⏳ 2020.08.09 (вс)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 9я неделя (вс.) после Пятидесятницы (глас 8й)
• воскресенье
• Собор Смоленских святых

☀️ неподвижный годовой круг:
9 августа (27 июля)
• вмч. и целителя Пантелеи́мона (305)
• прп. Анфисы Мантинейской, и 90 сестер ее (VIII)
• равноапп. Кли́мента Охридского (916), Нау́ма, Са́ввы, Гора́зда, Ангеля́ра (IX-X)
• блж. Николая Кочанова (1392)
• свт. Иоаса́фа Московского (1555)
• прп. Германа Аляскинского (1837)
• сщмч. Амвросия (Гудко) Сарапульского (1918)
• сщмчч. Платона (Горных), Пантелеимона (Богоявленского) (1918)
• сщмч. Иоанна (Соловьева) (1941)


☦️
Со­бо­р Смо­лен­ских свя­тых:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-smolenskih-svjatyh

☦️
Свя­той ве­ли­ко­му­че­ник и це­ли­тель Пан­те­ле­и­мон ро­дил­ся в Вифи­нии (Ма­лая Азия) в го­ро­де Ни­ко­ми­дия в се­мье знат­но­го языч­ни­ка Евстор­гия и был на­зван Пан­то­лео­ном (что зна­чит «по все­му лев»), так как ро­ди­те­ли же­ла­ли ви­деть его му­же­ствен­ным и бес­страш­ным юно­шей. Мать, свя­тая Евву­ла (па­мять 30 мар­та), вос­пи­ты­ва­ла маль­чи­ка в хри­сти­ан­ской ве­ре, но ра­но окон­чи­ла свою зем­ную жизнь. То­гда отец от­дал Пан­то­лео­на в язы­че­скую шко­лу, а за­тем обу­чал его ме­ди­цин­ско­му ис­кус­ству у зна­ме­ни­то­го в Ни­ко­ми­дии вра­ча Ев­фро­си­на. От­ли­ча­ясь крас­но­ре­чи­ем, хо­ро­шим по­ве­де­ни­ем и необык­но­вен­ной кра­со­той, юный Пан­то­ле­он был пред­став­лен им­пе­ра­то­ру Мак­си­ми­а­ну (284–305), ко­то­рый за­хо­тел оста­вить его при­двор­ным вра­чом.
В это вре­мя в Ни­ко­ми­дии тай­но про­жи­ва­ли свя­щен­но­му­че­ни­ки пре­сви­те­ры Ер­мо­лай, Ер­мипп и Ер­мо­крат, уцелев­шие по­сле со­жже­ния 20 ты­сяч хри­сти­ан (па­мять 28 де­каб­ря) в Ни­ко­ми­дий­ской церк­ви в 303 го­ду и стра­да­ний свя­щен­но­му­че­ни­ка Ан­фи­ма (па­мять 3 сен­тяб­ря). Из ок­на уеди­нен­но­го до­ми­ка свя­той Ер­мо­лай неод­но­крат­но ви­дел бла­го­об­раз­но­го юно­шу и про­зор­ли­во про­ви­дел в нем из­бран­ный со­суд бла­го­да­ти Бо­жи­ей. Од­на­жды пре­сви­тер по­звал Пан­то­лео­на к се­бе и на­чал с ним бе­се­ду, во вре­мя ко­то­рой из­ло­жил ему ос­нов­ные ис­ти­ны хри­сти­ан­ской ве­ры. С этих пор Пан­то­ле­он стал еже­днев­но за­хо­дить к свя­щен­но­му­че­ни­ку Ер­мо­лаю и с на­сла­жде­ни­ем слу­шал то, что от­кры­вал ему Бо­жий слу­жи­тель о Слад­чай­шем Иису­се Хри­сте.
Од­на­жды, воз­вра­ща­ясь от учи­те­ля, юно­ша уви­дел ле­жав­ше­го на до­ро­ге мерт­во­го ре­бен­ка, уку­шен­но­го ехид­ной, ко­то­рая из­ви­ва­лась тут же ря­дом. Ис­пол­нив­шись со­стра­да­ния и жа­ло­сти, Пан­то­ле­он стал про­сить Гос­по­да о вос­кре­ше­нии умер­ше­го и умерщ­вле­нии ядо­ви­то­го га­да. Он твер­до ре­шил, что в слу­чае ис­пол­не­ния его мо­лит­вы станет хри­сти­а­ни­ном и при­мет Свя­тое Кре­ще­ние. И по дей­ствию Бо­же­ствен­ной бла­го­да­ти ре­бе­нок ожил, а ехид­на раз­ле­те­лась на кус­ки на гла­зах удив­лен­но­го Пан­то­лео­на.
По­сле это­го чу­да свя­той Ер­мо­лай кре­стил юно­шу во имя От­ца и Сы­на и Свя­та­го Ду­ха. Семь дней про­вел но­во­кре­ще­ный у сво­е­го ду­хо­нос­но­го учи­те­ля, впи­ты­вая в свое серд­це бо­го­от­кро­вен­ные ис­ти­ны свя­то­го Еван­ге­лия. Став хри­сти­а­ни­ном, Пан­то­ле­он ча­сто бе­се­до­вал со сво­им от­цом, рас­кры­вая ему лжи­вость язы­че­ства и по­сте­пен­но под­го­тав­ли­вая к при­ня­тию хри­сти­ан­ства. В это вре­мя Пан­то­ле­он уже был из­ве­стен как хо­ро­ший врач, по­это­му к нему при­ве­ли сле­по­го, ко­то­ро­го ни­кто дру­гой не мог ис­це­лить. «Свет гла­зам тво­им воз­вра­тит Отец све­та. Бог ис­тин­ный, – ска­зал ему свя­той, – во имя Гос­по­да мо­е­го Иису­са Хри­ста, про­све­ща­ю­ще­го сле­пых, про­зри!» Сле­пец тот­час же про­зрел, а вме­сте с ним ду­хов­но про­зрел и отец свя­то­го – Евстор­гий, и оба с ра­до­стью при­ня­ли Свя­тое Кре­ще­ние.
По­сле смер­ти от­ца свя­той Пан­то­ле­он по­свя­тил свою жизнь страж­ду­щим, боль­ным, убо­гим и ни­щим. Он без­мезд­но ле­чил всех об­ра­щав­ших­ся к нему, по­се­щал в тем­ни­цах уз­ни­ков и при этом ис­це­лял страж­ду­щих не столь­ко ме­ди­цин­ски­ми сред­ства­ми, сколь­ко при­зы­ва­ни­ем Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Это вы­зва­ло за­висть, и вра­чи до­нес­ли им­пе­ра­то­ру, что свя­той Пан­то­ле­он хри­сти­а­нин и ле­чит хри­сти­ан­ских уз­ни­ков.
Мак­си­ми­ан уго­ва­ри­вал свя­то­го опро­верг­нуть до­нос и при­не­сти жерт­ву идо­лам, но из­бран­ный стра­сто­тер­пец Хри­стов и бла­го­дат­ный врач ис­по­ве­дал се­бя хри­сти­а­ни­ном и на гла­зах им­пе­ра­то­ра ис­це­лил рас­слаб­лен­но­го: «Во имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста, встань и будь здо­ров», – про­из­нес свя­той Пан­то­ле­он, и боль­ной тот­час вы­здо­ро­вел. Оже­сто­чен­ный Мак­си­ми­ан при­ка­зал каз­нить ис­це­лен­но­го, а свя­то­го Пан­то­лео­на пре­дал же­сто­чай­шим му­кам. «Гос­по­ди Иису­се Хри­сте! Пред­ста­ни мне в эту ми­ну­ту, дай мне тер­пе­ние, чтобы я до кон­ца мог вы­не­сти му­че­ние!» – мо­лил­ся свя­той и услы­шал го­лос: «Не бой­ся, Я с то­бой». Гос­подь явил­ся ему «во об­ра­зе пре­сви­те­ра Ер­мо­лая» и укре­пил пе­ред стра­да­ни­я­ми. Ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­то­лео­на по­ве­си­ли на де­ре­ве и рва­ли те­ло же­лез­ны­ми крю­ка­ми, об­жи­га­ли све­ча­ми, рас­тя­ги­ва­ли на ко­ле­се, бро­са­ли в ки­пя­щее оло­во, ввер­га­ли в мо­ре с кам­нем на шее. Од­на­ко во всех ис­тя­за­ни­ях му­же­ствен­ный Пан­то­ле­он оста­вал­ся невре­ди­мым и с дерз­но­ве­ни­ем об­ли­чал им­пе­ра­то­ра. Гос­подь неод­но­крат­но яв­лял­ся свя­то­му и укреп­лял его. В это же вре­мя пе­ред су­дом языч­ни­ков пред­ста­ли пре­сви­те­ры Ер­мо­лай, Ер­мипп и Ер­мо­крат. Они му­же­ствен­но ис­по­ве­да­ли Слад­чай­ше­го Гос­по­да Иису­са и бы­ли обез­глав­ле­ны (па­мять 26 июля).
