⏳ 2020.07.28 (вт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 8я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 6й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
28 июля (15 июля)
• мч. Ки́рика и мц. Иули́тты (ок. 305)
• мч. Авуди́ма Тенедосского (IV)
• равноап. вел. кн. Влади́мира (Васи́лия) (1015)
• Собор Киевских святых
• сщмч. Петра (Троицкого) (1938)


☦️
Свя­тые му­че­ни­ки Ки­рик и Иулит­та жи­ли в Ма­лой Азии в го­ро­де Ико­нии Ли­ка­он­ской об­ла­сти. Свя­тая Иулит­та про­ис­хо­ди­ла из знат­но­го ро­да и бы­ла хри­сти­ан­кой. Ра­но ов­до­вев, она вос­пи­ты­ва­ла сво­е­го трех­лет­не­го сы­на Ки­ри­ка. Во вре­мя го­не­ния, воз­двиг­ну­то­го на хри­сти­ан им­пе­ра­то­ром Дио­кли­ти­а­ном (284–305), свя­тая Иулит­та с сы­ном и дву­мя вер­ны­ми ра­бы­ня­ми ушла из го­ро­да, оста­вив свой дом, иму­ще­ство и ра­бов.
Под ви­дом ни­щей она сна­ча­ла скры­ва­лась в Селев­кии, а за­тем в Тар­се. Там око­ло 305 го­да она бы­ла узна­на, за­дер­жа­на и пред­став­ле­на на суд пра­ви­те­ля Алек­сандра. Укреп­лен­ная Гос­по­дом, свя­тая бес­страш­но от­ве­ча­ла на во­про­сы судьи и твер­до ис­по­ве­да­ла свою ве­ру во Хри­ста. Пра­ви­тель при­ка­зал бить свя­тую пал­ка­ми. Во вре­мя пы­ток свя­тая Иулит­та по­вто­ря­ла: «Я хри­сти­ан­ка и не при­не­су жерт­вы бе­сам».
Мла­де­нец Ки­рик пла­кал, гля­дя на му­че­ния сво­ей ма­те­ри, и рвал­ся к ней. Пра­ви­тель Алек­сандр про­бо­вал лас­кать его, но маль­чик вы­ры­вал­ся и кри­чал: «Пу­сти­те ме­ня к ма­те­ри, я хри­сти­а­нин». Пра­ви­тель швыр­нул ре­бен­ка с вы­со­ты по­мо­ста на ка­мен­ные сту­пе­ни, маль­чик по­ка­тил­ся вниз, уда­ря­ясь об ост­рые уг­лы, и умер. Мать, уви­дев сво­е­го ис­тер­зан­но­го сы­на, воз­бла­го­да­ри­ла Бо­га за то, что Он удо­сто­ил мла­ден­ца му­че­ни­че­ско­го вен­ца. По­сле мно­гих же­сто­ких пы­ток свя­тую Иулит­ту усек­ли ме­чом.
Мо­щи свя­тых Ки­ри­ка и Иулит­ты бы­ли об­ре­те­ны в цар­ство­ва­ние свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ца­ря Кон­стан­ти­на († 337, па­мять 21 мая). В честь свя­тых му­че­ни­ков близ Кон­стан­ти­но­по­ля был устро­ен мо­на­стырь, а неда­ле­ко от Иеру­са­ли­ма воз­двиг­нут храм. По на­род­но­му ве­ро­ва­нию, свя­тым Ки­ри­ку и Иулит­те мо­лят­ся о се­мей­ном счастъе и вы­здо­ров­ле­нии боль­ных де­тей.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/599

☦️
Му­че­ник Аву­дим Те­не­дос­ский по­стра­дал за Хри­ста в IV ве­ке при им­пе­ра­то­ре Дио­кли­ти­ане.

