⏳ 2020.07.12 (вс)
? поста нет

? подвижный годовой круг:
• 5я неделя (вс.) после Пятидесятницы (глас 4й)
• воскресенье
• прмчч. Неофи́та, Ио́ны, Неофи́та, Ио́ны, Парфе́ния Липсийских (?)

☀️ неподвижный годовой круг:
12 июля (29 июня)
• первоверховных апп. Петра и Павла (67)
• свт. Григория Ираклийского (1925)
• прп. Паи́сия Святогорца (1994)
• иконы Божией Матери «Касперовская» (1853–1855)


☦️
Пять Лип­сий­ских пре­по­доб­но­му­че­ни­ков при­ня­ли му­че­ни­че­скую кон­чи­ну на ост­ро­ве Лип­си: мо­на­хи Нео­фит с ост­ро­ва Амор­гос († 6 апр. 1558), Иона с ост­ро­ва Ле­рос († 28 февр. 1561), Иона Гар­бис с ост­ро­ва Ни­си­рос († апр. 1635) и Пар­фе­ний из Филип­по­по­ля (ныне Пло­в­див, Бол­га­рия) († 1696) по­стра­да­ли от ту­рок, мо­нах Нео­фит († 8 дек. 1609) – от пи­ра­тов. День памяти переходящий — в Воскресенье после 10 июля.

☦️
Почитание святых апостолов Петра и Павла началось сразу же после их казни. Место их погребения было священно для первых христиан. В IV веке святым равноапостольным Константином Великим (†337; память 21 мая ст. ст.) были воздвигнуты храмы в честь святых первоверховных апостолов в Риме и Константинополе. Совместное их празднование — 29 июня (ст. ст.) — было сильно распространено уже в первые века христианства. Празднуя в этот день память первоверховных апостолов, Православная Церковь прославляет духовную твердость святого Петра и разум святого Павла, воспевает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся: в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.
В Русской Церкви почитание апостолов Петра и Павла получило начало после Крещения Руси. По церковному преданию, святой равноапостольный князь Владимир (†1015; память 15 июля ст. ст.) привез из Корсуни икону святых апостолов Петра и Павла, которая впоследствии была преподнесена в дар Новгородскому Софийскому собору. В этом же соборе до сих пор сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. В Киевском Софийском соборе настенные росписи, изображающие апостолов Петра и Павла, относятся к XI–XII векам. Первый монастырь в честь святых апостолов Петра и Павла был воздвигнут в Новгороде на Синичей горе в 1185 году. Примерно в это же время началось строительство Петровского монастыря в Ростове. Петропавловский монастырь существовал в XIII веке в Брянске.
Имена апостолов Петра и Павла, получаемые при святом крещении, особенно распространены в России. Эти имена носили многие святые Древней Руси. Изображения святых апостолов Петра и Павла в иконостасе православного храма стали неизменной принадлежностью деисусного чина. Особенно известны иконы первоверховных апостолов Петра и Павла, написанные гениальным русским иконописцем преподобным Андреем Рублевым.

Подробнее об ап. Петре:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/2

Подробнее об ап. Павле:
https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/zhizn-i-trudy-apostolov/14

☦️
Гри­го­рий (Кал­ли­дос), мит­ро­по­лит Ирак­лий­ский и Ре­де­стос­ский, про­слав­лен в Кон­стан­ти­но­поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 6 ок­тяб­ря 2003 го­да его имя бы­ло вклю­че­но в ме­ся­це­слов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви с празд­но­ва­ни­ем его па­мя­ти 12 июля, как это уста­нов­ле­но в Кон­стан­ти­но­поль­ской Церк­ви.

