⏳ 2020.07.13 (пн)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 6я седмица (неделя) после Пятидесятницы (глас 4й)
• понедельник

☀️ неподвижный годовой круг:
13 июля (30 июня)
• Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов: Петра, Андрея, брата его, Иакова Зеведеева, Иоанна, брата его, Филиппа, Варфоломея, Фомы, Матфея, Иакова Алфеева, Иуды Иаковля, или Фаддея, Симона Зилота, Матфия
• прп. Петра, царевича Ордынского (Ростовского) (1290)
• прославление свт. Софро́ния Иркутского (1918)
• сщмч. Тимофея (Петропавловского), прмч. Ника́ндра (Прусака) (1918)
• прмч. Феоге́на (Козырева) (1939)
• мч. Иоанна (Демидова) (1944)
• икон Божией Матери: Балыкинская (1711), Горбаневская (1786)


☦️
Со­бор свя­тых слав­ных и все­х­валь­ных 12-ти Апо­сто­лов Хри­сто­вых яв­ля­ет­ся древним празд­ни­ком. Свя­тая Цер­ковь, че­ствуя каж­до­го из 12-ти апо­сто­лов в раз­ное вре­мя го­да, с дав­них вре­мен уста­но­ви­ла об­щее празд­но­ва­ние им на сле­ду­ю­щий день по­сле па­мя­ти слав­ных и пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла († ок. 67). Све­де­ния о каж­дом апо­сто­ле приведены в день его су­гу­бой па­мя­ти.
Свя­той бла­го­вер­ный царь Кон­стан­тин Ве­ли­кий (306–337) по­стро­ил в Ца­рь­гра­де храм во имя свя­тых Две­на­дца­ти апо­сто­лов. Ука­за­ния на со­вер­ше­ние это­го празд­но­ва­ния встре­ча­ют­ся в IV ве­ке.

Апостолы из 12ти и дни их памяти:
Андрей Первозванный († 62) 13 декабря, 3 июня – Собор Карельских святых, 28 декабря – Собор Крымских святых
Петр (до призвания Симон) († ок. 67) 29 января – Поклонение честны́м веригам, 12 июля
Иоанн Богослов, евангелист († нач. II в.) 21 мая, 9 октября – Преставление
Иаков Зеведеев, брат ап. Иоанна Богослова († 44) 13 мая
Филипп († I) 27 ноября
Варфоломей (Нафанаил) († I) 5 мая, 24 июня, 7 сентября – Перенесение мощей
Матфей (Левий), евангелист, брат ап. Иакова Алфеева(† 60), 29 ноября
Иаков Алфеев, брат евангелиста Матфея († I) 22 октября
Иуда Иаковлев (Леввей, Фаддей), брат Господень († ок. 80), 2 июля
Фома Дидим (Близнец) († I) Неделя 2-я по Пасхе, 19 октября
Симон Зилот, Кананит († I) 23 мая
Матфий († ок. 63) 22 августа