☦️
Князь Вла­ди­мир был сы­ном Свя­то­сла­ва от древ­лян­ской княж­ны Ма­лу­ши. Ро­дил­ся он в 963 го­ду. Вос­пи­ты­вал Вла­ди­ми­ра брат его ма­те­ри, языч­ник Доб­ры­ня. В 972 го­ду князь Вла­ди­мир стал пра­вить Нов­го­ро­дом. В 980 г. в раз­гар вой­ны меж­ду бра­тья­ми Вла­ди­мир по­шел на Ки­ев, в ко­то­ром кня­жил его стар­ший брат Яро­полк. По­бе­див бра­та, Вла­ди­мир стал пра­вить в Ки­е­ве. Он за­во­е­вал Га­ли­цию, сми­рил вя­ти­чей, во­е­вал с пе­че­не­га­ми, рас­про­стра­нил пре­де­лы сво­ей дер­жа­вы от Бал­тий­ско­го мо­ря на се­ве­ре до ре­ки Буг на юге. У него бы­ло пять жен и мно­го­чис­лен­ные на­лож­ни­цы. На Ки­ев­ских го­рах он уста­но­вил идо­лов, ко­то­рым ста­ли при­но­сить че­ло­ве­че­ские жерт­вы. То­гда по­гиб­ли за Хри­ста ва­ря­ги Фе­о­дор и Иоанн. Об­сто­я­тель­ства их смер­ти про­из­ве­ли на Вла­ди­ми­ра силь­ное впе­чат­ле­ние, и он на­чал со­мне­вать­ся в ис­тин­но­сти язы­че­ской ве­ры.
По при­гла­ше­нию кня­зя в Ки­ев при­хо­ди­ли про­по­вед­ни­ки из раз­ных стран: по­слы от бол­гар-му­суль­ман, жив­ших за Вол­гой, нем­цы-ла­ти­няне, иудеи и гре­ки. Князь рас­спра­ши­вал об их ве­ре, и каж­дый пред­ла­гал ему свою ве­ру. Но са­мое силь­ное впе­чат­ле­ние про­из­вел на него пра­во­слав­ный гре­че­ский про­по­вед­ник, ко­то­рый в за­клю­че­ние сво­ей бе­се­ды по­ка­зал ему кар­ти­ну Страш­но­го су­да. По со­ве­ту бо­яр Вла­ди­мир от­пра­вил де­сять муд­рых му­жей, чтобы ис­пы­тать на ме­сте, чья ве­ра луч­ше. Ко­гда эти рус­ские по­слы при­бы­ли в Кон­стан­ти­но­поль, то ве­ли­ко­ле­пие Со­фий­ско­го хра­ма, строй­ное пе­ние при­двор­ных пев­чих и тор­же­ствен­ность пат­ри­ар­шей служ­бы тро­ну­ли их до глу­би­ны ду­ши: «Мы не зна­ли, – го­во­ри­ли они по­том Вла­ди­ми­ру, – на зем­ле мы сто­я­ли или на небе». А бо­яре тут же ему за­ме­ти­ли: «Ес­ли бы ве­ра гре­че­ская не бы­ла луч­ше дру­гих вер, не при­ня­ла бы ее баб­ка твоя Оль­га – муд­рей­шая из лю­дей».
Вла­ди­мир ре­шил кре­стить­ся, но не хо­тел под­чи­нять Русь гре­кам. По­это­му вско­ре по­сле воз­вра­ще­ния по­слов Вла­ди­мир по­шел вой­ной на гре­ков и взял Хер­со­нес. От­сю­да он от­пра­вил по­слов в Кон­стан­ти­но­поль к им­пе­ра­то­рам Ва­си­лию и Кон­стан­ти­ну с тре­бо­ва­ни­ем ру­ки сест­ры их, ца­рев­ны Ан­ны. Те от­ве­ча­ли ему, что ца­рев­на мо­жет быть же­ной толь­ко хри­сти­а­ни­на. То­гда Вла­ди­мир объ­явил, что же­ла­ет при­нять хри­сти­ан­скую ве­ру. Но преж­де, чем неве­ста при­бы­ла в Хер­со­нес, Вла­ди­мир был по­ра­жен сле­по­той.
В та­ком со­сто­я­нии, по­доб­но апо­сто­лу Пав­лу, он по­знал свою ду­хов­ную немощь и при­го­то­вил­ся к ве­ли­ко­му та­ин­ству воз­рож­де­ния. Ца­рев­на, при­быв­шая в Хер­со­нес, по­со­ве­то­ва­ла ему по­спе­шить с Кре­ще­ни­ем. Вла­ди­мир кре­стил­ся (988 г.) и был на­име­но­ван Ва­си­ли­ем. При вы­хо­де из ку­пе­ли он про­зрел ду­шев­ны­ми и те­лес­ны­ми оча­ми и в из­быт­ке ра­до­сти вос­клик­нул: «Те­перь я по­знал ис­тин­но­го Бо­га!»