☦️
Ге­рон­да Па­и­сий, в ми­ру Ар­се­ний Ез­не­пи­дис, ро­дил­ся в Фа­ра­сах Кап­па­до­кий­ских, в Ма­лой Азии, 25 июля 1924 го­да. Его от­ца зва­ли Про­дро­мос. Он был бла­го­че­сти­вым че­ло­ве­ком и пат­ри­о­том, из-за че­го его се­мья под­вер­га­лась опас­но­сти от ту­рец­ких фа­на­ти­ков-му­суль­ман. Мать стар­ца зва­ли Евлам­пи­ей. В их се­мье, кро­ме ма­лень­ко­го Ар­се­ния, бы­ло еще де­вять де­тей. Через две неде­ли по­сле рож­де­ния Ар­се­ния фа­ра­сий­ские гре­ки бе­жали из Тур­ции, чтобы спа­стись от ту­рец­ких го­не­ний. Пе­ред отъ­ез­дом в Гре­цию свя­той Ар­се­ний Кап­па­до­кий­ский окре­стил маль­чи­ка и дал ре­бен­ку свое имя, про­ро­че­ски ска­зав: «Хо­чу оста­вить по­сле се­бя мо­на­ха».
В сен­тяб­ре 1924 го­да ко­рабль с бе­жен­ца­ми по­до­шел к бе­ре­гам Гре­ции, и из­му­чен­ные лю­ди, на­ко­нец, об­ре­ли но­вую ро­ди­ну и без­опас­ность. Ма­лыш Ар­се­ний рос, имея боль­шую лю­бовь ко Хри­сту и Бо­го­ро­ди­це, и очень хо­тел стать мо­на­хом. Он по­сто­ян­но хо­дил в лес, где мо­лил­ся, дер­жа де­ре­вян­ный крест, сде­лан­ный сво­и­ми ру­ка­ми. Дет­ство стар­ца про­шло в г. Ко­ни­це. Здесь он успеш­но окон­чил шко­лу и ра­бо­тал до ар­мии плот­ни­ком.
В 1945 го­ду Ар­се­ния при­зва­ли в ар­мию, где он от­ли­чил­ся бла­го­нра­ви­ем и му­же­ством.
По­сле ар­мии Ар­се­ний сра­зу ушел на Свя­тую Го­ру Афон. В 1950 го­ду он стал по­слуш­ни­ком бла­го­дат­но­го ду­хов­ни­ка, от­ца Ки­рил­ла, впо­след­ствии игу­ме­на мо­на­сты­ря Кут­лу­муш († 1968). Неко­то­рое вре­мя спу­стя о. Ки­рилл на­пра­вил по­слуш­ни­ка в мо­на­стырь Ес­фиг­мен, где Ар­се­ний и при­нял в 1954 го­ду ря­со­фор с име­нем Авер­кий. Но­вый мо­нах нес лю­бые по­слу­ша­ния, а, вы­пол­нив свои, по­мо­гал и дру­гим бра­тьям за­кон­чить их ра­бо­ту. Авер­кий по­сто­ян­но мо­лил­ся, ста­ра­ясь, чтобы это не за­ме­ти­ли окру­жа­ю­щие, лю­бил чи­тать жи­тия свя­тых.
В 1954 го­ду Авер­кий по со­ве­ту ду­хов­но­го от­ца пе­ре­шел в оби­тель Фило­фей и стал там уче­ни­ком от­ца Си­мео­на, из­вест­но­го сво­ей доб­ро­де­те­лью. В 1956 го­ду отец Си­ме­он по­стриг от­ца Авер­кия в ма­лую схи­му с име­нем Па­и­сий, в честь мит­ро­по­ли­та Кесса­рий­ско­го Па­и­сия II, ко­то­рый так­же был уро­жен­цем Фа­ра­сы Кап­па­до­кий­ской. На но­вом ме­сте о. Па­и­сий вел преж­нюю жизнь: под­ви­зал­ся по лю­бо­че­стию и по­мо­гал, сколь­ко мог, бра­тии.