Подробнее:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/1

☦️
Свя­той Петр ца­ре­вич – яс­ный при­мер то­му, что пре­бы­ва­ние пас­ты­рей Рус­ской Цер­кви в Ор­де, тя­же­лое для них, не оста­ва­лось без пло­дов для свя­той ве­ры. Ро­стов­ский епи­скоп Ки­рилл (па­мять 21 мая/3 июня) хо­дил в Ор­ду к ха­ну Бер­гаю по нуж­дам Церк­ви. При вос­ше­ствии но­во­го ха­на на пре­стол кня­зья и пас­ты­ри на­ши обык­но­вен­но хо­ди­ли на по­клон к нему. Так бы­ло и при Бер­гае, ко­гда он взо­шел на пре­стол по­сле бра­та сво­е­го в 1257 го­ду. Лас­ко­во при­ня­тый Бер­га­ем, бла­жен­ный Ки­рилл, по его же­ла­нию, рас­ска­зы­вал ему о свя­той ве­ре, как рас­про­стра­нял ее свя­той Леон­тий в Ро­сто­ве (па­мять 23 мая/5 июня), ка­кие чу­де­са со­вер­ша­ют­ся при мо­щах его во сла­ву име­ни Хри­сто­ва и си­лой Хрис­то­вой. В чис­ле слу­ша­те­лей бе­се­ды епи­ско­па с ха­ном был юный пле­мян­ник Бер­гая, сын его бра­та. Сло­во о ве­ре Хри­сто­вой па­ло на доб­рую поч­ву – на серд­це доб­ро­го юно­ши. Он был силь­но по­ра­жен тем, что слы­шал о свя­той ве­ре, и стал уве­рять­ся в пу­сто­те сво­ей язы­че­ской ре­ли­гии: по­кло­не­нии солн­цу, звез­дам, ог­ню. В том же го­ду у ха­на раз­бо­лел­ся един­ствен­ный сын, и хан, вспом­нив рас­ска­зы Ро­стов­ско­го епи­ско­па об ис­це­ле­ни­ях, со­вер­ша­ю­щих­ся при гро­бе свт. Леон­тия, вы­тре­бо­вал Ки­рил­ла к се­бе для ис­це­ле­ния сы­на. Свя­ти­тель по­сле теп­лой мо­лит­вы к Бо­гу и Пре­свя­той Бо­го­ма­те­ри мо­лил чу­до­твор­ца Леон­тия оправ­дать де­ло свя­той ве­ры пе­ред за­блуд­ши­ми. При­быв в Ор­ду, он ис­це­лил боль­но­го ца­ре­ви­ча мо­лит­вой и освя­щен­ной во­дой. Щед­ро ода­рен­ный ха­ном, Рос­тов­ский епи­скоп от­пра­вил­ся в оте­че­ство. Юный пле­мян­ник ха­на во вре­мя вто­рич­но­го пре­бы­ва­ния епи­ско­па у ха­на ре­шил­ся уда­лить­ся с ним в Ро­стов, чтобы там при­нять свя­тую ве­ру. Не смея от­крыть сво­их на­ме­ре­ний ма­те­ри, бо­ясь вла­сти дя­ди, он тай­но ушел из Ор­ды и, до­гнав на до­ро­ге епи­ско­па, со сле­за­ми про­сил взять его с со­бой. Свя­ти­тель со­гла­сил­ся.
В Ро­сто­ве ца­ре­вич жил в до­ме епи­ско­па, хо­дил смот­реть на чин бо­го­слу­же­ния, слу­шал чте­ние и пе­ние, и все его при­во­ди­ло в вос­торг. То­гда в ка­фед­раль­ном хра­ме епи­ско­па, го­во­рит древ­ний по­вест­во­ва­тель, на ле­вом кли­ро­се пе­ли по-гре­че­ски, а на пра­вом по-рус­ски. Ца­ре­вич про­сил кре­стить его. Но вла­ды­ка, за­бо­тив­ший­ся о сво­ей пастве, ве­лел ца­ре­ви­чу ожи­дать до вре­ме­ни, опа­са­ясь гне­ва хан­ско­го на зем­лю Рус­скую, ес­ли услы­шит о Кре­ще­нии сво­е­го пле­мян­ни­ка. Но про­шло до­воль­но вре­ме­ни, умер хан Бер­гай, пе­ре­ста­ло в Ор­де ис­ка­ние ца­ре­ви­ча, и свя­ти­тель с лю­бо­вью окре­стил его с име­нем Пет­ра. Но­вый хрис­ти­а­нин на­учил­ся рус­ско­му язы­ку, усерд­но чи­тал кни­ги, тру­до­лю­би­во мо­лил­ся, по­се­щал бо­го­слу­же­ние хра­ма, жил чи­сто и воз­держ­но, оста­ва­ясь в до­ме епи­ско­па.
Бла­жен­ный Ки­рилл скон­чал­ся, и 19 сен­тяб­ря 1261 го­да из Ав­ра­ами­е­вой оби­те­ли взо­шел на ка­фед­ру Ро­стов­скую свт. Иг­на­тий. Петр про­дол­жал жить при свт. Иг­на­тии в ка­фед­раль­ном до­ме. Про­дол­жая усерд­но по­се­щать храм Бо­жий и жить бла­го­го­вей­но, по вре­ме­нам за­бав­лял­ся он со­ко­ли­ной охо­той на бе­ре­гу озе­ра Неро. Раз, за­мед­лив до но­чи на этой охо­те, за­снул он у озе­ра. Ему яви­лись во сне, а по про­буж­де­нии и на­яву, свв. апо­сто­лы Петр и Па­вел. Ужас­нул­ся юно­ша, ви­дя пред со­бой свет­лых му­жей ро­стом, пре­вы­ша­ю­щим че­ло­ве­че­ский, и да­ле­ко оси­яв­ших окрест­ный мрак; три­жды хо­тел он вос­стать и три­жды по­вер­гал­ся до­лу пред ни­ми. И они, под­няв его, лас­ко­во ска­за­ли: «Не бой­ся, друг Петр, мы по­сла­ны к те­бе Бо­гом, в Ко­то­ро­го ты уве­ро­вал, и же­ла­ем, чтобы и здесь, где за­снул ты, со­зда­на бы­ла цер­ковь в на­ше имя; зав­тра ты вы­ме­ня­ешь три ико­ны, од­ну Бо­го­ро­ди­цы с Пред­веч­ным Мла­ден­цем и две свя­тых, от­не­сешь их к епи­ско­пу и ска­жешь, что апо­сто­лы Петр и Па­вел по­веле­ва­ют по­стро­ить в их имя цер­ковь на ука­зан­ном ими ме­сте». За­тем они да­ли ца­ре­ви­чу два меш­ка, один с зо­ло­том, дру­гой с се­реб­ром, и ста­ли неви­ди­мы. Бла­жен­ный Петр про­был в мо­лит­ве до утра на ме­сте, где яви­лись ему апо­сто­лы. По­том на­шел в го­ро­де у ико­но­пис­ца три ука­зан­ные ико­ны, вы­ме­нял и по­нес их епи­ско­пу. В ту же ночь свт. Иг­на­тию яви­лись апо­сто­лы и при­ка­за­ли по­стро­ить в их имя храм. Устра­шен­ный то­ном при­ка­за­ния и ви­дом их, Иг­на­тий утром при­гла­сил к се­бе кня­зя – то­гда был кня­зем сын му­че­ни­ка Ва­силь­ка Бо­рис – и, рас­ска­зав ему о ви­де­нии, го­во­рил: «Не знаю, что де­лать? Недо­уме­ваю, где стро­ить храм?» В это вре­мя они уви­де­ли Пет­ра с ико­на­ми на ру­ках; епи­скоп и князь бы­ли по­ра­же­ны изум­ле­ни­ем, от­ку­да мог взять Петр ино­стра­нец та­кие пре­крас­ные ико­ны, то­гда как в го­ро­де на то вре­мя не бы­ло ико­но­пис­ца? Вы­слу­шав рас­сказ Пет­ра, они бла­го­го­вей­но по­кло­ни­лись свя­тым ико­нам, от­слу­жи­ли в хра­ме мо­ле­бен пе­ред ни­ми, со­вер­ши­ли крест­ный ход на ме­сто яв­ле­ния свя­тых апо­сто­лов и здесь в пост­ро­ен­ной на­ско­ро ча­совне по­ста­ви­ли чуд­ные ико­ны. Бла­жен­ный Петр вы­брал об­шир­ную пло­щадь на бе­ре­гу озе­ра. На от­ве­ден­ном ме­сте был по­стро­ен храм свя­тых апо­сто­лов и при нем ос­но­вал­ся мо­на­стырь ино­ков.
По­чи­та­ние пре­по­доб­но­го ца­ре­ви­ча Пет­ра на­ча­лось с XIV ве­ка. По­мест­ное празд­­но­ва­ние уста­нов­ле­но на Со­бо­ре 1547 го­да, при мит­ро­по­ли­те Все­рос­сий­ском Ма­ка­рии.