По по­ве­ле­нию им­пе­ра­то­ра свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­то­лео­на при­ве­ли в цирк и бро­си­ли его на рас­тер­за­ние ди­ким зве­рям. Но зве­ри ли­за­ли его но­ги и от­тал­ки­ва­ли друг дру­га, ста­ра­ясь кос­нуть­ся ру­ки свя­то­го. Ви­дя это, зри­те­ли под­ня­лись с мест и ста­ли кри­чать: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский! Да бу­дет от­пу­щен непо­вин­ный и пра­вед­ный юно­ша!» Разъ­ярен­ный Мак­си­ми­ан при­ка­зал во­и­нам убить ме­ча­ми всех, кто сла­вил Гос­по­да Иису­са, и да­же убить зве­рей, не тро­нув­ших свя­то­го му­че­ни­ка. Ви­дя это, свя­той Пан­то­ле­он вос­клик­нул: «Сла­ва Те­бе, Хри­сте Бо­же, что не толь­ко лю­ди, но и зве­ри уми­ра­ют за Те­бя!»
На­ко­нец, обе­зу­мев­ший от яро­сти Мак­си­ми­ан при­ка­зал от­ру­бить ве­ли­ко­му­че­ни­ку Пан­то­лео­ну го­ло­ву. Во­и­ны при­ве­ли свя­то­го на ме­сто каз­ни и при­вя­за­ли к мас­лич­но­му де­ре­ву. Ко­гда ве­ли­ко­му­че­ник на­чал мо­лить­ся Гос­по­ду, один из во­и­нов уда­рил его ме­чом, но меч стал мяг­ким как воск и не на­нес ни­ка­кой ра­ны. По­ра­жен­ные чу­дом, во­и­ны за­кри­ча­ли: «Ве­лик Бог хри­сти­ан­ский!» В это вре­мя Гос­подь еще раз от­крыл­ся свя­то­му, на­звав его Пан­те­ле­и­мо­ном (что зна­чит «мно­го­мило­сти­вый») вме­сто преж­не­го име­ни Пан­то­ле­он, за его ве­ли­кое ми­ло­сер­дие и со­стра­да­тель­ность. Услы­шав Го­лос с Неба, во­и­ны упа­ли на ко­ле­ни пе­ред му­че­ни­ком и про­си­ли про­ще­ния. Па­ла­чи от­ка­за­лись про­дол­жать казнь, но ве­ли­ко­му­че­ник Пан­те­ле­и­мон по­ве­лел вы­пол­нить при­каз им­пе­ра­то­ра. То­гда во­и­ны со сле­за­ми про­сти­лись с ве­ли­ко­му­че­ни­ком, це­луя его ру­ку. Ко­гда му­че­ни­ку от­сек­ли го­ло­ву, то из ра­ны вме­сте с кро­вью ис­тек­ло и мо­ло­ко, а мас­ли­на, к ко­то­рой был при­вя­зан свя­той, в этот мо­мент про­цве­ла и ис­пол­ни­лась це­ли­тель­ных пло­дов. Ви­дя это, мно­го лю­дей уве­ро­ва­ло во Хри­ста Иису­са. Те­ло свя­то­го Пан­те­ле­и­мо­на, бро­шен­ное в ко­стер, оста­лось непо­вре­жден­ным, и то­гда ни­ко­ми­дий­ский стра­сто­тер­пец был по­гре­бен хри­сти­а­на­ми на близ­ле­жа­щей зем­ле схо­ла­ста Ада­ман­тия.
Лав­рен­тий, Вас­сой и Про­ви­ан, слу­ги ве­ли­ко­му­че­ни­ка, на­пи­са­ли по­вест­во­ва­ние о жиз­ни, стра­да­ни­ях и кон­чине ве­ли­ко­му­че­ни­ка. Па­мять свя­то­го Пан­те­ле­и­мо­на из­древ­ле чтит­ся пра­во­слав­ным Во­сто­ком. Уже в IV ве­ке бы­ли воз­двиг­ну­ты хра­мы во имя свя­то­го в Се­ва­стии Ар­мян­ской и Кон­стан­ти­но­по­ле. Кровь и мо­ло­ко, ис­тек­шие при усе­че­нии свя­то­го, хра­ни­лись до Х ве­ка и по­да­ва­ли ве­ру­ю­щим ис­це­ле­ния.
Чест­ные мо­щи ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на ча­стич­ка­ми разо­шлись по все­му хри­сти­ан­ско­му ми­ру. Осо­бен­но мно­го их на Свя­той Го­ре Афон. Чест­ная и мно­го­це­леб­ная гла­ва его хра­нит­ся в Рус­ском Афон­ском Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре, в со­бор­ном хра­ме, по­свя­щен­ном его име­ни.
В Ни­ко­ми­дии на­ка­нуне 27 июля – дня па­мя­ти свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка – со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ный крест­ный ход с чу­до­твор­ной ико­ной свя­то­го. Ты­ся­чи лю­дей – пра­во­слав­ных хри­сти­ан и ино­слав­ных – ар­мян, ка­то­ли­ков, и да­же ма­го­ме­тане съез­жа­ют­ся сю­да и при­во­зят сот­ни боль­ных, ко­то­рые по­лу­ча­ют ис­це­ле­ние по мо­лит­вам свя­то­го. В цер­ков­ной кни­ге «Кондак», хра­ня­щей­ся в Ни­ко­ми­дий­ской мит­ро­по­лии, за­фик­си­ро­ва­но две ты­ся­чи ав­то­гра­фов гре­ков, ту­рок, ита­льян­цев и ар­мян, по­лу­чив­ших ис­це­ле­ние по мо­лит­вам ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на.
По­чи­та­ние свя­то­го му­че­ни­ка в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви из­вест­но уже с XII ве­ка. Ве­ли­кий князь Изя­с­лав, в Свя­том Кре­ще­нии Пан­те­ле­и­мон, имел изо­бра­же­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ка на сво­ем бо­е­вом шле­ме и его за­ступ­ни­че­ством остал­ся жив в сра­же­нии 1151 го­да. Под ко­ман­до­ва­ни­ем Пет­ра I рус­ские вой­ска одер­жа­ли в день па­мя­ти ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на две мор­ских по­бе­ды над шве­да­ми: в 1714 го­ду при Ган­гау­зе (Фин­лян­дия) и в 1720 го­ду при Грен­га­ме (неболь­шая га­вань на Аланд­ских ост­ро­вах).
Имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на при­зы­ва­ет­ся при со­вер­ше­нии Та­ин­ства Еле­освя­ще­ния, освя­ще­ния во­ды и мо­лит­ве о немощ­ном. Па­мять его осо­бен­но тор­же­ствен­но со­вер­ша­ет­ся в Рус­ском Свя­то-Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре на Афоне. Со­бор во имя его по­стро­ен в 1826 го­ду по ти­пу древ­них Афон­ских хра­мов. В ал­та­ре, в дра­го­цен­ном ков­че­ге, хра­нит­ся глав­ная свя­ты­ня оби­те­ли – гла­ва свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на. За 8 дней до празд­ни­ка на­чи­на­ет­ся пред­праздн­ство. В эти дни по­сле ве­чер­ни по­ют­ся мо­леб­ные ка­но­ны на 8 гла­сов, при­ме­ча­тель­но, что для каж­до­го дня име­ет­ся осо­бый ка­нон. В день празд­ни­ка со­вер­ша­ет­ся тор­же­ствен­ное все­нощ­ное бде­ние и ты­ся­чи го­стей и па­лом­ни­ков участ­ву­ют в Бо­го­слу­же­нии. По ру­ко­пис­ной Афон­ской служ­бе на­пе­ча­та­ны при­пе­вы на 9-й песне ка­но­на ве­ли­ко­му­че­ни­ку. По древ­ней тра­ди­ции па­лом­ни­ки Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви еже­год­но со­вер­ша­ют по­езд­ки в Гре­цию и на Свя­тую Го­ру Афон к дню па­мя­ти свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/625

☦️
Пре­по­доб­ная Ан­фи­са жи­ла в Ман­ти­нее Па­фла­гон­ской в Ма­лой Азии в VIII ве­ке. Ра­но оста­вив мир, свя­тая Ан­фи­са под­ви­за­лась в го­рах в пол­ном уеди­не­нии. При­няв мо­на­ше­ский по­стриг от иеро­мо­на­ха Си­си­ния, она ста­ла игу­ме­ни­ей в оби­те­ли, где со­бра­лись 90 се­стер. Пре­по­доб­ная Ан­фи­са по­стра­да­ла в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ко­про­ни­ма, ко­то­рый при­нуж­дал свя­тую от­речь­ся от по­чи­та­ния свя­тых икон.
