⏳ 2020.07.14 (вт)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 6я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 4й)
• вторник

☀️ неподвижный годовой круг:
14 июля (1 июля)
• мч. Поти́та Гаргарского (II)
• бессребреников мчч. Космы́ и Дамиа́на (284)
• прп. Петра патрикия (854)
• прав. Ангелины Сербской (XVI)
• сщмч. Аркадия (Гаряева) (1918)
• сщмч. Алексия (Дроздова) (1942)


☦️
Свя­той му­че­ник По­тит по­стра­дал при им­пе­ра­то­ре Ан­то­нине (138–161). Отец его был языч­ни­ком, но юно­ша, еще с 13 лет по­зна­ко­мив­шись с хри­сти­ан­ским уче­ни­ем, уве­ро­вал в Ис­тин­но­го Бо­га и при­нял Свя­тое Кре­ще­ние. Узнав об этом, отец силь­но огор­чил­ся и ста­рал­ся сна­ча­ла лас­кой, а за­тем и угро­за­ми от­вра­тить сы­на от ве­ры во Хри­ста Спа­си­те­ля. Од­на­ко его уси­лия бы­ли тщет­ны. По­ра­жен­ный твер­дой ве­рой юно­ши, отец так­же уве­ро­вал в Сы­на Бо­жия и стал хри­сти­а­ни­ном.
Свя­той По­тит про­шел с про­по­ве­дью о Хри­сте мно­гие стра­ны и си­лой Бо­жи­ей тво­рил див­ные чу­де­са.
В об­ла­сти, на­зы­ва­е­мой Эпир, жи­ла знат­ная жен­щи­на Ки­ри­а­кия, су­пру­га се­на­то­ра, болев­шая про­ка­зой. Услы­шав о свя­том По­ти­те, она при­зва­ла его и про­си­ла ис­це­ле­ния. Свя­той ска­зал, что ес­ли она по­ве­рит Хри­сту, то бу­дет здра­вой. Жен­щи­на при­ня­ла Свя­тое Кре­ще­ние и тот­час ис­це­ли­лась. Ви­дя та­кое чу­до, муж ее и все до­маш­ние уве­ро­ва­ли и так­же кре­сти­лись.
По­сле то­го свя­той по­се­лил­ся на го­ре Гар­га­ра и жил в уеди­не­нии, в окру­же­нии птиц и зве­рей. Там его на­шли слу­ги им­пе­ра­то­ра Ан­то­ни­на, дочь ко­то­ро­го бы­ла одер­жи­ма бес­но­ва­ни­ем. Бес уста­ми де­ви­цы ска­зал, что вый­дет из нее толь­ко с при­хо­дом По­ти­та. Свя­то­го юно­шу до­ста­ви­ли к им­пе­ра­то­ру, и мо­лит­ва­ми свя­то­го По­ти­та боль­ная по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние. Од­на­ко вме­сто бла­го­дар­но­сти им­пе­ра­тор по­сту­пил со свя­тым с бес­че­ло­веч­ной же­сто­ко­стью. За твер­дое ис­по­ве­да­ние ве­ры во Хри­ста Спа­си­те­ля и от­каз при­не­сти жерт­ву язы­че­ским бо­гам, ко­то­рым Ан­то­нин при­пи­сы­вал ис­це­ле­ние сво­ей до­че­ри, свя­то­му По­ти­ту вы­рва­ли язык и осле­пи­ли. По­сле дол­гих ис­тя­за­ний свя­той му­че­ник был обез­глав­лен.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/553

