли­врии близ Кон­стан­ти­но­по­ля.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Вар­ла­ам (в ми­ру Ва­си­лий Ев­фи­мо­вич Ко­но­плёв) ро­дил­ся в 1858 го­ду в Юго-Кна­уф­ском за­во­де Осин­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии в кре­стьян­ской се­мье ста­ро­об­ряд­цев-бес­по­пов­цев.
В ав­то­био­гра­фии, в ко­то­рой пре­по­доб­но­му­че­ник опи­сал свои по­ис­ки ис­ти­ны и при­ход в Пра­во­слав­ную Цер­ковь, он так рас­ска­зы­вал о се­бе: «На де­ся­том го­ду я вы­учил­ся гра­мо­те; мо­лил­ся с бес­по­пов­ца­ми, со ста­ри­ка­ми и про­сто­лю­ди­на­ми; ко­гда стал при­хо­дить в воз­раст, по­лю­бил чи­тать Бо­же­ствен­ное Пи­са­ние. Всё сво­бод­ное вре­мя я от­да­вал чте­нию книг, по­ку­пая их или про­ся у дру­гих для про­чте­ния. И по­сте­пен­но стал раз­го­рать­ся во мне дух к Бо­гу — я раз­мыш­лял о ве­ре, о рас­ко­ле, о Пра­во­слав­ной Во­сточ­ной Церк­ви, раз­мыш­лял о свя­щен­стве, без ко­то­ро­го, ви­дел, спа­стись нель­зя. В этих ду­мах я за­бы­вал всё. Но­чью ча­сто вста­вал на мо­лит­ву пе­ред ико­на­ми Гос­по­да Все­дер­жи­те­ля и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы и мо­лил­ся усерд­но, го­ря­чо, со сле­за­ми, про­сил Гос­по­да: «Гос­по­ди, от­крой мои очи, дай ра­зу­меть путь спа­се­ния; ска­жи мне путь, ка­ким мне ид­ти, на­учи тво­рить во­лю Твою». И ещё про­сил ука­зать, в ка­кой Церк­ви и через ка­ких пас­ты­рей бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха дей­ству­ет».
До трид­ца­ти пя­ти лет Ва­си­лий был по­сто­ян­но в раз­мыш­ле­нии о Церк­ви, ста­ра­ясь ура­зу­меть Еван­гель­ские, апо­столь­ские и про­чие Пи­са­ния, на­хо­дя их за­ча­стую несход­ны­ми с пи­са­ни­я­ми о Церк­ви и свя­щен­стве у ста­ро­об­ряд­цев. В это вре­мя он мно­го пу­те­ше­ство­вал, по­се­щал ста­ро­об­ряд­цев-бес­по­пов­цев, при­сут­ство­вал на их бе­се­дах. Пе­ре­лом в по­ис­ках ис­ти­ны со­вер­шил чу­дес­ный слу­чай в неде­лю Всех свя­тых, ко­гда Ва­си­лий уехал в Са­ра­тов­скую гу­бер­нию в ста­ро­об­ряд­че­скую оби­тель.
Там он усерд­но мо­лил­ся: «Ми­ло­сти­ве Гос­по­ди, как мне ура­зу­меть о Церк­ви Тво­ей свя­той; не хо­чу быть рас­коль­ни­ком, но не знаю, как ура­зу­меть раз­до­ры цер­ков­ные, не знаю, ка­кая по­ло­ви­на оши­ба­ет­ся, то ли ста­ро­об­ряд­цы что-то недо­по­ни­ма­ют, то ли Церк­ви Во­сточ­ная или Гре­ко-Рос­сий­ская по­гре­ша­ют. Гос­по­ди, по­ка­жи мне чу­до, раз­ре­ши мои со­мне­ния и недо­уме­ния; ес­ли Цер­ковь Рос­сий­ская за пе­ре­ме­ну в об­ря­дах не ли­ши­лась бла­го­дат­ных да­ров, то во вре­мя тор­же­ства ду­хо­вен­ства на Бе­лой Го­ре, во вре­мя их мо­леб­на, по­шли, Гос­по­ди, в это зной­ное вре­мя дождь обиль­ный на зем­лю, чтобы мне ура­зу­меть, что через их пас­ты­рей дей­ству­ет бла­го­дать Свя­то­го Ду­ха». И, дей­стви­тель­но, по до­ро­ге до­мой он услы­шал раз­го­вор, что на Бе­лой Го­ре сре­ди тор­же­ствен­но­го мо­леб­на со­шёл на зем­лю обиль­ный дождь.
В ре­зуль­та­те сво­их по­ис­ков Ва­си­лий Ко­но­плёв в 90-х го­дах XIX ве­ка через та­ин­ство ми­ро­по­ма­за­ния при­со­еди­нил­ся к Пра­во­слав­ной Церк­ви. Со­еди­нил­ся с Цер­ко­вью и его отец Ев­фим Ти­хо­но­вич — ему бы­ло то­гда семь­де­сят пять лет — а так­же млад­шие его бра­тья Ан­тон и Па­вел с же­на­ми и детьми и се­мей­ство стар­шей сест­ры. Все­го при­со­еди­ни­лось де­вят­на­дцать че­ло­век.