Воз­вра­тив­шись в Ки­ев в со­про­вож­де­нии кор­сун­ских и гре­че­ских свя­щен­ни­ков, Вла­ди­мир преж­де все­го пред­ло­жил кре­стить­ся сво­им две­на­дца­ти сы­но­вьям, и они кре­сти­лись в од­ном ис­точ­ни­ке, из­вест­ном в Ки­е­ве под име­нем Кре­ща­ти­ка. Вслед за ни­ми кре­сти­лись мно­гие бо­яре. Меж­ду тем Вла­ди­мир при­сту­пил к ис­треб­ле­нию идо­лов, и глав­ный из них, идол Пе­рун, был при­вя­зан к кон­ско­му хво­сту, с по­ру­га­ни­ем со­вле­чен с го­ры и бро­шен в Днепр. За низ­вер­же­ни­ем идо­лов по­сле­до­ва­ло огла­ше­ние на­ро­да еван­гель­ской про­по­ве­дью. Хри­сти­ан­ские свя­щен­ни­ки со­би­ра­ли на­род и на­став­ля­ли его в свя­той ве­ре. На­ко­нец, свя­той Вла­ди­мир объ­явил в Ки­е­ве, чтобы все жи­те­ли, бо­га­тые и убо­гие, яви­лись в опре­де­лен­ный день на ре­ку для при­ня­тия Кре­ще­ния. Ки­ев­ляне спе­ши­ли ис­пол­нить во­лю кня­зя, рас­суж­дая так: «Ес­ли бы но­вая ве­ра не бы­ла луч­ше, то князь и бо­яре ее бы не при­ня­ли».
В на­зна­чен­ный день жи­те­ли Ки­е­ва со­бра­лись на бе­рег Дне­пра. Сю­да явил­ся сам Вла­ди­мир с хри­сти­ан­ски­ми свя­щен­ни­ка­ми. Все ки­ев­ляне во­шли в ре­ку, кто по шею, кто по грудь; взрос­лые дер­жа­ли на ру­ках мла­ден­цев; свя­щен­ни­ки на бе­ре­гу чи­та­ли мо­лит­вы, а свя­той Вла­ди­мир, объ­ятый вос­тор­гом, мо­лил­ся Бо­гу и по­ру­чал Ему се­бя и свой на­род.
По­сле Ки­е­ва и его окрест­но­стей свя­тая ве­ра бы­ла на­саж­де­на в Нов­го­ро­де. Пер­вый ки­ев­ский мит­ро­по­лит Ми­ха­ил в 990 г. при­был сю­да с ше­стью епи­ско­па­ми в со­про­вож­де­нии Доб­ры­ни, дя­ди свя­то­го Вла­ди­ми­ра. Сна­ча­ла нис­про­верг­ли идо­ла Пе­ру­на, как и в Ки­е­ве, вла­чи­ли по зем­ле и вверг­ли в ре­ку Вол­хов; по­сле это­го огла­ша­ли и кре­сти­ли на­род. Из Нов­го­ро­да мит­ро­по­лит Ми­ха­ил в со­про­вож­де­нии че­ты­рех епи­ско­пов и Доб­ры­ни при­был в Ро­стов и здесь кре­стил мно­гих, ру­ко­по­ло­жил пре­сви­те­ров и воз­двиг храм. Впро­чем, язы­че­ство дол­го дер­жа­лось в Ро­сто­ве, так что пер­вые два епи­ско­па Ро­стов­ские, свя­тые Фе­о­дор и Ила­ри­он, по­сле мно­гих уси­лий в борь­бе с язы­че­ством вы­нуж­де­ны бы­ли оста­вить свою ка­фед­ру. Для ис­ко­ре­не­ния язы­че­ства и утвер­жде­ния свя­той ве­ры мно­го здесь по­тру­ди­лись свя­тые епи­ско­пы Леон­тий и Ис­а­ия и пре­по­доб­ный Аврамий, ар­хи­манд­рит ос­но­ван­ной им Ро­стов­ской оби­те­ли.
В 992 го­ду свя­тая ве­ра бы­ла на­саж­де­на в Суз­даль­ском крае. Сю­да при­был свя­той князь Вла­ди­мир с дву­мя епи­ско­па­ми. Суз­даль­цы охот­но кре­сти­лись.
