⏳ 2020.08.24 (пн)
? день постный

? подвижный годовой круг:
• 12я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 2й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
24 августа (11 августа)
• Успенский пост
• мц. Соса́нны, сщмчч. Га́ия, папы Римского, Гави́ния, мчч. Кла́вдия, Максима, Александра, Ку́фия, мц. Препеди́гны (295–296)
• сщмч. Е́впла Катанского (Сицилийского) (304)
• прмчч. Феодора и Василия Печерских (1098)
• прп. Феодора, кн. Острожского, Печерского (ок. 1483)
• прп. Иоанна Святогорского (Донецкого) (1867)


☦️
Му­че­ни­ца Со­сан­на де­ва бы­ла до­че­рью пре­сви­те­ра Га­ви­ния и пле­мян­ни­цей свя­то­го па­пы Рим­ско­го Га­ия (283–296). Она бы­ла вос­пи­та­на в стро­гом хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии и с юных лет по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу. Се­мья свя­той со­сто­я­ла в род­стве с им­пе­ра­то­ром Дио­кли­ти­а­ном (284–305), до ко­то­ро­го до­шел слух о ее доб­ро­де­те­ли и кра­со­те. Ре­шив вы­дать свя­тую Со­сан­ну за­муж за сво­е­го со­пра­ви­те­ля Мак­си­ми­а­на Гер­ку­ла (284–305), им­пе­ра­тор по­слал к пре­сви­те­ру Га­ви­нию сво­е­го род­ствен­ни­ка, са­нов­ни­ка Клав­дия, а за­тем его бра­та Мак­си­ма. Оба они вме­сте с же­ной Клав­дия Пре­пе­диг­ной и сы­но­вья­ми Алек­сан­дром и Ку­фи­ем по­сле бе­сед с бла­го­че­сти­вой се­мьей при­ня­ли Кре­ще­ние. Узнав о том, что це­лая се­мья им­пе­ра­тор­ских род­ствен­ни­ков об­ра­ти­лась в хри­сти­ан­ство, Дио­кли­ти­ан от­пра­вил их в из­гна­ние. Вско­ре му­че­ни­ков со­жгли в Остии, неда­ле­ко от Ри­ма, а пе­пел бро­си­ли в мо­ре. Свя­тую де­ву Со­сан­ну взя­ли во дво­рец, а им­пе­ра­три­це бы­ло по­ру­че­но уго­во­рить ее по­ко­рить­ся. Но им­пе­ра­три­ца, тай­ная хри­сти­ан­ка, под­дер­жа­ла му­че­ни­цу в на­ме­ре­нии со­хра­нить дев­ство ра­ди Гос­по­да. Она объ­яви­ла им­пе­ра­то­ру о непре­клон­но­сти де­вы всту­пить в брак с языч­ни­ком. Дио­кли­ти­ан дал поз­во­ле­ние со­пра­ви­те­лю обес­че­стить свя­тую де­ву, но Ан­гел за­щи­тил ее. Ма­ке­до­ний стал скло­нять му­че­ни­цу при­не­сти жерт­ву идо­лам. «Я са­ма се­бя при­но­шу в жерт­ву Гос­по­ду мо­е­му», – от­ве­ти­ла она. То­гда Ма­ке­до­ний от­сек му­че­ни­це го­ло­ву. Им­пе­ра­три­ца же тай­но по­хо­ро­ни­ла те­ло свя­той; ком­на­та, где про­изо­шло убий­ство, бы­ла освя­ще­на в цер­ковь свя­тым па­пой Га­и­ем. Вско­ре при­нял му­че­ни­че­скую кон­чи­ну отец свя­той Со­сан­ны – пре­сви­тер Га­ви­ний, а в 296 го­ду и свя­ти­тель Га­ий.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/664

☦️
