⏳ 2020.07.23 (чт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 7я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 5й)
• четверг

☀️ неподвижный годовой круг:
23 июля (10 июля)
• мч. Аполло́ния Иконийского (III)
• мчч. 45-ти в Никополе Армянском: Леонтия, Маври́кия, Даниила, Антония, Александра, Ианики́та (Аники́ты), Сиси́ния, Мене́и, Вирила́да и прочих (ок. 319)
• прпп. пустынников египетских, огнем и дымом уморенных (ок. 398)
• мчч. Виано́ра и Силуа́на (IV)
• прп. Антония Киево-Печерского (1073)
• прп. Силуа́на Печерского (XIII–XIV)
• Положение честно́й ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)
• прпп. Евме́ния (1920) и Парфе́ния (1905) Гортинских
• сщмчч. Александра (Попова), Василия (Победоносцева), Петра (Зефирова), Стефана (Луканина), Георгия (Бегмы), Нестора (Гудзовского) (1918)
• иконы Божией Матери Коневская


☦️
Свя­той му­че­ник Апол­ло­ний про­ис­хо­дил из го­ро­да Сард, на­хо­див­ше­го­ся в Ли­дии (Ма­лая Азия). Он объ­явил се­бя хри­сти­а­ни­ном и был схва­чен. Ко­гда его при­нуж­да­ли при­не­сти клят­ву име­нем им­пе­ра­то­ра, он не под­чи­нил­ся, ска­зав, что не по­до­ба­ет клясть­ся име­нем смерт­но­го че­ло­ве­ка. Свя­то­го Апол­ло­ния дол­го му­чи­ли и рас­пя­ли на кре­сте. Это про­изо­шло в Ико­нии при им­пе­ра­то­ре Де­кии (249–251) или Ва­ле­ри­ане (253–259).

☦️
Со­рок пять му­че­ни­ков по­стра­да­ли в ар­мян­ском го­ро­де Ни­ко­по­ле в цар­ство­ва­ние им­пе­ра­то­ра Ли­ки­ния (307–324), со­пра­ви­те­ля Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го. Ли­ки­ний же­сто­ко пре­сле­до­вал хри­сти­ан и в сво­ей во­сточ­ной об­ла­сти из­дал указ пре­да­вать му­че­ни­ям и смер­ти всех, кто не со­гла­ша­ет­ся вер­нуть­ся к язы­че­ству. Ко­гда на­ча­лись пре­сле­до­ва­ния в Ни­ко­по­ле, бо­лее со­ро­ка по­сле­до­ва­те­лей Хри­сто­вых ре­ши­лись доб­ро­воль­но явить­ся к го­ни­те­лям, от­кры­то ис­по­ве­дать ве­ру в Сы­на Бо­жия и при­нять му­че­ния. Свя­тых ис­по­вед­ни­ков воз­глав­ля­ли Леон­тий, Мав­ри­кий, Да­ни­ил, Ан­то­ний, Алек­сандр, от­ли­чав­ши­е­ся сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­нью. Иге­мон ар­мян­ской об­ла­сти Ли­сий, ко­то­ро­му пред­ста­ли свя­тые ис­по­вед­ни­ки, был удив­лен еди­но­ду­ши­ем и му­же­ством лю­дей, доб­ро­воль­но об­ре­кав­ших се­бя на му­че­ния и смерть. Он ста­рал­ся убе­дить их от­речь­ся от Хри­ста и при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам, но свя­тые бы­ли непре­клон­ны. Они опро­вер­га­ли все до­во­ды пра­ви­те­ля, до­ка­зы­вая ему всю лож­ность ве­ры в мерз­ких, ис­пол­нен­ных по­ро­ков язы­че­ских бо­жеств, ве­ду­щих за со­бой в по­ги­бель по­кло­ня­ю­щих­ся им лю­дей. Иге­мон по­ве­лел бить ис­по­вед­ни­ков по ли­цу кам­ня­ми, а по­том за­ко­вать и бро­сить в тем­ни­цу.
В тем­ни­це свя­тые ра­до­ва­лись и пе­ли Да­ви­до­вы псал­мы. Свя­той Леон­тий обод­рял и укреп­лял бра­тьев по ве­ре, го­то­вя к но­вым му­че­ни­ям за ис­тин­ную ве­ру, рас­ска­зы­вая о му­же­стве всех преж­де по­стра­дав­ших за Хри­ста. Утром, по­сле по­втор­но­го от­ка­за при­не­сти жерт­ву идо­лам, свя­тых сно­ва от­да­ли на ис­тя­за­ния. Свя­той Леон­тий, ви­дя силь­ные стра­да­ния му­че­ни­ков и опа­са­ясь, как бы неко­то­рые из них в из­не­мо­же­нии не упа­ли ду­хом и не по­те­ря­ли ве­ры, мо­лил Бо­га, чтобы Он по­слал всем ско­рое окон­ча­ние по­дви­га.