☦️
Про­слав­ле­ние Святителя Софро́ния, епископа Иркутского.
Са­мо тор­же­ство про­слав­ле­ния, сро­ки ко­то­ро­го де­я­ни­я­ми Со­бо­ра бы­ло пред­ло­же­но опре­де­лить Ир­кут­ско­му ар­хи­ерею са­мо­му, со­об­ра­зу­ясь с мне­ни­ем пат­ри­ар­ха и мест­ны­ми усло­ви­я­ми, ори­ен­ти­ро­воч­но пла­ни­ро­ва­лось на 30 июня – та­ко­во бы­ло мне­ние прео­свя­щен­но­го Иоан­на, ар­хи­епи­ско­па Ир­кут­ско­го и Вер­хо­лен­ско­го. Вме­сте с тем в адрес пат­ри­ар­ха и Си­но­да по­сту­пи­ла за­пис­ка от прич­та Ир­кут­ско­го ка­фед­раль­но­го со­бо­ра с прось­бой от­ло­жить тор­же­ство по­гре­бе­ния свя­ти­те­ля по край­ней ме­ре до 8 ок­тяб­ря. Ос­но­ва­ния при­во­ди­лись дей­стви­тель­но вес­кие.
По­ми­мо опа­се­ний не уло­жить­ся в остав­ше­е­ся до 30 июня вре­мя, се­рьез­ны­ми пред­став­ля­лись по­ли­ти­че­ские и эко­но­ми­че­ские при­чи­ны. Стра­на на­хо­ди­лась в со­сто­я­нии граж­дан­ской вой­ны; для бо­го­слу­же­ний не хва­та­ло эле­мен­тар­ных ве­щей: све­чей, му­ки, ви­на, де­ре­вян­но­го мас­ла; не бы­ло икон свя­ти­те­ля; кро­ме все­го, для ор­га­ни­за­ции празд­но­ва­ния нуж­но бы­ло по­лу­чить раз­ре­ше­ние у но­вых вла­стей, а меж­ду тем «но­вая власть в ли­це ко­мис­са­ров устрой­ство тор­же­ства в бли­жай­шее вре­мя на­хо­дит неудоб­ным». «На­ко­нец, – пи­шут кли­ри­ки Ир­кут­ска, – в го­ро­де в на­сто­я­щее вре­мя крайне на­пря­жен­ная об­ста­нов­ка вслед­ствие дви­же­ния Бе­лой Ар­мии с Даль­не­го Во­сто­ка. Во что это вы­льет­ся через ме­сяц-дру­гой, ска­зать труд­но».
Про­тив та­ких до­во­дов труд­но бы­ло что-ли­бо воз­ра­зить, и пат­ри­арх дал со­гла­сие на пе­ре­не­се­ние сро­ка про­слав­ле­ния на бо­лее бла­го­при­ят­ное вре­мя. Но не в си­ле Бог, а в прав­де. В ми­ну­ту раз­но­гла­сий о вре­ме­ни про­слав­ле­ния сам свя­ти­тель Со­фро­ний явил­ся ар­хи­епи­ско­пу Иоан­ну и рек ему: «Му­жай­ся!», чем вдох­но­вил его пой­ти на­пе­ре­кор ви­ди­мым пре­пят­стви­ям. Тор­же­ство со­сто­я­лось имен­но 30 июня. Мир­ное пе­ние сла­вы Гос­по­ду и угод­ни­ку Бо­жию Со­фро­нию ни­чем не бы­ло на­ру­ше­но. Его хра­ни­ло мо­ле­ние са­мо­го свя­ти­те­ля пред Пре­сто­лом Все­выш­не­го.
То­гда же свя­щен­ни­ком Ти­хо­ном Сол­да­то­вым бы­ла со­став­ле­на служ­ба свя­ти­те­лю, а тро­парь и кондак по бла­го­сло­ве­нию прео­свя­щен­но­го Иоан­на на­пи­сал про­то­и­е­рей Ни­ко­лай По­но­ма­рев. Ака­фист был под­го­тов­лен иеро­мо­на­хом Пор­фи­ри­ем и ре­цен­зи­ро­ван кол­лек­ти­вом епи­ско­пов, на­хо­див­ших­ся в Ир­кут­ске «по об­сто­я­тель­ствам вре­ме­ни». Те же «об­сто­я­тель­ства вре­ме­ни» пе­ре­нес­ли ра­ку и ков­че­жец со свя­ты­ми остан­ка­ми в ир­кут­ский храм во имя ико­ны Вла­ди­мир­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­над­ле­жав­шей об­нов­лен­цам. С 1937 го­да, по­сле за­кры­тия это­го хра­ма, свя­ты­ня пре­бы­ва­ет под спу­дом. Ныне имя свя­ти­те­ля Со­фро­ния, на­ше­го усерд­но­го за­ступ­ни­ка, ве­ли­ко­го по­движ­ни­ка Церк­ви, неуто­ми­мо­го тру­же­ни­ка, «на­став­ни­ка мо­на­хов и со­бе­сед­ни­ка ан­ге­лов», чтит­ся всем пра­во­слав­ным ми­ром.