За неис­пол­не­ние по­ве­ле­ния им­пе­ра­то­ра пре­по­доб­ная Ан­фи­са бы­ла под­верг­ну­та ис­тя­за­ни­ям. На пыт­ке при­сут­ство­ва­ла су­пру­га им­пе­ра­то­ра, ко­то­рой свя­тая пред­ска­за­ла рож­де­ние маль­чи­ка и де­воч­ки. Ко­гда про­ро­че­ство му­че­ни­цы ис­пол­ни­лось, ее от­пу­сти­ли на сво­бо­ду в свою оби­тель, где она скон­ча­лась в глу­бо­кой ста­ро­сти. Ро­див­ша­я­ся у су­пру­ги им­пе­ра­то­ра де­воч­ка бы­ла на­зва­на Ан­фи­сой. Про­жив бо­го­угод­ную жизнь, она бы­ла при­ня­та Гос­по­дом в лик свя­тых.

☦️
Свя­тые рав­ноап­о­столь­ные Кли­мент, епи­скоп Охрид­ский, На­ум, Сав­ва, Го­разд и Ан­ге­ляр бы­ли сла­вяне, уче­ни­ки свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия (па­мять 11 мая). Вна­ча­ле они под­ви­за­лись на ни­ве про­све­ще­ния в Мо­ра­вии, где по­сле свя­ти­те­ля Ме­фо­дия епи­ско­пом был свя­той Го­разд, пре­крас­но знав­ший сла­вян­ский, гре­че­ский и ла­тин­ский язы­ки. Свя­тые Кли­мент, На­ум, Ан­ге­ляр и Сав­ва бы­ли пре­сви­те­ра­ми.
Про­све­ти­те­лям-сла­вя­нам про­ти­во­сто­я­ла силь­ная ла­ти­но-немец­кая груп­па мис­си­о­не­ров, опи­рав­ших­ся на под­держ­ку па­пы и по­кро­ви­тель­ство мо­рав­ско­го кня­зя Свя­то­пол­ка. Борь­ба раз­вер­ну­лась во­круг во­про­сов о необ­хо­ди­мо­сти бо­го­слу­же­ния на сла­вян­ском язы­ке, Filioque и суб­бот­нем по­сте. Па­па Сте­фан VI за­пре­тил бо­го­слу­же­ние на сла­вян­ском язы­ке.
Сто­рон­ни­ки трехъ­языч­ной ере­си, об­ре­кав­шей сла­вян­ский на­род на за­бве­ние язы­ка пред­ков, с по­мо­щью кня­же­ской вла­сти пре­да­ли су­ду уче­ни­ков свя­то­го Ме­фо­дия, в том чис­ле и свя­то­го Кли­мен­та. Их под­верг­ли же­сто­ким ис­тя­за­ни­ям: на­ги­ми вла­чи­ли по тер­нов­ни­ку, дол­го дер­жа­ли в тюрь­ме, как и ра­нее их ду­хов­но­го от­ца свя­то­го Ме­фо­дия. Впо­след­ствии (в 886 го­ду) од­них из уз­ни­ков – мо­ло­дых – про­да­ли ра­бо­тор­гов­цам-ев­ре­ям, и они ока­за­лись на ве­не­ци­ан­ском рын­ке. Вы­куп сла­вян­ских про­све­ти­те­лей и до­став­ку их в Кон­стан­ти­но­поль осу­ще­ствил по­сол ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра в Ве­не­ции Ва­си­лий Ма­ке­до­ня­нин. Дру­гих сла­вян­ских ис­по­вед­ни­ков, по­жи­лых по воз­рас­ту, под­верг­ли из­гна­нию. Неиз­вест­но, ку­да на­пра­вил­ся свя­той Го­разд и где на­шел се­бе при­ют свя­той Сав­ва. На­ум и Ан­ге­ляр ушли в Бол­га­рию.
В 907 го­ду под уда­ра­ми мадь­яр па­ла Мо­ра­вия, и мо­рав­ские бе­жен­цы по­тя­ну­лись в Бол­га­рию по тем же до­ро­гам, ко­то­ры­ми ко­гда-то шли из­гнан­ные ими свя­тые про­све­ти­те­ли.
Сла­вян­ских ис­по­вед­ни­ков бол­га­ры встре­ти­ли с по­че­том и про­си­ли вве­сти бо­го­слу­же­ние на сла­вян­ском язы­ке. Бол­гар­ский князь Бо­рис «с ве­ли­ким усер­ди­ем ис­кал» та­ких лю­дей, как уче­ни­ки свя­то­го Ме­фо­дия, ибо при­ла­гал боль­шое усер­дие к про­све­ще­нию сво­е­го на­ро­да. Про­све­ти­те­ли сра­зу же при­сту­пи­ли к изу­че­нию сла­вян­ских книг, со­бран­ных бол­гар­ской зна­тью.
Вско­ре свя­той Ан­ге­ляр скон­чал­ся, а свя­той Кли­мент по­лу­чил на­зна­че­ние учи­тель­ство­вать в Кут­ми­чи­ви­це – об­ла­сти в юго-за­пад­ной Ма­ке­до­нии. В Во­сточ­ной Церк­ви на долж­ность учи­те­ля из­би­рал­ся че­ло­век до­стой­ный, из­вест­ный сво­ей бла­го­че­сти­вой жиз­нью и об­ла­дав­ший да­ром сло­ва. Свя­той Кли­мент еще в Мо­ра­вии был в чине «сто­яв­ших на сте­пе­ни учи­те­лей». В Бол­га­рии свя­той Кли­мент ис­пол­нял долж­ность учи­те­ля до 893 го­да. Он ор­га­ни­зо­вал в первую оче­редь шко­лу при кня­же­ском дво­ре, до­стиг­шую вы­со­ко­го уров­ня в цар­ство­ва­ние Си­мео­на, а в юго-за­пад­ной Ма­ке­до­нии со­здал шко­лы от­дель­но для взрос­лых и де­тей. Свя­той Кли­мент обу­чал де­тей гра­мо­те. Об­щее ко­ли­че­ство его уче­ни­ков бы­ло огром­ным: толь­ко из­бран­ных, при­над­ле­жав­ших к кли­ру, из­вест­но 3500 че­ло­век. В 893 го­ду свя­той Кли­мент был воз­ве­ден в сан епи­ско­па Дрем­ви­цы или Ве­ли­цы, а его ме­сто за­нял свя­той На­ум.
Свя­ти­тель Кли­мент пер­вым из бол­гар­ских иерар­хов стал слу­жить, про­по­ве­до­вать и пи­сать на сла­вян­ском язы­ке. К то­му же он си­сте­ма­ти­че­ски го­то­вил кли­ри­ков из сла­вян. Тру­дил­ся свя­ти­тель во сла­ву Бо­жию до глу­бо­кой ста­ро­сти. Обес­силев на­столь­ко, что уже не мог за­ни­мать­ся де­ла­ми ка­фед­ры, свя­ти­тель об­ра­тил­ся к ца­рю Си­мео­ну с прось­бой об уволь­не­нии. Царь убе­дил свя­ти­те­ля не остав­лять ка­фед­ры, и свя­той Кли­мент ре­шил про­дол­жить епи­скоп­ское слу­же­ние. По­сле этой бе­се­ды он от­пра­вил­ся на от­дых в Охри­ду, в со­здан­ный им мо­на­стырь. Там свя­ти­тель про­дол­жил пе­ре­вод­че­скую де­я­тель­ность и пе­ре­вел зна­чи­тель­ную часть Цвет­ной Три­о­ди. Вско­ре свя­той епи­скоп тя­же­ло за­бо­лел и мир­но ото­шел ко Гос­по­ду в 916 го­ду. Те­ло свя­ти­те­ля бы­ло по­ло­же­но в гроб, сде­лан­ный его соб­ствен­ны­ми ру­ка­ми, и по­гре­бе­но в Охрид­ском Пан­те­ле­и­мо­но­вом мо­на­сты­ре.
Свя­ти­тель Кли­мент счи­та­ет­ся пер­вым сла­вян­ским пи­са­те­лем: он не толь­ко про­дол­жил пе­ре­вод­че­ское де­ло, на­ча­тое свя­ты­ми Ки­рил­лом и Ме­фо­ди­ем, но и оста­вил свои пи­са­тель­ские тру­ды – пер­вые об­раз­цы сла­вян­ской ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры.
Мно­гие сло­ва и по­уче­ния рав­ноап­о­столь­но­го Кли­мен­та пе­ре­шли на Русь, где с лю­бо­вью чи­та­лись и пе­ре­пи­сы­ва­лись рус­ски­ми бла­го­че­сти­вы­ми хри­сти­а­на­ми.
Мо­щи свя­тых Го­раз­да и Ан­ге­ля­ра по­чи­ва­ют близ Бе­ра­та в Ал­ба­нии, остан­ки свя­то­го На­у­ма – в мо­на­сты­ре его име­ни око­ло Охрид­ско­го озе­ра.