Ко­гда свя­тые му­че­ни­ки в пол­ночь пе­ли псал­мы, неожи­дан­но явил­ся им Ан­гел Гос­по­день, и тем­ни­ца оза­ри­лась све­том. Ан­гел объ­явил му­че­ни­кам, что их по­двиг бли­зит­ся к кон­цу, а име­на уже за­пи­са­ны на Небе­сах. Два тем­нич­ных стра­жа, Ме­ней и Ви­ри­лад, ви­дев­шие про­ис­хо­див­шее, уве­ро­ва­ли во Хри­ста. На сле­ду­ю­щее утро пра­ви­тель ре­шил пре­дать смер­ти сви­де­те­лей Хри­сто­вых. По­сле звер­ских ис­тя­за­ний их со­жгли в огне, а ко­сти бро­си­ли в ре­ку († ок. 318). Бла­го­че­сти­вые лю­ди на­шли их, со­бра­ли и сбе­рег­ли. Поз­же, ко­гда бы­ла да­на сво­бо­да Церк­ви Хри­сто­вой, на том ме­сте был воз­двиг­нут храм во имя свя­тых 45-ти му­че­ни­ков.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/583

☦️
Де­сять ты­сяч оби­та­те­лей пу­стынь бы­ли об­ви­не­ны в ори­ге­низ­ме и за­му­че­ны око­ло 398 го­да при Алек­сан­дрий­ском пат­ри­ар­хе Фе­о­фи­ле. Ре­аль­ной при­чи­ной их убий­ства счи­та­ют то, что они предо­ста­ви­ли убе­жи­ще свя­щен­ни­ку Ис­и­до­ру.

☦️
Свя­той Ви­а­нор про­ис­хо­дил из Пи­си­дий­ской об­ла­сти в Ма­лой Азии. Как ис­по­вед­ни­ка хри­сти­ан­ства его до­ста­ви­ли к пра­ви­те­лю го­ро­да Ис­ав­рии в Ли­ка­о­нии, ко­то­рый при­нуж­дал свя­то­го Ви­а­но­ра от­речь­ся от Хри­ста. Свя­той твер­до сто­ял в ис­тин­ной ве­ре, невзи­рая на изощ­рен­ные ис­тя­за­ния. Стра­да­ния му­че­ни­ка ви­дел че­ло­век по име­ни Си­лу­ан. Тер­пе­ние и му­же­ство свя­то­го Ви­а­но­ра вдох­ну­ли в Си­лу­а­на ве­ру во Хри­ста, и он от­кры­то объ­явил об этом. Ему тут же от­ре­за­ли язык и от­сек­ли го­ло­ву. Свя­той Ви­а­нор по­сле дол­гих му­че­ний так­же был обез­глав­лен.

☦️
Ос­но­ва­тель Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры свя­той Ан­то­ний ро­дил­ся в на­ча­ле XI ве­ка в го­ро­де Лю­бе­че (вбли­зи Чер­ни­го­ва) и в Кре­ще­нии был на­зван Ан­ти­пой. С юных лет он по­чув­ство­вал вле­че­ние к выс­шей ду­хов­ной жиз­ни и по вну­ше­нию свы­ше ре­шил­ся ид­ти на Афон. В од­ной из Афон­ских оби­те­лей он при­нял по­стриг и на­чал уеди­нен­ную жизнь в пе­ще­ре близ это­го мо­на­сты­ря, ко­то­рую до сих пор по­ка­зы­ва­ют. Ко­гда он при­об­рел в сво­их по­дви­гах ду­хов­ную опыт­ность, игу­мен дал ему по­слу­ша­ние, чтобы он шел на Русь и на­са­дил ино­че­ство в этой но­во­про­све­щен­ной хри­сти­ан­ской стране. Ан­то­ний по­ви­но­вал­ся. Ко­гда пре­по­доб­ный Ан­то­ний при­шел в Ки­ев, здесь бы­ло уже несколь­ко мо­на­сты­рей, ос­но­ван­ных по же­ла­нию кня­зей гре­ка­ми. Но свя­той Ан­то­ний не из­брал ни од­но­го из них, по­се­лил­ся в двух­са­жен­ной пе­ще­ре, вы­ко­пан­ной пре­сви­те­ром Ила­ри­о­ном. Это бы­ло в 1051 г. Здесь свя­той Ан­то­ний про­дол­жал по­дви­ги стро­гой ино­че­ской жиз­ни, ко­то­ры­ми сла­вил­ся на Афоне: пи­щей его бы­ли чер­ный хлеб через день и во­да в крайне уме­рен­ном ко­ли­че­стве. Вско­ре сла­ва о нем раз­нес­лась не толь­ко по Ки­е­ву, но и по дру­гим рус­ским го­ро­дам. Мно­гие при­хо­ди­ли к нему за ду­хов­ным со­ве­том и бла­го­сло­ве­ни­ем. Неко­то­рые ста­ли про­сить­ся к нему на жи­тель­ство. Пер­вым был при­нят некто Ни­кон, са­ном иерей, вто­рым пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий.
Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий про­вел свою мо­ло­дость в Кур­ске, где жи­ли его ро­ди­те­ли. С ран­них лет он об­на­ру­жил бла­го­че­сти­вое на­стро­е­ние ду­ха: каж­дый день он бы­вал в хра­ме, при­леж­но чи­тал сло­во Бо­жие, от­ли­чал­ся скром­но­стью, сми­ре­ни­ем и дру­ги­ми доб­ры­ми ка­че­ства­ми. Узнав, что в хра­ме ино­гда не слу­жат ли­тур­гию из-за недо­стат­ка просфор, он ре­шил сам за­нять­ся этим де­лом: по­ку­пал пше­ни­цу, сво­и­ми ру­ка­ми мо­лол и ис­пе­чен­ные просфо­ры при­но­сил в цер­ковь.
За эти по­дви­ги он тер­пел мно­го непри­ят­но­стей от ма­те­ри, ко­то­рая го­ря­чо его лю­би­ла, но не со­чув­ство­ва­ла его стрем­ле­ни­ям. Услы­шав од­на­жды в церк­ви сло­ва Гос­под­ни: «Кто лю­бит от­ца или мать бо­лее, неже­ли Ме­ня, недо­сто­ин Ме­ня» (Мф.10,37), он ре­шил­ся оста­вить и мать (отец уже умер), и род­ной го­род и явил­ся в Ки­ев к пре­по­доб­но­му Ан­то­нию. «Ви­дишь ли, ча­до, – спро­сил его Ан­то­ний, – что пе­ще­ра моя скром­на и тес­на?» – «Сам Бог при­вел ме­ня к те­бе, – от­ве­тил Фе­о­до­сий, – бу­ду ис­пол­нять то, что ты мне по­ве­лишь».
Ко­гда чис­ло спо­движ­ни­ков преп. Ан­то­ния воз­рос­ло до 12, он уда­лил­ся на со­сед­нюю го­ру, вы­рыл се­бе здесь пе­ще­ру и стал под­ви­зать­ся в за­тво­ре. Фе­о­до­сий остал­ся на преж­нем ме­сте; ско­ро он был из­бран бра­ти­ей во игу­ме­на и на­чал ста­рать­ся об учре­жде­нии пра­виль­но­го об­ще­жи­тия по уста­ву ца­ре­град­ско­го Сту­дий­ско­го мо­на­сты­ря. Глав­ные чер­ты учре­жден­но­го им об­ще­жи­тия бы­ли сле­ду­ю­щие: все иму­ще­ство у бра­тии долж­но быть об­щее, вре­мя про­во­ди­лось в непре­стан­ных тру­дах; тру­ды раз­де­ля­лись по си­ле каж­до­го игу­ме­ном; каж­дое де­ло на­чи­на­лось мо­лит­вой и бла­го­сло­ве­ни­ем стар­ше­го; по­мыс­лы от­кры­ва­лись игу­ме­ну, ко­то­рый был ис­тин­ным ру­ко­во­ди­те­лем всех ко спа­се­нию. Пре­по­доб­ный Фе­о­до­сий ча­сто об­хо­дил кел­лии и на­блю­дал, нет ли у ко­го че­го лиш­не­го и чем за­ни­ма­ет­ся бра­тия. Ча­сто и но­чью он при­хо­дил к две­ри кел­лий и, ес­ли слы­шал раз­го­вор двух или трех ино­ков, со­шед­ших­ся вме­сте, то уда­рял жез­лом в дверь, а утром об­ли­чал ви­нов­ных. Сам пре­по­доб­ный был во всем при­ме­ром для бра­тии: но­сил во­ду, ру­бил дро­ва, ра­бо­тал в пе­карне, но­сил са­мую про­стую одеж­ду, преж­де всех при­хо­дил в цер­ковь и на мо­на­стыр­ские ра­бо­ты. Кро­ме ас­ке­ти­че­ских по­дви­гов, преп. Фе­о­до­сий от­ли­чал­ся ве­ли­ким ми­ло­сер­ди­ем к бед­ным и лю­бо­вью к ду­хов­но­му про­све­ще­нию и ста­рал­ся рас­по­ло­жить к ним и свою бра­тию. В оби­те­ли он устро­ил осо­бый дом для жи­тель­ства ни­щих, сле­пых, хро­мых, рас­слаб­лен­ных и на со­дер­жа­ние их уде­лял де­ся­тую до­лю мо­на­стыр­ских до­хо­дов.
Кро­ме то­го, каж­дую суб­бо­ту от­сы­лал це­лый воз хле­ба за­клю­чен­ным в тем­ни­цах. Из со­чи­не­ний пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия из­вест­ны: два по­уче­ния к на­ро­ду, де­сять по­уче­ний к ино­кам, два по­сла­ния к ве­ли­ко­му кня­зю Изя­с­ла­ву и две мо­лит­вы.