Му­че­ник ар­хи­ди­а­кон Евпл по­стра­дал в 304 го­ду при им­пе­ра­то­рах Дио­кли­ти­ане (284–305) и Мак­си­ми­ане (284–305). Он слу­жил в си­ци­лий­ском го­ро­де Ка­тане. Все­гда но­ся при се­бе Еван­ге­лие, свя­той Евпл бес­страш­но про­по­ве­до­вал языч­ни­кам о Хри­сте. Од­на­жды, ко­гда он чи­тал и объ­яс­нял Еван­ге­лие со­брав­ше­му­ся на­ро­ду, его схва­ти­ли и пред­ста­ви­ли пра­ви­те­лю го­ро­да Кал­ви­си­а­ну. Свя­той Евпл ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном и об­ли­чил идоль­ское нече­стие. За это его пре­да­ли му­че­ни­ям. Из­ра­нен­но­го свя­то­го бро­си­ли в тем­ни­цу, где он про­был в мо­лит­ве 7 дней. Гос­подь из­вел в тем­ни­це му­че­ни­ку ис­точ­ник во­ды для уто­ле­ния жаж­ды. Пред­став вто­рич­но су­дье, укреп­лен­ный и ра­дост­ный, он вновь ис­по­ве­дал ве­ру во Хри­ста и об­ли­чил му­чи­те­ля за про­ли­тие кро­ви непо­вин­ных хри­сти­ан. Су­дья ве­лел ото­рвать свя­то­му уши и от­ру­бить го­ло­ву. Ко­гда свя­то­го по­ве­ли на казнь, ему на шею по­ве­си­ли Еван­ге­лие. Ис­про­сив вре­мя на мо­лит­ву, ар­хи­ди­а­кон стал опять чи­тать и разъ­яс­нять на­ро­ду Еван­ге­лие. Мно­гие из языч­ни­ков уве­ро­ва­ли во Хри­ста. Во­и­ны взя­ли ар­хи­ди­а­ко­на и усек­ли ме­чом.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/665

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ни­ки Фе­о­дор и Ва­си­лий Пе­чер­ские под­ви­за­лись в ХI в. в Ближ­них пе­ще­рах Ки­е­ва. Свя­той Фе­о­дор роз­дал свое бо­гат­ство ни­щим, уда­лил­ся в мо­на­стырь и по­се­лил­ся в ва­ряж­ской пе­ще­ре, со­сед­ней с пе­ще­ра­ми пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия. Мно­го лет про­был он тут в стро­гом воз­дер­жа­нии. Ко­гда враг по­се­ял в нем скорбь о роз­дан­ном име­нии, свя­той Ва­си­лий уте­шал его: «Про­шу те­бя, брат Фе­о­дор, не те­ряй на­гра­ды; ес­ли хо­чешь име­ния, возь­ми все, что есть у ме­ня». Пре­по­доб­ный Фе­о­дор рас­ка­ял­ся и сер­деч­но по­лю­бил пре­по­доб­но­го Ва­си­лия, вме­сте с ко­то­рым жил в кел­лии. Од­на­жды пре­по­доб­ный Ва­си­лий в те­че­ние трех ме­ся­цев нес по­слу­ша­ние вне мо­на­сты­ря. Бес, при­няв его об­лик, явил­ся к пре­по­доб­но­му Фе­о­до­ру и ука­зал со­кро­ви­ща, ко­гда-то со­кры­тые в пе­ще­ре раз­бой­ни­ка­ми. Инок хо­тел уже вый­ти из мо­на­сты­ря, чтобы ку­пить име­ние и жить в ми­ру. Но ко­гда вер­нул­ся пре­по­доб­ный Ва­си­лий, бе­сов­ский об­ман рас­крыл­ся. С тех пор пре­по­доб­ный Фе­о­дор стал вни­ма­тель­нее к се­бе. Чтобы в празд­но­сти не увле­кать­ся по­мыс­ла­ми, он по­ста­вил у се­бя жер­нов и по но­чам пе­ре­ма­лы­вал зер­но. Так дол­ги­ми и усерд­ны­ми по­дви­га­ми он осво­бо­дил­ся от стра­сти среб­ро­лю­бия.