☦️
Бла­жен­ный Ни­ко­лай Ко­ча­нов жил в XIV ве­ке. Он ро­дил­ся в Нов­го­ро­де в бо­га­той и знат­ной се­мье Мак­си­ма и Иули­а­нии. С юно­сти свя­той Ни­ко­лай от­ли­чал­ся глу­бо­ким бла­го­че­сти­ем, усерд­но по­се­щал храм Бо­жий, лю­бил пост и мо­лит­ву, щед­ро раз­да­вал ми­ло­сты­ню бед­ным. Ви­дя его доб­ро­де­тель­ную жизнь, нов­го­род­ские вель­мо­жи ста­ли про­слав­лять его. Бла­жен­ный, ис­пу­гав­шись сла­вы «от че­ло­век», на­чал юрод­ство­вать ра­ди Гос­по­да. Он оста­вил свой бо­га­тый дом, одел­ся в ру­би­ще и так ски­тал­ся по го­ро­ду в лю­бое вре­мя го­да, пре­тер­пе­вая хо­лод и ни­ще­ту, с тай­ной мо­лит­вой в серд­це. Без­рас­суд­ные лю­ди зло­сло­ви­ли свя­то­го, на­но­си­ли ему вся­кие оби­ды и да­же по­бои, но он ра­до­вал­ся и мо­лил­ся о сво­их оскор­би­те­лях. Гос­подь же укреп­лял его в по­дви­ге.
Бла­жен­ный Ни­ко­лай жил на Со­фий­ской сто­роне Нов­го­ро­да. На Тор­го­вой сто­роне в то же вре­мя под­ви­зал­ся бла­жен­ный Фе­о­дор, так­же юро­ди­вый Хри­ста ра­ди (па­мять 19 ян­ва­ря/1 фев­ра­ля). Оба свя­тых, об­ли­чая рас­при нов­го­род­цев Со­фий­ской и Тор­го­вой сто­рон, мни­мо враж­до­ва­ли. Они из­го­ня­ли друг дру­га, ко­гда каж­дый за­хо­дил не на свою сто­ро­ну. Од­на­жды, до­го­няя сво­е­го «непри­ми­ри­мо­го вра­га», бла­жен­ный Ни­ко­лай по­шел по Вол­хо­ву как по су­ше и бро­сил в бла­жен­но­го Фе­о­до­ра ко­чан ка­пу­сты, от­че­го и был на­зван Ко­ча­но­вым.
Гос­подь про­сла­вил Сво­е­го угод­ни­ка да­ра­ми про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ний. Тут не укрыл­ся бла­жен­ный от мол­вы, ибо все взи­ра­ли на него как на че­ло­ве­ка Бо­жия. Как-то один нов­го­род­ский по­сад­ник при­гла­сил его на пир­ше­ство всех име­ни­тых му­жей го­ро­да, а слу­ги без ве­до­ма хо­зя­и­на про­гна­ли свя­то­го. Ко­гда он ушел, то ис­чез­ло ви­но в со­су­дах. По­сад­ник, узнав, что при­хо­дил бла­жен­ный Ни­ко­лай и что его про­гна­ли, по­слал вер­нуть его. И ко­гда свя­той вер­нул­ся, ви­но вновь об­ре­лось в со­су­дах.
По­сле кон­чи­ны бла­жен­но­го Ни­ко­лая, 27 июля 1392 го­да, его те­ло бы­ло пог­ре­бе­но по за­ве­ща­нию свя­то­го на краю клад­би­ща, рас­по­ло­жен­но­го во­круг Иа­ков­ско­го со­бо­ра, близ до­ро­ги.
В 1554 го­ду над мо­ги­лой свя­то­го был по­стро­ен ка­мен­ный храм во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Пан­те­ле­и­мо­на, но в на­ро­де он на­зы­ва­ет­ся хра­мом свя­то­го Ни­ко­лая чу­до­твор­ца Ко­ча­но­ва. Этот храм поль­зо­вал­ся осо­бым по­чи­та­ни­ем Нов­го­род­ских свя­ти­те­лей, ко­то­рые обя­за­тель­но (по уста­ву Со­фий­ско­го со­бо­ра) по­се­ща­ли его в чет­верг неде­ли Мя­со­пуст­ной: «А в тот же день (чет­вер­ток Мя­со­пуст­ной) едет свя­ти­тель к свя­то­му Ни­ко­ле Ко­ча­но­ву в цер­ковь про­щать­ся». В XVII ве­ке в день па­мя­ти бла­жен­но­го Ни­ко­лая в том хра­ме служ­ба со­вер­ша­лась ар­хи­ере­ем.
В 1815 го­ду над мо­ща­ми бла­жен­но­го Ни­ко­лая был устро­е­на но­вая рез­ная гроб­ни­ца с се­нью. На ико­нах бла­жен­ный Ни­ко­лай, в от­ли­чие от дру­гих юро­ди­вых Хри­ста ра­ди, не изо­бра­жа­ет­ся бо­сым, по­лу­на­гим, ед­ва при­кры­тым вет­хой одеж­дой, но… «шу­ба кня­же­ская, ис­под­няя ла­зо­ре­вая, под­по­я­сан пла­том», с ко­ча­ном в ру­ке.

☦️
Свя­ти­тель Иоасаф про­ис­хо­дил из дво­рян­ско­го ро­да Скри­пи­цы­ных, при­нял по­стри­же­ние в Сер­ги­е­вой Лав­ре и с 1529 го­да был там игу­ме­ном. Близ­кий к ве­ли­ко­му кня­зю Ва­си­лию Иоан­но­ви­чу – лю­би­те­лю ино­ков и ино­че­ства, он в сане игу­ме­на Лав­ры кре­стил у ра­ки прп. Сер­гия сы­на его и на­след­ни­ка Иоан­на, впо­след­ствии ца­ря Иоан­на Гроз­но­го. По­том, пе­ред са­мой кон­чи­ной ве­ли­ко­го кня­зя Ва­си­лия, Иоасаф, со­глас­но дав­не­му же­ла­нию са­мо­го кня­зя, об­лек его в ино­че­ский сан с име­нем Вар­ла­а­ма. Недо­ста­ва­ло но­во­му ино­ку-кня­зю ман­тии – тро­иц­кий ке­ларь Се­ра­пи­он от­дал свою. По кон­чине кня­зя вы­нес­ли те­ло его в цер­ковь для от­пе­ва­ния не бо­яре, а бра­тия Тро­иц­ко­го и Иоси­фо­ва мо­на­сты­рей.
Во вре­мя ма­ло­лет­ства ца­ря, при буй­ном управ­ле­нии бо­яр, мит­ро­по­лит Да­ни­ил при­нуж­ден был сло­жить с се­бя сан пер­во­свя­ти­тель­ский, и на ме­сто его в 1539 го­ду был из­бран игу­мен Иоасаф. В сво­ем ис­по­ве­да­нии ве­ры на­ре­чен­ный мит­ро­по­лит пи­сал: «Во всем сле­дую свя­тей­шим пат­ри­ар­хам, со­блю­да­ю­щим ис­тин­ную непо­роч­ную ве­ру хри­сти­ан­скую, уста­нов­лен­ную свя­ты­ми апо­сто­ла­ми и пе­ре­дан­ную бо­го­нос­ны­ми от­ца­ми, а не ту, ко­то­рую при­нес Ис­и­дор с несвя­щен­но­го ла­тин­ско­го со­бо­ра, про­си­яв­ше­го зло­че­сти­ем. К то­му же обе­ща­юсь не де­лать ни­че­го из од­но­го уго­жде­ния ве­ли­ко­му кня­зю или мно­гим кня­зьям, хо­тя бы гро­зи­ли мне смер­тию, при­нуж­дая сде­лать что-ли­бо во­пре­ки Бо­же­ствен­ным и свя­щен­ным пра­ви­лам». Бла­жен­ный Иоасаф вы­пол­нил обе­ща­ние свое с пол­ной твер­до­стью.
В эту эпо­ху со­вер­шен­но­го без­на­ча­лия и неисто­вых зло­действ, ко­то­ры­ми осо­бен­но от­ли­чи­лись Шуй­ские, но­вый пер­во­свя­ти­тель, за­бо­тясь о пре­кра­ще­нии бес­по­ряд­ков, ис­про­сил сво­бо­ду за­то­чен­но­му кня­зю Бель­ско­му, и, дей­стви­тель­но, доб­рый бо­ярин, за­няв ме­сто в ду­ме пра­ви­те­лей го­су­дар­ства, умел оста­но­вить гра­бе­жи и на­си­лия. Но князь Иван Шуй­ский схва­тил и от­пра­вил Бель­ско­го на Бе­ло­озе­ро, где его уду­ши­ли. Ста­ра­ния свя­ти­те­ля по­ло­жить пре­дел вся­ким без­за­ко­ни­ям, ко­то­рые де­ла­ли бо­яре Шуй­ские, на­влек­ли на него страш­ную нена­висть по­след­них. Тол­пы неисто­вых ед­ва не уби­ли свя­ти­те­ля; в кел­лию его бро­са­ли кам­ни; во двор­це са­мо­го ве­ли­ко­го кня­зя он не на­шел за­щи­ты; на Тро­иц­ком по­дво­рье го­то­вы бы­ли рас­тер­зать его. Име­нем пре­по­доб­но­го Сер­гия игу­мен Алек­сий умо­лил по­ща­дить жизнь пер­во­свя­ти­те­ля. И по­сле мно­гих обид и на­си­лий свя­ти­тель Иоасаф был со­слан на Бе­ло­озе­ро в Ки­рил­лов мо­на­стырь, но по­том вы­про­сил се­бе ми­лость про­ве­сти по­след­ние го­ды на ме­сте ино­че­ско­го обе­та. Ему и здесь бы­ли непри­ят­но­сти: с ним жи­ли то­гда лю­ди, ко­то­рые са­ми по се­бе ма­ло хо­те­ли жить в мо­на­сты­ре и ко­то­рых за­гна­ли ту­да толь­ко бе­ды жиз­ни мир­ской; они ча­сто оскорб­ля­ли бла­жен­но­го Иоаса­фа при­пад­ка­ми сво­е­го мир­ско­го свое­во­лия. Неволь­ны­ми и воль­ны­ми скор­бя­ми свя­ти­тель очи­стил ду­шу свою для свет­лых ра­до­стей неба и мир­но по­чил 27 июля 1555 го­да.