Два­дцать во­семь лет кня­жил свя­той Вла­ди­мир в зем­ле Рус­ской по­сле сво­е­го кре­ще­ния и трид­цать три го­да вос­се­дал на пре­сто­ле Ки­ев­ском; пре­ста­вил­ся же 15 июля 1015 го­да, но­чью, в се­ле Бе­ре­сто­ве. Те­ло свя­то­го кня­зя бы­ло по­ло­же­но в мра­мор­ную ра­ку, и, горь­ко опла­ки­ва­е­мый всем на­ро­дом, он был по­гре­бен в Де­ся­тин­ном хра­ме.
Де­ти свя­то­го Вла­ди­ми­ра, ко­то­рым он раз­дал уде­лы, за­бо­ти­лись о рас­про­стра­не­нии и утвер­жде­нии хри­сти­ан­ства в под­власт­ных ему об­ла­стях. Так в Х ве­ке, кро­ме Ки­е­ва, Нов­го­ро­да, Ро­сто­ва и Суз­да­ля свя­тая ве­ра бы­ла на­саж­де­на в го­ро­дах Му­ро­ме, По­лоц­ке, Вла­ди­ми­ре Во­лын­ском, Смо­лен­ске, Пско­ве, Луц­ке, Тму­та­ра­ка­ни и в зем­ле древ­лян­ской. Впо­след­ствии в пре­де­лах стра­ны вя­ти­чей (в даль­ней­шем Кур­ская, Ор­лов­ская, Туль­ская и Ка­луж­ская гу­бер­нии) мно­го по­тру­дил­ся для еван­гель­ской про­по­ве­ди пре­по­доб­ный Кук­ша, инок Пе­чер­ской оби­те­ли, ко­то­рый при­нял от языч­ни­ков му­че­ни­че­скую смерть.
Во­об­ще хри­сти­ан­ская ве­ра в пер­вое вре­мя рас­про­стра­ня­лась пре­иму­ще­ствен­но око­ло Ки­е­ва и по ве­ли­ко­му вод­но­му пу­ти от Ки­е­ва до Нов­го­ро­да. От Нов­го­ро­да она рас­про­стра­ни­лась по волж­ско­му пу­ти. Под вли­я­ни­ем пра­во­слав­ной ве­ры сла­вян­ские пле­ме­на ста­ли объ­еди­нять­ся в еди­ное го­су­дар­ство.
Успеш­но­му рас­про­стра­не­нию ве­ры Хри­сто­вой сре­ди рус­ско­го на­ро­да со­дей­ство­ва­ло в осо­бен­но­сти то, что она рас­про­стра­ня­лась боль­шей ча­стью мир­ны­ми сред­ства­ми – про­по­ве­дью, убеж­де­ни­ем (а не ог­нем и ме­чом, как это неред­ко де­ла­лось ри­мо-ка­то­ли­ка­ми) и, при­том, бла­го­да­ря тру­дам свя­тых Ки­рил­ла и Ме­фо­дия, на род­ном сла­вян­ском язы­ке.
От рус­ских пра­во­слав­ная ве­ра Хри­сто­ва про­ник­ла в сре­ду ино­род­цев, жив­ших по со­сед­ству и на окра­и­нах Ру­си. Так, в X–XIII ве­ках на­ча­ли при­ни­мать кре­ще­ние неко­то­рые из фин­ских пле­мен (ижо­ра и ко­ре­ла), чудь, че­ре­ми­сы и во­тя­ки, ино­род­цы Во­ло­год­ско­го края и др. В на­ча­ле XIII ве­ка воз­двиг­нут был на бе­ре­гах Вол­ги и Оки Ниж­ний Нов­го­род как креп­кий оплот пра­во­сла­вия сре­ди ино­род­цев По­вол­жья и сред­ней по­ло­сы Рос­сии.