В но­яб­ре 1893 го­да Ва­си­лий был по­стри­жен в ря­со­фор, и по­се­лил­ся на Бе­лой Го­ре. По­сте­пен­но к нему ста­ли со­би­рать­ся все же­ла­ю­щие мо­на­ше­ско­го жи­тия. К 1894 го­ду со­бра­лось две­на­дцать че­ло­век. 1 фев­ра­ля 1894 го­да Ва­си­лий при­нял по­стриг в мо­на­ше­ство с име­нем Вар­ла­ам, а на сле­ду­ю­щий день он был ру­ко­по­ло­жен в иеро­ди­а­ко­на. 22 фев­ра­ля во вре­мя освя­ще­ния пре­сто­ла в ма­лом хра­ме во имя Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая его ру­ко­по­ло­жи­ли в иеро­мо­на­ха.
С это­го вре­ме­ни отец Вар­ла­ам был на­зна­чен управ­ля­ю­щим но­востро­я­ще­го­ся мис­си­о­нер­ско­го мо­на­сты­ря на Бе­лой Го­ре, по­лу­чив­ше­го впо­след­ствии на­зва­ние Ураль­ско­го Афо­на. Он вос­ста­но­вил Пра­во­слав­ное устав­ное Бо­го­слу­же­ние и, па­мя­туя, что мо­на­стырь мис­си­о­нер­ский, по­ста­вил на долж­ную вы­со­ту про­по­ведь, ко­то­рая зву­ча­ла в нём утром и ве­че­ром. Ни од­но бо­го­слу­же­ние не оста­ва­лось без по­уче­ния.
В 1913 го­ду перм­ский свя­щен­ник Иа­ков Ше­ста­ков пи­сал о ба­тюш­ке: «Отец Вар­ла­ам — ру­ко­во­ди­тель со­ве­сти, это ли­цо, ко­то­ро­му по­ру­ча­ют се­бя лю­ди — ми­ряне, точ­но так же, как мо­на­хи, ищу­щие спа­се­ния и со­зна­ю­щие свою немощь. Кро­ме то­го, к от­цу Вар­ла­а­му, как вдох­но­вен­но­му ру­ко­во­ди­те­лю, об­ра­ща­ют­ся ве­ру­ю­щие в труд­ном по­ло­же­нии, в скор­бях, в ча­сы, ко­гда не зна­ют, что де­лать, и про­сят по ве­ре ука­за­ния. Отец Вар­ла­ам от­ли­чал­ся осо­бой опыт­но­стью, ас­ке­тиз­мом, кре­по­стью ду­ха и дет­ским незло­би­ем. Мол­ва о его муд­ро­сти рос­ла; к нему стал сте­кать­ся на­род со всей Перм­ской гу­бер­нии, по­шли да­же ино­род­цы из глу­хо­го За­кам­ска­го края… Каж­дый, при­хо­дя к от­цу Вар­ла­а­му, вы­но­сит силь­ное неза­бвен­ное впе­чат­ле­ние: в нём есть неот­ра­зи­мая си­ла. Ас­ке­ти­че­ские по­дви­ги и тру­до­вая жизнь из­ну­ри­ли здо­ро­вье ба­тюш­ки, но он ни­ко­му не от­ка­зы­вал в со­ве­те. Ве­ли­кие та­ин­ства со­вер­ша­лись в его тес­ной ке­лье: здесь воз­рож­да­лась жизнь, ути­ха­ли скор­би и тек­ли сле­зы уми­ле­ния и ра­до­сти. Чет­верть ве­ка Бе­ло­го­род­ская оби­тель уте­ша­ла страж­ду­щих.
В пер­вых чис­лах июня 1917 го­да в оби­те­ли со­сто­я­лось по­след­нее ве­ли­че­ствен­ное тор­же­ство — освя­ще­ние Бе­ло­гор­ско­го со­бо­ра. Бы­ли по­сла­ны при­гла­ше­ния всем бла­го­де­те­лям и по­се­ти­те­лям оби­те­ли, а так­же от­пе­ча­та­ны и разо­сла­ны по всей Рос­сии из­ве­ще­ния о пред­сто­я­щем тор­же­стве. 2 июня в оби­тель при­е­хал свя­щен­но­му­че­ник епи­скоп Перм­ский Ан­д­ро­ник (Ни­коль­ский, па­мять 7 июня); 5 июня ста­ли при­бы­вать в мо­на­стырь из окрест­ных се­ле­ний крест­ные хо­ды с мно­го­чис­лен­ны­ми бо­го­моль­ца­ми. Прой­дя дол­гий путь при днев­ном лет­нем зное и пы­ли, они не вы­ка­зы­ва­ли утом­ле­ния, ли­ца мно­гих бы­ли ра­дост­ны, на них ле­жал от­пе­ча­ток ка­ко­го-то незем­но­го со­сто­я­ния. Хра­мы не вме­ща­ли па­лом­ни­ков, и бо­го­слу­же­ния со­вер­ша­лись пря­мо под от­кры­тым небом; все­нощ­ные, па­ни­хи­ды или мо­леб­ны — по­всю­ду сла­ви­лось имя Бо­жие. И са­ма при­ро­да, ка­за­лось, вни­ма­ла это­му див­но­му зре­ли­щу; не бы­ло вет­ра, све­чи не гас­ли, так бы­ло ти­хо и хо­ро­шо.
Про­шёл год со вре­ме­ни освя­ще­ния со­бо­ра. В ав­гу­сте 1918 го­да боль­ше­ви­ки за­хва­ти­ли оби­тель. В глав­ном ал­та­ре со­бо­ра крас­но­ар­мей­цы раз­во­ро­ти­ли и осквер­ни­ли пре­стол. В ке­лье ар­хи­манд­ри­та Вар­ла­а­ма устро­и­ли от­хо­жее ме­сто, а ико­но­пис­ную ма­стер­скую пре­вра­ти­ли в те­атр, где мо­на­стыр­ских маль­чи­ков-пев­чих за­став­ля­ли петь свет­ские фри­воль­ные пес­ни. Мно­гие мо­на­хи бы­ли по­сле звер­ских пы­ток уби­ты.