Мо­щи свя­ти­те­ля Иоаса­фа по­чи­ва­ют под спу­дом в юж­ном при­тво­ре Тро­иц­ко­го со­бо­ра, в Се­ра­пи­о­но­вой па­ла­те. Па­мять празд­ну­ет­ся в день пре­став­ле­ния.
В уеди­не­нии бла­жен­ный Иоасаф еще по­тру­дил­ся для Церк­ви, рас­смат­ри­вая при­сы­ла­е­мые к нему рас­суж­де­ния Сто­гла­во­го Со­бо­ра, и усерд­но за­ни­мал­ся ис­прав­ле­ни­ем книг для поль­зы об­щей. В сбор­ни­ке его чи­та­ем: «Бо­жи­ею бла­го­да­тию и Пре­чи­стыя Бо­го­ро­ди­цы по­мо­щию пе­ре­пи­сал жи­тие свя­тых пре­по­доб­ных отец. Пи­сал с раз­ных спис­ков, тща­ся об­ре­сти пра­вый. И об­ре­тох в спис­ках мно­го неис­прав­но. И ели­ко воз­мож­но мо­е­му ху­до­му ра­зу­му, сия ис­прав­лял, а яже невоз­мож­на, сия оста­вих, да иму­щии ра­зум боль­ший нас, тии ис­пра­вят неис­прав­лен­ная и на­пол­нят недо­ста­точ­ная».

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioasaf-moskovskij-skripicyn

☦️
Пре­по­доб­ный Гер­ман Аляс­кин­ский ро­дил­ся в го­ро­де Сер­пу­хо­ве, под Моск­вой, в 1757 го­ду в ку­пе­че­ской се­мье. Его мир­ское имя и фа­ми­лия неиз­вест­ны. С шест­на­дца­ти лет всту­пил он на ино­че­ский путь. Вна­ча­ле пре­по­доб­ный нес по­слу­ша­ние в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой пу­сты­ни, рас­по­ло­жен­ной в окрест­но­стях Пе­тер­бур­га, на бе­ре­гу Фин­ско­го за­ли­ва (пу­стынь при­над­ле­жа­ла Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре).
В оби­те­ли бу­ду­щий мис­си­о­нер под­ви­зал­ся око­ло пя­ти лет. Же­лая пол­но­го уеди­не­ния и без­мол­вия, пре­по­доб­ный Гер­ман уда­ля­ет­ся на Ва­ла­ам. Ва­ла­ам­ский мо­на­стырь, рас­по­ло­жен­ный на ост­ро­вах Ла­дож­ско­го озе­ра, бы­вал от­ре­зан от внеш­не­го ми­ра до 8 ме­ся­цев в го­ду.
По­сле тща­тель­но­го ис­пы­та­ния раз­лич­ны­ми по­слу­ша­ни­я­ми игу­мен На­за­рий бла­го­сло­вил мо­ло­до­го по­движ­ни­ка на по­сто­ян­ное жи­тель­ство в ле­су, в пу­стын­ном уеди­не­нии. По празд­ни­кам, при­хо­дя в мо­на­стырь, пре­по­доб­ный нес кли­рос­ное по­слу­ша­ние (у него был пре­крас­ный го­лос). В Ва­ла­ам­ской оби­те­ли свя­той Гер­ман при­нял мо­на­ше­ский по­стриг.
Есть мне­ние, что свя­той Гер­ман при­шел на Ва­ла­ам в 1778 го­ду. В том же го­ду пре­по­доб­ный Се­ра­фим при­шел в Са­ров­скую оби­тель. Об­сто­я­тель­ства жиз­ни пре­по­доб­но­го Гер­ма­на на Ва­ла­а­ме на­по­ми­на­ют об уеди­нен­ных по­дви­гах его ве­ли­ко­го совре­мен­ни­ка – Са­ров­ско­го чу­до­твор­ца. По­доб­но пре­по­доб­но­му Се­ра­фи­му, ва­ла­ам­ский по­движ­ник от­ли­чал­ся ис­клю­чи­тель­ным и про­ник­но­вен­ным зна­ни­ем ду­ха и бук­вы Свя­щен­но­го Пи­са­ния, тво­ре­ний свя­тых от­цов и учи­те­лей Церк­ви.
Ду­хов­ным ру­ко­во­ди­те­лем и на­став­ни­ком бу­ду­ще­го мис­си­о­не­ра был игу­мен На­за­рий, са­ров­ский ста­рец, ко­то­рый ввел на Ва­ла­а­ме устав Са­ров­ской пу­сты­ни. Та­ким об­ра­зом, бла­го­дат­ный строй са­ров­ско­го по­движ­ни­че­ства, в ко­то­ром со­вер­ша­лось ду­хов­ное воз­рас­та­ние пре­по­доб­но­го Гер­ма­на на Ва­ла­а­ме, стал неотъ­ем­ле­мой ча­стью его ду­ши и сде­лал его род­ным и ис­клю­чи­тель­но близ­ким по ду­ху пре­по­доб­но­му Се­ра­фи­му, Са­ров­ско­му чу­до­твор­цу. Есть све­де­ния, что пре­по­доб­ный Се­ра­фим поль­зо­вал­ся, в свою оче­редь, на­став­ле­ни­я­ми стар­ца На­за­рия во вре­мя его жи­тель­ства в Са­ро­ве.
Через 15 лет пре­бы­ва­ния пре­по­доб­но­го Гер­ма­на на Ва­ла­а­ме Гос­подь при­звал сми­рен­но­го ино­ка на апо­столь­ское слу­же­ние и по­слал его про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие и кре­стить языч­ни­ков ма­ло­об­жи­то­го и су­ро­во­го края Аляс­ки и при­ле­га­ю­щих к ней ост­ро­вов Се­вер­ной Аме­ри­ки. С этой це­лью в 1793 го­ду бы­ла со­зда­на ду­хов­ная Мис­сия, по­лу­чив­шая на­зва­ние Ка­дьяк­ской, с цен­тром на ост­ро­ве Ка­дьяк. Ру­ко­во­ди­те­лем мис­сии был на­зна­чен ар­хи­манд­рит Иоасаф (Бо­ло­тов), инок Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря. В чис­ле про­чих со­труд­ни­ков Мис­сии бы­ло еще пять ино­ков Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря, сре­ди них и пре­по­доб­ный Гер­ман, ко­то­ро­му Гос­подь бла­го­сло­вил по­тру­дить­ся в бла­го­ве­стии доль­ше и пло­до­твор­нее, чем ко­му-ли­бо дру­го­му из чле­нов Мис­сии.
По при­бы­тии на ост­ров Ка­дьяк мис­си­о­не­ры немед­лен­но за­ня­лись по­строй­кой хра­ма и об­ра­ще­ни­ем языч­ни­ков. «1794 го­да, сен­тяб­ря с 24 жи­ву на ост­ро­ве Ка­дья­ке. Сла­ва Бо­гу, бо­лее 700 аме­ри­кан­цев пе­ре­кре­стил, да бо­лее 2000 бра­ков об­вен­чал, со­стро­и­ли цер­ковь, а вре­мя поз­во­лит – сде­ла­ем дру­гую, да по­ход­ные две, а то и пя­тую нуж­но сде­лать» – за­ме­ча­ет в од­ном из пи­сем ар­хи­манд­рит Иоасаф.
Отец Гер­ман на но­вом ме­сте по­на­ча­лу нес по­слу­ша­ние в пе­карне и за­ни­мал­ся хо­зяй­ствен­ны­ми за­бо­та­ми Мис­сии.