До кня­зя Мсти­сла­ва Свя­то­пол­ко­ви­ча до­шел слух, что инок Фе­о­дор на­шел мно­го со­кро­вищ в пе­ще­ре. Он вы­звал к се­бе пре­по­доб­но­го и ве­лел ука­зать ме­сто, где спря­та­ны цен­но­сти. Свя­той Фе­о­дор от­ве­тил кня­зю, что и в са­мом де­ле он ви­дел в пе­ще­ре мно­го зо­ло­та и со­су­дов, но от со­блаз­на он вме­сте с ино­ком Ва­си­ли­ем за­рыл их, а Бог от­нял у него па­мять, где оно со­кры­то. Не по­ве­рив свя­то­му, князь при­ка­зал за­му­чить его до смер­ти. Свя­то­го Фе­о­до­ра из­би­ли так, что вся вла­ся­ни­ца его бы­ла смо­че­на в кро­ви, за­тем его по­ве­си­ли вниз го­ло­вой, раз­ло­жив под ним ко­стер. В пья­ном со­сто­я­нии князь по­ве­лел ис­тя­зать и свя­то­го Ва­си­лия, а за­тем сам убил его стре­лой. Уми­рая, пре­по­доб­но­му­че­ник Ва­си­лий бро­сил стре­лу к но­гам кня­зя Мсти­сла­ва и пред­ска­зал, что ско­ро он сам бу­дет смер­тель­но уязв­лен ею. Про­ро­че­ство ис­пол­ни­лось: 15 июля 1099 го­да на стене Вла­ди­мир­ской кре­по­сти князь Мсти­слав во вре­мя меж­до­усоб­ной вой­ны с Да­ви­дом Иго­ре­ви­чем был неожи­дан­но сквозь от­вер­стие дос­ки по­ра­жен стре­лой в грудь и в сле­ду­ю­щую ночь скон­чал­ся. Узнав свою стре­лу, князь ска­зал: «Уми­раю за пре­по­доб­но­му­че­ни­ков Ва­си­лия и Фе­о­до­ра».

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/663

☦️
Пре­по­доб­ный Фе­о­дор, князь Острож­ский, стя­жал сла­ву устро­е­ни­ем хра­мов и за­щи­той пра­во­сла­вия на Во­лы­ни от на­си­лий па­пиз­ма. Он про­ис­хо­дил от ро­да свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го кня­зя Вла­ди­ми­ра (па­мять 15 июля) через его пра­вну­ка Свя­то­пол­ка-Ми­ха­и­ла, кня­зя Ту­ров­ско­го (1080–1093), ве­ли­ко­го кня­зя Ки­ев­ско­го († 1113). Пер­вый раз имя пре­по­доб­но­го кня­зя Фе­о­до­ра упо­ми­на­ет­ся под 1386 го­дом, ко­гда поль­ский ко­роль Ягел­ло и Ли­тов­ский князь Ви­то­вт утвер­ди­ли за ним на­след­ствен­ное вла­де­ние – Острож­ский округ и уве­ли­чи­ли За­слав­ским и Ко­рец­ким окру­га­ми. В 1410 го­ду пре­по­доб­ный князь Фе­о­дор участ­во­вал в раз­гро­ме ры­ца­рей ка­то­ли­че­ско­го ор­де­на под Грюн­валь­дом. В 1422 го­ду свя­той князь из-за со­чув­ствия пра­во­слав­ным в Че­хии под­дер­жал гу­си­тов в борь­бе с гер­ман­ским им­пе­ра­то­ром Си­гиз­мун­дом. (В рус­ское во­ен­ное ис­кус­ство вве­ден был свя­тым кня­зем осо­бый при­ем – гу­сит­ский строй, т. н. та­бо­ры, усво­ен­ный укра­ин­ским ка­за­че­ством.) В 1432 го­ду, одер­жав ряд по­бед над поль­ски­ми вой­ска­ми, свя­той Фе­о­дор вы­ну­дил кня­зя Ягел­ло огра­дить за­ко­ном сво­бо­ду пра­во­сла­вия на Во­лы­ни. Князь Свид­ри­гай­ло, опа­сав­ший­ся уси­ле­ния сво­е­го со­юз­ни­ка, в 1435 го­ду за­клю­чил пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра в тем­ни­цу, но на­род, лю­бив­ший свя­то­го, под­нял мя­теж, и он был осво­бож­ден. Пре­по­доб­ный Фе­о­дор при­ми­рил­ся с обид­чи­ком и явил­ся ему на по­мощь в борь­бе с ли­тов­ско-поль­ской пар­ти­ей. В 1438 го­ду свя­той