На за­па­де Рос­сии рас­про­стра­не­ние пра­во­слав­ной ве­ры встре­ти­лось с дру­гим силь­ным вли­я­ни­ем, ко­то­рое шло от ри­мо-ка­то­ли­че­ской церк­ви. В Фин­лян­дии про­по­ве­до­ва­ли ла­тин­ские мис­си­о­не­ры из Шве­ции. На юг от Фин­ско­го за­ли­ва сна­ча­ла утвер­ди­лось пра­во­сла­вие, но впо­след­ствии сю­да про­ник­ли ла­тин­ские мис­си­о­не­ры из Да­нии. В кон­це ХII ве­ка в Ли­во­нии ос­но­вал­ся ла­тин­ский ор­ден ме­че­нос­цев, ко­то­рый про­ти­во­дей­ство­вал и рус­ско­му вли­я­нию, и успе­хам пра­во­сла­вия. В Лит­ве пра­во­слав­ная ве­ра ста­ла рас­про­стра­нять­ся еще в XII ве­ке из со­сед­них рус­ских по­се­ле­ний. В XIII ве­ке, ко­гда ли­тов­ские кня­зья овла­де­ли рус­ски­ми го­ро­да­ми Но­во­груд­ком, Сло­ни­мом, Бре­стом, неко­то­рые из них при­ня­ли Кре­ще­ние.
Успе­хам свя­той ве­ры в осо­бен­но­сти спо­соб­ство­ва­ла в XIV ве­ке му­че­ни­че­ская кон­чи­на за нее трех при­двор­ных вель­мож ли­тов­ско­го кня­зя Оль­гер­да (сы­на Ге­ди­ми­на, ос­но­ва­те­ля Ли­тов­ско­го кня­же­ства), а имен­но – свя­тых Ан­то­ния, Иоан­на и Ев­ста­фия. Но в кон­це то­го же ве­ка Лит­ва и под­чи­нен­ная ей пра­во­слав­ная За­пад­ная Русь со­еди­ни­лись с ка­то­ли­че­ской Поль­шей. По­сле это­го боль­шие уси­лия Рим­ских пап на­прав­ля­ют­ся к то­му, чтобы, во-пер­вых, от­де­лить юго-за­пад­ные епар­хии от еди­ной Рос­сий­ской церк­ви, а во-вто­рых, вве­сти здесь так на­зы­ва­е­мую Ли­тов­скую унию.

https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/svjatoj-knjaz-vladimir-krestitel-russkih/
https://azbyka.ru/days/sv-vel-kn-vladimir-v-kreshchenii-vasilij

☦️
Несмот­ря на то, что Ки­ев­ская ка­фед­ра яв­ля­ет­ся са­мой древ­ней и бы­ла ос­но­ва­на пер­вой на тер­ри­то­рии древ­ней Ру­си, празд­ник Со­бо­ра Ки­ев­ских свя­тых яв­ля­ет­ся до­ста­точ­но но­вым, так как был уста­нов­лен лишь в 2011 го­ду. Свя­щен­ный Си­нод Укра­ин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви по­ста­но­вил со­вер­шать про­слав­ле­ние Ки­ев­ских свя­тых 28 июля по но­во­му сти­лю не слу­чай­но, по­сколь­ку в этот день по­ми­на­ет­ся так­же рав­ноап­о­столь­ный князь Вла­ди­мир, кре­сти­тель Ру­си. В 2013 го­ду в чис­ло че­ству­е­мых в этот день свя­тых, про­си­яв­ших на Ки­ев­ской зем­ле, бы­ло до­бав­ле­но так­же имя свя­то­го апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го. Хо­тя нет точ­ных дан­ных о том, где он со­вер­шал про­по­ведь хри­сти­ан­ства, од­на­ко по древ­не­му пре­да­нию, этот апо­стол за­ни­мал­ся мис­си­о­нер­ской де­я­тель­но­стью в том чис­ле и на тер­ри­то­рии совре­мен­но­го Ки­е­ва: по­это­му он так­же по­чи­та­ет­ся в Со­бо­ре Ки­ев­ских свя­тых.