12 (25) ав­гу­ста крас­но­ар­мей­цы аре­сто­ва­ли на­сто­я­те­ля мо­на­сты­ря ар­хи­манд­ри­та Вар­ла­а­ма и по до­ро­ге в уезд­ный го­род Осу рас­стре­ля­ли его. Му­че­ни­че­скую кон­чи­ну при­ня­ли и мно­гие мо­на­хи оби­те­ли. Их име­на: иеро­мо­на­хи Сер­гий, Илия, Вя­че­слав, Иоасаф, Иоанн, Ан­то­ний; иеро­ди­а­ко­ны Ми­хей, Вис­са­ри­он, Мат­вей, Ев­фи­мий; мо­на­хи Вар­на­ва, Ди­мит­рий, Сав­ва, Гер­мо­ген, Ар­ка­дий, Ев­фи­мий, Мар­келл; по­слуш­ни­ки Иоанн, Иа­ков, Петр, Иа­ков, Алек­сандр, Фе­о­дор, Петр, Сер­гий, Алек­сий. Мо­ги­лы му­че­ни­ков бы­ли скры­ты вла­стя­ми и пре­бы­ва­ют в неиз­вест­но­сти.
Про­слав­ле­ны в 1998 го­ду как мест­но­чти­мые свя­тые Перм­ской епар­хии. При­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник иерей Ва­си­лий – Ва­си­лий Ива­но­вич Ин­фан­тьев – ро­дил­ся в 1853 го­ду. Он был свя­щен­ни­ком церк­ви в се­ле Ме­хон­ском Шад­рин­ско­го уез­да. 12 ав­гу­ста (25 нов.ст.) 1918 го­да отец Ва­си­лий был убит в се­ле Та­уш­кан в хо­де мас­со­вых ре­прес­сий про­тив ду­хо­вен­ства в Перм­ском крае. Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий Ин­фан­тьев был вклю­чен в Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских по­ста­нов­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да РПЦ от 17 июля 2002 го­да.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Лео­нид Би­рю­ко­вич, про­то­и­е­рей († 1937 г.) ро­дил­ся в 1864 го­ду в се­ле Ухва­ла Бо­ри­сов­ско­го уез­да в се­мье потом­ствен­но­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля. За­кон­чил Мин­скую Ду­хов­ную Се­ми­на­рию.
В 1899 го­ду при­нял сан свя­щен­ни­ка и был на­зна­чен на­сто­я­те­лем церк­ви Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри в се­ла Бро­дец Игу­мен­ско­го уез­да. Трид­цать семь лет слу­жил ба­тюш­ка в этом ма­лень­ком се­ле, за­те­рян­ном сре­ди ле­сов и бо­лот, но и там аре­сто­вы­ва­ли его несколь­ко раз. Впер­вые — в 1934 го­ду за то, что он хра­нил до­ма несколь­ко монет цар­ской че­кан­ки. В 1935 го­ду его сно­ва аре­сто­ва­ли. Де­ло об­сто­я­ло так. Узнав о на­ме­ре­нии вла­стей за­крыть храм, он су­мел под­нять на­род на его за­щи­ту и ор­га­ни­зо­вал его обо­ро­ну. Трое су­ток со­про­тив­ля­лись мест­ные жи­те­ли, круг­ло­су­точ­но охра­няя храм. Но си­лы бы­ли нерав­ны и боль­ше­ви­ки одер­жа­ли верх: цер­ковь за­кры­ли. Отец Лео­нид был при­го­во­рён к ше­сти го­дам за­клю­че­ния в конц­ла­ге­ре. В свя­зи с рез­ко ухуд­шив­шим­ся здо­ро­вьем его вы­нуж­де­ны бы­ли осво­бо­дить. Вер­нув­шись в се­ло, ба­тюш­ка за­нял­ся сбо­ром под­пи­сей за от­кры­тие хра­ма, и вско­ре его аре­сто­ва­ли вновь. Ба­тюш­ка от­ка­зал­ся да­вать по­ка­за­ния пред­ста­ви­те­лям НКВД, по­сле че­го его ста­ли же­сто­ко из­би­вать. Он был рас­стре­лян в Мин­ске 20 ав­гу­ста 1937 го­да.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник иерей Ни­ко­лай – Ни­ко­лай Ни­ко­лай­е­вич Доб­ро­умов – ро­дил­ся 24 де­каб­ря 1876 (по неко­то­рым дан­ным 1875) го­да в се­ле Небди­но Усть-Сы­соль­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии.
Ка­ким отец Ни­ко­лай был че­ло­ве­ком? Ар­хи­вы со­хра­ни­ли для нас сви­де­тель­ства о доб­рых де­лах ба­тюш­ки, ко­то­рый всю свою жизнь сле­до­вал из­бран­но­му пу­ти: про­по­ве­до­вал сло­во Бо­жие, на­став­лял свою паст­ву. К это­му он го­то­вил­ся всю свою жизнь, та­кое по­лу­чил вос­пи­та­ние в се­мье свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Ми­хай­ло­ви­ча Доб­ро­умо­ва, был са­мым млад­шим, пя­тым ре­бен­ком в се­мье. Дет­ские го­ды про­шли в с.Усть-Ку­лом, где отец его с 1879 го­да слу­жил на­сто­я­те­лем Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви. Окон­чил Усть-Сы­соль­ское ду­хов­ное учи­ли­ще, а в 1899 го­ду Во­ло­год­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию.