князь участ­во­вал в бит­ве с та­та­ра­ми; в 1440 го­ду по вступ­ле­нии на поль­ский пре­стол Ка­зи­ми­ра, млад­ше­го сы­на кня­зя Ягел­ло, свя­той Фе­о­дор по­лу­чил на пра­вах на­мест­ни­че­ства го­ро­да Вла­ди­мир, Дуб­но, Острог и стал об­ла­да­те­лем об­шир­ней­ших име­ний в луч­ших об­ла­стях По­до­лии и Во­лы­ни. Все это вме­сте с кня­же­ской си­лой и сла­вой пре­по­доб­ный Фе­о­дор оста­вил, по­сту­пив по­сле 1441 го­да в Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель, где, при­няв мо­на­ше­ство с име­нем Фе­о­до­сий, под­ви­зал­ся для спа­се­ния сво­ей ду­ши до са­мо­го пре­став­ле­ния к Бо­гу. Год пре­став­ле­ния пре­по­доб­но­го Фе­о­до­ра неиз­ве­стен, но не под­ле­жит со­мне­нию, что он скон­чал­ся во вто­рой по­ло­вине ХV ве­ка в глу­бо­кой ста­ро­сти (С.М. Со­ло­вьев в «Ис­то­рии Рос­сии» счи­тал го­дом его кон­чи­ны 1483). По­гре­бен пре­по­доб­ный в Даль­них пе­ще­рах пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия (па­мять Со­бо­ра пре­по­доб­ных от­цов Даль­них пе­щер 28 ав­гу­ста). Про­слав­ле­ние, оче­вид­но, бы­ло в кон­це ХVI ве­ка, так как в 1638 го­ду иеро­мо­нах Афа­на­сий Каль­но­фий­ский сви­де­тель­ство­вал, что «пре­по­доб­ный Фе­о­дор от­кры­то по­чи­ва­ет в Фе­о­до­си­е­вой пе­ще­ре в це­лом те­ле».

☦️
Преподобный Иоа́нн Святогорский (Донецкий), затворник, иеросхимонах. В ми­ру Иван Крю­ков, ро­дил­ся в Кур­ске в се­мье ме­щан в 1795 го­ду. С дет­ства го­рел лю­бо­вью к мо­на­ше­ству и по­движ­ни­че­ству. В воз­расте де­вя­ти лет Иван был от­дан на обу­че­ние ма­сте­ру по из­го­тов­ле­нию из­раз­цов, дол­гое вре­мя пе­ре­но­сил чу­до­вищ­ную же­сто­кость сво­е­го хо­зя­и­на. Через неко­то­рое вре­мя по­сле за­вер­ше­ния уче­ни­че­ства он же­нил­ся по при­нуж­де­нию сво­ей ма­те­ри, от­крыл соб­ствен­ную ма­стер­скую по из­го­тов­ле­нию из­раз­цо­вых пе­чей, а чуть поз­же – два по­сто­я­лых дво­ра и трак­тир. По­сле смер­ти же­ны, в 38-лет­нем воз­расте, по­сту­пил в Глин­скую пу­стынь Кур­ской епар­хии, под ру­ко­вод­ство стар­ца-игу­ме­на Фила­ре­та.
Пол­то­ра го­да яв­лял­ся по­слуш­ни­ком, по­сле че­го по­лу­чил пра­во но­сить ря­су. С са­мо­го по­ступ­ле­ния в мо­на­стырь Иван Крю­ков от­ли­чал­ся про­сто­той и ис­крен­но­стью, усер­ди­ем и неуто­ми­мо­стью в мо­лит­ве, ко­то­рую со­про­вож­дал мно­ги­ми зем­ны­ми по­кло­на­ми. Уже в по­слуш­ни­че­ский пе­ри­од Иоанн про­сла­вил­ся спо­соб­но­стью ис­це­лять боль­ных. В мо­на­сты­ре он овла­дел гра­мо­той. Через 7 лет он был по­стри­жен в ман­тию с име­нем Иоан­ни­кия и на­зна­чен эко­но­мом оби­те­ли. Про­ве­дя 11 лет в этой оби­те­ли и пре­успев в ней ду­хов­но, вме­сте с ча­стью Глин­ской бра­тии во гла­ве с каз­на­че­ем иеро­мо­на­хом Ар­се­ни­ем, он по­лу­чил при­гла­ше­ние от на­сто­я­те­ля древ­ней Успен­ской Свя­то­гор­ской пу­сты­ни Харь­ков­ской епар­хии. В Свя­то­гор­ской оби­те­ли он был остав­лен в долж­но­сти эко­но­ма и мно­го по­тру­дил­ся для бла­го­устрой­ства Свя­то­го­рья.