Чис­ло свя­тых, вхо­дя­щих в со­став Со­бо­ра, по­ис­ти­не ве­ли­ко. Пер­вой свя­той в этом спис­ке яв­ля­ет­ся рав­ноап­о­столь­ная кня­ги­ня Оль­га, ко­то­рая ста­ла про­воз­вест­ни­цей хри­сти­ан­ской ве­ры в Ки­е­ве и на Ру­си. Од­на­ко еще до Кре­ще­ния Ру­си на ки­ев­ской зем­ле бы­ли пер­вые хри­сти­ане, ко­то­рые за­сви­де­тель­ство­ва­ли ис­тин­ность пра­во­слав­ной ве­ры сво­ей смер­тью. В их чис­ле на­хо­дят­ся свя­тые му­че­ни­ки Фе­о­дор и Иоанн, отец и сын. По пре­да­нию, Фе­о­дор слу­жил неко­то­рое вре­мя в Ви­зан­тии, где при­нял Кре­ще­ние, и, ко­гда вер­нул­ся в Ки­ев, то по­же­лал, чтобы его сын Иоанн так­же стал хри­сти­а­ни­ном. В те го­ды Ки­е­вом управ­лял князь Вла­ди­мир, ко­то­рый еще яв­лял­ся языч­ни­ком и де­лал мно­гое для укреп­ле­ния ве­ры от­цов. Узнав о том, что в го­ро­де по­яви­лись хри­сти­ане, он по­тре­бо­вал, чтобы они по­кло­ни­лись язы­че­ским бо­же­ствам, и, ко­гда Фе­о­дор и Иоанн от­ка­за­лись, то бы­ли каз­не­ны. Го­во­ря о Ки­ев­ских свя­тых, мы в первую оче­редь вспо­ми­на­ем угод­ни­ков Бо­жи­их, свя­зан­ных с Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­рой, ко­то­рая яв­ля­лась са­мой пер­вой оби­те­лью Древ­не­рус­ско­го го­су­дар­ства. Она бы­ла ос­но­ва­на во вре­мя кня­же­ния Яро­сла­ва Муд­ро­го в 1051 го­ду и про­сла­ви­лась ве­ли­ки­ми по­движ­ни­ка­ми бла­го­че­стия. Мо­на­стырь был по­стро­ен на пла­то, в ко­то­ром бы­ло мно­же­ство при­род­ных пе­щер, и с древ­них вре­мен ино­ки, стре­мя­щи­е­ся к осо­бым по­дви­гам, се­ли­лись в этих пе­ще­рах, где про­во­ди­ли крайне ас­ке­ти­че­скую жизнь. Мо­щи этих свя­тых по-преж­не­му хра­нят­ся в пе­ще­рах, при­вле­кая мно­же­ство па­лом­ни­ков в это свя­тое ме­сто. Име­на всех свя­тых Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры нам не из­вест­ны. Ос­но­ва­те­лем Лав­ры яв­ля­ет­ся пре­по­доб­ный Ан­то­ний, ко­то­рый был ро­дом из Ки­ев­ской Ру­си, од­на­ко дол­гое вре­мя под­ви­зал­ся на Афоне. Поз­же он по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние вер­нуть­ся на род­ную зем­лю для на­саж­де­ния ино­че­ства на рус­ской зем­ле. В ли­ке Ки­ев­ских свя­тых есть так­же мно­же­ство но­во­му­че­ни­ков, наи­бо­лее из­вест­ным из ко­то­рых яв­ля­ет­ся мит­ро­по­лит Вла­ди­мир (Бо­го­яв­лен­ский). Он за­ни­мал Ки­ев­скую ка­фед­ру в те­че­нии двух лет, с 1915 по 1917 го­ды. В то вре­мя толь­ко на­ча­лись бес­по­ряд­ки в цер­ков­ной жиз­ни на Укра­ине, и неко­то­рое ду­хо­вен­ство ста­ло вы­сту­пать за от­де­ле­ние церк­ви от Мос­ков­ской пат­ри­ар­хии и об­ра­зо­ва­ния ав­то­ке­фа­лии. Мит­ро­по­лит вы­сту­пал про­тив по­доб­ных про­ек­тов, из-за че­го при­нял в 1918 го­ду му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от ре­во­лю­ци­он­но на­стро­ен­ной тол­пы, став пер­вым ар­хи­ере­ем-но­во­му­че­ни­ком в XX ве­ке. Про­цесс ка­но­ни­за­ции но­во­му­че­ни­ков про­дол­жа­ет­ся, и по­это­му чис­ло ки­ев­ских свя­тых по­сто­ян­но рас­тет.
Ико­на празд­ни­ка. Празд­нич­ной ико­ной Со­бо­ра Ки­ев­ских свя­тых яв­ля­ет­ся тот об­раз, на ко­то­ром изо­бра­же­ны свя­тые по­движ­ни­ки Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ры, хо­тя ико­на не охва­ты­ва­ет всех угод­ни­ков Бо­жи­их, жив­ших в этом свя­том ме­сте. Ико­на Ки­е­во-Пе­чер­ских свя­тых по­слу­жи­ла об­раз­цом для со­зда­ния дру­гих со­бор­ных икон.