Вско­ре по­сле окон­ча­ния се­ми­на­рии Ни­ко­лай Ни­ко­ла­е­вич же­нил­ся. Ан­то­ни­на бы­ла са­мой млад­шей и са­мой кра­си­вой до­че­рью в се­мье свя­щен­ни­ка Вве­ден­ской церк­ви се­ла Ме­жа­дор Ми­ха­и­ла Кон­стан­ти­но­ви­ча По­по­ва – род­но­го пле­мян­ни­ка ко­ми по­эта И.А. Ку­ра­то­ва. В се­мье, кро­ме Ан­то­ни­ны, бы­ло еще 10 де­тей, и, ко­неч­но же, мо­ло­дая ма­туш­ка меч­та­ла о де­тях, люб­ви и дол­гой жиз­ни с лю­бя­щим му­жем. Но ее де­ви­че­ским меч­там не суж­де­но бы­ло сбыть­ся. По­сле же­нить­бы Ни­ко­лай про­дол­жал со­хра­нять обе­ты це­ло­муд­рия, жи­вя с су­пру­гой как брат с сест­рой, по­вто­ряя в сво­ей жиз­ни по­двиг свя­то­го пра­вед­но­го от­ца на­ше­го Иоан­на Крон­штад­ско­го. Это не по­нра­ви­лось жене мо­ло­до­го свя­щен­ни­ка, она несколь­ко раз пы­та­лась оста­вить му­жа, но в сво­ей се­мье не встре­ча­ла под­держ­ки и одоб­ре­ния сво­им дей­стви­ям: каж­дый раз де­вуш­ке при­хо­ди­лось воз­вра­щать­ся. Отец Ни­ко­лай до кон­ца дней сво­их оста­вал­ся мо­на­хом в ми­ру…
«29.09.1899 г. Прео­свя­щен­ным ГАВРИИЛОМ, епи­ско­пом Ве­ли­ко­устюж­ским, Ни­ко­лай Доб­ро­умов по­свя­щен во свя­щен­ни­ка к По­моз­дин­ской Успен­ской церк­ви Усть­сы­соль­ско­го уез­да. За­тем был пе­ре­ме­щен по про­ше­нию к Усть-Ку­лом­ской Пет­ро­пав­лов­ской церк­ви. И в 1906 го­ду пе­ре­ве­ден в се­ло Аныб на­сто­я­те­лем Аныб­ской церк­ви». И где-бы отец Ни­ко­лай ни со­вер­шал свой свя­щен­ни­че­ский по­двиг, вез­де он мно­го тру­дил­ся на ни­ве про­све­ще­ния лю­дей. Ра­бо­тал за­ко­но­учи­те­лем По­моз­дин­ско­го зем­ско­го муж­ско­го и жен­ско­го учи­лищ, пре­по­да­вал в де­ревне Воль­дин­ской По­моз­дин­ской во­ло­сти, яв­лял­ся за­ко­но­учи­те­лем и за­ве­ду­ю­щим Аныб­ской цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы и пред­се­да­те­лем мест­но­го цер­ков­но-при­ход­ско­го По­пе­чи­тель­ства. Де­я­тель­ность ба­тюш­ки за­ме­ти­ли, и 29.05.1909 г. он был на­граж­ден ме­да­лью в па­мять 25-ле­тия со вре­ме­ни вос­ста­нов­ле­ния цер­ков­ной шко­лы Им­пе­ра­то­ром Алек­сан­дром III. В 1913 го­ду свя­щен­ни­ка на­гра­ди­ли ме­да­лью в па­мять 300-ле­тия цар­ство­ва­ния До­ма Ро­ма­но­вых.
Ле­то­пись Аныб­ской церк­ви со­дер­жит рас­сказ о несколь­ких зна­ме­на­тель­ных со­бы­ти­ях, про­изо­шед­ших здесь во вре­ме­на от­ца Ни­ко­лая. При ба­тюш­ке 10 ок­тяб­ря 1909 го­да по­лу­чен в Аныб­скую цер­ковь об­раз вновь про­слав­лен­ной свя­той Бла­го­вер­ной Ве­ли­кой кня­ги­ни ино­ки­ни Ан­ны. Пе­ред но­вым об­ра­зом, по­ло­жен­ным на ана­лой, свя­щен­ни­ком бы­ло ска­за­но по-зы­рян­ски жи­тие свя­той и со­вер­ше­но мо­леб­ствие.
Хо­да­тай­ство­вал ба­тюш­ка и о пе­ре­не­се­нии мо­щей в го­род Усть-Сы­сольск Свя­то­го Сте­фа­на Ве­ли­ко­перм­ско­го. 28 ян­ва­ря 1910 го­да по­сле Ли­тур­гии чи­тан Указ Свя­щен­но­го Си­но­да по по­во­ду воз­буж­дав­ше­го­ся в про­шлом го­ду про­ше­ния о пе­ре­не­се­нии в г.Усть-Сы­сольск свя­тых мо­щей Сте­фа­на Ве­ли­ко­перм­ско­го: «Свя­щен­ный Си­нод не счи­та­ет воз­мож­ным дать сво­е­го бла­го­сло­ве­ния на пе­ре­не­се­ние чест­ных остан­ков Свя­то­го Сте­фа­на, Епи­ско­па Ве­ли­ко­перм­ско­го, и по ко­е­му Его Им­пе­ра­тор­ско­му Ве­ли­че­ству бо­го­угод­но бы­ло на­чер­тать: «Со­гла­сен с за­клю­че­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да». При от­це Ни­ко­лае был при­об­ре­тен для хра­ма ко­ло­кол ве­сом 53 пу­да, вы­ли­тый по за­ка­зу на за­во­де Оло­вя­ниш­ни­ко­ва в г. Яро­слав­ле, под­ня­ли и освя­ти­ли его в пре­столь­ный празд­ник Свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца 6 де­каб­ря.