Под ру­ко­вод­ством ар­хи­манд­ри­та Иоаса­фа (позд­нее епи­ско­па) Мис­сия на­хо­ди­лась недол­го: во вре­мя бу­ри (в 1799 го­ду) прео­свя­щен­ный Иоасаф со сво­и­ми спут­ни­ка­ми по­гиб в вол­нах оке­а­на. На по­мощь остав­шим­ся в жи­вых мис­си­о­не­рам в 1804 го­ду был ко­ман­ди­ро­ван толь­ко один иеро­мо­нах Алек­сан­дро-Нев­ской Лав­ры Ге­де­он. Он на неко­то­рое вре­мя воз­гла­вил Мис­сию. Его за­бо­та­ми бы­ла устро­е­на шко­ла для де­тей кре­ще­ных але­утов. В 1807 го­ду иеро­мо­нах Ге­де­он на­все­гда по­ки­нул стан мис­си­о­не­ров, воз­ло­жив всю от­вет­ствен­ность на пре­по­доб­но­го Гер­ма­на, ко­то­рый до са­мой кон­чи­ны сво­ей оста­вал­ся ду­хов­ным от­цом, пас­ты­рем и по­пе­чи­те­лем душ че­ло­ве­че­ских в до­ве­рен­ной ему Мис­сии. Пре­по­доб­но­го хо­те­ли по­свя­тить в сан иеро­мо­на­ха и воз­ве­сти во ар­хи­манд­ри­та, но сми­рен­ный инок от­ка­зал­ся от ка­ко­го бы то ни бы­ло воз­вы­ше­ния и до кон­ца сво­их дней пре­бы­вал про­стым мо­на­хом.
Пре­по­доб­ный Гер­ман был для мест­ных жи­те­лей ис­тин­ным доб­рым пас­ты­рем и за­щи­щал их, как мог, от злых и хищ­ных лю­дей, ко­то­рые ви­де­ли в ост­ро­ви­тя­нах толь­ко объ­ект для же­сто­кой экс­плу­а­та­ции. По­это­му не бы­ло бы ни­че­го уди­ви­тель­но­го, ес­ли бы но­во­об­ра­щен­ные от­верг­ли ве­ру при­шель­цев, ко­то­рые ста­ли все ча­ще вы­сту­пать в ро­ли экс­плу­а­та­то­ров и угне­та­те­лей (при­ез­жав­шие с це­лью на­жи­вы про­мыш­лен­ни­ки), и вер­ну­лись бы к сво­им суе­ве­ри­ям. В том, что это не про­изо­шло, ве­ли­кая за­слу­га пре­по­доб­но­го Гер­ма­на. Непо­ко­ле­би­мо и на­стой­чи­во, не имея ни­ка­кой под­держ­ки, кро­ме сво­ей пла­мен­ной ве­ры, ста­рец про­дол­жал свое за­ступ­ни­че­ство за оби­жен­ных и угне­тен­ных, ви­дя в этом свой долг и при­зва­ние, сущ­ность ко­то­ро­го он вы­ра­зил уди­ви­тель­но про­сты­ми сло­ва­ми: «Я – ни­жай­ший слу­га здеш­них на­ро­дов и нянь­ка».
Тай­ные по­дви­ги и ке­лей­ные мо­лит­вы стар­ца оста­ва­лись неве­до­мы­ми ми­ру, но ви­ден был окру­жав­шим свет его бла­го­дат­ной жиз­ни, про­хо­див­шей в усло­ви­ях пол­но­го са­мо­от­ре­че­ния, нес­тя­жа­тель­но­сти и су­ро­во­го пре­не­бре­же­ния все­ми удоб­ства­ми. Одеж­да его бы­ла са­мая убо­гая и очень вет­хая. Всем сво­им ви­дом, все­ми при­выч­ка­ми ста­рец Гер­ман жи­во на­по­ми­нал совре­мен­ни­кам древ­них от­шель­ни­ков, про­сла­вив­ших­ся по­дви­га­ми воз­дер­жа­ния и Бо­го­уго­жде­ния. Бе­се­да стар­ца про­из­во­ди­ла на слу­шав­ших неот­ра­зи­мое впе­чат­ле­ние. Осо­бен­но по­ра­жа­ли со­бе­сед­ни­ков яс­ность его мыс­лей, от­чет­ли­вость и быст­ро­та суж­де­ний. Бо­же­ствен­ная бла­го­дать, на­пол­няв­шая ду­шу пре­по­доб­но­го Гер­ма­на, пре­об­ра­жа­ла серд­ца лю­дей, об­щав­ших­ся с ним. Яр­ко сви­де­тель­ству­ет об этом слу­чай с С.И. Янов­ским, пра­ви­те­лем адми­ни­стра­ции Рос­сий­ско-Аме­ри­кан­ской Ком­па­нии, при­сту­пив­шим к сво­им обя­зан­но­стям в 1817 го­ду. Се­мен Ива­но­вич Янов­ский, ари­сто­крат по про­ис­хож­де­нию, был че­ло­ве­ком все­сто­ронне об­ра­зо­ван­ным и на­чи­тан­ным, но его ре­ли­ги­оз­но-фило­соф­ские взгля­ды сво­ди­лись к мод­но­му в те вре­ме­на де­из­му.
Хри­сти­ан­ства он, по су­ще­ству, не знал (хо­тя фор­маль­но счи­тал­ся хри­сти­а­ни­ном). Пра­во­сла­вие, Цер­ковь, Та­ин­ства – бы­ли для него по­ня­ти­я­ми, не за­слу­жи­ва­ю­щи­ми се­рьез­но­го вни­ма­ния. Пре­по­доб­ный Гер­ман мно­го бе­се­до­вал с ним. Впо­след­ствии С.И. Янов­ский пи­сал: «Та­ки­ми по­сто­ян­ны­ми бе­се­да­ми и мо­лит­ва­ми свя­то­го стар­ца Гос­подь со­вер­шен­но об­ра­тил ме­ня на путь ис­тин­ный, и я сде­лал­ся на­сто­я­щим хри­сти­а­ни­ном». Он на­зы­вал стар­ца «свя­тым му­жем», «ве­ли­ким по­движ­ни­ком»; как ве­ли­кую дра­го­цен­ность он хра­нил у се­бя пись­ма пре­по­доб­но­го Гер­ма­на. Та­кое же бла­го­го­ве­ние к лич­но­сти свя­то­го ис­пы­ты­ва­ли и мно­гие дру­гие его совре­мен­ни­ки. Отец Гер­ман жил сна­ча­ла воз­ле хра­ма мис­сии, на Ка­дья­ке, а по­сле пе­ре­се­лил­ся на близ­ле­жа­щий ост­ров Ело­вый, ко­то­рый на­звал «Но­вым Ва­ла­а­мом». Ост­ров Ело­вый был по­след­ним при­ютом в мно­го­труд­ных апо­столь­ских стран­ство­ва­ни­ях свя­то­го стар­ца.
Пре­по­доб­ный Гер­ман пред­ска­зал сво­им ду­хов­ным де­тям вре­мя сво­ей кон­чи­ны и объ­яс­нил, как по­хо­ро­нить его. 13 де­каб­ря 1837 го­да он по­про­сил за­жечь пе­ред ико­на­ми све­чи и по­чи­тать Де­я­ния свя­тых апо­сто­лов. Во вре­мя чте­ния о тру­дах свя­тых бла­го­вест­ни­ков свя­той ста­рец Гер­ман пе­ре­шел от зем­ных тру­дов к небес­но­му упо­ко­е­нию на 81-м го­ду жиз­ни. Над мо­ги­лой стар­ца пер­во­на­чаль­но по­став­лен про­стой де­ре­вян­ный па­мят­ник, за­тем со­ору­же­на скром­ная де­ре­вян­ная цер­ковь, освя­щен­ная во имя пре­по­доб­ных Сер­гия и Гер­ма­на, Ва­ла­ам­ских чу­до­твор­цев.