Свя­ти­тель Со­фро­ний, епи­скоп Ир­кут­ский и всея Си­би­ри, пре­ста­вил­ся к Бо­гу 30 мар­та 1771 го­да, на вто­рой день Свя­той Пас­хи. По­ка ожи­да­ли ре­ше­ния Свя­тей­ше­го Си­но­да о по­гре­бе­нии, шесть ме­ся­цев его те­ло оста­ва­лось не пре­дан­ным зем­ле и за это вре­мя не под­верг­лось тле­нию. Уже то­гда, вви­ду это­го об­сто­я­тель­ства, а так­же зная стро­гую по­движ­ни­че­скую жизнь свя­ти­те­ля Со­фро­ния, паства ста­ла по­чи­тать его как угод­ни­ка Бо­жия. Мно­го­крат­но (в 1833, 1854, 1870, 1909 гг.) его мо­щи сви­де­тель­ство­ва­лись как нетлен­ные и ис­то­ча­ю­щие бла­го­дат­ные чу­до­тво­ре­ния. Слу­чив­ший­ся 18 ап­ре­ля 1917 го­да по­жар в Бо­го­яв­лен­ском со­бо­ре Ир­кут­ска оста­вил толь­ко ко­сти свя­ти­те­ля, но не ума­лил, а, на­обо­рот, уве­ли­чил бла­го­го­вей­ное по­чи­та­ние свя­ти­те­ля ве­ру­ю­щим на­ро­дом.
По­мест­ный Со­бор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви в опре­де­ле­нии от 10/23 ап­ре­ля 1918 го­да по­ста­но­вил со­вер­шить про­слав­ле­ние свя­ти­те­ля Со­фро­ния, при­чис­лив его к ли­ку свя­тых угод­ни­ков Бо­жи­их. Са­мо тор­же­ство при­чис­ле­ния свя­ти­те­ля Со­фро­ния к ли­ку свя­тых бы­ло со­вер­ше­но 30 июня (см. выше). На вто­рой сес­сии это­го же Со­бо­ра под пред­се­да­тель­ством свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ти­хо­на бы­ла утвер­жде­на служ­ба свя­ти­те­лю Со­фро­нию с тро­па­рем, со­став­лен­ным управ­ляв­шим в то вре­мя Ир­кут­ской епар­хи­ей ар­хи­епи­ско­пом Иоан­ном, чтобы все ве­ру­ю­щие име­ли воз­мож­ность при­со­еди­нить мо­лит­ву свя­то­му угод­ни­ку к го­ло­су церк­вей си­бир­ских, вы­со­ко чту­щих па­мять сво­е­го све­тиль­ни­ка и мо­лит­вен­ни­ка.