Да­же ску­пые строч­ки из ар­хи­ва пе­ре­да­ют то теп­ло, ду­шев­ность, ко­то­рые ца­ри­ли в хра­ме во вре­ме­на на­сто­я­тель­ства там от­ца Ни­ко­лая. Так, «в день ис­пол­не­ния 200-ле­тия со дня рож­де­ния Ми­хай­ло Ло­мо­но­со­ва на ма­лень­ком за­те­рян­ном при­хо­де в Усть-Ку­ло­ме со­вер­ша­лась о нем па­ни­хи­да. За­упо­кой­ное бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­лось и в день смер­ти пре­мьер-ми­ни­стра Пет­ра Ар­ка­дье­ви­ча Сто­лы­пи­на».
Зна­ме­на­тель­но и то, что о ма­лень­ком при­хо­де зна­ли в Москве. «19 мар­та 1914 го­да от Сер­гея Се­ме­но­ви­ча Миш­ко­ва из Моск­вы бы­ла по­лу­че­на ри­за на ико­ну св. Це­ли­те­ля Пан­те­ле­и­мо­на».
Ба­тюш­ка, ка­за­лось, на­хо­дил­ся в цен­тре всех со­бы­тий, про­ис­хо­дя­щих в ми­ре, его серд­це от­кли­ка­лось на боль на­род­ную. Ко­гда на­ча­лась вой­на с Тур­ци­ей, «17 ав­гу­ста 1915 го­да был учре­жден при­ход­ской По­пе­чи­тель­ский Со­вет в ока­за­нии по­мо­щи се­мьям сол­дат под пред­се­да­тель­ством свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая Доб­ро­умо­ва, ко­то­рый ока­зал по­мощь на сум­му 136 руб. 40 коп. 91 се­мей­ству. А с на­ча­лом вой­ны от­кры­то Во­лост­ное По­пе­чи­тель­ство, с 2 ян­ва­ря 1915 го­да пред­се­да­те­лем из­бран тот же свя­щен­ник».
Суж­де­но бы­ло стать от­цу Ни­ко­лаю и сви­де­те­лем тра­ги­че­ских стра­ниц на­шей ис­то­рии – 14 мар­та вслед­ствие про­ис­шед­ше­го го­судар­ствен­но­го пе­ре­во­ро­та из­бран на схо­де Вре­мен­ный Во­лост­ной Ко­ми­тет. 25 мар­та огла­шен акт об от­ре­че­нии Го­су­да­ря Им­пе­ра­то­ра от пре­сто­ла. В се­ле на­чал­ся бес­пре­дел. 11 мая, в День Воз­не­се­ния Гос­под­ня, на при­хо­де про­изо­шло со­бы­тие, на пер­вый взгляд, необъ­яс­ни­мое. Но вот как сам отец Ни­ко­лай рас­ска­зал об этом: «Я удив­лен был чрез­мер­ным скоп­ле­ни­ем на­ро­да у Ко­ми­те­та, они рас­ста­ви­лись шпа­ле­ра­ми по обе сто­ро­ны до­ро­ги до до­ма, где на­хо­ди­лась квар­ти­ра сек­ре­та­ря Ко­ми­те­та. Вы­во­дят чет­ве­рых лю­дей го­лы­ми: двое жен­щин и двое муж­чин. До­во­дят их до до­ма Ко­ми­те­та – и неиз­вест­но, что по­том там про­ис­хо­ди­ло». Так, ока­за­лось, бы­ла по­ня­та здесь сво­бо­да, и это устро­и­лось под вли­я­ни­ем сол­дат, при­быв­ших с фрон­та». 25 мая, в Тро­и­цын день, на ве­черне отец Ни­ко­лай про­вел бе­се­ду о со­бы­тии 11 мая, разъ­яс­ня­ю­щую всю па­губ­ность и непри­стой­ность по­ступ­ка. Он об­ра­щал­ся к сво­им при­хо­жа­нам как к де­тям ма­лым и нера­зум­ным, не осуж­дая, но по-оте­че­ски на­став­ляя.
По­сле ре­во­лю­ции отец Ни­ко­лай слу­жил свя­щен­ни­ком Воз­не­сен­ской церк­ви с.Дон Усть-Ку­лом­ско­го рай­о­на. На его гла­зах цер­ковь бы­ла за­кры­та. На за­се­да­нии Пре­зи­ди­у­ма КОИК от 26.12.1935 г. по­ста­но­ви­ли: «мо­лит­вен­ное зда­ние лик­ви­ди­ро­вать и за­чис­лить в со­став на­цио­на­ли­зи­ро­ван­но­го иму­ще­ства в ве­де­ние Усть­ку­лом­ско­го Рай­ис­пол­ко­ма».