☦️
Свя­тые му­че­ни­ки-бес­среб­рени­ки бра­тья Кос­ма и Да­ми­ан жи­ли в III ве­ке по Рож­де­стве Хри­сто­вом в Ри­ме, в пе­ри­од го­не­ний на хри­сти­ан, воз­двиг­ну­тых им­пе­ра­то­ра­ми-языч­ни­ка­ми. По­дви­гом сво­ей жиз­ни свя­тые яви­ли под­лин­но хри­сти­ан­ское упо­треб­ле­ние че­ло­ве­че­ско­го та­лан­та: та­лант есть дар Бо­жий, ко­то­рый над­ле­жит ис­поль­зо­вать не в це­лях ко­ры­сти, но для слу­же­ния Бо­гу и лю­дям.
Свя­тые Кос­ма и Да­ми­ан ра­но оси­ро­те­ли. Остав­шись вдо­вой в мо­ло­до­сти, Фе­о­до­тия вос­пи­та­ла сво­их сы­но­вей в хри­сти­ан­ском бла­го­че­стии. Ос­нов­ным за­ня­ти­ем бра­тьев бы­ло вра­чеб­ное де­ло, в ко­то­ром они весь­ма пре­успе­ли. Свя­тые бра­тья Кос­ма и Да­ми­ан счи­та­ли се­бя слу­жи­те­ля­ми Бо­жи­и­ми, ис­це­ляв­ши­ми лю­дей по их ве­ре. Они не бра­ли за свой труд ни­ка­кой пла­ты. Вра­че­ва­ние бес­среб­рен­ни­ки Кос­ма и Да­ми­ан со­че­та­ли с про­по­ве­дью сло­ва Бо­жия, разъ­яс­ня­ли боль­ным, что они со­вер­ша­ют ис­це­ле­ния бла­го­дат­ной си­лой Хри­сто­вой, при­зы­вая их к ве­ре во Хри­ста Спа­си­те­ля, ко­то­рая от­кры­ва­ет путь к под­лин­но­му вы­здо­ров­ле­нию – спа­се­нию ду­ши.
Свя­тые бра­тья Кос­ма и Да­ми­ан бы­ли окле­ве­та­ны за­вист­ни­ка­ми и вы­зва­ны в Рим к им­пе­ра­то­ру Ка­ри­ну. Им­пе­ра­тор по­тре­бо­вал от­речь­ся от Хри­ста и при­знать язы­че­ских бо­гов, на что свя­тые от­ве­ти­ли ре­ши­тель­ным от­ка­зом. Ко­гда им­пе­ра­тор стал устра­шать их пыт­ка­ми, свя­тые, же­лая вра­зу­мить его, воз­зва­ли к Бо­гу. Вне­зап­но шея им­пе­ра­то­ра ис­кри­ви­лась та­ким об­ра­зом, что он не мог по­вер­нуть го­ло­вы. То­гда Ка­ри­на и мно­гих сви­де­те­лей объ­ял страх Бо­жий. Им­пе­ра­тор по­ка­ял­ся пред бра­тья­ми и ис­по­ве­дал пе­ред все­ми свою ве­ру во Хри­ста, и тот­час по­лу­чил ис­це­ле­ние. Свя­тые Кос­ма и Да­ми­ан бы­ли немед­лен­но от­пу­ще­ны на сво­бо­ду. По­сле воз­вра­ще­ния в свое се­ле­ние близ Ри­ма они про­дол­жи­ли преж­нее бо­го­угод­ное де­ло.
Вы­сок был по­двиг свя­тых це­ли­те­лей, но Бо­гу бы­ло угод­но еще силь­нее воз­вы­сить их чрез невин­ное му­че­ни­че­ство. Они по­стра­да­ли от за­ви­сти вра­ча, быв­ше­го неко­гда их учи­те­лем. Этот врач за­ма­нил их в го­ры и там убил. По­сле кон­чи­ны свя­тость вра­чей-бес­среб­рен­ни­ков Кос­мы и Да­ми­а­на († 284) бы­ла под­твер­жде­на мно­ги­ми чу­дес­ны­ми зна­ме­ни­я­ми ми­ло­сти Бо­жи­ей.