Подробнее:
https://azbyka.ru/days/sv-sofronij-irkutskij

☦️
Свя­щен­но­му­че­ник Ти­мо­фей – Ти­мо­фей Алек­сан­дро­вич Пет­ро­пав­лов­ский – был ру­ко­по­ло­жен во свя­щен­ни­ка в 1913 го­ду ко хра­му в честь Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в се­ле Зо­ло­то­нош­ки Стер­ли­та­мак­ско­го уез­да Уфим­ской гу­бер­нии.
30 июня 1918 го­да он от­слу­жил ли­тур­гию, а за­тем мо­ле­бен апо­сто­лу Ти­мо­фею и му­че­ни­це Со­фии с ака­фи­стом. Чи­тая Еван­ге­лие, при­уро­чен­ное к чте­ни­ям му­че­ни­кам, он с ка­ким-то осо­бен­ным чув­ством, об­ра­тив­шим на се­бя вни­ма­ние мно­гих мо­ля­щих­ся, про­чел сло­ва Гос­по­да: «не бой­тесь уби­ва­ю­щих те­ло…», вос­при­няв их в тот мо­мент как на­пут­ствие и укреп­ле­ние для се­бя са­мо­го в гря­ду­щих стра­да­ни­ях.
В этот день в се­ло Зо­ло­то­нош­ки при­был от­ряд крас­но­гвар­дей­цев во гла­ве с уро­жен­цем это­го се­ла по фа­ми­лии Гар­буз и с ни­ми несколь­ко пле­нен­ных ими жи­те­лей со­сед­не­го се­ла. Часть мест­ных жи­те­лей встре­ти­ла от­ряд с хле­бом-со­лью, иные, стоя да­же на ко­ле­нях, на­де­ясь уми­ло­сти­вить этим же­сто­ких ка­ра­те­лей, так как жи­те­ля­ми се­ла неза­дол­го до это­го бы­ла по­сла­на дру­же­ствен­ная де­ле­га­ция к вой­скам че­хо­сло­ва­ков, про­ти­во­сто­яв­шим то­гда боль­ше­ви­кам. Отец Ти­мо­фей не по­шел встре­чать от­ряд крас­но­гвар­дей­цев и не поз­во­лил жене уни­жать­ся пе­ред ка­ра­те­ля­ми.
Спу­стя час по­сле при­бы­тия крас­но­гвар­дей­цев в се­ло, он ли­цом к ли­цу столк­нул­ся с Гар­бу­зом, ко­то­рый тут же ему объ­явил, что он его аре­сто­вы­ва­ет и при­го­ва­ри­ва­ет к по­ве­ше­нию. Го­то­вый к му­че­ни­че­ско­му кон­цу, свя­щен­ник по­про­сил, чтобы по­ве­ше­ние бы­ло за­ме­не­но рас­стре­лом. Ка­ра­тель со­гла­сил­ся, и от­ца Ти­мо­фея по­ста­ви­ли к стене ам­ба­ра и рас­стре­ля­ли, а вме­сте с ним рас­стре­ля­ли аре­сто­ван­ных ра­нее в со­сед­нем се­ле че­ты­рех муж­чин и жен­щи­ну. Тор­же­ствен­ные по­хо­ро­ны ка­ра­те­ли за­пре­ти­ли устра­и­вать и да­же су­пру­ге свя­щен­ни­ка не раз­ре­ши­ли про­во­дить те­ло с гро­бом на клад­би­ще. По­гре­бе­ние пас­ты­ря-му­че­ни­ка и всех с ним уби­тых со­вер­шил иеро­мо­нах Алек­се­ев­ско­го мо­на­сты­ря.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Ни­кандр ро­дил­ся в 1865 го­ду в Ка­ме­нец-По­доль­ской гу­бер­нии в се­мье кре­стья­ни­на Дмит­рия Пру­са­ка и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ни­ки­фо­ром. Об­ра­зо­ва­ние Ни­ки­фор по­лу­чил до­ма. Из­брав мо­на­ше­ский путь, он под­ви­зал­ся в Алек­сан­дро-Афон­ской Зе­лен­чук­ской пу­сты­ни; 7 мар­та 1896 го­да он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство и на­ре­чен Ни­кан­дром. 8 июня 1896 го­да мо­нах Ни­кандр был ру­ко­по­ло­жен во иеро­ди­а­ко­на, а 30 но­яб­ря 1897 го­да – во иеро­мо­на­ха. Мо­на­стыр­ское на­чаль­ство ха­рак­те­ри­зо­ва­ло его как мо­на­ха весь­ма спо­соб­но­го и тру­до­лю­би­во­го. В 1901 го­ду он был на­прав­лен в Кав­каз­ский Ни­ко­ла­ев­ский мис­си­о­нер­ский мо­на­стырь, а в 1908 го­ду воз­вра­тил­ся в Зе­лен­чукскую пу­стынь. В 1913 го­ду иеро­мо­нах Ни­кандр был пе­ре­ве­ден в Бол­хов­ский Тро­иц­кий Оп­тин мо­на­стырь Ор­лов­ской епар­хии и на­зна­чен ис­пол­ня­ю­щим долж­ность каз­на­чея; в 1916 го­ду – пе­ре­ве­ден в Толг­ский мо­на­стырь Яро­слав­ской епар­хии.
Иеро­мо­нах Ни­кандр (Пру­сак) был рас­стре­лян 30 июня (13 июля) 1918 го­да за­хва­тив­ши­ми в стране власть без­бож­ни­ка­ми-боль­ше­ви­ка­ми и по­гре­бен в без­вест­ной мо­ги­ле.