Вско­ре аре­сто­ва­ли и от­ца Ни­ко­лая. Ба­тюш­ку со­дер­жа­ли под стра­жей при Сык­тыв­кар­ской тюрь­ме НКВД. Про­из­ве­ден­ным рас­сле­до­ва­ни­ем уста­нов­ле­но, что об­ви­ня­е­мый Доб­ро­умов у се­бя на квар­ти­ре устра­и­вал неле­галь­ные сбо­ри­ща цер­ков­ни­ков, на ко­то­рых под ви­дом бо­го­слу­же­ний вел контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, на­прав­лен­ную про­тив ме­ро­при­я­тий Пар­тии и Пра­ви­тель­ства… До­про­шен­ный в ка­че­стве об­ви­ня­е­мо­го Доб­ро­умов ви­нов­ным се­бя не при­знал, но до­ста­точ­но изоб­ли­ча­ет­ся по­ка­за­ни­я­ми сви­де­те­лей. На за­се­да­нии трой­ки УНКВД Ко­ми АССР от 23. 08.1937 г. по­ста­но­ви­ли об­ви­ня­е­мо­го по ст. 58 п.10, ч. II УК РСФСР Доб­ро­умо­ва Ни­ко­лая Ни­ко­ла­е­ви­ча рас­стре­лять.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 4 ян­ва­ря 1878 го­да в се­ле Ляц­ко­во Бе­жец­ко­го уез­да Твер­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ми­ха­и­ла Ни­коль­ско­го. По окон­ча­нии Твер­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он был ру­ко­по­ло­жен в сан свя­щен­ни­ка к од­но­му из сель­ских хра­мов Кимр­ско­го уез­да.
В 1929 го­ду вла­сти обя­за­ли о. Иоан­на при­вез­ти к 10 но­яб­ря на го­судар­ствен­ный хле­бо­сда­точ­ный пункт 25 пу­дов ржи. Свя­щен­ник в это вре­мя был в отъ­ез­де. По­лу­чив по­вест­ку 12 но­яб­ря, он на сле­ду­ю­щий же день при­вёз рожь на хле­бо­сда­точ­ный пункт и был аре­сто­ван за то, что опоз­дал на три дня. Суд при­го­во­рил свя­щен­ни­ка к кон­фис­ка­ции все­го иму­ще­ства и ссыл­ке за пре­де­лы Кимр­ско­го рай­о­на.
В Тве­ри у о. Иоан­на жил дво­ю­род­ный брат, про­то­и­е­рей Ва­си­лий Вла­ди­мир­ский, и свя­щен­ник ре­шил пе­ре­ехать с се­мьей ту­да. Свя­той ар­хи­епи­скоп Фад­дей на­зна­чил о. Иоан­на слу­жить в Рож­де­ствен­скую цер­ковь. В это вре­мя ОГПУ аре­сто­ва­ло в Тве­ри наи­бо­лее до­стой­ных свя­щен­ни­ков и осу­ди­ло их на за­клю­че­ние и ссыл­ку, сре­ди них и о. Ва­си­лия Вла­ди­мир­ско­го. Се­мьи аре­сто­ван­ных ока­за­лись без под­держ­ки, и остав­ши­е­ся на сво­бо­де свя­щен­ни­ки ста­ра­лись ча­ще по­се­щать их. Отец Иоанн стал ча­ще бы­вать у се­ми­де­ся­ти­двух­лет­ней су­пру­ги о. Ва­си­лия, На­деж­ды Ни­ко­ла­ев­ны, у ко­то­рой не бы­ло ни­ко­го из род­ных. ОГПУ от­ме­ти­ло ча­стые по­се­ще­ния квар­ти­ры на­хо­дя­ще­го­ся в тюрь­ме свя­щен­ни­ка и ре­ши­ло аре­сто­вать о. Иоан­на.
29 ян­ва­ря 1933 го­да он был аре­сто­ван и за­клю­чён в Твер­скую тюрь­му. До­ка­за­тельств его ви­нов­но­сти у ОГПУ не бы­ло ни­ка­ких, и сле­до­ва­тель по­пы­тал­ся за­по­лу­чить их через со­се­дей На­деж­ды Ни­ко­ла­ев­ны, но без­успеш­но. Толь­ко через пол­то­ра ме­ся­ца, 14 мар­та, о. Иоанн был вы­зван на пер­вый до­прос. Сле­до­ва­тель спро­сил, как он от­но­сит­ся к со­вет­ской вла­сти.
— Как че­ло­век ве­ру­ю­щий, — от­ве­тил о. Иоанн, — я счи­таю со­вет­скую власть Бо­гом по­став­лен­ной, и ей сле­ду­ет по­ви­но­вать­ся не толь­ко за страх, но и за со­весть. При­чин быть враж­деб­ным со­вет­ской вла­сти я не ви­жу. Она да­ла пра­во граж­да­нам сво­бод­но ис­по­ве­до­вать свою ре­ли­гию, ве­ру­ю­щим да­ла воз­мож­ность ор­га­ни­зо­вы­вать­ся в об­щи­ны, огра­ди­ла их пра­ва опре­де­лен­ны­ми за­ко­на­ми и ин­струк­ци­я­ми. По­ви­но­ве­ние со­вет­ской вла­сти я счи­таю сво­им дол­гом и ве­ду се­бя как свя­щен­но­слу­жи­тель и как граж­да­нин стро­го в рам­ках за­кон­но­сти, чтобы не при­не­сти вред го­су­дар­ству и не под­вер­гать се­бя опас­ным взыс­ка­ни­ям.