В Со­бо­р Ки­ев­ских свя­тых вхо­дят:
https://azbyka.ru/days/sv-sobor-kievskih-svjatyh

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Петр ро­дил­ся 9 июня 1897 го­да в го­ро­де Ис­т­ре (в то вре­мя Вос­кре­сен­ске) Зве­ни­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Ива­на Тро­иц­ко­го. Окон­чив обу­че­ние в се­ми­лет­ней шко­ле, Петр устро­ил­ся ра­бо­тать на те­ле­граф. С ав­гу­ста 1918 по 1919 год он слу­жил в Крас­ной ар­мии пи­са­рем. С 1919 по 1922 год Петр Тро­иц­кий на­хо­дил­ся в Поль­ше в пле­ну.
По­сле осво­бож­де­ния он вер­нул­ся в Ис­т­ру, где ра­бо­тал на те­ле­гра­фе. В 1925 го­ду Петр Ива­но­вич оста­вил граж­дан­скую служ­бу, стал ча­сто по­се­щать храм и устро­ил­ся слу­жить пса­лом­щи­ком, а в 1930 го­ду он был из­бран ста­ро­стой.
22 мая 1931 го­да вме­сте с иеро­мо­на­хом Ва­си­ли­ем (Крас­но­ко­вым) Петр Тро­иц­кий был аре­сто­ван, за­клю­чен в Ист­рин­ский аре­стант­ский дом и 20 июня до­про­шен. «Ан­ти­со­вет­ской аги­та­ции и аги­та­ции про­тив кол­хоз­но­го стро­и­тель­ства я не вел. Ви­нов­ным се­бя не при­знаю. Со­при­ка­са­ясь с ду­хо­вен­ством, я их контр­ре­во­лю­ци­он­ной де­я­тель­но­сти ни­ко­гда не за­ме­чал. В 1930 го­ду ве­ру­ю­щие по­сы­ла­ли ме­ня хо­дить в чай­ные и разъ­яс­нять сущ­ность ре­ли­гии и убеж­дать за ве­ру в Бо­га. С этой це­лью в чай­ные я хо­дил», – от­ве­тил на след­ствии Петр Ива­но­вич.
Через неде­лю сле­до­ва­те­лем в ка­че­стве сви­де­те­ля был до­про­шен бух­гал­тер Ист­рин­ско­го от­де­ла свя­зи, ко­то­рый по­ка­зал: «Тро­иц­кий яв­ля­ет­ся са­мым ре­ак­ци­он­но на­стро­ен­ным эле­мен­том по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти. Ра­бо­тая 6 лет то­му на­зад на по­чте, все­гда был враж­деб­ным к про­ле­тар­ской ре­во­лю­ции, счи­тал Бо­га и ре­ли­гию иде­а­лом люб­ви, свя­зы­ва­ю­щей че­ло­ве­че­ство. Ушел со служ­бы на ижди­ве­ние церк­ви, став са­мым ярым ее ак­ти­ви­стом, вплоть до то­го, что стал цер­ков­ным ста­ро­стой. Вел боль­шую аги­та­ци­он­ную ра­бо­ту сре­ди ве­ру­ю­щих кре­стьян за борь­бу с те­ми, кто идет про­тив ре­ли­гии. Осо­бен­но силь­но про­яв­лял се­бя в дни мас­со­во­го по­се­ще­ния церк­ви во вре­мя по­стов, в дни го­ве­ния и на Пас­ху. Вел бе­се­ды, до­ка­зы­вал, что Бог был и есть и что без ре­ли­гии че­ло­ве­че­ство как без воз­ду­ха су­ще­ство­вать не мо­жет. Поль­зо­вал­ся все­ми сред­ства­ми и воз­мож­но­стя­ми, чтобы про­ти­во­дей­ство­вать ан­ти­ре­ли­ги­оз­ной ра­бо­те на се­ле. Пом­ню, ко­гда в 1930 го­ду на об­ще­го­род­ском со­бра­нии встал во­прос о за­кры­тии в го­ро­де церк­ви, Тро­иц­кий обе­гал все окрест­ные де­рев­ни и опо­ве­стил о го­то­вя­щей­ся бе­де ве­ру­ю­щих. Все кре­стьяне как по на­бат­но­му зво­ну при­шли в го­род и до­би­лись сня­тия во­про­са с по­вест­ки дня… При встре­чах и раз­го­во­рах с ним, ко­гда его уго­ва­ри­ва­ли бро­сить это гнус­ное де­ло, от­ве­чал ре­ши­тель­но: умру во имя Хри­ста и бу­ду все­гда аги­ти­ро­вать про­тив всех, кто про­тив Бо­га. Эле­мент ре­ак­ци­он­ный, вред­ный, необ­хо­ди­ма изо­ля­ция», – за­клю­чил лже­сви­де­тель.