☦️
Пре­по­доб­но­му­че­ник Фео­ген ро­дил­ся 27 ян­ва­ря 1862 го­да в го­ро­де Санкт-Пе­тер­бур­ге в се­мье слу­жа­ще­го ко­ню­шен­но­го ве­дом­ства при цар­ском двор­це Льва Ко­зы­ре­ва и в кре­ще­нии был на­ре­чен Ва­си­ли­ем. Лев Ко­зы­рев слу­жил при ко­нюш­нях двор­цо­во­го ве­дом­ства при Им­пе­ра­то­ре Ни­ко­лае I; Ва­си­лий, окон­чив на ка­зен­ный счет Алек­сан­дров­скую гим­на­зию, с 1877 го­да так­же стал слу­жить при ко­нюш­нях двор­цо­во­го ве­дом­ства. По­сле боль­ше­вистcко­го пе­ре­во­ро­та в 1917 го­ду ко­ню­шен­ное ве­дом­ство бы­ло пе­ре­да­но ав­то­ба­зе, и до вы­хо­да на пен­сию в 1924 го­ду Ва­си­лий Льво­вич слу­жил здесь кла­дов­щи­ком, а за­тем пе­ре­ехал в го­род Ме­щовск Ка­луж­ской об­ла­сти и по­се­лил­ся при од­ном из мо­на­сты­рей; в том же го­ду он был по­стри­жен в мо­на­ше­ство с име­нем Фео­ген.
В 1926 го­ду епи­скоп Мо­саль­ский, ви­ка­рий Ка­луж­ской епар­хии Гер­ман (Вейн­берг) ру­ко­по­ло­жил его во иеро­мо­на­ха и воз­вел во игу­ме­на и бла­го­сло­вил быть сво­им ду­хов­ни­ком. Отец Фео­ген жил сна­ча­ла в Ме­щов­ске, за­тем в Мо­саль­ске; в 1928 го­ду он пе­ре­ехал вме­сте с епи­ско­пом Гер­ма­ном в Бу­гу­рус­лан, ку­да вла­ды­ка был на­зна­чен ви­ка­ри­ем, а в 1930 го­ду с по­лу­че­ни­ем епи­ско­пом Гер­ма­ном са­мо­сто­я­тель­ной ка­фед­ры пе­ре­ехал вме­сте с ним в Ал­ма-Ату. Здесь он стал слу­жить вме­сте с вла­ды­кой в Ни­коль­ском со­бо­ре. Вес­ной 1932 го­да епи­скоп Гер­ман воз­вел игу­ме­на Фео­ге­на в сан ар­хи­манд­ри­та; при воз­ве­де­нии при­сут­ство­ва­ли свя­ти­те­ли-ис­по­вед­ни­ки ар­хи­епи­скоп Про­ко­пий (Ти­тов) и епи­скоп Ам­вро­сий (По­лян­ский).
Епи­скоп Гер­ман и ар­хи­манд­рит Фео­ген жи­ли при со­бо­ре, где кро­ме них жи­ли мо­на­хи­ни, при­смат­ри­вав­шие за хра­мом. В на­ча­ле де­каб­ря 1932 го­да мать на­чаль­ни­ка мест­но­го ОГПУ, при­дя к мо­на­хи­ням, ска­за­ла: «Мой сын по­слал ме­ня пре­ду­пре­дить, что в ночь на 10 де­каб­ря всех ва­ших свя­щен­ни­ков аре­сту­ют. Ни­ко­му по­на­ча­лу не ве­лел го­во­рить, а толь­ко из-за то­го, что жал­ко ему ме­ня, зная, что я цер­ковь люб­лю, ска­зал: “Пой­ди и ска­жи сест­рам”».
Все­нощ­ная 9 де­каб­ря 1932 го­да под празд­ник в честь ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Зна­ме­ние» бы­ла от­слу­же­на осо­бен­но тор­же­ствен­но. Епи­ско­пу Гер­ма­ну со­слу­жи­ли ар­хи­манд­рит Фео­ген, про­то­и­е­реи Алек­сандр Скаль­ский, Сте­фан По­но­ма­рев и Филипп Гри­горь­ев. По­сле все­нощ­ной мо­на­хи­ни, епи­скоп Гер­ман и ар­хи­манд­рит Фео­ген ушли в свои ке­льи, а свя­щен­ни­ки разо­шлись по до­мам в го­ро­де. Око­ло один­на­дца­ти ча­сов но­чи к Ни­коль­ско­му со­бо­ру по­до­шли со­труд­ни­ки ОГПУ и сра­зу же про­шли в ком­на­ту епи­ско­па и ар­хи­манд­ри­та и аре­сто­ва­ли их. Тем вре­ме­нем в цер­ков­ный двор вве­ли аре­сто­ван­ных свя­щен­ни­ков Алек­сандра Скаль­ско­го и Сте­фа­на По­но­ма­ре­ва, а за­тем всех по­ве­ли в тюрь­му ОГПУ, ку­да уже был при­ве­ден свя­щен­ник Филипп Гри­горь­ев.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-feogen-kozyrev

☦️
Му­че­ник Иоанн ро­дил­ся 27 сен­тяб­ря 1907 го­да в де­ревне Ан­дре­ево За­по­нор­ской во­ло­сти Бо­го­род­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье бо­га­то­го кре­стья­ни­на Ива­на Пан­кра­тье­ви­ча Де­ми­до­ва. Брат Ива­на Пан­кра­тье­ви­ча, Мат­вей, был вла­дель­цем неболь­шой шел­ко­кру­тиль­ной фаб­ри­ки, на ко­то­рой ра­бо­та­ло око­ло пя­ти­де­ся­ти че­ло­век. В свое вре­мя бра­тья раз­де­ли­ли иму­ще­ство, и Мат­вей Пан­кра­тье­вич стал еди­но­лич­ным вла­дель­цем фаб­ри­ки, а Иван Пан­кра­тье­вич стал ис­пол­нять неко­то­рые фаб­рич­ные за­ка­зы у се­бя на до­му. Се­мья Ива­на Пан­кра­тье­ви­ча бы­ла на ред­кость бла­го­че­сти­вой, и в са­мый тя­же­лый для Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви пе­ри­од, во вре­ме­на го­не­ний от без­бож­ни­ков, его сын и дочь ста­ли ста­ро­ста­ми хра­мов, дочь – Тро­иц­кой церк­ви в се­ле Авер­ки­е­во, а сын Иван – По­кров­ской церк­ви в се­ле За­по­но­рье; успев окон­чить до при­хо­да со­вет­ской вла­сти сель­скую шко­лу, он по­мо­гал от­цу по хо­зяй­ству.
В 1929 го­ду Иван был при­зван в ар­мию и слу­жил в ар­тил­ле­рий­ском пол­ку, квар­ти­ро­вав­шем в го­ро­де Мор­шан­ске Там­бов­ской об­ла­сти. Иван не скры­вал, что он че­ло­век ве­ру­ю­щий, и по­лит­ру­ки вся­че­ски пы­та­лись скло­нить его к от­ка­зу от ве­ры. Он пи­сал из ар­мии до­мой от­цу: «До­ро­гой па­па­ша! Каж­дый день спе­ци­аль­но на­до мной си­дит по­лит­рук и все уго­ва­ри­ва­ет снять на­тель­ный кре­стик. Но я тво­е­го бла­го­сло­ве­ния не бро­шу. Пе­ре­терп­лю все. Свя­тые от­цы му­ки раз­ные тер­пе­ли, и я пе­ре­терп­лю, а ве­ре пра­во­слав­ной не из­ме­ню».
Вер­нув­шись из ар­мии, Иван стал ра­бо­тать вме­сте с от­цом в сво­ем хо­зяй­стве. В 1933 го­ду, усту­пая прось­бам кре­стьян, он со­гла­сил­ся стать ста­ро­стой в По­кров­ской церк­ви в се­ле За­по­но­рье. В том же го­ду его аре­сто­ва­ли и при­го­во­ри­ли к че­ты­рем ме­ся­цам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре за невы­пол­не­ние им, как еди­но­лич­ни­ком, сель­ско­хо­зяй­ствен­ных обя­за­тельств, дан­ных ему го­су­дар­ством. В 1935 го­ду он сно­ва был при­го­во­рен к ше­сти ме­ся­цам за­клю­че­ния в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вом ла­ге­ре за неупла­ту на­ло­гов. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, он устро­ил­ся ра­бо­тать на стро­и­тель­ство шко­лы в Пав­ло­вом По­са­де, а за­тем, в 1937 го­ду, – ра­бо­чим на ле­со­пиль­ном за­во­де в Дрезне. Но где бы он ни ра­бо­тал, он ни­ко­гда не за­бы­вал, что он пра­во­слав­ный че­ло­век и цер­ков­ный ста­ро­ста, и все­гда был оза­бо­чен тем, со­вер­ша­ет­ся ли в По­кров­ском хра­ме бо­го­слу­же­ние. По­сле то­го, как храм ли­шил­ся по­сто­ян­но­го свя­щен­ни­ка, он стал при­во­зить свя­щен­ни­ка из го­ро­да, и тот со­вер­шал тре­бы в до­мах при­хо­жан. Это и яви­лось при­чи­ной аре­ста Ива­на.