В этом хра­ме хра­нит­ся ста­рин­ное изо­бра­же­ние пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го, на­хо­див­ше­е­ся в кел­лии свя­то­го стар­ца Гер­ма­на при его жиз­ни: ста­рец лю­бил и чтил сво­е­го про­слав­лен­но­го совре­мен­ни­ка и еди­но­душ­но­го с ним ве­ли­ко­го ра­бот­ни­ка на Бо­жи­ей ни­ве. Гос­по­ду бы­ло угод­но од­новре­мен­но бла­го­сло­вить на ве­ли­кий по­двиг слу­же­ния лю­дям этих двух бла­го­го­вей­ных лю­би­те­лей без­мол­вия и ум­но­го де­ла­ния. Пре­по­доб­ный Гер­ман с лю­бо­вью от­зы­вал­ся на нуж­ды и скор­би люд­ские в дни сво­ей зем­ной жиз­ни. Не остав­ля­ет он в бе­де взы­ва­ю­щих к нему и по­сле сво­е­го пре­став­ле­ния. Наи­бо­лее из­вест­ный слу­чай мо­лит­вен­но­го пред­ста­тель­ства пре­по­доб­но­го Гер­ма­на на­хо­дит­ся в жиз­не­опи­са­нии пер­во­го пра­во­слав­но­го епи­ско­па в Аме­ри­ке – свя­ти­те­ля Ин­но­кен­тия (па­мять 31 мар­та и 2З сен­тяб­ря). В 1842 го­ду свя­ти­тель на бри­ге «Охотск» на­прав­лял­ся на ост­ров Ело­вый. Из-за бу­ри ко­рабль дол­го не мог вой­ти в га­вань, и жизнь ко­ман­ды и пас­са­жи­ров бы­ла под угро­зой. Свя­ти­тель Ин­но­кен­тий об­ра­тил­ся с мо­лит­вой к пре­по­доб­но­му Гер­ма­ну: «Ес­ли ты, отец Гер­ман, уго­дил Гос­по­ду, то пусть пе­ре­ме­нит­ся ве­тер». Не про­шло и чет­вер­ти ча­са, как ве­тер пе­ре­ме­нил­ся и сде­лал­ся по­пут­ным. И вско­ре свя­ти­тель, спас­ший­ся от бу­ри, слу­жил па­ни­хи­ду на мо­ги­ле пре­по­доб­но­го Гер­ма­на. С 1860-х го­дов Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь зна­ла о боль­шом мест­ном по­чи­та­нии па­мя­ти стар­ца Гер­ма­на на Ка­дья­ке. В 1867 го­ду один из Аляс­кин­ских епи­ско­пов со­ста­вил за­пис­ку о его жиз­ни и чу­де­сах. Пер­вый пуб­лич­ный до­клад об от­це Гер­мане был на­пе­ча­тан в Ва­ла­ам­ском мо­на­сты­ре в Фин­лян­дии в 1894 го­ду. В 1930-х го­дах дру­гой рус­ский пра­во­слав­ный мо­нах – ар­хи­манд­рит Ге­ра­сим (Шмальц) при­был на ост­ров Ело­вый и дол­го жил там, как пре­по­доб­ный Гер­ман за сто с лиш­ним лет до него. Пе­ред сво­ей кон­чи­ной в 1969 го­ду ар­хи­манд­рит Ге­ра­сим от­крыл остан­ки сво­е­го слав­но­го пред­ше­ствен­ни­ка и по­стро­ил здесь неболь­шую ча­сов­ню. Ис­це­ле­ния, свя­зан­ные с мо­лит­вен­ным за­ступ­ни­че­ством стар­ца Гер­ма­на, за­пи­сы­ва­лись в те­че­ние дол­го­го пе­ри­о­да (со вре­ме­ни его жиз­ни и до 1970 го­да). В мар­те 1969 го­да Со­бор епи­ско­пов Рус­ской Пра­во­слав­ной Гре­ко-Ка­фо­ли­че­ской Церк­ви в Аме­ри­ке под пред­се­да­тель­ством ар­хи­епи­ско­па Нью-Йорк­ско­го, Мит­ро­по­ли­та всей Аме­ри­ки и Ка­на­ды Ири­нея со­вер­шил про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Аляс­кин­ско­го ино­ка. Цер­ковь чрез эту ка­но­ни­за­цию фор­маль­но скре­пи­ла сво­ей пе­ча­тью то, что мно­гие при­род­ные аляс­кин­цы все­гда зна­ли: пре­по­доб­ный Гер­ман вы­пол­нил свое хри­сти­ан­ское при­зва­ние до­стой­но и про­дол­жа­ет и ныне пред­ста­тель­ство­вать пред Бо­гом о жи­ву­щих.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ам­вро­сий, епи­скоп Са­ра­пуль­ский, Сви­яж­ский и Ка­зан­ский (в ми­ру Ва­си­лий Гуд­ко) ро­дил­ся в Люб­лин­ской гу­бер­нии в 1867 го­ду. В 1889 го­ду Ва­си­лий по­сту­пил в Санкт-Пе­тер­бург­скую Ду­хов­ную Ака­де­мию, где при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в 1891 го­ду, а через два го­да был ру­ко­по­ло­жен в иеро­мо­на­ха. По­сле окон­ча­ния Ака­де­мии со сте­пе­нью кан­ди­да­та бо­го­сло­вия, отец Ам­вро­сий был на­зна­чен за­ве­до­вать мис­си­о­нер­ским учи­ли­щем на Ал­тае. Слу­жил в Ко­рей­ской Ду­хов­ной Мис­сии, за­тем был смот­ри­те­лем Мос­ков­ско­го Дон­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща, а с 1901 го­да яв­лял­ся рек­то­ром Во­лын­ской Ду­хов­ной Се­ми­на­рии.
В 1904 го­ду со­сто­я­лась хи­ро­то­ния ар­хи­манд­ри­та Ам­вро­сия во епи­ско­па Кре­ме­нец­ко­го, ви­ка­рия Во­лын­ской епар­хии. С 1909 го­да он епи­скоп Балт­ский, ви­ка­рий По­доль­ской епар­хии. С 1914 го­да Вла­ды­ка был на­зна­чен в го­род Са­ра­пул, яв­ля­ясь ви­ка­ри­ем Вят­ской епар­хии.
18 мар­та 1917 го­да за об­ли­че­ние зло­упо­треб­ле­ний гу­берн­ской адми­ни­стра­ции Вла­ды­ка был уво­лен с ка­фед­ры на по­кой в Сви­яж­ский мо­на­стырь Ка­зан­ской епар­хии. Там, у ра­ки пер­во­го Свя­ти­те­ля Ка­зан­ской зем­ли мит­ро­по­ли­та Гер­ма­на, непра­вед­но свер­жен­ный с сво­ей ка­фед­ры епи­скоп в пла­мен­ных про­по­ве­дях и уве­ще­вал на­род не под­да­вать­ся «раз­вра­ща­ю­ще­му вли­я­нию» со­блаз­ни­те­лей, креп­ко дер­жать­ся ве­ры от­цов. Неко­то­рые его пе­чат­ные про­по­ве­ди, та­кие как «Враг ро­да че­ло­ве­че­ско­го — жи­до­ма­со­ны в ми­ро­вой ис­то­рии», об­ли­ча­ю­щее пла­ны си­о­ни­стов по раз­ру­ше­нию Рос­сии, бы­ли за­пре­ще­ны да­же си­но­дом, так как в них со­дер­жа­лись фак­ты, вскры­ва­ю­щие про­ник­но­ве­ние в пра­ви­тель­ство ан­ти­рус­ских сил.
Ве­ли­чие ду­ха Вла­ды­ки ска­за­лось и в том, что он, по­доб­но дру­го­му свя­щен­но­му­че­ни­ку ар­хи­епи­ско­пу Гер­мо­ге­ну То­боль­ско­му (Долга­но­ву), му­же­ствен­но при­зы­вал ра­то­вать за пле­нен­но­го Ца­ря и за Ца­рё­во де­ло.
Ко­гда вес­ной 1918 го­да боль­ше­ви­ки устро­и­ли в мо­на­стыр­ском дво­ре спе­ци­аль­ный пункт кон­но­го за­во­да, так что в ча­сы обед­ни ржа­ние же­реб­цов и ко­был пе­ре­кры­ва­ло мо­на­стыр­ское пе­ние, Вла­ды­ка по­шёл к зе­мель­но­му ко­мис­са­ру и ска­зал: «Не до­пу­щу ва­ше­го ко­щун­ства у хра­ма, где по­чи­ва­ют мо­щи Свя­ти­те­ля Гер­ма­на. Ес­ли вы не убе­рё­тесь, то уда­рю в на­бат, со­бе­рут­ся му­жи­ки и всех вас про­го­нят из мо­на­сты­ря». Вско­ре Вла­ды­ка был аре­сто­ван и от­прав­лен в Ка­зань. Там его ожи­дал рас­стрел, но ра­бо­чие мест­ных за­во­дов при­гро­зи­ли за­ба­стов­кой и вла­сти по прось­бе свя­щен­но­му­че­ни­ка епи­ско­па Чи­сто­поль­ско­го Ана­то­лия (Гри­сю­ка) вы­да­ли Свя­ти­те­ля на по­ру­ки. Вла­ды­ка сно­ва слу­жил, го­во­рил бес­страш­ные про­по­ве­ди. «Мы долж­ны ра­до­вать­ся, что Гос­подь при­вёл нас жить в та­кое вре­мя, ко­гда мы мо­жем за Него по­стра­дать. Каж­дый из нас гре­шит всю жизнь, а крат­кое стра­да­ние и ве­нец му­че­ни­че­ства ис­ку­пят гре­хи вся­кие и да­дут веч­ное бла­жен­ство, ко­то­рое ни­ка­кие че­ки­сты не смо­гут от­нять», — так Свя­ти­тель уве­ще­вал на­род.
По­сле воз­вра­ще­ния Вла­ды­ки в Сви­яжск, 27 июля 1918 го­да, по лич­но­му при­ка­зу Лей­бы Брон­штей­на-Троц­ко­го, на­гря­нув­ше­го ту­да всем сво­им шта­бом, епи­скоп был аре­сто­ван и вы­ве­зен на стан­цию Тюр­лем, где рас­по­ло­жил­ся штаб ча­стей Крас­ной ар­мии. Там по­сре­ди неско­шен­но­го по­ля ке­лей­ник Свя­ти­те­ля Иов Про­то­по­пов на­шёл через несколь­ко ча­сов те­ло ар­хи­пас­ты­ря с мно­же­ством шты­ко­вых ра­не­ний, с вы­вер­ну­ты­ми в пле­чах, лок­тях и ки­стях ру­ка­ми. Он пре­дал его чест­ные остан­ки зем­ле и мно­гие го­ды (до 1930 го­да, ко­гда зем­ля ото­шла кол­хо­зу) пла­тил кре­стья­ни­ну, чтобы тот не вспа­хи­вал по­ле, где по­ко­ил­ся прах свя­щен­но­му­че­ни­ка. Сам отец Иов был рас­стре­лян в 1931 го­ду в Ра­иф­ской пу­сты­ни (па­мять 25 мар­та).