https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/551

☦️
Пре­по­доб­ный Петр ро­дил­ся в кон­це VIII сто­ле­тия в Кон­стан­ти­но­по­ле в се­мье пат­ри­ция. В цар­ство­ва­ние ви­зан­тий­ско­го им­пе­ра­то­ра Ни­ки­фо­ра (802–811) Петр был на­зна­чен во­е­на­чаль­ни­ком и участ­во­вал в по­хо­дах гре­че­ских войск про­тив Бол­га­рии. В од­ной из битв гре­ки по­тер­пе­ли по­ра­же­ние. Им­пе­ра­тор был смер­тель­но ра­нен, а Петр сре­ди мно­гих дру­гих во­и­нов по­пал в плен.
Од­на­жды но­чью во вре­мя усерд­ной мо­лит­вы ему явил­ся в ви­де­нии свя­той еван­ге­лист Иоанн Бо­го­слов и осво­бо­дил из пле­на. Вер­нув­шись в Кон­стан­ти­но­поль, свя­той Петр оста­вил мир, уда­лил­ся в мо­на­стырь на го­ру Олимп (Ма­лая Азия) и стал ино­ком. Там он про­вел в по­сто­ян­ных по­дви­гах 34 го­да под ру­ко­вод­ством пре­по­доб­но­го Иоан­ни­кия Ве­ли­ко­го (па­мять 4 но­яб­ря). Все вре­мя сво­ей мо­на­ше­ской жиз­ни пре­по­доб­ный Петр дер­жал стро­гий пост и по­сто­ян­ное бде­ние, но­сил ко­лю­чую вла­ся­ни­цу и хо­дил без обу­ви. По­след­ние 8 лет он жил в Кон­стан­ти­но­по­ле, где со­здал храм и оби­тель во имя свя­то­го Еванд­ра.
Пре­по­доб­ный Петр скон­чал­ся на се­ми­де­ся­том го­ду жиз­ни († 854 г.) и был по­гре­бен в сво­ем мо­на­сты­ре.