Вот что о его де­я­тель­но­сти пи­шет Ва­си­лий Неми­ро­вич-Дан­чен­ко:
«Иоанн и тут об­на­ру­жил при­су­щие ему ха­рак­тер и ре­ши­тель­ность. Не пре­ду­пре­див, он рас­по­ря­дил­ся «от­сечь» часть го­ры под го­сти­ни­цу. Про­тив него под­ня­лось все, но он по­бо­рол пре­пят­ствия, и го­ра бы­ла «от­се­че­на». Иоанн вел вой­ну с упра­ви­те­лем По­тем­ки­ных, всту­пал­ся за ограб­лен­ное ими кре­стьян­ство, и хо­тя на сем пу­ти был сми­ря­ем на­сто­я­те­лем, но как упор­ное коз­ли­ще, ис­пол­нив на­ло­жен­ное на него по­слу­ша­ние, вновь всту­пал в бой с гос­под­ски­ми хо­ло­па­ми и от­се­кал го­ры. По­том уж его и сми­рять пе­ре­ста­ли – мах­ну­ли ру­кой. В кон­це кон­цов, впро­чем, ока­за­лось, что Иоанн был прав, за что на него на­ло­жи­ли ман­тию. Во­об­ще, в эту по­ру сво­ей де­я­тель­но­сти, ма­ло­гра­мот­ный, энер­ги­че­ский, не зна­ю­щий уста­ли, упря­мый и изоб­ре­та­тель­ный, Иоанн со­вер­шен­но под­хо­дит к ти­пу се­вер­но­го мо­на­ха-со­лов­ча­ни­на. За­тем Иоанн, а в ман­тии Иоан­ни­кий, яв­ля­ет­ся опять го­стин­ни­ком, опять «от­се­ка­ет» го­ры, ро­ет­ся в зем­ле, как крот, отыс­ки­ва­ет и на­хо­дит ста­рые под­зем­ные хра­мы, соб­ствен­но­руч­но вы­би­ва­ет для них из цель­ных ди­ких кам­ней пре­сто­лы».
Чуть поз­же Иоан­ни­кия ру­ко­по­ло­жи­ли в иеро­мо­на­хи и опре­де­ли­ли ду­хов­ни­ком к бо­го­моль­цам. В этой долж­но­сти он при­ни­ма­ет ак­тив­ное уча­стие в вос­ста­нов­ле­нии под­зем­ных хо­дов. Ра­бо­тая в пе­ще­рах по их рас­чист­ке, он по­лю­бил од­ну из ме­ло­вых ке­лий, в ко­то­рой за­тво­рил­ся в 1850 го­ду, а через два го­да при­нял схи­му. Об ухо­де свя­то­го Иоан­на в за­твор Неми­ро­вич-Дан­чен­ко пи­шет сле­ду­ю­щее:
«Убе­див­шись, что Иоан­ни­кий не пре­воз­но­сит­ся а жаж­дет по­дви­га, Ар­се­ний при­ка­зал ему за­тво­рить­ся в про­стой жи­лой ке­лье и за­пе­реть став­ни. Труд­но бы­ло одо­леть Иоан­ни­кию в пер­вое вре­мя ужас оди­но­че­ства, осо­бен­но по но­чам. Но он при­вык и за­тем пе­ре­брал­ся в ме­ло­вую ска­лу. На­сто­я­тель все еще от­го­ва­ри­вал его. Сто­я­ли хо­ло­да, пе­чи там не бы­ло, и устра­и­вать ее не доз­во­ля­лось, но мо­нах не внял. На­ко­нец, ему раз­ре­ши­ли за­тво­рить­ся со­всем. Вве­ли в ме­ло­вую пе­ще­ру – и за­пер­ли на за­мок. В две­рях бы­ло про­де­ла­но ма­лое окон­це для пе­ре­да­чи пи­щи и пи­тия.