— Но в ду­ше-то вы все-та­ки враг со­вет­ской вла­сти, — за­ме­тил сле­до­ва­тель.
— Да, вре­ме­на­ми я чув­ствую оби­ду, — от­ве­тил свя­щен­ник, — но не на за­кон или власть, а на пред­ста­ви­те­лей низ­ших ор­га­нов со­вет­ской вла­сти, ко­то­рые, про­во­дя по­ли­ти­ку выс­ших ор­га­нов вла­сти, неза­кон­но при­тес­ня­ли ме­ня. Но я по­дав­лял в се­бе чув­ство оби­ды и по­кры­вал его хри­сти­ан­ским тер­пе­ни­ем и по­кор­но­стью или об­ра­щал­ся за за­щи­той к выс­шим ор­га­нам вла­сти, и не на­прас­но.
Сле­до­ва­тель спро­сил, с ка­кой це­лью он по­се­щал квар­ти­ру Вла­ди­мир­ской, не чи­тал ли он там га­зет, как ком­мен­ти­ро­вал то, что чи­тал, и не бы­ло ли в это вре­мя по­сто­рон­них в квар­ти­ре. Отец Иоанн от­ве­тил:
— Вла­ди­мир­ский — мой дво­ю­род­ный брат; как род­ствен­ник, не имея дру­гих зна­ко­мых в го­ро­де, я за­хо­дил к нему, а ко­гда его вы­сла­ли, за­хо­дил к его жене, ин­те­ре­су­ясь, что пи­шет брат и как се­бя чув­ству­ет.
На сле­ду­ю­щий день о. Иоанн в ка­ме­ре на­пи­сал за­яв­ле­ние про­ку­ро­ру по на­блю­де­нию за ор­га­на­ми ОГПУ. Он пи­сал: «При до­про­се 14 мар­та сле­до­ва­тель Ага­фо­нов по­ка­за­ния мои за­пи­сал крат­ко и ино­гда неточ­но, чем ис­ка­жа­ет­ся их смысл, при под­пи­са­нии про­то­ко­ла до­про­са ли­шил ме­ня воз­мож­но­сти сде­лать ого­вор­ку… Сле­до­ва­тель очень ин­те­ре­со­вал­ся, чи­тал ли я в до­ме Вла­ди­мир­ско­го га­зе­ты. Я по­яс­нил, как и бы­ло, что, ко­гда хо­зяй­ка за­ня­та бы­ла до­маш­ни­ми хло­по­та­ми и я оста­вал­ся один, я чи­тал, что по­па­да­ло под ру­ку, кни­ги или га­зе­ты. Непро­дол­жи­тель­ные раз­го­во­ры на­ши вра­ща­лись боль­ше око­ло лич­но­сти ее му­жа, те­перь умер­ше­го. Ве­сти ка­кие-ли­бо раз­го­во­ры о по­ли­ти­че­ских со­бы­ти­ях не рас­по­ла­га­ли ни об­сто­я­тель­ства, ни об­ста­нов­ка. Пись­ма от Вла­ди­мир­ско­го по­лу­ча­лись все тре­вож­ные: его обо­кра­ли, остав­шись без теп­лой одеж­ды, он сту­дил­ся, хво­рал, окон­ча­тель­но слег и по­мер. Жене его, уби­той го­рем и в сле­зах, бы­ло не до по­сто­рон­них раз­го­во­ров. К квар­ти­ре Вла­ди­мир­ских при­ле­га­ют три квар­ти­ры, от­де­ля­ю­щи­е­ся от нее лег­ки­ми пе­ре­бор­ка­ми и за­ня­тые по­сто­рон­ни­ми жиль­ца­ми. Кто же ре­шит­ся в та­кой об­ста­нов­ке устра­и­вать чте­ние га­зет и об­суж­де­ние их в смыс­ле кри­ти­ки по­ли­ти­ки су­ще­ству­ю­щей вла­сти, на чем так на­ста­и­ва­ет граж­да­нин сле­до­ва­тель? Кто ещё хо­дит к Вла­ди­мир­ской, я не знаю. Слу­ча­лось, что при мне за­хо­ди­ли к ней по сво­им де­лам незна­ко­мые мне жен­щи­ны и, по­го­во­рив, ухо­ди­ли. Сле­до­ва­тель Ага­фо­нов ска­зал мне, что в де­ле есть еще по­ка­за­ния сви­де­те­лей о том, что в мае ме­ся­це мы трое: я, Фло­рен­ский и Вла­ди­мир­ский, в квар­ти­ре по­след­не­го чи­та­ли га­зе­ты, де­ла­ли ка­кие-то по­ли­ти­че­ские вы­во­ды, зло­рад­ство­ва­ли; дру­гое по­ка­за­ние, что я где-то го­во­рил о при­ше­ствии ан­ти­хри­ста, о близ­кой кон­чине ми­ра. Сле­до­ва­тель не опро­сил ме­ня по со­дер­жа­нию этих по­ка­за­ний, от­ка­зал мне дать оч­ную став­ку, меж­ду тем эти по­ка­за­ния, ес­ли толь­ко они есть в де­ле, чи­сто про­во­ка­тор­ские или ко­рыст­ные… По по­ка­за­нию сви­де­те­ля, де­ло бы­ло в мае про­шло­го го­да. Вла­ди­мир­ский в это вре­мя был уже в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом учре­жде­нии, а Фло­рен­ский в 1930 го­ду вы­ехал из Ка­ли­ни­на и не бы­ва­ет здесь…
Уве­ряю Вас, граж­да­нин про­ку­рор, что по­ка­за­ния мои вполне ис­крен­ни, и про­шу сде­лать рас­по­ря­же­ние, чтобы Трой­ка при об­суж­де­нии мо­ей ви­нов­но­сти, счи­та­лась с мо­и­ми по­ка­за­ни­я­ми, на­пи­сан­ны­ми мо­ею ру­кою, а не по­ка­за­ни­ем, за­пи­сан­ным неточ­но с мо­их слов сле­до­ва­те­лем. Про­шу Вас еще дать мне воз­мож­ность иметь оч­ную став­ку со сви­де­те­ля­ми, да­вав­ши­ми обо мне по­ка­за­ния за­ве­до­мо лож­ные. Ви­нов­ным се­бя в ан­ти­со­вет­ской про­па­ган­де я не при­знаю, тем бо­лее что я дав­но по­ста­вил се­бе жиз­нен­ным пра­ви­лом быть в сто­роне от по­ли­ти­ки…»
За­яв­ле­ние это не бы­ло при­ня­то во вни­ма­ние, и 26 ап­ре­ля Трой­ка ОГПУ при­го­во­ри­ла свя­щен­ни­ка к трем го­дам ссыл­ки в Ка­зах­стан. Через три дня тю­рем­ным эта­пом о. Иоанн был от­прав­лен в Ал­ма-Ату.