Ос­но­ван­ная пре­по­доб­ным Ан­то­ни­ем и устро­ен­ная пре­по­доб­ным Фе­о­до­си­ем Ки­е­во-Пе­чер­ская оби­тель сде­ла­лась об­раз­цом для дру­гих мо­на­сты­рей и име­ла ве­ли­кое зна­че­ние для раз­ви­тия Рус­ской церк­ви. Из ее стен вы­хо­ди­ли зна­ме­ни­тые ар­хи­пас­ты­ри, рев­ност­ные про­по­вед­ни­ки ве­ры и за­ме­ча­тель­ные пи­са­те­ли. Из свя­ти­те­лей, по­стри­же­ни­ков Ки­е­во-Пе­чер­ской оби­те­ли, осо­бен­но из­вест­ны свя­тые Леон­тий и Ис­а­ия (епи­ско­пы Ро­стов­ские), Ни­фонт (епи­скоп Нов­го­род­ский), пре­по­доб­ный Кук­ша (про­све­ти­тель вя­ти­чей), пи­са­те­ли преп. Нестор Ле­то­пи­сец и Си­мон.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/580

☦️
Пре­по­доб­ный Си­лу­ан, схим­ник Ки­е­во-Пе­чер­ский, был рев­ност­ным хра­ни­те­лем чи­сто­ты ду­шев­ной и те­лес­ной, удру­чал свою плоть по­стом и бде­ни­ем, а ду­шу очи­щал мо­лит­вой и бо­го­мыс­ли­ем. Он спо­до­бил­ся от Гос­по­да обиль­ных ду­хов­ных да­ро­ва­ний: осо­бо­го мо­лит­вен­но­го дерз­но­ве­ния к Бо­гу, по­сто­ян­ной ра­до­сти о Гос­по­де, про­зор­ли­во­сти и чу­до­тво­ре­ния. Жил пре­по­доб­ный в кон­це ХIII – на­ча­ле ХIV ве­ка. Мо­щи его по­ко­ят­ся в Фе­о­до­си­е­вых пе­ще­рах.

☦️
Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном – они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19,23-24; Пс.21,19).
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией – Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. «ЖМП», 1977, № 9, С. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачица (известны также части Ризы Господней в Западной Европе – в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619–1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы – в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и она полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
В этот день полагается также служба Животворящему Кресту Господню, ибо положение Ризы в Успенском соборе в 1625 году совершилось 27 марта, в день, который тогда приходился на Неделю крестопоклонную.

☦️
Свя­тые бра­тья Пар­фе­ний и Евме­ний (в ми­ру Ни­ко­лай и Эм­ма­ну­ил Ха­ри­та­ки­сы) ро­ди­лись со­от­вет­ствен­но в 1829 и 1846 гг. в се­ле­нии Пи­ци­дия на о. Крит в се­мье бла­го­че­сти­вых ро­ди­те­лей. В 1858 г. при­ня­ты по­слуш­ни­ка­ми в мо­на­стырь Оди­гит­рии Гор­тин­ско-Ар­ка­дий­ской мит­ро­по­лии на Кри­те. В 1862 и 1865 гг. со­от­вет­ствен­но бра­тья бы­ли по­стри­же­ны в ря­со­фор с име­на­ми Нестор и Ме­фо­дий, а в 1866 г. – в ве­ли­кую схи­му с име­на­ми Пар­фе­ний и Евме­ний. По бла­го­сло­ве­нию игу­ме­на оби­те­ли они под­ви­за­лись в од­ном из мо­на­стыр­ских под­во­рий в пе­ще­рах Мар­цал­ло. В 1868 г. пре­по­доб­ный Евме­ний был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а в 1870 г. – во пре­сви­те­ра. В 1874 г. бра­тья уда­ли­лись для пу­стын­но­жи­тель­ства в Асте­рус­ские го­ры. В 1878 го­ду ими был ос­но­ван мо­на­стырь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в мест­но­сти Ку­ду­ма. Пре­по­доб­ный Пар­фе­ний ото­шел ко Гос­по­ду в 1905 г., кон­чи­на пре­по­доб­но­го Евме­ния по­сле­до­ва­ла в 1920 г. Сво­ей доб­ро­де­тель­ной жиз­нью они стя­жа­ли дар чу­до­тво­ре­ния, а по сво­ем пре­став­ле­нии ши­ро­ко по­чи­та­лись на Кри­те.
8 ян­ва­ря 2007 го­да Пат­ри­ар­шим и Си­но­даль­ным ак­том Кон­стан­ти­но­поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви пре­по­доб­ные Евме­ний и Пар­фе­ний Гор­тин­ские бы­ли при­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых.