В 1958 го­ду из Сто­мио Ко­ниц­кой его про­си­ли прид­ти по­мочь оста­но­вить рас­про­стра­не­ние про­те­стан­тов. Ге­рон­да, по­лу­чив внут­рен­нее «из­ве­ще­ние» во­ли Бо­жи­ей, по­шел и жил в оби­те­ли Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в Сто­мио. Там он с по­мо­щью бла­го­да­ти Бо­жи­ей по­мог ты­ся­чам душ и от­ту­да от­пра­вил­ся в 1962 го­ду по ка­ким-то ду­хов­ным при­чи­нам на Си­най.
Ге­рон­да мно­го ра­бо­тал, а на за­ра­бо­тан­ные день­ги по­ку­пал пи­щу и раз­да­вал ее бе­ду­и­нам, ко­то­рые его очень лю­би­ли. В 1964 го­ду ге­рон­да вер­нул­ся на Афон и по­се­лил­ся в Ивер­ском ски­ту. В 1966 го­ду ге­рон­да за­бо­лел, и ему от­ня­ли боль­шую часть лег­ких.
С мая 1978 го­да о. Па­и­сий по­се­лил­ся в ке­лии Па­на­гу­да свя­той оби­те­ли Кут­лу­муш. Сю­да к стар­цу по­тя­ну­лись ты­ся­чи лю­дей. Еже­днев­но от вос­хо­да до за­ка­та он со­ве­то­вал, уте­шал, ре­шал люд­ские про­бле­мы, из­го­нял вся­кое стес­не­ние и на­пол­нял ду­ши ве­рою, на­деж­дою и лю­бо­вью к Бо­гу. Для всей Гре­ции ге­рон­да стал ду­хов­ным маг­ни­том, вы­тя­ги­ва­ю­щим скорбь бо­лез­ну­ю­щих лю­дей.
При­ни­мая тя­го­ты при­те­ка­ю­щих лю­дей, ге­рон­да ма­ло-по­ма­лу стал из­не­мо­гать те­лес­но. К 1993 го­ду со­сто­я­ние стар­ца ста­ло очень тя­же­лым. В ок­тяб­ре 1993 го­да ге­рон­да по­ехал с Го­ры Афон в мо­на­стырь св. Иоан­на Бо­го­сло­ва в Су­ро­ти. Здо­ро­вье его ка­та­стро­фи­че­ски ухуд­ши­лось. 12 июля 1994 го­да ге­рон­да пре­дал свою пре­по­доб­ную ду­шу Гос­по­ду. Ге­рон­да по­чил и был по­гре­бен в мо­на­сты­ре св. Иоан­на Бо­го­сло­ва в Су­ро­ти Со­лун­ской, и ме­сто его по­гре­бе­ния ста­ло свя­ты­ней для все­го пра­во­слав­но­го ми­ра.
13 ян­ва­ря 2015 го­да Свя­щен­ный Си­нод Кон­стан­ти­но­поль­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви при­чис­лил пре­по­доб­но­го Па­и­сия Свя­то­гор­ца к ли­ку свя­тых, о чем свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Ки­рил­ла уве­до­мил свя­тей­ший пат­ри­арх Кон­стан­ти­но­поль­ский Вар­фо­ло­мей сво­им пись­мом от 28 ян­ва­ря 2015 го­да.
Ре­ше­ние о вклю­че­нии пре­по­доб­но­го Па­и­сия в рус­ский ме­ся­це­слов бы­ло при­ня­то на за­се­да­нии Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 5 мая 2015 го­да с опре­де­ле­ни­ем празд­но­ва­ния его па­мя­ти 29 июня/12 июля.