Хо­лод сто­ял там, как в лед­ни­ке…. Так про­шел це­лый год без­вы­ход­но­го пре­бы­ва­ния в за­тво­ре, са­мый труд­ный год, по­то­му что те­ло за­точ­ни­ка еще толь­ко при­вы­ка­ло к сы­ро­сти и хо­ло­ду… Про­бо­ва­ли его ис­пы­ты­вать – вы­во­ди­ли на свет, при­ка­зы­ва­ли остать­ся, но Иоан­ни­кий неиз­мен­но ухо­дил на­зад. Так про­шло еще шесть ме­ся­цев, по ис­те­че­нии ко­то­рых его по­стриг­ли в схи­му и опять на­зва­ли Иоан­ном, раз­ре­ши­ли при­об­щать­ся два ра­за в ме­сяц, а в по­сты еже­не­дель­но».

А. Ф. Ко­валев­ский, оче­ви­дец по­дви­гов за­твор­ни­ка, оста­вил опи­са­ние бы­та его скром­ной ке­лии:
«Пред­ставь­те се­бе, чи­та­тель, тес­ную и низ­кую ке­лию, сво­ды ко­то­рой не вы­ше ро­ста че­ло­ве­че­ско­го, ис­се­чен­ную в ме­лу, свет в ко­то­рую про­ни­ка­ет через уз­кую сква­жи­ну, про­бу­рав­лен­ную на­ру­жу ска­лы на до­воль­но боль­шом рас­сто­я­нии. Ат­мо­сфе­ра ке­лии рез­ко хо­лод­ная и сы­рая, на­по­ми­на­ет со­бою лед­ник: она как бы ко­лет вас и воз­буж­да­ет в те­ле озноб ли­хо­ра­доч­ный. Все убран­ство ке­лии со­став­ля­ет де­ре­вян­ный от­кры­тый гроб с боль­шим над­мо­гиль­ным де­ре­вян­ным кре­стом у из­го­ло­вья, на ко­то­ром на­пи­сан рас­пя­тый Гос­подь; в гро­бе немно­го со­ло­мы и воз­гла­вие, и в та­ком ви­де слу­жил он ло­жем успо­ко­е­ния за­твор­ни­ку, пре­труж­ден­но­му по­дви­гом бде­ния мо­лит­вен­но­го. Вот все успо­ко­е­ние, ко­то­рое доз­во­лял се­бе по­движ­ник: за­тем неболь­шой ана­лой у свя­тых икон, де­ре­вян­ный об­ру­бок, слу­жив­ший вме­сто сту­ла, кув­шин для во­ды, гор­нец для пи­щи, на­голь­ный ту­луп, вет­хая ман­тия с епи­тра­хи­лью и неуга­са­е­мая лам­па­да – удо­вле­тво­ря­ли все жиз­нен­ные по­треб­но­сти за­твор­ни­ка, да еще неиз­мен­ные его тя­же­лые же­лез­ные вери­ги и жест­кая вла­ся­ни­ца, ко­то­рые но­сил он на сво­ем те­ле и ко­то­рые са­ми со­став­ля­ли нема­лое ис­пы­та­ние сво­ей тя­же­стью и остро­той. Пра­ви­ло мо­лит­вен­ное по за­по­ве­ди от­ца Ар­се­ния со­вер­шал он сле­ду­ю­щее: в сут­ки по­ла­гал 700 по­кло­нов зем­ных, 100 по­яс­ных, про­из­но­сил мо­литв Иису­со­вых 5000, Бо­го­ро­дич­ных 1000, чи­тал ака­фи­сты Слад­чай­ше­му Иису­су, Бо­го­ма­те­ри и Стра­стям Хри­сто­вым, по­мян­ник… при­об­щал­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн… в со­сед­ней пе­щер­ной церк­ви Иоан­на Пред­те­чи, где слу­жи­лась еже­не­дель­но ли­тур­гия по втор­ни­кам…
Сы­рость бы­ла та­кая, что одеж­да недол­го слу­жи­ла, ви­ди­мо ис­тле­ва­ла и рас­па­да­лась. Ми­ри­а­ды на­се­ко­мых ки­ше­ли в ке­лье, в гро­бу и одеж­дах по­движ­ни­ка, уязв­ля­ли до кро­ви его те­ло и на­ру­ша­ли его по­кой, ес­ли толь­ко мож­но на­звать по­ко­ем ло­же в гро­бу при та­кой об­ста­нов­ке. Но кре­пость ду­ха по­движ­ни­ка Бо­жия бы­ла по­ис­ти­не изу­ми­тель­на: все тер­пел он му­же­ствен­но ра­ди Гос­по­да и спа­се­ния сво­ей ду­ши; стра­да­ния Гос­по­да все­гда пред­став­лял он взо­ром ду­ши сво­ей и, про­ти­во­по­став­ляя им свой по­двиг, счи­тал его ни­чтож­ным от ис­крен­не­го серд­ца».