☦️
16 но­яб­ря 2006 го­да сест­ры и со­труд­ни­ки Но­во-Тих­вин­ско­го мо­на­сты­ря го­ро­да Ека­те­рин­бур­га уста­но­ви­ли крест на ме­сте ги­бе­ли свя­щен­но­му­че­ни­ка Алек­сандра (По­по­ва). Отец Алек­сандр, свя­щен­ник из се­ла Тра­вян­ско­го Ка­мен­ско­го рай­о­на, был звер­ски убит вме­сте с несколь­ки­ми сво­и­ми при­хо­жа­на­ми в 1918 го­ду. Епар­хи­аль­ной ко­мис­сии по ка­но­ни­за­ции свя­тых, ра­бо­та­ю­щей при Но­во-Тих­вин­ской оби­те­ли, уда­лось уста­но­вить име­на при­хо­жан, по­гиб­ших вме­сте с от­цом Алек­сан­дром, а так­же ме­сто их му­че­ни­че­ской кон­чи­ны.
Эта свя­ты­ня на­хо­дит­ся в по­лу­то­ра ки­ло­мет­рах от се­ла Тра­вян­ско­го, в По­ло­вин­ном ле­су. Сю­да ле­том 1918 го­да боль­ше­ви­ки при­ве­ли свя­щен­ни­ка и вось­ме­рых при­хо­жан Вве­ден­ской церк­ви. Преж­де чем со­вер­шить рас­пра­ву, убий­цы дол­го му­чи­ли их. У от­ца Алек­сандра бы­ли сло­ма­ны по­зво­ноч­ник, ру­ка и че­люсть, от­ре­за­ны паль­цы. Изу­ве­чен­но­го свя­щен­ни­ка под­ня­ли на шты­ки. Не ме­нее же­сто­ко обо­шлись с дру­ги­ми жерт­ва­ми. За­тем убий­цы бро­си­ли те­ла в овраг, от­ку­да их вско­ре за­бра­ли од­но­сель­чане.
– Ко­гда же­на од­но­го из за­му­чен­ных уви­де­ла, что ста­ло с ее му­жем, она ли­ши­лась рас­суд­ка. Их де­ти фак­ти­че­ски оста­лись си­ро­та­ми, – рас­ска­зы­ва­ет Ев­ге­ния Ан­дре­ев­на Бунь­ко­ва, кра­е­вед из се­ла Тра­вян­ско­го, ко­то­рая по­мог­ла со­брать све­де­ния о тра­ги­че­ских со­бы­ти­ях 1918 го­да. – Од­но­го из му­чи­те­лей, Лео­ни­да Зу­е­ва, разъ­ярен­ные сель­чане уби­ли…
Ме­сто кон­чи­ны свя­щен­но­му­че­ни­ка и вось­ме­рых при­хо­жан ука­зал ста­ро­жил се­ла Тра­вян­ско­го Ген­на­дий Ива­но­вич Че­ме­зов: «Мне по­ка­зы­вал его отец. Мы ча­сто про­ез­жа­ли ми­мо это­го ме­ста, ко­гда я был ма­лень­ким, и оно мне за­пом­ни­лось».
Ген­на­дий Ива­но­вич и Ев­ге­ния Ан­дре­ев­на 16 но­яб­ря при­шли вме­сте с на­сель­ни­ца­ми оби­те­ли к овра­гу в По­ло­вин­ном ле­су по­чтить па­мять од­но­сель­чан, при­няв­ших му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. По­сле уста­нов­ки кре­ста сест­ры про­чли ака­фист Всем свя­тым.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ва­си­лий – Ва­си­лий Вла­ди­ми­ро­вич По­бе­до­нос­цев – ро­дил­ся в 1848 го­ду; в 1870 го­ду он окон­чил Перм­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, в 1878 го­ду был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка и слу­жил в Свя­то-Тро­иц­ком со­бо­ре Ка­мен­ско­го за­во­да Ка­мыш­лов­ско­го уез­да Перм­ской гу­бер­нии. Со­чув­ствуя бед­ным сту­ден­там, отец Ва­си­лий стал дей­стви­тель­ным чле­ном Ко­ми­те­та вспо­мо­ще­ство­ва­ния недо­ста­точ­ным вос­пи­тан­ни­кам Перм­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии. С 1896 го­да он был на­зна­чен бла­го­чин­ным 2-го окру­га Ка­мыш­лов­ско­го уез­да. В 1899 го­ду свя­щен­ник был на­граж­ден на­перс­ным кре­стом. 29 мар­та 1906 го­да отец Ва­си­лий в со­от­вет­ствии со сво­им про­ше­ни­ем был уво­лен с долж­но­сти бла­го­чин­но­го. В 1912 го­ду он был воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.
По­сле при­хо­да к вла­сти без­бож­ни­ков-боль­ше­ви­ков про­то­и­е­рей Ва­си­лий По­бе­до­нос­цев, ко­то­ро­му ис­пол­ни­лось то­гда семь­де­сят лет, был аре­сто­ван и за­му­чен – 10 июня 1918 го­да ему от­сек­ли го­ло­ву.