Творенния:
https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/
• Афонский старец Хаджи-Георгий
• Святой Арсений Каппадокийский
• Возвращение к Богу от земли на Небо
• О семье христианской
• Отцы-святогорцы и святогорские истории
• Снова у старца
• Том I. С болью и любовью о современном человеке
• Том II. Духовное пробуждение
• Том III. Духовная борьба
• Том IV. Семейная жизнь
• Том V. Страсти и добродетели
• Том VI. Молитва
• Письма
• О роли матери в воспитании детей

☦️
Кас­пе­ров­ская чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся ве­ли­кой свя­ты­ней го­ро­дов Хер­со­на и Одес­сы, где она пре­бы­ва­ет око­ло ше­сти ме­ся­цев в го­ду. Дни при­не­се­ния ее в Одес­су (1 ок­тяб­ря), и от­ше­ствия ее – в чет­вер­тый день Пас­хи – ста­ли ве­ли­ки­ми цер­ков­ны­ми тор­же­ства­ми.
Вид этой неболь­шой ико­ны, на­пи­сан­ной мас­ля­ны­ми крас­ка­ми на хол­сте, на­кле­ен­ном на дос­ку, про­из­во­дит силь­ное впе­чат­ле­ние. Вла­ды­чи­ца и Бо­гом­ла­де­нец изо­бра­же­ны толь­ко по верх­нюю часть гру­ди. Бо­го­ма­терь со скорб­ны­ми оча­ми на ли­це при­жи­ма­ет к ла­ни­те Сво­ей Мла­ден­ца Хри­ста, при­дер­жи­вая го­ло­ву Его обе­и­ми ру­ка­ми. При­льнув к Пре­чи­стой, Мла­де­нец ле­вой ру­кой схва­тил­ся за плат, по­кры­ва­ю­щий гла­ву Прис­но­де­вы, в пра­вой Он дер­жит сви­ток.
Со­глас­но пре­да­нию, ико­на эта бы­ла в кон­це XVI ве­ка при­ве­зе­на в Рос­сию из Тран­силь­ва­нии сер­бом, ко­то­рый по­се­лил­ся в Оль­ви­о­поль­ском уез­де Хер­сон­ской гу­бер­нии. Пе­ре­хо­дя от ро­ди­те­лей к де­тям, в 1809 го­ду свя­той об­раз стал соб­ствен­но­стью по­ме­щи­цы Кас­пе­ро­вой, про­жи­вав­шей в Оль­ви­о­поль­ском уез­де, в име­нии Но­во-Ива­нов­ке. Ико­на бы­ла вет­хая, и жи­во­пись до то­го по­тем­не­ла, что труд­но бы­ло разо­брать чер­ты Бо­жи­ей Ма­те­ри и Спа­си­те­ля.
В фев­ра­ле 1840 го­да, пе­ре­жи­вая ве­ли­кие го­ре­сти, Кас­пе­ро­ва как-то но­чью дол­го мо­ли­лась пе­ред ико­ной. Во вре­мя мо­лит­вы она за­ме­ти­ла, что ли­ки Бо­го­ма­те­ри и Мла­ден­ца про­свет­ле­ли, и ико­на чу­дес­ным об­ра­зом об­но­ви­лась.
От свя­то­го об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­хо­див­шей­ся в до­ме по­ме­щи­цы, впо­след­ствии про­изо­шло мно­же­ство чу­дес и ис­це­ле­ний, по ис­сле­до­ва­нии ко­то­рых ико­на бы­ла при­зна­на Свя­тей­шим Си­но­дом чу­до­твор­ной. К ней ста­ло по­сто­ян­но сте­кать­ся мно­го па­лом­ни­ков, и в 1844 го­ду Кас­пе­ро­ва, счи­тая невоз­мож­ным удер­жи­вать чу­до­твор­ный об­раз в сво­ем до­ме, от­нес­ла ико­ну в мест­ный Ни­коль­ский храм.
В 1852 го­ду жи­те­ли Хер­со­на ис­хо­да­тай­ство­ва­ли раз­ре­ше­ние еже­год­но в празд­ник Воз­не­се­ния Гос­под­ня крест­ным хо­дом при­но­сить к ним чу­до­твор­ную ико­ну. А с 1853 го­да и жи­те­ли г. Ни­ко­ла­е­ва по­лу­чи­ли воз­мож­ность с 1 июля по 1 ав­гу­ста по­кло­нять­ся Кас­пе­ров­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри в сво­их хра­мах.
В Се­ва­сто­поль­скую вой­ну 1853–1855 гг. Одес­са, оса­жден­ная непри­я­тель­ским фло­том, пе­ре­жи­ва­ла тя­же­лые вре­ме­на. В ав­гу­сте 1854 го­да свя­той чу­до­твор­ный об­раз крест­ным хо­дом был тор­же­ствен­но пе­ре­не­сен в го­род­ской ка­фед­раль­ный со­бор, где пре­бы­вал до 20 мая 1856 го­да.
В 1855 го­ду, в празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, по­сле то­го, как одес­ский ар­хи­епи­скоп Ин­но­кен­тий при боль­шом сте­че­нии ве­ру­ю­щих от­слу­жил мо­ле­бен пе­ред Кас­пе­ров­ской ико­ной, враг от­сту­пил, го­род остал­ся невре­дим. По об­ще­му ве­ро­ва­нию Одес­са бы­ла спа­се­на бла­го­да­тью чу­до­твор­но­го об­ра­за. Бы­ло ре­ше­но «в по­уче­ние потом­ству сде­лать это со­бы­тие неза­бвен­ным, и день 1 ок­тяб­ря – празд­ни­ком свя­щен­ней­шим».
Глав­ным ме­сто­пре­бы­ва­ни­ем чу­до­твор­ной ико­ны про­дол­жа­ет счи­тать­ся се­ло Кас­пе­ров­ка, но об­раз на­хо­дит­ся там недол­го. Еже­год­но к 1 ок­тяб­ря он при­но­сит­ся из Кас­пе­ров­ки в Одес­су и оста­ет­ся там до сре­ды Пас­халь­ной неде­ли, по­ме­ща­ясь у юж­ной сте­ны пе­ред­ней ча­сти ка­фед­раль­но­го со­бо­ра. Осталь­ную часть Пас­халь­ной неде­ли и бли­жай­шие неде­ли ико­на на­хо­дит­ся в Кас­пе­ров­ке, в празд­ник Воз­не­се­ния пе­ре­но­сит­ся в Хер­сон, где пре­бы­ва­ет до 29 июня, а за­тем до 1 ав­гу­ста ей по­кло­ня­ют­ся жи­те­ли Ни­ко­ла­е­ва. По всем ме­стам пре­бы­ва­ния ико­ны по пят­ни­цам пе­ред нею чи­та­ет­ся ака­фист.

Жития
Писание