Далее:
https://azbyka.ru/days/sv-ioann-demidov

☦️
Яв­ле­ние Ба­лы­кин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в се­ле Ба­лы­кине Ста­ро­дуб­ско­го уез­да Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии 30 июня 1711 го­да. Ис­то­рия чу­до­твор­ной ико­ны бы­ла из­ло­же­на в уте­рян­ном ныне ру­ко­пис­ном «Ска­за­нии», хра­нив­шем­ся в хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в се­ле Ба­лы­кине. Пре­да­ние гла­сит: ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на­хо­ди­лась в до­ме Ти­мо­фея Дуль­ско­го, офи­це­ра Ста­ро­дуб­ско­го пол­ка. Во вре­мя вой­ны со шве­да­ми, ко­гда вра­же­ские вой­ска шли ми­мо г. Ста­ро­ду­ба, на иконе ста­ли за­мет­ны сле­зы из глаз Бо­жи­ей Ма­те­ри. Уви­дев это, Дуль­ский дал обет по­ста­вить свя­тую ико­ну в храм, ко­то­рый где-ни­будь то­гда стро­ил­ся. В ско­ром вре­ме­ни он узнал, что в се­ле Ба­лы­кине имен­но в это вре­мя воз­во­ди­лась цер­ковь, и, убе­див­шись в бед­но­сти Ба­лы­кин­ско­го при­хо­да, обе­щал пе­ре­дать свя­тую ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри имен­но ту­да, но мед­лил с ис­пол­не­ни­ем сво­е­го обе­та. То­гда во сне ему яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и при­ка­за­ла немед­лен­но пе­ре­дать ико­ну в Ба­лы­кин­скую цер­ковь. Од­на­ко и по­сле это­го Дуль­ский все еще мед­лил. Вто­рой раз яви­лась ему во сне Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца и под угро­зой на­ка­за­ния вновь при­ка­за­ла от­дать ико­ну в Ба­лы­кин­ский храм, по­сле че­го Ти­мо­фей Дуль­ский по­спе­шил ис­пол­нить свое обе­ща­ние и пе­ре­дал ико­ну в но­во­по­стро­ен­ную де­ре­вян­ную цер­ковь во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в се­ле Ба­лы­кине.
Об­раз про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми боль­ных, ко­то­рые сте­ка­лись для по­кло­не­ния ей не толь­ко из Чер­ни­гов­ской, но и из со­сед­них гу­бер­ний. Неза­дол­го до Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции об­раз был силь­но по­вре­жден в ре­зуль­та­те са­мо­воз­го­ра­ния, но огонь не кос­нул­ся ли­ка Бо­жи­ей Ма­те­ри.
Ба­лы­кин­ская ико­на на­пи­са­на на хол­сте, при­кле­ен­ном на дос­ку, ма­ло­рос­сий­ским пись­мом, за­кры­та стек­лом и ме­тал­ли­че­ским окла­дом с по­кры­ти­ем, ими­ти­ру­ю­щим зо­ло­че­ние. На го­ло­ве Бо­жи­ей Ма­те­ри вме­сто по­кро­ва укра­ше­ние, на­по­ми­на­ю­щее диа­де­му. На иконе Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на с мо­лит­вен­но сло­жен­ны­ми ру­ка­ми, взи­ра­ю­щей на Пред­веч­но­го Мла­ден­ца, Ко­то­рый ле­жит на Ее ко­ле­нях. Ико­на бы­ла укра­ше­на се­реб­ря­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зой с над­пи­сью: «1811 г., июня 24, ко­штом гра­фи­ни Ан­ны Ива­нов­ны Без­бо­род­ко пе­ре­де­ла­на и вызла­ще­на».
Ико­но­гра­фия Ба­лы­кин­ской ико­ны вос­хо­дит к за­пад­ным об­раз­цам, ико­нам «Рож­де­ство Хри­сто­во» и «По­кло­не­ние волх­вов» (Бо­го­ро­ди­ца неред­ко изо­бра­жа­лась ко­ле­но­пре­кло­нен­ной, с при­жа­ты­ми к гру­ди ру­ка­ми, пе­ред ле­жа­щим в яс­лях Бо­гом­ла­ден­цем).
Точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной Ба­лы­кин­ской ико­ны на­хо­дит­ся в ор­лов­ском Вве­ден­ском жен­ском мо­на­сты­ре. На иконе Бо­го­ро­ди­ца изо­бра­же­на в вен­це, во­круг ним­ба – 12 звезд. Как гла­сит пре­да­ние, чу­до­твор­ный об­раз по­пал в оби­тель в 1712 го­ду, как бла­го­сло­ве­ние свя­ти­те­ля Иоан­на (Мак­си­мо­ви­ча), ар­хи­епи­ско­па Чер­ни­гов­ско­го, и не раз яв­лял за­ступ­ни­че­ство Бо­жи­ей Ма­те­ри об­ра­ща­ю­щим­ся к ней за по­мо­щью. Эта ико­на так­же про­сла­ви­лась ис­це­ле­ни­я­ми мла­ден­цев и бес­но­ва­той жен­щи­ны в 1858 го­ду. Чу­де­са, про­ис­хо­див­шие от спис­ка ико­ны Бо­го­ма­те­ри, за­пи­сы­ва­лись в мо­на­сты­ре. Чу­до­твор­ная Ба­лы­кин­ская ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­хо­дя­ща­я­ся в г. Ор­ле, бо­лее из­вест­на, чем пер­во­об­раз из се­ла Ба­лы­ки­на.