☦️
Свя­щен­ник Петр Зе­фи­ров ро­дил­ся в 1879 го­ду в Яро­слав­ской гу­бер­нии. По­сле окон­ча­ния Яро­слав­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии он три го­да ра­бо­тал учи­те­лем в цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле, за­тем же­нил­ся и был ру­ко­по­ло­жен во иерея к Ни­коль­ской церк­ви в се­ле Ни­ко­ло-на-Эдо­ме Ро­ма­но-Бо­ри­со­глеб­ско­го уез­да Яро­слав­ской гу­бер­нии. У них с су­пру­гой ро­ди­лось ше­сте­ро де­тей. Од­новре­мен­но со слу­же­ни­ем на при­хо­де отец Петр со­сто­ял за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем в мест­ной цер­ков­но-при­ход­ской шко­ле и за­ко­но­учи­те­лем в Ва­у­лов­ской зем­ской шко­ле. В 1909 го­ду отец Петр был из­бран чле­ном бла­го­чин­ни­че­ско­го со­ве­та.
В июле 1918 го­да свя­щен­ник Петр Зе­фи­ров был аре­сто­ван боль­ше­ви­ка­ми. В за­клю­че­нии в Ро­ма­но-Бо­ри­со­глеб­ской тюрь­ме он на­хо­дил­ся недол­го: вско­ре его рас­стре­ля­ли во дво­ре тюрь­мы. Све­де­ния о рас­стре­ле по­сту­пи­ли от чле­нов Яро­слав­ско­го Епар­хи­аль­но­го со­ве­та в Ко­мис­сию по го­не­ни­ям на Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, со­здан­ную при Свя­щен­ном Со­бо­ре 1917-1918 го­дов, ко­то­рый еще про­дол­жал то­гда ра­бо­тать и уже на­чал со­би­рать сви­де­тель­ства о но­во­му­че­ни­ках.

☦️
В ав­гу­сте 2009 го­да бо­га­тей­шая ис­то­рия се­ла Кол­че­дан Ка­мен­ско­го рай­о­на по­пол­ни­лась еще од­ной стра­ни­цей: к од­но­сель­ча­нам через 90 лет вер­ну­лись их пас­ты­ри – рас­стре­лян­ные в 1918 го­ду свя­щен­ник Сте­фан Лу­ка­нин, диа­ко­ны Ге­ор­гий Бег­ма, Нестор Гуд­зов­ский. В цен­тре се­ла воз­ле па­мят­ни­ка по­гиб­шим в Ве­ли­кую Оте­че­ствен­ную вой­ну по­явил­ся скром­ный де­ре­вян­ный крест с име­на­ми кол­че­дан­ских но­во­му­че­ни­ков.
Игу­мен Ка­менск-Ураль­ско­го Пре­об­ра­жен­ско­го мо­на­сты­ря Нестор и свя­щен­ник Свя­то-Тро­иц­ко­го со­бо­ра отец Ни­ко­лай от­слу­жи­ли мо­ле­бен. На мо­лит­ве при­сут­ство­ва­ли мо­на­хи­ни мест­но­го мо­на­сты­ря, пред­ста­ви­те­ли рай­он­ной и сель­ской адми­ни­стра­ций и по­том­ки диа­ко­на Ге­ор­гия Бег­мы (они и ста­ли ини­ци­а­то­ра­ми воз­дви­же­ния кре­ста). Но­вое по­ко­ле­ние се­лян, вы­рос­шее в ате­из­ме, вряд ли зна­ет о том, что про­изо­шло здесь в са­мый раз­гар ре­во­лю­ции. Слу­жив­шие в при­ход­ской Сре­тен­ской церк­ви свя­щен­ник и диа­ко­ны от­ка­за­лись при­ни­мать но­вую без­бож­ную власть, не от­рек­лись от Бо­га; за это их увез­ли на стан­цию Си­на­ра, где и рас­стре­ля­ли. В на­ча­ле ны­неш­не­го ве­ка свя­щен­но­слу­жи­те­ли бы­ли при­чис­ле­ны к ли­ку свя­тых но­во­му­че­ни­ков рос­сий­ских как по­стра­дав­шие за ве­ру.
Немно­гие кол­че­дан­цы зна­ют и о том, что в их се­ле ко­гда-то бы­ло две церк­ви: од­на – в жен­ском По­кров­ском мо­на­сты­ре, дру­гая, огром­ная, в цен­тре се­ла – цер­ковь Сре­те­ния Гос­под­ня. От по­след­ней кам­ня на камне не оста­лось, а са­мо ме­сто за­ня­то част­ной ле­со­пил­кой. На ме­сте быв­ше­го По­кров­ско­го жен­ско­го мо­на­сты­ря рас­по­ло­жи­лась шко­ла-ин­тер­нат, от церк­ви то­же остал­ся толь­ко фун­да­мент. В от­ли­чие от дру­гих сел, где цер­ков­ные зда­ния ис­поль­зо­ва­ли под клу­бы, скла­ды и ма­стер­ские, в Кол­че­дане стер­ли с ли­ца зем­ли все на­по­ми­на­ния о Бо­жи­их до­мах.