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/552

☦️
Блаженная Ангели́на Сербская (Бра́нкович), королева. По неко­то­рым све­де­ни­ям, Ан­ге­ли­на при­над­ле­жа­ла к ро­ду Чер­но­е­ви­чей – бы­ла до­че­рью Ан­дрея по про­зва­нию Ар­ва­нит Храб­рый и пле­мян­ни­цей во­е­во­ды Ива­на-бея, пра­ви­те­ля Чер­но­го­рии в 1465–1496 го­дах. Ко­гда ее бра­та уже, по-ви­ди­мо­му, уже не бы­ло в жи­вых, Иван вы­дал ее за­муж за серб­ско­го дес­по­та Сте­фа­на Сле­по­го Бран­ко­ви­ча. Как боль­шин­ство бра­ков пра­вя­щих особ, ве­ро­ят­но и этот был за­клю­чен по по­ли­ти­че­ским при­чи­нам, что де­ла­ет еще бо­лее при­ме­ча­тель­ной свя­тость, про­си­яв­шую во всей се­мье.
Жизнь серб­ско­го дес­по­та Сте­фа­на Бран­ко­ви­ча и его се­мьи бы­ла пол­на пре­врат­но­стей и бед. Сте­фан и Ан­ге­ли­на жи­ли в люб­ви и со­гла­сии и име­ли дво­их сы­но­вей, Ге­ор­гия и Иоан­на, и двух до­че­рей, Ма­ру и Ми­ли­цу. Око­ло де­ся­ти лет, скры­ва­ясь от ту­рец­кой рас­пра­вы, се­мья про­ве­ла в ита­льян­ской об­ла­сти Фур­ла­нии. Здесь свя­той Сте­фан вме­сте со сво­ей сест­рой Ка­та­ри­ной ку­пил за­мок Бел­град, где и пре­ста­вил­ся.
Ов­до­вев в 1476 го­ду, Ан­ге­ли­на жи­ла и вос­пи­ты­ва­ла сво­их де­тей в труд­ных усло­ви­ях. Вен­гер­ский ко­роль Мат­вей Кор­вин вы­де­лил им для управ­ле­ния зем­ли в Сре­ме, при­над­ле­жав­шие неко­гда де­ду Сте­фа­на Ву­ку Бран­ко­ви­чу, и в 1486 го­ду они по­се­ли­лись в се­ле Ку­пи­но­во, ку­да пе­ре­нес­ли и мо­щи дес­по­та Сте­фа­на. Здесь бы­ла ос­но­ва­на цер­ковь свя­то­го апо­сто­ла Лу­ки, где пер­во­на­чаль­но и хра­ни­лись эти мо­щи, яв­ляв­шие мно­го­чис­лен­ные чу­де­са. Пра­ви­те­лем Сре­ма стал вна­ча­ле стар­ший сын Ан­ге­ли­ны Ге­ор­гий, со­шед­ший с тро­на в 1497 го­ду, при­няв­ший по­стриг с име­нем Мак­си­ма и до­стиг­ший свя­то­сти в сане свя­ти­те­ля († 1516), а за­тем ее млад­ший сын – свя­той дес­пот Иоанн († 1502).
Свя­тая Ан­ге­ли­на по­стриг­лась в мо­на­хи­ни око­ло 1509 го­да, а мо­жет быть, и ра­нее, по при­бы­тии в Срем. В 1512–1516 го­дах, по­сле воз­вра­ще­ния из Ва­ла­хии, она ос­но­ва­ла жен­ский мо­на­стырь око­ло вы­стро­ен­ной ею церк­ви Сре­те­ния.
Еще в 1509 го­ду она от­пра­ви­ла сво­е­го ду­хов­ни­ка Ев­ге­ния к рус­ско­му ве­ли­ко­му кня­зю Ва­си­лию III с тро­га­тель­ной прось­бой о по­мо­щи: «На­ша дер­жа­ва ныне упа­да­ет, а твоя дер­жа­ва воз­вы­ша­ет­ся. Возь­ми же на се­бя на­шу за­бо­ту и по­пе­че­ние о свя­тых хра­мах и оби­те­лях, ко­то­рые твои и мои бла­го­че­сти­вые пред­ки со­зда­ли». В сво­ем про­ше­нии она го­во­ри­ла о же­ла­нии вы­стро­ить цер­ковь, где на­ме­ре­ва­лась упо­ко­ить мо­щи сво­е­го су­пру­га Сте­фа­на и сы­на Иоан­на. Ме­сто для церк­ви к то­му вре­ме­ни бы­ло уже куп­ле­но за 100 ду­ка­тов. Рус­ский князь ото­звал­ся на ее прось­бу, кро­ме церк­ви, бы­ли по­стро­е­ны так­же келлии для мо­на­хинь, и по­явил­ся Кру­ше­доль­ский мо­на­стырь, в ко­то­ром св. Ан­ге­ли­на ста­ла на­сто­я­тель­ни­цей и где про­ве­ла свои по­след­ние дни в мо­лит­вах над мо­ща­ми су­пру­га и сы­но­вей. Скон­ча­лась в 1520 го­ду.
В служ­бе пре­по­доб­ной Ан­ге­лине го­во­рит­ся о ее по­ис­ти­не муж­ской стой­ко­сти, без­гра­нич­ном ми­ло­сер­дии, тер­пе­нии и муд­ро­сти, су­пру­же­ской пре­дан­но­сти и ма­те­рин­ской жерт­вен­но­сти. Го­да­ми при­хо­ди­лось ей жить на чуж­бине, без близ­ких, на ее до­лю вы­па­ла тяж­кая участь пе­ре­жить не толь­ко му­жа, но и всех де­тей и несколь­ко раз бе­реж­но пе­ре­но­сить их свя­тые остан­ки.