В та­ких тру­дах про­жил по­движ­ник в за­тво­ре 17 лет, при­чем пер­вые 5 лет – без печ­но­го отоп­ле­ния. Раз в ме­сяц свя­той по­ки­дал за­твор, чтобы при­ча­стить­ся Свя­тых Тайн в мо­на­стыр­ской церк­ви. Бра­тия мо­на­сты­ря об­ви­ня­ла по­движ­ни­ка в гор­до­сти и глу­ми­лась над ним, но Иоанн при­об­рёл мно­го по­чи­та­те­лей сре­ди ми­рян.
С се­ре­ди­ны 1850-х го­дов Иоанн при­ча­щал­ся раз в неде­лю, по­сле служ­бы бла­го­слов­лял тол­пя­щий­ся в церк­ви на­род, ра­ди бе­сед с по­се­ти­те­ля­ми от­кры­вал две­ри сво­ей ке­льи.
За по­движ­ни­че­скую, са­мо­от­вер­жен­ную лю­бовь к Бо­гу и ближ­ним Гос­подь при зем­ной еще его жиз­ни спо­до­бил его бла­го­дат­ных да­ров непре­стан­ной мо­лит­вы, да­ра рас­суж­де­ния, про­зор­ли­во­сти, да­ром це­ли­тель­ства и чу­до­тво­ре­ний. От по­сто­ян­но­го пре­бы­ва­ния в тем­но­те по­движ­ник ослеп, и в по­след­ние го­ды жиз­ни мог тво­рить лишь непре­стан­ную Иису­со­ву мо­лит­ву.
За неде­лю до кон­чи­ны, со­хра­няя по­слу­ша­ние во­ле на­сто­я­те­ля, тя­же­ло боль­ной ста­рец был пе­ре­ве­зен на боль­нич­ный мо­на­стыр­ский ху­тор Ах­тыр­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, где 11 ав­гу­ста 1867 го­да мир­но скон­чал­ся. Пре­по­доб­ный Иоанн был по­хо­ро­нен у ал­та­ря боль­нич­ной церк­ви.
Ши­ро­кое на­род­ное по­чи­та­ние Иоан­на на­ча­лось со дня его смер­ти. У мо­щей свя­то­го про­изо­шло мно­же­ство чу­дес­ных ис­це­ле­ний, за­пись ко­то­рых ве­лась в мо­на­сты­ре. По­сле боль­ше­вист­ско­го пе­ре­во­ро­та 1917 го­да, несмот­ря на пре­пят­ствия, чи­ни­мые вла­стя­ми, па­лом­ни­че­ства к мо­ги­ле Иоан­на про­дол­жа­лись.
24 ав­гу­ста 1995 го­да, в день кон­чи­ны, в год 200-ле­тия со дня рож­де­ния, со­сто­я­лось про­слав­ле­ние по­движ­ни­ка Иоан­на, за­твор­ни­ка Свя­то­гор­ско­го, для мест­но­го по­чи­та­ния в ли­ке пре­по­доб­ных Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью. С уста­нов­ле­ни­ем в 2003 го­ду Со­бо­ра Кур­ских свя­тых пре­по­доб­ный Иоанн был вклю­чен и в него.
Все­чест­ная гла­ва его бла­го­го­вей­но хра­нит­ся в Свя­то-Успен­ском со­бо­ре Свя­то­гор­ской Лав­ры, где еже­не­дель­но по чет­вер­гам пе­ред Ли­тур­ги­ей слу­жит­ся мо­ле­бен у ра­ки свя­то­го, от ко­то­ро­го по­да­ют­ся ис­це­ле­ния и по­мощь всем с ве­рою при­те­ка­ю­щим. Еже­год­но в день па­мя­ти пре­по­доб­но­го – 24 ав­гу­ста со­вер­ша­ет­ся крест­ный ход во­круг оби­те­ли с его мо­ща­ми, на ко­то­рый со­би­ра­ет­ся до де­ся­ти ты­сяч па­лом­ни­ков.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-svjatogorskij-doneckij-zatvornik

Жития
Писание