По сло­вам гла­вы сель­ской адми­ни­стра­ции, в Кол­че­дане кра­е­ве­де­ни­ем за­ни­ма­ют­ся в сель­ской шко­ле и шко­ле-ин­тер­на­те. Но в их фон­дах по­чти нет све­де­ний о ста­ром, до­ре­во­лю­ци­он­ном Кол­че­дане. Тем бо­лее от­сут­ству­ет стра­ни­ца о ду­хов­ной жиз­ни кол­че­дан­ско­го при­хо­да, об укла­де жиз­ни жен­ско­го мо­на­сты­ря и убий­стве мест­ных свя­щен­ни­ков.
По од­ной из вер­сий (су­ще­ству­ют и дру­гие), мо­на­хи­ни по­хо­ро­ни­ли уби­тых свя­щен­но­слу­жи­те­лей в цер­ков­ной огра­де. При­мер­но на этом ме­сте и ре­ши­ли по­ста­вить по­клон­ный крест род­ствен­ни­ки диа­ко­на Ге­ор­гия. В бу­ду­щем Пре­об­ра­жен­ский муж­ской мо­на­стырь, по­дво­рье ко­то­ро­го на­хо­дит­ся в Кол­че­дане, со­би­ра­ет­ся бла­го­устро­ить пло­щад­ку воз­ле кре­ста. По­силь­ную по­мощь по­обе­ща­ли и в сель­ской адми­ни­стра­ции.
– Моя ба­буш­ка – од­на из пя­те­рых де­тей диа­ко­на Ге­ор­гия, – рас­ска­зы­ва­ет его пра­внук Алек­сей Ло­ба­нов. – Она ча­сто рас­ска­зы­ва­ла о сво­ем от­це. Как по­сле его убий­ства они вме­сте с ма­мой, по­би­ра­ясь по де­рев­ням, по­шли в Ека­те­рин­бург, где их при­юти­ли род­ствен­ни­ки. На стан­ции Си­на­ра рас­стре­ля­ли то­гда еще од­но­го на­ше­го род­ствен­ни­ка – про­то­и­е­рея Свя­то-Тро­иц­ко­го со­бо­ра Ва­си­лия По­бе­до­нос­це­ва. Он был дво­ю­род­ным бра­том мо­е­го пра­де­да.
Дочь Ге­ор­гия Бег­мы ча­сто на­ве­ща­ла Кол­че­дан, зная, что здесь на­хо­дит­ся его мо­ги­ла. Имен­но она со­хра­ни­ла фо­то­ар­хив се­мьи Бег­ма, и сей­час мы зна­ем, как вы­гля­де­ли кол­че­дан­ские му­че­ни­ки.
Алек­сей Дмит­ри­е­вич скру­пу­лез­но со­би­ра­ет све­де­ния о сво­ем пред­ке, пы­та­ет­ся узнать ме­сто, от­ку­да по­шел их род, как пра­дед по­явил­ся на Ура­ле. А ко­гда се­мья узна­ла о ка­но­ни­за­ции пра­де­да, ре­ше­но бы­ло по­ста­вить на пред­по­ла­га­е­мом ме­сте за­хо­ро­не­ния по­клон­ный крест.

☦️
Икона Богородицы Коневская. Этой свя­той ико­ной гре­че­ско­го пись­ма бла­го­сло­вил в 1393 го­ду свя­то­го Ар­се­ния, ос­но­ва­те­ля Ко­нев­ской оби­те­ли (све­де­ния о нем по­ме­ще­ны 12 июня), пре­по­доб­ный Иоанн, игу­мен од­ной из афон­ских оби­те­лей. На­пут­ствуя сво­е­го лю­би­мо­го уче­ни­ка, он пред­ска­зал, что пре­по­доб­ный Ар­се­ний бу­дет игу­ме­ном но­во­яв­лен­ной оби­те­ли. Жиз­не­опи­са­тель свя­то­го Ар­се­ния Ко­нев­ско­го сви­де­тель­ству­ет об этом со­бы­тии сле­ду­ю­щим об­ра­зом: «Бла­го­сло­ве­ние от него (ар­хи­епи­ско­па Иоан­на) при­ять, оты­де на Но­во­озе­ро (Ла­дож­ское) в Ко­нев­ский ост­ров, и все­лил­ся ту со свя­тою ико­ною, юже при­ят во свя­той го­ре. И со­зда цер­ковь во имя Рож­де­ства Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы и оби­тель».