☦️
Чу­до­твор­ная Гор­ба­нев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри есть ко­пия Кор­сун­ской ико­ны, пи­сан­ной еван­ге­ли­стом Лу­кою и при­не­сён­ной ве­ли­ким кня­зем Вла­ди­ми­ром из Хер­со­на в Ки­ев в 988 го­ду. На­зы­ва­ет­ся же ико­на Гор­ба­нев­скою по фа­ми­лии ка­за­ка Гор­ба­ня, ос­но­вав­ше­го се­ло, рас­по­ло­жен­ное близ Пол­та­вы, ко­то­рое по­лу­чи­ло на­зва­ние Гор­ба­нёв­ка. По ис­то­ри­че­ским све­де­ни­ям, яв­ле­ние Гор­ба­нев­ской ико­ны от­но­сит­ся к пер­вой по­ло­вине XVIII сто­ле­тия. В то вре­мя се­ло Гор­ба­нёв­ка бы­ло не за­се­ле­но и окру­же­но ле­сом.
В этой мест­но­сти жил толь­ко ка­зак Гор­бань. Од­на­жды он ко­сил на сво­ей па­се­ке тра­ву, и вдруг ко­са его пе­ре­ло­ми­лась. На­кло­нив­шись к тра­ве, он уви­дел ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и тут же за­ме­тил, что ко­нец ко­сы ра­нил лик Бо­жи­ей Ма­те­ри под пра­вым гла­зом, из ко­то­ро­го по­ка­ти­лась сле­за. С бла­го­го­вей­ным тре­пе­том Гор­бань от­нёс ико­ну в свой дом и за­явил о слу­чив­шем­ся ду­хов­но­му на­чаль­ству.
Вско­ре усер­ди­ем бла­го­че­сти­вых лю­дей на ме­сте яв­ле­ния ико­ны был вы­стро­ен де­ре­вян­ный храм в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, в ко­то­ром бы­ла по­став­ле­на най­ден­ная ико­на, а в 1818 го­ду был от­стро­ен ка­мен­ный храм. Ико­на, на­пи­сан­ная на же­лез­ном ли­сте, укра­ше­на се­реб­ря­но-по­зо­ло­чен­ной ри­зой и дра­го­цен­ны­ми ка­ме­я­ми.
На­чи­ная с 1850 го­да, еже­год­но, 30 июня, Гор­ба­нев­ская ико­на в со­про­вож­де­нии мно­го­ты­сяч­ной тол­пы бо­го­моль­цев пе­ре­но­си­лась в Пол­та­ву, на пять верст рас­сто­я­ния от Гор­ба­нёв­ки, и оста­ва­лась в Успен­ском со­бо­ре 40 дней – до 10 ав­гу­ста. По­том та­ким же крест­ным хо­дом пе­ре­но­си­лась об­рат­но в Гор­ба­нёв­ку.
В трид­ца­тых го­дах ХХ ве­ка Гор­ба­нев­ский храм был стёрт с ли­ца зем­ли, и крест­ные хо­ды ста­ли со­вер­шать­ся в пре­де­лах го­ро­да Пол­та­вы, за­тем ико­ну при­шлось укры­вать. По­сле вой­ны об­раз на­хо­дил­ся сна­ча­ла в Ма­ка­ри­ев­ской церк­ви, а с 1949-го по 1962 год – в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре. По­сле раз­ру­ше­ния со­бо­ра в 1962 го­ду чу­до­твор­ный об­раз был пе­ре­не­сён в Свя­то-Ма­ка­ри­ев­ский ка­фед­раль­ный со­бор го­ро­да Пол­та­вы, где пре­бы­ва­ет и по­ныне.
Каж­дую пят­ни­цу ве­че­ром пе­ред ико­ной, ко­то­рую на­зы­ва­ют «За­ступ­ни­цей и По­хва­лой зем­ли на­шей Пол­тав­ской», по­ёт­ся ака­фист.
По­ми­мо офи­ци­аль­но­го дня празд­но­ва­ния, за­не­сён­но­го в ме­ся­це­слов 13 июля (30 июня по ста­ро­му сти­лю), су­ще­ству­ет так­же день мест­но­чти­мо­го празд­но­ва­ния Гор­ба­нев­ской ико­ны – 12 ок­тяб­ря (29 сен­тяб­ря по ста­ро­му сти­лю).

Жития
Писание