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Пла­тон Гор­ных ро­дил­ся в 1860 го­ду (воз­мож­но, в 1859 го­ду; дан­ные при­во­дят­ся на ос­но­ва­нии све­де­ний из «Спра­воч­ной книж­ки Ека­те­рин­бург­ской епар­хии на 1915 год», в ко­то­рой ука­зан воз­раст свя­щен­но­му­че­ни­ка). По­сле окон­ча­ния Ека­те­рин­бург­ско­го ду­хов­но­го учи­ли­ща он по­сту­пил в Перм­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию. Окон­чив ее в 1881 го­ду по вто­ро­му раз­ря­ду и же­нив­шись, Пла­тон Гор­го­ни­е­вич при­нял сан свя­щен­ни­ка и был опре­де­лен на слу­же­ние в Си­мео­нов­скую цер­ковь се­ла Мед­ве­дев­ско­го Вер­хо­тур­ско­го уез­да. В 1885 го­ду от­ца Пла­то­на пе­ре­ве­ли в Ни­ко­ла­ев­ский храм се­ла Осин­цев­ско­го Ир­бит­ско­го уез­да, а в 1892-м — в Иоан­но-Пред­те­чен­скую цер­ковь се­ла Ти­мин­ско­го Ека­те­рин­бург­ско­го уез­да. В ап­ре­ле 1894 го­да ба­тюш­ка пе­ре­ехал с се­мьей в се­ло По­кров­ское Ир­бит­ско­го уез­да, в По­кров­ской церк­ви ко­то­ро­го он и со­вер­шал свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние до сво­ей му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.
Кро­ме пас­тыр­ских обя­зан­но­стей, отец Пла­тон нес по­слу­ша­ние мис­си­о­не­ра и за­ко­но­учи­те­ля. За усерд­ное слу­же­ние он к 1904 го­ду был на­граж­ден ску­фьей, а к 1915-му – ка­ми­лав­кой. В ок­тяб­ре 1908 го­да в Ду­хов­ной Кон­си­сто­рии бы­ло при­ня­то ре­ше­ние: от име­ни Его Прео­свя­щен­ства хо­да­тай­ство­вать пе­ред Свя­тей­шим Си­но­дом о на­граж­де­нии свя­щен­ни­ка Пла­то­на Гор­ных за без­упреч­ные 25-лет­ние тру­ды по на­род­но­му об­ра­зо­ва­нию ор­де­ном Свя­той Ан­ны III сте­пе­ни.
У от­ца Пла­то­на бы­ла боль­шая и друж­ная се­мья, в ко­то­рой де­ти по­чи­та­ли ро­ди­те­лей, бы­ли по­слуш­ны и тру­до­лю­би­вы. Сво­им де­тям ба­тюш­ка ста­рал­ся дать хо­ро­шее об­ра­зо­ва­ние. Так, из­вест­но, что его дочь Алек­сандра в 1908 го­ду окон­чи­ла пол­ный гим­на­зи­че­ский курс Ма­ри­ин­ской жен­ской гим­на­зии в го­ро­де Ир­би­те и с раз­ре­ше­ния пе­да­го­ги­че­ско­го со­ве­та гим­на­зии по­сту­пи­ла в вось­мой пе­да­го­ги­че­ский класс, вы­брав для спе­ци­аль­но­го изу­че­ния ма­те­ма­ти­ку. Окон­чив пе­да­го­ги­че­ский класс, Алек­сандра по­лу­чи­ла зва­ние до­маш­ней учи­тель­ни­цы. За вре­мя обу­че­ния в гим­на­зии дочь от­ца Пла­то­на «по­ка­за­ла от­лич­ное по­ве­де­ние».
С на­ча­лом ре­во­лю­ции спо­кой­ная и раз­ме­рен­ная жизнь се­мьи за­кон­чи­лась. В но­яб­ре 1917 го­да ата­ман Орен­бург­ско­го ка­за­чье­го вой­ска пол­ков­ник А. И. Ду­тов всту­пил в борь­бу с боль­ше­ви­ка­ми. Отец Пла­тон бла­го­сло­вил сво­е­го сы­на Алек­сандра всту­пить в вой­ско ата­ма­на Ду­то­ва.
В Ир­бит­ском уез­де со­вет­ская власть уста­но­ви­лась в фев­ра­ле 1918 го­да. На ме­стах ста­ли фор­ми­ро­вать­ся крас­но­гвар­дей­ские от­ря­ды для за­щи­ты Со­ве­тов.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-platon-gornyh

☦️
Но­во­му­че­ник, свя­щен­ник Пан­те­лей­мон Бо­го­яв­лен­ский ро­дил­ся око­ло 1881 го­да в Псков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ве­ли­ко­лук­ско­го Бо­го­яв­лен­ско­го со­бо­ра Иоан­на Бо­го­яв­лен­ско­го. Так как до­сто­вер­ных све­де­ний о да­те рож­де­ния о. Пан­те­лей­мо­на не об­на­ру­же­но, то год его рож­де­ния уста­нов­лен при­бли­зи­тель­но, по да­те окон­ча­ния им Псков­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. В до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии окон­ча­ние се­ми­на­рии, как пра­ви­ло, про­ис­хо­ди­ло по до­сти­же­нии се­ми­на­ри­стом 21 или 22-лет­не­го воз­рас­та. О дет­ских и юно­ше­ских го­дах бу­ду­ще­го свя­щен­но­му­че­ни­ка так­же из­вест­но ма­ло. В ран­нем воз­расте Пан­те­лей­мон остал­ся си­ро­той. Уче­ба в се­ми­на­рии да­лась ему нелег­ко, по­сколь­ку за уче­бу необ­хо­ди­мо бы­ло пла­тить.
Псков­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию Пан­те­лей­мон за­кон­чил в 1903 го­ду по вто­ро­му раз­ря­ду и был опре­де­лен на ме­сто пса­лом­щи­ка в Ни­коль­ский храм Алек­сан­дров­ско­го По­са­да на Та­лаб­ских ост­ро­вах. Имен­но в этом хра­ме, где на­чал свою са­мо­сто­я­тель­ную жизнь бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник, впо­след­ствии слу­жил из­вест­ный все­му пра­во­слав­но­му ми­ру по­движ­ник бла­го­че­стия XX сто­ле­тия прот. Ни­ко­лай Гу­рья­нов.

https://azbyka.ru/days/sv-platon-gornyh

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Иоанн Со­ло­вьев ро­дил­ся 26 ян­ва­ря 1894 го­да в се­ле Ни­ко­ла­ев­ка Ми­хай­лов­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ми­ха­и­ла Со­ло­вье­ва. Обу­чал­ся в Ря­зан­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. В 1912 го­ду по­сту­пил пса­лом­щи­ком в храм в се­ле Крас­ное Прон­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии. В 1917 го­ду Иван Ми­хай­ло­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на ко хра­му в се­ле Апо­ни­ти­щи За­рай­ско­го уез­да Ря­зан­ской гу­бер­нии. В 1930 го­ду диа­кон Иоанн был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка ко хра­му Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Кон­ча­ко­во Лу­хо­виц­ко­го рай­о­на Мос­ков­ской об­ла­сти.
В кон­це но­яб­ря 1937 го­да бы­ли до­про­ше­ны де­жур­ные сви­де­те­ли, в част­но­сти пред­се­да­тель сель­со­ве­та, дав­шие необ­хо­ди­мые сле­до­ва­те­лю по­ка­за­ния, и 16 де­каб­ря 1937 го­да отец Иоанн был аре­сто­ван, за­клю­чен в од­ну из тю­рем Ко­ло­мен­ско­го рай­о­на и на сле­ду­ю­щий день до­про­шен.
– След­ствию из­вест­но, что вы, бу­дучи недо­воль­ны су­ще­ству­ю­щим стро­ем, вы­ска­зы­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную кле­ве­ту, по­ра­жен­че­ские на­стро­е­ния про­тив со­вет­ской вла­сти и тер­ро­ри­сти­че­ские про­тив ком­му­ни­стов. При­зна­е­те ли вы это?
– Это я не при­знаю.
– След­ствию так­же из­вест­но, что вы при­зы­ва­ли на­се­ле­ние не го­ло­со­вать за ком­му­ни­стов. При­зна­е­те ли вы это?
– Это­го не бы­ло, это я не при­знаю, так как ни­ко­гда про­тив ком­му­ни­стов не го­во­рил и ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
В тот же день след­ствие бы­ло за­кон­че­но. 20 де­каб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Иоан­на к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния. Свя­щен­ник Иоанн Со­ло­вьев скон­чал­ся 9 ав­гу­ста 1941 го­да в конц­ла­ге­ре и был по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

Жития
Писание