Пре­по­доб­ный Ар­се­ний по­сто­ян­но чув­ство­вал бла­го­дат­ную по­мощь, ис­хо­див­шую от свя­той ико­ны, о чем сви­де­тель­ству­ет сле­ду­ю­щее со­бы­тие: языч­ни­ки, на­се­ляв­шие ост­ров Ко­не­вец, по­кло­ня­лись огром­но­му ка­мен­но­му идо­лу – «конь-кам­ню». Взяв чу­до­твор­ный об­раз Ца­ри­цы Небес­ной и со­тво­рив усерд­ную мо­лит­ву, пре­по­доб­ный Ар­се­ний со­вер­шил крест­ный ход во­круг кам­ня, из­гнав це­лое ско­пи­ще бе­сов, в ви­де во­ро­нов уле­тев­ших на Вы­борг­ский бе­рег. С тех пор «конь-ка­мень» стал сим­во­лом по­бе­ды хри­сти­ан­ства над язы­че­ством в этих ме­стах, а ико­на по­лу­чи­ла на­зва­ние Ко­нев­ской.
Свя­тая ико­на про­сла­ви­лась мно­ги­ми бла­го­дат­ны­ми зна­ме­ни­я­ми.
Раз­го­рев­ша­я­ся в XVI ве­ке вой­на со Шве­ци­ей за­ста­ви­ла бра­тию Ко­нев­ско­го мо­на­сты­ря вме­сте со свя­той ико­ной пе­ре­се­лить­ся в Нов­го­род­ский Де­ре­вя­ниц­кий мо­на­стырь (про­изо­шло это в 1581 го­ду). В свою оби­тель ино­ки вер­ну­лись лишь в 1595 го­ду, а уже в 1610, в ре­зуль­та­те ак­ти­ви­за­ции во­ен­ных дей­ствий со сто­ро­ны шве­дов, вновь вы­нуж­де­ны бы­ли укры­вать­ся в Де­ре­вя­ниц­ком мо­на­сты­ре, а за­тем – в Тих­вин­ской оби­те­ли. В Нов­го­род­ском мо­на­сты­ре еже­год­но 10 июля со­вер­ша­лось празд­но­ва­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це ра­ди Ее свя­той ико­ны.
3 сен­тяб­ря 1799 го­да, по бла­го­сло­ве­нию мит­ро­по­ли­та Пе­тер­бург­ско­го и Нов­го­род­ско­го Гав­ри­и­ла (1775–1800), свя­ты­ня бы­ла воз­вра­ще­на в Ко­нев­скую оби­тель и по­ме­ще­на в хра­ме во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­на.
В на­ча­ле XIX ве­ка, а имен­но в 1802 го­ду, над мо­ги­лой пре­по­доб­но­го Ар­се­ния был по­стро­ен храм в честь Вве­де­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во храм. Ту­да и был по­ме­щен чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. То­гда же игу­ме­ном Ила­ри­о­ном бы­ла со­став­ле­на служ­ба Ко­нев­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри. Несколь­ко поз­же над Вве­ден­ским хра­мом по­стро­и­ли но­вый – в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В ал­та­ре но­во­по­стро­ен­но­го хра­ма по­ме­сти­ли спи­сок с Ко­нев­ской ико­ны.
В 1893 го­ду для чу­до­твор­ной Ко­нев­ской ико­ны был из­го­тов­лен ки­от и че­кан­ная се­реб­ря­ная ри­за.
Со­бы­тия по­сле пер­вой ми­ро­вой вой­ны ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на судь­бу как са­мо­го Ко­нев­ско­го мо­на­сты­ря, так и чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Тер­ри­то­рия, на ко­то­рой на­хо­ди­лась Ко­нев­ская оби­тель, ото­шла к Фин­лян­дии, в 1918 го­ду Фин­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь ста­ла ав­то­ном­ной. Во вре­мя вто­рой ми­ро­вой вой­ны мо­на­стырь был эва­ку­и­ро­ван в ме­стеч­ко Кей­тель, по­кло­нить­ся Ко­нев­ской свя­тыне при­хо­ди­ли сот­ни пра­во­слав­ных фин­нов. В 1956 го­ду несколь­ко остав­ших­ся в жи­вых мо­на­хов Ко­нев­ской оби­те­ли пе­ре­еха­ли в Но­во­ва­ла­ам­ский мо­на­стырь (Хе­и­на­ве­си). По­сле рас­фор­ми­ро­ва­ния в 1963 го­ду Ко­нев­ско­го мо­на­сты­ря чу­до­твор­ная ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ла от­прав­ле­на в Хель­син­ки, а в 1969 го­ду – в Моск­ву на ре­став­ра­цию. Через год ико­на вер­ну­лась в Но­вый Ва­ла­ам, где на­хо­дит­ся и ныне.
На од­ной сто­роне чу­до­твор­ной Ко­нев­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри – изо­бра­же­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с Пред­веч­ным Бо­гом­ла­ден­цем, дер­жа­щим в ле­вой ру­ке двух птен­цов го­лу­бя, а с дру­гой – Неру­ко­тво­рен­ный об­раз Спа­си­те­ля. На Афоне ико­на на­зы­ва­лась Ака­фист­ной.

Жития
Писание