Мо­щи и по­чи­та­ние.
Мать Ан­ге­ли­на со вре­ме­нем ста­ла од­ной из наи­бо­лее по­чи­та­е­мых серб­ских свя­тых. Ее мо­щи, вме­сте с остан­ка­ми ее свя­то­го се­мей­ства, по­хо­ро­не­ны в Кру­ше­доль­ском мо­на­сты­ре и со­хра­ня­лись там вплоть до 1716 го­да, ко­гда мо­на­стырь был спа­лен тур­ка­ми при от­ступ­ле­нии от Ва­ра­ди­на. Сре­ди уцелев­ших до­ныне мо­щей со­хра­ни­лась кисть ру­ки ма­те­ри Ан­ге­ли­ны. Сла­ва мо­на­сты­ря Кру­ше­дол празд­ну­ет­ся в день па­мя­ти пре­по­доб­ной ма­те­ри Ан­ге­ли­ны.
Ча­сти­ца ее мо­щей так­же со­хра­ня­лась в мо­на­сты­ре се­ла Хо­по­во, где по­сле в пе­рой по­ло­вине XX ве­ка на­шли при­ют на­сель­ни­цы рус­ско­го Лес­нин­ско­го Свя­то-Бо­го­ро­диц­ко­го мо­на­сты­ря. По вы­ез­де из Юго­сла­вии во Фран­цию мо­на­хи­ни увез­ли эту ча­сти­цу с со­бой.
На иконе прп. Ан­ге­ли­на изо­бра­жа­ет­ся в мо­на­ше­ской ри­зе, дер­жа­щей в од­ной ру­ке кни­гу, а в дру­гой – чет­ки или крест. Ее лик пред­став­лен на всех ико­нах свя­той се­мьи Бран­ко­ви­чей, а так­же в чис­ле две­на­дца­ти наи­бо­лее по­чи­та­е­мых серб­ских на­цио­наль­ных свя­тых. Его мож­но уви­деть в со­бор­ной церк­ви ар­хан­ге­ла Ми­ха­и­ла в Бел­гра­де, в Печ­ской пат­ри­ар­хии в Ко­со­ве, в серб­ском мо­на­сты­ре Хи­лан­дар на Афоне и в дру­гих хра­мах.
В Во­е­во­дине, в се­ле Ку­пи­но­во, ря­дом с цер­ко­вью свя­то­го Лу­ки вплоть до 1930 го­да сто­я­ла цер­ковь, по­свя­щен­ная пре­по­доб­ной Ан­ге­лине.

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник иерей Ар­ка­дий Ни­ко­ла­е­вич Га­ря­ев ро­дил­ся в 1877 го­ду в мадь­яр­ской (вен­гер­ской) се­мье. С 1910 го­да он слу­жил в Ни­коль­ской церк­ви се­ла Бо­ров­ское Перм­ской гу­бер­нии, пре­по­да­вал в зем­ской шко­ле. Так­же он был на­зна­чен свя­щен­ни­ком в по­ход­ную Ка­зан­ско­го-Бо­го­ро­диц­кую цер­ковь, чтобы ве­сти мис­си­о­нер­скую де­я­тель­ность сре­ди мест­но­го на­се­ле­ния – во­гу­лов. 1 июля 1918 го­да отец Ар­ка­дий Га­ря­ев со­вер­шал вен­ча­ние в сво­ем хра­ме. В это вре­мя пря­мо в цер­ковь во­рва­лась бан­да без­бож­ни­ков-крас­но­ар­мей­цев из мадь­яр. Они вы­ве­ли свя­щен­ни­ка из хра­ма пря­мо в бо­го­слу­жеб­ном об­ла­че­нии, по­ве­ли в лес к ско­то­мо­гиль­ни­ку и там уби­ли, а те­ло сбро­си­ли в овраг. Через 11 дней те­ло свя­щен­но­му­че­ни­ка бы­ло най­де­но, его пе­ре­нес­ли в Ни­коль­скую цер­ковь, где он слу­жил, от­пе­ли и по­хо­ро­ни­ли в цер­ков­ной огра­де.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-arkadij-garjaev

☦️
Про­то­ди­а­кон Алек­сий Дроз­дов ро­дил­ся в 1883 го­ду, а му­че­ни­че­ская кон­чи­на его при­хо­дит­ся на 14 июля 1942 го­да.

Жития
Писание