Отец Иоанн вер­нул­ся на ро­ди­ну в Твер­скую об­ласть в 1936 го­ду, неза­дол­го до на­ступ­ле­ния но­вых го­не­ний. Несмот­ря на все пре­сле­до­ва­ния, за­клю­че­ния в тюрь­мы и ссыл­ку, он не оста­вил слу­же­ния Бо­гу и Церк­ви и был на­прав­лен свя­тым ар­хи­епи­ско­пом Фад­де­ем слу­жить в храм се­ла Кун­га­но­во Вы­со­ков­ско­го рай­о­на Твер­ской епар­хии. Свя­щен­ник про­дол­жал рев­ност­но слу­жить, непре­стан­но при бо­го­слу­же­ни­ях про­по­ве­дуя, но па­мя­туя, на­сколь­ко при­страст­но и по­до­зри­тель­но ОГПУ, от раз­го­во­ров на по­ли­ти­че­ские те­мы укло­нял­ся.
Од­на­ко то­го, что он два­жды аре­сто­вы­вал­ся и ни на след­ствии, ни в ссыл­ке, ни уже вый­дя на сво­бо­ду, не вы­ка­зы­вал ни ма­лей­ше­го рас­ка­я­ния в вы­бо­ре свя­щен­ни­че­ско­го слу­же­ния, бы­ло до­ста­точ­но, чтобы его аре­сто­ва­ли вновь. Он был аре­сто­ван 4 ав­гу­ста 1937 го­да.
Вы­зван­ные сра­зу по­сле аре­ста о. Иоан­на «де­жур­ные сви­де­те­ли» по ука­за­нию сле­до­ва­те­ля по­ка­за­ли, что свя­щен­ник го­во­рил, что со­вет­ская власть за­кон­чит­ся и лю­ди пой­дут к Бо­жье­му хра­му с по­вин­ной го­ло­вой; что к свя­щен­ни­ку в дом хо­дят лю­ди, что на во­прос, по­че­му к нему не при­ез­жа­ет его ма­туш­ка, он от­ве­тил, что она бо­ит­ся бе­сов, и он сам ез­дит к ней в Тверь, а в про­по­ве­ди в хра­ме го­во­рил, что сей­час в Рос­сии идёт го­не­ние на ве­ру­ю­щих. 8 ав­гу­ста сле­до­ва­тель до­про­сил о. Иоан­на.
— Рас­ска­жи­те о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти про­тив со­вет­ской вла­сти.
— Контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти с мо­ей сто­ро­ны не бы­ло. Ес­ли бы­ли ка­кие раз­го­во­ры несо­вет­ско­го по­ряд­ка, то несо­зна­тель­но, но я та­ких слу­ча­ев не пом­ню. Ино­гда у ме­ня бы­ли со­мне­ния в пра­виль­но­сти про­во­ди­мой по­ли­ти­ки со­вет­ской вла­сти, но я их сам рас­се­и­вал. Пом­ню, од­на­жды по ра­дио я слы­шал, что лен убра­ли за 60 дней, в то вре­мя ко­гда кар­то­фель и дру­гие пло­ды не бы­ли убра­ны, вот это я счи­тал непра­виль­ным, но по­том по­ду­мал, что воз­мож­но, лен нуж­нее.
— След­ствие тре­бу­ет от вас прав­ди­вых, от­кро­вен­ных по­ка­за­ний о ва­шей контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти.
— Дру­гих по­ка­за­ний я дать не мо­гу, так как счи­таю свои по­ка­за­ния пра­виль­ны­ми. Ни­ка­кой контр­ре­во­лю­ци­он­ной ра­бо­ты я не про­во­дил со­вер­шен­но.
На этом след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 22 ав­гу­ста Трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла о. Иоан­на к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Иоанн Ни­коль­ский был рас­стре­лян 25 ав­гу­ста 1937 го­да.
При­чис­лен к ли­ку свя­тых Но­во­му­че­ни­ков и Ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских на Юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в ав­гу­сте 2000 го­да для об­ще­цер­ков­но­го по­чи­та­ния.

Жития
Писание