По­сколь­ку след­стви­ем предъ­яв­лен­ное об­ви­не­ние до­ка­за­но не бы­ло, упол­но­мо­чен­ный по Ист­рин­ско­му рай­он­но­му от­де­ле­нию ОГПУ 1 сен­тяб­ря 1931 го­да де­ло за недо­ка­зан­но­стью пре­кра­тил, иеро­мо­нах Ва­си­лий (Крас­но­ков) и ста­ро­ста Петр Ива­но­вич Тро­иц­кий из-под стра­жи бы­ли осво­бож­де­ны.
В 1933 го­ду Петр Ива­но­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и слу­жил в Воз­не­сен­ском хра­ме в го­ро­де Ис­т­ре. В 1934 го­ду его пе­ре­ве­ли в Тро­иц­кий храм се­ла Тро­иц­кое на Ис­т­ре. Ле­том 1937 го­да на­ча­лись мас­со­вые аре­сты свя­щен­но­слу­жи­те­лей и ве­ру­ю­щих. 7 но­яб­ря 1937 го­да был аре­сто­ван свя­щен­ник Алек­сандр Маш­ков, ко­то­рый вме­сте с диа­ко­ном Пет­ром слу­жил в Тро­иц­ком хра­ме. Во вре­мя до­про­сов он ого­во­рил се­бя, а так­же свя­щен­ни­ка Иоан­на Ор­ло­ва, диа­ко­на Пет­ра Тро­иц­ко­го и ста­ро­сту хра­ма Ми­ха­и­ла Стро­е­ва в том, что они под его ру­ко­вод­ством ор­га­ни­зо­ва­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную груп­пу для борь­бы с со­вет­ской вла­стью. 18 но­яб­ря 1937 го­да Ист­рин­ское рай­он­ное от­де­ле­ние НКВД аре­сто­ва­ло диа­ко­на Пет­ра. В тот же день на­ча­лись до­про­сы.
– Вы аре­сто­ва­ны как участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы я не яв­ля­юсь.
– След­ствие пред­ла­га­ет вам быть прав­ди­вым и дать по­ка­за­ния о ва­шем уча­стии в контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пе.
– Утвер­ждаю, что участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы я не яв­ля­юсь.
– Зна­е­те ли вы ныне аре­сто­ван­но­го по ли­нии НКВД Маш­ко­ва?
– Свя­щен­ни­ка Тро­иц­кой церк­ви Алек­сандра Маш­ко­ва я знаю хо­ро­шо с на­ча­ла 1937 го­да.
– По­ка­за­ни­я­ми об­ви­ня­е­мо­го Маш­ко­ва вы ули­ча­е­тесь как участ­ник контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы. Дай­те по­ка­за­ния по это­му во­про­су.
– Утвер­ждаю, что я участ­ни­ком контр­ре­во­лю­ци­он­ной груп­пы не яв­ля­юсь.
– Вам за­чи­ты­ва­ют­ся по­ка­за­ния об­ви­ня­е­мо­го Маш­ко­ва, под­твер­жда­е­те ли вы это?
– Эти по­ка­за­ния я от­ри­цаю.
– При­зна­е­те ли се­бя ви­нов­ным в предъ­яв­лен­ном вам об­ви­не­нии?
– В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
По­сле до­про­сов в Ис­т­ре от­ца Пет­ра пе­ре­ве­ли в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 27 но­яб­ря 1937 го­да трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к де­ся­ти го­дам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре.
Диа­кон Петр Тро­иц­кий умер 28 июля 1938 го­да в Бам­ла­ге и был по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Жития
Писание